автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв.

  • Год: 2001
  • Автор научной работы: Шарипов, Анвар Магданурович
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Набережные Челны
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв.'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора филологических наук Шарипов, Анвар Магданурович

Введение.

ГЛАВА ПЕРВАЯ.

Вопросы изучения генезиса устного и письменного древнетюркского стихотворного искусства.

ГЛАВА ВТОРАЯ.

Зарождение и становление тюрко-татарской теоретической поэтики.

2.1.Роль арабской и персидско-таджикской классических поэтик в развитии " ив совершенствовании тюрко-татарской теории системы стихотворных жанров.

2.2. Вопросы теории системы стихотворных жанров в трудах тюркоязыч-ных авторов XI-XV вв. Становление тюрко-татарской теоретической поэтики.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ.

Зарождение и формирование системы устных поэтических жанров в татарском фольклоре.

3.1. Обрядово-календарная поэзия, ее жанры и жанровые формы.

3.2. Эпосы-дастаны.

3.3. Стихотворные отрывки в составе сказок.

3.4. Баллады.

3.5. Жанр песни и его разновидности. ф 3.6. Байты.

3.7. Мунаджаты.

3.8. Афористические жанры.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ.

Становление и функционирование системы тторко-татарских стихотворных жанров в индивидуальном письменном творчестве.

4.1. Доисламский период.

4.2. Исламский период.

4.3. Жанровые особенности произведений Ю.Баласагуни, А.Ясеви, С.Бакыргани, А.Югнеки.

4.4. Период Булгарского государства.

4.5. Период Золотой Орды.

4.6. Структура системы стихотворных жанров тюрко-татарской ф литературы XIII-XIV вв.

4.6.1. Произведения лиро-эпического характера.

4.6.2. Произведения лирической тональности

4.7. Функциональные особенности системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы XIII-XTV вв.

4.7.1. Синкретический характер функций стихотворных жанров

4.7.2. Иерархичность жанров.

 

Введение диссертации2001 год, автореферат по филологии, Шарипов, Анвар Магданурович

В последние годы в нашем обществе произошли позитивные изменения, вследствие чего усилился интерес к изучению наследия татарского народа. В его составе, наряду с произведениями фольклора, большое место занимает письменная литература, которая наиболее полно воплощает его сокровенные мечты.

В составе духовного наследия татарского народа в плане художественно-эстетического воздействия на читателей особую ценность занимают стихотворные тексты. Они обладают большим жанровым богатством, неувядаемой красотой и сочностью поэтических образов. Никого не оставляли равнодушным в прошлом и в настоящее время насыщенные глубокой жизненной мудростью тюркских народов поэмы «Кутадгу билиг» Ю. Баласагуни, «Хиба-туль-хакаик» А. Югнеки, прекрасные образцы хикметов и газелей АЛсеви, С. Бакыргани, созданные в Х1-Х11 вв. Они содержат в себе целый мир незнакомых современному читателю поэтических образов, сюжетов и своеобразных художественных средств выражения. Произведения и последующих представителей средневековой классической тюрко-татарской литературы, таких как Кул Гали, Кутб, Хорезми, Хисама Кятиба, Сайфа Сараи и др., также содержат в себе в концентрированном виде лучшие эстетико-художественные достижения тюр-ко-татарской письменной поэзии Х1П-Х1У вв. На примере замечательных произведений этих авторов воспитывались в прошлом и в настоящее время целые поколения тюркоязычных народов. В целях приобщения современного читателя к этим жемчужинам древнетюркской и тюрко-татарской литературы надо их изучать, открыть секреты долговечности и притяжения к себе читателей, пропагандировать их для того, чтобы довести до современного человека все богатство содержания и красоту форм этих произведений. Это в свою очередь требует от историка литературы изучения каждого стихотворного жанра и жанровой формы как живого организма: следует исследовать особенности этапов зарождения, становления и функционирования каждого стихотворного жанра, а также его трансформацию в каждую эпоху литературного развития согласно меняющимся эстетическим запросам общества.

Актуальность исследования. Современное состояние литературоведческой науки требует, чтобы каждый литературный жанр изучался не в отдельности, не в отрыве от других, подобных себе, жанров, а внутри определенной системы в качестве одного из ее органических элементов. По этому поводу академик Д.С. Лихачев писал: «Поскольку жанры в каждую данную эпоху литературного развития выделяются в литературе под влиянием совокупности меняющихся факторов, основываются на различных признаках, перед историей литературы возникает особая задача: изучать не только самые жанры, но и те принципы, на которых осуществляются жанровые деления, изучать не только отдельные жанры и их историю, но и самую систему жанров каждой данной эпохи. В самом деле, жанры живут не независимо друг от друга, а составляют определенную систему, которая меняется исторически. Историк литературы обязан заметить не только изменения в отдельных жанрах, появление новых и угасание старых, но и изменения самой системы жанров» (151,40 - 41).1

Этого же мнения придерживаются и другие теоретики литературы.

Следовательно, изучение стихотворных жанров, жанровых и строфических форм в виде единой целостной системы, а также трансформации данной системы в каждую историческую эпоху соответственно изменениям в эстетических запросах общества, становится поистине насущной необходимостью.

Однако до сего дня в татарском литературоведении еще не было специального исследования, посвященного вышеуказанным вопросам. Теоретические вопросы поэтики стихотворных жанров, тенденций их развития и эволюции, а также их системы были разработаны только в отдельных аспектах. Отсутствие исследований обобщающего характера способствовало

1 В скобках после цитаты первая цифра соответствует номеру библиографии данного исследования, вторая цифра (или цифры) после запятой - странице цитируемого источника. возникновению ряда спорных вопросов, неясностей в трактовке и определении специфических особенностей и эволюции жанровой системы.

Своевременность и актуальность данного исследования продиктованы именно состоянием слабой, разрозненной разработкой теории стихотворных жанров. Сегодня назрела необходимость систематизировать, обобщить, а в некоторых случаях заново пересмотреть факты, имеющиеся по ним наблюдения и выводы, чтобы полнее представить процесс развития литературы в контексте особенностей жанровой системы. Изучение важнейших теоретических проблем системы стихотворных жанров (генезис, эволюция, поэтика, структура, функциональные особенности) является одним из актуальнейших задач современного татарского литературоведения.

Научная обоснованность. Проблема зарождения, становления и функционирования системы стихотворных жанров в древнетюркской и средневековой тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв. весьма сложна, многогранна и многоаспектна. Прежде всего вопрос литературного жанра является одной из центральных и сложных проблем поэтики. На сегодняшний день в науке не существует единого, принятого всеми учеными, определения литературного жанра: работы различных теоретиков содержат в себе разные, не идентичные друг с другом формулировки этого понятия. Кроме определения, изложенного в «Литературном энциклопедическом словаре» (149, 106-107), имеются и другие формулировки данного понятия в трудах различных литературоведов: это формулировки Г.Л. Абрамовича, Л.И. Тимофеева, Г.Н. Поспелова, H.A. Гуляева, Р. Арзибекова и др. (3, 215-217; 247, 321; 197, 233; 68, 128; 11,7).

В принципе частично принимая эти определения, мы все же отдаем предпочтение формулировке И. В. Стеблевой, изложенной ею во «Введении» к сборнику статей «Теория жанров литератур Востока». Она пишет: «Понятие жанр объединяет группу текстов, имеющих общую поэтическую систему, которая фиксирует стабильную связь постоянных признаков формы и определенного содержания в одну и ту же эпоху ( 237, 8). В нашем исследовании мы придерживаемся именно этого определения.

Таким образом, наше понимание понятия «литературный жанр» основывается на следующих моментах:

1. Мы исходим из того, что основу литературного жанра составляет органическое единство определенного содержания с определенной его формой выражения и со свойственной ему системой художественных средств в одну и ту же эпоху. А иногда жанрами называют то, что соответствует современному термину «род литературы», т.е. эпосу, лирике и драме. Это нарушает давно сложившуюся традицию называть словом «жанр» не роды литературы, а те более частные ее образования, которые существуют в пределах различных ее родов, такие как, например, газель, касыда, рубай, мадхия, марсия и т.п. В этом традиционном смысле мы и будем использовать термин «литературный жанр».

2.Литературный жанр - категория историческая. Он не является неизменным, раз и навсегда сформированным литературным явлением. Жанр складывается веками, непрерывно меняется, трансформируется согласно художественно-эстетическим требованиям эпохи и каждой отдельно взятой национальной литературы, и, прожив долгую жизнь, если отпадает в нем потребность, он может и угаснуть (например, жанр касыды в татарской литературе).

3. Каждый жанр (в данной работе стихотворный жанр) мы рассматриваем в качестве органического элемента более крупного явления, т.е. системы жанров, которая также в свою очередь трансформируется и эволюционирует согласно изменениям в художественном сознании людей от эпохи к эпохе. В пределах нашей работы такую трансформацию, смену и обогащение системы стихотворных жанров мы наблюдает при переходе от древности к средним векам.

4. Мы исходим из того, что в целях более конкретного анализа стихотворных жанров Средневековья прежде всего необходимо изучать самые названия жанров. А в средневековых восточных литературах, в том числе и в тюрко-татарской, наблюдается существование большего количества наименований стихотворных жанров и жанровых форм, которые в отдельных случаях пересекаются или взаимопроникают друг в друга.

5. Исследование данной проблемы тесно связано не только с историей литературы, но и с ее теорией, ибо, как пишет Н.Г. Чернышевский: «История искусства служит основанием теории искусства, потом теория искусства помогает более совершенной, более полной обработке истории его. Лучшая обработка истории послужит дальнейшему усовершенствованию теории, и так далее, до бесконечности будет продолжаться это взаимодействие на обоюдную пользу истории и теории. Без истории предмета нет теории предмета; но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет понятия о предмете, его значении и границах» (293, 303).

В проблеме, исследованию которой посвящена данная работа, можно выделить два ее аспекта: теоретический и практический, т.е. поэтическую теорию и поэтическую практику. Современное состояние науки требует, чтобы изучение этих двух аспектов велось неразрывно друг от друга, т.е. параллельно. На важность параллельного изучения двух аспектов данной проблемы указывают многие исследователи средневековой восточной поэзии. Например, Н.Ю. Ча-лисова пишет: «Только при параллельном исследовании поэтической теории и поэтической практики можно обнаружить, что описывалось в трактатах по поэтике на том или ином этапе развития литературы, получая «право на существование» в качестве образца для последующих поколений, а что оставалось как бы за рамками теоретического осмысления. Это позволяет поставить вопрос о том, почему определенное явление не попадало в поле зрения теоретиков: было ли это связано с недостаточной разработанностью системы анализа или существовали иные причины, не позволяющие «допустить» его в среду официально признанного» (289, 2).

Исследователь средневековой арабской поэтики А. Б. Куделин указывает, что «литературная практика характеризуется значительной степенью свободы относительно литературной теории. Более того, практика (и именно практика) устанавливает нормы литературного творчества и заставляет теорию принять их, а последняя как бы нехотя и с запозданием признает эти нормы. Литературная практика наступает на литературную теорию, и та эволюционирует, следуя несколько сзади, по пути эволюции поэзии. Литературная теория признает де-юре то, что де-факто уже совершилось и прочно вошло в литературную практику» (138, 448).

И мы исследование теоретического и практического аспектов данного явления ведем параллельно, неразрывно друг от друга.

Если взять теоретический аспект проблемы, то увидим, что на формирование средневековой тюрко-татарской теории литературных жанров плодотворное влияние оказали хронологически ранее сформировавшиеся арабская и персидско-таджикская классические поэтики. Раньше, чем персидско-таджикская, оформилась классическая арабская поэтика, которая имела свои специфические особенности, отличающиеся от поэтики европейских литератур. A.B. Куделин указывает на принадлежность классической арабской поэзии второй половины VIII-XI вв. к каноническому типу искусства и критикует попытки объяснения специфики средневековой арабской поэзии по нормам поэтики европейских литератур. Он пишет: «Специфика творческих принципов средневековых арабских авторов односторонне объяснялась и оценивалась в них по нормам поэтики европейских литератур Х1Х-ХХ вв., что приводило к непониманию средневековой поэтики и к принижению эстетической значимости классической арабской поэтики» (138,4).

Следует указать, что именно такая своеобразная поэтика распространилась и в средневековых литературах других народов, втянутых в орбиту единой ара-бо-мусульманской культуры, в том числе и в персоязычной, и в тюркоязычной литературах.

В области теории жанров Средневековья арабская и персидско-таджикская классические поэтики имели свои особенности, которые перекочевали и в средневековую тюркоязычную литературу. И. М. Филыптинский пишет: «Литераторы и ученые, по происхождению иранцы, тюрки, греки, сирийцы, евреи и т.д., не утрачивая связи со своей родной культурой, в процессе приобщения к арабскому языку, новой религии и культуре усваивали не только исламские, но и древнеарабские традиции» (268, 8).

Одну из таких особенностей, привнесенную в персидско-таджикскую поэтику из арабской поэтики, Н.Б. Кондырева излагает так: «Персидская классическая литература не придерживается восходящей к античности европейской теории жанров (эпос - лирика - драма). Традиционно существовало деление литературы на поэзию и прозу, причем предпочтение вплоть до XX века отдавалось поэзии» (149,3 01).

Такое же явление мы видим и в средневековой тюрко-татарской литературе. Однако в тот период между поэтическими произведениями и произведениями прозаического характера четких разграничений не существовало. Бытовали, например, произведения жанров «хикаят» («рассказ»), «хикаяте манзума» («рассказ в стихах»), «хикаят-наме» («рассказ-послание») и др., написанные стихами. Как известно из практики мировой литературы, сочинения, озаглавленные термином «хикаят», обычно относят к произведениям повествовательного характера и не относятся к поэтическим произведениям; а к произведениям, написанным в стихотворной форме, они относятся. Если стихотворные произведения, исходя лишь из того, что они состоят исключительно только из изложения событий и озаглавлены «хикаятами», оставляли бы вне нашего анализа, то мы тем самым обедняли бы состав системы жанров стихотворных произведений. Поэтому мы их также включаем в состав системы стихотворных жанров, тем самым расширяем границы структуры данной системы.

Таким образом, в данном исследовании анализируются произведения, написанные стихами. Исходя из того, что формальные признаки поэтического произведения, наряду с его содержательной стороной, являются одними из главных жанрообразующих свойств, они анализируются и с точки зрения стихосложения: выявляются их особенности со стороны метрического, строфического построения и со стороны рифмы. Именно это обстоятельство подсказало нам целесообразность привлечения к системному анализу всех текстов произведений, написанных в стихотворной форме. Поэтому, в целях более полного и детального (системного) анализа структурных и функциональных особенностей не только отдельных жанров, а целостной жанровой системы всех стихотворных произведений тюрко-татарской литературы VIII - XIV вв., мы сочли целесообразным употребить в исследовании не термин «поэтический жанр», а термин «стихотворный жанр».

Отдельные стихотворные жанры, жанровые и строфические формы мы рассматриваем в качестве органических элементов единой целостной системы, изучаем их взаимоотношения между собой, а также структуру, функциональные особенности данной системы и ее трансформацию в каждую историческую эпоху литературного развития, согласно меняющимся эстетическим запросам общества.

Генезис системы письменных стихотворных жанров самым прямым образом связан с бытованием системы устных поэтических жанров народа. Поэтому в диссертации сначала рассматриваются вопросы зарождения и становления системы устных поэтических жанров в татарском народном творчестве, вопросы точек соприкосновения жанров фольклора и письменной литературы и лишь потом анализируются структурные и функциональные особенности системы письменных стихотворных жанров.

Хронологические рамки исследования. В историко-хронологическом плане данное исследование охватывает довольно длительный промежуток времени, а именно: начиная с периода раннего Средневековья, т.е. с древнетюркской литературы (примерно с У1П-Х вв.) и кончая с периодом так называемого «классического Средневековья» (Х-ХГУ вв.), который фактически совпадает с тюрко-татарской литературой времен Волжской Булгарии и Золотой Орды, т.е. анализ жанровой системы завершается начальным периодом литературы Казанского ханства. Основное внимание при этом уделяется исследованию жанровых особенностей поэтических произведений письменной литературы; в каждом историческом отрезке развития литературы они рассматриваются в качестве элементов единой жанровой системы. Вместе с тем, чтобы показать историческую преемственность в поэтической жанровой системе делается экскурс и в более ранние периоды, т.е. и в периоды зарождения тюркоязычной письменной поэзии вообще и древнейших ее форм, зарождения и формирования поэтических жанров в татарском устном народном творчестве.

Таким образом, на эволюционном пути системы стихотворных жанров условно выделяются два этапа: 1) этап зарождения и становления стихотворных жанров в письменной литературе и, как следствие этого, этап формирования системы письменных стихотворных жанров; 2) этап функционирования и развития данной жанровой системы, которая трансформируется в каждую конкретную эпоху развития литературы, согласно меняющимся эстетическим запросам общества.

Каждый из этих этапов представляет собой чрезвычайно сложную и многогранную проблему, находящуюся на стыке различных наук; для успешного решения каждой из них необходимо опираться не только на поиски литературоведов и историков литературы, но и на достижения фольклористов, историков, археологов, языковедов, текстологов, искусствоведов и др.

Состояние изученности темы и уровень разработанности проблемы. Проблема зарождения, становления и функционирования системы стихотворных жанров в древнетюркской и средневековой тюрко-татарской литературе УП1-Х1У вв. весьма сложна, многогранна и многоаспектна. Различные аспекты данной проблемы специалистами изучены и разработаны в различной степени.

Если взять первый этап на вышеуказанном эволюционном пути системы стихотворных жанров, то становится очевидным, что процесс зарождения изначальных форм поэтического творчества, а также становления системы письменных стихотворных жанров есть процесс длительный, охватывающий не одну эпоху истории человечества. Этот этап самым прямым образом связан, прежде всего, с формированием и бытованием системы фольклорных жанров. Учеными установлено, что и после появления письменности и начала индивидуального поэтического творчества, продолжается тесная взаимосвязь между устными народными и письменными поэтическими произведениями индивидуального творчества. Академик Д.С. Лихачев пишет: «Фольклор и литература противостоят друг другу не только как две в известной мере самостоятельные системы жанров, но и как два различных мировоззрения, два различных художественных метода. Однако как бы ни были различны фольклор и литература в средние века, они имели между собой гораздо больше точек соприкосновения, чем в новое время»(151, 63). И такая взаимосвязь между жанрами фольклора и письменной литературы существует с самого момента возникновения письменной поэзии и до настоящего времени.

Исследованию актуальных проблем татарской фольклористики, проблем истории формирования отдельных фольклорных поэтических жанров, анализу их особенностей и др. посвящены монографии и исследования X. Ярми, Н. Исанбета, Ф.И. Урманчеева, И.Н. Надирова, Х.Ш. Махмутова, Ф.В. Ахмето-вой, М.Х. Бакирова, Г.Х. Гильманова и др. (464; 363; 255; 256; 412, 9-33; 419, 5-36; 394; 395,7-33; 330, 5-28; 334, 82-197; 61). В монографии А.Г. Яхина жанры татарского фольклора исследованы в качестве отдельных элементов единой жанровой системы (316).

Эти исследования, несомненно, обладают научными достоинствами, вносят много нового и ценного в татарскую фольклористику и в литературоведение. Вместе с тем в них один из важных аспектов данной проблемы, а именно, аспект взаимосвязей и взаимовлияний фольклорных поэтических жанров с жанрами письменной поэзии, а также взаимосвязей системы фольклорных жанров с средневековой системой стихотворных жанров письменной литературы специально не рассматриваются.

Исследуемая нами проблема тесно связана и с изучением самых древних тюркоязычных письменных источников, которые были объектом научных интересов многих зарубежных и отечественных ученых. В частности, усилиями ^ ученых-востоковедов России, Венгрии, Германии, Турции, Польши и других стран еще в конце XIX - начале XX вв. были расшифрованы и опубликованы орхоно-енисейские, уйгурские, манихейские и другие тюркоязычные памятники, благодаря которым появилась возможность более глубокого их изучения. Среди многочисленных научных исследований в этой области можно выделить работы В.В. Радлова, М. Хоутсма, Т. Ковальского, Ф.М. Копрулезаде и др.(489; 485; 486; 473). Особенно большую лепту в исследование вопросов зарождения поэтического творчества тюркоязычных народов внесли отечественные тюркологи и ориенталисты. В фундаментальных трудах таких ученых, как Ф.Е.Корш, * С.Е. Малов, В.М. Жирмунский, И.С. Брагинский, Е.Э. Бертельс, А.К.Боровков, A.M. Щербак, С.Н. Иванов, С.Г. Кляшторный, И.В. Стеблева, Л.Ю. Тугушева и др., наряду с проблемами зарождения письменной поэзии других народов, были изучены также и различные моменты поэтики и начального этапа тюркоязычной поэзии.1

В татарском литературоведении проблемы зарождения тюркских стихотворных жанров, жанровых и строфических форм, а также их эволюция в раннеклассический период долгое время оставались неизученными. Во многих ф исследованиях до 1960-70-х годов, посвященных истории татарской литературы, авторы либо вообще не затрагивали этих проблем, либо ограничивались лишь упоминанием названий некоторых поэтических жанров. Лишь в последние два десятилетия эти вопросы стали предметом пристального внимания отдельных литературоведов. Прежде всего следует назвать две монографии профессора Х.У. Усманова - «Древние истоки тюркского стиха» (262), и «Тюркский стих в средние века» (263). В первой из них автор скрупулезно изучает и анализирует с точек зрения тематики, внутренней структуры и поэтики самые древние тюркоязычные стихотворные тексты и выявляет их особенности. Во второй монографии Х.У. Усманов, на примере произведений Кул Гали, Рабгузи, Хорезми, Кутба, Сайфа Сараи и др., рассматривает процесс преемственности ритмико-метрического строя древнетюркского и средневекового тюркоязычного стиха.

Крупным вкладом в область изучения зарождения изначальных форм тюр-коязычной поэзии стало исследование М.Х. Бакирова «Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии» (20; 339). Здесь автор выдвигает цельную и глубоко научную теорию о зарождении изначальных форм поэтического творчества древних тюрков в период их родовых племен: истоки их поэтического творчества он увязывает со временем появления их на исторической арене, раскрывает генетико-эволюционные корни и историко-социальные основы их изначального поэтического творчества. Синкретической первоосновой и колыбелью первобытной поэзии является, по разъяснению ученого, обрядо-во-мифологическое единство, которое воплощало в себе и материальную основу изначальной поэзии (труд и обряды-ритуалы, являющиеся своеобразным продолжением производственно-практической деятельности человека), и идеологическую, и художественную ее первооснову (мифология). На этой основе М.Х. Бакиров реконстрирует систему самых архаичных стихотворных жанров.

Монография М.Х. Бакирова явилась значительным подспорьем в нашей исследовательской работе. Однако изучение поэтических особенностей древ-нетюркских произведений в его работе завершается раннеклассическим периодом тюркоязычной литературы. Мы же в своем исследовании основное внимание уделяем на обобщение достижений предыдущих ученых в области изучения начального этапа формирования системы древнепоркских письменных стихотворных жанров и, что особенно важно, на комплексное изучение дальнейшей эволюции данной системы в тюрко-татарской литературе ХШ-Х1У вв., т.е. в период Золотой Орды.

Если взять этап функционирования уже сложившейся жанровой системы в пределах XIII - XIV вв., то здесь выделяются два аспекта: 1) теоретический, т.е. образование и формирование тюрко-татарской теоретической поэтики, формирование нормативов для стихотворных жанров, и 2) практический, т.е. то, что имеется на самом деле в творчестве тюрко-татарских поэтов указанного времени.

Теоретический аспект данной проблемы до настоящего времени малоизучен. Правда, в вышеуказанных исследованиях Х.У. Усманова и М.Х. Бакирова имеются сведения о существовании среди тюркоязычных поэтов ГХ-Х вв. отдельных канонов стиховедческой науки в устной форме, т.е. определенного объема знаний о правилах составления стихотворных произведений. Однако дальнейшая эволюция тюркоязычной теоретической поэтики в трудах этих ученых и других литературоведов до сих пор оставалась неизученной.

Между тем тюркоязычное устное стиховедение, перерастая в письменное, в течение Х-Х1У вв., претерпевает значительные изменения. В силу того, что тюркоязычные племена и народности в пределах 1Х-Х вв. воспринимают ислам и тюркоязычная литература (уже письменная!) втягивается в орбиту арабо-мусульманской культуры, в области теоретической поэтики главенствующее место занимают уже оформленные к этому времени арабская и персидско-таджикская классические поэтики с их строго выработанными нормативами поэтических жанров. В результате этого тюркоязычные поэты воспринимают данную поэтику в качестве руководства в области поэтического творчества. Сопоставительное изучение, с одной стороны, тюрко-татарской, и с другой -арабской и персидско-таджикской классических поэтик, а также определение роли и места последних в развитии и совершенствовании тюрко-татарской теории системы стихотворных жанров в трудах татарских ученых до настоящего времени оставалось неисследованным, на что в нашем труде уделяется особое внимание.

Что касается практического аспекта данной проблемы, то он в определенной степени изучен татарскими литературоведами. Однако и здесь специальной работы, посвященной исследованию природы всех поэтических жанров тюрко-татарской литературы средневекового периода не имеется.

Одним из первых научных исследований о поэтических жанрах тюрко-татарской литературы Х1П-Х1У вв. является монография Х.Ю.Миннегулова "Сэйф Сараи. Тормышы Ьэм ижаты", изданная 1976 году (381). В ней автор, наряду с исследованием жизненного пути и анализом идейно-эстетических особенностей произведений поэта, уделяет большое внимание и раскрытию природы таких лирических жанров из творческого наследия С.Сараи, как газель, касыда, месневи, рубай, мадхия, муназаре, кытга и фард.

Следующим крупным вкладом Х.Ю, Миннегулова в данную область являются отдельные очерки, характеризующие поэтические жанры, опубликованные в 1990 году в «Словаре литературоведческих терминов» под редакцией профессора А. Г, Ахмадуллина (383). Ввиду того, что при характеристике каждого отдельного жанрового термина автор ссылается на примеры в основном из средневековой татарской литературы, каждый из этих очерков можно рассматривать в качестве отдельной научной статьи. Подобным образом в данном «Словаре» Х.Ю. Миннегуловым объяснены такие стихотворные жанры, как газель, касыда, рубай, месневи, кытга, фард, а также такие жанровые и строфические формы, как мадхия, марсия, мунаджат, мусаддас, наме, хикмет, хикаят, тахмис и др.

Много полезного о природе отдельных поэтических жанров средневековой тюрко-татарской литературы можно почерпнуть из монографии Х.Ю.Миннегулова "Татарская литература и Восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики)", опубликованной в 1993 году (166).

В ряде работ татарских литературоведов Х.У. Усманова, Н.Ш. Хисамова, Ш.Ш. Абилова, М.И.Ахметзянова, А.Т. Сибгатуллиной, Ф.З. Яхина, Д. Ф.Загидуллиной и др. (262; 263; 383; 320; 321; 331; 332; 333; 405; 406; 469; 83; 356а) также попутно рассматриваются отдельные моменты природы средневековых стихотворных жанров. Однако исследование жанровой природы средневековых стихотворных произведений, их системы и ее эволюции не является основной целью указанных авторов.

Исследуемая проблема неразрывно связана и с изучением вопросов стихосложения тюркоязычной поэзии. Они также в определенной степени изучены специалистами. Вопросы метрики, строфики и рифмы тюркоязычной поэзии были объектом научных интересов таких зарубежных ученых, как Т.Ковальский, X. Илайдин, А. Бодроглигети, И. Фахир, А. Аймутлу, Я. Селим и Э. Рекин и др. (486; 484; 480; 483; 479; 491). Ряд интересных и ценных трудов создали ученые тюркоязычных народов бывшего СССР. Это исследования А. Джафара, М.К. Хамраева, Х.Г. Короглы, З.А. Ахметова, К.Каримова, У.Туйчиева, Г.Б. Хусаинова, М.Г. Унгвицкой, Н.И. Иванова, К. Рысалиева, Г.М. Васильева, Р. Режебова, А. Конрабьева и др.1 Вопросы тюркоязычной поэтики, стихотворных жанров и форм освещались также и в материалах тематических сборников «Poetics. Poetyka. Поэтика», «Теория стиха», «Проблемы восточного стихосложения», «Теория жанров литератур Востока» и др. (488; 246; 200; 245).

Крупным вкладом в изучение проблем стихосложения тюркоязычной поэзии являются исследования татарских литературоведов. Еще в 20-30-х годах XX столетия в отдельных статьях X. Такташа, X. Туфана, а также в книге X. Вали (345) рассматривались отдельные моменты внутренней структуры, поэтики и стихосложения татарской поэзии. В 60-70-е годы появились исследования А.Исхака, Г. Шамукова, Х.Р. Курбатова, Х.У. Усманова, М.Х.Бакирова (365; 448, 203-268; 369; 370; 143; 261; 262; 263; 19; 336). В 80-90-е годы эти проблемы разрабатывались в трудах Х.Ю. Миннегулова, А.Т. Сибгатуллиной, Ф.З. Яхииа и др.1 Однако ни в одном из этих исследований эволюционный путь письменных стихотворных жанров и жанровых форм в их динамике вплоть до начала позднего Средневековья, а также в качестве единой целостной системы еще не был исследован.

Объектом исследования являются тексты стихотворных произведений древнетюркских и тюрко-татарских поэтов VIII-XIV вв., а также зафиксированные на бумаге тексты поэтических произведений татарского устного народного творчества.

Предметом исследования являются:

- жанровые особенности стихотворных произведений древнетюркских и тюрко-татарских поэтов VIII—XIV вв.;

- процесс формирования единой системы письменных стихотворных жанров в древнетюркской литературе (X-XII вв.) и ее функционирование в средневековой тюрко-татарской литературе XIII-XIV вв.;

- процесс зарождения и функционирования устной, затем и письменной теоретической поэтики;

- взаимосвязь и взаимовлияние системы жанров татарского устного народного творчества и системы стихотворных жанров древнетюркской и тюрко-татарской письменной литературы VIII-XIV вв.

Дели и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование жанровых особенностей стихотворных произведений древнетюркской литературы в пределах VIII-XII вв., процесса консолидации всех стихотворных жанров, жанровых и строфических форм в орбиту единой поэтики, выработанной исламской цивилизацией, сплочения их в единую жанровую систему, а также попытка реконструкции состава и функциональной природы системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы XIII-XIV вв. Одновременно ставится целью—анализ взаимосвязей между системой фольклорных жанров татарского народа и системой письменных стихотворных жанров древнетюркской и тюрко-татарской литературы УШ-Х1У вв.

Логика исследования определила необходимость решения следующих задач:

- обзор исследований отечественных и зарубежных ученых о жанровых особенностях тюркоязычных стихотворных произведений Средневековья;

- прослеживание эволюционного пути стихотворных жанров древнетюркской и тюрко-татарской литературы со времен их зарождения и до конца ХГУв.;

- анализ жанровых особенностей поэтических произведений татарского фольклора и исследование взаимосвязей между фольклорными жанрами и жанрами древнетюркской и тюрко-татарской письменной литературы УШ-Х1У вв.;

- анализ жанровых особенностей тюркоязычных письменных стихотворных произведений доисламского времени;

- анализ жанровых особенностей произведений Ю. Баласагуни, А. Ясеви, С. Бакыргани, А. Югнеки;

- прослеживание процесса зарождения и становления единой системы стихотворных жанров в древнетюркской литературе УШ-Х11 вв.;

- исследование процесса становления тюрко-татарской теоретической поэтики;

- определение роли и места арабской и персидско-таджикской классических поэтик в развитии и совершенствовании тюрко-татарской теории системы стихотворных жанров;

- анализ жанровых особенностей стихотворных произведений тюрко-татарских поэтов периода Булгарского государства и Золотой Орды;

- определение структуры системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы ХШ-Х1У вв.;

- выявление функциональных особенностей системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы ХШ-Х1У вв.

Научная новизна. Данный труд является первым в татарском литературоведении опытом исследования процесса зарождения и дальнейшего эволюционного пути не только отдельных поэтических и стихотворных жанров, жанровых и строфических форм, но и всей жанровой системы стихотворных произведений в древнетюркской и средневековой тюрко-татарской литературе вплоть до XV века. Следовательно, научная новизна работы выражается прежде всего в конкретном, более углубленном изучении жанровой природы произведений поркоязычной поэзии УШ-Х1У вв., в рассмотрении их в качестве органических элементов единой целостной системы и в определении места и роли этой системы в эволюционном развитии литературы. Конкретная новизна исследования определяется следующими показателями:

1. До настоящего времени в исследованиях ученых рассматривались в основном лишь отдельные моменты жанровой природы письменных произведений средневековой литературы, из поля зрения выпадали зарождение и становление теоретической поэтики. В данной диссертации делается первая попытка комплексного подхода к процессу зарождения и становления тюркоя-зычной системы стихотворных жанров; выделяется два его аспекта -теоретический и практический; впервые прослеживается эволюционный путь системы стихотворных жанров в единстве (и во взаимодействии) этих аспектов.

2. Впервые в татарском литературоведении прослеживается процесс зарождения и формирования сначала устной, а затем и письменной тюркоязычной теоретической поэтики.

3. В результате вовлечения тюркских народов в орбиту арабо-мусульманской культуры, тюркоязычная письменная поэтика воспринимает арабскую поэтику, находящуюся в это время на более высокой ступени развития и демонстрировавшую расцвет всех своих поэтических жанров, а также выработанные и испытанные на практике правила, нормативы и модели для стихотворных жанров. Позднее, в силу тесных культурных контактов, немалое влияние, наряду с арабской, оказывает и персидско-таджикская классическая поэтика. Определение роли и значения этих двух классических поэтик в развитии и совершенствовании тюрко-татарской теории системы стихотворных жанров осуществляется в данном исследовании также впервые.

4. Одним из новых аспектов данной работы, находящейся на стыке литературоведения и фольклористики, является выявление точек соприкосновения свойств жанров устного народного поэтического творчества и жанров письменной поэзии древнетюркской и тюрко-татарской литературы VIII - XIV вв., а также определение роли и степени влияния фольклорных жанров на жанры письменной поэзии. Этим целям служит впервые примененный в татарском литературоведении сопоставительный анализ жанров фольклора с жанрами письменной поэзии, чему предшествует, в свою очередь, конкретное углубленное изучение жанровых свойств произведений татарского фольклора и письменной литературы.

5. Впервые комплексным методом анализируются жанрообразующие свойства (тематика, жанровые и строфические формы, метрика, стилистические особенности) стихотворных отрывков из «Дивана лугатит-тюрк» М. Кашгари. На этой основе впервые делается попытка доказать, что еще до принятия тюркскими племенами ислама в их письменной литературе, наряду с фольклором, уже сформировалась своеобразная система письменных поэтических жанров. Она рассматривается в качестве первого структурного уровня системы стихотворных жанров, находящейся на стадии становления.

6. В работе впервые делается попытка реконструкции единой цельной системы стихотворных жанров древнетюркской литературы после принятия ислама: впервые более углубленно анализируются с точки зрения жанровых особенностей, внутренней структуры и метрики поэмы Ю. Баласагуни, А. Югнеки и все хикметы А. Ясеви (всего 144). Прослеживается процесс проникновения в тюркоязычную поэзию таких поэтических жанров и строфических форм, как газель, касыда-нагт, кытга, мураббаг и др. из арабской литературы.

7. Впервые прослеживается эволюционный путь тюркоязычной системы стихотворных жанров, ее трансформация в условиях ХШ—XIV вв.: показывается преемственность свойств между стихотворными жанровыми системами раннеклассического периода и периода зрелого Средневековья.

8. В работе впервые реконструируется состав (структура) системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы ХП1—XIV вв.: впервые более углубленно анализируются произведения жанров кысса, наме, китаб, месневи, хикаяте манзума, масал, муназаре, газель, касыда, рубай, туюг, кытга, фард, мадхия, марсия, таухид, мунаджат, хикмет, насихат и др., имеющиеся в творческом наследии тюрко-татарских поэтов ХШ-ХГУ вв.

9. Впервые анализу сквозь призму функциональных особенностей подвергаются стихотворные жанры тюрко-татарской литературы ХШ-Х1У вв.: выделяются среди них жанры полифункционального характера и жанры, бытование которых связано с совокупностью определенных конкретных целей; особое внимание уделяется на жанры дидактического, панегирического и эсте-тико-художественного характера.

10. Следующая новая грань диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуется иерархия жанров древнетюркской и средневековой тюрко-татарской поэзии ХШ-Х1У вв.: среди них выделяются и характеризуются жанры высокого, среднего и низкого рангов.

Диссертация поможет углублению и расширению представлений научной и литературной общественности о стихотворных жанрах древнетюркской и средневековой тюрко-татарской литературы, об эволюционном пути этой литературы и ее международных связей в области поэтики.

Материал исследования и источники. Фактологическую основу и материал исследования составляют сохранившиеся до нас тексты письменных стихотворных произведений тюркоязычных поэтов VIII-XIV вв. Это - тексты орхоно-енисейских памятников, творческое наследие древнетюркских и средневековых тюрко-татарских поэтов Ю. Баласагуни, А. Ясеви, С. Бакыргани, А. Югнеки, Кул Гали, Кутба, Хорезми, X. Кятиба, С. Сараи и др. Для сопоставительного анализа были привлечены тексты произведений татарского устного народного творчества, опубликованные в 13 томном «Своде произведений татарского фольклора», 3 томном «Собрании татарских народных пословиц», собранные и изданные Н. Исанбетом, а также из других изданий произведений татарского фольклора. При рассмотрении вопросов влияния классических арабской и персидско-таджикской поэтик на формирование, развитие и совершенствование тторко-татарской теории системы стихотворных жанров материалом для анализа явились изданные отечественными учеными тексты следующих трактатов по поэтике: Вахида Табризи «Джам'-и мухтасар» (240), Захир-ад-Дина Бабура «Трактат об арузе» (18), Камалиддина Хусайин Вагиз Кашифи «Новые мысли о поэтическом искусстве (106), Рашид-ад-Дина Ватвата «Сады волшебства в тонкостях поэзии» (207), а также трактаты Алишера Навои «Мизануль-авзан», «Мухакамат ал-лугатайн», «Маджалис-ун-нафаис» (174; 175) и др. В работе использованы также первоисточники и рукописи, хранящиеся в Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского КГУ (195), в архиве «Мирасхане» ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН Республики Татарстан (185), в Рукописном фонде Научной библиотеки Санкт-Петербургского отделения Института востоковедения АН Российской Федерации (217), в Центральной государственной библиотеке им. В.И. Ленина в Москве и др.

Методология и методика исследования. Методологическую основу работы составляет принцип историзма, который предполагает изучение явлений с точки зрения его предыстории, возникновения, эволюционного развития и исторических связей. Кроме того, нами используются и историко-сравнительный, типологический, системно-структурный и комплексный методы, которые, исходя из характера подхода к изучаемому объекту, переплетаются в работе с принципом историзма. Наряду с работами литературоведов в диссертации используются достижения и таких наук, как стиховедение, эстетика, философия, фольклористика, история и лингвистика. В освещении общих и специальных вопросов мы опирались на труды В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Д.С. Лихачева, И.С. Брагинского, Е.Э. Бертельса, В.М. Жирмунского, М.Б. Храп-ченко, Г.Н. Поспелова, Ю.М. Лотмана, И.Т. Фролова, А.Г. Спиркина, И.В. Стеблевой, Б .Я. Шидфар, И.М. Фильштинского, А.Б. Куделина, Б.Л. Рифтина, М.Л. Рейснер, В.Б. Никитиной, Р. Мусульманкулова, А. Хайитметова, Р. Арзи-бекова, Х.У. Усманова, Н.Г. Юзиева, М.Х. Хасанова, Ю.Г. Нигматуллиной, Х.Ю. Миннегулова, Р.К. Ганиевой, Н.Ш.Хисамова» М.Х.Бакирова, А.Г. Яхина, Х.Р. Курбатова и др. Был использован также опыт и других узбекских, таджикских и турецких литературоведов.

Научно-теоретическое и практическое значение работы. Изучение эволюционного пути системы стихотворных жанров древнетюркской и тюрко-татарской литературы УШ-Х1У вв. существенно расширяет, обогащает наши представления и знания по истории средневековой тюрко-татарской литературы и поэзии. Научно-практическое и прикладное значение настоящего исследования проявится более конкретно при создании целостной теории и истории средневековой тюрко-татарской и собственно татарской поэзии, равно и при составлении и написании учебников и учебно-методических пособий по истории культуры, по теории и истории литературы для вузов, училищ, школ и гимназий. И в то же время результаты работы помогут в разработке лекционных курсов по теории литературы, в проведении спецкурсов и практических занятий по истории татарской поэзии.

Диссертация имеет научно-практическое значение и с точки зрения прослеживания взаимосвязей современной татарской поэзии с классикой, уяснения вопросов традиций и новаторства. Проводимые в исследовании основные положения и наблюдения в целом будут полезными как в теоретическом, так и в практическом отношениях для специалистов литературы и поэзии, учителей школ и вузов, лекторов, а также мастеров художественного слова - поэтов.

Апробация работы. Содержание диссертации и ее результаты нашли отражение в четырех монографиях, вышедших на русском и татарском языках, а также в многочисленных статьях, опубликованных в республиканских и всесоюзных журналах и тематических сборниках. Изложенные в исследовании отдельные положения и выводы освещались и апробировались в многочисленных докладах, прочитанных на научных конференциях: на секции литературоведения V Всесоюзной Тюркологической конференции (Фрунзе, 1988), на научно-практической конференции «Закономерности развития и взаимодействия национальных языков и литератур. Текст. Коммуникация. Перевод» (Казань, 1989), на Международной Тюркологической конференции «Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность» (Казань, 1992), на межвузовской научной конференции преподавателей НГПИ и ЕГПИ (Набережные Челны, 1992), на научно-практической конференции, посвященной проблемам совершенствования преподавания татарской литературы на общеобразовательных школах (Казань, 1993), на межвузовской научно-практической конференции преподавателей, посвященной теоретическим и методическим вопросам преподавания общественных наук (Набережные Челны,

1993), на научной конференции, посвященной 900-летаю Хужа Ахмеда Ясеви (Казань, 1994), на республиканской научной конференции «Проблемы изучения истории татарской литературы по-новому» (Казань, 1994), на научной конференции, посвященной 240-летию со дня рождения Габдерахима Утыз-Имяни аль-Булгари (Казань, 1994), на научно-практической конференции «Высшая школа в условиях суверенитета Татарстана» (Набережные Челны,

1994), на научно-практической конференции «Проблемы изучения и преподавания татарской литературы в высших и специальных учебных заведениях» (Казань, 1995), на Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное педагогическое образование: опыт, проблемы, перспективы»

Набережные Челны, 1996), на межрегиональной научно-практической конференции в честь 110-летия со дня рождения Г. Тукая «Преподавание языков и литератур в условиях претворения в жизнь закона Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» (Набережные Челны, 1997), на международной научной конференции «Ш. Марджани: наследие и современность» (Казань, 1998), на региональной научно-методической конференции «Проблемы организации индивидуальной и самостоятельной работы в вузе» (Набережные Челны, 1999), на межвузовской научно-методической конференции «Наука в системе высшего педагогического образования» (Набережные Челны, 2000), а также докладывались на ежегодных итоговых научных конференциях преподавателей Набережночелнинского государственного педагогического института (1990 - 2001гг.).

Кроме того, основные положения и методы исследования прошли апробацию в Институте татарской энциклопедии АН Республики Татарстан, на читаемых нами курсах в Набережночелнинском государственном педагогическом институте и в Набережночелнинском филиале Казанского государственного педагогического университета: «Теория литературы», «Введение в литературоведение», «Древняя и средневековая татарская литература», «Татарская литература XIX века», спецкурса «Взаимосвязи средневековой татарской литературы», а также на многочисленных выступлениях перед учителями татарского языка и литературы г. Набережные Челны, Тукаевского и Сармановского районов Татарстана (1989 - 1998 гг.). Надо добавить, что отдельные наблюдения и находки, содержащиеся в работе, были использованы также и на занятиях в Институте непрерывного педагогического образования, на курсах подготовки и переподготовки учителей родного языка и литературы города Набережные Челны, Чистопольского и Бугульминского районов Республики Татарстан.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, че тырех глав, заключения и библиографии из 492 наименований научно исследовательских трудов. Общий объем исследования 372 страницы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII - XIV вв."

Заключение

Самые ранние стремления к изящному словесному искусству у тюркоя-зычных народов и самые первые их навыки в этой области, как известно, восходят ко времени их появления на исторической арене и формирования их речи. Позднее, по мере эволюции человеческого общества, эти зачатки словесного искусства имели тенденцию к развитию и совершенствованию. В эволюционном пути развития словесного искусства татарского народа можно было бы выделить следующие этапы:

1. Этап эпохи пратюрков, т.е. хунно-гуннского времени. Генетические корни тюркской поэзии и самые архаические ее традиции, как было указано выше, берут свое начало именно с этого времени. Как доказывает М.Х.Бакиров, колыбелью древнейшей поэзии является обрядово-мифологическое единство, в котором было органически'слито в единое целое и материальная основа изначальной поэзии (это труд и обряды-ритуалы, представляющие собой своеобразное продолжение трудовой деятельности древнего человека) и идеологическая и художественная ее первооснова (мифология), «.обряды-ритуалы, являвшиеся своеобразным продолжением производственно-практической деятельности, а также мифология первоначально представляли собой взаимопроникающий, единый комплекс и именно этот обрядово-мифологический синкретизм и являл собой первооснову и колыбель древнейшей поэзии вообще, -пишет М.Х.Бакиров и продолжает: - Древняя мифология, таким образом, была самой первой творческой лабораторией художественного мышления и неосознанной образности. Не только поэтическое мышление или сами по себе тропы, но и самые древние жанры фольклора и письменной литературы выросли в конечном итоге из мифологии» (20,17).

В составе словесного творчества хунно-гуннов мы видим самые первые образцы следующих архаических поэтических жанров, возникавших в тесной связи с их хозяйственно-календарными обрядами и с семейно-бытовыми ритуалами: гимны и оды-алгыши, т.е. хвалебные песни и песни прославления, посвященные богам и • сверхъестественным силам; келэу-алгыши (песнопения-моления), сопровождающие ритуалы жертвоприношений и календарно-хозяйственнне праздники; йола эйтеше - обрядовые диалоги; ырымы (заговоры, заклинания); сыктавы - плачи; каргыши - проклятия; анты - клятвы и др.

2. С течением веков и тысячелетий общественная жизнь рода и племени принимает более многогранный и сложный характер. Из родоплеменного общества постепенно выделяется индивид шамана и певца-поэта, появляется и развивается ораторское искусство, все более и более получает самостоятельность индивидуальное творчество творца-художника слова. В таких условиях г поэтическое творчество древних тюрков не остается обязательным образом связанным с обрядами хозяйственно-календарного и семейно-бытового характера: появляются устные поэтические творения, создающиеся в качестве отклика-ответа на различные жизненные ситуации и на события в жизни данного рода или племени. Так появляются и формируются следующие поэтические жанры: песни восхваления или оды-алгыши светского характера, исторические песни, лирические песни (партушеские, любовные, песни узников-пленников), пословицы и устойчивые крылатые выражения - афоризмы-изречения и др. Так обогащается состав словесного творчества древних тюрков новыми поэтическими жанрами.

В связи с дальнейшим углублением общественной жизни, в период распада родоплеменных отношений и появления первых государственных образований, а также и позднее, зарождаются уже такие новые поэтические жанры, как эпосы-дастаны (с разновидностями - героические эпосы или хикаяты об алыпах, исторические дастаны и дастаны о любви), сказки, риваяты (легенды), баллады; получают дальнейщее развитие жанры - лирические песни, исторические песни, пословицы, поговорки, загадки и другие афористические жанры; а еще позднее - формируются жанры байтов и мунаджатов. Этот период развития устного словесного искусства мы называем этапом зарождения и становления системы фольклорных поэтических жанров.

Эта система имела разнородный, многослойный и в то же время целостный характер. Произведения поэтического творчества, будучи отражением духовной жизни древних тюрков и позднее татарского народа, в разные исторические периоды отвечали различным потребностям и стремлениям их создателей, выполняли различные функции. Так, для древнейших времен фольклор являлся единственным источником художественного отражения истории народа и его общественного сознания - в этот период поэтические жанры фольклора выполняли в основном образно-познавательную и организационно-управленческую (в ряде произведений - и обрядовую) функцию и способствовали т$м самым обеспечению жизнедеятельности и благополучия коллектива (20, 17-18). В более поздние времена устные поэтические произведения становятся выражением идеологических и эстетических представлений народа' и поэтому начинают выполнять и эстетико-художественную, и дидактико-воспитательную функции.

Одними из главных особенностей произведений народных поэтических жанров в этот период являются их синкретический характер и отсутствие четких границ между ряда поэтическими жанрами. Вследствие этого легко происходило взаимопроникновение устных поэтических, а иногда и поэтических и повествовательных произведений фольклора друг в друга. Такое явление мы видим в текстах произведений жанров эпоса — алгышей различного типа, обрядовых песен, дастанов, сказок, баллад, байтов и др.; а в период уже зрелого Средневековья, из-за* сращения отдельных свойств дастанов и пословиц, сформировался своеобразный жанр сарын (тулгау), характерный лишь фольклору тюркоязычных народов. Отдельные лирические песни, а также пословицы, поговорки и другие афористические жанры проникали в «ткань» дастанов, сказок, легенд, басен и др.; бытовали произведения типа «загадка-сказка», «загадка-шутка» и др. В повествовательных жанрах использовалась рифмованная поэтическая речь, т.е. садж.

В устных поэтическйх произведениях татарский народ, как и другие народы, употреблял различные строфические формы (месневи, рубай, мусалласа, мураббага, тарджибанда, таркиббанда, туюга и др.), различные стихотворные размеры (семисложный размер с различными его вариантами употреблялся в самых древних поэтических произведениях; употреблялись также размеры 8-8-8-8, 11-11-11-11, 12-12-12-12, 16-16-16-16 и др.), различные художественные средства (анафоры, эпифоры, редифы и хаджибы, параллелизмы, антитезы, гиперболы, символы и др.).

Таким образом, в результате распада и видоизменения начального обря-дово-мифологического синкретизма в последующем возникли различные жанры устного поэтического творчества, совокупность которых уже в период раннего Средневековья принимала вид единой целостной системы. С того времени, когда появляется письменность и когда письменность становится неотъемлемой частью индивидуального литературного творчества, указанные жанры устного поэтического творчества народа становятся источником и основой для появления и формирования стихотворных жанров уже письменной литературы.

3. Промежуточный этап - этап перехода от системы устных поэтических жанров к системе письменных стихотворных жанров индивидуального творчества. Учеными установлено, что с появлением письменности и началом индивидуального поэтического творчества начинается тесная взаимосвязь между устными народными и письменными поэтическими произведениями индивидуального творчества. Об этом академик Д.С.Лихачев пишет: «Фольклор и литература противостоят друг другу не только как две в известной мере самостоятельные системы жанров, но и как два различных мировоззрения, два различных художественных метода. Однако как бы ни были различны фольклор и литература в средние века, они имели между собой гораздо больше точек соприкосновения, чем в новое время» (151, 63).

Вот как характеризует этот переходный этап профессор Х.У.Усманов: «Переход этот (из бесписьменного состояния в эпоху письменной культуры. -А.Ш.), по-видимому, не был быстрым, равномерным во всех краях. Образованность на долгое время оставалась привилегией высших слоев населения. Можно думать, что грамотностью могли овладеть и отдельные представители торговцев и ремесленников. Среди них могли оказаться и поэтические таланты. Их творчество могло стать связующим звеном между достижениями письменной поэзии вообще, включая стихи, созданные в высших слоях, и устным творчеством народных масс. Поскольку народные массы были лишены грамотности, постольку письменные стихи ими не читались, воспринимались на слух. И то, что им оказывалось по душе, запоминалось наизусть. Далее стихотворение передавалось из уст в уста; обретая свое устное бытование в народной среде. Оно не только кочевало, но и обогащалось, углублялось жизненным содержанием.

Таким образом, народ становился его соавтором и силой своего коллективного таланта доводил его до высокого поэтического совершенства. Восхищенные красотой поэты нового поколения могли его записать из уст народа, тем самым снова возвращать в мир письменных ценностей. На наш взгляд, многое из того, что написано Махмудом Кашгари, можно было бы отнести к этой категории древней тюркской поэзии. Если можно так выразиться, это был амфибиальный период древней тюркской поэзии, которая таким путем совершила великий исторический переход из древнейшей бесписьменной эпохи к эпохе письменной, цивилизованной. Без такого периода она не могла бы перенести свои древнейшие и ценнейшие создания в новую эпоху и в преобразованной, обогащенной форме передать последующим поколениям» (262, 100-101).

Таким «амфибиальным этапом»1 в истории тюркоязычной поэзии мы называем тот период, который начинается с момента проникновения письма в литературное творчество и завершается примерно в пределах Х-Х1 вв.,. когда тюркоязычная письменная поэзия начинает играть значительную роль в общественной жизни, появляются первые государственные образования тюркских народностей, развиваются города и городская культура, появляются первые признаки раннего Тюркского Возрождения. Естественно, этот процесс в разных регионах проживания тюркоязычного населения проходит не одновременно, а в

1 Мы пользуемся здесь термином, введенным в науку профессором Х.У.Усмановым. разное время. Профессор Р.К.Ганиева пишет: «Существенные симптомы ренес-сансного движения появились в кашгарский период развития тюркских литератур, в эпоху становления феодальных отношений в Караханидском государстве. Юсуфа Баласагунского можно считать одним из зачинателей и талантливым представителем раннего тюркского Ренессанса» (57, 137). Следует напомнить, что именно с поэмы Ю.Баласагуни и начинается раннеклассическая тюркская поэзия.

Для региона Среднего Поволжья и Приуралья временем завершения «ам-фибиального периода» следует считать примерно те же Х-Х1 вв., т.е. период после провозглашения ислама государственной религией Волжской Булгарии и перехода к арабскому алфавиту, период, предшествующий созданию Кул Гали поэмы «Кысса-и Йусуф». После «амфибиального периода» начинается раннеклассическая тюркоязычная поэзия. «Кутадгу билиг» Ю.Баласагуни, произведения А.Ясеви, С.Бакыргани, А.Югнеки и поэма Кул Гали «Кысса-и

Иусуф» уже относятся к раннеклассическому периоду. Татарский ученый Р.К.Ганиева отмечает, что «крупным поэтом, открывшим первые страницы ренессансной поэзии в средневековой татарской литературе, был Кул Гали» (57, 3).

4. Этап завершения формирования и становления целостной системы тюрко-татарских стихотворных жанров в индивидуальном письменном творчестве. Как было уже указано, в тюркоязычной письменной поэзии еще доисламского периода мы встречаем различные стихотворные жанры и жанровые формы, такие как сыктау, гимны, оды-алгыши, мадхия, марсия, муназаре, отдельные образцы строфических форм - туюга, касыды, месневи. Однако они, вследствие принадлежности их авторов к различным религиям, основывались на различных, непохожих друг на друга традициях, что явилось причиной разнородности тематики и жанрово-художественных особенностей этих произведений. В силу того, что они «служили» и ориентировались различным религиям, различным духовным и морально-эстетическим ценностям, они не могли, по нашему мнению, составлять единую целостность, единую систему.

После принятия ислама положение меняется. Тюркоязычные поэты начинают «служить» единой религиозной идеологии - идеологии ислама. Появляется возможность для более интенсивных взаимосвязей между письменной тюркоязычной и письменных арабоязычной и персоязычной поэзиями. И тюркоя зычная поэзия, не теряя свои ранее выработанные ценности, обогащается новыми идейно-художественными, нравственными и эстетическими ценностями, выработанными исламской цивилизацией, получает тем самым новый импульс к дальнейшему развитию. Это отражается и в области поэтических жанров: тюркская поэзия воспринимает общие для арабской и персидской литератур правила и модели для стихотворных жанров, т.е. нормативную поэтику. В результате этого в поркоязычной поэзии оживляются и обновляются назидательно-дидактическая (стихотворные отрывки из «Дивана» М.Кашгари, произведения Ю.Баласагуни, А,Ясеви, С.Бакыргани, А.Югнеки), публицистическая произведения А.Ясеви, С.Бакыргани), религиозно-философская (А.Ясеви, С.Бакыргани) и сатирическая (А.Ясеви, С.Бакыргани) струи.

Создаются стихотворные произведения крупных жанров: кысса («Кысса-и Йусуф» Кул Гали), китаб («Бэдэвам китабы»). Получают дальнейшее развитие, совершенствуются различные стихотворные жанры, жанровые и строфические формы. Например, Ю.Баласагуни пишет широкомасштабный назидатель-но-дидактический трактат «Кутадгу билиг», в котором использованы строфические формы месневи, рубай, касыды («Весенняя песня» из четвертой главы поэмы), жанровая форма муназаре. Среди хикметов А.Ясеви и С.Бакыргани мы находим поэтические жанры газель, кытга, мадхия, мунаджат, муназаре, строфические формы рубай, мураббаг, туюг, а также зародыщы жанра дастана. Вместе с тем наблюдается взаимопроникновение поэтических жанров друг в друга. Например, в поэме «Кысса-и Йусуф» Кул Гали можно найти отдельные элементы жанров сыктау, мадхия, марсия, мунаджат, муназаре, фадаил и дастана о любви.

Таким образом, в тюрко-татарской поэзии Х-ХП вв. имеются образцы многих стихотворных жанров и жанровых форм восточной поэзии. Исходя из этого можно утверждать, что именно в рамках Х-Х11 вв. в тюркоязычной поэзии происходит консолидация всех стихотворных жанров, жанровых и строфических форм в орбиту единой поэтики, скопление их в единую общность, в единую жанровую систему.

Поэтические жанры в этот исторический период выполняют одновременно и внелитературные, и литературные функции. Из внелитературных функций на первый план в них выступают агитационная и дидактическая функции. Вместе с тем, почти все поэтические жанры в этот период являются полифункциональными, т.е. они выполняет одновременно и агитационную, и дидактическую, и образно-познавательную и другие функции.

5. Этап дальнейшего развития и совершенствования системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы. Система стихотворных жанров Х111-Х1У вв. представляет собой довольно сложную и пеструю картину. В ее состав входят как произведения, написанные на тюрко-татарском языке на территории Золотой Орды, так и произведения, созданные в других регионах, но употреблявшиеся среди населения Поволжья и Приуралья в качестве «собственных». В целях создания более полного представления о структуре данной системы и для удобства анализа жанровых особенностей произведений, в структуре данной системы нами условно были выделены два основных элемента: а) произведения лиро-эпического характера и б) произведения лирической тональности.

Приступая к анализу жанрово-художественных особенностей стихотворных произведений лиро-эпического характера, мы, исходя из их формальных данных и для удобства анализа, условно разделили их еще на три группы: 1) произведения жанров большого объема; 2) произведения с «ящичной композицией»; 3) произведения жанров малого объема. В числе произведений большого объема были анализированы произведения жанров кысса («Кысса-и Йусуф» Кул Гали, «Кысса-и Аук», «Кысса-и кугэрчен», «Кысса-и аждаЬа» и др.), дастан («Хосров и Ширин» Кутба, «Джумджума султан» Х.Кятиба, «Сухайл ва Гуль-дурсун» С.Сараи), наме («Мухаббат-наме» Хорезми, «Гариб-наме» Ашикпаши), китаб («Кисекбаш китабы») и были выявлены жанровые особенности каждого из них. К произведениям с «ящичной композицией» мы отнесли «Кыс-сасуль-анбия» Рабгузи и «Гулистан бит-тюрки» С.Сараи. В группу произведений с малым объемом мы включили самостоятельные композиционные единицы из «Гулистана бит-тюрки» С.Сараи - здесь мы анализировали жанровые особенности таких литературных явлений, как хикаят, хикаяте манзума, масал и муназаре.

В качестве одного из основных элементов системы стихотворных жанров ХШ-Х1У вв. были анализированы произведения жанров лирической тональности. Это - жанры газель (газели Рабгузи, Хорезми, С.Сараи, Габделмажида, Ахмеда Хужа Сараи, Мауля.Кази Мухсина и др.), касыда («Касыда утренней зари» С.Сараи), месневи (и в качестве жанровой формы, и в качестве типа рифмовки), рубай (рубай- в состве «Гулистана бит-тюрки» С.Сараи), ту юг (туюги в составе «Гулистана бит-тюрки» С.Сараи), кытга (кытга Хорезми и С.Сараи), фард (в творчестве С.Сараи), а также такие тематические группы жанров, как мадхия (мадхии Рабгузи, Кутба, Хорезми, С.Сараи), марсия (в творчестве С.Сараи), таухид, мунаджат (в составе «Мухаббат-наме» Хорезми), хикмет и насихат. Таким образом, структура системы стихотворных жанров Х1П-Х1У вв. предстала перед нами во всей своей многогранности и богатстве.

Функциональные же особенности данной системы были рассмотрены в разрезе двух свойств стихотворных жанров: 1) в разрезе синкретического характера поэтических жанров, 2) в разрезе их иерархичности.

Жанровый синкретизм стихотворных произведений Средневековья был тесно связан с их функциями, которые они выполняют в жизни общества. Исходя из этого, среди поэтических жанров Х111-Х1У вв. можно выделить следующие группы жанров: 1) жанры, выполняющие несколько функций в жизни общества т.е. полифункциональные жанры - это произведения жанров кысса, дастан, наме, произведения с «ящичной композицией»; 2) жанры, у которых преобладающей является функция назидательно-дидактическая - это жанры насихат, хикмет, масал, муназаре; 3) жанры с преобладающей панегирической функцией - это жанры таухид, мадхия и марсия; 4) жанры, в которых на передний план выступают образно-познавательная и эстетико-художественная функции - это жанры газель, касыда, месневи, рубай, туюг, кытга, фард.

В тюрко-татарской поэзии ХШ-ХГУ вв. существовала и своеобразная иерархия жанров. Среди поэтических жанров можно выделить следующие три ступени иерархии: 1) жанры' высокого ранга - это жанры в основном возвышенного и панегирического характера: таухид, мунаджат, обращенный к Аллаху; касыда-нагт, т.е. касыда, посвященная пророку Мухаммеду; произведения жанров мадхия, марсия и отчасти жанра газель; 2) жанры среднего ранга - это жанры в основном философского содержания, философского осмысления действительности, философского мотивирования основ ислама: жанры кысса, хикмет, насихат, рубай, кытга, фард, муназаре и др. Здесь особняком стоит жанр месневи - это своего рода «поэтизированная проза», которая отражает различные стороны жизни, различные темы; месневи это - своего рода «тяжелая артиллерия» письменной' поэзии; 3) жанры низкого ранга - это произведения для простонародья и для осмеяния: масал, наме (в смысле письма), хикаяте манзума, сатира, пародия и т.д. Знаменательно, что произведениям жанров высокого ранга должен был соответствовать высокий стиль изложения, произведениям жанров среднего ранга - средний стиль и произведениям низкого ранга - низкий стиль изложения. Подобное деление поэтических жанров на три ранга существовало и в средневековой арабской и персидско-таджикской литературах.

Следует отметить, что анализированная нами выше система письменных стихотворных жанров в средневековый период существовала параллельно системе фольклорных жанров. Однако с развитием городов, городской и оседлой культуры, а также письменной литературы фольклор отступает в пределы городской черты и на смену фольклорным жанрам приходит их замена - поэтические жанры письменной литературы, т.е. результаты индивидуального творчества поэтов.

Подытоживая данное исследование в полном объеме, можно сказать, что тюрко-татарские поэты, творившие в период раннего и среднего Средневековья, оставили после себя большое наследие, создали богатые поэтические традиции, которые мастерски использовались последующими поколениями тюрко-татарских поэтов. Дальнейшее продолжение и развитие достигнутых в древне-тюркской и тюрко-татарской литературе УШ-Х1У вв. поэтических традиций, эволюция и трансформация стихотворных жанров, жанровых и строфических форм наблюдаются в татарской поэзии ХУ-ХУШ вв. - в творчестве поэтов Умми Камала, Мухаммедьяра, Кул Шарифа, Мухаммед Аминя, Мавля Кулыя, Габди, Габдерахима Утыз-Имяни аль-Булгари, Габдессаляма и др. Целая плеяда татарских поэтов XIX ■ века, а именно А.Каргалы, Х.Салихов, Ш.Заки, Г.Кандалый, Г.Чокрый, М.Акмулла и др. также продолжали в своем творчестве поэтические традиции средневековой восточной литературы. Классические образцы газели, рубай, кытга, фарда, марсии и других жанров были созданы и в творчестве поэтов начала XX века Г.Тукая, М.Гафури, Дэрдмэнда, С.Рамиева, Н.Думави и др.

Традиции средневековых стихотворных жанров через столетия дошли и до нашего времени. В татарской литературе советского периода наблюдался своеобразный синтез средневековых поэтических традиций с новациями. По примеру классических стихотворных жанров создавали некоторые свои произведения такие поэты, как Х.Такташ, Ф.Карим, Х.Туфан, С.Хаким, Н.Арсланов, И.Юзеев, Ш.Галиев, Ф.Яруллин, Р.Гаташ, А.Синегул, Л.Шагирджан и др. Выявление жанровых особенностей произведений татарских поэтов позднего средневекоья, а также поэтов XIX и XX вв. является отдельной темой для дальнейших исследований.

 

Список научной литературыШарипов, Анвар Магданурович, диссертация по теме "Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)"

1. Абдувахидова Муътабар. Формирование и развитие жанра муназаре в истории узбекской литературы: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. - Ташкент, 1978. - 16 с.

2. Абилов Ш.Ш. Литературные версии легенд о "Кисекбаше" и поэма Г. Тукая "Сенной базар или новый Кисекбаш" // Габдулла Тукай. Казань: Татар, кн. изд-во, 1968. - С. 165-171.

3. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. Изд. 6-е. М.: Просвещение, 1975. - 351 с. ,

4. Азер A.A. Персидское стихосложение и рифма: Автореф. дисс. . доктора филол. наук. М, 1967.

5. Акимушкин О.Ф. Комментарий на "искусственную" касыду Кивами Му-тарризи // Краткие сообщения Института народов Азии. №69. Исследование рукописей и ксилографов Института народов Азии. М.: Наука, 1965. -С. 7-21.

6. Акимушкин О.Ф. К вопросу о традиции жанра искусственной касыды в персидской поэзии // Иран. Сб. статей. M.: Наука, 1971. - С. 158-166.

7. Алиев Г.Ю. Темы и сюжеты Низами в литературах народов Востока. -M.: Наука, 1985. -332 с.

8. Алиев С.Х. Формы классической азербайджанской поэзии: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Баку, 1966. - 32 с.

9. Амин Аль-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв. Сокращенный пер. с арабского. М.: Изд-во вост. лит-ры, 1962. - 40 с.

10. Амирханов P.M. Татарская социально-философская мысль средневековья (XIII- середина XTV вв.). Казань: ИЯЛИ им. Г.Ибрагимова, 1993. - 110 с.

11. Арзибеков Рахманкул. Поэтика и пути развития лирических жанров узбекской классической поэзии : Автореф. дисс. . доктора филол. наук. Таш12