автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Словообразовательные окказионализмы в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Горелкина, Анастасия Викторовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Словообразовательные окказионализмы в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого'

Текст диссертации на тему "Словообразовательные окказионализмы в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого"

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Горелкина Анастасия Викторовна

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОККАЗИОНАЛИЗМЫ В МЕМУАРНЫХ ПРОЗАИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М. ЦВЕТАЕВОЙ И А. БЕЛОГО

10.02.01 - русский язык

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Научный руководитель-доктор^илологических наук, профессор И. С. Улуханов

Москва-19 99

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава I. Проблемы теории окказионального слова

61. История термина "окказионализм - окказиональное слово"

62. Окказионализмы в контексте художественного произведения

Глава II. Способы образования окказионализмов в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого.

Способы образования окказионализмов-существитель-

ных

Суффиксальные окказионализмы-существительные Префиксальные окказионализмы-существительные Префиксально-суффиксальные окказионализмы-существительные

Сложные окказионализмы-существительные Сложно-суффиксальные окказионализмы-существительные

Сращение как способ образования окказионализмов-существительных

Способы образования окказионализмов-прилагательных

Суффиксальные окказионализмы-прилагательные Префиксальные окказионализмы-прилагательные Префиксально-суффиксальные окказионализмы-прилагательные

Сложные окказионализмы-прилагательные 76 Сложно-суффиксальные окказионализмы-прилагательные 79

Сращение как способ образования окказионализмов-

прилагательных 80

Сращение в сочетании с суффиксацией как способ образования окказионализмов-прилагательных 80 Способы образования окказионализмов-глаголов 80 Суффиксальные окказионализмы-глаголы 84 Префиксальные окказионализмы-глаголы 88 Префиксально-суффиксальные окказионализмы-глаголы 93

Суффиксально-постфиксальные окказионализмы-

глаголы 93

Префиксально-постфиксальные окказионализмы-

глаголы 93

Префиксально-суффиксально-постфиксальные окказионализмы-глаголы 94 Способы образования окказионализмов-наречий 95 Суффиксальные окказионализмы-наречия 95 Префиксальные окказионализмы-наречия 96 Префиксально-суффиксальные окказионализмы-наречия 97 Сложные окказионализмы-наречия 98 Сложно-суффиксальные окказионализмы-наречия 98 Депрефиксация 99 Десуффиксация 100 Депостфиксация 100 Использование суффиксов в качестве самостоятельных слов 101

Усечение в сочетании с междусловным совмещением 101 Депрефиксация в сочетании с префиксацией 103 Выводы к II главе 104 Глава III. Функционально-стилистическая характеристика окказионализмов в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого 107

61. Актуализация словообразовательной структуры слова в контексте окказионализмов мемуарной прозы М. Цветаевой и А. Белого 107

Выводы к &1 130

62. Стилистическая характеристика окказионализмов-тропов в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой

и А. Белого 132

Окказионализмы-метафоры 133

Окказионализмы-эпитеты 142

Окказионализмы-символы 149

Окказионализмы-оксюмороны 154

Выводы к &2 159

Заключение 161

Список сокращений анализируемой литературы 165

Список используемой литературы 166

Словари 185

Словник 187

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В современной лингвистике проблемам окказиональных слов уделяется значительное внимание. Однако наиболее часто материалом исследований служит язык поэзии. Значительно менее исследован в этом плане язык художественной прозы. Актуальность данного исследования обусловлена недостаточностью изучения окказионализмов в прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого с точки зрения их словообразовательной структуры, способов словообразования, словообразовательной мотивации.

В историю русской литературы М. Цветаева и А. Белый вошли как экспериментаторы, чье поэтическое и прозаическое творчество ознаменовано постоянным стремлением к экспериментам в области стиля, языка и слова в частности. Однако словотворчество М. Цветаевой в прозе до настоящего времени вообще не было предметом специального изучения, в то время, как ее поэтические окказионализмы тщательно исследовались в работе А.В.Зубовой, О.Г. Ревзиной, Н.К. Шаяхметовой, Б.М. Джилкибаева, Л.П.Черкасовой, Н.М.Девятовой и др. Прозаические окказионализмы, выявленные в результате изучения нескольких романов А. Белого, как составная часть его языка были предметом исследования лишь с семантической и функциональной точки зрения в работах H.A. Кожевниковой, Л.А. Новикова, Л. Хайндли, К.В. Мочуль-ского и др.

Актуальность данного исследования также обусловлена неизученностью словообразовательного аспекта окказионализмов в мемуарной прозе А. Белого, а именно: в последних романах "На рубеже двух столетий", "Начало века", "Между двух революций", где дар А. Белого - экспериментатора в области слова проявился особенно ярко.

Определение места и роли окказионализмов в мемуарных прозаических произведениях А. Белого и М. Цветаевой принципиально важно для изучения языка прозы "серебряного века" и эпохи русской эмиграции в целом и индивидуального стиля каждого из этих писателей в частности, поскольку отбор определенных моделей для создания окказионализмов, характер авторских новообразований, причины, обусловившие их появление в конкретном тексте, функции, выполняемые ими, свидетельствуют об определенных тенденциях в литературе того времени вообще и в творчестве М. Цветаевой и А. Белого в частности, дают представление об особенностях их поэтико-прозаического мышления.

Изучение окказионализмов важно также в словообразовательном, семантическом и стилистическом планах, поскольку окказионализмы как единицы речи находятся на пересечении семасиологии, лексикологии, словообразования, стилистики. Комплексный анализ окказионализмов ряда авторов помогает создать полную картину современного русского словообразования, выявить его особенности, ибо, находясь на периферии словообразовательной системы, ядро которой составляют узуальные слова литературного языка, окказионализмы, как правило, создаются в соответствии с законами словообразовательной системы данного языка и являются своеобразным "проявителем" тенденций ее развития, показателем творческих потенций языка.

Объектом исследования явилось лингвистическое описание определенных фактов словообразовательной системы языка в контексте мемуарной прозы А. Белого и М. Цветаевой.

Предмет исследования - 1213 окказионализмов, выявленных в результате изучения всей мемуарной прозы М. Цветаевой и А. Белого, словообразовательная структура данных слов, их функциональная значимость.

Цели исследования - выявление и описание структурно-семантических особенностей окказионализмов, своеобразия их функционирования в тексте;

установление связи между функциями окказиональных образований и особенностями творческой манеры авторов.

Цели обусловили постановку следующих задач:

1. Определение критериев выделения окказионализмов в мемуарных прозаических произведениях М.Цветаевой и А. Белого.

V

2. Описание процесса образования каждого окказионализма, выделенного в результате выборки.

3. Систематизация всех структурно-семантических типов окказионализмов.

4. Анализ условий актуализации внутренней формы окказионализмов с точки зрения выполнения ими функций средств внутритекстовых связей.

5. Определение стилистических функций окказиональных слов как элементов системы изобразительно-выразительных средств языка в мемуарной прозе М. Цветаевой и А. Белого.

Для осуществления поставленных задач использовались следующие методы исследования: описательный (при описании способов словообразования окказионализмов), теоретических построений (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, выдвижение гипотезы), статистический (количественный и качественный анализ окказионализмов, выявленных в ходе изучения всей мемуарной прозы М. Цветаевой и А. Белого.

Методологической основой исследования послужила теория познания, положения об основных принципах научного исследования: о диалектическом единстве теории и практики, формы и содержания, о системном подходе к изучению объектов реальной действительности.

В основу исследования была положена следующая рабочая гипотеза: окказионализмы являются специфическими единицами художественного текста:

1) окказионализмы в мемуарных произведениях - это проявление поэтического индивидуально-экспериментаторского таланта М. Цветаевой и А. Бе-

лого, средство выражения "образа автора", точки зрения лирического героя; они редко являются "чистыми" номинациями реалий - чаще всего это отражение качеств, свойств, состояний, выражающих восприятие и авторское отношение, а также эмоциональные или оценочные авторские переименования;

2) окказионализмы создаются при помощи узуальных способов словообразования, то есть в соответствии с существующими в языке словообразовательными типами, а также при помощи окказиональных способов. И в первом, и во втором случае данные единицы служат демонстрацией словообразовательных потенций языка.

Попытка комплексного анализа эстетической роли словотворчества в мемуарных прозаических произведениях М. Цветаевой и А. Белого помогает создать представление не только об особенностях их индивидуального стиля, но и рисует полную картину современного русского словообразования, выявляет его особенности.

Научная новизна исследования обусловливается самим языковым материалом и комплексным подходом к проблемам образования и функционирования окказионализмов.

В диссертации впервые в полном объеме и всесторонне исследуются окказионализмы, выявленные в результате изучения мемуарных прозаических произведений М. Цветаевой и А. Белого:

1) анализируются все словообразовательные средства, используемые для создания окказионализмов;

2) систематизируются все структурно-семантические типы выявленных окказионализмов;

3) описываются особенности функционирования окказионализмов;

4) выявляются основные параметры окказионализмов, характеризующие идиостиль писателя.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе полученных результатов создается возможность реконструировать отдельные фрагменты языковой личности М. Цветаевой и А. Белого, углубить научное представление об особенностях их идиолекта; подтвердить действие установившихся основных закономерностей, характерных для современного словопроизводства, выявить некоторые их особенности при образовании окказиональных слов. Сделанные в работе выводы и собранный фактический материал могут также использоваться в дальнейшем научном изучении ряда процессов, протекающих в современном русском языке.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы при чтении вузовских курсов "Современный русский язык" (разделы "Лексикология" и "Словообразование"), "Стилистика русского языка", "Лингвистический анализ текста", при чтении спецкурсов по проблемам неологии и окказиональных слов. Результаты исследования могут также найти применение в лексикографической практике как новый фактический материал для словарей, для снабжения новых лексических единиц этимолого-словообразовательными справками; при составлении словаря языка русской прозы "серебряного века" и эпохи русской эмиграции, словарей отдельных авторов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные положения работы были заслушаны на заседаниях кафедры русского языка Московского городского педагогического университета лаборатории углубленного изучения русского языка ЦФО ИОСО РАО, а также изложены в публикациях автора диссертации. Материалы исследования частично были использованы при чтении лекций и на практических занятиях вузовских курсов "Словообразование", "Стилистика русского языка" (II и IV курсы филологического факультета МГПУ).

На защиту выносятся следующие положения;

1. Окказионализмы - непосредственное проявление образно-лингвистического мастерства художников слова как носителей языка - наиболее полно отражают словообразовательную потенцию языковой системы; в то же время поэт или писатель, создающий окказионализмы "становится обладателем мощного, порожденного ощущением свободы выразительного средства, способного наиболее адекватно выразить индивидуально-авторское видение мира" [166,397].

2. Функциональная зависимость окказионализмов определяется как идейно-художественным замыслом произведения, в котором они функционируют, так и контекстными особенностями художественного текста, где данные образования, являясь как единицами словообразовательной системы, так и единицами лексики, осуществляют разные виды связей, то есть выполняют текстоорганизующую функцию.

3. В силу своей специфики окказионализмы являются единицами чрезвычайно высокого уровня художественной выразительности и экспрессивности, что делает их средством создания яркого, необычного художественного образа, "эта образная единица языка употребляется с особым стилистическим заданием" [72,224].

Цели и задачи диссертации определили ее структуру и содержание. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения-словника, где в алфавитном порядке приводятся все окказионализмы, выявленные в результате изучения всей мемуарной прозы М. Цветаевой и А. Белого.

ГЛАВА I.

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ОККАЗИОНАЛЬНОГО

СЛОВА

&1. История термина "окказионализм - окказиональное слово"

Работа посвящена исследованию словотворчества М. Цветаевой и А. Белого в их мемуарных прозаических произведениях. В ней устанавливаются основные принципы словотворчества М. Цветаевой и А . Белого, отношение этих принципов к словообразовательной системе языка и традициям словотворчества, дается структурно-семантический и функционально-стилистический анализ их окказионализмов, выявляются приемы образного употребления окказиональных слов в тексте.

Как показывает анализ работ последних лет, посвященных окказионализмам, несмотря на общее признание в современной лингвистике термина "окказиональное слово", существуют три точки зрения на соотношение между понятиями "новое слово" - "окказиональное слово".

Большинство неологов признает окказиональные слова особым типом новых слов. Однако некоторые ученые отграничивают окказиональные слова от новых слов или в окказиональных словах выделяют новые и условно новые слова.

Для первой точки зрения (Н. И. Фельдман, В. Н. Хохлачева, Е. А. Земская, В. В. Лопатин, Э. И. Ханпира, Б. А. Белова) характерно такое рассуждение: новые слова могут быть фактами языка и фактами речи. Последние - речевые новообразования (окказиональные слова) не входят в язык и в силу этого сохраняют свою новизну независимо от момента [80,228; 196,65].

Для второй точки зрения, наиболее четко представленной в работе А. Г. Лыкова [125,43], характерна следующая аргументация: новые слова имеют линейный характер на временной оси, они появляются в какое-то время, затем перестают быть новыми, попав в актив лексики или устарев; окказиональные же слова

всегда точечны, вневременны. "В силу своего особого положения (синхронно-диахронной диффузности) не имеющее способности "стареть" окказиональное слово, - пишет А. Г. Лыков, - лишено возможности быть новым словом, тем самым лишено и оснований называться неологизмом".

Безусловно, если под неологизмами понимать только языковые факты, то окказиональное слово как чисто речевой факт действительно лишено оснований называться неологизмом. Но при этом окказиональное слово вовсе не лишено возможности быть новым словом не столько в силу фактического, пусть точечного появления на временной оси (могущего совпадать и обычно совпадающего со временем отсчета какого-либо языкового неологизма), сколько в силу своей необычности, вечной новизны, вызванной фактом их не-узуальности в языке. "Можно предположить, что многим неологизмам языка вообще предшествовало точечное существование, пока социальное сознание не сделало свой выбор, дав "линию жизни" этим образованиям. Исключением можно считать отдельные случаи официальной номинации определенных фактов" [140,16].

Кроме того , для А. Г. Лыкова "категория окказиональности свою конкретную реализацию находит в пределах лишь литературного, а не общенародного языка", и потому он сужает понятие окказионального слова, подразумевая под ним "мотивированную неправильность, носящую целесообразно организованный и запрограммированный для поэтической речи (в широком смысле) характер", в то время как Е. А. Земская не видит "принципиальных отличий между окказионализмами авторскими (писательскими) и окказионализмами, не претендующими на авторство - детскими и разговорными: ибо и в этих трех сферах преимущественно и создаются окказионализмы" [80,22