автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Семейно-бытовые традиции в формировании национального самосознания молодежи (на материалах Республики Узбекистан)
Полный текст автореферата диссертации по теме "Семейно-бытовые традиции в формировании национального самосознания молодежи (на материалах Республики Узбекистан)"
РГ6 од
АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА _ИМЕНИ И, М. МУМИНОВА_
На праьах рукописи РАХИМБАЕВА Дильбар Абдихамитовна
Семейно-бытовые традиции в формировании национального самосознания молодежи
(на материалах Республики Узбекистан) 09.00.11 — Социальная философия
АВТОРЕФ Е PAT
диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент — 1993
Работа выполнена в секторе межнациональных отношений института философии и права им. И. М. Муминова АН Республики Узбекистан, кафедра философии Наманганский государственный университет
Научный руководитель: — доктор философских наук.
профессор УМУРЗАКОВА О- П.
Официальные оппоненты ■— доктор философских наук,
профессор АХМЕДОВА М- А.
кандидат философских наук СААКОВА Т. Ж-
Ведущая организация — Наманганский индустриально-технологический институт
Защита состоится г. в.^/1часов
на заседании специализированного совета Д. 015. 03. 22 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук в Институте философии и права им. И- М. Муминова АН Республики Узбекистан (700170, Ташкент — 170, ул. Муминова, 9).
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке АН Республики Узбекистан (700170, г. Ташкент, 170, ул. И. М- Муминова, 13).
Автореферат разослан .»..^¿ft.ó::?/!..'^....1993 г-
Ученый секретарь тг )
Специализированного совета lífí ¿
доктор философских наук, профессор/ f АЯШКУЛОВ X. А.
ОБШЛЯ характеристика . работ ы----------- ------ -----------------
Актуальность теш. В динамично складывающихся социально-политических условиях современного этапа.развития независимых республик стратегической задачей руководства, различных общественных,. общедемократических организаций является курс на укрепление и ..дальнейшее углубление радикальных преобразований во всех сферах, жизни народов. Истекший период развития в суверенных государствах характеризовался радикальными и, одновременно, сложными и противоречивыми изменениями в политике, экономике, сфера общественного созяйпия к дрювно",. культуры, нааионально-этнячссккх отношений..
Кризисные явления в сфере последних диктуют необходимость теоретико-практического, научного осмысления и анализа различных еспектов этой важной области межэтнических и межличностных отношений,. в частности, социально-экономических причин и факторов, приведших к их осложнению на' современном этапе во многих регионах-геополитического пространства Содружества нозависишгх государств.
Позитивным моментом сопвально-по.чпгг"?ского рагвиггя карелов суверенных реоцублик являет»: тс, что углубляется процесс гзрзеттто слиетсзвгся сгорбОг<.ио» к дои*, иыелвяиа, выхо-
лощенных концепций и лозунгов, а тает.« объективного ре^ркярови-яия кеторичзски слокязжегося сообщества народов цо. оришапаальчо новых, демократических условиях.
Важное значение среди объективных процессов к згкояекзрноо-тез з сферэ национально-этнических отношений, ссгльз к бита, -?. теи^е социализация коло дожи имеет развитие народных, национальных традиций,, придание им .таяанядя в ссотЕ5тствип с требованиями времени, особенно з контекста раскрытия социальны:': потенций в Армирования гнгзгратялпо-яойащгннкагианых настроений, национального самосознавяя и интернационального сознания молодежи в сов-ре^нных^ слозшкх соцзально-экономачесйк условиях радикального изменения-еяоаявотхея оцено^ко-пскхологзческих критериев и мотиваций» Шрвейирй задачей здесь яв.таезся развитие на качественно новой основе национальных культур, сохран&ние самобытности я уникальной данности,, решительное осуждение любых форм ущемления потребностей-надай и Народностей з культурном самовыражении. В аонтекоув этого особую актуальность обре5аа? необходимость оптимального а гармоничного сочетания национально-своеобразных и
общечеловеческих, интернациональных интересов и ценностей в процессе дальнейшего культурного развития народов.
Актуально и дальнейшее изучение механизмов сохранения старых традиций и складывания новых, выявление социального потенциала существующих ритуально-обрядовых комплексов применительно к новым социокультурным условиям, анализа глэЕяациональных заимствований. обеспечивающих взаимообогащение культур народов, всесторонность развития личности и освоение общечеловеческих ценностей.
Важность исследования данной проблеет в пынесних условиях обуславливается такие тем, что в прздлествукадие годи, к co.iase-шэш» наблюдалось известное расхождение могду олоЕеснш.и декларациям и их реализацией в практической, повседневной &изпн. Вследствие этого в значительной мере были сукенц еоз"охности irai: пк~ тзрпретапии песта и роли традиций, обычаев, обрядов H церо:,ганиа-лоз в .сфере духовной культуры, ток и их Функционирования в реальной казни.
Своеобразие положения заключалось гакгв в том, что немалое число семейно-бытовых. традиций, в частности у узбекского к других народов региона, в процессе своего развития ассоциировалось у населения с. религиозными установкам® и ценностями вследствие известных и.естественных социокультурных наслоений в процессе их культурно-исторического к социально-экономического развития. К тому XQ, игнорирование, к-примеру, религии, как ценности общемировой культуры, вело к 1Е1Г2ЛИстйческп-попудясгсг-:ил: настроениям в отношении многих народных праздников к традиций не только как- форм сохранения народно-национальных и общечеловеческих ценностей культуры, .но и раскрытия их огромного социокультурного потенциала в дело -формирования национального самосознания и ик- . тернационального сознания молодых лидей,-
Общеизвестно, - что -в обществе всегда наличествует, осознание необходимости массового, практического -сознания,-в сфоро ¡которого у.: ладей проявляются заботы,-тревоги, ожидания. Сквозь призму своих житейских представлений они определязт езое отношение к самым крупным, общественным процесса?.! и явлениям.
В этом--плане особая значимость исследования проблемы обретается в связи со..специфическими условиями общественно-исторического развития Узбекистана и, с учетом этого,, раскрытия непеполь-
зоваияоро• дадготтотенаиала евезэЗш>~Зихоздх оЗктюко
сг;особству>;:д;:х упчоонта "сло,г,::.\г,1 л::ды,::: чсиг.и.ч-нлх; наныков-. ана-'Г-'Л и А-яю ведет яг к есвоошпз по&гх согоачдзшш:
лэткоотг, ое гаркошгчкогду развитию; ооо'гг.ао, з дэняекоуэ необхо-д.г:;!5отй -Тйр":'ропа;:::я н~1'':олал:>но;! идеологии. сопиял*чого ся^топпр« деления "То пе-югмсгао ;; Сс-з с::я^а-к^ЯР075^*^
крдконаяькога самосознания*.
Л ::0ил0;.гу, большое воспитательное значение имеют широко отмечаете сегодня в пр^пу - ^
У.с^ггиц-иаЯ. ; собо" авху з развитии нашзго
государства, связанные с кой. процессы и явления. "Реализовано неотъемлемое право узбекского народа - право на свободнее самоопределение ссуцзстллсла заззтаач кзчта ~ Узбекистан ;.глрни; парлшантскил ну тек обрел езов реальную государственность. Это выдающееся собатие в многовековой история назего народа " ^.
Динамизм современного этапа социально-экономического развитая Республики Узбекистан, грандиозный
ПВ20бразоряцг«в, ггг» ¡со;:"" . V.;; -*: -
Стопат,- >■
Отметить, что в
сяяза с известными общественно-пожтатаскгш, сониальво-экстетлг-ческйш и дутго?.1»«- 'лл.-:;;.«:: ;,гь ^Оцьстгв э доо-
ло™«е голи .....с^р^:
тельности лгдой, нет ееггайно-батовая, рэлкигознач, 'культурно-традиционная , национальная» история народов а т.д. Зачетное место в этом ряду проблем, к которым сегодня приковано пристальное внииание учет», »впяьш? кройяша места роли в обаесгзешик развитии, в частности, з формирования национального самосознания молодеет, сетаЗдо-бытовых традготгй.
Следует отмстить, что данше аспекты проблем в той или иной мере затрагивались еще в работах великих шелиталей дрвв-
1 См.: Ислам Каримов: Интеллектуальный потенциал - богатство Родины // Правда Востока. 1993 . 20 июля.
И.А. Каримов Узбекистан: свой путь обновления и прогресса,-Ташкент: "Узбекистан",.1932. - С.З. * ^
ности, в том числе и на Востоке, о чем могло убедиться как при анализе их трудов, так и критических работ известных востоковедов к философов об их творчестве
Научной литературой уделено достаточно внимания различным аспектам функционирования ритуально-обрядового комплекса, той соииосЕуккциональной роли, которую играют обычаи, традиции, обряды и ритуалы в социализации и воспитательном процессе молоде-XI, Достаточно глубоко и подробно яаучнУй и конкретно-социологический анализ проблемы традиций и обычаев, различных их сторон дан в монографиях, брошюрах, диссертациях и статьях таких известных специалистов, как Абдуллаев A.A., Л'бдуллаев М.А., Алдкулов Х.А., Брудный В.Й., Валиев А.К., Закович Н.М., Джумабаев Ю., Кам-парс П.П., Лобачева ff.П., Муминов И.М., Сарсенбаеа Н.С., Угрпко-вич Д.М.,-Гмурзакова О.П., Хайруллаев М.Н., Ханазаров К.Х., Шаы-хова Х.А., Шерматова Г., Шермухамедов С.Ш., Юсупов Э.Ю. и др.^ В указанных трудах раскрываются роль, национальные особенности традиций разных народов, дается анализ соотношения национального, регионально-специфического и общечеловеческого, интернационального, делаются попытки раскрытия неиспользованного потенциала народных традиций в процессе социализации личности, обосновывается необходимость дальнейшего развития сферы ритуально-обрядового комплекса.
Важное место в разработке проблемы современного состояния традиционно-обрядовой-сферы, в частности, народов Цэнтратьйой Азии, в том .числе узбекского, принадлежит екегодно проводимым в Ташкенте научно-теоретическим конференциям, участниками которых, в последние годы, отмочазтся: смещение акцентов я критериев в отношении взаимосвязи, взаимозависимости и взшдавлияаия общечеловеческого и национально-своеобразного в развитии культуры разных народов, в том числе и в связи со складываа'деися новыми социально-политический! условия;-®; новне тевденшш в современной.интерпретации развития религии как част:; ойдзмировой культуры; соцкально-эконошческке аспекты и обоснования проблемы преемственности традиций и обычаев; необходимость культавироза-нпя различных компонентов ритуально-обрядового комплекса в любом
х Подробный перечень и обзор трудов вышеуказанных авторов содержится в диссертации.
о
Перечень и обзор трудов содержится в диссертации.
обществе,-независимо-от налнчебгвувдвх в них идеологических установок; роль традиций обрядов и обычаев в формировании нациоааль-ного самопознания.особенно молодежи возрастающее значение се-мейно-быговых традиций в воспитании молодого поколения и др.
Таким образом, в научно-фалоеофскоЗ литературе, особенно последних лет, имеется достаточно работ, в которая под различным углом зрения, с разных позиций делаится попытки рассмотрения проблем з сфере развития и санкционирования традиций, в том числе и в контексте нового полидао-^л-со^ого «мишвккя. Сязанс., естественно, что з силу 'наличия в гбг;г;тзз десятилетиями складывавшихся стереотипов и догм, чрезмерного идеологизирования сферы общественного сознания и духовной культуры, указанные работы, при критическом их анализе, еще не успели, да к не могла успеть, сделать полный анализ прсблеьы именно с учетом современных, быстро мелящихся раалий в социально-политическом развитии общества. Особенно это касается сферы национально-этнических отношений, религии, традиции и обычаев.
На созрешн-яп«* -яхя-ъ уЛскг^-^Д вакод-. •гра^хп«
-.'""-г' "'.тГ'-'-п'---^: , :::, д^с-.г-лс-э -¿.г.'.: ы
г т- 'га",н;.т:г-:-т "О7 о ^х:::.-'--^сл ¿гаредо^, ...¿хи1. -
--.-т-^-л- гпглга'О'ч, цокает;" н.-.ргдлО оуцеси;ел_г>;;ы об-
г.слег;:;: .-спи -..."Г^л. одед&гв»
•т-;?с дгл сг.с':;'?'4 "у;1 -?-"1 77 :-.-.-л.;* ^хвало-ииговых-тра-длк& з аджяроваяви национального самосознания молодеет.
Щль а ^сл'г.г'г.-'.'гя, С с ¡■о.п-п. гр.^ ГДТ.'.ОУ. З-Л,'"'- -
:;г:о":гоЯ с региона
рсо^з^эстс! - 1^-цконального своеобразия процесса обретения Роо-публ:п:ой Узбекистан независимости и наполнения ее реальный содер-гааяэи, раскрыть к проанализировать хзиденцаи и данадаку развития соизйно-^чтовнх тргдациГ;, ах «ото 2 роя» в формирования аа-ккояиЕЬйого -зягясогязяжя мэйодвгя б соврангшас условк^. -
В процесса настоящего, исследования еетз&стадвна работа по реэтшгв сле'дувцнх задач:
- анализа изменения социального содержания, особенностей а роли семейно-бытовшс традиций в общественном развитии на этапе
становления подлинно независимого государства Узбекистан;
- вскрытия позитивных тенденций и противоречий в диалектике развития традиций в сфере семьи к быта узбекского и других народов, особенно в аспекте преемственности поколений;
- осуществление научного анализа сущности исламского ритуально-обрядового комплекса, противоречивого характера его развя-. тия и соотнесенности с различными моделями социально-политического устройства; .
- показа изменений, происходящих■в процессе развития этно-. культуры узбекского и других народов, места в нам традиций, обычаев, обрядов и церемониалов, в том-числе в,сфера семьи и. быта;
- рассмотрения процесса:взаидадействия в развитии национально-своеобразного и общечеловеческого в семейно-бытовых традициях на этапе слома эпох и .сменц. социачьно-экономических моделой развития;.
- выяснения философских и социально-политических аспектов воспитательного потенпиала традиций и ритуально-обрядового комплекса как фактора .формирования национального самосознания моло- . дежи в контексте приоритета нового' философского, кьпялешт;.
- сфорглулировакля научно-теоретических выводов и предложений по более качественному я эффективно^ использованию в семой-но-бытовой сфере различных элементов рктушшю-обрядовэго ко.'-я- -лекса с учетом общецивилизованных .тввдекдкй в развитии. культур народов и отдельных регионов, особенно в ссэте {юдккаладых демо-. кратячаских процессов, в том числе, связанных с провозглашением суверенитета и.независимости республики.
.. Научная новизна' иссладования состоят в том, что, во-первых, на материале социальныхи этнокультурных процессов з историк/узбекского и других'народоз, населяющих Узбекистан, предпринята . . попытка выявления стабилизирующей и рзгулят.г;ино-;{с.мгцукикатизяЪй функций семейяо-бытовых традкгшй для более чат кого уясканяя их роли п. места в общества в условиях существенных иэшяэний в с^о-рэ, общественного сознания и духовной, культуры, в частности, в переходный период к. социально ориентированной рвяо'сюЗ системе;
- во вторых, дается социальный, анализ противоречий в развитии исламского традиционного ритуально-обрядового комплекса
на новом этапе его развития, с.учетом нэд2ок8льио-оово6одйуэль~ . них процессов в яовас независимых. государствах, ь частности, в Узбекистане; . < ■ "■".;'•
3 - _________ -
- ^ хретьих,. предпринята-пож?г;5 о ! ^ ? рес еле
гч г г,.--
¡'.(.-.г :' кснисций!» в соотношений' обгде^.тс^ст.ого ;:
классопого, о<$г,ечвловеческого :-:-г»цюйа.1Ъно-снсеобгаакэго;
•• ~ гзорткх. дал:. -я?л;1г;п5сча.> хлрокгзрасхька считавшихся ^згахиьнымй противопрчя!5 г. г^""' ра-гД :
ежи ^йалч л;
- в-пятых, проанализированы ЗклосоЛла-ч« »» ч&лв-»»? и£«л»!"•?'?•?т."ггс ¡«.воиян^я. «
"^т:::; сс. народов Узбекистана как фактора формирования
наконаиного самосозяашы :: гигерньцяозадьного сознавая колодо«к с учетом специфических региональных особенностей в развитая сТйры общественного сознания я духовной культура па современном этапе развития независимых я суверенных республик в контексте осознания неизбежности и необходимости приобщения к ценностям и дости-кегшям общечеловеческой и общешровой культуры;
- в-шэстнх, »ипиуагсапяая ¡»»лот*; г^он'.'.■.:•..•■:у •. .■' тятое Су'^^ч'^гг''^'. - , с.:- '. -ром " . с. Т';"::.:" :*•
г/--;:'--.'* '---- V ' - ■ 1 - - ,, , ■ " ;; *,. ; ; ; , • „
р^тр-:,. Гл . ."г: :: "Ч'^п;;
ганятег ¥■?. !7г-Е\-гргч'г ■--■д.-..."- . ■и,:..-.',
Проблем !;аг"1С:и1.*'.Ь!Г..,х о?нс~;оу.::2, р. л: г;:::, ;: рч:^, др.!:, тур-
кого - "::::'::::.:: ъ с. ■.-.Степа-
ном с^-та-л?;; ;чоспр:'я 1олъ ч^с-ь^ гд;:, про^е^ов «
явл--;;::" ^»^меня.-и-о, динй.'.шч.чого и сложного периода сопкально-эконо?.глчас:--;-о, политического и «угоенпго ро^г«:.^ нврздоз Республики Уз^кдстан на ниазгнок зтег.е его судест-зонакля,
основой исследования явилась произведения известных- мыслителей и .'^лософов прошлого и настоящего, в том числе Зостока, директивные документы ж решения сессий Верховного Совета Республики Узбекистан, Нона-. Конс?л:у-изд страта, осоЗвяно з той ез части, где расгматркваадсъ вопросы раззатхя культуры, нзазональных отношений, религии, напионглькик градаций и. др. Поя этом особое знлмачае удалялось рассмотрен;»! гзциокатьно-опепитических особенностей и специфики развитая срерк семеЗко-^ытозых традиций, их воздействия на формарозааае
мировоззренческих установок молодых людей в контекста передаваемого обществом сложного периода развития, характеризующегося социально-политическими, экономическими и духовными изменениями и противоречиями.
Наряду с этим учитывались выступления и труда руководителей Республики Узбекистан, в частности, ее Президента И.А.Каримова \ а тагсхэ видных специалистов-ученых по исследуемой проблеме. Диссертантом использовались результаты анкетно-социологических опросов и исследований, в том числе .проведенных лично, материалы как межреспубликанской, так и местной периодической печати.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты, выводы и предложения могут быть использованы в ходе дальнейшего изучения тенденций и противоречии в сфера культурного развития наций и народностей, раскрытия неиспользованных резервов л потенций самеино-бытозых традиций и ритуально-обрядового комплекса в стабилизации социально-политической ситуации в обществе, в том числе в сфере национально-этнических отношений, работы по интернациональному воспитанию шлодеха:, а такке формированию у нее национального самосознания в контексте гармонизации национально-своеобразного и общечеловеческого.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседаниях секторов политологии и национальных отношений, Института философии и права имени И.МД'умянова, а также и совета по гуманитарному образованию Наманганского государственного Университета. Отдельные положения работы были доложены автором на м-змреспубликанских и республиканских научыо-теорзтичесгаы конференциях, ежегодно проводимых в Узбекистане, а также использовались в процессе чтения лекций и проведения семинарских занятий на кафедре философии Камаагаясг.ого государствэнаого университета, в публичных заступлениях перед трудящимися-города и-области.
Структура и основное содержание работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, вклэчаэдах в себя
1 См.:" Каоимов К.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса. -Ташкент: "Узбекистон", 1932; Конституция 'Республики Узбекистан.- Ташкент: " Узбекистон*, 1992. Закон Республики Узбекистан о выборах в "Олий Г.'а>.лис Республики Узбекистан" /Проект/ Правда Востока. 1993, 7 сентябоя: Узбекистан - Государство с великим будущим . Правда Востока. 1992. 9 декабря к др.
___________- 11 - -
в общей -сложности'пягь параграфов, а такае зачлсчеиия к ош-.скг использованной литература.
Во введении обоснована актуальность исследуемой теш, определены задачи и пели диссертация, раскрыта новизна подхода в изучении проблемы.
В первой главе "Напиояальнне тоащшик в системе средств сс-ииокультуряого воспитания личности", включающей в себя два параграфа, анализируется комплекс вопросов, связанных о изу^-ни-и сущности, структура и 5»гнкипй недиончлтлгкх традиций в системе с!**яе?з сшвокультуряого воспитания личности, теоретико-методоло-гяческих аспектов проблемы традиций в условиях радикальных соци-алътх реформ, позитивных тенденций я противоречий в диалектика развития и преемственности национальных традиций.
В любой социальной системе в конкретно-исторический период ее развития предпринимаются попытки поиска оптимального рецепта в воспитании молодежи, придания ему активного социотзорческого характера. В качестве одного из ваккейвих аспектов этого процеа-га выступая? прсс^ствен,ч-оть и осзс«ики социального
тгата, отъявлвятг* тяг-.лыл.- по.-.зз..^ навыков и
»гтозяо-яггвсгпакЕыч "О - отвечает
1резпя<>«,,г ^."."чгч-.и'ла - чс-ос-х^днмо "исходить из того,
1то это память парода /подчеркнуто дассерганкщЛ Подобно тому, гак не уож?? г^ггк^'Пулг-': без ьамяти, так и не мо-
'.ет быть будущего г народа лг-г^п-сгс зоботвк.п.'о?, .мго;з1:л" Л поколъку ко^лек*- :: чуог.г^.з-:'-!-:;:: - со^меггнед:
■чтя. прютяодогг ->г:м, иг^л адков конкретной социальной бщности, его к принято называть традицией.
В совоамаиной ^го-г.оссксГ'. "•^сгр^-'лч'-^о:;, ";.г>.-урслсгиче-куй, оопиологл-^скоГ; л .тлтчрг-гурс ь&личествует по-
лтае традиций как своеобразных общественных яалоплГ;, обладающих стойчявнм набором признаков, проявляющихся в процессе функциони-эвания. Как правило, отмечаются длительности стзозта^ваняя ?р&-'ЭД1й, являющаяся- лотгптаюм» отоутстоял возмзздастей устаяовлз-м хропэлогапвекгаг. ремой -зв яояпдпгасг, такой ЕагиыХ признак, граксада«?аглй, переход -, то «ста способность преодолевать >емошше координаты, переходя почти в нчкзманеняом виде от од-¡го поколения к другому. Это в значительной степени подтвервда-1 трактовку традиция как передачу из поколения в поколение зле-нтов культурного п социального наследия, объективная детерми-ция чего скрыта в национально-историческом укладе жизни насе-
Каришв ИД. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса.-С.65.
лания, в образе мышления и психологии нередко обуславливающие
тот или иной ход развития национального самосознания.
Национальные традиции, которые как все другие форма и черты общественного сознан»^ являются отражением общественного бытия, в зависимости от своей природа и сущности играют ускоряющую либо замедляющую роль в кизки конкретного общества. Их функционирование нередко связывают с такими явлениями общественной жизни, как психология, характер, духовный облик народов 2. В частности, откачают их зависимость от конкретных общественно-исторических условий, в соответствии с которыми происходят те или иные изменения, проявляются различные тенденции. В социально-историческом плане ошибочнаи опасна тенденция, в соответствий с которой в . кризисные периоды общественно-экономического развития различных социальных моделей подвергаются нигилистическому отрицанию ценности прошлого, в том числе духовно-культурного характера, причем нередко в угоду различным: коньюктурным'. и амбициозным целям и устремлениям отдельных субъектов политической, еизни. Анализ элементов подобной политики в общественно-исторической практике -прошлого и настоящего настоятельно рекомендует помнить о том,что именно игнорирование объективных закономерностей в диалектике преемственности позитивного в социальном развитии общества являлось одним из наиболее серьезных факторов и причин многих -социальных противоречий, бедствий и конфликтов. Это тем более вгшю, если учесть объективную взаимосвязь рассматриваемого фактора, с национальным самосознанием, которому в работе дается четкое определение, в соответствии с которым под кик понимается сознание положения, места и роли своей национальности в системе социальных, в том числе, международных> отношений. Показательна структура национального самосознания, в широком смысле означающая: а/ отношение этнической общности и отношения к другим общностям; б/ приверженность к национальным ценностям /языку, территории, демократической культуре; в/ сознание социально-государственной общности; г/ патриотизм; д/ сознание общности в перспектив/.,*: соцконационального развития.
Во многом поэтоцу исследователи, выделяя такое понятие, как "национальные традиции", подразумевают под кики, презде всего характерные черты быта, нравов людей определенной ноцки, народяо-
См.: там ке. С.10.
о
См.*. Абдурахманов А. Диалектика преемственности в разьпгии духовной культуры социалистических наций,- Та'жент, 1930.- С.?..
С.33.,41.
ctz, г.зко;:-лхбс этничэс;:;;': rpynnu.
С?:.*:- не 7.0.4.1x23 "градация" в!,ко и.многомерно, к ?ому зи сс-дер?а?с~.~о .*: *7язциокаяь.чс чьрактгрлзувг сс&>2 довольно щпроки>: круг о*лс:й-Г-к:::< ярлггии. Традпакг соэдкагзх s себе не только различные уровня обшвствчяянг ег::?.г; лел.с.с-. ст.ос-обр'-. "л.з\,-
'т-'.: ;вго.; я^« ^концентрированы сложная дзалектиха, духовно-образовательные пронесем п.
противоречия вцяашяся к при анализе сфзры приглз-аэяяя и ^.чкпгонароваяяя традасай, поскольку их пояелекна к эи;-рзпдепиз обязательно предполагает наличке ссотьатствукшх социально-экономических продпосалсц, прахтэтзсха магериаяизозанннх. условна, спродмзчеянах идей. Лишь учет этого позволяет понять характер воздействия духозкс-надстрозчных компонентов к факторов на формирование и фушсциснкрэзание -.'радаций, проникяовзппс г
переведаего из прошлого а настоящее и в перспектива переходящего я бугущог. "ар;^: ^.^^.'.¿ноигьк.,.
и::1;г И.^ьа.^лЪпо, к примеру, что аль-Фараби, утверж-
дая, что различие образов представления об общей природе тара г места з ном человека у различных народов поровдает различные религии, считал пАад^ол^педтг; считаться с реально бххукцямж и сатргля^-^лг а мду ?расшпЛ обрдза?.а народной зера \ Вовсс-но случагаш г, ото2 сьйзй выйдйт то. что 42,8 % опрошенных в Нзмаягажжой области одной из глазшсс причин сохранения уо«оВздвой религиозности с.рвдя лядой назвали давние сакэйана традиции; 13," % - влияние окружающей среды - соседой, близких родствэнни-
1 См.: Касымгаяов А.Х. Абу-Наср аль-Фарабя.- М.: Мысль, 1932. С.76-77.
ков и др., т.е. воздействие и значимость общественного шейк. В то из время, 8,4 % респондентов по-презшему считают одной из причин устойчивой религиозности масс их недостаточную сознательность, а 2,6 % дахо считают необходимым усиление решительной борьбы по искоренению религиозности населениячто свидетельствует о противоречивости процессов, происходящих в данной области пр.знедеятельности грагдан.
3 традициях происходит своеобразная аккумуляция этнического опыта, социальных навыков, закрепленных обычаев и привычек, что принято обозначать термином "народная культура". Этнокультура х.г в целом и народная культура, в частности, есть относительно устойчивая совокупность обычаев, верований, нравов, специфических форм отношения к 'миру в пелом, к человеку, к его детстсу, зрелости, упрочивамцихся в моральных, правовых, этичэсхих z гзтзти-ческих нормах. Этот комплекс складывается в длительном историческом пропессе, постепенно закрепляется, развевается, охзагнвая все сферы жизнедеятельности этноса.
Противоречивое отношение общественного мнения к различным аспектам исследуемой проблем углублялось и религиозным вопросом, которому всегда уделялось пристальное внимание, а трактовка и интерпретация зависели от урозад социально-экономического развития общества: богу- богово, а науке - разумозо .. . Ведь объективное существование в мире многих религий, в том числе ислама, обусловлено как социально-историческим, tejí и культурно-психологическим развитием народов. Эволюция же религией была связана со всем ходом истории общественно-экономических формаций, уровнем развития производственных , общественно-экономических отношений, науки, техники и т.д. Естественна принадлежность религий к человеческой цивилизации, ее функционирование и значение как вантой духовной составной национальных культур. Не случайно, приверженность той или иной религии трактуется как аднкватная принадлежность како^-либо народу или национальности, что, такке, в целом может входить в понимание структуры национального самосознания. Между тем, помимо своей актуальности и сегодня, подобные нравственно-этнические принципы несут на себе явный отпечаток социальной необходимости, как правило, традиционно оформлен-
* См.: Справку по результатам конкретно-социологических кеелрдо-дований среди людей труда поедприятий и организаций г.Намангана, а также Наманганского и Чустского районов Накачганской об? ласти Узбекистана з мае-июне 1991 гопа. - С.6. Булгаков П.Г. ^маяитаоное наследие Беотии. В кн.: Бе руна я гуманитарные науки. - Ташкент: ФАН, 1972. - С.35.
Д^С КалДНи.ИерИОД ВОвМЯТО - <;«•.•• , ,;.>г-.-> Г .; \т •
.-:. • до-.т ''И г. д-.'дчг- ^ г-•-• :г-"л ■ •
. нвляяпт. о^глгт'ЗлД::.^: '".те. *:< " ■ Ч1-я •. -ь - >>" ■■-■<у: ооаиоэтяичзских кятшюпо «»-------<• . •• - д
. ..„„^«^¿зивещЩ, ЛКбО, 3 ИСК-
^пч.1тельнуч случаях, старая вовсе.
г«""" ьа оотюйдекьом этапе сс^тоя^сй
тред ьдрогрл^эа. ояалазируэтсл роль прогрессивных траликй •■.о: > :-, с::о"..дд сл^глтлю-подлткчоской народов, з асит'-
,у,...-о _ дда.-.д-идяа нашоначьно-своеобразного и обцоч'злсззтас-'..V д ркз^к-гдаг сешйко-битових традиций, а также нераскрытые ссхд'окотеншш сомейно-бытовнх традиций в гармонизация национально-этнических отпоаеняЛ.
3 работе от;.:«чается, что духовность л*«»оигс-'" г;-
. .■.■■•."::..' . ю"?;.г".:д; г рд утом, полуодет -.р-
" ; Д'. ' ' ' '. "'. ■д.1, о:гд с:.'..;: гнао.-йдс1-' " -"- - - -к-лл,.. ..р.^ссоггс&а свои«
трудом, званиями п опитом. "Чем древнее. тем подлиннее, —у иод-лтчтоо. . -- - з- : су^лдез-яово?:
1исг,,л:л'.я прошлого способны играть существенную роль в про-г.есое согори^ясгаовакзл сфзр общественного сознания, быта, се-»'ая.ио-^рстггх о;.'Р г.д. л&саегоя ли это веконогс пгпг?"
■ - ' о а, рдаргод^тьдого соели-
-.ум, Аозялстпакнит т»г,",?ч?!пт« ?
'* - '.' ■ д --Дг-Ггй гн'А., ^'Ч-т^к.-Д'
для д,---.-./:д;н2рал6г;т/, 1У53. С.31-32.
" '.нгадеоз И,В. Ибн-Спяа /Азяпонна/.- ?.!.: Кнель, 1980.- С.39.
/ объединение к озеленение участков,,конструкции стен повышенной теплоемкости с применением соответствующих материалов и др./ ^. Не случайно, более 90 % опрошенных респондентов в Намаяганской области Узбекистана, придают большое значение роли традиционного ритуально-обрядового комплекса в казни общества
В таких сферах, как трудоз&я, духовная, семейно-бытовач, общественно-политическая, колодегшая, национальная традиции,. оформияэдке их обряды и ритуала, церемониала и символические знаки выступают презде всего как оплачиваний и организуют^ фактор. Тенденцией сегодняшнего дня в их развитии является их очищение от чрезмерной идеологической шелухи, от рассмотрения их целесообразности сквозь призму конкретных учений и концепций. Рое более детерминирующей доминантой з кх развитии является опора на общечеловеческие ценности в сочетании с национально-своеобразным, на здравый с;,мел и кулгтурно-хсторкческпе особенности семенного быта. Поэтому система традиций, многиз из которых основываются на элементах эмоционально-психологического обрядово-ритуал:.-ного оформления прошлого, стимулируя внутри человеческого сообщества развитие таких качеств, как коллективизм, чувство сопричастности к какому-либо важному события, имеющему общегуманитарное значение. Не менее важна внпелняемая ими кнтегратквкэ-рэцулятип-кая роль, такте функционально-обеспечивающая сплоченность и солидарность как отдельных слоев общества, так к цел иг. ладой, наци? к народностей, различных этнических групп. Интересно, что по;: это" паблядается стремление соблюдать определенные нормы, образин и правила поведения я деятельности, либо ухе созданные, либо только создаваемые.
В переходный период общества социально ориентированной рыночной системе традиции доллшы сыгоать одну из решающих ролей в деле оздоровления морально-нравственного климата в обществе, поддержки людей, воспитания и сохранения у них таких необходимых сегодня черт как организованность, дисциплина, стойкость, выдержка, уверенность в собственных силах, ответственность за конечный результат реформ, сопричастность к ним. Подтверждением этого
См.: Мумзнов И.М. Новым, лучшим традициям - простор широкий // Общественные науки в Узбекистане. 1963. № 8. С.19.
2 См.: Справку по результатам конкретно-социологических расследований'с седа людей труда предприятий и организаций г.Намангана, а также Намаяганского и Чустского районов Намангаяской области Узбекистана. - С.4.
является то, что з трудное время реформ еще более возросла значимость народных традиций, связанная с празднованием социально-зкачжнх событий частного и социального -характера, таких как "курбан-хаят" и Навруз, "еуянат-той " я различные элементы свадебной и похоронной традиционной обрядности, а также многие другие, уходящие своими корнями в глубокую древность, связанные с трудовой кгзиьк и битом людей, помогающие им отдохнуть от слоя-ноете Л повседневного бытия, - "достигнуть увеселения души и радости духа, снискать добрую славу, тчглу, любовь, йикгопо.телггг™-.,.
бия птлтн га сзособоа облегчить гкзнь Сбддкков, поддержать нздедды уповающих и спасти близких к гибели от опасности и бедн'.'х Зти традиции и правила потомки "заимствовали от предков ради благословения счастья и блага предзнаменования " .
Важно учитывать,' что кавдый народ в зависимости от географических и общественно-исторических условий своего месторасположения занят преимущественно в той или иной отрасли хозяйства и в течение своей шоговековой истории соответственно приобретает определенные трудовые нчвнки, методы и поивычкн. являющиеся традиционно его "зццоипльяым достоянием и гордость.«. Так, яалри-мзр, узбеки издавая славятся и законно гос-ктг.л ев-'М1.'."'.'. знаккл¡--.л н оо-т хлопког^дстза. турк>.«?ни - в коароткв'естзз, киргизы к аза г - ••< к'иотпРБолетйв и т.д. Если во многих произведениях литература и искусстве узбекского народа поется о зеленях плодородянх '¡елях :< тругй дехкяч-хлопкоробоп, то в поэзии киргизов и каза-г.ор воспеваются бзскрайАяя степь, горн Ала-Тоо к благорошпгй
чзбп-о-ч, табукщпкоа и др. Позитивные элементы интеграл-явности народных традиций, интересов каждого народа с ценностям:? я "РТР;; 'ностя'д: друга-: нал:*;' ;? народностей "олтяеркдетт возмог-'«с??. «дочкетео» яйг'сляльчо? ~ордост:; а обдесоииальвнх интересов у различных- национально-этнических групп. Это такта подтверждает то, что "возрождение национального самосознашм не мокет бчть отораедс от идеалов юрозов пгмаяилтичесчой культуры и об--т'.-^.с.с-' :' , тозхп'ил?. на'-г.от'з :л*огпнппзональ:»ог?>
Г:°СТ?Р" .______
1Абу Ркйхая Бопучр, Т!э;.'лт!пг:;т глгнуясих покглеги::. "збрачяые -гззед-нид. ';>г.1:'.ёнт195'?. -
•'Там ■
-Каримов И.А. Узбекистан: свой путь обновления и прогресса.-С.67.
- 18 -
Процесс социальной стабилизации просто объективно предполагает необходимость гармоничного сочетания национально-своеобразного, специфического и общечеловеческого; ибо есть связи дааа более важные, чем экономические. Духовные - и в этом очень большой смысл "
Поскольку в совокупность общечеловеческих ценностей культуры входят, в частности, и традиции с обычаям!, а также правила и принципа общения мекду индивидами и группами людей, важно членение ценностей, которые в качестве каких-либо характерных черт и навыков, присущи этническим, социальным группам независимо от их национально-этнической либо религиозной > принадлекности.
Вычленение из систеш традиций прошлого тех, что не потеря-ля своя актуальность и социальную значимость в современных услови-, ях - объективный и закономерный процесс. Эффективным;' регулятив-но-коммуникативннм и воспитательным потенциалом, б том числе, б аспекте формирования национального самосознания шлодеяного миро- ' воззрения и мировосприятия, обладмот традиции прекрасных народных праздников типа "Навруз", обретаюяие сегодня повуэ гизнь... И по-этоку руководство независимого Узбекистана по-преЕнеку акцаяти-рует внимание на необходимости исходить " из национально-исторического уклада зетзни населения, образа мышления, народных традиций и обычаев " 2.
При онгипгзс традиций сферы секейно-быговых отношений необходимо исходить пз того, что, во-первых, в них наиболее ярко и зри-ко проявляются своеобразные к специфические черта культуры и быта, отличающие характер, психологический склад к образ .тазни одних народов от других. Во-вторых, быт и структура сеиэШюй ■ улизни народов относятся к те;.-, сферам общественного развития, которые по своей природе относительно кенее измекташ по сравнению с другими социальными явленпями и носят болео усточнвый консер- . вативный характер. Это тем болео ваяно, если учесть, что общечеловеческие культурные ценности п достижения вирабатнаамсь на протяжении веков, при участии разных национально-этЕичоскшс групп, народов, государств. Учет их интересов и, одновременно общечеловеческих ценностей является одним из вахнейаих условий стабилизации социально-политической ситуации в независимых республиках,
^ Не построив новый дом не разрушай старого // Комсомольская „ правда.- 1993. 12 февраля.
А ^аоиюв И.А. " Узбекистан - свой путь обновления и прогресса.
- 13 - ______________________
ь Од4_<шсдз з с^аре-игта^г&п-тп-'-чггп.^.^пмхх; откус-ч.:?. ..¿тек-г»,
•""О ЗГС^О" .4г. «1)Э007К.'й ЛГО^ЛЮРЭ^ГЛ . 'Л--.
■.у. : с -.-».-г одрошонанх считают нчобготелттм г о::
ттлг гос-^-и^с. лг;-г . г-:. .-■•>.--.--го
еог-^-гу-ле.-,*, количество распонпл^т-оп
ОТМ9ТЯЛО япоичо'-г--:*. ~ V.!. .-:.-! ,;,, ; г: ,"ь- :" ■'
-С..О.■ :: - ^ 7;,. .-.-: . л »
' . хвенуо взаимосвязь, и взаимовлияние сфера традиции как с лаанапиоаял^иими , ¡м. и г;«»"»»"" •»».
На протя-кеяии многих десятков, а кое-где л сотен лот, ааро-дк гили бон о бок, ямэсто отмечали то ил:; ;:н:;е соктадыго-заач;:-глго события з улзки ладой, наций, этнических групп л т.д. Подоб-зко •пташвтш чолозочооких нивилязоваяннх взаимоотношений яазля отражение в многочисленных произведениях /иыелителей прошлого, в том число и на Востока, котооко выступали поборниками млра и друг.бн могду яаоодгкк, осуг.гял!-? «ктаэгзнгл " —-н- ••
. в«ви многовековой этнической истории
народов региона, обусловили уиотч»» рггге,- _ . - :.,г:с- -л
________к ниимеру, ьерутг отмечать
сходство градепкЗ, обтеоз г. обрядов ¡йогах из них, свидотельст-возеззпе об обаностя кмльт/оч .-»тех породой, згложияшх^ кстати, :: эгллчос:;;, л 0с;юз~/ (.а о: » ,.-.,.г т.5
: ••• • • ',' ,-.уд и «¡н'шшзацяй г.Ияман^яча.
л -гакно намакт,Я1!с^л1-'Ь Ч"" — --.то рад--'-;-. о у.;;:"? г:;
■и!: Ташкент: -ФА1Г,' 19721-"'"СЛ21.
V,,«..: ^.чазн повзйдеяга'Республики Узбекистан." О повышении с 1 ^чтлбоя 1333 г. размеров оплати тоуда. пенсий и стипендий" // ьойвдй Г-ос тока. 1993. и сентября; 0 мате/жальком поощпепик покй^ граздая Республики в ездзи с мзкдунаос/дным Днем погеилнх ^лдэл // ! фаз да Лостока. 19 ЭЗ. 2 октябэя
- 20 ~
Такиы образом, ь народных.секзйно-бнтових традициях как бк аккуодлировша паяная и согогаиышй опыт людей, стремление путан соблюдение определенных традшглошшх праздников н обычаев сбас-ствмного и личного характера как бк разнообразЕгь свой досуг, на врегя отрешиться от стрсштеяыюго ритма современной казна. С другой стороны, в усл-.'тях продвижения Узбекистана к социально, ориентированной системе осе буя актуальность обретают социальные всзмоягости традиции к обычаев в деле коЕЯГИИкатявно-рвгулйТОв- . яых процессов, способных сиять многие социально-политические противоречия как меклячностного, так и мокнационального характера. Поэтому продсугвякегся целесообразным поддержание тех из гаос, которые раскрывают разнообразный потенциал самодеятельного творчества свобод®??: народов, их творческий талант, способствуют развития твкях традиционных - и одновременно дефицитных сегодня -черт характера, как дисциплинированность к патриотизм, национальная гордость у. самосознание, ответственность и увааеше самобытности других вгродсв, трудолюбие, предприимчивость к ыаимопошэдь, ссотрйдг-а^с и милосердие, четкие жазиенныа позиции и сопричаст-пос;-;. к ваззгейзлм собктпям жизик общества к личности. Совместно с рлдои укрепляющих мер руководства Республики по социальной за-г;го,с-нной- части населения , ото позволяет значительно повисать уровень оита.тлстичоскоЁ доминанты в восприятии людьми происходящих социапьплх изменений, способствовать дальнейшему росту национального самосознания.
3 закюэчакик дасозохкзта едедшш теоретические вывода, содержатся практические прэд^окешгя по развития сешйно-бытовых традлшй,. а также их роли г. хор^ярор-тж: национального самосозна-ппя .молодою в условиях независимости Республика Узбекистан.
Основные научные полоеонкя к выводы, анализ и нрздлокенин, назедвле изложение а диссертационной работе, отражены в следующих научных публикациях и выступлениях:
I. Преемственность в формирования идейной убежденности студенческой шло дежа. Сб.научных трудов ТашГПИ км.Няачии. 1988г. О,? п.л. в соавторстве с Абдурахмановнм А.А.
ЗгПггзгональная культура а ншу-лизм /./ *'Сат.ат Дожек?, $ 10, 1990, 0,6 п.л, / на узб.яз./.
3. 0о ошибках в период яодтектквйзаций.' Матерз&ш научно-практической конференции . Актуашшо про&япт аграрной полита!«:. Целиноград, СХИ. 1990, 0,5 и .л.
4. Роль ладовых траддои? з обществе. Сборп.агуччыл тгу^-оп ка;{>элры философии 151Ш. - Наиаягак, 1931. 0,3 п.л.
- -зД —
РЕЗШЕ
Тздкикат-п». Д.Рахимбаевзнинг "Ёиларии миллиД уз-улини пнглчгаишшг пакллшпптидэ оилапий-маи.'аий шгызналар" (Узбекистан Респубяикоси мисолидо) мавзусидаги илмий иншиьт
ХУЛ ОСА ЛАРИ.
ш'.'-кирия,икки боб ва хулосадан иборат.
таджик этила^тган швлунинг долпарблиги асослаб беридган.диссертациянинг мшрад ва вааифялари иурсатилган масала--сирз>л ургаютга муота^ил Узбекисготшпг бугунги кун таляблари а г. ос идя ."пдаадлган.
"Ыахснинг иглшоиа-дадашй тарбичси воситаляри типимида кшм»м ан-'лналяр" деб аталув«и бирин^и боб икки булимни уз и«ига олади.
"Радикал иг.тикоий исло^атлар пароитида. шгьакалар муаммоси-Iлги:' ■ ззяриЛ-кстодологкк ¡да{зтлари" деб логшшгаь биринчи ва "и'.::лиЯ а!т,аноларт»!Г ривоклаииши ва ворисийлиги Диалектнкасидаги 'ка»:.кл.*:пр вя карпма-карииликлар" деб аталадигап кхкиичи булимлар-д-г етмглрД «нъамяларытг жахснн иктимоий иада:гай тарбияск васита-лсрк тнзишдаги ко>$игт$!,тузидт;и ва вази^аларяии'^рганиш билян боулик булгян кпсалчляр шнг.!уаги,ижтимоиЗ-йЧтисодяг.®'уагариииар !::аро:гг!'да алт-апалар му«к;моси:тг.г на.чари:1-кстодологик кихатлари, кадяш:1,шллиа такрийапинг ривожлатгак вя ворксиЛлиги дкалектика-сидаги такойиляор па пиддиятляр била» боглик каеаяалэр кажцуаси тадтрк; отела/.и.Атдналяр ту::ун'-'аси,упян.п хопирги грс ,упдг»лий , дастккгё ва счряхкЗ адабк'Ъларда мавдуугдги, уни гл/ал цг/,гл'.-.п ?плра':тгда накопи булядиган белгклариг!!кнг тургун йтггаддис}; сн.Ъаткда талкин этиляши баан отнятой. .
йаълумки, мшндаЗ аяъаналг.р иктимойн о^гнкаг богегса такя-лари ва кртрраларн екпгара яктаяшй турму::л;кнг уз сабиа-щ.ко^и?тк, ва ¡^уайяз 1Г"тг:ког!;1-5П5?5!сод;п1 пароктлар бвпан бо^я»«) иньикоси булиб) у пкт: бу жатж^тг-ашг ривояляшг кара анида -.кадчллаатирувчи йки секкнязгув .л о мил булиб хизмзт кяглту. кфодалапгаь. Унннг пмал цидинкаи бу ^одпсаларнк йятимоий здцушшг ру^и:-ти,' табиат, манпвий каби хрди'салари 'бодан богликлигк курса-тилггн. Маълумки, гтллкй а ¡¡ъа нал ар деганда музйгп! мшмил, хал?} ¡;ки ^андайдир зтаик. гуру*; турмуши, твбиатининг уаига хос ^ирралари англаоилади. Ат>аналар ккшяларнннг ^арашлари,^о*лар!#.
- '
гуйгулари-бютн-улп?тп;г гтлпр:; гаа узргр лоо
'гуррик" уларзн !!>::T!!:.:c¡!ií уул0епбг.'лг.ар:!:г'!г тур;:;: ;,:r,'i;r;алмл:ни
Ьнда каьказ Сплаигина чекланмаслиги.уларда этник тчурябэ "хал"
деС я^г.ц рзо:.; , ¡'.:др г: бплг.л
) f ' ¿уотаггкоглангз;: иктнксий .сог ¡¡^¡¿лаьиши.ш
>ериши курсатялган.
ío'; 'V у;. Р.у: ."-/Л т.юr-i'.v¡;:■ гл.мг*.
'•:•:."о^рда наиосн булиз хуеусиятлари"деб аталган булиб, уч
(улнмдан иборат.
йлрор «кшвдари". Иккинчи булим: "бнлавий-маиаий анъакллзрнинг риЕожланишида 'кпля'л уякга хослнк ва доуютсониЯяик диплектакаги".
Учинчи булим: "Миялатляраро .'.уносабзтлзргзднг уи-гунла'зувида плавий-маклий анъаналарнинг роли" .Бу боб утютнинг илгор ?ояла-икииг,халкларнинг нятимоий-сисекй ^аёти тизда.кдя тутган урни ва у аспектда срлавни-уаипий анъаналарнинг равокланишидаги узэта
......-"РДК.
: .. ' ■:■•■ - :.:.: .:: - . к >-.'-, '".у ;.о;у:ир
■ •' .л..; ■■ :;:".-:-L-.p ■1..-.-i1j;,:ia¡1
. леи к.-..vi'a ало:р:да хитиез да-ьго ц::::а олмайдиган умуминсони'и ]данн:1 гсг.^пм^-тл^ о^г--..-—-- . ■■ - - ^ ... ■ ^
.. ' ..:..:—.........и JIA лпъ>п.е?.г.у:?.: рнволлянтариа кзасидак
Vi.-у.л тпрсичлар Сж-.ггг.н, Узбекистан республикпеи куста-
:лли:ч! >'":-:i:;ví tíí".г-гг.::,::---;. г: зонлн ó'occp тнзнмига уш-
"'¿'ГПН CC,C::i-'l"f- «'-to .... г..-..- . ., .
^ 1'" У""'::: :;стиклол "'.:"*
■'• ■V " ''■. ." .: г.р¡; г-уу.^лп".".:!
'ьенри оа.н зтнлган.
- it -
iï S 5 lî Lï E
laXcrccscc .-»ï iV.c: ùiiîasrtalioïin'l \;oi-k oi' ti;c iavcsticator j>,î<a'ùUluÎ!^ovu or» th; thceio '¿"siuly tiudillorio on tac formation o? nsvicr.::! colf-aï:rrciioa&,,( tfabcitiatca as a eubjcot).
ïfcs •Ut.-sortailon c.-jiiaiuto oi fcUo iairo-iucfcion,i»ïo cUupiors w.J. tho conclusion«In tho introûnotion .it ls provoS th*t tho oabjeat ?.» cjtanljp-ar-.crMB «yi cir.«o oZ V.'.o âifuovth.tioa. rtie ¿ofiaito»(«.jo&tioiio v>jro locirocd on tha princialot» ci tho InJopoiiàosit llabootoa tcû-y. S» chnptoy uliic*: ¿s cailla Vationsl ir.TÎj.tioss in tho eyatoa of cocio cultari'.l * oi pinv-n.rlily" ûo;»ai:,lj oi" tuo p::rc.;;raphL:«
l'a. 1 v-hich is csllou "î'ho.oi-otic-wotUoiîolosioal uapoctu of
tradition« ou th° conlitiona or x*c<licil social rcforaa anil tho ooco»S
v.;:ich i:: crJl.vi "rj'jitivo tcn lor.ec:, c^d ccativrlictioac in Oti-.icioi-cti aZ tlui ¿^v^loy-iout or national traditions" ara boir,ï ciuly^ad in oo-aplox of flwentionn cosœooto.l with tho etn3y of cîîcouco(i.lri'iCtar-j of nr.tior.al tx,:diriy;iu in tUc eyc-
t'"':.ï o2 .!o;ïao cùcio-ûi'.liur;:!- of £or£.o:iality #thoorotic-
i;oti:.">-.?p3o T-Lcr.Z c-ct.-.acIn cf problo, :;; of tswdifciono i'.: cou-litioaa ci ocoij-c3onc."iio ,tc!i:âc',:ooe ciul coritraûicfciOKQ
c..' '.¿...'.colla:: cf ii;.t'ioual c;-x>ori.oiiccu âctrol^iucat ctii<l kaï'oiîitio» arc inf>;Urcd.?ïi--5 cc.-.3optioa of un original aoçiol
n'icrozœat*,pccccooia-ï ct^.-:^' collcctioa cf ^hov/iE;; ¡faBCtioa-
c?. yxccouo arc isifor.-od in prcsiïii p'jiilci3DphicaX,ethiio:;rapïvical, cal'ciu-Ql.Gocicl Œd hictoricol litcraturea.
A o v:e kncvj .national traditions ara tho rofloction cf a social livo'c n-tur<5,OGsenco and cocial-occnoaic conditions as otiier forsa and fcaturoc of codai conciououooo, thoy corvo aa cm. accolorai-in,-; or oloviir.p-do'.vn tha Esans of proçress of Bociôty.îhoir observing is oyolainol that thoy aro connected with tho epirit.nature,moral , chasact ar,otc»
- Л? -
с v.o '.r,îj£, .'.-sa ..о ooy üaiionnl traditions- wo- ¿ип<?1пв-<»е»»^«1п-----
•^íi'.i-^l,;)-;:-;-'!.?':;1 .or г :-1 V- : ..t': ; ; ¿
i- iiai.ui.-vj»Ii, ¿3 oxolained that trmíJfciom vw?» nr1--'■ "'i-'- - - i.':!-- "С,., 0 ;.'.V-.i. .„•... .!!.. ; ■ • : : '. ; "
a-sioas.otlmio cxoorionco« •■»« "vrcr^cr ' ■. ' ', >..■• i ; •« ,
rc-li »ior.3.
J3 МНТП п»г>г>*«-п i« ".'.Л..;«.--;_____- ^.L л. b.J.C).Í; !J. Т. .-in I
j a'; •nrooîînf ,it ^or-íiaco cu оглг. .
С l."..-'.-:''f..Iva."!-30¿ ':v;.ùitio:m oí SUo ¡yv^í an с: i: ï0j.0 oí oco.jIc.,' O1 ¿iJ. vJCOild î 3 il'Ico5iCÜ rí iinl).r>\;¡i1 jiv.;f
гО corr-ai íuotoi'ii in t'io :<5vc-lop:".oat o.C fanily cj.4i>3ii.-io-a.i, p-v..\i-
r^yIí/З "j-'ho i'olo of tho Íí'.iily «nd lifo'a traùiôioas i:-1. :;goi.ií:¡.;
i.; «-»«cîiï s'v.rt.--* Г.- "
•Г.''. ... . : "i w '' 11 ; : 2 -1 - 1" : _ .j iv п ." .с i'n ", ■ • ' ; ->oi:ii ir-perisKco. .
1 ■ ; • u._¿ .-и».! ¿oaim-ua oí vilo
изопз аго -icniíea-toü in tU-э beut way la codal relationn,2Viat fco
!:n 'Л : o" Vallico •.,;kicli ¡?.pnc:¿rcd liurinir
... . i ' .'. . ■ ¡. . .. ' 'KJ ' ^ С. '.'.V. Ve
. : .„ ,____il.. .... u.í-j uuj.oliiuic.i o i' t;ie diiiSjr i.-ition ib и í'i»""¡i-
: _ ' / .•.:.■ _ .. ¿ _ :r;.c í !-■• - L r.:r, . 2.;.::^? a
á Íccsiiv utiû trauitioco aßd mi unelyuaa oí their ialo .hi the
raation c.? national сэ1Г ~conaiour.jicct> oí ti:o yoiitUa in f:.:.rJi t!:a ißdopßiiif-r.c.j ci' üi:i¿.< tiowblío.