автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного общества

  • Год: 1999
  • Автор научной работы: Столяров, Виталий Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Волгоград
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
Диссертация по философии на тему 'Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного общества'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Столяров, Виталий Викторович

Введение.3

Глава 1. Понятие личности, ее структура, социальный статус и социальные роли.

§ 1. Понятие и структура личности.13

§ 2. Социальный статус и социальные роли как механизм взаимодействия личности и общества.31

§ 3. Свобода воли и социальная активность личности.39

Глава 2. Социальная идентификация личности в условиях стабильного общества.

§ 1. Личность в условиях устойчивой системы генерализированных ценностей и сложившейся формы социального неравенства.50

§ 2. Сложившиеся формы социального неравенства и идентификация личности.61

Глава 3. Социальная идентификация личности в условиях нестабильного общества.

§ 1. Личность в эпоху социальных революций.71 2. Личность в период реформирования общества.86

§ 3. Личность и глобальные проблемы современности. 102

 

Введение диссертации1999 год, автореферат по философии, Столяров, Виталий Викторович

Проблемы собственного бытия издавна занимают человека, являются предметом его жизненных забот и философских раздумий. Но никогда ранее философия не обращались к ним с такой силой и страстью, как в наше время. Сегодня проблемы человека с особой отчетливостью обнаружили свою глубокую философскую природу, а философия сделала их главным предметом своего исследования.

Сталкиваясь с противоречиями действительности, с теми огромными и сложными задачами, которые выдвинула наша переломная эпоха, человек стремится философски осмыслить свое существование, определить свое место в мире, свое жизненное назначение, найти те принципы и критерии, которые помогли бы ему занимать верную позицию в конкретных жизненных ситуациях. Он ищет точку опоры вне себя и в самом себе, те реальные основания и силы, полагаясь на которые, он мог бы действовать уверенно, добиваться осуществления своих идеалов и целей. Он спрашивает о смысле жизни, о добре и зле, о смерти и бессмертии, о природе идеалов и других ценностей, об объективном и субъективном, об отношении между обществом и конкретным человеческим индивидуумом, о том, каковы основания его творческой активности и моральной ответственности.

Проблемы человека - "вечные" проблемы, но они и вечно новые проблемы, поскольку постоянно изменяются условия жизни, ее содержание, сам человек. Облаченные и издавна знакомые одеяния, они несут в себе нечто новое, неповторимое. Проблемы те же, человеческие, но каждый раз они являются проблемами иного человека, живущего в иных исторических условиях, решающего конкретные задачи своего времени; человека, иначе мыслящего, чувствующего и понимающего мир.

Задача философии человека состоит не в отрицании объективной обусловленности человеческого бытия и не в утверждении абсолютной свободы и ничем не обусловленной самостоятельности человеческой личности. Необходимо раскрыть диалектику взаимоотношений объективного и субъективного в общественной жизни, выражающую реальные возможности человеческой личности, действительную степень ее зависимости и свободы, характер и принципы свободного творчества, силы и факторы, определяющие развитие личности на данном, конкретном этапе истории.

Актуальность темы исследования. В исследованиях личности нет проблемы, которая по своей фундаментальности могла бы сравниться с изучением механизмов и следствий формирования и самоопределения человеческих индивидов в сообществах им подобных. Если со времен Аристотеля науки о человеке согласны, что последний отличается от прочих живых существ тем, что он - животное социальное, то ответы на конкретные вопросы его бытия так или иначе упираются в познание механизмов и следствий социальной идентификации атомарных единиц человеческого сообщества.

Социальная природа человека предполагает, что он стремится к включению в социум /в общность/ и вместе с тем - к выделению из социума в качестве индивидуальности. Социальная идентичность есть осознание, ощущение, переживание своей принадлежности к различным социальным общностям - таким, как малая группа, класс, территориальная общность, этнонациональная группа, народ, общественное движение, государство, человечество в целом.

Чувство принадлежности к социальной общности призвано выполнять важные социальные и социально-психологические функции: обеспечивать подчинение индивида социальной группе /конформность/, но, вместе с тем обеспечивать групповую защиту и критерий оценки и самооценки. "Автономность личности, - подчеркивает СЭ.Крапивенский, - отнюдь не означает, что эта позиция обязательно должна быть противоположна позиции большинства или интересам общественного развития в целом. Речь идет о другом: независимо от того, присоединяется ли личность к мнению большинства или "идет на красный свет", в каждом конкретном случае это - позиция личностная, пропущенная через мозг, чувства и совесть индивида".1

Традиционная, можно сказать, структурно-функциональная парадигма социально-философского теоретизирования акцентировала внимание не столько на самосознании /и самоидентификации/ индивидов, сколько на уяснении макроструктурных /экономических, социокультурных и иных) механизмов социализации, грубо говоря - адаптации личности к формам социального бытия и взаимодействия. Без прохождения стадии адаптации невозможно представить себе развитие социального субъекта как деятельного агента, формирующего новые социальные структуры и отношения. В определенном смысле, сам процесс социализации предполагает конформное поведение: либо сторону конформного консерватизма, либо в столь же конформного новаторства, между которыми как полюсами идеализированной типологии нетрудно разместить нонконформистские модели, тяготеющие к тому или иному полюсу.

Степень научной разработанности проблемы. Общесоциологические основания становления социальной идентичности хорошо известны и описаны в классической литературе. Это - общественное разделение труда, отношения собственности и власти, различия статусор и ролей, связанных с ними, несходство и различия культур, исторических судеб народов и этносов, борьба за ресурсы и формирование многообразных общностей на

1 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1994, С.247. основе общности условий их жизнедеятельности, т.е. интересов, отличных от интересов других общностей.

Психологические механизмы формирования социальной идентификации также имеют богатую исследовательскую традицию. В символическом интеракционизме подчеркивается принцип осознания своей социальной позиции сквозь призму восприятия ее другими, т.е. путем противостав-ления позициям других групп и общностей. Таким образом, люди упрощают, схематизируют правила социального взаимодействия. В когнитивной психологии справедливо выделятся момент осмысления и обобщения сходства принадлежащих к данной общности или группе, в отличии от других, что сопровождается стереотипизацией, т.е. эмоционально окрашенными, позитивными и негативными образцами "своих" и "чужих", психоаналитическая психология акцентирует внимание на глубинных механизмах формирования социальной идентичности, коренящихся в беспокойстве и страхе утраты своего "Я", ущемления потребностей и отсюда - проявления агрессивности в отношении других групп, представляющих реальную или мнимую опасность для данной группы или общества.

Наиболее интересны специальные исследования Г.Тажфеля и его школы, в которой социальная идентификация, в отличие от общепсихологических подходов самоиндефикации "Я", акцентирует свое внимание на процессах трансформации социально-групповых категорий в категории самопознания личности. Заслуживает внимания подход южноафриканского психолога П.Приз, исследующего становление социальной идентификации и конфликты в обществе с точки зрения формирования различных проектов достижения "стратегических" целей групп и общностей: доминирования своей группы или защиты особых интересов перед угрозой их подавления.

Наконец, нельзя не подчеркнуть, что в современной феноменологической социологии /П.Бергер и ТЛукман/ и социологии П.Бурдье, как и в теориях интеракционизма, четко обозначилось стремление совместить макросоциальную и социально-психологическую парадигмы становления личности как активного социального деятеля - агента социумной и субъекта собственной жизнедеятельности. В этих подходах подчеркивается, с одной стороны, что индивиды как бы конструируют социальную реальность в контексте данной культуры, продуцируют модели социальных взаимоотношений, опираясь на собственные индивидуальные свойства /личностные диспозиции в том числе/ и свойства других социальных субъектов, которые в свою очередь проявляются во взаимоотношениях с ним, таким способом люди формируют схемы социальных взаимосвязей в обществе и действуют в согласии с этими схемами. С другой стороны, не отрицается и роль надындивидуальных, собственно социальных механизмов межгрупповых /межстатусных, социально-классовых и иных/ взаимоотношений, каковые актуализируются в данном "социальном пространстве" и в данной культуре, находят свое выражение в обыденном общении, в языке культуры, его символике и социально-культурных смыслах общения, так или иначе воспринимаемых личностью, становящихся смыслами собственного мироощущения индивидов - агентов социальных отношений.

Феноменологические подходы к исследованию социальных идентификаций - самоопределения индивидов в системе общественно-групповых взаимодействий - предполагают применение в изучении процессов идентификации "нежестких" методик, близких тем, что традиционно используются в психологии.

Функциональная социальная идентичность не противоречит идеальной в тех случаях, когда достижение личного интереса в определенной ситуации совпадает с интересом группы или общности базисной /идеальной/ социальной идентичности и, напротив, ставит человека в конфликтную ситуацию, делает маргиналом, когда ситуативный интерес вступает в противоречие с интересом "своей" группы /общности/ и совпадает с интересом "не своих".

Понятие идентичности включает в себя взаимосвязанные полюса: тождество и различие, субъективное и объективное. »В символическом интеракционизме главный упор делается на то, как другие рассматривают человека и как он сам себя видит. Вычленяются компоненты идентичности: это и взгляд человека на себя - его самоидентичность, т.е. то, как он воспринимает свою социальную позицию по отношению к другим; это и точка зрения других на социальную позицию этого человека - его публичная идентичность; и, наконец, его оценка человеком того, как другие видят его позицию в социальном пространстве - его социальная идентичность. Иными словами, социальная идентичность отражает то, как индивид воспринимает, характеризирует, оценивает и переживает самого себя в качестве своеобразного объекта - агента, т.е. деятеля, носителя общественных отношений. Именно в этом аспекте, в плане социальных свойств анализируется личность и ее идентичность.

В отличие от "агента истории" Ж,- П.Сартра, социальный агент - это не эпифеномен социальной действительности, реализующий своей практикой "случайность бытия" структуры, которая трансцендентна по отношению к нему и поэтому не схватывается его сознанием.

Следует уточнить основные понятия и переменные исследования:

Идентичность и идентификация - эти понятия будут употребляться как обозначения некоторого состояния /идентичность/ и процесса /идентификация/, ведущего к данному состоянию.

Социальная идентификация - нестрогое обозначение групповых идентификаций личности, т.е. самоопределения индивидов в социальногрупповом пространстве относительно многообразных общностей как "своих" и "не своих".

Самоидентификация - самооценка собственных личностных свойств и потенций в качестве деятельного субъекта, включая физические, нравственные, психические и иные качества, как они представляются индивиду в его собственном самосознании и в восприятии других, прежде всего со стороны референтных групп.

Функции социальной идентификации /идентичности/ - со стороны личности реализация базисных потребностей в принадлежности к группе /группам/, обеспечении защиты, возможностей самореализации, оценки другими и влияния на группу /сообщество/. Со стороны общества - включение индивидов в систему социальных взаимосвязей, социальных отношений.

Объекты социальной идентификации - многообразные социальные группы, которые могут быть классифицированы по нескольким основаниям:

- первичные /семья, ближайшее дружеское окружение/ и многообразные вторичные группы;

- группы непосредственного, контактного общения /как товарищи по работе/ и символические сообщества /как "мое поколение" или политические единомышленники/:

- примордиальные /архаичные, традиционные/ сообщества и группы, как, например, семья, поселенческие, этнонациональные сообщества в сравнении с "модерными", современными сообществами, как, например, производственный коллектив, общности той же политической ориентации или разделяющие аналогичные взгляды и ценности, группы, занимающие аналогичное положение в системе социальной стратификации, граждане данного государства или сообщества государств;

- традиционно "советские" общности как объекты идентификации, например, трудовой коллектив, и "постсоветские", как, например общность российских граждан или граждан СНГ, общности политических движений и партий.

Предметом данного исследования является выявление социальных и социально-психологических механизмов формирования социальной идентификации личности в условиях стабильного и нестабильного общества. В данной связи следует выделить как бы два "этажа" социальных процессов.

Первый - глубинный, проявляющий свою определяющую в истории человечества роль в конечном счете. Эти глубинные процессы выходят на поверхность в периоды кардинальных структурных социальных изменений, реформ, социальных революций и т.д., когда сами люди стремятся по-новому обустроить свои отношения, преобразовать социальные институты, культуру с тем, чтобы найти эффективные, с точки зрения личных потребностей, формы организации социальных связей. В глубинах социальной жизни идет поиск более рациональных форм самоорганизации. Результатом таких исторических сдвигов явилось гражданское общество, идея и политика приоритета личности, воплощенная во Всеобщей декларации прав человека, в жизни развитых демократий.

На втором этаже реализуется относительно спокойные, стабильные процессы социальной жизни. Здесь достаточно отчетливо проявляется независимость социальных институтов, общества от личности: прежде всего бросается в глаза тот факт, что индивид застает как готовые устойчиво функционирующие социальные связи, институты и не в праве их переустраивать, изменять по своему разумению. По своей длительности, исторической протяженности эти периоды стабильности занимают большую /подавляюще большую/ часть жизни человеческого общества.

Основная цель данного исследования заключается в выяснении и осмыслении того, как социальные институты, общности, общество в стабильном и нестабильном состоянии соотносится с потребностями единичной личности; насколько первые должны и могут выражать ее интересы или они независимы от нее, подчиняются исключительно собственной логике развития.

Являясь единственными реальными участниками социальной жизни, личность так или иначе организует свои изобретения, творения /имеется в виду социальные институты, социальные общности, общество в целом/ как явления в конечном счете производные от ее собственных потребностей. Каждый социальный институт выражает личные интересы и обслуживает их. Вместе с тем приобретает определенную и довольно ощутимую независимость, обладает собственной логикой развития, которая впрямую несводима к логике элементарных связей между людьми.

Философская теория личности, имеющая своим предназначением выразить природу человека, описать его на языке философских категорий, должна представлять собой синтез гуманистических реалий, опирающихся на категорию свободы. Вытекают ли отсюда какие-либо следствия относительно характера и содержания философской теории личности? Да, безусловно. Во-первых, необходимым пунктом содержания такой теории должно быть раскрытие природы человека в его индивидуальном бытие, что достигается тем решением психофизиологической проблемы, к которому подошли философия и естествознание к концу нашего столетия. Во-вторых, поскольку реализация природы человека, составляющая истинное содержание свободы, не существует вне общественных связей, регулируемых системой ценностей, то теория личности, безусловно, должна строиться на аксиологической основе. В-третьих, философская теория личности должна иметь также современные онтологические предпосылки, т.е. исходить из исторически развивающегося человека. Из указанных здесь предпосылок вытекает также ответ на вопрос о характере того материала, на обобщении которого надлежит строить философскую концепцию личности. А именно: здесь нам нужен научный материал в очень широком спектре - от биологии до гуманитарных областей человеческой культуры.

Если иметь в виду исследования, изложенные в современной отечественной философской и психологической литературе, то здесь можно отметить следующие результаты: 1) преодолен индивидуалистический подход к человеку, когда последний рассматривался или как замкнутая, спиритуалистическая субъективность, или как только биологическое существо, сущность жизни которого состоит в реализации обычных зоологических потенций /антропологизация/; в результате достигнуто понимание человека как социального существа, что предполагает, во-первых, рассмотрение индивида в его единстве с обществом, и во-вторых, интерпретацию самого индивида как социально-биологического единства; 2) найдены некоторые способы конкретизации социальной природы индивида; 3) сделаны первые шаги по пути синтеза психологических, биологических и социологических знаний о человеческом индивиде; 4) личностные свойства понятны как ин-тегративные свойства индивида и установлено их социальное значение.

К задачам данного исследования следует отнести:

- выявление механизмов взаимодействия личности с другими в конкретном социуме, ее способности проявить свою независимость, автономность;

- уяснение того, насколько общественные связи, институты достаточно жестко программируют ценности, их иерархию, жизненный путь личности, ее взлеты и падения в зависимости от стабильной и нестабильной обстановки в социальной системе;

- анализ механизмов нарушения устойчивости и нарастания конфликтности в обществе в периоды реформирования;

- определение функций и характера идентификации личности и общностей, с которыми идентифицируется субъект в стабильных и нестабильных /кризисных ситуациях/;

- рассмотрение проблемы личностной идентификации в контексте глобальных социальных проблем;

- анализ личностной идентичности индивида с трех точек зрения;

1) место в отношениях с другими людьми /здесь привлекаются понятия социальной структуры, социального статуса и социальных ролей/;

2) качества, которыми индивид наделяет себя /компетентность, привлекательность, интеллект и т.д./;

3) самооценки /хороший - плохой и т.д./.

Методологической основой данного исследования являются труды зарубежных авторов, посвятивших свои работы проблемам теории личности: М.Бубера, Э.Дюркгейма, П.Бергера, П.Бурдье, КЛоренца, Р.Мертона, Т.Парсонса, П.Приза, П.А.Сорокина, Г.Тажфеля, З.Фрейда, В.Франкла, Э.Фромма, К.Маркса, ФЗнгельса, Э.Эриксона. Данное исследование основывается так на работах отечественных философов и психологов, в частности на трудах JI.C. Выготского, З.Т. Голенкова, Е.И. Даниловой, Т.И.Заславской, АЛ.Зарипова, Э.В.Ильенкова, С.Э. Крапивенского, И.С.Кона, И.В.Казаринова, Е.Д. Игитханяна, А.Н.Леонтьева, М.К. Ма-мардашвили, Г.В.Мельникова, В.Е.Кемерова, Т.И.Ойзермана, Б.Д. Парыги-на, Седова Н.Н. и т.д. Использовались исследования представителей "ситуативного подхода" М.Шерифа, создателя классической программы исследований для выявления возникновения межгрупповых отношений и влияния функциональной зависимости между группами. Д.Кэмпбелла, который обосновал теорию межгруппового конфликта. Эмпирической базой данного исследования являются статьи по итогам исследований 1991 -93 гг. в рамках проекта, посвященного изучению тенденций формирования социальной идентификации личности в условиях общественного кризиса и начального этапа экономических реформ в Российском обществе /автор проекта программы В .А .Ядов/.

Научная новизна данной работы заключается в следующих моментах:

1) впервые осуществляется попытка компаративного анализа особенностей социальной идентификации личности в условиях стабильного и нестабильного общества;

2) прослежена неоднозначная взаимосвязь между образом жизни и системой ценностей, которая в одних ситуациях представляется гармоничной, а в других конфронтационной;

3) проблема личности в эпоху социальных революций рассматривается с довольно нетрадиционной для философского анализа антропологической точки зрения /революция как испытание личности, как урок для личности, революция как новые возможности, открывающиеся перед личностью/;

4) в контексте основной проблемы диссертационного исследования период реформ представлен как комфортно - дискомфортное состояние общества, требующее от личности перенапряжения всех его сущностных сил;

5) внесены некоторые существенные моменты в понимание самоидентификации личности в технизированном мире /неотделимость культуры техницизма от специфических форм насилия над личностью; неотраженность в сознании и невостребованность обществом целостного бытия личности/.

Теоретическое и практическое значение данного исследования. В тоталитарном обществе социальная идентичность была прежде всего государственно-гражданской. В советском обществе это находило свое выражение в безусловном требовании принятия официальной идеологии и системы ценностей "советского человека", в безоговорочном признании и демонстрировании государственно одобряемых верований, суждений, оценок, в ритуализированных действиях всенародного энтузиазма, в множественности официальных знаков признания индивидуального успеха именно со стороны государства и его бюрократических структур и, наконец, в идеологии осуждения "врагов народа" и инакомыслящих, то есть тех, кто отвергает свою йдентичность с тоталитарно-государственной системой, или представляет опасность для правящей элиты и только поэтому получает клеймо чуждого элемента в обществе.

Крах тоталитарной системы есть процесс становления новых идентичностей социальных групп и индивидов, становление новой социальной субъективности. Это - драматический процесс осознания своего собственного интереса, отличного от интересов других в ситуации неопределенности представлений относительно общего интереса. Вследствие отсутствия гражданского общества и правовых основ выражения интересов различных групп населения, каковые были присвоены тотально-бюрократическими структурами власти, всякий общий интерес воспринимается с величайшим подозрением как интерес плутократии, либо иной группы, преследующей своекорыстные цели.

Практически имеет место конфронтационный плюрализм многообразных элит /политических, в сфере экономики и культуры, этнонацио-нальных и религиозных/, каждая из которых стремится расширить "символический капитал" своего влияния и конструирования социального, политического, экономического, культурного, идеологического пространства.

Становление социально-групповой идентичности в этих условиях оказывается трудно предсказуемым и далеко неоднозначно интерпретируемым, даже если мы располагаем какими-то достоверными данными, хотя бы об отдельных составляющих этого процесса.

Практическая значимость данного исследования состоит в следующих моментах: 1) изучение представительных массовых данных доминирующих тенденций формирования социальной идентичности в стабильном и нестабильном обществе - важная информация о процессах становления реальных социальных субъектов в периоды относительного спокойствия, революций и реформ в обществе; 2) социальная идентификация опосредует влияние группы /общности/ на социальное поведение индивидов. Поэтому представительная картина тенденции развития социальной идентификации вместе с тем является основой для более аккуратных прогнозов массового социального поведения различных групп населения; 3) социально-идентификационные процессы лежат в основе формирования более или менее устойчивых социальных интересов, т.е. являются механизмами формирования гражданского общества. Вместе с тем знания о доминирующих направлениях социальной идентификации выступают основанием для прогноза социальной базы различных политических партий и движений.

Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматривается понятие личности, ее структура, социальный статус и социальные роли. В этой главе рассматривается проблема свободы воли и социальной активности личности. Вторая глава посвящена проблемам социальной идентификации личности в условиях стабильного общества, где анализируется личностная идентификация в обществах с устойчивой системой генерализированных ценностей и сложившейся формой социального неравенства. Третья глава посвящена проблемам социальной идентификации личности в условиях нестабильного общества, где анализируется личностная идентификация в эпохи социальных революций и периоды реформирования общества. В данной главе рассматриваются задачи, стоящие перед личностью в эпоху глобальных проблем современности.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальная идентификация личности в условиях стабильного и нестабильного общества"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отношение личности к себе как к социальному индивиду, включенному в различные "ячейки" социальной организации общества, наиболее сложная и специфическая проблема для исследования социальной структуры.

Наше время, уже изменившее столько стереотипов и человеческих судеб, расшатавшее казавшиеся непоколебимыми политические, государственные и социальные структуры, ставит перед каждым членом общества новые вопросы, заставляет так или иначе адаптироваться к изменениям, налаживать новые социальные связи, по новому идентифицировать себя в социальном пространстве.

Кризис идентичности называют одним из характерных явлений современности, который привлекает внимание представителей практически всех социальных наук и вызывает острые дебаты в литературе. Мир переживает сегодня падение авторитетов.

В стабильных социальных системах люди больше не стремятся идентифицировать себя с государством, определенными институциями.

Общество не завораживают великие имена прошлого и герои современной истории. Одновременно с нарастающей скоростью разрушаются всевозможные социальные границы, дезорганизуются большие сообщества и структуры, растет культурная фрагментарность.

В современной мировой литературе трансформация идентичности трактуется в контексте процессов глобализации, пост или поздней модернизации, детрадиционализации общества, которые характеризуются такими чертами, как растущая персональная и институциональная рефлективность, культурный плюрализм; коллаж социокультурных моделей поведения /практик/, альтернативность выбора, постепенное устранение из всех сфер жизни универсальной связующей власти, разрушение естественного, ранее установленного порядка, непрерывное изменение.

Исследовательский поиск в этой зоне предполагает различные измерения идентичности, но концептуируется он, в основном, в плоскости конструирования нового "Я" и его взаимодействия с общественными структурами в условия современности, которые, в свою очередь, обладают достаточной гибкостью и многообразием.

Исходя из анализа процессов социальной идентификации личности в условиях стабильного и нестабильного общества можно выделить несколько моделей взаимоотношений личности и общества.

Во-первых, что касается революционной эпохи, то для нее характерны отношения борьбы за свободу, когда человек вступает в открытый и часто непримиримый конфликт с обществом, добиваясь своих целей любой ценой. Но это трудный и опасный путь, чреватый тем, что человек может утратить все другие человеческие качества ввязавшись в борьбу за свободу, попасть в еще худшее рабство.

Для революционной эпохи бегство от мира, так называемое эскапистское поведение, когда человек не в силах обрести свободу среди людей, уходит в себя, в свой "мир", чтобы там обрести способ свободной самореализации.

Во-вторых, что характерно для стабильного общества, то здесь личность чаще всего адаптируется к миру, жертвуя в чем-то своим стремлением обрести свободу, идя в добровольное подчинение, с тем, чтобы обрести новый уровень свободы в модифицированной форме.

В стабильной социальной системе более возможен вариант известного совпадения интересов личности и общества в обретении свободы, что находит выражение в странах с развитыми формами демократии. Если раньше свобода воспринималась в основном как отсутствие принуждения со стороны государства, то к середине XX века уже стало очевидно, что понятие свободы должно было дополнено идеей регулирования деятельности людей. Однако суть дела в том, что государство должно это делать не методами насилия и принуждения, а при помощи экономического механизма в строгом соблюдении прав человека.

В стабильном государстве соблюдение прав человека гарантировано, признаете что ценность человеческой личности выше любых ценностей нации, класса, группы людей и т.д. Это является гарантией от тоталитарного подавления прав человека, признания его "винтиком" социальной системы, игнорирование или унижение прав личности по сравнению с правами социальной общности ведет к неминуемой деградации как личности, так и общества. С другой стороны, нельзя не видеть, что индивидуалистическая модель соотношения личности и общества небезупречна. В ее рамках могут быть легализованы корыстные мотивы, эгоизм и та или иная степень социальной не справедливости. В этой сфере как и во многих других нужна "золотая середина", которая способствует усилению жизнестойкости общества и человека и развитию человеческого в человеке, т.е. движению к гуманизму. Еще Гегель писал, что для того, кто сам не свободен, не свободны и другие.

Подводя итоги анализа проблемы социальной идентификации личности в период социальных революций, следует отметить возрастание роли субъективного фактора. В эпохи социальных революционных преобразований большое значение приобретает самосознание, активность, чувство социальной ответственности участвующих в этом перемена людей, а также соответствующее формирование их личности. Социальное настроение является значимым показателем тех тенденций и изменений, которые намечаются, а затем и происходят в психическом состоянии и поведении людей. Оно выступает как наглядное проявление того, сколь важную роль играет в историческом процессе социально психологический, личностный фактор. Личность тем значительнее чем полнее и шире представлена в ней - в ее делах, в ее словах, в поступках - коллективно-всеобщая, а вовсе не сугубо индивидуальная ее неповторимость. Неповторимость подлинной личности состоит в том, что она по-своему открывает нечто новое для всех. Лучше других и полнее других выражая суть всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей, открывая для всех то, чего они еще не знают, не умеют, не понимают. Ее неповторимость не в том, чтобы во чтобы то ни стало выпячивать свою индивидуальную особенность, а в том, и только в том, что, впервые создавая новое всеобщее, она выступает как индивидуально выраженное всеобщее.

Подлинная индивидуальность личности - потому-то и проявляется не в манерничанье, а в умении делать то, что умеют делать все другие, но лучше всех, задавая всем новый эталон работы. Она рождается всегда на переднем крае развития всеобщей культуры, в создании такого продукта, который становится достоянием всех, а потом и не умирает вместе со своим "органическим телом".

Контуры социальных идентификаций личности в реформируемом обществе формируются под сильным воздействием внешних объективных условий кризисного периода. Процессы саморефлексии не поспевают за социальными переменами. Ломка прежних стереотипов и смена ценностно-нормативных систем приводит к дезориентации человека в социальном пространстве. Это выражается во множественности социальных идентификаций, и вместе с тем, в ослаблении чувства близости практически со всеми группами и общностями.

Менее всего испытывают "потрясения" идентификации в ближайшем кругу семейного и дружеского общения, более всего - политико-идеологические, а также гражданственные.

В социально-идентификационных механизмах защитно-адаптационные функции скорее всего преобладают над проявлениями потребности в самовыражении, самореализации. Это подтверждается, с одной стороны, массовыми проявлениями конформных жизненных стратегий, ру-ководствования принципом "везения" в жизни, а с другой - несомненно более широкой распространенностью идентификаций с ближним социальным окружением, с относительно небольшими социальными общностями в сравнении с вторичными группами и тем более крупными социальными общностями.

Фактурный анализ выявляет помимо доминанты потребности в социальных идентификациях полярность реально-конкретных и символических или конструированных идентификаций. Иными словами, преобладание первой тенденции как бы подавляет вторую, и наоборот. Активно-адаптационные устремления сочетаются с высокой конформностью т.е. указывают на как бы солидарные усилия в приспособлении к новым экономическим и социальным условиям; особенно это характеризует тех, кто продвинулся по социальной лестнице.

Надо принять во внимание, что групповая идентичность, идентификация с большой социальной общностью - достаточно сильный катализатор массового поведения, социального действия. Поэтому распространенность определенных групповых и общностных идентификаций может служить одним из факторов прогноза возможного массового действия. С учетом представительности идентификаций с относительно большими группами и общностями вне конкуренции - трудовые коллективы. Здесь совмещаются активные идентификации с близким кругом повседневного общения и солидарность с трудовым коллективом, с людьми той же профессии. Именно в этой "зоне" более всего возможны /а так оно и есть/ согласованные коллективные действия. Близко к этому примыкает распространенность идентификации по месту жительства. Этнокультурные идентичности тяготеют к полюсу "конструированных" образов и в силу этого вряд ли могут оказаться достаточно мобилизирующим фактором в солидарном массовом поведении, если, не считать локальных межнациональных конфронтации. Политико-идеологические солидарности, существенно слабее активизированные у населения, вряд ли могут быть импульсом организованных массовых действий. Все это в реформируемом обществе не исключает возможного "заражения" массовыми "эпидемиями" беспокойства, возбуждения, каковые могут быть спровоцированы либо непродуманными акциями властей, либо через влияние лиц, активно включенных в политические действия.

Что касается нашего общества, то процесс формирования новых социально-групповых идентификаций находится в его начальной стадии, причем установившиеся ранее идентификационные структуры остаются достаточно явными и особенно среди молодежи, а также в группах старшего возраста.

Общая тенденция социальных идентификаций - ослабление прежних моделей групповой /социумной/ солидарности, стремление к обретению новой и, возможно, разрастание компоненты самоидентификации, что более всего наблюдается в социальных группах, связанных с новыми формами собственности и продвинувшимися в социальном статусе за последние годы.

Важным критерием социальной идентичности становится самоопределение людей в "материально-экономическом пространстве", которое приобретает черты новой социально-слоевой идентификации, самоопределения в системе социального неравенства по уровню благосостояния.

Наиболее отчетливо по разным исследованиям и с использованием различных методик остается тенденция семейно-родственной идентификации с группами повседневного общения. Идентификация с семьей вссгда была лидирующей групповой идентификацией. Ее сохранение и усиление выражает защитное стремление от трудностей кризисного периода.

Касаясь проблемы самоидентификации в кризисном обществе можно сделать следующие выводы:

1) Результатом социально-экономических процессов, происходящих в реформируемом обществе, является глубокий социально-психологический кризис. Отличительными чертами этого кризиса являются: дезориентация в социальном пространстве, разрушение системы социальной регуляции, распад матриц социального поведения, обозначившаяся тенденция нарастания социальной деградации.

2) Временный провал, образовавшийся из-за разреженности "настоящего" в семантическом пространстве, разрыв временной связи свидетельствует о дезориентации в социальном пространстве и повышенной социальной тревожности.

3) Само по себе являющееся стрессором увеличения доли проблемных ситуаций усугубляется отсутствием привычных алгоритмов, стереотипов, модальности, внешнего контроля.

4) Реакциями на социально-психологический кризис выступают: сужение временного операционального пространства, нарушения в возрастной самоидентификации, дальнейшее размывание возрастных субкультур, замедленность формирования новых, адекватных изменившимся условиям норм и стереотипов поведения, предпочтение им рутинного поведения на основе привычных, но уже неэффективных образцов.

5) Мужчины и женщины по-разному адаптируются к изменившимся условиям. У мужчин превалируют активный тип адаптации, относительно большая интернальность, они демонстрируют большую готовность принять новые формы поведения. Этим же характеризуются и более молодые возраста.

6) Потенциально семья является довольно мощным адаптационным ресурсом личности благодаря включенности в "Я" - концепцию. Однако исследование наполненности понятия "семья" приводит к вывод}7 о сильной модификации образа семьи в сторону превалирования горизонтальной системы родства и разрушения межпоколенных отношений.

Как известно, в современных дискуссиях, касающихся проблемы личности, чрезвычайно много внимания уделяется вопросу о том, что в ходе развертывания научно-технической революции и все более расширяющегося потребления обществом ее результатов необычайно увеличивается количество факторов, которые способствуют биологической дезадаптации человека, угрожающей его будущему. Здесь имеются в виду не только физические, но и психологические факторы, связанные с загрязнением среды обитания человеком, увеличением нервно-психических нагрузок в процессе труда и общения между людьми, приводящих к стрессовым состояниям и целому ряду так называемых "болезней цивилизации".

В сущности говоря, сегодня перед человеком все более остро встает вопрос о том, чтобы сохранить себя как вид, приспособленный к изменяющимся условиям среды - социальным и природным, проблемам идентификации с окружающей средой. Вместе с тем мы знаем, что научно-техническая революция дает новые возможности и средства развития человека как бисоциального существа, которые, однако, могут быть реализованы лишь в подлинно разумных и гуманных социальных условиях. Это -одна из фундаментальных проблем нашей цивилизации, и без учета этой проблемы невозможно даже поставить правильно вопрос о перспективах человека.

Никогда ранее технический бизнес производственной трудовой деятельности не предъявлял таких высоких психологических требований к человеку, как в условиях научно-технической революции. Никогда ранее ускорение, интенсификация темпов, ритмов жизни не было столь стремительны и не приводили к такому бурному росту нервно-психических заболеваний, стрессов. Урбанизация и технизация жизни человека, увеличивая тяжкий груз, обрушившийся на его психику, сопровождаются уменьшением физических нагрузок, ростом сердечно-сосудистых заболеваний.

Наконец, никогда ранее среда обитания человека не была так насыщена ионизирующими излучениями и загрязнена химическими веществами, вредными для самого его существования и крайне опасными для его будущего, поскольку активизировался мутационный процесс, возросло его отрицательное воздействие на наследственность человека.

Изменится ли при этом сам человек, его биология и генетика, его психофизиологические качества? Как отразится все это на физическом и духовном облике человека, на продолжительности его жизни и самом восприятии ее смысла и цели? Что может сделать здесь наука? Как может она повлиять на развитие способностей и потребностей человека будущего, на достижение подлинного равенства людей при сохранении вместе с тем уникальности, неповторимого своеобразия личности каждого?

Вот фундаментальной важности вопросы, имеющие поистине глобальный характер. Эти вопросы не лежат где-то в стороне от той магистрали, на которой решаются основные социально-философские и гуманистические проблемы личности и ее будущего. Более того, ответ на них прямо связан с решением этих проблем и существенно влияет на то, какие из них конкретно получают наибольшее значение в настоящем и будущем.

 

Список научной литературыСтоляров, Виталий Викторович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К.Г. Юнг, Э.Сэмюэлс, В.Одайник, Дж.Хаббэк; Сост. В.В. Зеленский, А.М.Рут-кевич. М.: Мартис, 1995. - 320 с.

2. Александер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности до наших дней: Пер. с англ. М.: Прогресс-Кулыура; Изд-во Агентства "Яхтсмен", 1995, - 608 с.

3. Аристотель. Сочинения в 4-х т.: Т.2. Ред. З.Н.Микеладзе. М.: Мысль, 1978.-686 с.

4. Ануфриев Е.А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). М.: Изд-во Моск. унта, 1984.-288 с.

5. Атт А. Мир человека как субъекта производства: Критика К.Марксом концепции человеческой экономики: Пер. с венг. М.: Прогресс, 1984. -199 с.

6. Ашин П.К. Доктрина "массового общества". М.: Политиздат, 1971. -191 с.

7. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: ВЛАДОС, 1994.-336 с.

8. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Политиздат, 1983.-147 с.

9. Агеев B.C. Межгрупповое поведение. М.: Политиздат, 1988. - 214 с.

10. Абшиев К.С. Человек. Индивид. Личность. Алма-Ата: Изд-во Алма-Атинского ун-та, 1978. - 217 с.

11. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Политиздат, 1986. - 214 с.

12. Андреев И.А. Происхождение человека и общества: (Соврем. Методол. Проблемы и критика немарксистских взглядов). М.: Мысль, 1982. -304 с.

13. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.

14. Бубер М. Два образа веры: Пер. с нем. /Под ред. П.С. Гуревича, С Л. Левит, С.ВЛезова. М.: Республика, 1995. - 464 с.

15. Богомолов А.С. Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма. М.: Мысль, 1964. - 421 с.

16. Бойко В.В. и др. Социально-психологический климат коллектива и личность /В.В.Бойко, А.Г.Ковалев, В.Н.Панферов. М.: Мысль, 1983. -207 с.

17. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Политиздат, 1980. - 314 с.

18. Бочков Н.П. Прогресс общества и генетика человека. М.: Политиздат,1971.-229 с.

19. Бочков Н.П. Генетика человека. Наследственность и патология. М.: Политиздат, 1978. - 314 с.

20. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991.-410с.

21. Волгоградский философский альманах. /Редкол.: В.В.Макаров (отв. Ред.) и др. Волгоград.: Изд-во Волг. Тех. Ун-та., 1996. - 65 с.

22. Водзинская В.В. Понятие установки, отношения и ценностной ориентации в социологическом исследовании. М.: Наука, 1990. - 253 с.

23. Выготский Л .С. Избранные психологические исследования. М.: Политиздат, 1956. - 574 с.

24. Голенкова З.Т., Игитханян Е.Д., Казаринова И.В. Маргинальный слой: феномен социальной самоидентификации. //Социс. 1996, №8.

25. Гуйван П.Н. Становление марксистской концепции человека (опыт методологического анализа). Томск: Изд-во Томе, ун-та, 1984. - 272 с.

26. Гринин Л.Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества (опыт философско-социологического анализа всемирно-исторического процесса). Волгоград:Изд-во "Учитель", 1996.- 127 с.

27. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека: Проблемы формирования личности при социализме. М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

28. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1970. - 424 с.

29. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Политиздат, 1959. - 453 с.

30. Грэнем Л.Р. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. - 480 с.

31. Гайденко П.П. Проблемы рациональности на исходе XX века. //Вопросы философии. 1991. 480 с.

32. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М.: Политиздат, 1973. -133 с.

33. Дидро Д. Сочинения в 2-х т.: Пер. с фр. Т.2 /Сост. и ред. В.Н.Кузнецова. -М.: Мысль, 1991.

34. Дубинин Н.П. и др. Генетика, поведение, ответственность: О природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1989. - 351 с.

35. Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов/Д.: Изд-во Ростов. Ун-та, 1970. - 153 с.

36. Дигиленский Г.Г. Относительно теории человеческих потребностей //Вопросы философии. 1976, №9, 1977, №2.

37. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социолог ии. -М., 1991.

38. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке: Опыт анализа ценностных и полит. Ориентации. М.: Мысль, 1980. - 347 с.

39. Заславская Т.И. Структуры современного российского общества. 7Ин-форм. бюл. 1995, №6.

40. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996.-317 с.

41. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

42. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - 413 с.

43. Иорданский В.Б. Тропическая Африка: образ человека в архаическом сознании /'/Народы Азии и Африки, 1981, №1.

44. История марксистской диалектики. От возникновения марксизма до ленинского этапа. /Отв. Ред. М.М.Розенталь. М.: Мысль, 1971. - 535 с.

45. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

46. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе: Пер. с польс. -М.: Политиздат, 1980. 360 с.

47. Крапивенский С.Э. Парадокса социальных революций. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1992. - 210 с.

48. Крапивенский С.Э. Социальная философия: Учеб. Пособие для студентов гуманит. и эконом. Факультетов. Волгоград: Комитет по печати. 1994.-352 с.

49. Культура и личность в условиях перестройки: Межвузовский сборник /Редкол.: ИЛ.Арончик (отв. ред.) и др. Куйбышев: Изд-во Куйбышев, ун-та, 1989. - 187 с.

50. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984. - 252 с.5t. Красин Ю.А. Диалектика революционного процесса. Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1972. - 296 с.

51. Какая философия нам нужна?: Размышления о философии и духовных проблемах нашего общества /Сост.: Ю.Н.Соломин. Л.: Лениздат, 1990.- 238 с.

52. Кемеров В.Е. Проблема личности: методологические исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 137 с.

53. Кин Ц.И. Человек, принявшая эстафету //Вопросы философии. 1992, №2.

54. Кон И.С. Люди и роли //Новый мир, 1970, №12.

55. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 314 с.

56. Кон И.С. Открытие "Я". М.: Политиздат, 1978. - 214 с.

57. Кун М., Макпартленд Т. Эмпирические исследования установок личности на себя: Пер. с англ. /В кн. Современная зарубежная социальная психология. М.: Прогресс, 1984. - 354 с.

58. Кобзев А.И. О понимании личности в китайской и европейской культурах //Народы Азии и Африки. 1979, №5.

59. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.- 2-е изд. М.: Политиздат, 1980. - 312 с.

60. Лукач Д. У онтологии общественного бытия. Пролегомены: Пер. с нем. /общ. Ред. И вступ. Ст. И.С.Нарского и МА.Хевеши. М.: Прогресс, 1991.-412с.

61. Локк Дж. Сочинения в 3-х т.: Т. 1/Ред.: И.С. Нарский, АЛ. Субботин; ред. 1т., авт. вступит. Статьи и примеч. И.С.Нарский; Пер. с англ.

62. A.Н.Савина. М.: Мысль, 1985. - 621 с.

63. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. -М.: Политиздат, 1990. 397 с.

64. Личность в XX столетии: Анализ буржуазных теорий /Редкол.: М.Б.Митин (отв.ред.) и др. М.: Мысль, 1979. - 260 с.

65. Лоренц К. Агрессия (так называемое "зло"): Пер. с нем. М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994. - 272 с.

66. Ленк X. Размышления о современной технике: Пер. с нем. Под ред.

67. B.С.Степина. М.: Аспект Пресс, 1996. - 183 с.

68. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-324 с.

69. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т.1. М.: Политиздат, 1955.-698 с.

70. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т.2. М.: Политиздат, 1955.-652 с.

71. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т.4. М.: Политиздат, 1955.-616 с.

72. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т.6. М.: Политиздат, 1955.- 762 с.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т.8. М.: Политиздат, 1955.- 706 с.

74. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т. 10. М.: Политиздат, 1955.- 772 с.

75. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т. 12. М.: Политиздат, 1955.-880 с.

76. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т. 14. М.: Политиздат, 1955.-898 с.

77. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т. 15. М.: Политиздат, 1955.-796 с.

78. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т. 16. М.: Политиздат, 1955.-840 с.

79. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т. 18. М.: Политиздат, 1955.-808 с.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения в 30 т: 2-е изд. Т.23. М.: Политиздат, 1955.-908 с.

81. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат, 1956.542 с.

82. Маркс К., Энгельс Ф. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. М.: Политиздат, 1966. - 127 с.

83. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей: Ист. фи-лос. очерки и портреты. - М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

84. Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии / Редкол.: ВА.Штофф (отв.ред.) и др. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1979.- 176 с.

85. Маркович Д. Общая социология: Пер. с серб.-хорв., Ростов н/Д: Изд-во Рост.Ун-та, 1993. 272 с.

86. Менегетги А. Введение в онтопсихологию: Пер. с итал. Пермь: Хортен Лимитед, 1993. - 64 с.

87. Мироздание и человек. М.: Политиздат, 1990. - 352 с.

88. Митчем К. Что такое философия техники?: Пер. с англ. Под ред. Горохова. М.: Аспект Пресс, 1995. - 149 с.

89. Мир философии: Книга для чтения. 4.2. Человек. Общество. Кулыура.-М.: Политиздат, 1991. 624 с.

90. Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы //Вопросы философии. 1995, №1.

91. Мельников Г.В., Шаталов А.Т. Принцип единства социального и биологического в исследовании личности человека. М.:Политиздат,1984.-270 с.

92. Найссер У. Познание и реальность (смысл принципы когнитивной психологии): Пер. с англ. М.: Политиздат, 1981. - 229 с.

93. Новиков К.А. Свобода воли и марксистский детерминизм. М.: Политиздат, 1981. - 128 с.

94. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение /Сост. П.В.Алексеев. М.: Политиздат, 1990. - 528 с.

95. Неретина С.С. Личность через схематизм культуры //Вопросы философии. 1990, №10.

96. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исслед. По истории морали: Пер. с польск. /Общ. Ред. А.А. Гусейнова; Вступит, ст. АЛ. Гусейнова и К.А.Шварцман. М.: Прогресс, 1987. - 528 с.

97. Ортега-и-Гассет X. "Дегуманизация искусства" и другие работы. Эссе о литературе и искусстве. Сборник. Пер. с исп. М.: Радуга, 1991. - 639 с.

98. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия (от М.Вебе-ра к Ю.Хабермасу, от Г.Зиммеля к постмодернизму) /Ю.Н.Давыдов, А.Б.Гофман, А.Д.Ковалев и др. М.: Наука, 1994. - 380 с.

99. ОконскаяН.Б. Диалектика социального и биологического в историческом процессе. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1975. - 133 с.

100. Ойзерман Т.И. Мысли, афоризмы //Вопросы философии. 1990, №10.

101. Ольшанский Д.В. Массовые настроения переходного времени //Вопросы философии. 1992, №2.

102. Попер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона: Пер. с англ. под ред. В.Н.Садовского. М.: Феникс, Международный фонд "Культурная инициатива", 1992. - 448 с.

103. Проблемы мира и социального прогресса в современной философии.-М.: Политиздат, 1983. 320 с.

104. Плевако Н.С. Швеция: реформизм против реформы? К проблеме "Экономической демократии" в 60-80-е годы. М.: Наука, 1990. - 112 с.

105. Проблема человека в современной философии. /Редкол.: И.Ф.Баланина (отв. ред.) и др. М.: Политиздат, 1969. - 431 с.

106. Петровский А.В. Личность, Деятельность, Коллектив. М.: Политиздат, 1982,-255 с.

107. Пигалев А.И. Философский нигилизм и кризис культуры. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 150 с.

108. Проблема свободы и прав человека в современной идеологической борьбе. М.: Политиздат, 1986. - 319 с.

109. Проблема человека в "Экономических рукописях 1857- 1859 годов" К.Маркса. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та. - 172 с.

110. Парыгин Б.Ф. Социальная психология как наука. Л.: Изд-во Лен-го ун-та, 1967. - 333 с.

111. Петров М.К. Человек и культура в научно-технической революции //Вопросы философии. 1990, №5.

112. Полис А.Ф. Единство социального и биологического в гармоничном развитии личности. Рига: Изд-во Риж. ун-та, 1981. - 215 с.

113. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 т.: Т.2. Ред. В.Г.Козерук. М.: Политиздат, 1956. - 824 с.

114. Ремшмидг X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. -320 с.

115. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа: Пер. с англ. Л.В.Воронина, И.Н.Гвоздева. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1995.-288 с.

116. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество: Проблема индивидуализации и ее соц.-филос. смысл. М.: Политиздат, 1984.141 с.

117. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. /Пер. с англ. М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

118. Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. Л.: Изд-во Л е-нингр. ун-та, 1990. - 360 с.

119. Стариков Е.Н. Маргиналы //В человеческом измерении. М., 1989.

120. Старостин Б.С. Освободившиеся страны: общество и личность (Критич. анализ немарксистских концепций). М.: Мысль, 1984. - 286 с.

121. Смирнов Г.А. Советский человек.Формирование социалистического типа личности. Р1зд. 2-е, доп. М.: Политиздат, 1973. - 415 с.

122. Семашко Л.М. Сферный подход. СПб.: Нотабене, 1992. - 368 с.

123. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели о месте культуры в совр. обществе. М.: Политиздат, 1991. - 366 с.

124. Сев. Л. Марксизм и теория личности: Пер. с фр. М.: Прогресс, 1972. -569 с.

125. Седов Л.В. Советский человек кто он? //Человек. 1990, №2.

126. Скворцов Л.В. Субъект истории и социальное самосознание. М.: Политиздат, 1983. - 264 с.

127. Гойнби А.Дж. Постижение истории: Пер. с англ. /Сост. Огурцов А.П.; Вступ. ст. Уколовой В.И.; Закл. ст. Рашковского Е.Б. М.: Прогресс, 1991. -735 с.

128. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1978.-223 с.

129. Уайтхед А. Избранные работы по философии: Пер. с англ./Сост. И.Т. Касавин: Общ. ред. и вступ. ст. М.А.Кисселя. М.: Прогресс, 1990. -717с.

130. Уледов А.К. Духовная жизнь общества: Пробл. методол. исслед. М.: Мысль. 1980.- 217 с.

131. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. /Общ. ред. ЛЛ.Гозман и Д.АЛеонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

132. Фромм Э. Душа человека: Пер. с нем. М.: Республика, 1992. - 430 с.

133. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с нем. М.: Республика, 1994. - 447 с.

134. Фейербах Л. Избранные философские произведения в 2-х т.: Пер. с нем. Т.2 /Сост. И ред. В.Н.Козерун. М.: Политиздат, 1955. - 942 с.

135. Фрейд 3.0 клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991.-228 с.

136. Федосеев П.Н. Марксизм в XX веке. Маркс, Энгельс, Ленин и современность. Изд. 2-е, доп. М.: Мысль, 1977. - 638 с.

137. Фролов И.Т. Перспективы человека: Опыт комплексной постановки проблемы, дискуссии, обобщения. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Политиздат, 1983. - 350 с.

138. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. - 447 с.

139. Хейзинга И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. /Общ. ред. и послеслов. Г.М.Тавризян. М.: Издательская группа "Прогресс", "Прогресс-Академия", 1992. - 464 с.

140. Хайек Ф. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма: Пер. с англ. М.: Изд-во "Новости" при участии изд-ва "Catallaxy", 1992. - 304 с.

141. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмерти. Древний мир эпоха Просвещения. /Редкол.:И.Т.Фролов и др.; Сост. П.С.Гуревич. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

142. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмерти. XX века. /Редкол.: И.Т.Фролов и др. М.: Республика, 1995. -528 с.

143. Черныш М.Ф. Социальная мобильность в 1986-93 гг. //Социолог, журн. 1995, №2.

144. Честертон Г.К. Вечный Человек: Пер. с англ. М.: Политиздат, 1991. -544 с.

145. Шацкий Е. Утопия и традиция: Пер. с польск. /Общ, ред. и послесл. В.А. Чаликовой. М.: Прогресс, 1990. - 456 с.

146. Шапинский В.А. К вопросу о маргинальных источниках культуры.-М., 1992.

147. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1969, - 247 с.

148. Эриксон Э.Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. /Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996.592 с.

149. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий: Пер. с нем. -М.: Медиум. 1994.-254 с.

150. Юнг К.Г, Либидо, его метаморфозы и символы: Пер. с нем. СПб.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. - 415 с.

151. Ясперс К, Смысл и назначение истории: Пер. с нем. Изд. 2-е. М.: Республика, 1994. - 527 с.3 51. Ярошевский Т. Размышления о человеке: Марксистская концепция личности и принципы соц. Гуманизма. Пер. с польск. М.: Политиздат. 1984.- 198 с.

152. Ядов В.А. Отношение к труду: концептуальная модель и реальные тенденции //Социологические исследования. 1983, №3.