автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.03
диссертация на тему:
Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Бобоев, Курбонбой Фозилович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Душанбе
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.03
Автореферат по философии на тему 'Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-политические и этические взгляды Низамулмулька"

2 А ФЕВ 1997

АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН ИНСТИТУТ ФИЛОСОФИИ И ПРАВА

На правах рукописи УДК 1 ФС. 9.

БОБОЕВ К,урбонбой Фозилович

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИЗАМУЛМУЛЬКА

Специальность 09. 00. 03 — История философии

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских, наук

г. Душанбе — 1996

Работа вшмвбна ва кафедр» фааоеофии ДГПУ ш.Х.Ш.Дяураава

. Научный руководитель - доктор философских наук,

профессор Ы.Хаараткулов

Официальные оппоневты: Нсиатов Б. - доктор философских ваук, профэссор Асловов И. - кандидат философских наук, профессор

Ведугре научное учреяденш:

Кафэдра овдаственнш наук Таджикского государственного института языков

Зааита состоится " "_;_1393 г. в

"_" часов на васедашш Диссертационного совета

Е 013.07.01. по присуждение ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.03 - история философии в Института философии а права Академии наук Республики Таджикистан (734025, г.Дуванве, пр. Рудаки, 33).

С диссертацией ишшо ознакомиться в Центральной научной библиотека (ш.Иядири Ганди Академии наук Республики Таджикистан (г.Дупанбе, пр.Рудаки.ЗЗ).

Автореферат разослал " "_1808 г.

Ученый секретарь -

Диссертационного совета, гТ у

кандидат философских наук * А > Ку'- 11. Гулямов

СЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность теми. Однны из условий осуществления серьезных прогрессивных передав является правильное осмысление научных и практических основ развитая обдестза, составной частьп ютторых являются материальные н духовниэ ценности презлого. Поэтому изучение философских, социальных, политических и этических воззрений ыыслителей прошедшп веков должно стать одной из первостепенных задач ученых самых разных отраслей знаний.

Разумеется, анализу ухе подвергались многие произведения отдельных представителей науки и философии, разработай»' и некоторые проблемы социально-этического характера. Немало сделано в отнесении исследования религиозных учений, причин возникновения различных течений и направлений п исламе, определены основные философские пколы средневекового Востока, выявлены принципиальные различия »»учениях их представителей.

Однако до cinc пор мы имеем недостаточные представления об учениях представителей практической философии. Имеющиеся научно-исследовательские работы в этой области на давт нам полной картины формирования и развития общественно-политических л этических проблем в условиях средневекового Востока. А между тем этими вопросами занималась делая плеяда'ученых, начиная от ФараОя и ИСн Сии и кончая Ахнздоы Донг.шэм. Анализ некоторых работ отечественных и зарубежных исследователей, посвяденкых соцкадько-политичесшгм и этическим проО-лема.ч, дзет нам основание говорить о динзнккэ развития практической философии в средние века, которая сегодня почти по заметна на фоне теоретических вопросов философии.

К сказанному добавим и то, что по сей день произведения шелиголей Ближнего и Среднего Востока, посвященнке генеалогии династий, споцкфзя» их правлекяя, развитет общественно-политических воззрений на опредэле-пком историческом этапе, когда правила та или иная династия, особенностям ферот-ровакия оба^ственпой же ли, процессу развития различных сфер духовной культуры, в том числе и политической, изучены недостаточно.

Перевод я публикации средневековых источников, особенно

- г -

в области социокультурных проблем, даят сегодня исследователям возможность не только непосредственно ознакомиться с ними, но и подвергнуть юс обстоятельному анализу для заполнз-еш шэюеэгося пробела в исследования обвдственно-поллтичес-кой шсли соответствующего периода. Зтш диктуется теш исследования, избранная диссертанток, которой попытался проанализировать социально-политические и этические взгляды одного ¡1а выдающихся политиков XI 5., впервые титулованного в истории исламского правления как "ашралмушнин", великого вазн-ра эпохи Сельдяукидоз - Низаыулыулька на основе его известного произведения "Сиясатнада" ("Книга правления"). Актуальность изучения "Сиясагнаш" Ниэамулыулака обусловлена тем, что нынешне© положение суверенного Таджикистана и других государств Средней Азия настоятельно требует изучения основных е прозлш принципов управления государством с геи,' чтобы кс-польеовать лучике его традиции в формировании и разаютш нз-цзоналгного государства.

Трактатов, а ксгорых отраяшна социаяька-пол^ггкческая йизеь средневекового Востока, ынсшство. Н их числу модно отнести созсранквпмеся отдельные отршжн кэ "Зинат-ут-тава-рих" Бе-Ахата, "Сельдиухнаю" Заяираддина Нюзапури, "Та'ркх-ур-русуд ва-л-ну лук" АОудяа'фара Нухвьмеда Тайари, "Ниэшот--ут-таварих" АОдуллаха Байзавн, "Ахксм-уд-судтонкя" Ыовардя, Ткес-ул-кмаы" Дяувайнн, "Наснхат-ул-ыулук" Гзэади н многие другие! . "Сиясатнаш" Ниэауулаулька привлекает вюсшше прежде всего теи, что ее ввтор благодаря своей чуткой лвбоэ-кательвости не только ссвоия оСодственно-философскне взгляда своих предшественников, во и сам внес ряд ценных идей в политику управления государством. Как государственный деятель весьма высокого ранга, ов октквао участвовал & увраало- -вш Сельджукский государствен в на практика кспольаоаад кео-гнэ цэнЕьа вдап своих прадваственнкков в свая совставввш.

"Снясатвакз" (шляется сданы кз выдшядася прсазаеденай

1.СМ.:Сгори Ч.А. Персидская лямр&ттра: Вно-Окбляогр. сбоор: В трех частях. -Л-, 1572. - Ч. 1-Ш; Торихи фалсафаиДа» ислом: Иоорат аз 4 тала. Ва чпшши М.Ы.Париф. - Техроа, 1265 X. - ЧЛ1. - С.228. - шрс.88.

- з -

социальной философии, сочинением, в котором обобщены лучшие традиции доисламских социально-философских идей таджикского народа,проанализировано га влияние на исламскую общественную яизнь. Б этом труде получили творческое развитие иногда вопросы практической философии.

Степень изученности проблемы. Еще в средние века многие исследователи при анализе общественно- политических взглядов мыслителей и деятельности правителей соответствующих исторических эпох часто ссылались на великого вааира Сельджукздов Низамулмулька, обращаясь при этом к его произведению "Сня-сатнамэ". Одним из первых был табаристансккй обозреватель Ибн Исфандияр ( 1216 г.). Сведения об этом произведении мы находим и у Мухаммеда Каэвини в его "Асрор-ул-Силод", датированном 1276 г. Ибн Биби; написавший в 1286 г. трактат об истории Сельджукидов Рума под названием "Солнамз", отмечал, что "Сиясатнамз" является настольной книгой многих правителей его эпохи, Б.Н.Заходер, продолжая на эту тему утвер;чда-ет, что авторы "Та'рихи Систан", "Та'рихи гузида" и многих других сочинении при анализе социально-политических проблем ссылались на сведения "Сияспгнамэ" Низамулмулька и освещали различные аспекты рассматриваемой диссертантом проблемы.

Однако научное исследование произведения Низамулмулька, если не считать отдельных упоминаний средневековых исследователей, началось в проэлом столетии. По свидетельству того же Н.Н.Заходера, из числа западных исследователей одним из первых дает сведение о творчестве Низамулмулька французский ученый д'Эрбело (1625-1695 гг.). Но Солее достоверно о Сиясатнамз" пгаает английский ученый И.Рье в каталоге персидских рукописей Британского музея (1В81 г.). После издания "Сиясатнамз" в 1891 г. французскими востоковедами и чуть позже, с появлением отрывков переводов произведения Низамулмулька на других языка:? Запада, ученые серьезно занялись изучением

1. См. : п^'ЗЯл! ЭЛ-тУЛЪК. СИЯС&Х-пиЮ . О ПрлВЛёНИЛ Бадйра

XI столетия Низам ал-Цулька /ПеровЮ, введ. в изучение памятника и примеч. проф.Е.Н.Заходера. - М.-Л., 1949.

-С.245-245.-(Далее: "Сиясатнамэ").

"Сиясатнамэ". На -этом поприщ большее успехов добились западные ученые Т.Нельдекэ и Ш.ЕЗефер.

Из числа иранских исследователей интересные сведения о Низаглулыульке дает ЗаСехулла СафсД' . О ялзнагшои пути Ннга-ыулиуяька пигет тахгаз Нуруллах Касок, АОСас йкйаа, Цирга Ебрагши, Дйдураазак Канпурн, Рукнвддия Хзсаи и ряд других исследователей?.

Наследие Нлэзмулмулька, как за рубежы, так к в бывпих республиках Советского Ссага, изучено недостаточно. В некоторых работах по средне е-з козой истории к философ, кыевшгас обобгдащяй характер, вгтронуш отдельные аспекты социально-политической истории эпохи Сельдяукидсв, а в исследованиях целого ряда историков изучавши династко Сельдкукидов, приводятся отдзльяш сведения о гшгни Ниэамулмулька и вшс-шпзтся накоторш особенности его "Скясатнаиз". Так, Б.В.Еар-тольд^ при гарахтерястикз эпохи монгольского напествкя даэт некоторке сведена о творчестве Шиаз-дтя^удька, а академик Б.Г.Гафуров"*, говоря о Екзамулнульке, ограничивается сведениями автоОиографическэ-личностного характера, почерпнутыми из "Истории Еунхаки". А.Ы.Еогоутдинов i своих трудах только икмслогоы упоминает имя Низанулиулька^. Е.Э.Бертельс, говоря о приходе Сельдкукидоз к власти, связывает дальнеизие их успехи с именем Ниэанулмулька®. -Супэствует целый ряд исследовательских работ, в которых по той или иной причине упсиина-ется иия Низамулмулька и некоторые вопросы его социально-политического учения7.

1.Cu.: Cajo Зайвхудло. Тершей адзСиет дар Зрс». - Техрон, 1338-1353 X. - Ч. 1-111.- Перс.яз.

2.Си,:Касои Н. Мадсриск Ниэомия ва таъсироти илмй ва ичтимо-ии он. -Техрон, 13Ö3 - Перс.яз. ;И)#од А. Вазсрат дар ахди салотини бузурги салчукй. - техрон, 1338^. - Перс.яэ.; Ибро-хими U.U. Торяхи адабиети Зрин. - Техрои, 1353*. - Перс.яэ.; АОдураэзочи кекпурй. Низомудмуяьки Т?си. - Arpo, 1912: Рук-ниддин Хасан. Хоча Низонулыульки Т^сй // Торкхи фалсада дар ислом: Иборат аз 4 чилд./ Ба кугоши Ц.И.Еаркф. - Техроы, 1365 Ц. - Ч-П. - С.221-252. - Еерс.яз.

3.Си. .-Бартольд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашетвия. Соч.- И.. 1963. - Т.1.

•J.Cm, :Гафуров Б.Г. Таджики. - Душанбе, 1ВЭ9. - Кн.2,- С.117. 5.См.:Богсутдинов A.M. Очерки по истории тадникской философии. Стадивабад, 1961. - С. 18.

З.См. :Бертельс Е.З. Очерки истории персидской литературы. -Л.,1928. - С.44.

(продешаниа chocks на сл. страница

йэ европейских учэяыг, заяимаввихся исследазавиви шш s хворчзства Нигакулаулыса, следует назвать ЗДеиа, Эдуарда Ерзуна, Лука Взитзиа, Е.Аштсра а К.С.Яаыбтона^.ШгогЕЭ из пях, рассцзтривая исторш Селъддукэдской динас по?, представляют Ег.гзцул«удьпа кзк талантливого вааяра втои дазастяя, л выдздэгосл обцествззно-политического деятеля. Иногда они узалшаат л ого произведение "Сизсатнамэ".

Kasc указывалось вьЕе.яшЕщаяся литература о Ннзаьгулцуль-!сэ а основном исторического плана, речь в ней идет о шсля-,толэ пр55 харгетерпсгзкэ эпохи Сельд,тукздоз. В сбобг^-нноЗ фориэ в ней освсцглтся газнэтзый путь и деятельность взлгс!»-го ваз2фа ез посту е2^:гргла. Исследование тзорчзства учезо-го, особенно ого основного труда "С^сатн^гэ", где излагает ссцгг!льго-гголз^.т-49с!с;э г< эткчесгста пзгхтды мыслггголя, пэ га ар?дцэгсм casnsiaasero исследования ни в $иаагог]гсгск£«, ея теа бадэв о фкоссфскса плана. -

Даль а .зд.^ча исследования, Лязллэ "Сзясатнанэ" Еиза-как сгр-гегного социзльно-ясотппеского яроиззэде-шя, йагяется осасзпой цэлав данного ксслэдсзагпа." 3 сгязд с этан загор стзгят порэд ссЗоД цздй ряд задач, сЕяогггах с озргд-злгпс-м соц;дльЕО-пгзл:-гг:к£сх:а и зтзчегют •ззглядсз "г-

!-"■:■ каупгсго шыягэхя - гссуягрстзэггсго TS.EI XI 2. Зет ZZ^Z'Zl сзягтгзтся з слсдуг^зн:

- сцздмахь гяозеетюсязэ я ссядкоздгзрзтэ еСсгсгсзу зпота СЭЛ£ДХу1СЗСЗ, прз- КСТСроЛ ГГП, TXC?.U, 5I-Z333 3 прсс-

- зоссзавозз» пазгщ» Сисгргсггз Е^у^дтаз, speise дать якзеэвп&й путь еэх^-юго зсзгг.ч к еггрэдзлдаь, гетгз р:1.-продедгззаэ сноска) ~~

7. Gl. .-Рэд^сдоз П. АбДУГ^ЗЛ И Т^ТГЖЙЛ фзгосо^пя Г/

29!Э. -ДуваяЗе, 1953; Оа ЯЭ.£!£1ССО£С!С.Э п CSStnSHO-STSPSC-каэ взгляды Диир ЗУсззга йэхгезл. - ДтгакСв, 1582; Агтрсэ Г. еааоссфвкяэ взгляда Лгхжрп Xss;ssa. -.чгяз&з, 1СБ5; Bsprexac А.З. Еоснри Хосроз а скгасод. -И., 1«<?Э; "п'тжтулоз и. Sa~ тпчеду гшьанэяоа бостозвя - фгг.Ол 1CS3 я др. •• 1.См.: ¡¿за. Mlzssal-iAilk / Bicvclepaeala of Islm. -Landen, 1335. -vol. III г' -Етгкпэ Eüfarii. A Literatur/ of Fsrsls. -Cecfcrl&M University Press., 1С54-1В5Э. - v. t-IV; Kirsnten Luc. A Hlstlry cf CsntrvU Asia, ЕШ-1Е00. - IK\: Uilvwalty of Pensulvenia Press, 1073; Ash tor E. A Jaolal end eosncolo history of the near acst In tte Ш(М1о Аээз. - Lenden:. Unlvarslty сГ Callvsmia Гггсз, 1970; Lrrbton ic.s. Ststa sid Osvemrisnt in rsdlovH Islra. - Czfcrd Uatvarsity Prc^.lEai.

- в -

боги прппадгэаа7 сиу;

- шигэдоаать соцйальшэ а политические взгляда Нета-иулуулька, определить его относэнхе к салтааату в ваэорату, плвпть ого поаэдзш» роли различных слоев об грето, к чйнозгатастЕО в киязг сЗг^ства;

- проашшикроаата способа праалзюгя, предлагаемо Ел-сг^д^уокш, особзшш предпришмзеа» ^¡услитслеы практически шри во смдаагьЕо-подятичэсгаа вопрос ал, яэлокэшши в "С^сажам", длл яоддвряатая порягигсоа оОзрстаенно-полятя-«сетй сбстаяоки е сбезство;

- оаредэсж» ее оснозэ ¡шоазшгя в "СклсатЕгщэ" Есшро-ссз об^о в отлкчнтзхьеьэ чзрти бзгдядов Нкзамудмулька с созароЕгг-а его прздаастеэвшаюа н современников;

-ор<зака£Ейро2аи> зтичгскэ азгада Ниэачгааугька, кэгорио врзкцу^зстеэшю кгпразлзЕЫ на определенна ■личпе ка-прахвтвхв ц его чхговзэтэстаа, кх практических вваяао-отаогэЕй с е^одш;

- .сародолить зад Едгаиухнуака а ебкэй история сб-срстеэнпг/-еолктзг-юс;ви - зткчееккг учений средневекового Востока к ого вазвгэ са последующий зтаа развития сбкэст-

СЭШЮ& %ЛХИЯ.

Научная повкзнз исследования. В псторюсо-фшзсофсксм слало "Сиясатнамэ" Еизакульсгды^ подвергается всестороннее анализу впервые. Новизна исследования состоит а слэдусзэм:

- показав процзсс форшфоваккя и развития Ниэамудцулька как политического деятеля, цуга достгаення ка доддвости ва-зира Седьдяуквдского двора, конкретные пути и ыетоды реализации идей мыслителя в управляемом т государстве;

- определена основные черты социальных, политических и зтачэсюк воззрений Ниэаиулмулька на основа "Скасатнааз";

- вразвадизирозша осваваш сспекш бегладов мысаггеля в облаете пректнчэской философии, определены функция институтов управления» пошгэкиз ответственности государственного чановннчгства в способы связи правителя с народом;

- рассмотрены основные подозвана содаааьао-ползпичйсгах а зтпчэскгсг ваглядоа Ензауулыуяька в "Сиясатнаш", вапраален-пнэ на укрешюшю монархического государства средневековья на почве исламской {»лития с учетом богатой традиции доисламских способов правления;

- выявлены атнчесге» взгида Низаиулюлька пря ггрзктэ-Pkctjjís шслитедом иоралышг качеств правителей, гшалиэв конкретных поступков государственных деятелей я опрэделеггл пргхзов отдельных сдоев сбг^стга.

Теоретической основой исследования язляэтся конкретный Есторгко-сопостазитехьный подход, который собяэдаэтся пря алалетэ воззрений мыслителя. При изложения проблем автор диссертация, с учетом ■ исторических условий апохи Еиземул-мулька, исходил из принципа исторического освевднкя фактов, избегая при зтса яестзтах, однозначных суждений я стшгазацяя s духа каких-либо кэ вьиэ сугрствугязд политических ш»тодек н методологий. Пря осмысления зоззреняй прошлого азтор стро-шшсз соблюдать принцип единства логического и исторического. Штодологической основой данной диссертации пвештся теоретически источники я исследовательские работы отечественных и варубеяныз учеЕых по рассматриваемой теш.

Практическая значимость диесертахш состоят в той, что ее полояения непосредственно ыожяо использовать при чтении курса лекций по исторяи общественно-политической и этической. шзлп и юриспруденции в еыссе учебных аазадениях, техкику-tsx,. средних зсолах республика. Крсмэ того, основные припца-tr.i умения Екзгцул^лька ислзо валскять в клчесгзе специального курса для отдэгэпия философии Тадап-ггеого государственного упжерситэта, ксторгтасстс а ^плолсгкческих фглугьтетсз вузов респуШка.

.'госб-сгп раДотч и публг<зигст. По гекэ'летсертадя сэ-тср сыступад с дскгаагма сз рсспубяягггкпх Евучпо-вреет-тасгез когфзрзхщетх иолодих учэгга а сггЕ&аеттоз (г. Пур-геа-ТсЗэ, 10-21 апреля ICSI г.) л "teccofcn з Тйяязсзтггэ: EpcSrarj согергзпствсггагя я сЗучззет" (г.ЛУ^-гбэ, 1-2 пггз 1633 г.), депонировал статен а e^q* pyitocnseä а ЕЕЩоптрэ Рзспубетз Тадететтза, рчтд статей csyCtearasai з рзспуСлз-кзгскзг гурзалоз я эгскояько статей г-' "-гглогг"! к пубязо-

цпи 3 них. • .

' Диссертации дают Сиза сСсугдгпа га сгсздаягз кгфэдо фгиосс&га ДГПУ га1.К.0.|йграэЕа (14 дз?с0рз 1Е34 г. я 13 гарта 1ССЗ г.), в такэ га scaessnri Стдэгл кетсряз Сашсс&я*

Института философии к права АН Республики Таджикистан (16 шрта 1SS5 г.) и рекомендовала к залягу.

СТРУКТУРА Е ссношсе СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Диссертация состоит из введении, двух глав, ззклзчэнил п списка кспользсЕакиой литературы. Во введении обоснованы Еьйор диссертационной теш, ее актуальность и степень кзу-чзнности, определена цали и задачи, научная -новизна и практ тзкзскгя значимость исследования.

Первая глава - "Социокультурное полокгкиэ зпохи Низа-иудаулька" - пссвядава анализу зксноыичэсг.сй и социокультурной кггш! в Сельдкукидскси государства XI з. В ней; в частности, рассматривается становление личности царей государства Сель гкукцдоз - ТсгралОека (103S-1C63 гг.), Алпарслаиа (1053-1072 гг.) г. Itunssixa (1072-1092 гг.), гр;: пр&глэшш fpjtopia: нреетдша, акткакгл cSsy с un о-политпчгс кал ц научнее деятельность Еизг^ул^улька как гссударстиеггасго деятеля и ислителя.

В первой парагрг^.к"Ссциа£ьго-волз;гнческиз и культурные условия", коротка освещается состояние экономической, политической и культурной кигяи Сельдяукского государства XI в. 3 частности, опгэчается, что после прихода к власти Сельдкукидов и действии талантливого Еазиря Шшамудмульга, Саз предпринят ряд мероприятий, направленных на усиление авторитета Сеяьддукидского государства и развитие его экономики. В результате проведения Низаиулыулькон административной ре$орш Сала обеспечена четкая и слаленкая работа всех чиновничьих звеньев государства. Было ' уделено много внкиагаи повызенкл сельского хозяйства, игигнаккв структуры зеилепользовакия, создаша системы "ккш" н т.д., что привело к увеличен®, производства зерна, хлопка, льняного а кунжутного пасла, ые-да, зузгетааского сахара, сэлка-сырца, хэдфоиеркъа изделий и лгкаретаенных препаратов, развивалось хивотноводство, в результате чего предметами вкспорта стали верблэды г левада.

К периоду правления Седьдяухидов относится п соаданна новнг городов феодального типа, развивается дворцовое строительство. По данным' археологов, в XI-XII вв. значительный - подъев передавали крупица, средние г невольте города нынео-

- в -

Евго йэгого Тургаиккстала: Цэрв, Данденекан, Амуль, Зеш, Серахс, Шхна, АОнвард, Нисса, Языр, Дахнстан и др. Академик Б.Г.Гафуров причину роста городов в это время видит в "развитии производительных сил, дальнейшей отделении ремесла от сельского хозяйства" и "усилении феодальной зависимости крестьянства" I.

Расширение и интенсивный рост городов способствовали развитие ремесла и торговли. Г.А.Пугаченкова, исследуя степень развития городов изучаемого периода, их характерного черту видит во "внутреннем расчленении их на кварталы или совокупность кварталов (иахалля) по определенному производственному признаку"2.

Особо«* место в городском ремесле занимало керамическое и металлическое производство. "Наряду с массовым выпуском предметов быта, орудии производства и оружия, производилось немало высокохудожественных изделий - котелков каламданов, светильников"л Авторы "Очерки искусства Средней Азии", перечисляя серил находящихся в Эрмитаже сосудов Х-Х11 веков, в том числе называет сосуд, испаренный для вазира Абу Али Ахмеда ибн Издала, относящийся к Бахху или Тохаристану XI я.

После Сгманвдов в Средней Азии господствовали различные династии: Гааиевиды - в Газнине, Караханида - в Баласагуне, Сельджукиды - в Нерве, Хорезодахиды - в Ургендде, при которых существовали литературные и научные центры. По свидетельству источников, только в литературном центре Газяина было более четырехсот придворных поэтов. X. Мирз аз аде и З.Са-фа при рассмотрении литературного центра г.Нерва перечислят такие имена, как Аскофи, Адиб Сабир Ткрмизи, Аявари, Муиззи, Лоыен и др. Это были великие поэты эпохи Сельджукидов. Подобные центры существовали и в Фируз^псе, Тебризе, Марате, Шанохе, Гандже, » Щ&тт и Грузии.

В рассматривав»^ вами эпоху воспитывалась в творила

целая плеяда историков, литераторов, ученых, которые своим

творчеством способствовали развитию евькх различных отраслей

1.Гафуров Б.Г. Таджики. - Душанбе, 1989. - Кя.2. - С.144. й.Цугвченкова Г.А. Нечетно Афганистана.- Н., 1063. -С.90.

3.См. .-ГЕфуров Б.Г. Тадашя. - Кн. 2. - С.148.

4.См.:Пугаченковз Г.А., Реыпзяь Л.И. Очеряя еснуссгзз Срзд- • пей Аэна. -И., 1982. - С.213.

знании. Культурному развитие сельджукидского периода особенно способствовали созданные Низамулмульком медресе "Низа-шя". В маленьких городах они действовали как средняя школа, а в больших - как высшее учебное'заведение. В диссертации приводятся сведения о создании, по инициативе Низамулмулька, подобия учебных заведений в Нишапуре, Багдаде, Басре, Исфа-гане и дальнейшем их распространении по всему Ближнему и Среднему Востоку. Дается оОсэя картина развития религиозных г светских наук.

В этой среде в государство Сельддукидов жил и творил известный перевдеко-таджикский политический деятель и мыслитель - Низамудмульк.

Во втором параграфе - "Жизненный путь и наследие Низамулмулька" предпринята попытка восстановить научную биография мыслителя, проследить жизненный путь и формирование его .взглядов как прославленного политического деятеля и дать характеристику его творчества.

Полное имя мыслителя - АОу Али Хасая ибн Абулхасан Али ибн Исхок ибн Аббаси Туси. Он родился 10 апреля 1018 г. в маленьком городке Родкан, в одной из провинций Туса. Отец его - Абулхасан Али был землевладельцем. При Газневидах он был назначен Хорасансккм правителем Абулфазлом Саврк нало-госбор1диком в г. Тусе. Детство Низамулмулька проходило в Ту-се и Ншапуре. По свидетельству источников, во время учебы в Нишапуре он поддерживал дружеские отношения со своими сверстниками Омаром Хайамом и Хасаном Саббахом*. Позже Низамулмульк так же, как и его отец, поступил на службу к Гаэневи-дам. Он изучил их систему правления, но из-за политической нестабильности в Газне он покинул этот город и отправился в Еалх, где поступил на службу к Селъдхуквдам в качестве дабира (секретаря) АОу Али Ахмад ибн Еадаяа-амида Балха. Приблизительно в 1050 г., переехав в Мерв, он поступил на службу к Чагрибеку Дауду. После смерти Чагрибека власть в Хорасание перешла в руки его сына Алпарслан%, хорошо гнагшего Низамулмулька и имевшего с ним дружеские отношения. В 1061 г. Ад-парелан принял его на работу в свой вазорат. После кончины царя Тограда правление всего государства Сельджуквдоз было передано Адпарсдану. в 1063 г. Низамулмульк был назначен ва-1.См :Торшш фалса^а~дар ислом. Ч.П- - С.222.

- tl -

зирем. Он остался на этом посту до самой своей смзрги. Служба Низамулмулька в качестве вазиря проходила в основном при правлении двух "великих Сельджукидов" - Алпарслана (10ВЗ-1072 гг.) и Маликшаха (1072-1092 гг.). Этот период бил характерен расцветом государства Сельджукидов.

Далее в диссертация подчеркивается об активной политической деятельности Низамулмулька. В частности приводятся сведения, что по его совету был организован целый ряд походов. После того, как им подчинились эмиру Хутагяна и Чагани-ана, Сельджукиды организовали поход в несколько стран. Так, Ибн ал-Асир свидетельствует об успешном завоевании азербайджанских земель и о дальнейшем направлении войск Сельджукидов в другие страны*.

После смерти Алпарслана Низамулмульк был единственным государственным мулем, который смог предотвратить в государстве Сельджукидов всякого рода беспорядка!, возникшие возможно, в результате борьбы за престол между стврпкми братьями Маликшаха. С помощью Низамулмулька на царский престол был выдвинут Маликшах.

Нигамулмульк воспитывал сельджукских правителей, пользовался большим авторитетом и у них, и у народа. Он фактически руководил сельджукской империей, "сельджукские правители того времени держали в руках только военную власть"^,

о

поскольку сна страдали необразованностью , "управлять всей

внутренней и внесшей политикой они фактически предоставили

2

Низамулмульку" .

К сожалению, отношение Маликшаха к Низамулмульку в годы старости последнего ухудшилось. Это, вероятно, было вызвано широкой деятельностью Ниэамулмулька, которая не могла не вызвать недовольство в среде сельджукской аристократии. К этому еще прибавилась и личная неприязнь жены Маликшаха -Турканхатун. Отношение Ниэамулмулька и Туркаяхатун к друг другу определило судьбу престола после смерти Маликшаха. В 1. ubi. I пиК-ЭЛ-мС rip. 1ЯрНл~ВД-КЗМИЛЬ. - Eoiv, 1340. - С. 119. г.Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. -И., 1960. - С.394.

З.См. :Бартольд В.В. Указ.соч. -т. I. -С.371.

1092 г. противники знаменитого ввзира добились его отставка. Однако ва атом они в® успокоились, и 14 октября того ка года по пути в Багдад, вблизи Нихованда, Низачулмульк был зверски убит.

Нкаамулаульх был но только ввдгзщимся политическим дая-телаи, ко и крупкьщ шслителем, успешно совыепдвшйы государственную работу с научной и практической деятельнсстьв. Усердно изучив культурнее наследие своих Ередоественников и общественно-политический опыт он оставил после себя цэнвоэ научное наследие.

"Сиясатнаиэ" - одно из круенше произведений Нлзааул-ыулька. Оао било вшшеано в 1091-1092 гг. по поручения Ма-дикааха, о чем говорит сам Низамулмудьк в предисловии книги. Поел, того, как Цалкгаш одобрил эту книгу, она была авторш тдатедыю отредактирована в дополнена новыдо главами. Позже кшшгргф султана Мухаммед Цатркби переписал ее, в ока била внзупэна в ¿вет при правлении ¿¿ухаммада ибн Иалкгааха. Эта книга, украиенвая прекрасными мудрыми изречениям н нравоу-чзккяш автора долгов время била "путеводителем ваэироз и султанов" ("Ярдии рахр вазиру султов буд").

3 "Сиясатнамэ" изложены общественно-политические и этические взгляда Низамулмулька. В частности, в ней отражен взгляд автора на социально-политическую основу монархического государства, представляющую собой два непоколебимых столпа "салтанат" и "вазарат".

Другое произведение Низамулмулька -"Васиятнамз" ("Завещание") было обнаружено иранским ученым М.Иинави в библиотеке Нофиэпошо г Стамбуле под номером 328*. По свидетельству исследователей, в этой книге мыслителя изложены наставления Низамулмулька в основном вазирам. По этим наставлениям можно определить некоторые политические его взгляды. Пока ми знакомы с этой книгой только заочно. По словам З.Сафа, она такие написана в конце жизни Низамулмулька.

Источники сообшдог в о наличии еиэ одного произведения мыслителя вод названием "Сафарнамз", которое, к сожаления, I-См : Сафо 3. Указ.соч. - Т.П - С.905.

до вас иэ дето . Некоторые исследователи "Кояун-уд-1'7Д*>л" ("Законы страны") Низзмулмулькз считают частью "Сиясаташэ".

Вторая глава диссертация - "Социально-политичес!::» я этические взгляды Ннэг^уя^гакз" - состоит их трех парагра-фоз.

Парий параграф - "Нязаь^дмульк о социальных слоях оО-еестза и чиновниках двора" - посвявдн рассмотрения социально-политических воззрений Низамудиудька. Начинается оа с анализа учений Платона, Аристотеля, ©зребя, ИСн Шскавейха, . Ибн Сины я др., которыз оказали алгялиэ па формирована а развитие мировоззрения мыслителя но толы» иая оСпустаешзого деятеля, но я как представителя практической философия. В частности, отмечается, что Нягамудмудья своей деятедьЕССтьо а должности вазира как иссдэдоватвль-практпк, юк автор "*Сэ-ясатвамэ" значительно сбогатия социально я полнтпчзсккэ идеи седьдяукского общества. В "Силсптнаю" определяется таете социальные слоя тогдаонего общества, как духовенство, яхтадары, войска я др.,а также еадачя и права каддого из них.

Низамудмульк как теоретически, так в практически боль-зоэ значение придавал вопросам установления справедливости а "осударстве. В осулрствление этой идеи он особую миссии воздает на казиев, относящихся к наиболее авторитетному сос-ювгао духовенства. Согласно сведениям Ибн-ад-Балхи, релятивные правила и добродетели входили в число их обязанностей? ' Он (казий - К.Б.), - пишет Низамудмульк, - судья и ученый, дрь ему вручил кровь и имущество мусульман"^. Их задачей вляется наблюдение за общественным порядком, куплей-прода-ей ведай в стране. Низамудмульк, определяя задачи казиев, редупреядает правителей, чтобы они бьшг осведомлены о делах азиев страны и не давали эту должность "невежественным" х вицепркятедышы" людям, чтобы они хорошо работали. Другое :ловие плодотворной деятельности казиев заклэчзятся в том, гобы эту работу (работу казиев) поручать дядяы высокопочи-шмыы, чтобы они были не великодушны к нарушителям, а беэ-игостны я чтобы все их боялись и в делах торжествовала

41.: ЯСя-ал-Валхй. ворснсжа. - Дунаибв, 1969. -С, 113. яясатвамэ. - С.7в.

справедливость

Низамулыульк считал совет ученых и духовенства важны для правителей при решении государственных проблей, как (.лльсих , так и малых.

Ниааыулмульк вначительное место в своей деятельности и •з своем произведении уделял военным вопросам. В "Сиясатнамэ" относительно войска говорится, что его необходимо создать из различных народностей, если войско состоит только из одного народа, то потенциал его боевой мощи будит низким, а если укомплектовать из представителей разных племен, то каждое племя будет стремиться показать свой авторитет, и вследствии этого боевой потенциал войска будет гораздо вывеЗ

Другим из авторитетных сословий эпохи мыслителя, на которое указывает и уделяет особое внимание Низамулмульк, являются иктадары. Низамулмульк, уделяя большое внимание этим земледельческим слоям, останавливается на их правах и их отношении к крестьянам. Иктадары имели право собирать ренту в свою пользу. На практике они старались расширить свои права и допускали эксплуатацию народа . Низамулмульк, выступая против таких иктадаров, отмечает* -что.: "Ыукта, у которых ик-та, пусть знают, что по отношению к народу им не приказано ничего,кроме как собирать добрым образом законную подать,что им поручено, когда, они ее собирают, пусть у народа будут безопасны тело, имущество, яены и дети, пусть будут безопасны их вещи и владения, пусть не будет никакого пути мукта к ним"4.

Он отмечает, что в случае усиления эксплуатации иктада-рами народ может жаловаться дивану, и никому не дано права препятствовать ему. Иктадару, не подчинившемуся закону, можно укоротить руки, освободить его от должности и наказать так, чтобы это бьига примером для других. "Им (иктадарам -К.В.), -подчеркивает Низамулмульк, - следует знать, что царство и народ принадлежит султану''^.

Для более подробного объяснения подобных взглядов мыслитель приводит в "Сиясатнамэ" примечательные сшеты, с по-

1.Сиясатнамэ. С.47.

2.Там же. - С.107.

3.См.:Га$уров Б. Г. Указ работа. - С. 138.

4.Сиясатнамэ.-С.34.

5. Там хе.

моофп которых он учит имущие слои современного ему общества поступать справедливо, пропагандирует идеи справедливого государя и при этом подтверждает свои мысли высказываниями своих предиественнихов.

Эпоху Ануширвана, как справедливую, идеализированную в истории социальной мысли,Низамулмульк считает образцом общества, в котором народ будет лить благополучно. Поэтому внимание Ниэамулмулька больше всего сосредоточено на работе, дедовых качествах, задачах и нравах чиновников как при дворах, так и в городах и провинциях, ибо они проводили политику государя в средневековом обществе. По ним определялись состояние и деятельность центрального и местного феодального аппарата: шихнэев, сохибхабаров, лазутчиков, надимов и приближенных, муфридов, стражей, часовых и привратников, эмир-и-харасов, ликторов и др. В своем произведении Низамулмульк перечисляет их деловые качества, определяет задачу каждого из них, призывает их к верности шаху и к справедливости по отнопению к народу. Поскольку на чиновников занимающихся государственными делами лежит большая ответственность, мыслитель советует проводить тщательную проверку будущего чиновника, прежде чем допустить его к работе. Проверяемый должен обладать следующими качествами: работоспособностью, честностью, народолюбием, бескорыстием и т.д. Это же утверждали и предшественники Ниэамулмулька. Но они все яе болые занимались теоретическими обобщениями социально-политических процессов, а ваэир Нигамулмульк, исходя из жизненной практики, обращает внимание на выполнение чиновниками своих непосредственных обязанностей и осуществление контроля над ними для поддержания нормальной социально-политической обстановки.

Низамулмульк считает, что весь состав чиновничьего аппарата должен обеспечиваться достаточной зарплатой и, при необходимости, в качестве материальной помощи служащим должны выдавать товары из хранилищ, чтобы исключить возможность всякого вероломства и взяточничества. "Пусть, - пишет Низамулмульк, - то, что им следует за труды, выдают из бейт ал-мала, чтобы они не чувствовали необходимости в вероломс-

тве в взяточничестве. Поль га, которая произойдет от га верности, в десять,в сто рае больше,чаи эти расходы на зарплату"?

Далее в диссертации анализируются продлоаеннда вааирои л, тк пресечения эксплуатации и насилия, предотврашэния алых уклглов, правильный выбор вадимов и других придворных слука-"-^х, приводится характеристика и определяется компетенция представителей шахской власти на местах.

Во втором параграфе - "Воззрении Низацулмулька о государстве, управлении и политике" - исследуются взгляды мыслителя относительно государства, управления >ш и политическая культура. Данная проблема привлекала внимание мыслителей с древнейших времен, она актуальна и на сегодняшний день. Предшественники Ниввмулыулька подходили к ревении зтой проблемы с разных позиций. £ древяей Греции Платов и Аристотель, занимаясь зтой проблемой, не только сочиняли книги ей посвященные, во например Аристотель, как учитель Александра Македонского, обучал его навыкам управления государством. Деятели философии и науки Востока тоже занимались атими вопросами, уделяя им достаточно много внимании.

Мыслители Востока ори классификации наук практическую философию делили на домоводство, ' втиКУ и политику, а способ правления рассматривали как объект практической философии. Например Фарабк, уделяя особое внимание зтой проблеме, > своей книге "Жители добродетельного города" определяет - различные типы государства. Ниэамулмульк творчески развил вопросы управления государством, которое не мыслимо бев государственного аппарата. Так как Виаамулмульк занимался преимущественно практическими вопросами управления государством, то он ев увлекался дефишп®»й понятий государство, политика, аппарат и т.д. Однако, на хода его рассуждений можно понять его тачку зрения. Со его меэюиз государство - ато аппарат, управлшдай обществом, который имеет два основных столпа -салтават в вваорат, которые охватывают больииэ группы чиновников, во глав« которых стоит султан. Основная задача государства, по Пкзаыулмульку, управление обществом внутри страны, б так»© вззиаоотнасэкЕа с соседними странами.

Политика, в вониювии мыслителя, выступает как средство управления государством. бак политика, тек и государство в 1.Сгпз«твзцз. - С.64.

- -

потеши тэсно связала с рэлягпэЗ» a nrssa-

вв и религия едппн. Еигэмудыулыс а спорах а трактопгез этих вопросов, придерживаясь принцкпоз тхгглхюА фзр1<ы провескка, орягызаэт правителей ft кскрэягэй пэрэ, благодаря которой ¡якша будет разгадать те&ниэ вопросы, увэлоттгь своз cosjra-■гзскутз сялу. По resy празнтэдз долязв в гссудз^стау я рздп-rrui относиться одкпгиово. "Ншсучкоо, что г,сет? ссгсрзгта гссударъ, это - хргпята паязшуа сэру, тпк игл гссударсгго, алгста государя з вера всдсЗга дзум брзгья?.;; гс.ткД раз, кг* з гссудзрстхэ происходят сууш, прс-зхсягт тай гэ п ворча горы, появдтэтся орэтаа, сиутыпш, а :?огда тэртнт угзР*3 дз-ю -ери, то колоОдзтся а государство, сыутаязн п^бпрао? сгг-т/, 7 государей терпится гзтсрэтат, ccixsorcn ор-зсь, о:;;-гупгтсз пр.тсОрэтглт сгы/**.

3 гвтсряз ссагллпо-пскпгчмзхЛ {к&пг госЗзгэ ши :зДтп ссч^'дцкэ, которсэ изгзет Сыто Su nccsicpno провгзиэ гргало кия и po"i гссудсрстзошгого ышгрзт» я отрсгадо fei сэ гак, гая стр^г.зпа czz п "Сг.гггс.чтпсггз" ПКэгкугмуя>яа. Осгсзггл роул гапз-а - упраалэянэ ггггси госудсреггзвЕНУ Епззргтш, от-зсг:г-ш!э садкгахоз к згглгрг-ч н с-.птрг:'!, отястптгэ последних к зодданяыи и эмзгга прел зарода. Это полоизкко вялите да :яс-гедоватедн определили как кояцепцго Нигеыудиудька о "салта-ште" а "вазератз".

aioä ззкязчазтея в той, что страной дол-

103 управлять cat. Только он имеет полноту власти, дает народу силу и вола для проявления за потонцяаяышх способностей! Вся система управления подвластна атому зэрхозному пра-зителэ и все песут ответственность перед из

Ниэанулмульк в своой.книге опяраатса па драпню традэ-C3J иранских нэродоз относительно правления страной. Ол от-5гэт предпочтение сгарсиранскш трэдвдкш правгвния пзд сос-Еэдупдан форигмн государственного управления, хотя сб атш зз открнто пэ заявлзет. Сб этеа свидетельствует то, что о •COTcaTESsj" са на слова пэ говорят о хавйфз а халгфзта, что тэ имело ьгосто при нслаагсксм празленш п полнтичэскеэ осно-1.Сиисатнамэ. - С.62.

2.06 этом подробно ca.: Торахя фаясафа дар подоге-Я-П.-

ш которьс Сгага обоснована в произведении его соврвиэннишз - "4хком-ул-еултошши Иоаарди я ТЕес-ул-имам" Дцува&щ.

Ннвауулмульк, как политический деятель, считает васвей ^орглой государственности цз нтралиг сланное фоодальвсе госу-Лфство. В шм верховный правитель, согласно мыслителя, при-• ходит к пласта во вола Всэвшнэго, во по Нязамулмульку, от лвяяих качеств ввднааха зависит способ их правления: **Все-шттй г каядуп апоху небкрает одного из ладей, прославляет к яфвдшэт его достоинствами государя. Оа связывает с ним Олаго вселенной в спокойствие рабов; от пего кэ сависпт разруха, смуты, ьятвет**!-. •

Наэацулыудьк, полеостьп признавая перечкданаш еараЗи качества правителей (фкзичосков совершенство, хороауп па-тъ, проницательный и прозорливый ум, любовь к обучошэ к пог. анко, к справедливости и правде и т.д.), подробно аяаля-внрует иг в "Сиясагнаш" и считает их не божгственками гаг чзствакн.а высшей Сохвственыш! 1x1лостяка: и, поагсцу падква-га он ео считает проявлением божества, ш ато имеет место с Цаслжгель подчеркивает: если ездках не обладает такидз качествам, то в стране шгут преобладать насилие, прит©снашз, гоиэгззз и яр. "Царство,' - ппгог оа, - дергался прз шеэрш и из дерзагтеа ара прстесиатш и наскЕШ*'2.

Ео только иразнхола, ко п его газдры к «сшовнши долша оОяадс» хороши дохагш: гсчэстсйия, «гсба Сало .'.государство Сюгсайлучзо, и народ довольны, спокойны, аа-йхаочш, а сел государь - со спокойам сердцам"3. Автор "Са-йсатеаэ" роако кряго^зт еэсправа гупш^х, коротких, упрмге чкаозшзюз, а сравитэлку советует постоянно быть в курсе ех дал.

БагрггЕаза вопрос о пргзах грзздан, шедигель лодчерки-' Бйэт, что пршаси государя долкпа выполняться ссеьс: без кск-хзгеэща, & & случсл пспальсозашх кг чзшовшпггл: в корыстных ирлях, псслэдах необходимо сыазызать.

Вг&з&гцухьк, вазнр, сснозизаась па ссбстЕэныл:

. ей&кадввзот цродаагшт правителя в "Скясатпаш" дхейды в ш-

дглв слувиа народ сзпосродственно, кЗэ сахкз-хабгри (ва-

ТГСЕясатсгиа. - сТТГ. г.Теи же, - с.14. З.Теа ее. - С.25.

чэльвкга известий) и слуги дгаава из-за своих корыстных цт-лей tioryr передата все в искаженной форкэ. üüелитадь отхрото поступает trporaa тех должностных дпц, которкэ сидя вэ даор-ц2х, рэпадн етзкекно еэлинэ прсблекы парода, толком еэ экая гаг. Реальная яязш» народа представала в ах вооОргагаггга в ес-каяэнном ъ'лдэ. В "Скясатя'аеэ" пригодятся ргсскагы.котсркэ ез-глядно демонетрирупт эту isáci» автора.

По Низгзмул!^угы^г, гззкр дадаэя соблюдать зесшпко сс-яознкх принципов управления: see указания вазяря должны С:пъ папраалэпы га укрепление государства; оя обязал й.клугп2:-.га л регата eco вопроси, с котерьын сбрпгготся народ; дхя поэ-ш дела сз ножзт строго наказать сястп придворных подчинила; оа долкэа умело рэспоранаться дкзаиг-жл я эмяргаа, t рл этсу нэсбходкчо быта с послодвпил пз ргестскпгат; шзяр доз-тза" с терпокион относиться ко г.етгсгм сгтог;пс:ошз.".'. пшттп-с идем я стргт.

Еаэкр, по vnsrcn тг-стидл, додгза прнншата рзсэигл, обстоятельно разебрагпжь а с:п"> и с учетом гатэрэссз грудоаого яодз. Это утзергяок^э мыслителя актуально и сегод-хя. С этой тсчга эрэнта жеггл алеизятм шяеппего правления, зссбенло идеи о социальной справедливости, совладении зако-108, единстве нации п народа и т.д. берут свое начало в учетах иыелителей презлых векоз. Примечательными в атом огно-?экки являются слова Низзиудмулька о той, что если совеаанпя ¡вора происходят часто я приказы заподпявт целые книги, а на ¡рактихе изменений нет, то законы эти и приказы не нудны, и ¡арод будет воэмутзэн подобной политикой. Рассматривая соот-ювение экономики я политика, он отдает огромный приоритет в йщественной кгани страны именно эконошкэ. При этой оя ела-ЗЕзирует и пеюэторш вопросы прагозого характера. Это под-юбпо а с прякераия показало а дкссертацка..

Третий параграф вззывгзтея "Эгаческнэ взгляды Екваиул-вгдька". Этические взгляда у иысяитвгей таджикского парода ¡аэвт дрввахэ история. Зтахз а история философской наела адаккского народа вашаеэ? гелотэвеэ место и берат сгон веска вэ эороастрийскяг учений о человека. Исхода из этого,в травах Бдюшего и Среднего Востока по кэрэ развития пракга-аской фшзеофяа формировались а нрааственнда категории.

- S3 -

L'.Pa^ssSta, resepa о шпжтаг&ЕШ iaef-э srsa а газр-C3CXS3 ГОРСЗДСКО-ТЕдаггейЗХ UtTSîïSXOà, {««3433®, 420 сэг ЕЗ ' OfiSCTO бОДЗЭ С£Ц ЬЙЕЗС КрУШСйГО i222¿Síeia Б CSïOpZS Z3-

тарггура 2 сй^гсгкзппйЗ lsli Сродявй /XSJ с Jgposa,

г.тгораЗ ба в схос-ц теор^стаэ еэ я^зл escraïwasoro гг;:гд-

ККЗ EOSPOS£Í3 &ï!y LZSZè S icoxra SP/TZ3

SKT-iiESCJS Е£Г£2Д03 IKpCESClîD-ïaBGjKïiSî >*-'>:'-

E cica essscsssa "СежаяЕйЗ", киачао, к щю-

ксзжзяЕза сктаскЬго ж©аггвра. Цраэда еэюр pcsesÄttpssore

S Z2Û ЕЭ £55рЭГ;ЖС5г»_ЕСЗ?ООЫ ВХПКа П Е2 ОТКЧССКаЭ UiSOrO-рхз, & арсзгзйекЕЭ согрогы цраЕсгвэЕгоста, ккаоаиля и::: :.Г.02за) fcœb bszsrüxsss сршжшй -(5эода£ьаого cfcscjrco ЕЭ ЕССЙ rjf«:-;^" упрсегапзя. -

lo rssy умз csooä стокскоЗ ывдзяцзз Еггедгсфхк: cïûshï lkçoc о erpcisasssocro. Поскольку сараггдлзаог» ьз-гсдат ог сг-oro Bora, шгзг 02, го еяраЕС'ДХн^ш n¿2 ccto-iii ез to mos cjmoœara, еЗо, e о;^гЛ сз сзг-

ог* стдзтстаэтмать ca бгачзпадучаэ a егрсаэ, u с «ругоЗ -с- os-ascrrcsraa взрад Богш сэ тагы» сз егоз дззюз, еэ s ca sssz rcsKWaswcsii «¿zccasaa. Шг-s-

IfZ&Zila CB££¿3SSa;S3«» £SSS3SC3 CS223SÜ ES¡>-

i^sucsro CJC^v^HKÖLU rogswsMra, rzazrra íisrapca to-

даюе SJ>SS22OES^Ï кааказ u взазаагаасаэ íc^asca, czsûjvîsc^s сдоздг, кз:: врсгвгоет "еггггг^га", сз^зддог к cspa^isi^s "eisepsss", г.о. ci úsEOS о о rsa гсззд sav.-:- fcra уерхгугаз «сажаа-гз*. Хггораг, ra «гго яссэхсз пдса гоез&зсяяжз* сиарьаоа, jçtax^ssssî (ьзкфя) которого елггжзг esa eya-.tss, и CÍCJS c:s3t сзсэхехиагзгь Езрод к-u ca уггг^ахз

L50Ü cvpa^cä.

Пгя &îei yr.*^ s szeespxc^ i^ros^ па-

teca oscssessásss азц sss^asa - rccs?j;sw«20Cbs iwcic;-;^ Ер^лзгс-г - ог emssto сгорал дз cz^zro cpci^îciï - i: дсЗрш сЗо npiic-srssrszTb, s^ï сз гега?, csssosrca e; 6a Essassa tasœo-

J^aü n çaszsscsaa ф^озеф:^!

ТЪл. Радазвоз îs. Айдургзкаа XI юга. - C.23D.,

ческой духовности. Характеризуя добрыэ нравы и лучимо человечески качества, он подчеркивает, что " когда нау-пяся применения этих качеств к устройству всех дел, яэ луташ будут никакнэ созетнюот для дед государства"*.

Наряду со многими вояросш.да этического характера я исторический экскурсом по згой проОлекэ а диссертация сссбсэ зняшяхо уделяется такой этической кзтегоркп, как велккоду-зне, ибо именно оно, с точки арояяя илсдлтеля, в конечном :чотэ приводет человека к счастья а потусторонней и посгсто-зоннэм шрзх. нкзаму.гцугьк по зго;^ псссду писэт: Еэлнкодувяв лучгз есэг дол, Еэликсдувнэ - кз сбичзя пророка, Два игра, шсс.'сганпо, будут сз Еэлшоятаьа!, Вудь еэлякодегзэм, я два inspa - TSCtl^.

йклэтэ» прстотспсстезляа "шргзгэ" катэгорая езд->ость-скупссть, оадккодугаз-яадзоеть, з частности, овтаэт, то от пеликодугяя, ппллгг^гссл качеством совершенного куя-дны, проистекает вддроста, преданность а другиэ поювятвга-ш качества, а от скупого чзгозека, крсмэ зал itera, боль® очего оявдать. Вялитель, придания эти категории в сфэро разления, анализкруо? все вытеказсадо отсюда нравствэнвыэ ачества правителей, пз вазиров и других чиновников феодадь-ого общества. Нязамулмульк призывает правителей к хорошее эаеденяэ. "Когда, - гостет мыслитель, - ыолитвы народа - во esto государя, тогда государство крепнет, увеличивается его тага, тему царо благоприятствует счастье а судьба, он пра-5ретает в сем мире доброе гая, а в том - спасение" В этих :оааз каслителя страяэва идеальная политика правителей в гаоз&вии к народу.

Низамулмудък требует зеропэго отнегашга не только от »авнтелэй н чиновников, но а от каддого человека. В подт->ридента этого в дкссэртащш проанализированы рассказы, 1И2едоннш а "Сйасатнаиз", тракгуад» о заботах правителей о рода.

Шсдитэль т только правите лай н чиновников, во и всех '¿вясатнамэ. - ü.i37. Там аа. - С.13?. Гам *э. - С.14.

людей призывает к нравственности в дедах и помыслах, часто предупреждая, поспешить с этим дедом, так как время быстротечно, а положение изменчиво. Поэтому - то,что сегодня можно легко сделать завтра, возможно, не удастся даже с трудом: "Зегодня мы кожей делать добро, - говорил он, - а завтра .лрвдет такой день, что вахотим кому-нибудь сделать добро, не сможем из-за бессилия"*.

Ученый, продолжая свои назидания и советы, всем государственным чиновникам подчеркивает, что в своих деяниях спи не допускали торопливости. Дело, которое исполнено торопливо, приведет к раскаянии. От тени Бузарчмихра - мудрого ва-виря Ануширвана Сасанидскаго, он говорит, что причина торопливости в легкомысленности. Легкомысленный человек от итога своих дед бывает постоянно в смущении, недовольстве, печали, кается и просит прои;ения: "Бугарчмихр говорит: - Поспешность от легкомысленности; всякий, кто торопится и не обладает спокойствием, будет постоянно смущенным и печальным, ибо та поспешность губит благополучие. Кто торопится, всегда сам себе кается, просит прощения, терпит муку"Я

Обращение Низамулмудька кар; вазира к вазирю древнего времени не случайно: Буэарчмихр, вероятно, выражает его ме чты быть его подобием. Ссылаясь на это, мыслитель считает, что он наверняка, достиг его уровня. Мыслитель также учит правителей не допускать придворных, особенно своих жен, к тому, чтобы они давали приказы, чтобы не превратиться в их руках в игрушку. По этому поводу в диссертации приводится множество пр;э-!зров, в которых жены своим коварством и влиянием на правителей и чиновников привели страны на грань катастрофы.

В Заключения диссертации обобщены основные теорэтичес-' кие выводы . о сувдассти социадьно-полкигчееких и этичеекг/. , взглядов Низамудмулька и их практическое значение. Такие отмечено, что в рамках одной диссертации невозможно подвергнуть анализу все проблемы, которые затронуты в "Сиясатиамэ" Низамудмулька._

1.Сиясатнамэ. - С. 139.

2.Там же. - С.142.

- 23 -

Основное содержание а выводы диссертации получила отражение в следухщих публикациях:

1. Некоторые взгляды Низ аму люлька об управлении обществом и их применение в практической философии. - Рукопись депонирована в НГОЩентрэ Республики Таджикистан а 1694 г. п жлячена в "Указатель депонированных рукописей" Ь':2 за 1С94 \ за М: 93(975)-Та 94 (на тэдд. я русс:с. п-'-Глх).

2. Экономический, политический и социокультурный алзлэ-»н эпохи Ниэачулмулькз. - Рукопись депонирована п ЕШЦептрэ •еспубликя Тадкикистач а 1994 г. и гкгзчекз а "Указатель дегазированных рукописей" М:2 за 1994 Г. эз Н:94(97б)-Та 94 [на тздя. н русск. нзнетх).

3. Злэпешай путь Еигсмугуулъкз. - Рутотасъ депояироза-¡а в НШЦентре Республики Тадтосжтая а 1534 г. я Егютона з Указатель депсттрозапнмх рукописей*" М:2 за 1624 г. за !:95(977)-Та 94 {на таяя. и русск.яз1лсззс).

4. Наследие Низсмулг^улька. Рукопись дзпопярозаяа а ЕПЯ-|еитрэ Республики Тадяпгспстая з 1995 г, и вклпчекз в "Укагз-ель депонированных рукошгсеЛ" И:2 га 1995 г. зз Я:4(б81)-Та 5 (на тадд, а русс«, языках).

6. Низоиулмулк // Ялу ва з^аЭг (Нзуга к ¡ягепь). - 1993. :4-7 (находится в печати, на тада.язнкэ).

0. Несколько слов об эяпеских воззрениях Низамулмулькз / Известия АН Республики Таджикистан. Серия: философия ц равоведение. - 1993. - М:1. - С. 22-33. (па тадя. яз.).

7. Роль медресе "Шигуяя" в развитии оба^зстпеяпо-пали-ической кнели эпоха Сельдяукидов. //Сборник тезисов докяа-ов Республиканской научно- практической конференция, посменной Б-деткю суверенитета Республика Таджикистан. Дупаибэ, ЗЭ8 Г., С. 23-39.