автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен

  • Год: 2012
  • Автор научной работы: Чупахина, Татьяна Ивановна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен"

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

005020705

Чупахина Татьяна Ивановна

РУССКАЯ МУЗЫКА ЗОЛОТОГО И СЕРЕБРЯНОГО ВЕКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН

Специальность 09.00.11 - «Социальная философия»

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

5 ?/}"!?

Омск-2012

005020705

Работа выполнена ка кафедре философии ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Купарашапли Мзия Джем ало в на

Официальные оппоненты: Нефёдова Людмила Константиновна

доктор философских паук, доцент ФГБОУ ВПО <;Омский государственный педагогический университет

кандидат философских паук, доцент Ефимоза С'ьетлана Владимировна Омский ипстшут (филиал) ФГБОУ ВИС; «Российский государственный торгово-экономический ун>';лерси7'е г»

Ведущая организация ФГБОУ ВПО «Тюменский

государственный университет»

Защита состоится 26 апреля 2012 года в .14 часов на заседания Диссертационного совета Д212.179.08 по зашите докторских и кандидатских диссертаций, специальность 09.00.11 - «Социальная философия» при Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского по адресу: 644077, Омск, ул. Нефге-заводская, 11, зал заседаний ученого совета ОмГУ.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского.

Автореферат разослан «_»

_2012 г. г. Омск

Ученый секретарь Диссертационного совета Д212.179.08

канд. философских наук, доцент

■дн*

Т. А. Кребель

' Общая характеристика работы

Актуальность избранной темы во многом обусловлена общей ситуацией в философско-культурологическом пространстве. Если ранее, на протяжении последних десятилетий XX столетия, культурологические и искусствоведческие исследования были направлены преимущественно вглубь истории русской музыки, являя србой-,определенные.достижения и открытия в русской музыкальной культуре^ то требования дня нынешнего диктуют совсем иные подходы к изучению музыкального наследия, и они связаны, прежде всего, с синтетиче-ско-интегративными тенденциями. Музыка как важная часть социальной ценности давно требует-бодее щирокОй кооптации в философские мировоззренческие структуры; ¡определения.* ^оценки той роли, которую она играет в поддержании и реинт?рпре.тации национальной идентичности, организации социума и формировании будущего нации.

Социально-философское осмысление русской музыкальной культуры представляется нам-через обращение к такого рода фундаментальным проблемам, как национальноа бьгсиеЛИлидае. мировосприятие народа. Русская философия призвана рассматривать специфические грани музыкального искусства, рожденные и взращенные.на русской почве, поскольку у нее были свои на,то причины и исходные ^предпосылки г в определении своего пути развития.^ Говоря иными словами, русская философия являет нам целый спектр социально-философских идей, многомерных взглядов и концепций, присутствующих во всем многообразии отечественной музыкальной культуры в контексте ее исторического развития/,л;, п1:';

Известно, что музыка формирует пространство мысли, всегда выражает квинтэссенцию жизни и ее событий, различия которых отнюдь не должны непременно влиятйгна нее„:.Музыка сама по себе излучает человеческое содержание, ибо в музыкальном .-произведении сходятся проекции предметного мира, исходящие, из . отнбШений::'л,<<человек—мир», «мир—человек». Социально-философское назначение анализа ¡музыкального сознания видится нам в том, что он выявляет его в роли метаксы человека и его общественно-социальной сущности, межличностного пространства людей, общения, модели жизни, социума, культуры, традиций.

Феномен русской музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX века привлекает внимание современных исследователей, интригуя и завораживая своей многоликостью образов, исключительностью, цельностью и органичностью, что настраивает на. культурологический и философский анализ этих явлений. Убедительно объяснить этот феномен вряд ли удастся ссылками только на объективную!; имманентную логику развития самой русской музыкальной культуры,-направленной на выявление и осмысление своих художественно-выразительных возможностей, либо вырвавшимися на свободу художественно-философским мышлением и субъективизмом творческой воли ее создателей.

Весь XIX век жил ощущением неминуемых грядущих перемен, заставляя лучшие умы русской интеллигенции с тревогой и надеждой вглядываться в будущее России. Живой, неподдельный интерес к нему порой превалировал над прошлым и настоящим. Композиторы Могучей кучки, представители беляев-ского кружка, художники Серебряного века искали ответ о будущем страны в настоящем и историческом прошлом.

Современная социокультурная ситуация в России во многом схожа с ситуацией рубежа Х1Х-ХХ веков: поиск выхода из кризисного состояния общества, смена культурных парадигм, ценностных ориентаций, что и обуславливает необходимость аналитической актуализации наследия Золотого и Серебряного веков.

Русская музыкальная культура это не только наше достояние, но и жизненный ориентир, который позволит выйти из перипетии «кризиса очевидности», который мы наблюдаем в начале XXI века. За истекшее десятилетие, при всем многообразии и интенсивности развития отечественной музыкально-философской мысли, мы наблюдаем глубокое и кардинальное переосмысление оценок художественной жизни и русского музыкального искусства второй половины XIX - начала XX века.

Рассматривая русскую музыкальную культуру в качестве предмета социально-философского знания, ее основные этапы в развитии философии музыки, а также ряд сюжетов, имеющих прямое отношение к отечественной философской проблематике (музыкальное искусство как деятельностный компонент культуры, само понятие отечественной музыкальной культуры с ее специфическими национальными особенностями, философские универсалии в русской музыке), мы получаем содержательные моменты нашего социально-философского и культурологического анализа. Сама философия музыки представляется нам в виде информационно-коммуникативной системы, находящейся в постоянной динамике, способной в полной мере формировать у человека концепцию бытия. Социально-философское осмысление феномена музыки, должно оказать активное воздействие на культурологию, историю, социологию, без чего не представляется возможным построение целостной картины социальной реальности.

Проблема исследования - неразработанность репрезентативных структур, воспроизводящих связь музыкального наследия и социально-значимых систем, формирующих мировоззрение.

Степень разработанности проблемы. Исследования в русле данной темы проводились по двум направлениям: с одной стороны, это социально-философские и культурологические работы, с другой - литературные, критические, искусствоведческие труды отечественных и зарубежных исследователей. Для обоснования социально-философской значимости музыки Х1Х-ХХ вв. следует воспользоваться как философско-художественными, так и литературными источниками.

Философская разработка метафизики и социальных в своей сущности понятий Всеединства идеи Софийности, идеи Соборности, проводилась в трудах

мыслителей русской религиозной философии: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

В изучении специфики русского Космизма данное исследование опирается на труды Т.В Абрамовой, Э.А. Бальбурова, В.Н. Демина, И.А. Иванова, А.Н.Кочергина, О.Д. Куракиной, В.П. Ратушного, Н.Ф. Федорова. Это позволило автору очертить параметры самого социокультурного феномена русского музыкального Космизма, выдвинув на передний план социально-философскую проблематику, а также расширить источниковедческую и искусствоведческую базу понятия «космизм».

Среди современных авторов, исследующих становление и развитие софио-логии можно назвать следующих ученых: В.А. Алексеева, A.JI. Анисина, В.Г. Бабакова, А.Н. Иванова, П.Л.Карабущенко, В.В. Кравченко, М.Д. Купарашви-ли, А.Н. Лазареву, Н.П. Монину, А.Д.Семенова, В.В. Сербиненко, А.Д., Сохря-кова, A.B. Старыгину, А.Д. Сухова, П.Л. Подвойского, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова. В трудах перечисленных авторов анализируются глубинные истоки универсалий русской философии в частности и русской культуры вообще. Раскрываются и оцениваются основные аспекты Софии (онтологический, гносеологический, эстетический, мистический, религиозный, эсхатологический, этический), рассматриваются Красота, Любовь, Гармония, Добро, Вера как абсолютные ценности концепции Всеединства, проявленные в музыке русских композиторов.

Что касается оригинального вклада видных деятелей культуры в разработку проблематики русского музыкального искусства, то здесь следует выделить выдающиеся имена А.З.Альшванга, В.А. Васиной-Гроссман, Л.З. Корабельни-ковой, И.И. Лапшина, Е.М. Левашова, А.К. Лядова, Т.Н. Ливановой, В.Д. Коне-на, В.В. Медушевского, М.П. Мусоргского, Е.М. Орловой, Г.В. Орлова, Л.А. Рапацкой, М.Н. Рахмоновой, H.A. Римского-Корсакова, В.Н. Романова, A.B. Скрябина, А.Н. Серова,.-A.M.,..Соколовой, А.Н.Сохора, В.В. Стасова, С.И. Танеева, Л.С. Третьяковой, П;И. Чайковского, позволивших обосновать определенное направление в исследовании художественной мысли, существенно расширить арсенал социально-философских подходов к содержанию русской музыки.

Культурологическо-музыковедческий анализ творчества русских композиторов представлен в работах Б.В. Асафьева, В.Н. Брянцевой, В.Г. Григоровича, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыша, Т.В. Корженьянц, Л.З. Левашовой, H.A. Листовой, E.H. Романовой, С.И. Савенко, A.M. Ступеля В.В. Протопопова, Н.В. Туманиной, Ю.Н. Холопова, Т.Н. Хопровой, Г.В. Хубова, А.Н. Шпецера, С.И. Шлифштейна, Ю.Д. Энгеля, Б.Л.Яворского, В.В. Ястребцева. Им удалось осмыслить весь ход истории отечественной музыкальной культуры, выявить специфические особенности, традиции и новаторские черты, присущие только русской музыкальной поэтике. Анализ русского искусства представлен как в статьях самих ведущих поэтов и художников, часто выступавших в роли музыкаль-

ных критиков, так и в трудах западных, отечественных искусствоведов, литераторов XIX - XX столетий. Среди них: А. Белый, А.Н. Бенуа, И.В. Бестужев, А. Блок, JI.B. Гервер, Вяч. Иванов, B.C. Каратыгин, М.Л. Космаковская. Ю.А. Кремлев, Д.С. Мережковский, Т.Н. Левая, Г. Малер, В.Г. Плеханов, И.И. Петровская, В.Л. Протопопова, C.B. Рахманинов, Ф. Сологуб, Л.А. Серебрякова, И.Ф. Стравинский, В.В. Стасов, С.Р. Федякина, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский,

B.В. Ястребцев.

Также следует выделить работы авторов, к которым диссертант обращался для подробного анализа творчества отдельных композиторов: В.Н. Дельсона,

C.В.Евсеева, Ю.В. Келдыша, Т.И. Левой, М.С. Пекелиса, В.В. Рубцовой, Л.Л. Сабанеева, A.M. Ступеля, В.В. Соловцева, Э. Холдена, Г.В. Хубова.

Большую помощь в анализе проблематики смысла искусства в историческом аспекте оказали труды: Д.И. Бахтизиной, H.A. Бердяева, А.Ф. Лосева, В.К. Егорова, A.B. Жданько, Э.Кассирера, А.Ф. Лосева, А. Пужэна, С. Спенсера, М.Н. Щербинина, в которых искусство понимается как категория, выходящая за рамки чувственного (эмпирического) и логического (теоретического) познания.

Объектом исследования является музыка Золотого и Серебряного веков как способ репрезентации нового мироощущения, пребывающего в состоянии становления.

Предметом исследования является музыкальные аналоги универсалий русской социальной философии как доминантные ценности русского национального духа.

Целью диссертационного исследования является социально- философский анализ природы русского музыкального искусства, направленный на выявление специфики художественного отражения идей Всеединства, Софийности, Соборности как значимых универсалий в осмыслении произведений отечественных композиторов второй половины XIX - начала XX века.

Конкретизация поставленной цели получает реализацию в решении следующих задач:

1. Выделить основные мировоззренческие концепции.в русской религиозной философии второй половины XIX - начала XX века и показать их художественное преломление в русской музыке. Актуализация смысловой константы терминологического аппарата русской философии.

2. Обосновать идеи русской метафизики Всеединства в качестве одной из мировоззренческих основ творчества ярчайших представителей русской музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX века, а также выявить абсолютные ценности в концепции Всеединства и представить их в статусе смыслопорождающих идей в музыкальной философии русских композиторов.

3. Определить место и характер проявления идеи Соборности в социально-философских построениях русской музыкальной философии. Исследовать истоки формирования понятия «соборность» в русской музыкальной мысли.

4. Произвести анализ специфики художественного воплощения идеи Софии, а также выявить ряд аспектов, проявленных в произведениях русских классиков.

5. Осмыслить русский музыкальный Космизм как социальный культурологический феномен, базирующийся на идеях Всеединства и Соборности.

Методологические основы исследования:

Методологическими основами Диссертационного исследования послужили труды русских религиозных философов. За основу социально-философского анализа заявленной темы автор избрал модели социальной реальности К.С. Пигрова. Реалистическое объяснение социума «сверху», из Абсолюта (Бога) позволило автору наиболее полно раскрыть тему в рамках социально-философского анализа, тем более что сам К.С. Пигров демонстрирует ее на примере русской традиции.

В социально-философском аспекте методологическую базу исследования составили единство исторического и логического методов; диалектический принцип всесторонности рассмотрения предмета; элементы герменевтической методологии; методики феноменологии, позволяющие нам оперировать явлениями чистого сознания - ценностями, значениями, смыслами; компаративный метод, концепция диалектического единства иррациональной и рациональной сторон познания искусства.

При исследовании музыкальной литературы выбранного периода теоретически и методологически значимыми для автора стали принципы музыкального (интерпретативного) анализа, элементы литературного, культурологического, искусствоведческого и семиотического анализа. Произведенный социально-философский и историко-философский анализ содержания русской музыкальной культуры позволил сделать вывод о том, что художественно-философские образы русского искусства следует рассматривать как неотъемлемый элемент современной картины мира, как модель Универсума.

Новизна научного исследования:

1. В диссертационном исследовании предпринята попытка целостного понимания русского музыкального искусства как сложного социокультурного феномена. Русская музыка рассматривается и как эпохальный вид искусства, и как предмет рефлексии русской философии, и как общественное мнение. В результате проведенного исследования актуализированы универсалии русской философии в музыкальном наследии русских композиторов.

2. Установлено, что русская музыка как своеобразный «код ощущений» не поддается предельной экспликации, но в тоже время может быть ближе человеческому языку по типу организации, по исходному материалу. Метафизика Всеединства выступает как результат рефлексии сакрального бытия человека и общества.

3. Русская музыка трактуется и как выражение эпохи (поскольку она и оформила источник ценностных ориентации), и как способ существования отношений (так как она является для нас существенным фрагментом, по которому

мы понимаем закономерности Универсума), в связи с чем исследованы истоки формирования понятия Соборности. Обосновано проявление идеи Соборности в социально-философских конструктах русской музыкальной философии.

4. Выявлены онтолого-космологический, этико-эстетический и антропологический аспекты Софии, универсальные для всех софиологических концепци-ий, присутствующих в произведениях русских композиторов упомянутого периода.

5. Обосновано, что специфическими в философии русского музыкального Космизма выступает концепция Софийного Космоса, базирующаяся на идеях Всеединства и Соборности. Выявлена полифункциональность, понимаемая как стремление к полноте выражения и определены главные принципы, сформулированные в рамках философского и музыкального Космизма.

Положения, выносимые на защиту:

1 Идея взаимодействия художественного творчества и философии просматривалась в трудах русских религиозных философов. Эта же идея получает оформление благодаря единству веры и представлений об органической целостности бытия. Это положение дает основание полагать, что в русской музыкальной культуре органично единение веры и искусства, религиозного и эстетического, светского и духовного.

2. На рубеже XIX - XX столетий концепция Всеединства, идея Софии, идея Соборности, идеи русского Космизма, религиозно-нравственные идеи JI.H. Толстого, философия символизма Вяч. Иванова и Д.С. Мережковского, антропология и нравственная философия Ф.М. Достоевского, философия свободы H.A. Бердяева, учение о симфонической личности Л.П. Карсавина оказали колоссальное влияние на формирование мировоззренческой позиции русских музыкантов-мыслителей.

3. Русская музыка представляется как метафилософский жанр, где «мелос» и «логос» позволяют представить метафизический синтез и демонстрирют универсальную диалектику бытия в звуках и интонациях.

4. Музыкальное сознание в обществе на рубеже XIX - XX веков чутко и остро воспринимало идею общего, объединяющего. Социально-философские идеи Соборности получили универсальную реализацию в музыкальном творчестве «симфонических» личностей, коими были представители русской культуры: М.П. Мусоргский, H.A. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, П.И. Чайковский, С.И. Танеев, А.Н. Скрябин, C.B. Рахманинов, А.К. Лядов.

5. Специфика музыкально-философского воплощения идей русской религиозной философии рубежа XIX - XX веков трансформируется отечественными композиторами содержательно в персонифицированной форме. В музыкальном наследии русских композиторов творчески и разнообразно представлены образ и тема Софии, что позволяет выделить несколько уровней ее постижения: у одних художников наблюдается единство философского и поэтического творчества (А.Н. Скрябин), у других - только в музыкальном творчестве, при на-

линии четырех её аспектов - онтолого-космологического, этико-эстетического, религиозного и антропологического (С.И. Танеев, П.И. Чайковский,), а у А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, H.A. Римского-Корсакова, C.B. Рахманинова, А.К. Лядова - через музыкально-художественное воплощение некоторых аспектов идеи Софии.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы:

- при дальнейшем изучении социальных явлений. К ним относится музыкальная культура в целом, а также общественное мнение, музыкальная критика, музыкальное исполнительство;

- при чтении авторского спецкурса «Философия русской музыки»;

- для разработки учебных курсов и спецкурсов по философии музыки, истории искусства, философии культуры, социальной философии и антропологии.

Апробация полученных результатов:

Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на кафедре философии, факультете культуры и искусств Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Материалы проведенного исследования получили публикацию в ряде научных статей в сборниках и журналах, а также отражены в докладах, сообщениях, прочитанных на международных, всероссийских и региональных конференциях. Результаты изложены в ряде публикаций. Всего, по результатам исследования опубликовано 45 работ (из них 2 монографии, 3 статьи, рекомендованные в журналах ВАК РФ;), общим объемом 46,15 п.л.

Структура работы: структура исследования определяется целью работы, последовательностью решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав (в первой главе три параграфа, во второй - четыре), заключения и библиографического списка из 313 источников, из них -7 иностранных. Диссертация изложена на 209 страницах.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования; анализируется степень ее разработанности, формируется цель, задачи, объект и предмет исследования, перечисляются основные методы работы, раскрывается научная новизна, практическая значимость работы и ее апробация, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Русская музыка в пространстве социальной философии», состоящей их трех параграфов, рассматривается возможность объективной оценки русской музыкальной культуры, выявлена ее специфика, определено место русской музыки в мировой музыкальной практике, а также сформулированы основные подходы к этому виду искусства.

Первый параграф «Русское музыкальное искусство как социально-философский феномен» нацелен на раскрытие характерных особенностей русской музыки, которая рассматривается как философия в звуках, включенная в контекст отечественной культуры второй половины XIX - XX века. Философия русской музыкальной культуры представлена как бытие и мировосприятие национальной истории, как форма духовного творчества, берущая свое начало в религиозном сознании и отечественной философской мысли. Во второй половине XIX века русская философия стремилась решить главный для себя вопрос - о месте человека в социально-культурном пространстве - и привести его поведение в соответствие с его местом в мире. Это проявлялось в утверждении человека как богоподобного, совершенного существа: ответственного за судьбу мира и за допущение в нем зла, скрывающегося за масками, их нивелировку, по свободного в восхождение к божественной целесообразности. Отечественные философы трактовали человека как часть Вселенной, часть Мироздания. В трудах русских философов В.Ф. Эрна, Н.Я. Данилевского, B.C. Соловьева, H.A. Бердяева, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского, C.JI. Франка русское культурное пространство воспринималось как место формирования идей и творческой созидающей деятельности человека. Реакцией на новые идеи в обществе, культуре стали мощные потрясения в сфере монументальных жанров в русской музыке - опере, симфонии. Именно поэтому музыкально-инструментальные опусы XIX - XX столетий нас воочию убеждают в величии, грандиозности, четкой сбалансированности в своих исходных и итоговых точках драматического действия, хорошо знакомого симфонического «героя» со времен М.П. Мусоргского, H.A. Римского-Корсакова, С.И. Танеева, C.B. Рахманинова и П.И. Чайковского, А.П. Бородина, идущего и познающего мир, физические и духовные усилия которого всегда согласованы с собственным разумом и совестью. Это было возрождение человека, деятельного начала в нем, его духовности, воли к жизни и организации социального пространства. Основной темой в русском музыкальном искусстве была не тема творчества совершенной культуры, а творчество лучшей жизни (H.A. Бердяев). Русская музыка не только приобщила нас к философско-эмоциональному видению мира, но и сделала соучастником, непосредственно переживающим явление в мире чистой мысли как она есть в своей вечной сущности. Русской школе композиторов удалось сформировать совершенно иную музыкальную традицию, создать новый формат музыкального мышления. Этот формат мышления базировался на религиозной системе ценностей и, прежде всего, характеризовался наличием универсалий, в котором православие укоренилось как религия любви, добра, света.

Художественное мировоззрение отечественных композиторов со всей определенностью указывает на генетическую связь русской философии с теми процессами, которые происходили в пространстве русской музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX века. Доказательством сказанного могут служить оперы-сказки H.A. Римского-Корсакова, являющиеся примером истинной философии жизни, отраженной в звуках, или же симфоническое творче-

ство C.B. Рахманинова, С.И. Танеева, симфонические партитуры П.И. Чайковского, музыкальные полотна А.П. Бородина, прометействующие поэмы А. Н. Скрябина. В них мы находим ту миросозерцательную ауру русской музыкальной культуры в наиболее приемлемой для нее форме музыкального смысловы-ражения, которая и создала основу оригинальности и узнаваемости национального музыкального наследия.

Таким образом, феномен русской музыки распознается как уникальная способность раскрытия внутреннего мира русского человека (его мироощутитель-ный тип), демонстрации русской идеи, музыкальный характер которой углубляло национальное самосознание, воспроизводившее и объясняющее существующий мир в звуках и интонациях так же, как истинная философия в понятиях.

Второй параграф «Музыкальная герменевтика «мелоса» и «логоса» в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX века»

раскрывает сущность социально-философских поисков в диалектической связи чувственного и рационального, темного и светлого, мелоса и логоса. Предлагается герменевтический метод анализа произведений русского музыкального искусства как текста, имеющего за собою глубинные смыслы.

Так, по мнению H.A. Бердяева, И.И. Лапшина, А.Ф. Лосева, Б.В. Асафьева, В.В. Медушинского русское музыкальное искусство можно рассматривать не только в виде рефлексии русской философии, но и как общественное мнение, как продукт духовной деятельности социума. Их движущая сила мысли и духа не только реализовала, но и задала философское содержание самой русской музыке, вобрав в себя огромное количество культур, весь мировой опыт. Ибо музыка, согласно концепции «Божественного эфира» H.A. Бердяева, находится в некоем абсолютном пространстве, на предельном, высоком уровне.

Русской музыке удалось достучаться до человеческого сердца и превратиться в «язык души». Именно в русской философии звуков наиболее полно выражается «душа народа», судьба России. Вот почему русская музыкальная культура предстает перед нами такой избыточной. Рассуждая о философском наполнении русской музыки, не следует забывать о том метафизическом синтезе, в котором она сосуществует с русской поэзией, выступающем как живительная сила русской действительности.

' Философия русской музыки обращена к идее единения, всеобщей сопричастности, к идеям «мелоса» и «логоса», которые возвысились до вершин настоящей философии музыкального исповедального слова.

Во многом по этой причине современники ищут истинный социально-философский смысл и настоящую философию в экстатическом симфонизме А.Н. Скрябина, оперных сказках H.A. Римского-Корсакова, народных драмах М.П. Мусоргского, симфоническом творчестве C.B. Рахманинова и А.К. Глазунова, симфонических картинах М.-К. Чюрлениса, вокальном и фортепианном творчестве Н.К. Метнера, балетах И.Ф. Стравинского. Именно там мы находим онтологичность отечественной философской мысли, которая, в свою очередь,

выражается в тесном и нерушимом союзе поэтического и философского разума. И поэтому феномен русской музыкальной культуры обеспечивается в органическом сплаве музыки, прозы, поэзии. Адекватное осмысление данного синтетического сплава обуславливает соответствующее понимание и толкование русской музыки. Сравнивая западную музыку XIX века с русской, мы встречаем подобное сходство в творчестве композиторов-романтиков: Ф. Шуберта, Ф. Шумана, Ф. Мендельсона, Р. Вагнера, где они довольно часто используют в музыкальных партитурах тему смерти, тему любви как темы традиционные, связанные с романтической поэзией XIX века. Но в немецком романтизме композиторам так и не удалось подняться до уровня «логоса» и соединить его с «мелосом».

По мнению А.Ф. Лосева, ядром и смысловым центром русской музыкальной философии является удивительное возвышение «мелоса» до «логоса», где сам «логос» обретает иной вектор, иное значение, меняя при этом пространство. В его представлении музыка способна как элитизатор бороться с обыденностью и указывать личности пути ее духовного восхождения. Анализируя оперу H.A. Римского-Корсакова «Снегурочка», философ писал, что «мелос» здесь напрягается до высшей ипостаси «Логоса».

Интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мыслители А.Ф. Лосев, Б.В. Асафьев, И.Ф. Стравинский высказывали в разное время схожие идеи в категориальных обобщениях, приходя к общему пониманию вопроса и представлению русской музыки как философии в звуках. Ибо она включена в отправную метафизическую точку, где возникает удивительное состояние соединения «мелоса», «логоса», «танатоса», «эстезиса» и «эроса».

Если «логос» в русской музыке обращен к темам дискурса, т.е. рационального анализа, понимания, то «мелос»,.«эрос», «эстезис» озвучивают особую чувственную интуицию нашего музыкального сознания. Наш эстетический опыт отрефлектирован в музыкальной мысли, обращенной к открытости музыкального события (в данном случае анализируемого или исполняемого произведения), определяемого нашей музыкально-философской рефлексией. И эта открытое взаимодействие «логоса», «мелоса», «эстезиса», «эроса», «танатоса» создает основание для особой событийности, целостности и монолитности русской художественно-философской мысли.

Выдвижение русской философией «логоса» в разряд онтологических оснований познавательного процесса определило его роль в становлении различных форм познания духовной жизни общества в России на рубеже XIX - XX веков, в том числе и в музыкальном искусстве. Сама по себе теория- познания в русской философии, по мнению многих отечественных мыслителей (B.C. Соловьев, В.Ф. Эрн, С.Н. Булгаков, А.Ф. Лосев), выстраивалась не в форме гносеологии, а в форме логогнозии, или словологии, имени слова (слоьоучения, рече-мыслия, словознания).

Третий параграф «Социально-философские доминанты в русской музыке» посвящен анализу социально-философских идей Золотого и Серебряного

веков в русской культуре, где, на наш взгляд, сформировались нравственно-духовные и художественно-эстетические ценности. Неотъемлемый момент в движении человеческого духа - переосмысление ценностей. Наиболее активно аксиологические аспекты человеческого бытия проявляются и раскрываются в таких мировоззренческих формах, как философия, искусство, религия. Существующие на протяжении веков взаимосвязи между ними, безусловно, способствуют нх обновлению и развитию. Применяя философский анализ, мы пришли к доказательному выводу, что русская музыка второй половины XIX - начала XX века заложила основу для формирования «философии ценностей», где основными категориями были: Добро, Красота, Любовь, Надежда, Истина, Гармония, Вера. Мы подчеркиваем, что гуманистическая направленность содержания русской музыкальной культуры была конечной целью. В русской музыке получают образные выражения экзистенциональные состояния человека, и в этом качестве музыка превращается в «язык души». Важнейшей темой в творчестве русских композиторов стала борьба человеческой личности за свое раскрепощение и свое единство, за право на свободу и счастье. Свобода духа, искание совершенного добра, так свойственные русскому народу, вели их к созданию великих музыкальных произведений, обретая гармонию и целостность через сомнения и терзания духа, где выделялась высокое предназначение всякой личности. Дтя них свобода представлялась и как сила, и как искусство самого человека определять себя самого и вести свою жизнь к духовному совершенству, «горним вершинам». Музыкальные помыслы русских композиторов тесно перекликаются с учением о симфонической личности Л.П. Карсавина, который утверждал, что «любая личность, личность индивида, народа и всего человечества имеет безусловную ценность в прошлом и настоящем»1.

Невиданного расцвета достигло «искусство проникновения» в глубину человеческих чувств, тончайшего психологического анализа в период второй половины XIX - XX века. Великими мастерами этого искусства были поистине симфонические личности: М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, H.A. Римский-Корсаков, П.И Чайковский, C.B. Рахманинов. Их зрелый духовно-предметный опыт превратил жизнь в искусстве в самостроительство, а творческую фантазию в предмето-осуществление.

Вторая глава «Философские универсалии русских композиторов» посвящена анализу творческого наследия великих русских композиторов второй половины XIX — XX века через призму идей метафизики Всеединства, Соборности, Космизма и Софийности.

Первый параграф «Значение философских констант в творчестве C.B. Рахманинова и их социальное содержание» посвящен анализу таких философских констант (универсалий), как Соборность, Всеединство, Софий-ность, эсхатологизм.

1 Карсавин, Л.П. Философия истории. - Мн.: Белорусский - БПЦ, 2011. - С. 219.

13

Особая миссия и роль C.B. Рахманинова заключалась в том, что он в сложном и противоречивом мировоззрении эпохи Серебряного века, продолжал традиции великих реалистов, своих предшественников: A.C. Даргомыжского, П. И.Чайковского, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского. Все его произведения, выросшие из недр православного сознания общества независимо от жанра, несут образы «русской идеи», «законов Собора», «русской правды» и мучительные думы о России. Опасение и тревога за будущее родной земли заставила композитора искать опору в коренных традициях и устоях русской культуры, веками наработанных и вобравших в себя все лучшее, на чем стояла Русь. Каноническое слово, синергийность, элементы храмового действа, по сути, озвучивали идеи высшего порядка - планетарного смысла - как желаемые ориентиры в организации социума.

Идея Всеединства в музыке Рахманинова представлена в виде мистического опыта единства всего сущего, «растворения» его в этом единстве как идеального состояния. Подобное состояние и есть прямой путь через любовь и веру к Богу, чтобы узреть его доброту. Трактуя идею Всеединства по-рахманиновски, можно признать, что она является неким предвосхищением общего онтологического принципа Соборности, где находят свое применение такое утверждение: каждое тождественно всему и Единому. Ибо Все есть Одно и Одно есть Все. Красота, Любовь как абсолютные ценности концепции Всеединства являются проявлением истинной духовности рахманиновской философии.

Еще одной философской константой в творческом мировоззрении композитора является эсхатологизм. Идеи фатальности, неизбежности, предчувствие катастрофы, предначертанности всегда преследовали композитора. Образ православной Руси, «образ храма» трактуется художником как образ душевного обновления и просветления. Истовая привязанность к «колокольному» (как звукоизобразительному приему) стала, по словам исследователей его творческого наследия одной из основ его звукосозерцания.

В результате проведенного анализа, крупномасштабных произведений художника, нам видится проявление идеи Софии в нескольких актуальных, аспектах: абсолютном, Богочеловеческом, космологическом, мистическом, романтическом, национально-русском, эсхатологическом. Через призму этих составляющих творчества композитора можно рассматривать идею Софии, имеющую глубочайшие философские корни менталитета русского композитора, определяющую его сознание и его духовные константы. В этом отношении его произведения можно считать источником жизненных сил национальной культуры и возрождением России.

Второй параграф «Народные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» как концепт идеи Соборности» раскрывает смысловые грани творчества М.П. Мусоргского, рассматривает «соборность» как основополагающую социально-философскую категорию музыкального мира художника. Осмысление соборного контекста названной музыки связано с рядом объективных обстоятельств. Во-первых, идея Соборности является одной из важнейших черт социально-

философского мышления русской музыкальной культуры XIX века, ярким представителем которой явился М.П. Мусоргский. Во-вторых, вспомним, что композитор был личностью соборной и симфонической. В-третьих, отмечается, что Соборность в.понимании Мусоргского - духовное единение с русским народом, олицетворяющее общее и единичное, паритет человека и природы, человека и общества (социума) их согласие и полемику. В-четвертых, неслучайно стержнем соборного сознания в музыке Мусоргского является его верующий разум, требующий гармонии и единства религиозно-нравственных воззрений в музыкальной философии. В-пятых, напомним, что музыкально-философские идеи Мусоргского выгодно отличаются от философии того же А.П. Бородина, H.A. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского тем, что она пронизана темой правды, борьбы, преодоления, духовных преград.

Проведя интерпретативный анализ хоровых массовых сцен народных драм композитора, мы пришли к выводу, что для Мусоргского «цельность народного духа» выступает как многовековая «жизненная сила», ибо народный дух всегда соборен.

Третий параграф «Софийные мотивы в оперном творчестве H.A. Римского-Корсакова» посвящен выявлению софийных оснований музыки композитора через призму основных аспектов идеи Софии: онтолого-космологичес-кого, антропологического, этико-эстетического.

Образ Софии в творчестве композитора связан с духовными исканиями и прозрениями, как один из центральных. В образе Софии Римский-Корсаков видел идею Бога. Тема Софии является в его творчестве символом самобытной и божественной красоты. Его поэтическое творчество созвучно с философскими воззрениями B.C. Соловьева, который различал Софию тварную (земную) и Софию Небесную. В музыке композитора мы находим мысль о посреднической роли Софии в космологическом процессе. Поклоняясь природе, он усматривает в идее Софии некую двойственность: с одной стороны она имеет отношение к вечному, неизменному Богу, а с другой - к инобытию Бога - природному миру. Неповторимые пантеистическое восприятие природы, тонкое и чуткое вслушивание в образы и настроения природы соединяются у композитора с глубокой религиозностью и верой в Создателя. Связь между природным миром и миром божественным была бы для него неразрешимой загадкой, если бы между ними не существовало связующего звена - человека. Его антропология берет верх над его онтологией. Непременное присутствие оптимистичной ноты подчеркивает означивающую роль человека, его постоянный рост, духовное развитие и совершенствование.

Образ Софии Римскому-Корсакову представляется вечным эйдосом будущего всеединства. Это образ Вечной Женственности, материнства, Небесной Девы, Царицы, Богини, женской красоты, Земли-кормилицы, Родины. Анализ софийных образов подтверждается детальным рассмотрением образа в Февро-ннн («Сказание о невидимом граде Китеже»), Любаши («Царская невеста»), Марфы («Млада»), Купавы («Снегурочка»), Волховы («Садко») как иллюстра-

ции материнства и Женственности. Софийные мотивы в творчестве Римского-Корсакова напрямую связаны с Землей-Владычицей и это, по сути, материализация идеального начала (опера «Сказание о невидимом граде Китеже»), Образ Софии в операх композитора-сказочника имеет светлый и темный лик (солярный и лунарный): Купава и Снегурочка, Марфа и Любаша, Клеопатра и Млада, Любава и Волхова, Панночка и Ганна, Оксана и Солоха, Моцарт и Сальери, Феврония и Гришка Кутерьма. Душевная красота и щедрость положительных героев в произведениях Римского-Корсакова восполняются Любовью," Светом, Добром, Гармонией, Верой. При глубоком исполнительском и философско-культурологическом анализе оперного и симфонического творчества Римского-Корсакова возникает мысль о том, что образ Софии - это попытка утверждения духовного начала (внутреннего мира человека) как космического и аксиологического, так и онтологического.

Так, в оперном творчестве композитора идея Софии находит отражение в совокупности всех ее аспектов: онтолого-космологического (София как идеальный первообраз и София земная), антропологического (представления о двойственной природе человека, гимн Вечной Женственности), этико-эстетическая (соотнесение идей софийности с Любовью, Красотой, Гармонией).

Четвертый параграф «Космогонии и социальный эсхатологизм в «мистериях» А.Н. Скрябина» посвящен философским представлениям композитора. Философскую базу и теоретические основания скрябинского учения составило в основном мировоззрение русских и античных философов, которое излагало концепцию возникновения и развития мироздания. Основной двигатель мирового процесса - активное свободно-творческое начало, которое у Скрябина было доминирующим моментом бытия Вселенной. Это творческое начало, в свою очередь, отождествлялось с его сознанием, волей и обычно именовалось творческим духом. Дух выступает полярным началом пассивно-женственной природы (или материи), чувственно-осязаемые формы, которой способны лишь воспринимать его образовательное действие. С точки зрения такого учения, прогресс Человечества заключается в постепенном приближении к духовному началу, освобождения от власти материи (в религии - от власти к плоти), то есть «дематериализации». Философия композитора отразила родовые черты отечественного Космизма. Идеи скрябинского творчества культивируют в человеке, прежде всего, ощущения «великой космической сопричастности».

Представления человека о мире, в котором он живет, и о Высшем мире, к которому надлежит стремиться, даются ему извне, свыше, в так называемом «внутреннем опыте». Рассуждения о внутреннем опыте широко открывали двери в мистицизм, который стал особенно модным в конце XIX - начале XX века. В одних случаях он венчал союз идеалистической философии и христианства, как у B.C. Соловьёва, Д.С. Мережковского, в других - вел к оккультным теориям, экстатическим возможностям постижения.

Онтологичность музыки Универсума («музыка небесных сфер») и музыки человеческого бытия через ритмичный, проявленный звук занимает особое ме-

сто в творчестве Скрябина. Следуя учениям античной философии (Платон, Аристотель), он рассматривал музыку как метод (средство) духовно-нравственного порядка Мироздания. Его музыка не «изобретается», не «выдумывается», а рождается и вырастает подобно живым существам в природе, она взращивается изнутри посредством постижения невербального. Именно поэтому его музыкальное творчество следует рассматривать как космогонический и теогонический процесс. Мечты о всеобщем счастье для людей, представлены через искусство как великую духовную силу, способную преобразовать мир.

Музыкальный мир Скрябина бинарен, ибо имеет два начала: один - обращенный взор к звездным далям и порыв к вселенскому (макрокосмосу), другой - углубленное погружение в храм человеческой души (микрокосм). Основной мстив творчества русского гения - традиционное русское богоискательство с его максимализмом и страстным неистовством чувств, идеалы Всеединства и Соборности, преломление сквозь призму интеллектуальных религиозных воззрений. По словам H.A. Бердяева, творчество великого русского композитора -надличностное стремление к открытию «новых миров», где сплетается с религиозно-эстетическими установками многих нетрадиционных направлений искусства, прежде всего, с символизмом. Тема творчества у художника неразрывно связана с философией, где она ставится в плане общетеоретическом, в музыке же трактуется как нечто конкретно-психологическое.

Единое соборное переживание, как казалось Скрябину, возможно, только при условии мистического лицезрения общей для всех Высшей объективной сущности. Последнее произведение «Мистерия» задумывалась художником как некое синкретическое масштабное действо, в котором должны были соединиться в одно целое различные виды искусства. Современные исследователи творчества композитора В.Ю. Дельсон, В.В. Рубцова, Э. Холден отмечают его стремление преобразования мира через фатальную гибель, через ожидаемую ^катастрофу». Русское искусство было неразрывно связано с эсхатологическими идеями. Характерно, что для Скрябина погружение в эсхатологизм сопутствовало столь радостное восприятие им же известий о грандиозных революционных преобразованиях, о грядущих глобальных переменах в жизни общества, о новой жизни на земле. Замысел Мистерии должен был отразить художественно-философскую концепцию бытия человечества и стимулировать его пересоздание и обновление. В России на рубеже XIX - XX веков, эта идея (мистерия) в различных вариантах существовала, начиная от философии B.C. Соловьева до мистика В. В. Розанова, увлекались ею и А. Блок, и А. Белый, похожую идею в публицистической форме излагал Ф. Сологуб. Мистерию Скрябина можно по праву назвать культовым сочинением символистского движения, где в едином потоке сливаются форма и содержание, музыка и поэзия. Его последнее произведение должно быть познанным благодаря активному сотворчеству всего человечества разом, одновременно, в едином порыве. Так интерпретировалась и трактовалась композитором философская идея Соборности, соборного единения через искусство и такой, в принципе, должна быть понята нами идея собор-

ного назначения скрябинского искусства.

В заключении приводятся основные результаты исследования и намечаются перспективы дальнейшей разработки темы.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора:

Монографии:

1. Чупахина, Т.И. Философия русской музыки Золотого и Серебряного веков [Текст] / Т.И. Чупахина. - Омск : Издат. дом «Наука», 2010. - 224 с. (14 п.л.)

2. Чупахина, Т.И. Философские доминанты в музыкально-поэтическом пространстве Серебряного века [Текст] / Н.П. Монина, Т.И. Чупахина. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2011. - 270 с. (15 п.л. / 7,53 п.л.)

Статьи в периодических изданиях, включенных в перечень ВАК РФ для публикации основных положений кандидатской диссертации:

3. Чупахина, Т.И. О специфической природе музыкального искусства в пространстве духовной культуры [Текст] / Т.И. Чупахина // Ом. науч. вестн.: Науч. ж-л. - Сер. : Общество. История. Современность. - Омск, 2009. - № 2 (76). - С. 210-214 (0,5 п.л.)

4. Чупахина, Т.И. Идеи русского Космизма в музыке А.К. Лядова [Текст] / Т.И. Чупахина // Ом. науч. вестн.: Науч. ж-л. - Сер.: Общество. История. Современность. -2010. -№ 1 (85). - С. 220-222 (0,5 п.л.)

5. Чупахина, Т.И. Восточные мотивы в творчестве А.П. Бородина [Текст] / Т.И. Чупахина//Вестн. Ом. ун-та.-2010,-№ 1 (52).-С. 12-15 (0,5 п.л.)

Статьи, материалы докладов, опубликованные в научных сборниках и журналах:

6. Чупахина, Т.И. Музыкальные космогонии в музыке А.Н. Скрябина (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Сохранение и развитие русской культуры: семья, язык, общество. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 23-24 октября 2008 года. - Омск : Изд-во ОмПГУ: Издат. дом «Наука», 2008. - С. 211-214 (0,3 п.л.).

7. Чупахина, Т.И. Музыкальное мышление как деятельностный компонент музыкальной культуры (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Социально-культурная деятельность: история, теория, инновационные технологии сб. науч. ст. юбилейный выпуск / под общ. ред. В.Е. Новаторова; ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. - Омск, 2008.-С.135-143 (0,8 п.л.).

8. Чупахина, Т.И Софийные мотивы в оперном творчестве H.A. Римского-Корсакова (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Альфа: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 6 / отв. ред. В.М. Шкарупа. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2008. - С. 29-37 (0,8 п.л.).

9. Чупахина, Т.И Идеи соборности в художественно-философском мышлении МП. Мусоргского (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Омега: Межвуз. сб. науч. ст. Вып. 1 / отв. ред. В.М. Шкарупа. - Омск : Изд-во ОмГУ, 2009. - С. 17-26 (0,8).

10. Чупахина, Т.И. Евразийские черты в музыкальном наследии А.П. Бородина (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Степной край Евразии: историко-культурные взаимодействия и современность. - Материалы VI Международной научной конференции. - 25 сентября 2009года - Омск; Костанай : Изд-во ОмГУ, Изд-во КГПУ, 2009. - С. 101-103 (0,3 пл.).

И. Чупахина, Т.И. Идеи символизма в творчестве А.Н. Скрябина (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Региональная культура в условиях глобализации. - Материалы Международной научной конференции. - 6 июня 2009 года -Николаев : Изд-во НУКиИ, 2009. - С. 118-123 (0,5п.л.).

12. Чупахина, Т.И. Некоторые аспекты влияния музыкальной культуры на личность (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Пространство культуры страны и региона: Сб. научн. ст. (Юб. вып.) / под общ. ред. Н.М. Геновой, Г.Г. Волощенко. - Омск : Издат. дом «Наука», 2009. - С.69-70 (0,8 пл.).

13. Чупахина, Т.И. Мистерия как художественно-философская концепция в творчестве А.Н. Скрябина (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Традиция. Духовность. Правопорядок. - Материалы IV Всероссийской конференции. - 22-23 мая 2009 года. -Тюмень : Изд-во Тюменского юридического института МВД России, 2009. - С. 116-118(0,25 пл.).

14. Чупахина, Т.И. Музыкально-философские откровения Скрябинской поэмы (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Вестн. Ом. ун-та. - 2009. -№2 (52). - С.15-21(0,5 п.л.).

15. Чупахина, Т.И. Философско-художественные идеи в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX века (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Кризис и культура: диалог регионов. - Материалы VII Всероссийского научно-практического симпозиума: «Досуг. Творчество. Культура». - 19-20 ноября 2009г. -Омск : Издат. дом «Наука», 2009. - С.31-33 (0,5 пл.).

16. Чупахина, Т.И. Символизм А.Н. Скрябина и идея преображения бытия (статья) [Тескт] / Т.И. Чупахина // Современное состояние и тенденции развития культуры и искусства России и региона. - Материалы Второй Омской региональной научно-практической конференции. - 28 мая 2009года. - Омск : Издательство Полиграфист, 2009. - С.66-70 (0,3 пл.).

17. Чупахина, Т.И. Творчество А.Н. Скрябина в музыкальной культуре конца XIX -начала XX вв. (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Мир науки, культуры, образования : международный научный журнал. - Выпуск № 4(16): «Культурология» - Барнаул, 2009.- С.10-13 (0,5'п.л.)'.

18. Чупахина, Т.И. Философские мотивы в творчестве А.Н. Скрябина (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Культурологические исследования в Сибири : научный журнал - Выпуск № 1 (27): «Историко-культурные исследования». - Омск, 2009. -С.88-92 (0,7 пл.).

19. Чупахина, Т.И. Музыкальная культура как важная составляющая духовности русского человека (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Традиция. Духовность. Правопорядок. - Материалы V Всероссийской конференции. - 21-22 мая 2010 года. -

Тюмень : Изд-во Тюменского юридического института МВД России, 2010. - С.123-126 (0,6 п.л.).

20. Чупахина, Т.И. Идеи гуманизма в русской музыкальной культуре второй половины XIX - начала XX века (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Современные представления теоретических и прикладных исследований 2.010. - Материалы Международной научно-практической конференции. -Том. 26 : «Философия и филология». - 15-16 марта 2010года. - Одесса: Черноморье. - С.66-76 (0,8 п.л.).

21. Чупахина, Т.И. Русская музыка в зеркале философии (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Социально-политические и культурные проблемы современности. - Материалы III Международной научно-теоретической конференции. - 26 марта 2010года. - Симферополь: Крымский инженерно-педагогический университет, 2010. - С.187- 191(0,5 пл.). .

22. Чупахина, Т.И. Панморализм как художественно-философская идея в русской культуре второй половины XIX - начала XX века (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Духовные ценности и нравственный опыт русской цивилизации в контексте третьего тысячелетия. - Материалы VIII Международных Славянских Чтений. - 22-23 апреля 2010года. - Орел: Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2010. - С.15-22 (0,4 п.л.).

23. Чупахина, Т.И. Русская музыка в пространстве философии (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Гуманитарная наука сегодня. - Материалы II Международной конференции. - 31 марта 2010года- Т.1. : «Психология. Социология. Культурология. Политология. Право. Философия». - Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010,-С.163-171 (0,5 п.л.).

24. Чупахина, Т.И. Русский музыкальный космизм (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Философия и наука. - Материалы IX Всероссийской конференции. - 20-21 апреля 2010года. - Екатеринбург: Уральский государственный университет, 2010. - С.290-293 (0,3 п.л.).

25. Чупахина, Т.И. Музыкальная герменевтика «мелоса» и «логоса» в русской музыке (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Социально-экономическое и культурное развитие России. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием - 28 мая 2010года. - Омск; Тара, 2010. - С.123-130 (0,5 П.Л.).

26. Чупахина, Т.И. Музыка - искусство времен (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании / 2010 20-21 апреля 2010. - Материалы Международной научно-практической конференции. - Том 31.: «И скусствоведение, архитектура и строительство». - Одесса-Черноморье, 2012. - С.36-46 (0,8 п.л.).

27. Чупахина, Т.И. Историософия России в пространстве философско-музыкальной мысли композиторов Золотого века (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Гуманизм: история, современность, перспективы. - Материалы Международной научно-практической конференции - 19-20 ноября 2010. - Биробиджан : ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. - С. 128-134 (0,5 п.л.).

28. Чупахина, Т.И. Русский индивидуализм как одна из особенностей отечественного музыкального искусства (статья) [Текст] / Т. И. Чупахина // Общество, общности, человек: в поисках «вечного мира». - Материалы III

Международной научной Интернет конференции. - 5 ноября 2010 года. - Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - С. 148- 152 (0,5 п.л.).

29. Чупахина, Т.И. Русская музыкальная культура в качестве предмета философского знания (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. - Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. -29-30 ноября 2010 года. -Смоленск : Изд-во «Смоленская городская типография», 2010. - С.162-166 (0,5 п.л.).

30. Чупахина, Т.И. Принципы Всеединства в традициях русской музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX века (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // VIII Славянский научный Собор: «Урал. Православие. Культура». Духовно-нравственная культура России и Болгарии: православное наследие. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Челябинск, 2010. - С.207-213 (0,5 п.л.).

31. Чупахина, Т.И. Музыкально-философская картина мира С.И. Танеева (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Духовное наследие и современность. - Материалы Международной научно-теоретической конференции. - 18 ноября 2010 года. - Караганды, 2010. - С.274-256 (0,5 П.Л.).

32. Чупахина, Т.И. Музыка - выражение эпохи / Т.И. Чупахина // Актуальные проблемы формирования творческой личности в условиях единого культурного пространства региона: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Омск, 28 мая, 2010. - С.235-239 (0,4 п.л.).

33. Чупахина, Т.И. Символическое и архетипическое в русской музыкальной культуре (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Символическое и архетипическое в культуре и социальных отношениях. - Материалы Международной научно-практической конференции.- 5-6 марта 2011года. - Пенза; Прага, 2011.-С. 274-256 (0.5 п.л.).

34. Чупахина, Т.И. Русская музыкальная культура как философии ценностей (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Гуманитарная наука сегодня. - Материалы III Международной научной конференции. - 31 марта 2011года. - Караганды, 2011. - С.ЗЗ-42 (0,8 п.л.).

35. Чупахина, Т.И. Философско-эстетические идеи П.И. Чайковского (статья) [Текст] / Т.И., Чупахина // Этика и история философии. - Материалы Международной научной конференции. - 20 ноября 2011 года. - Тамбов : Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2011. - С.300-303 (0,3 пл.).

36. Чупахина, Т.И. Образ Софии как вечный эйдос будущего всеединства в творчестве H.A. Римского-Корсакова (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Актуальные вопросы и перспективы развития гуманитарного знания в современном пространстве: национальный и интернациональные аспекты :

Материалы Международной научно-практической конференции. - 17-19 апреля 2011 г. - Рубежное; Луганск; Житомир; Новочеркасск; Ниш : Вид-во СНУ ¡м. В.Даля, 2011. - С.300-303 (0,75 п:л.)/

37. Чупахина, Т.И. Творчество композиторов Серебряного века как путь к религиозному преображению (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Социально-гуманитарный вестник Юга России : науч. ж-л. - Вып. №4 (12): «Философия». - Краснодар, 2011. - С.214-220 (0,9 п.л.).

38. Чупахина, Т.И. Формула религиозной онтологии русской музыки XIX - XX веков (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Перспективные разработки науки и техни-

ки - 2011. - Материалы Международной научно-практической конференции. - 7-15 ноября 2011года. - Днепропетровск; Прага; Уральск; София; Гомель; Варшава: Издат. дом «Nauka i studia», 2011. - С. 65- 74(0,75 пл.).

39. Чупахина, Т.И. Отражение соловьевской концепции Всеединства в творчестве C.B. Рахманинова (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Славянский мир, Диалог культур. - Материалы Международного научно-практического форума. - 17-18 октября 2011 года. - Кемерово; Омск; Варшава : Изд-во КемГУКИ, 2011. - С. 30-36 (0,4 пл.).

40. Чупахина, Т.И.Кризис музыкальной культуры рубежа XIX - XX вв. / Т.И. Чупахина // Образование. Досуг. Творчество. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 17 ноября 2011 года; г Омск : Издат. дом Наука, 2011. - С. 45-51 (0,5п.л.).

41. Чупахина, Т.И. Полифоничность и антиномичность русского духа (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // История и культура.славянских народов: достижения, уроки, перспективы. - Материалы Международной научно-практической конференции. - 25-26 ноября 2011года. - Пенза; Прага; Белосток : Науч. издат. центр «Социосфера», 2011. - С. 259-267( 0,6 пл.).

42. Чупахина, Т.И.Философский феномен русской музыкальной культуры (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Achievement of high school : Материали за 7-а международна научна практична конференция. - 17-25 ноября 2011 года. - Т. 15 : «Философия. Политика». - София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. - С.3-10 (0,75 пл.).

43. Чупахина, Т.И. Социально-философские идеи в русской музыке второй половины XIX - XX вв. (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Achievement of high school : Материали за 7-а международна научна практична конференция. - 17-25 ноября 2011 года. - Т. 15 : «Философия. Политика». - София : «Бял ГРАД-БГ» ООД, 2011. - С.22-29 (0,75 пл.).

44. Чупахина, Т.И. Философская направленность природы музыкального искусства (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Русская философия: история, методология, жизнь / Общ-во русской философии при Укр. филос. фонде; Центр гуманитарного образования. HAH Украины; Сектор истории русской философии Ин-та философии РАН; Украинская Акад. русистики. - Полтава, 2011. - (Сер. «Украинский журнал русской философии. Вестн. Об-ва рус. философии при украинском филос. фонде. -Вып. 10). - С.673-684 (0,9 пл.).

45. Чупахина, Т.И. Сказочная фантастика как духовная константа в творчестве H.A. Римского-Корсакова (статья) [Текст] / Т.И. Чупахина // Русский космизм в идеях и лицах. - Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 11-13 декабря 2011года. - Орел : Изд-во ОГУ, 2011. - С.59- 65 (0,6пл.). , ,

Чу.махина Татьяна Ивановна

РУССКАЯ МУЗЫКА ЗОЛОТОГО И СЕРЕБРЯНОГО ВЕКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН

Специальность 05.00.11 - «Социальная философия»

А и т о р е ф е р а т

Дксссртиц.ш на соискание ученой степени кандидата философских наук

I Ьдпнсано в печать 20.03.12. Бумага писчая, 65 г. Формат А41/:. Усл. нсч. л. 1,-М. Уч.-и:«. л. 1,4'. Тираж 109 экз. Заказ №

Издательство Ом ГУ

644077, г. Омск-77, пр. Мира, 55а, госунийерсигст

 

Текст диссертации на тему "Русская музыка Золотого и Серебряного веков как социально-философский феномен"

61 12-9/460

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Кафедра философии

На правах рукописи

,7%

ЧУПАХИНА ТАТЬЯНА ИВАНОВ^к

РУССКАЯ МУЗЫКА ЗОЛОТОГО И СЕРЕБРЯНОГО ВЕКОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ ФЕНОМЕН

Специальность 09.00.11 «Социальная философия»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор М.Д. Купарашвили

ОМСК 2012

Содержание:

Введение...............................................................................3_12

ГЛАВА 1. Русская музыка в пространстве социальной философии

1.1. Русское музыкальное искусство как социально-философский феномен...............................................................................13-78

1.2. Музыкальная герменевтика «мелоса» и «логоса» в русской музыкальной культуре второй половины XIX начала XX века.............................78-107

1.3. Социально-философские доминанты в русской музыке..............108-128

ГЛАВА 2. Философские универсалии русских композиторов

2.1. Значение философских констант в творчестве C.B. Рахманинова и их социальное содержание..........................................................128-151

2.2. Народные драмы «Борис Годунов» и «Хованщина» как концепт идеи Соборности.............................................................................151-164

2.3.Софийные мотивы в оперном творчестве

H.A. Римского-Корсакова.........................................................165-175

2.4. Космогонии и социальный эсхатологизм в «мистериях»

А.Н. Скрябина......................................................................175-201

Заключение..........................................................................202-208

Библиографический список....................................................209-229

Введение Общая характеристика работы Актуальность избранной темы во многом обусловлена общей ситуацией в философско-культурологическом пространстве. Если ранее, на протяжении последних десятилетий XX столетия, культурологические и искусствоведческие исследования были направлены преимущественно вглубь истории русской музыки, являя собой определенные достижения и открытия в русской музыкальной культуре, то требования сегодняшнего дня диктуют совсем иные подходы к изучению музыкального наследия, и они связаны прежде всего с синтетическо-интегративными тенденциями. Музыка как важная часть социальной ценности давно требует более широкой кооптации в философские мировоззренческие структуры, определения и оценки той роли, которую она играет в поддержании и реинтерпретации национальной идентичности, организации социума и формировании будущего нации.

Социально-философское осмысление русской музыкальной культуры представляется нам через обращение к такого рода фундаментальным проблемам, как национальное бытие или же мировосприятие народа. Русская философия призвана рассматривать специфические грани музыкального искусства, рожденные и взращенные на русской почве, поскольку у нее были свои на то причины и исходные предпосылки в определении своего пути развития. Иначе говоря, русская философия являет нам целый спектр социально-философских идей, многомерных взглядов и концепций, присутствующих во всем многообразии отечественной музыкальной культуры, начиная с ее рождения и до сего дня.

Известно, что музыка формирует пространство мысли, всегда выражает квинтэссенцию жизни и ее событий, но не сами события, различия которых не должны непременно влиять на нее. Музыка сама по себе излучает человеческое содержание, ибо в музыкальном произведении сходятся проекции предметного мира, исходящие из отношений: «человек-мир»,

«мир-человек». Социально-философское назначение анализа музыкального сознания видится нам в его роли метаксы между человеком и его общественно-социальной сущностью, межличностным пространством людей, общением, моделью жизни, социума, культуры, традиций.

Феномен русской музыкальной культуры второй половины XIX -начала XX века привлекает внимание современных исследователей, интригуя и завораживая своей многоликостью образов, исключительностью, цельностью и органичностью, всемерно призывая к культурологическому и философскому анализу явлений. Убедительно объяснить этот феномен вряд ли удастся ссылками только на объективную имманентную логику развития самой русской музыкальной культуры, направленной на выявление и осмысление своих художественно-выразительных возможностей, либо вырвавшимися на свободу художественно-философским мышлением и субъективизмом творческой воли ее создателей.

Весь XIX век жил ощущением неминуемых грядущих перемен, заставляя лучшие умы русской интеллигенции с тревогой и надеждой вглядываться в будущее России. Живой, неподдельный интерес к нему порой превалировал над прошлым и настоящим. Композиторы Могучей кучки, представители беляевского кружка, художники Серебряного века искали ответ о будущем страны в настоящем и историческом прошлом.

Современная социокультурная ситуация в России во многом схожа с ситуацией рубежа XIX - XX веков: поиск выхода из кризисного состояния общества, смена культурных парадигм, ценностных ориентаций, что и обуславливает необходимость аналитической актуализации наследия Золотого и Серебряного веков. Русская музыкальная культура это не только наше достояние, но и жизненный ориентир, который позволит выйти из сложной перипетии «кризиса очевидности», который мы наблюдаем в начале XXI века. За истекшее десятилетие при всем многообразии и интенсивности развития отечественной музыкально-философской мысли, мы наблюдаем

глубокое и кардинальное переосмысление оценок художественной жизни и русского музыкального искусства второй половины XIX - начала XX века.

Рассматривая русскую музыкальную культуру в качестве предмета социально-философского знания, ее основные этапы в развитии философии музыки, а также ряд сюжетов, имеющих прямое отношение к отечественной философской проблематике (музыкальное искусство как деятельностный компонент культуры, само понятие отечественной музыкальной культуры, с ее специфическими национальными особенностями, философские универсалии в русской музыке), мы получаем содержательные моменты нашего социально-философского и культурологического анализа. Сама философия музыки представляется нам в виде информационно-коммуникативной системы, находящейся в постоянной динамике, способной в полной мере формировать у человека концепцию бытия. Без социально-философского осмысления феномена музыки, активно взаимодействующей с культурологией, историей, социологией, не представляется возможным построение целостной картины социальной реальности.

Степень разработанности проблемы

Исследования в русле данной темы проводились по двум направлениям: с одной стороны, это социально-философские и культурологические работы, с другой - литературные, критические, искусствоведческие труды отечественных и зарубежных исследователей. Для обоснования социально-философской значимости музыки XIX - XX вв. следует воспользоваться как философско-художественными, так и литературными источниками.

Философская разработка метафизики Всеединства, идеи Софийности, идеи Соборности, проводилась в трудах мыслителей русской религиозной философии: H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, С.Н. Трубецкого, П.А. Флоренского.

В изучении специфики русского Космизма данное исследование опирается на труды Т.В Абрамовой, Э.А. Бальбурова, В.Н. Демина, И А. Иванова, А.Н.Кочергина, О.Д. Куракиной, В.П. Ратушного, Н.Ф. Федорова. Это позволило автору очертить параметры самого социокультурного феномена русского музыкального Космизма, выдвинув на передний план социально-философскую проблематику, а также расширить источниковедческую и искусствоведческую базу самого понятия «космизм».

Среди современных авторов, исследующих становление и развитие софиологии, которыми воспользовался автор, можно назвать следующих ученых: В.А. Алексеева, А.Л. Анисина, В.Г. Бабакова, А.Н. Иванова, П.Л.Карабущенко, В.В. Кравченко, М.Д. Купарашвили, А.Н. Лазареву, Н.П. Монину, А.Д.Семенова, В.В. Сербиненко, А.Д., Сохрякова, A.B. Старыгину, Сухова, П.Л. Подвойского, С.С. Хоружего, Л.Е. Шапошникова. В трудах перечисленных авторов анализируются глубинные истоки универсалий русской философии вообще и в русской культуре в частности. Раскрываются и оцениваются основные аспекты Софии (онтологический, гносеологический, эстетический, мистический, религиозный, эсхатологический, этический), рассматриваются Красота, Любовь, Гармония, Добро, Вера как абсолютные ценности концепции Всеединства, проявленные в музыке русских композиторов.

Что касается оригинального вклада видных деятелей культуры в разработку проблематики русского музыкального искусства, то здесь следует выделить выдающиеся имена А.З.Алыпванга, В.А. Васиной-Гроссман, Л.З. Корабельниковой, И.И. Лапшина, Е.М. Левашова, А.К. Лядова, Т.Н. Ливановой, В.Д. Конена, В.В. Медушевского, М.П. Мусоргского, Е.М. Орловой, Г. Орлова, Л.А. Рапацкой, М.Н. Рахмоновой, H.A. Римского-Корсакова, В.Н. Романова, A.B. Скрябина, А.Н. Серова, A.M. Соколовой, А.Н.Сохора, В.В. Стасова, С.И. Танеева, Л.С. Третьяковой, П.И. Чайковского, позволивших обосновать определенное направление в

исследовании художественной мысли, существенно расширить арсенал социально-философских подходов к содержанию русской музыки.

Культурологическо-музыковедческий анализ творчества русских композиторов представлен в работах Б.В. Асафьева, В.Н. Брянцевой, В.Г. Григоровича, А.И. Кандинского, Ю.В. Келдыша, Т.В. Корженьянц, Л.З. Левашовой, H.A. Листовой, E.H. Романовой, С.И. Савенко, A.M. Ступеля В.В. Протопопова, Н.В. Туманиной, Ю.Н. Холопова, Т.Н. Хопровой, Г.В. Хубова, А.Н. Шлецера, С.И. Шлифштейна, Ю.Д. Энгеля, Б.Л.Яворского, В.В. Ястребцева. Им удалось осмыслить весь ход истории отечественной музыкальной культуры, выявить специфические особенности, традиции и новаторские черты, присущие только русской музыкальной поэтике. Анализ русского искусства представлен как в статьях самих ведущих поэтов и художников, часто выступавших в роли музыкальных критиков, так и в трудах западных, российских искусствоведов, литераторов XIX - XX столетий. Среди них А. Белый, А.Н. Бенуа, И.В. Бестужев, A.A. Блок, Л.В. Гервер, Вяч. Иванов, B.C. Каратыгин, М.Л. Космаковская. Ю.А. Кремлев, Д.С. Мережковский, Т.Н. Левая, Г. Малер, В.Г. Плеханов, И.И. Петровская,

B.Л. Протопопова, C.B. Рахманинов, Ф. Сологуб, Л.А. Серебрякова, И.Ф. Стравинский, В.В. Стасов, С.Р. Федякина, Ю.Д. Энгель, Б.Л. Яворский, В.В. Ястребцев.

Также следует выделить работы авторов, к которым диссертант обращался для подробного анализа отдельных композиторов: В.Н. Дельсона,

C.В.Евсеева, Ю.В. Келдыша, Т.И. Левой, М.С. Пекелиса, В.В. Рубцовой, Л.Л. Сабанеева, A.M. Ступеля, В.В. Соловцева, Э. Холдена, Г.В. Хубова.

Большую помощь в анализе проблематики смысла искусства в историческом аспекте оказали труды Д.И. Бахтизиной, H.A. Бердяева, А.Ф. В.К. Егорова, A.B. Жданько, Э.Кассирера, А.Ф. Лосева, А. Пужэна, С. Спенсера, М.Н. Щербинина, в которых понимается искусство как категория, выходящая за рамки чувственного (эмпирического) и логического (теоретического) познания.

Проблема исследования - неразработанность репрезентативных структур, воспроизводящих связь музыкального наследия и социально-значимых систем, формирующих мировоззрение.

Объектом исследования является музыка Золотого и Серебряного веков как способ репрезентации нового мироощущения, пребывающего в состоянии становления.

Предметом исследования являются музыкальные аналоги универсалий русской социальной философии как доминантные ценности русского национального духа.

Целью диссертационного исследования является социально-философский анализ природы русского музыкального искусства, направленный на выявление специфики художественного отражения идей Всеединства, Софийности, Соборности как значимых универсалий в осмыслении произведений отечественных композиторов второй половины XIX - начала XX века.

Конкретизация поставленной цели получает реализацию в решении следующих задач;

1.Выделить основные мировоззренческие концепции в русской религиозной философии второй половины XIX - начала XX века и показать их художественное преломление в русской музыке.

2. Обосновать идеи русской метафизики Всеединства в качестве одной из мировоззренческих основ творчества ярчайших представителей русской музыкальной культуры второй половины XIX - начала XX века, а также выявить абсолютные ценности в концепции Всеединства и представить их в статусе смыслопорождающих идей в музыкальной философии русских композиторов. Актуализация смысловой константы терминологического аппарата русской философии.

3. Определить место и характер проявления идеи Соборности в социально-философских построениях русской музыкальной философии.

Исследовать истоки формирования понятия «соборность» в русской музыкальной мысли.

4. Произвести анализ специфики художественного воплощения идеи Софии, а также выявить ряд аспектов, проявленных в произведениях русских классиков.

5. Осмыслить русский музыкальный Космизм как социальный культурологический феномен, базирующийся на идеях Всеединства и Соборности.

Методологические основы исследования:

Методологическими основами диссертационного исследования послужили труды русских религиозных философов. За основу социально-философского анализа заявленной темы автор избрал модели социальной реальности К.С. Пигрова. Реалистическое объяснение социума «сверху», из Абсолюта (Бога) позволило автору наиболее полно раскрыть тему в рамках социально-философского анализа, тем более что сам К.С. Пигров демонстрирует ее на примере русской традиции.

В социально-философском аспекте методологическую базу исследования составили единство исторического и логического методов; диалектический подход (принцип всесторонности рассмотрения предмета); элементы герменевтической методологии; методики феноменологии, позволяющий нам оперировать явлениями чистого сознания - ценностями, значениями, смыслами; компаративный метод, концепция диалектического единства иррациональной и рациональной сторон познания искусства.

При исследовании музыкальной литературы выбранного периода теоретически и методологически значимыми для автора стали принципы музыкального (интерпретативного) анализа, элементы литературного, культурологического, искусствоведческого и семиотического анализа. Произведенный социально-философский и историко-философский анализ содержания русской музыкальной культуры позволил сделать вывод о том, что художественно-философские образы русского искусства следует

рассматривать как неотъемлемый элемент современной картины мира, как модель Универсума.

Новизна научного исследования:

1. В диссертационном исследовании предпринята попытка целостного понимания русского музыкального искусства как сложного социокультурного феномена. Русская музыка рассматривается и как эпохальный вид искусства, и как предмет рефлексии русской философии, и как общественное мнение.

2. Установлено, что русская музыка как своеобразный «код ощущений» не поддается предельной экспликации, но в то же время может быть ближе человеческому языку по типу организации, по исходному материалу, как результат рефлексии сакрального бытия человека и общества.

3.Русская музыка трактуется и как выражение эпохи (поскольку она и оформила источник ценностных ориентаций), и как способ существования отношений (поскольку она является для нас существенным фрагментом, по которому мы понимаем закономерности Универсума).

4.Выявлены онтолого-космологический, этико-эстетический и антропологический аспекты Софии, универсальные для всех софиологических концепциий, присутствующих в произведениях русских композиторов упомянутого периода.

5. Обосновано, что специфическими в философии русского музыкального Космизма выступает концепция Софийного Космоса, базирующаяся на идеях Всеединства и Соборности. Выявлена полифункциональность, понимаемая как стремление к полноте выражения и определены главные принципы, сформулированные в рамках философского и музыкального Космизма.

Положения, выносимые на защиту:

1 Идея взаимодействия художественного творчества и философии просматривалась в трудах русских религиозных философов. Эта же идея получает оформление благодаря единству веры и представлений об

органической целостности бытия. Это положение дает основание полагать, что в русской музыкальной культуре органично единение веры и искусства, религиозного и эстетического, светского и духовного.

2. На рубеже XIX - XX столетий концепция Всеединства, идея Софии, идея Соборности, идеи русского Космизма, религиозно-нравственные идеи JI.H. Толстого, философия символизма Вяч. Иванова и Д.С. Мережковско