автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Социально-философские проблемы типологического анализа стилей жизни
Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философские проблемы типологического анализа стилей жизни"
ОРДЕНА ЮТОВОГО КРАСНОГО 311АМ0Ш ИНСТИТУТ шосош ГОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ }!АУК
На гфавях рукописи ШХАЙЛОВА Ольгп Ягколрегнв
СОША.1ЬНО-ФИЛОСОфСК»!Е 1РОБЛЕМУ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СТИЛЕЙ БОТ!
09.00.'Ц
АВТОРЕФЕРАТ диссертации "а соискание ученой степени кридидйтя «.ютоссфских кяук
Мсскр* 1Р53 ■
р$бот& выполнена в Отделе социальном философии Институт фялозофии Российской Академии наук. Научный руководитель - доктор философских наук,профессор
Замешкай Ю.А. Официальные опиоиенть: доктор философских кчук
Кузьмина Т.А. "' кандидат философских наук • Покровский И.Е.
Ведущая организация - ¡йоскоиский педагогический государственный университет. ■ им.Ь.П,Ленина, кафедра философии
Защита состоится ____года
» УЛ. н&ъъРО минут на заседании Специализированного Совета Д 002.29.02. в Институте фялософии Российской Академии наук по адресу; 121019 йоскьа, ул.Волхонка, 14ч
С текстом диссертации кояио ознакомиться в бирлйотзке Института.
Автореферат разослан 1Э92
года.
Учений секретарь Специализированного Совета
Крылова П.А,
• ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования определяется осознанием Еажности экзистенциальных проблем человеческого бытия. Их осмысление помогает восстановить целостность человека как объекта познания и тем самым способствует проникновению в поток его
• '.'Л'.
существования - проникновению, быть может, не глуоокому, но в . данной работе меня к не иптересулт таинственные глубины экзистенции. Моэ внимание сосредоточено на повседневном оытии, а . точнее - на относительно устойчивых спосДоах организации повседневности, которые я называю стилями жизни.
'Задача их изучения назрела; конечно же, не сегодня. Но до недавних пор попытки углубиться в нее оыли чреваты отходом от одной из главенствующих концепций в нашей идеологической доктрине - концепции социальной однороцностп. Они вызывали /или могли бы вызвать/ сомнение в провозглашенной политиками цели общественного развития, а потому не встречали ни одобрения, ни поддержки. Отсутствие идеологической санкции фактически ставило крест на исследованиях подобного рода. '
С началом перестройки наступила пора открытий. Стало ясно, что для обновления, восстановления сил и просто элементарной жизнеспособности обществу требуется не однородйооть, а нечто совсем другое - плюрализм; что в вариативности, стсякнове- . нии полярных позиций и совмещении противоположных тенденций -источник поступательного движения вперед.-Чем разнообразнее жизненные стали людей и паанве информация о них, тем оолыие шансов у общества реализовать экономические и социальные возможности, у человека - выбрать оптимальный опое ос) с&чоооъек-■ тивации а установить наиболее тесный контакт. сшринг. Впрочем, задача не в том, чтобы искусственно. "разйобОраейть" гшзнй. Олю-
ралиэм существовал., и существует. Необходимо овладеть метода- ■■ ми его изучения, в ряду которых особая роль принадлежит социо- ' логическим, Они позволяют вести разговор о спосооах повседневного бытия не только на уровне философских аостракццй, но и в плоскости вполне конкретных реалий жизни. С другой стороны, они помогают обнаружить социально-типическое в индивидуальных формах существования. С точи: зрения социальной практики /в частности, социального прогнозирования/ это чрезвычайно важно. Ведь люди преобразуют ооществешше отношения, решая свои, личные проблемы, отвечая на вопросы, которые перед' ними -/перед каждым из них, а не перед общностью малой ыш великой/-ставит шзнь, ■ Интригующий сюжет истории вырастает из повседневности ее созна-? тельных и стихийных творцов. Один из ключей к ее пониканию, а тагске к понимании иасгощвго и оудаего страны, народа, цивилизации следует искать в экзистенции человека. Но не только в экзистенции как таковой и не только в уникальной жизненном опыта отдельной личности, пусть даже личности ьсторлческол, а в тех социально-типических чертах, ■которыми отьлечено наыа_ новее-дневное существование. Вполне вероятно, что типологический анализ жизненных стилей - уиакальных способов организации повседневного бытия - позволит увидеть скрытые социальные тенденции и предсказать многие /или хотя бы некоторые/ лазревао^ие в со-ществв ситуации.
Казавшаяся ранее несостоятельной мысль о "психологизации" истор-и, о возрастании в ней роли человеческого фактора со временем стала дискуссионной, а затем довольно оыстро перешла в разраи тршзмов. Она однако содержит целый спектр следствии, которые и на согоашшшай день ьосиршшыаагса с трудом. Так до с:,г.ч лор миш со-шологи склонны иоюичать из с^иры-сьиа,! коипе-
тенщш экзистенциальный пласт яизни ладей. При этом она упускают шанс понять м суть социальных процессов. Замечено, что по мере раскрытия возможностей человека влезший л-.ир перестает бить "заданным". Чтобы сломить его сопротивление ухе но требуется испсшшскои силы; псе в оолыаей и большей степени он превращается в "ничто", ло ■отношению к творческому субъекту. Последний волен отрицать объективность внешних реалий к строить • ■
свой собственный "мир-проект". Современная ситуация, которую уже в зародыше сумели распознать экзистенциалисты /вспомним рассуждение Сартра о человеке» отояавм па краз пропасти л Чувствующем головокружение ~ но вовсе не от страха сорваться в бея дну, а от бессилия перед своим спонтанным желанием ороситься в нее/, заставляет философов и ученых-обществоведов сместить акценты. Не лренеорегал мехаянзксми социальной детерминации характера и поведения личности, рш) вынуждены уделять значительное /а вероятно, большее/ вникание обратному процессу. Им приходится всерьез задуматься над тем, как воздейст-вумт на социокуль'турны е реалии' жизненные стили людей и ценности", в них объективируемые; каким образом уникальные сюжеты индивидуального существования подготавливают моданй соци-етальнке сдвиги. . .
Степень разработанности проблемы*■ -
Можно назвать целуш плеяду советских авторов, зшшмаю-щихся экзистет^альныыи проблема« человеческого бытяя и, 6 . частности, разрабатывающих иитересуищуя меня тему. В различных ракурсах /преимущественно косвенном образом или черзз соотнесена с проблемой образа акзни/ она освещалась в работах Аб^ульхановой-Слазской 1СА'-* -Бестужева-,Налы И.В., Бутенко А.П:V Когана Л.Н., Куценко Б.П., Левыкина >;.Т., Пороховой '.Е«Е»>; Ян-''
ковой З.А, и др, Особо стоит сказать о группе сотрудников института философии АН УССР; Р.А.Ануфриевой, Е.И.Гсловаха, Дон-ченко Е.А., Е.Г.Злобина, М.В.Кириллове, А.А.Кроникв, Н.В.Паниной, В.Ф.Рыйаченко, Л.В.Сохань, В.А.Тихоновиче, А.Н.Угрйыо-ве, Н.А.Шульге. Сборник их трудов "Стиль жизни' личности", изданный в 1982 году, до сих пор остается единственной в стране монографией, -специально посвященной данному вопросу. В ней собраны и проанализированы те немногочисленные точки зрения, которые высказывались в советской литературе по поводу категории стиля жизни. Сами авторы в качестве системоооразующего начала своей концепции избирают принцип деятельности. Не смотря на фундаментальность атого подхода, он не представляется мне плодотворный. Конечно, всеобъемлющее и всеисчерпывающее, понятие деятельности кажется в принципе неуязвимым. Лмйоа дро~ явление человеческой жизни, начиная с функционирования организма и кончая социально-политической активностью легко а свободно определяется через него. Но тавтологическое определение лишено эвристичности, его ценность минимальна с точки-зрения науки.
В упомянутой монографии не обойдена стороной и центральная для меня проблема типологии жизненных стилей. Но в «ей и в других работах, так или иначе затрагивающих ату тему, рас* суждения ведутся чаще всего в абстрактно-философском ключе и не содержат выхода на социологическую практику.
В отличие от советских исследователей американские авторы, к трудам которых я обращаюсь в работе, основывают свои выводы преимущественно на социологических данных.
Концепции А.Митчелла, Д.Янкедовича, Ы.иаккоии, йи.Фергю-сон объединяет то, что в них випирическиа.н методами улавли-
ваются некоторые экзистенциальные характеристики бытия. Уже поэтому, на мой взгляд, они заслуживают самого пристального анализа.
и _ задач с еле д овал Целью диссертации является философский анализ социологических данных о жизненных стилях, выяснение рели категории стиля жизни в системе связей философского и социологического знания.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- уточнить понятие "стиль жизни", предлагав его дефиницию и операциональные определения;
- обосновать правомерность его введения в систему философских и социологических категорий;
- обозначить границы его применения, те пределы, за которыми обращение к вышеназванному понятию теряет смысл; .
- выяснить рель ценностных ориентации и жизненных обстоятельств личности в фюрмировании индивидуального стиля жизни;
- обобщить к проанализировать результаты ряда конкретных социологических исследований, стилей жизни;
- на основании цанных американских и международных исследований жизненных сталей выявить доминирующие тенденции в эволюции личности, имеащие общецивилизационьуи значимость и ужа обозначивпиеся в нашей стране. ••■
Методологическая основа и источники исследования, В работе анализируются результаты социологических исследований, проведенных в Соединенных Штатах и некоторых стра- . нах Западной Европы, ¡.'х авторы: футуролог и социальный психолог, одан из пионеров изучения стилей жизни А.Митчелл, известный социолог Д.Янкеловач, практический психоаналитик и специа-
лист в области социологии менеджмента М.Млккоба, асследователь общественного сознания в США Ы.Фергюсад. Б диссертации обсуждаотся не только эмпирические данные, но и основные концептуальные положения.этих ученых, а также, воззрения йх пр.ед-тачи - одного из классиков американской социологии Д.Рисмана, Проблематика* стида жизн,и потр.еоовала обращения к идеям/ и некоторым понятиям экзистенциализма, к теоретически»! разработкам в русле психоанализа и феноменологии.
О-научной новизне работы; позволяют -судить полсжещт, вы-? носилые на задту:
- Предлагается рассмотреть стиль из1ш..2шк-''и^видуалышй способ разрешения извечных антимоний человеческого оытия, которое, многократно удваиваясь, лредстает:.в виде дихотомии природного и социального, индивидуального;,и-общественного, духовного и материального, дсшгного и сущего. Стиль гизня ^ контексте диссертации понимается как свраооразный /зачастую рессоэнате^ц>ныа/ компромисс, посредством которого личность
в какой-то мере гармонизирует различные измерения сооствен-ного существования и обеспечивает относительную устойчив оси своего "бытая-в-мире",
- Раскрывается методологическое значение категории стиля *шз-1Ш для философии и социологии; ов^оделяется саеццфийа ^анно го понятия, в силу которой оно легко интегрируется в систему конкретно-научного знания и в результате становится .проводником науки в хаотичный, во многом иррациональныи поток человеческого существования, делая его доступным не только интуитивным, но и сугубо рациональным формам познаяия.
- В диссертации с опорой на результата ш;фокакасштабньге.сот;с логических исследований подтверждается Еивод ряда советских
И' зарубежных ученых о наличии оскцецивилизационных тенденций 8 эволюции личности, ее жизненных стилей и ценностей, .-у Теоретическое и практическое значение работы.
Результаты; полученный в диссертациииогут быть исполь-зойанн при провадений конкретных сои алогических исследований кизненннх-стилей советских людей..
. Введение в систему социологического Знаний интегративной категории стиля жизни как своеобразного экзистенциала, отражающего нерасчле^енную целостность' непосредственного бытия человека, возможно, облегчит отход советской боцисмогли от механицизма в понимании личности, избавит ее от утомительного об-щейия с одномерной абстракциями типа человека потребляющего, человека играющего, человека развлекающегося» человека работавшего И Т.П. -
; Кроме того* изучение стилей жизни позволят выйти на реальное поведение людей» что до сих пор оотается непосильной задачей. Наши социологи и психологи давно и довольно активно исследуют структуры сознания личности - ее мотивы, предпочтения » Идеалы, жизненные планы, ценности. Но этого явно недостаточно. Признав § *что разрыв между внутренним планом жизни /то есть ее планированием, анализом, переживанием/и практикой жизни всегда имеет место, нужно найтв способ преодолеть его на- понятийном уровне,■даоы не упустать из виду жизнь как целостность. И здесь* п(мвид1;кому, будет значима категория сти-1 лй жизни, обнаруживающая "работаювде" ценности - ценности, : объективированные в поведении и закрепленные в нем. ■ ' . Апробация .работы. .
Отдельние полояения лиссертацйи изложены в выступлениях на научных конференциях и отражены в /ряде тезисов а статье.
Диссертация оосухдена рекомендована к'з.шцит.ё На заседании сектора философских проблем человека Ж1 АН СССР в пане 1991 года,
Структура диссертации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и сгшст-ка литературы.
Основное содержание работы.
Во_введении обосновывается актуальность проблемы, выясняется степень ее разработанности, формулируются цел^ь и задачи исследования.
Первая глава "Стиль жизни как категория: философский и социологический аспекты" высвечивает различия ме:щу научным и философским подходами к изучению экзистенциального плана бытия и дает п^эдставлениа о некоторых проблемах, встающих перед ученым, когда он берется за анализ столь сложной и тонкой материй, как человеческое существование.
В последнее время в массовом сознании усиливаются сомнения в компетентности ученых - особенно, когда речь заходит о перипетиях человеческой жизни. Недоверие к науке растет и со стороны философов. Б принципе их можно ■понягь они .борются со сциентизмом, додго господствовав-*^ в советской философии и парадоксальным образом уживавшимся с идеологи эмок. В запале борьоы иные исследователи готовы воооще изгнать дух научности из теоретических воззрений, в центре которых находится человек с его специфическим.-» заботами. Они готовы ооъя-вить последние эаповадцои зоной, ступать на которую имеет право только нога философа. Вероятно, их можно понять, Но поймет ли их тог, чей осооыи статус они так энергично отстаивают? Подпет ли их человек, который - так уж случилось - жи-
■ ■ -v'--.'i;!4 .;;;;:':,V■
в,вт;п!0;;Ц1айн'йй:ипостасях, двух MaliЩ й' ш1р'&;дс^!огЬ й в .íiáp'S^ftmap'BÍ^eWiuix-'.рва!йя'а: его лшэкн
. Шпай'схе'сх "ему..- йё^зйЛйлыЗс'?.; й'Ш^озйШ&а j зйайтенциаль-ные, проблемы проннзываяг все человеческое существование. Ойй ссста&лтат сущность ((•::лосо^ство'Еан;:я, но' это не исключает их исследования и на более приземленных урйвшх абстракции. . : . Процесс_■'йндй'sиj^kпьí^b}Si^;шlзниíJи,M0'ëт;: свойство' рассыпаться в. руках исследователя калейдоскопом бесчисленных проявлений, оставаясь, мёяяу тем, а какой-то мере неразгаданной тайной. ' Но это но значит, что наука должна расписаться в собственна! бессилии и самоустраниться,- Очевидно, ей просто олодуст ограничить свои притязания - довольствсваться наблюдаемым, эмпирически фиксйруемнм кирал'феноменов, осмислйватв их, тиноло-гизировать, систематизировать* устанавливать между ними связи и корреляция.
, Если гоа обращается за содействием к философий» то, по-випимому, с надеждой найти единство в разрозненном мире, нащупать связи .В"-разорванных--феноменах-сознания.-я бытия. Философский способ осмысления жизни обещает дать клгачь к проникновении в ее природу, к пониманию тотальности ее проявления. Конечно» и философия не избавит нас от необходимости дробить мир на части. И в ее арсенале есть-множество призм, сквозь которые предлагается наблюдать непосредственное течение-казни. ■-. Филоаордя/как и человеческое сознание вообае* не свободна от. схематизма. Философы наряду с учеными и с неменьшим усердном, чем последние* занимаются конструированием схем, "адаптируя" явления и процессы действительного мира к нашему- восприятий, делая их доступны:.« наблюдению и поккмания. -, "■' V-y:
Схемк ;/.огут препятствовать нашему пронакноаеиая я npjpa-
ду вещей - о&обеньр если т отдаа^ываем&р щ . щащо,
б.удучи учтентш, принятыми во внимание,, щи щз&оаретаю* уже новое качество - становятся весьма эффективным ииедруда&нт,«/! познания. В том числе и создания жизни - как жизни вр вееден-ском масштаб«, так я. шдавидуададои, жизни человека с вдшсуздш ей стилем. Стиль жизни я рассматривад как атрибут личности, способ взаимодействия с миром, формируемый а од влиянием, нЗДИт видуальной системы ценностей и сооытииуого <гшша жизди, под. воздействием объективных жизненных обстоятельств. С ,т<?чки .зрения практики социологических исследовании удобнее t на,, май ^ взгляд, определить стиль &изнй йан спосоо реализации ценностных ориентации личности в ее повседневном поведении.
Будучи атрибутивной и екзисхеццаальноЬ характеристикой человека, оталъ- жизни в определенной мере снимает противоположность сущности и существования личности • & также преодолевает разрыв между различные аспектами бытия человека, Внутреннее и внешнее, субъективное и объективное, индивидуальное и общественное, должцоз и сук^ее образует нерасторжимое единст во, прочный сплав. Исследуя стиль жизни, приходится отказаться от идеи анализировать» препарировать, раскладывать на многочисленные -составляющие его носителя,'нужно признать, что 4f ловек "неделим". Однако не стоит надеяться, что целенаправле* нов изучение стиля жизни личности откроет вед целостность ее бытия. Остается необходимость структурировать жизнь, а структурирование уже есть расчленение.
Правомерно определить жизненный стиль личности в качест ве формы /парадигмы/ индивидуальной жизни, лишившись которой последняя прелетала бы сплошным неструктурированным потоком, Озегищю, что "формализованное" представление о жизни все *а
Й
на' 'фиксирует жизнь в ее ЯвЛомяобти. Редуцированное к форме, оно* безусловно, н'е выявлйет беей глубины человеческого существования; В зтсы ограиичэннбетъкатегорй-и жиз'нонпого сти-л!я", но в этом лее и залог ее успеха, залог того, что она лег-* ко Ййтегри'руется в систему кбнкрет'нб^н'аучного знания и довольно быстро приобретает статус мйкдисциалйнарного понятия, По-видимому,.только формализовав жизнь, ученый /в тем числе и социолог/ может рабсчитывать на постижение бе своими специфическими средствами^:Трезв'о'а реалистично м'ысЛящЯЙ исследователь потеволв признает, что метода: его иесоверивнны, а область компетенции слишком узка. И признав это, он согласить«* ся /й^рсятно; не без сожалений/ вынести за скобки оольшой обшгйМтереснейшего и чйрезвычайно важного жизненного материал^ Изучай Структуру человеческого существом он будет вынужден абстрагиройаться о* событийного плана жизни; от развития личности /ибб разв'итио "расшатывает" сложившийся стиль/, от экстремальных и>Пограничных ситуаций; пробиващи* брешь в отруктуре повседневности я открывающйх дверь в ноумен^альный иир. На мой взгляд, схемы и парадигмы /в том Числе и нарадяг-м& стиля жизни/-чаще всего применийы к миру феноменальному и работает строго в его границах.
Исследователь жи§яённих стилей* новййуясь требованиям ■ предмета; доджей исключить из своего рассмотрения факторы, 1Ш^уаащие устойчивость индивидуального бнтея, вносящие хаос. ■ в пррвнчиый уклад жйэня. Стиль жизий» с моей точка зрения, от-1: раяазтея лидь в тех поступках и действиях человека» которые ; характерны лтя него, совершайкоторые, он остается з рампах принятой т самим парадигмы поведения. Эти поступки л соот-' Ввтству-оаке ситуации приобретают статус пор. с «дневных.: Она ос^
^пдендо;:ущерт.е
но ломают, а напротив, поддерглвают и в.оспотцзаодят с тру к ту-
рх инрда^^льЦо^,- ■ ЛцшЬ гкогда
етановз1.тся' в ..порядке .ведай и. ;
тают характер
Ш|ло , лиш^>. хоща появдается; с>шсл; ¿ов.орить об осрДом ^эде^.' Ц!.С1М.-стиле стиле.'эк.спер|1мянтаз;рра:,' » -. '
революционера. Но не стоит забивать, что, с то^/.и зрения субъекта, носителя данного стиля газци, его, поступки вполнэ ординарны, естественны, будничны,сбнчш. Часта они лерэдвр-. кив.апт общепринятое, -отриодя одобренный.'^ крайдйй. мэре понятные ему .5 нормы. Чрямо идя косвенно дат^^вЯг •ствщ'; р " ••локи.ют" ве5-1^выя
ццй, ритм» д оря ¿ой .'-.к; уклад.'"Но сохраняют' .пр-. ■ .
следовательное1;ь и согласованность, образуют относительно строчную ецстегу „по и дает уче-н-л-у прлгл пра^сталнть ух ксг опреадленда!:, пр.-.-иуцлй чалове:гу стиль.
Стиль тазни слукит для человека способом приспособления к природной и социальной среце и способом защиты от нее; способом сомоосуществления и самовыражения, способом стачус-ной идентификации, способом коммуникации и, наконец, просто способом выживания. В то,жо время для шогик лсдей стиль хкзня превращается в самодовлеющую ценность. Они сознательно направляют усилия на его поддержан^о, сохранение и защиау от враждебно настроенных окруяакцих.
Из чего ..же складывается стиль июни? По-видимому, из Шг нер, которые демонстрирует ¿кчиость в общении с окружаюци-' ми - с равными, подчиненными к вьигстояккьгл, с близкими и
дальними, овошц и'чужим*}; из. стиля поведения в сфере труда и во'эсех шшх сферах; из wi.ocotíQB организации бита, привычного пррведешш досуга, стиля одежды'и.'оформления жилища.-В формировшши' стиля казни,, догашо быть,. участвуют характерные особенности и 'стереотипы потребления, а тага е аредаочтешш» которые обнаруживают; личность в инборз друзе!}, ■ ¡знакомых, в' .выборе рода 3¡áHflt)iái ítecjro п^ивзравннссть тоа или иной:форма '¿и.йн9фстес:гшейия;яеиосредствени0 зависит от финанооиого статуса человека,' от'разыара его доходов,. способы ^иорразгет?. itíiíi, отпачагох на своеобразие пнди~
вйдуальной' -зизш.' Sakao -'фра-гий. вшгмание. на'i-о;, чем владо.зт человек, и -кай ' распоряжается' сволма .зяздзпнныщ, Ссоо'Ьв значение UMQ.3T отношение агб к сау.суу ceda, пренеареайн'ие к о'ебз или робота о'собой• - со свсп'из;духовный»яцт.8доек^адошмц<, нравствен!1!^а, физическими рооурсааи'. .Накоизц, в стиле зизни йр.ошзляе'тоя практич'зскбе; отношена» аняав'йда'■ К'.традаца'шныц н ^.тэрнатазшм элементам ; : ,'' ,
■'•■;■: -v :СЙй'сигб1'йЯ: не'ыозгау и не дашга изучать, какдогЬ ,индавг5-да с его*уникальным ызаенным ниочагкси". Ко стихия - социальные типы. И, ыйе, кажется, нет осдее верного сьособч оонаруличь соцаально-тигическоа в пестрота уникальных ^рагпентоь человеческого бытия, чем исследование стилей жизни. Почему? IIо— тагу, что есть осиой:шия предполагать, чго езмль жизни формируется не тадькб 'йод воздействи'еа. индйшдуальных ■occüeiu.ioóTék своего носите.!!!, но « rscr-urtmaei' в.'ншыч таких »аглпчьехггних факторов, как, например, сог.иальаоа полояенав и статус чшю-• £ока, принадлежность к саадш разным группа«: п адов оа^нс гний, профессиональной, иногда 'к^<я}Мьно&г.гуров<»нь доходов, тип оощестла, в кугорой гиаег личность, пух ^лчнни л злшц. ilce
I4 „
это наряду с распространенностью в Обществе определенных ценностей и идеалов может обусловливать сходнее черты многих стилей жизни, в результате чего становится оправданной их типо-логиэация и появляется возможность применения к ним социологических методов.1 / ■'■'■'.
Эта возможность успешно реализуется американскими учены. га. Итогом проведенных ими исследований чаще всего являются различные типологии, личности ».гмногообразие которых косв&нно, но вполне определенно, свидетельствует■ об открытости» Толерантности американской культуры,- йоэвмяащей сосуществовать не только противоречивым ценностным ориентациям в общественно* сознании, но и самым разным формам жизни в р&мках Одной системы. Разумеется» не каждая типология личности строится на ос-' . нований жизненных стилей, но выходна Поведенческие сте^еоти- -пн и способы жузнеосуществления за редкий исключением имеет- ; ся всегда. В работе.я чаще всего не различаю типология Аич-* кости, ценностных ориентации и. типологию стилей жизнй. Не потому» Что считаю ях идентичными - конечно; такое отождествление предполагает сильнег.шее огрубление действительности;'?, исхожу из того, что сущность личности раскрывается максимально полно .лишь.в ее Существовании, в ее жизни и в жизненном стиле в том числе, что и позвешгет временно отвлечься от различий а редуцировать внутренний мир личности к особенностям ее стиля жиз-, ни и стиль жизнй к особенностям ценностных ориентации. ; При той, что полхоиы к типологии личности в ¿шерйканс-' / кой социологии необычайно разноооразны, их объединяет, как
минимум, одна черта: для большинства из них отправное точной,-V- служит тра-яцсонный американский тип, о котором глет речь во ■ второй главе "Традиционно стели жйзни'е боврем&лгем тери- , канском оодеотвз".
. когбгуз гаог социологи, -
имеет обцецавилизационнуа значимость, она тем не менее непосредственно привязана к историческому опыту и современным рен-лшр Соединенных Штатов. Стили лизни и ценности, называемые в диссертации травдционнши, являатся таковимц лишь в социо-ку.эдурнсм КОНТЙКСТО сил'.
й|ти стили жизни воплощают исторически сложившиеся типы .характера^ которые стали. своего рода динамическим центрш развития национального американского духа и которые воспроизводились 'и воспрои вводятся в той ила иной форме в разных ;цркола-паях. Данные ¡казненные стали я- рассматривая как способы суще-стрования, ужа утвердившиеся в социума; Гфанимаемые большинством его членов или значительной его частьн в качества ииды-м дуальных парадигм зизьМ.
. Вдиссертацаи бегло прослеживаются генезис и эвавдцля традиционных'стилей жизни и предлагается более детальный анализ их современных вариантов. Прав да, на -все: американская • авторы; к работам которых я обращаюсь в псас*(ах ооццологическо-го материала, разделядт стили жйзни и соответствующие ич типы личности на трацицнся\нчв а альтернативные. В качества оазисных понятий они нередко' используат цругке, семантически более устойчивые а именно, понятия внешней а внутренней ориента-Ц!1Й. В работа выясняется разница.в употреаааииа отах терминов Д.Рцсмаясм а А-Митчеллсу. Отыачаегсл и различие в зх подходах
К ТИПОЛОГИИ ЛЙЧНОС1Л.
С точка зрения Митчелла,* человек традиционного склада, т.е. носитель одного из традиционных сшлзй газна, исавт онгь назван внеинв-ориентиропанншд. В>аго поведении реалнзувтоя главном ойразш внешниа ценности - ценности, на когорне его
АлеПняп 11Гевгу1вя. но "»е н.ге
* вш-'"л>1егв «8■•аг«: -цо1лв» НЛ.,Ъ'и. ..
непосредственно ориентирует;, социум и мл дсЬт^Ынкя которях" ■ чаде, всего приходится цалностьй интегрироваться в ..cjio^tíajn^-; ся систему социальных-ролей; ЭТИ ценйойт-й разноойразны/ ' йЬ:;; -> думается, что между НМи существует.'.^лубянйэд и очень продай ([ункщюнальггая взаяйосв4зь.;>Й ^ссйёщйия на ;прЦ "
тякеник многих лет структура германского общественного сознания, характеризует их. как "охранительные".С их помощью, полагает она, 'ивдийид надеется ctópeéra защНщвйнссТь а: От, Про* и звала окрукайдих, и. От враздибногб внешнего мира в целом, к от неконтратируемих импульсов гшш себе.
Исследования Митчелла.выявляют илрокий спектр цэнлрегей такого рода: это ценность непосредственного) существования и ■ обеспечивающих его условий - жилица, пищи,.• одежды, олагосоотоя ния, ценность принадлежности, социального и финансового статуса, ценность традиционного успеха и в сфере свободного частного предпринимательства, и в сфере служебной карьеры в тех или иных организациях, и в сфере профессиональной специализа-' ции,"' В соответствии о доминирующей в позеденид
системой ценностей американский социолог выделяет различные стали жизни. Их носителей он выстраивает в иерархическом порядке по возрастанию уровня социально-психм'огичсской зрелости. Ими оказываются следующие внеаме-орпентирсвшпше типы личности: "Движимые нуждой", "Принадлежащий", "Соперник" и "Победитель". Обсуждению данной типологии ^иТчелла посвяцана ; большая часть глава,
АЛитчеля дает обоощениую характеристику ти'.зн энных. сти-лэй американцев, не анализируя отдельно манеры поведения лкн
I - Cm¿ : Ув'г?ияоа М.' Relationghipa.^ Irv- Ьоол; Killennium.
GllnVoee lato tbe 21at-Ocntury*- Los An^eloa, ТЭ81.
лей в семье' и в быту, на работе и на отдыхе; на наследует он специально а формы активности в оощественно-пслитаческой сфере. Между тем, личность необязательно пронвляется гармонично /а тем более одинаково/ в различных своих ипостасях.
Возникают варианты более частных типологий. В работе приводится концепция М.Маккоои, исследовавшего один, но весьма существенный срез, индивидуальной жизни- феномен лидерства в политике, в бизнеса it т.д.* Типология Ьаккоби - это типология стилен управления. Во многих своих аспектах она перекликается с типологией Матчелла. Правда, в отличие от последнего Маккоби избегает применять принцип иерархии. Обсуждаемые в его книге типы равноправны. Традиционные стили руководства реализуют, по мнению Маккоби, "Умелец", "Воин в джунглях.", "Коллективист" а "Игрок", Согласно исследователю, ни один из них не мсяет претендовать на репутации идеального лидера. Оптимальный вариант, по мнению ученого,- это сбалансированное сочетание всех или хотя бы некоторых из них в одном человеке.
Какие новые личностные тины с характерными для них стилями жизни выйдут на авансцену социально-пшпл'ической и экономической жизни США? К каким сюжетным поворотам в истории страны /а мажет быть, и цивилизации/ их появление приведет? Эта и некоторые другие вопросы проясняется в ■2Ё§|ьей_глав§ диссертации "Альтернативные стили жи ши в современной Америке".
Альтернативные жизненные парадигмы и стили жизни на служат и- в принципе не могут служить антиподом традиционных, ибо предполагают отход от крайних позиций, умение принять инги-
I - См.: МасойЬу II, ihe leader. A ni* ' face tor ДздгЫап management. H.Y.113fИ.
наличность жизни, готовность окунуться в неопределённость, где отсутствуют четкие ¿фитерии истины И заблуждения, пользы и вреда, где абсолютное Тэтрацанйе столь же неоправдано; как й безраздельная приверженность чему бы то ни било.
Поиск альтернативы нацйлен на открытие новых характеристик и пластов в жизни личности. Первый этап на пути предстоящих открытий - обнаружение личностью /группой лицей или человечеством в целом/ скрытнх роаервов в самой себе и окружающей действительности, которые¡прооиваясь изнутри й находя отклик во внешнем мире, вовлекамт ее 6 круговерть Новых событий, делают участника! новых, прежде немыслимых ситуаций.
Что же заставляет человека изменить градационным стилям жизни? А.Митчелл, в частности, видит причину, прежде всего в повышении общего благосостояния американцев. Действительно! вто очень важный цивилизационный фактор. Он связан с формиро-ранием новой структуры потребления, с'появлением у широких масс доступа к образованию и культуре, к квалифицированному , . медицинскому обслуживанию, с обретением оольшей социальной защищенности и возрастанием индивидуальной свободы.- Наверное, здесь немалую роль играет кризис Господствугоащх стандартов, главным образш, традиционной модели усйеха, девальвация ста-рнх ценностей, которая, однако, не приводит к. полному отказу от них, хотя и сопровождается появлением новых* более, заманг . чивых перспектив.
Нередко человек делает выбор в пользу альтернативных стилей жизни, когда обнаруживает, что традиционный путь жизне-,. осуществления для Него закрыт, что достичь обе.цаш.нх оощест-■ вом натрай: он не.■.мажет;-;® -.силу. кякнх-то^ прйчкн;^ в том мислй,;
ИЗтза недостатка таланта, воли, трудолюбия, Иредпршшиатель-ских способностей и других деловых качеств. Как истинный американец он не желает быть проигравшим, но а то же время вынужден признать ccjpD неконкурентоспособность. Возможно, эта в какой-то пере пограничная ситуация и дает толчок к переоценке ценностей. Начинается поиск новой стратегии жизни, которая обеспечила бы успех- - йусть совсем в иной плоскости, иной системе координат.
Такая система координат задается альтернативными ценностями'. Фергюсон называет их ценностями развития, что, на мой взгляд, но совсем корректно. Ее стремление жзстко разграничить и противопоставить альтернатишшо и традиционные ценности тем более трудно принять. Данные конкретных исследований показывают, что очень важной чертой новых стилей жизни и цэн-HqcTHigc ориентация является преодоление крайностей. Сохраняя определяпцув nepïy американского образа тонн ;- индивидуализм, не ставя под сомнение ияео самоценности^личности, наиболее перспективные ценностные ориеиташм и стили жизни исходят нз признания огромного значения котунинации, солидарности, сотрудничества людей. ••
Новая альтернативная ив какой-то «эра противоречивая снстекз ценностей а исследовании Интчелла определяется каа Ецутрзняяя ориентация. Она дает нячало трем типам альтернативных стилей зизш1 я, соответственно, трем типом личности, именуемым-Д' есть Л", "Эяспорнизнтатор" и "Социально ответственный". Все йтн талы ч ах зернантм подробно харэкгэризуптся а диссертации.;Попутно затрагиваются проблемы самореализация личности, альтернативно.! модели успеха, агри и ответственности *ак экзистенциальных ({«номеиоп, индивидуальна!) свобоиы во-
tí opa.
Согласно' Митчеллу i отход от дихотомии внешнего и внутреннего по-настоящему осуществляется в жизненном стиле "Интегрированного", который, последовательно реализуя программу своего "Я", остро чувствует и с готовностью принимает объек- • тшзность внешнего мира. Он настроен на активное взаимодействие с ним, на контакт без ущерба для собственной личности.
В начале 80-х годов "Интегрированные" составляли всего 2% от общей численности населения США. Футурологи, однако* были уверены в том, что их ряды возрастут.
Сегодня, в начале 90-х годов, уже можно судить о правомерности прогнозов. Действительно дихотомия внешней и внутренней ориентации в современном обществе практически перестает работать. Об этом свидетельствуют данные исследований, проводимых в течение последних лет в Соединенных Штатах и Западной Европе.* Они фиксируют возрастающее разнообразие стилей жизни и. ценностей, с одной стороны, и нивелирование резких различий в психологических, установках, с другсйп Различия* разумеется* остаются, в очень значительные, но постепенно исчезает поляризация нравов л жизненных парадигм, полаженная Митчеллом в оонову его типологии.
На современном этапе цивилизационного развития и развития американского общества, Я частности, появляется фундамент для соединения разнонаправленных жизненных стилей, формы односторонней внутренней ориентации теряюТ былой напор и, словно усот мшившись в собственной правоте, сворачивают в новое русло, на-•шншот движение навстречу внешним ориентирам и ценностям.
I - См.: КасссЪу М. %Ъу v;ork. Motivating and leading the new.'
Senurstion. i.Vf. ,1338.
Американские социологи складны связывать социокультурные сдвиги с социальными и экономическими сдвигами в своей стране. Думается, что в жизни ^ отражается тенденции оощецивилиэа-ционного масштаба, которые, по-видимому, скоро более четко обнаружат себя и в нашем обществе.
В заключении предпринимается попытка обосновать это предположение и тем самым доказать правомерность ¿¿пользования американских методик и данных, полученных в ходе исследовани при анализе жизненных стилей советских людей.
По теме диссертации имеются следующие публикации;
1. Футурологическая концепция генерационного развития личности /критический анализ/. // Методологические и методические проблемы социологических исследований.
Ц.; Институт социологических исследований All СССР, I9bb. - 0,1 п.л.
2. Новые исследования ценностных ориентация личности в американской социологии. // Молодежь и творчество: социально-философские проблемы. Ч. I. Роль и место филосо^и в жнзнн общества, формирование творческих спосооностай. /Тезисы выступлений участников уш Всесоюзных философских чтений молодых ученых. Москва, кай I9cti г./.
М., 1988. - 0,1 п.л.
3. Модель успеха и проолема самореализации личности. // Методология прикладных социологических исследований. Тезисы докладов Всеоооэных ооциологачеоках чтений молодых ученых "Методологические проблемы развитая социологических иисле-
• дований" ДЮсква, февраль .1969 г./. - 0,1 п.л.
4. Стиль жизни как категория: иилосбфский а социологический нспекты.// Методологические и социальные проолемн медицины и оиологии. У., 1991 г. - 1,5 п.л.