автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему:
Скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары из Вехерагалы (Шри Ланка)

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Чандраджива Р. М. Сарат
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.04
450 руб.
Диссертация по искусствоведению на тему 'Скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары из Вехерагалы (Шри Ланка)'

Текст диссертации на тему "Скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары из Вехерагалы (Шри Ланка)"

Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации

На правах рукописи

Р.М. Сарат Чандраджива

Скульптура бодхисаттвы Авалокитешвары Из Вехерагалы \ Шри Ланка )

Искусствоведение Специальность 17.00.04 - изобразительное искусство

Диссертация на соискание ученой степени Кандидата искусствоведения

Научный руководитель: Кандидат искусствоведения И.И.Шешунова

Москва -1999

Оглавление

Введение 1

Глава 1. Исторические предпосылки искусства классического периода.

Золотой век 11

Буддизм 15

Глава 2. Доктрина бодхисаттвы и иконография Авалокитешвары

Авалокитешвара в Азии 22

Иконография Авалокитешвары 26

Глава 3. Концепция бодхисаттвы Авалокитешвары в классической традиции

сингальской скульптуры 38

Глава 4. Художественные особенности скульптуры

бодхисаттвы Авалокитешвары из Вехерагалы 48

Глава 5. Техника отливки скульптуры 68

Заключение 75

Сноски 77

Библиография (англ. вариант диссертации) 84

Хронологические таблицы и карты 93 Иллюстрации

Введение

Подлинное произведение искусства восхищает зрителя. С первого взгляда мы говорим : "Это прекрасно!" Зритель и художественный объект вступают в диалог. Художник, обладающий духовными силами, талантом и мастерством, создает великое произведение искусства. Великое произведение искусства отражает культуру своего времени, его историю.

Во все времена скульптор может воплотить свои идеи в определенной форме — статуарном изображении или рельефе. Объяснить, что такое скульптура — почти невозможная задача, ибо любая попытка сделать это превращается в академическую дискуссию о формах выражения и материале.

Для того чтобы утверждать, что тот или иной объект является произведением искусства, обычно применяются три наиболее распространенных критерия такого суждения: 1) данный предмет создан художником; 2) его автор считает его произведением искусства; 3) данный объект признан произведением искусства авторитетными "экспертами".

Все скульптурные произведения обладают формой. Они пребывают в пространстве и содержат структурные элементы разного размера с ясно выраженными между ними отношениями. Форма есть соотношение частей между собой и соотношение части и целого. Сказать, что нечто обладает "формой" , значит не что иное, как утверждать, что некоторый объект может определен, потому что он в той или иной мере воспринимается нами как целое.

Великое искусство, воскрешая прошлое, спустя тысячи лет открывает нашему взору пути истории. В исследовании скульптурного образа бодхисаттвы Авалокитешвары из Вехерагалы мы пытаемся представить его славную историю, высокую художественную традицию и ее духовные основы.

Богатейшая традиция буддийской пластики в Шри Ланке прослеживается вплоть до II в. до н.э. С момента своего утверждения в Шри Ланке с III в. до н.э. буддизм обретает здесь самый долгий путь непрерывного исторического развития. К V в. н.э. Шри Ланка становится важнейшим центром буддийской учености. И хотя культурные влияния и художественное воздействие шли сюда из Индии, с течением времени сингалы внесли значительный вклад в развитие местной художественной традиции, уникальной по разнообразию своих проявлений.

Бодхисаттва Авалокитешвара — предмет данного исследования — воплощает особое художественное видение и самобытность сингальского ваятеля. Творец этого шедевра смог уловить духовные и художественные искания своего времени и сделать свой собственный опыт универсальным.

Этот скульптурный шедевр является одним из подлинных сокровищ Национального музея в Коломбо (Шри Ланка, № V.03). Вместе с 52 другими бронзовыми скульптурами из собрания Национального музея он был включен в программу зарубежного показа в Париже (Музей Гиме, 23.10.1991 — 24.02.1992), Цюрихе (Ритберг-музеум, 10.05.1992 — 13.09.1992), Вашингтоне (Галерея М.Сэклера в Смитсониан Инститьют, 1.11.1992 - 26.09.1993) и в Сиднее (Галерея Нью Саут-Уэйлс).01

При подготовке выставки в Смитсониан Интститьют, искусствовед К.Болон, хранитель отдела искусства Южной Азии, выбрал именно эту скульптуру для обложки специально посвященного искусству Шри Ланки номера ежеквартального журнала "Asian Art" (Summer 1993), тем самым, подтвердив уникальную ценность этого экспоната.02 Великолепнейшей бронзой, из всех когда-либо найденных в Шри Ланке назвал образ Бодхисаттвы Авалокитешвары У. В. Шредер.

Когда выставка "Золотой век скульптуры Шри Ланки" проходила в Вашингтоне, Картер Браун, бывший директором Национальной галереи, планировавший в то время Олимпийскую художественную выставку, предполагал собрать на ней выдающиеся мировые шедевры, которые должны были

отразить все проявления человеческого бытия и эмоционального мира. Среди них названы картины Ван Эйка и Рембрандта, "Пьета" Микеланджело, "Ника Самофракийская", "Экстаз св. Терезы" Бернини и Бодхисаттва Авалокитешвара из Шри Ланки.03

Таково было мнение экспертов. Реакция американской прессы была столь же восторженной. Искусствоведы и журналисты наперебой обращали внимание зрителей на удивительную находку ланкийских археологов.

"Омытый золотом, Бодхисаттва Авалокитешвара сияет мягким светом, приводя в восторг зрителей, толпящихся вокруг него. Это чарующее, перехватывающее дыхание зрелище. Это подлинная драгоценность в ряду самых прекрасных, одухотворенных и мощных образов, когда-либо созданных в Азии."(О.М. Beach, Director of the Smithsonian Institution's Arthur M. Sackler Gallery) 04

"Золотой век скульптуры Шри Ланки" — кажется, это не совсем то, что вас интересует, но следует сделать усилие над собой и пойти посмотреть выставку хотя бы из-за одной только вещи. Это сидящая фигура золоченой бронзы, так называемый Бодхисаттва. Это, безусловно, самый замечательный экспонат выставки и, без всякого преувеличения, одна из самых выдающихся скульптурных работ, когда-либо созданных в мире..." (E.Gibson, Washington Times)05

"Созерцание мягкого, как бы тлеющего сияния Бодхисаттвы Авалокитешвары — это ли не прекрасно? Его называют "Моной Лизой" Шри Ланки"... "Бодхисаттва Авалокитешвара из позолоченной бронзы заслуживает быть названным шедевром мирового искусства" (C.R.Bohlen , Assistant curator of South and Southeast Asian art at the Sackler Muséum).06

В своей статье в "Вашингтон пост" П.Ричард писал: "Тело Просветленного сияет золотистым цветом. Зрачки его опущенных глаз инкрустированы горным хрусталем. Его правое колено поднято сообразно позе "раджалиласана" —

знак царственной свободы. Сокровища его царственны (чего стоят изумруды, сверкающие в его короне!), но богатство его не от мира сего. Его вьющиеся подобно змеям локоны свидетельствуют о добровольной нищете то ли благочестивого буддийского монаха, то ли странствующего аскета. У него гибкое атлетическое тело танцора и лик святого. Он человек отчасти — отчасти бог".07

Попытка в нескольких словах исчерпать смысл представшего зрелища и объяснить поистине необъяснимую

притягательность образа, тем больше захватывающего, чем дольше зритель остается наедине с ним — разумеется, безуспешна. Газетные строчки сохранили лишь слабый отблеск таинственного сияния удивительной скульптуры. Однако и академические исследования, связанные с этой находкой, до сих пор оставляют множество нерешенных вопросов. Это, прежде всего проблема атрибуции скульптуры и тесно связанные с ней проблема художественного стиля и духовного содержания образа. Нам представляется, что только комплексный подход, сосредоточенный на образе Бодхисаттвы Авалокитешвары в культуре Шри Ланки, может дать ответ хотя бы на часть этих вопросов.

Несмотря на то, что скульптура Авалоктешвары из Вехерагалы получила всеобщее признание как шедевр бронзовой пластики буддийской традиции, ее происхождение, время создания и комплекс идей, получивших свое выражение в художественном решении, все еще представляют целый ряд проблем. Со времени ее находки в 1968 г. вышли публикации, в которых было предложено несколько мнений относительно атрибуции скульптуры. Датировка ее колеблется от VI до X века. С.Паранавитана в своем "Искусстве древних сингалов" (1971) сопоставляет скульптуру с образом "Симханада Локешвара" и датирует ее VI веком н.э. С.Гунасингхе в своей статье "Буддийская скульптура Цейлона" в "Art in Asia" (1973) считает, что Бодхисаттва был создан в IX-X вв. н.э. Р.Х. де Сильва упоминает эту скульптуру Бодхисаттвы в "Archaeological Survey of Ceylon; Annual Report, 1968/69" но не датирует ее (1980). И.Э. Ван Лохейзен де Леев, в "Sri Lankan Ancient Art" (1981) полагает, что это скульптура Бодхисаттвы Самантабхадры времени VIII-X вв.08

Н.Мудиянсе (1985) датирует эту скульптуру IX - X вв. У. В. Шредер в 1990 г. в своей работе "Buddhist Sculpture in Sri Lanka" и в 1992 - в "The Golden Age of Sculpture in Sri Lanka" говорит: Авалокитешвара, поздняя Анурадхапура, VIII-IX вв. В последнем музейном каталоге "Наследие бронзовой скульптуры Шри Ланки" (1995 г.) Н.Чуттивонгс осторожно

датирует ее VII - IX вв.н.э., указывая на законченность стиля, свойственную южно-индийским вещам школы Чалукьев. 09

Таким образом, за исключением С. Паранавитаны, большинство исследователей склонно относить эту вещь ко времени поздне-анурадхапурского периода, указывая на совершенство ее стиля как на следствие влияния южноиндийской художественной традиции.

Проблема взаимоотношения пластической традиции на острове с художественными школами индийского субконтинента осложняется рядом факторов.

Исследователями подчеркивается близость ланкийского искусства к стилистическим принципам южно-индийских школ — Паллава, Чола и Чалукья. Исторические условия древности и раннего средневековья способствовали этим взаимовлияниям благодаря постоянным контактам Шри Ланки с побережьем Южной Индии, военным походам и миграции части сингальского и тамильского населения как в ту, так и в другую сторону. Немало индуистских храмов воздвигалось на территории Шри Ланки, и вместе с тем, уже в древний период южно-индийское побережье было местом процветания буддизма. Значительное число древних бронзовых скульптур не дошло до нашего времени, ибо они были главным объектом военных контрибуций или жертвами религиозных противоречий. Наше представление о раннем периоде буддийского изобразительного искусства строится на основании знакомства лишь с небольшим числом сохранившихся монументальных каменных скульптур. Характерная для них лапидарность стиля и архаическая трактовка поверхности, в частности, драпировок ткани сохраняется и далеко за пределами раннего периода,

например, на широко известной скульптуре лежащего Будды из Галвихары в Полоннаруве, относящейся к XII в. Что же касается бронзовой пластики, то хорошо известные образцы ее, времени поздней Анурадхапуры или Полоннарувы, то есть с VIII в.н.э. и далее, принято связывать с влиянием южноиндийских школ.

Начало этой исследовательской традиции восходит к авторитету первооткрывателей искусства Шри Ланки. Уже в 1907 году А.К.Кумарасвами в своем большом сводном труде, включавшем огромный изобразительный материал и переводы из средневековых трактатов, дал картину развития художественного процесса на острове. "История сингальского искусства, начиная со времени Ашоки и в эпоху средневековья, представляет собой в основном процесс постоянного взаимодействия с культурой Индии. В течение всего этого периода, вплоть до завершения средневековья, отношения между Южной Индией и Цейлоном были близки тем, которые сложились в средневековой Европе между Англией и Францией; постоянная пульсация этих внутренних отношений, то дружеских, то враждебных, миграция ремесленников в центры активной социальной жизни или же на развалины городов, которые восстанавливали цари-победители; захват ремесленников вместе с другими пленными, а порой — ввоз своих подданных на завоеванные территории. На протяжении этих отношений Индия была неиссякаемым источником, которым Цейлон мог при необходимости пользоваться для обновления увядающих время от времени традиций. Этот процесс хорошо представлен в изложении истории ремесла на Цейлоне Джанавансой. Его результаты очевидны в общности мотивов равно сингальского и дравидийского искусства". 10

А.К.Кумарасвами указывает также на систему обучения художников, заимствованную из Южной Индии и т.п. Однако приводимые им сведения относятся к периоду средневековья, но не ко времени становления буддийского искусства в Шри Ланке, которое, по сообщениям летописного свода "Махаванса" (V в.н.э.), подтверждаемым сохранившимися

памятниками в монастыре Абхаягири в Анурадхапуре (I в.н.э.) или у Руванвелидагабы (II в.н.э.), восходит по меньшей мере к первым векам н.э.11

В этой связи интересно обратить внимание на замечание Г.К.Мендиса об отношениях Шри Ланки с различными регионами индийского субконтинента. "Существуют, однако, записи, позволяющие предположить, что цейлонские правители принимали сюзеренитет императора Ашоки Маурья, который правил в Паталипутре в третьем в. до н.э., и императора Самудрагупты из династии Гуптов, правившего в

том же городе в четвертом веке н.э. и простиравшего свою власть вплоть до реки Кришна. Однако нет никаких свидетельств того, что Ашока стремился контролировать Цейлон.<...> Из эдиктов Ашоки совершенно ясно, что он не считал Цейлон своим доменом и рассматривал его наряду с царствами Южной Индии как независимую территорию".12 Г.К.Мендис отмечает далее, что связи Шри Ланки с государствами долины Ганга носили скорее торговый и культурный характер, в то время как с их ближайшими соседями из Южной Индии они были более напряженными. Нелишне напомнить, что главная гавань, куда направляли свои суда моряки Шри Ланки, Тамралипти, лежала в устье Ганга. Бодх-Гая и Наланда привлекали паломников Шри Ланки, и именно оттуда приезжали на остров ученые всего буддийского мира в пору Золотого века искусства Шри Ланки. Мы вправе предположить, что классические формы искусства Шри Ланки имели иные источники, чем южно-индийская пластика VII в.н.э. и что они возникли раньше этого времени.

"Самые ранние образы Будды в Шри Ланке обнаруживают свое стилистическое сходство с произведениями второго-третьего века из Андхры — государства на юго-востоке Индии, — пишут Н.Чуттивонгс и Л.Прематиллеке. — Некоторые небольшие вещи могли быть привезены сюда из Индии, но археологические данные свидетельствуют о том, что в то время в Анурадхапуре существовали мастерские по производству каменной и бронзовой скульптуры. Контакты с Индией в последующие века приносили новые волны плодотворных художественных традиций, что в той или иной

степени способствовало развитию собственного стиля в искусстве Шри Ланки и собственной манеры в изображении Будды. Нельзя не признать вдохновляющей роли индийской художественной традиции на Шри Ланке, но бесспорны также мастерство и оригинальность местных скульпторов, преуспевших в развитии своеобразного стиля, отличающегося светлой грацией и достоинством." Авторы музейного каталога ссылаются также и на ранние части палийской хроники "Чулаванса", касающиеся упоминания бодхисаттв в Шри Ланке в связи с описанными там событиями пятого века н.э.13

Внимательный анализ источников, каковыми мы прежде всего считаем палийские тексты, позволяет сделать ряд интересных наблюдений. Они не только проясняют соотношение двух

основных ветвей буддийского учения на острове — тхеравады и махаяны, но и дают многочисленные свидетельства о производстве здесь металлической скульптуры, не дошедшей до нашего времени. Мы постарались сгруппировать эти сведения в пятой главе диссертации, посвященной традиционному методу отливки бронзовой скульптуры.

Одной из проблем буддийского искусства Шри Ланки является его связь с одним из двух течений буддизма — школы тхеравады (первоначального или более строгого учения) и махаяны, расширившей влияние буддизма благодаря его синтезу с добуддийскими представлениями и местными традициями. Социальная и духовная жизнь во многом определялась противоборством или взаимовлиянием этих направлений в долгой истории страны. Возможно, что и формирование художественного образа или стиля не было свободно от этих влияний.

Пытаясь проследить историю возникновения и развития образа бодхисаттвы Авалокитешвары в искустве Шри Ланки, мы постарались предпослать специально посвященной этому вопросу третьей главе диссертации описание нарративных источников махаяны, имеющих отношение к образу Авалокитешвары. Несмотря на то, что большая их часть относится к более позднему периоду, чем предполагаемое нами время создания скульптуры бодхисаттвы

Авалокитешвары из Вехерагалы, нам казалось

целесообразным показать общую тенденцию в развитии средневековой иконографии бодхисаттвы. Существенное отличие визуального образа Авалокитешвары из Вехерагалы от образа, созданного нарративной традицией, может означать, как нам кажется, своебразие изобразительной тра�