автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.06
диссертация на тему: Ролевые функции городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи
Полный текст автореферата диссертации по теме "Ролевые функции городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи"
«Illp
На правах рукописи
КРАМСКАЯ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА
РОЛЕВЫЕ ФУНКЦИИ ГОРОДСКОГО ДИЗАЙНА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ .МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ
Специальность: 22.00.06 - социология культуры, духовной жизни
Автореферат диссертации на соискание ученой степе™ кандидата социологических наук
Тюмень, 2008
Работа выполнена в Тюменском государственном нефтегазовом университете
Научный руководитель:
доктор философских паук, профессор Барбакова Клара Григорьевна
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор Бакщтановский Владимир Иосифович
доктор философских наук, профессор Маршак Аркадий Львович
Ведущая организация:
Тюменская государственная академия искусств и культуры
Защита состоится «27» февраля 2008 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.273.03 в Тюменском государственном нефтегазовом университете по адресу: г.Тюменъ, ул. 50 лет Октября, 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Тюменского государственного нефтегазового университета.
Автореферат разослан «26» января 2008 т.
Ученый секретарь
диссертационного совета
М. Л. Белоножко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования.
Проблемы формирования мировоззрения и культуры молодежи были в центре внимания философии, социологии, педагогики, истории, методологии воспитания с момента возникновения научного осмысления практики жизнедеятельности человека. Непосредственный интерес ученых к воспитательной деятельности молодежи был связан, прежде всего, с тем, что эта социальная группа является связующим звеном прошлого, настоящего и будущего Но до сих пор мировоззренческая культура не была объектом исследования ученых, занимающихся анализом социально-исторических процессов На современных переходных этапах исторического развития общества особенно значимым становится процесс формирования мировоззренческой культуры молодежи Современная капитализация российского общества негативно отразилась на менгальности молодежи. В качестве приоритетных для значительной ее части стали материальные ценности, обусловившие стремление к материальному благосостоянию, приобретенному любыми средствами
В этой связи становятся наиболее актуальными проблемы выбора средств и методов формирования мировоззренческой культуры молодежи как основы социально значимых образа и способа ее жизнедеятельности К таким средствам правомерно отнести дизайн, ролевые функции которого в процессе становления и развития мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор, не были предметом научного исследования
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами молодежи, формирования ее знаний, ее культуры занимались философы, историки, социологи с момента зарождения данного теоретического знания
Конфуций и его последователи воспитывали своих учеников, раскрывая перед ними взаимодействия земных и небесных процессов Особое внимание они уделяли формированию этических принципов, подчеркивая, что почитание родителей и братская любовь является основой жизни Не меньшее значение в формировании человека, на их взгляд, имеет стремление к знаниям1 Эти идеи получили дальнейшее развитие у философов античного мира, гак, например, в Пифагорейской школе давали знания не только прошлого и настоящего, но и развивали умения и навыки практической деятельности2 Классическим субъектом воспитательной деятельности был Сократ, обучавший молодежь применению нравственных принципов в практике взаимодействия с обществом3
Во многом под влиянием таких исследователей как М Вебер, Л Выготский, Э Дюркгейм, Л Леонтьев, К Мангейм, Р Мертон, Т Парсонс,
1 Конфуций О предмете и способах достижения знания Методы обучения // Антология мировой
философии / Рея В В Соколов -М Мысль, Т 1, 1969 - 57бс - С 194-196 Пифагорейцы в делом // Антология мировой философии / Рел. В В Соколов -М Мысль, Т ], 1969 -576с -С282-286
3 Платой И Антология мировой философии. / Рея В В Соколов - М Мысль, Т 1,1969 - 576с - С 370-407
П Сорокин, 3 Фрейд, Э Эриксон социология молодежи приобрела современный вид4
Начиная с 60-80-х гг XX века молодежная проблематика рассматривалась в работах Г М Андреевой, В Н Боряз, Л П Буевой, С Н Иконниковой, В Т Лисовского и др5 Авторы анализировали социально-демографические характеристики молодежи, факторы ее социализации, динамику мировоззренческих ценностей, влияние общества, образовательных учреждений, семьи и сфер деятельности на формирование ценностных ориентации: Особое внимание уделялось становлению активной жизненной позиции и, как следствие, социальной активности молодежи
В конце XX - начале XXI века появились социологические территориальные научные центры в России, исследования которых были непосредственно связаны с социологией молодежи Значительная часть исследований В И Бакнпановского, К. Г Барбаковой, А Г Здравомыслова, С Н Иконниковой, И С Кона, В Т Лисовского, В А Мансурова, А, Л Маршака, Ю В Согомонова, В И Чупрова, В А Ддова и др была направлена на изучение деятельности управленческих структур, анализ общих нормативно законодательных актов, регулирующих жизнедеятельность образовательных систем, исследование образовательных процессов, в том числе вузовских, рассмотрение ценностных ориентации различных групп молодежи, их социально-значимого и девиантного поведения и т д6
Вопросы мировоззрения освещены в работах таких социологов и философов как В И Бакиггановский, И. И Жбанкова, С А Лохов, Л А Мясникова, Ю В Согомонов, А Г Спиркин, В С Хазиев, Е В Хазиева7 В своих работах они по разному трактовали содержательные характеристики категории «мировоззрение»
Проблемы культуры были предметом исследований Э Дюрктейма, Э Гвдденса, Г Зимменя, М С Кагана, К М Кантора А Ф Лосева, Ю М Лотмана, К Мангейма, В С Стенина, А Швейцера8 Анализируя проблемы культуры. Э Дюркгейм утверждал, что человек родится всего лишь
4 Вебер М Избранные произведения Пер с нем / Сост, ред к послеслов Ю Н Давыдова, предисл П П. Гайденко -М. Прогресс, 1990 -- 804с, Дюркгейм Э Социология образования -М. Канон, 1996 - 217с Фрейд 3 Психология бессознательного - М «Просвещение», 1989 - 448с
5 Андреева Г М Социальная психология, - М Аспект Пресс, 2004 - 366с, Воряз В Н Молодежь методологические проблемы исследования - Л., 1973 - 155с, Иконникова С Н. Молодежь Социологический и социально психологический анализ - Л Изд-во Ленингр ун-та, 1974 - 166с, Социология молодежи Учебник / Ответственный редактор проф В Т Лисовский - Санкт-Петербург Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1996 -460с
6 Барбакова К Г Всестороннее развитие личности, воспитание нового человека. - Тюмень Общество «Знание», 1986 - С 3-38, Кон Я С Социологии личности -М. Политиздат, 1967 - 383с, Лисовский В T Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России - С Петербург СПбГУП, 2000 - 519с
7 Бакштаяовсжий В И, Согомоиов Ю В Прикладная этика опыт университетского словаря Учебное пособие - Тюмень НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, Центр прикладной этики, 2001 - 268с - С 23-30
8 Зиммаль Г Избранное - М Юрист - (Лики культуры) - Т 1 Философия культуры - 1996 - 671с, T 2 Созерцание жизни -1996 - 607с, Каган М С Философия культуры - СПб «Петрополис», 1996 - 471с Швейцер А Культура и этика / Перевод Н. А. Захарчешсо и Г В Колшанского, общая редакция и предисловие проф В А. Карпушива - Электронный ресурс II режим доступа bttp //psylib org аа, Мангейм К Избранное Социология культуры - М, СПб Университетская книга, 2000 - 501с
биологическим существом, а становится человеком, только осваивая культуру
Тема городского дизайна и его влияния на горожан занимала теоретиков и практиков дизайна и архитектуры XX и XXI веков Эта тема стала предметом исследования Вячеслава Глазычева Американские культурологи К Линч и В Папанек в своих работах анализировали не только теоретические концепции дизайна, но и практику их реализации Специфику философии дизайна представила в своих работах Т Ю Быстрова9
Выбор темы обусловлен ее актуальностью и фактическим отсутствием в социологической и философской литературе постановки и решения проблемы взаимодействия дизайна и мировоззренческой культуры молодежи
Объект - мировоззренческая культура молодежи
Предмет - ролевые функции городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи
Цель диссертационного исследования - разработка концептуальных принципов и модели формирования мировоззренческой культуры молодежи
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- проведена теоретическая и операциональная интерпретация категориального аппарата,
- раскрыты теоретико-методологические аспекты ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи,
- проанализированы сущность, содержание и направленность городского дизайна,
- обоснована функциональная роль городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи
Теоретико-методологической основой диссертационного исследования являются теоретические разработки классиков и современников социологии, философии, истории, архитектуры и дизайна, посвященные анализу сущности, содержания, структуры дизайна и мировоззрения А также выводы диссертанта в значительной степени базировались на концептуальных положениях авторов различных подходов к проблемам ценностных ориентации личности, культуры человека, социальных групп и общества, ролевых функций социальных институтов в процессах становления и развития мировоззренческой культуры молодежи
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили материалы авторских социологических опросов населения, проведенных с 2005-2007 годы
9 Быстром Т Ю Вещь Форма Сталь Введение и философию дизайна - Екатеринбург Издательство Уральского университета. 2001 - 288с, Глазычев В, Гугао® А Мир архитектуры Лиио города - М Молодая гвардия, 1990 - Электронный ресурс II режим доступа 9/чт ¿агусЬеу га, Линч К Образ города / Пер с англ В Л Глазычева, Сост - А В Иконников, Под ред А В Иконникова. - М Стройиздэт, 1982 -328с , Папанек В Дизайн дои реального мира - М Издатель Д. Аронов, 2004 - 416с
Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой теоретико-прикладное исследование ролевых функций дизайна в процессе формировавши мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор, не ставших предметом социологического анализа, в рамках которого
- раскрыты процессы и этапы становления мировоззрения молодежи,
- проведена классификация факторов, обусловливающих типологию мировоззрения молодежи,
- выявлены содержательные характеристики мировоззренческой культуры молодежи,
- дано авторское определение городского дизайна и выделены позитивные и негативные его стороны,
- сформулированы концептуальные принципы ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи,
- разработана модель ролевых функций городского дизайна в формировании мировоззренческой культуры молодежи
Теоретическая значимость проведенного исследования определяется авторской разработкой концепции и технологий влияния ролевых функций дизайна на становление и развитие мировоззренческой культуры молодежи
Практическая значимость работы заключается в возможности развития мировоззренческой культуры молодежи на основе предложенных инновационных технологий В связи с тем, что в процессе диссертационных исследований были разработаны проекты влияния различных социальных институтов (семьи, школы, вузов, средств массовой информации, информационных технологий и др) на совершенствование мировоззренческой культуры молодежи, их результаты могут быть предложены к использованию
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Теоретические, методологические и практические результаты исследования были представлены автором на региональных, всероссийских и международных конференциях и выставках Региональные выставки: VII Межрегиональный фестиваль искусства и дизайна «Народный и профессиональный дизайн», г Тюмень, 2003г, выставка «30/60», г Тюмень, 2004г, VIII Межрегиональный фестиваль архитектуры, дизайна и искусства, выставка-конкурс «Дизайн-сегодня», г Тюмень, 2006г, выставка «Шедевры тюменского нового искусства и дизайна», г.Тюмень, 2007г Всероссийские выставки и конференции: Всероссийская научно-практическая конференция «Графические коммуникации в технике и дизайне», г Тюмень, ТюмГНГУ, 2005г, Всероссийская научно-практическая конференция «Глобализация мифы и реальность», Тюмень, ТГИМЭУП, 2007г, IX Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна и искусства, выставка-конкурс «Новый дизайн», Тюмень, 2007г Между на род н ые выставки: «Финальное шоу» г Эдинбург, 2000г., «Финальное шоу» г Лондон, 2001г
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений
Основное содержание работы.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, ¡представлен анализ степени ее изученности и разработанности, сформулированы цели, объект, предмет и задачи исследования, рассмотрены теоретические и методологические основы диссертационной работы, раскрыта ее научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость, изложены методы исследования
В цервой главе «Теоретико-методологические аспекты ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи» диссертант провел теоретическую и операциональную интерпретацию категориального аппарата и, прежде всего, таких ключевых понятий как «мировоззрение», «культура», «молодежь», представил авторские содержательные характеристики мировоззренческой культуры молодежи, раскрыл сущность, содержание и направленность городского дизайна на основе анализа различных теоретических концепций, исследующих данную проблему
Исходной категорией мировоззренческой культуры, как правило, рассматривается понятие «мировоззрение», содержание которого является наиболее дискуссионным в философской, социологической и психологической литературе
В диссертации представлены различные толкования категории «мировоззрение» Так И И Жбанкова определяет «мировоззрение» как систему взглядов на мир и место человека в этом мире Это классическое определение конкретизируется ею весьма своеобразно - мировоззрение человека формируется в процессе всей его жизни и на разных этапах его становления существует в различных формах в раннем детстве субъективно неосознанное, наивное, включая ощущения, чувства, желания, побуждения, неосознанное стремление, интересы В процессе воспитания и обучения формируются устойчивые и сохраняющиеся в системе мировоззрения планы, схемы, программы социального поведения личности, являющиеся элементами д-шного этапа становления мировоззрения личности В подростковом и юношеском возрасте система образования дополняется уровнем рационального мышления и включает идеалы, ценности, цели, при этом происходит корректировка прошлых мировоззренческих представлений !0 Данное определение, по мнению дассертанта, расширяет границы мировоззрения, включая в него фактически все элементы духовной сферы человека, при этом произошло смешение этапов и форм становления мировоззрения с его содержательными характеристиками
В С ХазиевиЕ В Хазиева, рассматривают «мировоззрение» как ядро человеческой духовной жизни, как субъективную реальность,
10 Жбанкова И. И Мировоззрение // Всемирная энциклопедия Философия / Под ред А. А Гришнова - М АСТ, 2001 -1312с -С 638-639
представляющую собой комплекс самых разных форм духовного бытия человека подсознательного, бессознательного, чувственного, интеллектуального И по предметному содержанию, по мнению этих авторов, мировоззренческие представления не имеют границ, начиная от самых простейших предметов, физиологических потребностей и до высочайших абстракций К мировоззрению они относят систему принципов, знаний, надежд, верований, идеалов, ценностей, понимание смысла и цели жизни, что в целом определяет человека, как социального субъекта, детерминирующего его нормы мышления и поступки11
Лейтмотивом их книги является, на взгляд диссертанта, чисто субъективное мнение авторов о том, что мировоззрение - это остающаяся инвариантной в ходе всей жизни субъекта его часть, то, что образует ядро индивидуального «Я», и что, раз возникнув в возрасте 2-5 лет, остается до самой смерти Именно стабильность мировоззренческ-ко комплекса обеспечивает, по их мнению, стабильность бытия индивида Менять мировоззрение, считают они, невозможно, и не только менять, но и даже чуточку изменять.
Проведенный анализ взглядов В С Хазиева и Е В Хазиевой на структуру, форму и содержание мировоззрения свидетельствует об одностороннем подходе к пониманию сущности мировоззрения Во-первых, если даже согласиться с их точкой зрения, что мировоззрение человека становится завершенным к 5-6 годам, то это противоречит не только теоретическому определению мировоззрения, но и практике жизнедеятельности человека, которая свидетельствует о постоянной динамике его взглядов по мере его взросления, получения образования, расширения связей и взаимодействия с окружающей его социальной средой и тд Но точка зрения В С Хазиева и Е В Хазиевой присуща и другим авторам, о чем свидетельствует проведенное диссертационное исследование
Для понимания сущности мировоззрения как мнения человека о себе и своем месте в мире, в диссертации представлены этапы становления человека. Как известно, новорожденный ребенок представляет собой потенцию человека, формирование которого происходит в общении с себе подобными Новорожденный ребенок, попавший в среду обитания животных человеком не становился, и известный пример Маугли или Ромула и Рема являются фантазией Р. Киплинга и отдельных историков становления Римского государства Не только новорожденные детеныши человека, но и ребенок, который провел определенное время в раннем детстве среди животных, теряет человеческие навыки, в том числе и речь (о чем свидетельствует описанный в российской прессе эпизод с ребенком, которого мать-пьяница отправила в собачью конуру)
В диссертации аргументируется тот факт, что человек представляет собой биосоциальное существо, где биологическая основа с определенной генетикой и потребностями в пище, защите от климатических условий и др
0 Хазиев В С, Хазиева Е. В Мировоззрение как субъективная реальность / Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета, 2004 - 57с - С 6-7
свойственна новорожденному ребенку. С мировоззрением, естественно, ребенок не рождается Также, как с ценностями, с человеческими потребностями, с интересами, с ценностными ориенгациями, которые формируются только на основе влияния «второй природы» или, как часто называют культуру, «инобытия» природы
В И. Бакштановский и Ю В Согомонов считают, что «Содержание самих мировоззренческих представлений во многом задается нормативным слоем Однако мировоззренческие представления не просто кодируют содержание принципов, норм и оценок, но образуют относительно самостоятельный ярус морального феномена, в котором можно выделить «гнездо» родственных понятий, с помощью которых проблемы нравственного образа жизни предстают в качестве мыслительного материала для рефлексирующего сознания»12
В диссертации показано, что содержательные характеристики «мировоззрения», данные В И Бакштановским и Ю В Согомоновым, фактически раскрывают его сущность и направленность как представления человека о мире и своем месте в этом мире, подчеркивая при этом, роль нравственного императива не только, как осознанных принципов, но и в качестве регулятора нравственного образа жизни
Проведенный в диссертационном исследовании анализ философской и социологической литературы свидетельствует о достаточно распространенном факте смешения содержательных аспектов мировоззрения и культуры, поэтому в диссертации представлена не только характеристика мировоззрения, но и культуры На основе анализа различных содержательных характеристик категории «культура», трактующих ее как систему развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни (В С Степин)1 юш детерминируя различные исторические этапы становления и развития человечества на земле, взаимодействием культуры и общества (Э Гидценс)14 и др, диссертант определил культуру как «инобытие» природы, как способ и результат деятельности человека
Анализиру я проблемы культуры, Э Дюркгейм утверждал, что человек родится всего лишь биологическим существом, а становится человеком, только осваивая культуру15 В определенной степени это положение Э Дюркгейма диссертант считает верным, но при этом в диссертационном исследовании подчеркнуто, что культура не существует вне человечества, культура представляет собой способ и результат деятельности человека То есть новорожденный ребенок как биологическое существо в общении с себе
"Бакштановский В И, Согомонов Ю В Введение в прикладную этику / Монография -Тюмень НИИ прикладной этики ТюмГНГУ, 2006 - 392с - С 33-34
13 Степин В С Культура // Всемирная энциклопедия Философия / Гл науч ред и состааитеяь А. А Грицанов-M ACT, 2001 -1312с - С 524-526
'"ГидденсЭ Социология учеб да вузов Пер с англ -М Эдиггориая УРСС, 1999 - 704с - С 35-36
15 Штомпка П Социология Анализ современного общества Перевод с польского С М Червонной -Москва, Лоте, 2005 - 656 с - С 244-245
подобными (семья, род, племя, социальные общности) осваивает различные стороны культурного бытия и сознания, а по мере взросления, приобретая социальные, личностные качества, превращается в биосоциальное единство, представляющее собою человека Поэтому, сделан вывод в диссертации, культура, с одной стороны, создает человека, а, с другой, создается человеком в единстве материальных, духовных ценностей, норм, различных форм деятельности, идеалов и т д
Проведенный диссертантом анализ сущности, содержания категорий «мировоззрение» и «культура» явился основой авторских характеристик мировоззренческой культуры молодежи и доказательством того, что до сих пор в теоретических, философских, социологических, педагогических работах данное понятие не рассматривалось В связи с этим, в диссертации предложено ее следующая характеристика мировоззренческая культура определяет направленность деятельности молодого человека, выбор деятельности, анализ ее перспектив, формирование среды общения, самооценку своего «Я», отношения к окружающим, выработку эстетических и этических личностных норм и ценностей, создание системы собственных идеалов и осознание своего места в макро- и микро- социальной среде.
В диссертации рассмотрены различные социальные факторы, формирующие мировоззренческую культуру молодежи образовательные структуры, семья, средства массовой информации, молодежные группы, литература, искусство, визуальные и виртуальные средства коммуникации, исследование влияния которых на молодежь достаточно изучено За пределами теоретического анализа остался один из существенных социальных факторов влияния на молодежь, особенно, в современном и потенциальном обществе - дизайн Как показал диссертационный анализ, категория «дизайн» стала предметом научного исследования в России в последней четверти XX века, в то время как в Германии в начале XX века концепции современного формообразования в дизайне разрабатывались теоретиками во главе с основателем и первым директором школы Баухауз (в переводе с немецкого «хижина строительства») Вальтером Гропиусом Целью Баухауза являлось создание подлинного содружества учителей и учащихся, а также совмещение в одной школе изобразительного и прикладного искусства в совокупности с архитектурой
В диссертационном исследовании показано, что аналогом германской школы дизайна стала российская школа ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), реорганизованный во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт) Деятельность ВХУТЕМАС была направлена на практику, по этой причине практика российского дизайна опережала теорию
В диссертации подчеркнуто, что дизайн - это социальное явление, при отсутствии общества (социума) отсутствует дизайн, поскольку он ориентирован на достижение наиболее полного соответствия создаваемых
объектов и среды потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим
Проведенное диссертационное исследование истории дизайна свидетельствует о том, что научно-теоретическая разработка дизайна и практика его реализации возникла гораздо раньше современных их временных характеристик Фактически, в основе дизайна лежит деятельность по разработке и созданию каких-либо предметов, из которых выстраивается предметная среда человека Такая деятельность характерна для любого вида труда, связанного с производством орудий, средств труда, строительством жилых, культовых помещений и тд, что было присуще (согласно типологическому подходу диссертанта к истории развития общества) второму этапу развития первобытного общества после эпохи собирательства, охоты, рыболовства Следовательно, дизайн не является процессом, рожденным XX веком, он существовал с момента осмысления человеком возможности перспективного применения создаваемых им орудий труда, фактически появлением такого вида теоретического знания, как прогнозирования С этого момента начинается интеллектуальное творчество
При исследовании теории и практики дизайна диссертант выявил, что его идеологическая направленность имеет два взаимодействующих аспекта положительный и отрицательный - один и тот же плакат, восхваляя определенное действие той или иной группы людей имплицитно негативно характеризует действия других групп и наоборот Многие функции дизайна не стали предметом теоретического анализа В частности, основные, на взгляд диссертанта, воспитательные функции не рассматривались российскими теоретиками Анализ литературы показал, что никто из специалистов не задавался вопросом - почему в Советском Союзе существовали стандарты в архитектуре, одежде, мебели, предметах быта и тд Раскрывая причину данного факта, диссертант рассматривает его, как результат ролевых функций дизайна, предписанных властными структурами с целью формирования нового общества с равными возможностями, с равными интересами, потребностями, вкусами и в итоге с равными мыслями, идеями Инакомыслящие при социализме и коммунизме, по их мнению, не были нужны государству
Подтверждая многообразие ролевых функций дизайна, в диссертации к ним отнесены, не только признанные функциональные и эстетические, но и воспитательные, являющиеся результатом воздействия на человека и социальные группы содержания и формы дизайна На основе такого подхода в диссертации представлена целевая направленность дизайна формирование миросозерцания, мировосприятия, мировоззрения человека
При рассмотрении города как культурологического объекта, диссертантом акцентируется внимание на его функции воспитания населения и, прежде всего, молодежи Как показало исследование, молодежь более восприимчива к воздействию окружающей среды, включающей семейные традиции, отношение со сверстниками, предметное содержание городской среды, чем к влиянию дидактических принципов обучающих процессов
п
Естественно, что в соответствии с проблематикой диссертации ее основное направление связано с исследованием ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Проведенное диссертантом исследование свидетельствует о значительных диапазонах негативного влияния дизайна на различные социальные группы, а особенно на молодежь, ее культуру поведения, культуру взаимодействия в семье, в учебных заведениях, в рабочем коллективе, в целом в обществе.
Во второй главе «Практика реализации ролевых фу»«-:ций городского дизайна в становлении и развитии мировоззренческой культуры молодежи» представлены результаты авторского социологического исследования, которое было проведено с целью выявления влияния ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи. Поставленные задачи решались в процессе пилотажного эмпирического опроса различных групп молодежи и старшего населения городов Тюмени и Тобольска.
В анкетировании приняли участие респонденты разных половозрастных характеристик из различных районов городов Тюмени (1]6 человек) и Тобольска (97 человек).
Сфера деятельности респондентов
У/, //
|10.5% 19.0%
ЯШ-
Ш
57.7»/
13.2%
// р« */А И
Рис. 1. Сфера деятельности респондентов.
Таким образом, респонденты в процессе пилотажного исследования представляют наиболее типичные сферы деятельности горожан (Рис.1).
При проведении исследования респондентам было предложено выбрать цвета, с которыми ассоциируется юс город. Предпочтительная палитра этих цветов в Тюмени и Тобольске представлена на рис. 2.
серебристый кремовый золотой ультрамарин igg
сиреневый f |4
•Г.'" терракот f
охра
бежевый
коричневый
белый
черный
фиолетовый
Рис. 2. Палитра городов в ассоциациях респондентов.
Тюмень в подавляющем большинстве ассоциируется у горожан с цветами: серый, зеленый, белый - это достаточно чистая и позитивная палитра, несмотря на монотонность серого цвета (обычно это цвет архитектуры города - спальные районы), зеленый - это жизнеутверждающий, позитивный цвет, то есть Тюмень в глазах горожан имеет положительный образ. Для горожан Тобольска город представляет собой палитру зеленого, серого, желтого, голубого, синего цветов, что также является позитивной, жизнерадостной палитрой.
розовый серый
■ Тобольск J Ш Тюмень j
синий голубой зеленый желтый оранжевый красный
Следующий вопрос анкеты касался культового места горожан Тюмени и Тобольска (Рис. 3 и 4). В г. Тюмени это Пешеходный бульвар (42,2%), Центральная площадь (площадь Ленина) (22%) и 9,5% респондентов считают культовым местом в г. Тюмени Торгово-развлекательный центр «Гудвин».
Г
Мост влюбленных Храм Сз. Петра и Павла Вечный огонь Филармоний ТРЦ "Премьер" Площадь 400-летия Тюмени Цирк
Площадь у Администрации города
Драмтеатр
СРЦ "Пятый элемент"
Площадь перед Цирком
клуб "Пирамида"
Центр города
Площадь у ДК "Геолог" Бакса (возле цирка, где катаются скейтеры)
Воронинские горки
Городской парк
ТРЦ "Гудаин"
Пешеходный оульеар
Площадь Ленина
ресторан "Аврора"
Тюмень
¡0.9 10.9 10.9 §26 | 0 .9
Щ 2.6
10.9 ¡09
ШН-3
¡0.9 ¡0.9 ¡0.9 ¡0.9 ¡0.9
8.1.7
|0.9
ШШ
Рис. 3. Культовое место респондентов г. Тюмени.
Тобольск
Александровский сад Собес Церковь Гостиница "Славянская" Костел Драмгеатр Центральная площадь ресторан "Распутин" подъезды ул. Ремезова БЦ "Европа" ДК "Синтез" Кремль (Смотровая площадка) Комсомольский проспект дискотека "Дирижабль"
Рис. 4 Культовое место респондентов г. Тобольска.
Результаты опроса показывают, что все культовые места расположены в самом центре города - это места встреч молодежи, места молодежных тусовок, где собираются представители различных молодежных субкультур и клубов по интересам (роллеры, любители покататься на скэйггбордах и т.д).
В Тобольске культовым местом, по мнению респондентов, являются Кремль (в основном это смотровая площадка) (45,1%), дискотека «Дирижабль» (24,7%) и ул. Ремезова (первый туристический маршрут) (9,3%).
В основном культовые места Тобольска - это места, связанные с историей города, с самобытной архитектурой Тобольска. Молодежь притягивает исторический центр города.
Далее респондентам было предложено выбрать самое яркое цветовое пятно в городе. Жители Тюмени (Рис. 5) выбрали в качестве него Пешеходный бульвар (21,8%), меньшее количество респондентов - фонтан напротив ЦУМа (18,4%), ТК «Солнечный» (18,4%) и Администрацию области (12,7%).
Рис. 5 Самое яркое цветовое пятно в г. Тюмени.
20.6
Рис. 6. Самое яркое цветовое пятно в г. Тобольске.
Респонденты г. Тобольска выбрали в качестве самого яркого цветового пятна (Рис. 6) Телевышку (20,6%), Кремль (15,5%) и ТЦ «Европа» (13,4%).
Рис, 7. Здание, имеющее историческую ценность в г. Тюмени.
Рис. 7 и 8 демонстрируют распределение ответов респондентов по поводу выбора здания, имеющего историческую ценность. Большинство тюменских респонденты в качестве такого здания выбрали Краеведческий музей по ул. Ленина (17.0%), Дом Машарова (15,0%) и Музей Колокольникова (12,5%); а тобольские респонденты - в подавляющем большинстве выбрали архитектурный ансамбль Тобольского Кремля (69,1%), значительно меньше - Дворец Наместника (16%) и Софийский собор (16%).
69Т
4.1 3.1 3.1 .......Е332Э...... 2.1 16.0 ..... .....ШШа. ... 16.0 1.0 1.0
45 5
Е 2 5
о со а? ь о а. ж £ ^
3" Э С о >. с;
о Ь § ®
ег 1
га X
2 О С[
5 а ф о
о X
о. О
X
Рис. 8. Здание, имеющее историческую ценность в г. Тобольске.
В процессе исследования респонденты оценивали по пятибалльной шкале динамику развития города, причем в разные периоды времени. Рис. 9 демонстрируют эту оценку по г. Тюмени в области эстетики.
попизеотсутствие неудовлетворительна уджлггеср«тегь«> харсих> отлнс
развития
Рис. 9. Оценка респондентами динамики развития г. Тюмени в области эстетики.
Проводя аналю по временным периодам, можно сделать вывод, что по периоду 1950-1969 гг. мнения респондентов разделились: 35,7% высказались за неудовлетворительное развитие города в области эстетики, 28,6% за удовлетворительное и 28,6% за хорошее, то есть в целом позитивная динамика по тому периоду была. То же самое наблюдается и по периоду 1970-1989 гг.: неудовлетворительно - 30,4%, удовлетворительно - 43,5%, хорошо - 17,4%. Тенденция значительно улучшается к периоду 1990-1999 гг.: неудовлетворительно всего 20%, зато удовлетворительно - 52% и хорошо 24%. И, по мнению респондентов, достаточно однозначная картина вырисовывается по периоду 2000-2007 гг.: неудовлетворительно всего 2,3%, зато удовлетворительно - 18,6%, а хорошо - 65,1%, и есть ответы, что наблюдается отличная динамика развития города Тюмени по направлению эстетики -14% респондентов.
полное огсутствиа иеудрвлэтвсритегкнз удсегетисеитегьио хсрэио ата*но
развития
Рис. 10. Оценка респондентами динамики развития г. Тобольска в области эстетики.
Анализ исследования по городу Тобольску выше обозначенной проблемы выявил следующее (Рис. 10). В области эстетики респонденты оценивают динамику развития г. Тобольска достаточно неоднозначно. Например, по периоду 1950-1969 гг. их мнения разделились: 12,5% высказались за ответ -
полное отсутствие динамики развитая, 18,8% - неудовлетворительную динамику, 31,3% - за удовлетворительную, 6,3% - за хорошую и 31,3% - за отличную динамику развития города в области эстетики Более стабильная картина по периоду 1970-1989 гг большинство респондентов отметили удовлетворительную (38,5%), хорошую (30,8%) и отличную (11,5%) динамику развития города По периоду 1990-1999 гг. снова мнения разделились за полное отсутствие развития и неудовлетворительную его динамику высказались 14,3%, за удовлетворительную - 54,3%, хорошую -8,6% и отличную - 2,9% И в отношении периода 2000-2007 гг большинство респондентов подтвердили удовлетворительную (28,9%), хорошую (31,1%) и отличную (20%) оценку Таким образом, респонденты показали позитивную динамику развития эстетического воздействия городского дизайна.
В процессе исследования диссертант использовал так же метод интервьюирования для выяснения нравственного воздействия дизайна, в связи с тем, что формализованный анкетный опрос не мог дать точной информации по этой проблеме Методом интервьюирования было опрошено 35 представителей молодежи и 29 - старшего поколения г.Тюмени
Были заданы следующие вопросы
Раздражают лн Вас факты вандализма, направленные на разрушение зданий, памятников, подъездов, фасадов домов, тротуаров, надписи на заборах? Показательными является возрастная разница в ответах только 11% молодежи ответило, что да, раздражают, 15% молодежи безразлично относятся к данным фактам, остальные - спокойно относятся к таким явлениям Среди взрослого населения 72% ответили, что эти факты их раздражают
Если бы от Вас зависел выбор содержания для рекламных плакатов, чтобы Вы предпочли? Молодежь предпочитает рекламно-развлекагельную продукцию (78%), на втором месте реклама модной продукции (62%), на третьем месте - финансовая реклама (37%) У старшего поколения иные предпочтения - интервьюированные выразили сожаление по поводу того, что на улицах города очень мало социальной рекламы
Результаты интервьюирования свидетельствуют о недостаточной нравственной направленности мышления молодежи
Проведенные диссертантом теоретические и эмпирические социологические исследования показали, с одной стороны, функциональную направленность дизайна на решение проблем безопасности, эстетики и пользы, а, с другой, - соответствующего восприятия его населением Диссертационное исследование раскрыло, таким образом, социальные просчеты дизайна, связанные с игнорированием обязательного для современности процесса формирования мировоззренческой культуры, включающей ценностные ориентации как установку к действиям и деятельность на основе профессионализма, творческого интеллекта и нравственной зрелости
Итогом исследования являются разработанные диссертантом концептуальные принципы и модель формирования взаимодействия дизайна и мировоззренческой культуры молодежи.
Человек рождается с потребностями, которые роднят его с животным, в процессе развития человеческого общества появляются его новые потребности
• потребность в общении подлинная сознательная социальная потребность,
• потребность в знаниях,
• при взаимодействии потребностей в общении к знаниях появляется речь, то есть человек превращается в биосоциальное, активное существо;
• далее возникает сознательный выбор деятельности
в формируются эстетические потребности
На основе сформировавшихся потребностей происходит процесс становления и дальнейшего развития интересов, содержательные характеристики которых соответствуют направленности воспитания
• интерес к общению,
• интерес к труду ;
• интерес к знаниям,
• интерес к определенным видам деятельности
Интересы и потребности приобретают разные формы, в зависимости от того в какой среде воспитывается человек (влияние городского дизайна, литературы, искусства, семьи, образовательных структур, средств массовой информации и т д ) и видов его деятельности
Следовательно, именно определенный тип культуры обуславливает индивидуальную динамику личностных качеств человека как фактора формирования его мировоззренческой культуры Процесс воздействия культуры на человека не является односторонним, а представляет собой их взаимодействие, детерминирующее взаимообусловленные изменения Дизайн, представляющий собой предметную среду жизнедеятельности человека, в значительной степени, определяет характер его интересов, структуру ценностных орнентаций и специфику мировоззренческой культуры
На основе концептуальных принципов разработана следующая авторская модель взаимодействия ролевых функций дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи (Рис 11)
Преобладание
шшшш
над формой
Преобладание Формы над содержанием (цвет, конфигурация, звук н т.п.)
Человек - биосоциальное существо
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА -
человеком сферы общения, видов своей деятельности, нравственных регуляторов своих поступков, поведения, отношения.
Рис 11 Модель ролевых функций дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи
В заключении подведены итоги диссертационного исследования, сформулированы общие выводы, систематизированы результаты диссертационного исследования.
Основное содержание работы изложено в следующих публикациях автора:
Монография:
Í. Крамская Н. В., Варбакова К. Г. Городской дизайн - фактор формирования мировоззренческой культуры молодежи. Монография. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 176с. (11/5,5 п.л.)
Статьи в журналах, рекомендованных ВАК:
2. Крамская Н. В. Влияние городского дизайна на мировоззренческую культуру горожан. // Известия высших учебных заведений «Социология. Экономика. Политика», 2007, № 3. ~ Тюмень: Издательство Нефтегазового Университета. -
3. Kramskaya N. V. Contribution to the Russian cinematograph of Konchalovski A. and Mikhalkov N. - Edinburgh: Edinburgh College of Art, 2000. - 36p. (2,25 п.л.)
4. Kramskaya N. V. Color makes a difference. - London: London Institute, 2001. - 21p. (1,3 п.л.)
5. Крамская H. В., Певзнер П. Информация - культура -мировоззрение: параметры взаимодействия. // Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Глобализация: мифы и реальность», Тюмень, ТГИМЭУП. -Тюмень, 2007. -С.191-193 (0,19/0,09 п.л.)
С.69-71 (0,19 п. л.)
Статьи:
Подписано к печати 24. ОШ Бум. писч. №1
Заказ № i 12 Уч.-изд. л.
Формат 60x84 1/16 Усл. печ. л. 1, 5"
Отпечатано на RISO GR 3750 Тираж 100
Издательство «Нефтегазовый университет»
Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» 625000, Тюмень, ул.Володарского, 38 Отдел оперативной полиграфии издательства «Нефтегазовый университет» 625039, Тюмень, ул.Киевская, 52
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Крамская, Наталья Владимировна
Введение. 3.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи.
1.1 Проблемы мировоззренческой культуры молодежи в теоретическом дискурсе. 9.
1.2 Городской дизайн: сущность, содержание, структура. 29.
Глава 2. Практика реализации ролевых функций городского дизайна в становлении и развитии мировоззренческой культуры молодежи.
2.1 Влияние городского дизайна на формирование мировоззренческой культуры молодежи (по результатам эмпирических исследований). 56.
2.2 Разработка концепции взаимодействия городского дизайна и мировоззренческой культуры молодежи. 107.
Введение диссертации2008 год, автореферат по социологии, Крамская, Наталья Владимировна
Актуальность темы исследования. Проблемы формирования мировоззрения и культуры молодежи были в центре внимания философии, социологии, педагогики, истории, методологии воспитания с момента возникновения научного осмысления практики жизнедеятельности человека. Непосредственный интерес ученых к воспитательной деятельности молодежи был связан, прежде всего, с тем, что эта социальная группа является связующим звеном прошлого, настоящего и будущего. Но, до сих пор мировоззренческая культура не была объектом исследования ученых, занимающихся анализом социально-исторических процессов. На современных переходных этапах исторического развития общества особенно значимым становится процесс формирования мировоззренческой культуры молодежи. Современная капитализация российского общества негативно отразилась на ментальности молодежи; В- качестве приоритетных для значительной ее части стали материальные ценности, обусловившие стремление к материальному благосостоянию, приобретенному любыми средствами.
В этой связи становятся наиболее актуальными проблемы выбора средств и методов формирования мировоззренческой культуры молодежи как основы социально значимых образа и способа ее жизнедеятельности. К таким средствам правомерно отнести дизайн, ролевые функции которого в процессе становления и развития мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор, не были предметом научного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемами молодежи, формирования ее знаний, ее культуры занимались философы, историки, социологи с момента зарождения данного теоретического знания:
Конфуций и его последователи воспитывали своих учеников, раскрывая перед ними взаимодействия земных и небесных процессов. Особое внимание они уделяли формированию этических принципов, подчеркивая, что почитание родителей и братская любовь является основой жизни. Не меньшее значение в формировании человека, на их взгляд, имеет стремление к знаниям [79]. Эти идеи получили дальнейшее развитие у философов античного мира, так, например, в Пифагорейской школе давали знания не только прошлого и настоящего, но и развивали умения и навыки практической деятельности [124]. Классическим субъектом воспитательной деятельности был Сократ, обучавший молодежь применению нравственных принципов в дракгике взаимодействия с обществом [125].
Во многом под влиянием таких исследователей как М. Вебер, JI. Выготский, Э. Дюркгейм, JI. Леонтьев, К. Мангейм, Р. Мертон, Т. Иарсонс, П. Сорокин, 3. Фрейд, Э. Эриксон социология молодежи приобрела современный вид [27, 28, 50, 102, 134, 143].
Начиная с 60-80-х гг. XX века молодежная проблематика рассматривалась в работах Г. М. Андреевой, В. Н. Боряз, JI. П. Буевой, С. Н. Иконниковой, В. Т. Лисовского и др. [21, 23, 60, 92, 94, 135]. Авторы анализировали социально-демографические характеристики молодежи, факторы ее социализации, динамику мировоззренческих ценностей, влияние общества, образовательных учреждений, семьи и сфер деятельности на формирование ценностных ориентаций. Особое внимание уделялось становлению активной жизненной позиции и, как следствие, социальной активности молодежи.
В конце XX — начале XXI века появились социологические территориальные научные центры в России, исследования которых были непосредственно связаны с социологией молодежи. Значительная* часть исследований В. И. Бакштановского, К. Г. Барбаковой, А. Г. Здравомыслова, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, В. Т. Лисовского, В. А. Мансурова, А. Л. Маршака, Ю. В. Согомонова, В. И. Чупрова, В. А. Ядова и др. [9, 12, 13, 14, 16, 53, 57, 58, 59, 75, 78, 104, 150, 156, 157] была направлена на изучение деятельности управленческих структур, анализ общих нормативно законодательных актов, регулирующих жизнедеятельность образовательных систем, исследование образовательных процессов, в том числе вузовских, рассмотрение ценностных ориентации различных групп молодежи, их социально-значимого и девиантного поведения и т.д.
Вопросы мировоззрения освещены в работах таких социологов и философов как В. И. Бакштановский, И. И. Жбанкова, С. А. Лохов, JI. А. Мясникова, Ю. В. Согомонов, А. Г. Спиркин, В. С. Хазиев, Е. В. Хазиева [52, 100, 120, 136, 145]. В своих работах они по разному трактовали содержательные характеристики категории «мировоззрение».
Проблемы культуры были предметом исследований Э. Гидценса, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля, М. С. Кагана, К. М. Кантора А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана^ К. Мангейма, В. С. Степина, А. Швейцера [34, 56, 68, 71, 97, 99, 103, 138, 151, 153]. Анализируя проблемы культуры, Э. Дюркгейм утверждал, что человек родится всего лишь биологическим существом, а становится человеком, только осваивая культуру.
Тема городского дизайна и его влияния на горожан занимала теоретиков и практиков дизайна и архитектуры XX и XXI веков. Эта тема стала предметом исследования Вячеслава Глазычева, [37, 38, 39, 41]. Американские культурологи К. Линч [91] и В. Папанек [123] в своих работах анализировали не только теоретические концепции дизайна, но и практику их реализации. Специфику философии дизайна представила в своих работах Т. Ю. Быстрое а [25].
Выбор темы обусловлен ее актуальностью и фактическим отсутствием в социологической и философской литературе постановки и решения проблемы взаимодействия дизайна и мировоззренческой культуры молодежи.
Объект - мировоззренческая культура молодежи.
Предмет - ролевые функции городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Цель диссертационного исследования - разработка концептуальных принципов и модели формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Цель исследования реализуется в процессе решения поставленных задач:
• провести теоретическую и операциональную интерпретацию категориального аппарата;
• раскрыть теоретико-методологические аспекты ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи;
• проанализировать сущность, содержание и направленность городского дизайна;
• обосновать функциональную роль городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Теоретико-методологической основой» диссертационного исследования- являются положения ведущих отечественных и зарубежных классиков и современников социологии, философии, истории, архитектуры и дизайна, посвященные анализу сущности, содержания, структуры- дизайна, мировоззрения.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили Интернет ресурсы, анализ материалов исследований отечественных и зарубежных социологов по изучаемой проблеме, материалы, авторских социологических опросов населения, проведенных с 2005-2007 годы.
Научная новизна диссертации состоит в том, что она представляет собой теоретико-прикладные исследования ролевых функций? дизайна- в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор, не ставших предметом социологического анализа, в рамках которого:
• раскрываются процессы и этапы становления мировоззрения молодежи;
• проводится классификация факторов, обусловливающих типологию мировоззрения молодежи;
• выявляются содержательные характеристики мировоззренческой культуры молодежи;
• разрабатывается авторское определение городского дизайна и выделяются позитивные и негативные его стороны;
• формулируются концептуальные принципы ролевых функций городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи;
• разрабатывается модель ролевых функций городского дизайна в процессе формировании мировоззренческой культуры молодежи.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется авторской разработкой концепции и технологий влияния ролевых функций дизайна на становление и развитие мировоззренческой культуры молодежи.
Практическая значимость работы заключается в возможности развития мировоззренческой культуры молодежи на основе предложенных инновационных технологий. В связи с тем, что в процессе диссертационных исследований были разработаны проекты влияния различных социальных институтов (семьи, школы, вузов, средств массовой информации, информационных технологий и др.) на совершенствование мировоззренческой культуры молодежи, их результаты могут быть предложены к использованию.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Теоретические, методологические и практические результаты исследования были представлены автором на региональных, всероссийских и международных конференциях и выставках. Региональные выставки: УП Межрегиональный фестиваль искусства и дизайна «Народный и профессиональный дизайн», г.Тюмень, 2003г.; выставка «30/60», г.Тюмень, 2004г., УШ Межрегиональный фестиваль архитектуры, дизайна и искусства, выставка-конкурс «Дизайн-сегодня», г.Тюмень, 2006г., выставка «Шедевры тюменского нового искусства и дизайна», г.Тюмень, 2007г. Всероссийские выставки и конференции: Всероссийская научно-практическая конференция «Графические коммуникации в технике и дизайне», г.Тюмень,
ТюмГНГУ, 2005г., Всероссийская научно-практическая конференция «Глобализация: мифы и реальность», Тюмень, ТГИМЭУП, 2007г.; IX Всероссийский фестиваль архитектуры, дизайна и искусства, выставка-конкурс «Новый дизайн», Тюмень, 2007г. Международные выставки: «Финальное шоу» г.Эдинбург, 2000г.; «Финальное шоу» г.Лондон, 2001г.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений. Основное содержание работы изложено на 122 страницах машинописного текста, некоторые результаты представлены в виде таблиц и схем. Библиография содержит 162 наименования источников. В приложениях представлены анкеты и наиболее значимые проекты диссертанта.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Ролевые функции городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи"
Проведенное диссертантом исследование, включающее анализ литературных источников, статистических материалов, результаты авторских социологических исследований, позволили сделать ряд теоретических выводов.В диссертации акцентируется внимание с позиций современного научного знания на процессе становления мировоззрения личности и его взаимосвязи с культурой. В первую очередь был проведен анализ содержания и сущности мировоззрения как системы взглядов человека на мир и его место в этом мире.Для того, чтобы раскрыть сущность мировоззрения, как мнение человека о себе и своем месте в мире, диссертантом были представлены этапы становления человека.Анализ философской и социологической литературы свидетельствует о достаточно распространенном факте смешения содержательных аспектов^ мировоззрения и культуры, поэтому было дано научное понимание категории культуры, как способа и результата деятельности человека, позволяющее сделать вывод, что культура, с одной стороны, создает человека, а, с другой, создается человеком в единстве материальных, духовных ценностей, норм, различных форм деятельности, идеалов и т.д.Существенным моментом исследования стал анализ проблемы формирования мировоззренческой культуры молодежи и ее содержательных характеристик как социальной группы. Формирование личностных качеств молодежи обусловлено характером исторически сложившихся общественных отношений того или иного государства и специфической социальной средой, к которой она принадлежит.Проведенное уточнение категориального аппарата, в том числе таких понятий: «мировоззрение», «культура» и «молодежь» явилось основой предложения следующих авторских характеристик мировоззренческой культуры молодежи, до сих пор не представленных в научной литературе: мировоззренческая культура определяет направленность деятельности молодого человека, выбор этой деятельности, анализ перспектив этой деятельности, формирование среды общения, самооценку своего «Я», отношения к окружающим, выработку эстетических и этических личностных норм и ценностей, создание системы собственных идеалов и осознание своего места в макро- и микро- социальной среде.Был также проведен анализ понятия «дизайн», его сущности, содержания и структуры и определены основные его функции: эстетическая, гуманизирующая, рационализирующая, созидательная, социализирующая, функция общения, гедонистическая, идеологическая и другие.Инновационным явилось введение в структуру дизайна культурного ландшафта, как комплексного дизайна предметно-пространственной городской среды, то есть среды обитания горожан.Проведенное исследование свидетельствует о значительных диапазонах не только позитивного, но и негативного влияния дизайна на различные социальные группы, а особенно на молодежь, ее культуру поведения, культуру взаимодействия в семье, в учебных заведениях, в рабочем коллективе, в целом, в обществе.Конкретный анализ данной ситуации представлен в результатах проведенного социологического исследования, методом анкетирования стало изучение мнения жителей городов Тюмени и Тобольска, анализ результатов которого показал взаимодействие городского дизайна и жителей города, когда, с одной стороны, жители способны формировать городской дизайн со своей позиции, используя тот накопленный опыт поколений, а, с другой, рассматривалось воздействие сформированного городского дизайна на молодое поколение.В результате исследования была обоснована функциональная роль городского дизайна в процессе формирования мировоззренческой культуры молодежи, разработаны концептуальные принципы и модель формирования мировоззренческой культуры молодежи.
Список научной литературыКрамская, Наталья Владимировна, диссертация по теме "Социология культуры, духовной жизни"
1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Социология морали: нормативно-ценностные системы. // Социологические исследования. 2003. №5. - 8-20
2. Барбакова К. Г. Всестороннее развитие личности, воспитание нового человека. - Тюмень: Общество «Знание», 1986. - 3-38
3. Барбакова К. Г. Динамика ценностей российской молодежи: реальность и тенденции. Уч. Записки «Тенденции социально-экономического развития Тюменского региона в XXI веке». -Тюмень. 2000. выпуск № 1. - 6-17
4. Барбакова К. Г., Мансуров В.А. Интеллигенция и власть: динамика взаимодействия. - Курган: Зауралье, 2007. - 303с.
5. Барбакова К. Г., Барбаков О. М., Гаврин А. С, Костко Н. А: Искусство управления городом: Социальный эксперимент на виртуальном пространстве. - Курган: Зауралье, 2005. - 272с.
6. Барбакова К. Г. Формирование гражданственности и, патриотизма молодежи в современной России. // Региональные социальные процессы. - Тюмень: ТюмГНГУ. 2004. № 3. -С. 144-145.
7. Богданова М. В., Согомонов А. Ю. «Новопоколенческая» культурная революция (по материалам этико-социологичекого исследования среди студентов ТюмГНГУ). // Ведомости. 1996. №5.-С.164-178
8. Боголюбова Е. В. Культура и общество: вопросы истории и теории. - М.: Издательство Московского университета, 1978. — 231 с.
9. Борев Ю. Б. Основные эстетические категории. - М.: Высшая школа, 1960.-446с.
10. Борев Ю. Б. Эстетика. - изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1975. - 399с.
11. Боряз В. Н. Молодежь: методологические проблемы исследования. -Л., 1973. - 155с.
12. Брус К. Н. Аксиологические аспекты формирования культуры городской среды. - Электронный ресурс // режим доступа: www.sovmu.spbu.ru
13. Буева Л. П. Духовная культура личности в современном образовании. // Современные проблемы культурологического образования. - Москва, 1995. - 58-65.
14. Буева Л. П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. // Alma mater. 1997. №4. - 11-17
15. Быстрова Т. Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2001. -288с.
16. Быстрова Т. Ю. Возраст дизайна: анализ версии «дизайн всегда». - Электронный ресурс // режим доступа: http://archvuz.ru
17. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., ред: и послеслов. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990. - 804с.
18. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист. 1994. - 142с.
19. Вебер М. Город. - Электронный ресурс // режим доступа: http ://www. glazychev.ru/bibliography/weber_gorod/weber_gorod_ 1.htm
20. Викторов В. В. Культурология: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2004. - 560с.
21. Волков Ю. Г. Социология. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004. - 576с.
22. Воронов Н. В. Дизайн: Русская версия. - Тюмень: Институт дизайна, 2005. - 224 с, 58 илл.
23. Гаврилюк В. В. Культурологические основания современного российского образования. // Культура и социум. Материалы Всероссийской конференции «Культура. Литература. Искусство. Регион». - Тюмень: ТюмГУ, 2000. - 104-105
24. Гидденс Э. Социология: учебник для вузов. Пер. с англ. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704с.
25. Глазычев В. Л. Архитектура: Энциклопедия. - М.: Дизайн. Информ. Картография: Астрель: ACT, 2002. - 669с, илл.
26. Глазычев В. Л. Глубинная Россия: 2000 - 2002. - М.: Новое издательство, 2003. — 328с, илл.
27. Глазычев В., Егоров М., Ильина Т., Лялякин В., при участии Колпинской Е. Городская среда: технология развития. - М.: Ладья, 1995. — Электронный ресурс // режим доступа: www. glazychev.ru
28. Глазычев В. Л. Изменения в культуре города: проблемы и парадоксы. - Электронный ресурс // режим flOCTyna:www.glazychev.ru/habitation&cities/1998_izmenenia_v_ culture_goroda.htm
29. Глазычев В., Гутнов А. Мир архитектуры. Лицо города. - М.: Молодая гвардия, 1990. - Электронный ресурс // режим доступа: www.glazychev.ru
30. Глазычев В. О дизайне. Монография. - М.: Искусство, 1970. - 191с.
31. Глазычев В. Поэтика городской среды. // Эстетическая выразительность города. - М.: Наука, 1986. - Электронный ресурс // режим доступа: www.glazychev.ru
32. Глазычев В. Социология архитектуры - какая и для чего? // Сборник Союза архитекторов "Зодчество". 1978. №2 (21). -Электронный ресурс // режим доступа: www.glazychev.ru
33. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. — М.: Наука, 1984. - Электронный ресурс // режим доступа: www.glazychev.ru
34. Горностаева М. В. Искусство как социологическое явление. // Социологические исследования. 2004. №14. — 84-89
35. Гуревич А. Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. -М.: Искусство, 1989. - 366 с.
36. Дейч Б. А. Современные подходы к определению супщости понятия «молодежь». - Электронный ресурс // режим доступа: www.impisr.edunsk.ru
37. Дизайн. // Современный словарь иностранных слов. — СПб.: «Дуэт», 1994. - 752с. - 199
38. Дизайн архитектурной среды. // Краткий терминологический словарь-справочник. / Под ред. Михайлова. - Казань, ДАС, 1994. - 120с, илл.
39. Дридзе Т. Человек и городская среда в прогнозном социальном проектировании. // Общественные науки и современность, 1994. Ш.-С.131-138
40. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. -М.: Наука, 1991. —521с.
41. Дюркгейм Э. Социология образования. — М.: Канон, 1996. - 217с.
42. Жбанкова И. И. Мировоззрение. // Всемирная энциклопедия. Философия. / Под ред. А. А. Грицанова - М.: ACT, 2001. -1312с.-С.638-639
43. Здравомыслов А. Г. Методология и процедура социологических исследований. - М.: Мысль, 1969. - 208с.
44. Здравомыслов А. Г., Лапин Н. И. Общая социология. Хрестоматия. - Москва: Высшая школа, 2006. - 783с.
45. Зенкевич Е. П., Москаева А. Дизайн. // Большая советская энциклопедия — Электронный ресурс // режим доступа: http ://slovari.yandex.ru
46. Зиммель Г. Избранное. - М.: Юрист. - (Лики культуры). — Т.1.: Философия культуры. - 1996. - 671с; Т.2.: Созерцание жизни. -1996. - 607с.
47. Иконникова Н., Лисовский В. Т. Молодежь вступает в жизнь. (Социологические исследования проблем молодежи). — Л.: Лениздат, 1969. - 40с.
48. Иконникова Н. Молодежь. Социологический и социально психологический анализ. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. — 166с.
49. Иконникова Н., Лисовский В. Т. Молодежь о себе, о своих сверстниках (социологическое исследование). - Л.: Лениздат, 1969. - 132с.
50. Иконникова Н. Становление и развитие личности молодого человека (социологический аспект). - М., 1972. - 36с.
51. Иконников А. В. Искусство, среда, время. - М., 1985. - 336с.
52. Иконников А. В. Функция, форма, образ в архитектуре. - М.: Стройиздат, 1986. - 288с, илл.
53. Иконников А. В., Каган М. и др. Эстетические ценности предметно-пространственной среды. - М.: Стройиздат, 1990. -336с
54. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Наука, 1991. - 414с
55. Ирхин Ю. В. К вопросу о кросскультурных исследованиях: восток-запад. // Социологические исследования, №2, 2005. -С.131-134
56. Ирхин Ю. В. Социология культуры: учебник. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 525с
57. Коровицына Н. В. Духовная культура современного российского общества. Состояние и тенденции формирования1. // Социологические исследования. 2005. №10. — 145-146
58. Кравченко А. И. Социология. Учебник. - Москва, Проспект, 2007. - 536с.
59. Крамская Н. В., Барбакова К.Г. Городской дизайн — фактор формирования мировоззренческой культуры молодежи. Монография. - Тюмень: Вектор Бук, 2007. - 176с.
60. Крамская Н. В. Влияние городского дизайна на мировоззренческую культуру горожан. // Известия высших учебных заведений. «Социология. Экономика. Политика». 2007. №3. - Тюмень: Издательство Нефтегазового Университета. — 69-71
61. Крамская Н. В., Певзнер П. Информация - культура - мировоззрение: параметры взаимодействия. // Всероссийская научно-практическая конференция «Глобализация: мифы и реальность», Тюмень, ТГИМЭУП. - Тюмень, 2007. - 191-
62. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу. / Под ред. Л. Харисона и Хантингтона. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. — 320с.
63. Культурология: Учебник для вузов. / Под ред. Б. А. Эренгросс. -М.: Издательство Оникс, 2007. - 480с.
64. Культурология. XX век. Антология. / Гл. редактор и составитель Я. Левит. - М.: Юрист, 1995. - 703с.
65. Левада Ю. Ищем человека. Социологические очерки. 2000 — 2005. - М.: Новое издательство, 2006. - 384с.
66. Левашов В. К. Общество и глобализация. // Социологические исследования. 2005. №4. - 14-24
67. Левашов В. К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий. // Социологические исследования. 2006. № 8. - 67 - 76.
68. Линч К. Образ города. / Пер. с англ. В. Л. Глазычева; Сост. - А. В. Иконников; Под ред. А. В. Иконникова. - М.: Стройиздат, 1982.-328с.
69. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. - С Петербург: СПбГУП, 2000. - 519с.
70. Лисовский В. Т. Социология молодежи. // Социологический словарь. - 2-е издание., перераб. и доп. / Науч.ред. Г. Н. Соколова, И. Я. Писаренко. - Минск, 1991. - 407-410
71. Лисовский В. Т. Советское студенчество: Социологические очерки: Науч.-попул. -М.: Высш.шк., 1990. - 304с.
72. Лосев А. История античной эстетики. Высокая классика. - М.: Искусство, 1974. - 600с.
73. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Платон-Аристотель. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 435с.
74. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. / Авт. вступ. ст. А. А. Тахо-Годи. - М.: Политиздат, 1991. - 524 с.
75. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623с.
76. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). - 2-е издание, допол. - СПб.: Искусство-СПб, 2006. - 413с.
77. Лохов А. Мировоззрение как объект философской рефлексии (Кант И., Хайдеггер М., Шелер М.) - Электронный ресурс // режим доступа: www.humanities.edu.ru
78. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. Перевод с английского В. Г. Николаева. - Москва, Гиперборея, Кучково поле, 2007. - 464с.
79. Мангейм К. Диагноз нашего времени. — М.: Юрист, 1994. — 700с.
80. Мангейм К. Избранное: Социология культуры. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 501с.
81. Маршак А. Л. Особенности социокультурных связей социально дезориентированной молодежи. // Социологические исследования. 1998. № 12. - 94-97.
82. Маршак А.Л. Общая социология. - М.: Издательство «Феникс», 2004. - 384с.
83. Масионис Дж. Социология. - М., СПб.: Питер, 2004. - 752с, илл.
84. Мастера архитектуры об архитектуре. / Под общей ред. А. В. Иконникова, И. Л. Маца, Г. М. Орлова. - М.: Искусство, 1972. -590с, илл.
85. Медведев В. Ю. Этимология понятия "Дизайн" - Электронный ресурс // режим доступа: http://designcollector.ru
86. Мировоззрение. // Философский энциклопедический словарь. / Ред. - сост. Е. Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2005. -576c.-C.271
87. Миронова Л. Н. Психологическое воздействие цвета. // Глава из книги "Цветоведение", 1984. - Электронный ресурс // режим доступа: http://de-lib.narod.nj/mironova.htm
88. Митрошенков О. А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами. // Социологические исследования. 2005. №11. - 37-46
89. Михайлов М. Дизайн без икон. // «Design Review». 2004. №1. - Электронный ресурс // режим доступа: http://design-review.kgasu.ru
90. Михайлов С, Михайлова А. История дизайна. Краткий курс: учеб. Для вузов. - М.: Союз. Дизайнеров России, 2004. - 289с, илл.
91. Михайлов М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. Учебник. - Казань, Новое знание, 1999.- 240с, илл.
92. Михайлова Л. И. Социология культуры. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.-232с
93. Мишина Л. В. Дизайн городской среды. - Электронный ресурс // режим доступа: www.book-chel.ru
94. Можейко М. А. Метафизика. // Всемирная энциклопедия. Философия. / Под ред. А.А. Грицанова. - М.: ACT, 2001. -1312с-С.630-632
95. Мясникова Л. А. Мировоззрение. Современный философский словарь. / Под. общей ред. В. Е. Кемерова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академический проект, 2004. - 864с - 392-395
96. Нельсон Дж. Проблемы дизайна. - М.: Искусство, 1971. - 208с
97. Павловский В. В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. — М.: Академический проект, 2001. - 249-250
98. Папанек В. Дизайн для реального мира. - М.: Издатель Аронов Д., 2004.-416с
99. Пифагорейцы в целом. // Антология мировой философии. / Ред. В. В. Соколов. -М.: Мысль, Т.1., 1969. -576с - 282-286
100. Платон. // Антология мировой философии. / Ред. В. В. Соколов. -М.: Мысль, Т.1., 1969. -576с - 370-407
101. Ракова Л. В. Быт и культура городской молодежи. - Минск: Наука и техника. 1989. — 125с.
102. Раковская О. А. Социальные ориентиры молодежи. - Минск: Наука и техника, 1989. - 125с.
103. Рассадина Т. А. Трансформации традиционных ценностей россиян в постперестроичный период. // Социологические исследования. 2006. №9. -С.95-102. -С.96
104. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. — М.: Республика, 1998. - 413 с. - (Мыслители XX века).
105. Россия: трансформирующееся общество. / Под ред. В. А. Ддова. - М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. - 640с.
106. Самохвалова В. И. Красота против энтропии. М., 1990. — 43
107. Сикевич 3. В. Молодежная культура «за» и «против» - заметки социолога. - Л.: Лениздат, 1990. - 204с.
108. Смелзер Н. Социология. Пер. анг. - М.: Феникс, 1994. - 688с.
109. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.: Политиздат, 1992. - 544 с.
110. Социология молодежи. Учебник. / Ответственный редактор проф. В. Т. Лисовский. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета, 1996. -460с.
111. Спиркин А. Г. Мировоззрение. Философская энциклопедия. / Гл.ред. Ф. В. Константинов. - М.: Издательство «Советская энциклопедия», Том 3, 1964. - 584с. - 454-455
112. Среда. // Словарь синонимов / Под. ред. А. П. Евгеньева. - Ленинград: Ленинградское отделение издательства «Наука», 1975.-648с.-С.552
113. Степин В. Культура. // Всемирная энциклопедия. Философия. / Гл. науч. ред. и составитель А. А. Грицанов. - М.: ACT, 2001. - 1312с. - 524-526
114. Тощенко Ж. Т. Социология: учебник для студентов вузов — 3-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 640с.
115. Файзуллин Ф. Социологические проблемы города. / Под ред. Н. А. Аитова. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1981. -54с.
116. Феррис П. Зигмунд Фрейд. - Минск: «Белорусский Дом печати», 2001. - 430с.
117. ФРГ глазами западногерманских социологов: техника — интеллектуалы — культура. / Отв. редактор Ю. Н. Давыдов. -М.: Наука, 1989.-344с.
118. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: «Просвещение», 1989. - 448с.
119. Фролов Основы социологии. - М.: Юрист, 1997. - 344с.
120. Хазиев В. С, Хазиева Е. В. Мировоззрение как субъективная реальность. / Библиотека Русского гуманитарного интернет-университета. 2004. - 57с.
121. Хайдегер М. Время и бытие. Статьи и выступления. - Москва: Республика, 1993. -448с.
122. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. - 192с.
123. Хайруллина Н. Г. Социодиагностика этнокультурной ситуации в северном регионе. - Тюмень: Вектор Бук. 2000.- 464с.
124. Холмянский Л., Щипанов А. Дизайн. - М.: Просвещение, 1985. - 151с, илл.
125. Чупров В. И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия. // Социологические исследования. 1994. № 6. -С. 50-57.
126. Швейцер А. Культура и этика. / Перевод Н. А. Захарченко и Г. В. Колшанского, общая редакция и предисловие проф. В. А. Карпушина. - Электронный ресурс // режим доступа: http ://psylib. org.ua
127. Швейцер А. Мировозрение индийских мыслителей. Мистика и этика. - М.: Алетейа, 2002. - 288с.
128. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. Избранное. - М.: Прометей, 1993. - 512с.
129. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. Перевод с польского М. Червонной. - Москва, Логос, 2005. -656с.
130. Шуази О. История архитектуры. // Архитектура Древнего Египта. / Приложение В. В. Павлова. - М., 1935 переиздание, 2002., T.I., - 576с. - 7-76
131. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. -М.: Добросвет, 1998. - 596 с.
132. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - Самара: Издательство Самарского университета, 1995. - 336с.
133. Cafagna А.С. A formal Analysis of Definitions of culture // Dole G.E., Carneiro R.L. (eds.). Essays in the Science of Culture. In Honor Leslie A. White. N.Y., 1960. -P. 111-132
134. Kramskaya N.V. Color makes a difference. - London: London Institute, 2001.-21 p.
135. Kroeber, A. L. Culture: A Critical Reveiw of Concepts and Definitions / A. L. Kroeber, С Kluckhohn. - New York , 1952. -291 p.
136. Riley П С Color Codes. - Hanover and London: University Press of New England, 1995.-P.208-219
137. White L.A. The concept of culture // American Antropologist. Wash., 1959. -Vol.61. P. 227-251