автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-экологическая детерминация трудовой деятельности

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Ежов, Павел Евгеньевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-экологическая детерминация трудовой деятельности'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-экологическая детерминация трудовой деятельности"

На правах рукописи

Ежов Павел Евгеньевич

СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

2 8 НОЯ 2013

00554097»

Саранск-2013

005540978

Работа выполнена на кафедре социально-экономических дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования , Центросоюза РФ «Российский университет кооперации»

Научный руководитель:

доктор философских наук, профессор Айзятов Фярит Ахметович

Официальные оппоненты:

Сиротина Ирина Львовна

доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой дизайна и рекламы ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

Зейналов Гусенн Гардаш оглы

доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Саратовский

государственный технический университет имени Гагарина Ю. А.»

Защита диссертации состоится «20» декабря 2013 г. в 10 часов на заседании диссертационного совета Д 212.117.03 при ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва» по адресу: 430005, г. Саранск, ул. Б. Хмельницкого, д. 39 а, зал заседаний.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. М. М. Бахтина ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва».

Автореферат разослан «Ил ИС-^РЯХ) 13 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

В. М. Сидоркина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. С середины XX в. все острее встают проблемы, обусловленные взаимодействием человека и природы. Это связано с тем, что накопилось большое количество нерешенных экологических противоречий в системе «природа — человек - общество». Ситуация усугубляется тем, что интенсивное внедрение научно-технических достижений во все сферы жизни общества наносит такой экологический ущерб, который в большинстве случаев не подлежит ни точному измерению, ни хотя бы приблизительному расчету.

Культурно-историческое развитие человечества предопределило освобождение человека от природных закономерностей. Следствием этого является разрушение основ его существования, так как реализация потенциала человеческого разума приводит к радикальным изменениям в системе «природа - человек - общество». Социально-экономическая деятельность человека нацелена на обеспечение внешнего благополучия, определяющегося увеличением производства, ростом эксплуатации и переработки природных ресурсов и т. п. Во многом именно этим обусловливаются постоянные природные кризисы последних лет, которые ставят под угрозу реальные интересы человека. Подобные взаимоотношения могут привести к гибели живого мира.

С обострением экологического кризиса возникает необходимость переосмысления принципов взаимодействия человека и природы, которые должны быть нацелены на реализацию экологических ценностей. Особую актуальность в этой связи приобретает изучение социальных механизмов в сфере взаимоотношений природы и общества. Самого пристального внимания заслуживают проблемы экологического воспитания. Последнее должно быть построено с учетом реализации экологического сознания в обществе, что обеспечивает оптимальное взаимодействие человека и природы на основе диапогизма.

В период трансформации социально-экономической системы и обострения экологического кризиса исследование подобного рода механизмов вызвано необходимостью совершенствования управления системой, которая, как и любая другая система, должна стремиться к устойчивости.

Трудовая деятельность человека определяется не только экономическими составляющими, но и экологическими. Ориентиром в социальных процессах сегодня должно быть максимальное сохранение природнрй основы жизненного мира. Становится значимой проблема формирования у личности экологической культуры, которая позволяет реализовать пути экологического кризиса. Интерес представляет изучение социально-экологической детерминации деятельности человека, направленной на регуляцию отношений в системе «природа — человек -общество». Данный процесс свидетельствует о новом типе социальных взаимодействий. Человечество, осуществляя трудовые отношения, должно исходить из социально-экологического идеала, т. е. совершенных отношений общества и природы, которые характеризуются определенным способом мышления и деятельности каждого человека. В этой связи представление о социально-экологической детерминации трудовой деятельности позволит лучше осмыслить основные тенденции в современной российской действительности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время концептуализация процесса социально-экологической детерминации осуществляется в исследованиях ученых в области социальной философии, а также экологии, правоведения, экономики, социологии, педагогики и этики. Поэтому рассмотрение социальных механизмов охраны окружающей среды становится возможным на междисциплинарном уровне с применением таких подходов, как комплексный, эволюционный, системный и институциональный. Решение обозначенной проблемы возможно на основе социально-философского знания, предполагающего исследование экологических вопросов в контексте философских и социально-экономических учений. Изначально предметом рассмотрения указанные вопросы стали в творчестве древнегреческих философов, в частности, Аристотеля и Платона. Их изучение было продолжено в эпоху Средневековья Аврелием Августином и Фомой Аквинским, в эпоху Возрождения Т. Мором, в Новое время и Просвещение Т. Гоббсом, И. Кантом, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье и др.

Основы социальной экологии, или инвайронментальной социологии, были заложены в 1920-е гг. Э. Бёрджессом, Р. Парком и другими теоретиками Чикагской школы. Представители этой школы выделили такое направление социологии, как социология города, т. е. исследование

локальных культур отдельных городских групп, образований. Данное направление становится основой для осмысления обозначенной проблемы в рамках социально-философского знания. Исследования в этой области развиваются в русле проблематики Римского клуба конца 1960-1980-х гг.

Проблемы охраны окружающей среды и перспективы человеческого существования на планете отражены в документах международных конференций по экологии. Так, в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро в качестве основы для дальнейшего развития мирового сообщества была предложена концепция устойчивого развития, что определило новую позицию социально-экологических отношений в рамках парадигмы социально-философского знания.

В 2000-е гг. появился ряд работ ученых-экосоциологов. Особо следует отметить книгу Д. Ж. Марковича «Социальная экология», в которой раскрываются важнейшие вопросы охраны окружающей среды, освещается проблема экологического образования и воспитания в контексте глобализации.

В работах Дж. Г. Гэллапа, А. М. Гэллапа, Р. Э. Дэнлапа, X. А. Прадеса Дж. Шелла и др. вырабатывается новый подход к социально-экологическим проблемам. Он основан на таком взаимоотношении человека и природы, для которого характерно сочетание социально-экологической и экономической составляющих.

Исследованием проблем экологии занимался академик В. И. Вернадский, который в 1920-1930-е гг. предсказал антропогенное изменение атмосферы Земли и загрязнение окружающей среды, поставил вопрос о необходимости комплексного знания о природе и биосфере, что не потеряло своей актуальности и сегодня. Предложенная ученым идея ноосферы нашла многих последователей. Так, С. П. Шулаевым рассматривается проблема гармонизации социально-экологических отношений в развитии от теории ноосферогенеза к практике устойчивого развития. В трудах Н. Ф. Реймерса приводится теоретическое обоснование базовых положений экологической науки, ее законов, правил и принципов.

Проблемы охраны природы в России, обострившиеся в 19601970-е гг., с учетом социально-экономической составляющей нашли отражение в работах О. Ф. Балацкого, В. Ф. Бартова, С. Д. Валентея, О. А. Веклич, В. Р. Веснина, М. Я. Лемешева, Р. А. Новикова, П. Г. Олдака, Н. В. Пахомовой, С. М. Сухоруковой и других ученых. В них раскрывается

взаимодействие социальных, экологических и экономических механизмов, а также проблема экономической оценки воздействия человека на биосферу.

В тот же период появился ряд исследований, содержащих анализ философско-методологических аспектов проблемы (Д. А. Ахмад, В. Р. Бганба, В. Н. Васильева, И. Д. Лаптев, В. А. Ромашев, Е. К. Федоров и др.). В Республике Мордовия данное направление представлено трудами Ф. А. Айзятова, Г. Г. Зейналова, Б. Ф. Кевбрина, В. И. Кемкина, В. А. Писачкина, А. В. Табакова и др. Кроме того, социальные механизмы природоохранной деятельности на региональном уровне становятся предметом рассмотрения в работах 3. В. Грицыниной, Л. В. Кореля, М. В. Лисаускене, Ю. В. Лисаускайте, Т. И. Лихачевой, А. П. Суходолова.

В 1980-е гг. отечественными философами и социологами стали активно исследоваться проблемы охраны окружающей среды, что было обусловлено необходимостью осмысления последствий экологического кризиса. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды уже осознаны обществом в полной мере, ученые разных отраслей знания накопили определенный теоретический и практический опыт в данной сфере. Особенно это касается вопросов, которые раскрывают рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

Взаимосвязи экологии и устойчивого образа жизни посвящены труды

A. В. Мостовой, Р. М. Нугаева, М. А. Нугаева, И. Т. Райманова, О. Станека,

B. Столбова, П. Старосты.

В начале XXI в. в инвайронментальной социологии возник ряд новых течений. Одним из них стала социология катастроф (работы Г. И. Минандусовой, Ю. А. Привалова, Ю. И. Саенко). В рамках данного течения А. С. Госпорьян обращается к теме освещения Чернобыльской аварии в средствах массовой информации. Л. А. Федоров исследует социально-психологические аспекты химического разоружения в России.

В последнее время появилось большое количество работ, посвященных построению новых социально-экологических моделей развития общества, поиску и выработке экологической парадигмы современности, обоснованию принципов социально-экологического будущего цивилизации. Особый интерес в этом плане представляют исследования Т. М. Дридзе, Н. Н. Моисеева, В. И. Неверова.

Экологические вопросы, связанные с исследованием процессов глобальных изменений в мире и обеспечением социальной безопасности

личности, находят отражение в трудах О. Н. Яницкого и Р. Г. Яновского. Так, О. Н. Яницкий впервые вводит понятия «качество среды обитания», «экологический комплекс» и др. В работах Р. Г. Яновского раскрывается понятие экологической безопасности, при этом определяются ее индикаторы, а также намечаются перспективы развития социально-экологических отношений, что возможно в контексте реализации концепции устойчивого развития.

Теоретико-методологические основы социально-экологического знания содержатся в работах И. А. Сосуновой. И. А. Халий детально анализирует структуру и характер процесса принятия экологических решений.

А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев и Д. С. Рыжевская в своих работах рассматривают качественные характеристики экологического сознания, причины его пассивности, а также факторы, обусловливающие эту пассивность в современной России.

Однако среди исследований нет таких работ, в которых присутствовала бы концептуализация социально-экологической детерминации трудовой деятельности. Остаются малоизученными вопросы формирования и действия социально-экологической ответственности как формы социальных отношений и ценностных ориентации. Более того, отсутствует комплексное рассмотрение процесса формирования социальных механизмов системы охраны окружающей среды. Не разработан институциональный подход к изучению этой проблемы. В связи с этим возникает необходимость изучения охраны окружающей среды как социального института с присущими ему признаками и функциями.

Объе1стом исследования является социально экологизированная практика трудовой деятельности как особая форма социальных отношений.

Предмет исследования - социально-экологическая детерминация трудовой деятельности.

Цель исследования заключается в анализе процесса

институционализации и современного состояния трудовой деятельности в контексте устойчивого экологического развития социума.

В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:

— исследовать социально-экологическую ответственность как детерминанту трудовой деятельности человека;

- проанализировать экологическое сознание как фактор формирования устойчиво развивающегося социума;

- определить социально-институциональную сущность экологизации современного общества;

- рассмотреть трудовое взаимодействие человека и природы в рамках воспитательной составляющей парадигмы социально-философского знания.

Гипотеза исследования состоит в том, что социально-экологическая детерминация трудовой деятельности человека формируется под воздействием правовой регламентации и реализуется на уровне экологического сознания, представляя при этом оптимальное взаимодействие человека и природы на основе парадигмы социально-философского знания с опорой на воспитательную составляющую.

Методология исследования. В диссертации используются следующие методологические основания:

- парадигмальная методология Т. Куна, которая позволяет выделить совокупность ценностей, методов, средств, принятых в научном сообществе в рамках детерминизма;

- концепция устойчивого развития общества, разработанная в отечественной традиции Н. М. Мамедовым, А. Д. Урсулом и обусловливающая социальную составляющую устойчивого развития, ориентированную на человека и направленную на сохранение стабильности систем;

- метод аналогии, принцип соответствия и принцип детерминизма, применяемые при анализе взаимоотношений человека и природы.

В основу методологии диссертационного исследования положены принципы системного подхода, в соответствии с которыми феномен социально-экологической деятельности представляется в качестве целостного образования, реализующего внешние и внутренние ресурсы развития. Для рассмотрения внутренних структурных особенностей этого социального феномена используется структурно-функциональный анализ.

Институциональный подход, применяемый в исследовании, делает возможной концептуализацию устойчивых социальных процессов и отношений, определяющихся действующими нормами и предписаниями, с регламентацией социально-экологической области трудовой деятельности и взаимодействия людей.

Использованный в работе сравнительный метод позволяет сопоставить однотипные процессы институционализации экологической деятельности. В рамках этого подхода возможно рассмотреть динамику состояния биосферы во взаимосвязи с процессами, происходящими в общественной жизни.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на комплексном, междисциплинарном уровне рассматривается социально-экологическая детерминация трудовой деятельности. В частности, в диссертации:

- дано обоснование феномена социально-экологической ответственности как детерминанты трудовой деятельности человека, регламентация которой возможна в рамках механизмов государственного и общественного контроля и экологизации общественного сознания;

- описана структура феномена социально-экологической ответственности, основу которой составляют такие стороны и свойства, как историчность, диалогичность, полифоничность и технологичность, позволяющие функционально полно охарактеризовать взаимодействие человека и природы, экологизацию социальных практик;

- рассмотрен феномен экологического сознания, который определяет оптимальное трудового взаимодействие человека, общества и природы с учетом социально-экологических интересов человека; при этом устойчивое экологическое развитие социума является попыткой разрешения социально-экологических противоречий в рамках экологического сознания;

- проанализирована формирующаяся в условиях обострения экологического кризиса единая социальная система охраны окружающей среды, функционирование которой осуществляется с помощью механизмов государственного и общественного регулирования и экологизации общественного сознания; данные механизмы являются институциональными составляющими охраны окружающей среды;

- рассмотрено современное социально-философское знание, реализующее регуляцию трудовых взаимоотношений в системе «человек -общество - природа» и обусловливающее пересмотр экологических ценностей, основу которого составляет экофильный характер норм;

- предложена концепция экологического воспитания, построенная с учетом формирования экологического сознания и экологической культуры в обществе, что обеспечивает оптимальное трудовое взаимодействие человека и природы на основе диалогизма.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Рассмотрение феномена социальной ответственности в аспекте социально-экологической деятельности на основе концептуального подхода дает возможность выделить в её структуре ряд существенных сторон и свойств — историчность, диалогичность, полифоничность и технологичность, которые позволяют функционально полно охарактеризовать взаимодействие человека и природы, экологизацию социальных практик. Формирующееся при этом экологическое сознание кардинально меняет поведение людей по отношению к природе, так как в своей основе ориентируется на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, а также оптимальный баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. В связи с этим возможна концептуализация феномена социально-экологической детерминации трудовой деятельности человека.

2. Экологическое сознание определяется целесообразным взаимодействием человека, общества и природы, реализуясь с учетом закономерного развития природных систем с целью создания благоприятной естественной среды жизни для человеческого общества. Труд, становясь основным способом взаимодействия общества и природы, возможен только с учетом социально-экологических интересов человека. Устойчивое экологическое развитие социума является попыткой разрешения социально-экологических противоречий в рамках экологического сознания, что естественным образом во многом ориентирует на решение глобальных проблем современной цивилизации. Основной чертой экологического сознания является его экоцентричность.

3. Единая социальная система охраны окружающей среды, формирующаяся в российском обществе в условиях обострения экологического кризиса, является институтом, который характеризуется факторами институциональной организации данной системы и механизмами ее функционирования. Это обусловливается уровнем экономического и социального развития, нормативно-правовым и программно-целевым обеспечением природоохранной деятельности, степенью взаимодействия основных субъектов природоохранной деятельности - государства, общественных организаций и личности. В качестве перспективной основы

развития социальных механизмов по охране окружающей среды выдвинута концепция устойчивого развития в современном обществе.

4. Определяясь в рамках традиций антропоцентризма, современное социально-философское знание реализует регуляцию взаимоотношений в системе «человек — общество — природа», что обусловливает пересмотр экологических ценностей, основу которого составляет зкофильный характер норм. Решение экологических проблем, определяющихся в качестве глобальных проблем современности, становится возможным в рамках воспитательной составляющей парадигмы социально-философского знания, которая должна стать основой подготовки человека к процессу природопользования посредством утверждения экологической ответственности. Концепция экологического воспитания должна быть построена с учетом реализации экологического сознания и экологической культуры в обществе, что обеспечивает оптимальное взаимодействие человека и природы на основе диалогизма.

Научно-теоретическая и практическая значимость работы.

Основные положения диссертации могут использоваться при изучении социальных механизмов рационального природопользования и охраны окружающей среды, истории государственно-правового регулирования природоохранной деятельности, развития общественного экологического движения, экологической этики и т. д. Выводы и рекомендации могут быть полезны при разработке новых практических решений в сфере управления рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, а также при совершенствовании экологического законодательства. Кроме того, материалы диссертации можно использовать при разработке учебных программ и пособий по курсам «Социальная философия», «Общая социология», «Общественные экологические движения в России», «Социальное управление» и «Социальная экология».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были заслушаны на заседаниях кафедры социально-гуманитарных дисциплин Саранского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации, а также нашли отражение в научных статьях диссертанта в журналах «Регионология», «Гуманитарные науки и образование» (рекомендованы ВАК) и других периодических изданиях, вошли в сборники докладов и научных сообщений на международных научно-практических конференциях «Социальная экология в изменяющейся

России: проблемы и перспективы» (Белгород, 2007), «Социальная экология в изменяющейся России и сопредельных государствах» (Белгород, 2008), «Современные проблемы кооперации» (Саранск, 2012), «Кооперация в системе общественного воспроизводства» (Саранск, 2013), всероссийской «Поволжье и Приуралье как регион взаимодействия культур: исторический опыт и современное состояние» (Саранск, 2012), региональной «IV Державинские чтения в Республике Мордовия» (Саранск, 2008).

Структура диссертационного исследования соответствует поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографического списка, включающего 198 наименований. Структура работы отражает логику диссертационного исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность и значение темы, определяются степень разработанности проблемы, цели, задачи, методологические основы и методы исследования, характеризуются научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе - «Экологический фактор социального развития» -проводится анализ социально-философского осмысления экосоциального развития в аспекте исторических традиций, связанных с рассмотрением различных форм регуляции и регламентации поведения людей, осуществления ими трудовой деятельности.

В первом параграфе - «Социально-экологическая ответственность как детерминанта деятельности человека» - детерминизм предстает как учение, определяющее универсальные связи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей в мире вне системы. Любое развитие в области неживой, живой и социально организованной природы происходит при наличии определенных детерминант - тех процессов и явлений, от которых оно зависит. Социальный детерминизм рассматривается в качестве научного подхода, в рамках которого складывается представление о возможности предсказывать будущее социальных структур на основе их современного состояния.

Социальный детерминизм позволяет обосновать положение о том, что социальная субстанция и исторический процесс ее развертывания образуются из сознательной деятельности людей и их действий. Социальные законы - это законы человеческой деятельности и складывающихся в ней социальных отношений. Люди не могут отклоняться или не отклоняться от ее законов. В каждом случае необходимо либо ориентироваться на прямую причинно-следственную связь, либо выяснить, как причина прокладывает себе дорогу через совокупное действие случайностей.

Существует множество видов социальной детерминации, которые представляют собой внутренние условия развития социального организма как системы. К числу основных в диссертации относится экологическая детерминация (детерминация состоянием окружающей среды), т. е. целеполагание и конструирование социальных институтов, регуляция человеческого поведения, связей между людьми по поводу природных объектов, воспитание ответственности за их состояние для настоящих и будущих поколений. В этом плане актуальна взаимосвязь экологической детерминации и воспитания.

Современная воспитательная составляющая парадигмы социально-философского знания базируется на идее учета взаимодополнительности и взаимосвязи множества факторов в формировании и развитии личности. Одно из главных требований общества к личности находит отражение в идее социальной ответственности как целеобразующей детерминанте воспитательного процесса. Диссертант приходит к выводу, что социально-экологическая ответственность, характеризуя трудовую деятельность человека, становится определяющей детерминантой социальных процессов. Особым способом актуализации социальной ответственности он называет диалогизм.

В зависимости от характера отношений и степени активности субъекта деятельности ответственность может быть естественно обусловленной, вмененной, добровольно принятой.

Реализация социальной ответственности связана с историчностью (постижение и оценка социальных фактов и событий, судеб народов и личностей, общественных движений, изобретений, научно-технических идей, достижений культуры), диалогичностью (фундаментальная, универсальная модель социального бытия и индивидуальности, которая выходит за границы моноличного существования), полифоничностью (методологический

принцип, который позволяет наиболее полно раскрыть ответственность субъекта) и технологичностью (способ перевода ответственности с индивидуального уровня на массовый при преобразовании действительности, изменении состояния, свойств и формы предмета), что становится определяющим для характеристики и выявления функциональной полноты взаимодействия человека и природы, экологизации социальных практик.

Второй параграф - «Экологическое сознание как фактор формирования устойчиво развивающегося социума» — посвящен выявлению природы экологического сознания. Для этого диссертанту потребовалось обратиться к анализу представлений о генетических, производственных и духовных связях человека, общества и природы.

В настоящее время экологическое сознание становится частью экологической культуры, предполагающей теоретическое осмысление трудового взаимодействия человека с природой, выработку практических действий, направленных на ее сохранение. При этом возникает необходимость отказа от некоторых экономических выгод в пользу достижения экологических результатов. По мнению диссертанта, человек в рамках своей деятельности должен реализовать природоохранную стратегию, т. е. выработать практические методы охраны природной среды.

Регуляция и регламентация трудовой деятельности в современном обществе детерминированы требованиями экологического характера, ангажированными правовыми и нравственными кодексами, системами государственного и общественного контроля. Эффективность и качество экологической регуляции обусловливаются состоянием экологической культуры общества, трудовых коллективов и личности.

В мировой практике сложились две модели модернизации производства и труда: технократическая, построенная на идее «экономического человека», и антропоцентрическая, обращенная к гуманизации всех сторон производственной жизни. От соотношения этих моделей зависят пути дальнейшего развития производства и современного труда.

В 1980-е гг. усилиями ученых и политиков была создана концепция устойчивого развития, сущность которой можно определить как сообразность развития социума своему жизненному пространству или качеству окружающей среды. Рассмотрение экологического сознания в контексте теории устойчивого развития предполагает, что социально-

экологические потребности при обострении экологического кризиса проявляются в таких формах, которых раньше не было. Социально-экологические интересы способствуют удовлетворению потребностей при достижении самовосстановительного потенциала экосистем.

Социально-экологические противоречия, обусловленные трудовой деятельностью человека, диссертант предлагает разделить на экологические и <хщиально-экономические, при этом они неразрывно связаны с социально-экологическими потребностями и интересами. В первом случае это противоречия эволюции органического мира, например, неограниченная способность к размножению и ограниченность материальных ресурсов внешней среды. Во втором случае противоречия определяются соотношением материально-вещественных процессов взаимодействия с природой и общественной формой его реализации.

Концепция устойчивого экологического развития является попыткой разрешения социально-экологических противоречий. Устойчивость развития в этом случае связывается с необходимостью социальных изменений, определяющихся ценностью природы.

Диссертант утверждает, что гармонизация взаимодействия общества и природы возможна на основе оптимизации потребностей через формирование разумных социально-экологических интересов, базирующихся на рациональном обмене веществ и энергии между обществом и природой. Концепция устойчивого развития становится попыткой разрешить обозначенные социально-экологические противоречия. Устойчивое развитие обеспечивают два механизма: равновесное природопользование и поддержание устойчивости развития. Дальнейшее устойчивое развитие предполагает оптимальную взаимосвязь человека и природы.

Во второй главе - «Институциональная детерминация социально-экологической деятельности» - раскрывается концепция социального действия. Доказывается, что сознательное человеческое трудовое действие зависит от механизмов социального контроля, институционапизации ценностей и образцов культуры, превращающих их в принудительно действующие нормы человеческого поведения и требования, предъявляемые к нему.

В первом параграфе - «Экологизация институциональной структуры современного общества» - отмечается, что понятие социально-экологической деятельности выражает целесообразное взаимодействие

человека, общества и природы с учетом закономерного развития природных систем с целью создания оптимальной естественной среды жизни человеческого общества. Социально-экологическая деятельность — это особый вид трудовой деятельности, реализуемый в ходе природопользования, природосохранения, природовосстановления и других специфических форм и направлений взаимодействия человека и природы, в котором человек, говоря языком антропоцентризма, господствует над природой, следуя ее познанной необходимости, принимая решения со знанием дела.

Ключевым вопросом современного обществознания является концепция социального действия. Важной формой организации социально-экологической деятельности служит ее институционализация, т. е. такой способ регуляции, который основывается на институциональной структуре, системе формирующихся институтов, нормирующих, санкционирующих, упорядочивающих процесс взаимоотношения человека и общества с природой, регламентирующих трудовую деятельность. Институционализация представляет собой способ интеграции нового вида социальной деятельности в существующую структуру общественных отношений.

Становление институциональных технологий обусловлено возникновением определенных общественных потребностей в новых типах социальной деятельности, развитием необходимых организационных структур и связанных с ними социальных регуляторов поведения, а также интернационализацией индивидами новых социальных норм и ценностей. Статусно-ролевая структура единой социальной системы охраны окружающей среды подразделяется на такие звенья, которые сами являются самостоятельными социальными институтами. Важность государства как структурного элемента механизмов охраны окружающей среды заключается в том, что только оно устанавливает нормативные основы и регулирует отношения человека и общества в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Отрицательную роль сегодня играют низкая экологическая культура населения, незнание им основных природоохранных требований, снисхождение к нарушителям, отсутствие навыков отстаивания своих прав на здоровую окружающую среду. Диссертант обосновывает важность разработки механизма защиты экологических прав человека. В итоге

обрисовывается необходимость перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которое во многом должно способствовать решению социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

В результате проведенного исследования диссертант приходит к выводу, что социальная система правовой регуляции экологической деятельности как общественный институт продолжает формироваться. Если на раннем этапе институционализации потребность в этом была упрощенной (сохранить некоторые уголки, участки, объекты природы в первозданном, нетронутом виде для будущих поколений), то в настоящее время в связи с усилением человеческой экспансии на природу и ее богатства институт правовой охраны окружающей среды становится разветвленнее и сложнее.

Институтом правовой регламентации экологической деятельности являются формирующиеся в современном обществе социальные механизмы государственного, общественного регулирования природопользования и экологизации общественного сознания. Их формирование как структурных элементов системы шло параллельно с развитием всей социальной системы охраны окружающей среды и управления практикой природопользования. Развитие и совершенствование этих механизмов продолжается и сегодня, что позволяет диссертанту говорить о формирующихся институтах регуляции и регламентации экологической деятельности.

Во втором параграфе — «Взаимодействие человека и природы в парадигме социально-философского знания» — отмечается, что взаимодействие человека и природы изначально определяется мировоззренческой традицией антропоцентризма. Исследуя трудовое взаимодействие человека и природы в таком контексте, диссертант выделяет следующие его черты:

- противопоставленность человека как высшей ценности и природы как его собственности;

- восприятие природы как объекта одностороннего воздействия человека;

- прагматический характер мотивов и целей взаимодействия с природой.

Взаимодействие человека и природы в парадигме социально-философского знания предполагает инновационную ценностную структуру, которая отличается от традиционных моделей гуманистической и

антропоцентрической составляющими. Она привносит и обосновывает нравственное видение жизни, в котором красота и сложность природы становятся продолжением самих людей. Инновационность взаимодействия человека и природы в парадигме социально-гуманитарного знания имеет экофильн'ый характер, который находит отражение в самопожертвовании и ответственности, сострадательном восприятии животных и растений.

Диссертант подчеркивает, что трудовое взаимодействие человека и природы в парадигме социально-философского знания должно осуществляться в рамках реализации воспитательной функции. Участие экологического воспитания в нравственном формировании личности происходит через развитие у нее чувств сострадания, сопереживания и сочувствия ко всему живому, а также через каналы эстетического воздействия природы на нравственный мир личности, удовлетворения ее потребности в естественной красоте.

В процессе экологического образования формируются мировоззренческие взгляды и убеждения, заметно влияющие на социальную и нравственную активность личности.

Идеология устойчивого социально-экологического развития вооружает общество идеалами, содержание которых ориентирует на реально-гуманистическое поведение в сфере сохранения и преобразования природной среды. Воспитание внедряет эти идеалы в сознание подрастающего поколения, определяя такие устойчивые личные качества, как ответственность, чувство долга и совесть.

Воздействие экологического воспитания на нравственный мир происходит через прямое общение с природой или с помощью науки, искусства, литературы и других социокультурных механизмов общества. Формирование нравственно глубокой личности осуществляется в ходе ее самореализации в поступках, ориентированных на законы добра, долга и совести.

Диссертант констатирует, что в современном обществе экологическое воспитание остается пока во многом непроработанной проблемой и это ставит вопрос о разработке концепции экологического воспитания. Последняя должна быть построена на реализации следующих констант:

— экологическое сознание и экологическая культура общества и личности должны стать основой новой цивилизационной парадигмы;

— формирование экологической культуры становится возможным с учетом экологических норм, коэволюции, природоохранной деятельности человека;

— экологическое воспитание способствует развитию экологического сознания и экологической культуры, основывается на таких принципах, как экоцентричность, системность, институциональность, и может осуществляться в рамках современных педагогических технологий, направленных на систематизацию знаний о биосфере и актуализацию общей экологической культуры.

Таким образом, экологическое воспитание посредством развития экологического сознания и экологической культуры будет способствовать выработке особого типа мышления, нацеленного на оптимизацию трудового взаимодействия человека и природы.

В заключении диссертации подведены итоги исследования, намечены перспективы дальнейшего изучения проблемы. Отмечено, что комплексное рассмотрение социально-экологической детерминации трудовой деятельности возможно посредством изучения феномена социальной ответственности, что достигается в рамках институционального подхода, предполагающего формирование нового стиля мышления и компетентности. В связи с реализацией социальных механизмов охраны окружающей среды становится возможным формирование гуманистического мировоззрения и высокой социальной активности.

Особое значение приобретает экологическое сознание, становящееся фактором формирования устойчиво развивающегося социума. Основа концепции устойчивого развития определяется общественными идеалами, принципами и нормами, содержание которых ориентирует на гуманистическое поведение в сфере сохранения и преобразования природной среды. Однако лишь превратившись в устойчивые личностные качества, став предметом ответственности, чувства долга и совести, эти идеалы, принципы и нормы могут обеспечить высокую нравственную надежность поведения личности, разумный и гуманный характер экологической деятельности.

Социальная система регуляции экологической деятельности как общественный институт продолжает формироваться. Если на раннем этапе институционализации потребность в ней была достаточно односторонней, то в связи с усилением человеческой экспансии на природу и ее богатства институт охраны окружающей среды становится разветвленнее и сложнее.

Институтом правовой регламентации экологической деятельности являются формирующиеся в современном обществе социальные механизмы государственного, общественного регулирования природопользования и экологизации общественного сознания.

Экологическое воспитание - составная часть общественного воспитания, особый способ подготовки человека к процессу природопользования. Решение экологических проблем в рамках воспитательной составляющей парадигмы социально-философского знания становится основой подготовки человека к процессу природопользования посредством утверждения экологической ответственности. Экологическое воспитание возможно в рамках перехода к устойчивому развитию, что обеспечивается государственными институтами, реализующими экологическую функцию как приоритетную.

По теме диссертации опубликованы следующие работы: в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных журналов ВАК и изданий Министерства образования и науки РФ:

1. Ежов П. Е. Региональные особенности экологического контроля / П. Е. Ежов // Регионология. - 2009. - № 1. - С. 268-274.

2. Ежов П. Е. Институционализация социальной системы правовой регуляции экологической деятельности в регионе / П. Е. Ежов // Регионология. - 2012. - № 4. - С. 226-237.

3. Ежов П. Е. Взаимодействие человека и природы как объект изучения в социально-философском знании / П. Е. Ежов, Ф. А. Айзятов // Гуманитарные науки и образование. - 2013. -№ 1. - С. 68-73. Публикации в других изданиях:

4. Ежов П. Е. Экологическая детерминация трудовой деятельности / П. Е. Ежов // Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Белгород, 5—7 окт. 2007 г. : в 2 ч. / [под ред. В. В. Бахарева]. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2007.-Ч. 2,- С. 51-53.

5. Ежов П. Е. Детерминизм в языке науки разных эпох / П. Е. Ежов // IV Державинские чтения в Республике Мордовия : материалы регион, науч.-практ. конф., Саранск, 29-30 апр. 2008 г. / Рос. правовая акад. М-ва юстиции РФ. Средне-Волж. фил. ; [ред. В. А. Адушкин и др.]. - Саранск, 2008. -С. 441-445.

6. Ежов П. Е. Экологический контроль в Республике Мордовия / П. Е. Ежов // Социальная экология в изменяющейся России и сопредельных государствах : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1213 дек. 2008 г.) / [под ред. В. В. Бахарева]. - Белгород : Осташенко А. А., 2008. - С. 85-89.

7. Ежов П. Е. Истоки антропоцентризма как основы социальной детерминации человеческой деятельности I П. Е. Ежов // Современные проблемы кооперации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Рос. ун-та кооп. (Саранск, 30 окт. 2012 г.) : в 2 ч. / [редкол.: Б. Ф. Кевбрин (отв. ред.) и др.]; Саран, кооп. ин-т РУК. - Саранск : Принт-Издат, 2012.— Ч. 1.-С. 36-41.

8. Ежов П. Е. Феномен социальной ответственности как детерминанты трудовой деятельности / П. Е. Ежов // Альманах современной науки и образования. - 2012. - № 10. - С. 65 - 69.

9. Ежов П. Е. Экологический контроль на территории Республики Мордовия / П. Е. Ежов // Поволжье и Приуралье как регион взаимодействия культур: исторический опыт и современное состояние : материалы Всерос. науч. конф. (23-24 окт. 2012 г.) / Рос. правовая акад. М-ва юстиции РФ, Средне-Волж. (г. Саранск) фил. ; [редкол.: Г. П. Кулешова и др.]. - Саранск,

2012. - С. 5-8.

10. Ежов П. Е. Экологическое сознание как фактор формирования устойчиво развивающегося социума / П. Е. Ежов // Кооперация в системе общественного воспроизводства : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Саранск, 9 апр. 2013 г.) : в 2 ч. / [редкол.: Б. Ф. Кевбрин (отв. ред.) и др.] ; Саран, кооп. ин-т РУК. - Саранск : Принт-Издат, 2013. - Ч. 1. - С. 31-33.

11. Ежов П. Е. Социально-философский анализ взаимодействия человека и природы / П. Е. Ежов, Ф. А. Айзятов // Научный журнал «Гуманитарий»: Актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. -

2013.-№ 1,-С. 62-68.

Бумага офсетная. Формат 60x84 1/16. Гарнитура Тайме. Печать способом ризографии. Усл. печ. л. 1,34. Уч.- изд. л. 1,67. Тираж 100 экз. Заказ № 232

Отпечатано с оригинала-макета заказчика в ООО «Референт». 430000, г. Саранск, пр. Ленина, 21. Тел. (8342) 48-25-33.

 

Текст диссертации на тему "Социально-экологическая детерминация трудовой деятельности"

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» САРАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

На правах рукописи

0420145364?

Ежов Павел Евгеньевич

Социально-экологическая детерминация трудовой деятельности

Специальность 09.00.11 - Социальная философия

Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук профессор Ф. А. Айзятов

Саранск 2013

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Экологический фактор социального развития 15

1.1. Социально-экологическая ответственность как детерминанта деятельности человека 15

1.2. Экологическое сознание как фактор формирования устойчиво развивающегося социума 38

Глава 2. Институциональная детерминация социально-

экологической деятельности 72

2.1. Экологизация институциональной структуры

современного общества 72

2.2. Взаимодействие человека и природы в парадигме социально-философского знания 99

Заключение 133

Библиографический список 140

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. С середины XX в. все острее встают проблемы, обусловленные взаимодействием человека и природы. Это связано с тем, что накопилось большое количество нерешенных экологических противоречий в системе «природа - человек — общество». Ситуация усугубляется тем, что интенсивное внедрение научно-технических достижений во все сферы жизни общества наносит такой экологический ущерб, который в большинстве случаев не подлежит ни точному измерению, ни хотя бы приблизительному расчету.

Культурно-историческое развитие человечества предопределило освобождение человека от природных закономерностей. Следствием этого является разрушение основ его существования, так как реализация потенциала человеческого разума приводит к радикальным изменениям в системе «природа — человек - общество». Социально-экономическая деятельность человека нацелена на обеспечение внешнего благополучия, определяющегося увеличением производства, ростом эксплуатации и переработки природных ресурсов и т. п. Во многом именно этим обусловливаются постоянные природные кризисы последних лет, которые ставят под угрозу реальные интересы человека. Подобные взаимоотношения могут привести к гибели живого мира.

С обострением экологического кризиса возникает необходимость переосмысления принципов взаимодействия человека и природы, которые должны быть нацелены на реализацию экологических ценностей. Особую актуальность в этой связи приобретает изучение социальных механизмов в сфере взаимоотношений природы и общества. Самого пристального внимания заслуживают проблемы экологического воспитания. Последнее

должно быть построено с учетом реализации экологического сознания в обществе, что обеспечивает оптимальное взаимодействие человека и природы на основе диалогизма.

В период трансформации социально-экономической системы и обострения экологического кризиса исследование подобного рода механизмов вызвано необходимостью совершенствования управления системой, которая, как и любая другая система, должна стремиться к устойчивости.

Трудовая деятельность человека определяется не только экономическими составляющими, но и экологическими. Ориентиром в социальных процессах сегодня должно быть максимальное сохранение природной основы жизненного мира. Становится значимой проблема формирования у личности экологической культуры, которая позволяет реализовать пути экологического кризиса. Интерес представляет изучение социально-экологической детерминации деятельности человека, направленной на регуляцию отношений в системе «природа - человек -общество». Данный процесс свидетельствует о новом типе социальных взаимодействий. Человечество, осуществляя трудовые отношения, должно исходить из социально-экологического идеала, т. е. совершенных отношений общества и природы, которые характеризуются определенным способом мышления и деятельности каждого человека. В этой связи представление о социально-экологической детерминации трудовой деятельности позволит лучше осмыслить основные тенденции в современной российской действительности.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время концептуализация процесса социально-экологической детерминации осуществляется в исследованиях ученых в области социальной философии, а также экологии, правоведения, экономики, социологии, педагогики и этики.

Поэтому рассмотрение социальных механизмов охраны окружающей среды становится возможным на междисциплинарном уровне с применением таких подходов, как комплексный, эволюционный, системный и институциональный. Решение обозначенной проблемы возможно на основе социально-философского знания, предполагающего исследование экологических вопросов в контексте философских и социально-экономических учений. Изначально предметом рассмотрения указанные вопросы стали в творчестве древнегреческих философов, в частности, Аристотеля и Платона. Их изучение было продолжено в эпоху Средневековья Аврелием Августином и Фомой Аквинским, в эпоху Возрождения Т. Мором, в Новое время и Просвещение Т. Гоббсом, И. Кантом, Дж. Локком, Ш. Л. Монтескье и др.

Основы социальной экологии, или инвайронментальной социологии, были заложены в 1920-е гг. Э. Бёрджессом, Р. Парком и другими теоретиками Чикагской школы. Представители этой школы выделили такое направление социологии, как социология города, т. е. исследование локальных культур отдельных городских групп, образований. Данное направление становится основой для осмысления обозначенной проблемы в рамках социально-философского знания. Исследования в этой области развиваются в русле проблематики Римского клуба конца 1960-1980-х гг.

Проблемы охраны окружающей среды и перспективы человеческого существования на планете отражены в документах международных конференций по экологии. Так, в 1992 г. на конференции в Рио-де-Жанейро в качестве основы для дальнейшего развития мирового сообщества была предложена концепция устойчивого развития, что определило новую позицию социально-экологических отношений в рамках парадигмы социально-философского знания.

В 2000-е гг. появился ряд работ ученых-экосоциологов. Особо следует

отметить книгу Д. Ж. Марковича «Социальная экология», в которой раскрываются важнейшие вопросы охраны окружающей среды, освещается проблема экологического образования и воспитания в контексте глобализации.

В работах Дж. Г. Гэллапа, А. М. Гэллапа, Р. Э. Дэнлапа, X. А. Прадеса Дж. Шелла и др. вырабатывается новый подход к социально-экологическим проблемам. Он основан на таком взаимоотношении человека и природы, для которого характерно сочетание социально-экологической и экономической составляющих.

Исследованием проблем экологии занимался академик В. И. Вернадский, который в 1920-1930-е гг. предсказал антропогенное изменение атмосферы Земли и загрязнение окружающей среды, поставил вопрос о необходимости комплексного знания о природе и биосфере, что не потеряло своей актуальности и сегодня. Предложенная ученым идея ноосферы нашла многих последователей. Так, С. П. Шулаевым рассматривается проблема гармонизации социально-экологических отношений в развитии от теории ноосферогенеза к практике устойчивого развития. В трудах Н. Ф. Реймерса приводится теоретическое обоснование базовых положений экологической науки, ее законов, правил и принципов.

Проблемы охраны природы в России, обострившиеся в 19601970-е гг., с учетом социально-экономической составляющей нашли отражение в работах О. Ф. Балацкого, В. Ф. Бартова, С. Д. Валентея, О. А. Веклич, В. Р. Веснина, М. Я. Лемешева, Р. А. Новикова, П. Г. Олдака, Н. В. Пахомовой, С. М. Сухоруковой и других ученых. В них раскрывается взаимодействие социальных, экологических и экономических механизмов, а также проблема экономической оценки воздействия человека на биосферу.

В тот же период появился ряд исследований, содержащих анализ философско-методологических аспектов проблемы (Д. А. Ахмад,

В. Р. Бганба, В. Н. Васильева, И. Д. Лаптев, В. А. Ромашев, Е. К. Федоров и др.). В Республике Мордовия данное направление представлено трудами Ф. А. Айзятова, Г. Г. Зейналова, Б. Ф. Кевбрина, В. И. Кемкина, В. А. Писачкина, А. В. Табакова и др. Кроме того, социальные механизмы природоохранной деятельности на региональном уровне становятся предметом рассмотрения в работах 3. В. Грицыниной, Л. В. Кореля, М. В. Лисаускене, Ю. В. Лисаускайте, Т. И. Лихачевой, А. П. Суходолова.

В 1980-е гг. отечественными философами и социологами стали активно исследоваться проблемы охраны окружающей среды, что было обусловлено необходимостью осмысления последствий экологического кризиса. В настоящее время проблемы охраны окружающей среды уже осознаны обществом в полной мере, ученые разных отраслей знания накопили определенный теоретический и практический опыт в данной сфере. Особенно это касается вопросов, которые раскрывают рациональное природопользование и охрану окружающей среды.

Взаимосвязи экологии и устойчивого образа жизни посвящены труды А. В. Мостовой, Р. М. Нугаева, М. А. Нугаева, И. Т. Райманова, О. Станека, В. Столбова, П. Старосты.

В начале XXI в. в инвайронментальной социологии возник ряд новых течений. Одним из них стала социология катастроф (работы Г. И. Минандусовой, Ю. А. Привалова, Ю. И. Саенко). В рамках данного течения А. С. Госпорьян обращается к теме освещения Чернобыльской аварии в средствах массовой информации. Л. А. Федоров исследует социально-психологические аспекты химического разоружения в России.

В последнее время появилось большое количество работ, посвященных построению новых социально-экологических моделей развития общества, поиску и выработке экологической парадигмы современности, обоснованию принципов социально-экологического будущего цивилизации. Особый

интерес в этом плане представляют исследования Т. М. Дридзе, Н. Н. Моисеева, В. И. Неверова.

Экологические вопросы, связанные с исследованием процессов глобальных изменений в мире и обеспечением социальной безопасности личности, находят отражение в трудах О. Н. Яницкого и Р. Г. Яновского. Так, О. Н. Яницкий впервые вводит понятия «качество среды обитания», «экологический комплекс» и др. В работах Р. Г. Яновского раскрывается понятие экологической безопасности, при этом определяются ее индикаторы, а также намечаются перспективы развития социально-экологических отношений, что возможно в контексте реализации концепции устойчивого развития.

Теоретико-методологические основы социально-экологического знания содержатся в работах И. А. Сосуновой. И. А. Халий детально анализирует структуру и характер процесса принятия экологических решений.

А. Н. Авдонин, Р. Б. Камаев и Д. С. Рыжевская в своих работах рассматривают качественные характеристики экологического сознания, причины его пассивности, а также факторы, обусловливающие эту пассивность в современной России.

Однако среди исследований нет таких работ, в которых присутствовала бы концептуализация социально-экологической детерминации трудовой деятельности. Остаются малоизученными вопросы формирования и действия социально-экологической ответственности как формы социальных отношений и ценностных ориентаций. Более того, отсутствует комплексное рассмотрение процесса формирования социальных механизмов системы охраны окружающей среды. Не разработан институциональный подход к изучению этой проблемы. В связи с этим возникает необходимость изучения охраны окружающей среды как социального института с присущими ему признаками и функциями.

Объектом исследования является социально экологизированная практика трудовой деятельности как особая форма социальных отношений.

Предмет исследования - социально-экологическая детерминация трудовой деятельности.

Цель исследования заключается в анализе процесса

институционализации и современного состояния трудовой деятельности в контексте устойчивого экологического развития социума.

В соответствии с целью исследования предполагается решение следующих задач:

- исследовать социально-экологическую ответственность как детерминанту трудовой деятельности человека;

- проанализировать экологическое сознание как фактор формирования устойчиво развивающегося социума;

- определить социально-институциональную сущность экологизации современного общества;

- рассмотреть трудовое взаимодействие человека и природы в рамках воспитательной составляющей парадигмы социально-философского знания.

Гипотеза исследования состоит в том, что социально-экологическая детерминация трудовой деятельности человека формируется под воздействием правовой регламентации и реализуется на уровне экологического сознания, представляя при этом оптимальное взаимодействие человека и природы на основе парадигмы социально-философского знания с опорой на воспитательную составляющую.

Методология исследования. В диссертации используются следующие методологические основания:

- парадигмальная методология Т. Куна, которая позволяет выделить совокупность ценностей, методов, средств, принятых в научном сообществе в рамках детерминизма;

- концепция устойчивого развития общества, разработанная в отечественной традиции Н. М. Мамедовым, А. Д. Урсулом и обусловливающая социальную составляющую устойчивого развития, ориентированную на человека и направленную на сохранение стабильности систем;

- метод аналогии, принцип соответствия и принцип детерминизма, применяемые при анализе взаимоотношений человека и природы.

В основу методологии диссертационного исследования положены принципы системного подхода, в соответствии с которыми феномен социально-экологической деятельности представляется в качестве целостного образования, реализующего внешние и внутренние ресурсы развития. Для рассмотрения внутренних структурных особенностей этого социального феномена используется структурно-функциональный анализ.

Институциональный подход, применяемый в исследовании, делает возможной концептуализацию устойчивых социальных процессов и отношений, определяющихся действующими нормами и предписаниями, с регламентацией социально-экологической области трудовой деятельности и взаимодействия людей.

Использованный в работе сравнительный метод позволяет сопоставить однотипные процессы институционализации экологической деятельности. В рамках этого подхода возможно рассмотреть динамику состояния биосферы во взаимосвязи с процессами, происходящими в общественной жизни.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем на комплексном, междисциплинарном уровне рассматривается социально-экологическая детерминация трудовой деятельности. В частности, в диссертации:

- дано обоснование феномена социально-экологической ответственности как детерминанты трудовой деятельности человека,

регламентация которой возможна в рамках механизмов государственного и общественного контроля и экологизации общественного сознания;

- описана структура феномена социально-экологической ответственности, основу которой составляют такие стороны и свойства, как историчность, диалогичность, полифоничность и технологичность, позволяющие функционально полно охарактеризовать взаимодействие человека и природы, экологизацию социальных практик;

- рассмотрен феномен экологического сознания, который определяет оптимальное трудового взаимодействие человека, общества и природы с учетом социально-экологических интересов человека; при этом устойчивое экологическое развитие социума является попыткой разрешения социально-экологических противоречий в рамках экологического сознания;

- проанализирована формирующаяся в условиях обострения экологического кризиса единая социальная система охраны окружающей среды, функционирование которой осуществляется с помощью механизмов государственного и общественного регулирования и экологизации общественного сознания; данные механизмы являются институциональными составляющими охраны окружающей среды;

- рассмотрено современное социально-философское знание, реализующее регуляцию трудовых взаимоотношений в системе «человек -общество - природа» и обусловливающее пересмотр экологических ценностей, основу которого составляет экофильный характер норм;

- предложена концепция экологического воспитания, построенная с учетом формирования экологического сознания и экологической культуры в обществе, что обеспечивает оптимальное трудовое взаимодействие человека и природы на основе диалогизма.

На защиту выносятся следующие основные положения.

1. Рассмотрение феномена социальной ответственности в аспекте

с