автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.02
диссертация на тему: Социально-экономическое положение и народные движения в Мавераннахре во второй четверти XIII в.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-экономическое положение и народные движения в Мавераннахре во второй четверти XIII в."
РОССИЙСКАЯ /КАДЕШЯ НАУК ИНСТИТУТ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ
На правах рукописи
БОЙЛАТОЗ ЛУКЖН ДАДОШЕШЧ
СОЦИАЛЬНО-ЬКОЕОлИЧЗСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ЕАКЦЩЫЕ ДВйгШИЯ В МЗЗРАКННРЕ БО ВТОРОЙ ЧЗГЗЕРТИ Ш1 В.
Специальность 07.СО. 02. - "Отечественная история"
Автореферат диссертации на воЕсканге ученой степени кандидата исторических каук
Москва - 1953
Раоота вьползека в отделе истории национальных проблем '.1нстлтута poccíilcKOk история РАН.
Научный сукэээдителъ - члак-коррзспокдент АН Туркменистана, доктор исторических. наук,профессор С.Г.Агадаанов.
Официальные оппоненты- доктор исторически?: наук, Т. И. Султан об.
кандидат исторических наук Д. Ю. Арапов Ведущее учрандение - Институт востоковедения РАН.
Защита состойся ISS3 г. в ■// часов
на заседании специализированного сове-га Д 002.33.02 по задзче дассэр1аце£ на соискание ученой степени доктора наук .при Института российской истории РАН -/117СЗБ, Косгва,уд. ifa.Ульянова,IS/'.
С диссертацией ыожно ознакомиться в .научном каоинете
Института российской истории РАН.
-
Автореферат разослан
Ученый секретарь специализииоважого совета' кандидат исторических наук
Т.Н..1даахсон
re с,
у.. ^¿Н'.'АЯ ____
БИБДЙО'ГилА
• I. ОБЩ4Я ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОШ
г
Актуальность теш. Монгольское завоевание и образование госу- -детства Чагетевдэв (1227-1370) серьезно отразилось на политической, с одна льзо-^эяонсмз ческой, общаствекно-политяческай и культурной яяз-ки народов Срздаой Аяяи. В государства Чагатандов, так н в других улусах, возаиияих a UII в. в Монгольской дераавз, кочевой элемент бил главенствуодгк в течение долгого времена. Влюшиз завовевателой оказалось на гссударстаеяаом строег систевэ управления, аграрных отаитаниях,- городской хизня Ызвсраннахра и сэцрэдэлъЕнх обаастой, -Шэднешех в Чагатайский yayo. Украгшз hoseeswgbso еодоеэнеэ а Средней АЗПЕ, НО 29 ЕВрЭХОДЯ Во 009ДЗНЙ ÜÓC33 322НИ- КОЗГОЖЬеНЯЯ ЭрЯСТО-2ра'1'ая ароводяла жесткуэ политику но о-гзсезнеэ к покорениям народам. Тзея завоаватэхз& исоиадал глубокой недовольство к открытке восстания "ОКОрОННОГО НЙСЭЯЭНкЯ, ЧТС Я03Я8КЛ0 S3 GSÓO& ПруПНЫЭ ЕСТОрЯЧЭС—
кно посладотваа. ¡
Атяучлъноста набранной намл темы обусловлена необходимостью глубокого Е ВССЗХ'ОрОННЭГО ЯССЛЭДОЕЧНаЯ всех этих сложных Есторичес-хех прсцоосоз. Большее значение при этом таззт ¡ютаз объехстнвной картпнк ООЦКаЯЬВО-аОЛИТЭТвйгНХ отношэний 3 народзо-освободйтольннх дзиезкей в МавераЕнатре ео второй -чотвэрга Ш1 в. Важность разработки э'шх вопросов обусловлена и тем, что oes до сих пор не бняи градоззои» опецяальзогп ковографятеского ггу^зняя. Манду тем без основательного анализа этих гаучннх црпблэм нальзя составить цельное предй?авленнв о Центральной н Средней Азет и судьбах ээ народов сослэ монгольского нашзстшя. Значимость явЗраняой-нами теин определяется а теа обстоятельствомt что собнтая парной четверга ЯП ¿>-. происшэддив в Мавэраннахре,. оказала болъпсе •ялияние на дальнейшую историю народов Узбекистана, Тадяпнастана, Киргизки, Юзаого Казахстана, Северного Туркменистана. В зтоа аспекте следует особо вида-
лить вспыхнувшее в 1238 г. народное восстание в Бухарском оазисе под руководством Махмуда Тераби. Само восстание и его подавление монгольскими завоевателям в совзе с местной знатью отразились на последующем ходе истории Еародов Средней Азии и некоторых сопредельных областей Западной Азии.
Цель и задачи исследования. Обзор научной разработки тема в предлагаемой диссертаций свидетельствует о том,/что и советские и зарубежные исследователи уделяли некоторое внимание ряду аспектов данной проблемы. Однако никто из них на ставил своей основной, задачей специальное монографическое комплексное исследование данной проблемы. В сущаствукщгх трудах вопроса социальной-экономической истории Мавераннахра в указанный период затронута лишь вскользь или в связи с другими вопросами при изложении истории сопредельных стран
Основная цель настоящей диссертации заключается в том, чтоон на основе материалов первоисточников и исторической литературы всесторонне исследовать социально-экономическую жизнь и народно-освободительные двйкэнея указанного периода, что, безусловно, должно заполнить существупцвй пробег в историографии избранной теш, -
Для достижения этой главной цели наш поставлены следующие конкретные задачи:
- определить вахность корпуса источников для изучения данной проблемы";
- рассмотреть историографию вопроса;
- выяснить исторические последствия монгольского завоевания Мавераннахра;
- исследовать экономическую хи8нь Ыавараннахра (состояние торговли и обмена, налоговой политики монгольских правителей, положение крестьянства к ремесленников и др.);
- выявить форыа я метода народно-освободительной борьбы в Средней Азии во второй четверти Uli в.;
. - осветить историю восстания под руководством Махмуда Тараби в Бухарском оазисе;
- показать последствия й историческое зна'чэнне восстания Махмуда Тарабй.
Автор стремился рассматривать ятвчентй круг вопросов в совокупности со всеми имзищамгоя 2 порой противоречиями фактэан я тенденциями. Всесторопяди анализ первоисточников псале дуемо го периода, отделение существенных и типичных язлэяий от случайных н второстепенных, а таккз прзмэнение сравнительно исторячэсаого метода явля- • тазя навраванвдЕея в данэо2 работа.
Источнвковэдчаскзя база Бсокедозаная. Работа шпоанвза на ос-яонэ аззгчэнЕа ксчтп зеэх изавскных з Еоатсказэдздской на ухо персо-язычнах письменных перзсисточнагов данного периода, Были такяе при-ЗЛ9Ч8НН к псбжвдованкю пэкотарце арабские, армязокаэ, монгольские, 1жй2ё0кно заторкали, пуиэше заметай западноевропейских и эостсяенх иукзюствзннзшш. Чае.ь ваточников вяергнэ вводится в научный оборот. ДЕсюортаатсм кесолъзованЕ такнэ археологические в нумизмататес-кие даншо. Поиашлсу яа все письменные потс-некя в равной мере ванна для ЕсслздоваЕяя данной проблемы, то главное внимание удалено иранским источникам, содержании наиболее .важные сведения по тема. Научная новизна исследования заключается в том, что оно представляет собой парвув попытку комплексного взучшия социально-экономической нагни и народао-освободитэльныг доданий в Маверанвахре при зяадечестве монголов. В работе поставлены г по мере воамояно-стя рэазЕК проблемы, вытэканцаэ из основной цага исследования.
- Переосмыслены астсчняки, введенные ранее в зэучшй обиход,' при-злэчены некоторые нозна письменные памятнике, главным образом произведения агиографической и художественной литература; показана заяность народных преданий для изучения истории монгольского вре-кани.
- Дан фактически первый систематический обзор государственного и аданнистратяшо-шштаческого устройства Маверанвахра после монгольского завоевания Средней Азии; выяснен характер взаимоотношений и субординация аласта ыехду Чагатай-ханом а верховвай кэаЕа-ми Монгольской нигораи; заявлены наиболее типичнае политические института власти Чагагаидошго государства.
- Показана рсш> к значение традиционных правил и норм обнчного права монгольских кочевников, так называемой "Великой Ясы" Чингйз-хана в политике ска? я общественной зазни Ыавараннахра-; исследовано состояние торговца е обыава, налоговой волатава монгольских правителей, положение трудового населения.
- Сформулироагаэ новое, более -четкое определение и внесены существенные уточЕЗввя в проблему изучения народных даякений в Мавераннахра в ХШ в.; определены форма бэрьбн народных масс против монгольских угнетателей.
- Подробно освяззва история крупного народного восстания под руководством Макфза Tapada; по-новому рассмотрены генетичэскке корни народных верований восставших"; определено место и роль идеологов восстания, прежде всего роль сестры Махмуда Tapada, шейха Шанс-ад-дана Махбуби, а тавэиа его братьев - Иухшшада и Аде; по-новому сформулированы основше политические и ооциальше причины неудачи
и поражения народаагэ дазгания; восполнен пробел в освещений исторических посяэдствЕй восстания Махмуда Тарабн.
Практическая ззачЕИОоть работа. ВсэстороЕнее исследование вопросов соцнаЕьно^аксг(тетаеко1 "кивни я народааг данженпй в Мавараннгх-ре при моатслах позвагяэ? существенно уточнять и внести собственные дефиниции в освещзшэ "гааш настоящего исследования. Материала диссертации могут быть поэтому использована при создании обобщающих трудов по истории народов СССР, в частности, послужат подспорьем при написании соотзэтсгвувдах разделов многотомной "Истории Тадки -
кистана" "Истории Узбекистана" , а такне наяяут отразэнив пра написании соответствующих параграфов в трудах яэ иатораи отдельных городов Средней Азии (Самарканда, Бухары, Ходазата, Фврганк и др.).
Результате яссяодовадпя могут оказаться позкзвыкй в подготовке учебной литературы, общкх и специальных курсоз х?я зсскравтов й г.'гудентов-; ¡три написании научяо-аопуяярншс patío? ¡ra ссогветстаувдцш аспектам история Средней Asaií.
Апробация ребята. Ооновше поясней и вывода исслздоваакя на игла отражзше в tíoдеэ тем тридцати статьях a тенгсах автора, опубликованные а центральной s рвспублкганока® тгякз« Результаты данного йз^лелоЕаЕйя ооззщанй- авторш а докладах s сообщениях па науч-но-теореет-ггоетх тантеранциях колодах учэшзс Е яетсркков в Душанбе (1935, Ï987), Юлкэн®9 CXS86, 1Э88, IS3Ï)-, «руззз (1987).
Свзуундга работа опрэдзгяяаоь цэжкз а ззяз'^йк гоояэдояаная. Двсобргядая occïkît 33 еээдэкяя¡, ípox глаз, задачена», пралозеЕЯя и бкгблксгпг£нПо 3 прзяоаветях данн соотаваонкзэ автором табяшн. a ïc'.shq icspia Средней Агнк аосяедуокото парно;®?.
п.-содашшш тссшщш
Бо s^gaGRgg изложена постановка зссггздуеквй проблвнн, обоснована актуальность я научная значимость исеяедазанзя, излагается степень нзузешосян данного вопроса, опрздэяенэ дежи s задачи ио~ оледввагия, ватная нсвязна д праяжнчзквзя знешюсть; приводятся сведения об ацробсют и публикация -результатов диссертация.
3 дзрвой гдаве - "Обзор основных источягкка я zgrspagypa" -дается заоак-гарастаяа иснояЕзованЕкх в работе гсточняков к лктара-'гуры> Они сЗуЕкцйояэлзно разделяются за кэсколесо болхшах категорЕй: Ееторачвекяе сочинения"; географзчзохкэ грудн а сочинения энциклопедического характера-: произведения егиографичоейзго и биографического лалра; документальные источники'; мемуарк s записки су-Решает-
Банников-; литературные памятники (вклвчая народное творчество-, фольклор).
Ценный материал по истории монгольского владычэства в Средней Азии содарзат "Табакат-и Еасири" ("Насировы таблица") историка кбу Омара Мухамыада Дкуздаани (II93-I280). Многие сообщения Дкуздяани носят оригинальный характер и выгодно отличаются от других источников.
Важное значение для освещения истории монгольского периода Средней Азии имеет труд Ала-ад-дина Ата Малика ибн Мухаммада Дку-вайни (1225-1283) "Тарих-и даахан-гушай" ("История мирозавоевате-ля"). Для освещены событий-, происходивших в Мавераннахре после нашествия монголов, материалы -Таркх-и даахан-гушай" отличаются своей достоверностью. Интересные сведения автор приводит о времени царствования наследников Чингиз-хана - Угедея и Чага тая. Исключительно важное значение тлевт сообщения Дяувайни о восстании Махмуда Тараби. Он первым из средяеБоКОБЫг историков сообщает об этом крупнейшем событии ПП в. в Средней Азии. Его сведения послуяшш основным источником для освещения этого восстания для последующих историков: Хамдуллаха Казвини, Фасиш Хавафи, Улуг-бека и Хондамира. В целом "Тарих-и днахан-гушай" представляет собой ценнейший источвик, позволяющий судить не только о политической, но и социально-экономической зизни Средней Азии-, в том числе Мавераннахра, в XIII в.
Среда круга источников по избранной нами тема следует выделить и капитальный труд Рашад-ад-дина Фазлуллаха Абул Хайра Али Хамада-ни (I247-I3I8) пД*ами ат-таварах" ("Сборник летописей"). Это сочинение дает более целостное представление по истории освещаемого периода. В "Дыами ат-таварих" получило достаточно яркое освещение положение оседлого населения со свойственным ему хозяйственно-экономическим укладом я нокоторныи противоречиями мезду двумя формами хозяйства - о седлам и кочевым.
Сочинение историка Вассафа Абдуллаха ибн Фазлуллаха Ширази "Китаб тадаэийат ал-амсар ва таздашйат ал-асар" ("Книга разделения областей и происхождения времени") такие содержит ваяние сообщения по политической и социально-экономической история Средней Азии в III! в. по сравнению с другими источниками.
Среда источников, относящихся к ганру всеобщей истории по освещаемой тема , необходимо отметить такие', как "Тарах-и гузида" Хам-дуллаха Казвина (1230^1364), "Равзат ао-сафа" ("Сад чистота") Мир-хонда (1453-1453) , "Хабкб ■ ао-сийар" ("Друг зшззсописанай") Хондаш-ра (1475-1534). Несмотря на кгашзлятивввй характер ряда приводимых сведений', эти груды содержат вггшыо данные, отсутствуйте ала слаба осващенше в других источниках.
Общеизвестна ценность для познания истории иародов Западной Азии арабоязнчзых исторических трудов', прендз зеэго "ал-Кагтал фи-т-тарих" ("Пояевй свод по истории") Ибн ая-Асзра (1160-1232) и "Сират зс-оултан Дзалал-ад-дан ИаниЗурни" ("ЖяззеопзсанЕв султана Дяалал-ад-дана Манйбурвя") Шахаб-ал-дана Мухаииада ан-Шсави. Эти сочинения ванны для изучения монгольского периода истории Средней Азии и Ирана.
В предлагаемой работа использованы и труда историко-региональ-ного направления. Среда них ванное шето запылает "Мулхакат ас-Сурах' - сочинение видного среднеазиатского ученого'', путешественника-, поэта. и. историка Диагал-ад-дина Карпи Абуяфэзла кбя Мухаымада ибн З'ыара ибн 1а ляда» Несмотря за крайне вапшцный стйвъ автора', а тот труд содержит ряд сведений по общественно-подгтеской-, эхданомп-чэской и культурной зетни Среднзй Азии и Восточного Туркестана II-ПП вв.
Сведения китайских и монгольских источников ХШ в. также представляет большой интерес для изучения истории народов Средней Азии, они являются ценным дополнением к известиям пвр&чдю&х, арабских,
армянских и других авторов монгольского периода.
Ваккымя источниками по избранвоЁ теме являются агиографические сочинения-еетая с5$ейскех опятах. Наряду с религиозной направленностью в этих сочнеэзяях содеряится весьма значительный, порою интересный и уникальный материал по политической7, экономической и культурной историй; а также немаловажные сведения для изучения'народно-освободительного движения монгольского периода. В частности-, в житиях Надш-ад-даа Кубра, Маслахат-ад-ддна Худаанди, Сайф-ад-дика Бахарзи и ногзторых других, содержатся ценные исторические сведения. Большую пользу исследователю может принести и народных преданий. В этом отноаэшш весьма показательны исторические сказания о Чингиз-хане и Чахагай-хане, записанные нами во время научных экспедиций по различим областям Таджикистана и Узбекистана.
Среди многообразия исторических источников видное место занимают археологические в нумизматические материалы. Оли служат серьезным дополнением к комплексу наших знаний о монгольском периоде, почерпнутых из срэдвавеновых рукописей и памятников, а нередко и существенно уточняют yse известные данные о тех или иных событиях.
Наряду с источниками в предлагаемой работе использована к историческая литература. Б изучении проблем истории средневековой Средней Азии и Ирана большая заслуга принадлежит В.В. Баргольду, А.Ю. Якубовскому, А.А. Али-Заде, A.M. Беленпцкому, И.П. Дятрушавскому. Немаловажное значение в этом отношении имеют также работы М. Махмудова, С.Т. Агадаанова-, З.М. Буиаятова, А.й. Фалиной, О.Д. Чахович, Е.А. Давидович, С. Хатиби, В.З. Пириева и других ученых- История Монгольской империй, отличающаяся широким диапазоном, издавна интересовала и во все возрастающей степени продолжает привлекать внимание ученых-востоковедов.
Чрезвычайно большое внимание монгольской тематике уделяют зарубежные авторы. Исследования по истории монголов таких известных за-
падноевропейских историков-востоковедов ИХ в., как Д'Оссон К., Хаммер-Пургштаяь, М, Катрнер, Г. Ховорс били наиболее значительными в западноевропейской историографии. В последние года появились работы Б. Шпуллера, Э. Лэмбтон, В.Ф. Минорского, В. Хинца, К. Ява, П. Быозля, Да. Бойли, Д. Аялона, Т. Олсена и др.-, которые- основаны на солидном фактическом материала и явтяптся вкладом в изучение различных аспектов данной темы.
Работы названных историков-востоковедов использованы наш при рассмотрении ряда вопросов- социально-экономического гдрактера.
Ознакомление с литературой изучаемого вопроса показывает, что в советской историографии посла работ В.В. Бартогьза не было написано' специальных исзяедоваЕЕй, нос&чщзнннх аеторяи Средней Азии в составе Монгольского государства. В течение долгого времени почти не затрагивались проблемы лнугрензей лиззз цестнзх покоренных монголами народов во второй четверти XIII в. Оставались малоизученными вопросы народно-освободительного двювднкя в Маверанпахра-, особенно в церврз года после монгольского завоевания. Историографический сбзор использованной литературы позволил дзосзртзнту болое рельефно обозначить 1сруг воггросов, подлежапих глубокой разработке.
.Вторая глава - "Социально-экономический строй Мавераннахсз в первой половина XIII века". Монгольское наааствие пагубно отразилось на ксторлчэскюс судьбах покоренных народов-', в том числе народов Средней Азам. Массовое истрвбление лвдеЗ, разрушаете городов и сел нанесли ш'роыный утцерб экономической в культурной зязяи страны. Монгольское иго задергало на несколько стмэгий дальнейий прогресс среднеазиатского общэсгва. Сильно пострадал» от нашествия ирригационная система - основа сельскохозяйственного производства, городская цивилизация, была парализована хозяйственная яизпь многих развитых областей Средней Азии.
Одним из главных последствий монгольского нашествия стало катз-
строфическое сокракание численности населения, особенно земледельцев и ремесленников. Страшное опустошение, массовая гибель жителей городов и сельских местностей привело в 20-х гг. ХЕП в. к уменьшению количества местного населения во много раз. В свою очередь, это создало недостаток рабочей силы, что отрицательно сказалось на экономике страны, особенно на состоянии земледелия.
Нашествие монголов пагубно отразилось и на социальной жизни народов Средней Азии. Резко усилился рабовладельческий уклад, возросло число рабов по всей территории империи, в том числе и в Средней Азии.
После нашествия Чингиз-хана, несмотря на приток монгольских и тюркских племен, надо изменился этнический состав Мавераннахра-, население которого по-прежнему состояло из таджиков и тюрок. Большая часть господствующего класса, правде всего крупная знать и духовенство, найдя общий язык с завоевателями', пошла к ним в услуге- • ние, что позволило гм остаться у власти. Пользуясь своим положением и попустительством монгольской администрации, местные правители также разоряли трудовое население различными поборами.
Проведенное наш исследование показывает, что улус Чага тая, как и другие владения ¡¿сиголов, йыд сочетанием кочевых и местных, преимущественно оседлнх форм государственности. Монгольская зпать ориентировалась в улусе как ва собственные традиции, так и государственный строй оседлых народов Средней Азии, главным образом на порядки, существовавшие в ишарии Хорвзишахов. При этом монголы ввели отдельные должности и званая из китайских и собственно монгольских государственных и административных структур.
Чагатай-хан, особенно в ранний период своего правления, являлся сторонником неограниченной хищнической и беспощадной эксплуатации оседлых народов, ярни врагом земледельческой культуры. Его политика
привела к дальнейшему упадку хозяйственной яизни Средней Азии, при -
этом усиливался скотоводческий уклад экономики страны. Вместе с тем, Чагатай-хан понимал опасность сепаратизма котевах монгольских феодалов и всячески стремился к укреплению центрашгой.власти. Становление органов государственного управления в Ыавераннахре в его правление проходило в сложной обстановке борьйы двух социально-политических тенденций среди монгольской господствующей знати. Первая из них выступала за продолжение грубых насильственных форм управления населением покоренных стран, за сохранение и незыблемость кочевого быта и хозяйства. Вторая тенденция отражала стремление к • более умеренной эксплуатации, восстановление, я "развитие земледелия и городской жизни.
Политика наместника Средней Азии Махмуда Ялавача не могла остановить действие разрушительных последствий нашествия и первой из отмеченных выше социально-политической тенденция. Несмотря на это, она сыграла на данном этапе определенную сдерживающую роль, что характеризует ее в целом с известными оговорками как позитивную.
Поэтому автор диссертации считает невозможным сопаситься с теми историками, которые усматривают в ней лишь одно "предательство" и "соглашательство" с завоевателями. Сама личность Махмуда Ялавача, по нашему мнению, была сложной, неоднозначной и требует сейчас более объективной и сбалансированной оценки. Цресзадуя собственные корыотныв интересы и обогатившись на монгольской службе, он в то же время пытался, будучи на посту наместника края, спасти его от полного окончательного разорения монгольскими кочевыми феодалами. Однако усилия Махмуда Ялавача не смогли в конечном итоге остановить сторонников произвола, грабежа а разрушений.
Следует заметить, что усиление скотоводческого уклада при монголах долго препятствовало восстановлению земледальческого хозяйства Маверанвахра. Монгольские и тюркские племена, оставшиеся на территории Средней Азии после завоевания страны, в течение долгого вре-
меня не переходили на оседлый образ жизни. Рост кочевого скотоводческого хозяйства в расширение площади пастбищ за счет земледельческих районов в Средней Азии были в ряду причин, обусловивших экономическое отставание страны.
Монгольское наивствяе нанесло сильнейший удар денежному обращении и торговле Средней Азии. На целую четверть столетия во многих областях денежная торговля практически перестала существовать. Исследование нумизматических данных показывает, что более или менее регулярный выпуск медных посеребренных монет в этот период осуществляли только два основных среднеазиатских города - Самарканд и Бухара. Однако средства обращения в этих областях были узколокального назначения. В других областях Мавераннахра в изучаемый период монет не чеканили, или выпуск их был эпизодическим и малочисленным и не мог обеспечить регион нузным количеством средств обращения. Средняя Азия во второй четверти Uli вака перевивала "безмонетноа состояние". Внутренний обмен в большинстве областей Мавераннахра-, включая Бухару и Самарканд, опустился до уровня натурального, причем объем его резко сократился.
В исследуемый перзод усиливается и резко ожесточается эксплуатация монгольскими правителями коренных жителей Средней Азии. Налоговая политика завоевателей способствовала обнищанию местного населения. Она была основана на жесточайшем обирании прежде всего земледельцев и ремесленников. Из-за многочисленных налогов и повинностей феодальный гнет принял более грубый и изощренный характер. Фискальная политика монголов и их наместников стала важнейшим фактором дальнейшего упадка и дательного застоя экономики страны, упадка сельского хозяйства и городской жизни.
Сущность и условия сбора налогов и податей в Средней Азии монгольского периода требуют дополнительного разъяснения. Изучение данных, содержащихся в исторических сочинениях и документальных источ-
никах монгольского периода, показало, что в XIII-Х1У вв. в Средней Азии, как и в большинстве завоеванных стран, практиковались специфические феодальные подати, налоги и повинности. Трудовое население городов и деревень было обременено большим количеством разнообразных постоянных и тфезвычайных сборов и повинностей; это были харадж (основной поземельный налог); бигар ила хашар (всякая принудительная работа)-; купчур (подушная подать с раийатов независимо от вероисповедания); а лафа или улуфа (сбор продовольствия, фуража и т.д. для войска); хана-шумара (посемейный сбор)-; ушр (десятина, поземельный налог в размере 1/10 урожая)-; мал (денежный налог); авариз (чрезвычайный налог с крестьян и городского населения); бахра (налог в виде доли урожая)-; улаг (специальная повинность по предоставлению почтовых и курьерских лошадей крестьянами по требованию начальников почты); табгур и тагар (чрезвычайный сбор для снаряжения войска); даругаки (сбор на содержание чиновника-даруги); расм-и ших-наги (сбор на содержание шихна); тамга (сбор, взимаемый с привозимых в город дон продажи товаров, продуктов и т.д.); нузль (постойная повинность) и т.д. Многие из перечисленных налогов, повинностей и государственных служб бит новыми и впервые введенными завоевателями в покоренных странах.
В этой же главе по-новому показана роль и значение традиционных степных правил и норм обычного права монголов - так называемой "Великой Ясы" в политической и общественной жизни Мавераннахра в пер- . вые десятилетия после нашествия орд Чингиз-хана. Отражая интересы фэодализирующайся монгольской родоплеменной верхушки, этот свод неписанных законов был призван способствовать укреплению ее власти над населением покоренных монголами стран. В то г.о время эти "степные правила" пе были приспособлены к условия!,1 местных земледельчес-ко-городских обществ, стоявших на более высокой ступени развития. Поэтому постоянно вспыхивали конфликты между местным населением и
пришлыми завоевателями. Однако но мере сращивания интересов монгольских ханов и найонов с коренной знатью эти противоречия нивелировались, видоизменялись, а сами нормы обычного права кочевников приспосабливалась к изменяющимся историческим и культурно-битовым условиям в Средней Азии. Вместе о тем в Мавераннахре, как и в других завоеванных Чингиз-ханом мусульманских странах Востока, сохранялись нора рслама и шариата в судебной практике и повседневном быту местного населения. Понадобился сравнительно длительный период пока ислам не стал господствующей религией, победив расцро-етранившиеся при монголах культ;- - буддизм и христианство несто-рианского толка в Средней Азии.
Третья глава - "Народные выступления после монгольского завоевания и восстание Махмуда Тараби".
В этой главе, в результате проведенного соискателем анализа, удалооь сформулировать новое более четкое определение и внести существенные уточнения в проблему изучения народных двиганий в Мавераннахре в 2ХП в. Превде воего это относится к характеристике бурных социальных выступлений широких масс после образования Чагатай-окого улуса- Существенным моментом при этом является констатация их тесной связи с внутренней политикой Угедей-каана в середине 30-х гг. 1П1 в. В 1235-3236 гг. почти по воей империи шел набор войска, снаряжения и продовольствия для монгольской армии I Эти мероприятия сопровождались самыми грубыми притеснениями и насилиями над населе-наем завоеванных стран, в том числа Средней Авие. Такая политика монгольских правителей явилась важной предпосылкой для народных двя-кений в Мавераннахре.
В период монгольского господства в Средней Азии развертывается народно-освободительная борьба, которая проявлялась в различных формах. Пассивными формами этой борьбы являлись: обращение народа к властям с просьбами, жалобами; отказ трудовых слоев от исполнения
различных государственных повинностей и выплаты налогов. Наряду с этим имела место индивидуальная или мелкогрупповая борьба; бегство крестьян и ремесленников из родных мест; разбойничество; своего рода партизанские движения и т.д.
Продолжительная борьба против иноземных властей и собственных угнетателей послужила важнейшим стимулом для более широких антифеодальных движений в Средней Азии. Наиболее ярким проявлением этой борьбы явилось восстание под руководством бухарского ремесленника Махмуда Тараби.
Историки црошлого, в частности В.В. Бартольд, отмечали, что Махмуд Тараби был выразителем не правоверного ислама , а "народных верований". Данный тезис при всей его привлекательности является в целом неопределенным, что не позволяет дать полную оценку идейных основ этого движения. Опираясь на источники, нами выяснены генетические корни этих верований, их тесная связь с учением "еретической" секты "белоодездных" ("сафид-даамаган"). Имеется основание считать, что идеология народного движения 1238 г. в Бухаре берет свои истоки от учения приверженцев Муканны, возглавившего в 776-788 гг. народное восстание в Средней Азии. Муканна, при котором центром этого движения были Мерв, а затем Бухара, проповедывали, как известно, учение "людей в белых одедцах". В основе исповедававшейся ими веры лежало мессианство и идея всеобщего благоденствия и общественного равенства. В этом отношении просто удивительны исторические параллели медду (Луканнай и.Махмудом Тараби. Оба проповедника вышли из ремесленной среды, поразительное сходство обнаруживается з в том, что оба они наделяются даром исцеления и общения с высшими небесными духовными силами и т.д. Скорее всего это объясняется породившими их общими народными истоками, восходящими к вере в сильных, наделенных сверхъестественными качествами пророков и вождей, которые призваны защитить, улучшить жизнь широких масс, устанавливать
равенство и общественную справедливость.
Движение под водительством Тараби имело двоякую направленность: против социального угнетения вообде и против иноземного засилья. . Иными словами в нем прослежававтая две главные струн: антифеодальная (в широком смысле) и народно-освободительная (в локальп¡^территориальном значении). Своим острием оно было направлено против идеологической основы монгольской правящей элиты - предписаний "Великой Ясы" Чингиз-хана. Подобно другим народный дввзэнеям эпохи средневековья восстание проходило под оболочкой релягии и приняло форму "ереси". Однако специфической чертой идеологии двшшпея под руководством Тараби было то , что в ней перепжвигеь древнза народные верования и культы с исламской теорией борьбы против "нззерннх" (джихад) . Большую роль прк б том играла социально направленные на "борьбу со злом" магические пророчества ("колдуны", "нелепости магии") к идеи "очищения мира от неверных". Опроделзнной идеологической-струей, внесенной в дваазние сподвижником Тграби-, Ишо-ад-диноы Махбу-бн Е его прнверзевцаки, было стремление к "заступничеству за истину" в форме защиты коренного населения от геээд -пришлых монгольских завоевателей. Вое это,составляло отличительную особенность рассматриваемого движения, ка что нэ обратили, к согалсшэ, долевого внимания предпюствуздде исследователи.
Широкая социальная база и массовость двинения обеспечивали восставшим достижение существенных военных успехов. Крестьяне, ремесленника, а такге городская беднота, решительно расправлялись с монгольски,® баскака?®, даругамЕ и прочими притеснителями. Правящие круги, перепуганные размахом восстангя, приникали Екстразвне меры.
Точное время года, когда'началось это восстание, в источниках не указывается, но, судя по некоторым косвенным данным, оно началось леток 1238 г. и продолжалось несколько месяцев. Соискателем видз-ляэтся три крупных этапа в истории восстания йахмуяа Тараби (1258 г.).
о
При этом учитывались такие сушэсгвеЕЕые фактора, гак характер и оте-
пень напряженности социальных противоречий; территориальное распространения движения; масштабность и массовость игманепяя в воон-но-политнчзской обстановке; продолжительности выступлений и др.
Первый этап восстания относится нами к лоту 1238 г. Волнения среди трудящихся масс Бухарского оазиса, проэда всего селения Та-раб, находящегося в трех фарсахах от Бухары, качались в форме стихийных ("еретических'') собраний. Ремесленники и крестьяне собирались и, по-видимому, обсуждали свое тяжелое положение под властью монголов. В начале главную роль в организации собраний играла сестра Маялуда. Тараби, которая в действительности' была одним из самых активных руководителей восстания. Спустя некоторое время', руководящая роль в двияэнии перешла к Махмуду Тараби и он, благодаря своим решительным и смэлнм действиям^ подчинил себе множество неорганизованных крестьян, ремесленников Тараба. Махмуд Тараби сблизился о ученам-<5огословом Шамс^ад-дином Махбуйи, который в дальнейшем стал одним из главных идеологов и вдохновителей народной борьбы. Сотрудничество с шейхом открыло новые возможности для успешных действий, т.к. возрос авторитет Махмуда Тараби среди народных масс. Собрав огромное количество людей, Махмуд направился в Бухару и со своими приблиззЕными вошэл в город. Горогане встретили,его радушно. Неоднократные попытки городской знати расправиться с водцем восстания ничего не дали. После захвата Бухары движение Махмуда Тарабн', на хорошо подготовленной им почве', приобрело большой размах.
Второй этап восстания охватывает примерно конец лета - начало осени 1238 г.
Махмуд Тараби призывал простых людей к открытой вооруженной борьбе против монгольских властей. Действия народного вождя тлели огромный успех. Бухара и ее окрестности оказались под контролем повстанцев. Махмуд Тараби, объявленный халифом, приступил к выполнению своего плана. Кроме того, его имя стало упоминаться в пятнич-
ной молитва (хутба), в качестве султана Махмуд провел ряд важных мероприятий. Понимая сложившуюся обстановку, он приготовился к очередному туру борьбы с монголами. Махмуд Тараби, используя благоприятную обстановку, повел активные наступательные операции. Открыто провозглашенное ем ниспровержение чингизидсхой государственности привело в трепет монгольских наместников и бухарских садров. В крупном сражении под Кармина с обеих сторон было убито десять тысяч человек, во битва закончилась победой повстанцев. Действия Махмуда и его соратника Шамо-ад-дина Махбуби сочетались с призывами к репа-тельному отпору врагам. Однако1, несмотря на их бесстрашие и храбрость, борьба закончилась гибелью народных вождей. Однако, вопреки мнению некоторых исследователей, гибель Махмуда Тараби не стала основной причиной поражения восстания.
Третий этап восстания приходится на отрезок времени около середины осеш 1238 г.
Смерть Махмуда Тараби не привела к окончанию восстания^ оно продолжалось под руководством его братьев - Мухашада е Ала, которые имели авторитет среди народа. Под их руководством повстанцы разгромили монгольское войско в срезании под Кармане. Успех а сражении свидетельствует об организаторских способностях Мухакмада и Али. После одержанной победы они готовились к срсдояжаякс борьбы. Однако Мухаммад и Али нз смогли мобилизовать в достаточной маре повстанцев для дальнейших операций. Монгольские власти и поддерживавшие их мостине феодалы, перепуганные размахом восстания, принимают зкстреннне меры. Чагатай-хан спешно высылает большое войско в район восстания. Между повстанцами и монгодьокай войском произошло решительное сражение, в котором погибли Мухзииад и Али. После их смерти повстанческий силам.был нанесен решающий удар. В кровопролитной битве под Кармане восставшие потерпели порзкение. В бою с обеих сторон было убито около двадцати тысяч человек.'
Анализ источников позволил нам сделать вывод о тон, что основную социальную базу движения иод водительством Махмуда Тараби составляли "люди базара" (мелкие ремесленники), простые селяне-кители бухарских рустаков (предместий и волостей), так называемые "ава-ки" ("простонародье"), "авбаш" ("бродяги"). Особенностью деялония являлось соединение в общей борьбе трудовых слоев города и прилегающих сельских местностей, малоимущего и бедного яюда, ремесленников и крестьян. Такая социальная база придала восстании небывалую силу и широкий размах. Несмотря на это восстание в конечном итоге было разгромлено. Это объяснялось целым рядом причин, главным образом военным превосходством монголов, и поддержкой их местной знатью. Кроме того-, имели место ошибки руководителей воссташя. Махмуд Тараби и другие возд исходили из наивной веры в безусловное неизбежнее конечное торжество добра над злом вне зависимости от реальной расстановки противоборствующих сил. Фатальная убевденность в своей победе наиболее ярко проявилась в том, что многие повстанцы, в особенности их руководителя-, вступали в бой с противником без оружия и защитных доспехов и погибли под ударами монгольских стрел. Следует отметать, что исследователи до сих пор не учитывали этого обстоятельства-, что вело к сужении понимания комплекса субъективных и объективных факторов, обусловивших поражение рассматриваемого народного движения. Вместе с тем-, Махмуд Тараби и его последователя не имели звтйой" социальной и политической программы общественного ■ ■ устройства. Повстанца не знали какими путями мояво решать эти извечные вопросы.
1отя восстание под руководством Махмуда Тараби продолжалось сравнительно надолго, oso по своему характеру, силе и размаху занимает видное место в истории борьбы покоренных народов против чянги-зидского ига. Это движение было одним из мощных и значительных среди восстаний тринадцатого столетия в Монгольской державе. ! -
Подавление восстания Махмуда Тарабн дало толчок для внутриполитической борьбы за . обладание Иеверавнахрсгл. Плодами сдерганной победы хотея воспользоваться празде всего Махмуд Ялавач, встречавший решительный отпор со стороны Чагатая. Б сувдости началось противоборство между двуш группами феодальной знатз: шнгола»лз~ча~ га^авдама й еысеймй кругаш местной араоъ№рз<гаа5 цо^ьзоезвеилеой влиянием при даоре хаана. КонгЗяккт шжду Мр.&л^-доч Ядавачегл к Чаге-таем, екэвший давнт® Есторноо, обострился до р.раёнэгс предэгв ноете подавлашя воосгавгя. Мазмуя Ялавач арадагражи доёсгяия прогав 1а-га«азг; во благодаря Еэюктэгба'дзт каазя -Чигвтезй оугзп игкгочж осажу« шгольннА удар той кштый, которуз прсзожл Яхазпч я «го дователи. Свое нааэранле Чагатай ос>Ецеекши, во не оуывх фжвч&ст устранить Якавача.
Несмотря на спою наудачу, Ялевач пггусгя накогороэ врем достиг высшей ступени власти. Угедаё-каан, узя^авая заслуги Зйазмудз Яла-вача перед монгольским геоаударствол, взял его к сеин ь качестве вэ~ вира. Зто бяло не только ароявяванеи уваяоагя по огношэвЕю а Махмуду Ялавачу, но а стремлением иметь на слупбе крупного государственного деятеля. Вскоре по указу казна к не бея вмешательства Мазкуде Яяавача нажс.тнаком Маваранзахра к Туркестана бак казначеи Масуд-бек, сын Яяавача. Ма суд-бек не только продолжал политику озца, во и пмал пря атом болызой успех.. Будучи крупным государственным деятелем, он проводил вазша зконсшческее а политичзоиге реформы. Таким образом, восстание Кахмудк Тарзби в определенной каре способствовало йЕмензниа политического гурса праиадах кругов Монгольской империи в Средней Азии.
Подавление нарэдаого дзЕЕвння в Ьраре в 1238 г, привело также к некоторым изменениям в экономической низни Мавэраннзхра. "ахмуд Ялааач отменил наиболее обременительные повинности и подати с местного населения, была упразднены некоторые веды чрезвычайных налогов —
(аваризат), поборы ва нугда войска (черик)-, трудовые повинности (муан-и хашар) и другие. Махмуд Ялавач помимо отмены ряда разорительных налогов и повинностей проводил и другие мероприятия, но ах значение все не было ограниченно. Правде всего они проводились о целью оживления городской торговли и денежного обращения. Мокно думать, что эти мероприятия монгольского наместника носили ограниченный характер, но в целом они сыграли положительную роль для оживления городской жизни и восстановления хозяйства страны.
В Заключении сформулированы общие зыводалроведенного исследования. Всесторонний анализ выявленных материалов позволил придти к выводу о том, что государство Чагатаидов сложилось в условиях синтеза привнесенных монголами-завоевателями органов власти (курултай, институт даругачи, улуг-битикчи и др.) с местными социально-политическими института?® власти. Конечным результатом этого процесса было создание феодального государственного аппарата', который был типичен и для прочих аналогичных политических образований ко- -чевников в Центральной и Западной Азии.
Борьба народов Средней Азии с чингизидскнми завоевателями имела важное историческое значение, особенно восстание Махмуда Тараби. Этому восстанию были присущи"общие и свои особенные черты. Восстание носило народно-освободительный характер, оно ставило целью свержение монгольского режима. Носителями идеи изгнания иноземных завоевателей и освобождения страны ог чужеземного гнета были крестьяне, ремесленники, бедные слои податного сословия. Бухарские ремесленники поднялись ва борьбу под лозунгом изгнания монголов и освобождения от власти "неверных".
Восстание Махмуда Тараби было направлено и против мастных феодалов, прежде всего - бухарских садров, защищавших своих монгольских покровителей. Социальная антифеодальная направленность восстания нашла свое отражение в лозунгах борьбы за справедливость, чисто-
ту ислама, против "качзстинцев", цривпешников-иноземных поработя-телей. Восстание превосходило многие народно-освободительные движения но продолжительно ста, территориальному размаху, по численности участников; оео отличалось упорством и стойкостью, самоотверженностью восставших и отчетливо выраженной аятдчнвгизидсяоЁ направленностью.
По тема диссертаций автором опубиакзаагы слэщтз^е работы:
1. Сочинения Рашид-ад-дЕна как источник по истории народов Средней Азии в ПИ в. 39 С, М.', Х983. // Депонирование рукоянои в ИНИШ АН СССР & 33II6 от 21.03.1983.
2. Некоторые кягайскаэ и монгольские источники по историй Средней Азни ЦП в. // Страны а народа Востока: пути развития, Иркутск, 1988 (ОД п.л.).
3. Восстание Тарабй- 10.а.д.(на. церс„'яз.,йвкд;вд,в производстве).
4. Восставав Махкуда Тараби. Душанбе. 1991,"ТО (на тадж. яз.).
5. Тимур Малик, 9 а.л. (на тадж. яз., в производства).