автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему: Семья и тенденции духовного оздоровления общества независимого Узбекистана
Полный текст автореферата диссертации по теме "Семья и тенденции духовного оздоровления общества независимого Узбекистана"
о П п1?')
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
ДЖАВАКОВА КАРИНЭ ВЛАДИМИРОВНА
СЕМЬЯ И ТЕНДЕНЦИИ ДУХОВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВА НЕЗАВИСИМОГО УЗБЕКИСТАНА
09.00.11 —социальная философия
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Ташкент — 1994
Работа выполнена на кафедре социально-политических отношений философского факультета Ташкентского Государственного Университета.
Научный руководитель — кандидат философских наук,
профессор ШАЮСУПОВА Г. Ю.
Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор ШАИХОВА X. А., кандидат философских наук, доцент СУЛТАНОВА И. С.
Ведущая организация — кафедра социально-политических
наук Ташкентского Государственного института Востоковедения.
Защита состоится 1994 г. в
часов на заседании Специализированного Совета ДК. 067.02.09 по защите диссертации на соискание ученой степени доктора (кандидата) философских наук при Ташкентском Государственном университете. (Адрес: 700035, г. Ташкент, ул. Амира Тимура, 60а, ауд. ).
Автореферат разослан « »
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ТашГУ (700035, Ташкент, Вузгородок).
Ученый секретарь Специализированного Совета, доктор философских наук, профессор
ХАЙДАРОВ У. Ж.
г
• — о'~ ОБЩАЯ ХАРАЯТОТСЯИНА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Современный этап в раз-■ витии суверенного Узбекистана характеризуется огромными изменениями, происходящими во всех сферах казни обшества - политической, экономической, социальной и духовной.
Построение и развитие правового общества на гемократвеских основах, переход экономики к рыночным отношениям, укреп* лвние соцаально~поли тическях и л ухоа но-нравственных основ независимости республики -» все эти преобразования отражаются на жизни общества, каждой семьи, каждоа личности. В известной , cxnc.se, все, что происходит в сбдаственной яизия формирует новый тип человека с иной психологией, уйежгениеы, мышлением, образом жизни и призычкся. Те изменения, которые происходят в об-цестзе кгяестаенно преобразовывают человека, и прежде всего это связано с духовностьп. Это говорит о сложности, важности проблемы духовного оздоровления общества на современной этапе. Расширение коммерческих структур и со/рапвЕие государственных, внедрение рыночных отношения, регланентируютх конкуренции рабочей силы, прстде всего затронут положение социально уязвимых категорий занятого населения, к числу которых относятся семейные геяшны с летгма.
Всё это обусловливает необходимость исследования заксно -мерностей и тенденция развитая семьи, возраставшей ее роди в жизни современного обнгства, выделения ее национальных особенностей.
Проблемы развития социальной ореры, культуры, духовного мира личности рассматривались долгое время как производные от экономической сферы. Одлехо, жизнь а настоящее время показала, что неравномерность осуществления прогресса я сзязь зго старси-- экономической, социальной, духовной - требухт усилия по их гармонизации^ В работе подчеркивается, что nia зсзЯ определявшей роли экономических отношений существенная потенциал совершенствования экономики коренится в социальной и духовной с|е -pax, з развитии культуры человека.
В целях реального решения а раскрытия"данной темы автор ' э научно-практическом плане рассматривает злаяяиа семья на
духовное оздоровления общества суверенного Узбекистана сквозь призму едя ого аз аспектов духовности - нравственности,- которая ставит во главу угла морально-этическое содержав жизни.
Одним аз основных принцигов построения независимого демократического государства является сильная, социальная политика, направленная на создание сбжества, "основой которого станет тру доле бив ая я завит очная, нравственно прочная и культурная семья"*.
Алстушьность_и£сяеарваяая Д®иоя_те_мы заклвчавтся в следуовем:
Во-первых, на созремендоы зтада назрела общественная потребность духовного оздоровления республики 7збекястан.
Зо-вт орых, специально не исследована и не решена проблема духовного оздоровления общества через сенью. Ее* ни одной монография, хнити или заиасениоа диссертации m данной Проблеме .
3-третьих, сежья является одним из важных факторов духовного оздоровления,общества. В семье формируется взгляды, нормы, нравственные принципы, которые определяет нравственное здоровье народа, содействуй процветании культуры я политической стабильности. Поя их влиянием человек стремятся к деятелз ному обгон», воспитывает в себе стремление к взаимопомоия, к обьедяненнв, а главное - к уничтожении зла..
В-четвертых, современная семья представлена не как пасск ная продукт внешних условия, а как активный субъект духовного оздоровления обвества. Ведь семена духовности прорастаю преж. де всего > семье.
В-пятых, необходяхо вогрождакае я развитие национальное духовности а триод коренных преобразовании в экономической, политаческоЯ и социальной сферах, в частности, повышение куль туры человеческих othootbim, создание нравственной культуры, в основе которой лежит вечное стремление к добру.
Таким образом, современное развита« суверенного Узбекист на вызывает необходимость по-новому взглянуть на семью, я а ее
I. Нарииож-Я.А. Узбекистан: своя путь обновления и прогресса. Т.: Узбекистан. 1992 .-C.I4.
• 5 «роль и значение я духовном оздоровлении общества. Вое это убеждает в актуальности выбранной теш исследования.
Степень яаучнви разработанности проблемы. Проблема семьи носит многогранный характер. Отдельные вопросы интересующей нас проблемы в том или ином аспекте освесалясь во многих нгучных работах. Нашми обществоведами накоплен немалый опыт в изучении процесса развития и Функционирования сеиьи. В последнее десятилетие ученшш шроко ставится и решается как на теоретическом уровне, так и эмпирическом проблема комплексного исследования причин и факторов, обусловливаитах данная процесс.1
Значительный интерес для нашего исследования представляет работы Т.Аттокурова, ИЛ.Дхаббарова, У.Таштемирова, Г.М.Хашдо-вой, АЛС.Миноварова, Н.Сангилова, Г Л .Шав суповой и др., изучавших общетеоретические проблемы семьи и быта Средней Азии. В них с позиции диалектики общего и особенного семья рассматривается с различных сторон.20днако, эта литература освещала те или иные стороны,проблемы в рамках прежнего мышления в прошлых стереотипов, Новое мышление и требования сегодняшнего дня вызывает не-
1. Хартев А.Г. Брак и семья в СССР.-M.,1979;Голод С.И. Стабильность семьи:социологический и демографический аспекты.-!., 1984 ;Волков А.Г.Семья - объект демографии.-'!,. 1986: Mваковский М.С. Молодая семья в большом городе.-М., 1986¡Городская и сельская семьи.-М.,1987^Афанасьева Т.Н. Семья.-М. 1986 Лысенко В.А.Молодежь веттаает в брач,-М.Д98б ;Говако Б.И.Студенческая семья.-Н.,1Ус8;Черняк Е.Н.,Захаркин В.И. Семья рабочего.-К .ДУ87;Беяный М.Даева П.И.,Пахарин В.И. и др. Изменение структуры и развитие семьи в СССР .-Я. Д9В6 ; йацковский U.C. Социология семьи.-й.,1988 ;Узы брака узы свободы.-Н.1990 Голод С. Будусая семья:какова она? -Я., 1990г. и др.
2. Таштемиров 7.Т. Современная социалистическая'семья и тенденции ее развития. Из опыта рес:гублнк Средней Азии .-Ташкент, 1982 ;Аттокуров Т.А. Семья и коммунистическое воспитание.-Фрунзе,1983 ;Ханидова Г.М. Семья как вахныл фактор развития социалистического образа жизни /на материалах Узбекистан а/.-Тешкент,1981 ;она не.Семья в обществе развитого социализма.-Ташкент,1987;Минав8ров А.К. Развитие секэяного воспитания в Узбекистане.-ТашкекгД98^ «Усенова N.M. Семья и религия.-Алма-Ата,1986 ;Джаббаров И.М. Современные этнические процессы в Уз-бекистане.-Ташкент,1988;Нурмухакелова И.М. Воспитание детей
в многодетной семье /на материалах этнографической экспедиции по Узбекистану/.-Ташкент, 19Е9-Еассупова Г.Г Денпина в семье и обшстве//Агитатор I989.-IÎI2 ; она не.Философия и ген-дина Востока //Агитатор,1992.-М2 и др.
обходтаость целостного исследования вопроса места и роли семьи в духовном оздоровлении общества суверенного Узбекистана.
Эзхнешше практическое значение в работе над диссертацией, особенно в научно-философском анализе общечеловеческих и нацио -нальных ценностей явились книги, доклады, речи,- беседы и интервьв президента H.A.Каримова. Неслучайно, в своей книге "Узбекистан: свои путь обновления и прогресса" одну из пяти глав он посвятил вопросу "Духовно-нравственные устои развития независимого Узбекистана" . Духовно-нравственное обновление Узбекистана автор книги видит в возрождении национальных традиции, наполнении их новым содержанием, в создании необходимых условий для достккения на нашей земле мира и демократии, достатка, культуры, свободы совести и развития каждого человека.^
В последнее время понятие "духовность" получило довольно широкое распространение, появляясь на страницах журналов, газет,популярных издании, что в oboe очередь повышает актуальность всестороннего анализа этой социальной ценности. Броблема духовности общества получила отражение в работах Нюваноза М.Н.Даируллаева М.М.
Шаиховои Х,А.,Умурэаковой О .П., Уледова АЛ..Федотовой В.Г. и др.2
' ' «
1.Cm.: Каримов .И.А. Узбекистан:свой путь обновления и прогресса.-Т. Узбекистан.1992 .-С.60.
2.Анисимов С.Ф. Духовные ценности:производство и потребление.-К., 1988-Антонов М. Так что же с нами происходит?-Перестройка и кадры //Октябрь.1987.-Е8;Бердяев Н.Царство свободы и царство кесаря. Парик,Í95I; Фромм Э.,Камл А.,Е.-Е.Сартр.Сумерки богов.- К., 1989;Симонов П.В.,Ершов Б.М. .Вяземский D.H. Происхождение духовности. -М.,1989; Каган М.С. О духовности: опыт категориального анализа //Вопросы философии,1985 .-№9 ; Федотова В.Г. Практическое и духовное осзоение действительности.-М.,1991; Бачинин В.А. Духовная культура.- Н.,1986 ; Кучин ския С.А. Человек моральный.--М.,1989; Ншианов H.H. Обновление духовной еизни нации .-Ташкент, 1992; Хайруллаев М.К. Социальное развитие и духовный процесс.--Ташкент, 1986; Еерматова Г. Взаимодействие национальных культур и духовное формирование личности.- Ташкент,1986 : Иайхова У..А О б нечеловеческие ценности и духовное становление.- Ташкент ,1992 ; Анн&чуров К. Семья и формирование личности.- Ашхабад, 1991; Умурзахова О.П, Общечеловеческие ценности: национальные традиция и обычаи в развитии //Обиественные науки в Узбекистане, I9SI.- »2; Франк СЛ. Духовные основы обдества.-М.,1992г. и др.
С приобретением Республикой Узйекзстж своея независимости научная разработка проблемы духовного оздоровления обществ ва через семьп является необходимым условней построения: сильного демократического государства.. •
Цель исследования заключается в выявлении взаимосвязи и взаимообусловленности между, семьеп и духовным оздоровлением общества: в условиях суверенного Узбекистана.
В диссертации предпринята попытка ответить на вопроса, как теоретического, так и практического порядка:
- каковы методологические и теоретические аспзкты влияния сень а на духовное оздоровление общества; .
- какова природа и сущность семьи на современном этапа развития суверенного Узбекистана;
- каковы основные тенденции развития семьи и духовности в суверенном Узбекистане ;
■1 определить эффективные керн и разработать практические рекомендации, направленные на оздоровление семьи и общества.
Научная новизна"диссе'т)тадйшноя~работы" состоит в том', *то в нег:
з осуществлено исследование проблемы семьи и духовного оздоровления общества суверенного Узбекистана сквозь призму одного из аспектов - духовности » нравственности;
- предщннят'а попытка, комплексного исследования'и анализа основных факторов /эконошгееохого/. воспитательного,, эмоцио- , задьнс-психолопгсеского и др./", злияают на духовное, оздорозлз-гае общества через оекьп;
- выявляются современные тенденции развития семьи, и ду-ювностз в суверенно* Узбекистане; . -
- на основе конкретко-^социоюппесяих.:исследование раскрывайся особенности влияния городской семьи на формиро-тние духовного облика личности, выявляется проблемы, семьи и щределявтся меры по их раареиенга;
- разработаны практические рекомендации^ повышавшие ста-)ильность семьи и способ ствувиие духовному- оздоровлении семьи г общества суверенного Узбекистана.
-¡-ей- -
Методологической основой доследования послужили основого-лагагвде труды по философии к социмогии, выступяенияи работа президента И.А.Каримова, материалы первое Конституции республики Узбекистан.
В процессе написания работы автор использовал труды мыслителей Средней Азия Абу-Еаор-аль-Ф^раби, Абу-Раяхан-аль Беру-ни, Абу-Али Иби Сина, Аяишера Базой о семье, обществе и духовности, энциклопедический и справочный материалы.'
Исходя из цели и задач диссертационного исследования, автор подготовил и провел конкретно-социологические исследования, в которых использовались методы анкетирования,интервью и наблгденжя, направленные на выявление специфики влияния семьи на формирование духовного облика личности. В исследовании было опрошено более 1СОО семей в гг. Ташкенте, Самарканде. При со -ставлен ни выборочной совокупности было учтено то обстоятельство, что часть городских семэа проживают в многоквартирных домах, а часть - в индивидуальных домах, что такхе может оказать влияние на ценностные .ориентации личности. Кроме анкетирования, наблюдения, интервьюирования, автором ¡были использованы данные городской и республиканской статистики, материалы периодической печати, а такхе результаты КСИ других авторов, которые проводили свои исследования в нашей республике.
Теоретическая и тактическая значимость диссертации. Теоретические положения диссертации содержат обоснование ряда конкретных мер и предложения по обеспечении оптимальных условии для духовного развития личности в семье и укрепления стабильности семьи.
Предложенные в работе практические рекомендации и выводы могут быть учтены при разработке новых законопроектов, касавшихся дальнейшего социально-экономического развития республики Узбекистан в условиях перехода к рыночным отношениям и совершенствование сувествуоцих с целью' усилить социально-празо-вуп и моральную завдту семьи,женщин, материнства и детства.
Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в научно-исследовательской работе специалистов, занимавшихся проблемами семьи, хентан и детей.
Теоретико-методологические вывода диссертации, материалы социологических исследования могут быть применены при чтении лекция и проведении семинарских занятия в курсе политологии,социологии и этики, а также в подготовке спещ^рса для отделения социологии.
Апробация исследования. Содержание и результаты исследования получили освещение в выступлениях автора на научно-теоретических, методологических семинарах и конференциях преподавателей и аспирантов ТашГУ /1990-1993гг./. Диссертация была обсуждена и одобрена на заседании кафедры социально-политических отношений философского факультета Ташкентского Государственного Университета.
Структура и обьем работы. Диссертационная работа состоит из Введения, Двух глав, Заключения и Списка использованной литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, рассматривается степень ее разработанности в нгучноя литературе, излагается цель и задачи исследования, выявляется методологическая основа, раскрываются новизна и научно-практическая зншимость.
В первой главе - "Семья и проблемы духовного оздоровления общества в республике Узбекистан" - исследуится,теоретические и методологические аспекты развитая семьи н духовности, а также выявляется потребноЬть в духовном оздоровлении общества независимого Узбекистана. г>
1 В главе говорится о том, что семья является продуктом исторического развития и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие только ея брачно^-ееме&ные отношения. Пока существует общество - будет существовать и семья. Семья - активное начало, она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, в зависимости от того, как общество развивается от низшей ступени к высшей.
-m. Величайшая общественная ценность сень и обусловлена ее н&цреходяпиш функциями продолжения рола, человеческой жизни, воспитания детей., формирования у них индивидуального и обще -ственного оознаяия. 1сследов.ание проблемы семьи и ее роли в духовном оздоровлении современного общества приводят автора к мысли о том, что традяиии, стиль жизни, представления о роли и значении семьи, .системы воспитания детея - всё имеет свои исторические корна. .....'•
Анализируя исгорико-философсвдс литературу, диссертант отмечает,; что мыслители Древней Греции и Востока, представители европейской философии 17-18 вв., немецкой классической и. русской философии не оставляли без внимания проблему семьи.
В работе автор обосновал роль и значение высказывания мыслителей Центральной Asaa в "укреплении и обновлении морально--зтических основ современной оемьи. Великие среднеазиатские мыслители Аль-Фараби,-Ибн-Сина, Алишер Навои, Ахмад Дониш, Му-кими, ®уркат,Завки,Хаиза Хакии-заде Виязи связывали проблему семьи, подраставшего поколения с духовно-нравственным состоянием общества,, придавали исключительно важное знгзение вопросам морали V воспитания- подрастающего поколения, обращали внимание родителёй.на необходимость воспитывать в детях нравст ~ венные качества. По мнении автора, следует учесть высказывания мыслителей'Средней Азии, которые актуальны й в наши дни.
Нравственная зрелость личности;находится в непосредственной зависимости от зрелости общественных отношения, определяемой не только уровнем экономической зрелости, но и осознанием личностью внутренней- связи с интересами общества. Справедливо вырадение основоположников марксизма о том,что "общество - это масса, состоящая сплошь из индивидуальных семей, как бы его . молекул". Можно понять , что означает клетка, молекула в человеческом организме. Здоровье "на клеточном уровне" обеспечивает устойчивость- всея системы, болезнь клетки, ячейки жизни, может оказаться гибельной, при том, что руки, ноги, голова -- всё вроде бы цело. Общественное развитие, социальный прогресс во.многом зависят от процессов, происходящих за закрытыми две-/рями частных квартир. Да и как может быть иначе, если здесь создается самая важная на свете "продукций" - сан человек,
творец и потребитель всех материальных и духовных ценностей, которыми сильно и богато общество.
Современное состояние общества подвергло сомнению многие из устоявшихся стереотипов. Подводить итоги еще рано, но уже угадывается тенденция, при которой падает ценность коллективистского начала в общественных представлениях, и на семью • смотрят теперь не как на место, где осуществляется воспроиз -водство рабочей силы, а как на область самореализации личности. Этот процесс, думается, специфичен, для нашей современной семьи.
Анализ источников и литературы, проведенных социологических исследований, позволил автору сделать оледупщкз выводы:
1. Семья - как объект исследования, представляет один
из компонентов в многоплановом содердании духовности общества и, следовательно, монет слузить определявшим моментом в его лу-1 ховном оздоровлении.
2. Семья является самым естественным способом самореализации личности; семья - идеальный инструмент для потребности человека в самовыражения. Ещё Нонфуция считал семью, рутину семейного быта началом всех добродетелей.
3. Духовно-нравственная личность может сформироваться в духовно-нравственной семье; нормальная семья способствует полноценному воспроизводству личности.
Всё, что служит воспитанию представлений об ответственности вступающих в брак, о святости семешнх обязательств является благом.
5. Интернациональные браки имеют место в нашем обществе. Однако, больше таких семей, в которых супруги олноя национальности, и следовательно, имеют обпуо веру, традиции, обычаи, духовно ближе к друг другу. Биоэтническяе, религиозные факторы играют не последней роль э семейных отношениях.
6. Освобождение семьи от множества хозяйственных и воспитательных забот ¡бввее не означает ее грятушего отпирания. Напротив, облегчение и снятие с обязанности семьи многих социальных трудностей, которые выпадают на долг супругов в современных условиях высвободит время для обогащения, их различными культурными ценностями, которые сделают жизнь семьи намного
* 12 -
содержательнее я интереснее.
Далее, в работе отмечено, что духовная жизнь - это процесс деяния добра, процесс, когда человек во взаимодействии с другим становится более совершенным. Духовность - это способность поникать другого, способность смотреть в буду ¡язе.
Автор подробно анализирует социальную сущность понятая духовность и его проявление в семейка-бытовых отношениях. Проблема духовного развития человека в семье затронута не случайно, так как именно через исследование духовной жизни, которая органично связана с семьеа, школой, обществом можно состав вить йен ее конкретное представление о содержания общественного сознання. ' .
Диссертант отмечает,нередко духовность отождествляется с образованностью, хотя они далеко не тождественны. Обширные звания, 'владение больной информацией еде.не есть духовность. Образованность является лишь предпосылкой: или одной из характеристик духовности. Духовность - это прежде всего качество,про-язляпезеся в. интеллигентности, в благородстве мыслей и действии, высокой культуре чувств и поведения. Наша система среднего специального, высшего образования дает в основном общие и специальные знания, более или менее сориенгированные на выработку методов и приемов мышления в рамках определенной специальности. Однако, зта система не направлена на воспитание вы---сокоя духовности, чему способствует преподавание, различных гуманитарных наук, составлявших в совокупности человековедение. Принятые за последние годы решения о средней и высшей школе обрашапт внимание на необходимость усвоения богатых духовных ценностей, в особенности нравственных, политических, эстети -ческиг. • .'
Духовная зрелость общества проявляется в создании предпосылок для свободного проявления нравственного выбора, в создании надежных гарантия залиты независимого нравазенного чувства. Одним из главных принципов пути обновления и прогресса на^ шей республики является уважение -законности или закокопосдуваете. Уважение к закону зацитит права человека и его достоинство, избавит демократическое общество от постояпных межнацяо -нальных и социальных конфликтов, создает условия благоприятные
-13 -
для проявления честное и, милосердия, сострадания, иных фор* человеколюбца, и тогда можно ожидать, что сформируется тот необходимый уровень нравственной культуры, запас нравственного здоровья, который оздоровит наше общество.
В работе рассматривается историческая ситуация,которая сложилась в бывшем СССР и делается вывод о назревшей потребности в духовном оздоровлении общества. Духовное оздоровление- это возрождение утраченных духовных ценностей и формирование новых, обогащение новы« содержанием всех сторон духовной с^еры, рост духовности личности,всех людей,не зависимо от национальности. Именно в этом состоит основная особенность духовного оздоровления, которая свидетельствует о важности его для нашей .республики в современных условиях.
В диссертации характеризуется неразрывная взаимосвязь материального и духовного. Духовная жизнь общества неразрывно связана о материальной жизнью, и включает неряду с идеями, взглядами, представлениями людей и производство духовных ценностей, их распространение и потребление, духовные отношения, внутреннее состояние социальных субъектов на уровне сознания и подсознания, чувств, эмоций и т.д. Следовательно, обновлении подлеяит как общественное, так и индивидуальное, и групповое сознание. Новые преобразования' в обществе предполагает не толь» ко отказ от стереотипов, тебретических догм, но и выработку и усвоение новых взглядов и представления, теоретических концепции.
По мнению автора, духовность человека во многом зависит от его приобщения к народному интеллектуальному ,и эмоциональной му богатству, душевности и другие ценностям, которые в их совокупности принято 'называть духом народа. Именно поэтому ду -ховное оздоровление общества республики Узбекистан предполагает зоемерныя подъем народного духа. Чувствуя поддержку на -•родного духа. человек, в свор отереяь зозвыдвет свой дух и дух людей вокруг себя, тем самым укрепляет и народный дух. По мнению автора, человеку ггрисуда внутренняя энергия, суть, которая имеет нравственный характер. Эта энергия подсказывает человеку,: как надо поступать - это и есть голос оовеоти, и в этой человек видит подлинное осуществление своего назняения.
—14 -
В диссертации отмечается, ш духовного оздоровления общества республики Узбекистан важен всесторонний учет отличительных черт и условий социально-экономического и политико-правового развития региона - национально-исторический уклад лизни населения, образ мышления, народные традиции и обычаи, своеобразие национального состава республики, специфическая демогра -фическая. ситуация, определенное сознание людей, сформировавшееся за последние десятилетия.
Следует учесть главное, что через духовное оздоровление общества Узбекистана возможно реиение задач и осуществление цели нашей суверенной республики. Несомненно, самая большая на сегодня ценность Узбекистанаэто мир, спокоаствие, стабильность, гражданское и национальное согласие. Без этого нет и экономического расцвета. Диссертант подчеркивает, что духовное оздоровление обцества зависит от преобразований в экономической, социальной, политической и других сферах общественной жизни, вместе с тем, выступает важнейшей предпосылкой качественных изменений жизнедеятельности людей.
В диссертации подчеркивается, осуществление экономической, политической, правовой и других структурных реформ'позволит подвесш под развитие духовной сферы материально-технически, политическую и юридически базы. Несомненно, они повысят тягу к духовности, которая проявляется в стремлении человека к правде, добру, красоте, к о бдении с другими людыш, в заботливом отношении к природе.
■ В работе особо отмечено, что главная- задача независимого Узбекистана - это здоровое в физическом и духовном смысле подрастаю цэе поколение. В нашей республике создан международный неправительственный благотворительный фонд "Соглом авлод учув", который оказывает помощь малоимущим семьям и инвалидам. Этот фонд ведет совместную работу с Ассоциацией гешиш-ученых Узбекистана, деятельность которой направлена на духовное оздоровлен ние нашего общества. It сожалению, с каждым годом нарастает экологическая yrposa репродуктивной функции женщин и здоровы) детве, увеличивается доля врожденных пороков развития, повсеместно растут аллергические заболевания. Диссертант приводит в работе примеры,подтэеркдаюдие, что правительство и общественность
- 15 - ■
принимают меры, которые значительно улучшат экологически обстановку э'республике. Созданный в Узбекистане даждунерод -ныя фонд экологии "Экосан" проводит работу по экологическому воспитанию населения и оказывает помощь пострадавшим от экологических стихийных бедствий. Конкретное и значимое содержание приобретают благотворительные акции для самых беззащитных листелей бедствующего Приаралья. Взаимоотноюния людей в сложных, экономически трудных условиях строятся на доброте, милосердии, соучастии в радости и беде. Нравственное обновление является непременным условием формирования характера человека и человечества.
Во второй глазе - "Стабилизация оемъя, повышение ее ту -хозноотл - основа оздоровления общества республики Узбеки стан"- рассмотрены особенности взаимоотношения семьи и общества на современном этапе, а также основные тенденции развития семьи и духовности, в суверенном Узбекистане.
Духовное оздоровление общества является процессом очень сложным и длительннм. Оно предполагает не просто овладение моральными представлениями, но и изменение ценностных ориентации, жизненных позиций, а следовательно, формирование обновленной в духовно-нравственном Отношении личности. От того, насколько полно семья выполняет свои функции - воспроизводственную, хозяйственно-бытовую, воспитательную, эмоционально-психологическую, зависят социальные качества новых поколения.
Семья для ребенка представляет общественное. бытие и общественное сознание, объединяет объективное и целенаправленное социальное воздействие. При этом нет отдельно воспитания се -меиного и общественного, потому ч^го общество, каково бы оно ни было, су® ствует' не обособленно от составлялгох его семе2, а в них и через них.
Автор отмечает, что семья как общественно ¿етедтшировш-ное мобщество_от^ажает ревень духовного £аететия_обшества и обдатно влияв1т_на него._ Семья - основа общества суверенного Узбекистана. "У большинства у збекистанцев на первом месте находится забота не о своем личном благополучии, а о семье"*.
I. Каримов!.Л. Узбекистан:своя путь обновления и прогресса. -Т.: Узбекистан. 1992г. С.21.
Результаты социологических исследовании, проведенных автором говорят, о том, что несмотря на зое социальные потрясения в общ&стве хлавным-для человека остается его семья, дети, личные отношешя с другими людьми. На вопрос анкеты: '•С отсутствием чего Вам труднее всего мириться?" из предложенных вариантов ответов - 43,4$"респондентов отметили - семьи; 26,2$ - с от -суз-ствием дешг.шш дйухих материальных условий жизни; 1,4% -
- возможностей наслаждаться прекрасным; 11,5$ - интересной ра-' боты; - общения с друзьями; 2,4% - образования, знаний; -1,3% - признания окружавших. Нет нужда доказывать, что семья -
- это единственная альтернатива обе очеловечиванию человека в толпе, где все живут порознь. Это сегодня заставляет нас говс£ рить о возрождении семьи и дома как сокровенной пснвы нравственной жизни. В работе делается научные выводы по данному вопросу и даются практические предложения и рекомендации.
Диссертант отмечает, что негативные взаимоотношения родителей и детей в семье порождает отсутствие духовности в обще-' стае. Духовность - это не только сознание', но и поступки,дела, жизнь людей. ■ .
ш ..
В работе рассмотрена роль отца в воспитании детей,приводятся примеры неполных семей. Дета .выросшие в неполных семьях составляют повысенну® грушу риска, воспроизводя из своей среды алкоголиков, правонарушителей, наркоманов и т.д. Так, от -четные данные о состоянии преступности по г.Ташкенту за 1991г. свидетельствуют о том, что из числа несовершеннолетних правонарушителей состоят на учете 28,6$ и доставлены в органы внутренних -дел 18,4$.несовершеннолетних, имеющих одного родителя.* Но мнению автора,, следует разработать и внести в учебную программу начальных классов специальный раздел "Ответственность учащихся за доцуденнне правонарушения" с целью недопущения совершения преступлеяий несовершеннолетними.
. В работе подробно рассматривается влияние женшны-матери на'духовно-нравственное развитие' ребенка. Именно женщин&-мать,
I» Отчетные данные прокуратуры г.Ташхента о состоянии преступности среди несовершеннолетних т.Ташкента за 1991г.
олицетворяя покоя и радость семья остается главней опорой капе го государства. Важными ориентирами социальной политики республики Узбекистан стали здоровые физически и интеллектуально развитые дети,г удовлетворенные матери, мир и спокойствие в семьях. Государство принимает дополнительные меры, чтобы улучшить яизнь и здоровье матери и ребенка, подраставших поколе -ния. Указом Президента Узбекистана И.А.Наримова учрежден орден "Сомом авлод учун" /и3а здоровое поколение"/. Учреждение этого ордена - яркое свидетельство заинтересованности правительства и государства суверенной республики Узбекистан в духовно-нравственном оздоровлении общества. Учитывая особенность среднеазиатского региона, где имеют место родственные браки, -_в_це_-лях оздо^омешх^охаггениа^ но избежании рождения неполноценных детей, несчастливых браков диссертант, предлагает ввести з_ако мнно_е_о б_я^т_ельнсе медицинское ос ви де те ль оз_а ние при _закисчении_б£ака£ вменить в обязанность £аботникам~ ЗАГСа проводить разъяснительные бесем_о_посдезст_виях £0дст -венных_боаков.
В работе раскрываются основные причины неблагополучия в семье, которые связаны не только с неполной семьей, отсутствием одного из родителей, но и в значительной степени с не -нормальными условиями в семье, аморальным поведением родителей и другими негативными явлениями. Семья монет стать не только источником нравственного а физического здоровья, но и перенимать негативные установки, терпимость а спиртным напиткам, эгоистическое- отношение к детям, женщине; повышенное стремление к щи обретению модных и престижных веига и т.п.
• В наш переходное время вооггатЭ1ие_-_это_з£ё_1_ Зопрос об ответственности за воспитание, т.е. ответственность родителей за своих детей должен стать предмете» законодательного регулирования. Глубокий фундамент духовной жизни человека, его нравственной культуры закладывается в семье. Семья является подлинной школой воспитания сердечности, душевности я отзывчивости, а отношение к членам семьи является.испытанней человеч -ности. В .работе раскрываются основные факторы, которые способствуют воспитанию нравственной личности. Главным в воспитании подрастающего поколения* по. мнению диссертанта, .является ду -
ховвое понимание, общение, духовная моральная поддержка в семье, а это <нень важно и ценно в наше сложное время.
В узбекских семьях исторически культивируется вежливость и уважение к старшим по возрасту, верность данному слову, гостеприимство, умение ценить дружбу. Автор отмечает, что соблюдение правил вежливости и этикета в семье имеет не менее важное общественное значение, чем в лпбгйс других сферах. В узбекских семьях большое место в системе воспитания эайймает передача детям привил этикета в семье. Благотворное влияние родителей на детей происходит довольно долго, вплоть до зрелого возраста^ если в детстве приучают ребенка к трудолюбию, честности-, вежливости и т.п., то в дальнейшем - помогают ему советом, то есть духовное общение родителей и детей не прекращается в течение всей жизни. В работе отмечено, что культура поведения не только обеспечивает определенный уровень общения в коллективе, но и ври соответствующей направленности воспитания порождает у человека устойчивую потребность.реализовать, максимум заложенных, в-нем положительных задатков.
Существенное воздействие на формирование духовно-нравственной личности каждоа семьи оказывает махалля. Махалля не только объединяет жителей в своеобразную общину, где действуют свои обычаи и традиции, но и несет ответственность в решении социально-правовых и воспитательных проблем молодежи, дказы - -вает материальную помощь малообеспеченным семьям.
Автор останавливается на тенденциях развития семьи и духовности в суверенном Узбекистане и отмечает, что сегодня растет национальное самосознание лпдея и вследствие этого повышается интерес каждого человека к познанию культурных ценностей своего народа; традиций и обычаев прошлого. В условиях независимости наряду с осуществлением глубоких социально-экономических и духовных преобразования в республике осуществляются реальные процессы гуманизации демократизации обге ства: создаются новые предпосылки для полного проявления принципов декларации прав и свободы человека,свободы мысли,совести и религии,, бережного отногения к духовному наследию калдого народа, национальным и общечеловеческим ценностям, закрепленные
• X 19
з Конституции Республики Узбекистан.* Ев родноя язык впервые переведен Ко£ан. Раяызэ леди заучивали выдержки из Корана наизусть, зачастую не понимая глубокого смысла, заложенного в этой.явите. Теперь же каждый может вникнуть л суть ислама на своем родном языке ?
В настоящее время причина широкой популярности Корана, халд се в, шариата закатается не только в том, что это свяазн-ные книга, но и в том, что в них изложены нравственные правив ла, представления народа, и эти представления, освященные исламом служат нравственному воспитании молодежи, приобретая статус моральных норм и принципов, основанных на общечеловеческих ценностях. Бо мнении автора, зля духов но-нравственного оздоровления обпвства важную роль играет национальные обряды, градации, обычаи у збекского народа, которые проявляется ж укладе лизни, психологии ходе я, формирования дух овао-ирав ответных ценностей и выступают одной из главных тенденция духовного развития суверенного Узбекистана.
Общественная ценность семья а Узбекистана зое более определяется её ролью в. становлении, и развитии личности. 06ее-ство объективно заинтерзеовано в укреплении брачно-сеиеаяых отношения не за счет внешнего давления на семью правовых и других запретов, ограничения свободы заключения и расторжения браков и т.д., а за счет роста ее внутренней сплоченности,повышения прочности эмоциональных уз,связываниях супругов, ро -дателеа и детеа, усиления супружеской и родительской ответственности и взаимопонимания. В республике целенаправленно реализуются комплексные меры со стороны лравптешетва и общественности но усилению социальной шдяврхки семей.
С учетом новых экономических реалия, рыночных отношений, создание режима, благоприятного для индивидуальной трудовой деятельности семейных групп,- по мнении диссертанта,- улучшает
1. Конституция Республики Узбекистан. Ташкент:Узбекистон, . 1992г.
2. Картов И.А. Не построив новый дом - не разрушай старого. Ташкент: Узбекистои, 1993г. С.37.
материальное положение многодетных семев, способствует вх сплоченности, укреплении семьи как обсност*; общесемейные фо^мы занятости позволят более успешно решить функцию обеспечения социального кштроля за детьми, эффективность зоошгав-; нет и вовлечения детей в трудов ой процесс; развитие общих внутрисемейных интересов в целом повысит стабильность брака.
Автор считает, особое внимание к семье обусловлено ее , ролью в формировании личности, развитии общественных отношений. В силу специфики своего воздействия на личность семья является важнейшим фактором духовного воспроизводства общества. Семья и воспитание должны'стать одним из главных фокусов всех практических забот общества.-От нравственного здоровья семьи зависит в решаещей мере здоровье всех сфер социальное жизни. Нравственное здоровье народа - могучий источник нашей силы, необходимая предпосылка счастливой жизни каждой семьи, каждого человека.
В заключении диссертации сделаны общие выводы и внесены конкретные предложения и рекомендация для оздоровления сейш и общества суверенного Узбекистана. ж
. ОСНОВНЫЕ ШШ1ШЯ ДИССЕРТАЦИИ ОТРАШШ В ПШШСАЩИ: "К'вопросу потребности духовного оздоровления современного, общества" // В сборнике тезисов философских чтения молодых ученых.Средней Азии и Казахстана "Культура, Цивилизация. Человек. /30-31 окт. "1991г./
' 2Т ' р г з D м s
"ЛВЗУ: "ОНИ. БА МУСТАКЯГ ЯБШСТОН ГЛШНЙ СОГСОМШШРЖШНГ
''устЕЦил Уэбекисточ таратеиёт^инг хозиргя боскячя тамл^г каётининг Йарча сэцалярида - cjischîV яцтисодгЛ', ижттаоиТ та мачзагий со^ал^рда яз бераётгян тзгяртадат} билан харяктерланадл.
Демократии асосяарда xyiçyiçttf жеугдгт içypirri га ригсг-'лаятирил, изргасэднкчг бозор иуносабатларкга утяпг, ресгг;/^— лика муахакиллиглнинг социал-сиэсиЧ га ыгт&яагиЛ асослэри-чипг муетазскэмланияи - ¡/шбу узгврилларнияг барч?си хер бмр.оила, кар бтр аахв хаётида ака'этади.
"лзгур итада оила ташса гироитларяинг яассиг мэхсулотл слфатида с, бчлки яамият иаЧзнагиЯ соглоюгалугининг эктиг субзекти'еяфатида' и^эдалангач. ?Аазкур* тема ни реал :^зл цялия га ёрятиз макеадяда одалляф илмиЯ-амэли* жихатдан одета пил Узбекиетонда оилаягнг жамиятгог иавдаияЯ 'сорломлачтяриаггя тазсирини маънавиЯликнинг яихатлэркдзч бирй-э®гоки*лик нуц-тая нязяридан курив .тидадя.
йанинг I-бобвда оила .га каъчавггИтк мрвгрй5таяинг ня- ' 33Ç5IÛ га методологии та^зтлчря тадкяц ¡далянэдл, хачда мус-тяк^л Узбекистан жамиятининг ма*назиЯ с о г л омл я з? га гчн яхтиёжи о^яб беригладн." Тарэтси1 - фалсаЗяй адябяЗтяарки' ячялнз килиб, -гС'Чядэга хулосагя кчладя: н.пд'/мгя
цунёншг дэнипмачдлрря ома, усаётгвн эвлод чуаммоларини дищат - эътиборсиз ^олдирмаяглар га уларня яямиятничг va~~ наенй - ахяокяЦ ахгожя бмпн богланглар, деб укд'иргямлталар:-! бчуу.э эмае.Илми:! этдг */аргазя1 Осяе цутафаккирлари <*инрляри-нинг земокагий оялэнанг ахлэниЯ-пти?: асозкаржга кувта:^чам-ляя га янттаиядяги агемягги га роли асослаб бэрялгзч.
Яуалляф маъкагя^лик т^-зутчазгг'отг иаггимоиЯ мохяятита-ра унинг оялагяЯ - муяосябятларда наыЬЗч буяяжки
батален* тахлиткилади. Оилада инеокнинг яаънави-1 тарац-яиёта щашоеи тасодифак танланмагая, чуяки оила, ызктаб, жамият билан бввосята богданган ыа*чзвиа хаёг тадкикот орКалягина ижтамоиЯ онгншг яаэ»суниха1сида аник тасяврур яоеил кил из цуикин. .
'.•Ьшинг 2-бобида чозирги '¿осадчда. оила еа ясамият ' узаро муносабатларининп хуеусиятларк.хамдэьмустакил Узбе-клетонда оила ва ыаънагиЯ тараккиётнинг яунзлшалэри кури? чявдлган.Муаллифнияг таздидлашичи,'камиятнияг ыа1шаЕНй соРломлаяггиршппЕИ. кураккгб на узок муддатли жяраэн х.'лсоб-ланади. Бу жараён факаггина {ц^олиЯ тасавгурга эга булиаа-нигина эмас, балки вддриятий, йуналилларнинг, хаётиЯ магче-нинг уггариаини назарда ту гада, ва иунга ы^вофик холда ма»-кагиЯ-ахлокиЯ зшхатдач янгиланган аахекинг шаклланиютии кузда тутади.
Еахсга таъсир вдлиа хусусиятига кура оила ¡каыаятки ма"4навиа Чайта кзлаб чяцяришнинг омили хиоэбланади.
Диссэр^ция "5Сулоса"сяда утказилган тадкицотншг . гяунлзри келтирилган, аеосиЯ хулосалар чикарклгзн иа ама-ли? тагсиялар берилга.ч.
The abstract of thesis paper
** The Family and tendencies of the spiritual and social Improvement in sovereign Uzbekistan"
The present situation of the development of sovereign Uzbekistan is characterized by drastic changes currently under way In all sphere» of social life. I.e. political, economical, social and spiritual ones. These changes Involve every family and every person In the process .
3n this work, the present-day family Is considered not as a passive product which Is being shaped by external conditions, but as an active subject of the spiritual and social development. Spiritual seeds are germinating first of all in the family. The authoress marks that solution to this problem necessarily ilea In its Integrating In the context of one of spiritual types, viz. ethlsm . which attributes vital Importance to moral maintenance of life.
In chapter I of the paper, some theoretical and methodological aspects of the family and spiritual development are being investigated, aa well as the need of sovereign Ozbekistan for major spiritual breakthrough In terms of social improvement Is being highlighted. Having analyzed tha historical and philosophical background of the issue, the authoress concludes that thinkers of antiquity devoted close attention to problems of the family, the younger generation, binding thenj to moral conditions In tha society.
Chapter II focuses on peculiarities of interrelation between the family and society in the current situation as well aa the tendencies of the family ana spiritual development In sovereign Uzbekistan.
In conclusion of the dissertation work, the results are summarized, general conclusions are drawn. and practical recommendations are suggested. -
A list of 130 sources used In the paper Is attached at the end of tha dissertation.