автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.01
диссертация на тему:
Синтез поэзии и прозы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Власов, Александр Станиславович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Кострома
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.01
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Синтез поэзии и прозы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго"'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Власов, Александр Станиславович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ И ФШЮСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ Б. Л. ПАСТЕРНАКА

§ 1. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕШЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Б. ПАСТЕРНАКА.

ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ.

§ 2. СООТНОШЕНИЕ "АВТОР — ГЕРОЙ" В РОМАНЕ

ДОКТОР ЖИВАГО".

ГЛАВА ВТОРАЯ. РОМАН "ДОКТОР ЖИВАГО" И ТРАДИЦИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX—XXВЕКОВ

§ 1. ПОЭЗИЯ И ПРОЗА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ВЗАИМОВЛИЯНИЕ.

§ 2. ПРОБЛЕМА ЖАНРА И "ПЕРЕХОДНЫЕ^ ФОРМЫ.

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТИХОТВОРНЫХ ТЕКСТОВ В ПРОИЗВЕДШИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ» СИНТЕЗ ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА РОМАНА "ДОКТОР ЖИВАГО"

§ 1. ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАСКРЫТИИ ПРИНЦИПА СИНТЕЗА

ПОЭЗИИ И ПРОЗЫ.

§ 2. СТРУКТУРНЫЕ И ШЭтаКО-СШЛИСШЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА РОМАНА "ДОКТОР ЖИВАГО".

§ 3. ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ ЦИКЛА "СТИХОТВОРЕНИЯ

ЮРИЯ ЖИВАГО" В ОБЩЕМ КОНТЕКСТЕ РОМАНА.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Синтез поэзии и прозы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго""

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе осуществленного в данной работе анализа пастернаковского творчества мы можем сформулировать несколько положений, раскрывающих поэтико-стилистнческое, философско-идеологнческое и жанровое своеобразие романа "Доктор Живаго".

1. Пастернаковская концепция соотношения поэзии и прозы была изначально ориентирована на их максимальное сближение.

2. Своеобразие соотношения "автор — герой", включая многочисленные способы "субъективизации" повествования, принцип полифонического "многоголосья", диалог, точнее, элементы моно- и диалога, синтезирующиеся, сосуществующие в неразрывном диалектическом единстве, — все это может послужить достаточным, на наш взгляд, основанием для того, чтобы говорить о "Докторе Живаго" именно как о разновидности диалого-полифонического романа, или — если еще более конкретизировать данное жанровое определение — как о романе мо я о-диалогическом.

Данное определение, конечно же, весьма условно. Но, в целом, как нам представляется, оно соответствует диалектической многоплановости обозначаемого им явления. Моно-диалог — это, с одной стороны, распадающийся на диалогические "реплики" монолог автора, его "многоголосый" спор — "с самим собой" и своей эпохой, разворачивающийся в пространстве всего произведения и проецируемый на его сверх-эмпирическое художественное целое; с другой — это полноценный диалог (в том смысле, который вкладывал в это понятие М. Бахтин), т. е. диалогическое общение идей и сознаний героев, шор автономных и равноправных "голосов", облаченный в плоть содержательной формы и отраженный в сюжете. Однако, как и собственно диалог, моно-диалог принципиально незавершим, ибо его "смысловое ядро" также внесюжетно.

Моно-ди алогический роман Пастернака — это диалога-полифонический роман, основные герои которого прототипически связаны с биографическим автором, но не лишаются при этом ни индивидуально личностной, ни — главное — "идеологической" автономии: их идеи, в основе своей восходящие к определенным моментам выбора в жизни самого автора, к определенным фактам его духовной биографии, в произведении живут своей, полноценной, уже не зависящей от воли автора жизнью.

3. Рассмотрение романа в контексте соотношения поэзии и прозы в русской литературе позволяет сделать вывод об одновременном наследовании автором нескольких традиций и, соответственно, использовании им нескольких форм жанрового взаимодействия. В данном случае особую значимость приобретают: а) чередование стиховой и прозаической речи в одном произведении, необходимое для создания образа героя, близкого автору, наделенного непосредственным, "творческим" мировосприятием, умеющего видеть поэтическое в обыденном, "прозаическом" ("Двойная жизнь" К. Павловой); и б) лирико-автобиографический роман с его установками на исповедальность и предельную свободу в обращении с фактами собственной биографии ("Жизнь Арсеньева" И. Бунина).

4. Поэзия и проза в романе "Доктор Живаго" образуют живое, неразложимое диалектическое единство, являющее собой, по сути дела, новую жанровую форму. Особое поэтико-функциональное значение

Стихотворений Юрия Живаго" в общем контексте пастернаковского романа определяется прежде всего тем, что данный поэтический цикл, является семнадцатой, заключительной (следующей непосредственно за эпилогом) частью его.

5. "Лирический герой" в стихотворениях живаговского цикла уже потому не является "проекцией" лирического "я" самого Пастернака, что непосредственно связан с личностью героя — "другого" человека с индивидуальной биографией. Стихи героя — это стихи, написанные автором; но, признавая это, нельзя не признать и того, что стихи Живаго не являются стихами Пастернака в той же мере, в какой и сам Живаго не является его персонификацией. Это дает нам возможность осмыслить индивидуальные поэтико-стилистические особенности стихотворений цикла как художественный прием, позволяющий раскрыть образ главного героя, врача и поэта-дилетанта Юрия Андреевича Живаго, во всей его полноте и многогранности, показать его внутренний мир, проследить основные вехи его духовной и творческой эволюции, а также осуществить философско-символическое переосмысление отображенных в романе реальных исторических событий.

6. Стихотворения цикла выполняют две основные функции — искреп" и "ключа". Однако функциональное значение стихотворения цикла всегда выходит за рамки какой-либо из обозначенных нами функций. Поэтому стихотворение "Сказка", рассмотренное нами в контексте функции "ключа", может быть детально проанализировано и с точки зрения его организующей и структурирующей роли, т. е. в контексте функции "скреп" (так же, как "Зимняя ночь" — в контексте функции "ключа"). То же самое можно отнести и к большинству других стихотворений цикла

7. Как мы уже видели, те или иные эпизоды романа при сопоставлении их с отдельными стихотворениями цикла (или их фрагментами) получают образно-метафорическое истолкование, символически переосмысливаются.

Точно так же трансформируются, преломляются сквозь призму образно-метафорического мышления Юрия Живаго и главнейшие вехи романного диалога, — опять-таки подвергаясь символическому переосмыслению. Так, в стихотворении "Гефсиманский сад" символически переосмысливается, например, диалог Живаго и Стрельникова. Апостол Петр, вставший на защиту Христа и в порыве праведного гнева давший "мечом отпор головорезам", вдруг ".слышит: "Спор нельзя решать железом, / Вложи свой меч на место, человек". Сиюминутная, "земная", слишком "человеческая" правота Петра — с которым в данном случае ассоциируется Стрельников— меркнет в свете той Истины, которая провозглашается Христом.

Цикл в какой-то мере и повторяет диалого-полифоническую структуру прозаического текста (правда, уже на совершенно ином уровне), и — одновременно — является своеобразной диалогической "репликой", — причем не завершающей диалог55, а как бы символически переносящей его в сферу вечного бытия. По сути дела, в финале романа осуществляется эсхатологический прорыв в царство Истины, о чем свидетельствуют стихотворения о Христе, несущие на себе основную смысловую нагрузку.

8. Последнее слово остается за героем. Живаго фактически дописывает роман, во всяком случае и композиционно-архитектоническую, текстуальную завершенность, и философско-идеологическую цельность — а следовательно, и весь "диапазон" полифонического "многоголосья" — роман обретает именно благодаря стихотворениям живаговского цикла

9. Поэтическое слово героя в романе — не предмет изображения, а полноправное, живое изображающее слово, дополняющее и углубляющее слово прозаическое, авторское. Органическое единство прозаической и поэтической частей романа в конечном итоге воспринимается уже не просто как оригинальный композиционный прием, но прежде всего как символ истинного искусства — искусства, которое может существовать только в слиянии с порождающей его и преображенной им жизнью.

10. Бели Пастернак, постоянно заставляя читателя сопоставлять свою личную судьбу с судьбами своих героев, как мы уже говорили (см.: Гл. 1, § 2), становится полноправным участником развертывающегося диалога т. е., в сущности, выходит за рамки своего онтологического "статуса" автора романа и отчасти сам становится его героем, то и для Живаго, таким образом, также становятся тесны его литературно-онтологические "рамки". Он словно бы перерастает границы текста, перестает быть просто героем, или, (вновь воспользуемся терминологией М. Бахтина) "пассивным эстетическим объектом", и в читательском восприятии фактически становится (наравне с реальным автором романа) творчески активным субъектом — соавтором. Сотворчество, автора и героя, наблюдаемое в процессе актуализации текста — точнее говоря, отдельных элементов концептуальной системы произведения (в момент восприятия читателем замысла автора, осознания его поэтико-философских и эстетических установок), — является одним из важнейших моментов, определяющих специфику рассматриваемого нами произведения.

Такое "пересечение" эстетико-функциональных сфер автора и героя (их, так сказать, "взаимозамещение") — когда в определенные моменты автор и герой так бы "меняются ролями", — по большому счету приводит к тому, что происходит стирание границы между литературой и жизнью: реальная жизнь, активно вторгаясь в литературное произведение, дополняет и продолжает его, а условная реальность литературного произведения, соответственно, воспринимается как нечто нераздельное с реальной жизнью, почти что как эмпирический факт ее. Причем формально-эстетический момент, т. е. неизбежно присутствующий в этом элемент формального, поэтико-жанрового новаторства, эстетической "игры", в данном случае, как нам представляется, не должен заслонять того главного, в чем состоит сущность пастернаковской поэтики в философском (точнее даже в религиозно-философском) аспекте ее рассмотрения, — гносеологической установки на синтез "живого со смыслом", — синтез, в котором, по словам Пастернака, заключаются "высшие достижения т56 искусства

Роман "Доктор Живаго" — произведение уникальное во всех отношениях: философском, религиозном, поэтико-жанровом, в плане преемственности и в плане новаторства Кругом намеченных и частично затронутых нами вопросов проблема соотношения поэзии и прозы в творчестве Пастернака, конечно же, не исчерпывается.

Дальнейшее исследование может осуществляться по нескольким направлениям — в соответствии с предложенной в данной работе моделью анализа

1. В первую очередь это касается соотношения "автор — герой" в романе "Доктор Живаго" Мы лишь затронули этот вопрос — в той степени, в какой это было необходимо. Глубокий, детальный и всесторонний анализ соотношения "автор — герой" в "Докторе Живаго" представляется нам одной из актуальнейших проблем современного пастернаковедения.

2. Важным направлением является также дальнейшее рассмотрение романа "Доктор Живаго" в историко-литературном контексте — в контексте соотношения поэзии и прозы в русской литературе. В перспективе предметом анализа должно стать и то влияние, которое оказали на поэтику и стилистику пастернаковского романа соответствующие традиции западноевропейской литературы XIX — первой половины XX в.

Литературное произведение, как и любое другое произведение искусства, не только обуславливается временем, передает неповторимый облик той или иной культурной эпохи, но и — что особенно важно — нередко обуславливает определенные изменения в творческом сознании целого поколения. В этой связи вполне закономерным нам представляется вопрос о том воздействии, которое оказал пастернаковский роман на последующий литературный процесс.

3. На наш, взгляд, одно из самых перспективных направлений исследования проблемы синтеза поэзии и прозы как основополагающего принципа организации художественного текста романа "Доктор Живаго" — это выявление связей между поэтической и прозаической частями романа В дальнейшем мы намерены продолжить начатое в данной работе исследование, уделив особое внимание рассмотрению как живаговского цикла в целом, так и отдельных стихотворений, его составляющих, в контексте функций "скреп" и "ключа".

4. Рамки данной работы не позволили нам выявить концептуальные идеи, образы и мотивы, которые последовательно разрабатывались Пастернаком на более ранних этапах его творчества и в конечном итоге предопределили поэтику и философско-эсгетическую концепцию романа "Доктор Живаго".

Интертекстуалъные связи романа "Доктор Живаго" с более ранними пастернаковскими произведениями (поэтическими циклами и отдельными стихотворениями, поэмами, романом в стихах "Спекторский", художественной и автобиографической прозой и даже литературно-критическими статьями и заметками) настолько очевидны, что в будущем нам представляется возможным их рассмотрение с точки зрения синтеза поэзии и прозы — в рамках поэтико-ретроспектывного, или интертекстуального, аспекта данной проблемы. Это, в свою очередь, предполагает постановку вопроса об эволюции соотношения поэзии и прозы в творчестве Пастернака.

Мы перечислили только наиболее значимые и перспективные направления будущих исследований.

 

Список научной литературыВласов, Александр Станиславович, диссертация по теме "Русская литература"

1. Абрамов Ф. А. О Пушкине // Абрамов Ф. А Собр. соч.: В б-ти т. — Т. 5. — СПб.: Худож. тит., 1993.

2. Аверин Б. В. Жизнь Бунина и жизнь Арсеньева: поэтика воспоминаний // И. А. Бунин: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001.

3. Агеносов Я. В. "Вечности заложник у времени в плену". Борис Пастернак и его роман "Доктор Живаго" // Агеносов В. В. Литература народов России. — М.: Дрофа, 1995.

4. Адмони В. Г. Свободный стих и традиционные формы организации стиха Н Адмони В. Г. Поэтика и действительность. Из наблюдений над зарубежной литературой XX века. — Л.: Сов. писатель, 1975.

5. Айхенвальд Ю. И. Анна Ахматова // Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. — М.: Республика, 1994.

6. Алданов М. А <Рец. на кн.:> Ив. Бунин. Жизнь Арсеньева. Ч 1. Истоки дней И И. А. Бунин: pro et contra. — СПб.: РХГИ, 2001.

7. Альфонсов В. Н. Поэзия Бориса Пастернака. — Л., 1990.

8. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. — М.: Academia, 1997.

9. Асмус В. Ф. Творческая эстетика Б. Пастернака // Пастернак Б. Об искусстве. — М., 1990.

10. Ахматова А. А. "Каменный гость" Пушкина // Сочинения. В 2-х т. — Т. 2,— М., 1986.

11. Баевский В, С. Пастернак-лирик: основы поэтической системы. — Смоленск, 1993.

12. Бахтин М. М. Слово в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.

13. Бахтин М М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества — М., 1979.

14. Бахтин М. Ы. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. — М.: Худож. лит., 1975.

15. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. — М., 1979.

16. БахтинМ. М. Проблемы творчества Достоевского // Бахтин М. М. Соф. соч. — Т. 2. — М.: Русские словари, 2000.

17. Белинский В Л Разделение поэзии на роды и виды // Белинский В. Г. Избранное в 2-х т. — М.: ГИХЛ, 1959. — Т. 1.

18. Белый А. Символизм как миропонимание. — М: Республика, 1994.

19. Бердяев Я. А. Миросозерцание Достоевского // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. — М.: Искусство, 1994. — Т. 2.

20. Берковская К Мальчики и девочки 40-х годов. Воспоминания о Борисе Леонидовиче Пастернаке // Знамя. — 1991. — №11.

21. Берковский Н. Я. О мировом значении русской литературы. — JI.: Наука, 1975.

22. Берковский Н. Я. О прозе Маделыптама // Берковский Н. Я. Мир, создаваемый литературой. — М.: Сов. писатель, 1989.

23. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. — JL: Хуцож. лит., 1973.

24. Блок А. А Из дневников и записных книжек (1918) // Блок А. А. Соч. в 2-х т. — М.: Госиздат, 1955. — Т. 2.

25. Блок А А Интеллигенция и революция // Блок А. А. Соч. в 2-х т. — М.: Госиздат, 1955. — Т. 2.

26. БлокА А Собр. соч. В 8 т. — М.; Л., 1962. — Т. 1.

27. Болдырева К М. Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века / Автореф. канд. дисс. — Ярославль, 1999.

28. Борисов В. Ы., Пастернак К Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Новый мир. — 1988. — №6.

29. Бродский Я. Поэт и проза // Бродский о Цветаевой: Интервью. Эссе. — М.: Изд-во "Независимая газета", 1997.

30. Вейдле В. Пастернак и модернизм // Литературная учеба — 1990. —J&1.

31. Веселовский А Н. Язык поэзии и язык прозы // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. — М.: Academia, 1997.

32. Вильмонт Н. Я. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. — М.: Сов. писатель, 1989.

33. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. — М.: ГИХЛ, 1961.

34. Виноградов В. В. Проблема образа автора в художественной литературе // Виноградов В. В. О теории художественной речи. — М.: Высш. шк., 1971.

35. Воздвиженский В. Проза духовного опыта // Вопросы литературы, — 1988. — № 9.

36. Выготский Л. С. Психология искусства — СПб.: Азбука, 2000.

37. Гаспаров Б, М Временной контрапункт как формообразующий принцип романа Пастернака "Доктор Живаго" // Дружба народов. — 1990. — № 3.

38. Гаспаров Б. М, Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. — М.: Новое литературное обозрение, 1996.

39. Гаспаров М. Л Метр и смысл. Об одном из механизмов культурной памяти. — М.: Российск. гос. туманит, ун-т, 2000.

40. Гаспаров М Л Осип Мандельштам: три его поэтики // Гаспаров М. Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики. — СПб.: Азбука, 2001.

41. Гаспаров М. Л Первочтение и перечтение: к тыняновскому пониманию сукцессивности стихотворной речи // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. — Рига: Зинатне, 1988.

42. Гаспаров М Л Рифма и жанр в стихах // Русская речь. — 1990. — №1.

43. Гачев Г Д. Содержательность художественных форм. (Эпос. Лирика. Театр). — М.: Просвещение, 1968.

44. Гегель Г В. Энциклопедия философских наук. — Т 1. Наука логики. — М.: Мысль, 1974.

45. Геймух Е. Ю. "Крохотки" А. Солженицына: субъектная и темпоральная организация лирико-фшюсофской миниатюры // Язык русской литературы XX века: Сб. статей. — Ярославль: Изд-воЯПТУ им. К Д Ушинскоп), 2001.

46. Гинзбург Л. Я. "И заодно с правопорядком." // Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. Рига: Зинагне, 1988.

47. Гинзбург Л. Я. Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки. —Л.: Сов. писатель, 1987.

48. Гинзбург Л. Я. Николай Олейников П Олейников Н. М. Стихотворения и поэмы. — СПб.: Академический проект, 2000. (Новая Библиотека поэта.)

49. Гинзбург Л. Я. О лирике. — Л.: Сов. писатель, 1974.

50. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. — Л.: Сов. писатель, 1979.

51. Гинзбург Л. Я. О раннем Пастернаке // Мир Пастернака. — М.: Сов. художник, 1990.

52. Гиршман М. Содержательность ритма прозы // Вопросы литературы. — 1968. — № 2.

53. Глаголев А. Книга Песнь Песней Соломона // Толковая Библия, или Комментарий на все книга Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 12 т. — Т. 5. — Петербург, 1908.

54. Гладкое А. Встречи с Пастернаком // Октябрь. — 1990. — № 3.

55. Григорьева А. Д. Поэтическая фразеология Пушкина Н Поэтическая фразеология Пушкина — М.: Наука, 1969.

56. Григорьева А. Д. Прозаическое начало в поздней лирике Пушкина // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. Виноградовские чтения. IX — X — М.: Наука, 1981.

57. ГромовП. П. Каролина Павлова // Павлова К. Полное собрание стихотворений. — М; JL: Сов. писатель, 1964. (Библиотекапоэта).

58. Гуковский Г. А. Реализм Гогхшя. — М.; Л.: Гослитиздат, 1959.

59. ГулыгаА. В, Шешшнг. — М.: Мол. гвардия, 1982.

60. Егоров R Ф. Аксиоматическое описание русских систем стихосложения // Егоров Б. Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания. — Томск: Изд-во "Водолей", 2001.

61. Егоров Б. Ф. Аполлон Григорьев — поэт // Григорьев А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. СПб.: Академический проект, 2001. (Новая Библиотека поэта).

62. Егоров Б. Ф. О жанре, композиции и сегментации // Егоров Б. Ф. Структурализм. Русская поэзия. Воспоминания. — Томск: Изд-во "Водолей", 2001.

63. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995.

64. Жирмунский В. М. Два направления русской лирики // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. — СПб.: Азбука, 2001.

65. Жирмунский В. М Задачи поэтики // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. — СПб.: Азбука» 2001.

66. Жирмунский В. М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В. М. Поэтика русской поэзии. — СПб.: Азбука, 2001.

67. Жирмунский В. М. Теория стиха. — Л.: Сов. писатель, 1975.

68. Жовтис A. JI. К вопросу о границе между стихом и прозой // Филологические науки. — 1985. — № 3.

69. Жолковский А. К Книга книг Пастернака (К 75-летию "Сестры моей — жизни") // Звезда — 1997. — № 12.

70. Жолковский А. К О гении и злодействе, о бабе и всероссийском масштабе // Жолковский А. К, Щеглов Ю. К. Мир ангора и структура текста Статьи о русской литературе. — New York, 1986.

71. Зайцев Б. К. Еще о Пастернаке // Зайцев Б. К. Соч. В 3-х т. — М.: ТЕРРА, 1993. — Т. 3.

72. Захаров В. Н. Православные аспекты этнопоэтики русской литературы // Евангельский текст в русской литературе XVIII — XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. — Вып. 2. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1998.

73. Зеньковский В. Гоголь. — М.: Р.И.Ф. Школа "Слово", 1997 (Дух и Слово).

74. ЗлоневскаяА. Я Поэтика Владимира Набокова: новации и традиции // Русская литература — 2000. — № 1.

75. Золотусский И. П. Поэзия прозы: Статьи о Гоголе. — М.: Сов. писатель, 1987.

76. Золян С Т. "Я" поэтического текста: семантика и прагматика (к проблеме лирического героя) И Тыняновский сборник: Третьи Тыняновские чтения. — Рига: Зинатне, 1988.

77. Иванов Вяч. Вс. Взгляд на русский роман в 1992 году // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — Т. 2: Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000.

78. Иванов Вяч. Вс. Волошин как человек духа // Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. — Т. 2: Статьи о русской литературе. — М.: Языки русской культуры, 2000.

79. Ильин И. А Основы художества. О совершенном в искусстве // Ильин И. А. Собр. соч. В 10-ти т. — Т. 6: Кн. 1. — М: Русская книга, 1996.

80. Ильин И. А. О сопротивлении злу силою // Ильин И. А. Собр. соч. в 2-х т. — М., 1993. — Т. 1.

81. Ильин И А <Письмо И. С. Шмелеву от 23.П,1927> // Ильин И. А Собр. соч.: Переписка двух Иванов (1927 — 1934). — М.: Русская книга, 2 ООО.

82. Ильин И. А, Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. — СПб.: Неука, 1994.

83. Караулов Ю. Н, Роль прецедентных текстов в структуре и функционировании языковой личности // Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. — М.: Наука, 1987.

84. Кассирер Э. Естественнонаучные понятия и понятия культуры / Пер. с нем. и предися. к публ. И. Н. Зариповой // Вопросы философии. — 1995. — № 8.

85. Квятковский А. Поэтический словарь. — М: Сов. энциклопедия, 1966.

86. Клинг О. Эволюция и "латентное" существование символизма после Октября П Вопросы литературы. — 1999. — № 4.

87. Ковтунова К И О поэтических образах Бориса Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. — М.: Наследие. 1995.

88. Ковтунова И. Я. Поэтический синтаксис. — М.: Наука, 1986.

89. Кожинов В. В. Книга о русской лирической поэзии XX века: Развитие стиля и жанра. — М.: Современник, 1978.

90. Кожинов В. В, О природе художественной речи в прозе // Кожинов 3. В. Происхождение романа. — М.: Сов. писатель, 1963.

91. Корецкая И. В. Над страницами русской поэзии и прозы начала века. — М.: Радикс. 1995.

92. Красилъников В. Б. Пастернак // Печать и революция. — 1927. — №5.

93. Кретинин А. А. Роман "Доктор Живаго" в контексте прозы Бориса Пастернака / Автореф. канд. дисс. — Воронеж, 1995.

94. Лавров А. В, "Судьбы скрещенья": Теснота коммуникативного ряда в "Докторе Живаго" И Новое литературное обозрение. — 1993. — №2.

95. Лебедев Ю. В. У философских истоков "мысли народной" в романе-эпопее JI. Н. Толстого "Война и мир" // Литература в школе. — 1997. — № 5.

96. Левин Ю. И. Разбор трех стихотворений // Левин Ю. И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. — М.: Языки русской культуры, 1998.

97. Левина Н. Р. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенева / Автореф. канд. дисс. — Л., 1970.

98. Леонтьев А. Поэтический язык как способ общения искусством // Вопросы литературы. — 1973. — № 6.

99. Лилеева А. L Поэзия и проза в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" (Интерпретация стихотворения "Зимняя ночь") // Русская словесность. — 1997. — № 4.

100. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева — М.: Сов. энциклопедия, 1990.

101. Литературный энциклопедический словарь I Под общ. ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.

102. Лихачев Д. С. Борис Леонидович Пастернак II Пастернак Б. Л. Собр. соч. В 5-ти т. — T. I. — М.: Худож. лит., 1989.

103. Лихачев Д. С. Достоевский в поисках реального и достоверного II Лихачев Д. С. Литература — реальность — литература — Л.: Сов. писатель, 1984.

104. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы II Лихачев Д С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение и другие работы. СПб.: Алетейя, 2001.

105. Лихачев Д. С. Контрапункт стилей как особенность искусств II Лихачев Д. С. Литература — реальность — литература — Л.: Сов. писатель, 1984.

106. Лихачев Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" II Новый мир. — 1988 — №1.

107. Лихачев Д. С. Русская культура — М/. Искусство, 2000.

108. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. — М.: Мол. гвардия, 2000.

109. Лосев А. Ф, Проблема вариативного функционирования поэтического языка // Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. Труды по языкознанию. — М., 1982.

110. Лосев А. Ф. Русская философия // Введенский А И., Лосев А. Ф., Радлов Э. Л., Шлет Г. Г. Очерки истории русской философии. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.

111. Лосев А Ф. Логика символа// Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. — М.: Политиздат, 1991.

112. Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: Человек. Текст. Семиосфера. История. — М: Языки русской культуры, 1999.

113. Лотман Ю, М. Литературная биография в историко-культурном контексте (К типологическому соотношению текста и личности автора) // Лотман Ю. М. О русской литературе — СПб.: Искусство-СПб., 1997.

114. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. — СПб.: Искусство-СПб., 1996.

115. Макеев М ССпор о человеке в русской литературе 60-70 гг XIX века. Литературный персонаж как познавательная модель человека — М.: Диалог-МГУ, 1999.

116. Мандельштам Н. Л. Вторая книга: Воспоминания. — М.: Моск. рабочий, 1990.

117. Мандельштам О. Э. Заметки о поэзии // Мандельштам О. Э. Собр. соч.: В 4-х т. — Т. 2. — М.: ТЕРРА, 1991.

118. Манн Ю. В. Русская философская эстетика. — М.: МАЛП, 1998.

119. Марте В: А Литература и миф: Проблема архетипов (К постановке вопроса) // Тыняновский сборник: Четвертые Тыняновские чтения. — Рига: Зинатне, 1990.

120. Михайлов О. Жизнь Бунина: "Лишь слову жизнь дана." — М.: Центрподиграф, 2001.

121. Мочульский К Я Владимир Соловьев. Жизнь и учение // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М.: Республика, 1995.

122. Мочулъский К В. Достоевский. Жизнь и творчество // Мочульский К. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. — М.: Республика, 1995.

123. Мусатов В. В. Борис Леонидович Пастернак // Мусатов В. В. История русской литературы XX века (Советский период). — М.: Высш. ппс, 2001.

124. Мущенко К Г. Двуединсгво эпического и лирического в прозе И. А. Бунина // Мущенко Е. Г. Путь к новому роману на рубеже XDi — XX веков. — Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1986.

125. Неелов Е. М. Сказка и житие // Евангельский текст в русской литературе XVIII — XX веков. Цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сб. научных трудов. — Вып. 2. — Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1998.

126. Некрасова К АБахина М, А. Сравнения в контексте творчества, Б. Пастернака // Некрасова Б. А., Бакина М. А. Языковые процессы в современной русской поэзии. — М.: Наука, 1982.

127. Непомнящий В. Лирика Пушкина, Статья первая И Литература в школе. — 1994. — К® 4.

128. Непомнящий В. Поэзия и судьба: Статьи и заметки о Пушкине. — М., 1983.

129. Овчинников Н. Ф. Б. Л. Пастернак — поиск призвания: От философии к поэзии // Вопросы философии. — 1990. — № 4.

130. Одинцов В. В. О языке художественной прозы. Повествование и диалог. — М.: Наука. 1973.

131. Палиевский Я. В. О границе между прозой и поэзией у Пушкина // Москва. — 1987. —№ 1.

132. Парамонов Б. Черная доведь. Пастернак против романтизма // Звезда. — 1991. — № 4.

133. Пастернак К Борис Пастернак. Биография. — М.: Цитадель, 1997.

134. Пастернак Е. В. "Новая фаза христианства": Значение проповеди Льва Толстого в духовном мире Бориса Пастернака // Литературное обозрение. — 1990. — № 2.

135. Паустовский К Г. Иван Бунин // Паустовский К. Г. Наедине с осенью: Портреты, воспоминания, очерки. — М.: Сов., писатель, 1967.

136. Переверзин В. А£ Гегель и проблема романа-эпопеи как синтетического жанра// Филологические науки. — 1985. — № 3.

137. Поливанов М. К Свобода выбора // Литературное обозрение. — 1990. — № 2.

138. Померанц Г. С. Неслыханная простота // Литературное обозрение. — 1990. — № 2.

139. Померанц Г. С. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. — М.: Сов. писатель, 1990.

140. Померанц Г. С. "Пробуждение чувства вестника" // Звезда.— 1993. — № 12.

141. Поспелов В. С. Синтаксический строй стихотворных произведений Пушкина. — М.: Изд-во АН СССР, 1960.

142. Потебня А А. Мысль и язык. — Киев: СИНТО, 1993.

143. Поэтика жанров русской и советской литературы. Межв. сб. науч. трудов. — Вологда, 1988.

144. Православный богослужебный сборник. — М.: Издание Московской Патриархии, 1991.

145. Пустовойт П. Г, Поздний Тургенев: гармония скорбящей лиры // Филологические науки. — 2001. — № 5.

146. Рассадин С. Предтечи // Вопросы литературы. — 2001. — № 1.

147. Рагиковский Е. Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака "Доктор Живаго"': философский комментарий // Вопросы философии. — 2000. — № 8.

148. Роднянская И. Б. Слово и "музыка" в лирическом стихотворении // Слово и образ. Сб. статей / Сост. В. В. Кожевникова. — М., 1964.

149. Русская философия. Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999.

150. Седакова О. А. "Чудо" Бориса Пастернака в русской поэтической традиции Я Пастернаковские чтения / РАН, Институт мировой литературы им. А. М. Горького. — Вып. 2. — М.: Наследие, 1998.

151. Синева О. В. Мотивы в романе Б. Л. Пастернака "Доктор Живаго" // Облик слова. Сб. статей. РАН, Институт русского языка. — М., 1997.

152. Синева О. В. Стилистическая струкгура художественной прозы Б. JI Пастернака (Роман "Доктор Живаго") / Автореф. канд. дисс. — М., 1995.

153. Синявский А. Д. Один день с Пастернаком: К столетию со дня рождения Бориса Пастернака// Юность. — 1990. — №2.

154. Смирнов И. П. Порождение интертекста Элементы интертекстуального анализа с примерами из творчества

155. Б. Л. Пастернака. — СПб., 1995.

156. Смирнов И. П. Роман тайн "Доктор Живаго". — М.: Новое литературное обозрение, 1996.

157. Смирнов И. П. Художеств енный смысл и эволюция поэтических систем. — М.: Наука, 1977.1 207. Смолицтй В. Г. "Рождественская звезда" Б. Пастернака и духовныестихи И Русская словесность. — 1997. — № 4.

158. Соловьев В. С. Общий смысл искусства //Соловьев В. С. Соч. в 2-х г. / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги и А. Ф. Лосева. — М.: Мысль, 1990. — Т. 2.

159. Соловьев В. С, Первый шаг к положительной эстетике // 1 Соловьев В. С. Соч. в 2-х т. / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги и

160. А. Ф. Лосева. — М.: Мысль, 1990. — Т. 2.

161. Степанов Н. Л Примеч. // Гоголь Н. В. Собр. соч. в 6-ти т. — Т. 1. — М: Хуцож. лит., 1959.

162. Степун Ф. А. Историософское и политическое миросозерцание » Александра Блока // Степун Ф. А. Портреты. — СПб.: РХГИ, 1999.

163. Степун Ф. А Пастернак // Литературное обозрение. — 1990. — №2.

164. СтраховН. Н. А. С. Пушкин. Из книги "Заметки о Пушкине и других поэтах" // Страхов Н. Н. Литературная критика — М.: Современник, 1984.

165. Страхов Н. Н. Война и мир. Сочинение графа Л. Н. Толстого. Томы I, П, III и IV Издание второе. Москва, 1868. Статья вторая ипоследняя // Страхов Н. Н. Литературная критика. — М.: Современник, 1984.

166. Сухих И. Живаго жизнь: стихи и стихии (1945 — 1955. "Доктор Живаго" Б. Пастернака) // Звезда. — 2001. — № 4.

167. ТэнИ. Философия искусства, — М,; Республика, 1996.

168. Терц А. В тени Гоголя // Терц Абрам (Синявский А. Д.) Собр. соч. в 2-х т. — М.: СП "Старт", 1992. — Т 2.

169. Терц А. Голос из хора (! Терц Абрам (Синявский А. Д.) Собр. соч. в 2-х т. — М.: СП "Старт", 1992. — Т. 1.

170. Томашевекий Б. Теория литературы. — М.; Л.: Госиздат, 1927.

171. Топоров В. Я. Об одном индивидуальном варианте "автоинтертекстуальности": случай Пастернака (о "резонантном" пространстве литературы) // Пастернаковские чтения. — Вып. 2. — М.: Наследие, 1998.

172. Топоров В. Н. Об "эктропическом" пространстве поэзии (Поэт и текст в их единстве) // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология / Под ред. проф. В. П. Нерознака. — М: Academia, 1997.

173. Троицкий В. Ю. Стилизация // Слово и образ. Сб. статей / Сост. В. В. Кожевникова. — М., 1964.

174. Тынянов Ю. Н. "Извозчик" Некрасова // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука^ 1977.

175. Тынянов Ю. Н. Блок // Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка; Статьи. — М: Сов. писатель, 1965.

176. Тынянов Ю. Н. О композиции "Евгения Онегина" // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литерагуры. Кино. — М.: Наука^ 1977.

177. Тынянов Ю. Н. О пародии // Тынянов Ю. Н. Поэтика, История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.

178. Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка // Тынянов Ю. Н. Проблема стихотворного языка; Статьи. — М.: Сов. писатель, 1965.

179. Тынянов Ю. Н. Промежуток // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.

180. Тынянов Ю. Н. Стиховые формы Некрасова // Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.

181. Тынянов Ю. Н. Тютчев и Гейне // Тынянов Ю. Н. Поэтика История литературы. Кино. — М.: Наука, 1977.

182. Тун Франциска. О "непоправимой чужеродно сти" Бориса Пастернака // Новое литературное обозрение. — 1997. — № 28.

183. Урнов Д. Безумное превышение своих сил // Правда — 1988.-№118 (25740) (27 апреля). Или: С разных точек зрения: "Доктор Живаго" Бориса Пастернака — М: Сов. писатель, 1990.

184. Успенский Б. А. Поэтика композиции. — СПб.: Азбука, 2000.

185. Фатеева Н. А Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза) // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. — М.: Наследие, 1995.

186. Федякин С. Р. Жанр, открытый В. В. Розановым // Розанов В. В. Собр. соч. "Когданачальство ушло." — М.: Республика, 1997.

187. Философский энциклопедический словарь I Гл. редакция: Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. — М.: Сов. энциклопедия, 1983.

188. Флейитан Л. Пастернак и Бухарин в тридцатые годы // Дружба народов. — 1990. — № 2.

189. Флейитан Л Пастернак и предвоенный футуризм // Пастернаковские чтения. — Вып. 2. — М.: Наследие, 1998.

190. Флоренский П. А. Детям моим // Флоренский Павел, священник Детям моим. Воспоминанья прошлых лет. Генеалогические исследования. Из соловецких писем. Завещание. — М.: Моск. рабочий, 1992.

191. Флоренский П, А Имена // Флоренский Павел, священник. Малое собрание сочинений. — Вып. 1. — 1993.

192. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины // Флоренский П. А. Соч. — Т. 1 (в 2-х кн.). — М.: Правда, 1990.

193. Флоровский Г. О патриотизме истинном и ложном // Флоровский Г Из прошлого русской мысли.— М.: Аграф, 1998.

194. Фомичев С. А, "Вперед то по гору, то в гору бежит прямая магистраль." (Железная дорога в романе Б. Пастернака "Доктор Живаго") // Русская литература — 2001. — № 2.

195. Фрейденберг О. М. Поэтика сюжета и жанра — М.: Лабиринт, 1997.

196. Хелемский Я "Ожившая фреска" // Знамя. — 1980. — № 10.

197. Ходасевич В. Ф. Поэзия Игната Лебядкина // Ходасевич В. Ф. Собр. соч. в 4-х т. — Т. 2. — М.: Согласие, 1996.

198. ЦветаеваМ. Световой ливень // Цветаева М. Собр соч.: В 7-ми т. — Т. 5. — М.: Эллис Лак, 1994.

199. Чернец Л, Ä Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.

200. Чичерин А. В. Ритм и стиль пушкинской прозы // Чичерин А. В. Ритм образа: Стилистические проблемы. — М.: Сов. писатель, 1973.

201. Чуковская Л. К Отрывки из дневника // Чуковская Л. К. Соч. в 2-х т. — М.: Гудьял-Пресс, 2000. — Т. 2.

202. Чуковский К И. Анна Ахматова II Чуковский К И. Собр. соч. в 2-х т. — Т. 2. — М.: Правда, 1990.

203. Чуковский К И. Ранний Бунин II Чуковский К И. Собр. соч. в 2-х т. — Т 2. — М.: Правда, 1990.

204. Шаламов В. Т. Пастернак // Шаламов В. Т. Воспоминания. — М.: Олимп; Астрель; ACT, 2001.

205. Шелестюк К В. Символ versus троп: Сравнительный анализ семантики // Филологические науки. — 2001. — № 6.

206. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма // Соч. В 2-х т. — М.: Мысль, 1987. — Т. 2.

207. Шеллинг Ф. В. Философия искусства, — М.: Мысль, 1999.

208. Шкловский Я Б. Из "Повестей о прозе" // Шкловский В. Б. Собр. соч. В 3-х т. — М.: Худож лит., 1974. — Т. 3.

209. Шкловский В, Б, Несколько слов о теории // Юрий Тынянов: писатель и ученый. Воспоминания. Размышления. Встречи. (Серия ЖЗЛ.) М., 1966.

210. Шкловский В. Б. О теории прозы. — М.: Сов. писатель, 1983.

211. Шкловский В. БТегшва. О несходстве сходного // Шкловский В. Б. Собр. соч. В 3-х т. — М.: Худож. лит., 1974. — Т. 3.

212. Эйхенбаум Б. М. Анна Ахматова: Опыт анализа // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — JL: Сов. писатель, 1969.

213. Эйхенбаум Б. М. Сквозь литературу. — Л., 1923.

214. Эткинд Е, Г. "Внутренний человек" и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы ХУШ — XIX веков. — М.: Языки русской культуры, 1999.

215. Эткинд Е. Г. Материя сшха. — СПб.: Изд-во "Гуманитарный союз", 1998.

216. Якобсон Р, О. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. О. Работы по поэтике. — М: Прогресс, 1987.

217. Ярхо Б. И, Ритмика так называемого Романа в стихах // Ars poética. Сб. — Вып. П. — М: ГАХН, 1928.

218. Ярхо Б И. Рифмованная проза русских интермедий и интерлюдий // Теория стиха. Сб. — Л.: Наука, 1968.