автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Социально-политическая структура Южной Индии VI-IX веков

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Тарасюк, Ярослав Викторович
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
450 руб.
Диссертация по истории на тему 'Социально-политическая структура Южной Индии VI-IX веков'

Текст диссертации на тему "Социально-политическая структура Южной Индии VI-IX веков"

у-у

' /л

/ г ? /

( / ! * / *

/

..... /

РОССИЙСКАЯ/ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

На правах рукописи

ТАРАСЮК ЯРОСЛАВ ВИКТОРОВИЧ

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЮЖНОЙ ИНДИИ

У1-1Х ВЕКОВ

(ПО СВИДЕТЕЛЬСТВАМ ЭПИГРАФИКИ ПАЛЛАВОВ)

Специальность 07.00.03 - всеобщая история (древняя и средневековая история)

ДИССЕРТАЦИЯ НА СОИСКАНИЕ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ КАНДИДАТА

ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ к. и. н. ЛЕЛЮХИН ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

МОСКВА - 1998 год

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

Обзор источников 6

Историография 13

ГЛАВА I.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА ЮЖНОЙ ИНДИИ У1-1Х ВЕКОВ. ОБЩИННАЯ СТРУКТУРА "УР-НАДУ-КОТТАМ" 29

ГЛАВА II.

ЦАРСКОЕ ДАРЕНИЕ КАК СФЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ

СТРУКТУРЫ ОБЩЕСТВА ЮЖНОЙ ИНДИИ (УНХ ВЕКА) 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 113

ПРИЛОЖЕНИЯ 117

ВВЕДЕНИЕ.

Для определенных периодов истории Южной и Северной Индии в равной степени характерны неполнота и отрывочность данных сохранившихся письменных источников. Нередко такие источники вообще отсутствуют. Так, первые известные нам документальные материалы на дравидийских языках датируются позднее надписей времени Маурьев (1У-Ш века до н. э.),1 которое одни исследователи рассматривают, как эпоху существования наиболее могущественного государства древности и раннего средневековья, а другие - как начальную эпоху становления государственности в Индии.

Это, конечно, не означает, что на юге Индии процесс становления и развития политических структур начался значительно позднее. Существование здесь развитого общества уже во второй половине I тысячелетия до н. э. подтверждается результатами археологических раскопок. Основываясь на их материалах, можно говорить, например, о довольно ранних тесных торговых и культурных контактах Юга не только с Северной Индией, но и со странами Юго-Восточной Азии и Римской империей.

С другой стороны, эпиграфические источники времени Паллавов, около 400 надписей (III - X веков н. э.), составляют единый комплекс, аналога которому по богатству и разнообразию информации на Севере Индии просто не существует. Результаты анализа сведений этих надписей о социально-политическом устройстве и эволюции южноиндийского общества в I тысячелетии н. э. могут быть важны и полезны для понимания особенностей политоге-неза как на Юге, так и на Севере Индии.

1 Самые ранние надписи на тамильском языке, выполненные алфавитом брах-ми, обычно датируют II веком до н. э. См.: Mahadevan I. Tamil-Brahmi inscriptions of the Sangam Age. - II International Conference-Seminar of Tamil Studies. Madras, 1968. Madras, 1971.

Существование крупных держав, получивших в индийской историографии название "империя"", было характерным явлением для периода древности и, особенно, периода, предшествующего правлению Паллавов. Некоторые из таких "империй" во многом напоминают союзы племенных княжеств. К середине I тысячелетия н. э. они постепенно уступают место более стабильным региональным царствам, правители которых нередко прежде находились на службе у "императоров". Распад в III веке н. э. державы Сатаваханов, например, приводит к образованию в Андхре царства Паллавов, представители рода которых прежде были на службе у правителей "империи". Постепенно паллавские цари распространяют свою власть на юг, вплоть до реки Кавери, и создают, по существу, первое крупное региональное царство в Тамилнаду. Здесь Паллавам удается подчинить представителей тамильских царских родов, контролировавших объединения земледельческих общин-наду (Венаду, Ойма-наду, Арува-наду, Ко-наду, Мала-наду).

Важным явлением периода поздней древности, свидетельствующим об эволюции взаимоотношений публичной власти (прежде всего, царей) и общины в III-VI веках н. э. становится распространение в Северной и Южной Индии практики религиозных и светских царских дарений. К V веку она достигает своего пика. Например, Паллавы в это время издают 11 из 27 известных нам грамот.

Начиная с VI века построение и содержание дарственных грамот Паллавов изменяется. Информация о дарении начинает более детально дублироваться на языках, распространенных в тех местах, где царь совершает дарение. Например, в грамотах паллавских царей появляются части на тамильском языке.

Происходящие в это время в Южной Индии изменения социально-политической структуры, отражением которых как раз и становится активное использование местных языков не только в царских дарственных грамотах, но

2 Например: "империя Маурьев", "империя Сатаваханов" и др. См.: The Age of the Nandas and Mauryas, ed. Nilakanta Sastri. Bañaras, 1952. Thapar R. Ancient In-

и в появляющихся в это время надписях общинных организаций, демонстрируют нам способность территориальных общин не только сохранить свое автономное положение по отношению к царской власти, но и генерировать новый орган управления, по сути выполняющий функции, сходные с отдельными функциями царской власти. В Паллавском царстве (Тондаймандалам) таким органом становится совет коттама.

В VI веке в надписях общинных организаций Северного Тамилнада появляются первые упоминания о коттамах. Особенности этого нового для времени Паллавов института мы рассмотрим в Первой главе. Здесь же отметим, что если Паллавы поддерживали сложившиеся отношения с общинными организациями, входившими в коттамы, то цари из династии Чола, преемники Паллавов в Тамилнаду, способствовали организации на контролируемых ими землях новых территориальных объединений вала-наду (уактЫи), напоминавших коттамы, но имевших, при этом, и вполне определенную функцию - взимание податей с общин0. Предварительное сопоставление этих институтов, позволяет предположить, что основные отличия коттама от вала-наду могли быть связаны не с их функциональными характеристиками, а с возможностью для царской власти оказывать влияние через руководство этих объединений на входившие в их состав общинные организации. Валанаду создавались под покровительством царя для установления контроля центральной власти над местными органами управления. В коттамы же объединялись элита отдельных относительно небольших частей Паллавского царства для развития региональной кооперации. Последнее дает основание предположить, что коттамы могут стать примером

dian Social History. New Delhi, 1978, p. 124.

~ К.Холл считает, что валанаду появляются в период формирования "империи Чолов" (X век). Первоначально этим словом чольские правители называли новые области, присоединенные к их царству. Например, Ко-наду получило название Кералантака-валанаду. К.Холл видит причину появления валанаду прежде всего в стремлении Чолов создать в аннексированных областях "эффективный аппарат сбора податей". (См.: Hall K.R. Trade and Statecraft in the Age of the Cholas. New Delhi, 1980, p. 30).

того, как внутриобщинные отношения перерастают в политические, превращая общину в политическую структуру.

Предварительные данные анализа надписей времени Паллавов показывают, что образование коттамов в середине 1-го тысячелетия представляет собой качественное изменение в социально-политической структуре общества, трансформацию традиционных органов управления и дают основание говорить о существовании не одного, а двух, в равной степени важных, направлений эволюции общественной структуры, отражающих тенденцию к объединению, социально-политической интеграции и становлению государственности в Та-милнаду:

- постепенное, все большее подчинение общинных организаций Палла-вами. Упорядочивание взаимоотношений общин и царской власти вело к созданию более прочного регионального объединения, к созданию государства "сверху";

- эволюция традиционной общинной организации, результатом которой было упорядочивание отношений между общинными организациями и создание крупных общинных территориальных объединений, общих органов управления. Это, в свою очередь, также отражало тенденцию к интеграции и способствовало созданию государства "снизу."

Более подробное рассмотрение и анализ этих важных тенденций мы считаем основной задачей настоящей работы. В ее рамках, на основе изучения комплекса Паллавских надписей, мы попытаемся проследить основные особенности эволюции сложной общинной структуры, существовавшей в Тамилнаду в УЫХ веках н. э.

Обзор источников.

Эпиграфические источники времени Паллавов можно разделить на две большие группы: а) царские дарственные грамоты, выгравированные на медных таблицах (за период с середины IV по последнюю четверть IX века сохра-

нилось 27 грамот4); б) различные по происхождению и содержанию надписи, высеченные на камне (или литические надписи). Сохранилось около 350 надписей, относящихся к периоду с конца III по начало X века. Имеется критическое издание текстов большинства надписей периода правления Паллавов, опубликованное в 1988 году Т.В.Махалингамом.

Первые три паллавские грамоты IV века (из селений Маидаволу, Хираха-дагалли и Гунападея, все в штате Андхра-Прадеш) написаны на пракритах южной разновидностью шрифта брахми. Их можно объединять в одну группу вместе с грамотами на санскрите V - начала VIII века, которые сообщают о дарениях в землях телугу, каннада и тамилов5, основываясь на сходстве построения и повторяющихся обязательных элементов6. Грамоты этой группы мы будем дальше называть Северными паллавскими грамотами, в отличие от грамот, фиксирующих дарения исключительно в землях тамилов - Южных паллавских грамот (VI-IX века). Большинство грамот последней группы выполнено на двух языках - паллавским письмом грантха на санскрите и тамильским шрифтом на тамильском языке7.

4 Историкам известны еще две целые и один фрагмент грамоты, относящиеся ко времени Паллавов. Речь идет о грамоте Скандашишьи (соперника Нандиварма-на II в борьбе за паллавский престол) из селения Райякота и о грамоте царя Го-паладевы из рода Кайкейя, носившего титул Паллавараджа (грамота из селения Халдипур в талуке Хонавар дистрикта Уттар Каннад штата Карнатака, пер. пол. VIII века). В селении Дарши (дистрикт Неллуру штата Андхра-Прадеш) была найдена первая табличка дарственной грамоты V века. Имя царя-дарителя в сохранившемся тексте грамоты отсутствует. Тексты грамот соответственно см.: Inscriptions of the Pallavas. Ed. Mahalingam T.V. New Delhi, 1988, pp. 632-635, 636-637, 621 (далее - Pallava inscr.)

5 Эти паллавские грамоты найдены в современных дистриктах Неллуру, Гунту-ру и Кришна штата Андхра-Прадеш, дистриктах Беллару и Шимога штата Карнатака и Северный Аркот-Амбедкар штата Тамилнаду (только одна из грамот).

бСм.: Приложение I.

•у

Подробную информацию о языке, шрифте, палеографических и орфографических особенностях каждой грамоты см. в Приложении II в: Inscriptions of the Pallavas. Ed. Mahalingam T.V. New Delhi, 1988.

Санскритские части Южных паллавских дарственных грамот содержат, обычно, информацию, о периодах правления паллавских царей, их генеалогии, взаимоотношениях со своим окружением, другими династиями и подданными, прежде всего, зависимыми правителями и общинными организациями. В тамильских же частях Южных паллавских грамот встречаются материалы, позволяющие составить представление о функциях местной администрации, землеустройстве, сборе податей, правах и льготах членов общин.

Самая первая из известных нам паллавских надписей на камне обнаружена в селении Манчикаллу (дистрикт Гунтуру штата Андхра-Прадеш). Надпись датируется концом III века. Выполнена она на пракрите южным вариантом шрифта брахми. Надпись сообщает о дарении паллавским царем Симхаварма-ном I, по-видимому, жрецам местного храма (тайртхикам) шерстяных одеял и других подарков. Поводом для дарения стало совершение жертвоприношений шанти и свастъяянс?.

Следующая паллавская надпись на камне относится уже к VII веку (610 г.)9. Именно в это время под покровительством Паллавов в Тондаймандалам разворачивается строительство храмов и храмовых комплексов10. Большая часть из сохранившихся до нашего времени храмов этого периода высечены из цельных скал. На их стенах можно увидеть надписи, повествующие о времени

8 Слово "шанти" - букв, "мир, спокойствие; успокоение, устранение боли; благосостояние, удача", по-видимому, использовалось для обозначения различных обрядов, совершавшихся с целью преодоления несчастий или бедствия. Обряд свастьяяна (букв, "благоприятствование, успех; средства обретения благосостояния и успеха") совершался для достижения успеха.

9 Надпись Махендравармана I из селения Чезджарла (дистрикт Гунтуру штата Андхра-Прадеш), см.: Pallava inscr. - pp. 94-95.

10 Подробней о паллавской архитектуре см.: Rea A. Pallava Architecture. - Archaeological Survey of India, New Imperial Series, XXXIV. Madras, 1909; Jouveau-Dubreuil G. Pallava Antiquities. 2 vols. Reprint. New Delhi, 1994; Longhurst A.H. Pallava Architecture. 3 parts. - Memoirs of the Archaeological Survey of India. Nos. 17, 33 and 40. - Simla, 1924, Calcutta, 1928 and 1930; Shrinivasan K.R. The Pallava Architecture of South India. - Ancient India. No. 14, 1958. - pp. 114-138. Mahal-mgam T.V. Studies in the South Indian Temple Complex. Dharwar, 1970.

строительства, панегирики паллавским царям, царские имена, прозвища и титулы, а также надписи, фиксирующие генеалогию Паллавов. Сохранились также надписи, высеченные на скалах. Среди самых известных можно назвать "музыкальные" надписи из селения Кудимиямалей11 (дистрикт Пудуккоттей штата Тамилнаду) и надпись, сообщающая о победе Нарасимхавармана I над Пулакешином II Чалукьей и захвате столицы Чалукьев - города Ватапи (641642 гг.)12.

Вплоть до начала правления Парамешваравармана II (728-731) среди надписей на камне преобладают санскритские надписи, сделанные шрифтом пал-лавская грантха (иногда нагари). Встречаются как метрические, так и прозаические надписи. Для историков они ценны, прежде всего, с точки зрения изучения представлений о царе и царской власти.

В период правления Парамешваравармана II основным языком надписей, датируемых годами правления паллавских царей, становится тамильский. В большинстве надписей используется тамильский шрифт. В основном эти надписи найдены в храмах и храмовых комплексах современного штата Тамилнаду. Они высекались на стенах гарбха-грихам (внутреннее помещение святилища храма), на стенах и колоннах мандатам (открытый зал или павильон с колоннами), на пракарам (ограждение виманы - святилища), а также на камнях, встроенных в пол гарбха-грихам, мандапам и ступеней лестниц.

Надписи в храмах и храмовых комплексах фиксируют дарения золота, земли или овец богам (храмам), сделанные царями, местными правителями, членами общин и собраниями общин. Также встречаются надписи, сообщавшие о решениях сабхи (собрания брахманских общин) по вопросам земельного устройства и ирригации, а также опеки храмов.

11 Pallava inscr. - p. 3, 102-109. См.: Premalatha V. Kudimiyamalai Musical Inscription - Seminar on inscription, 1966. Ed. Nagaswamy R. Madras, 1968, pp. 29-51.

12 Надпись из Бадами (дистрикт Биджапур штата Карнатака), см.: Pallava inscr. -p. 135.

Меньшую часть из сохранившихся надписей периода правления Палла-вов составляют надписи сельских общин {уров). Эти надписи о наиболее важных решениях собраний общин обычно высекались на камнях и устанавливались на улицах селений, иногда на краю деревни или в поле. Некоторые камни впоследствии были перенесены во дворы храмов или были использованы при строительстве, например, вделаны в стены или пол13. Кроме того, известны надписи совета ура, высеченные на скалах, располагающихся в границах поселений. До нас дошли также надписи, сообщающие о строительстве различных ирригационных сооружений: колодцев, прудов, шлюзов и других. Они высекались на каменном основании таких сооружений, либо на камнях, которые устанавливали рядом.

Первая надпись собрания сельской общины ура датируется 14 годом правления царя Нандивармана II (745 г.). Она сообщает о дарении золота, предназначенного для питания джайнских монахов (тавасикалъ), которые не принадлежали к общине джайнского храма (палли). Совет общины ура взял под свой контроль исполнение благодеяния и согласился платить штраф в случае невыполнения своих обязательств14. Первая из известных нам надписей собрания брахманской общины - сабхи сохранилась на южной стене вишнуитского храма Вайкунтхаперумаль в Уттарамаллюре (дистрикт Ченгалпатту-МГР штата Тамилнаду)13. Она датирована 24 годом правления царя Нандивармана II (755 г.) и сообщает о дарении земли мадхъястхой (букв, "посредник; распорядитель") деревни и о решении махасабхи по этому поводу.

Необходимо отметить, что все надписи УШ-1Х веков, вне зависимости от их происхождения, имеют схожую структуру, правда, повторяющуюся с разной степенью полноты. Это может свидетельствовать о том, что практика написа-

13 Основной причиной использования камней с решениями сельских собраний, возможно к тому времени потерявших свою силу, могла быть элементарная нехватка строительных материалов.

14 Наскальная надпись из селения Перумальпарей (талук Вандаваси в дистрикте Тируваннамалей-Самбувараяр). См.: Ра11ауа шзсг. - р. 223.

ния распоряжений сельских общин на менее стойких к разрушению материалах, например пальмовых листьях, существовала еще до появления надписей на камне.

Тексты надписей, как правило, �