автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социально-политическая доктрина русской православной церкви, ХХ столетие

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Сидоров, Валерий Петрович
  • Ученая cтепень: доктора философских наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социально-политическая доктрина русской православной церкви, ХХ столетие'

Оглавление научной работы автор диссертации — доктора философских наук Сидоров, Валерий Петрович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЕ НОВАЦИИ

В РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ.

§1. Петербургские Религиозно-Философские Собрания

1901-1903 гг.): «неуслышанный» диалог.

§2. Отражение идей христианской солидарности в новом религиозном сознании».

ГЛАВА II. СТОЛКНОВЕНИЕ ТРАДИЦИОНАЛИЗМА

И РЕФОРМАТОРСТВА В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

§1. Соотношение «евангельского социализма» и христианской политики у священника Г.Петрова.

§2. «Голгофское христианство» и церковное обновленчество архимандрита Михаила (Семенова)

§3. Трансплантация религиозно-просветительского сознания в социальные слои нового индустриального общества капиталистической России.

ГЛАВА III. САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВИ

В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ.

§1. Политическая реализация доктрины Православия в советский период.

§2. Активация христианской политики Церкви в переходный период построения правового государства.

§3. Новые проявления «социальной диаконии»

ГЛАВА IV. ПРИНЦИП, МЕТОД И ФОРМЫ ДИАЛОГА

ЦЕРКВИ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ СИЛАМИ СТРАНЫ.

§►1. Христианский популизм в политической жизни российской демократии: от канонических к общечеловеческим ценностям.

§2. Поиск идеального типа православно-государственного проявления Церкви.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по философии, Сидоров, Валерий Петрович

Актуальность и разработанность темы исследования

В третий раз на протяжении одного лишь XX столетия Россия оказывается на очередном формационном переломе. Современная ситуация, ставшая слагаемым всех обострившихся противоречий заэкспериментированного общества, свидетельствует, что наряду с экономическими, политическими, национальными и иными проблемами первостепенной из них становится духовно-нравственная ваку-умность общества. Нынешнее гипнотическое тяготение России к достигнутому изобилию Запада вызывается, пожалуй, преимущественно инстинктом материально-физиологического голода по «мясным котлам Египта». Российское государство выступает сегодня пионером реформ, содержание которых олицетворяют «новые русские». Выключенность из социальной модернизации интересов значительных социальных групп привела к варваризации и люмпенизации значительной части населения. Общество оказалось на распутье национального самоопределения, контрастов и компромиссов, войны и мира.

Ускорение и перестройка, социализм с человеческим лицом и правовое государство, кооперативное движение и саморегулируемый рынок, индивидуальная трудовая деятельность и права человека, съездовская советизация и политический плюрализм, интересы партии и новое мышление - таковы идеологические фетиши последних 10 лет в рамках одной и той же революционной парадигмы. Неуемное реформаторство, бесконечное передергивание, переналадка, трансплантация государственных устоев России в лоно мировой цивилизации закономерно породили парад национальных суверенитетов, криминализацию экономики, нравственную деградацию общества, опошление святынь и реликвий истории, культуры, Церкви. Хамство стало повсеместно проникать под любые благообразные одежды, стало выходить из пещерной философии уголовных зон на сцены театров, на страницы нравственно бесцензурной ныне литературы. Не случайно мировоззренческая ломка через колено политической, экономической, духовной и этической целостности советской России, остатков ее духовного целомудрия вызвали в обществе апокалиптические настроения, а ученый мир стал идентифицировать происходящее с историческими атавизмами «смутного времени».

Российская государственность на всем протяжении своего более чем 1000-летнего бытия никогда не существовала вне Православия. Судьба нашего Отечества самым непосредственным образом всегда зависела от духовно-нравственного состояния народа. И если поиски Россией идентификации понимать как развернутый во времени процесс становления и развития национального самосознания, то в этом смысле духовный капитал, накопленный Русской Православи TT и и w и нои Церковью, которой во всей палитре духовной, культурной и политической жизни России принадлежит не самое последнее место, оказался бы отнюдь не бесполезным.

Между тем, что нам известно о состоянии Церкви? - Все и. ничего. Все - поскольку марксистский катехизис содержал в себе истину в абсолюте, окончательную и почти каноническую, а оттого и «политически вечную». Но вот это «общеизвестное» имманентно несло в себе и разрушительную центробежность марксистской критики религии. Унификация и стилизованная облегченность официальных духовных исканий (возбраняя то, без чего любое научное исследование теряет всяческий смысл и внутреннюю свободу самого автора) посягали на достоверность и объективность широкого научного анализа, что и превратило Русскую Православную Церковь в безликую «terra incognito».

В освещении проблемы бытия Церкви в России в ныне существующей философско-религиоведческой и исторической литературе зримо укоренились разоблачительные штампы и предвзятость исходных методологических принципов диалектико-материалистической философии во взгляде на так называемые «немарксистские» идейные течения, несущие в себе следы приоритета априорных схем и поверхностных установок в подходе к изучению реальных фактов, не требовавших корректного отношения к культурной и религиозной традиции в России.

Всю научную литературу, посвященную проблемам отечественного Православия, можно подразделить на 4 основных направления. Во-первых, это работы, в которых рассматриваются теоретические аспекты православного модернизма и его истоки1. Во-вторых, исследования, ставящие своей целью освещение концептуальных составляющих социально-политической доктрины Церкви (христианский социализм, обновленчество, «коммунистическое христианство», «богословие революции», «богословие мира» и т.д.)2. В-третьих, это круг работ, выявляющих социально-политический контекст деятельности Православия и сферу государственно-церковных отношений3. И, наконец, в-четвертых, исследования, обращенные к культурологическим аспектам Православия4.

История Русской Православной Церкви в России до сих пор остается одной из наименее разработанных областей нашей историографии. В постперестроечные годы появились солидные монографические исследования, в которых нашли отражение основные вехи и важнейшие аспекты 1000-летней истории Церкви с учетом последних достижений отечественных ученых в области изучения государственно-правовых отношений в России, особенностей ее культурного состояния и развития, рассмотрения протекавших в ней социально-экономических процессов, осмысления социально-политической эволюции Церкви в различные периоды Советской власти5. Из последних публикаций особо можно отметить весьма содержательную работу М.И.Одинцова «Государство и Церковь в России. XX век» (М.,1994), в которой автором рассматриваются изменения имевших место государственных парадигм в церковном вопросе. С М.И.Одинцовым нельзя не согласиться как в том, что на протяжении одного лишь XX столетия в России в третий раз осуществляется перемена данного вектора (государственная религия до 1917 года, политика «государственного атеизма» после и, наконец, полное нынешнее размежевание государства и религиозных организаций), так и в том, что именно малопродуманные изменения религиозного спектра всякий раз вызывали в нашей стране те или иные дезинтег-рационные процессы. К сожалению, хронологические рамки данной работы ограничиваются 1965 годом.

Тема «Православие и Россия» в своей метафизической постановке предполагает стремление осознать духовное состояние нашего Отечества, поиски национального менталитета. В этом смысле можно выделить исследования, в которых предпринимаются попытки православного осмысления трагического пути России в XX столетии6.

В настоящее время в современной отечественной науке остро назрела необходимость в целостном историческом и философско-религиоведческом анализе социально-политической доктрины Русской Православной Церкви, в особенности постсоциалистического периода, существенно изменившейся за последние 10 лет и до сих пор остающейся одной из наименее разработанных областей нашей историографии.

ТЛ и и

В исследовательской литературе затрагивается целый ряд вои О тл просов, связанных с темой настоящей диссертации. В данном контексте несомненный интерес представляет обстоятельнейшее научное исследование американского ученого Дж.Патнема «Русские альтернативы марксизму: христианский социализм и идеалистический либерализм в России XX века», видение которого причин, обусловивших процесс становления дореволюционного церковного и околоцерковного реформаторства, его подлинного статуса в такой сложной и крайне противоречивой российской действительности, какой являлся период конца XIX - начала XX века, решительно расходится с установками и подходами, сложившимися в отечественной науке7.

В определенной степени это можно объяснить как тем обстоятельством, что проблема генезиса, эволюции и сущности социально-политической доктрины Русской Православной Церкви в целостном виде еще не была предметом специального незаидеологизированного диссертационного и философско-религиоведческого исследования, так и большой сложностью самой проблемы концептуальности и специфичностью ее отражения в научной литературе и церковной практике. Наибольшие расхождения, главным образом, обнаруживаются в рассмотрении проблем, непосредственно связанных с процессом самоопределения рассматриваемой доктринальной концепции Церкви, степенью и даже возможностью преемственности православно-церковных идей. Так, одна часть исследователей убеждена в том, что на рубеже XIX - XX вв. Православие располагало этой доктриной, не отвечавшей, в их оценке, интересам тогдашнего российского общества8, другая часть - процесс обретения новых социально-политических установок непосредственно связывала с первой русской революцией9, третья часть утверждала ретроспективную преемственность социально-политических концепций Церкви10, четвертая часть ее целиком отвергала.

Последняя точка зрения на настоящую проблему диссертационного исследования наиболее емко была представлена Б.А.Лобовиком. «Неприемлемыми для Русской Православной Церкви, ставшей на путь социального истолкования своего учения, - утверждает он, -были идеи «христианского социализма». Поэтому, конечно, неправы те авторы, которые квалифицируют нынешнюю позицию

Церкви. как разновидность «христианского социализма»11. Вне всякого сомнения, различать прошлые и современные социально-политические церковные доминанты нужно и должно. Вместе с тем неверно было бы игнорировать и те многие сходные их черты, заключающиеся, безусловно, не в характере пропаганды церковной религиозности и не в социально-политической деятельности, а прежде всего в том, что российское церковно-православное реформаторство уже в начале XX столетия обозначило и попыталось посильно решить целый ряд проблем, которые во весь рост встали перед руководством Московского Патриархата в настоящее время.

Цель и задачи исследования

Цели диссертационного исследования обоснованы следующим: дать развернутый и всесторонний анализ социально-политической 7 доктрины Русской Православной Церкви в историческом контексте с учетом разрешаемости церковной проблематики в анализе современной науки.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение совокупности исследовательских задач. В качестве таковых, на наш взгляд, выступают:

- определить и адекватно описать социальный и историко-культурный контекст России, который сопровождал и обусловливал формирование и развитие социально-политической проблематики в русском Православии;

- отработать и конверсировать в современную научную практику категориально-понятийный православный аппарат, включающий: Царство Божие, Царство Божие на земле, Богочеловечество, милосердие, любовь, сострадание, нравственное самоусовершенствование;

- систематизировать и обобщить материал, касающийся социально-политического комплекса в православной интерпретации (личность, свобода, государство, право, семья, школа, творчество, социализм, капитализм, либеральная демократия, парламентаризм, конституционализм);

- сравнить православную систему ценностей с общечеловеческой;

- выявить носителей онтогенной преемственности в ортодоксии;

- рассмотреть место Русской Православной Церкви в международном религиозном движении;

- определить основные параметры христианской политики Церкви;

- проанализировать принципы и формы диалога Церкви с современными российскими христианско-демократическими и монархическими партиями и движениями;

- показать, что социально-политические, духовно-нравственные идеи и принципы, которые развивались русским Православием, представляют не только исторический интерес, но и сегодня не потеряли своего социального значения и практическо-политической значимости;

- изучить содержание православных взглядов на природу и назначение власти;

- проанализировать взгляды на православную «симфонию» Церкви и государства;

- через рассмотрение специфического характера деятельности Церкви выявить возможность ее участия в постановке и решении проблем настоящего и будущего России.

Теоретико-методологические основы диссертации: подход к исследованию, инструментарий, источники

Объект исследования - Русская Православная Церковь, ее социально-политическая доктрина, которая складывалась под непосредственным воздействием православно-византийской традиции. Методологическим базисом являются положения и выводы научного религиоведения, касающиеся проблем взаимоотношения религии и политики, религии и истории, религии и культуры, религии и философии. В основу диссертационного исследования положены принципы историзма, взаимосвязи, детерминизма, единства исторического и логического в анализе рассматриваемой проблемы, которые во всех аспектах своих методологических функций оказывают влияние на научное исследование прежде всего конкретизации философских позиций применительно к специфике изучаемого социального объекта. Автором широко применялся сравнительный и структурно-функциональный метод анализа религиоведческой, историко-философской и богословской литературы, сравнительный анализ собственно оригинальных богословских публикаций.

Настоящее диссертационное исследование представляет собой исторический и философско-религиоведческий очерк, позволяющий иначе, без прежней классово-идеологической предубежденности и заданности рассмотреть основоположения социально-политической доктрины Русской Православной Церкви. Исследование базируется на следующих источниках:

- во-первых, на оригинальных сочинениях церковно-православных авторов, иерархов Церкви, материалах, содержащихся в «Богословских трудах», «Журнале Московской Патриархии», в обширной православной периодике;

- во-вторых, на историко-философских трудах, в которых православная мысль характеризуется и трактуется в русле развития отечественной религиозной философии и историософии, социологии12;

- в-третьих, на мемуарной литературе видных представителей отечественной культуры, общественно-политической и религиозно-философской мысли, чьи научные изыскания не потеряли своей актуальности и сегодня13;

- в-четвертых, на литературе, издававшейся на протяжении нескольких десятилетий различными зарубежными религиозными центрами в Берлине, Брюсселе, Буэнос-Айресе, Мюнхене, Ньюо

Иорке, Париже, Праге и т.д.;

- в-пятых, автором в процессе работы над диссертационным исследованием были широко использованы архивные материалы (многие из которых впервые) фондов 796 (канцелярия Синода), 797 (канцелярия обер-прокурора Синода), 802 (учебный комитет Синода), 1569 (личный архив П.П.Извольского), 1574 (личный архив К.П.Победоносцева) и других Центрального государственного исторического архива России, а также фондов 19 (Духовная Консистория), 277 (Духовная академия), 2161 (личный архив В.В.Свят-ловского), 2231 («Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга»), 4770 (Духовная семинария) и других фондов Центрального государственного исторического архива г. Санкт-Петербурга;

- в-шестых, на журнальных и газетных публикациях.

Научная новизна результатов работы

Тема диссертации и программа исследования в их методологическом и в конкретно-историческом аспектах предложены автором ю впервые. Работа выступает актуальным самостоятельным исследованием теоретически и практически значимой темы, которая является о и / и предметом постоянных дискуссии как в нашей, так и в зарубежной литературе. В диссертации разработана и логически обоснована целостная социально-политическая доктрина Русской Православной Церкви XX столетия. Этот общий результат конкретизируется в следующих положениях:

- раскрыты сущность и содержание социально-политической доктрины Церкви, доказана ее целостность;

- на основании выведенных теоретических положений, взятых в качестве методологических требований, в работе дается конкретноо о 1 историческии, конкретно-политическии анализ становления, функционирования и развития социально-политической доктрины Церкви;

- доказывается, что развитие основных церковных доминант в различные периоды российской истории всегда было связано с коренными трансформациями общегосударственного масштаба, порожденными глубокими кризисными состояниями в духовно-нравственной сфере общества;

- философская интерпретация проблемы представлена в контексте использования материалов исторического (в том числе архивного) и современного характера. В описании доктринального феномена и в предложенных его классификациях, выводах и точках зрения определены также важнейшие соотношения «человек - вера - Церковь - политический строй - государство - социум - человек». Это достигнуто с применением логического, исторического, сравнительного, структурно-функционального методов исследования;

- обосновываются уравновешивающие начала национальных, культурных традиций в соотношении «церковная догматика - церковная социализация», выделяются уровни взаимного влияния этих параллелей;

- дифференцируются этапы участия светского общества и интеллигенции в разработке церковно-богословских альтернатив, в постоянном стремлении к осуществлению перераспределения духовно-нравственных функций между государством и Церковью;

- на основе анализа соотношения «Церковь - светское общество» в системе философско-исторической константы общества высказываются предложения о рациональности и нерациональности их взаимодействия и борьбы;

- выделяются и характеризуются основные тенденции в развитии церковной доктрины, свидетельствующие о попытках изменения ее религиозно-догматической сущности;

- излагается и аргументируется вывод о том, что в современном российском обществе, несущем на себе «печать хаоса», идет начальный процесс интеллектуального восприятия жизнестойкой доктрины Православия, уточняются возможности появления его новых моделей. Динамика этого процесса предполагает определенную последовательность, этапность, длительность;

- анализируя теоретические источники и социально-политическую практику, автор рассматривает некоторые подходы в определении стабилизирующих факторов Церкви в политической жизни общества с учетом их внутриполитических и внешнеполитических аспектов.

Такая логика исследования обусловила необходимость и дала возможность осуществить оригинальное философско-религиовед-ческое^сториографическое и методологическое использование многообразной литературы.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Настоящее диссертационное исследование вносит определенный вклад в изучение социально-политической доктрины Русской Православной Церкви, малоизученной проблемы в научной литературе. Результаты работы имеют теоретическую и практическую значимость.

Теоретическая ценность диссертации состоит в разработке методологии и концептуального аппарата для исследования доктриналь-ной концепции Церкви, которая является одним из важнейших

1 и / и с» факторов развития передовой общественной мысли и духовной культуры России.

Сегодняшний кризис российского общества затрагивает не только социально-экономическую сферу. Отказ, зачастую гносеологически опрометчивый, от прежних социальных и религиозных идеалов закономерно породил духовно-нравственный вакуум в обществе, что делает необходимым выработку новых ориентиров в строительстве общественных отношений, которые должны находить опору в традиционных духовных ценностях, опираться на национальную почву. Православная ценностная доминанта в разрешении данного судьбоносного для России вопроса может оказаться значимой.

Материалы диссертации, выводы и положения, содержащиеся в ней, имеют выход в учебно-педагогическую и научно-исследовательскую практику:

- они могут быть применены в процессе непосредственного обучения в рамках общих лекционных курсов социальной философии, истории философии, политической социологии, религиоведения и в религиоведческих спецкурсах. Следовательно, фундаментальное теоретическое значение работы проявляется многопланово: научно-познавательно, методически и практически;

- в руководстве написанием научных работ студентами и аспирантами по данной проблематике;

- результаты исследования также могут быть полезны для разработки программ в области государственно-церковных отношений, воспитания и образования, обоснования принципов диалога верующих и неверующих, в решении целого ряда социально-экономических и духовно-нравственных проблем современного российского общества, курсов отечественной истории и культурологии;

- при написании учебников и учебно-методических пособий по истории российской церковной и религиозно-философской мысли.

С учетом изложенного построена структура диссертации. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний и списка используемой литературы.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Социально-политическая доктрина русской православной церкви, ХХ столетие"

ГЛАВА IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М., 1862. С. 78-79.

2. Полонский А. Профессионализм участия. Задачи ХДСР в 1992 году // Вестник христианской демократии. 1992. № 1. С. 23; Христианско-демократический союз России. Лондон, 1990. С. 7283

9, 27-28, 35; Политические партии России. В 3-х частях. М., 1994. Ч. 1. С. 206-208.

3. Общая свеча // Наука и религия. 1993. № 3. С. 38-39.

4. Христианско-демократический союз России. С. 41.

5. Полонский А. Указ. соч. С. 2-3.

6. Вестник христианской демократии. 1992. № 2. С. 2-3.

7. Диалог. 1990. № 7. С. 27; Воскресение. Издание Христиан-ско-демократического союза России. 1990. № 2. С. 1.

8. Политические партии России. Ч. III С. 60-62. 9 Христианская политика. 1990. № 3. С. 3-4.

10. Политические партии России. Ч. I. С. 111-112, 114.

11. Христианская политика. 1991. № 6. С. 1, 4.

12. Путь. 1993. № 1/24. С. 2; № 3-4. С. 8-9; Политические партии России. Ч. I. С. 59-62, 77-79.

13. Политические партии России. Ч. I. С. 64-71.

14. Православная Москва. 1994. № 14. С. 4.

15. Выбор. 1990. № 8. С. 95-96.

16. Путь. 1993. № 10-11. С. 10-11.

17. Выбор. 1990. № 8. С. 212-229.

18. Независимая газета. 1993. 21 октября. С. 5.

19. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. С. 73.

20. Путь. 1993. № 2. С. 3.

21. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России. В 2-х тт. СПб., 1991. Т. 1. С. 42.

22. Булгаков С.Н. Два града. Т. II. С. 180-181.

23. Там же. С. 135-136.

24. Ольденбург С.С. Указ. соч. Т. I. С. 379.

25. Булгаков С. Религия и политика // Полярная звезда. 1906. № 13. С. 118-122.

26. Там же. С. 128-130.

27. Бердяев H.A. Опыты философские, социальные и литературные (1900-1906). СПб., 1906. С. 392, 295-396.

28. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910. С. 44.

29. Бердяев H.A. Опыты. С. 420-425, 427.

30. Булгаков С.Н. Два града. Т. II. С. 165-166.

31. Там же. С. 160.

32. Московский Церковный вестник. 1993. № 4. С. 11.

33. Христианские партии и самодеятельные объединения. М., 1990. С. 43-47.

34. Русский Вестник. 1992. Приложение № 2. С. 4-8.

35. Монархист. 1995. № 4. С. 2; 1994. № 3. С. 1.

36. Гражданин Империи. 1992. № 3. С. 2; За веру, Царя и Отечество. 1992. Вып 4. 9 (22 апреля). С. 8.

37. Русский Вестник. 1994. № 27-28. С. 3.

38. Земщина. 1990. № 11. С. 1.

39. Русский Вестник. 1994. № 29-31. С. 9.

40. Монархист. 1993. № 1. С. 1.

41. Соборная Монархия. 1993. № 1. С. 1

42. Земщина. 1990. № 10. С. 2; 1991. № 8. С. 1.

43. Русский Вестник. 1994. № 24-31. С. И.

44. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 г. С. 86-89.

45. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. С. 466.

46. Там же. С. 479.

47. ЖМП. 1987. № 9. С. 20.

 

Список научной литературыСидоров, Валерий Петрович, диссертация по теме "Социальная философия"

1. Аксючиц В. Движение христианской демократии в России / / Московский Церковный Вестник. 1991. № 1. С. 9-10.

2. Аксючиц В. Монархия может спасти Россию / / Православная Москва. 1994. № 4. С. 4.

3. Аксючиц В. Под сенью креста // Выбор. 1990. № 8. С. 9596.

4. Акты Святейшего Тихона, патриарха Московского и всея Руси / Сост. М.Е.Губонин. М., 1994.

5. Анищенко Г. А. «Американизация» религиозной жизни России // Путь. 1993. № 2. С. 3.

6. Артановский С.Н. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб., 1994.

7. Архиепископ Михаил (Мудьюгин). Межконфессиональные и межцерковные отношения с точки зрения Русской Православной Церкви // Религиозный диалог. Лицом к лицу. М., 1993. С. 2-8.

8. Архиепископ Серафим (Соболев). Русская идеология. Т. 2. СПб., 1994.

9. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября 2 декабря 1994 года. М., 1995.

10. Архиерейское Предсоборное совещание // Журнал Московской Патриархии. 1988. № 5. С. 2-3.

11. Архимандрит Михаил (Семенов). Вифлеемская звезда. СПб., 1906.

12. Архимандрит Михаил (Семенов). О вере и неверии. М., 1908.

13. Архимандрит Михаил (Семенов). Христианство и социал-демократия. СПб., 1907.

14. Архимандрит Михаил (Семенов). Христос в век машин. СПб., 1907.

15. Архимандрит Михаил (Семенов). Церковь, литература и жизнь. М. 1905.

16. Архимандрит Серафим (Алексеев), архимандрит Сергий (Язаджиев). Почему православному христианину нельзя быть экуменистом. СПб., 1992.

17. Бабинов Ю.А. Государственно- церковные отношения в СССР. Симферополь, 1991.

18. Баделин В.И. Золото Церкви. Иваново, 1995.

19. Безносое В.Г. «Смогу ли уверовать?». СПб., 1993.

20. Бенуа А.Н. Мои воспоминания. В 5-ти томах. М. 1990. Т.2.

21. Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции. СПб., 1910.

22. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

23. Бердяев H.A. Новое религиозное сознание и общественность. СПб., 1907.

24. Бердяев H.A. Опыты философские, социальные и литературные. СПб., 1906.

25. Бердяев H.A. Самопознание. М., 1990.

26. Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. СПб., 1901.

27. Бердяев H.A. Судьба России. М., 1990.

28. Бердяев H.A. Судьба человека в современном мире // Новый мир. 1990. № 1. С. 207-232.

29. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

30. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М., 1990.

31. Беседа с А.Огородниковым: Любовь, Свобода, Солидарность // Наука и религия. 1993. № 3. С. 38-39.

32. Борисов А. Побелевшие нивы. М., 1994.

33. Бубнова В.А. Нил Сорский. СПб., 1992.

34. Буевский А. С. Примирение через Христа и мир на земле // Богословские труды. Сб. 6. М., 1967. С. 169-174.

35. Булгаков С.Н. Два града. В 2-х томах. М., 1911.

36. Булгаков С.Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903.

37. Булгаков С.Н. Православие. М., 1993.

38. Булгаков С.Н. Религия и политика // Полярная звезда. 1906. № 13. С. 118-122.

39. Булгаков С.Н. Христианский социализм / Под ред. В.Н.Акулинина. Новосибирск, 1991.

40. Булгаков С.Н. Христианство и социализм. М., 1917.

41. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1912.

42. Веймарн К. К. Истинное возрождение и реставрация // Русский Вестник. 1994. № 27-28. С. 3.

43. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода Н.Д.Жевахова. В. 2-х томах. М., 1993.

44. Всероссийское Монархическое Совещание // Русский Вестник. 1994. № 29-31. С. 9.

45. Гапон Г. Записки. М., 1918.

46. Гапон Г. История моей жизни. М., 1918.

47. Гордиенко Н.С. Новые православные святые. Киев, 1991.

48. Гордиенко Н.С. Современное русское Православие. Л., 1987.

49. Гордиенко Н.С. Современный экуменизм. М., 1972.

50. Горбунов В. В. Идея соборности в русской религиозной философии. М., 1994.

51. Григорьева Ю.Е. Становление христианской демократии в России // Религия, Церковь в России и за рубежом. М., 1994. С. 59-65.

52. Государственно-церковные отношения в России. М., 1993.

53. Дадаян В.С. Терновый венец России. М., 1994.

54. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 1918. Т. 1-2. М., 1994.

55. Европейская экуменическая ассамблея «Мир и справедливость» // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 6. С. 42-50.

56. Завещание Государя Императора Александра III Александровича // Соборная Монархия. 1993. № 1. С. 1.

57. Записки Петербургских Религиозно-Философских Собраний (1902-1903 гг.). СПб., 1906.

58. Заявление Ленинградского отделения ХДС // Воскресение. 1990. № 2. С. 1.

59. Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви // Журнал Московской Патриархии. 1990. № 7. С. 13-14.

60. Заявление Союза православных братств // Русский Вестник. 1993. № 6. С. 2.

61. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

62. Зернов Н. Русское религиозное возрождение XX века. Париж, 1991.

63. Зноско-Боровский М. Православие. Римо-Католичество. Протестантизм и сектантство. Сергиев Посад, 1992.

64. Зырянов П.Н. Православная Церковь в борьбе с революцией 1905 1907 гг. М., 1984.

65. Иваненко С. И. Религиозные партии России / / Диспут. 1992. № 3. С. 20-30.

66. Иеромонах Августин (Никитин). Православное учение о примирении между Богом и человеком // Богословские труды. Сб. 18. М., 1978. С. 188-220.

67. Иеромонах Михаил (Семенов). В поисках лика Христова. СПб., 1903.

68. Иеромонах Михаил (Семенов). Новые и старые пути. СПб., 1903.

69. Иеромонах Михаил (Семенов). Церковь и евангельские лилии. СПб., 1903.

70. Иеросхимонах Моисей (Боголюбов), Булгаков H.A., Яковлев A.A. Православие. Армия. Держава. М., 1993.

71. Ильин А. О русском национализме. Новосибирск, 1991.

72. Ильин В.Н. Бердяев и судьбы русской философии / / Звезда. 1993. № 11. С. 126-144.

73. Интервью с патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Церковь не намерена заключать «политические браки» // Журнал Московской патриархии. 1991. № 9. С. 6-7.

74. Ипатов А.Н. Русское Православие, государство и культура. М., 1989.

75. Исключить возможность ошибки // Московский Церковный Вестник. 1993. № 5-6. С. 12.

76. Из определений Священного Синода (1993-1994 гг.) // Журнал Московской патриархии. 1994. № 7/8. С. 2-4.

77. Кавелин К. Д. Наш умственный строй. М., 1989.

78. Кавторин В.В. Первый шаг к катастрофе. Л., 1992.

79. Калинин Ю.А. Модернизм русского Православия. Киев, 1988.

80. Кантор В. К. Западничество как проблема «русского пути» // Вопросы философии. 1993. № 4. С. 24-34.

81. Карпец В. Российское самодержавие и русское будущее / / Выбор. 1990. № 8. С. 212-229.

82. Карташев A.B. Воссоздание Святой Руси. М., 1991.

83. Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. В 2-х томах. М., 1993.

84. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Возрождение Православия и обновление России // Бежин Луг. 1994. № 1. С. 107-112.

85. Козлов Ю.Ф. Союз короны и креста. Саранск, 1995.

86. Коммюнике Архиерейского Предсоборного Совещания // Журнал Московской патриархии. 1988. № 5. С. 6-8.

87. Константинов Д.В. Гонимая Церковь. Нью-Йорк, 1967.

88. Концевич И.М. Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси. Сергиев Посад, 1993.

89. Красников Н.П. Политическая и социальная переориентация Русской Православной Церкви. Саранск, 1973.

90. Краснов-Левитин А. Лихие годы, 1925-1941. Париж, 1977.

91. Крывелев И.А. Русская Православная Церковь в первой четверти XX века. М., 1982.

92. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. М., 1980.

93. Курочкин П. К. Эволюция современного русского Православия. М., 1971.

94. Лещинский А.Н. Время новых подходов. М., 1990.

95. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2-х книгах. Посев., 1957.

96. Любак А. de. Мысли о Церкви. Милан. 1994.

97. Макарий, архиепископ Харьковский. Православно-догматическое богословие. Т. 11. СПб., 1868.

98. Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, 1962.

99. Мень А. Культура и духовное восхождение. М., 1992.

100. Мигович И.И., Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и Церкви в контексте нового политического мышления. М., 1990.

101. Милюков Н.П. Очерки по истории русской культуры. В 3-х томах. М., 1994.

102. Митрополит Иоанн (Снычев). Битва за Россию. СПб.,1993.

103. Митрополит Иоанн (Снычев). Голос вечности. СПб.,1994.

104. Митрополит Иоанн (Снычев). Одоление смуты. СПб.,1995.

105. Митрополит Иоанн (Снычев). Самодержавие Духа. СПб., 1995.

106. Митрополит Минский и Белорусский Филарет. Межправославные отношения и экуменическое движение на современном этапе // Журнал Московской патриархии. 1990. № 2. С. 15-24.

107. Молим Вас прислушайтесь. Открытое письмо патриарху Московскому и всея Руси // Советская Россия. 1993. № 20. С. 3.

108. Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A., Филимонов Э.Г. Религиозный фактор в социально-политической жизни России / / Обновление России. 1994. Вып. 2. С. 148-163.

109. Наши принципы // Монархист. 1995. № 4. С. 2.

110. Новиков М.П. Тупики православного модернизма. М., 1979.

111. Новоселов М. А. Письма к друзьям. М., 1994.

112. Обращение московского духовенства к Святейшему патриарху Алексию и Архиерейскому Собору // Русский Вестник. 1992. № 18. С. 12-13.

113. Обращение Святейшего патриарха Алексия II и Священного Синода к работникам средств массовой информации // Журнал Московской патриархии. 1992. № 1. С. 9.

114. Одинцов М.И. Государство и Церковь в России. XX век. М., 1994.

115. Одинцов М.И. Русская Православная Церковь в 80-х годах XX столетия. М., 1989.

116. Ольденбург С. С. Царствование Императора Николая II. В 2-х томах. М., 1992.

117. Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» // Православная Москва. 1994. № 17-18. С. 5-6.

118. Основные положения Программы группы православного духовенства и мирян «Живая церковь». Казань, 1923.

119. Парамонов Б.М. Пантеон: Демократия как религиозная проблема // Социо-логос. 1991. Вып. 1. С. 361-381.

120. Патриарх Тихон и история русской церковной смуты. СПб., 1994.

121. Петров Г.С. Беседы о Боге и Божией Правде. М., 1906.

122. Петров Г.С. Братья Писатели. СПб., 1903.

123. Петров Г.С. Евангелие, как основа жизни. СПб., 1898.

124. Петров Г.С. Камо грядеши? СПб., 1907.

125. Петров Г.С. Лампа Аладина. СПб., 1905.

126. Петров Г.С. Литература и жизнь. М., 1912.

127. Петров Г.С. Наши пролежни. М., 1913.

128. Петров Г.С. Церковь и общество. СПб., 1906.

129. Петров Г.С. Церковь и жизнь. СПб., 1908.

130. Петров Г.С. Школа и жизнь. СПб., 1903.

131. Письма Амвросия Оптинского // Православный вестник. 1991. № 10. С. 25-28.

132. Плаксин Р.Ю. Тихоновщина и ее крах. Л., 1987.

133. Политические партии России. В 3-х частях. М., 1994.

134. Полонский А. Профессионализм участия // Вестник христианской демократии. 1992. № 1. С. 2-3.

135. Полосин В. К новой «симфонии» / / Независимая газета. 1993. 21 октября. С. 5.

136. Поместный Собор Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1990. № 9. С. 32-34.

137. Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 1990. № 2. С. 11-13.

138. Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви // Православная Москва. 1994. № 17-18. С. 5-6.

139. Послание митрополита Крутицкого и Коломенского Юве-налия священнослужителям и пастве московской епархии // Русский Вестник. 1993. № 5. С 13.

140. Пословицы русского народа. В 2-х томах. М., 1989.

141. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., 1995.

142. Правда о религии в России. М., 1942.

143. Православие и современность. Киев, 1988.

144. Православная Церковь. Современные ереси и секты в России / Под ред. митрополита Иоанна. СПб., 1995.

145. Предвыборная платформа РХДД // Путь. 1993. № 3-4. С. 8-9.

146. Предсказание монаха Авеля о Державе Российской // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 1991. Вып. 11. С. 24-28.

147. Предсоборное Совещание // Земщина. 1991. № 8. С. 1.

148. Программа милосердия / / Журнал Московской патриархии. 1989. № 6. С. 2-3.

149. Рар Г. Плененная Церковь. Франкфурт-на-Майне, 1954.

150. Регельсон Л. Трагедия русской Церкви. Париж, 1977.

151. Религия и демократия. М., 1993.

152. Религия и политика в посткоммунистической России: (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 6-33.

153. Религия, общество и государство в XX веке. М., 1991.

154. Речь А.Чуева на Первом Конгрессе Рабочего Интернационала Христианской Демократии // Христианская политика. 1991. № 6. С. 1,4.

155. Речь патриарха Алексия II к раввинам г. Нью-Йорка 13 ноября 1991 года и ересь жидовствующих. М., 1992.

156. Розанов В.В. Когда начальство ушло. СПб., 1907.

157. Розанов В.В. Около церковных стен. В 2-х томах. СПб., 1906.

158. Рормозер Г. Религию и политику нужно различать, но не разделять // Диспут. 1992. № 1. С. 81-87.

159. Россия и Европа: Опыт соборного анализа. М., 1992.

160. Россия перед вторым пришествием. Материалы к очерку русской эсхатологии. Сергиев Посад, 1993.

161. Русская Православная Церковь в советское время (19171991). В 2-х книгах. М., 1995.

162. Русская цивилизация и соборность / Сост. Е.Троицкий. М., 1994.

163. Русский крест. Сборник статей. СПб., 1994.

164. Русское Православие: вехи истории. М., 1989.

165. Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987.

166. Свешников В., Шаргунов А. О Церкви, России, нравственном мире. М., 1993.

167. Святейший патриарх Алексий II. Принимаю ответственность за все, что было // Журнал Московской патриархии. 1991. № 10. С. 5-6.

168. Семенникова Л .И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 1994.

169. Сети «обновленного православия». М., 1995.

170. Слово Божией Матери в России (июнь-август 1994 года) / / Россия нового тысячелетия. 1994. № 1. С. 6-11.

171. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. Вып. 1-4. М., 1994.

172. Солоневич И.Л. Народная монархия. М., 1991.

173. Социально-политическое измерение христианства. М., 1994.

174. Сурский И.К. Отец Иоанн Кронштадский. Т. 1-2. М., 1994.

175. Танчер В.К. Религия и современный мир. Киев, 1985.

176. Туманик А. 75 лет мученичества и борьбы / /За веру, Царя и Отечество. Вып. 4. 1992. С. 8.

177. Тюрин Ю.П. Копье и крест: О судьбе Русской Православной Церкви. М., 1993.

178. Федотов Г.П. Судьбы и грехи России. В 2-х томах. СПб., 1991.

179. Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. № 7. С. 312.

180. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.

181. Хоружий С. С. Карсавин и де Местр / / Вопросы философии. 1989. № 3. С. 79-92.

182. Христианские партии и самодеятельные объединения. М., 1990.

183. Христианско-леиокралическии союз России. Лондон. 1990.

184. Христг/яис/со-демократический союз России на переломе российской истории // Вестник христианской демократии. 1992. № 2. С. 2-3.

185. Центральный государственный исторический архив России. Фонды 796, 797, 802, 1569, 1574.

186. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга. Фонды 19, 277, 2161, 2231, 4770.

187. Цыпин В. История Русской Православной Церкви, 19171990. М., 1994.

188. Чельцов М.П. Христианство и политика // Журнал Московской патриархии. 1994. № 3. С. 54-66.

189. Что мешает свободе совести? // Христианская политика. 1990. № 3. С. 3-4.

190. Шагинян М.С. Человек и время. М., 1982.

191. Шейнман М.М. Христианский социализм. М., 1969.

192. Шишкин А. А. Сущность и критическая оценка «обновленческого раскола» Русской Православной Церкви. Казань, 1965.

193. Экономцев И. Православие. Византия. Россия. М. 1992.

194. Экономцев И. Исихазм и восточноевропейское Возрождение // Богословские труды. Сб. 29. М., 1989. С. 59-72.

195. II съезд РХМС // Монархист. 1994. № 3. С. 1.

196. Ascher A. The revolution of 1905. California, 1988.

197. Cort J.C. Christian socialism an informal history. New York, 1988.

198. Harrison Salisbury. Black night, white snow. Russian Revolutions 1905-1917. N.Y., 1978.

199. G.F.Putnam. Russian alternatives to marxism: Christian socialism and idealistic liberalism in twentieth century Russia. Knoxville, 1977.

200. Sablinsky W. The road to Bloody Sunday. Father Gapon and the St.Petersburg massacre of Sunday 1905. Princeton, 1976.