автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-философский анализ консерватизма

  • Год: 2004
  • Автор научной работы: Архипов, Сергей Николаевич
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-философский анализ консерватизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-философский анализ консерватизма"

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Н.П.ОГАРЕВА

На правах рукописи

АРХИПОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ КОНСЕРВАТИЗМА

Специальность 09.00.11 Социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Саранск 2004

Работа выполнена на кафедре философии для гуманитарных факультетов Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева

Научный руководитель - доктор философских наук,

доцент Е.В.Мочалов

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор Н.И.Учайкина

- кандидат философских наук НААдаеп

Ведущая организации - Московский государственный областной

университет, кафедра философии

Защита диссертации состоится *СШ/>иРс>р&. 2004 года в «ТУ » часов на заседании диссертационного совета Д212(\ 17.03 при Мордовском государственном университете им. Н.П.Огарева по адресу: 430000, г.Саранск, ул.Б.Хмельннцкого, 39а, 3-й этаж, конференц-зал.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Мордовского государственного университета.

Автореферат разослан « 2004г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат философских наук доцент Уу У В.М.Сидоркина

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В последние годы весьма актуальной для социальной философии, истории, политологии стала тема российского консерватизма. Многие современные политики видят в консерватизме идеологическую основу центризма, вполне приемлемую для современной России.

Процессы реформ и структурных изменений в нашей стране на стыке тысячелетий делают все более актуальным поиск возможных оснований гармонизации сфер социальной и нравственной деятельности, обозначают проблему выбора исторических перспектив. Одним из таких оснований выступает консерватизм, являющийся в России одной из значительных культурных традиций. Представители консервативного направления (К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, Ю. Ф. Самарин, Л. А. Тихомиров, А. С. Хомяков) плодотворно занимались проблемами устойчивости государственной власти, основанной на глубокой традиции эффективности ее институтов. Необходимость для человека и общества в консерватизме особо ощущается в современных условиях динамичных социальных изменений, когда традиционные основы существования неизбежно подвергаются переосмыслению.

На сегодняшний день проблема ценностей консерватизма в России приобрела особую значимость. Повышение интереса к его исследованию связано с общественными событиями во второй половине 80-х г. XX в. В этом просматривается взаимосвязь с утратой идеологических ориентиров государства и поиском дальнейшего пути развития. Кризис традиционных ценностей сказался на функционировании общества: распад представлений о высших целях грозит невозможностью для индивида идентифицировать себя с целями и ценностями общественной жизни. Забвение консервативных истин привело к печальным последствиям: всеобщему нигилизму, социальному цинизму, эмоциональному отрицанию исторических корней, духовных идеалов и ценностей. Здоровый консерватизм необходим как современному человеку, так и обществу, особенно в условиях динамичных социальных изменений. Устойчивый строй новых российских ценностей может образоваться лишь на основе исторической преемственности.

Обращение к традициям консерватизма вызывает определенный интерес на фоне общего кризиса европейских философско-исторических моделей и ин-тернационально-прогрессистских утопий Нового времени - либеральных, социалистических, интернациональных и т. д. Консерватизм же отличается ориентиром на локальный мир и ограничивается рамками национальной цивилизации. Выработка национального самосознания позволит в полной мере понять не только себя, но и другие цивилизации. Это становится все более насущной для России темой на фоне расширения мировой интеграции.

Диссертационное исследование сконцентрировано в определенных исторических рамках. Это объясняется следующими причинами: с XIX в. начина-

РОС. НАи,.Ю,|А-п>|

,БИБЛИОТЕК*

ПАЯ

(-„Петербург N , ,Э 200Г

ется самостоятельное философское творчество России (происходило осмысление культурно-исторической традиции и основ своеобразия русской философской мысли); в конце XIX - первой половине XX в. формируются философские системы. Разрыв с естественным консерватизмом произошел очень резко и внезапно в ходе социалистической революции 1917 г. Между тем, это не смогло повлиять на существующую традиционную консервативную структуру «государство - авторитет - иерархия». Традиция консерватизма образует непрерывность истории несмотря на разрывы, случающиеся в политике, экономике и культуре.

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к данной теме предполагает изучение того, что уже стало достоянием научной мысли. Выделение особенностей российского консерватизма было бы невозможно без рассмотрения работ деятелей западного консерватизма (Э. Берка, Л. А. Бо-нальда, Ж. де Местра). Значительное место в идеологии неоконсерватизма занимают идеи французского консервативного социолога XIX в. А. Токвиля.

Среди общего количества источников по философии русского консерватизма выделяются три большие группы. Первая группа представлена работами основоположников идеологии российского консерватизма. Сюда же включены труды деятелей «русского зарубежья», продолжавших логику развития идей консерватизма и анализировавших их в контексте общего развития отечественной философской традиции.

Первыми русскими консерваторами, создавшими полноценную социально-философскую концепцию, принято считать «ранних» славянофилов. Представители этого направления (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин и А. С. Хомяков) оставили богатое литературное наследие. Историософскую традицию славянофилов продолжили идеи Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева. Деятельность К. Д. Кавелина и Б. Н. .Чичерина положила начало либеральному направлению русского консерватизма.

Большое внимание рассмотрению проблем консерватизма уделяли Н. А. Бердяев, М. О. Гершензон, А. А. Григорьев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Г. А. Максимович, П. Н. Милюков, С. Л. Франк.

Среди трудов первой группы обращает на себя внимание значительное наследие, оставленное послеоктябрьской политической эмиграцией. Еще П. Б. Струве подчеркивал, что дореволюционная Россия XIX в. могла похвастаться богатой традицией консервативной мысли.

Вторая группа появилась в результате интереса к идеологии консерватизма в постсоветский период. Следует отметить прежде всего попытки целостного изучения консервативной идеологии и практики. Выделим совместную работу В. Я. Гросула, Г. С. Интенберга, В. А. Твардовской, К. Ф. Шацилло, Р. Г. Эймонтовой, рассматривающую идеологию и практику русского консерватизма XIX в.

Ученые-мыслители К. С. Гаджиев, А. А. Галкин и П. Ю. Рахшмир,

A. С. Карцов, Г. И. Мусихин, А. К. Оганесян, А. М. Руткевич, А. А. Френкин работали над специальными исследованиями, ставшими результатом широкого охвата философии и истории консерватизма. В своих трудах они попытались определить сущность консерватизма, выделить исторические этапы, предложили типологизацию отдельных направлений охранительства. С. Н. Малявин представил одну из первых в отечественной учебной литературе попыток комплексного рассмотрения русской социально-философской мысли, взятой в ее теоретико-методологическом и концептуальном аспектах.

Работы, посвященные анализу творческого наследия раннего славянофильства, опубликовали Т. И. Благова, Е. А. Дудзинская, Т. Ф. Пирожкова. В них обстоятельно раскрываются социально-философская теория обустройства государства, нравственные ценности славянофильства и их влияние на духовную, литературную, социально-политическую мысль. В конце 1960-х г. велись дискуссии о славянофильстве на страницах журнала «Вопросы литературы», в 1994 г. вышел сборник «Славянофильство и современность».

Особой популярностью в современной общественно-политической ситуации пользуется либеральный консерватизм. Исследованию философско-политических взглядов мыслителей данного направления посвящены работы

B. В. Леонтовича, Б. Парамонова, В. И. Приленского, В. Ф. Пустарнакова, М. М. Федоровой, обосновывающие перспективность нормотворчества, реформаторской деятельности в сохранении эффективных социальных институтов и государственности.

В последнее десятилетие по данной проблеме регулярно проводятся «круглые столы» на страницах таких журналов, как «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Социальные исследования», «Родина» и др.

Одна из важнейших особенностей современной философской науки -появление значительного числа статей, посвященных изучению консерватизма в России. Динамика ценностей консерватизма в меняющейся России рассматривается учеными в контексте конкретных задач, которые стоят перед современными исследователями и не являющихся для них предметом специального исследования.

Третья группа - исследованиям русского консерватизма зарубежных авторов'. К анализу русского консерватизма обращались многие современные иностранные авторы, прежде всего в США, Англии, Франции, ФРГ, Италии. Например, в США сформировалось несколько исследовательских школ. Особого внимания заслуживают исследования Н. В. Рязановского, Р. Пайпса, Э. Тадена. Современные немецкие идеологи консерватизма (Г. Рормозер, К. Мангейм) уделяют внимание проблеме возможности осуществления в России политического неоконсерватизма. Важнейшей особенностью зарубежных исследований следует признать их нацеленность не только на решение общих проблем идейного характера, но и обращение к ряду частных вопросов, а также к творчеству многих видных представителей русского консерватизма.

К сожалению, в отечественной социальной философии и истории традиции консерватизма не стали объектом тщательного изучения. Во многих серьезных исследованиях выпадает значительная часть наследия русского консерватизма. Приходится признать, что интерес современной общественности к русскому консерватизму не соответствует его объективной значимости, что еще раз свидетельствуют об актуальности данного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является социально-философский анализ консерватизма. Для этого необходимо исследовать роль консерватизма в социуме, в формировании ценностей и идеалов общества.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

- определить современное содержание понятия консерватизм. Выделить своеобразные, присущие только консерватизму критерии, позволяющие отграничить характеристики, свойственные консерватизму, от иных форм идеологий;

- проследить становление и развитие духовных основ и истоков консервативной традиции, показав их степень влияния на идеологию консерватизма;

- проанализировать взаимодействие западной и русской консервативных традиций, выявив сущность западной консервативной мысли; провести аналогию с российским консерватизмом;

- рассмотреть взгляда: русских консерваторов на судьбу России, выделив роль и место консерватизма в обществе; исследовать основные направления русской консервативной социально-философской мысли;

- раскрыть проблему взаимоотношений консерватизма и прогрессизма в России, наметив основные направления поступательного развития Отечества.

Объект исследования - консервативная мысль, представленная в истории философских идей России и Запада.

Предмет исследования- социально-философское осмысление ценностей консерватизма.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической основой диссертации послужили идеи, содержащиеся в работах В. С. Барулина, В. Я. Гросула, К. X. Момджяна, С. Н. Пушкина, Н. С. Савки на, Л. Е. Шапошникова. Они ценны и значимы тем, что дают ясное представление о социальной парадигме общества, включающей и консерватизм. Авторы затронули важнейшие аспекты социальной философии, в их трудах отражены сущность и значимость консервативной мысли в общественной жизни, показана динамика ее исторического развития.

Методологическую базу составили:

- метод абстрагирования, имеющий универсальный характер. Он позволяет отвлечься от несущественных свойств, связей, отношений, явлений и одновременно выделять и фиксировать одну или нескольких интересующих исследователя сторон. Этот способ логического мышления тесно связан с другими методами, прежде всего, с анализом и синтезом;

- исторический метод, позволяющий проследить развитие традиции консерватизма;

- метод сравнения, устанавливающий сходство и различия цивилизаци-онных ценностей консерватизма. В результате использования данного метода познания выявляется общее и повторяющееся на различных исторических этапах;

- метод анализа и интерпретации текстов мыслителей, относящихся к консервативной традиции.

Кроме того, в диссертации использованы следующие подходы:

- системный подход, предполагающий комплексное рассмотрение феномена консерватизма в контексте исторических изменений, конфигурации в различных культурно-социальных пространствах, во внутренней системной целостности, что подразумевает выявление составных элементов консерватизма, типов и видов взаимосвязей между ними, их влияние на сферы социокультурного проявления консерватизма;

- антропологический подход, обусловливающий рассмотрение консерватизма через призму человеческой целостности как фактора стабилизации личностных проявлений в разных сферах;

- цивилизационный подход, отделяющий Россию от «европейской», «ро-мано-германской», «западной» цивилизации;

- ситуативныйтодход, выделяющий особенные признаки консервативных тенденций, базирующихся на едином культурно-историческом основании, обусловленных факторами конкретной эпохи.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

- всесторонне исследована сущность понятия «консерватизм» в русской и западной социальной философии, предложено новое определение консерватизма;

- обоснована роль духовных и социальных ценностей в формировании консервативного мировоззрения, выявлены идейно-теоретические и общественные истоки формирования консервативных традиций;

- проанализированы основные направления и традиции взаимоотношений консервативной традиции Запада и русского консерватизма;

>У- представлено концептуальное ядро взглядов русских консервативных мыслителей на исторические судьбы России, подчеркнуто их своеобразие и оригинальность, раскрыты тенденции консервативного направления в обществе;

- изучена проблема взаимоотношений консерватизма и прогрессизма, ее влияние на развитие общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Консерватизм представляет собой сложный и многомерный социальный феномен, представленный в нескольких аспектах: во-первых, его можно рассматривать как совокупность психических качеств индивида; во-вторых, он обозначает культурные течения, опирающиеся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни; в-третьих, как общественно-политическое и идеологическое движение. Данное понятие не будет полностью раскрыто, если не принять во внимание следующее важное обстоятельство: консерватизм выступает социально-философским основанием осмысления бытия социума. Это явление следует анализировать в качестве модели социального устройства общества.

2. Консерватизм в российской истории имеет свои духовные истоки, берущие начало в Православии. Теория «Москва - Третий Рим» является стержнем православного консерватизма. Основной составляющей отечественного консерватизма выступает самобытность русского национального самосознания. Консерваторы (славянофилы, К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров) признавали религиозно-национальную исключительность русского народа. Ими обосновывалась доктрина национально-культурного изоляционизма, они стремились избежать повторения ошибок, сделанных западным обществом. Следовательно, проблема взаимовлияния России и Европы в русской социально-философской мысли являлась осью, вокруг которой формировались взгляды консервативных философов, выступала катализатором социальной мысли. Взаимодействие цивилизаций стало основной историософской проблемой философии консерватизма. В работах русских мыслителей Запад часто становится объектом критики. Критикуются основы западной цивилизации: рациональная форма мышления, политическая организация с парламентаризмом и конституционализмом, экономический тип хозяйствования, основанный на частной собственности и рыночных отношениях. Принцип индивидуализма, общественно-научные и естественнонаучные методологии, право - подвергаются сомнению. Одновременно Запад рассматривается как источник революционной опасности.

3. Взаимодействие консервативных традиций в обществе Запада и России происходило в следующих аспектах. Их начало было положено в XIX в. В это время монархи Европы объединились в Священный союз для подавления возможной революционной угрозы. Происходит активное проникновение европейской консервативной мысли и даже прямое участие западных консерваторов в государственных делах России.

Существенная черта западного консерватизма заключается в том, что он развивался преимущественно в рамках гражданского общества. Россия в XIX в. продолжала оставаться феодальным государством. Развивающаяся русская консервативная мысль не могла повлиять на западный консерватизм. В фор-

мировании своих идей российские консерваторы использовали достижения западных ученых, среди которых наибольшим вниманием пользовалась немецкая классическая философия.

3. Анализ взглядов русских консервативных мыслителей позволяет выделить несколько подходов на перспективы исторического развития России. Условно их можно назвать «православный», «монархический» и «общинный». Основанием их деления выступает признание доминирующей роли одной из традиционных ценностей. Так, «православный» подход выдвигает в качестве одной из основных ценностей государственности Православие. Приоритет отдавался церкви перед государством. «Монархический» подход полагает, что не менее важную ценность для консерватизма представляет монархическая форма правления. На этом основании консерваторы признавали реформы, проводимые только «сверху вниз». «Общинный» подход подчеркивает, что в социальной структуре общества община имеет принципиальное значение: она соединяла в себе как религиозные, так и социальные ценности. По мнению сторонников данной концепции, община выступала единственной формой социального устройства, приемлемой для России.

Одним из итогов диссертационного исследования является утверждение о необходимости использования в современном обществе традиционных консервативных ценностей. Это обусловлено факторами цивилизационной самобытности России, к числу которых следует отнести следующие. Во-первых, жесткая централизация в управлении, обусловленная обширной территорией и восточным менталитетом государства. Во-вторых, в процессе строительства гражданского общества необходимо поддерживать на высоком уровне моральные и религиозные ценности, свойственные российскому обществу. В-третьих, учитывая общинный принцип имеет смысл в государственное попечительство локальных объединений национально-культурного, территориального, профессионального направлений, способных быстро реагировать и эффективно разрешать социальные проблемы.

5. В отечественной социально-философской мысли теория прогресса получила наиболее полное осмысление. Однако прогрессизм, как способ совершения социальных преобразований, единодушно отрицается всеми консерваторами, полагавшими, что развитие общества может быть основано только на принципе преемственности и эволюции.

Прогрессистские импульсы исходят в значительной мере от Запада, поэтому модернизация в России происходила по западной социальной модели общества. Целью преобразований было стремление догнать европейские страны, а самое главное - сохранить свое имперское могущество. Несоответствие европейского прогрессиза русскому менталитету послужило поводом к своеобразному расколу в обществе на славянофилов и западников, которые разрабатывали актуальные проекты развития России. Но им не суждено было воплотить их в жизнь, так как монополия на социальные преобразования в России принадлежит только верховной государственной власти.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования, его основные выводы и положения могут быть использованы в разработке проблем социальной философии, философии, истории мировой и отечественной культуры, культурологии, в преподавании соответствующих курсов. Они не только позволят дать объективную оценку такому сложному явлению, как русский консерватизм, но и могут быть учтены при анализе событий и явлений как в прошлом, так в настоящем и будущем.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на IV Масловских региональных образовательных чтениях (г. Саранск, 2001 г.), научной конференции «XXX Огаревские чтения» (г. Саранск, 2001 г.), Всероссийской научной конференции «Исторические корни российской мен-тальности» (г. Томск, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Системы воспитания: теория и практика» (г. Саранск, 2003 г.), и отражены в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих три и два параграфа), заключения, библиографического списка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, ее научно-теоретическая новизна, теоретическое и практическое значение. Анализируется состояние научной разработанности в научной литературе и направления исследования проблемы, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, а также теоретико-методологические подходы к анализу консерватизма, устанавливается научная новизна, научно-практическая значимость, показывается апробированность.

Первая глава «Генезис идеологии консерватизма» состоит из трех параграфов.

В первом параграфе «Сущность понятия "консерватизм"» определяется современное содержание понятия консерватизм, истоки и сущность, его традиции. Выделяются своеобразные, присущие только консерватизму критерии, которые позволят отграничить характеристики, свойственные традиции консерватизма, от иных форм идеологий.

Консерватизм - непрерывно меняющийся феномен. В социальной истории разных стран он всегда имел неодинаковое содержание, что и приводило к несовпадению национально-специфических особенностей с общими характеристиками. За два столетия своего существования в политической форме он прошел значительную эволюцию, безвозвратно потеряв многое из того, что имел на раннем этапе своей истории, и приобретя новые черты.

Будучи политическим охранительным течением, он возник как реакция на Великую Французскую революцию. Первоначально это направление не обозначалось конкретным словом, а сам термин «консерватизм» возник позже.

Это, в свою очередь, явилось причиной употребления термина в различных понятиях, что мешало формулировке четкого определения. Другое обстоятельство, препятствующее установлению определенных рамок течения, выразилось в постепенной трансформации значения терминов «либерализм» и «консерватизм» на протяжении всего XX в. Третьей причиной стало несовпадение политической теории консерватизма, обладающей определенной самостоятельностью, с практикой соответствующих партий и политиков.

В исследовании показано, что определение консерватизма в отечественной истории в течение XIX - XX вв. претерпевало существенные изменения. Нами выделены следующие перирды в понимании консерватизма: дореволюционный, советский, постсоветский (90-е годы XX в. как переходный к современной трактовке). До недавнего времени большинство отечественных исследователей рассматривали консерватизм как идейно-политическое течение, противостоящее прогрессивным веяниям социального развития, тормозящее общественный прогресс, как приверженность ко всему устаревшему. В этом мы можем усматривать влияние коммунистической идеологии, указывавшей на то, что консерватизм направлен на сохранение отдельными классами общества узкокорыстных привилегий. Подобная тенденция сохранилась практически до начала XXI в. Современное понимание абстрагировано от идеологических нагрузок марксизма и определяет консерватизм как обозначение разнородных идейно-политических и культурных течений, отстаивающих традицию и преемственность в социальной и культурной жизни. В этом мы склонны просматривать обращение к идеям дореволюционной консервативной мысли.

Многие исследователи подтверждают необходимость социально-преобразующей деятельности в консервативной практике, поэтому в периоды социальных кризисов возникает наибольшая потребность общества в либеральном консерватизме. Основываясь на этом мнении, на наш взгляд будет, более правильным употреблять словосочетание «либеральный консерватизм» по отношению к прогрессивной тенденции охранительного начала.

В рассмотрении феномена консерватизма наиболее плодотворными являются цивилизационный и ситуативный подходы. В каждом отдельно взятом государстве политический процесс происходит в «индивидуальных» условиях и в определенных временных отрезках, поэтому в каждой эпохе и различных странах будут существовать особенные черты консервативной мысли и политики.

Во втором параграфе «Духовные истоки консервативной традиции

России» прослежен генезис и выявлены духовные основы и истоки традиции консерватизма, показана степень влияния религиозного фактора на идеологию консерватизма.

Духовным источником консервативной традиции России выступает Православие. Формирование основных положений происходит с момента крещения Руси и охватывает эпоху Московского царства. К числу главных концепций, составивших философию православного консерватизма, следует

отнести религиозно-политическую доктрину «Москва - Третий Рим» и политическую теорию Московской монархии.

Теория «Москва - Третий Рим» явилась стержнем православного консерватизма. С этого момента Россия становилась единственной хранительницей истинной веры до конца света. На отечество накладывалась мессианская обязанность сохранения Православия ради всего мира.

В рамках православной традиции существует и консерватизм старове-рия. Эта форма охранительства направлена на восстановление чистоты веры, утраченной в реформах патриарха Никона и императора Петра I. На наш взгляд, причиной оформления этого направления консерватизма послужила реакция на подчинение религии государственным интересам. Церковь становилась орудием государственного управления. Интеграция России в культурную жизнь Европы породила изоляционизм традиционного православного сознания. С этого момента выделяется церковный консерватизм, который был оппозиционен светской власти.

Во второй четверти XIX в. традиции Православия служили в деле укрепления официальной идеологии. Был провозглашен тезис С. С. Уварова: Православие, Самодержавие, Народность. Русской Православной Церковью определялась цель упрочить своим авторитетом и популярностью уважение к власти в народе. В свою очередь, монархия подчеркивала господство в Российской империи Православия.

В третьем параграфе «Консервативная мысль Запада и ее взаимодействие с русским консерватизмом» исследовано взаимодействие западной и русской консервативных традиций, выявлена сущность западной консервативной мысли, дан сравнительный анализ западного консерватизма с российским.

Консервативная традиция Запада предстает неоднородным явлением, однако ей присущ ряд общих отличительных черт. Основные постулаты консервативной традиции берут свое начало из религиозных норм. На этом основании мы можем полагать, что вся консервативная мысль пропитана духом христианства. Важной особенностью западной консервативной мысли было ее тесное взаимодействие с формами государственного устройства. В трудах первых идеологов прослеживается ностальгия по феодальному обществу, которое воспринималось как идеальная, Богом установленная, система жизнедеятельности. Также существенной чертой западного консерватизма было то, что он развивался преимущественно в рамках гражданского общества, поэтому идеалом политического правления выступает конституционная монархия.

Взаимодействие традиций западного и русского консерватизма протекало в следующих направлениях. В начале XIX в. монархи Европы объединились в Священный союз для подавления возможной революционной угрозы. Международные экономические отношения вынуждали изучать политическую ситуацию в стране торговых партнеров. Уже в XVIII в. русская элита знакомится с политическими и правовыми учениями Запада. Наибольшее одобрение встречали охранительно-традиционалистические установки. Происходило ак-

тивное проникновение европейской консервативной мысли и даже прямое участие западных консерваторов в государственных делах России.

В России присутствовало различие «морского» и «континентального» консерватизма. Консерваторы Англии и Северной Америки основывались на буржуазном обществе и поэтому, попадая в Россию, могли рассматриваться как либералы. Больше точек соприкосновения было с консервативными силами феодального общества Франции, Германии, Австрии и других стран.

Развивающаяся русская консервативная политическая мысль в своем формировании использовала достижения западной философской традиции. Наибольшим вниманием пользовалась немецкая классическая философия.

Вторая глава «Роль консерватизма в менталитете российского общества» включает два параграфа.

В первом параграфе «Русскиемыслители о роли консерватизма в социальной истории России» рассмотрены идеи консерватизма в социальной философии, проанализированы основные направления консервативной мысли, определены истоки генезиса социально-философских концепций.

Консерваторы дали толчок широкому развитию народознания, способствовали всемерному, разностороннему изучению русской национальной культуры в ее прошлом и настоящем. Они широко пропагандировали социальные и духовные ценности русской жизни. Ряд важнейших общественно-исторических проблем, обозначенных консерваторами, не потерял своей актуальности и в современном мире. Также стоит отметить, что охранительные ценности гармонично присутствовали в русском либеральном консерватизме.

Консервативное направление идеализировало в социальном и духовном плане допетровскую Русь. В связи с этим философы развили и обосновали идею культурного изоляционизма. Цель такого подхода они видели в избежании ошибок, сделанных Западом. Замкнутость в себе Киевской и Московской Руси позволил сформировать самобытный русский дух. К тому же, на их взгляд, Европа катилась к угасанию.

Геополитическая обстановка способствовала развитию историософской тематики, которая прочно укоренилась в традиции консерватизма. Консерваторами разрабатывалась антитеза «Россия - Запад», декларировалась необходимость сохранения национальной самобытности. Самодержавие и Православие объявлялись фундаментальными ценностями славянского идеала, способного противостоять западному утилитаризму.

В социально-философских концепциях консерваторов в качестве основных ценностей государственности выступало Православие. В вопросе приоритета религии или самодержавия первенство отводилось церкви.

Консерваторы принимали только государственные реформы, проводимые «сверху вниз». Они всячески предостерегали от революционных изменений в общественном строе. Выступая в качестве противников крепостничества, консерваторы возлагали свои надежды на мирную отмену крепостной зависимости «сверху», законодательным путем. Именно им принадлежит заслуга -стать первыми русскими критиками буржуазного общественного строя и бур-

жуазной культуры. На общину возлагалась надежда дальнейшего развития гражданского мира.

Внутри консервативного лагеря существовали отличительные черты социально-философских течений. Основные противоречия коснулись славянофилов и их последователей, которые существенно расходились во взглядах с либеральными консерваторами. Причины разногласий объясняются различными социально-политическими положениями в государстве исследуемого периода. Так, в начале XIX в. был актуален вопрос о русской самобытности, а с середины XIX в. обозначилась проблема сохранения самодержавия.

По мнению славянофилов, совершенным государственным устройством явилась бы монархия православная. Идея о гармоничном союзе церкви и самодержавия была популярна в начале XIX в. С середины XIX в. идеалом государственного устройства для консервативных либералов выступала конституционная монархия. Впервые с консервативных позиций предлагалось правовое регулирование общественных отношений. В этом мы видим основную заслугу либерально-консервативной мысли, гармонично сочетающуюся с консервативными традициями России. По мнению либеральных консерваторов, таким образом мог бы своевременно решиться один из главных вопросов XIX- начала XX в.

На основании вышесказанного можно выделить следующие подходы в социально-философской традиции консерватизма. Условно их можно назвать: «православный», «монархический» и «общинный». Основанием их деления выступает признание доминирующей роли традиционных социальных ценностей и идеалов в устройстве общества.

Так, «православный» подход выдвигает в качестве одной из основных ценностей государственности Православие. Приоритет отдавался церкви перед государством. Это, во многом теократическое направление, построено на догматической составляющей социальных принципов святоотеческого богословия. В качестве сторонников данного направления консерватизма следует отметить Иосифа Волоцкого, представителей староверия.

«Монархический» подход полагает, что не менее важную ценность для консерватизма представляет монархическая форма правления. На этом основании консерваторы признавали реформы, проводимые только «сверху вниз». Это течение представлено преимущественно либеральными консерваторами -К. Д. Кавелиным, Б. Н. Чичериным, Л. А. Тихомировым.

«Общинный» подход подчеркивает, что в социальной структуре общества община имеет принципиальное значение. Она соединяла в себе как религиозные, так и социальные ценности. По мнению приверженцев данной концепции, община выступала единственной формой социального устройства, приемлемой для России. Эти взгляды на структуру общества были обоснованы славянофилами, а впоследствии развиты представителями почвеннического направления.

В диссертации приводится и доказывается тезис о том, что именно либеральный консерватизм наиболее приемлем в периоды социально-политических

кризисов русского государства. Либеральный консерватизм отстаивал необходимость преобразовательной деятельности государства, им сделаны попытки сочетания реформы с национальными традициями.

Второй параграф «Проблема взаимоотношений консерватизма и прогрессизма в России» раскрывает данную проблему и намечает основные направления поступательного развития России.

Консервативные мыслители XIX в. признавали необходимость изменения условий жизни и улучшения прежнего положения. В связи с этим Л. А. Тихомиров выделяет два способа совершения социальных изменений: первый - эволюция; второй - революция. Только первый метод преобразований способен гармонично сочетать консервативную преемственность от поколения к поколению, традицию с приспособлением социальной среды к новым потребностям. Какой либо другой способ преобразований единодушно отрицается всеми консерваторами.

Модернизационные импульсы исходят от Запада в Россию. Первоначально центром модернизации выступала Европа. Начиная со второй половины XX в., центр переместился в Северную Америку. Наиболее активное обновление стало происходить с момента промышленной революции европейских стран. В связи с этим отмечена актуальность теории догоняющего развития в рассмотрении взаимоотношений консерватизма и модернизма в России.

Парадоксальность российской модернизации, на наш взгляд, заключается в следующих положениях. С одной стороны, она практически сводилась к либерализации политической системы, с другой - являлась реакцией на вызов возрастающего потенциала западного индустриального общества. В этом прослеживается схожесть с причинами возникновения отечественного консерватизма. Здесь мы видим не стремление перейти от пройденного эволюционного этапа к новому, как на Западе, а стремление догнать европейские страны, быть с ними наравне, а самое главное - сохранить свое имперское могущество.

Отсюда вполне естественно то, что модернизация происходила по европейскому образцу, но в иных условиях. В данном случае мы можем говорить о цивилизационном отличии страны - «преемницы» новаций от ее «родины». По данному поводу необходимо отметить европейское стремление к децентрализации. Это проявилось в обособлении личности от общества, первенстве индивидуального над общественным, отделении ценностей от интересов. В России наблюдался обратный процесс на протяжении всей ее истории. Собирание земель вокруг Москвы, жесткая централизация, самодержавие и общинность подчеркивают восточный характер цивилизации. В то время, когда в Европе общественные отношения регулировались посредством права, в России продолжалась борьба за «правду», «истину», то есть моральные ценности, поэтому не удивляет тот факт, что реформы в России имели наиболее разрушительные последствия.

Несоответствие европейского прогрессизма русскому менталитету породило консервативную антитезу «Запад - Россия». Осознание культурного своеобразия приводило к критике европейского образа жизни и к неприятию

всего западного. Это послужило поводом к своеобразному расколу в обществе на славянофилов и западников в начале XIX в.

Выдающиеся сторонники этих двух течений разрабатывали актуальные проекты развития России. Но им не было суждено воплотить их в жизнь, так как монополия на модернизацию принадлежала только самодержавию. Следовательно, в России модернизация, объявленная Петром I, ни на мгновение не прекращалась. Великая Французская революция послужила только поводом усомниться в правильности курса. Консервативная мысль развивалась практически изолированно от рычагов управления.

В заключении диссертации дается обобщение результатов исследования, выделяются основные направления дальнейшего развития наиболее значимых ценностей и традиций российского консерватизма. Таким образом, социально-философский анализ российского консерватизма позволяет заключить, что использование опыта российской консервативной мысли может способствовать устойчивому становлению и развитию современного гражданского общества в России.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в следующих работах.

1. Духовные истоки консервативной традиции России // Новые подходы в гуманитарных исследованиях: право, философия, история, лингвистика: Межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 4. — Саранск, 2003. — С. 171 — 175.

2. Идея православной общины в трудах ранних славянофилов А. С. Хомякова и К. С. Аксакова // Православная община в XXI веке. 4-е Масловские региональные образовательные чтения. - Саранск, 2002. - С. 35 - 38.

3. К вопросу о традициях Российского консерватизма / Мордов. ун-т. М, 2002.34 с. Деп. в ИНИОН РАН 27.08.02, № 57416.

4. Консерватизм в российском менталитете // Исторические корни российской ментальности: Материалы Всерос. науч. конф. Томск, 14—15 июня 2002 г. - Томск, 2002. - С. 172 - 176.

5. Образ интеллигенции в современной России // Гуманитарные науки: в поиске нового: Материалы науч. Конф. «XXX Огаревские чтения» 3-7 декабря 2001 г. - Саранск, 2001. - С. 60 - 63.

6. Проблемы функционирования системы «политик- СМИ - избиратель» в современной России // Социально-гуманитарные исследования: теоретические и практические аспекты: Межвуз. сб. науч. тр. — Вып. 2. - Саранск, 2001. -С. 58-60.

7. Роль традиционных ценностей в воспитании личности // Системы воспитания: теория и практика: В 2 ч. Ч. 2. Материалы Всерос. науч.-практ. конф. МГУ им.Н.П.Огарсва 4 - 6 февраля 2003г. - Саранск, 2003. - С. 141 - 144.

Подписано в печать 19.05.04. Объем 1,0 п. л. Тираж 100 экз. Заказ № 952.

Типография Издательства Мордовского университета. 430000, Саранск, ул. Советская, 24

»12652

 

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Архипов, Сергей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ

I СТАНОВЛЕНИЕ ТРАДИЦИЙ КОНСЕРВАТИЗМА

1.1 Сущность понятия «консерватизм»

1.2 Духовные и социальные истоки консервативной традиции России

1.3 Консервативная мысль Запада и её взаимодействие с русским & консерватизмом

II РОЛЬ КОНСЕРВАТИЗМА В ФОРМИРОВАНИИ МЕНТАЛИТЕТА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

2.1 Русские мыслители о роли консерватизма в социальной истории России

2.2 Проблема взаимоотношений консерватизма и прогрессизма в обществе

 

Введение диссертации2004 год, автореферат по философии, Архипов, Сергей Николаевич

Актуальность темы исследования. В последние годы весьма актуальной для социальной философии, истории, политологии стала тема российского консерватизма. Многие современные политики видят в консерватизме идеологическую основу центризма, вполне приемлемую для современной России.

Процессы реформ и структурных изменений в нашей стране на стыке тысячелетий делают все более актуальным поиск возможных оснований гармонизации сфер социальной и нравственной деятельности, обозначают проблему выбора исторических перспектив. Одним из таких оснований выступает консерватизм, являющийся в России одной из значительных культурных традиций. Представители консервативного направления (К. С. Аксаков, Н. Я. Данилевский, И. В. Киреевский, К. Н. Леонтьев, Ю. Ф. Самарин, JI. А. Тихомиров, А. С. Хомяков) плодотворно занимались проблемами устойчивости государственной власти, основанной на глубокой традиции эффективности ее институтов. Необходимость для человека и общества в консерватизме особо ощущается в современных условиях динамичных социальных изменений, когда традиционные основы существования неизбежно подвергаются переосмыслению.

На сегодняшний день проблема ценностей консерватизма в России приобрела особую значимость. Повышение интереса к его исследованию связано с общественными событиями во второй половине 80-х годов XX века. В этом просматривается взаимосвязь с утратой идеологических ориентиров государства и поиском дальнейшего пути развития. Кризис традиционных ценностей сказался на функционировании общества: распад представлений о высших целях грозит невозможностью для индивида идентифицировать себя с целями и ценностями общественной жизни. Забвение консервативных истин привело к печальным последствиям: всеобщему нигилизму, социальному цинизму, эмоциональному отрицанию исторических корней, духовных идеалов и ценностей. Здоровый консерватизм необходим как современному человеку, так и обществу, особенно в условиях динамичных социальных изменений. Устойчивый строй новых российских ценностей может образоваться лишь на основе исторической преемственности.

Обращение к традициям консерватизма вызывает определенный интерес на фоне общего кризиса европейских философско-исторических моделей и ин-тернационально-прогрессистских утопий Нового времени - либеральных, социалистических, интернациональных и так далее. Консерватизм же отличается ориентиром на локальный мир и ограничивается рамками национальной цивилизации. Выработка национального самосознания позволит в полной мере понять не только себя, но и другие цивилизации. Это становится все более насущной для России темой на фоне расширения мировой интеграции.

Диссертационное исследование сконцентрировано в определенных исторических рамках. Это объясняется следующими причинами: с XIX века начинается самостоятельное философское творчество России (происходило осмысление культурно-исторической традиции и основ своеобразия русской философской мысли); в конце XIX - первой половине XX века формируются философские системы. Разрыв с естественным консерватизмом произошел очень резко и внезапно в ходе социалистической революции 1917 года. Между тем, это не смогло повлиять на существующую традиционную консервативную структуру «государство - авторитет - иерархия». Традиция консерватизма образует непрерывность истории несмотря на разрывы, случающиеся в политике, экономике и культуре.

Степень научной разработанности проблемы. Обращение к данной теме предполагает изучение того, что уже стало достоянием научной мысли. Выделение особенностей российского консерватизма было бы невозможно без рассмотрения работ деятелей западного консерватизма (Э. Берка, JI. А. Бо-нальда, Ж. де Местра). Значительное место в идеологии неоконсерватизма занимают идеи французского консервативного социолога XIX века А. Токвиля [9; 71; 72; 176; 128].

Среди общего количества источников по философии русского консерватизма выделяются три большие группы. Первая группа представлена работами основоположников идеологии российского консерватизма. Сюда же включены труды деятелей «русского зарубежья», продолжавших логику развития идей консерватизма и анализировавших их в контексте общего развития отечественной философской традиции.

Первыми русскими консерваторами, создавшими полноценную социально-философскую концепцию, принято считать «ранних» славянофилов. Представители этого направления (К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин и А. С. Хомяков) оставили богатое литературное наследие. Историософскую традицию славянофилов продолжили идеи Н. Я. Данилевского и К. Н. Леонтьева. Деятельность К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина положила начало либеральному направлению русского консерватизма [146; 47; 2; 110; 32; 59; 40; 155].

Большое внимание рассмотрению проблем консерватизма уделяли Н. А. Бердяев, М. О. Гершензон, А. А. Григорьев, В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Г. А. Максимович, П. Н. Милюков, С. Л. Франк [37; 62; 73; 141; 142].

Среди трудов первой группы обращает на себя внимание значительное наследие, оставленное послеоктябрьской политической эмиграцией. Еще П. Б. Струве подчеркивал, что дореволюционная Россия XIX века могла похвастаться богатой традицией консервативной мысли.

Вторая группа появилась в результате интереса к идеологии консерватизма в постсоветский период. Следует отметить прежде всего попытки целостного изучения консервативной идеологии и практики. Выделим совместную работу В. Я. Гросула, Г. С. Интенберга, В. А. Твардовской, К. Ф. Шацилло, Р. Г. Эймонтовой, рассматривающую идеологию и практику русского консерватизма XIX века [28; 100; 162].

Ученые-мыслители К. С. Гаджиев, А. А. Галкин и П. Ю. Рахшмир, А. С. Карцов, Г. И. Мусихин, А. К. Оганесян, А. М. Руткевич, А. А. френкин работали над специальными исследованиями, ставшими результатом широкого охвата философии и истории консерватизма. В своих трудах они попытались определить сущность консерватизма, выделить исторические этапы, предложили типологизацию отдельных направлений охранительства. С. Н. Малявин представил одну из первых в отечественной учебной литературе попыток комплексного рассмотрения русской социально-философской мысли, взятой в ее теоретико-методологическом и концептуальном аспектах[17; 21; 46; 76; 79; 107; 143; 63].

Работы, посвященные анализу творческого наследия раннего славянофильства, опубликовали Т. И. Благова, Е. А. Дудзинская, Т. Ф. Пирожкова. В них обстоятельно раскрываются социально-философская теория обустройства государства, нравственные ценности славянофильства и их влияние на духовную, литературную, социально-политическую мысль. В конце 1960-х годов велись дискуссии о славянофильстве на страницах журнала «Вопросы литературы», в 1994 году вышел сборник «Славянофильство и современность» [10; 34; 89; 115].

Особой популярностью в современной общественно-политической ситуации пользуется либеральный консерватизм. Исследованию философско-политических взглядов мыслителей данного направления посвящены работы В. В. Леонтовича, Б. Парамонова, В. И. Приленского, В. Ф. Пустарнакова, М. М. Федоровой, обосновывающие перспективность нормотворчества, реформаторской деятельности в сохранении эффективных социальных институтов и государственности [58; 87; 98; 99; 131].

В последнее десятилетие по данной проблеме регулярно проводятся «круглые столы» на страницах таких журналов, как «Вопросы философии», «Общественные науки и современность», «Социальные исследования», «Родина» и другие.

Одна из важнейших особенностей современной философской науки — появление значительного числа статей, посвященных изучению консерватизма в России. Динамика ценностей консерватизма в меняющейся России рассматривается учеными в контексте конкретных задач, которые стоят перед современными исследователями и не являющихся для них предметом специального исследования.

Третья группа - исследованиям русского консерватизма зарубежных авторов. К анализу русского консерватизма обращались многие современные иностранные авторы, прежде всего в США, Англии, Франции, ФРГ, Италии. Например, в США сформировалось несколько исследовательских школ. Особого внимания заслуживают исследования Н. В. Рязановского, Р. Пайпса, Э. Тадена [182; 183; 82; 186]. Современные немецкие идеологи консерватизма (Г. Рормозер, К. Мангейм [103; 104; 64]) уделяют внимание проблеме возможности осуществления в России политического неоконсерватизма. Важнейшей особенностью зарубежных исследований следует признать их нацеленность не только на решение общих проблем идейного характера, но и обращение к ряду частных вопросов, а также к творчеству многих видных представителей русского консерватизма.

К сожалению, в отечественной социальной философии и истории традиции консерватизма не стали объектом тщательного изучения. Во многих серьезных исследованиях выпадает значительная часть наследия русского консерватизма. Приходится признать, что интерес современной общественности к русскому консерватизму не соответствует его объективной значимости, что еще раз свидетельствуют об актуальности данного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является социально-философский анализ консерватизма. Для этого необходимо исследовать роль консерватизма в социуме, в формировании ценностей и идеалов общества.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих исследовательских задач:

- определить современное содержание понятия консерватизм. Выделить своеобразные, присущие только консерватизму критерии, позволяющие отграничить характеристики, свойственные консерватизму, от иных форм идеологий;

- проследить становление и развитие духовных основ и истоков консервативной традиции, показав их степень влияния на идеологию консерватизма;

- проанализировать взаимодействие западной и русской консервативных традиций, выявив сущность западной консервативной мысли; провести аналогию с российским консерватизмом;

- рассмотреть взгляды русских консерваторов на судьбу России, выделив роль и место консерватизма в обществе; исследовать основные направления русской консервативной социально-философской мысли;

- раскрыть проблему взаимоотношений консерватизма и прогрессизма в России, наметив основные направления поступательного развития Отечества.

Объект исследования - консервативная мысль, представленная в истории философских идей России и Запада.

Предмет исследования - социально-философское осмысление ценностей консерватизма.

Теоретическая и методологическая база исследования. Теоретической основой диссертации послужили идеи, содержащиеся в работах В. С. Барулина, В. Я. Гросула, К. X. Момджяна, С. Н. Пушкина, Н. С. Сав-кина, JI. Е. Шапошникова. Они ценны и значимы тем, что дают ясное представление о социальной парадигме общества, включающей и консерватизм. Авторы затронули важнейшие аспекты социальной философии, в их трудах отражены сущность и значимость консервативной мысли в общественной жизни, показана динамика ее исторического развития.

Методологическую базу составили:

- метод абстрагирования, имеющий универсальный характер. Он позволяет отвлечься от несущественных свойств, связей, отношений, явлений и одновременно выделять и фиксировать одну или нескольких интересующих исследователя сторон. Этот способ логического мышления тесно связан с другими методами, прежде всего, с анализом и синтезом;

- исторический метод, позволяюнщй проследить развитие традиции консерватизма;

- метод сравнения, устанавливающий сходство и различия цивилизаци-онных ценностей консерватизма. В результате использования данного метода познания выявляется общее и повторяющееся на различных исторических этапах;

- метод анализа и интерпретации текстов мыслителей, относящихся к консервативной традиции.

Кроме того, в диссертации использованы следующие подходы:

- системный подход, предполагающий комплексное рассмотрение феномена консерватизма в контексте исторических изменений, конфигурации в различных культурно-социальных пространствах, во внутренней системной целостности, что подразумевает выявление составных элементов консерватизма, типов и видов взаимосвязей между ними, их влияние на сферы социокультурного проявления консерватизма;

- антропологический подход, обусловливающий рассмотрение консерватизма через призму человеческой целостности как фактора стабилизации личностных проявлений в разных сферах;

- цивилизационный подход, отделяющий Россию от «европейской», «ро-мано-германской», «западной» цивилизации;

- ситуативный подход, выделяющий особенные признаки консервативных тенденций, базирующихся на едином культурно-историческом основании, обусловленных факторами конкретной эпохи.

Научная новизна исследования заключается в следующих положениях:

- всесторонне исследована сущность понятия «консерватизм» в русской и западной социальной философии, предложено новое определение консерватизма;

- обоснована роль духовных и социальных ценностей в формировании консервативного мировоззрения, выявлены идейно-теоретические и общественные истоки формирования консервативных традиций;

- проанализированы основные направления и традиции взаимоотношений консервативной традиции Запада и русского консерватизма;

- представлено концептуальное ядро взглядов русских консервативных мыслителей на исторические судьбы России, подчеркнуто их своеобразие и оригинальность, раскрыты тенденции консервативного направления в обществе;

- изучена проблема взаимоотношений консерватизма и прогрессизма, ее влияние на развитие общества.

Положения, выносимые на защиту.

1. Консерватизм представляет собой сложный и многомерный социальный феномен, представленный в нескольких аспектах: во-первых, его можно рассматривать как совокупность психических качеств индивида; во-вторых, он обозначает культурные течения, опирающиеся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни; в-третьих, как общественно-политическое и идеологическое движение. Данное понятие не будет полностью раскрыто, если не принять во внимание следующее важное обстоятельство: консерватизм выступает социально-философским основанием осмысления бытия социума. Это явление следует анализировать в качестве модели социального устройства общества.

2. Консерватизм в российской истории имеет свои духовные истоки, берущие начало в Православии. Теория «Москва - Третий Рим» является стержнем православного консерватизма. Основной составляющей отечественного консерватизма выступает самобытность русского национального самосознания. Консерваторы (славянофилы, К. Н. Леонтьев, Л. А. Тихомиров) признавали религиозно-национальную исключительность русского народа. Ими обосновывалась доктрина национально-культурного изоляционизма, они стремились избежать повторения ошибок, сделанных западным обществом. Следовательно, проблема взаимовлияния России и Европы в русской социально-философской мысли являлась осью, вокруг которой формировались взгляды консервативных философов, выступала катализатором социальной мысли. Взаимодействие цивилизаций стало основной историософской проблемой философии консерватизма. В работах.русских мыслителей Запад часто становится объектом критики. Критикуются основы западной цивилизации: рациональная форма мышления, политическая организация с парламентаризмом и конституционализмом, экономический тип хозяйствования, основанный на частной собственности и рыночных отношениях. Принцип индивидуализма, общественно-научные и естественнонаучные методологии, право - подвергаются сомнению. Одновременно Запад рассматривается как источник революционной опасности.

3. Взаимодействие консервативных традиций в обществе Запада и России происходило в следующих аспектах. Их начало было положено в XIX веке. В это время монархи Европы объединились в Священный союз для подавления возможной революционной угрозы. Происходит активное проникновение европейской консервативной мысли и даже прямое участие западных консерваторов в государственных делах России.

Существенная черта западного консерватизма заключается в том, что он развивался преимущественно в рамках гражданского общества. Россия в XIX веке продолжала оставаться феодальным государством. Развивающаяся русская консервативная мысль не могла повлиять на западный консерватизм. В формировании своих идей российские консерваторы использовали достижения западных ученых, среди которых наибольшим вниманием пользовалась немецкая классическая философия.

4. Анализ взглядов русских консервативных мыслителей позволяет выделить несколько подходов на перспективы исторического развития России. Условно их можно назвать «православный», «монархический» и «общинный». Основанием их деления выступает признание доминирующей роли одной из традиционных ценностей. Так, «православный» подход выдвигает в качестве одной из основных ценностей государственности Православие. Приоритет отдавался церкви перед государством. «Монархический» подход полагает, что не менее важную ценность для консерватизма представляет монархическая форма правления. На этом основании консерваторы признавали реформы, проводимые только «сверху вниз». «Общинный» подход подчеркивает, Что в социальной структуре общества община имеет принципиальное значение: она соединяла в себе как религиозные, так и социальные ценности. По мнению сторонников данной концепции, община выступала единственной формой социального устройства, приемлемой для России.

Одним из итогов диссертационного исследования является утверждение о необходимости использования в современном обществе традиционных консервативных ценностей. Это обусловлено факторами цивилизационной самобытности России, к числу которых следует отнести следующие. Во-первых, жесткая централизация в управлении, обусловленная обширной территорией и восточным менталитетом государства. Во-вторых, в процессе строительства гражданского общества необходимо поддерживать на высоком уровне моральные и религиозные ценности, свойственные российскому обществу. В-третьих, учитывая общинный принцип имеет смысл в государственное попечительство локальных объединений национально-культурного, территориального, профессионального направлений, способных быстро реагировать и эффективно разрешать социальные проблемы.

5. В отечественной социально-философской мысли теория прогресса получила наиболее полное осмысление. Однако прогрессизм, как способ совершения социальных преобразований, единодушно отрицается всеми консерваторами, полагавшими, что развитие общества может быть основано только на принципе преемственности и эволюции.

Прогрессистские импульсы исходят в значительной мере от Запада, поэтому модернизация в России происходила по западной социальной модели общества. Целью преобразований было стремление догнать европейские страны, а самое главное - сохранить свое имперское могущество. Несоответствие европейского прогрессизма русскому менталитету послужило поводом к своеобразному расколу в обществе на славянофилов и западников, которые разрабатывали актуальные проекты развития России. Но им не суждено было воплотить их в жизнь, так как монополия на социальные преобразования в России принадлежит только верховной государственной власти.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы исследования, его основные выводы и положения могут быть использованы в разработке проблем социальной философии, философии, истории мировой и отечественной культуры, культурологии, в преподавании соответствующих курсов. Они не только позволят дать объективную оценку такому сложному явлению, как русский консерватизм, но и могут быть учтены при анализе событий и явлений как в прошлом, так в настоящем и будущем.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на IV Масловских региональных образовательных чтениях (г. Саранск, 2001 г.), научной конференции «XXX Огаревские чтения» (г. Саранск, 2001 г.), Всероссийской научной конференции «Исторические корни российской мен-тальности» (г. Томск, 2002 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Системы воспитания: теория и практика» (г. Саранск, 2003 г.), и отражены в публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих три и два параграфа), заключения, библиографического списка. Общий объем работы включает 166 страниц, 188 использованный литературный источник.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-философский анализ консерватизма"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Консерватизм как течение социально-философской мысли представляет собой сложный и многомерный социальный феномен. Данный термин имеето несколько трактовок. Во-первых, его можно рассматривать как совокупность психических качеств индивида. Во-вторых, он обозначает культурные течения, опирающиеся на идеи традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В-третьих, его можно рассматривать как общественно-политическое и идеологическое движение.

Консерватизм выступает социально-философским основанием при осмыслении бытия социума, моделью общества. Он обособился как самостоятельное учение во время утверждения буржуазных отношений XVIII века. Причинами, активизировавшими всплеск охранительной мысли, явились Великая Французская революция и Просвещение. Основные принципы консерватизма сформулировал английский политический деятель, философ и публицист Э. Берк. Сам термин вошел в политический лексикон позже. Его автор — французский писатель Ф. Р. де Шатобриан. Среди черт, отличающих консерватизм от других идеологий, мы выделили: следование традиции, нравственное регулирование поведения нормами религии, приоритет социального над индивидуальным и иерархичность.

Содержание термина «консерватизм» не всегда было однозначным. Первоначально охранительное течение не имело точного наименования. Это послужило причиной употребления термина в различных понятиях, что мешало формулированию четкого определения. Во-вторых, консерватизм - непрерывно меняющийся феномен. За два столетия своего существования в политической сфере он прошел значительную эволюцию, безвозвратно потеряв многое из того, что имел на раннем этапе своей истории, и приобрел новые черты. Третья причина - несовпадение политической теории консерватизма, обладающей определенной самостоятельностью, с практикой соответствующих партий и политиков. В-четвертых, в каждой конкретной культурно-социальной и исторической среде этому политическому направлению присущи свои собственные характеристики. В отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет интернационального характера. В периоды социальных кризисов наиболее велика потребность общества в либеральном консерватизме, поэтому для плодотворного исследования феномена консерватизма используются преимущественно цивилизационный и ситуативный подходы.

Консервативная традиция Запада предстает неоднородным явлением. Тем не менее среди присущих западной консервативной мысли черт важной особенностью было ее тесное взаимодействие с формами государственного устройства. В трудах первых идеологов прослеживается приверженность феодальному обществу, которое воспринималось как идеальная, Богом установленная система жизнедеятельности. В России значительная часть идей консервативных мыслителей не была воспринята государственной властью. К тому же феодализм оставался господствующей экономической формацией на протяжении XIX века. Это подчеркивает разнородность социокультурных условий генезиса и эволюции консерватизма на Западе и в России.

Взаимодействие консервативной традиции Запада и русского консерватизма происходило путем активного проникновения европейской консервативной мысли, и даже прямого участия западных консерваторов в государственных делах России. Развивающаяся русская консервативная политическая мысль не могла ничего предложить в ответ.

Основные постулаты консервативной традиции берут свое начало из религиозных норм. На этом основании мы можем полагать, что вся консервативная мысль пропитана духом христианства. Духовным источником консервативной традиции России выступает Православие. Главными концепциями, составившими философию православного консерватизма, были: религиозно-политическая теория Москва - Третий Рим и политическая теория Московской монархии. Во второй четверти XIX века православные традиции послужили в деле укрепления официальной идеологии. Был провозглашен тезис графа С. С. Уварова: «Православие, самодержавие, народность». Но вопрос о равноправии, либо о преобладании государства или Церкви так и не был решен философами.

Социально-философская концепция российского общества является важным пунктом в истории традиций консерватизма. Славянофильство - одна из первых удачных попыток выражения национального самосознания и самобытности. Это направление идеализировало в социальном и духовном плане допетровскую Россию. В связи с этим философы развили и обосновали идею культурного изоляционизма. В качестве основ государственности признавались Православие и община. Первенство все же признавалось за Православием, и церкви перед государством. Совершенным государственным устройством полагалась монархия православная. Осуждая любые формы проявления национального высокомерия, признавалась религиозно-национальная исключительность русского народа. Избранность России обусловливалась гармоничным сочетанием церковных и индивидуальных начал. Центральное место в системе славянофилов занимает соборность, как единение всех во имя Христа. Учение славянофилов пронизано мыслью о миссианской роли России - на нее возлагалось осуществление Царствия Божия на земле.

Консервативные начала гармонично присутствовали и в раннем русском либерализме, который получил развитие в трудах К. Д. Кавелина и Б. Н. Чичерина. Учитывая своеобразие исторического развития России, они признавали важность развития личности и в тоже время ограничивались признанием только свободы экономических отношений. Идеалом государственного устройства для консервативных либералов выступала конституционная монархия. Впервые с консервативных позиций предлагалось правовое регулирование общественных отношений. В этом мы видим основную заслугу либерально-консервативной мысли, сочетавшей необходимость проведения своевременных реформ с консервативными традициями России. История социальных кризисов подтверждает наибольшую эффективность либеральной формы консерватизма. Носителем преобразовательных идей признавались наиболее образованные слои общества, поэтому консервативный либерализм опирался преимущественно на дворянство.

На протяжении всей истории консервативной философии западная Европа выступала образцом неприемлемой культурной цивилизации для России. Эта тема стала основной историософской проблемой в традиции консерватизма. Предполагалось, что европейское общество зашло в тупик. Православие же в России - спасительное начало, оберегающее от вольнодумства. В этом направлении происходила критика либерализма, возникновение которого объявлялось результатом направленного развития культуры, нацеленной на отпадение человека от Бога.

Российский консерватизм активно противостоял модернизму Европы, а начиная со второй половины XX века и Северной Америки. Наиболее активно этот процесс стал происходить с момента промышленной революции европейских стран. Российская модернизация была обусловлена реакцией на вызов возрастающего потенциала западного индустриального общества. Главной целью выступало сохранение имперского могущества. В связи с этим приобретала актуальность теория догоняющего развития в рассмотрении проблемы взаимоотношений консерватизма и модернизма в России. Парадоксальность российской модернизации заключалась в либерализации политической системы государства, в котором подавляющая часть населения была традиционно-консервативно настроена.

В современной социально-политической ситуации необходимо использование традиционных консервативных ценностей, что определяется цивили-зационной самобытностью России. Прежде всего отметим жесткую централизацию в управлении, обусловленную обширной территорией и восточным менталитетом государства. Во-вторых, в процессе строительства гражданского общества нужно поддерживать на высоком уровне моральные и религиозные ценности, свойственные России. В-третьих, учитывая общинный принцип, есть смысл в государственном попечительстве локальных объединений национально-культурного, территориального, профессионального направлений, способных быстро реагировать и эффективно разрешать социальные проблемы. Таким образом, традиции консерватизма занимают довольно прочное место в культуре нашего общества.

 

Список научной литературыАрхипов, Сергей Николаевич, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аксаков И. С. Отчего так нелегко живется в России? М.: «Рос. полит, энцикл., 2002. - 1008 с.

2. Аксаков К.С. Поли. собр. соч. Т. 1. М.: Б. и., 1861. - 632 с.

3. Аксаков К.С. Сборник статей // Молва, № 9, 8 июня 1857г.

4. Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. - 640 с.

5. Андреев А. П., Селиванов А. И. Западный индивидуализм и русская традиция // Философия и о-во. 2001. - № 4. - С. 98-126.

6. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). В 2 т. Т. 1. От прошлого к будущему. 2-е изд. -Новосибирск: Сибир. хронограф, 1997. 804 с.

7. Барулин В. С. Социальная философия: В 2 ч. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-Ч. 2.-240 с.

8. Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Путь, 1912. - 250 с.

9. Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию. М.: Рудомино, 1993. - 143 с.

10. Благова Т. И. Родоначальники славянофильства. А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. М.: Высш. шк., 1995. - 352 с.

11. Бобрович В. И. Консерватизм // Всемирная энциклопедия. Философия. -М., 2001.-С. 500.

12. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 3-е. М.: Советская энциклопедия, 1973. Т 13. Конда Кун. 1973. - 608 с.

13. Васильев А. Алексей Степанович Хомяков. К столетию со дня его рождения. Петроград: Типография Я.Башмакова, 1904. - 120 с.

14. Витте С. Ю. По поводу национализма. Национальная экономика и Фридрих Лист. СПб., 1912. 112 с.15.