автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.04
диссертация на тему: Синестезия в подъязыке языковедения
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Сабанадзе, Марина Яковлевна
В в е д е н и е
Глава I* Синестезия как лингвопсихофизиологический феномен
§ I, Постановка проблемы . ®
§ 2. Психофизиология и проблема синестезии . ^
2.1. История и теория вопроса. ®
2.2. Синестезия в психофизиологии: проблема определения
§ 3. Лингвистика и проблема синестезии . ^
3.1. История и теория вопроса.
3.2. Синестезия в лингвистике: проблема определе
§ 4. Обобщающее определение: синестезия как лингвопсихофизиологический феномен
§ 5. Семантический процесс образования еинестетических значений
5»1« Механизм синестетнческого переноса
5.2. Семантика составных элементов синестезии.
5.3. Разновидности языковой синестезии
§ б» Выводы по Главе I
Глава П. Синестезия в англоязычной музыкальной критике: типы и структура
§ 7. Материал и методика исследования
§ 8. Классификации синестезий: основные типы
§ 9. Типы: семантический анализ.
9.1» Простые типы (синестезии)
9.2. Сложные типы.
9.2.1. Сложные сукцессивные типы
9.2.2. Сложные симультанные типы.
9.2.3. Сложные сукцессивно-симультанные типы
§ 10. Полевая структура синестезий
§ II. Фоносемантический анализ некоторых синестезий.
§ 12. "Указания исполнителю" и синестезия
§ 13. Выводы по Главе П.
3 а к л ю ч е н и е
Введение диссертации1987 год, автореферат по филологии, Сабанадзе, Марина Яковлевна
В настоящей работе получает системное рассмотрение явление синестезии в подъязыке англоязычной музыкальной критики. Под синестезией обычно понимают "такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, - например, при цветном слухе качества зрительной сферы на слуховую" (Рубинштейн 1946, 192).
В лингвистике уже не раз предпринимались попытки исследовать синестезию в экспериментальном плане (Ж.-М.Петерфальви 1970), в подъязыке художественной прозы и поэзии (С.Ульманн1942; 1945; 1951; 1962), в подъязыке музыковедения и живописи на материале немецкого языка, где частая встречаемость синестезий увязывается с постоянной необходимостью словесного описания несловесно поданной информации (И.Н.Горелов 1976), в теоретико-лингвопсихологи-ческом плане (С.В.Воронин 1978; 1982а; 19826; 1983). Принимая во внимание факт отсутствия работ по проблеме синестезии, выполненных на материале подъязыков искусствоведения (английский язык) и учитывая важность данной проблемы для теории языка, с одной стороны, а также настойчивое обращение в последнее время музыкознания к проблеме синестезии, с другой (Орджоникидзе I960; Орлов 1963; 1973; Шейкин 1982; Земцовский 1987), наше исследование мы проводим на материале подъязыка музыковедения (англоязычные музыковедческие журнальные статьи, монографии по музыке, музыкальные словари).
Попытки рассмотреть синестезию как феномен чисто лингвистический оставили много неясного в выявлении природы и сущности данного явления. Стала очевидной необходимость обращения к его психофизиологической подоснове с позиций системного подхода.
Как известно, описание семантической структуры языковых единиц различных семиотических классов представляет одну из центральных проблем современной семасиологии. Синестезия как лингвистический феномен изучена еще недостаточно; между тем, многоплановое и вызывающее разноречивые трактовки, это явление безусловно заслуживает внимания со стороны лингвистов именно в смысле возможности описания семантической структуры синестезии. Круг вопросов, освещаемых в диссертации, непосредственно связан с указанной проблематикой, что определяет актуальность работы.
Цель исследования - двоякая: во-первых, выявление природы и сущности синестезии как лингвопсихофизиологического феноменов; во-вторых, анализ типов и структуры синестезий в англоязычной музыкальной критике.
Эта цель определяет круг конкретных задач, решаемых в работе:
- рассмотрение основных направлений психофизиологического и лингвистического подходов к проблеме синестезии;
- выявление психофизиологического механизма и причин синестезии;
- выработка обобщающего определения синестезии как лингвопсихофизиологического феномена;
- обнаружение механизма изменения значения в случаях синестезии;
- проведение семантической классификации и фоноеемантическо-го анализа синестезий подъязыка музыковедения;
- построение семантического поля синестезий подъязыка музыковедения.
Методы исследования: для решения поставленных задач в работе использовались:
- метод семантического поля, который дает возможность изучить языковые элементы в системе;
- дефиниционный метод, на основе которого изучалась семантическая структура .синестезий;
- метод компонентного анализа, применение которого способствовало установлению элементарной значимой единицы семантической структуры;
- метод идентификации, на основе которого проводилась семантическая классификация синестезий;
- метод семантических трансформаций, с помощью которого исследовались семантические процессы при переносе наименования с реалий одной сферы сенсориума на реалии другой.
Научная новизна. Работа представляет собой первый шаг в направлении создания общей теории синестезии как лингвопсихофизио-логичеекого феномена. Впервые проводится междисциплинарное по свое»4у характеру, системное, монографическое исследование синестезии в пределах конкретного языка.
Практическая значимость работы: материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по семасиологии и стилистике английского языка, по психолингвистике и фоносемантике, а также в смежных отраслях -в психологии, психофизиологии и музыковедении.
Апробация работы* Основные положения диссертации были изложены в докладах, прочитанных на Конференции по итогам научно-исследовательской работы за 1984 г. и 1986 г. в Северо-Осетинском университете (апрель 1985 г., апрель 1987 r.)j на ХУ Межвузовской научно-методической конференции Ленинградского университета март 1986 г.); на заседании аспирантского семинара кафедры английской филологии Ленинградского университета (декабрь 1986 г.); на Конференции молодых ученых при Институте языкознания АН СССР (апрель 1986 г.).
По теме диссертации имеются 3 публикации: Структура работы. Цель и конкретные задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав и Заключения. Список литературы включает 263 наименования, из них ИЗ - на иностранных языках. Прилагается также Алфавитный список выявленных синестетизируемых прилагательных (500 единиц).
Заключение научной работыдиссертация на тему "Синестезия в подъязыке языковедения"
§ 13. Выводы по Главе П
1. Вполне объяснима с позиций теории частая встречаемость синестезий в подъязыках искусствоведения вообще и в подъязыке музыкознания в частности: синестезия представляет собой средство словесной передачи несловесной информации.
2. Анализ 2803 синестезий подъязыка музыковедения позволил выделить простые синестезии (1720; 57%) - синестезии с минимальной двухчастной структурой (например: icy note; bright sound); сложные сукцессивные синестезии (770; 28%) - случаи соединения нескольких простых разнотипных синестезий в более сложное синестетическое целое (например: soft, warm music; gloomy cold note); сложные симультанные синестезии (200; 9$) - случаи реализации синестетизируемым элементом сразу нескольких "сенсорных" либо "сенсорных" и "эмоциональных" значений (например: гош1й tone); еложные сукцессивно-симультанные синестезии (113; 6%) - соединения сукцесеивных и сшогльтанных синестезий в сложное синестетическое целое (например: warm, soft, round tone и т.д.). Все сложные синестезии имеют минимальную трех-частную структуру, которая на уровне значений имеет следующее строение: 3j + 3g + 3g - в сложных сукцессивных синестезиях;
3. Проведенная на основе метода идентификации семантическая классификация 2803 синестезий подъязыка музыковедения выявила 142 модели, в том числе: слухо-зрительные слухо-эмоциональные слухо-температурные слухо-тактильные слухо-вкусовые елухо-обонятельные слухо-гравитационные елухо-вибрационные слухо-временные слухо-пространственные модели в простых синестезиях (всего 10 моделей); слухо-зрительно-эмоциональные слухо-зрительно-тактильные слухо-зрительно-вкусовые слухо-осязательно-зрительные в сложных
- 128 слухо-о сяз ат ельно-температурные слухо-температурно-пространственные слухо-т емпературно-зрит ельные слухо-температурно-тактильные слухо-температурно-эмоциональные слухо-гравитационно-зрительные слухо-эмоционально-зрительные слухо-эмоционально-вкусовые елухо-эмоционально-тактильные слухо-эмоционально-гравитационные слухо-вкусо-зрительные слухо-вкусо-эмоциональные слухо-вкусо-тактильные модели в сложных сукцессивных синестезиях (всего 16 моделей); слухо-^зрительно-эмоциональные] слухо- [зрительно-осязательные ] слухо -[осязательно-вкусовые]модели в сложных симультанных синестезиях (всего 3 модели); слухо- [зрительно-эмоционально] -зрительная слухо- зрительно-тактильно] -зрительная слухб- зрит ельно-т емпературно] -температурная слухо-вкусо- [зрительно-эмоциональная] слухо- |тактильно-вкусо] -зрительная слухо- [зрительно-тактильно] -пространственная слухо-зрительно- [зрительно-тактильно] - /зрительнотактильная] слухо- [временно-зрительно-тактильно^ зрительно-эмоциональная
- 129 слухо-пространственно- |.зрительно-тактильно| -^зрительно-тактильно] -тактильная модель в сложных сукцессивно-симультанных синестезиях (всего 113 различных моделей).
4. Анализ семантической структуры синестезий подъязыка музыковедения позволил построить семантическое поле синестезий этого подъязыка. В состав этого поля (Мп) входят 4 микрополя (мп): мпП (простых синестезий) (1720 конституентов; 57%); мпСеукц. (сложных сукцессивных) (770 конституентов; 28$); мпСейм, (сложных симультанных) (200 конституентов; мп(^гкц.-сим. (сложных сукцессивно-симультанных) (ИЗ конституентов; 6$).
5. Ядром первого мпП (в основу поля положен частотный признак) являются слухо-зрительные (500) и слухо-эмоциональные синестезии (450); ядром второго мпСеукц. являются елухо-зри-тельно-эмоциональные (102); елухо-зрительно-тактильные (101) и слухо-зрительно-вкусовые синестезии (90); ядром третьего мпСсим. являются слухо-[зрительно-эмоциональные]синестезии (96); четвертое мпСеукц,-сим. не имеет ярко выраженного ядра, его конституенты разбросаны по всему Мп, одни ближе, другие дальше от ядра.
6. Внутри мп конституенты противопоставляются друг другу и образуют оппозиции: привативные (одномерные): dull - brilliant; cold - warm и т.д.; градуальные (многомерные): ~ dim -clear - bright - brilliant и т.д.; эквиполентные (равнозначные): sweet - bitter, sweet - acid, sweet - sour ц т.д.
7. Построение семантического поля синестезий подъязыка музыковедения подкрепило известный факт о наибольшей информативной значимости зрения и слуха в процессе познания объективной действительности»
8. §оносемантический анализ части синестетизируемых прилагательных и причастий подъязыка музыковедения (15%) показал, что среди них есть как звукоподражания (6%), так и звукосимво-лизмы (9%). Анализ также подтвердил правильность утверждения о наибольшей эффективности фоносемантического анализа по фоносе-мантическим группам слов, а также тот факт, что самые частые способы образования ЗИ-лексики - образование по аналогии с ФСГ, контаминация какого-либо слова и анлаута или ауслаута, общего для членов ФСГ.
9. Анализ собственно музыкальной терминологии показал, что и она имеет синестетический характер «взаимодействие ощущений имеет место не только при восприятии музыкального произведения, но и при самом его создании и воспроизведении. Любопытно, что материал анализируемых словарей позволил выделить те же самые семантические группы для терминов синеететического характера, которые были выделены и для самих синестезий: группа терминов "эмоциональной семантики группа терминов "зрительной" семантики группа терминов "тактильной" семантики группа терминов "температурной" семантики группа терминов "гравитационной" семантики группа терминов "темпоральной" семантики группа терминов "вибрационной" семантики группа терминов "вкусовой" семантики группа терминов "обонятельной" семантики.