автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему: Шведская философия: Современность и классика. Аналитическая традиция Упсалы
Полный текст автореферата диссертации по теме "Шведская философия: Современность и классика. Аналитическая традиция Упсалы"
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
На правах рукописи
Казакевич Галина Викторовна
5Г8 ОД - в ОКТ 199В
ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ: СОВРЕМЕННОСТЬ И КЛАССИКА. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ УПСАЖ
Специальность 09. 00.03 - История философии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук
Санкт-Петербург 1996
.г-а5ота шкшьша из кафедре современной зарубежной философии фшюсофзкого ¡раку-вьтета Саикт-ПотерОургасого государственного
университета.
Паучник руководитель -
Официальные оппоненты -
доктор философских наук, профессор Куравлев О. Е
доктор философских наук, профессор Прэзерский К II
кандидат философских наук, доцент Масленников Д. В.
Веду|Щя организации - Санкт-Петербургская аглдемля
гражданской авиации
Защита состоится " " /0_ 1996 г. в часо]
на заседании диссертационного совета К. 063. 5?. 18 по залщте диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Сапкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034, Санкт-Петербург, 15енделеевская линия,д. 5,философский фоку льтете.ауд.
С диссертацией моли!о ознакомиться в научной библиотеке им. А. М. Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
Автореферат разослан " ^ " ^__1935 г.
Ученый секретарь диссертационного сойота,
>он-:' Тульпе Я А.
- 3 -
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность
Процесс культурной интеграции народов способствует идейно-мировоззренческому обновлению и обогащению интеллектуального потенциала наций.
Конец столетия в истории европейской философии обусловил валкость подведения итогов континентальной философской мысли в целом и в масштабе национальных историй философий,что существенно также для набирающего силу философского страноведения. В этой свяаи актуальным представляется анализ ведущих философских течений современности вообще и упсальской школы позитивизма и аналитической философии Швеции в частности. В отечественной скандинавистике, имеющей сравнительно скромные традиции, обращение к философской культуре стран этого региона, существовавшего в известной обособленности от драматической истории остальной Европы в XX веке,всегда представляло интерес как ориентированное на выявление идейной основы миропонимания скандинавских народов,стеркневой характеристики их национальных ¡«ультур. Это особенно ваишо применительно к Швеции, стране,занимающей по уровню жизни людей одно из первых мест в мире.
Канули в прошлое рассуждения о "шведском социализме" с тех пор, гак советская система потерпела крах ¡гак общепризнанная модель социально-политического и экономического развития общества. В связи с этим в Швеции с новой силой вспыхнул интерес к философии Акселя Хегерстрема, в особенности к концепциям нигилизма ценностей и "скандинавского правового реализма". Вообще, переосмысление ряда основоположений социальной и политической философии прошлого представляет в Швеции существенное направление современной мысли.
В этом отношении интересно сравнение места и роли философии в Швеции и в Советском Союзе. Это особенно показательно в философии права. В течение семи десятилетий общественное сознание советского общества формировалось и развивалось под непосредственным влиянием марксистско-ленинского философского мировоззрения. Особенно глубокое влияние со стороны марксистско-ленинской идеологии испытало право и правосознание, что и привело страну фактически к правовому нигилизму. Нэжду тем как в Швеции наблюдалась обратное: критика со стороны философии способствовала процессу
- 4 -
совершенствования государственного права.
Степень разработанности темы
В отечественной историко-философской литературе проблемы шведской философской мысли систематически рассматривались в трудах одного из основоположников отечественного философского страноведения А. Г. Мысливченко в конце 50-х - начале 70-х годов. Эти исследования, подытоженные в монографии "Философская мысль в Швеции" (М. ,1974) охватывали период с начала ХП века до середины XX века. Рассмотрение современной шведской философии в работе Мысливченко , имевшее в целом обзорный характер, включало также важные теоретические и методологические проблемы. Значительным является его вклад в изучение материалистических идей, возникновение и развитие марксизма в Швеции.
Следует упомянуть также справочш-библиографический обзор истории философии в Швеции, выполненный Е В. Похлебкиным, и исследования А. Мамонтова,посвящэнные эстетическим взглядам современного шведского философа Тедди Бруниуса.
йшософия же упсальской школы как главное направление современной шведской философии, включая ее неотъемлимую часть, так называемый "скандинавский правовой реализм", не нашла достойного отражения в трудах отечественных исследователей. За рубежом, в особенности в европейских странах, философско-правовые и фило-софско-политические воззрения представителей упсальской школы вызывают значительный интерес,нашедший выражение в трудах И. Бьяру-па, Р. Бринга, 3. Холла, Р. Сандина, X. Вогеля и др.
Недостаточная разработка темы,по мнению диссертанта, вызвана отсутствием в России исследовательской традиции и необходимой литературы. Автор выражает свою благодарность сотрудникам Философского института в университете г. Упсалы и лично доценту теоретической философии Серену Стенлунду за помощь в работе над диссертацией на последнем этапе.
Цель и задачи исследования состояла в том,чтобы:
- научить истоки философских идей и концепций, получивших распространение в Швеции;
- выявить и проанализировать факторы, повлиявшие на формирование основного корпуса идей и концепций современной шведской философии;
- проследить эволюцию взглядов основных персоналий шведской философии от позитивизма к аналитической философии как главного направления движения философской мысли в стране;
- показать своеобразие философского процесса в Швеции;
- выявить роль философии и общественных наук в культурной, политической и социальной жизни современной Швеции, рассмотреть взаимодействие философии с другими сферами общественного сознания в стране;
- выявить основные направления и тенденции развития шведской философии в настоящее время.
Методы исследования
При написании работы автор руководствовался главным образом сравнительно-историческим и, частично, структурным и герменевтическим методами.
Научная новизна работы
1. Данная работа представляет практически первый опыт подробного исследования современной шведской философии в России.
2. Составлена и опубликована научная библиография по теме исследования.
Теоретическая и практическая значимость исследования
Предлагаемая работа может быть использована при создании общего и специального курсов истории философии, а так же при изучении юриспуденции и литературоведения Швеции.
Апробация работы
1. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры современной зарубежной философии Санкт-Петербургского государственного университета и была рекомендована к защите.
2. Основные положения и выводы диссертации изложены в четырех статьях.
П СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Во введении обосновывается актуальность и современное состо-
яние темы диссертационного исследования, новизна, теоретическая и практическая значимость, а также приводится сегодняшняя оценка шведской интеллигенцией итогов применения социальной инженерии как результата влияния упсальской школы.
Глава I "Упсальская традиция в шведской философии." посвящена двум значительнейшим философским школам Швеции: бустремиаяской школе XIX века и упсальской шкоде позитивизма XX века. Обе школы были созданы в университете г. Упсала и ознаменовали собой основные этапы в развитии национальной философии шведов.
Параграф 1 "Рациональность шведского менталитета." является своеобразным введением в предмет. В нем содержится попытка, в общих чертах,рассмотреть историческое развитие национального мышления шведов и обусловившие его религиозные, социальные, экономические, политические,культурные и этнические факторы. Несомненно, что стремление к рациональности присушр любой нации, но в Швеции эта тенденция приобрела особую выразительность. В конце параграфа приводится социально-психологический "портрет" шведской науки: "У ладей, которые в ущерб чувствам предпочитают разум,высоко развито качество деловитости. Типично деловая личность фантазирует неохотно. Они с симпатией относятся к статистике и научным исследованиям. Люди с такой установкой чувствуют себя куда лучше в экспериментальной психологии,чем в психоанализе. В шведской науке преобладают такие черты как количественный расчет, неспекулятивность, конкретность и отсутствие утонченности. "1
Подобное мнение.разумеется, не претендует на полноту освещэ-ния,но в тожв время многое из приведенного как нельзя лучше отражает сентенции шведских философов.
Параграф 2 "Развитие философии в Швеции до начала XX века. " посвящен, главным образом, философской концепции самого знаменитого шведского философа Христофора Якоба Бустрема, считающегося классиком национальной философии.
Воззрения Бустрема были во многом оригинальными. Свою философскую систему Бустрем называл "рациональным идеализмом" или "философией личности". В основе его философии лежали теистические представления о том, что все существующее есть Бог и его определения. Бога же он понимал как возвышенную над пространством и временем абсолютную, бесконечную личность. Определения Бога - это его
1. Austin Р. В. On being Swidish. London, 1968. S. 43.
мысли или идеи,которые,в свою очередь, являются разумными, обладающими самосознанием личностями различного достоинства. Каждая личность входит в иерархию личностей, располагаясь от низших к высшим. Эта шкала градаций предполагает наличие высшего чувствующего существа или Бога. Существовать,по Бустрему, означает чувствовать. Бог, совершенный разум или абсолютное самосознание обладает адекватными или истинными ощущениями. Бог воспринимает всю действительность,в то время как человек, являясь "вечной" идеей в Боге, в состоянии лишь несовершенным способом воспринимать действительность благодаря тому, что его разум перерабатывает воспринимаемое чувствами, находящееся в пространстве и времени отражение, видимость действительности. Бог, как Абсолют противоположен вешдм материальной действительности, являющимся только феноменами для несовершенного человеческого сознания.
В социальную философию Бустрем вводит понятие "коллективной" личности. "Коллективными" личностями 'шведский философ называет общества, разделяя их на "частные" общества, например, семью и членов семьи, и "публичные" общества - коммуну, государство. Самой высшей "общественной" личностью является человечество. Основанием, по которому Бустрем определил общество как личность, было то, что общество, подобно индивидуальной личности,являясь идеей в Боге,обладает собственным миром феноменов и самосознанием. Идея общества, по Бустрему, включена в систему божественных идей, поэтому политическая сила исходит не столько от народа и от идеи государства, а более всего от Бога. Лучшей государственной формой шведский мыслитель считал монархию.
В философской системе Бустрема объективно-идеалистические воззрения эклектически соединялись с субъективно-идеалистическими. Несмотря на спекулятивный, абсолютно-идеалистический характер философии Бустрема, сам он и его ученики были противниками тех систем, которые не имели достаточных оснований в опыте. В философии Бустрема шведский идеализм получил наиболее цельное выражение. Бустремианство имело такое же аначение для шведской интеллектуальной жизни,как в свое время гегельянство для интеллектуальной жизни Европы. Оно доминировало в шведской метафизике, этике, философии права, философии религии и в художественной литературе вплоть до начала XX века, не имея достойных соперников. Сила бустремианства была подорвана только достаточно мощной новой уп-сальской школой.
В параграфе Э. "Возникновение новой шкоды в г. Упсала. " рассмотрена, прежде всего,политическая,социальная и культурная ситуация в Швеции конца XIX - начала XX веков, явившаяся предпосылкой для кардинальных перемен в философском климате страны. Обострившаяся конфронтация консерватизма и радикализма, борьба старого с новым закончилась победой радикалов. В философии это выразилось в замене господствующего долгое время бустремианства ориентированной на материализм философией упсальской школы. Школа в г. Упсала была создана в 1910 году философами большого таланта Акселем Хе-герстремом и Адольфом Паленом.
Аксель'Хегерстрем подучил философское образование в бустре-мианской Упсаде. Большое влияние на будузцрго основателя школы оказал его учитель Е. Бурман. Благодаря Бурману бустремианство в Швеции приобрело неокантианские черты, в нем слились воедино идеи Фихте, Ufeллинга и Гегеля. Неокантианство,особенно марбургской школы (Коген.Наторп),а также философия австрийской школы в лице Брента-но и Ыейнонга оставили заметный след в трудах Хегерстрема. В свои ранние годы,до того как создать школу,Хегерстрем полагал себя как трансцедентального философа,хотя позже идеалистические взгляды шведского мыслителя постепенно перерождаются в материалистические: он все больше отдаляется от Фихте и Гегеля и все больше приближается к Спинозе.
Главной работой Хегерстрема считается "Принцип науки. Реальность". В ней он изложил свои взгляды относительно онтологии и теории познания,развернул критику метафизики. Под "метафизикой" он понимал различные представления,которые идентифицируют действительность с какой-то определенной частью того же самого,как то идеи,материя и т.д.
В теории познания Хегерстрем отстаивает мнение, что любое знание невозможно без обязательного обращения к "действительному", характеризующемуся определенностью и непротиворечивостью, а также находящемуся в системе пространственно-временных связей. "Действительное" у Хегерстрема тождественно суждению,которое, по его мнению, не может быть ложным.
В философии морали Хегерстрем выдвинул в качестве основного начала принцип нигилизма ценностей,предвосхитивший змотивизм в метаэтике. Его значительными работами в этой области были "Критика психологии ценностей" и лекции "О моральных представлениях истины". По мнению мыслителя,в мире нет места для оценок,ибо они не-
действительны: то,что оценки являются объективными свойствами вещай или действий,есть всего лишь иллюзия,воэникаюшзя в ходе проецирования человеческих чувств на рассматриваемые предметы.
К теории ценностей Хегерстрема близка и его философия права, которая оказала большое влияние на юриспуденцига и философию права северных стран и получила название "скандинавского правого реализма".
В его монументальных трудах "К вопросу об объективности правовых понятий" и "Римское понятие об обязанностях в свете всеобщих римских правовых взглядов" главным для философа было то,что позитивное право является лишь фактически прикладной системой правил. В отличие от понимания права как выражения правового сознания или воли государства,или как естественного права,Хегерстрем рассматривает его как суеверие,веру в сверхестественные силы,аргументируя это тем,что римское право покоится на магических основах.
Что касается Палена,то идейной основой для формирования его философского мышления явилась прежде всего немецкая классическая философия в лице Канта,(йкте и Гегеля,современное неокантианство.
Задачей философии Пален считал логический анализ и переработку понятий. Пален полагал,что обычные понятия,которые используют люди в повседневном обшрнии являются противоречивыми. Поэтому недопустимо использовать их в философии. Исходя из этого, анализ понятий предполагает раскрытие двусмысленности некоторых таких понятий и замещение их однозначными,"непротиворечивыми",как определял их Пален. Мэтод анализа понятий ученый обсуждал в книгах "Опьгг истории понятий. Пример диалектического значения в развитии понятий", "Наши общие понятия и их диалектическое движение в истории философии".
Во многих положениях Хегерстрем и Пален превзошли спекулятивный идеализм. Но все же наследие немецкой классической философии продолжает существовать для обоих основателей упсальской школы. Рационализм у Хегерстрема отождествлялся,главным образом,с разрешением противоречий или логической необходимостью. Пален был ближе всего к Гегелю,благодаря заимствованию у него "диалектического" метода Для обоих здравый смысл - это наполненное противоречиями "естественное сознание", прояснение которого является главной целью науки. В их философии сплетаются воедино немецкая классическая философия и бустремианское учение,Тем самым,философия наделяется ролью судьи,опирающегося на положения разума и
специальных наук. Такую же роль имела философия в XIX веке в идеалистических системах. БЬ тогда она понималась также как позитивное учение,как метафизика и мировоззрение. Другое дело упсальская философия, где философия прежде всего понимается в негативном смысле, как разоблачение суеверий и противоречий. В идеалистической философии разум часто понимается материалистически и объективистски. В упсальской философии остаются субъективистски-ложные предположения, которые несовместимы с логическим мышлением,являющимися основой философского анализа. В то же время для упсальской школы важной была и критика субъективизма
Субъективистски-ложные предположения упеальских философов, ставшие предметом критики со стороны известного немецкого неокантианца Эрнста Кассирера.в силу обстоятельств пребывавшего долгое время в Швеции, рассмотрены в параграфе 4 - "Эрнст Касси-рер и упсальская шкода философии".
Самому большому достижению шведской философии XX века,созданному }Оэгерстремом и его учениками Лундстедтом.Оливекруной и Россом, философии права посвяшрн параграф 5 "Скандинавский правовой реализм".
Три области приложения теоретических усилий Хегерстрема -анализ правового сознания,критика правового позитивизма и исследование правового порядка -оказали большое влияние на его последователей.
Вильгельм Лундстедт, профессор гражданского и римского права в университете г. Упсала, в работе "Избранное из лекций по гражданскому праву" (в немецком переводе название работы "Ненаучность теории права") и в книге "Пересмотр правового мышления" представил критику правовой литературы. Цель этих работ - попытка освобождения правовой науки от метафизики и суеверий и превращение ее в науку, наподобие естественной науки. По Лундстедту,объективность взгляда на права и обязанности зависит от сознания того,что право должно быть основано на описании духовной действительности в хро-нотопическом аспекте.
Главным положением в философии права Лундетедта была теория "общественной выгоды". Ученый считал, что действительным мотивом для учреждения законов или для их судебного применения являются не метафизические размышления о "правоте" и т. п. , а понимание общественной выгоды, ибо лживая идеология правоты получает противодействие со стороны реальных интересов в фактически действующих
- и -
механизмах законов.
Его теория является как описательной,так и нормативной. И оба аспекта переплетаются друг с другом настолько тесно, как нельзя было бы ожидать от последователя нигилизма ценностей Хегерстре-ма. Для Лундстедта было свойственным считать, что учредители законов действуют в целом в интересах общества. Он отклоняет как либеральную идею, противопоставляющую государство и индивида, так и марксистскую теорию о государстве как инструменте для поддержания интересов господствующих классов. Лундстедт непрерывно полемизирует с либеральными теориями,отстаивающими то положение,что индивид владеет определенными правами, которые государство не может нарушать и которые,вместе с тем,ограничивают область легитимной власти государства
Его понимание этого вопроса получило название правового реализма, благодаря которому Лундстедт занимает особое положение в шведской традиции защиты государства.
Одним из условий государственного патернализма Лундстедта является идиллический взгляд на демократическое государство. Возможность того,чтобы государство служило некоторым особым частным интересам он отклоняет и считает,что принимаемые законы должны бьггь выгодны в основном для всех граждан. Уместно провести параллель между теорией общественной выгоды и идеологией "государства благоденствия", которая уже с 30-х годов становится государственной шведской идеологией.
Теорию общественной выгоды Лундстедта не разделяли ни Оли-векруна, ни Росс. Оливекруна определил строгую роль для государства. В то время,когда идеология благоденствия Лундстедта наделяла его государственную аппологетику чертами патернализма, Оливекруна создает в правовой теории атмосферу сурового реализма, напоминающую теории Гоббса и Макиавелли.
Карл Оливекруна,профессор процессуального права в Лунде.свое понимание природы права дает в работе "О законе и государстве". Оригинальным в его видении является описание фактического правопорядка и отношений между правом и насилием. Основной его тезис есть прямое продолжение критики понятия права:"... То,что подразумевается под именем закона и права есть правила насилия,правила, которые содержат образец действий для осуществления насилия". 1
1. Olivecrona К. От lagen och staten.Kpnhmn & Lund, 1940(1). 5.125
И Оливекруна отнюдь не оспаривает это насилие, наоборот, он защищает его необходимость, считая, что насилие служит причиной возникновения моральных представлений у людей.
Теорию государства Оливекруна можно сравнить с "неомакиаве-лианскими" учениями о государстве идеологов итальянского фашизма, среди представителей которых особенно известны Е Парето и Г. Мос-ка,а также первый философ права немецкого национал-социализма Карл Шматт, пропагандировавший идею утверждения "нового порядка" посредством насилия.
Главной отличительной чертой Оливекруны от Хегерстрема и Лундстедта, которые питали глубокое отвращение к немецкому национал-социализму, является более жесткое определение власти,ограниченное ролью чистого насилия, что вызвало "циничное" или "реалистическое" отношение со стороны идеологов, воспринимающих теорию государства Оливекруны как неприкрытую маскировку экономических и политических интересов,понимание,свойственное научно-исторической венской школе.
Так же как и Лундстедт, Оливекруна считал народное право опасным. В посвященной этой проблеме работе "Англия и Германия", Оливекруна предлагает создать новую Европу под немецким руководством, для того, чтобы закончить войну и международную анархию. Поскольку Англии не "посчастливилось" после Версальского мира объединить Европу,Оливекруна возлагает надежды на победу Германии в конфликте великих держав и на руководство, осуществляемое "в высшей степени талантливым, сильным немецким народом". В том, что Оливекруна руководился соображениями искренней любви к миру, нет необходимости сомневаться, поскольку то средство,которое он рекомендовал - капитуляция перед самой сильной на данный момент супердержавой - больше всего, по его мнению, подходило для достижения цеди.
Среди иностранных представителей "скандинавского реализма" наиболее известным был датчанин Альф Росс. Но в отличие от Лундстедта и Оливекруны, он никогда и ни в чем строго не следовал хе-герстремианским взглядам.
Росса интересует практическая сторона правовой науки, т. е. научная методика. Основанная на науке правовая политика должна стать социальной техникой,которая укажет верные средства для достижения целевых установок. Формулировки Росса является более совершенными, чем формулировки Лундстедта, но их замысел однороден.
Философия права Хегерстрема долго господствовала в шведских дискуссиях,постепенно была дополнена и смешалась с другими идеями, исходившими из английской и американской философии. Однако,она вдохновила и третье поколение философов права,среди которых известны имена Туре Стремберга.Пера Улофа Зкелефа и Пера Улофа Бол-динга.
Хегерстремианство и в целом упсальская философия оказали значительное влияние на интеллектуальный климат общества межвоенной Швеции. Их радикальный сциентизм имел решающее влияние при создании социальных технологий и способствовал,с этой стороны, индустриальному прогрессу в обществе. Вопросы о "научности" философии, юриспуденции, экономики,теологии становятся насущной проблемой, которую исследователи решают,присоединяясь к взглядам упсаль-ских философов.
Глава 11 "Аналитическая философия в Швеции." посвящена современному состоянию шведской философии,начиная с 30-х годов и кончая последними десятилетиями XX века
В параграфе 1 "Условия возникновения и развитие аналитической философии в Швеции. " рассмотрены причины по которым в то время новое философское движение получило распространение в стране. Здесь важную роль сыграл тог факт,что Швецией было утрачено культурное влияние Германии, вследствие прихода к власти нацистов в 1933 году.
В это же время аналитическая философия,близкая к Венскому кружку формируется в других Скандинавских странах, благодаря деятельности таких философов как Йорган Йоргенсен в Дании,Эйно Кайла в Финляндии и Арне Наэсс в Норвегии.
Немаловажное значение для распространения идей аналитической философии имели посещэния Швеции такими философами как Р. Кар-нап, П. Наторп и С. Д. Броуд.
Первым,кто в Швеции стал придерживаться нового направления были три ученика Палена Ыэрк-Вогау.Хедениус и Ведберг. Их объединял общий интерес к идеям кембриджской философии,а также понимание необходимости пересмотра паленского метода анализа понятий.
В конце параграфа автором дается сравнительный анализ уп-сальской философии,главным образом,паленской модели и международной аналитической философии,к которой присоединилась в это время также и Швеция.
Триумфальное шествие аналитической философии, которая уже с
начала 60-х годов занимает господствующее положение в академической философии,описано в параграфе 2 "Успех аналитической философии. Расстановка сил в шведских университетах".
Параграф 3 "Философское мировоззрение Марка-Вогау" посвящен одному из самых ярких представителей современной философии Швеции.
Конрад Марк-Вогау выступает в качестве мэтра шведской аналитической философии. Марк-Вогау получил образование в Упсальском университете, и его философское мировоззрение было во многом связано с идеями упсальской школы. Проявив интерес к международной аналитической философии, Марк-Вогау осознал невозможность соединения упсальского мировоззрения с аналитическим направлением. Существенные изменения в его взглядах были вызваны влиянием современных естественных наук и логики. Прежде всего это касалось его понимания философского анализа. Осознав непродуктивность метода анализа понятий Палена,он отверг два из паденский тезисов: о диалектической природе понятий и о диалектическом разрешении противоречий. В немалом числе написанных им сочинений подвергалась критическому рассмотрению философия Хегерстрема. Марк-Вогау не считал верными теорию действительности и принцип нигилизма ценностей Хегерстрема. В статье "Теория действительности Хегерстрема" он указывает, что аргументация мыслителя несвязна и невыдержана в основных пунктах. Но новое заключалось в том, что аргументы Шрка-Вогау не имели какого-то специфического паденского характера, а также многих технических различий, в попытке излагать теории, обходясь ограниченным числом тезисов и т.д.,что скорее объяснялось влиянием Мура и Вроуда. Заинтересованность Марка-Вогау кембриджской философией проявляется во многих его работах. Марк-Вогау принимает "здравый смысл" философии Мура. Главная работа Марка-Вогау "Теория чувственно данного" ознаменовала его отказ от позиции "теории мышления" в духе Мура,Рассела и Броуда, утверждавшей,что наши непосредственные ощущения являются не физической вещью, а мышлением или работой разума. "Теория мышления",указывал Марк-Вогау, дает ложную картину тех фактов, которые связаны с восприятием. Наше восприятие способно приспосабливаться к физической действительности, дополнять то,что не находится непосредственно в поле нашего зрения,воспринимать форму быстрее,чем части объекта. Мы воспринимаем трехмерность предмета,видим его как вещь,как то,что находится в пространстве,обладает обратной и лицевой сторонами и т. д. Так же как "Теория чувственно данного", многие из произведений Марка-
- 15 -
Вогау носят критический характер.
В справочнике "Учить философию" Марк-Вогау вычленяет три философских направления современности, которые составляют первейшую альтернативу аналитической философии: марксизм,неотомизм и экзистенциализм. Разбор каждого из них предопределялся посылкой "как не следует учить философию".
Единственно верной,научной для Марк-Вогау была аналитическая философия, в которой первостепенным он считал вопрос о самом аналитическом методе. Марк-Вогау не разделяет идею Карнапа об "экспликации", а метод анализа обыденного языка оксфордской школы не внушает ему доверия. История философ™ для Марк-Вогау - это история о сегодняшних актуальных мыслях и взглядах, особое значение в которой имеет введение новых, особого рода "различий", независимых от онтологических или познавательно-теоретических точек зрения,обладающих "абсолютным" характером и безотносительных к различным философским воззрениям.
В работе "Учить философию" Марк-Вогау дает определенные методологические указания для тех, кто занимается исследованиями в области истории философии. Он считает необходимым, во-первых,вводить различия, которые не были известны ранее, во-вторых, найти предпосылки, которые возможно, были известны, но не были осознаны, и, наконец, понять теэисы классических философов и опробовать их. Марк-Вогау сам использует этот метод в своих последних работах, касающихся истории философии, к чему бы они не относились: к тезису Протагора homo mensura, онтологическому доказательству бытия бога,к cogito ergo sum Декарта или к учению Канта об аналитической способности суждений - во всех случаях задачей является посредством скурпулезной реконструкции понять этих философов лучше, чем они понимали самих себя.
Коллеге Марка-Вогау по Упсальскому университету,одному из самых популярных в Швеции философов,посвящен параграф 4 "Моральный интеллектуализм Ингемара Хедениуса".
Первой и последней задачей философии Хедениус считал анализ понятий,представляющий собой,с одной стороны,анализ словоупотребления, с другой - анализ семантики слова,после чего необходимо понимание факта,к которому данное слово относится.
Данные представления о логическом анализе Хедениус использует в работе "Закон и мораль",оказавшейся одной из значительнейших в истории шведской философии.Она содержит три главных части: кри-
тику теории ценностей Хегерстрема,дискуссию о "хегерстремовс-ко-лундстедтской ошибке" и рассуждения вокруг так называемой "морали интеллектуализма".
Хедениусу свойственно понимание ценностных высказываний как "противоречивых",в его формулировке исчезает специфичность теории Хегерстрема и вырисовывается сходство с некогнитивной теорией ценностей,которая принадлежит уже не Хегерстрему.а скорее всего Расселу и Меру. Нигилизм ценностей становится более кратким и означает, что оценочные суждения, те,что определяют нечто как добро и зло, право и произвол и т.д., не могут быть истинны или ложны в теоретическом смысле, что их функцией является утверждение чего-либо без выражения чувств, вызова чувств или влияния на них. Ценностные суждения могут произвольно переходить в императив.
В рассуждениях Хедениуса исчезает основа той идеи, которая играла важную роль для Хегерстрема, особенно то, что моральные и правовые идеи, те, которые возникают в обыденном сознании, могут быть метафизическими и суеверными.
По мнению Хедениуса, нигилизм ценностей это философский анализ определенных тезисов,а не критика наших моральных представлений. Для Хегерстрема они содержат революционную программу культуры, для Хедениуса же становятся "специальными академическими вопросами". К тому «э Хедениус исходит из критики, согласно которой последствия нигилизма ценностей представляют опасность.
То же стремление показать совместимость нигилизма ценностей с теорией "здравого смысла" и желание освободиться от парадоксальных последствий характеризуют критику Хедениусом философии права Хегерстрема и Лундстедта. Ошибка Хегерстрема и Лундстед-та,считал ученый,состоит в том,что они смешивали значения правовых терминов со значениями,извлеченными иа их теорий. К тому же он видит необходимость различения между истинными и ложными правовыми тезисами. Для Хедениуса они обладают моральным и нормативным содержанием,описывают положения правового порядка.
Независимо от техники рассуждений,Хедениусу удалось избежать парадоксальных выводов теорий Хегерстрема и Лундстедта. Заслугой Хедениуса явилось то,что он возвратил статус легитимности юридическому языку.
В данной работе шведский мыслитель представляет в качестве этического принципа своей философии так называемую "мораль интеллектуализма" т. е. взгляд,согласно которому истина есть ценность и
только к истинным и обоснованным утверждениям можно относится с доверием.
Принцип "морального интеллектуализма" Хедениус использует во всем последующем своем творчестве. Особенно важную роль он играл в таких работах как "Вера и знание" и "Выбрать мировоззрение",где Хедениус критикует христианскую и политические идеологии. Он уверен, что интеллектуальная мораль является предпосылкой умственного здоровья,поскольку считает,что любые мировоззрения являются ложными и опасными. Функция идеологий заключается в том,чтобы заставить людей закрыть глаза на реалии человеческой жизни,на нужду, страдания и те бесчисленные жертвы,которые они требуют ради своего успеха Подобные взгляды Хедениуса проявляются наряду с рационализмом, являющимся его кредо.
Примечательно,что именно три ученика Палена, Марк-Вогау,Хедениус и Ведберг, стали основными представителями аналитической философии Швеции. Интеллектуальная деятельность последнего рассмотрена в параграфе 5 "Проблемы методологии истории философии в творчестве Андерса Ведберга."
Младший из троих,Андерс Ведберг меньше всех был подвержен влиянию упсальской философии. Свой интерес к кембриджским аналитикам он относит к середине 30-х годов,тогда как логический эмпиризм и математическая логика стали привлекать его значительно позже. Большое сочинение о Расселе,написанное в 1937 году свидетельствовало о его интересе к британским философам,хотя он и придерживался позиций ортодоксальной критики упсальской философией их теории познания. Диссертация о Бустреме,написанная в этом же году,представляла собой попытку освободится от влияния Палена в методологии и содержала аппарат ссылок на Мура и Рассела,свидетельствовавшем о большом интересе к кембриджской философии.
В критическом анализе "Логической конструкции мира" Р. Карна-па,опубликованном Ведбергом в "Геории" уже в 1944 году и "Новой логике" (1945 г.) впервые в Швеции была представлена новая,символическая логика. Построенный на новой логике анализ понятий составил философскую программу мыслителя,в которой он пытается представить упсальскуга философию как родственную международному анали-тико-философскому движению.
Уникальным произведением Ведберга оказалась его трехтомная "История философии",содержался в себе попытку разобраться в истории философии с помощью методов современной аналитической филосо-
фии.
Классические философы в этом исследовании были рассмотрены как современники, результаты их трудов определялись как "верные" или "неверные", их суждения как "действительные" или "недействительные", их тезисы подвергались сильной схематизации, формулировались на основе методологии школы г. Осло. Целью этого предприятия было выяснение вопроса о "неисторической истории", попытка понять предшествующую философию "философски" /логически/, а не "исторически". Это не имело какой-либо связи с особенностями шведской философии. То, что метод Ведберга составил контраст с более традиционными историческими способами рассмотрения истории философии /для Швеции тоже, как например, А. Альберг или Г. Аспелин/, вызвало огромный резонанс. Ведберг сознательно применил "аналитико-фило-софские" критерии относительно его особенного понимания аналитического метода. Особенность подхода Ведберга заключалась в том, что даже философия Канта не занимала какого-.то значительного места в его исследовании, из философов XIК века он касается только Шопенгауэра и Ницше,а Дихте, Шэллинга и Гегеля он рассматривает скудно и дает им эксцентрическую оценку.
То,что в части,касающейся XX века,Ведберг практически обсуждает только аналитическую философию,не является неожиданным. В предисловии он пишет,что на его взгляды оказали влияние кембриджская философия,логический эмпиризм и школа в г. Осло. К Витгенштейну, как к раннему,так и к позднему,равно как и к оксфордской философии Ведберг не питает особого интереса.
Философы-аналитики, указывает Ведберг в данной работе, по крайней мере, сошлись во мнениях относительно необходимости объяснений и толкований терминов,тезисов и аргументов,а также относительно того,что невозможно оперировать классическими тезисами и философскими проблемами,не подвергая их предварительному анализу. Подобный анализ необходим для разоблачения псевдопроблем /венская школа/,показа пробелов в решении вопроса о логической грамматике /оксфордская школа/ и т. д. Для Ведберга эти исследования были менее значимыми,чем уточнение классических теорий,которым занималась школа в г. Осло.
Относительно философского анализа Ведберг писал,что он не является единственной формой философской деятельности,не может быть независим от эмпирических научных исследований,должен быть осуществлен в тесной связи с эмпирическим и логико-математически-
ми научными исследованиями,а различие между философией и специальными науками не является абсолютным.Кроме того.Ведберг полагает, что существует верный метод,с помощью которого корректировка философским анализом может быть протестирована. Для этого следует сформулировать его так,чтобы сделать его тестируемым теми же способами, какими тестируются другие научные теории. Не совсем ясно, что это означает. Вероятно,это предполагает возможность тестирования всех научных теорий одинаковыми способами. Вероятно,Вед-берг считал,что фактическое использование понятий,словоупотреблений может устанавливаться эмпирически,а логические выводы из этого производятся при помощи логических расчетов.
В конце концов,Ведберг считал, что философия может предоставить достоверные и окончательные ответы только в том случае,если она придерживается верного метода,исключая многозначность своих терминов посредством уточнений.
В параграфе 6 "Идеологическая обстановка последних десятилетий. Философия в высших учебных заведениях Швеции." рассматривается роль философии в современной социально-политической и культурной жизни страна С конца войны до середины 60-х годов аналитическая философия Швеции находилась в пике расцвета. Этот период может быть рассмотрен и как отдельная эра в общем идеологическом развитии. Американское влияние сильно сказалось на шведской философии, культуре, идеологии. США были представлены победителем фашизма, лидером "свободного мира" в сдерживании мирового коммунизма, что для Швеции приобрело особенное значение. Многие интеллектуалы ишут возможность уклониться от идеологического "призыва", ищут свободное пространство,"резервуар" для вольных мыслей и убежище от участия на стороне США в конфликте супердержав. Смешение общечеловеческих ценностей и политических позиций в "третьей точке зрения" означает также попытку скрыться от идеологических догм.
Шведскую идеологию характеризует демократизм с чертами антикоммунизма как среди буржуазии,так и среди социал-демократов. В социально-экономической политике вводится кейнисианство,названное по имени английского экономиста Джона Майнарда Кейн-са,разработавшего принципы осуществления активной конъюктурной политики. Политика всеобщего благосостояния автоматически привела к повышению роли общества и его экономического влияния. Шведский "капитализм благоденствия" характеризуется политической гегемонией социал-демократии при сравнительно свободном от трений сот-
рудничестве с частной экономикой. Экономический рост и эффективная рационализация структур являются отличительными признаками шведской экономики.
Своеобразие наблюдается также и в интеллектуальной жизни. Свободные интеллектуальные профессии играют меньшую роль,а государственные - большую, буржуазное просвещение - малозначимо по сравнению с технократической деятельностью занятых в производстве слоев. Все это,вместе с отрицанием религии явилось предпосылкой для формирования шведской идеологии благоденствия.
В послевоенное время в Швеции наблюдается сильная естественнонаучная ориентация. В то же время вновь становятся престижными общественные науки. На первое место выдвигается социология,одной из задач которой становится формирование общественной идеологии, тогда как раньше эту роль выполняла философия. С конца войны до середины 60-х годов шведская философия находилась в пике расцвета, занимая значительное место в национальной культуре. Но с конца 60-х годов философия играет незначительную роль в Швеции в силу доминирующей в обществе утилитаристской идеологии, направленной на достижение все больших и больших экономических результатов. С этого времени шведская философия характеризуется усилением формально-логического направления, наблюдается интерес к феноменологии и философии науки.
В заключении диссертации подводятся итоги проведенного исследования, формулируются основные выводы.
Основные положения диссертации отражены в следующих авторских публикациях:
1. "Проблема человека в шведской экзистенциальной литературе" //Диалектика коллективного и индивидуального. Одесса, 1991.10 стр.
2. "Шведский взгляд на проблему национализма". //Социальная философия и философия истории: открытое общество и культура,в обзоре. СПб. ,1994. С. 114.
3. "Компаративный метод и каноны Дж. Милля в исследования) шведского ученого Эверга Ведунга. //Современная философия в зеркале компаративистики. СПб. , 1994. С. 18-21.
4. "Рациональность шведского менталитета. //Смыслы культуры. СПб. ,1996. С. 261-262.