автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Шамс-и Кайс-и Рази и его литературно-критические взгляды

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Шарифов, Махмадёр
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему 'Шамс-и Кайс-и Рази и его литературно-критические взгляды'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Шарифов, Махмадёр

ГЛАВА I. ШАМСЩЩИН МУХАШАД ИШ ШС-И РАЗИ

И ЕГО НАУЧНО-ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ 14

ГЛАВА П. КРИТИКА ПОЭЗИИ.И,ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПЕР

С1'Щ(ЖО-ТАДт©ЦКШ 'ЛИТЕРАТУРЕ ДО Ж в. 28

ГЛАВА Ш. ЛЖЕРАТУШО-КИЛ'ШЕСХЖ ВЗГЛЯДЫ

ШАМС-И КАЙСА РАЗИ.81

1. Критика нарушений поэтической метрики (аруза).

2. Критика рифмы и некоторых других частей композиции стиха

3. Критика поэзии в разделе баде* 117 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 129

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Шарифов, Махмадёр

В постановлении июньского 1983 г. Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" подчеркивается, что главным методом влияния на художественное творчество должна быть марксистско-ленинская критика - активная, чуткая, внимательная к творческому поиску. Вместе с тем ее долг - давать четкую, партийную оценку работам, в которых высказываются чуждые нашему обществу, нашей идеологии взгляды, допускаются отступления от исторической правды" /I/.

Богатое литературно-художественное наследие таджикского народа содержит такие бесценные духовные сокровища, что всестороннее их изучение и намерение сделать их достоянием широкого круга исследователей и читателей никогда не утратят своей важности и актуальности. В этой связи определение и правильная оценка научной и литературно-эстетической значимости произведений предшествующих поколений являются одной из главных задач литературоведения. Таджикская литературно-эстетическая мысль имеет давние традиции, и в этой области проведено немало исследований. В большинстве трудов, посвященных истории литературно-эстетических воззрений народов мира, сведения относительно ее развития на Ближнем и Среднего Востока не встречаются. Более того, в начале 60-х гг. XX в. были изданы отдельные работы, авторы которых полностью отрицали существование у народов Востока литературно-эстетической мысли. Среди подобных исследований следует выделить "Историю эстетики" К.Гильберта и Г.Куна/24/. Однако, выдвинутый этими буржуазными учеными нигилистический тезис был своевременно опровергнут, а данной теме были посвящены работы, подтвердившие несостоятельность подобной теории

45, 46, /.

Вышеупомянутая проблема еще раз была поднята в постановлении июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии", где подчеркивались непримиримость к любым проявлениям национальной ограниченности или национального нигилизма, бёрежное отношение к чувствам достоинству людей всех национальностей /I/.

Настоящая диссертационная работа "Шамс-и Кайс-и Рази и его литературно-критические взгляды" как раз ж посвящена обзору и анализу критического наследия одного из выдающихся средневековых мыслителей-литературоведов.

Выбор подобной темы был обусловлен определенными причинами. Во-первых, "ал-Му^джам" - единственное произведение Шамс-и Кайс-и Рази, где теоретические взгляды автора приведены в относительно определенную систему. Нельзя не сказать, что до создания упомянутого выше произведения в таджикском литературоведении не существовало подобных сочинений. Кроме того,труд Шамс-и Кайса отличается значительностью и широтой охвата материала. В вышеназванной книге средневекового ученого речь вдет о трех областях литературоведения. В соответствии с задачами каждой из них автор излагает свои критические взгляды, аргументируя их разнообразными и яркими примерами.

В заключительной части сочинения "ал-Му*джамп , носящей название "Адавати ше*р ва мукаддамати шакири" ("Орудия поэзии и предшествующие знание поэта"), автором приведены конечные результаты своего исследования. В частности, он рассматривает проблемы слова (алфаз) и смысла (ма'но), дает определения поэта и поэзии (шеър ва шоир), критики и критика (наеду нокид), различные недостатки стихов и пути их устранения.

Следует сказать, что изучение жизни и деятельности Шамс-и Кайс-и Рази началось после выхода в свет критического текста "ал-Му 'дкам", подготовленного Абдулвахабом Казвини на основе трех рукописей сочинения /81/, Позже это же произведение было повторно опубликовано другим иранским ученым Мударрисом Ризави на основе шести рукописных списков. К данному изданию Мударрис Ризави написал предисловие, в котором привел новые факты и уточнил отдельные вопросы, затронутые первым исследователем /82/. к

Издание текста "ал-Му'джам" привлекло себе внимание мно -гих исследователей в области метрики и рифш, посвятивших его анализу ряд работ.

Другие ученые, работавшие над проблемами истории литературы и литературоведения Ирана, такие как, Аббас йкбал в его"Таъ-рихи муфассали Эрон" /84/, Малик аш-шуара Бахар в "Сабкши-носи" /103/, Сайд Нафиси в книге "Таърихи назм ва наср дар Эрон ва дар забони фарси" /78/, Забехулла Сафа в"Таърихи адабиёт дар Эрон" /77/, Джалалиддин Хумаи в "Таьрихи адабиёти (Эрон^ /66/ также привлекали данные о жизни, деятельности и теоретических взглядах Шамс-и Кайса.

Однако настоящее исследование литературно-эстетической мысли Шамс-и Кайса Рази началось с выходом в свет книги иранского ученого Абдулхусайна Зарринкуба "Навди адаби" /85/. Это исследование условно можно разделить на два этапа. К первому этапу можно отнести те исследования, которые затрагивали какую-либо сторону литературно-эстетической мысли Шамс-и Кайса. Ко второму этапу относятся те исследования, которые непосредственно затрагивают литературно-критические мысли Шамс-и Кайса. "Нак-ди адаби" издавалась дважды.

Первое ее издание увидело свет в 1960 г., второе - в 1976 г. /85 , 86/. Эта работа, представляющая собой очерк истории литературно-эстетических взглядов народов Востока с древних времен до наших дней, затрагивает различные вопросы, в частности, проблещу взаимовлияния различных литератур средневекового Востока. После издания данного труда Зарринкуб опубликовал еще целый ряд работ, в которых рассмотрел литературно-эстетичее -кие взгляды Шамс-и Кайса. К ним относятся "Шеьри бе дуруг шеъ-ри беникоб /87/, "На шарки, на гарбйинсони" /89/, "Еддоштхо ва андешахо" /88/.

Другой иранский литературовед Махмуд Каенуш в своей работе "Кудамо ва накдш адаби" ("Предшественники и литературная критика" /107/, посвященной вопросам литературной критики, рассмотрел такие проблемы, как критика и критики,отношение к художественному творчеству и другие. В процессе работы над книгой автор неоднократно обращался к тексту "ал-Му'джам" с целью аргументирования своих теоретических взглядов.

В последнее время группа советских ученых, таких как X. Шарифов /57/, А.Саттаров /46/, Н.Ю.Чалисова /56/, Р.Мусуль -манкулов /37/, приступили к изучению литературно-эстетической мысли определенных периодов классической литературы, а также теоретических взглядов некоторых литературоведов црошлого.По этой теме были защищены кандидатские и докторские диссертации, написано большое количество статей.

Первой попыткой изучения проблемы критики средневекового Востока явилась кандидатская диссертация Х.Шарифова "Формирование таджикской литературно-эстетической мысли в Х-ЗСЕ вв." /57/, в которой рассматриваются истоки литературоведения, основные способы создания стиха,теория стихосложения. Автор особо отмечает значение критики стиха в развитии поэзии и литературы /57, 74/.

Не менее благотворным начинанием стала работа Абдунаби Сатторова "Из истории персидско-таджикской литературно-эстетической мысли" /46/, где исследуются литературные и эстетические взгляды иранского ж таджикского народов с древних времен до ХУ в. В частности, в главе', посвященной творчеству Шамс-и Кайса, автор подчеркивает его особый вклад в историю критики на Востоке, разбирает особенности его анализа поэзии и впервые называет этого средневекового ученого-литературоведа 1фитшсш /46, 16/.

Н.Ю. Чалисова в диссертации "Трактат "Хадаик ас-сихр фи дакоик аш-ши'р" Рашдаддина Ватвата" затрагивает литературоведческие воззрения Шамс-и Кайса, зачастую сопоставляя их с теоретическими взглядами Ватвата/£б/.

Докторская диссертация Р.Мусульманкулова "Атауллах-и Мах-муд-и Хусайни и вопросы таджике ко~персидской классической поэч тики" /37/, как это видно из ее названия, посвящена изучению литературно-эстетических взглядов средневековья. Автор на основе сохранившихся источников и современных научных исследований подвел итоги исторического развития классической персидской поэтики Х-ХУ вв. и определил вклад каждого отдельного представителя в становление и развитие теории классической литературы. Вместе с тем он оцределяет значение и роль творчества Шамс-и Кайса, называя его тонким знатоком поэзии и истинным ее ценителем. Характер критического анализа поэзии Шамс-и Кайса, его метод разбора произведений, по мнению Мусульманку-лова, весьма близки к диалектическому методу /40, 23/.

Помимо вышеназванных работ, опубликован целый ряд крупных исследований и статей, в которых литературно-эстетические взгляды Шамс-и Кайса Рази явились предметом изучения и серьезных дискуссий. Здесь необходимо особо отметить статьи Худой Шарифо-ва "Древнейший трактат, посвященный науке о поэзии" (1971) /58/, "Принципа отображения и методы творчества" (1977) /52/, "Поэт и поэзия" (1982) /61/. В этих статьях автор избрал объектом исследования некоторые теоретические взгляды Шамс-и Кайса и сопоставил их с высказываниями его предшественников, Радуя-ни и Ватвата, что позволило автору сделать соответствующие интересные выводы.

Необходимо также упомянуть ряд работ литературоведа А. Сатторова, в которых автор осветил многие неизученные стороны критического наследия Шамс-и Кайса. Здесь прежде всего следует упомянуть статью "Ступени мастерства" (1974) /48/, в которой А.Сатторов еще раз подчеркивает роль Шамсиддина Мухаммеда ибн Кайса Рази'как критика. Другая статья этого же автора "Полная и полезная книга" (1975), /50/, затрагивает один из важнейших вопросов художественного творчества - определение стиха. Автор считает, что формулировка и определение поэтического творчества, и в частности стиха, данные Шамс-и Кайсом, были характерны для теоретических работ филояогов-знатоков -литературы того времени.

В последние годы вышли в свет работы, в которых изучаются теоретические взгляды последователей Шамс-и Кайса. К ним относятся работы Р.Мусульманкулова "Тайны слова" (1980) /38/ и "Атауллах-и Махмуд-и Хусайни" (1983) /39/. В процессе исследования и изучения образцов поэзии творческого метода литераторов средневековья, в частности, литературных взглядов Ао^уллы

Махцуд-и Хусайни Р.Мусульманкулов неоднократно обращается к эстетическим воззрениям его предшественника Шамс-и Кайса и сопоставляет их.

В 1982 г. А.Сатторовым был издан сборник статей "Точка связи" /52/. Эта работа разделена на две части, во второй из которых помещена статья "Ступени творчества"("Несколько страниц из истории критики"). В ней автор кратко осветил историю развития литературной критики с древнейших времен до ХУ в. Рассматривая творчество Шамс-и Кайса, А.Сатторов отмечает, что тому удалось разрешить проблему взаимосвязи . и соотношения в поэзии слова и смысла,и что принципы анализа стиха Шамс-и Кайса позволяют назвать его критиком, высказавшимся довольно определенно по вопросу о назначении поэта и поэзии.

В последние десятилетия были изданы новые работы, посвя -ценные - трем отраслям науки литературоведения прошлого - метрике, ри^ме и науке о средствах художественного изображения, которые и поныне широко исследуются и обсуждаются в нашей науке и литературе. Книги "Рифта в таджикской поэзии" (1955) /33/ и "Таджикская метрика" (1963) /54/, принадлежат перу известного ученого Б.И.Сируеа„ Опираясь в основном на произведение Шамс-и Кайса "ал-Муджам", автор рассмотрел некоторые теоретические взгляды средневекового критика. Эти его заметки осо -бенно наглядны в книге "Рифма в таджикской поэзии" /53, 7-27, 43-48/, где автор перечисляет недостатки в науке о рифме , состоящей из пяти разделов, которые не были отмечены Шамс-и Кайсом /53, 7- 48/. В других работах /53, 27-43/ Б.Сирус излагает свою точку зрения на те или иные виды рифмующихся букв, которые Шамс-и Кайс комментировал несколько иначе , и весьма веско доказывает правильность своих теоретических положений.

Теоретшескв]фособием по современной ;науке о средствах художественного изображения в таджикской поэзии является книга

Т.Н.Зехни "Искусство слова" /29/. Б первом издании /1960/ речь в этой работе шла только о средствах художественного изображения, но во втором (1967) и третьем (1979 г.) изданвнх в нее была включена глава, посвященная метрике, Автор написал свою книгу на основе раздела "ал-Му4джам", посвященного науке о средствах художественного изображения, используя иногда также и труды других авторов (литературоведов). Предлагая читателю ознакомиться с разделом "Адават" из сочинения Шамс-и Кайса, приведенного с некоторыми сокращениями и поправлениями, он рассматривает вместе с тем и теоретические взгляды средневекового критика.

Другим автором, использовавшим раздел "ал-Му*джам", в частности главу о метрике, является азербайджанский ученый А.Джа-фар. Для того, чтобы показать особенности азербайджанской метрики, данный автор сравнивает ее размеры со стихотворными размерами персидско-таджикской поэзии /25, 3-4/.

В 1976 г. была издана книга "Персидско-таджикская литература ХП-Х1У вв., где в одном из разделов шестой главы речь идет о жизни и деятельности Шамс-и Кайса. /4, 279-283/. Автор этой главы Р.Хади-заде на основе изучения "ал-Му#джам" приходит к выводу, что это сочинение содержит ряд полезных и важных литературно-критических мыслей о персидско-таджикской поэзии /4, 282/.

Из вышесказанного следует, что в последние годы на основе исследования теоретического наследия Шамс-и Кайса Рази, а также трудов его предшественников и последователей, создано немало исследований, в которых эстетические воззрения средневекового критика многократно являлись предметом изучения и научных споров.

Виесте с тем необходимо заметить, что несмотря на то, что названные выше авторы неоднократно обсуждали "ал-Му' джам", ни один из них особо не остановился и обстоятельно не рассмотрел критические взгляды автора этого труда.

Второй этап исследования начинается с появлением трудов, посвященных литературно-критическим мыслям Шамс-и Кайса.

Первая попытка в обсуждении этого вопроса принадлежит востоковеду Вивдфуру, который в своей статье "Критический обзор персидской литературы с точки зрения лингвиста"/ 116, 131-141/ подробно останавливается на вопросах соотношения слов и смысла, назначении поэта и поэзии, опираясь на данные "Адават" из сочинения Шамс-и Кайса "ал-Му'джам". Подчеркивая связь .между литературоведением и языкознанием, он видит залог успешного критического анализа произведений в тесной связи этих двух отраслей науки. Автор приводит замечания востоковеда Сустава фон

Гронебаума, касающиеся литературной критики прошлого, а также литературоведы прошлого тех недостатков, на которых Т~ останавливались подробно при анализе произведений своих современников / 116, 336-337 /. Говоря о "четырех орудиях^ приведенных Шамс-и Кайсом, Виндфур особо разбирает сходство и близость лингвистических и литера -туроведческих терминов.Здесь уместно отметить, что арабский ученый Абдуджаббар Ал-Муталлиби посвятил несоответствию и пе-приемлимости западных литературоведческих терминов на Востоке специальное исследование, в котором в качестве доказательства этого несоответствия приводит многочисленные примеры из жизни и быта народов Запада и Востока / 90, 23-62 /.

Вопросы соотношения слова и смысла, назначения поэта и критика , "орудий" стиха и первых поэтических попыток рассматривались в статьях К.Шукруллаева "Судаки с точки зрения Шамс-и Кайоа (1981) /62/, "Критик и поэт с точки зрения Шамс-и Кайса (1982), /63/, "Весы слова и критика поэзии" (1983) /64/. Автор анализирует теоретические взгляды, исследует принципы критики стиха в "ал Му'джам", затрагивает некоторые стороны критических высказываний Шамс-и Кайса.

В статье "Критик и поэт с точки зрения Шамс-и Кайса" К.Шук-руллаев рассматривает теоретическую точку зрения средневекового критика на проблему назначения поэта и критика, изложенную им в разделе "Адават" "ал- Му'джам". Комментируя некоторые высказывания Шамс-и Кайса о том, каким должен быть критик и поэт , автор статьи излагает также и свою точку зрения на эти вопросы.

Третья статья "Весы слов и критика стиха" посвящена разбору стиха Шамс-и Кайсом. К.Шукруллоев здесь приводит свои комментарии к основным положениям Шамс-и Кайса. Опираясь на высказывания средневеокового критика, в разделе "ал- Му'джам", "Предшествующее знание поэта" ("Мукадцамати шири") и заключительной его части "Хотимаи китоб" автор статьи поддерживает отдельные высказывания Шамс-и Кайса о необходимости соблщцения метрики и рифмы в поэтическом произведении, его определение поэзии и отнесение ее к литературоведению, а не к логике. В данной статье К.Шукруллоевым вновь повторены те выводы, которые были им высказаны в предшествующих работах. Однако это не умаляет их значения, поскольку они могут служить интересным материалом для изучения творческого наследия Шамс-и Кайса.

Как видам, до настоящего времени не существует полного исследования критического наследия Шамс-и Кайса. Мы обратились к исследованию и подробному изучению творческого наследия ¿;fe;.

Шамс-и Кайса,и особенно труда "ал-Му* джам", с целью выявления его роли в истории критики средневековой тадаикско-пер-сидской поэзии. Этому вопросу полностью посвящена третья глава данной диссертационной работы, в которой раскрываются особенности литературоведческого таланта Шамс-и Кайса, его личные качества как критика поэзии, место и роль в становлении таджикской классической критики.

В процессе написания диссертации было использовано второе издание "ал-Му^дкам", осуществленное Тегеранским Университетом в 1960 г.

Диссертация состоит из предисловия, трех глав, заключения и библиографии.

14

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Шамс-и Кайс-и Рази и его литературно-критические взгляды"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

I. Десятый век считается эпохой развития таджикско-персидс-кой поэзии. К этому же времени относятся и древнейшие образцы литературной критики на таджикском языке. Появление и развитие критики поэзии связано с развитием литературы и художественного воображения. С одной стороны, круг критических споров в то время был ограничен проблемой значения слов, и слово рассматривалось как средство художественного выражения. Подобные суждения, т.е. рассматривание значения художественного слова, естественно, ведут к размышлению об образном слове. С другой стороны, состав выражений анализировался по словарному значению и формам звучания.Исходя из этого, словесная критика являлась основой критики. Обладая нормативной основой, она уделяла внимание, главным образом, недостаткам стиха. Эти недостатки в ре -зультате изложенного выше были либо словесными, либо смысловыми. Однако, словесная критика прежде всего имеет две особенности, в сущности относящиеся к стишо. Это во-первых, ясность выражения с точки зрения лексического его значения. Во-вторых, уместное использование слова в соответствии с требованием стиля.

2. Хотя критика и отражала художественные особенности произведения, однако ее поиски не вскрывали идейно-эстетическую сущность произведения. Критик же в оценке произведения ограничи -вался несколькими общими фразами, такими как "ма4нии латиф" ("изящный смысл") или же "магнии пописанд" ("неприятный смысл"). Исходя из слов судили и о поэтическом таланте автора или его бессилии. Подобная критика явилась основой для возникновения поэтических антологий - тазкира, в которых автор, говоря о поэтическом наследии того или иного автора, в общих чертах излагал свое мнение.

3. Исследования и споры вокруг художественного слова постепенно вылились в новую отрасль науки, которая имела особое значение при изучении таких сторон литературы, так красноречие (балагат), средства художественного изображения (баде*), а также при анализе прозы.

Таким образом, создание до ХШ в. ряда произведений об ару-зе, кафия, баде *, тазкира, а также книг, посвященных сразу нескольким отраслям науки, способствовало появлению такой совершенной книги как "ал-Му'джам фи ма'аири аш'ар ил-'Ацжам". Эта книга,в которой объединены три науки литературоведения, является обобщением всех проявлений литературно-критической мысли персов и таджиков.

4. Принцип критики и разбора Шамс-и Кайса присущ филологам. Во всех трех частях произведения предметом критических исследований автора являются недостатки в словах и смысле. Критическая мысль Шамс-и Кайса способствовала развитию а также совершенствованию литературного стиля поэзии того времени.

5. Критические взгляды Шамс-и Кайса, изложенные в части "Адават-и ше'р ва мукадамат-и ша^ири" ("Орудия поэзии и предшествующие знания поэта") заслуживают особого внимания. В этой части своей книги он рассматривает вопрос о теоретических знаниях поэта и приводит эти знания в определенную систему, составляет их классификацию.

Шамс-и Кайс сравнивает критику с талантливым поэтом и считает, что оценка мудрого и объективного критика приносит пользу поэту и поэзии.

6. Шамс-и Кайс считает обязательным соблюдение в поэзии правил аруза и рифмы. Знание этих правил он такие считает необходимым для каждого, кто любит поэзию.

Хотя раздел, посвященный науке "баде*" у Шамс-и Кайса более рэаток по сравнению с трудами Радуяни и Ватвата, зато автор "Ал-му'джам" впервые упоминает некоторые поэтические фигуры и определяет их значение в художественном творчестве. Как выяснилось, часть "баде*" "ал-Му'джама" имеет еще одно новшество. Шамс-и Кайс одним из первых называет и разъясняет некоторые литературные жанры (аджноси ше'«р).

7. Словесная и смысловая критика, служившая в прошлом мерилом художественного достоинства слова, на протяжении веков не теряет своего значения. Возможно, критические замечания, сделанные Шамс-и Кайс ом относительно недостатков слов и смысла, явились причиной того, что в творчестве поэтов, писавших после появления книги, эти недостатки встречаются значительно реже.

В своем произведении автор сообщает много полезного относительно приемлемости и неприемлемости слов, о правилах применения слов и изложения смысла. Эти сведения и поныне не утратили своего значения.

8. Таким образом, литературная критика прошлого является основой для становления .этой отрасли в современном^штературо-ведении, значительно расширяет объем современной литературной критики, а танке воспитывает вкусы и воображения писателя и читателя.

Поскольку наша классическая литература является основным источником развития современной поэзии и литературы, то для современной литературы изучение критической мысли прошлого имеет большое значение.

В то же время изучение критической мысли прошлого для таджикской литературы имеет не только историко-литературное значение, но и, в первую очередь, литературно-практическую ценность.

 

Список научной литературыШарифов, Махмадёр, диссертация по теме "Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)"

1. Постановление Пленума ЦК КПСС (июнь 1983) Правда,1983,16 июня.

2. Абдуллоев А. Адабиёти форсу точик дар нимаи аввали асри И.

3. Душанбе: Дониш, 1979. 283 с.

4. Абулкосими Фирдавсй. Шодома. Душанбе: Йрфон, 1966,ч.6.552 с.

5. Адабиёти форсу-то^ргк дар асрх;ои ХП-Х1У (Очеркхр kjzecmh якум).- Душанбе: Дониш, 1976. 345 с.

6. Айни С. Мактуб ба М.Турсунзода: Шаркр Сурз», 1956, М,с. I08-110.

7. Алишер Навоий, Асарлар. Тошкент, 1967, 14 т. - 269 с.

8. Аристотель. Поэтика. М.: 1ЖЛ, 1957. - 182 с.

9. Афса^зод А. Низомии Арузии Самарканда. Газетаи муаллимон,1983, 15 ноября.

10. Ашъори ^амасрони Рудаки. Сталинабод, 1958, - 407 с.

11. Баранов Х.Н. Арабско-русский словарь. М., 1962. - 1187 с.

12. Бартольд В.В. Туркестан в эпоху Монгольского нашествия.

13. М.: Изд. восточ. лит., 1963. 760 с.

14. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит-ра,1976, т. I.- 736 с.

15. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9-ти т. М.: Худож. лит-ра,1976, т. 2. 631 с.

16. Бертельс Е.Э. Носири Хисроу и его взгляды на поэзию. Изв.

17. ООН АН ТаджССР, 1953, Ш 4.

18. Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы.

19. М.: Изд. BOCTD4. лит-ры, i960. 556 с.

20. Брагинский И. С. Очерки из истории таджикской литературы.

21. Сталинабад: Таджикгосиздат, 1956, 459 с.

22. Брагинский И.О. Из истории таджикско-персидской литературы. М.£970.

23. Брагинский И.С. От Авесты до Мни. .Пушанбе: Ирфон, 1981.256 с.

24. Брагинский И.С. Изучение вклада народов востока в мировуюэстетическую мысль. В кн.: Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. -М.: Наука, 1964. - 340 с.

25. Введение в литературоведение (под ред. Г.Н.Поспелова).

26. Высшая школа, 1976. 422 с.

27. Воэ$йдов С. Шеър аз назари Мух^ммад Авфй, Маориф ваизданият, 1973, 5 июля.

28. Гафуров Б.Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. М.: Наука, 1972. - 664 с.

29. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1969, т. 2.-326с.

30. Гилберт К.Г., Кун. История эстетики. М., 1960.

31. Джафар Акрем. Особенности азербайджанской метрики аруза.

32. М.: Изд. восточ.лит, 1960. 12 с.

33. Девони Анвари (Предисловие Р.Хади-заде). Душанбе; 1971,262 с.

34. Древнегреческая литературная критика. М.: Наука, 1975.480 с.

35. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 3-х т. М. : Худож. лит.1952, т. 3.

36. Зездш Т.Н. Санъати Сухан. .Пушанбе: Ирфон, 1979. -325 с.

37. Краткая литературная энциклопедия. М.: Совет, энциклопед.,1967, т. 4, 1023 с.

38. Крачковский И.Й.Избр.соч., М.-Л., 1956, т.2. - 702 с.

39. Крачковский ИЛО. Избр.соч., М.-Л., i960, т. 6. - 739 с.

40. Куделин А.Б. Средневековая арабская поэтика. М. : Наука,1983. 260 с.

41. Лосев А.Ф. История античной эстетики (ранний эллинизм).

42. М.: Искусство, 1979. 815 с.

43. Манучезди. Мунтахабот. .Душанбе: Дониш, 1974. - 96 с.

44. Максуд Шайхзода. Устоднинг санъатхонасида. Шарк. Юпдузи, 1965, të 10 (на узбекском языке).

45. Мусульманкулов Р. Атауллах-и Махмуда: Хусайни и вопросытаджикско-персидской классической поэтики. Дис. . докт. филол. наук. Душан-бе-Ленинградг 1980. - 323 с. (Машинопись).

46. Мусульманкулов Р. Асрори сухан. Душанбе, Ирфон, 1980.151 с.

47. Мусульманкулов Р. Атауллах-и Махмуда Хусайни. Душанбе,1. Дониш, 1983. 196 с.

48. Мусульманкулов Р. Атауллах-и Махмуд-и Хусайни и вопросытаджикско-персидской классической поэтики: Автореф. дис. . д-ра филол. наук.-Душанбе, 1980. 42 с.

49. Мушкилоти Ибни Grao. Душанбе, 1980. 184 с.

50. Низами Арузи Самарканда. (Предисловие А.Н.Болдырева). Собрание редкостей или Четыре беседы. М.: Изд. вост. лит. 1963. - 173 с.

51. Пушкин A.C. Полн.собр.соч. В 10-ти т., Л.: Наука, Ленинград.отделение, 1978, т. 7. 543 с.

52. Рудаки. Душанбе: Ирфон, 1974. - 222 с.

53. Сагадеев A.B. Из истории эстетической мысли народов Ближнего и Среднего Востока (Эпоха средневековья): Дис.канд. филол. наук. М., 1964. (Машинопись).

54. Сатторов А. Аз таърихи афкори адабй ва эстетикии форсу точиле (аср^ои Х-ХУ). Дис. . канд.филол. наук. -Душанбе, 1972. (Машинопись).

55. Сатторов А. Садифае аз таърихи наяд. Садои Шарк, 1968,1. J& 9.

56. Сатторов А. Зина^ои камолот. Маориф ва маданият. 16 февраля 1974.

57. Сатторов А. Зинаи нав. Маориф ва маданият, 1975, 20 мая.

58. Сатторов А. Таснифи ^омеъ ва муфид. Маориф ва маданият.1975, 25 октября.

59. Сатторов А. Вазифаи таъхирнопазир. Маориф ва маданият.1977. 19 января.

60. Сатторов А. Ну1$таи пайванд. Душанбе: Ирфон, 1982, - 238 с.

61. Сирус Б.И. Ерфия дар назми то^щк. Сталинобод, 1955. -185 с.

62. Сирус Б.И. Арузи точрш.- Душанбе,: Нашрдавточрк, 1963.287 с.

63. Сирус Б. И. Назарияи нави крфиябандй дар шеъри точдк.

64. Лушанбе, Ирфон, 1972. 47 с.

65. Чалисова Н.Ю. Трактат "Хадаик ас-сихр фи дакаик аш-ши'р?

66. Рашидадцини Ватвата. Автореф. дне. . канд. филол. наук. М., 1980. - 22 с.

67. Шарифов X. Ташаккули афкори адабии точдак дар аерхри Х-Х1:- Дис. . канд.филол. наук. .Душанбе, 1970. (Машинопись).

68. Шарифов X. Рисолаи кадимтарин роч^ъ ба илми шеър. Садои1. Шар^. 1971, № 6.

69. Шарифов X. Принципщн ' лнъикос ва тарзи э^од. Садои1. Шарк^ 1977, гё 9.

70. Шарифов Х- Баъзе масъала^ои э^оди бадей дар "Му^ддимаи

71. Шохцомаи Абумансури" В кн.: Образ вамахррат. Лушанбе, 1980. 79 с.

72. Шарифов X. Шоир ва шеър. Маданияти Тонкие тон, 1982,7 декабря.,

73. Шукруллоев К. Рудаки аз назари Шамси Е^йе. Маориф вамаданият, 1981, 13 мая.

74. Шукруллоев К. Нощи ва шоир аз назари Шамси К£йс. Газетаи муаллимон, 1982, 2 августа.

75. Шукруллоев К. Мизони сухан ва накди шеър. Садои Шарк; ,1983, lb 5.\

76. Y ^AJ}; Li Cjjj ab* j J — aJ fe *OfL jj * jS ^¿a-suä81. \YTA ^l^j^Jljbuil^U» ^J^^mJI • <sj\en J*** ot^LT*^ ^^'ol/^fí^b^' jt ^ ^pKJtuJI • tíjljJI o-i® ¿к -^'а-0-^

77. MTi t LioUaie3^C ^ jl * tjj I\j (j-J (j-e-i84'. oU* J^ •85. \YTA < • V ¿Otjj

78. Y jJ^oroí . ^J! aâ; ♦ jj ¿«-»JIJU:g^ Kit ¿fp L$i j^'fisj* ' Oijj ^й-oJí^f88. \ror с -^л; J^i¿ • V £ OyJ89. ^fo. olrt^ Lfc <ui; Jul 3 l^-i IJ jL ♦ ^ OiJL) cw^l«3^90. \\A* JIjlíw • J&JIJL^JUI ^(ji ♦ ^JU^JIjUJI^x

79. ПО. oLrf^ u-WsÜlo.Lil • y-.jb^jJI^111. m». ¿j^ < ^UiUI jLu • ^ ^jJl^^e:112. ^ rrt о irr < * ^ ^a/1 ^^113. \ 1 ♦ A j^iSJ114« Arberry A.J. Classical Persian Literature.London,1958

80. E. Browne. A Literary.History of Persian Manuscripts in the British Museum, vol. I, iondon, 1915

81. Gemot L. Windfuhr, A Lingwist criticism of Persian literature. New Metodologue in der Iranistik, Wiesbaden, 1974