автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ конформизма

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Самарин, Вадим Геннадьевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Екатеринбург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ конформизма'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Самарин, Вадим Геннадьевич

ННЕЦЩНИЕ .3

ГЛАВА I. ГЕНЕЗИС НОТНОЙ КОНЩЗДМ И СУЩНОСТЬ

КОНФОРМИЗМА .II

§ I. Формирование представлений о конформизме в социальной философии.II

§ 2. Социально-психологические исследования конформизма.*.50

§ 3. Определение конформизма. Особенности социально-философского подхода к его изучению . 70

ГЛАВА П. ОНТОЛОГИЯ КОНФОРМИЗМА.93

§ I. Виды конформизма .93

§ 2. Минимизация конформизма в современном обществе .139

 

Введение диссертации1997 год, автореферат по философии, Самарин, Вадим Геннадьевич

Актуальность теш исследования. Выбор теш диссертационного исследования связан с проблемой человека, занимающей центральное место в развитии социальной философии на протяжении всей ее истории. Определяющие проблем человека вопросы - о природе я сущности человека, о его месте в мире, о цели и смысле его бытия, о его судьбе - являются вечными философскими вопросами и имеют первостепенную важность для любых стран и эпох.

Однако в XX веке проблема человека приобретает особую значимость. Во-первых, в XIX столетии, особенно во второй его половине, произошло существенное приращение конкретно-научного знания о человеке. Успехи биологии и этнографии, социологии и психологии дали сильный импульс для антропологической переориентации философии. Во-вторых, (и это обстоятельство является более существенным, чем первое), огромный интерес к проблеме человеке обусловлен произошедшими в XX столетии социальными и политическими потрясениями, отчетливо выявившими всю неустойчивость и проблематичность человеческого существования. Усложняется мир человека, обостряются противоречия между объективным и субъективным, целями и средствами целесообразной человеческой деятельности. Сила и могущество, приобретенные человеком при овладении природными и социальными обстоятельствами в процессе развития индустриальной, техногенной цивилизации, оказались направленными против него самого. Созданные во имя процветания человека и общества и основанные на принципе формальной свобода экономические и политические системы не стали условиями реализации этой свободы, условиями развития человеческого в человеке, а наоборот, в значительной мере поработили человека, но в иной, чем прежде, более изощренной форме, привели к дегуманизации общества. Данные обстоятельства особенно наглядно проявились именно в нынешнем столетии и в современных философских исследованиях отмечается существование "антропологического кризиса", "падение качества" современного человека и даже указывается на возможность его вырождения.

В связи с этим весьма актуальным становится изучение тех способов связи личности и общества, которые, с одной стороны, выступают элементами целостной картины человеческого бытия, создаваемой современной социальной философией, а с другой - воплощают в себе несвободу и отчужденность, столь характерные для человека нынешнего столетия. К числу таких способов относится и конформизм. Выявление сущности и особенностей, объективных и субъективных факторов детерминации подобного рода феноменов позволяет наметить пути социальных преобразований и индивидуальных изменений, следование которым будет способствовать гуманизации общества ж подлинной самореализации личности.

Степень разработанности проблемы. Изучение конформизма имеет определенную традицию. В этой традиции особо выделяются два направления: социально-психологическое и социально-философское. Центральным пунктом социально-психологического направления являются эксперименты С.Эша, в которых был четко зафиксирован феномен конформности, определяющийся как внутригрупповая внушаемость индивида, как функция зависимости меньшинства группы от ее большинства. (Следует оговориться, что в дальнейшем конформность рассматривалась как социально-психическая основа конформизма), В русле изменения методики С.Зша и реинтеграции полученных в его опытах результатов выполнены работы В.Виллиеа, Р.Крачфилда, Дк. Тернера» М.Уэзрелла, М.Хогга, Дж.Хоманса, Г.Шульмана, отечественных исследователей Б.Г.Парыгина, А.Д.Сопикова. Соединение методики С.Эта и идей теории установки Д.Н.Узнадзе осуществлено в работе Г.А. Маградзе, изучавшей зависимость конформности от установки индивида по отношению к социальной группе и валентностью этой установки. Иной ракурс исследования конформизма был задан С.Московиси, который рассматривал конформность как зависимость большинства группы от ее меньшинства. В рамках стратоме трической концепции группового развития, развивавшейся в работах А.В.Петровского, В.А.Бакаева, И.А.Обатуровой, М.А.Туревского, В.В.Шпалинекого, конформность определяется как вид реакции индивида в неорганизованной группе. В социально-психологической литературе конформность рассматривается как специфическая реакция, но имеющаяся сопряженность с другими социально-психологическими механизмами социализации - внушением, подражанием, заражением, модой.

У истоков социально-философского направления изучения конформизма стояли ученые, в той или иной мере связанные с Франкфурт-ско-социологической школой - В.Беньямин, Э.Фромм, Т.Адорно, М. Хоркхаймер, Г.Маркузе, П.Тиллих. Заслуга этих авторов - в признании конформизма как феномена социального бытия, в стремлении определить порождающие его социальные причины. Для автора особо важное значение имеет понимание конформизма Э.Фроммом как вида "бегства от свободы" современного человека, как формы его неподлинного бытия, а также мысль, высказанная Т.Адорно я М.Хоркхайме-ром о связи между конформизмом и социальной властью. Р.Мертон рассматривал конформизм как способ социального приспособления человека. Детерминация конформизма бюрократической системой индустриального общества рассматривается в работах В.Брудера, С.Н.Пар-кинсова, К.Ясперса. Конформизм как результат манипулятивной деятельности над человеком анализируется Г.Влумером, Г.Шиллером, Э.

Шостремом.

Проблема конформизма в отечественной социально-философской литературе впервые была поднята в работах Ю.А.Замошкина "Кризис буржуазного индивидуализма и личность" (1966 г.) и И.С.Кона "Социология личности" (1967 г.). За прошедшие с тех пор 30 лет она получила развитие в немалом числе публикаций. Так, в исследованиях Л.М.Баткина, В.Й.Борисюка, Й.М.Бунина, А.Я.Гуревича, К.С.Гадаиева, Б.Т. Григорьяна, Г.Г.Дилигенского, Ю.А.Замошкина, Э .Ю.Соловьева анализируются исторические аспекты возникновения и существования конформизма. Диалектика интересов в конформизме, отличие конформизма от подлинной коллективности рассматривается в работах В.Г. Иванова, В.П. Ратникова. Нравственные особенности конформизма получили отражение в публикациях Н.А.Головко, В.Г.Иванова, А.й.Ореховского , А.П.Скрипника, А.Й.Титаренко, В.ЭЛудновского. Реализация конформизма в духовной культуре исследуется в публикациях Г.К. Ашина, Ю.А.Ермакова, Д.Н.Когана, А.В.Кукаркина, П.АЛандесмана, А.В.Романова, Ю.В.Согомонова, Й.Б.СесюниноЙ. Немалый вклад в определение сущности и социальной природы конформизма внесли диссертационные исследования Й.В. Лобанова, О.А.Масловой, Л.В.Теньковой, С.П.Яновской.

Начиная с конца 80-х гг. сформировалось и весьма интенсивно развивается еще одно - социологическое направление изучения конформизма, представленное в работах К.Касьяновой, Ю.А.Левады, Н.Е, Тихоновой, В.Ф.Чесноковой, в диссертационном исследовании Г*Э. Ибрагимова.

Вместе с тем, следует отметить, что в научных публикациях по проблеме конформизма имеется немало "белых пятен". Во-первых, недостаточно уясненной является сущность конформизма. Как правило,

- ? данный феномен определяется через перечисление его весьма противоречивых признаков, таких как пассивность и воинствующая активность, беспринципное, некритическое следование навязываемому стандарту' и соответствие ожиданиям общества. Отсюда, непонятно,какое же качество объединяет эти противоположные свойства.

Во-вторых, в имеющейся литературе не вполне четко определены границы реализации конформизма в социальном времени и социальном пространстве. Основной временной областью осуществления конформизма признается буржуазное общество, возможность же воспроизведения конформизма при социализме связывается с "пережитками" капитализма. Такой подход объясняется влиянием в течение предшествующих десятилетий политических и идеологических догматов. Социально-пространственные пределы реализации конформизма сопряжены с духовной жизнью общества, при этом другие сферы общественной жизни практически не затрагиваются. В-третьих, предметом обсуждений является вопрос об аксиологическом значении конформизма. В попытках решения его имеют место случаи вольного обращения с философской традицией изучения конформизма, неадекватной интерпретации социально-психологических исследований конформности.

Цель и задачи диссертационного исследования обусловлены степенью разработанности проблемы.

Цель диссертации состоит в том, чтобы дать целостную социально-философскую характеристику конформизма как социального явления. Дяя достижения данной цели были определены следующие задачи:

- рассмотреть зарождение и эволюцию представлений о конформизме в социальной философии;

- дать анализ ооциально-психологических исследований конформизма;

- 8 г

- на этой основе выявить сущность, конституирующие признаки и аксиологическое значение конформизма;

- выделить виды конформизма и их особенности, определить социально-временные и социально-пространственные пределы социального бытия конформизма;

- определить возможную меру и практические способы противодействия конформизму.

Теоретическая и методологическая оонова исследования. Особенности предаета исследования обусловили междисциплинарный характер настоящей работы. Автор основывается на социально-философских, социально-психологических и социологических исследованиях отечественных и зарубежных авторов, раскрывающих проблему конформизма. При этом в работе доминирует социально-философский подход, а эмпирический (социологический и социально-психологический) материал применяется' главным образом для иллюстрации концептуальных положений.

В качестве методологической базы выступают принципы социального детерминизма, единства сознания и предметно-практической деятельности социального субъекта, единства жизнедеятельности людей и содержания общественных отношений, системного и конкретно-исторического подходов к явлениям общественной жизни.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Впервые предпринимается попытка рассмотрения генезиса научной концепции конформизма, и,прежде всего, ее философского содержания.

2. Конформизм определяется как социальная ориентация, складывающаяся из базирующихся на власти взаимодействий социальных субъектов: при этом дается дефиниция социальной ориентации;

- показывается, что конструктами конформизма выступают свойственные власти отношения господства и подчинения;

- рассматриваются специфические признаки конформизма.

3. Конформизм рассматривается как негативный механизм социализации, как форма мнимой самореализации социального субъекта, альтернативой которой выступает подлинная его самореализация.

4. Привлекается внимание к малоизученным особенностям реализации конформного поведения, таким, как минимизация и блокирование собственных интересов субъекта конформизма, негативная деформация его творческих прав и способностей.

5. В контексте систематизации имеющегося научного знания о видах конформизма вводится в научный оборот деление конформизма в зависимости от положения конструктов конформизма относительно друг друга на авторитарный, традиционный и субъектный конформизм, рассматриваются некоторые корреляции указанных видов с иными видами конформизма.

6. Предпринимается попытка обосновать принципиальную "неискоренимость" конформизма, анализируются возможные способы минимизации конформизма, значимые для различных уровней социального бытия. :

Практическая значимость работы. Диссертация вносит определенный вклад в рассмотрение проблемы взаимосвязи личности и общества. Ее материалы были привлечены автором при подготовке и проведении учебных занятий по курсам философии и социологии для слушателей Екатеринбургской высшей школы МВД РФ, в спецкурсах "Социология допрофессионального образования", "Социология личности", "Социология культуры" дня студентов Уральского государственного профессионально-педагогического университета в 1992-1997 гг. Основные положения и вывода диссертации могут быть также использо

- IG ваны ддя подготовки учебных курсов по этике, политология, социальной психологии, в политической и педагогической деятельности, в практике менеджмента.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите кафедрой социальной философии Уральского государственного университета им. А.М.Горького. Результаты проведенного автором исследования отражены в б опубликованных работах. Материалы диссертации были использованы автором в выступлениях на Хабаровской краевой конференции молодых ученых и специалистов "Актуальные вопросы развития общественных наук и молодежь" (1986 г.), на научно-практических конференциях "Великий Октябрь и актуальные проблемы марксистско-ленинской философии: единство научного познания и практики" (г.Владивосток, 1987 г.), "Взаимосвязь науки и практики в процессе перестройки" (г.Братск, 198? г.), "Актуальные проблемы воспитания молодежи в условиях перестройки" (г.Минск, 1988 г.). "Мировоззрение: проблемы формирования в условиях интенсивного освоения районов Дальнего Востока и Крайнего Севера" (г.Петропавловск-Камчатский, 1989 г.), "Технико-экономический прогресс: развитие общественных отношений и личности" (г.Свердловск, 1989 г.), "Проблемы науки и практики борьбы с преступностью" (г.Екатеринбург, 1996 г.), "Экономико-правовые и нравственные аспекты борьбы с преступностью" (г.Екатеринбург, 1996 г.), на 7П региональном симпозиуме "Философия, социология и этика воспитания" (г.Владимир, 1988 г.), на IX Уральских социологических чтениях (г.Екатеринбург, 1994 г.).