автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему:
Роль общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся в современных условиях

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Айвазова, Наталья Валентиновна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.02
Диссертация по философии на тему 'Роль общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся в современных условиях'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Айвазова, Наталья Валентиновна

Введение

Глава I. Формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения - комплексная проблема

§1. Система атеистического воспитания и место в ней общества "Знание"

§2. О партийном руководстве организациями общества "Знание"

§3. Эффективность научно-атеистической пропаганды.

Глава П. Формы и методы работы общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения

§1. Комплексный подход к проблеме формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

§2. Средства повышения эффективности научно-атеистической пропаганды.

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по философии, Айвазова, Наталья Валентиновна

Актуальность исследования. В решениях ХХУ1 съезда КПСС, июньского (1983 г.), февральского и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС подчеркнуто, что сердцевиной идейно-воспитательной работы, незыблемой основой коммунистического воспитания людей является формирование марксистско-ленинского мировоззрения.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на необходимость глубокого усвоения всеми трудящимися революционного учения Маркса, Энгельса, Ленина, дающего ключ к постижению и решению сложнейших задач общественного развития^. Сила советского общества в сознательности масс. Вот почему совершенствование идеологической, политико-воспитательной работы является предметом неустанной заботы партии, различных общественных организаций. Существен вклад в решение задач коммунистического воспитания и организаций общества "Знание".

В последние годы участие организаций общества "Знание" в коммунистическом воспитании трудящихся стало более активным и целенаправленным. Важным аспектом этой работы является научно-атеистическая пропаганда.

В постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС подчеркивается необходимость "активнее вести пропаганду научно-материалистических взглядов среди населения, больше внимания уделять атеистическому воспитанию. Шире вовлекать верующих в общественную жизнь, настойчивее внедрять советскую обрядность"^} Развитое социалистическое общество - это общество господствующего научно-материалистического мировоззрения. В то же

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. Политиздат, 1983, с.71.

2^Там же, с.72-73. время, отмечалось на Пленуме, "под влиянием религии еще остается часть людей и часть, прямо скажем, не такая уж малая""^. Было бы ошибочным считать, что религиозное миропонимание может исчезнуть само по себе, только под воздействием социалистического образа жизни и достижений научно-технического прогресса, без развертывания систематической, целеустремленной работы по пропаганде научного атеизма.

Нельзя также не учитывать, что империалистические пропагандистские центры и спецслужбы пытаются не только поддерживать, но и насаждать среди советских людей религиозность, придать ей антисоветскую и националистическую окраску и направленность. Спекулируя на религиозных предрассудках части нашего общества, они всячески стремятся гальванизировать религиозные чувства верующих, разжечь вражду и ненависть между верующими и неверующими на религиозной почве и тем самым подорвать социальное и идейно-политическое единство советского народа. С этой целью широко пропагандируются мифы о "преследовании" верующих в СССР, о "диктатуре государственного атеизма", о нарушении свободы совести в нашей стране.

Наши идеологические противники не упускают из виду и то, что еще значительное число людей участвуют в религиозных обрядах, связанных с рождением и смертью человека, колеблются между религиозной верой и неверием или занимают в вопросах атеизма и религии индифферентную позицию. И было бы неправильно игнорировать воздействие чуждых советскому образу жизни идеологий - религиозной и буржуазной - на сознание и поведение части населения нашей страны. В современных условиях все более глубоко осмысливается положение К.Маркса о том, что

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня

1983 г. Политиздат, 1983, с.60. религия будет исчезать в той мере, в какой будет развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате общественного развития, в котором крупная роль принадлежит „"П воспитанию '.

За годы своего существования организации общества "Знание" накопили богатый опыт атеистического воспитания трудящихся. Однако этот процесс требует постоянного отбора наиболее эффективных форм и методов с учетом условий, времени и конкретной аудитории. Вот почему перед организациями Общества поставлена задача непрерывного совершенствования стиля и методов пропаганды научного атеизма, обогащения ее содержания, усиления эмоциональности воздействия с тем, чтобы дойти до ума и сердца каждого человека.

Атеистическую работу организации общества "Знание" проводят под руководством партийных организаций, тесно сотрудничая с советскими учреждениями, комсомолом, профсоюзами и другими общественными институтами, призванными формировать научно-материалистическое, атеистическое мировоззрение трудящихся.

Рост образованности и информированности, многогранность духовных интересов и запросов советских людей и облегчают, и усложняют задачи пропаганды научного атеизма. Облегчают потому, что наша идеология носит научный характер, опирается на неопровержимую силу аргументов и фактов. Усложняют потому, что выше становятся требования к содержанию лекционной пропаганды, ее формам, культуре лектора, стилю изложения материала. Выдвинутое на современном этапе требование повышения эффективности и качества относится, подчеркивается в партийных документах, не только ко всем сторонам хозяйственной деятель

Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.45, с.474. ности, но и к сфере духовного производства, в том числе к атеистическому воспитанию.

В Российской Федерации только за последнее пятилетие (1979-1983) по линии общества "Знание" прочитано около 2,5 млн. лекций по атеистической тематике. Их прирост составляет 15-20 тысяч ежегодно. Неуклонно расширяют научно-атеистическую пропаганду Алтайская и Красноярская краевые, Башкирская республиканская (АССР), Волгоградская, Иркутская, Калининградская, Новосибирская, Саратовская областные, Ленинградская и Московская городские организации-^. Это свидетельствует о том большом внимании, которое уделяется воспитанию атеистической убежденности - неотъемлемой составной части процесса формирования научно-материалистического мировоззрения советских людей.

Многосторонний анализ деятельности организаций общества "Знание" позволяет не только выявить общие позитивные тенденции, характерные для современного этапа пропаганды научного атеизма, но и определить, что тормозит использование в полной мере огромных возможностей и резервов, имеющихся у этой широко разветвленной и многочисленной общественной организации.

На необходимость совершенствования деятельности по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся было указано в материалах ХХУ1 съезда партии, в постановлениях ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения лекционной пропаганды" (197® г.), "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы"(1979 г.), в материалах июньского (1983 г.) Пленума Центрального Комитета партии. Подчеркивая возрастание роли лекционной пропаганды,

•^См.: Статистические данные о работе общества "Знание" РСФСР. Правление общества "Знание" РСФСР. М., 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983 годы. в том числе по научному атеизму, ЦК КПСС в то же время отметил, что ее возможности еще не полностью используются. Это в определенной степени является следствием того, что "серьезные недостатки в этой сфере устранены не полностью, не все партийные комитеты проявляют к ней должное внимание, еще дают себя знать такие нетерпимые явления, как отрыв потребностей от практики, формализм и парадность""^. Подчеркивается также, что "дальнейшее совершенствование идеологической деятельности, повышение ее результативности - одна из важнейших задач партии'"0'.

Для более полной реализации возможностей общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся требуется постоянный анализ этого процесса с марксистско-ленинских позиций, изучение новых его особенностей, разработка рациональных путей решения узловых задач совершенствования содержания, тематической направленности, форм и методов атеистической пропаганды, подбора и повышения квалификации лекторских кадров.

Теоретическая разработка проблем совершенствования научно-атеистической пропаганды, проводимой организациями общества "Знание", способствует научному обеспечению их деятельности по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности трудящихся, повышает ее конкретность, аргументированность и идеологическую эффективность.

Степень научной разработанности. Всестороннее научное обоснование формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся дано в трудах В.И.Ленина. В.И.Ленин придавал большое значение этому направлению воспита

-Г)

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г. с.68.

2^Там же. ния, подчеркивая в то же время, что вопросы атеистической деятельности не должны выдвигаться на первый план, они лишь одно из направлений коммунистического воспитания и находятся в тесной связи с другими его направлениями^.

Активное участие в разработке научных основ атеистической пропаганды принимали соратники В.И.Ленина: В.Д.Бонч-Бруе-вич, П.А.Красиков, Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, Е.М.Ярославский и другие^^.

Опираясь на традиции марксистско-ленинского понимания проблемы, советские исследователи широко исследуют процесс формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения как неотъемлемого качества личности социалистического типа. Этим вопросам посвящены работы Н.П.Андрианова, Д.М.Аптекмана, Е.М.Бабосова, Н.Б.Биккенина, С.С.Вишневского, В.В.Журавлева, В.В.Загладина, В.А.Зоца, В.А.Куроедова, М.Я. Ленсу, А.Г.Масловой, В.А.Медведева, М.П.Мчедлова, С.И.Ники-шова, М.П.Новикова, А.Ф.Окулова, В.А.Печенева, П.И.Симуша, Г.Л.Смирнова, З.А.Тажуризиной, Д.М.Угриновича, П.Н.Федосеева и других исследователей. Всесторонне освещены задачи научно-атеистического воспитания как составной части системы коммунистического воспитания, место и роль религии в современном обществе, вскрывается ее вред для общества в целом и каждой личности.

Серьезное внимание уделяется разоблачению фальсификаций свободы совести в СССР, показу несостоятельности приемов у

См. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.17, с.419-420; т.54, с.440. р\

См. Деятели Октября о религии и церкви (статьи, речи, беседы, воспоминания). М., 1968. и методов фальсификации ленинского атеистического наследия, современного состояния научно-атеистического воспитания в нашей стране, анализу приемов и методов буржуазно-клерикальной пропаганды. Среди авторов этих работ М.В.Андреев, В.К.Ар-сенкин, Н.Аширов, А.В.Белов, И.И.Бражник, Л.Н.Великович, Е.Г.Балагушкин, В.И.Гараджа,ИЯКантеров, Н.М.Кейзеров, В.В. Клочков, В.М.Кувенева, Э.И.Лисавцев, В.П.Мазалова, М.П.Новиков, Е.А.Ножин, Э.Г.Филимонов, В.В.Фомиченко и другие^^.

В формировании научного мировоззрения все большее значение приобретает последовательное применение принципа комплекс' ного подхода к воспитанию. Различные его аспекты исследовали Б.Н.Коновалов, П.К.Курочкин, С.И.Никишов, М.Г.Писманник, Л.Н.Пономарев, И.М.Цуркан, А.И.Яковлев и другие^.

В марксистской общественной науке появляется все больше исследований, которые характеризуются рядом новых моментов:

См.,напр.: Аргументы, 1980, Аргументы, 1981, Аргументы, 1982, Аргументы, 1983. -М., Политиздат, 19о0-1983; Арсенкин В.К. Кризис религиозности и молодежь. - М., Наука, 1984; Бражник И.И. Право. Религия. Атеизм. - Киев, Наукова думка, 1983; Гараджа В.И. Научная и христианская интерпретация истории. -М., Знание, 1980; Кейзеров Н.М., Ножин Е.А. Контрпропаганда: проблемы методологии и методики. - М., Мысль, 1984; Кувенева В.М. Критика ревизионистской фальсификации научного атеизма. - Киев, Политиздат Украины, 1983; Лисавцев Э.И. Религия и борьба идей в современном мире. - М., Знание, 1982; Новиков М.П. Тупики православного модернизма. - М., Политиздат, 1979; Филимонов Э.Г. Социальная и идеологическая сущность религиозного экстремизма. - М., Знание, 1983.

2)См.,напр.: Курочкин П.К. Научно-атеистическое воспитание в системе идеологической работы. - М., Знание, 1980; Ник-шов С.И. Комплексный подход в атеистическом воспитании; О комплексном подходе к атеистическому воспитанию. - Л., Лениздат, 1984; Тощенко Ж.Т. Комплексный подход в воспитательной работе. - М., Профиздат, 1979; Яковлев А.И. Системный характер идеологической работы. - М., Знание, 1984 и другие. они стали более дифференцированными, направленными на детальное изучение конкретных направлений, форм и методов атеистического воспитания, эффективности и качества лекционной пропаганды. Среди авторов этих исследований можно назвать М.Н. Алексеева, В.В.Бойко, Н.Н.Бокарева, Н.П.Ващенкина, Б.А.Груши-на, Г.А.Давыдова, А.С.Дрыгина, И.А.Зимнюю, А.А.Лебедева, А.Т.Москаленко, П.В.Позднякова, В.А.Сапрыкина, Ж.Т.Тощенко, Г.Ф.Шилову, А.И.Яковлева и других^.

Однако в абсолютном большинстве этих работ рассматриваются главным образом общие тенденции, присущие лекционной пропаганде как виду идеологической работы, а деятельность организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения еще не явилась предметом какого-либо специального исследования.

Цели и задачи исследования. Учитывая возрастающую в современных условиях роль общественных организаций - неотъемлемого элемента советской политической системы - в коммунистическом строительстве, в решении экономических и социально-культурных задач и в связи с объективной необходимостью повышения эффективности и качества деятельности организаций обще

См.,напр.: Алексеев М.Н. Роль лекции в формировании убеждений. - М., Знание, 1984; Бокарев H.H. Социологические исследования эффективности лекционной пропаганды. - М., Знание, 1980- Давыдов Г.В. Качество лекции. Чем оно определяется? - И., Знание, 1982; Дкафарли Т.М. Изучение и учет общественного мнения в партийной работе. - М., Знание, 1982; Зимняя И.А. Воздейственность выступления лектора.-М., Знание, 1975; Касаткин С.Ф. На путях перестройки лекционной работы. - М., Знание, 1983; Образцов И.Ф., Куды-кин В.П. За высокую эффективность лекционной пропаганды. -М., Знание, 1977; Поздняков П.В. Системные свойства лекционной пропаганды. - М., 1977* Силлов О.В. Лектор отвечает на вопросы. - М., Знание, 1982; Тощенко Ж.Т. Актуальные проблемы совершенствования лекционной пропаганды: планирование и организация. - М., Знание, 1980; Чертков А.Б. Ответы на вопросы после атеистической лекции. - М., Знание, 1974 и другие. ства "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся, а также принимая во внимание недостаточную разработанность в теории некоторых важных аспектов этой темы, автор на основе изучения и обобщения опыта организаций общества "Знание" ставит в своем исследовании следующие задачи:

- раскрыть роль и место общества "Знание" в сложившейся в нашей стране системе атеистического воспитания;

- раскрыть решающую роль партийного руководства деятельностью организаций общества "Знание" по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности;

- рассмотреть критерии и пути повышения эффективности научно-атеистической пропаганды, проводимой организациями Общества;

- наметить пути углубления и расширения деятельности организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся;

- проанализировать значение для повышения эффективности и качества научно-атеистической пропаганды таких факторов, как углубление научности содержания лекционной работы, ее на-ступательности, связи с жизнью; развитие форм и средств воздействия; совершенствование идейно-теоретической и научно-методической помощи лекторам; координация деятельности с другими организациями и ведомствами, также призванными осуществлять атеистическое воспитание.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологическую основу исследования составляют произведения классиков марксизма-ленинизма и документы КПСС, посвященные вопросам формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся.

Важное значение для исследования темы имеют партийные документы, труды и выступления руководителей КПСС и Советского государства по проблемам идеологической работы, борьбы с идеологией и политикой современного антикоммунизма и антисоветизма.

Автором изучены работы советских ученых по проблеме формирования научно-материалистического мировоззрения и деятельности КПСС в области атеистического воспитания населения.

В ходе работы над диссертацией были использованы положения и выводы всесоюзных и республиканских научно-теоретических, научно-практических конференций, семинаров-совещаний по проблемам атеистического воспитания и повышения эффективности лекционной пропаганды. Конкретному анализу подвергались постановления пленумов Всесоюзного общества "Знание" и общества "Знание" РСФСР, материалы заседаний президиумов, организационно-исполнительных бюро и научно-методических советов и секций правления и местных организаций общества "Знание" РСФСР. Диссертант проанализировал и обобщил большой объем документов и статистических сборников, выпускаемых организациями общества "Знание" и статистическими службами городов, районов и областей, а также использовал метод . экспертных оценок при изучении качественной стороны лекционной пропаганды по научному атеизму в Татарской и Чувашской АССР, Пермской, Астраханской, Калининградской областях, Приморском крае и ряде других регионов Российской Федерации.

Научная новизна работы:

- впервые с позиций научного коммунизма осуществлен комплексный анализ деятельности общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся. Совершенствуя под руководством партийных комитетов содержание, формы и методы пропагандистской работы, подготовку и повышение квалификации лекторских кадров, организации Общества решают задачи атеистического воспитания не изолированно от усилий организаторов и пропагандистов других ведомств и организаций, а в тесном взаимодействии с ними:;

- проанализированы особенности и тенденции развития в современных условиях деятельности организаций общества "Знание" по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности трудящихся;

- уточнены место и роль общества "Знание" в системе атеистического воспитания, раскрыта диалектика взаимосвязи всех структурных элементов этой системы;

- раскрыты принципы и критерии эффективности партийного руководства научно-атеистической пропагандой, проводимой организациями общества "Знание";

- обобщен опыт организаций общества "Знание" РС<ЮР по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся и дается его целостный анализ;

- уточнено определение понятия "система атеистического воспитания";

- выделены специфические критерии эффективности научно-атеистической пропаганды;

- раскрыта диалектическая взаимосвязь лекционной пропаганды по вопросам научного атеизма с общественным мнением по мировоззренческим вопросам.

Практическая значимость исследования заключается: - в разработке рекомендаций по совершенствованию деятельности организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся;

- в обобщении опыта организаций общества "Знание" по совершенствованию содержания, форм и методов научно-атеистической пропаганды, подготовки и повышения квалификации лекторских кадров;

- в обосновании необходимости использования обществом "Знание" всех каналов воспитательного воздействия и координации с другими организациями и ведомствами, призванными вести работу по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения.

Апробация работы. Основные положения диссертации излагались на занятиях Всесоюзной школы молодых ученых, комсомольских работников "Проблемы атеистического воспитания молодежи", организованном ЦК ВЛКСМ, Институтом научного атеизма при ЦК КПСС и Научно-исследовательским центром ВКШ при ЦК ВЛКСМ (Гурзуф, 1981) и на научной конференции Философского общества СССР "Философское наследие В.И.Ленина и актуальные вопросы борьбы против буржуазной идеологии (к 75-летию книги В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм")" (Запорожье , 1983).

Материалы диссертации явились основой разработки методических рекомендаций для лекторов общества "Знание", были использованы при подготовке материалов к заседаниям президиума, организационно-исполнительного бюро, научно-методического совета по пропаганде научного атеизма при правлении общества "Знание" РСФСР.

Основные положения содержания диссертационного исследования изложены автором в 18 публикациях общим объемом 14,5 п.л.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль общества "Знание" в формировании научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся в современных условиях"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема совершенствования деятельности организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся многогранна. Результаты этой работы зависят от совокупности разнопорядковых по своему характеру факторов, находящихся в сложном диалектическом взаимоотношении. Без претензии на исчерпывающее рассмотрение темы, в исследовании на основе опыта работы организаций Российской Федерации проанализированы некоторые содержательные, методические и организационные аспекты научно-атеистической пропаганды, предложены специфические критерии оценки и условия ее эффективности и качества, показаны особенности и тенденции развития деятельности организаций общества "Знание" по формированию мировоззренческой зрелости и атеистической убевден-ности.

Формирование научно-материалистического, атеистического мировоззрения - важная сфера деятельности по коммунистическому воспитанию трудящихся. Система атеистического воспитания, являясь частью единой системы коммунистического воспитания, ставит и решает специфические цели и задачи, главная из которых - ускорить и довести до успешного завершения процесс формирования у каждого члена общества развитого социализма глубокой атеистической убежденности, одной из особенностей советского, социалистического образа жизни. Постоянно совершенствуясь, система атеистического воспитания под руководством партийных комитетов через свои звенья обеспечивает формирование мировоззренческой зрелости и атеистической убежденности советских людей.

Общество "Знание", являяесь одним из звеньев системы атеистического воспитания, реализует ее цели и направления, решает конкретные задачи формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся, взаимодействуя и координируя свои усилия со всеми звеньями системы атеистического воспитания.

Направляющим и организающим началом деятельности организаций общества "Знание", решающим условием ее эффективности является партийное руководство, обеспечивающее соответствие пропаганды научного атеизма целям и задачам коммунистического строительства.

Повышение эффективности деятельности организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического мировоззрения трудящихся в современных условиях предполагает:

- углубление научности содержания пропаганды атеизма, а также усиления мировоззренческих выводов в пропаганде общественно-политических, естественных и технических знаний;

- последовательное проведение в пропаганде научного атеизма требований партийности, правдивости, наступательности, связи с жизнью и практикой коммунистического строительства;

- развитие форм, методов и средств воздействия, обеспечивающих контактность, доверительность, эмоциональность общения лектора и аудитории, последовательное осуществление дифференцированного подхода к слушатели, учета социально-демографических и конфессиональных особенностей, социально-психологических интересов и ценностных ориентаций;

- непрерывное повышение требовательности к лекторским кадрам, их активности; расширение позитивной тенденции к специализации лекторов, улучшению качественного состава за счет привлечения новых сил из числа научных работников, творческой интеллигенции, работников средств массовой информации, специалистов народного хозяйства, передовиков промышленного и сельскохозяйственного производства; более рациональное распределение общественных поручений активистов Общества, планомерную и систематическую подготовку резерва;

- совершенствование системы оказания идейно-теоретической и научно-методической помощи лекторским кадрам, путем развития ее всеобщности и дифференциации в организациях Общества на всех уровнях, углубления теоретических занятий, постоянного поиска эффективных организационных форм и методов повышения квалификации;

- подъем на более высокий уровень деятельности домов и кабинетов научного атеизма по обеспечению лекторов информационными и методическими материалами, привлечению к работе с лекторами наиболее квалифицированных и опытных специалистов, склонных к методической работе;

- улучшение деятельности научно-методических советов и секций по пропаганде научного атеизма в направлении совершенствования планов и программ работы;

- дальнейшее совершенствование всех видов планирования научно-атеистической пропаганды, поскольку планы в фиксированном виде содержат совокупность задач, основные направления, организацию и вопросы совершенствования руководства пропагандистской деятельностью. Одна из характерных для современных условий тенденций - комплексное и перспективное планирование, когда под руководством партийных комитетов деятельность организаций общества "Знание" органически вплетается в общую систему атеистического воспитания региона;

- усиление внимания к контрольно-информационной работе.

Анализ качества лекционной пропаганды и задаваемых слушателями вопросов позволяет реально представлять состояние и вырабатывать пути совершенствования проводимой организациями общества "Знание" научно-атеистической пропаганды;

- изучение и распространение передового опыта пропаганды научного атеизма в организациях Общества на всех уровнях;

- дальнейшее улучшение координации деятельности общества "Знание" со всеми звеньями системы атеистического воспитания, использование всех каналов воздействия с целью формирования научно-материалистического, атеистического мировоззрения трудящихся.

Совершенствование под руководством партийных комитетов деятельности организаций общества "Знание" по формированию научно-материалистического, атеистического мировоззрения -важное условие результативности всей системы коммунистического воспитания, нацеленной на формирование идейной убежденности, активной жизненной позиции, высокой политической бдительности каждого советского человека.

 

Список научной литературыАйвазова, Наталья Валентиновна, диссертация по теме "Теория научного социализма и коммунизма"

1. Маркс К. К критике герелевской философии права. Введение. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.1, с.419-429.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.1-4.

3. Маркс К. Нищета философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.65-185.

4. Маркс К. Коммунизм газеты " K&nischen ^ofachtea, Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.204.

5. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.8, с.115-217.

6. Маркс К. Гражданская война во Франции. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.17, с.317-370.

7. Маркс К. Критика Готской программы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.19, с.9-32.

8. Маркс К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., тт. 23-26.

9. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.42, с.41-174.

10. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство, или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.2, с.3-230.

11. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.З, с.7-544.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.4, с.419-459.

13. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.2, с.231-517.

14. Энгельс Ф. Крастьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.7, с.343-347.

15. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч.,2-е изд., т.19, с.185-230.

16. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.5-338.

17. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.339-625.

18. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.23-178.

19. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.269-317.

20. Энгельс Ф. Юридический социализм. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.21, с.495-516.

21. Энгельс Ф. К истории первоначального христианства. -Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.22, с.465-492.

22. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи "Русского Богатства" против марксистов). Весна лето 1894 г. - Полн.собр. соч., т.1, с.125-346.

23. Ленин В.И. Наша программа Полн.собр.соч., т.4, с.182-186.

24. Ленин В.И. Беседа с защитниками экономизма. Полн.собр. соч., т.5, с.360-367.26