автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.02.01
диссертация на тему:
Словотворчество в произведениях поэтов-модернистов 80-90-х г. XX века

  • Год: 2002
  • Автор научной работы: Миронова, Наталья Александровна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Орел
  • Код cпециальности ВАК: 10.02.01
Диссертация по филологии на тему 'Словотворчество в произведениях поэтов-модернистов 80-90-х г. XX века'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Миронова, Наталья Александровна

Введение.3

Первая

глава.

Функционально-стилистический анализ новообразований.15

§ 1. Творчество поэтов-модернистов как экспериментаторство со словом.

§ 2. Вопросы о причинах словотворчества.

§ 3. Функции окказионализмов.

Вторая

глава.

Словообразовательный анализ новообразований.61

§ 1. К вопросу о классификации способов словообразования.

§ 2. Окказионализмы, созданные узуальными способами.

§ 3. Окказиональные способы словобразования.

 

Введение диссертации2002 год, автореферат по филологии, Миронова, Наталья Александровна

Е.В.Сенько /1980:23/, В.К. Журавлева /1982:4/, Н.И. Сергеевой /1982:17/, Г.Н. Кононова /1987:148/, Г.А. Николаева Окказиональное словообразование в отечественном языкознании сейчас активно разрабатывается. Актуальность данного исследования подчёркивается в работах следующих лингвистов: О.И Александровой /1974:7/, А.А. Брагиной /1974: 111/, О.А. Габинской /1975: 157165/, А.Г.Лыкова /1976:13/, Р.С. Зуевой /1978:43/, /, В.В. Лопатина /1978:74/, Е.В. /1987: 151/, Е.С. Кубряковой /1988:4/, Б.А. Серебреникова /1988: 24/, З.Н. Дворной /1995: 10/, М.А. Паниной /1996: 7/, М.Г. Агаджановой /1998: 12/, А.Л. Вольского /1998:18/, Э.Х. Гаглоевой /1998:23/, В.П. Изотова /1998:7/, С.Ю. Степановой /1998: 31/, И.А. Нефляшева /1998: 20/.

Изучение русских окказионализмов имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. В современных художественных и публицистических стилях, а так же в живой разговорной речи употребительность окказионализмов значительна. Это объясняется 4 повысившейся языковой культурой общества, а также ростом экспрессивной напряженности письменной речи.

Полный и всесторонний анализ современной речи невозможен без теоретического осмысления окказионализмов, которые занимают в ней значительное место как весьма своеобразное - выразительное средство. Ф.П. Филин писал: "Слово передаёт информацию о чём-либо, закрепляет накопленные знания, доставляет наслаждение и вызывает неудовольствие, лечит и убивает, воодушевляет и разочаровывает, приказывает и выражает какое-либо желание" /1968: 11/. В полной мере это относится и к окказиональному слову, которое поэтому заслуживает к себе особого внимания.

Интерес лингвистов к проблемам новых слов не угасает, наоборот, их изучение в последние десятилетия стало более интенсивным. Языковеды едины в том, что лексические новообразования - это наглядная иллюстрация путей и форм развития языка, пополнения его словарного запаса. "Проблема изучения новых слов и значений русского языка . в настоящее время весьма актуальна. /Гринберг, Соловьёв 1985: 91/. Это обусловлено тем, что язык находится в постоянном изменении и развитии. «Наиболее активно и наглядно языковое развитие реализуется в лексике, неотторжимо через функцию называния и оценки связанной с неязыковым миром; миром вещей, процессов, состояний. Извечное обновление вещно-понятийного мира с неизбежностью вызывает появление в языке новых слов ."/Левашов ,1975: 153/

Исследование новообразований ведётся в самых разнообразных направлениях: словообразовательном /Е.А. Земская, В.В. Лопатин, А.Г. Новосёлова, В.П. Изотов, И.С. Улуханов, Н.М. Шанский, Н.А. Янко-Триницкая/, лексикологическом /О.И. Александрова, А.А. Брагина, Ф.С. Бацевич, Б.А. Белова, Г.Е. Гончаренко, А.Г. Лыков/, лексикографическом /"Новое русское в лексике", выпускаемый под руководством Н.Э. Котеловой/, стилистическом /О.И. Александрова, Т.Б. Воробьёва, Р.А. Киселева, Е.К. Чиркова/, социолингвистическом /И.К. Белодед, Р.А. Будагов, Б.Д. Дешериев, 5

JI.J1. Крысин, Л. И. Скворцов, И.Ф. Протченко/, психолингвистическом /Л. В. Сахарный, A.M. Шахнарович/, ономасиологическом /О.А. Габинская, Е.С. Кубрякова, М.С. Зайченкова, И.С. Торопцев/.

Большой интерес вызывает вопрос о причинах возникновения новых слов. К нему обращались многие лингвисты,работавшие в области неологии.Наиболее детализирована эта проблема в работах представителей ономасиологического направления /орловско-воронежской ономасиологической школы/. "Объектом ономасиологии мы считаем процесс возникновения производных лексических единиц"/ Торопцев, 1970:3/. Центральное место в ономасиологической теории указанного направления занимает словопроизводственная модель, которая представляет собой систему понятий, регламентирующих протекание процесса создания нового слова.

Окказиональному словообразованию посвящено огромное количество исследований, которые всё продолжают пополняться. "Между тем окказиональные слова представляют собой интереснейшую и очень своеобразную категорию лексических единиц, находящихся в зоне наиболее интенсивного взаимодействия между языком и речью и обладающих целым рядом только им присущих свойств и особенностей". /Лыков, 1976: 45/. О слове написано много, но до сих пор нет чёткого представления, что же такое слово: ". слово как феномен лингвистический получало и получает самые разнообразные дефиниции, которые, однако, даже в своей совокупности не смогли и не смогут покрыть содержание реального слова реального языка". /Каражаева, 1997:95/. Самым распространённым (для лексикологических исследований) является определение, данное Н.М. Шанским: "Основными признаками слова как лингвистической единицы в целом являются следующие:

1) фонетическая оформленность,

2) семантическая валентность,

3) непроницаемость,

4) недвуударность, 6

5) лексикограмматическая отнесенность,

6) постоянство звучания и значения,

7) воспроизводимость,

8) цельность,

9) преимущественное употребление в сочетаниях слов,

10) изолируемость,

11) номинативность,

12) фразеологичность." /1968:70/

А.Г. Лыков, разрабатывая типологию русского окказионального слова, отмечает следующие девять признаков, отграничивающих русское окказиональное слово от канонического:

1) принадлежность к речи,

2) творимость (невоспроизводимость),

3) словообразовательная производность,

4) ненормативность,

5) функциональная одноразовость,

6) экспрессивность,

7) номинативная факультативность,

8) синхронно-диахронная диффузность,

9) индивидуальная принадлежность/1976: 11/.

Итак, предварительное рабочее определение окказионального слова может быть таким: окказиональное слово - это речевая экспрессивная единица, обладающая свойствами невоспроизводимости, ненормативности, номинативной факультативности и словообразовательной производности" /Лыков, 1976: 36/. Этого определения мы и будем придерживаться в нашем дальнейшем исследовании.

Одним из самых спорных моментов неологии является вопрос об окказиональных и потенциальных словах. Многие лингвисты речевые единицы подразделяют на окказиональные и потенциальные: Е.А. Земская /1972/, И.В. 7

Агаронян /1972/, М.А. Бакина /1977/, Л.И. Джоглидзе /1979/, Г.М. Степанова /1986/. Потенциальные слова, по их мнению, создаются по продуктивным типам словообразования, они возникают в результате потенции, заложенной в словообразовательной системе языка. "Описывая словообразование, необходимо изучить не только то, что реально существует, но и то, что возможно, хотя и лексически не представлено. Такое изучение помогает обнаружить расхождение между потенциями системы словообразование и тем, как их реализует норма языка и узус. Только такое рассмотрение дает полное представление о системе словообразования данного языка" /Земская, 1981: 210/. Вопрос о статусе потенциального слова остаётся в русистике сложным и противоречивым. Некоторые исследователи не разграничивают окказиональные и потенциальные единицы, т. е. не дифференцируют речевые новообразования, например, Лопатин /1973:20/, Лыков /1976:78/.

Итак, мы констатируем, что в основу решения вопроса, что такое окказионализм и в силу каких особенностей он отличается от других слов, по мнению большинства исследователей, должно лечь разграничение понятий "язык" и "речь". "Образование новых слов- практически непрерывный процесс, но все новообразования первоначально представляют собой факты речи и становятся фактами языка лишь в результате многократного воспроизведения в готовом виде". /Крылова, 1963:31/. Данную точку зрения разделяют следующие исследователи: З.А.Потиха /1970: 50 - 71/, Е.А. Земская /1973:89; 1981:168/, В.И. Максимов /1975: 20/, М.Н. Янценецкая /1979:19/, А.Д. Зверев /1981: 163/, З.К. Шовгенова /1998:57/.

Анализируя новые слова с позиций ономасиологии, т.е. с точки зрения их образования,О.А. Габинская считает, что отмеченная выше антиномия "язык" "речь", определяющая статус новообразований, является "недостаточной и требует уточнений"/1981: 539/

Утверждение о речевом характере нового слова верно лишь по отношению к его образованию, но не функционированию. "После образования слова, 8 подчёркивает О.А. Габинская, - оно существует на языковом уровне как средство в его (человека) коммуникативной готовности, а его употребление в контексте есть речевая реализация, применение в процессе общения" . "вновь созданное слово становится принадлежностью не общего, а индивидуального языка" /Габинская, 1981: 39 - 41/.

Отсюда и вывод, к которому приходит исследователь: "Поставленную проблему принадлежности окказионального слова к языку и речи нельзя решать альтернативно, т.е. относить их к языку, или речи. Слово - чрезвычайно сложная единица, и в процессе своего образования и существования оно как бы "поворачивается" то к языку, то к речи, выступая в то же время как единая целостная "/Габинская, 1981:51/.

Признавая реальность существования и окказиональных, и потенциальных слов, мы в своём исследовании не приводим разграничения новых слов на окказиональные и потенциальные, поскольку для нашего исследования степень продуктивности моделей не имеет значения. Для обозначения новых слов нами будет использоваться термин "окказионализм/окказиональное слово/", понимаемый достаточно широко: «Окказиональные и потенциальные слова можно объединить под названием окказиональных /в широком смысле/.» /Ханпира,1972:250/ Термин "новообразование" мы будем употреблять как синонимичный термину "окказионализм".

Такое употребление характерно для многих работ, например, О.А.Габинской /1981:9/, Г.В. Клименко /1984:2/, В.И. Калашникова /1987:18/ И.С. Торопцева/1985: 10/.

Окказионализм - это такое переходное состояние неожиданного, ненормативного слова: либо оно войдёт в общий язык, зафиксируется в словарях и станет неологизмом, теряя в таком случае свою индивидуально — авторскую принадлежность, либо останется "вечным" окказионализмом в силу своей нераспространенности в языке (речи), В силу своей невоспроизводимости в общем языке окказионализмы являются неожиданными, необычными 9 единицами для лексико-семантической системы языка. Процесс образования новых слов происходит на всём протяжении существования языка. «Неологический бум» /Гак, 1983:37/ обострил внимание лингвистов к проблемам новых слов, их изучение в последние десятилетия стало более интенсивным, что привело «к созданию (или оживлению) особой отрасли языкознания - неологии - науки о неологизмах/Гак, 1983:37/.

Исключительная высокая "неогенность" XX века, отмечаемая исследователями словарного состава русского языка, обострила внимание к новым словам : их изучение является одной из актуальнейших проблем современной лингвистики.

Материалом исследования являются новообразования современных поэтов-модернистов (80-90-х годов). Данный выбор обусловлен целым рядом причин: во-первых, поэтические новообразования - это наглядная иллюстрация путей и форм развития языка, пополнения его словарного состава. во-вторых, стихотворная речь осознаётся как особый тип речи, «.мастерство словесных эффектов у поэтов совсем другого рода и имеет совсем иное назначение, чем во всех остальных типах речи.» /Ларин, 1974:41/. Поэтическая речь имеет ряд характерных признаков:

1) «значительную, по сравнению с другими функциональными стилями, свободу речевых средств и их применения»;

2) «более-менее широкое использование разнообразных внелитературных элементов»;

3) «реализацию семантико-стилистических, словообразовательных и других потенций общелитературного языка»;

4) «преобразование в художественном тексте всех его компонентов, в частности оценочно-смысловой структуры слова»;

5) «расширение диапазона лексической и синтаксической сочетаемости». /Карпенко, 1974:171/.

10

По своему лексическому составу стихотворная речь ближе всего стоит к художественно-прозаической. Но по сравнению с последней она имеет более широкий диапазон, более широкую амплитуду /Арсеньева, 1985: 59, 68/ Многие лингвисты утверждают, что стихотворная речь ближе к живой -разговорной речи, чем прозаическая, что стихотворная речь более насыщена разговорными элементами, преимущественно окрашенными. /См. об этом, например, Е.Б. Артёменко, 1977:160/. Общим местом всех лингвистических исследований является утверждение, что изучение поэтической речи отнюдь не имеет узко локальной значимости, что поэтическая речь - это своего рода лаборатория для языковедов, открывающая громадные возможности и представляющая обширнейший материал для его освоения в лингвистическом плане. В диссертационном исследовании будет рассмотрено, как указанные особенности, специфика поэтической речи обусловливают создание новообразований. Люди издавна осознали особую роль слова, его "магичность" и всемогущество. М.М. Маковский в книге "Удивительный мир слов и значений" приводит множество примеров особого отношения к слову у разных народов: «Лексемы со значением «слово» (а также говорить) могут, с одной стороны, соотноситься со значением "резать", а с другой со значением «блестеть, сиять, гореть». /http://www.Yavilon.ru/text/iskrenkoO.html/1 «Слово врачует, слово убивает, слово расширяет рамки человеческого сознания. Веками люди пытались найти идеальные слова.» /Е.Б.Артеменко, 1970.154/.

В далёком прошлом человек, профессионально владеющий языком, считался чародеем. Сейчас такими магами являются поэты-модернисты, пытающиеся с помощью созданных ими новых слов проникнуть в тайны бытия, заглянуть за грань непознанного. Их устами «говорит время».

Цель нашей работы состоит в том, чтобы выявить массив индивидуально-авторских новообразований в творчестве современных поэтов-модернистов (С. Каратова, В. Ражникова, А.Левина, И. Петрова, В. Кальпиди, В. Строчкова, Н.

1 http://www.vavilon.ru/text/iskrenkoO.htmI/

11

Искренно) и проанализировать их с точки зрения реализации в них словообразовательных возможностей языка и специфики их функционирования в тексте художественного произведения: выявить место окказионального словообразования в современной поэзии, а также цели и задачи, которые преследуют авторы поэтических текстов, создавая новые слова. Следует подчеркнуть,что объектом нашего исследования являются не только поэтические окказионализмы, но в поле нашего зрения попали окказионализмы, используемые в прозаических текстах. (В. Ражников «Распродажа в полнолуние»), так как его короткие рассказы больше напоминают поэтическое произведение, чем прозаическое.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. составить словник новообразований, извлечённых из произведений современных поэтов- модернистов, методом сплошной выборки.

2. проанализировать новообразования с точки зрения их функционирования в произведениях поэтов-модернистов,

3. выявить соотношение узуальных и неузуальных способов словообразования в произведениях поэтов-модернистов.

4. описать способы словообразования, функционирующие в ходе словопроизводственного процесса.

Объектом исследования являются лексические новообразования, извлеченные методом сплошной выборки из произведений современной поэзии 80-90-х гг., опубликованных в сборниках: Лабиринт - эксцентр №1,2,3 /1991/, В. Ражников «Распродажа в новолуние /1989/, С. Каратов «За-дам-с» /1992/, М. Айзенберг «Разделение действительности /1989/, А. Левин «Биомеханика» /1999/, Н. Искренко «Избранное»/1991/.

Словарная картотека, составленная автором, содержит 614 слов. В тексте диссертации анализируется 231 слово, выражающее типовой характер новаций.

12

Обращение к исследованию именно этих новообразований определялось тем обстоятельством, что в их структуре наиболее отчётливо сохраняются следы словопроизводственного процесса, характеризующегося необычайным новаторством. Такое литературное явление как авангард ориентирует поэтическое мышление художника на новаторство. Творчество поэтов-модернистов направлено на языковую игру. «Что же касается реализации запрограмированного эффекта языковой игры, их аномального, асистемного характера, то можно рассматривать эту особенность языковой игры и через призму потенциальности языковых явлений, ибо во многих случаях инновация есть осознанная или еще неосознанная закономерность. Не претендуя, как правило, на статус нормативных, факты языковой игры, тем не менее, коррелируют со многими тенденциями развития языка». /Гридин 1998:20/.Факты игры объединяют авторов, способных предложить литературному сообществу нестандартное и оригинальное видение мира.

Язык чистая конвенция, он может сказать что угодно, если есть желающие так говорить и способные это понимать». /Гридин, 1998: 19/

Словотворчество, подобно поэтическим образам, возвращает понятиям их первозданную доподлинность, но оно, несомненно, гораздо вместимее и созидательнее образа. Поэзия авангарда обогащает литературу большим количеством новых слов, которые, несмотря на легко узнаваемую морфологическую структуру, практически недешифруемы.

Здесь реализуется важная возможность поэтического словотворчества -беспредметность, когда переживается только словесная форма.

Вернуться равным в круг догопыт.

Разбрызгаться в дежвень. /Строчков В./

Как отмечает P.O. Якобсон, неологизм обогащает поэзию во многих направлениях. Он создаёт яркое эвфоническое пятно среди обветшалых слов, он освежает восприятие формы слова, данной in statu nascendi, он обеспечивает динамику смысла, поскольку значение неологизма подвижно и определяется в

13 основном контекстом. Кроме того, неологизм оживляет этимологическое мышление, порой близкое к детской и народной речи/Дети часто придают большее значение звучанию и ритму,нежели смыслу. К. Чуковский указывал, что детское словотворчество («вентил» «вертилятор») устанавливает связь между словом и предметом, стремится преодолеть произвольный характер знака. «В детском фольклоре несокрушимая страсть к разрыванию связей между предметами и их постоянными признаками . стремление ребёнка создать себе такой "перевёрнутый мир", чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным"./1966:10/. Слова, оказывается, можно выкладывать в разные узоры, создавая новые, причудливые й неожиданные комбинации "нечто вроде калейдоскопа, на донышке которого вместо цветных камушек или стёклышек насыпаны слова. Повернёшь трубочку - сложится пёстрая пирамида. Ещё один лёгкий толчок - пирамида рассыплется и появится новый разноцветный узор.»/1966: 12/

В образе калейдоскопа легко узнаются идеи Н. Крученых о фактуре и сдвиге. На подобной "тасовке", при которой слова и смыслы включаются в новые и новые комбинации, во многом построено творчество современных поэтов-модернистов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в отсутствии исследований, посвященных окказиональному словообразованию в поэзии модернизма.

- в проведении комплексного, многоаспектного анализа новообразований, созданных поэтами-модернистами.

- в выделении и описании способов создания новообразований поэтов-модернистов.

- во введении в научный оборот специфического лексического материала - новообразований, извлеченных из произведений поэтов-модернистов.

14

Теоретическая и практическая значимость. Практическая и теоретическая значимость диссертации заключается в том, что собранный и проанализированный в ней фактический материал, позволяет расширить знания о словообразовательных процессах, протекающих в современном русском языке. Положения и выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при дальнейшем изучении новообразований в разных видах и жанрах художественной литературы, а также в современном русском языке.

Основные результаты работы могут занять определенное место в практике преподавания курсов «Современный русский язык», «Лингвистический анализ текста», при проведении спецкурсов и спецсеминаров по проблемам неологии, а так же при проведении факультативов по русскому языку и литературе в средней школе.

Фактический материал исследования может быть применен в лексикографической практике, в частности, при составлении словаря языка произведений современных поэтов-модернистов. Апробация работы.

Основные положения диссертации были представлены в виде докладов и сообщений на аспирантских объединениях кафедр русского языка и английской филологии ОГУ /1999,2000,2001/ Основное содержание работ отражено в 3 опубликованных статьях.

15

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Словотворчество в произведениях поэтов-модернистов 80-90-х г. XX века"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объём собранного материала убедительно свидетельствует о том, что словопроизводство активно используется поэтами-модернистами как выразительное художественное средство, как способ отражения действительности, создания характера. Многие поэтические образы не обладали бы яркостью, выпуклостью, неповторимостью, если бы не создавались с помощью "необычных" слов. Смелое экспериментаторство со словом поэтов-модернистов следует рассматривать как неотъемлимую, органическую часть своеобразного мастерства этих художников слова. Каждое новообразование, рождённое в творческой лаборатории, является результатом целенаправленных усилий, творческой установки на его создание. Многоплановость словотворчества поэтов-модернистов позволяет приблизиться к пониманию художественной манеры авторов, их видения мира. В настоящее время лексический состав современного русского литературного языка пополняется очень интенсивно. Большое количество слов появляется прежде всего в языке поэзии, хотя не обойдена вниманием новообразований современная публицистика.

Постоянно ведутся поиски и употребление единственно нужного слова в единственно нужном ряду других слов и выражений. Активные попытки экспериментаторства со словом относятся ещё к началу XX века (А. Белый, И. Северянин, М.Цветаева, В. Маяковский, В. Хлебников). Актуален поиск новых слов, более адекватно выражающих миропонимание автора, и для поэтов конца XX века. Наиболее смело экпериментируют с формой и семантикой слова поэты-модернисты. Поэтические новообразования проанализированы нами в функционально-семантическом и словообразовательном аспекте. Анализ новообразований в функиональном аспекте показывает, что окказионализмы выполняют в тексте разные функции: экспрессивность создаёт эффект свежести, новизны: номинативная функция помогает обозначить реалию или

158 понятие, для которого в языке ещё нет средств. Таким образом, окказионализм, употребленный в тексте, служит для передачи индивидуального отношения поэта к высказываемой мысли. Некоторые окказионализмы выполняют функцию создания колорита эпохи. Наибольшее количество новообразований, выполняющих эту функцию, зафиксировано нами в произведениях В. Ражникова, ярко характеризуя советскую и раннюю постсоветскую эпохи (профсоюзился, Делегатчанин, самогордый аппарат Совмина). Функционирование окказионализма в качестве средства стилизации обусловлено желанием точно запечатлеть сложность повседневной и предощущение грядущей жизни. Современная поэзия пытается, выражаясь словами японского мудреца, выработать у читателя "лёгкое отношение к большим делам и серьёзное к простым". Окружающая действительность даёт мало поводов к радости, "поэт как голос эпохи", не может этого не замечать и поэтому он пытается несколько трансформировать и своё, и наше отношение к ней. Так появляется функция сатирического отношения к действительности. Из исследованных нами окказионализмов болынинствао обладает экспрессивностью, являясь мощным средством создания колорита эпохи и служит средством стилизации.

Основными причинами появления новых слов являются собственно социальные причины словотворчества и социально- индивидуальные. Преобладают окказионализмы, вызванные к жизни социально-индивидуальными причинами, так как любой индивид - это общественное существо.

Современное словообразование, рассмотренное на примере производства новообразований в модернистской поэзии, имеет следующие особенности:

1) в производстве новых слов, в основном, сохраняются тенденции нормативного словообразования как по использованию определённых типов с присущими им видам мотивирующих основ и формантов, так и в целом способов словообразования. Подобные же наблюдения сделаны и другими

159 исследователями: "новые процессы современного русского языка не показывают принципиальной прерывистости словообразовательной системы. следует видеть характерность эпохи в изменении круга производящих основ и в специфике создаваемой лексики "(Шапошников, 1998:90-91).

2) способы производства новообразований различных частей речи в количественном отношении представлены нами в таблице:

Суффиксация Префиксация Преф.-суффикс. Сложение Сложение с суффикс. Окказион. способы Всего

Имена сущ. 85 6 9 47 21 160 328

Имена прил. 20 2 5 4 18 85 134

Глаголы 34 1 20 3 5 30 93

Наречия 19 1 2 5 15 42 всего 158 9 35 56 49 290 597

В данную таблицу не вошли случаи образования новых слов с помощью голофразиса, некоторых случаев графического словообразования и слова, J образованные смешанным способом, так как иногда не представляется возможным классифицировать их по частям речи. (17 единиц)

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что в производстве новообразований всех частей речи наиболее продуктивна суффиксация, на втором месте сложение (у существительных), сложение с суффиксацией (у прилагательных). Мало продуктивными являются: префиксация и сложение (у наречий). Вообще надо заметить, что самое наименьшее количество новообразований наречий. Аббревиация, продуктивная, начиная с 20-х годов XX века, в наше время не находит своей реализации в авангардной поэзии.

Окказиональное словообразование проявляет различную степень активности. Наиболее продуктивным окказиональное словообразование

160 проявляет себя в производстве существительных, вполовину меньше новообразований прилагательных, менее всего новообразований наречий. Наш материал показывает, что наиболее частотны узуальные способы. Хотя, на наш взвляд, неузуальные способы демонстрируют большую точность выражения, большую экспрессию, более сгущенную образность. Например, контаминационные образования - это слияние формы и семантики как минимум двух знаменательных слов, а в результате слияние экспрессивной и номинативной функций даёт огромный простор для выражения авторского сознания, для создания процесса сотворчества автора и читателя.

Субституция также является наиболее распространённым средством создания художественного образа. Активно проходит преобразование на базе фразеологических единиц, которые в настоящее время в огромном количестве можно наблюдать не только в поэзии, но и в газетах, журналах, по радио. Шутливый оттенок, актуальность, сатиричность вносится за счёт переосмысления давно известного выражения: "скажи мне кто твой друг и я скажу сколько тебе дадут". Необходимо также обратить внимание на некоторые замечания о характере вовлекаемых в производство основ: а) расширился круг производящих основ за счет вовлечения стилистически разнородной лексики (сниженной), инвективной (нецензурной), просторечной, жаргонной, сленговой и музыкальной; б) многие новейшие заимствования также приобретают производные, что является показателем их освоения языком реципиентом; в) велико число отомастических образований, и используется не только антропонимы, но и другие виды онимов; г) "ключевые слова" эпохи широко вовлекаются в словообразование /Е.А. Земская, Р.Ю. Намитокова, С.В. Ильясова/ в нашем материале можно выделить слообразовательные пучки с подобными исходными словами.

Среди рассмотренных нами способов окказионального словообразования наибольшую продуктивность проявляют те из них, которые связаны с

161 языковой игрой", нацелены на каламбур, имеют семантическую аппликацию (субституция и контаминация).

Исследовав причины появления новых слов, можно сделать следующие выводы: ведущее место среди появления новых слов занимают социально индивидуальные причины (274 ед.). Преобладают новообразования существительные. Социально-индивидуальные причины словотворчества более разнообразны, нежели собственно социальные. Среди подгрупп социально индивидуальных причин центральное место отводится стремлению говорящего выразить своё отношение к какому либо явлению, предмету дать ему оценку. Такое распределение ролей адекватно, так как познавая явление действительности человек ,так или иначе оценивает их, выражает своё отношение к ним. С.Д. Степанов отмечает: "Объект познания всегда отражается через отношение к нему субъекта"./1972:8/

Следует сказать, что на втором месте по количеству новообразований, возникших вследствие социально-индивидуальных причин, находятся окказионализмы, вызванные стремлением говорящего обозначить новую реалию. Не вызывает сомнения, что очень большая часть новых слов появляется в результате наименования новых предметов, явлений. Тем самым признаётся социальный характер причин появления слов этой группы.

Неологизмов, созданных для выражения отрицатеьлной оценки, значительно больше нежели неологизмов, созданных для выражения положительной и иронической оценки. Это можно объснить сходным положением в узуальной лексике: ". для обиходно- разговорной речи наиболее характерны слова с отрицательной оценкой, а слов с положительной оценкой значительно меньше" JLА. Капанадзе /1983 :161/.

Третье место среди разновидностей социально-индивидуальных причин занимают группа слов, указывающая на стремление говорящего выразить ироническое отношение к факторам окружающей действительности. Как известно ирония - это "употребление наименования (или целого высказывания)

162 в смысле противоположном буквальному" Ю.М. Скребнев /1979:98/. Проанализированный нами материал подтверждает, что ирония "выявляется на основе контекста или фонового знания исключающих возможность буквального понимания сказанного" Ю.М. Скребнев /1979:98/.

Наименьшую подгруппу в группе социально- индивидуальных причин появления новых слов составляют окказионализмы, вызванные к жизни стремлением говорящего более точно донести до собеседника свою мысль, подчеркнуть определённый смысловой оттенок. Объяснить это можно следующим: Н.В. Чернова в качестве одной из причин появления новообразований называет "стремление точно выразить мысль, отметитть такие оттенки её, для выражения которых нет средств в языке" /1963:96/. М.А. Бакина отмечает, что при помощи нового слова можно выделить "нужные оттенки смысла" /1977:80/. Все эти исследователи выделяли данную причину словотворчества не только в речи авторов произведений, но и в речи персонажей. Можно сказать, что спектр социально-индивидуальных причин словотворчества достаточно широк - от стремления говорящего выразить своё отношение к чему-либо до названия новых реалий.

Подводя итог анализу ситуативных причин, можно сказать, что они уступают ведущее место социально-индивидуальным причинам. В нашей картотеке зафиксированно 240 новообразований вызванных к жизни вследствие ситуативных причин. Ведущими способами словопроизводства выступают: суффиксальный способ, префиксально-суффиксальный способ, смешанные способы, графические способы. Из новообразований, вызванных к жизни вследствие ситуативных причин, большее количество окказианализмов возникают как реакция на окружающую обстановку (140 ед.). Е.А. Земская отмечает, что "внеязыковая ситуация становится составной частью коммуникации" /1981:32/. Новообразования, возникшие как результат реакции на обстановку, чаще всего характеризует действия, совершаемые героями произведений, указывают на внешний вид собеседника, на род его занятий.

163

Среди новообразований, появившихся в результате реакции говорящего на слово, можно провести следующее разграничение:

1. окказионализмы, возникшие как результат реакции говорящего на узуальное слово.

2. новообразование, возникшие как результат реакции говорящего на окказиональное слово.

Окказионализмы, возникшие как результат реакции говорящего на слово из собственной или предшествующей речи гораздо больше, чем окказионализмов, возникших как результат реакции на слово собеседника, что обусловлено характером поэтических произведений. Новообразований, возникших как результат реакции говорящего на узуальное слово, гораздо больше. Хотя, на наш взгляд, совершенно справедливо замечание Г.О. Винокура об особенностях новообразований, созданных вследствие ситуативных причин. «Абсолютная свежесть окказионального слова передает уникальность ситуации, ее предельную конкретность, которую в такой мере бессильно выразить каноническое слово как единица языка, ибо в языке есть только общее». /1959: 253/

Самую малочисленную группу новообразований составляют слова, возникшие вследствие собственно-социальных причин. (40 единиц).

Несколько опережают их по численности новообразования, созданные вследствие комбинированных причин. Обычно встречаются комбинации из двух разновидностей причин. Комбинации трех-, четырех- и более разновидностей причин не выявлено.

Такое распределение причин словотворчества связано с тем, что новообразования возникли в языке поэзии. Ведь это особая языковая подсистема со своими особенностями. Это, по-видимому, и объясняет особую активность социально-индивидуальных причин словотворчества.

Обобщая исследованные нами функции окказионализмов, можно сделать следующие выводы:

164

Окказионализмы, созданные поэтами-модернистами, выполняют следующие функции: экспрессивную, номинативную, функцию сатирического изображения действительности, функцию стилизации, а также служат фоном создания колорита эпохи. Можно отметить, что экспрессивность-характернейшая черта окказиональных слов. Это значит, что окказиональное слово экспрессивно само по себе, в силу особенностей своего внутреннего словообразовательного строения (каждое окказиональное слово производно). Степень окказиональности и соответственно экспрессивности различных окказиональных слов не одинакова. Это зависит от многих причин, трудно поддающихся формализации. В общем и целом можно заметить следующие: чем меньше формальных и семантических нарушений правил языкового (социально-устоявшегося) словообразовательного стандарта совершаются преобразования окказионального слова, тем меньше окказиональности (а вместе с ней экспрессивности) содержится в этом слове и наоборот. Окказионализм как средство экспрессии усиливает впечатляющее воздействие речи и передает ее неповторимое своеобразие. Экспрессивность, по нашему мнению, присуща всем новообразованиям.

Функция художественной номинации, прежде всего служит для создания яркого художественного образа, так как мир действительно опосредованно спроецирован в языке главным образом в лексических значениях слов. Окказиональное слово, употребляемое в языке поэзии, является отражением действительности. Определенное слово в соответствующей ситуации представляет собой номинативно-неизбежный, обязательный факт с точки зрения лексической системы и нормы языка в данную эпоху. Нами зафиксировано 250 единиц окказионализмов, выполняющих функцию художественной номинации. Данная группа окказионализмов многочисленна в силу своей функциональной направленности, обозначить реалию или понятие, для выражения которой в общем языке нет средств. Большинство окказионализмов очень точно обозначает то, что могло бы быть в общем языке

165 лишь обозначено описательно. Это приводит к экономии языковых средств. Например, «он вокализничал нафталинные романсы, каламбурничал, остро анекдотил, и все по шкале «весьма». /В. Ражников/ В общелитературном языке это звучало бы так: «он пел старинные романсы, блистая своим вокалом, говорил каламбуры, рассказывал острые анекдоты, все это проделывал очень хорошо».

Но, как показало наше исследование, не всегда в произведениях поэтов-модернистов номинативная функция служит средством языковой экономии. Интересен следующий пример: «Всякий может попробовать свои силы в борьбе человеко-бычьей» /В. Ражников/ Можно было бы сказать «попробовать свои силы в корриде, но автору хочется выразить более сложные оттенки своего отношения к данной ситуации. Нами замечен интересный феномен. Поэтические новообразования стремятся к вытеснению из языка поэзии иностранных слов.

Функция сатирического отношения к действительности по численности окказионализмов также занимает ведущие позиции. (140 единиц). Знаменитая фраза «люди выжили, потому что смеялись» как нельзя лучше характеризует ту функциональную нагрузку, которую выполняют окказионализмы в произведениях поэтов-модернистов. Жизнь сложна и многопланова настолько, насколько многообразны и сами окказионализмы, точно отражающие окружающую действительность. Например, «всюду хаос и разруха зато какая стойкость духа и процветает справедливость и слева - тли и справа - тливость» /С. Каратов/

Язык очень чутко реагирует на общественные изменения и поэтому появляется необходимость в появлении новых слов, не только чтобы описать новую реалию, но и чтобы описать состояние общества, героя произведения и автора.

166

Группа окказионализмов, функция которых состоит в отображении исторической эпохи, по численности несколько уступает труппе окказионализмов, функционирующих в сфере сатирического отношения к действительности и составляет около 114 единиц. Эти две функции очень тесно соприкасаются между собой. В основе функции отображения исторической эпохи лежит парадокс. Подлинная жизнь человека в речи - это его одномоментность, его одновременное рождение и употребление как единственная форма его функционального существования. Но в языкознании широко известно следующее мнение Шарля Балли: «Язык существует, развиваясь, изменяясь во времени, а функционировать он может, лишь оставаясь неизменным», /см. Лыков, 1976:27/ Возникает парадокс: как можно для описания исторической эпохи использовать окказионализм? Выход в данной ситуации может быть один: для того, чтобы объяснить настоящее, мы широко привлекаем прошлое, объясняем настоящее прошлым.

Самую меньшую, но наиболее яркую группу, составляют окказионализмы, служащие средством стилизации средства (110 единиц).

По своему назначению окказионализмы весьма разноплановы, но их объединяет желание дать название новой реалии или понятию и стремление максимально использовать все функциональные и словообразовательные возможности языка. Окказиональное слово обращается не только к интеллекту, но и к чувствам, к его эстетическому восприятию мира действительности.

Как замечает Е.А. Земская, "конец XX века иногда даже называют веком окказионализмов. Человек играет со словом, состязается в этих играх с окружающими стремясь победить соперника в остроумии, острословии, оригинальности формы выражения" /1996:128/.

В игре со словом находит выражение тот игровой элемент культуры, по Иохану Хейзинге, который лежит в основе возникновения культуры, но в целом отступает по мере её развития на задний план.

167

И то, что эта "игра со словом" вышла на страницы поэтических произведений, является следствием большей раскрепощённости человека "пишущего", и усиления личностного начала в наше время, поскольку "всякая Игра есть, прежде всего, и в первую очередь, свободная деятельность,. действие, которое протекает внутри себя самого и совершается ради удовлетворения, приносимого самим совершением действия" / 1992: 17-19/

168