автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Роль общественной психологии в формировании морального духа советских воинов
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль общественной психологии в формировании морального духа советских воинов"
ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРДЕНОВ ЛЕНИНА И ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ, КРАСНОЗНАМЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА
На правах рукописи
МЕДВЕДЕВ Владимир Николаевич
РОЛЬ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНОГО ДУХА СОВЕТСКИХ ВОИНОВ
Специальность 09.00.01. — Диалектический и исторический материализм
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
МОСКВА—
1988
Работа выполнена на кафедре марксистско-ленинской философии Военно-политической орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В. И. Ленина.
Научный- руководитель —
кандидат философских наук, доцент Мокроусов С. М.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Ковалев В. Н.; кандидат философских наук Ковалевский Н. Ф.
Ведущая организация — Военно-инженерная академия имени В. В. Куйбышева.
Защита состоится « 13 » мая 1988 года в 13.00 часов на заседании специализированного Совета по философским наукам (Д.106.01.02) при Военно-политической академии имени В. И. Ленина (103107, г. Москва, К-107, Б. Садовая, 14).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке академии.
Автореферат разослан « 6 » апреля 1988 года.
Ученый секретарь
специализированного совета кандидат философских наук, доцент Дибижев В. В.
| 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИССЕРТАЦИИ
Актуальности исследования. Практика показывает, что становление высоких -морально-боевых качеств личного состава Советских Вооруженных Сил осуществляется нашего эффективнее в ходе ведения им боевых действий, когда реальные факторы боевой обстановки объективно способствуют сплочению воинских коллективов, утверждению в них атмосферы дружбы и войскового товарищества, повышению организованности и дисциплинированности военнослужащих. Сегодня, например, воины, прошедшие школу Афганистана, отличаются более высокой степенью социальной активности, обостренным чувством ответственности за судьбу своей страны, постоянной готовностью к самым решительным действиям за претворение в жизнь общественных интересов. Анализ показал, что дело здесь заключается в том, что боевая действительность оказывает комплексное воздействие на сознание военнослужащих, когда, наряду с рациональным осмыслением происходящего, воины исштывают еще и глубокие эмоциональные переживания Спостоянная опасность для жизни, регулярно воспроизводящиеся примеры мужества и героизма, гибель в боях друзей и т.д.). В армии же мирного времени возможности такого глубокого и сильного эмоционального воздействия на сознание солдат и офицеров объективно снижены, а отсюда и действенность воспитательных мероприятий, проводимых в этих условиях, не всегда оказывается достаточной.
Поиск путей повышения эмоциональной силы проводимых мероприятий по формированию морального духа советских воинов и определил выбор предмета исследования, который предполагает выяснение роли и значения средств общественно-психологического воздействия на сознание воинов в ходе формирования у них высоких морально-боевых качеств. Актуальность анализа этой проблемы определяется сегодня рядом причин.
Во-первых, необходимостью серьезной перестройки целого ряда сторон жизни и деятельности Советских вооруженных Сил. Сложившаяся в войсках практика организации воспитательного процесса, наряду с положительными моментами, имеет еще существенные недостатки. формализм, заорганизованность отдельных воспитательных меро-
приятий, проведение их только для отчета, погоня за массовостью к количеством значительно снижают их действенность, зачастую оставляют воинов равнодушным! и не способствуют эффективному решению задачи формирования высоких нравственных качеств у личного состава армии и флота.
Во-вторнх, длитетьное существование военной организации в условиях мирного времени объективно способствовало определенной переориентации, особенно в сознании офицеров! не имеющих боевого опыта, с задач непосредственной подготовки войск к ведению боевых действий на задачи, решение которых связано преимущественно с практикой повседневных дел и забот мирного периода.
В-третьих, усилившиеся в псзледнее время у некоторой части населения нашей страны пацифистские настроения, вызванные страхом перед губительным ядерным конфликтом, оказывают отрицательное воздействие на процесс формирования у советских людей военно-патриотического сознания, готовности и решимости к вооруженной защите Отечества. На страницах периодической печати все чаще поднимаются проблемы снижения качества патриотического воспитания, обывательского отношения к понятиям "воинский долг", "армия", "самоотверженность ратного труда".1- Серьезные недостатки имеются и в вопросах пропаганда современных ратных будней Советских Вооруженных Сил. Указывается, что пока так и не появилось ни одной талантливой и увлекательной книги об офицере и солдате наших дней, современная молодежь не знает многих героев войны в Афганистане, не имеет представления о содержании их подвигов.^ Все это самым непосредственным образом сказывается на развитии направленности интересов и ценностных ориентация будущих воинов и объективно создает необходимость изучения характера и особенностей общественно-психологического воздействия на их сознание.
В-четвертых, высокая эмоциональность, стремление к самоутверждению, склонность к подражанию стандартам и стереотипам поведения, свойственный молодежному возрасту основной массы воен-
1. См., например: Плеханов 3. Ждать - значит терять. Заметки о военно-патриотическом воспитании молодежи // Красная звезда. -1987.-16 сентября и другие. г. См.: ьеличенко D. По ведомству отечества // Красная звезда. -1987.- 29 сентября.
нослужащих срочной служоы Советских Вооруженных Сил, дают основание утверждать, что умелое применение командирами и политра-оотниками оощестЕенно-психологических средств воздействия поможет повнсить эффективность процесса формирования у воинов необходимых моральных качеств.
И, наконец, в-иятых, революционные преобразования, происходящие в советском обществе сегодня, заставляют ученых по-новому осмыслить некоторые теоретические положения, которые еще вчера казались бесспорными и не могли подвергаться ни малейшему сомнению. С точки зрения задач настоящего исследования, это касается прежде всего необходимости нового подхода к пониманию роли общественной психологии в общественном развитии и ее места в структуре общественного сознания, а также выяснения закономерностей ее формирующего воздействия на сознание индивидов и возможности разработки теоретической модели механизма такого воздействия.
Степень научной разработанности проблемы. Сущность, структура и содержание морального духа армии, а также основные Направления, пути, способы и средства его формирования в советской военно-философской литературе раскрыты обстоятельно и всестЪ-ронне. Значительный вклад в разработку различных аспектов этой проблемы внесли такие ученые, как Д.А.Волкогонов, С.К.Ильин, М.П.Коробейников, А.С.Миловидов, М.В.Попов, Л.В.Рощин, Е.В.Са-рычев, И.А.Селезнев, Г.А.Суглобов, Н.Д.Табунов, И.С.ФеДоренко, В.Ф.Фролов, А.Х.Шаваев и другие. Однако преимущественное внимание в трудах названных исследователей уделяется вопросам формирования морального духа воинов при помощи средств, воздействующих в основном на рациональные структуры сознания. Роль общественной психологии в этом процессе наследована менее подробно. Хотя нельзя отрицать, что отдельные элементы общественно-психологического воздействии рассмотрены достаточно полно и глубоко. Так, в трудах г.А.Ашева, И.А.Дауниса, II,Ф.Ковалевского, О.А.Кудрявцева, А.Н.Погорелова, л.В.Рощина, И.С.Федсрелко , в.В.Шеляга и других раскрывается ряд функций общественной психологии, а также значение отдельных общественно-психологических явлений (воинских ритуалов, традиций, настроений и т.д.) в
организации воспитательного процесса в Советских Вооруженных Силах. По комплексный анализ всей системы общественно-психологического воздействия осуществлен не бил,и если говорить о целостной концепции механизма формирования морального духа воинов средствами общественной психологии, то таковой на сегодня лет.
1'азраоотка же общих проблем общественной психологии в нашей стране акттано качалась только в 60-е года. Работы таких ученых» как Г.М.Андреева, А.И.Анпщенко, А.И.Бурдина, А.И.Горячева, В.О.Грехнев, В.А.Демичев, Г.Г.Дилигенский, В.В.Ермолин, в.В.Журавлев, и.К.Иванов, А.Г.Ковалев, В.К.Колбановский, и.'г.Левыкин, Б.Д.Парыгин, Б.Ф.Порп'нев, Ю.Г.Петров, Р.М.Самсонов, А.К.Уледов, Ь.А.Чагин и других, внесли существенный вклад в становление теоретической концепции общественной психологии в советской науке. Но внутри этой концепции проблема формирующего воздействия общественной психологии на сознание индивидов оказалась наименее всего разработанной, уто стало розмоиншл в силу сложившихся стереотипов теоретического мышления, в которых общественная психология рассматривалась: а) как часть обыденного сознания;^ б) как преимущественно стихийно формирующийся слой общественного сознания;^ в) как подчиненное идеологии духовное образование.4 Отсюда и задача выяснения механизмов воздействия общест-
1. См., например: дшев г.А. Воинские ритуалы.-и.: ВПА, 1977.128 о. /аунис И.А. Общественная психология и война: Автореф. дис. ... канд.филос.наук.-м.,1970.-23 с. Ковалевский Н.Ф. Политическая психология тсс в войне как объект философско-социологического анализа: Автореф.дас. ... канд.филос.наук. -ГЛ., 1983.-22 с. Кудрявцев Ы.А. Марксизм-ленинизм о роли настроения в структуре морального фактора// Сборник на,гчных статей № 1.-м.: «ПА, 1974.-С.60-78. Рощин Л.В. Методологические вопросы формирования и развития традиций Советских вооруженных сил: Автореф .дао. ... канд.филос.наук.-М.,1970.-31 с.
ФеДоренко и,С. моральный фактор в войне как специфическое состояние общественного сознания // Методологические проблемы запита мира и современность.-М.: ИГУ,1979.-С.259-272 и др.
2. См.: Основы марксистско-ленинской Философии. Учебник.-м.Политиздат ,1974. -V .326.
3. См.например: ТТоршнев Ь.Ф. Социальная психология и история.-м.: каука,1§ь6. -С.19.
А.См.: левыкин И.Т. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии.-{Д.: ;лнсль. 1975.4!.244.
венной психологии на сознание индивидов не ставилась или ограничивалась исследованием протекания общественно-психологических процессов в талых контактных группах,
таким образом, по существу оказались не разработанными лак общетеоретические проблемы формирующего воздействия общественной психологии на сознание индивидов, так и закономерности ее влияния на процесс укрепления морального духа советских воинов.
Отсюда, цель диссертационного исследования заключается в выяснении роли общественной психологии в формировании морального духа советских воинов в современных условиях сложного взаимодействия следующих социальных факторов: а) сохраняющейся опасности развязывания империалистическими агрессорами ракетно-ядерной войны; о) длительного периода мирного развития Советских Вооруженных Сил; в) глубокого процесса перестройки, происходящего в советском обществе и армии социалистического государства.
Основными задачами исследования являются:
- доказательство положения о способности общественной психологии через свои собственные средства активно воздействовать на сознание индивидов, формируя при этом у них определенные социальные качества;
- теоретическое обоснование механизма закрепления в сознании лшдей норм и правил общественно необходимого поведения и разработка общей модели такого механика по формированию морального духа советских воинов;-
- на основе анализа данных конкретных военно-социологических исследований осуществление разработки этапов формирования основных состояний морального духа воинов при помощи средств общественно-психологического воздействия.
пцэпно-теоретичеокую и методологическую основу диссертации составили идеи основоположников научного коммунизма о диалектике общественного бытия и общественного сознания, о роли народных масс в истории, об общественной сущности человека, а татаэ ленинсше положения о революционной ситуации, о необходимости учета общественно-психологических особенностей различных социальных классов прй разработке политической линии партии и о цутях формирования коммунистической морали у липчИ социалистического
общества. При анализе современного этапа развития советского общества и Вооруженных Сил СССР использованы оценки и теоретические выводы, изложенные в материалах ПУП съезда Коммунистической партии Советского Союза, последующих постановлениях пленумов ЦК КПСС, приказов и директив Министра обороны СССР и Начальника Главного политического управления СА и ВМФ.
Кроме того, на формирование излагаемой концепции большое влияние оказали идеи мыслителей марксистской-школы А.Лабриолы и Г.В.Плеханова о социальной роли общественной психологии, положения, высказанные в работах видных советских ученых В.М.Бехтерева, К.Н.Корнилова, Л.С.Выготского, Л.Н.Войтоловского, П.П.Блонского, Г.ИЛелпанова, Д.Н.Узнадзе, А.Н.Леонтьева.
Эмпирическую базу исследования составили: контент-анализ материалов периодической печати; результаты экспертного опроса офицеров-политработников, принимавших участие в боевых действиях на территории Афганистана; анализ данных социологических исследований, проведенных в воДсках Закавказского военного округа среди офицеров, военнослужащих срочной службы и допризывной молодежи; материалы опроса офицеров-политработников, обучающихся заочно в Военно-политической академии имени В.И.Ленина.
Структура и основное содержание диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы. Объем работы составляет 109 страниц машинописного текста.
во введении определяются объект и предмет исследования, обосновывается актуальность избранной темы, анализируется степень ее теоретической разработанности, формулируются цель и задачи исследования, раскрывается его идейно-теоретическая и методологическая основа, показывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первом разделе - "общественная психология, ее сущность, структура, источники развития и закономерности формирующего воздействия на сознание индивидов" - рассматриваются общие теоретические проблемы, связанные с исследованием условий возникновения и развития общественной психологии в человеческом оо-
ществе, а также выяснением ее роли в жизни социального организма. Здесь же исследуется методология марксистско-ленинского анализа данного оощественного феномена, а такие анализируются различные точки зрения советских авторов на сущность, структуру, содер;гание и социальные функции общественной психологии. Формулируются положения о сущности общественной психологии, ее роли в общественном развитии, а также закономерности ее функционирования в обществе.
Во втсром разделе_ - "Моральный дух советских воинов и механизм его формирования средствами общественно-психологического воздействия" - рассматривается соотношение понятий "общественное сознание воинов" и "моральный дух воинов" и формулируются специфические особенности морального духа, уатем, исходя из выявленных закономерностей в развитии общественной психологии, создается теоретическая модель механизма ее воздействия на сознание воинов, определяются основные элементы такого меха-низка и последовательность их применения в процессе формирования у воинов высоких морально-боевых качеств.
В третьем разделе - "Этапы формирования морального духа советских воинов и характеристика его основных состояний" -на основе данных социологических исследований рассматривается возможность применения механизма общественно-психологического воздействия в реальной практической деятельности войск. Раскрывается содеряание каздого* из этапов такого воздействия, в результате осуществления которого достигается определенное состояние морального духа воинов.. Обосновывается выделение трех основных состояний морального духа, исходя из степени устойчивости его рационально-эмоциональных структур: состояние морально-психологической способности; состояние морально-психологической готовности и состояние морально-психологической устойчивости.
В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы некоторые практические рекомендации по внедрению полученных результатов в организации воспитательного процесса в Советских Вооруженных Силах.
Наиболее целесообразным метолом изложения материала ока-
зался метод восхоздения от абстрактного к конкретному и поэтому в каждом их трех разделов диссертации анализируются категории только одного уровня общности: в первом разделе рассматриваются саше общие теоретические проблемы; во втором - уже только внутренние закономерности функционирования общественной психологии и в третьем - применение найденных закономерностей к конкретному социальному объекту.
П. НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ОБОСНОВАНИЕ ПОЛОЗЕНШ, ШНОСЮ.ЫХ НА ЗАЩИТУ
Научная новизна исследования заключается: в понимании сущности общественной психологии как эмоционального образа окружающего мира, в котором все социально значимые явления, процессы и предметы приобретают ту или иную эмоциональную окраску, в том числе и образования теоретического уровня общественного сознания;
- в рассмотрении взаимодействия подвижных и устойчивых структур общественной психологии как процесса упрочения в сознании индивидов наиболее целесообразных программ социального поведения;
- в уточнении понимания традиции не только как устойчивой нормы, но и как эмоциональной ценности;
- в понимании ритуалов как особых форм и способов общественно-психологического освящения социально значимых явлений;
- в классификации воинских ритуалов, в основу которой положено их различение по социально-психологическому предназначению;
- в классификации состояний морального духа воинов по степени упрочения в их сознании программ и стереотипов общественно необходимого поведения;
- в трактовке;понятия "морально-психологическая способность воинов" как преимущественно эмоциональной структуры морального духа;
- в уточнении содержания понятия "морально-психологическая готовность воинов", которое рассматривается в диссертации как
этап соединения эмоциональной предрасположенности воинов к выполнению воинского долга с конкретной программой такого поведения.
На защиту выносится:
I. Положение ой общественной психологии как совокупной характеристике тех образований общественного сознания, которые приобрели свойство эмоционального отношения, и ее самостоятельной способности при помощи своих собственных средств воздействия на сознание индивидов выделять общественный интерес из массы повседневных обыденных потребностей.
Анализ произведений мыслителей марксистской школы, впервые употребивших понятие "общественная психология", а также изучение работ К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина, в которых они касались данной проблемы, показал, что то понимание сущности общественной психологии и закономерностей ее функционирования, которое слонялось 'в современной советской философской литературе, не выражает существа той роли, которую играет общественная психология в развитии общества и не соответствует ее действительному месту в структуре общественного сознания. Недостатки существующих взглядов сводятся к следующим моментам: а) к принижению самостоятельного значения общественной психологии как способа отражения общественного бытия; б) к рассмотрению общественной психологии только как части обыденного сознания и утверждению положения о неспособности общественной психологии выделять общественные интересы, в том числе и классовые"; в) к упованию на преимущественно стихийный характер формирования общественной психологии.
эти теоретические ошибки явились основой ложных практических выводов, заключающихся в том, что процесс формирования сознания масс строился преимущественно как процесс их интеллектуального развития, в котором роль средств общественно-психологического воздействия если и не отрицалась, то значительно принижалась, рассматривалась только как вспомогательное звено. В конечном итоге такой подход привел к снижению эффективности
самого идеологического воздействия, выразившегося в неприятии отдельными слоями населения коммунистических идеалов и даже в отдельных случаях к дискредитации социалистических идей.
•Суть излагаемого подхода заключается в том, что родственная психология рассматривается как самостоятельный способ_отра-жения общественного оытия,_результатом_которого выступает эмо-^ональный_о^аз^цей£твитель^
социального ми£а__различаюгс_я_ме;к2у_собой_по степени ^„эмоциональной значимости_^гуш_индивида, социальной 'гр^щш^ обществен-ного_класса или общо с тва_в_це ло:,^ и этой точки зрения любое социальное явление, кроме всех прочих своих признаков, наполняется и оощественно-психологической характеристикой и в зависимости от того, какой является эта характеристика, явление может быть или эмоционально-ценным, или эмоционально-нейтральным, или же эмоционально-неприемлемым. то есть, в содержанке общественной психологии входят элементы как обыденного, так и теоретического уровней общественного сознания, но только те из них, которые приобрели эмоциональную окраску.
таким образом, общественная психология может складываться как стихийно - под воздействием социально-экономических условий существования той или иной социальной общности, так и целенаправленно - под воздействием господствующей в обществе идеологии. А поэтому она является не просто частью обыденного сознания, а совокупной характеристикой всего общественного сознания, но только в той его части, где рациональное содержание общественного сознания тесно сплетается с его эмоциональными структурами.
Общественная психология способна выделять общественный интерес, в том числе и классовый, но в своей особой эмоциональной форме, умоционально-цекностное отношение людей к социальным святыням и общественным реликвиям, к оощественно необходимым нормам и правилам поведения, превращение их в обычаи и традиции, является доказательством того, что общественные интересы общественной психологией рассматриваются как особые социальные ценности, которые освящаются и почитаются всеми представителями той или иной социальной общности (социального слоя, профес-
сиопалыюй группы, нации, класса и т.л.), что обеспечивает их безусловное воспроизводство в каддом новом поколении.
2. Положение о способе традиционного наследования общественно необходимых программ поведения и разработка теоретической модели механизма формирования морального духа советских воинов при помощи средств общественно-психологического воздействия.
Изучение общественно-психологических закономерностей закрепления общественно значимых норм в сознании индивидов и превращения их в устойчивые образования психического склада позволило сделать выбод о том, что существует особый общественно-психологический механизм передачи и закрепления социального опыта. Оуть его заключается в том,.что нормы и правила необходимого социального поведения передаются из поколения в поколение не только в силу осознания индивидами их рационального смысла, а еще и в силу их эмоциональной ценности для всех членов общества, то есть по традиции , в силу всеобщей привычки к именно такому способу поведения, который позволял всем предыдущим поколениям более или менее успешно ориентироваться в социальном мире и удовлетворять свои насущные потребности. Практическая целесообразность утвердившихся таким образом норм социального поведения отражается индивидами не столько на рациональном, сколько на эмоциональном уровне их сознания. Такие нормы, выраженные в определенной системе знаков социальной информации, передаются каждому новому поколению как особые общественные ценности, святыни и реликвии.
Для того, чтобы обеспечить эмоциональную ценность этих норм, в обществе объективно формируется механизм их эмоционального освящения, когда в системе специально организованных социальных действий (праздников, церемоний, обрядов и др.) состояние эмоционального возбуждения, создаваемое обстановкой ритуала, переносится и на символы освящаемых норм и правил необходимого поведения. В дальнейшем состояние Эмоциональной предрасположенности к осуществлению общественно необходимого поведения соединяется с конкретной программой деятельности, которе г
интерпретируется индивидам как идеальное значение символа.
Разработка общей схемы градационного способа наследования социальной информации позволила создать модель механизма формирования морального духа советских воинов средствами общественно-психологического воздействия, который включает следующие элементы :
- Знаки и символы норм необходимого воинского поведения.
К ним относятся: Герб, Гимн и Флаг СССР, Боевые Знамена воинских частей, эмблемы видов Вооруженных Сил СССР, детали военной форш одежда, знаки воинского отличия, воинские звания, ордена, медали и другие воинские награда. Кроме этого, идеальные значения героического поведения "свернуты": в именах воинов-героев; в монументах, памятниках, курганах славы, братских могилах, мемориальных кладбищах, надгробиях, воздвигнутых в честь воинов, отдавших жизнь в боях за Родину и при выполнении интернационального долг?. Сюда же относятся различные воинские реликвии, боевая техника, оружие и т.д.
- Процесс освящения символов и знаков воинской доблести.
Осуществляется в ходе проведения воинских праздников и воинских церемоний. Суть праздника сводится к тому, что при освящении какого-либо события в жизни страны, народа, армии за счет средств непосредственного эмоционального воздействия на сознание воинов (музыка, яркие краски, фейерверки, песни, парадная одежда, вкусная пища, прекращение повседневных дел и забот, подарки и т.д.) ооздается настроение приподнятости, воодушевления, торжественности. В эту атмосферу эмоционального подъема органично вплетает- . ся общественно значимая государственная и воинская символика, которая в дальнейшем ассоциируется воинами с состоянием эмоциональной приподнятости.
В воинских церемониях освящаются не только воинские символы, но и люди - носители этих символов. Особенно важны церемонии отдания воинских почестей и возложения венков к памятникам и могилам воинов, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины, церемонии награждения военнослужащих орденами и медалями СССР, знаками воинской доблести и др. Сюда же можно
отнести торжественно-траурные церемонии, в которых дань всеобщего уважения отдается тем, кто посвятил всю свою жизнь служению Родине.
В ходе этих мероприятий, создаваемое положительное эмоциональное отношение к освящаемым знакам и символам объективно способствует тому, чтобы воины добровольно принимали программы поведения, которые как идеальные значения "свернуты" в этих знаках.
- Интерпретация идеальных значений знаков и символов воинской доблести как программ необходимого поведения.
Наиболее сильным общественно-психологическим воздействием обладают реальные факты героического поведения реальных личностей. иднако в условиях мирного времени чаще бывает так, что информацию о необходимом поведении 'приходится передавать воинам в вербальной форме. В этом случае она необходимо доляна дополняться элементами эмоционального воздействия на сознание воинов (ритмом, размером, мелодией, интонацией, яркостью излагаемых фактов и т.д.-Ь
Особенно ваяна на данном этапе роль обрядов или ритуалов-посвящений , в которых необходимая программа будущей деятельности задается как высокозначимая социальная ценность.,к ним можно отнести: проводы призывников в армию; посвящение молодых солдат в члены полкового коллектива; обряды вручения первых офицерских погон; посвящения в новую должность и т.д.
- Клятвенное обещание, закрепляющее в сознании воинов алгоритмы будущей деятельности.
Это последний элемент механизма общественно-психологического воздействия, эмоционально усиливающий заданную программу поведения и создающий возможность ее быстрейшего перевода в устойчивые психологические образования сознания воинов.
В настоящее Бремя, к сожалению, единственным примером такого клятвенного обещания является принятие воинами военной присяги. Более того, сугубо официальная форма изложения норм поведения не способствует быстрому и глубокому их запоминанию воинами, ряд положений имеет низкую общественно-психологичес-
кую действенность. Сухие предложения, в которых изложены обязанности военнослужащих, также не вызывают эмоционального волнения и тем самым снижают эффективность своего воздействия.
Необходима кодификация целого ряда программ общественно необходимого поведения военнослужащих, в которых бы нормы требуемого поведения выражались в эмоционально-ценностной форме.
а. Уточнение содержания понятия "моральный дух воинов" за счет рассмотрения его основных элементов как устойчивых рационально-эмоциональных образований психического склада военнослужащих.
Соотнесение понятий "общественное сознание воинов" и "моральный дух воинов" позволило увидеть, что последнее отличается не только по содержанию, но и по степени устойчивости входящих в него элементов. Понимание морального духа как степени духовной готовности и способности воинов с оружием в руках защищать социалистическое Отечество и социалистические -завоевания народов стран социалистического содружества в любых условиях обстановки, заставляет включать в его содержание только те элементы сознания, которые способны выступать устойчивыми внутренними мотивами поведения и совпадают по содержанию с интересом защиты революционных завоеваний социализма.
такими устойчивыми элементами могут выступать только те образования, которые составляют содержание именно общественной психологии военнослужащих, то есть являются рационально-эмоциональными структурами сознания. Их формирование осуществляется, как целенаправленно - под воздействием господствующей в общества идеологии (марксистско-ленинского учения о войне и армии, ленинского учения о необходимости защиты социалистического Отечества, изучения истории своей годины, повествующей о мужестве и героизме ее защитников в течение всего ее многовекового развития и т.д.), так и стихийно - под воздействием объективных условий армейской жизни (традиций, сложившихся в подразделении; преобладающих коллективных настроений; характера межличностных взаимоотношений; уровня сплоченности коллектива, наличия в нем микрогрупп различной направленности, неофициальных лидеров, ав-
торитета командиров и политработников и т.д.). наиболее эффективно становление структур морального духа воинов осуществляется в том случае, когда целенаправленно формируемые моральные качества подкрепляются стихийно складывающимися общественно-психологическими процессами в армейской среде.
4. Положение об основных этапах укрепления морального духа советских воинов, на каждом из которых достигается его определенное качественное состояние .
В диссертации по-новому поставлена проблема классификации состояний морального духа советских воинов, которые представлены так различные этапы укрепления элементов психического склада военнослужащих. Если традиционный подход рассматривал' возможные различия в состояниях морального духа в основном от полноты усвоения воинами знаний о необходимости защиты социалистического Отечества и завоеваний социализма, то излагаемая точка зрения объясняет динамику его состояний как процесс превращения подвижных компонент морального духа советских воинов в стабильные и устойчивые его образования. Необходимость такого полхода вызвана тем, что прежний взгляд оказался не в состоянии объяснить реально существующие значительные расхождения в степени сформированное™ моральных качеств у различных групп военнослужащих Советских Вооруженных Сил, а также обосновать причины достаточно сильных изменений состояний морального духа воинов в различных условиях боевой обстановки.
Внутри процесса укрепления морального духа военнослужащих выделяются три этапа. Первый заключается в формировании состояния морально-психологической способности, суть которого сводится к тому, что через воздействие на сознание воинов эмоциональной стороны символов воинской доблести достигается - состояние эмоционального возбуждения, являющееся основным условием побуждения воинов к общественно необходимому поведению, програг.""« которого на этом этап© могут и не задаваться.
Второй этап заключается в формировании состояния морально-психологической готов нос-
т и воинов поступать в соответствии с общественным интересом. Здесь на созданное на первом этапа состояние эмоционального воз-оуждения, которое объективно предполагает высокую степень восприимчивости воинов к принятию задаваемых программ действия, накладываются социально необходимые нормы поведения, которые задаются военнослужащим или как реальные образцы поступков эмоционально значимых индивидов (подвиги друзей, земляков, однополчан, личный пример командиров и политработников и др.), или как идеальные значения символов и знаков воинских традиций, которые интерпретируются им, как правило, в вербальной форме. Сюда относится: содержание подвигов воинов-героев далекого исторического прошлого; примеры мужества и героизма солдат гражданской и Великой Отечественной войн; примеры самоотверженного ратного труда и героические поступки воинов нашего времени, вербальная интерпретация 'может усиливаться заключением ее в ценностную общественно-психологическую форму (художественный образ, популярную мелодию, символическое имя, песню и др.).
Соединение известного настроения с общественно необходимой нормой деятельности свидетельствуьт о становлении рационально-эмоциональной связи в сознании воинов, ке укрепление осуществляется в реальной практической деятельности военнослужащих по подготовке к защите завоеваний социализма или непосредственно в ходе боевых действий.
Созданная таким образом способность и готовность воинов поступать в соответствии сг общественным интересом является психологической основой, на которую уже могут достаточно эффективно накладываться рациональные средства воздействия. Именно в этом случае пропагандируемые идеи найдут горячий отклик в сердцах воинов и будут способны превратиться в убеждения, что в конечном итоге приведет ко все большему упрочению рационально-эмоциональной связи, которая будет знаменовать третий этап формирования морального духа советских воинов, обозначенный в исследовании как состояние морально-психологической устойчивости.
1аким образом, названные этапы формирования морального духа советских воинов выражают различные степени превращения общественного интереса - интереса вооруженной защиты социалиста-
ческих завоеваний - во внутренние побудительные мотивы поведения военнослужащих, на каждом из которых достигается определенное качественное состояние их сознания. Средства общественно-психологического' воздействия, применяемые при этом, должны выбираться в строгом соответствии с содержанием задач каждого этапа.
Ш. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО АПРОБАЦИЯ
Практическая значимость исследования заключается в формулировке практических рекомендаций, воплощение которых в деятельности Советских Вооруженных Сил может повысить эффективность процесса формирования морального духа воинов. Всю их совокупность могло разделить'на две группы: а) рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы; б) рекомендации непосредственно практического характера.
К первой группе следует отнести необходимость дальнейшей разработки теории общественного сознания и особенно изучения проблемы его состояний. Кроме того, следует решительно пересмотреть традиционную трактовку места общественной психологии в структуре общественного сознания и ее роли в общественном развитии, на уровне социально-философского анализа сфор?л*ровать подлинно научную концепцию общественной психологии.
- Продолжить научные исследования по изучению методологических основ социальной психологии. В рамках этой науки разработать теоретические проблемы общественной психологии больших социальных общностей (Социальных слоев, профессиональных групп, общественных классов, наций и др.), на основе которых осуществить конкретные исследования социально-психологической структуры советского общества.
- Применительно к потребностям дальнейшего повышения эффективности воспитательного процесса в Советских Вооруженных Силах осуществить научную разработку социально-психологических портретов призывного контингента с учетом его национальных, местных, возрастных и других особенностей.
Рассмотреть возможность совершенствования' содержания учебного курса "Партийно-политическая работа в Советских Вооруженных Силах" за счет включения в его структуру специального раз-
дела, в котором изло:кить теорию и методику применения средств общественно-психологического воздействия в процессе формирования морально-политических качеств воинов.
- изучить возможности организации наиболее эффективного воздействия на сознание воинов средствами наглядной агитации.
- исследовать особенности психологического воздействия на сознание воинов командной речи, а также приемов общественно-психологического усиления программ поведения, излагаемых в вербальной форме.
- Осуществить более тесную координацию философских, социально-психологических и психологических исследований по проблеме укрепления морального духа советских воинов.
К рекомендациям непосредственно практического характера можно отнести следующие:
- Восстановить в структуре управления пропаганды и агитации Главного политического управления СА и Ш!£ отдел конкретных военно-социологических исследований за счет слияния группы военно-психологических проблем Главного политического управления СА и ВМФ и отдела военно-социологических исследований Института военной истории НО СССР. Такой отдел мог бы осуществлять координацию всех военно-социологических исследований, определять их основную тематику, а также разрабатывать социально-психологические портреты различных категорий военнослужащих и призывного контингента, выявлять их особенности и тенденции изменения.
- Создать комиссию при Министерстве обороны СССР по разработке проекта "Наставления по организации и проведению воинеких ритуалов", в котором изложить обязательные формы возможных в условиях армейской жизни всех видов ритуалов. В состав комиссии целесообразно привлечь представителей Главного политического управления СА и К®, Генерального штаба ВС СССР, Института военной истории МО СССР, Центрального музея Советских Вооруженных Сил, а также специалистов в области режиссуры массовых зрелищных мероприятий, военных музыкантов, художников, писателей, артистов и представителей других творческих профессий.
- На базе Главного управления тыла Министерства обороны СССР создать координационный центр по разработке гербов видов
Вооруженных Сил и родов войск, эмблем воинских частей и военно-учеоних заведений, а также дополнений к парадной форме одежда военнослужащих, в которых в условной символической форме отразить боевую историю и предназначение того или иного воинского формирования. Составить описание эмблем воинских частей и порядок их вручения военнослужащим. К этой работе привлечь военных историков, художников, фалеристов, представителей молодой науки - советской геральдики, а также широкие круги армейской общественности.
- Объявить конкурс на создание лучшей строевой песни для воинов советских Вооруженных Сил, который можно провести в рамках Всесоюзного конкурса "Когда поют солдаты".
- Разработать "Кодекс офицерской чести", в который включить свод правил поведения офицера: а) при выполнении им своего воинского долга; б) по отношению к начальникам и подчиненным; в) вне служебной обстановки.
- Переиздать книгу А.Ю.Кривицкого "Традиции русского офицерства" с обязательном распространением ее по библиотекам военно-учебных заведений.
- Ввести в высших военно-политических училищах курс "Ораторское искусство", который бн предусматривал изучение курсантами наиболее эффективных приемов и средств вербального воздействия на сознание воинов.
думается, что использование результатов исследования в практической деятельности войск в условиях мирного времени позволит повысить эффективность работы до формированию высокого морального духа советских воинов. Кроме того, материалы, изложенные в диссертации, могут оказать помощь командирам и политработникам при разработке конкретных мэтодик по воспитанию у воинов необходимых социальных качеств.
Также ряд общетеоретических положений диссертации может быть использован в качестве методологической основы для разработки программ нравственного воспитания советской молодежи, так как практика работы показывает, что именно эта социальная группа наиболее всего нуждается в высокой эмоциональной действенности всех проводимых с ней мероприятий.
Апробация работы, основные положения диссертационного исследования апробированы в выступлениях на Всесоюзной научной конференции "Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии в свете решений НУП съезда КПСС", состоявшейся в ноябре 1986 года, на теоретических и методологических семинарах, а также в процессе проведения занятий по марксистско-ленинской философии в Военно-политической академии имени В.И.Ленина, в процессе преподавания курса марксистско-ленинской Философии в Омском высшем танковом инженерном училище имени Маршала Советского Союза П.К.Кошевого, в процессе преподавания в университете марксизма-ленинизма при Волгоградском райкоме КПСС г.Москвы.
Основные положения диссертации изложены в следующих
I. Роль общественной психологии в формировании морального духа советских во«чов // Сборник научных статей.-М.: БПА,1988.-№ 37.- 1,и п.л.
г. формирование морального духа советских воинов средствами общественно-психологического воздействия // Актуальные проблемы укрепления морального духа социалистической армии в свете решений ХХУП съезда КПСС: Материалы Всесоюзной научной конференции.-М.: ВПА,1988.- 0,5 п.л.
публикациях:
Подписано в печать 31.03.88 Формат 60x81/16 Г- 458178 06-1л-м1,25 »ем. лист. Учетно-иэдат. листов 1,1
Типография ВПЛ имени В. И. Ленина Заказ 524