автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.02
диссертация на тему: Роль противоречия в становлении целостности общества
Полный текст автореферата диссертации по теме "Роль противоречия в становлении целостности общества"
д<1
Г Б ОД КАЗАХСКИЙ ГООУДАРОТтшт ШЩОНАЛЬШЯ УНИВЕРСИТЕТ им. АЛЬ-ФАРАБИ
На правах рукописи
ДЖЛППУЕВА СОНАТА ЖУСИПАЛИЕВНА
РОЛЬ ПРОТИВОРЕЧИЯ в СТАНОВЛЕНИИ ЦЕЛОСТНОСТИ ОБЩЕСТВА
09.00.02 - философия человека и обпззства
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Алматы - 1994
Работа выполнена на кафедре философии и методологии науки факультета философии и политологии КазГУ им. Аль-Ф&раби
Научный руководитель - доктор -философских наук,
профеооор ХАСАНОВ М.Ш.
Официальные оппоненты - доктор филооофоких наук,
лрофесоор ТАШЕВ С.Д.
- кандидат философских наук КИРИЛОВА Г.Р.
Ведущая организация - кафедра филооофии ГО1К КазГУ им. Аль-Варяби
"¿Щ " _/](-_1994 года
Защита ооотоитоя " //_1994 года г'-/ чаоов
на заоедании специализированного оовета К.14 А.'01.28 по защите квндидатоких дисоертаций по философским наукам при Казахской государственном национальном университете им. Аль-Фараби по адресу:
480121Р Алматы, пр. Аль-Фараби 71, ГУК - 2, ауд. » 427 /кабинет философии/.
С диооертавдей кожно ознакомиться в центральной научной библиотеке КаэГУ и«. Аль-Фараби»
Автореферат разослан "_"_ 1994 г.
Ученый секретарь специализированного Соаета, кандидат философских наун, доцент
Р.У.ИС-УКОВА
- 3 -
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ Актуальность тем» исследования. Процесс становления оуверепи-?та республики связан о переходом от поеттоталикрного общества демократическое о социально ориентированной рыночной экономикой I основе ме.'г.нацроняльного согласия, социального партнерства к Исственного прогресса. Данный исторический процеао аовершаетая невероятно оло^тшх условиях,, когда в Казахстане имеют место ао-опние нестабильности и глубочайшего кризиса во воех облаогях даатвенноЯ жизни и в особенности в афере экономики. Успешное и гюсительно быстрое преодоление этих трудностей в иоторически озримом будущем требуют последовательного проведения реформ в ластях экономики, политики, идеологии, культуры, науки, образо-ния. В них долины быть четко «»формулированы перспективы развития ех этих с-Т>ер общества, определены меры по укреплению социальной збильности, межэтнических и межгрупповых отношений, формировало ноеой государственной идентичнооти, оистемы казненных ценно-з!5 и гуманитарной реабилитации.
Социально-экономические и общественно-политические процеосы, нисходящие в республике пооле приобретения ею независимости, зет неодназначны!! характер. Это связано о те«, что программы ■юкратичеоких преобразований и перестройки экономики на путь ючиых отношений н постсоветских республиках "отрабатывались" ходу. йх теоретическая разработка и последовательное проведе-: в жизнь окаэалиоь делом очень сложным в силу неизбежных задер-\ социального и политического давления различных групп, поихо-■ического неприятия и т.д.
В то не время становится очевидно, что успешное проведение де-
мократических преобразований и развитие рыночных отношений предполагав? своевременное разрешение противоречий. Глубокие изменения в этих двух наиболее сажных сферах общественной жизни были обусловлены необходимостью "слома" советской политической системы и централизованной плановой экономики. Необходимость такого рода преобразований выдвинула на первый плав проблет демократии.
Жизнь показала» что страны так называемой мировой системы социализма оказалась на саком дела тоталитарными, посттогаянтарными, неототалвтарныки и авторитарными политическими режимами. Их крах привел к току, что в этих странах вотал вопрос о формировании демократических общеотв» правовых государств» Эти процессы оказыва-втоя проявлением одной из ведущих тенденций будущего мирового порядка, новой человеческой цивилизации.
■ Развитие демократии оказывается всемирным явлением, важнейшим компонентом общечеловечооких ценностей. Однако она не являетоя чисто западным феноменом, так как Еыражает стремление людей к
свободе, справедливости и равенству независимо от их места обитания. По згой причине свобода и права человека оказываютоя универсальными ценностями, приоущими различным типам культуры и цивилизации. В силу этого во второй половине XX века наблюдается резкий подъем демократического даижевия в мире. Расширение демократических преобразований, утверждение гуманистических ценноотей происходит не "автоматически" в общем руоле исторического прогресса. Их становление оказываетоя сложным противоречивым процессом, яавй' отш от ряда факторов. Демократизация происходят тогда, когда люди оами хотят решать свои оудьбы, разделить бремя ответственности за судьбу отечества и при наличии соответствующих объективных условия.
Степень разработанности проблема. Проблемы противоречия и цело-тности имеют непосредственное отношение кок к вопросам демокра-ических преобразований, так и рыночных отношений, ста овязь продляется в том, что проводимые в постсоветских республиках поли-ические и экономические преобразования видоизменяют прежние и по-о.кдапт новне противоречия, своевременное разрешение которых циви-изованннми метопами способствуют развитию целостности общества, таком контексте проблега противоречия и целостности общества е получили должной научно;! разработки. Хотя сами проблемы проти-оречия и целостности л прошлой советской литературе были иссладо-. аны достаточно основательно.
Вклад в разработку вопросов генезиса становления и развития ончтия противоречия, его сущности и функций внесли Ж.М.Абдияь-ин, М.С.Дяенов, Г.С.Батищев, З.З.Ояккерев, Э.В.Ильенков, Д.К. эопбеков, А.Х.Кпсыкгянов, Б.М.Кедров, Б.А.Ласточкин, В.И.Метлов , .Н.Инсанбаев, з.М..0руд»:ев, К.Х.Рахматуллин, А.А.Хакидов и др.
В работах Н.Т. Абрамове»;!, В.Г.Афанасьева, И.В.Блауберга, Г.А. гоя, К.Г.Клина, М.Ш.Хасанова и других получили освещение вопрооы гнезиса и развития категории целостности в истории философии и *уки.
Специфика и сущнооть целостности при изучении социальных пропсов рассмотрены в исследованиях Л.Н.Когана, АЛ!.Красина, О.Н. рутовой, В.М."екуеЕа, З.С.Семенова, С.Д.Танкаева, В.И.Толстых, .П.ЦеликоЕой и других.
Огнако крах советской социалистической системы привел к тому, ■о возникла потребность в переосмыслении методологической значи->сти категорий противоречия и целостности при изучении оовремен-гх реалий поеттоталитарннх реопублик.
- г> -
Цояь и задачи диссертационного исследовании. Целью настоящего исследования является выявление методологического значения категории противоречия при изучении становления целостности общества Для досгиаения поставленной целя необходимо решение-следующих задач:
- раокрыть различие между диалентико-логическим и формальнологическим интерпретациями в поникании сущности противоречия;
- выявить специфику противоречий в обществе и их конструктивную роль в формировании целсотнооги общества и индивида;
- показать характер изменений социальных противоречий в про-цеоое исторического развития мировой цивилизации;
- последовать способы разрешения противоречий на различных этапах исторического процесса, оказывающие существенное влияние яа становление социума и личноотк;
- уяснить характер новых противоречий, возникших в процесое трансформации поеттоталитарных обществ в демократические;
- раокрыть эвристическое значение категорий противоречия и целостности при разработке оптимальных программ политической и экономической реформ для становления и развития республики как суверенного государства.
Методологические ооновн исследования. Основу исследования со-отавиля принципы единства исторического и логического, хонкретн' го и абстрактного, практической деятельности и др. Они имеют па; ное значение при рассмотрении природа противоречий, иховоеобра-зия в социальных процессах, истолковании сущности и характера целостности в истории философии и науки, в различных типах куль туры и цивилизации. Корректные определения'понятий противоречия и целостности, сделанные о учетом этих моментов, позволяют боле
декватно уяснить их роль при изучении особенностей переходного :ериода постсоветских республик. В ходе иоолодования диссертацион-:ой проблематики автор опирался таюкэ на труды отечественных и арубезшых ученых»
Научная новизна исследования и положения, выносимые на защиту.
Новизной отличается сама постановка проблемы в силу следующих >ботоятелъста. Развитие общества изучается комплексно через пряз-¡у понятий противоречия и целостности. В диссертации большее вни-;ание уделяатоя исследованию нового явления в истории, а именно -[розеооу трансформации поеттоталитарного общества в деыократичео- . :ов. Изучение развития общеотва проводятся вне идеологических. 1тампов прошлого. Такой более или менее объективный подход позво-¡ил оформулировать ряд положений» имеющих элемента новизны.
- представить более адекватную структуру социального противоречия, составными компонента«« которой являются внутреннее проти-оречие, сакопооткЕоречйвость, оанодвияенйе, деятельность, пот-!вбностй и интересы?
- специфика социальных противоречий заключается не столько в ■ом, что здесь имеет меото новый клаао противоречий - антагонпсти-;еокие и неантагонистичеохве. Проводится ?жоль о то«, что опеци-таа противоречий в обществе обусловлена характером и уровнем' ювоения и преобразования действительности з ходе практической [еятельности людей;
- выдвигается положение, что стадии развертывания противоречия юллгны рассматриваться в рамках определенной исторической целоот-ости. При этом природа прогиворечия.попигание их типологии и поепби разрешения определяются степенью развития целостнооти блйстЕя и индивида;
- показано, что целостность общества и человека в советском обществе носили диффузный характер, поскольку единство первого обеспечивалось силой государства,, а индивид был низведен до уров ня "винтика" государственной машины;
- отмечается, что только демократические преобразования и раз витие рыночных отношений в вооттоталитарных государствах могут положить начало становлени» человека субъектом общеотвенно-иото-рической практика. При этом развитие человека как целостной личности должно огать основой для1развития целостности общества
-показано,что успешному становлению целостности общеотва и ч«
века должно способствовать углубление и расширение демократических преобразований, формирование социально ориентированной рыно1
ной ЭКОНОМИКЕ.
Теоретическое и практическое значение. Значение работы состоит в ток, что она позволяет более адекватно понять своеобразие переходного периода трансформации тоталитарного общеотва в демократическое, найти оптимальное сочетание элементов традициона-лнстокого в техногенного типов развития цивилизации в Казахстан«
Отдельные положения диссертации могут быть иопольэовапы в общих в специальных курсах социальной философии, политологии а методологии науки»
Апробация работы, Оояовные положения и выводы диссертации были сообц8ны иа I международном симпозиуме-семинаре "Восток -Запад; диалог культур", Алкаты, 1992; республиканской учобно-метолическоЯ конференции "Новое к традиционное в преподавании филооофоких и социально-политических.дисциплин", Алкаты, 1993. Материалы дисоертации отражены в четырех публикациях.
Структура дкооертации.Структура работы и логика изложения ее зодеркания определялись цолыо я задачами исследования» Лиосерта-дия состоит из введения, дпук глав, заключения и Оиблиографии»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТУ
Во введении обосноЕотаетсп актуальность и значимость избранной теми исследования, раскрыта степень ее разработанности„ офор-■¿улирована цель и задачи исследования,, показана ее научная новпз-ча„ определены методологические основы, выявлена ее теоретическое я практическое значение и т.д..
Первая глава "Методологические аопекты понятия противоречия" зостоит из двух параграфов., 3 первом параграфе "Содержание понятия противоречия" рассматривается гвнезио и развитие данного по-зятия в истории философии и науки. Мы полагаем, что марксистско-ленинская трактовка роли противоречия в развитии иоторичеокого троиесоа "страдала" некоторым упрощением. В известной степени это было обусловлено несколько расплывчатым иотолкованием оодер-глния понятия противоречия.
В диссертации показано, что в поникании природа противоречия з советской философской литературе имели место два подхода, которые /окно назвать форг/ально-логическик и диалектвко-логичеоким. При 1яиг.аЯтаег< рассмотрении выясняется, что в литературе кожно найти ! "промежуточные" решения и даже разночтения в райках каждого из юдходов. Не существует единого мнения и в вопросе обозначения гротиворечип действительности: объективное, предметное,, онтологи-юское и т.п. 7ля корректного репения этих диокусоионнх вопросов »тнооителъно понятия противоречия в работе проволигся его коклек-гкнЗ анализ.
В контексте такого анализа развивается мысль о том5 что проти-
- ill -
воречие выратлет качественные параметры сторон объекта сущностного измерения. Автор считает, что к параметрам данного уровня надо подходить достаточно строго и раскрывать их через понятия взаимодействия, взаимосвязи, взаимовлияния, взаимоизкенения и д] Можно констатировать,,, что в литературе при характеристике понятия противоречия обычно ограничиваются моментами взаимополага-ния и взаикоотрицания0 В работе отыачено, что эти параметры яв-ляютоя необходимыми, но недостаточными уеловиялш для понимания природы противоречия*
Б работе показано, что изучение понятия противоречил необходимо проводить в контекоте пространственно-временной размерноот Пространственная1 разделенкость противоположных сторон объекта оказываетоя условием их оовмещеннооти. Характеристика понятия противоречия через через призку пространственно-временной интер ваяьноотв' позволяет перейти, на более высокий уровень рассмотрения. йа повом уровне противоречие начинает рассматриваться не т лько как о-шотение сторон объекта,, но и как процеос. Такой пере ход позволяег понимать противоречие не только'как форму взаимодействия, во .и как проявление самодвижения, оаморазвития объем Различение противоречия как отношения и процероа дает возможное "опять" многие дискуссионные моменты по данной проблематике.
В »той связи в диссертации большое внимание уделяетоя renesi оу и развитию проблемы противоречия в иотории философии и наук! йоторико-фзлооофский и научный анализ показывает, что до опредс ленного периода противоречие расоматривалооь на уровне отнотаеш а в изучении его сущности доминировал формально-логический подход в метафизической версии. Преодоление такого подхода к инте] претацпи природы противоречия икеет свое начало в классической
немецкой философии.
'Аптос считает, что в антиномиях чистого разума Канта заложен» основы диалектического подхода к анализу понятия противоречия. По нашему ь'нониго, основоположнику немецкого идеализма принадлежит заслуга более широкого видения оодер-.енил противоречия, когда оно не сводится к чиото логическому. Рассмотрение противоречия :<ак процесса потребовало введения в научный оборот Новых понятий. Злним из таких понятий, которые не получили должного освещения в отечественной литературе, является понятие гармонии.
Анализ этого понятия позволяет сделать вывод, что состояние 'ар^онии сторон объекта оказывается необходимым условием его даль-¡ейшего разлития. Кз зтого не следует, что гармония замещает ме-то и роль противоречия в развитии предметов. Сна выражает в них wohth устойчивости,взаимолополнительности сторон. Противоречие гармония детерминируют характер и направление развития объекта,, го качественные и количественные изменения.
В работе рассматривается теоная взаимосвязь противоречия с по-чтияуи качества, количества, отрицания. На уровне абстрактного т'ицания качественная сторона отражается е констатации типов эотиворечкй, функциональных различий и специфики отношения колй-?ствешшх характеристик противоположностей. Отмечается, что со-окупнооть детеоеинаций объекта в силу его противоречивости "раздается" на отлельнне абстрактнее отнопения. До определенного жентя противоречия развертывается количественно. К ни« в рабо-1 m отпоет интервал« значений таких величин, как объем, скот ють, нпяежнооть, о Активность и др. Следует однако заметить, о существенное ускорение, изменение предмета ооущеотвляетоя оснопе качественного разрешения противоречия.
Иоходя из этого, «втор развивает мысль, что совокупность детерминант определяет структуру изменений предмета. Вероятность отрицания или отрицания отрицания оказывает Елияние на услоеия, механизмы и движущие силы преобразований.
Вероятное направление развития обгекта в диссертации рассматривается во взаимосвязи противоречия о'понятиями снятия и накопления, Накопление изменений зазшоит от специфики соотношения количественных характеристик противололояноотей предмета и его внешнего окружения. Для воспроизведения, вернее уяснения напраВ' деннооти этих изменений в работе рассматриваются понятия прогре оа и регреоса, восхождения и ниохождения.
Рааомотрение этих понятий показывают, что они в извеотной сте пени определяют моменты специализации и универсализации предает Так, основным в прогреооивном развитии объекта являетоя преод ление специализации. Отдельные "негативные моменты структурной и функциопальной специализации обычно компенсируются более слокнь поведением, что позволяет предмету оперативно реагировать на и; менения внешних условий. Эти условия оказывают определенное вл! ние на возможности развития явления. Потому возникает необходш оть в' регулировании процеооа реализации возможностей развития предаете, иначе он кожет оказаться пригодным только для выполш ния ошкинугных задач, что весьма усложняет перспективы его ра: вйтия, В этой связи в работе отмечается, что в подобных олучая предметы могут оказаться в так называемых тупиковых путях разв тия, т.е. впасть в ооотояние стагнации.
На основе такого анализа показано, что отепень зрелости про воречая определяет доминирование отдельных тенденций в развити объекта. В целок же направление развития предмета склалывпетоя
- гз -
из оумг/н взаимопереходов, взаимоолояения различных тенденций. Анализ -те моментов сходства и различия структурных компонентов предметов в процеоое векториости и нелинейности V их развитии позволяет выделить явления дивергенции, конвергенции и параллелизма. в диссертации проводится такта разграничение понятий типов и форм развития.
Второй параграф "Противоречие и целостность" посвящен анализу структурных компонентов и .функций сторон противоречия в системе целого, целостности. Рассматривая эту проблему, мы показываем, что она получила довольно плодотворную разработку в классической немецкой философии.
Кант развивает идею о том, что исторический процесс имеет противоречивую природу. !'(/ в общих чертах показано, что но просто противоречие, а противоречие интересов лежит в оонове истории. В первую очередь он имеют в виду противоречие интересов в области экономики. Км высказывается мысль, что различие и противоречие интересов лгдеЯ вызывает у них отчуждение. Иными словами, он отмечает, что восходтаее движение к достижении разумной цели, установлении гражданского общества вызывает феномен отчукдения. Обобщая его взгляды на эту проблему, можно сказать, что он, вы-рауд" пуховнне заппосы своего времени, раскрывает противоречия мехду овободой и отчуждением, долташм и сушим, материальными условиями жизни и идеальными побудительными мотивами людей и т.д. Разрешение г.е зтих фундаментальных коллизий исторического процео-са, по его мнении, завиоит от уровня ооознания людьми их морального долга, развития их нравственной культуры.
В диссертации отмечается, что эти идеи в истории философии наиболее плодотворно были разработаны Гегелем. В этой овязи мы
обратили должное внимание на его учение о противоречии в разделе сущнооти в целостности "Науки логики"» CoглacfIo Гегелю, противоречие между бытием и духом проявляется в ток, что мировой разум заставляет отдельных людей выотуиать в рола средств реализации высших целей абсолютной идеи. Идея воплощается в индивиде и ДЕИгаяоь вмеоте по ступеням становления и перехода от внешней необходимости природы к свободной целеполагагощей деятельности человека выступает как внутренняя форма самореализации духа„ Развивая ату мысль, Гегель полагает, что самореализация духа суп воохождениэ к овоболе и гражданококу обществу, после установления которого якобы завершается развитие исторического процеоса. Нетрудно заметить, что у него определенный вид государственного уотройотва как воплощение, государственности вообще интегрирует в целоотнооть общеотво и его институты.
В диссертации отмечается, что эти воззрения Гегеля отражали по существу уровень и характер отчуждения в обществе того времени, В уоловиях абсолютистской монархии государственность отчуждается от бытия людей и начинает довлеть над воеми остальным институтами общества. При этоы правительство помещиков, чинов-яичее'сооловве возводится в ранг всеобщего, целоотноотя. Здесь Гегеяь й спекулятивной форме конотатирует главенствующее положение бюрократии в условиях абсолютизма. Вопрос о роли господствующей или правящей бюрократии е обществе и некоторые параллели при абсолютистских, тоталитарных и авторитарных режимах представ-ляетоя актуальным и поныне.
Б работе также показано, что целоотнооть в учении Гегеля является имманентной формой развертывания противоречия. По ого «нению, становление противоречия есть не что иное как формирова-
1ие целостности, от ее общих моментов до более конкретных опре-зеленноотей. Противоречив в его тотальности проходит ряд атупе-1ей развертывания, в которых вое компоненты и отадии взаимосвязаны мекду собой» По Гегелю, эту тотальность можно понять толь-<о разумом, ибо раосудок ограничивается опиоанием ее ооотавляв-цих. Иоходя из этого, он полагает, что познание противоречия сак развертывающейся тотальности дает астпнноо знание, т.е. •
шание о оинтезе протпвполозсноотей,, Тем не менее Гегелю вое на !е удалось адекватно определить' действительную взаимосвязь проти-юречия и целостности и их роль в развитии общества» Его иоходнач позиция сказалась в интерпретации понятий противоречия и целоот-юоти, Фактически развитие общества им рассматривалось как разви-■ие тотальности понятия, а развертывание противоречия - как вое !олее конкретное воплощение духа.
Нами отмечается, что последующая матеркалиотичеокая разработ-:а гегелевских идей в рамках клаосичеокой философии связана о юнятием предметно-практической деятельности. Введение в науч-ый оборот этого понятия позволяет понять,, что государство как • отальность у Гегеля оказывается лишь мистическим перевоплощени-к абсолютной идеи г самоопределение воли господствующего клаоса, ословия. '.'атериалиотичэский не подход к этой проблеме показывать что на самом деле функции государства являйтея опецифически-и формами деятельности людей»
В работе прояодитоя обоснование того, что благодаря практичео-пЗ пе^тельности происходит постепенное высвобождение людей от ут природной записимооти. 3 процеосе -*гой деятельности ггачина-тсп кооперирования их уоилий, естественное и общественное разделите трулп. Потоку на определенном этапе пазпития общественного
производства формы деятельности людей начинают "задаваться" не природой, а иоторией. Следовательно, противоречия возникают не в процессе самоопределения духа, а в ходе предметно-практического оовоения и преобразования дейотвительнооти.
В процессе развития истории, становящаяся целостность "вбирает" в себя недостающие ей части из своих предпосылок. Они функционирует в такой целостности и как предпосылки и как результат, и в конечном счете способствуют доотияению зрелооти системы и ее дальнейшему развитию на ооботвеиной основе.
Проводя ретроспективный анализ исторических событий, ны в работе приходим к мнению, что в рамках социальной целостности происходит взаимный переход противоположностей с возвратом к исходной точке. Такой возврат осуществляется на новой, собственной оонове и отановление целостности сопровождается "обогащением" ее содержания. Переход на новые ступени целостности представляет ообЪЙ процесс развития, источником которого являетоя противоречие, потому противоречие оказывается имманентной характеристикой целостности.
Дальнейший анализ показывает» что в процессе развертывания противоречия происходит оформление сущности предмета. В ходе взаимодействия противоположных частей целостности сущнооть начинает проявляться как некоторая функция в системе общественных отндае-* ний. Такое понимание оущности возможно с позиции диалектики как логики. В формальной же логике аущность рассматривается как нечте общее, присущее какому-то классу явлений. Потому формально-логический подход не дает истинного представления о взаимосвязи целостности и противоречия и их роли в развитии общества. Диалокти ко-логич'еский подход позволяет понять, что сущность представляет
зобой единство противоположных частей целостности. Вне единства 1ротивоположноотей в ооогаве целого оущнооть себя никоим образом че проявляет. Процесс перехода от одной стадии противоречия к пругой оказывается процеосом становления целостности с ее сущно-зтыо.
Лиялектило-логкческая трактовка противоречия икеет ванное значение в познании социальных явлений и а особенности становлении' целостности общеотва, чеку и посвящена вторая глава диооертации "5вриотическое значение противоречия в развитии социальной целостности". В первом параграфе "Специфика социального целого и противоречия" эти вопросы рассматриваются через призму структуры общественно-исторической практики._
В этом параграфе показано, что з ходе практической деятельности люди преобразуют объекты, вкладывая я них свои силы, знания и т.д. В ходе этой деятельности они спираются на общественные инотитути, организации и тем саким оказывают влияние на оистему общественных отношений, обцеотЕенное бытие. Данная деятельность охватывает в основном сферу надстроечных отношения. При рассмотрении этой деятельности необходимо различать субъект, объект, цель и средства.
В диссертации в качестве объекта социяльно-иоторичеокой практики рассматриваются такие формы жизнедеятельности людей, как исторкческ'/е формы собственности, структурные компоненты общественного производства, социальные овязи и т.д. Хотя они яиляются результирующими деятельности людей, но в то же время данная система общественных отношений регулирует характер их деятельности.
Из средств ооципльно-иоторическоЛ деятельности основное внимание в работе уделяется государству, политическим партиям, обде-
отаенным движения« и т.п.в этой связи нами отмечается, что в от чеотвенной литературе вопрос о партиях как субъектах деятельное разработан наиболее слабо.В данном случае речь не идет о КПСС, западной филооофии политики под партией подразумевают обществен нов объединение людей, ставящих целью завоевание политической власти для получения соответствующих материальных и духовных благ. Очевидно, что не следует упрощать Мотивации /годей, вступающих в партию, объясняя их желанием получить оюиминутные диви денди. Необходимо находить из того, что разнообразив интересов, ценноотных установок обусловливают различие в поникании роли го сударства, взаимоотношений отдельных людей и государства, соцта лышх и политических воззрениях людей. Потоку наиболее благодат иым инструментом, в котором фокусировалась бы еоя богатая палит политической кизни оказалась партия.
В диосертапии отмечается, что в более пироком плане партии являюток формами выражения организационных потребностей существования политических сиотем, развития государственных структур, отображающих многообразие интересов людей. Отсюда, "вытекает" проблема, которую можно назвать проблемой совмещения интересов людей в законодательных органах власти. Так, в раыках развития политических овотем западной цивилизации получили широкое распр отранение две теории. Их сравнительный анализ показывает, что ' суть учения "фактического представительства" выражалась в том, что члены высшего законодательного органа общеотва должны отображать интересы нации в целом, а не только интересы отдельных социальных групп. Соглаоно же теории географического представительства, депутаты должны избираться в качестве представителей
- 19 -
пределенной территории и определенных социальных, групп.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в основе тоо или иной типа представительства лежит принцип "снятия" напря-ения з противостоянии интересов различных социальных групп и ре-ионов,, Собственно унитаристская или федералистская структура ооударотвенно-политичеокой оиотемы являетоя отражением оложив-ихоя в той или иной стране одного из двух тйпоэ предсталитель-тва. Интегративная роль партий проявляется в кристализацяи раз-ичных, а зачастую противоположных интереоов социальных групп, ндивидов и отбраоыванин тех линий, кЬторые могли бы дезиктегри-овать общество.
Еще одни« структурным элементом ооцгально-иоторячеокой прак-пки являетоя цель. Хотя кы разделяем мнение, что деятельность адей нооит цэлеполагаодий характер, разграничиваем непооредот-знные и конечные, тактические и стратегические цели, тем ыенее работе уделяем внимание и взглядам «Э.АДайека. По его мнении, уоловиях опонтанного порядка нет необходимости знать обо всех эеследуемых целях, но и об иопользуекнх средогвах, чтобы учитн-ать в своей деятельности людям. Оя руководствуетоя принципом* го порядок формирующийся сам по себе и правила, ооздаодие этот зрядок становятся вое более совершенными не благодаря лучшему эниманию людьми обоих задач,, а связаны оо саособностяки к адап-щии к изменяющимся условиям.
В диооертацки также раоокатриваютоя оубгекты общеатвенно-иото-^чвской практики: социальные общности, страты, этнические груп-I, общественные организации, объединения, отдельные индивиды т.д. При этом основное внимание удеяяетоя стратам. Это связа-> с тек, что как в западном, так и в постооЕетоком обществе лп-
да разделяются не оголько на классы, а околько на социальные группы "по интересам". Они разделяются по профессиональным,, фи-ванооЕык, региональным, национальным, культурным, языковым, религиозным, ведомственным и другим интересам» Однако независимо от этих группообразуицпх факторов важным оказывается вопроо о их отношении к вяаоти. Данный вопроо в диссертации анализируето? на основе оопоотавления взглядов представителей группистов и плюралистов.
В работе отмечаетоя, что наибольшее "пересечение интересов различных социальных групп происходят в бферах экономики и политики. Противоречия возникают как в самихнепооредотЕенно областя; экономики и политика, гак и между этим: двумя областями. В зависимости от уровня демократичности общественных отношений против« речия между .интересами социальных групп в этих областях могут бнть разрешены на основе авторитета закона или при помощи оилы бюрократического и репрессивного аппарата.
Доминирующей тенденцией оовременнооти является развитие ыног« образных форм собственности,, трансформация тоталитаризма в демсъ кратию, движение от неполных полиархий в полные, утверждение общечеловеческих ценностей, возрождение национальных культур и т.. Анализу этих вопросов пооЕящен второй параграф "Противоречия тоталитарного и поототалитарного общества™.
В этом параграфе отмечается, что противоречия, с которыми отолкнулиаь большевики после Октябрьского переворота были прояВ' яениек специфических отноиений между базиоом и надстройкой. 5ти -противоречия йекду экономикой и политикой в 20х годах пытались разрешить путем мер "военного Коммунизма". В теории с этого времени в марке и ото ко-ле ник с к ой" литературе получает широкое роспрс
- 21 -
шениа положение о первенствующей' роли политика по отношению экономике. Как известно, данное положение не потеряло своей тчимооти и в наотоящее время, так как характерно и для оовре-!ННОй общественной жизни пооттоталитарннх государств.
Новая экономическая политика в диооертации рассматривается 1К попытка "приблизить" надстроечные отношения к реалиям эконо-1ческог'о базиса,, по мере возможности сократить сферу прпнуздо-5я„ приостановить усиление бюрократических тенденций. Смысл этой >литики вырагалоя в выявлении многообразия методов государственно воздеЯотвия на экономику а. активизации человека э производ-:венном процессео Она бнла направлена на "оыягченив" противоре-1й переходного периода, сбалансирование политических и экономящих императивов.
Вскоре эта политика была "свернута". Вместо того, чтобы разжать, противоречия того периода'путем развития хозрасчета, рын-1„ экономических отмолов, совершенствования ценообразования и )угого„ их пытались реиить политическими методами» Зтн методы юлуяили основой для 'формирования командно-административной оп-'еми. 3 работе автер подчеркивает, что в условиях тоталитарного ¡яшма противоречия начинают пытатьоя "снять" посредством сверх- ■ штрализации управления народным хозяйством, внешнеэкономически-I методами воздействия* Установление режима личной влаоти, (формация воей области политической оиотемы, санкционирование 1Нояок" лидера отраны партией, а затем и народом создавали об-[Нчивое впечатление нерушимого единотва народа, поевдоаеялстко-■и общества.
3 диссертации показано, что развенчание "культа личности" и ючесо демократизация общества в годы гак называемой "хрущевской
оттепели" не оиогли оущеотвенно разрушить командно-административ' аую систему, но дали новый ишульо процеооу дальнейшей бюрократа зации воехоторон общественной жизни. В этой связи проводятся анализ роота бюрократических тенденций в обществе, iee развитие noi горизонтали и вертикали и соответственно "нарастания" отчуждения в екоиошчвсной, политической и ооцнальноЯ жизни.
Автор откачает,, что последняя попытка переуотроить советскую оиогему былд предпринята М.С.Горбачевым. Он рассматривал перестройку как социальную революцию, которая ыокет. вывести общество на подлинно аоциалиотичеокий путь развития, связанный о оуществе нык перераспределением власти, правс свобод, доходов и т.д. между различными социальными группами. При иоследовании этого периода отечественной иотораи много внимания уделяетоя анализу прс тиворечий мезду планом и рынком,- центром и периферией, управление« й самоуправление!!, ооюзом и национальным суверенитетом, единством ъ плюрализмом, в др.
Данный анализ показал» что либерально-консервативные реформы М.С.Горбачева должны были окончиться неудачно, так как государственный социализм оказалоя принципиально не реформируем н исторически себя исчерпал. И на этом завершается один из самых драш тичных социальных экспериментов в истории человечества, который правел к полной дискредитации в глазах мировой общественности идей социализма и коммунизма.
Наиболее сложным в работе оказалоя вопроо о. трансформации поогтотаяитарного общества в демократическое. При рассмотрении этого вопроса наыи были тщательно проанализированы программные документы руководителей гооударогва. Их анализ показывает, что отановлёние и развитие суверенитета должно быть направлено на
построение демократического' общества о многоукладной рыночной экономикой, открывающей каждому человеку равные возможности самостоятельного выбора, экономического самоопределения и т.д. Изучение опыта постперестройчных процеооов в странах СНГ показывает, что прежние противоречия, видоизменив формы проявления, начали "раокалывать общеотво на правых и левых, партократов и демократов, граждан и неграчсдан, коренных а русскоязычных и т*д. Для оптимального разрешения этих противоречий необходимы соглашения между различными субъектами деятельности типа "Пакты Мон-клоа", Договора об общественном ооглаоии и т.п.
В работе показано, что процесс демократизации представляет оо-бой возрождение государственности и национального самосознания, стимулирующих развитие центростремительных тенденций в обществе, противостоящий принципу автономизациа. Глубина демократических преобразований во многом зависит от расширения процеооов разгосударствления и приватизации предприятий, их правового обеспечения и укрепления их социальной базы.
2ти две тенденции нооят альтернативный характер, их разрешение мотет иметь конструктивный смнол в том случае, если центростремительные оилы будут способствовать поднятию престижа предпринимательства и будет разработан надежный механизм защиты демократических институтов и ценноотей. Однако небольшой опыт демсн краткческих преобразований в нашей реопублике показывает, что центральные органы управления в этой области "работают" недостаточно з,ффективно. Г.^ежду тем уровень развития общественного созна-шя, неоднозначная оценка хода экономических-реформ¥~общеотвен-• юм мнении требуют более активного вмешательства государства в область экономических и политических процесобв. Контраверза поли-
тики и экономики должна сниматься путем более активной политики 'государства в облаоти экономики в определенных политических рам ках. Успешное разЕитие экономики, расширение демократических преобразований и возрождение национальных культур должно стать ооновой для перехода 'целостности общества на принципиально новы уровень. Новый тип целостности общества должен опираться на 'фор мирование целостности человека, так как построение дем.ократичео кого общества может быть осудеотвлено е созидательной деятельно стя людей при опоре на собственные силы.
В заключение автор подводит итоги проделанной работы, формулирует основные выводы и определяет перспективные направления деи нейшего иооледования.
Основные положения диссертации изложены в следующих публикациях:
1.К проблеме философского исследования рациональности //Во-отов - Запад: диалог культур. Часть I, Алматы, 1992, 0,2 п.л., в ооавторогге.
2.Проблема бытия и оознания в курсе философии //Новое и традиционное в преподавании философских и социально-политических дисциплин. Алкаты, 1993, 0,15 п.л., в соаЕторотве.
3.Принцигг целостности //Принципы диалектики, Алматы, 1994, 0,7 п.л., в соавторотве.
4.Социальное целое и противоречие. Алматы, 1994, 1,0 п.л.
Соната Яосалациэа 1АППУЕЗА
КОШ ТIfTAGTliШНЫtj КАИПТЛСШНДЛШ РОЛ1
Ус.титп отирган диссертацкшт чогам тутастыгшшн дамуин ерттеулег! ка"'т:илит( угимынан методология^ манизи тат:лауга лынадц. Оснган йаЯланисты кайтлцц угиминыц мазмунын, онац грилими мен кизметш тус1нгпруге талпинис жасалди. Яург1з1л* ен таллаудиц nertsnuie ца^зиликтц белгШ dip тутастиц шец" ер1нлег1 езара зрекет, озара. оялау. взара ицп&л, еэишк озгалис, сан» сапа, тэрюкз иыгару, кец1от 1к»уацыт интервал у» алигьг, ]лгер! козгалио пен nerjHlc, оэякест1к пен сэЧкесо1э" 1к угумларимен озара баллами отага чатанао пен процесс ретп?" е карастарилуи кахеттlPt турали корытиняы жасаллы.
Автор кумыста соцда:гац цаЯпилик пен э'леуметк тутастик» JH озара баЯланыса, тоталитарлик жэне тоталетарлыт(тан к еЯ г кг t огамнич катзиликтарц иэселалерм караотиради. Бтл мэоелелер яамларяин а'леуметтцстаргаси практикам тургасынан эзргтеледи азта цурудан кегпнг! кезецпег! каТшлы^таряы зерттеуге ерекше зц1л бол1нед!» еЯткет бтл мооелзлерш дер кез!вде иегау ке" естен яеЧШИ рзспублккаларца демократиялыц езгерютеря ерецчеуше яэнй нарыктык чаты наст ардыц дамуцна гсеместесуге И[с.
Dahappueva Sonata Zhusipalievna. The Role Of Contradiction la Establishing the Wholeness Of Society.
The author of the Dissertation gives a hroad analysis of the methodological meaning of the terra "contradiction" in terms of studying the development of wholeness of society. There is made an attempt to understand the content of the term "contradiction" its structure end functions. There la made a conclusion that it is important to study contradiction in relation to such notions ass interaction» mutual influence, self-movement, quality, rejec tion, space and time intervale, progress and regress, harmony ar disharmony and wholeness.
Tha author also studies the questions of relationship bptwpeu oontradiction and social wholeness, the contradictions of total! tarian and post-totalitarian society. These questions ore studie in social and historical context. A. special attention is given t the question of contradictions in the post-reconstruction period Solving these contradictions in time will help in improving the democratic changes and developing'market economy in the post-Soviet republics.