автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства

  • Год: 1995
  • Автор научной работы: Абдуллин, Айдар Риватович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Автореферат по философии на тему 'Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Символы народного творчества как основа воссоздания традиционного искусства"

блшкирскии государственный университет

РГБ оп

На правах рукописи

1 • " '' I

ЛБДУЛЛИН Лйдар Риватович

СИМВОЛЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК ОСНОВА ВОССОЗДАНИЯ ТРАДИЦИОННОГО ИСКУССТВА

Специальность 09.00.11. — социальная философия

автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

уфа 1995

Работа выполнена па кафедре философии Уфимского государственного авиационного технического университета.

Научный руководитель — академик РАЕН и АН РБ,

доктор философских наук, профессор Файзуллин Ф. С.

Официальные оппоненты: доктор философских наук,

Хазиев В. С.,

кандидат философских наук, доцент Салихов Г. Г.

Ведущее учреждение: Институт истории, языка и литературы УНЦ РАН.

Защита состоится « » 1 <эдя года » я г

на заседании диссертационного совета К-064.13.02 при Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г.Уфа, ул.Фрунзе, 32, ауд. 001.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан _» _1995 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук,

доцент Тухватуллйн Р. М.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теш исследования. Яроцесе осознания национальной самобытности стал реальностью современного общества и одним из факторов, направляющих его развитие. Этот эмпирический факт - воспринимаемый в рамках нашего исследования как данность - не -подвергается сомнению. Более того, именно этот процесс позволил ввести в научный оборот и актуализировать такие понятия как этническое сознание и самосознание, зтнокультура, зтло-ценноети и т.д.. Сохраняющаяся значимость такого рода понятий обуславливается насущной потребностью в' определении объема и раскрытии содержания понятия "национальная самобытность".

Однако "насущная потребность" не должна быть лодно истолкована как сугубо научный, теоретике-познавательный, интерес. Насущная -потребность есть потребность, вызванная самой хк^нт.ю. Не наука, а духовное состояние современного общества выдвинуло на первый план и актуализировало идею "самобытности". Нынешняя аморфность социальной структуры, размытость контуров общественного сознания'и утрата общепризнанных ценностей вновь поставили основополагающий вопрос философии: вопрос о бытии.

Слово "самобытность" означает "бытие" в -его особенной и/или единичной форме. В этом случае "национальная самобытность" должна рассматриваться как бытие, ограниченное историческими . рамками отдельно взятого народа. Предикат "национальный" позволяет уточнить, что речь идет не о самобытности н«ксй личности, а о самобытности целого народа, нации.

Ко з чем реализуется саио-быгке народа ? В созданной культуре, Однако понятие "национал? ная культура" сильно огр-л'И-

чквает понятие "нашонатьной самобытности", ибо не содержит в себе таю-.е вгшгейпме составляющие общественного бытия как, например, демография к экономика. . Можно ли в таком случае, посредством анализа феноменов культуры, раскрыть сущность самобытности ?

Ответ на этот Еопрос будет зависеть от того, какой аспект "национальной самобытности" ыы желаем рассмотреть. Выбор аспекта определяется актуальностью.' Актуальность есть насущная, потребность. Насущная потребность - как было показано выше - есть вопрос о сущности бытия. Круг замкнулся.

Вопрос о самобытности актуален, , ибо поставлен самим бытием. Но анализ сущности самобытности в аспекте его актуальности ведет к человеческому (актуальному) бытии. Актуальное бытие (Dasein) - как показал М. Хайдеггер - изначально "герменевтич-но". Следовательно, вопрос о самобытности есть Еопрос о само'по-ншании в процессе истолкования. Истолкованию подлежат тексты. Последние могут быть истолкованы только в том случае, если они непонятны или многозначны'. ■ .

Непонятность и многозначность текста есть ни что иное как его символичность. Символичным принято считать то, что имеет бесконечное число смыслов, т.е. обладает свойством трансфинит-ности.

Ватаейшей сферой духовной деятельности челойёка, порождающей символические тексты, является искусство. Это "порождающее" начало укоренено в самой сущности мышления, ибо мышление - как утверждает' М.Хайдеггер - и есть позтизирование или точнее это .'то, что предшествует "поэзии и поэтическому в искусстве".

Итак, понимание актуального бытия есть истолкование текстов, произведений искусства; национальная самобытность есть бытие, ограниченное историческими рамками отдельно взятого наро-

да. Следователь но осознанно национальной самобытности есть истолкование таких зекстоз, произведений искусства, которые *"ог-раничены" рамками историй конкретной нации. Такое осознание есть актуализация лролиого. Прошлое предстает как настоящее. Такое "представанке" есть '.традиция. • Традиция в своей суцности ¿рзисторична, ибо она актуальна всегда: сегодня, сейчас. Осознание национальной самобытности -это не возврат к историческому яроашому, а актуальное отношение к бытию - тут-бытии (Dasein); это истолкование и понимание текстов, произведений искусств прошлого, их актуализация а превращение в новую традицию. Традиция всегда несет э себе прошлое. Предикат "новая" не изменяет эд.сузцности. Новая традиция -это заново' осмысленное старое,т.е. зоссоадание. Именно воссоздание традиционного текста, искусства зедэт к возрождения национальной традиции. Возрождение традиции s-стъ еэ зосссэданиэ н пребывание -в ней. Пребывать - значит осознавая свое бытие. Бытие, взятое в аспекте своего "осознания, эеть аетушакоо бытие - бытие «ациональной самобыт-ксстж.

Степень разработанности темы. Выделение 'и рассмотрение мифологической -сшзаш® имеет богатую традицию в истории фило-еофской мысли, ' ' •

Так» уиз в П! гэке появились первые работы.неоплатоников, Еосвященшй рассмотрен!® мифов в их символическом аспекте.

Наиболее значительный вклад в рассматриваемую проблему зквс зндгящкйся прэдсуааягель немецкой' классической' " философии <9.3.К. ШеалЕнг, утверждавший, что миф и мифологическая симво-ssx& cocTHBJffia'i сущность всякого искусства.

В современной философской мысле появились 'целыэ направления, рассматривгяа>ие символическую природу мифоз.В .ягрвуи очередь к ним относятся аналитическая психология (К.1\ Юнг) и

структурализм (К. Леви-Стросс). Б отечественной литературе к числу наиболее значительных работ можно отнести книгу А.Ф.Лосева "Проблема символа и реалистиче.ское искусство" (М. Искусство, 1973. -367с.).-

Особую ценность представляют собой работы,носящие энциклопедический и справочный характер. К ним можно отнести книгу Ыэнли П. Холла "Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и роаенкрейцеровской символической философии" (Новосибирск. Наука, 1993. -?94с.) и "Словарь симво-.лоз" X.Э.Кэрлота (М.: "РЕГ - 1994. -608с.).

■ Однако специальных исследований, посЕященных анализу и выявлению символов башкирского народного творчества ( Б.Н.Т.)- в отечественной литературе не обнаружено. Но ЕСе же, ввиду того, . что символ является неотъемлемой- и основополагающей частью хогной культуры/ то:данный вопрос, так или иначе затрагивался исследователями, устно-позтического - и. изобразительного искусства. К числу таких исследований ысошо отнести следующие работы: Р.Еикбаев "Эволюция . современной башкирской поэзии" (М.: Наука," 1991.- 142с-.) и Обиденов М.5>. , Ф.Н.Минигудов "Древнее искусство Башкирии" (Уфа, 1985. - 150с.).,

Объектом исследования является мифологическая символика -как исток и сущностное выражение самобытности духовной культуры. .-•.'.'..

Предметом исследования являются категориальный и методологический аспекты анализа природы культурных символов,' с последующа! раскрытием полученных результатов на примере текстов Б.Н.Т. .

Цель диссертации - создание научной основы для воссоздания традиционного искусства,' а именно: ■ теоретическое обоснование роли и сущности символа и вш&еафе его е текстах башкирского

народного творчества. ...

Для достижения поставленной целя необходимо решить следуто-щие задачи:

- рассмотреть философский аспект проблемы воссоздания традиционного искусства;

- разработать философско-методояогическув основу вы::....:енип и анализа природы символа;

- выполнить структурно-семиотический анализ и,выявить основные символы башкирского народного творчества.

Методологическую основу диссертации составил.принцип системного и диалектического подхода к исследованию понятия символ. Такой подход к анализу противоречивой и иррациональной природы символа придал работе комплексный характер. Наряду с этим автор использовал фшософско-мегодологические ид эй -выдвинутые крупнейшими исследователями - е той или иной к:-р? затрагивающие проблему символа. К их числу относятся: '- работы Б.Г.Ф. Гегеля, указавшего на .символическую, классическую и романтическую форня искусства и.введшего понятия бессознательной, возвышенной' и . сознательной ■ символики; ■ работы В.'М.Шриманова) в которых, раскрыто содержанке понятая "традиционное искусство"; ., " . ■

- работы Г. Риккерта и В. Бшдельбанда, рассматривающие культуру как воплощение • признанных человеком ценностей .и способность человека к воссоздания мира по закону-интеллекта; р£>.боты Э., Кассирера, рассматривающего все сферы проявления культуры как замкнутые "символические .формы",- специфика которых раскрывается через "категориальные оппозиции"; работы О. Шпенглера, утверждавшего, что "душа культуры" определяется выбором символа в момент её пробуждения к саыосоз'нэлгао;. \

- работы В. Дилатея, .утверждавшего, что ф&ьи&я культу;':-' я-гпа-

чально является-результатом сознательного синтеза м категоризации мира со стороны другого субъекта и, следовательно, требующие для своего понимания эмпагии; работы Г.Г. Гадамера, доказавшего, что понимание феномена культуры предполагает ¡ос "пред-понимание"» "пред-суждение", ибо языковые высказывания не рефлексивны; работы М. Хаидеггера, показавшие, что для "понимания" необходимо войти в так называемый "герменевтический круг"; работы П. Рикера, показавшие,что выявление символического вна-.чения "текста" позволяет выявить контекст культуры, где возник данный "текст";

- работы Ч.У.Морриса и Р.Барта,раскрывшие свойства "референции" и "сигнификации" знака и соответствующие км отношения знаков-, работы Ю.Ц. Лотмана, предложившего понятие "текст-код", а татае его полокент о том, что символ обладает способность сохранять в свернутом виде'обширные к значительные тексты;

- работы К.Леви-Стросса,. утверждавшего.что структура мифа соответствует структуре бессознательного,, т.е. отражает мекталъ-ность народа согнавшего этот миф, а таете, что феномены культуры это внешнее выражение "Я", которое проявляется в зздэ символов и знаков. Особую ценность представляет собой идея с том, что структура мифа есть последовательное разрешение и смен» одних противоречий (бинарных оппозиций) другими;

- работы К.Г.Юнга, показавшего, что мифотворчество как не рефлексивная деятельность сознания относится к сфере "коллективного бессознательного"; его идеи о наследуемости "коллективного бессознательного", понятие "архетип" как прасимвол, а такке идея о том, что "культурные символы - важные составляйте карего ментального устройства".

Научную новизну диссертации составляют следузвде идеи, вы-носишэ на ващиту:

- обосновывается и доказывается, что возрождение национальной культуры предполагает обращение к традиции,а именно: воссоздание традиционного искусства; ■ ;

- обосновано, что символ Является центральной категорией постижения культуры;

- предложен новый подход к -классификации символов путем их разделения по -природе возникновения:

а/ символы, возникшие бессознательно, т.5. мифологические символа; .

б/ символы, воэникикэ подсознательно, т.е. религиозные стволы;

в/ символы, возникшие сознательно,' т.е. научные символы;

- выработано определение понятия "символ", сущность которого раскрывается ¡сак "структурно-тедеслспкссксе образование, вира-' йЕдщее трансфинитный смысл";

- раскрыто, что структура банкирского эпического сказан.:;: "Урал-батыр" - являющегося текстом-кодом банкирской культура -есть последовательнее ргз репе дне и смена, еле дующих /сатегорпаль-:шх оппозиций: "смерть-бессмертие", "человек-природа", "гибель Урала-вечность"Урала";

- определен« значашш 54-х основных. си^валообразующих знаков, имевших место в Б.Н.Т. и даатся определения соответствующим км ск.!Вола>.1'. •!".•''•'...••'.

Практическая зкачтюста работа зашшетеа в том, что на основании созданной кзгодслсгкя. есс?Лш1Э ргскрытаз самобытности духовной культуры путец вшагеши. ей слаогоз в соответстзующих • текстах; при этом Еылвлепкгэ в'псслздовакаг значения основных стволов в В.Н.Т. позеолзт гсесоздать'цекешюэ банкирское традиционное искусство я тем «яйгаа.паквгяа потело на-'цгоналыгой самобытности духсгзсД ктагугз- Сгг-'г^гггго та-п-да.'

Результаты исследования могут бить использованы тагшг с преподавании курсов культурологии, философии, при разработке ряда спецкурсов.

Апробация основных результатов работу проводилась на ряде региональных и республиканских конференций, в публичных выступлениях в научных, творческих и высших учебных заведениях, в республиканской печати. Диссертация обсуждалась на кафедре философии Уфимского государственного авкациошю-технщескогр университета.

Структура н объем диссертации. Диссертация,_ объемом 165 ■ страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, зашвочепия, Приложения и библиографии, зшючагащей в себя 135 источников.

ОСНОВНОЕ СОДШШИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень ее разработанности, определены цели и задачи.исследования, методологическая основа а новизна выполненной работы, а так же ее практическое ■ применение.

В первой глава - "©илссофский аспект проблемы воссоздания •традиционного искусства" - па основе анализа мировой и отечественной литературы по проблеме исследования' определена философская сторона рассматриваемого .вопроса, выбран и обоснован категориальный аппарат, позволяющий достигнуть поставленную цель.

• Первый параграф - "Традиция: как онтологическая форма- к условие существовать-культуры" - начинается с анализа сложившейся ситуации, . а именно: актуализации идеи "возрождения национальной культуры". Рассматривая понятия "возражение",- "коксер-

- Ii -

ватнзм" и "архаизм", автор приходит к следующему выводу:, идея "возрождения" есть идеология, представляющая собой акт свободного и сознательного выбора образцов прошлого, их актуализация и приспособление к современным условиям; механизмом, позволяйся осуществить такой возврат к образца.! прошгаго опыта, является - традиция. Таким образом,, проблема "возрождения национальной культуры" непосредственно связана с исследованием культурных "традиций".

Рассматривая понятие '"грэдиция" как социально-философскую ¡сатегорию и анализируя, существующие в научной литературе точки зрения по этому вопросу, автор приходит к тому, что' "традиция" - это .феномен, являющийся формой и условием существования куль-• туры. Как показал обзор, литературы, я самом понятии "традиция" можно выделить три основных момента: первый - функцаопахъкий, т.е. механизм передачи; второй - объектный, т.е. то, что передается; третий - субъектный, т.е. отношение к передаваемому^. -Применительно к культуре наиболее адекватно-этим требованиям соответствует "искусство" (искусства как.портрет культуры). Сочетание понятий "традиция" и "искусство" позволило ввести понятие "традиционное.искусство".

'Гагам образом, основная идея этого параграфа состоит в том, чтобы обосновать, что искомая проблема "возрождения национальной культуры" мотет и должна быть сведена к исследования "традиционного искусства".

Второй параграф - "Проблема воссоздания традиционного кс- „ кусства": понятийный .анализ" - посвящен сущностное анализу понятия "традиционное искусство";- взаимовлияния понятий "традиция" и "искусство" и пропенёшю. смизла, вхайликитюго х» понятое "воссоздание".

'Анализ попятил "трздиадюяпсэ пскусстго" пекздал; то его

- 12 - '

сущностью (в'философском аспекте) является "мифологическая символика". Таким образом, в исследование вводится понятие "символ" и следовательно, если путем воссоздания традиционного искусства ш желаем возродить национальную культуру, то для этого необходимо актуализировать мифологическую символику, . сохранив. шуюся в текстах народного творчества.

Обзор литературы, посвященный анализу башкирского традиционного искусства показал, что "мифологическая символика" как сущностная сторона "традиционного искусства" нк кем не раскрыта, ■и-следовательно, употребление термина "традиционное искусство" применительно к башкирскому искусству неправомерно.

Исходя из этого, ставится задача "воссоздания" банкирского традиционного .искусства. При зтоц в понимании автора "россозда-.ние" не есть "реконструкция"г в понятие."воссоздание" вкладывается тот ке смысл, что содержит в себе немецкое значение этого слова "Neuschopfimg", т.е. "сотворение заново"..Поэтому "воссоздать традиционное искусство" иохет только художннк (поэт), но ни как не учо1Гвй ;(ф:исссф)., Разграничивая художественный jf научный аспект sjoro понятия, •рассматривается корректность пос-. тановки вопросе« посла' чего окончательно формулируется цель исследовании создание научной основы для воссоздания традицл-

■ онного' искусстез, " '■ .

Поскольку седость» • "традиционного искусства" является "мфояогкчэекся сшиышка", ыогшо предполагать, что "мифологическая Стзохкка". есть та основа, на базе которой возможно "воссоздзии® традвдяищого искусства", что позволит ■ в конеч-. ном счете возроднть'.нецкаааоькукз культуру. Но так ли это ?

Ответу, на втат вопрос посвяцзи третий параграф, исследова-■ шда - "Сшзсш как центрадьЕзя категория постижения культуры". Цробяе.иа Брзраэдейкз национальной культуры неизбежно приводит

i? изначально:.!-/ основополагающему вопросу: что такое (культура ?

Хотя философское сознание обратилось к проблеме категорий иуяьтури относительно недавно, но узха сейчас насчятывазтся cta--се 250 определений понятия "культура". Указывая, что таксэ количество определений вызвано тем, что понятие "культура" стало предметом' анализа не только философии, но и ряда других гумггй-терпих дисциплин, з работе предпринята попытка отгрзшгчзигь культуру от ns-культура а ее философском аютевкя. С этой цoz&a ¡сратко кзлокеиы сспопниз фа*осо$скпо концепции, в центре катеру:: находятся феномен ку.и>гурь. К их чввху отнзеекы: филосс&л культуры (Г.Риккзрта, В.Виндельбпнда, Э.Йасскрера); структурализм (К,Лев1}-Стросса); фшософскгя ггрмзнезткка (В.Дягь?ея, Г.Г. Ггдамера, П.Ритара).

Анализ этих фясоссфскгя: направлений позволил выявить в ш одно сбг.ээ, a гс:зкпо: суг;:сссгъ дузсгзоЗ ¡^гьтури жзэт симво-лгческуо природу. Г.'гг^л« егепепг, фллоссфсксэ сс^глациз ¡культуры доетго походить из се с:н.Еолгесс:;с:| прггроды.

й'-несофексз пса,г,ггз::::э г/гьзура продпогсгсз? со катэгор::-02'psd. Но особккосгь ir?¿orcp¿i- ¡с.'Э'гури сс8?с:я? з тем, что оии :ю привнес г.тс я a ¡STbrypy ;:з С^сссфиссй реф^зкета, a Еырабаги-вгютея з ней. твяяы сЗргссу, гезахкгз? гсрЬиоатачзскйй :груг: понкманкэ кугьтури (цзгого)_ 'ярэдпогаггз? спаж:з es категорий (частей), , ко иазлешгз ка?егор:й'«ухмури прЬдпопагаэ? изначальное потоки:» ссшЗ культура. Культура м категория' культуру - зто ерггнэтзекоэ 1*зясэ, ото оггзсгутыЯ круг. Попыиса разорвать и вьйта ::з "крута" есть попытка пс^зни сухости вопроса. Повторно? прохс^епггз по srecjy "гфугт" ■ пр:п:олпт к следугс-ему ут-вергдэтз: енсаа есть цэягргап^з bocíisbukj культу-

ры. Это утпзрздетпгэ пс~2сспз" рззрепгтз "¡фуг", оставаясь зри этом з кем.

Таким образом, если символ является центральной категорией постижения культуры, го следовательно, выявление "мифологической символики" позволит возродить культуру. Но для того чтобы выявить эти символы,, необходимо знать: что есть "символ"?

Ответу на огот вопрос посвящена вторая глава .исследования - "Философско - методологическая основа выявления и анализа природы ■ символа".

Понятие "символ" широко распространено в философской литературе. Это понятие является центральной категорией для таких направлении философии как: философия культуры (Э.Кассирер), аналитическая психология (К.Г.Юнг), структурализм (К.Ле-ви-Стросс), философская герменевтика (Л.Рикер). Однако, несмотря на это, в настоящее время нет однозначного понимания природы символа и соответствующего определения. Для того, чтобы выяс-_ нить сущность понятия "символ", необходимо рассмотреть как возникло' это понятие. Анализу происхождения понятия "символ" посвящай первый параграф данной главы: "Историко-философский анализ понятия "символ" "...

Как показал обзор литературы, понятие "символ" возникло в древней Грецил, где.греческий глагол.зушЬаПо изначально означал совпадение, соединение, слияние,- встречу деух начал. Однако, уже в эпоху поздней античности, атому термину стали придавать троякий смысл:

1. Символ - это слово, в котором свернутом и скрытом виде заключены свойства вещи (Демокрит).

2. Символ - это некое новое начало, образованное из его составных частей, но неравный им. Смысл зтого начала можно только'интуитивно угадывать (Эмпедокл).

3. Символ - это то,что всегда включает.в себя некий таинствен-■ ный смысл (Пифагор).

Последующее развит? философской »еггдп дртгггй Гр?:.'.*::: ничего нового и оригинального в понятна "стлюл" по принесло. Аристотель ¡гак бы подводит итог всей греческой классики и с ■ присущей ему эрудицией закрепляет за понятием "символ" его философское значение.

В философии неоплатоников мир трактуется как сосродоточие сшволов. Этот период можно считать апогеем з истории развгпта представлений о философской сущности ешвола С:с,;еол - попккзв-мый античными неоплатониками как один из самых ункверсагыгнх тазненных и эстетических категорий мировоззрения - стаз градационным в последующей новоевропейской философской мысли.

После краткой характеристики отношения представителей классической немецкой философии .(И.Канта, В.И.Шеллинга, Б.Г.Ф.' Гегеля) к понятия "символ", . предложено 'дальнейшее развитие представлений об зтом понятии рассмотреть более подробно, но уже с цельи разработки фшософеко-методологической основы исследования. Такой подход позволил проанализировать понятие "ствол"- в рамках (в понятиях) современной фшюсофмн - посредством выделения в нем объектной (второй параграф) и субъектной (третий параграф) сторон.

Во втором параграфа указанной главы -"Символ как объект семиотики. Структура символа" - символ рассматривается в качестве объекта. Поскольку, в щместве объекта символ выступает в тексте ( в -пироком смысле этого термина ), то следовательно, такой подход предполагает семиотический анализ, т.е. рассмотрение символа как знака-символа.

Излагав основные термины, характеризующие понятие "знак" и проанализировав существуйте (семиотичеасга) классификации зна-' ков, автор приходит к выводу, что попытка рассмотреть "символ" как элемент знаковой системы, не позволяет полностью раскрать

. сущность этого понятия, так как не учитывает его субъективную сторону, природу возникновения символа.

Вццеляя _в деятельности субъекта три сферы - Вессознатель-иуэ, подсознательную и сознательную предлагается разделить символы по природе их возникновения следующим образом:

- символы, возникшие бессознательно, т.е!мифологические симво-

- ск.сзолл, возяикш». подсознательно, т.е. религиозные сш-воаы;

- сшволы, .Еозшасше сознательно, т.е.. научные символы.

Другой недостаток семиотического подхода состоит в том, что ОН ВОЗЗаЗКЭГ.еьшшть тешько .внаковую сторону символа, но ни кзх г.э Еозвоглат учесть его образное начало. Отмечая тот факт, что "знак" яакггтез пюееояогкческай категорией, а ''образ" -эетоикакшЗ, а *о гремз гаи: "скувол" есть артеизсо-гнбсаоЕОГи-чгскад гдггуср^, азгорса предлагается рассмотреть структуру поэткэског© е^ога, т.е. - оЗрааа-сиавоаа.

Аидзэ сождаской речи шсаяюав*, что ее идейная целост- • ессть воьнцззг ез i® каузальной- связи тропов, т.е. как это бы-ваэт в' оЗэдзцеоЯ (свтосапязсгзэЯ) речи, , в в результате образованна етру1иуг~о-^с£эолол142с1со5 связи келду элементами всего поэтического прзпегедзы-!.. При. атом все элементы структуры за-детт щхкгкгдзкгэ кекУР» . интуитивно угадываемую вдев, цель (т.е.* прс^хс^-п* иэлосолагаглэ, телеология). Одна'», возкикиая тисца обрезаа, ко вэ явно вцраденная цель, оказывает обратное Еоаде£гтЕЦз ю злзиеягы своей хе структуры, т.е. изменяет их первоначальное1 вначение. Новые 'значения элементов структуры гадав? леву» цель и т.д.. Процесс этот маяно считать бесконечным, ибо вдесь (в символе) "означа'ощее" и "означаемое" слиты. Символ не имеет однозначного с}«5ысла, его значение постоянно .мерцает,

т.е. сяхзоя обладает свойством тразсфжагскостя.

Такой гс7в7кта-гкссеолог1<г-гэский подход к егглмзу понятия "символ" гоэяалгйз сфсрг^лирозать следующее определение: скквад - зто етруктурко-тэг.еояогкческое образование, вираиикзгз тракс-фхнйткый смысл. В соответствии с зтим определением, в качестве его иллюстрации, раскрывается структура и содержание символа ислама - полумесяца.

Значение символа постигается интуитивно. Следовательно, хотя символ к воспринимается как данность, т.е. некая объективная реальность, тем не менее его значение носит субъективный характер. Однако-, несмотря на своз субъективность, конкретный сю/вол на протяжении длительного промежутка времени для багьЕЮС масс ладей кокет сохранять постоянное значение. Почему?

Ответу на этот вопрос посвящен следующий параграф:"Символ как . продукт символической репрезентации структур бессознательного".

Основываясь на результатах, достигнутых в области нейрофизиологии (физиологический идеализм) и ■ вытекгтатм нз него "гносеологическом символизме", автор показызгзг» чет ёуг-гкцкя коры головного мозга заключается в том, чтобы Еигазнята сгзгао-лическую репрезентация внешнего мира и тем свннм ворспдвть символическую информации о нем. Однако, мозг способен репреагитировать не только внешний мир, но и свой собстаенг&й (а вгоде мифов, снов и т.д.). Такая репрезентация - как шказала ал арктическая (глубинная) психология - так же символмчйа. Более того, ока происходит бессознательно; иными словами, человек не мотает сознательно контролировать ее деятельность (нвпрхмер, сновидения). Из анализа понятия "бессознательное" возникла теория "коллективного бессознательного", давшая науке понятие "архетта". Именно "архетипы" - являющиеся враяденннми психичеотгш

структурами - составляют основу общечеловеческой символики. Знание архетипов, т.е. прасимволов, является методологической основой'для выявления.символики в текстах и даке в снах.

Таким образом, показав, что мифологическая символика есть продукт символической репрезентации структур бессознательного, автор задается вопросом: что такое ."структура бессознательного" ? ■ -

Анализ этого понятия был выполнен структуралистами. Так в рамках этого направления утверждается, что "структура бессознательного" тождественна структуре мифа, ибо миф - это нереф- ' лексивная деятельность сознания.

В данном параграфе изложены основополагающие принципы структурализма и методология структурного анализа (мифа). Так, структура мифа представляет собой последовательное разрешение и смену одних противоречий (бинарных оппозиций) другими. Установив структуру мифа, мы тем самым одновременно выявляем структуру бессознательного, т.е. ментальность. народа, создавшего этот ыиф. ; -

Следовательно, выявление и анализ природы символов предпо- . латает: с одной стороны - знание ее. общечеловеческого основания (архетипов), с другой - менгальности народа, которая наделила архетипы индивидуальным (национальным) своеобразием. При этом, описание содержания каждого выявленного таким образом символа, должно соответствовать определению символа, предложенному в предыдущем параграфе данной .главы.

Исходя из необходимости выявления мифологической символики (глава 1.) и основываясь на методологии ее анализа (глава 2.) в данном исследовании предпринята попытка "Структурно-семиотического анализа башкирского народного творчества" (глава 3.).

В начале первого параграфа третьей главы "Структурный ана-

лиз сказания "Урал-батыр" " автор'вводит принятое в семиотике понятие "текст-код", ибо именно такой текст лежит в основе цельности и самодостаточности каждой, исторически определенной культуры.

Таким текстом-кодом для башкирской культуры является эпическое сказание "Урал-батыр". Структурный анализ этого сказания позволяет еыявить ментальные структуры башкирского народа - автора и носителя этого сказания, символическая репрезентация которых образовала банкирскую духовную культуру, ее символы.

Посредством структурного анализа выявлена структура сказания "Урал-батыр", представляющая собой последовательное разре-сение и смену следующих ■ категориальных- оппозиций: "смерть-бессмертие", "человек-природа", "гибель Урала-вечность Урала". Зто позволило дать новую интерпретацию отдельным фрагментам сказания: обосновать и ввести в оборот такие термины как "благовеща-н;ге" (евангельская речь) и "заповедь". Структурный анализ позволил такке раскрыть философское содержание понятия "Урал". Так в категориях Гегеля понятие "Урал" - есть мир-для-себя, в то время как "Донья" (по баш. "мир") - есть мир-в-себе.

Таким образом, имея представление•о структуре бессознательного банкирского народа; (его ментальности), а такие о наличии архетипических образований, автор выделяет 54 основных сим-Еолообразугазих знака, имевших место в Б.Н.Т. (параграф "Семио-зкс з Б.Н.т."). Под Б.Н.Т. здесь подразумеваэтся шесть основных и наиболее древних эпических сказаний - "Урал-батыр", "Акбу-зат", "Заятуляк и Хыухылу", "КараЮрга", "Акхак Кола", "Конгур Буга". ' . ' •

Выявление символического значения у символообразующих зна-коз (образов) выполнено путем двойной сигнифнкацни, т.к. в символе "означающее" и "означаемое" слиты. Для этого, вначале вы-

писаны сшзсшзобразувдие знаки (образы), т.е. "означавщке1', а затем - все высказывания ("означаемые"), так или иначе раскрк-ввещее его значение. Представив, что выписанные высказывания, т.е. "означаемые" есть "означающие", рассмотрено их место б общем контексте. В вийу большого объема и эмпирического характера этого материала, он вынесен в Приложение. Поэтому в данной главе изложены только результаты повторно выявленные значена! (повторной сигнифиИации), т.е. "означаемые" высказываний, млевших место в Б.Н.Т.. При этом, процесс выявления "'означаемого" б общем контексте рассматриваемых текстов, т.е. герменевтическое истолкование, потребовал нового, перевода (на русскш язэе) отдельных высказываний я даяе .целого фрагмента (см. "Б&атозб-дэ-ние" стих 4043 - 4075).

.Семиотический анализ высказываний "Урал ¡юксзэй Текгри** : позволил выявить, что слово "тенгрн" есть эиак Бога ш садоза-тедьно, это высказывание нукно поншать как мУраа тгодобен богу". Основываясь на этом высказывании,. а такке ка ранее установленном Значении понятия "Урал" как "шз-йжя-себя", обосновано утвервденне "Урал" есть пантеистический бог.

Выявленные таким образом ешвош>0разуящне знаки и их значения. поэволилн- з соответствии с разработанным' ранее определением понятия "ошвой"- дать определение каадому ыз выявлензшз£ 54-х символов, раскрыть их 'содержание .

Сшвожы ы соответствующие ш описания и ал оке кы s аакиг-ш-теяьноы rmpar puga данной главы: "Основные символы B.H.T.'V

Итоговый караграф выполнен- в виде набора словарных статей, каждая ив которых посвящена определенному, символу,- где значение символа раскрыто по следующей схеме: вначале дается название символа (симводообразуюдзго знака) и указывается его материальный носитель; после этого предлагается выявленная автором ос-

новнэя гсдзя (цель) отмеченного символа п только за тем налагается те представления людей , имевших место в Б.Н.Т. , что нос-лужили основой (структурой) для образования данного %сдаводв.

Описанные таким образом символы были классифицировании и распределены на следующие семь групп:

1. Явления природы, получйвкгае символическое значение в Б.Н.Т.: "Всемирный гаотоп", "Зарезо", "Туман", "Гром", "Распускание

розы". ■

г. Действия, поступки, речи, получившие символическое значение з В.Н.Т.г "Дар яблока", "Поцелуй", "Склонение головы", "Окропление"; "Похищение", "Влаговещэнйе", ""Заповедь",,

3. Предметы, получившие символическое значение в Б.Н.Т.: °Тако-вина", "Посох", "Пролитая кровь", "Кровь", "Развилка дорог8', "Луна", "Соскы "Горы", 0!йрекелз>", "Огрубленная готова", "Пояс'% "Тегеран", "Золото", "Вода", "Живая вода", 5°Пэ-на Акбувата". ...

4. Существа, получивпиэ символическое значение з Б.Н. Т.: "Наря-• ¡ций орел", "Лебедь", "Ворон", "Бык", '"Лез", "'Туялар", "Коза

и Меч", "Русалка", "Батыр", "Мудрец", "ТДульген".

5. Числа, получквпгаэ символическое зпачеикэ в Б.Н.Т.: "Пять","Семь", "Десять", "Двенадцать1"Сорок". .

6. Цвета, подучившие символическое значение в Б.Н.Т.; "Бе.шй", "Черный", "Красный", 'Толубоя", "Зеленый", "Нелтый", '"Бурый".

7. Боги и их символическое значение в Б.Н.Т.; "Уыай", "Тенгри", "Урал" . '

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются теоретические выводы.

Но теме диссертации опубликованы следующие работы:-

1. ®айзуллия ©.С., Абдуляин А.Р. Воссоздание традиций в мс-1^-сстве как основа возражения национальной культуры //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения: Межвузовский научный сборник. -Уфа, 1994. -С. 100-111.

2. Абдуллин А.Р. Символ как объект семиотики. Структура символа //Человек» наука, культура. -Уфа, 1995. -С. 52-74.