автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему:
Сионистское движение в Советской России, 1917-1920-е годы

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Симонова, Анна Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.02
Диссертация по истории на тему 'Сионистское движение в Советской России, 1917-1920-е годы'

Текст диссертации на тему "Сионистское движение в Советской России, 1917-1920-е годы"

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА

На правах рукописи

СИМОНОВА Анна Викторовна СИОНИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ (1917- 20-е годы)

Специальность 07.00.02 - отечественная история

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель докт. ист. наук, профессор Е.И.Пивовар

Москва, 1999

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................с.1

ГЛАВА I Русский" сионизм и революционный кризис в России начала XX век.......................................................................................................................с.41

1. "Русские" сионисты во всемирном сионистском движении.......................с.41

2. Между Февралем и Октябрем 1917 года........................................................с. 66

ГЛАВА II Сионистское движение в России в период гражданской войны и интервенции......................................................................................................с.77

1.К вопросу о "лояльности" сионистского движения к Советской власти ....с.77

2. Появление новых сионистских организаций...............................................с. 108

3.Тактика Советской власти по отношению к сионистскому движению.......с.111

4.Сионистское движение и еврейская эмиграция из России...........................с. 132

ГЛАВА III Сионистское движение в 20-е годы...........................................с.146

1. Сионистская работа среди еврейской молодежи........................................с. 148

2. Советская власть в борьбе с " контрреволюционным" сионизмом............с. 156

3. Репатрианты 20-х годов по материалам "Анкет по истории преследования

сионистского движения в Советской России"..................................................с. 184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................с. 191

ИСТОЧНИКИ....................................................................................................с.202

БИБЛИОГРАФИЯ.............................................................................................с.207

ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................с.215

ВВЕДЕНИЕ

Возникнув на рубеже прошлого и нынешнего столетий, сионизм в России явился новым и необычным явлением в общественной жизни страны. Появление сионистских кружков и групп, их контакты друг с другом, формирование сионистских структур за границей, международный характер движения. Рост его популярности среди еврейского населения России и окутанность мифами и предрассудками формировали неоднозначное к нему отношение Советской России.

Революционные преобразования 1917 года предоставили гражданские права многомиллионному еврейству России. Они вызвали к жизни богатые потенциальные силы, в еврействе за период царской реакции. Между различными еврейскими партиями началась ожесточенная борьба за политическое влияние на массы (Фолькспартей, Бунд, "Цеирей-Цион", "Поалей-Цион"). Одни за другими прокатывались выборы в городские думы, еврейские общины и Учредительное собрание.

Еврейская молодежь стала активно участвовать в общественной жизни России. Одновременно с этим создавались и развивались многочисленные организации сионистски настроенной молодежи: "Геховер", "Гистадрут", "Маккаби" и т.д. Стали появляться печатные издания, обращенные к молодому поколению, организовываться публичные библиотеки, где любой желающий мог почитать литературу по палестиноведению. Возник целый ряд учебных заведений. Проходили демонстрации молодежи и детворы под белоголубыми знаменами. О размерах палестинофильских настроений свидетельствует следующий факт: к началу рассматриваемого периода - не было еврейской общины в России, в которой не существовало бы сионистской организации. Из 40 колоний в довоенной Палестине большинство было основано

русскими евреями, приехавшими в Палестину в период Первой ( 1882-1903) и Второй волны эмиграции (алии) 1904-1914 годов.1

Революция в России, от которой ожидали своего освобождения российские евреи, завершилась гражданской войной, а та, в свою очередь, сопровождалась неслыханными со времен Богдана Хмельницкого еврейскими погромами. В этих условиях сионизм стал одним из самых сильных политических течений среди еврейского населения. Ко времени Октябрьского переворота сионистская организация имела по всей России более 1200 отделений и насчитывала 300.000 человек.2 В России движение было представлено мозаикой партий, культурных и спортивных учреждений. В мае 1917 года в Петрограде состоялся 7 Всероссийский Сионистский съезд. Осенью 1917 года сионисты получили большинство на выборах в еврейские общины. Во время выборов на Еврейский Всероссийский съезд за сионистов проголосовало около 70% избирателей.

События, лихорадившие Россию, наносили свой отпечаток на мировоззрение и взгляды российских сионистов. Участники сионистского движения, приехавшие в Палестину в период третьей волны эмиграции, были в значительной степени проникнуты идеями русских революционных партий, боровшихся за установление в России демократического строя, обеспечившего бы евреям равные права с другими гражданами России. Самые активные революционные партии в России принадлежали на тот период к социалистическому лагерю, вероятно, этим можно объяснить большую активность в России социал-сионистских объединений, которые в свою очередь

1 Мартин Г. Атлас по истории еврейского народа. Иерусалим, 1994.С.108.

Маор И. Сионистское движение в России. Иерусалим, 1977. С.423.

сыграли решающую роль в формировании политического климата в Палестине и ориентации в деле устройства страны на социалистические формы хозяйствования.

История "взлетов и падений" сионистского движения в России в 20-е годы явилась отражением изменения социально-политических ориентаций еврейского населения в Советской России. Вероятность участия в сионистском движении еврейских масс напрямую зависела от степени принятия ими власти Советов.

Период революционных потрясений Октября 1917 года и 20-е годы, являются сложным периодом в истории России. 25 октября 1917 года была перевернута буржуазно-демократическая страница истории России, и начался новый - советский период российской истории, который с первых дней Советской власти стал проверять эту власть на прочность. Уже 29 октября в Петрограде вспыхнуло восстание юнкеров. Участникам сионистского движения в России соответствующими резолюциями сионистских партий было предписано вступать в "Комитет спасения родины и революции". Весь период с конца 1917 по конец мая 1918 года проходил под знаком утверждения Советской власти и ее юридического оформления. Введенная декретами ВЦИК и СНК в мае 1918 года продовольственная диктатура получила логическое завершение в новом курсе продразверстки, юридически оформленном декретом СНК от 11 января 1919 года. Весной 1918 года Советская Россия лишилась крупнейших национальных районов. Охватившая все регионы России гражданская война сделала военный вопрос главным вопросом жизни советского государства. Широкомасштабная борьба с капиталом привела к складыванию системы "военного коммунизма". Она определила политику государства на весь период гражданской войны с лета 1918 года по начало 1921 года. В условия экономической блокады, объявленной западными державами в октябре 1919 года, новая Россия упорно добивалась политического

признания в мире. Послевоенный глубокий экономический кризис и, прежде всего продовольственный кризис усугубил социальную обстановку в стране.3 В августе 1922 года XII конференция РКП(б) признала все антибольшевистские партии и течения "антисоветскими", т.е. антигосударственными. С этого момента они подлежали окончательной ликвидации. В ноябре 1923 года было учреждено единое для всего Союза ведомство охраны государственной безопасности (ОГПУ).

Объединительное движение советских республик 1923-1924 годов, прошедшее этапы военного, хозяйственного, дипломатического и государственного союза, завершилось этапом конституционного оформления СССР в 1924 году. Все предложения о нормализации отношений, сделанные советской стороной отклоняли только США. Болезнь и смерть В.И.Ленина обострила внутрипартийную борьбу, что оказало влияние на курс внутренней и внешней политики СССР.4

Крестьянское недовольство продразверсткой вылилось в волну антибольшевистских восстаний, недовольство города - в рабочие забастовки начала 1921 года, недовольство военных - в волнения солдат и матросов в некоторых гарнизонах. На X съезде РКП(б) было принято решение об изменении внутриполитического курса, получившего название "новой экономической политики" (НЭП). Сама партия переживала кризис, который выразился в "профсоюзной дискуссии" конца 1920 - начала 1921 года. С переходом к НЭПу отменялись и меры по "чрезвычайному" управлению страной. Была проведена систематизация законов, кодификация советского гражданского, трудового, земельного и уголовного законодательства.

4 Закат НЭПа ознаменовался первым крупным показательным процессом над старыми специалистами (" Шахтинский процесс", состоявшийся в Москве в 1928 году). Он положил в стране начало показательным процессам со смертными приговорами. В том

Нажим на единоличника в 1928-1929 годах, предоставление льгот колхозным хозяйствам ознаменовали первый этап сплошной коллективизации, получивший оформление на ноябрьском (1929 года) пленуме ЦК партии. В отечественной историографии конец 20-х годов принято считать началом эпохи "Большого скачка". Таким образом, с момента Октябрьского переворота и до конца 20-х годов Россия проделала сложный путь социально-общественных преобразований, и политического оформления в рамках новой государственной формации. К концу 20-х годов это уже государство, сложившееся в новых границах, и получившее мировое признание.

Тема роли сионистского движения в политической жизни страны во втором десятилетии XX столетия является малоизученной областью исторического знания. Она представляет значительный интерес для специалистов по истории России новейшего времени. Поскольку к Октябрьской революции сионистская организация в России насчитывала более 300.000 членов и оказывала значительное влияние на еврейские массы особенно в районах бывшей черты оседлости. Сионистская организация России, являясь частью Всемирной сионистской организации, на протяжении всей истории своего существования считала правомерным свое выступление представителем еврейской диаспоры в России по вопросам национальной политики, а также на международном уровне, минуя при этом соответствующие государственные органы.

же 1928 году впервые после гражданской войны стал использоваться дешевый труд заключенных - на заготовках леса, экспорт которого давал значительную часть валютных поступлений. Был создан Соловецкий лагерь особого назначения ( СЛОН), ставший первым исправительно-трудовым лагерям (ИТЛ) в стране.

Из еврейских периодических изданий на 1917-1918 года сионистскими организациями выпускалась практически одна треть всех изданий, что по меньшей мере в два-три раза превышает печатную продукцию партий и организаций любого другого направления в еврейском общественном и политическом движении.5

Кроме того, идеи сионизма достаточно остро были восприняты и русским общественным мнением, в частности Розановым В.В.6

Деятельность еврейских общественных организаций, в том числе и сионистских, создала в конце 20-х годов в стране прецедент рассмотрения вопроса о выделении административной территории в составе РСФСР для создания Еврейской автономной области. В результате чего постановлением ВЦИКа от 7 мая 1934 года Еврейский национальный район, основанный в 1930 году, получил статус Еврейской автономной области.

Несмотря на решения XII конференции РКП(б) о признании всех антибольшевистских партий и течений "антисоветскими", сионистские организации продолжали функционировать на легальном и полулегальном положении. Их печатные органы продолжали выходить.

5 Еврейская периодическая печать в 1917-1918 гг. / сост. Яшунский. И.В., Тель-Авив, 1970. С.8.; Современная библиография повременной литературы отражена в указателе литературы о евреях на русском языке 1890-1947 годов. Литература о евреях на русском языке. 1980-1947. Книги, брошюры, оттиски статей, органы периодической печати. Библ. указ./ сост. Кельнер В.Е., Эльяшевич Д.А., Спб., 1995.

В советской историографии не уделялось должного внимания сионистским политическим партиями и организациями. Эта страница еще не вписана в историю политических партий России. Между тем, еврейская эмиграция из России, в том числе и в Палестину в начале 20-х годов осуществлялась именно через сионистские каналы, независимо от того, поддерживали выезжающие из страны политические лозунги сионизма или нет. Скаутское движение под бело-голубыми знаменами организовало еврейскую молодежь России еще за несколько лет до появления первых пионерских организаций. Кроме того, сионистские организации на местах работали с членами сект жидовствующих ( герами и субботниками) и способствовали их эмиграции, тем самым оказывая влияние и на нееврейское население России. Многие лидеры российских сионистов после эмиграции в страны Европы включались в политическую деятельность Всемирной сионистской организации, для чего в Берлине была создана "Организация русско-украинских сионистов заграницей". В нее вошли все сионисты из России, проживавшие в Западной Европе. Организация продолжала свою работу до 1922 года, когда ООН был утвержден британский мандат на Палестину.

Ф.Э. Дзержинский в своей переписке с В.Р.Менжинским отмечал тот вред, который наносил репутации Советской России шум, связанный с возможными гонениями на сионистов в стране.

6 Кацис Л. Мотивы исхода в публицистике Зеева Жаботинского и Василия Розанова. /От Бытия к Исходу. Отражение библейских сюжетов в славянской и еврейской народной культуре: Сб.ст. М., 1998.

Третья волна эмиграции (1919-1923 гг.) состояла из пионеров ( халуцим), принадлежащих главным образом к движениям "хе-Халуц" ( "Гехалуц") и "хе-Шомер ха-цаир" ( "Гашомер-Гацаир"). Новые репатрианты внесли новую идеологию в киббуцное движение. И отстаивали идею "открытого киббуца" . Этот новый штрих в идеологии киббуцников явился причиной раскола созданного в Палестине в 1925 году общества взаимопомощи "Хевер ха-квуцот" и создание еще одной подобной организации "Ха-киббуц ха-меухад" , объединивших приверженцев идеи открытости киббуца для всех желающих в него вступить.4

Таким образом, изучение истории сионистского движения в России позволит добавить новые штрихи в уже разработанные темы, а возможно и по-новому взглянуть на вопросы национальной политики Советской России, истории российской эмиграции, истории политических партий в России, а также безусловно станет шагом на пути изучения истории сионизма в России, как части всемирного сионистского движения.

В данной работе автором впервые ставятся ряд вопросов: Было ли сионистское движение всегда "нелегальным" в Советской России? Почему и как изменялось отношение властей к сионистскому движению по мере укрепления Советской власти? Как изменялись методы и средства борьбы с этим явлением? Какова была истинная степень вовлечения еврейских масс в сионистское движение?

В работе также впервые были сопоставлены, обработаны и проанализированы источники по истории сионистского движения, находящиеся на хранении в РГАСПИ,

7 Волны репатриации евреев в Палестину принято называть алией. Таким образом третья волна эмиграции в зарубежной историографии и энциклопедических издания, в том числе и на русском языке, характеризуется как Третья алия.

4 См.: Гвати X. Киббуц: так мы живем. Иерусалим, 1992.

ГАРФ и Центральном Сионистском архиве, т.е в России и Израиле. Таким образом, исследование является первым шагом на пути объективного осмысления сионистского движения в России, как неотъемлемой части российской истории, что подчеркивает научную актуальность темы.

Осмысление сионистского движения в Советской России в 20-е годы без идеологических клише имеет помимо научного еще и политическое значение. Среди многих проблем современности не последнее место занимают проблемы национальной нетерпимости, зиждущиеся на мифах и предрассудках. Некоторыми из них являются миф о всемирном сионистском заговоре и миф о так называемом "еврейском большевизме", прочно укоренившемся в массовом сознании в России и за рубежом.

Автор стремится показать многообразие сионистских организаций в России 20-х годов, обозначить их роль в общественной и политической жизни страны и отношение к ним Советской власти, а также дать характеристику отличиям приверженцев сионистского движения в России от их европейских единомышленников. Российский сионизм дал всемирному сионистскому движению немало незаурядных личностей, ставших впоследствии идеологами его различных направлений и практическими исполнителями многих начинаний. После первого Сионистского конгресса Т. Герцль писал о том впечатлении, кот