автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Роль структуры личного опыта в постижении социального бытия
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Курлович, Павел Николаевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ ПРИ ПОЗНАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО БЫТИЯ.
1.1 ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В НАУКАХ О ЧЕЛОВЕКЕ.
1.2 СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОГО БЫТИЯ И НАЧАЛА ОЫЦЕСТВОЗПАНИЯ.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРА ЛИЧНОГО ОПЫТА ЧЕЛОВЕКА.
2.1 ОСОБЕННОСТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ.
2.2 СООТНОШЕНИЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО И ПРЕДМЕТНОГО В НАУКАХ ОЧЕЛОВЕКЕ.,.
2.3 ЗНАЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОГО ОПЫТА СУБЪЕКТА СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЛЯ СВЯЗИ ПРЕДМЕТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ.
ГЛАВА 3 КОРРЕЛЯЦИЯ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ
СИСТЕМЫ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА
3.1 ОТРАЖЕНИЕ СВЯЗИ БЫТИЯ И ИНОБЫТИЯ ИНДИВИДУУМА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОГО ОПЫТА.
3.2 ЦЕЛЕПОЛАГАЮЩИЕ АКТЫ ЛИЧНОГО ОПЫТА И ТОЖДЕСТВЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ.
ЗА к ЛЮЧННИ!"
Заключение научной работыдиссертация на тему "Роль структуры личного опыта в постижении социального бытия"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Построение любой теории отражающую структуру соответствующей сферы действительности отождествляется со стремлением установить и сформулировать объективные, независимые по отношению к субъекту исследования закономерности предметной области. При этом определенность данного методологического подхода воспринимается очевидной. Однако, подобное понимание теоретико-познавательного отношения к действительности отрицает возможность специфики способности теоретического определения. Речь даже не идет о генетической тематизации современного концептуализма в целом и концептуализма обществозпания в частности. Но явно недостаточна интуитивная очевидность для обоснования рационально-теоретического построения дефиниций знания, более того, это противоречиво. Поэтому спецификация способов, именно, альтернативных способов постижения структурной определенности бытия должна иметь собственные основания. Актуальная бесконечность предметной области суждения не может быть предпосылкой мнения о принципиальной беспредпосылочности способа формулировки суждения, это правомерно только рассматривая данную проблему изнутри конкретного подхода. За пределами интенции суждения специальной объективной дисциплины оказывается сам процесс его построения в единстве со связью теоретической дефиниции и предметной сферы. Конечно, нельзя отрицать, что обращение исследователя к этой стороне концептуального процесса имеет место, но это оказывается за пределами данного специального знания, и воспринимается как маргинальное «философствование» ученого. Саморефлексия теоретического суждения не институализирована в специальных областях знания.
Гармония и единство теоретического суждения и саморефлексии познающего и формулирующего отношения к действительности составляет первичную определенность бытия, то есть такое его установления, какое
159 только и способно быть тематизировано в науке. Науки, предметная область которых в процессе верификации суждений не требует анализа данной определенности бытия, отвлекаясь от сопряженного с личным опытом исследователя процесса формулировки дефиниций, составляют тип объективированного знания. Напротив, те дисциплины, которые необходимо соотносят вопрос об истинности связи субъекта и предиката с рефлексией процесса интенирования действительности, вынуждены усложнять познавательную процедуру, включая в рассмотрение целостность личного опыта исследователя. Последний, взятый в совокупности формулировки теоретических суждений и жизненно-опытных процессов полной индукции, становится неотъемлемым принципом проверки истинностного значения любого умозаключения. Обращенность обществознания к первичной определенности бытия, темат и зи рован ной индукцией личного опыта, обуславливает особенности соотношения концептуальной структурированности и рефе ренциа л ь ной упорядоченности. Установление смысловой тождественное! и каждого из них не противоречит эмпирически очевидному рассмотрению их как взаимодополнительных. Каждое суждение, актуализирующее определенность бытия в пределах личного опыта исследователя, если рассматривать его как специфически социо-теоретическое суждение, то есть в динамике саморефлексивного отношения к интенируемой предметности, оказывается моментом пересечения концептуальной и объективной структур. Это осуществимо лишь в обществознании, где идеализация не просто не совпадает с объективирующем абстрагированием, но напротив предстает в единстве конкретности процедуры и всеобщности смысла. Смысл любого понятия социальной философии не отвлекается от процесса его установления, связывающего его с фактичностью действительности.
Эйдетическое поле обществознания, структурированное напряженностью отношения абстрактных теоретических суждений, тем самым
160 обладающих характером общезначимости, и отнесенных к личному опыту процедур их формулировки, обеспечивающих научное знание содержательной полнотой, заставляет по новому взглянуть на значимость структуры предмета для исследователя. Невозможно определить однозначно, что является производным в данном отношении, специфика предметной сферы « включающей социальное существо, обуславливает особенность рефлексирующего суждения обществознания, или напротив последнее, в своих элементарных проявлениях, является необходимым условием темагизации alter ego. Это не может быть предметом разрешения, ибо само теоретическое суждение опирается на неявное допущение, пусть не социальной, но по крайней мере. персональной согласованности интерсубъективных смыслов. Поэтому теоретическая актуализация индуктивных формулировок осуществляющихся в личном опыте исследователя является достаточным основанием понимания структуры поведения субъекта социальных отношений. Такое понимание хоть и не может являться строгим критерием концептуального структурирования, но представляет их себя необходимую предпосылку постижения референциальной упорядоченности предмет ной сферы.
Произвольное схематизирование предмета обществознания, являющееся следствием неполной рефлексии индуктивных процедур личного опыта, заменяющее ее формальными критериями детерминации социальных явлений, не способно установить подлинной связи концептуальной структуры с основаниями понимающего социального действия субъекта общественных отношений. Это и приводит к тому что каузальная структура заменяет симметричные, соотносительные связи личного опыта и интенируемой действительности. Объективирующая процедура действуя по принципу аналогии трактует отношение непосредственного окружения обстоятельств личного опыта и полагаемой им структуры интерсубъективной реальности, как отношение психологизированных взаимодействий гемайншафта, с одной
161 стороны, и, отчужденных, формализированных отношений государственно-институциональной структуры. Противонолагание институализированных отношений структурным связям, формирующимся на основе непосредственного взаимодействия людей, в значительной степени опирается на противопоставлении качества ситуативной ориентирующейся деятельности субъекта социальных отношений, складывающейся на основе обозримого круга обстоятельств целеполагающим актам придающим тождество непосредственным проявлениям поведения человека. Синхронический процесс возвышения практического разума человека до социального поведения невозможно объяснить, не соотнося его с движением актуализации интерсубъективных структур, происходящем в личном опыте. Поэтому это возникающее различение ситуативной рефлексивной оценки окружения обстоятельств и целеполагающих актов, обеспечивающих единство поведения в каждом конкретном действии человека необходимо понимать только в связи со структурным своеобразием общества, и обратно, социальные формообразования обретают своей смысл, и феноменологическую различимость лишь в процессах личного опыта. Следовательно, институциональная структура в той же степени отчуждена от человека, как и гемайншафт. Подобные представления объясняются тем, что целеполагающие акты в меньшей степени психологизированы, чем ситуативное оценивание, и гораздо надежнее верифицируются, по причине их обозримости. В рамках данного подхода рассматриваются не институты, как эмпирические сущности, имеющие в большой степени конкретно-исторический характер, но институциональная структура, как область придающая определенный смысл конкретным социальным образованиям и обуславливающих качество общества как теоретической категории и определенного рода действительности. А, следовательно, и [процесс легитимации социального образования понимается ка! институциональной структуры в личном опыте элько учитывая эти
162 ограничения можно воспринимать соотносительную связь институциональной структуры и личного целеполагания. Необходимость целеполагания для трансформации. практического разума в социальный опыт, требует рассматривать его не как вариативное содержание отражающее эмпирическую действительность, а как единственно возможную для интерсубъективной реальности форму синтеза конкретных актов действия. Поэтому целеполагание, в противоположность способам ситуативного оценивания, не исторично и не персонально, и лишь таковой его характер объясняет стабильность институциональной структуры.
Список научной литературыКурлович, Павел Николаевич, диссертация по теме "Социальная философия"
1. Американская социологическая мысль: Тексты. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996.
2. Аристотель Никомахова этика /У Аристотель Сочинения: В 4 т. Т.4 М.: Мысль, 1984.
3. Аристотель Политика // Аристотель Сочинения: В 4 т. Т. 4 М.: Мысль, 1984.
4. Барг М. А. «Идеальные типы» Макса Вебера и категория «классическое» в марксистском историзме //Вопросы философии. 1986, № 7 С. 100-111.
5. Библер В. С. От наукоучения к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.
6. Бу ржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. М.,1986.
7. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986.
8. Васильева Э. П. Мюллер-Доом С. Социология неужели нет будущего? // Реферативный журнал, 1996, № 1, серия Социология.
9. Вебер М. Харизматическое господство /У Социол. ислед. 1988. № 2 С. 139147.
10. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
11. П.Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. М., 1958.
12. Витгенштейн Л. О достоверности (фрагменты) /У Вопросы философии. 1984. №8.
13. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем.М.: Прогресс, 1988.
14. Гадамер Х.-Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991.
15. Гайда А. В., Вершинин С. Е., Шульц В. Л. Коммуникация и эмансипация: Критика методологических основ социологической концепции Ю. Хабермаса. Свердловск: Изд-во УГУ, 1988.
16. Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность: Социология М Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991.
17. Гегель Г. В. Ф. Философия права. Пер. с нем.: Д. А. Керимов и В. С. Персесянц. М.: Мысль, 1990.
18. Гоббс Т. Сочинения: В 2 т.: Пер. с лат., англ. М.: Мысль, 1989.
19. Григорьев Л. Г. «Социология повседневности» Альфреда Шюца //' Социол. исследован. 1988. № 2 С. 123 - 128.
20. Грязнов А. Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна. М., 1985.
21. Грязнов А. Ф. Аналитическая философия и проблема понимания культурно-исторических феноменов // Филос. науки. 1989. № 3 С. 36 - 46
22. Грязнов А. Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М.: Изд-во МГУ, 1991.23. 1 \ссерль Э. Логические исследования. Ч. 1 Пролегомены к чистой логике. Спб., 1909.
23. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философии /V Вопросы философии. 1986. С. 101 116.
24. Гуссерль Э. Исследования по феноменологии и теории познания. Исследование V Об интенциональных переживаниях и их «содержании» // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.
25. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию (главы из книги). // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136 177.
26. Гуссерль Э. Статьи об обновлении // Вопросы философии. 1997. №4 С. 109 -136.
27. Гуторов В. А. Античная социальная утопия: Вопросы истории и теории /У ЛГУ. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
28. Давыдов Ю. Н. Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980.
29. Декарт Р. Сочинения: В 2 т.: Пер. с лат., фр. М.: Мысль, 1989.
30. Дильтей В. Описательная психология. М. 1924.
31. Дильтей В. Наброски к критике исторического разума. /7 Вопросы философии. 1988. №4. С. 135 - 152.
32. Доброхотов А. Л. «Беспредпосылочное начало» в философии Платона и Канта. // Историко-философский ежегодник 87. М.: Наука, 1987.
33. Доброхотов А. Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М.: Изд-во МГУ, 1986.
34. Зандкюллер Г. Й. Критика и позитивная наука. К эволюции марксовой теории. /У Историко-философский ежегодник. 1990. М.: Наука, 1991,
35. Калиниченко В. В. Огурцов А. П. Методология гуманитарных наук в трудах Вильгельма Дильтея: (Предисл. к публ.) // Вопр. философии. 1988. №4.
36. Каримский А. М. Философия истории Гегеля. М.: Изд-во МГУ, 1988.
37. Кант И. Сочинения. В 6 т. -М.: Мысль, 1963 1966.
38. Концепция человека в современной западной философии / АН СССР. Ин-философии. М. 1988.
39. Курлович П. Н. Формальные признаки национальной идеи // Российская идея: сущность, содержание, развитие Казань, 1997. - С. 99-102.
40. Курлович П. Н. Иптеграт ивная роль центра в социальном поведении /7 Общественное согласие в Российской Федерации: Материалы межрегиональной научно-практической конференции (ноябрь 1997 г., Казань). Казань: Карпол, 1998. - С. 119-121.
41. Курлович П. Н. Философские проблемы связи научного и обыденного языков в образовании /У Образование в зеркале философии: Материалы межвузовской научной конференции. Казань, 1998. - С. 141- 142.166
42. Кур ловим П. Н. К вопросу о логико-диалектических основаниях обществознания /7 Современные концепции философии: Материалы Всероссийской научной конференции (24-25 ноября 1998 г.). Казань, 1998. -С. 121-123.
43. Курлович П. Н. Роль гуманитарных наук в образовании специалиста /7 Инновационные образовательные технологии на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Материалы к международной научно-практической конференции, Часть 1. Казань: Изд-во «УниПресс», 1998. - С. 26 28.
44. Курлович П. II. Проблема преемственности истории философии /7 Проблема философии истории: Материалы межвузовской нау чной конференции. Казань, 1999. - С. 60 - 62.
45. Леви-Строс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994.
46. Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука /7 Лосев А. Ф. Бытие -имя космос. - М.: Мысль, 1993.
47. Лукач Д. К онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. -М.: Прогресс, 1991.
48. Лэидер Д. Понимание социальной теории. /7 Реферативный журнал, серия Социология, 1995, № 3.
49. Маркс К. Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956.
50. Маркс К. Энгельс.Ф. К критике гегелевской философии права. 7/ Маркс. К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т 1, с. 219 368.
51. Маркс, К. Энгельс Ф. Немецкая идеология //.Маркс К. Энгельс Ф.
52. Избранные произведения. В 9 т. Т, 2. М.: Политиздат, 1985. - С. 5 -425.
53. Молчанов В. й. Время и сознание: .Критика феноменологической философии. М.: Высш. школа., 1988.
54. Мотрошилова Н. В.Рождение, и развитие философских идей: .Ист, -фнлосфские очерки и портреты. -М.: Политиздат, 1991.
55. Некрасов С. Н. Принцип.деконструкции и эволюция постструктурализма /7 Филос. науки. 1989 №2-С. 55-63.167
56. Неомарксизм и проблемы социологии культуры. М., 1980.
57. Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990.
58. Петров М. К. Язык, знак, культура. М.: Наука, 1991.
59. Рикер П. Человек как предмет философии /7 Вопр. философии. 1989, №2.
60. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер с нем. М.: Республика, 1998.
61. Сидоров И. Н. Философия действия в США: От Эмерсона до Дьюи. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.
62. Хабермас Ю. Хайдеггер: творчество и мировоззрение /7 Историко-философский ежегодник 1989. М.: Наука, 1989.
63. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер с нем. М.: Республика, 1993.
64. Хайдеггер М. О сущности истины // Философские науки. 1989. №4 С. 88 -104.
65. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики (Введение) /7 Вопросы философии. 1989. №9.
66. Хельд К. Подлинная экзистенция и политический мир /7 Вопросы философии, 199:7, №4.
67. Шацкий Е. Утопия и традиция. -■ М.: Прогресс, 1990.
68. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания: Пер. с нем. М.: Наука, 1993.
69. Щюц А. Структура повседневного мышления /7 Социол. исслед. 1988. № 2. — С. 129 — 137.
70. Юм Д. Сочинения в 2 т: Пер. с англ. С. И. Церетели. М.: Мысль, 1996.
71. Wittgenstein L, The Blue and .Brown Books. N. Y. 1958.
72. Wittgenstain L. Philosophical investigations. Oxford, 1953.
73. Habermas J. Technik und Wissenschaft als Ideologie. Frankfurt, 1968.
74. Lowith H. K. Max Weber und Karl Marx/7 Gesammelte Abhandlungen. -Stuttgart, 1960.168
75. Dilthev W. Gesammelte Schriften. Gottingen. Bd. V, 1956.
76. Habermas J, Technik und Wissenschaft als Ideologie. Frankfurt, 1968.
77. Husserl E, Logische Untersuchungen. Halle, 1922. Bd. 1.