автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему:
Социальная природа научно-технического творчества и методологические проблемы его оптимизации

  • Год: 1992
  • Автор научной работы: Ширяев, Леонид Андреевич
  • Ученая cтепень: доктора социологических наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 22.00.01
Автореферат по социологии на тему 'Социальная природа научно-технического творчества и методологические проблемы его оптимизации'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальная природа научно-технического творчества и методологические проблемы его оптимизации"



1ЛИНИСТЗРСТВ0 НАУКИ, ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ; И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РСФСР

БАНКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

на ¡гравах рукописи

ШИРЯЕВ Леонид Андреэвич

СОЦИАЛЬНАЯ ПРИРОДА НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА И ИЗТОДОЛОГШЕСКИЗ ПРОЕЛЕ.Ш ЕГО 01ГОШЗАЦИЙ

22.00.01 - теория, методология, л история соцпологлл

АВТОРЕФЕРАТ

диссертация та соискание ученой степени доктора социологических наук

Па - 1932

Работа выполнена на кафадре ¿шюсофаи У^лшского ордена Ле.нина авиационного института имени Серго Орджоникидзе

Официальные оппонента: академик ЛЕН РСйСР,

доктор философских наук, профессор Л.Н.Коган

доктор социологических наук, профессор й.У.Ыухаметлатыпов

доктор социологических наук, профессор В.Г.Овсяшшсов

Ведущее учреждение - кафедра философии Московского института электронного машиностроения.

Защита состоится 10 апреля 139,2 т. в 15 часов на заседании специализированного совета Д 064.13.01 по защите диссертаций, на соискание ученой степени доктора социологических наук в Башкирском'государственном университете имени 40-летия Октября,по адресу: г. Уфа, ул. Фрунзе 32, главный корпус, ауд. 01.

С содержавшем диссертации можно ознако..1иться в библиотеке Башкирского государственного университета.

Автореферат разослан & марта' 1992г.

Ученый секретарь специализированного (/%/-''' совета, доктор философских наук, доцент ' ''"М.Н.Сулейманов

'' '"'hi!.*,

з /

■rJ ОБШ ХАРАКТЕР ИСГИКА РАБОТЫ

туалыюсть исследование. Социологические проблемы техническо— го творчества псе более тяготеют к тому, чтобы стать относительно самостоятельной сферой научного познания. Знания о технике, получаемый в рамках науковедения, специальных социологических теорий и др. не раскрывают органической взаимосвязи техники, творчества и развития социальных отношений. Техника в целой ряда своих важнейших социальных аспектов остается в значительной мере внэ внимания исследователей. Теории же творчеотва строятся преимущественно как теории его познания или как теории решения изобретательских задач, развития творческого воображения и др., т.е. на уровне узко методического обеспечения интеллектуально-творческого процесса. Знание о технике как о результате и предпосылке научно-технического творчества и научно-техническом творчестве /НТТ/ как ватаейшей форме практической реорганизации и гармонизации общественного бытия пробретает громадную актуальность, а между тем методология НТТ как формы социально организованного практического действия до сих пор не разработана.

Анализ мирового инновационного процесса позволяет сказать, что со времен Т.Эдисона список технических проблем, т^ебукщлх творческого решения, растет пропорционально квадрату расстояния /во времени/ от своего исходного пункта. Все возрастающая острота глобальных и глобализация региональных проблем ставят человечество' в целом и отдельные народы в проблемные ситуации, разрешение которых возможно только путем мобилизаций творческого гения человечества и оптимизации творческих усилий народов, классов, личностей.

В эпоху НТР научно-техническое-творчество становится самой массовой, самой впечатляющей и самой тревожной сферой приложения социальной энергии масс. Ускорявшийся НТП размывает былые граница между созиданием и разрушением, их переходы друг в друга часто выходят из-под контроля человека. Оптимизация НТТ становится технологической, экологической, социально-экономической необходимостью, потребность в ней приобретает все возрастащую политическую остроту, которая, к сожалению, обществом еще недостаточдо осознана.

Речь здесь идет не столько о необходимости осознания масштаба

развертывания научно-технического творчества как процесса общечеловеческого, требующего постоянной коррекции межгосударственных и межнациональных научно-техшгческих, ннфорглацио1шнх, социально-культурных связей, что несомненно требует специального исследования, сколько об особой актуальности проблемы для общэства, испытывающего на себе историческую тяжесть хронического технологического отставания. Следовательно, необходимость глубокого таорэ-тичеокого осмысления проблэм НТТ обусловлена потребностям коренного обновления всех сторон общественной жизни, включая и сами инновационные отношения. Отсюда вытешет и актуальность методологического обоснования путей перестройки инновационного процесса, ломки устаревших догматизированных подходов к нему и разработки общесоциологической концепции творчества, .путей его оптимизации.

Другое важнейшее обстоятельство, предопределяющее актуализацию проблемы, состоит в том, что в современную эпоху сама творческая научно-техническая деятельность находится в фазе революционных преобразований, коренным образом изменяются содержание, роль и место НТТ в жизни общества. Теперь все более ясно, что без творчества и вне творчества, направленного, в первую очередь, на коренное обновление производственного аппарата, нет и не может быть господства живого труда над овеществленным, господства объединенных индивидов над исторически сложившимися обстоятельствами и над собственными духовно-практическши силами. Там, где кончается совместное, основанное на историческом опыте и науке творчество масс, там начинается власть, стихии, анархии, застоя. Для общества, вставшего на путь коренных социальш-эконо;,гаческнх преобразований массовое организованное творчество трудящихся - не роскошь, а жизненная необходимость. И это понятно. Чтобы добиться высокого благосостояния и общества в целом, и каждого отдельного работника, необходимо прэзде всего коренное техническое перевооружение производства и быта, а следовательно, требуются гигантские усилия в сфере научно-технического творчества, требуется радикальная перестройка всей системы научно-тохнлчеоких работ.

Научно-техническое творчество сегодня но может рассматриваться исключительно как источит технологического обновления и экономического процветания, принципиальная новизна ;; прибыль как критерии НТТ могут оказаться и нередко оказываются обманчивыми при обнару-

лгашш отрицательных апологических, социальных и других последствий применения новой техники. Растуцая необходимость всестороннего социологического обоснования технологических нововведений требует обновления теоретических основ и методологических подходов к разработке и реализации научно-технической политики.

В настоящее врали научно-техническая деятельность переживает серьезный кризис, суть которого состоит в ломке маиуфактурно-ремес-ленных форм ее организации и сползании творцов новой техники на позиции технократизма. Современные тенденции обобществления труда и производства, потребности развития народнохозяйственного комплекса обусловливают необходимость развертывания НИ как единого социально организованного процесса, органически включенного в систему общественных отношений, однако действующий похса механизм хозяйствования играет преимущественно дезинтегративную роль.

Кризис научно-технического творчества вырааает по существу кризис управления научно-техническим прогрессом. Именно управленце НТП нэ учитывает глубочайшие изменения, происходящие в самой научно-технической деятельности, во взаимодействия науки и произ- ■ водства, в соотношении между техническим, технологическими и социально-организационными изменениями в производительных силах. В условиях НТР научно-техническое творчество так или иначе перерастает узкотзхшгческие и ведомственные рамки, превращается в не-прзрцвний процесс воспроизводства творческого потенциала общества, в составную часть человеко-тюрческого социально-культурного | процесса. Сегодня нельзя планомерно управлять НТП, не управляя процессом формирования и использования армшГтворцов новой техники. Нельзя элективно управлять НТП, ориентируясь на принципиально новую технику и технологию ей самоцель ЮТ. Технологический идеал освобоздащегося от рутини человечества требует практической реализации своего г^.шнистаческого содэрхания. Исторически необ-ходкглш становится не только овладение новш технологическим способом производства, но и подъем технической культуры всего населения. Сегодня практически ясно, что техника - это не только средство производства, но и жизненное средство, средство общения и творчества. В какой би с£-еро человек не трудился, ему так или иначе приходится пользоваться современной техникой и та.: или иначе участвовать в ее совершенствовании. Технологический же перепорот, к которому вплотнуы подогла иаыа страна, гробузт нзпосруътвежо-

го участия широчайших ¡ласс, а следовательно, создания такого ансамбля общественных отношений, в котором всесторонняя социальная поддержа положительных творческих инициатив каждого становится условием творчества всех.

.Императив всеобщности творчества детерминируется не только технологическими, не только экономические, но и социальными причинами, потребностями расширенного воспроизводства и реализации творческого потенциала общества. Если в прошлые эпохи развитие способностей рода "челозек" совершалось за счет большинства человеческих индивидов и дата целых человеческих классов, то в современную эпоху развитие каждого отдельного индивида предполагает выход его на уровень общечеловеческой культуры. Высоко культурный, профессионально компетентный, творчески активный индивид становится необходимым для нормального функционирования общества.

Все это обусловливает актуальность теоретического осмысления социальной природы творчества, глубокого изучения "анага.сш" и механизмов движения общественно-комбинированных актов НТТ, закономерностей его развития как в масштабе общества, так и на уровне производственных коллективов нового типа, где находятся корневые узлы соединения науки с производством, экономики с культурой.

Ртегрн^, разработанности рроблэмц. В трудах советских п зарубек-ншс ученых многосторонне и обстоятельно исследованы общефилософские /Арефьева Г.С., Библер В.С., Давидова Г.А., Дшилевый П.И., Коршунов А.Л,, Павлов Т., Еигров К,С., Шумилин А.Т., Французова 11.11., Яцанко Я.В./, социологические /Беяозерцав В.И., Бзстудав-Лада И.В., Бокань Ю.К., Еояков Г.Н., Горохов В.Г., шариков 2.С., Коган Л.Б./ психологические /Буш Г.Я., Лебедев В.И., Поно^дарев Я.А., Пушкин В.И., йрошевский М.Г.,./социально-исторические / Алексеев ГЛ., Козлов Б.Я., Лилли С,, Барнал Дд., Чудаков Ю.Г./, экономические /Артемьев ЕЛ!., Кранец Л.Г., Николаев A.B., Кушшн В.П., Персиаиов P.M., Покровский В.А., Яковец Ü.B., востер Р./ и другие аспекты НТТ.

Примечательно, что концепция творчества, как деятельности в настоящее время в науке стала общепризнанной. Однако как обдесоцио-логичаская категория творчество на получило адекватного осмысления. Зто в полно!; мэре относится и к техш'ч.скому творчеству как зародашвой и наиболае ваягой форан соццашю-исго¡»шского пор-

£

чэства масс.

Необходимо также отметить, что ШТ нередко сводят к открытиям, изобретениям, усовершенствованна-,1, а то, что лежит за пределами этого, считается репродукцией, внедрением, исполнением. В "Философском энциклопедическом словаре", например, творчество определяется не относительно конкретных задач и условий, а безусловно, как "деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бившее"'''. В словаре "Научно-технический прогресс" о науч-но-техюпеско.1 творчестве говорится, что это "деятельность, порождаемая качественно новые результаты в области науки и техники и отличающиеся оригинальностью и уникальностью"^. Сада авторы словаря относят: рационализацию, изобретение, открытие. Что касается технических разработок, их экспертизы, внедрения и массового использования новых идей в технологических процессах, изделиях, организационных формах, то все это находится за пределами научно-технического творчества. Такой подход нам представляется узкпм. Практически он не способствует преодолению застойных явлений в сфере НТП.

Известно, что стратегия, содер;кание процедур оптимизации НП и еэ результат могут быть различными и даже противополо;шыми в зависимости от того, что мы понимаем под творчеством. Хотя большинство исследователей рассматривает творчество как высшую форму активности человека, особы!'} вид или качество человеческой деятельности вообще, однако и здесь имеется множество концептуальных вариантов, содержание которых зависит от выбора исследователем субъекта НТТ /индивид, коллектив, общество/, объекта НТТ /природа, техносфера, производственный аппарат, техника, технология, организация конкретного производства/ и, наконец, продукта НТТ /новая вещь, процесс, способ, новое в отношениях между людьми/. Теоретические представления об НТТ различаются также в зависимости от того, какой его стороне /духовной или материальной, информационной или организационной/ отдает предпочтение исследователь и как ему

1 Гайдзшсо П.П. Творчество .// Философский энциклопэ дичее кий словарь. M.,1983. С.570

2 Научно-технический прогресс: Словарь. И.: Политиздат, 1987. С.274.

видится конкретно-историческая, конкретно-системная связь НТТ с функционированием и развитием личности, общества к человечества. . До сих нор процесс теоретического осмысления НТТ сгладывался I таким образом, что наибольшее развитие получили психологические, I логические и гносеологические его аспекты, а общесоциологические I по существу не разрабатывались, Не случало поэтому в обществен-I ном сознания господствует представление об НТТ как об особого ро-\ да индивидуальной духовной деятельности. Проблема практического '* единства и взаимосвязи индивидуального и коллективного, общественного и общечеловеческого в НТТ социологией не разработана, что уке само по себе является серьезным препятствием оптимизации НТТ. Но осмыслены механизмы дивергенции предпосылок и продукта НТТ на объектную и субъектную состаашшдие. Одь^ исследователи ограничиваются рассмотрением творчества как процесса преобразования объекта и выделяют новизну, полезность, ценность, красоту как всеобщие существенные признаки НТТ. Другие рассматривают творчество преимущественно как самоуправление индивида , его самореализацию, самодеятельность, самопреображение.

Пытаясь преодолеть узость сложившихся представлений об НТТ, автор пришел к выводу о том, что творчество надо рассматривать как диалектическое единство преобразования объекта и преобразования субъекта, как преобраяеняе самой деятельности, ее предметных, духовных и организационных компонентов. Зсли единство объектных и субъектных предпосылок фиксируется нами как основной закон любого дискретного акта творчества, то единство преобразования, преображения объекта и субъекта является выражением того жэ закона со сторона непрерывности творческого процесса. Само же единство дискретности и непрерывности, единичного, особенного и общего, необходимого и случайного в творческой деятельности можно правильно понять • только в том случае, если творчество рассматривается как надындивидуальный социально-организационный процесс, базирующийся на определенном конкретно-историческом общественном отношении, которое обнаруживает себя в творческой деятельности индивидов и модифицируется посредством её. В свою очередь, творческость индивида сама по себе не мохет быть ни частью, ни стороной, ни тем более сущностью их активности. Индивидуальная деятельность истинны:,1 творчеством может быть только в соотнесении её с деятельностью предц-.ествэнников и современников, как более или менее сознательно в1г -;энное отношение

иадшшда к общественно.¡у прогрессу и к соОэ лично как носителю Бесчеловечности. Что касается психологической 11 логико-гносеоло-гач.юкой сторон творчества, то они являются отражением л субък-ш:ш пира гг.тза этого отношения, ¡¡рч такол подходе становится 1 ¡ои юлыа логически осмыслить творчество и как дискретной акт, и как непрерывный общественно-исторический процесс, понять неразрывную связь ооществеаного способа производства и творчества, творчества и культуры, сущности человека и существования творческой

л1чнооти.

Представление о творчестве как общественно.« отношении является сойюйаой прэдноеалкон для научного анализа всего :лиогообра-зия ого ..оры и комбинаций, осноьой разработки методологии и стратегии опти.шзации как совокупного процесса 1:1 Т, так и отдельных коллективных и индивидуальных творческих актов. '

Следует отаетнть, что в сощ1эльно-£'илосо&ской литературе не было сколько-нибудь серьезных попыток исследовать творчество как социально-оргаиизационнин ироцзсс. Вопрос по существу даке так и ¡ю ставился. Общественные отномзния если и рассматривались исследователя:«, то в основной как условия творческой деятельности, а ш как коренные его основания. Не случайно, воспроизводство субыг-екта и'ГТ до сих пор происходит в основном стихийно, хотя давно назрела потребность перейти от преи.тущественного отбора талантов I: целенаправленной их подготовке. Превращение производства вещей в самоцель, валовый подход ко всем сферам человеческой деятельности, остаточный принцип инвестирования социальном сфэрн, при-¡¡ижэпие рола кличознх факторов процесса воспроизводства сущностных сил человека приводят к деградации социально-культурной среды, кризису общества клзнпо субъекта творчества.

Летодо.'огцчзсиие основы исследования. Исследование базируется на д!1алектико-..:атериалистшеско:.1 методе, на слокивше.лся в нашей стране общесоциологяческои подходе к анализу общественных явлений, познанко основных закономерностей развития инновационных отношений и массового научно-технического творчества трудящихся. В ра_...:ах длалактико-материа-тастического понимания социальных процессов творчество рассматривается прежде всего как деятельность коллективная, массовая. Под субъэкто.л творчества лошЕла^ся со-циалышо группы, классы, человечество, а под объектом - услоеид человеческого существования,состояние человечзской деятельности.

Поскольку НТТ как одна из составляющих социального творчества масс является современной формой их технического творчества и важнейшей движущей силой НТР, постольку исследование опирается на социологи» науки и тэхицки, социально-философскую теорию НТР и, конечно но, на теорию управления и самоуправления, весь комплекс наук о человеке,

. Общёсоциологический подход в исследовании органически дополняется конкретно-ооциологидаским, который включает в себя специальные методы изучения социальных процессов,

Проблема творчества относился к числу фундаментальных философских и социологически-.: проблем, однако она не получила необходимого методологического осмысления, поэтом/ автор, анализируя НТТ как стершевую и наиболее массовую форму сощамаю-истортвского творчества, большую часть своего исследования посвятил методологическим аспектам НТТ, более глубокому раскрытию его социальной сущности, выявлению связи творчества со способом цроизводства, его встроенное™ в конкретно-историческую совокупность общественных отношений, воспроизводящих исторически определенного субъекта творчества, детер..шнирующих направленность, и способы реализации его творческого потенциала. Всь оОщесоциологшзские и специальные социологические вопросы этой проблематмси, её методология, соотношение субъекта и объекта творчества, источников и движущих сил об- ■ новлания общества, диалектика интересов участников инновационного процесса, пути гармонизации их творческого взаимодействия и оптимизации совокупного творческого процесса и т.д., являются, несомненно, предметом общесощюяогичэского анализа, что и обусловливает защиту представленных результатов исследований по специальности 22.00.01 - Теория, методология и история социологии.

С другой стороны, весь круг рассматриваемых вопросов конкретизируется автором применительно к задачам коренного обновления общественных отнопений, придания им более высокой творческой энергии. Исторический и логический подходы к анализу НТТ находят надежную почву для обогащения и проверка теоретических подоконий практическим опытом современной эпохи. Большое вииманпз уделяется допеку, формированию и применению в ходе исследования наиболее подходящих логических, гносеологических приемов, лозю-щшчих нетрадиционно ставить проблему.

Б анализе поставленных в дассертацяоииоа исследовании ноблем

автор опирался па оЦащадыпв нокулвптк, рзшонпя и материалы, опублиг.озапшга работа советских и заруб заик учение, материа-.тк периодической лзчатп, конкретных социологических исследовании, статистччеспю сборники, справочную литературу.

Объект п прак.мт исследования. Объемом настоящего исследования является ппучно-тэхническоо творчество, а его предметом -социальная природа и методологические аспекта оптимизации НТТ.

Даль ц залачн исследования. Целью настоя.;oii работы является попптг.а системного нсслодования социальной природы л механизмов развития паучно-тзхнпчоского творчества трудпаргхся и шшв-лонио оолозных нроблэ.м и путей его оптимизации. Исходной методологической поешкой нсслодования является известное теоретическое подо, инно о том, что труд есть пололитэльная творческая деятельность, процесс с а .»осуществления человека. Зтот процесс вграаот оерэд^тениоо оо,, ;ствошюз отношение рабогн:п;а к обра-ctarffiao.Jor.iy е.; предлогу ,¡ к своим собствэпшл трудовом способности.! ;; тступ.чзт к ¿дииство преобразования объекта н субъекта.

Кг.:; сзг.-стио, и ходе обазствош.'о-пстордчоского развития, в ргз/льт-'.тз .v-jp-j. :з.-.!л ьнутреших противоречии этого развитая, углублюсь: ¿аа'.оленля обс^ствэшюго труда, обособления и со-дпашюго ¡х*.сирзд:>лвшя доятслышх <£>уиг,цпй труд как целостная индивидульная деятельность все болео расцепляется, происходит отд-жзччв умственного труда от ^изичеолого, це.яэдолагаю-цей управлондзелол деятельности - от исполнительской. Вследст-l'íw этого man.юотпои-зюю простых элементов груда как тпорчэс-:х>л ДЗЯТ0.-Л.К0СТИ нзпзбзазю принимает v.opi.iy общественного, со-щшлыю-классового взой юоиюлоши, отношение человека к предмету труда, :: средствам труда и "к своим собственным трудовым скособнееим - '>рму от1;о:-9ыи человека к человеку, к общественно с^ор лрокшшкм к коллективно разЕипае.лш .латзряалыгам и-духовщлл элгпптии производства. i3 результате творчество опознается ¡Г; тать.» гпоо-оэлопгюскон з психологической, но н сощидлыда-экопо лпесвоК копл.ратио-'.юторичйскоИ категорией.

еекос твочэство ¡аас оОдоствзшю-ломбпклровап-.üü, to:;¡a7:,;!o-oi-vr.mncxúiOíaiii2 процесс и составляет задачу вя-сеоя'.ого i;sa:Автор создал посктку раса.ргпгь граш-цл тг ,:ari<«iiwro •¡ссл?,;о:"л::я ШГ л яоттать его не так nC^^'s.ii'-Uh дмглло-гкосоо-: мд^ес:л:Я нлт суЛокгшю-пссхо.»оги-

ческий феномен, а как специфическое отношение и, следовательно, сосредоточить главное внимание не на гносеологических и психологических, а на социологических аспектах творчества.

Исследуя основные проблемы социологии НХТ, автор делает попытку решить важные научные задачи:

- выявить новые аспекты социальной природы НТТ, ето связь с процессом обобществления груда;

- обосновать научную правомерность и настоятельную необходимость комплексного системного исследования НГТ как конкретно-исторического выражения процесса обобществления труда, как исторически определенного способа самовозвышания бытия человека;

- определить особенности взаимосвязи НТГ и культуры, исследовать содержание и структуру потенциала ШГ, диалектику взаимодействия его основных компонентов;

- разработать методологические основы концепции, определить важнейшие принципа и пути оптимизации БТТ.

Исследование автора, разумеется, но претендует на решение всех проблем научно-технического творчества. Огромная слозшость темы, шогоаспектность её проблем в условиях свободы научных исследований дают возможность развития иных концептуальных подходов, отличающихся от развивавшх в диссертации.

Б процессе исследовательской работы решены следующие теоретические и методологические проблема:

- выявлена, определена и обстоятельно исследована социально-историческая природа научно-технического творчества, дано философско-социологическое обоснование фундаментальному выводу о том, что НТТ является конкретно-историчесюш выражением процесса обобществления труда; сформулирован и структурно-логически развернут принцип диалектического единства технологического, вкономического и социаль- •• того обойцествле::::я труда;

- дан анализ научно-технического творчества как целостного социально-исторического явления, иссяедовани системная взаимосвязь творчества и культуры, структура потенциала НТТ, механизм взаимодействия его материальных, духовных и организационных компонентов;

- дано методологическое обоснованно и разработано понятие НТУП /научно-технический уровень производства/ как меры развития творчестве производительных сил общества;

- исследовали пути и возможности эффективной реализации потенциала ИТТ, разработаны основные направления его оптш.шзащш как общественно-комбинированного процесса;

- дано социологическое обоснование фундаментальной идеи о всесторонней гуманизации труда как высшем принципа научно-технической политшси н стратегии оптимизации HIT.

Из общей совокупности исследуемых автором проблем на защиту выносятся всв основныэ положения, характеризующие изложенную здесь новизну исследования.

Герпетическая и практическая значимости исследования. В диссертант и опубликованных автором работах дальнейшее развитие получили категории, выражаздие природу творчества, обстоятельно проанализировано социально- историческое содержание НТГ. Выдвинутые в работе положения позволяют значительно обогатить и углубить понимание сущности, закономерностей и механизмов НТТ, наметить пути преодоления разобщенности мзвду различными подходами и концепциями творчества, определить валившие направления и принципы научно-технической и социальной политики, оптишзировать процесс воспроизводства н реализации творческого потенциала общества, осуществить мэры по всесторонней гуманизации труда и производства.

Значимость проведенного исследования проявилась п активном вовлечении малоизученных, но весьма существенных положений исторического материализма в совремешг/в идешо-теоретическув борьбу, в духовную культуру общества. Положения, выдвинутые ж разработанные в диссертации, позволяет глубже исследовать современные проблемы совокупного инновационного процесса, продуктивно развивать концепцию творчества, способную в открытом диалоге с различными системами отстаивать и совершенствовать гуманистические принципы, социальную справедливость, демократии.

Выводи п рекомендации, сделанные автором, иогут содействовать решению проблем коренного технического перевооружения народного хозяйства, гармонизации технического и социального развития общества, подготовке инженеров нового типа, роста творческой активности масс.

Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе при изучении ряда тем философии, общей л прикладной социологии, при подготовке спецкурсов, а тахшэ в практике ссниолоптскиз: исследований.

Атгробатшя исследования. Диссертация написана па основа исследований, результата которых и их продуктивность прошли практическую проварку в различных формах в течение более 15 лет. Содержание диссертации доведано до сведения научной общественности в виде монографий, статей, методических разработок, тезисов докладов и выступлений на конференциях, научных совещаниях и семинарах.

По материалам исследования опубликовано 75 работ объёмом свыше 30 'печатных листов, в том числе 5 работ опубликовано в центральных изданиях. Результат исследования изложены в монографии "Социально-философские проблемы оптимизации научно-технического творчества", выпущенной издательством Уральского университета в 1990 г.

В основу настоящего исследования положено понимание научно-технического творчества как специфического общественного отношения, отношения, которое в той или иной мере, с той или иной полнотой выступает, во-первых, в форме отношения, составляющего основу способа производства, а стало быть, основу механизмов формирования потенциала творчества и распределения' его среда массы индивидов. Во-вторых, это так или иначе отношение индивидов друг к друту в процессе решения объективно складывающихся творческих конкретно-исторических: задач, отношение, являющееся непосредственным источником их творческой активности. В-третьих, это отношение индивидов к самим себе как носителей потенциала творчества к носителям час- . тичных репродуктивных функций, отношение неудовлетворенности наличным бытием, определяющее стремление к его полноте и гармонии, интенсивность и направленность творческой активности индивида. В-четвертых, все зто находит выражение в следующих друг за другом актйх творчества, раскрывающих его как специфическую целостность. При этом диалектический путь процесса творчества складывается из трех основных ступеней: I. исходное объективное отношение /противоречие/, предпосланное как потенциальное взаимодействие; 2. отношение субъективированное и модифицированное в форму творческой деятельности - актуальное взаимодействие; 3. отношение как снятое взаимодействие и положенное в результатах деятельности в форме предпосылок новых творческих актов, раскрывающих обновленное отношение лвдей к общественному прогрессу и миру в целом.

Такое понимание интересующего нас пред-лзта диктует метод, логику исследования и построения материала.

реввад £дава . "Социальная сущность и конкретно-исторический характер научно-технического творчества трудящихся" посвящена анализу социальной природы и общественно-исторической сущности НТТ, Здесь раскриваотся содержание основных понятий реза.шрукщшс творчество. НТТ рассматривается как особая форма практики, как инструментальная компонента творчества вообще, Устанавливается, что творчество отличается от нетворческой деятельности, во-первых, тем, что ото в конечном счете деятельность, направленная на преобразование самой себя, во-вторых, это пололштельная деятельность)! п-тротьих, творчество есть единство положительного преобразования и объекта, и субъота. То ость, творчество нельзя правильно понять в отрыве от процесса воспроизводства ого объекта, субъекта и способа их соединения.

Пытаясь преодолеть абстрактное понимание новизнн, полезности и красоты как критериев НТТ,, автор обосновывает вывод о том, что ука-зашше критерии следует рассматривать конкретно, в системе совокупной творческой деятельности общества п деятельности, образующих aro коллективов, исходя из понимания творчества как целостного социального процесса. Сам ;ю этот процесс шэвт конкретно-историческое содержание и выступает как преобразование, упорядочение, возвышение человеческой деятельности, её предметных, духовных и структурных компонентов на осноье познания и использования законов движения материи, законов развития общества. Выступая изначально как родовое, социальное качество трудовой деятельности вообще, по мере разделения труда творчество ввделяется и обособляется в деятельность особого качества особых групп людей /управление, наука, техника, искусство/. Завершение технологической революции предполагает снятие исторически олоянвшейся дивергенции творчества. Благодаря превращению деятельности общества в единый, основанный на науле, социально организованный процесс, снижется противоречие между творчеством как родовым качеством деятельности и индивидуальным творчеством пак деятельностью оообого качества.

Творческое положительное преобразование деятельности осуществляется в меру ее развития, средствами и способами, заложенными в ней самой. Способ производства так или иначе определяет содержание и направление активности трудящихся, "поощряет" одни видн инициативы и сдерживает друтие. Механизм воздействия спсоба производства

на творчество трудящихся раскрчвается автором посредством анализа диалектики способностей, потребностей и интересов, с одной стороны, и выявления связи доминирующих элементов производительных аил с господствующими формами накопления богатства. Автор отмечает, что каждая общественно-экономическая формация решает присущим ей способом исторически определенную совокупность творческих задач, при этом преобразуется не вся социальная деятельность сразу, а отдельные её стороны. Смена исторических эпох обнаруживает смену доминирующих форм развития производительных сил. Такнш доминантами являются естественные производительные силы /силы природы и физические силы человека/ - первобытная эпоха, эпоха patío- и землевладения; искусственные производительные силы, овеществленные в технике и деньгах трудовые, творческ.i способности людей - эпоха капитализма; и всеобщие общественные производительные силы /наука, управление, социальное общение/ - современная эпоха. Каждой эпохе, каждому этапу доминирования той или иной производительной силы соответствуют и дадииируицие формы богатства /натуральная, денежная, социально-культурная/, а следовательно, и доминирующая форма и направленность интереса.

Исторически доминирующим производительным силам соответствуют не только специфические элементы, "конституирутадие собственность", но и способы накопления богатства. Исторически ограниченные в сво-__ ем производстве и потреблении индивиды стихийно ориентируются на господствующие формы богатства и помшдо воли и желания реализуют общественный интерес, заключающийся в необходимости преобразования преимущественно той или иной стороны производительных сил, совокупной деятельности общества. В осново этого процесса леянт ме- . ханязм накопления и разделения труда, ибо разделиться /отделяться/ мояет то, что накоплено, а накопляться - то,что отделено.

Сэм ход развития производительных сил наводит индивидов на необходимость тех или иных форм накопления. Í1 в рамках этих исторических форм осуществляются их инициатива и творчество.

Современные производительные силы не могут функционировать и развиваться, не опираясь на все более универсальное общение индивидов как личностей. Более того, именно подчинение социального об-¡цения всем индивидам и составляет специфику наро'лданщегося способа производства, основанного на творчестве как обществ энном отношении. Не вещи, не средства производства сали по себе составляют предает общественной собственности, здесь спешк/пч-эск: м господствующим

инструментом присвоения выступает универсальное общение индивидов.

В условиях, когда ва:шойаи;.ш и определяющими яроизводитальшми силами становятся нарта, организация, социальное общение, то этими силами как формами общественного богатства нельзя владеть иначе как всем вместе. II для того, чтобы выполнить роль собственника, индивиду необходимо овладеть этой совместностью, выработать в себе качества подлинного коллективиста, управляйтего, хозяина. Поэтому в эпоху доминирования всеобщих общественных производительных сил универсальное развитие индивидов становится первейшим условием раз-пития общества. Для того, чтобы исторически ноъие технологический, экономический и социальннй уклады конституировались в целостность, необходимо превращение труда во всеобщий творческий процесс. А это предполагает технологическое и экономическое освободцение труда,которые ш только создают воэ.лолшость, но и делают необходимой всеобщность социального творчества и кристаллизацию этой всеобщности в основное общественное отношение. Это обусловливается глобальными технологическими, экологическими, экономическими причинами становления п развития ноосферы.

Само же превращение совокупного трудового процесса во всеобщую творческую деятельность из есть сугубо технологическое или социально-экономическое явление, он выходит за рачки экономики и обнаруживает себя как глобальная культурная революция, основу которой составляет социальное обобществление труда.

Во второй гладе "Обобществление труда и процесс научнс-техничес-кого творчества" рассматривается взаимосвязь обобществления труда и 1ГГ Т. Исследуется структура и механизма движения творческих актов, Отмечается, что внутренним и..шульсом саморазвития деятельности является противоречие ме::зду фор :ой труда /состав операций/ и формой орудия труда. Ведущей и определяющей стороной этого противоречия выступает изменение формы труда, которое обусловливает изменение формы орудия ц в конечном счете ведет к социальным изменениям, которое накапливаются, кристаллизуясь в предметах материальной культуры, формах труда и общения людей. Взятый как предпосылка и результат творчества этот процесс выступает как организационное упорядочение деятельности, как процесс обобществления труда.

Под обобществлением, как известно, понимается процесс "превращения труда из индивидуального в общественный на базе углубления

• разделения труда и замены средств производства обособленных производителей средствами производства, требундадл коллективной деятельности"* Такое определение однако не является достаточно полнш, поскольку на учитывает связь обобществления о культурой и творчеством трудящихся,

•¿втор утверздает, что не рассматривая обобществление как г.шого-урошавнй, даогокомионэиишй процесс модификации социальных изменений в элементы материальной, духовной и организационной культуры, невозможно правильно понять превращение процесса труда из индивидуального б общественный я наоборот, йроцосо трансформации потенциала общественной культуры в анэргию индивидуальных трудовых творческих актов в конечном счет« выступает коцкратно-историчзским выражением процесса'обобществления труда, за оргшшэациошю-экошизг-чесзсой оболочкой которого обнаруживается более глубокая социально-культурная сущность, а именно превращение труда во всеобщий творческий процесс к возрастание масптзбов творческой личности.

На каадом историческом этапе процесса обобществления доьиниру-ет та или иная его стороне /технологическая, экономическая, социальная/, сторона обуславливается процессом (¿орла-ровакия единого "'{ахкояогического тела" общественного труда, об-щзствешигх првдеатвдс условий деятельности индивидов. Если просты:,! инструментам тзхнологшаскз необходим индивидуальный труд, маши-нам-гладакданий, то рришнешш систем машин', комплексная автоматизация, компьютеризация экологизация производства предполагав! социально организованный и в перспективе планетарно согласованный труд.

сторона обобществления труда состоит в упорядочении отнощзкий работников друг к другу в связи с изменяющимися .объективными уоловзягдз их деятельности, Эконо.ягческое обобществление труда нельзя отоздеотвдять с-национализацией средств производства, Оно предполагает общественный характер не только самого процесса труда, но и его предпосылок, условий и результатов,'А это возможно тогда и в той маре, когда и в какой мере наука, управление, непрерывное образование и свободное общение людей станут ведущими и опрэдвляжщими факторами общественного развития. Экономическое обобществление труда в конечном счете означает преврати Шкредов В.П. Обобществление труда. Экономическая энциклопедия.

4 Т.З. и.,197В, С,130.

щошю ого в первую кизненную потребность.

ОЗШШМШЗ. обобществление труда выражается в формировании и реализации необходш.шх уоловиИ развития индивидов как субъектоп труда, в росте творческого характера их деятельности и масштаба их личности. Здесь речь по существу идет о процессе превращения частичного работника, эмпирического индивида в индивида всешрно-леторичзского и универсального, цели, масштаб и содержание деятельности которого приобретают всеобщий характер. Ясно, что указанная тенденция ;лэ:::ет быть в полной мэре реализована только в перспоктнво, а предшествуздио ей формы являются «сторическжга ступенями превращения индивидуального труда во всеобщий, научный и универсальный труд.

Социальное обобществление виранается в возвышении труда, возрастании свободы индивидов по отношении к природе и обществу. Этот процесс осуществляется как борьба различных сил п тенденций и, в ■ первую очередь, тенденций роста взаимозависимости, взаимообусловленности и роста независимости, обособленности, автономности труда индивидов. Противоречие меэду указашщ/я тенденциями разрешается посредством дроблзния и укрупнения единиц трудовой деятельности. Относительно обособленные обцествонныэ комбинации труда могут быть виракением преимущественно технологической, экономической, социальной целостности трудовых процеосов или их гармонического единства. В сбою очередь, целостность процесса обобществления труда обеспечивается единством устойчивости и изменчивости его общост-вэнних комбинаций, Устойчивость обеспечнваетоя господством определенных форм собственности, а изменчивость реализуется посредство!! НТТ.

Растущие интеллектуализация«;! гуманизация труда меняют отношения собственности в том направлении, что уао не тзещя сами по себо, а универсальная творческая личность становится главным фактором целостности организационных форм труда, полноты и всесторонности его обобществления.

В свою очередь творческая личность можэт реализовать себя только посредством общения с другими, посредством инициирования коллективных творческих действий ш участия в них. Именно коллективность выступает как выражение социального обобществления труда и важнейшая закономерность творчества. Рассматривай это? вопроо, автор обосновывает тезис о необходимости формирования коллектя-

нов нового типа - подлинных субъектов творчества.

Такая необходимость обусловлена тем, что характер современных творческих задач предполагает слаженные коллективные действия. Растущая непрерывность творческого процесса обеспечивается дискретными во Бремени и пространства творческими актами, предполагающими "всеобщую согласованность а скоординированность творческих действий индивидов, Отдельный новатор, решающий современную творческую задачу, на может не опираться на коллектив единомышленников, дополняющих его овоини творческими способностями. Причем это взаимодополнение становится обоадной необходимостью. Самоуправление индивидов б их творчества обеотачивавтся мягким управлением-.имя'-оо сторона коллектива, решающего совокупную творческую задачу и поочередным управлением коллективом со стороны калдого участника совокупного творческого акта по мере перехода от одной части творческой задачи к другой, трабущей 0006011 компетентности и авторитета. Коатому объективная необходимость роста коллективности творчества должна дополняться демократизацией управления, ого обобществлением.

Коллективизм и творчестьо выступам как два взаимосвязанных, взаимоопооредствующих момента. Уровень и непрерывность творческой активности трудящихся является мерой их коллективизма. В свою очередь, чем вшяэ сплоченность коллектива, чем вше уровень внутренних коллектисгских связей, тем выше и творческая активность коллектива.

По мере обобществления труда производственны!! коллектив становится все более самостоятельным, активным и универсальным субъектом НТТ. Это обусловлено тем, что здесь, во-первых, наиболее активно идет сращивание экономики о культурой, все более гармонически сочетается процесс положительного преобразования объекта и субъекта НТТ. Во-вторых, деятельность производственного коллектива не привязана к какой-либо особой науке, напротив, здесь практически осуществляется синтез наук /естественных, общественных, технических/ и синтез разнообразных деятельностей. И, наконец, коллектив является органом связи индивида с обцзсгвом. Именно благодаря посредствующей роли коллектива личность моает опираться на творческие возможности общества, использовать их как собственный потен-ал творчества.

Круг вопросов о потенциале научно-техническом творчестве рас-¿0

сматривается в третьей главе. Здесь отмечается, что содержание творческой деятельности, масштаб и глубина охватываемых проблем, ее эффективность определяются прездэ всего состоянием культуры, выражающим творческие возможности общества, его творческий потенциал. Автор выделяет три основных компонента творческого потенци-а'дкматерпально-технический компонент /научно-технический уровень производства/, интеллектуально-духовный 1, организационный компоненты н подчеркивает, что ни материальные, пи духовные компоненты сами по себе еще не содер;кат всех необходимых и достаточных условий для осуществления творческой деятельности. Творческий потенциал определяется органической связью, подвижностью, способностью к взаимному преврацешпо этих компонентов деятельности. Именно в творческой деятельности соединяются материальные и духовные компонента производства, материальная культура становится фактором развития личности трудящегося, (¡¡актором развития его творческих потенций, а духовная культура становится активным агентом производства, материально творческой и предметно воплощающемся наукой. Это взаимное иреврапепие материальных и духовных компонентов производства составляет сущность г» внутренний механизм творческой деятельности. Поскольку это веалишое превращение составляющих творческого потенциала осуществляется всякий раз исторически определенным образом, в зависимости от общественного устройства труда, постольку по мере обобществления труда возрастают роль и значение третьего, организационного компонента. Именно тип общественной организации определяет способ построения как материально-технических, таге и духовных компонентов производства, а следовательно и способ накопления, и содержание потенциала творчества.

Для осуществления акта НТТ требуется определенная совокупность материальных и интеллектуальных, объективных и субъективных предпосылок, необходимых и достаточных .для эффективного разрешения противоречий, возникающих на стыке нового и старого в системе развивающейся производительной деятельности человека. Комплекс таких возможностей и составляет потенциал НГТ. Саш эти возможности зависят от уровня развития людей. Но как определить уровень развития человека, меру его творческих сил? Решая эту проблему, научная социология оценивает творческие потенции индивида не по особгм характеристикам его собственной телесной организации, а по параметрам "телесной" организации общества в целом и по отношению к ним этого индивида. Следовательно, кельзя понять творческий статус личности,

не исследовав творческий потенциал общества в целом.

Хотя и наука /знание/, и производство, и формы обшенйя являются в равной мере необходимыми общественными потенциями Ш'Т, производство в этом взаимосвязанном ряду занимает ключевую роль, ибо только оно делает действительным отношение индивида и к науке, и к технике, и к другим людям. Именно через свой научно-технический уровень производство наиболее глубоко и емко выралает творческий потенциал общества б целом. Автор полагает, что научно-технический уровень производства /1ГГУП/ есть понятно, конкрвтизирущее содержание изменений в уровне развития производительных сил ободества. Введете этого понятия в научный обиход позволяет связать развитие производительных сил общества в целом с ростом их в рамках отрасли, региона, предприятия, рабочего меота как элементов народнохозяйственного комплекса. Кроме того, НТУП является предметным выражением и отражением состояния развития человеческого компонента производительных сил. Он определяет структуру живого труда, соотношение его физического, умственного и управленческого компонентов, т.е. несет в конечном счете не только технологическую, экономическую, но и определенную социально-политическую нагрузку. И,наконец, рост НТУП - это вачшейший показатель потенциала НТТ,

НТТ и НТУП взаимосвязаны диалектически как проресо и его продукт. Поэтому качество и эффективность научно-технической деятельности невозможно правильно определить баз оценка роста НТУП. С другой стороны, НТУП выступает из только как результат, но и как важнейшая предпосылка научно-технического прогресса, который имеет свою строгую внутреннюю логику, фиксируемую сменяющими друг друга ступенями, качественными состояниями КТУП.

Особое внимание аятор уделяет разработке единого методологического подхода в оценке НТУП, пригодного как для социологического анализа общественного производства в целом, так и для отдельных его звеньев. Такому требованию отвечают Известные фундамент альше понятия как "технологический способ производства", "технологический уклад", "технологический базис"« Ручной, механизированный и автоматизированный способы производства - вот исторические ступени развития технологии.

Поскольку обоз НТЛ сегодня растянулся от топора до гибких ро-бототехпичоских систем, от полукустарного труда отдельных сдельщиков до вксочаших фора его общественного комбинирования, по-

стольку реалышй КТШ к общества, к предприятия, и региона нужно оценивать по господствующему технологическому укладу в обществе, в машиностроении, в основных цехах предприятий.

Однако оценка НТУП только по технологическому признаку недостаточна. Правильно оценить его' невозможно без рассмотрения уровня организационной упорядочности "су,хщ технологий", вещественных элементов производства. Здесь речь идет о "научной комбинации машин", о специализации, концентрации, комбинировании элементов техносферы, их стандартизации и унификации. Под этим утлом зрения должен рассматриваться НТУП на только в масштабе общества, но и на уровне региона, поселения, предприятия.

В развитии техносферы несомненно действует закон возрастания роли организационного фактора, который проявляется трояко. Во-первых, организационное развитие техносферы обусловлено развертыванием /распараллеливанием, дн^оренциацией/ рабочих процессов, обособлением отдельных операций и закреплением их за специализированными техническими средствами. Во-вторых, оно состоит в свертывании /^шрощетш/ технолопгчзского разнообразия, сокращении количества стадий, операции в связи с овеществлением технологических функций человека и переходом к принципиально новым способам воздействия на предмет труда или в связи с совмещением во времени /в пространстве/ технологических процессов /операций/. В-третьих, развитие техники состоит в преемственности организационных форм, накоплении упорядоченности, органичности техносферы.Выявлено, например, что при переходе от одного вида техники к другому значение организационного ¿[актора возрастает на порядок.

Научно-технический уровень производства определяет количество и качество вещественных элементов, вовлекаемых в тот или иной творческий акт. В связи с этим отмечается, что одна и та :ге вещь может быть как предметом труда, так а предметом творчества, аналогично - и со средствами творчества. В определенном смысле можно сказать, что средства производства есть одновременно и средства научно-технического творчества и поэтому НТУП является продмет-нпм выражением творческих возможностей общества. Быть средства-,.ы производства или средствами творчества - нэ свойство самих вещей, а их системное качество. Технологическая установка химического предприятия является средством производства товарного продукта и средством творчества, если она используется ддя тех-

аз

нологичэских экспериментов. Разумеется, нельзя произвольно отождествлять средства производства и средства творчества. Однако в любом случае - берем ли мы научные приборы, технику эксперимента или обычные инструменты - на всех ле;шт отпечаток производства, его научно-гехнлчоского уровня.

'НХ'Ш определяет качество творческой деятельности, ее уровень и .маситаб. Этому уровню должно соответствовать и состояние человеческого компонента производства - знания, мастерство работников. Знания, рассудительность, изобретательность и воля работников становятся компонентом творческого потенциала не сами по себе, а в связи с технологической необходимостью и при определенных целевых обстоятельствах, когда уровень знаний и опыта работников вше уровня знаний, уке воплощенных в технике и организации труда и производства. То есть, тут главную роль играет на духовный потенциал сам по себе, а разность потенциалов, оперекащий рост знании и ыастеротва работников, задел научно-технических идей, разработок и т.д. Речь идет, в первую очередь, о состоянии науки, интеллектуальном потенциале /Ш/ общества,.

Раскрывая содержание Ш, автор выделяет в нем теоретическую и практическую составляющие, представленные с одной стороны, естествознанием, техникознанизм и обществознанием, а с другой стороны -опытом, изобретательностью, творческой сметкой иироких масс трудящихся.

^втор отмечает, что наука в наиек стране превратилась в мощную, хорошо оснащенную специфическую отрасль народного хозяйства, которая обеспечивает значительную часть ьшровой научной продукции.

Особую роль в системе интеллектуальных возможностей ускорения НТП играют открытия, изобретения. Запас патентов составляет весь-• ма существенную ^алть потенциала ШТ, ибо идеи, заключенные в патентном фонде, получили практическое подтверждение и оценку.

Автор классифицирует изобретения на технологические, технические и организационные, обосновывает необходимость отбора, оценки и государственной регистрация последних.

Б диссертации обстоятельно анализируются пате.латизация и гуманитаризация научного знания, которые рассматриваются как важные закономерности роста интеллектуального потенциала творчества.

Особо отмечается, что интеллектуальный потенциал НИ предполагает, во-пзрвих, избыточность наличного знания по отношении к материализованному, субъективированного по отно^пип к объекта-

вированному; во-вторых, избнточность или интенсивность одной форда знания по отношению к другой /скатам, общего по отношению к специальном;' и т.д./; в-третьих, избыточность знания субъекта НТТ но отношении к нзукоемкости задачи. Такого рода избыточность интеллекта достигается посредством фунд&маитализация знания, применяемого в актах НТТ п всесторонней интеллектуализацией kiboto массового труда. Известное положение о том, что практика вике теоретического позпсния сегодня в сфере НТТ подтверждается тем, что наибольших успехов в деле ускорения КТП добились именно те страны, где практический интеллект вшэ теоретического.

Раскрывая содержание организационного компонента потенциала НТТ, автор обращает внимание на то, что творческая деятельность предполагает определенную упорядоченность материальных и духовных компонентов производства. При этом структура духовных компонентов производства, вс-первых, должна соответствовать его научно-техничес-ко:лу уровню, во-вторых, они вместе должны представлять собой опре-делоипую форму ¡их соединения, организация. Оргаипэащюшшй потенциал НТТ определяется способом соединения материальных и духовных компонентов производства, различии составляющих творческого акта, гибкостью форм взаимодействия его участников и др.

Важно отметить, что взаимодействие участников творческого акта обусловливается из производством самим по себе, а общей целью, которая как закон определяет способ и характер действий человека и которой он дол тан подчинять свою волю'. Автор исходит из того обстоятельства, что в современную эпоху и технологически, и экономически, и экологически, и социально становится необходимым такое сознательное начало в НТТ, которое тлело бы общенациональный, а в перспективе планетарный масштаб. Человечество-вьшутдено опираться на обпив стандарты и нормы НТТ. Все это отнюдь не означает шаб-лонизации тгорчества или отчуждения его от масон трудящихся. Речь идет об оптимизации целей на основа выработки механизмов согласования общественных, групповых, коллективных и личных интересов. Речь идет о становлении нового типа предпринимательства, ориентированного не столько па прибыль, сколько на экономлю социального времени и повшэние эффективности его использования.

Потребность в социально организованном непрерывном HIT предполагает cpanptamie трех основных видов производства - производства

вещей, производства знания и производства сущностных сил салого человека в единый социально-культурный процесс, в котором интегральной формой становится производство форм общения. Именно под этим утлом зрения автором и рассматривается развитие организационного потенциала ИТТ.

Оценить потенциал НТТ то"?о или иного субъекта /общества, коллектива, личности/ можно лишь абстрагируясь от конкретного содержания его деятельности, сопоставляя возможности различных стран, коллективов, личностей. Но для управления НТП существенно более важным являотся не это сравнительное знание, а знание целевых творческих возмогкностей. Цели одновременно высвечивают не только материальные и духовные возможности общества, но и его коренные интересы. Они могут не соответствовать испрической необходимости, но всегда так или иначе выражают состояние общественного способа производства.

Переход к новому качеству роста предполагает ускоренный подъем всего общественного производства на более высокий научно-технический уровень, а это возмодао только на основе всесторонней интенсификации и оптимизации НТТ. Эти вопросы рассматриваются в четвертой главе "Основные проблемы и пути оптимизации научно-технического творчества".

Осуществляя разработку концепции оптимизации НТТ, автор исходит, во-первых, из того, что стратегия, содержание процедур оптимизации НТТ и ее результат могут быть различными и даже противоположными в зависимости от то.го, что понимается под творчеством и оптимизацией и как исследователю видится конкретно-историческая, конкретно-системная связь НТТ с функционированием и развитием личности, общества и человечества.

Во-вторых, автор полагает, что совокупный творческий потенциал • общества на каждом более или менее определенном историческом этапе развития при данном состоянии материальной культуры есть величина постоянная. При этом творческие потенции общества, заложен- , ные в наличной культуре, распределяются различным образом.

В-третьих, даже формально одинаковый запас социальной энергии и креативности индивидов может реально выражаться в продуктивной и репродуктивной, положительно!! и отрицатзльной, однонаправленной и разнонаправленной их активности. Поэтому КЦЬ общзстьа /коллектива, индивида/, как субъектов НТТ , обусловливается общзствешнм

yvivuiicTBOiA трзда я отпомзнизц включенных в наго индкаидов к об-ц^человеческил цзшюстял и к caj.mi себе кис носителям этих ценностей,.

¿¡-четвертых, кадцой исторической эпохе, каздоглу исторически оп-редалошкллу зтапу обцзствзпного развития требуется соответствующий набор творческих инициатив /политических, экономических, технологических и т.д./, одна из KOTopiix всегда /объективно и субъективно/-бывает приоритетной.' ¡Саддо.ду тьшзу периоду соответствует свой специфический способ разрешения натопленных противоречий, способ социальной организации и ориентации НТТ. Лели, например, в период восстановления разрушенного войной народного хозяйства требовалась односторонняя ориентация на преобразование объекта и определенная .у.ертвенность со стороны субъекта НТТ, то в условиях НТР приоритетной стороной процесса разворгивашш НТТ становится " преобразование субъекта", опере;хаш1еэ ларащпваниэ духовного, интеллектуального потенциала творчества.

¿-пятых, следовательно, не иокэт сшть единой универсальной, пригодной для всех случаев концепции оггги.Д!зации, она долзна строиться на основа познания объективных закономерностей. НТТ и непрерывного теоретического отсле:л1вания хода его развертывания в условиях сме-няпцнх друг друга исторических задач.

B-uiocmx, оптимизации НТТ необходимо рассматривать в единстве интенсификации и эксгэксификащш научно-технической деятельности, которые вира;хают "пульсирующий", волнообразный характер НТП. Интенсификация при этом является всеобщей формой перехода, от одного периода /способа/ роста к другому, а акстенскфикация - формой закрепления нового способа.

В оноху IiTP по лере перехода. от механизированного производства к автоматизированному интенсификация груда посредством технических нововведений уступает место интенсификации НТТ как общественно-комбинированного, соцпачыю-оргапизовашого процесса. В автоматизированном производстве до;.шнируот но рабочее время, а время работы автомата, нивой труд технологически на подчинен овеществленное, однако и господствовать мо:.-;ет над ши лишь в том случае, ее ли социально л научно организован в качестве творческой деятельности. Поэтому в условиях НТР интекеш/нкащш обцэственно-комбилшроьаннсй научно-технической деятельности является важной предпосылкой оя-тимизанди liTT.

Под'оптимизацией, как известно, понимается обеспечение наиболее благоприятствующих условий и выбор наилучших вариантов для решения тех шш иных задач, Обцчно оптимизацию отождествляют с достижением максимально возикмшого целевого эффекта при максимально возможном минимуме затрат энергии, вещества, трудовых усилий, В действительности, если оптимизацию НТТ понимать как компромисс-медду названными максимумом и минимумом, то субъект оптимизации /оптимизатор/ будет метаться из крайности в крайность: в одном случае ему потребуется добиться максимального эффекта в максимально короткий срок, а в другом - обеспечить в заданный промежуток времени максимальную экономию ресурсов, то есть, буквально, выжить. Поэтому максимизация и ее отрицательное значение - минимизация являются весьма уязвимыми инструментами осуществления оптимизации НИ. .Максимум положительного эффекта в одно;.! месте, в одно время неизбежно в условия:', современной организации я разделения труда приводит к резкому паданию эййюкта в другом месте, в другое время. Разрозненные субъекты НТТ; ориентируясь на общую абстрактную установку максимизации эффекта, рано или поздно оказываются жертвами такой ориентации.

В чем же состоит неудача такого рода стратегии, назовем ее оп-тичШзацизц-экотрэ:.мзацией? Причина - в деформации общественных отношений, их объективной "глухоте" к потребностям НТП. В условиях, когда своевременно не происходит перестановка акцентов в интересах работников, • субъект НТТ вольно или невольно подчиняется ближайшим обстоятельствам, стремиться общую задачу решать частиц:.! образом, а свою частную задачу преподносить друклл как всеобщую. Он обычно ведет себя так, как будто находится на вершине гшра,ищи выражения общественных интересов: то, что делает он, касается исключительно всех, поэтому все обязаны оказывать ему максимальную поддержку. Когда количество новаторов в обществе достигает определенной величины, их "творческий эгоизм" не поддается традиционной оптимизации. В этих условиях необходимо использовать другой тип стратегии оптимизации- гармонизацир.

Оптимизация-гармонизация представляет собой диалектическое единство "оптимума для себя" и "оптимума для других", "оптимума на сейчас" и "оптимума навсегда". Суть гармонической оптимизации - в искусстве постановки и согласования целей и средств. Она выступает

как творчество в творчестве и реализует долговременные, коренные интересы не только общества, но и каадого участника совокупного творческого процесса.

13 центре "оптимизации-гармонизации" ШТ - не технологические цели са.ш по себе, а более возвышенное состояние человеческой деятельности, преобраяеншш ансамбль отношений человека к человеку. Поскольку применительно к научно-технической деятельности до сих пор вопрос так практически не ставился, постольку реализацию сверх-тзхнологичаских целей оптимизации автор связывает со становлением профессии оптшлизаторов ИТТ и шютитуциализацией нового вида творчества, решавшего проблему нормативного моделирования форм :аизне-доятельности и социального общения индивидов, на основе которого должна формироваться техносфера.

Обычно сначала создаются новие технические формы, а затем на их базе пытаются "конструировать" жизнедеятельность индивидов; сош-алышй прогресс рассматривается чуть ли не как приложение к техническому. При таком подходе нельзя вырваться из порочного круга "технологического отчуждения индивидов". Разорвать этот крут можно только посредство;.! опередающого выявления социальных предпосылок и направляющих НТП посредством разработки систем нормативных моделей полноценной жизнедеятельности индивидов, базирующихся на непрерывном возвышении их потребностей и творческом росте. Именно на основе такого рода моделирования, представляющего собой зародышевую форму всеобщности творчества, только и возможна оптимизация НП и всесторонняя гуманизация техносферы.

Определяя основные направления и пути оптимизация ШТ, автор обращает внилание на необходимость коренной перестройки управления всем инновационным процессом, выработки управленческих механизмов реализации творческого потенциала и общественного комбинирования творческой деятельности.

Исслодуя проблемы оптимизации НТТ, автор приходит к выводу, что в современных условиях организационная сторона деятельности не только приобретает все большее значение, но и превращается в важнейший объект творчества, конституируется в стратегическую составляющую научно-технического творчества. Отсюда и необходимость единой системы планирования /прогнозирования, моделирования/, стимулирования, финансового, материально-технического обеспечения НТТ, необходимость гшогообразия форм тактического и оперативного твор-

чества, многообразия боры широкой социально!! поддержи творческих инициатив, .

) В центра всего комплекса вопросов оптимизации Н'1Т - проблема всесторонней гуманизации производства. Автор рассматривает гума, низацию производства как объективную /технологическую, экономическую и социальную/ необходимость, как. универсальный прпнцип 1ГГТ.

Технологическая необходимость гуманизации производства заключается в том, что развитии техники задается такое направление, при котором требуется массовое освобождение труда от рутшш и подъем рабочей силы до уровня, обеспечивающего функционирование науки в качестве непосредственной производительной силы.

Экономическая необходимость гуманизации производства обусловливается тем, что оно сегодня не толы; не может интенсивно развиваться, но и нормально функционировать, опираясь на ограниченных в сво-: ем производстве и потреблении индивидов, оставаясь безразличным к ; возвышению их потребностей.

| Если определенным образом подготовленный индивид нужен производ-( ству как производительная и потребительская сила, то индивиду ма-! териальное производство в высшей степени необходимо кап ::-шзненное пространство для развертывания своих творческих сущностных сил. Только входя в яшзнь как непрерывно растущая творческая сила, индивид может господствовать над венами, а не служить им. Превращение труда во всеобщий социально организованный творческий процесс входит е систему коренных интересов трудящихся, а реализация этого интереса составляет социальную необходимость и наиболее существенную сторону гуманизации НТО. Вполне гуманизированный ПТП - это процесс технического обеспечения совместного творчества и творческого долголетия людей.

В заключении диссертации поднимаются проблемы взаимодействия обществознания и тзхнознания, повышения роли социологии в оптимизации НТТ и ускорении научно-технического прогресса. Отмечается, что теоретическая социология завязла'в традиционной проблематике, умозрительных толкованиях последствий КТР, в то время как творцы новой техники находятся на сухом методологическом пайке. Ведущие I ютенёрн производства и отраслевой тут имеют слабое нредставлз-| няе о технологическом вдзЕле общества, о социально-культурных па-\ раме трах производственного" аппарата будущего. Огролшй гуманисти-I

ческий потенциал техники, по суцеству, находится на задворках ин-I жнерной деятельности. НТР, как правило, отождествляется либо с превра-цениегл науки в непосредственную производительную силу, либо с компьютеризацией производства. Технократические и сциентистские взгляды на НТР, если не отвергают, то извращают ее социальную сущность, заключающуюся в том, что технологический переворот, в эпоху которого вступило обцество, ость на что иное, как технологическое осиобогэдонио трудящихся, как завершение и закрепление их политического и экономического освобождения.

Что касаотся логики развертывания liTT, то дело здесь складцва-ется так, что теоретическая социология развивается зачастую сама по себе, а методологические ниши практики социального управления заполняются формулами и принципа/ш, займетвованннии из случайных источников.

Настоящее исследование является попыткой восполнить указанный пробел. Представленная в диссертации концепция НТТ и методологические основы его оптимизации открывают возмошость перехода от узко социологического к коиплексно-соццологнческому обоснованию целей НТТ-и обеспечению благоприятных социальных последствий технологических нововведений. Такого рода теоретическое обеспечение НТТ долшо поепть сквозной многофункциональный характер и выражаться в единстве методологического, конкретно-социологического.аксиоло-гического и социально-психологического обеспечения НТТ.

Конкретно-социологическое обеспечение НТТ предполагает, в первую очередь, непрерывное отслеживание динамики интересов различных социальных групп, участвующих в инновационном процессе, теоретический анализ изменившихся акцентов в общественных отношениях и корректировку стратегии еоци&льнге'эконо;.етческого и технологического обновления общества.

Аксиологичзское обеспечение ¡¡ТТ предполагает вместо жесткой системы директив, скоЕцваюдих НТТ, тщательно продуманную разверстку единой системы ценностей, призванных играть ооциапьно-ориентируи-щую и стимулируюцую коллективное творчество роль. Следовательно, предполагается разработка механизмов культивирования такого рода ценностей во всех звеньях лннонащмнного процесса.

Социально-психологическое обеспечение НТТ предусматривает создание в обществе и в калдом трудовом коллективе обстановки твор-

ческого подъема, выработку у работников чувства нового, чувства сопричастности к стратегическим долям общества, непрплкрнмость к застои и консерватизму.

В системе критериев эффективности процесса гуманизации труда автор предлагает выделять те, которые раскрывают меру возвышения труда и потребностей, мару экономии социального времени и осуществления социальной справедливости.определяют степень удовлетворенности работников своим трудом.

Твочоская деятельность индивида, осознает он это пли ие осознает, носит многоуровневый характер. Во-нервих, индивид является исполнителем (участником) всеобщих творческих актов, посредством которых преобразуется деятельность общества (человечества) в целом. Во-вторых, он преобразует деятельность коллектива, выступает соавтором коллективных творческих актов. В-третьих, он - субъект рационализации собственной индивидуальной деятельности. Всякий отдельный творческий акт выступает как единство общего, особенного и единичного, а творческая деятельность индивида носит более особенный или более общий характер. Тенденция развития человеческой деятельности такова, что наблюдается рост её всеобщности и совместимости, происходит ломка устаревши социальных механизмов взаимодействия человека с природой, йсли в начале человеческой история действовали преимущественно адаптационный, затем господствовали реадаптацнош-ше (хидпичзскпе), то в современную эпоху, эпоху ноосферы, наб:.рамт силу коэволюциопные Ц'мрлонпчес-кие) механизмы взаимодействия человека с природой. Человечество все более осознает кизненнув необходимость гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа".

Коэволюционный тип развития предполагает пзреход к новому ти-■ пу рациональности. Рационализация общества, односторонне ориентированная на оконо.лпчоскик рост, с.леняется такой рационализацией, которая тождественна гуишшзащш общественных отиомопий, ьпачалэ яооуадаемой преимущественно технологически!.ш и вкокошчэевкзд причинами, а затем - всеобщим стремлением к полноценной творческой жизни. Все это требует на только продолжения и расширения теоретических исследований, но и, что чрезвычайно ваяио, риараоотав пакетов методик, пригодных для практического ир2 лвноиия в дело опти.ШЗаЦЛИ 1Л"Г.

Осиошке результаты цсслздосмишГ. автора опубликованы в следуй ¡их работах, издшшх центральными ¡т яостшш издательства-тя:

I. Соцыдлыю-i илосойсшз проблемы оптгашзатш научно-техни-ujcnoro гяорчоитга: Монография: Издательство Уральского университет.. Свердлове:;, 1990. - II,G и.л.

'¿. IInytnio-т ;xmwjc::itf прогресс: проблемы л пути решения: ГЛо— негра; пя. .¡оста.: ¿млоео'. ское оомество, 103.2. - £1,5 п.л. /в сег.г.торотго/.

3. Ьаутгхо-т^хи'тоскоя рзпо.тгощш, производство и развитие массового тторчоетто трудятся,: Пробло.лг научного коммунизма. Bim. 10, ..!.: Лыоль, 1973. - 1,5 и.л.

4. Тол.-эс.;:?ра города: соцпапышз проблалк гарио/шчзского

р: эс..тгя.: Coi :тс:->Г. город: проблемы социального развития, Уфа, I¿90. - 1,0 п.л.

5. йаучло-т-лсшгс¡см тьорчег/гио и сэнп'г'.ьно-оргаппзационные реюрнн пру -одет;.энного -л:э;:т,ша.: Сощалыше резервы трудового :;ол.!;;глиг.а.: 1[р»,лз.;чт, Л., 1078, - 1,2 п.л.

о. О проахтмрованпп организационных услонип творческой деятельности проиеы.и/мт'олнпх коллективов. Сб.: Совершенствование оргипзппды труда л условиях научно-технического прогресса. Уфа, I j'i и. — п. ч.

7. К/чътура пронегодетна как потоптал научно-технического тморчестг.а. Си.: Культура трупа, бита и человэчеекпх отношений. У';а, ЮоО. - и.г н.л.

о. Лэгс,;:иес.:пз осиоьи разработки цмоди комплексных прог -р!ЕД: по р-е;тению тзндК<шх научно-техлич заatx проблем развития неродного хозяйства БАОСР.: Государственный плановый комитет FAUCP, Уц-а, ОЯ. /в соавторстве/. - 2,0 п.л.-

9. О програмшю-целеЕОМ планировании научно-технического развития промнмлзнннх предприятий и объединений. Сб.: Социальные и оошп.яьио-псдхолозчпшскве уакторк совзргсенствования управления производством. Курган, Ко», - 0,2 п.л.

10. Творчзсгдй потенциал ш«опора. Сб.: Пути повышения эЗузк-т::внсстп ыаучно-тохннческого творчества молодели. У£а, 19о6. -0,2 п.л.

11. Изуч..ая Kvp'i.nm ммоа :i нручио-тзхшгсэсклй уровень производства. Co.: Цпуччал картина мпра п ноучно-тохничес.аГ. прогресс. I^.'j. - 0,4 п.л.

13. Развитие фундаментальных псследовашш п шгенсюдкация научно-технического творчества. Сб.: Проблеглн интенсификации научно-технического творчества. Уфа, 1Эь7. - 0,2 и,л.

13. Вузовский учебный процесс как объект творчества. Сб.: Педагогика и творчество. ¡,1., 1968. - 0,3 п.л.

14. Культура управления как фактор ускорения НТП.: Башгосунивер-ситет. Уфа, 19Ь7. - 0,5 п.л.

15. Коллективность как закон развития творчества масс. Сб.: Отношения коллективности, типы коллективов и проблемы управления развитием коллективности. Пермь, 1ЭЬ8. - 0,2 п.л.

. 16. Коренная перестройка научно-технических работ как условие ускорения ЯТИ. Сб.: Движущие силы и социальные факторы ускорения НТП. Уфа, 1988. - 0,2 п.л.

17. Научно-техническое твочество: проблемы выбора целей. Сб.: Методологические проблемы научно-технического твочества. Рига, 1938. - 0,3 п.л.

1С. Научно-техническое творчество и технический консерватизм. Сб.: НТП и проблемы социально-экономического развития. Уфа, 1988.0,2 п.л.

19. Инновационный процесс: механизмы формирования социальных результатов технологических нововведений. Сб.: Перестройка и социология труда. Куйбышев, 1988. - 0,2 п.л.

20.- Творчество и образ лизни. Сб.: Ускорение НТП и совершенствование образа мизни. Уфа, 19о9. - 0,2 п.л.

21. Всесторонняя гуманизация труда как объективная закономерность и принцип социальной политики, Сб.: Социология социально-политических проблем обновления социализма: региональные аспекты. Уфа, 1990. - 0,2 п.л.

22. Исторические ступени .становления и развития субъекта науч- •' но-т<зхш:чзского творчества.: ¿0 СССР. Сб.: Историзм и творчество. ;.!., 1990. - 0,3 п.л.

Подписано в печать 2/11-92г. Заказ 130. Тираж 100 экз. Ротапринт Башкирского' университета.