автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.02
диссертация на тему:
SON HABANERO и аспекты его изучения в кубинском музыкознании

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Котов, Владимир Анатольевич
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.02
Диссертация по искусствоведению на тему 'SON HABANERO и аспекты его изучения в кубинском музыкознании'

Полный текст автореферата диссертации по теме "SON HABANERO и аспекты его изучения в кубинском музыкознании"

На правах рукописи

КОТОВ Владимир Анатольевич

SON HABANERO И АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В КУБИНСКОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

Специальность 17.00.02- Музыкальное искусство

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

1 ^ Р':'Т 2013

Москва-2013

005534974

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, профессор

Берак Ольга Леонидовна

Официальные оппоненты

Кирнарская Дина Константиновна

доктор искусствоведения, профессор,

Российская академия музыки им.Гнесиных зав. кафедрой истории музыки

Алпатова Ангелина Сергеевна

кандидат искусствоведения, доцент,

Институт государственного управления, права и инновационных технологий, зав. кафедрой социологии и политологии

Ведущая организация:

Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С.В.Рахманининова

Защита состоится в 17.00 часов на заседании диссертационного совета Д 210.012.01, созданного на базе Российской академии музыки им. Гнесиных (121069, Москва, ул. Поварская, д.30/36).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных.

Автореферат разослан «_» октября 2013 г.

Ученый секретарь с5515|

диссертационного совета

Пилипенко Нина Владимировна

Актуальность исследования. Внимание музыковедов разных стран к культуре Латинской Америки неустанно усиливается в силу ряда причин. Несомненно, сказываются идеи, связанные с процессами глобализации, интеграции культур различных народов, плодотворно работают исследователи, изучающие национальную культуру. Несмотря на серьезные экономические проблемы, кубинские ученые не только не отстают от своих иностранных коллег, но и занимают ведущие позиции по ряду направлений. Благодаря специально созданным исследовательским центрам, крупным музыковедам современности, таким как Данило Ороско, Марии Терезы Линарес, Олаво Алену Родригесу, Леонардо Акосте вклад в изучение различных жанров и стилей кубинской музыки стал весьма ощутим. В поле их внимания попала и популярная музыка, которая составляет огромную часть музыкального наследия Кубы.

Отечественное музыкознание последних лет не обошло вниманием вопросы, связанные с музыкой Латинской Америки. Усилиями П. Пичугина, М. Сапонова, И. Кряжевой, В. Доценко немало сделано в раскрытии многих положений, касающихся особенностей музыки Латинской Америки, а также, в определенной степени, и музыки Кубы. Чаще всего эти работы объединяет стремление ввести в научный обиход имена и явления, подчас совершенно незнакомые. Несмотря на отмеченный факт, за исключением диссертационного исследования И.Кряжевой, в котором отдельный очерк посвящен кубинскому сону, нам не удалось обнаружить работ, в которых данное явление фигурировало в качестве предмета изучения. Вместе с тем сон, возникший как вокально-инструментально-танцевальный жанр — многоликое явление, представленное в самых разнообразных самостоятельных жанрах объединенных в жанровый комплекс. Среди них заметное место принадлежит son habanero, который является одним из самых ярких представителей кубинского соча как такового.

Степень разработанности темы. Son habanero принадлежит сфере профессиональной популярной музыки. В работах многих кубинских авторов, изданных в 70-90-е годы (М.Линарес, Б.Бальбуэна, Д.Ороско и др.) он фигурирует в качестве одной из разновидностей городского сона или кубинского сона, городским этапом его развития.

Наибольшее число исследований на Кубе посвящено истории популярной музыки, включая и городской сон. Этот аспект в разной мере представлен в работах А.Карпентьера, Н.Галана, Ф.Мартинес, М.Перес.

Изучению инструментального состава, особенностей интерпретации, характеристикам городского сона и жанров-предшсствешшков (чангуи, кириба, суку-суку, сон монтуно), посвящено значительное число работ. Среди них выделяются труды исследовательского центра CIDMUC (Центр по Исследованию и Развитию Кубинской Музыки). Под руководством О.Алена был создан фундаментальный труд - двухтомник с атласом и диаграммами «Instrumentos de la música folclórico-popular de Cuba». В нем содержатся весьма важные положения, позволяющие анализировать область применения отдельных инструментов в отношении различных жанров кубинской музыки. Кроме того, в данной работе представлен солидный материал, отражающий историю возникновения и распространения многих жанров популярной музыки в регионах страны, составлены сводные таблицы, дающие наглядное представление об инструментальных составах кубинского сона.

Важное место занимают работы, которые принято причислять к учебной литературе: школы игры на самых разных инструментах (в том числе на тресе, инструментах перкуссии), учебные пособия, связанные с освоением отдельных паттернов, приемов игры, артикуляцией. Именно в этой литературе содержатся сведения, касающиеся правил и законов функционирования инструментов, применения паттернов и многое другое, связанное с существенными компонентами сона. Однако в отношении son habanero нам не удалось обнаружить работ, в которых достаточно полно были бы выявлены основные характеристики этого жанра.

Цель работы - изучение феномена son habanero в контексте современной художественной кубинской культуры, включая как исполнительскую практику, так и теоретическую мысль.

Для ее реализации необходимо решить ряд задач, среди которых:

• проанализировать научные источники, связанные с изучением различных аспектов кубинского соиа\

• выявление идентификационных черт жанра;

• проанализировать механизм взаимодействия ритмических линий инструментов, мелодии (или солиста) и танца с точки зрения паттерновой организации;

• исследовать различные образцы son habanero с точки зрения интерпретации жанра;

• проследить историю становления жанра: предпосылки его появления, динамику и характер становления и развития.

Объект исследования — кубинский сон в единстве теории и практики.

Предмет исследования - son habanero как жанр семейства кубинских со-нов - его особенности.

Главная проблема - изучение son habanero в контексте научных взглядов, отраженных в трудах непосредственных носителей культуры.

Научная новизна работы определяется как темой, так и материалом диссертации. Впервые в отечественном музыкознании:

- исследован феномен son habanero, систематизировано знание о нем;

- введены в научный обиход труды современных кубинских музыковедов, касающиеся спорных вопросов истории и теории феномена, а также типологии жанров, формирования инструментальных составов и ритмической организации;

- определены аспекты изучения (в т.ч. жанровая принадлежность, ритмические особенности, тембральные характеристики и пр.).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Вводимый в обиход теоретический и музыкальный материал важен не только для расширения представлений о музыкальной культуре американского континента, но и для открытия новых возможностей и подходов в области музыкально-выразительных средств — в особенности ритмики, тембрики отличных от европейской. Кубинский опыт использования тех или иных тембров перкуссивных

инструментов в ансамбле, открывает интересные перспективы в их исследовании. Анализ ритмических связей внутри конструкции сонов помогает понять природу подобных явлений, которая лежит в основе многих направлений современной популярной музыкальной культуры, что позволяет выйти на новый уровень ее понимания.

Рассматриваемый материал может быть востребован в учебном процессе в среднем и высшем звене (дисциплины «История зарубежной музыки», «Музыкальная форма», «Музыкально-теоретические системы», «Инструментоведе-ние и инструментовка», «История эстрадной и джазовой музыки», «История джазовых стилей», «Традиционная музыка народов мира»). Материалы исследования будут интересны для специалистов в области ритмики и органологии.

Методология и методы исследования. Методология исследования опирается на гуманитарный и интердисциплинарный подход и включает методы как собственно музыковедческие, так и принадлежащие смежным дисциплинам. Характеристика музыкальной культуры Кубы, истории ее развития, региональной специфики дается в соответствии с методами, которые отраженны в источниках, посвященных особенностям креольской культуры (работы Ф.Ортиса, А.Карпентьера, АЛеона, Т.Эвора). Важными в методическом плане стали положения, разрабатываемые в работах кубинских авторов, касающиеся проблем, связанных с характеристиками кубинской популярной музыки (ОАлен, Д.Ороско, МЛинарес, Н.Галан, Л.Акоста). Особый пласт работ связан с разработками Центра исследований института CIDMUC, что позволило использовать методы, которые применяются в области формирования, развития и функционирования инструментальных составов.

Нами широко применялись сравнительно-исторический, историко-культурный, музыковедческие подходы. Они были затребованы при анализе различных компонентов, присущих жанру son habanero. Были применена методика, позволяющая адекватно расшифровать источники, существующие только в виде аудио и видеозаписей и перевести их в нотный текст.

Положения, выносимые на защиту.

1. Son habanero в научных представлениях носителей культуры трактуется как своеобразный жанр, который является кнмптксеициси кубинского сона.

2. Совокупность характерных черт кубинского сона у кап,тает па принципиальное отличие от родственных ему жанров.

3. Феномен son habanero - ключ к пониманию содержательных и конструктивных особенностей в современных направлениях латиноамериканской музыки.

Материал исследования. В работе использованы две группы источников. К первой относятся музыковедческие исследования кубинских авторов. Ко второй группе - аудио и нотный материал. Нами были выбраны наиболее яркие образцы, относящиеся к различным периодам существования жанра, исполняемые в разных инструментальных составах известными, «знаковыми» музыкантами. Всего в работе было проанализировано более 50 образцов son habanero, причем большинство из них - в виде аудио и видеозаписей. Из них 20 композиций расшифрованы автором диссертации.

Степень достоверности. Достоверность исследования обеспечена опорой на мнения, высказывания кубинских музыковедов, музыкантов-исполнителей, критиков и журналистов, собранные в процессе непосредственного общения с ними; изучением культурного контекста развития кубинского сона во время длительного пребывания в Аргентине и на Кубе, а также использованием апробированных в отечественном музыковедении методов исследования музыкальных жанров, фиксированнного и нефиксированного (звучащего) нотного текста.Апробация работы. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре теории музыки Российской академии музыки им. Гне-синых. Основные положения работы отражены в ряде публикаций по теме диссертации (см. список). Материалы исследования прошли апробацию на научных конференциях в Москве: Союз Московских композиторов - «Школа молодого исследователя» (2008), РАМ им. Гнесиных: «Исследования молодых му-

s

зыковедов» (2010), Институт бизнеса и политики: «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности» (2009,2010,2011).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание диссертации

Во Введении дается обоснование темы, ее актуальности, определяются цель, задачи, методология исследования, степень разработанности темы исследования, дается обоснование выбора материала, общей логики употребления терминов и понятий.

Первая глава - «Son habanero и его значение в кубинской культуре» — состоит из двух параграфов. В первом «К определению феномена» дается понятие кубинского сона, приводятся различные его характеристики, существующие в современном кубинском музыкознании, обобщаются данные, касающиеся феномена сона.

Кубинский сон - достаточно сложное явление. Нами обнаружены два основных подхода. В соответствии с первым сон рассматривается укрупнено, различные его разновидности сводятся к единому знаменателю. Этой позиции придерживались крупные исследователи, кубинские «классики» - Ф.Ортис, АЛеон, стоявшие у истоков кубинской музыкальной науки. Эти представления легли в основу работ наших отечественных музыковедов.

Кубинский сон принадлежит к разновидности латиноамериканской популярной музыки. В энциклопедическом словаре Радамеса Хиро он определяется как «вокально-инструментально-танцевальный жанр на две или четыре четверти». В нем объединяются пение, инструментальное исполнение и танец. В этом смысле сон не является уникальным жанром. Близки ему румба, мамбо, чачача, сал{ба, танго, различные песенно-танцевальные жанры эры свинга. В то же время сон отличается по целому набору признаков, прежде всего по характеру ритма и инструментальному составу.

В соответствии со вторым подходом сон рассматривается как совокупность различных жанров. Сторонники такой точки зрения считают, что сон

представлен различными жанрами, которые входят в отдельную жаироную группу - жанровый комплекс (семейство жанров) наряду с комплексами румбы, дансона, пунто кампесино и кансъон. Автором этой позиции является аиторн-тетный ученый О.Ален. Разработанная им типология в настоящий момент является общепринятой в кубинском музыкознаЕШИ. Согласно ей it каждой группе есть разновидности, которые объединены своей исторической, жанровой и стилевой принадлежностью, характерными элементами. Такое представление о жанрах, тем не менее, допускает употребление понятия кубинский сон или сон в общем значении без указания жанра.

Комплекс сона составляют чаигуи, кириба, неньгон, рехина, сон монтуно, суку-суку, распространенные, как правило, в разных провинциях страны (преимущественно, в восточной части острова). В комплекс сона включается и городской сон, в т.ч. гаванский сон — son habanero, а также другая городская разновидность, называемая гуарача, бытующая в различных городах Кубы. Позднее появились гибридные типы сона — болеро-сон, сон-прегон, гуахиро-сон и т.д. Мы видим, что son habanero стоит как бы особняком, не относится к собственно фольклорной линии комплекса сона. Это относительно молодой жанр, который отличается от иных жанров рядом признаков, требующих особого изучения.

Второй параграф «О состоянии научных исследований son habanero» построен на анализе литературы, что позволяет провести параллели между различными уровнями знания о кубинской музыке в процессе эволюции научной мысли на Кубе и уровнем научных разработок, посвященных кубинскому сону. Это необходимо для определения тех аспектов, принятых в современном кубинском музыкознании, которые понадобятся нам для изучения жанра son habanero.

Мы выяснили, что развитие национальной музыковедческой школы связано с несколькими именами, которые задавали генеральную линию при изучении тех или иных явлений. Идеи Фернандо Ортиса в области органологии и этнографии, истории культуры острова востребованы в полной мере и сегодня. Классик кубинского музыкознания Архелиерс Леон послужил предтечей современного знания о жанрах музыки на Кубе. Его ученик Олаво Ален предло-

жил актуальную на сегодняшний день концепцию о жанровых комплексах. И, наконец, крупный исследователь кубинского сона во всех его проявлениях, Да-нило Ороско внес неоценимый вклад в его изучение. В этой генеральной линии, наметавшейся в кубинском музыкознании, можно увидеть тенденцию к большей детализации: от интереса к общим, культурным пластам, историческому, иногда «сквозному» хронологическому описанию (в том числе и инструментов) до стремления осмыслить природу различных музыкальных явлений во всех деталях.

Исследование научной литературы позволило сделать вывод, что работ, посвященных son habanero, пока, насколько нам известно, в виде монографий не существует вовсе. При этом различные аспекты кубинского сона рассматриваются в трудах Ороско, Алена, Галана, Айалы, Лапидуса, Линарес, Эворы. Как мы убедились, наиболее разработанный аспект в изучении кубинской музыки — исторический. В этом ключе выполнена работа известного у нас в стране писателя, публициста и музыковеда Алехо Карпентьера, известного кубинского автора Марии Терезы Линарес, Адрианы Мартинес, Марты Перес и др.

Подавляющее большинство авторов знакомит нас с различными аспектами сона, рассматривая его или в контексте эволюции кубинской музыкальной культуры или/и, останавливаясь на отдельных важных элементах, характеризующих данный жанр. Например, С.Фейхоо детально рассматривает тексты сона, изучению танцевального аспекта уделил внимание Б.Бальбуена в своей работе «El casino у la salsa en Cuba».

В то же время в работах, выполненных в жанре научно-популярной литературы, в т.ч. принадлежащих перу известных исследователей (Леонардо и др.) часто содержатся весьма важные сведения. Опубликованные в периодических изданиях, таких как El Caiman Barbudo, Salsa Cubana, Trabajadores, Revista de la biblioteca BNJM, Clave, Tropicana internacional и пр., они дают возможность кубинским ученым, несмотря на сложные экономические условия, использовать жанр периодики как основную трибуну для решения многих сугубо научных вопросов.

Классик кубинского музыкознания, композитор Архелисрс Лсоп предложил свое видение проблемы изучения феноменов, подобных кубинскому сапу. Он не только свел воедино знания о жанрах кубинской музыки за достаточно большой период, но и выработал понятийную систему, разработка которой произошла лишь в конце прошлого века усилиями его учеников. I lo до конца 70-х годов актуальность взглядов АЛеона не вызывала сомнений, а его авторитет был достаточно высок.

Ситуация изменилась с появлением концепции, которая принадлежит известному кубинскому ученому, ученику АЛеона - Олаво Алену Родригесу. Впервые он заявляет о своей идее в монографии «Géneros de la música cubana» (1977) и продолжает ее развивать в книге «De lo afrocubano a la salsa» (1992). Данная концепция легла в основу практически всех современных исследований, посвященных различным жанрам кубинской музыки. Наша работа в этом смысле не является исключением.

Во второй главе «Жанровые особенности sott habanero» три параграфа. В «Истории становления» представлены материалы, связанные с историей возникновения son habanero, вехами его развития. Вне исторического аспекта невозможно представить изменения в развитии жанра, преобразования в инструментальных составах и многое другое.

Начало оформления городского сона, как это считает большинство ученых, относится к 20-м годам прошлого века. Модернизация жанра шла в короткие сроки, буквально на протяжении одного - двух десятилетий. Происходит оснащение и укомплектование дополнительными инструментами, переосмысливается форма композиций, формируется достаточно сложная ритмическая структура, послужившая ядром для многих направлений современной популярной музыки, а также материалом для создания оркестровых произведений кубинскими классиками - Рольданом, Катурлой и др.

С момента появления в городе сон начинают исполнять певцы (трубадуры - trovadores, исп.) - те же, которые исполняли болеро и традиционную трову (жанр, относящийся к каньсъону). Именно они стали формировать первые кон-хунтос — будущий инструментальный состав городского сона. Первым инстру-

ментом, который приобрел сон на новом месте жительства, была шестиструнная гитара, которая во многом разделила функцию треса', а иногда стала давать возможность тресеро солировать, освобождая его от поддержания гармонии и строгого исполнения ритмического паттерна.

Непосредственное влияние на развитие жанра son habanero оказали не только фольклорные предшественники внутри жанрового комплекса кубинского сона (кириба, неньгон, чангуи, суку-суку, сон монтуно), но и представители других жанровых комплексов - румба гуагуанко, дансон. Продолжая развиваться, son habanero добавил в свой инструментарий еще несколько инструментов, повлиявших на его общий характер и манеру исполнения. Эти инструменты принадлежали исполнителям румбы, последователям африканского тайного общества абакуа. Одним из таких инструментов был сенсерро2. Он вошел в постоянный состав ритм секции. Но главный инструмент, подаренный сону рум-берос, который коренным образом изменил его облик, был клавес3, на котором исполняли ритмический рисунок clave.

Первым основным, «классическим» составом son habanero стал секстет — гитара и трес, бонго с сенсерро, клавес и вокал, маракас и вокал, контрабас, затем, на долгое время, септет, потом конхунто.

В процессе формирования и модернизации жанра, как считают кубинские исследователи, путем усовершенствования музыкальной ткани посредством добавления инструментов и/или изменения их функций в ансамбле, выкристаллизовалась определенная инструментальная модель жанра. Во многом это произошло благодаря «отцам-основателям» son habanero — И.Пинейро и А.Родригесу, которые достаточно простую крестьянскую песню преобразовали в жанр профессиональной музыки.

Son habanero заявил о себе в недрах городской культуры сразу с трех сторон, но, прежде всего, как танцевальная музыка (именно 20 - 30-е годы XX ве-

1 Трес - струнный щипковый инструмент (наподобие гитары) с тремя парами струн, с более жестким, звенящим, «натянутым» звуком.

2 Функционально распространение и развитие сенсерро неразрывно связано с распространением и развитием жанров и составов кубинской популярной музыки: сона, дансона; секстета, чаргнги, конхунто и их вариантов.

3 Клавес - инструмент перкуссии, класс ндиофонов, представляющий собой две округлые палочки из твердого дерева, при ударе друг от друга издастся звонкий металлический звук.

ка стали временем расцвета танцевальной музыки на американском континенте). В результате процессов аккультурации и креолизации, казалось бы, совершенно разных культур, возникли оригинальные и динамично развивающиеся жанры, к которым относится и son habanero.

В параграфе «Единство музыки, слова и танца» сон рассматривается в контексте других песенно-танцевальных жанров Латинской Америки, которые возникли из недр празднеств, фиест. Несмотря на различные наименования -гуатеке на западе острова, островах Пиньос - суку-суку, в Гвантанамо - чангуи, в центральной части и провинции Матанса—румба, все это явления одного порядка. Соны, являясь достойными представителями данного ряда, составляли неразрывное целое из музыки, слова и танца, вплоть до своего появления в городе. Именно в городских условиях, продолжая развиваться, кубинский сон существенно преображается: музыкальная часть меняет свое исходное предназначение, становится самодостаточной, но сохраняет основные родовые признаки. Функциональные связи с историческими предшественниками хорошо прослеживаются, при этом смысловые акценты расставляются иначе. В танце мы можем обнаружить истоки непосредственного влияния на музыку сона и его «присутствие» в нем, что проявляется, прежде всего, в ритмике. Мы видим, что в основном шаге son habanero используется базовая ритмическая фигура — паттерн, являющаяся «эталоном» для музыки этого жанра. Танцевальное начало отражено не только в виде ритмических фигур, которые используют танцоры, но и в ритмических формулах, реализуемых различными инструментами. Становится очевидным, что именно танец является зерном, который лег в основу данного жанра.

Пока сон не появился в городских условиях, он исполнялся участниками праздничного действа, которые были его центром. Новое время и место бытования внесло изменения: кубинский сон выходит из сословных и сугубо этнически-национальных границ на уровень сценического искусства (подобно джазовой музыке и аргентинскому танго). В городе музыканты поют и играют уже не только для танцоров. Между ними пролегает невидимая, но хорошо ощути-

мая граница. Характер танца рисует все ту же картину «синкретичного» прошлого, но уже в рамках сценического искусства4.

Подобная тенденция перехода к чисто сценическому воплощению, при котором танец уходит на задний план, стала общей для многих жанров популярной музыки на американском континенте. Эта тенденция не обошла и son habanero, однако, что очень важно, природная танцевальность сохранилась в полной мере, т.е. будучи музыкой для слушания, сон сохраняет свое танцевальное предназначение.

Анализ текстов показал применение принципа присутствия (исполнение от первого лица): поется то, что волнует исполнителя, от его лица ведется повествование, которое зачастую переходит в диалог с хором. При этом хор («back vocal») повторяет фразы за исполнителем или в своеобразном контрапункте (от «третьего лица»), оставаясь как бы за кадром.

Стало очевидным, что сюжеты сона имеют много общего со своими предшественниками — чангуи, неньгон, кириба. Их тематика связана часто с любовной лирикой, ситуациями, актуальными для своего времени и места3, но, в отличие от них, тексты son habanero по своей тематике не имеют ограничений.

Мы убедились, что от текста в целом зависят пропорции частей музыкальной формы. При этом возникает ситуация, где куплет, например, имеет не двенадцать, а тринадцать тактов. Это возможно только при достаточно свободной ритмике текста.

Для son habanero типична речитативная силлабическая манера: одному слогу текста соответствует один звук. Этот принцип позволяет наиболее ярко представить ритмическое своеобразие мелодии, тем самым подчеркнув наличие ритмической доминанты, соответствующей природе данного феномена.

В основе композиции son habanero, как и в любом явлении, имеющем в своей основе африканские корни, лежит принцип повторности, часто в виде т.н. риффа. (В джазе он известен как stomp pattern, который встречается в моменты,

4 Например, у Глории Естефан или Селии Круз.

5 Целый пласт текстов связан с ностальгией кубинцев, уехавших га страны в годы кризиса. С какой тоской они поют о своей родине, каждой черточке, дорогих их сердцу событиях. Очень часто встречается сюжет, связанный с упоминанием тех жанров, которые олицетворяют кубинскую атмосферу, жизнь на острове.

связанные с эмоциональным нагнетанием энергии, подходом к высшей точке кульминационного развития.) Использование в монтуно риффовых попевок-рефренов придает дополнительную напряженность и динамичность этой части.

Третий параграф - «Особенности языка: "музыка паттернов"». В основе son habanero лежит определенная паттерновая система, которая является родовым признаком многих жанров латиноамериканской музыки, имеющих африканское влияние. Она устроена таким образом, что каждый инструменталист, вокалист, танцор проводит на протяжении всей композиции целиком или частично повторяющуюся специфичную ритмическую фигуру — паттерн. Такой способ ритмической организации у кубинцев носит название "modo de hacer cubano"6.

Все ритмические рисунки сона можно условно объединить в три группы, представляющие собой независимые паттерны, которые постоянно соприкасаются в высоко динамичном, синкопированном взаимодействии участников, особенно в отношении с clave.

Паттерн clave — один из центральных, исполняемый на инструменте кпа-вес, вокруг которого выстраивается ритмическая структура son habanero. Основная функция clave — задаваемая ритмическая основа, которая вместе с «пульсом» образует базу, на которой строится все произведение. Именно такое двуединство позволяет поддерживать и стабилизировать ритм, обеспечивать сложные ритмические сочетания разных инструментов ансамбля, своего рода полиритмическую цельность композиции.

Особенностью паттерна clave является его отношение к мелодии. Данный паттерн обладает несимметричной структурой и состоит из двух тактов - сильного (tresillo) и слабого. Их постоянное чередование на протяжении всего произведения обусловлено двумя факторами: непрерывным следованием этих тактов от начала до конца, зависимостью от строения мелодии (точнее, от ее ритмической структуры, заданной во вступлении).

6 С исп., дословно - «кубинский способ или манера делания, исполнения».

Сложная взаимосвязь ритмических элементов во многом проясняется, когда мы обращаемся к происхождению основных паттернов и даже отдельных составляющих. Такое взаимодействие, например, паттерна clave, в его части tresillo, паттерны типа tumbao баса, а также ритмические рисунки любой вокальной партии, указывает на их происхождение от известного паттерна cinquillo. Мы можем констатировать, что, появление практически любого ритмического элемента в основе структуры son habanero неслучайны, отмечены акцентами и имеют свои названия. Один из них, приходящийся на четвертую долю, известен как ponche. Другой важный акцент — bombo. Использование этих акцентов в паттернах всей ритм-секцией и мелодическими инструментами (иногда и в вокальной строчке) можно обнаружить во всех «ритмических» жанрах кубинской музыки.

Взаимодействие между паттернами, принадлежащими разным инструментам, дает Нам срез по «вертикали». Можно говорить о существовании двух типов соотношений; которые условно назовем консонирующим и диссонирующим. Первый, консонирующий, предполагает, что основные акценты (ponche и bombo) в паттернах совпадают с соответствующими акцентами в clave. Второй, диссонирующий, образуется путем смещения акцентов относительно clave или/и перекрестного ритма (cross — англ. или crusado — исп.). В этом случае мы получаем сопоставление двудолыюсти с трехдольностью в разных голосах, что становится полиритмическим ядром всей структуры в целом. В результате возникают услбвия, при которых одни паттерны или фразы пересекаются, входят в конфликт, «диссонируют» с clave, что обозначается как «off-clave» - вне или «от clave» или, наоборот, «консонируют» т.е. совпадают или дополняют clave. Тогда становится ясно, что такое «фразировка с clave», «танцевать под clave», проясняется отношение каждого участника ансамбля (в т.ч. танцоров) к clave. Во всех случаях роль clave в этом процессе является чрезвычайно важной. Хотя паттерн clave занимает особое место в son habanero, буквально совершив революцию в кубинском соне, тем не менее, с точки зрения идентификации жанра, он не становится знаковым. Продолжая оставаться одной из центральных рит-

мической фигур, clave предоставил возможность доминировать паттерну tumbao (в басу), который фактически состоит из основной части clave — tresillo.

Tumbao баса — тот технический элемент, который является лицом современного son habanero. По словам О.Алена, célula de genero7 son habanero. Этот паттерн замечателен тем, что вобрал в себя не только отдельные знаковые элементы, такие как tresillo clave, который, в свою очередь, содержит основные акценты ponche и bombo, но и саму ритмическую суть son habanero. Недаром tumbao баса называют bajo anticipado, что дословно означает «опережающий бас». Данное название отражает основной характерный ритмический принцип son habanero — опережающее синкопирование, при помощи которого осуществляется переход от одной длительности к другой на уровне одной или разных ритмической линии (по «горизонтали» или «диагонали»). В результате такого взаимодействия отдельных элементов и подобной организации ритмической ткани создается ощущение «катящегося», «закругленного» ритма, возникает эффект беспрерывного движения.

Третья глава «Инструментальные особенности sott habanero» состоит из двух параграфов. Ознакомлению с инструментами son habanero и их особенностями посвящен первый - «Инструменты». Основные инструменты, используемые в son habanero - трес, гитара, бонго, тумбадорас, тимбалес, клавес, сенсерро, маракас, гуиро-гуайо. Они описаны следующим образом: дается краткая история, этимология названия, номер в классификации, способы настройки, приемы звукоизвлечения, область применения.

В основу отражения характерных приемов звукоизвлечения на инструментах перкуссии положена европейская нотация, где используются обозначение длительностей и общепринятых штрихов, например, акцентов. Если написание изменения высоты звука визуально напоминает европейскую традицию (кроме бонго), то изменение тембра звучания (специфического артикуляционного приема) при нотации имеет аутентичные символы.

7 С исп.

- «ядро жанра», ритмический рисунок вдет"ифицирующий жанр.

В сложившейся практике инструменты, в том числе и не ударные, несут особую нагрузку. Это проявляется в том, что каждый из них имеет свой ритмический рисунок, паттерн, который является неотъемлемым элементом, раскрывающим и позволяющим максимально использовать возможности инструмента в заданном контексте. Это касается не только инструментов перкуссии, но и струнных — контрабаса, треса и гитары. Основные паттерны, закрепленные за каждым инструментом: clave для клавес, tumbao для баса и конгас, montuno и guajeo треса, martillo для бонго, cáscara для тимбалес.

В параграфе «Инструментальные составы» рассматриваются параметры, важные для анализа логики развития и существования жанра. Поиск интересных тембровых сочетаний различных инструментов - один из основных путей, по которому пошли известные музыканты, фактически создавшие жанр son habanero— Игнасио Пинейро и Арсенио Родригес.

Именно с тембром связано образование и совершенствование не только инструментальных составов, но и самого жанра в целом. Этот важный аспект лежит в основе типологии инструментальных ансамблей различных жанров, в том числе и son habanero. В кубинском соне два основных тембра □ треса и бонго □ находятся в центре всей тембровой конструкции ансамбля, и потому являются визитной карточкой сона. В son habanero, в отличие от иных жанров кубинской музыки, влияние африканской и европейской культур оказалось удивительным образом сбалансированным. Это проявляется в распределении ролей между инструментами с высоким и с низким звучанием. С одной стороны, в son habanero ведущая роль «солиста», типичного для европейской традиции, поручается инструментам с высоким звучанием8. В то же время, африканское мировосприятие предполагает в качестве «ведущих» инструменты с низким звучанием, а в качестве аккомпанемента принято использовать инструменты с высоким звучанием. В son habanero мы находим воплощение этого принципа, но в своеобразном проявлении. Именно басовая линия в son habanero является инструментальным идентификатором жанра, его ядром (célula de

8 В son habanero это - бонго, тимбалес и пр.

genero). Будучи основным, «ведущим» инструментом, тем не менее, бас никогда не выступает в качестве солиста. Продолжая развивать тему влияния африканской традиции распределения ролей инструментов, можно предположить, что выбор баса с его характерным низким звучанием в качестве «идентификатора» жанра не случайно и имеет к ней непосредственное отношение.

Практически все исследователи едины в представлении о том, что «инструментальный комплекс сона уникален тем, что он во всех своих ансамблях-конхунтос обнаруживает все три плана изложения: мелодический, гармонической и ритмический»9. Опираясь на фундаментальный труд «Instrumentos de la música folclórico-popular de Cuba», мы последовательно рассмотрели те планы изложения, которые важны для нашей работы.

Тесно связанный с тембральными характеристиками инструментов ритмический план изложения, который проявляется через функционирование в одной из трех ролей - ведущей, дополнительной (вспомогательной) или импровизационной. Каждую из этих ролей могут брать на себя определенные инструменты или группы инструментов.

Еще один аспект, на который обращают внимание кубинские авторы, связан с этапами развития составов на протяжении существования жанра. Были выделены инструментальные модели, рассмотренные в качестве базовых, первичных (modelo primario) □ в первоначальной фазе развития и заключительных, конечных моделей (modelo terminal) □ как уже сложившихся. Кроме того, обозначена промежуточная фаза развития модели (modelo transitorio) — множество вариантов, связанных с определенным этапом формирования сона. Знание того, на какой стадии развития находится определенный тип инструментального состава (или его воплощение — ансамбль-конхунто), помогает осознать, какие именно составы являются ключевыми, «классическими» для данного жанра. Именно в них мы обнаруживаем все основные признаки, отличающие жанр

9 Instrumentos de la música folclórico-popular de Cuba. — -Vol.2.-P.557.

La Habana: CIDMUC. Editorial de Ciencias Sociales, 1997.

son habanero от иных жанров кубинской популярной музыки. Этим критерием мы также пользуемся для выбора образцов для анализа.

Глава четвертая — «Анализ авторских интерпретаций» - направлена на уточнение характеристик, связанных с особенностями жанра. Мы исходим из представления, что существующая модель в реальной практике проявляет себя по-разному. Важным и существенным моментом, на который мы обращаем внимание при анализе материала, является обнаружение в различных авторских стилевых интерпретациях идентификационной модели son habanero. Поэтому привлекается материал, который не столько иллюстрирует теоретические положения, столько способен продемонстрировать детали и нюансы, способствующие полноте представлений о son habanero.

Предметом анализа стали композиции, представляющие различные этапы в развитии son habanero, а также те, которые созданы известными авторами и исполнителями, своего рода классиками жанра. Наряду с принятым в музыковедении анализом, который строится на основе нотного текста, нами был использован подход, учитывающий своеобразие латиноамериканской музыки10. Был привлечен аудио- материал, который в целях создания доказательной базы нами был транскрибирован.

Композиции; на которых построен детальный анализ, рассматриваются в соответствии с разделами музыкальной формы: «Вступительный раздел», «Раздел А», «Раздел В - монтуно»п.

|0Для данной разновидности музыки характерно то, что существуют каноны исполнения партий у инструментов перкуссии, и эти каноны исполнителям хорошо известны. Они специально изучаются и осваиваются всеми исполнителями и отражены в специальных школах, хрестоматиях, специальной литературе. В son habanero нотная запись подчас сведена к минимуму: обозначены мелодические голоса и все отступления от общей модели согласно замыслу автора - композитора или аранжировщика. Нечто подобное существует и в джазе. Например, «евннг» обозначается только в начале композиции в виде условной записи.

Заключение и часть С (mambo) мы не рассматриваем ввиду незначительной роли, которую играют эти части в контексте нашего анализа. Tutti брасс секции под названием mambo или шопа используются больше современными исполнителями американизированного или «оджазированного» подобно стилю эры бит бэнзов или т.н. «ку бопа», например, в виде коммерческого проекта, который известен под названием сальса. В целом этой части присуща оригинальная интерпретация автора или аранжировщика в рамках общих тенденций, характерных практически для всей латиноамериканской музыки Карибского бассейна.

Параграф 4.1. посвящен вступлению. Анализ большого числа образцов позволил выделить три разновидности вступлений: а) простые или однородные, б) гибридные или смешанные и в) оригинальные.

Было обнаружено, что для простых типов вступлений характерно наличие ритмического клише, проводимого тресом. Такой тип вступлений характерен для раннего этапа развития жанра (20-30 гг.) и часто встречается у «классиков» son habanero И.Пинейро и А.Родригеса. В современных интерпретациях подобные вступления также встречаются достаточно часто. К этому же типу относятся вступления с использованием одного или нескольких духовых инструментов, звучащих на фоне ударных и баса.

Гибридные или смешанные вступления характерны для современных версий son habanero. (В нашей работе они представлены как примеры композиций в исполнении выдающихся мастеров А.Альвареса, С.Круза, Г.Эстэфана, Ч.Вальдеса, П.Амата и др.) Такие вступления широко используются в импровизационной форме сона дескарга. Для них типично экспонирование различного материала на протяжении нескольких небольших частей, как правило, по четыре, восемь или двенадцать тактов каждая. Исполнение поручается неоднородным инструментам, иногда встречается стилизация под другие жанры (обычно болеро или дансон).

Названные нами «оригинальными» вступления обнаружены в композициях «Rita de Caimana» Lorenzo Hierrezuelo и «Yo viviré» Diño Fekaris. Их оригинальность можно интерпретировать как своеобразие, неповторимость (как в случае с «Rita de Caimana»). Другим основанием является факт соответствия оригинальной версии. Именно так, к примеру, организован музыкальный материал ремейка «Yo viviré».

В параграфе 4.2. рассматривается раздел А - копла. Здесь в зоне нашего внимания оказываются способы взаимодействия ритмического каркаса мелодии и сопровождения. Два существенных момента привлекли наше внимание. Первый - взаимоотношение мелодии с clave и clave с остальной музыкальной тканью ансамбля. Эти связи четко определены и функционируют строго по известному правилу, в соответствии с которым ритмическая структура мелодии

определяет e самого начала проведение clave: со слабого или с сильного такта. Кроме того, композиция выстраивается таким образом, что во всех tutti (на стыках формы, перед вступлением солиста и пр.) ритмические рисунки каждого исполнителя совпадают с clave.

Второй важный момент связан с тем, какие инструменты участвуют и какую функцию они выполняют. Для части А характерно использование трех инструментов перкуссии: тимбалес с типичным ритмом cáseara, только одна тумбадора macho (инструмент более высокого звучания) и бонго, в линии которого чередуется паттерн martillo с импровизацией. Всё это звучит одновременно с вокалом, гуиро, маракас и clave.

Тема, излагаемая обычно солистом, в звуковысотном отношении достаточно просто изложена. Для нее типично применение рехин - четверостиший, написанных восьмислоговым стихом. В современных образцах son habanero это условие не является обязательным: текст освобождается от своих исторических условностей.

Параграф 4.3. посвящен разделу В —монтуно. Для этой части характерно периодическое повторение, основанное на респонсорном принципе «солист -хор» (в нашем случае «гийа или прегонгро - корок), называемое montuno. Часть В контрастна предыдущей повествовательной части А. Повышение градуса, переход на более высокий уровень напряжения в части монтуно достигается более открытым звучанием: изменяется тембровая окраска — преобладает металлическое звучание сенсерро, учащается пульс. На фоне постоянного звучания -духовых инструментов исполнитель на тимбалес меняет свой инструмент на сенсерро (средний или маленький сенсерро), исполнитель на тумбадорас заменяет тамбор мачо на тамбор эмбра (более низкий по своему звучанию), он может продолжать исполнение и на двух тумбадорас, бонгосеро меняет свой инструмент на сенсерро большого размера и в течение всего монтуно играет на нем. Эта замена инструментов в определенной степени помогает опознать данную часть как монтуно.

Заключение

Исследование son habanero в контексте научных изысканий кубинских ученых позволило сделать ряд выводов.

1. В кубинском музыкознании на протяжении последних сорока лет произошли существенные изменения в подходах, направленных на изучение национальной музыки. Пересмотр основных положений, сложившихся в кубинском музыкознании на протяжении десятилетий, поиск критериев по систематизации многочисленных жанров кубинской музыки помогли не только представить многоликую картину музыкального мира, дифференцированно подходить к таким многомерным явлениям, как кубинский сон. Взамен достаточно размытых терминов и понятий, типичных для музыкознания предшествующего времени, - таких, как «кансьонеро», «традиции музицирования» и других, свое определение получили конкретные жанры, объединенные в жанровые комплексы. Часть из них представляет фольклорную линию, другая обретает себя в профессиональной музыке. Выявление жанрового множества современной кубинской музыки стало для нас важной контекстной предпосылкой в выявлении характерных черт son habanero.

2. Совокупность признаков, идентифицирующих son habanero, позволяет констатировать следующее. На уровне формы: часть В — монтуно — отражает принцип респонсорного пения, который имеет сложившуюся традицию и технику исполнения. На уровне инструментария постоянным признаком является наличие знаковых инструментов, таких как клавес, трес, бонго, часто тумбадо-рас, тимбалетас, сенсеррос, баса. На уровне взаимоотношений ритмических линий вокалистов, танцоров, инструменталистов таким признаком выступает их взаимодействие между собой и с паттерном clave. И, несомненно, ритмическое «ядро жанра» (célula de genero, исп.) лежит в центре всей его конструкции. Оно представляет собой «опережающий» (anticipado, исп.) синкопированный бас, в tumbao которого заключена сама сущность ритмической организации son habanero.

3. В паттерновой son habanero организации выявлены две функционально значимые составляющие: с регулярной пульсацией у одних инструмен-

тов и с нерегулярной, обеспечивающей специфическую акцентуацию, - у других. В диссертации существенно дополнены представления о том, как функционирует механизм взаимодействия инструментов, мелодии (или солиста) и танцевальной линий.

4. Из анализа значительного числа образцов son habanero стало очевидно, что наряду со «стилем времени» (например, модой на использование джазовых приемов в исполнении или оркестровке, характерной для 30 - 50-х годов прошлого века) они отражают также и авторские интерпретации, актуализирующие интонационные, ритмические и иные характерные аспекты, не затрагивающие, впрочем, фундаментальных основ жанра. Заметим, что это положение не нашло прямого отражения в исследованиях носителей культуры.

5. В целом было установлено, что характер развития и облик жанра son habanero обусловлен историческими, культурными и этническими чертами, присущими кубинской культуре. Переплетение судеб народов с разными национальными особенностями и общественным положением наложило отпечаток буквально на все стороны быта кубинцев. Явления транскультурации (аккультурации и креолизации) оказали существенное влияние на зарождение и развитие жанра. Продолжая традиции предшественников фольклорных образцов сона - таких, как неньгон, кириба, чангуи, рехина, сон монтуно, суку-суку, в сочетании с заимствованиями из румбы и дансона, европейских элементов и инструментария способствовало рождению глубоко самобытного «музыкального креола». Он стал результатом усилий целой плеяды выдающихся авторов и исполнителей - в первую очередь таких, как Игнасио Пинейро и Арсенио Родригес.

Обозначая перспективы для дальнейших исследований, можем назвать вопросы, связанные с дальнейшим изучением истории и перспектив развития жанра. Привлекательными могут быть направления исследований, касающиеся стилевого разнообразия, специфики текста и танца как пластического выражения музыки. Своего внимательного автора ждет ряд теоретически важных вопросов, прежде всего, ритмического своеобразия, в т.ч. особенностей внеевро-

пейского или «неметрического» мышления, положенного в основу ритмики большинства жанров, подобных son habanero.

Публикации по теме диссертации в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК

1. Котов, В.А. Son habanero и его жанровый статус в кубинской музыке / В А. Котов // Музыковедение. - 2012. - № 8. - С. 19-22. - 0,3 п.л.

Прочие публикации

2. Котов, В А. Роль и значение clave в традиционном кубинском соне / ВЛ. Котов // Школа молодого исследователя: сб. трудов по материалам науч. конф., 17 мая 2008 г. - М.: Союз московских композиторов, 2008. - С. 201-210. - 0,2 п.л.

3. Котов, В.А. Son habanero - манифестация кубинской культуры / В.А. Котов // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: сб. трудов по материалам V науч. конф., 18 декабря 2009 года. - М.: Институт бизнеса и политики, 2009. - С.239-251. - 0,5 п.л.

4. Котов, В.А. «Креольские братья»: кубинский сон и американский джаз в XX столетии / В.А. Котов // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности: сб. трудов по материалам VI науч. конф., 17 декабря 2010 года. -М.: Институт бизнеса и политики, 2010. - С.115-120. - 0,2 п.л.

5. Котов, В А. Из истории понятия son habanero / В.А. Котов // Исследования молодых музыковедов: сб. статей / ред. Т.И.Науменко. 29 апреля 2010 г. — М.: РАМ им Гнесиных, 2010. - С. 100-112. - 0,5 п.л.

Подписано в печать:

03.10.2013

Заказ № 8814 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

 

Текст диссертации на тему "SON HABANERO и аспекты его изучения в кубинском музыкознании"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ МУЗЫКИ им. ГНЕСИНЫХ

На правах рукописи

КОТОВ ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ

SON HABANERO И АСПЕКТЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В КУБИНСКОМ МУЗЫКОЗНАНИИ

Специальность 17.00.02 - музыкальное искусство

Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Научный руководитель кандидат педагогических наук, профессор О.Л.Берак

Москва-2013

Содержание

Введение...................................................................................3

Глава 1. Son habanero и его значение в кубинской культуре

1.1. К определению феномена..............................................9

1.2. О состоянии научных исследований son habanero..........19

Глава 2. Жанровые особенности son habanero

2.1. История становления...............................................34

2.2. Единство музыки, слова и танца...................................48

2.3. Особенности языка: «музыка паттернов».......................59

Глава 3. Инструментальные особенности son habanero

3.1. Инструменты..........................................................75

3.2. Инструментальные составы......................................95

Глава 4. Анализ авторских интерпретаций...................................110

4.1. Вступительный раздел..........................................114

4.2. Раздел А..........................................................122

4.3. Раздел В - монтуно............................................127

Заключение............................................................................137

Библиография.........................................................................140

Список иллюстративного материала..........................................151

Приложение 1.........................................................................153

Приложение 2.........................................................................157

Приложение 3.........................................................................165

Приложение 4.........................................................................168

Введение

Актуальность исследования. Внимание музыковедов разных стран к культуре Латинской Америки неустанно усиливается в силу ряда причин. Несомненно, сказываются идеи, связанные с процессами глобализации, интеграции культур различных народов, плодотворно работают исследователи, изучающие национальную культуру. Несмотря на серьезные экономические проблемы, кубинские ученые не только не отстают от своих иностранных коллег, но и занимают ведущие позиции по ряду направлений. Благодаря специально созданным исследовательским центрам, крупным музыковедам современности, таким как Данило Оро-ско, Марии Терезе Линарес, Олаво Алену Родригесу, Леонардо Акосте вклад в изучение различных жанров и стилей кубинской музыки стал весьма ощутим. В поле их внимания попала и популярная музыка, которая составляет огромную часть музыкального наследия Кубы.

Отечественное музыкознание последних лет не обошло вниманием вопросы, связанные с музыкой Латинской Америки. Усилиями П. Пичугина, М. Сапо-нова, И. Кряжевой, В. Доценко немало сделано в раскрытии многих положений, касающихся особенностей музыки Латинской Америки, а также, в определенной степе™, и музыки Кубы. Чаще всего эти работы объединяет стремление ввести в научный обиход имена и явления, подчас совершенно незнакомые. Несмотря на отмеченный факт, за исключением диссертационного исследования И.Кряжевой, в котором отдельный очерк посвящен кубинскому сону, нам не удалось обнаружить работ, в которых данное явление фигурировало в качестве предмета изучения. Вместе с тем сон, возникший как вокально-инструментально-танцевальный жанр - многоликое явление, представленное в самых разнообразных самостоятельных жанрах объединенных в жанровый комплекс. Среди них заметное место принадлежит son habanero, который является одним из самых ярких представителей кубинского сона как такового.

Степень разработанности темы. Son habanero принадлежит сфере профессиональной популярной музыки. В работах многих кубинских авторов, изданных

в 70-90-е годы (М.Линарес, Б.Бальбуэна, Д.Ороско и др.) он фигурирует в качестве одной из разновидностей городского сона или кубинского сона, городским этапом его развития.

Наибольшее число исследований на Кубе посвящено истории популярной музыки, включая и городской сон. Этот аспект в разной мере представлен в работах А.Карпентьера, Н.Галана, Ф.Мартинес, М.Перес.

Изучению инструментального состава, особенностей интерпретации, характеристикам городского сона и жанров-предшественников (чангуи, кириба, суку-суку, сон монтуно), посвящено значительное число работ. Среди них выделяются труды исследовательского центра CIDMUC (Центр по Исследованию и Развитию Кубинской Музыки). Под руководством О.Алена был создан фундаментальный труд - двухтомник с атласом и диаграммами «Instrumentos de la música folclórico-popular de Cuba». В нем содержатся весьма важные положения, позволяющие анализировать область применения отдельных инструментов в отношении различных жанров кубинской музыки. Кроме того, в данной работе представлен солидный материал, отражающий историю возникновения и распространения многих жанров популярной музыки в регионах страны, составлены сводные таблицы, дающие наглядное представление об инструментальных составах кубинского сона.

Важное место занимают работы, которые принято причислять к учебной литературе: школы игры на самых разных инструментах (в том числе на тресе, инструментах перкуссии), учебные пособия, связанные с освоением отдельных паттернов, приемов игры, артикуляцией. Именно в этой литературе содержатся сведения, касающиеся правил и законов функционирования инструментов, применения паттернов и многое другое, связанное с существенными компонентами сона. Однако в отношении son habanero нам не удалось обнаружить работ, в которых достаточно полно были бы выявлены основные характеристики этого жанра.

Цель работы - изучение феномена son habanero в контексте современной художественной кубинской культуры, включая как исполнительскую практику, так и теоретическую мысль.

Для ее реализации необходимо решить ряд задач, среди которых:

• проанализировать научные источники, связанные с изучением различных аспектов кубинского сона\

• выявление идентификационных черт жанра;

• проанализировать механизм взаимодействия ритмических линий инструментов, мелодии (или солиста) и танца с точки зрения паттерновой организации;

• исследовать различные образцы son habanero с точки зрения интерпретации жанра;

• проследить историю становления жанра: предпосылки его появления, динамику и характер становления и развития.

Объект исследования - кубинский сон в единстве теории и практики.

Предмет исследования - son habanero как жанр семейства кубинских сонов - его особенности.

Главная проблема - изучение son habanero в контексте научных взглядов, отраженных в трудах непосредственных носителей культуры.

Научная новизна работы определяется как темой, так и материалом диссертации. Впервые в отечественном музыкознании:

- исследован феномен son habanero, систематизировано знание о нем;

- введены в научный обиход труды современных кубинских музыковедов, касающиеся спорных вопросов истории и теории феномена, а также типологии жанров, формирования инструментальных составов и ритмической организации;

- определены аспекты изучения (в т.ч. жанровая принадлежность, ритмические особенности, тембральные характеристики и пр.).

Теоретическая и практическая значимость исследования. Вводимый в обиход теоретический и музыкальный материал важен не только для расширения представлений о музыкальной культуре американского континента, но и для открытия новых возможностей и подходов в области музыкально-выразительных средств - в особенности ритмики, тембрики отличных от европейской. Кубинский

опыт использования тех или иных тембров перкуссивных инструментов в ансамбле, открывает интересные перспективы в их исследовании. Анализ ритмических связей внутри конструкции сонов помогает понять природу подобных явлений, которая лежит в основе многих направлений современной популярной музыкальной культуры, что позволяет выйти на новый уровень ее понимания.

Рассматриваемый материал может быть востребован в учебном процессе в среднем и высшем звене (дисциплины «История зарубежной музыки», «Музыкальная форма», «Музыкально-теоретические системы», «Инструментоведение и инструментовка», «История эстрадной и джазовой музыки», «История джазовых стилей», «Традиционная музыка народов мира»). Материалы исследования будут интересны для специалистов в области ритмики и органологии.

Методология и методы исследования. Методология исследования опирается на гуманитарный и интердисциплинарный подход и включает методы как собственно музыковедческие, так и принадлежащие смежным дисциплинам. Характеристика музыкальной культуры Кубы, истории ее развития, региональной специфики дается в соответствии с методами, которые отраженны в источниках, посвященных особенностям креольской культуры (работы Ф.Ортиса, А.Карпентьера, А.Леона, Т.Эвора). Важными в методическом плане стали положения, разрабатываемые в работах кубинских авторов, касающиеся проблем, связанных с характеристиками кубинской популярной музыки (О.Ален, Д.Ороско, М.Линарес, Н.Галан, Л.Акоста). Особый пласт работ связан с разработками Центра исследований института СЮМиС, что позволило использовать методы, которые применяются в области формирования, развития и функционирования инструментальных составов.

Нами широко применялись сравнительно-исторический, историко-культурный, музыковедческие подходы. Они были затребованы при анализе различных компонентов, присущих жанру son habanero. Были применена методика, позволяющая адекватно расшифровать источники, существующие только в виде аудио и видеозаписей и перевести их в нотный текст.

Положения, выносимые на защиту.

1. Son habanero в научных представлениях носителей культуры трактуется как своеобразный жанр, который является квинтэссенцией кубинского сои а.

2. Совокупность характерных черт кубинского сона указывает на принципиальное отличие от родственных ему жанров.

3. Феномен son habanero - ключ к пониманию содержательных и конструктивных особенностей в современных направлениях латиноамериканской музыки.

Материал исследования. В работе использованы две группы источников. К первой относятся музыковедческие исследования кубинских авторов. Ко второй группе - аудио и нотный материал. Нами были выбраны наиболее яркие образцы, относящиеся к различным периодам существования жанра, исполняемые в разных инструментальных составах известными, «знаковыми» музыкантами. Всего в работе было проанализировано более 50 образцов son habanero, причем большинство из них - в виде аудио и видеозаписей. Из них 20 композиций расшифрованы автором диссертации.

Термины и понятия, встречающиеся в работе, выделены двумя способами. Курсивом обозначены слова, которые совпадают по написанию, но несут в кубинском музыкознании иную, чем в отечественном музыкознании, нагрузку - например, секстеты и септеты.

Латиницей без курсива выделены термины, совпадающие по написанию, но различающиеся по своей функциональной принадлежности - например, названия паттернов. Это помогает избежать путаницы в употреблении омонимов, которые встречаются в тексте (clave - паттерн и клаве или клавес - инструмент; montuno -способ исполнения и монтуно - вторая часть В).

Степень достоверности. Достоверность исследования обеспечена опорой на мнения, высказывания кубинских музыковедов, музыкантов-исполнителей, критиков и журналистов), собранные в процессе непосредственного общения с ними; изучением культурного контекста развития кубинского сона во время длительного пребывания в Аргентине и на Кубе, а также использованием апробиро-

ванных в отечественном музыковедении методов исследования музыкальных жанров, фиксированнного и нефиксированного (звучащего) нотного текста.

Апробация работы. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре теории музыки Российской академии музыки им, Гнесиных. Основные положения работы отражены в ряде публикаций по теме диссертации (см. список). Материалы исследования прошли апробацию на научных конференциях в Москве: Союз Московских композиторов - «Школа молодого исследователя» (2008), РАМ им. Гнесиных: «Исследования молодых музыковедов» (2010), Институт бизнеса и политики: «Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности» (2009, 2010, 2011).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав и заключения, списка литературы и приложений.

Глава 1.

Son habanero и его значение в кубинской культуре 1.1. К определению феномена

На Кубе и в Центральной Америке слово «сон» стало общим для наименования различных ритмико-мелодических форм народной музыки. Происходит оно от испанских лексем, которые буквально означают «звук», «звучание», «звучать»1 и в широком смысле этого слова обозначает все, что «звучит». В то же время сомом называют одну из этих форм, воплотившуюся в ряде жанров, которая отражает существенные черты не только кубинской, но, в целом, латиноамериканской популярной музыки.

Следует отметить, что определение сона в качестве жанра кубинскими исследователями фактически не обсуждается. Нам не удалось обнаружить сформулированного определения son habanero, в то время как отдельные его признаки выявлены и описаны в самых разных источниках.

Начнем с представления о том, что включается в понятие son habanero. В переводе с испанского son habanero - это гаванский сон. При этом важно, что в понятие son habanero в качестве его важнейшей характеристики включается упоминание о том, что он является разновидностью городского сона, сформировавшегося не просто на Кубе, а именно в Гаване. Кубинские исследователи описывают этот феномен в контексте эволюции кубинского сона как городской этап его развития.

В музыкальных словарях, даже таких солидных как словарь Гроува, а также в словарях, изданных на Кубе, мы не найдем статей, посвященных son habanero. Он рассматривается исключительно в контексте кубинского сона как такового. Поэтому отличительные признаки данного жанра мы обнаруживаем в самых раз-

1 Sonido, sonar (исп.).

ных разделах научного знания: в описаниях, относящихся к вопросам органологии (при описании инструментального состава и инструментов кубинского сона), в музыкально-исторических трудах (например, при обозначении признаков, позволяющих судить о новом этапе развития сона). Косвенным образом информацию об этом явлении мы черпаем из источников, посвященных кубинской популярной музыке как таковой, а также разнообразным аспектам кубинского сона.

Таким образом, отправной точкой для нашего исследования становятся знания о кубинском соне и его характерных чертах. Это поможет нам разобраться в характеристиках, общих для всех сонов, а также определить то уникальное, что

л

составляет своеобразие одного из них - son habanero.

В энциклопедическом словаре кубинской музыки Радамеса Хиро мы находим определение, которое носит общий характер, а потому требует уточнения и детализации. Там сказано: «сон - это вокально-инструментально-танцевальный жанр на две или четыре четверти» (Giró, 2007, vol.4, p. 160). Первая из характеристик, данных в определении Р.Хиро, касается сочетания в соне трех начал. Действительно, синтез3 вокально-инструментально-танцевального начала присущ не только музыкальной культуре острова Куба или американского континента. В этом смысле их наличие в кубинском соне не является чем-то уникальным и специфичным.

Кубинский сон как важный компонент современной мировой музыкальной культуры совершенно уникален с позиций национальной культурной самобытности. По мнению кубинских ученых «сои как жанровый и инструментальный комплекс показывает, что будучи мощной, влиятельной структурой, в своем развитии способен выразить кубинскую культурную самобытность» (Instrumentos de la música folclórico-popular de Cuba, 1997, vol.2, p.568).

Известный исследователь и знаток латиноамериканской музыки кубинский ученый Данило Ороско считает, что феномен сона заключается «не только в рит-

2 Помимо кубинского сона существуют мексиканский и гватемальский соны, которые имеют собственные характеристики и являются, по сути, самостоятельными культурными явлениями.

3 В музыкальном словаре Гроува речь идет о синкретизме: «сон это кубинской синкретический песенный жанр...» и пр.

ме, в танце или в самом жанре, но действительно по своему более глубокому и диалектическому значению является знаковой системой, системой систем, которая отражает нашу (кубинскую) культурную индивидуальность» (Orozco, 1984, Р.77). Характерные черты этого феномена отражают этнические и культурные особенности кубинского народа - искренняя, прямолинейная и открытая экспрессия, чувственность, улавливаемая в голосе и танце, тяга к наслаждениям, телесным удовольствиям. По сравнению с иными проявлениями креольской культуры, кубинской музыке присущи особые черты. Кубинский сон стал таким явлением, который объединил в «сложной простоте» различные культурные мотивы, представляя собой сочетание острых контрастов рас, языка и социальных групп. Весьма возможно, что эта его способнос