автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.06
диссертация на тему:
Социально-политические позиции религиозных организаций на Украине в условиях демократизации общества

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Чемоданов, Владимир Васильевич
  • Ученая cтепень: кандидата философ. наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.06
Автореферат по философии на тему 'Социально-политические позиции религиозных организаций на Украине в условиях демократизации общества'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социально-политические позиции религиозных организаций на Украине в условиях демократизации общества"

♦ ••> V -да-.- -.*/*,-. - ,'*

ЧЕМОДАНОВ Владимир Васюплши

Автореферат

Защита сосгт&я 4$ декабря 1Щ n в аде. на заседании сптщптюоцрщдго cogST» Д^-Щ.04.О4 ака-щщт управления m щ>швов, Москва, пр. Вертярняго,

Сдирсертадией мождо рздакрмвться в библиотеке Россий-

I. ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность гаг-гл исслодованэд. Глубоклз демокраигсесгагэ преобразования з обцзства, происшедшие в последнио года, качественно изменили характер го судар ст венпс-церко вин:: стносс-ний. Резко возросла сСс,эстЕ2тго-пслнтическая активность религиозных организаций, повысилась их роль в общественной жизни. Растет авторитет религиозных организаций в обществе. Значительная часть религиозных организаций играет все более заметную роль в решении социальных, нравственных и других актуальных проблем. Особенно заметно эти процессы проявляются на Украине, где под влиянием религии находятся 15-20 миллионов человек"'" (около трети населения республики).

Религиозные организации расширяют свое влияние б различных сферах жизни республики, пользуясь возможностями, которые открылись благодаря принципиально новой государственно-церковной политике, и стремясь заполнить идеологическое пространство, бывиое ранее монополией Коммунистической партии.

При отсутствии реальных механизмов обеспечения свободы совести возрастающая общественно-политическая активность религиозных организаций вызывает нарастание клерикальных тенденций, которые зримо проявляются в попытках освободиться от какого-либо государственного контроля за деятельностью церкви, в наступлении на свободомыслие и атеизм, стремлении расширить сферу своего влияния за счет других церквей.

Ожесточенная конкурентная борьба, ведущаяся различными религиозными организациями (например, между последователями греко-католической и православной церквей), угрожает. расколом украинской нации и межнациональными раздорами на религиозной почве.

Требуют детального анализа также позиции различных политических партий и сбщаствзнно-политических движений по религиозному вопросу. Родь ст этого в немалой степени зависит направлен-

I. См.: Ониценко A.C. В религиозном "треугольнике" и рядом // 'Ълитика и время. - 1991. - й 8. - С.57.

ность социально-политических ориентация религиозных организаций, а в конечном итоге степень и характер их влияния на положение дел в обществе.

Сказанное относится к изучению особенностей функционирования всех конфессий на территории республики. Однако наибольший интерес представляет рассмотрение этих проблем в отношении тех церквей, которые в силу значительного числа своих последователей способны существенно воздействовать на социальные и политические процессы. К ним относится Украинская православная, Украинская греко-католическая, Украинская автокефальная православная церкви, протестантские конфессии.

Актуальность исследования проблемы диктуется практической необходимостью осмысления новых тенденций в религиозной ситуации на Украине в интересах стабилизации политической обстановки в республике на пути к формированию подлинно демократического, правового государства.

Степень разработанности проблемы. Проблема определения социально-политических позиций религиозных организаций в условиях демократизации общества - одна из слабо разработанных в религиоведении. Это связано с новыми условиями, в которых ныне оказалась церковь, и неразвитостью в прошлом общественно значимой деятельности религиозных организаций.

Однако нельзя сказать, что проблемы социально-политически: позиций религиозных организаций как до, так и после Октябрьско{ революции 1917 года не привлекали внимание исследователей. В нашей стране, в том числе и на Украине, проделана большая работа по изучению социально-политических позиций различных религиозных конфессий: православия, католицизма, протестантизма, ислама и др.

Советскими исследователями проблем религии заложены основы разработки таких вопросов как интеграция религиозных организаций в общественную систему, их взаимодействие с государством, анализ социальных функций церкви, ее роли в политической, социальной и духовной сферах жизни общества, модернизации ее идеологии, социально-политических позиций и др.

Социально-политические ориентации религиозных организаций, их эволюция в советском обществе, роль церкви в политической, социальной и культурной жизни проанализированы в работах В.И.Гараджи, Н.С.Гордиенко, В.А.Зоца, А.Н.Ипатова, В.В. Клочкова, Н.П.Красникова, П.П.Курочкина, М.П.Мчедлова, Д.Е.Мануйловой, Л.Н.Митрохина, М.П.Новикова, А.С.Онищенко, В.К.Тан-чера, Э.Г.Филимонова, И.Н.Яблокова. Новые тенденции в жизни религиозных организаций, потребовавшие переосмысления традиционных представлений, обобщения новых исторических и социологических данных исследуются в работах В.Д.Бондаренко, О.П. Зуева, А.И.Клибанова, Л.Н.Митрохина, М.И.Одинцова, А.С.Онищеи-ко и др. Анализ эволюции социально-политических позиций наиболее крупных (из числа действующих на Украине религиозных организаций) дан в работах украинских ученых В.Д.Бондаренко, В.Е.Лешана, И.И.Миговича, А.С.Онюценко, П.Л.Яроцкого

В то же время следует признать, что изучение места и роли религиозных организаций и их социально-политических позиций в демократизирующемся обществе только начинается. Нуждаются в научном анализе такие проблемы: влияние демократизации советского общества на идеологию, деятельность и структурные процессы в религиозных организациях; место религиозных организаций в демократическом обществе, социальная деятельность и общественная активность религиозных организаций в условиях демократии; социальные программы современных религиозно-политических движений в нашей стране, духовенство и верующие в общественно-политических движениях, отношение к религии и церкви различных партий и общественных движений и др.

Все это и определило выбор диссертантом темы исследования,

Цель и задачи исследования. Цель работы - анализ со-и"Г-. гно-полктическ:?х позиций религиозных организаций на Укра-г!ня «ля определения их места и роли в современном обществе в Т!»г«-ц ?го демократизации, а также изучение возможных послед-т?;» этой деятельности. Диссертант ставит перед собой следующие», задачи:

I. цдречень райе"!1 ган в прилагаемом к диссертации списке испол»

- изучение истоков современных социально-политических позиций религиозных организаций;

- анализ факторов, определяющих позиции церкви в нынешний переходный период жизни страны;

- выяснение основных направлений социально-политической активности религиозных организаций в новых условиях;

- определение места и роли религиозного вопроса в программных установках и деятельности общественно-политических движений и партий на Украине.

Научная новизна исследования состоит в выявлении специфики формирования социально-политических позиций действующих на Украине религиозных организаций в различные периоды новейшей истории и прежде всего в условиях демократизации общества, нормализации государственно-церковных отношений, развития плюрализма, многопартийности.

Специфику эволюции социально-политических позиций религиозных организаций в контексте развития украинского общества раскрывает ряд положений, отличающихся научной новизной:

- социально-политические позиции религиозных организаций в условиях заровдения, становления и функционирования командно административной системы определялись внешними по отношению

к церкви факторами и легализировались в строго определенных этой системой сферах жизнедеятельности общества;

- в условиях ограниченной свободы действий религиозные организации находили меру своей социально-политической активности, исходя из исторического опыта поиска взаимопонимания со светской властью, способности оперативного переосмысления роли и места церкви в новых социально-политических условиях, возможностей переориентации в деятельности различных звеньев церковной структуры и т.д.;

- максимально ограниченная социально-политическая активность религиозных организаций использовалась существовавшей системой власти, главным образом, в экстремальных для общества ситуациях, а также в качестве вспомогательного средства сохранения общественно-политической системы, для ее презентации на международной арене. Ограничение социально-полит ическо-:

активности некоторых религиозных организаций на Украине, неугодных для командно-административной системы, заканчивалось насильственным прекращением их деятельности;

- деформации в сфере государственно-церковных сгноезкт-'Л , сужение общественной активности одних религиозных организаций и насильственная ликввдация других, как правило, имеших ярко выраженную национальную направленность, породили в рзли-гиозно-церковной среде на Украине негативистское откоиэние

к существо вашему в стране общественно-политическому устройству, привели к столкновению между различными церквами и предопределили условия для их консолидации с противостоящими друг другу политическими силами;

- нормализация государственно-церковных отношений на Украине, развитие общественно-политической активности религиозных организаций совпали с процессами национального возрождения и чрезвычайной политизации общества. Это привело к значительной вовлеченности массы верующих в политический процесс,чтс представляет угрозу потери для церкви своей целостности.Чрезмвр ная политизация религии породила Енутри самих церквей тенденции к ограничению участия различных категорий ее членов в обществен но-политической деятельности;

- становление новых политических сил на Украине сопровождалось выработкой их политики в отношении религии, поиском потенциальных союзников среди религиозных организаций. С одной стороны, новые политические движения своими действиями способствовали решению старых назревших проблем, связанных с ре-лкг:„.й. С яругой - борьба за симпатии верующих породила оггэ-тгпчс"?:1в права на свободу выбора религии, вмешательство во внутренние дела церквей, развитие клерикальных тенденций в обществе , наступление на свободомыслие и атеизм, способствовала обострению политического противостояния, межнациональных отношений.

Методологической основой исследования стали идеи научного религиоведения, касеыциеся проблем взаимоотношения религии и политики, принципов функционирования и критериев определения социальной роли религиоэньт организаций

вообще (православной, католической, протестантской, в частности) в различные исторические периоды, а также деятельности церкви в условиях демократизации общества.

Источником необходимого фактического материала стали работы отечественных светских и церковных авторов, анализ периодической печати религиозных организаций, различных политических партий и движений, действующих на Украине, документы государственных архивов, советских органов, осуществляющих контроль за реализацией государственно-церковной политики. В диссертации автор использовал материалы социологических исследований, проведенных Институтом социологии АН СССР на Украине в 1990 году.

Теоретическое и практическое значение диссертации состоит прежде всего в том, что в ней предпринята попытка в ряде моментов не традиционно осмыслить общесоциологические и исторические аспекты функционирования и эволюции религиозных организаций, действующих в настоящее время на Украине. В дальнейшей исследовательской работе может быть использован принцип комплексного анализа деятельности религиозных организаций, исходя из факторов, определяющих их социально-политические ориентации. Ряд выдвинутых в работе положений: о функциях церковного института в условиях демократизации общества, об основах егс взаимодействия с другими элементами общественной системы (в частности, с общественно-политическими формированиями)^ принципах периодизации процесса развития государственно-церковных отношений и др. , могут быть использованы в практике государственных и общественных организаций при определении форм и методов взаимодействия с религиозными организациями в интересах общества.

Апробация работы осуществлена в трех научных и одной научно-популярной публикации. Положения и выводы исследования использовались автором в выступлениях на международном симпозиуме в г.Киеве 20 декабря 1989 г., Всесоюзной конференции в г.Москве 23 апреля 1991 г., методологическом семинаре в Институте философии АН СССР 18 октября 1991 г.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка литературы по исследуемой проблематике.

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы, анализируется состояние разработанности рассматриваемой проблемы в научной литературе, определяются цели и задачи исследования, обобщаются основные выводы и положения, составляющие научную новизну диссертации, показаны методологические основы и источники исследования, раскрывается его теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - "Государственно-церковные отношения в советском обществе и их влияние на формирование социально-политических позиций религиозных организаций" - анализируются истоки современных позиций церквей на Украине в политической и социальной сфере, выясняются причины, лежащие в основе нынешнего межцерковного конфликта на территории республики.

По мнению автора, после Октябрьской революции 1917 года одним из факторов, оказавших существенное влияние на формирование государственно-церковной политики, было стремление политически нейтрализовать влияние в обществе государственной церкви - главной идеологической структуры старой государственной машины. Не случайно в самые сжатые сроки были подготовлены и приняты необходимые для этого правовые акты. На Украине эта работа была проделана в течение двух месяцев после окончательного утверждения советской власти. Если в ходе революции и гражданской войны произошел слом всех структур старой государственной системы, то с ее идеологическим ведомством - православной церковью, в силу ее специфического положения в обществе, противостояние затянулось на многие годы. Достижение поставленной цели потребовало значительных практических усилий и теоретического ИХ обоснования.

Стремление не допустить идеологического влияния в обществе руководства Русской православной церкви (РПЦ), стоящего на контрреволюционных позициях, вылилось в попытки преодоления ре-

лигии как формы мировоззрения. Против старой государственной религиозной структуры были задействованы административные и идеологические ведомства.

Политическая и идеологическая борьба Коммунистической партии и Советского государства, направленные на то, чтобы лишить церковь ее экономического и политического влияния, мешала строить государственно-церковную политику в отношении религии с учетом новых общественно-политических ориентации, которые проявлялись в церковной среде. Попытки верующих шести свой вклад в решение стоящих перед обществом проблем через религиозные общины встречали со стороны органов власти настороженное отношение и стремление к ограничению.

Диссертант считает, что такой подход не позволил увидеть за фактом возникновения Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) процессы, связанные с ростом национального самосознания, неприятие простыми верующими политических ориентации части руководства РПЦ. В автокефалии прежде всего видели средство для ослабления влияния РПЦ. Когда необходимость в этом отпала, деятельность УАПЦ была прекращена.

В процессе становления командно-административной системы и стремлении в связи с этим достичь политической,.социальной и идеологической однородности общества (на основе секулярной идеологии), сфера функционирования религиозных организаций всячески ограничивалась. Массовые репрессии середины 30-х годов в равной степени коснулись и верующих, прежде всего наиболее активной части представителей всех конфессий. Это существенно повлияло на сужение социально-значимой деятельности религиозных объединений.

В таких условиях сформировалась структура социально-политических ориентаций религиозных организаций и верующих, которая в основном сохранялась и поныне.

Одни религиозные объединения, например РПЦ, в силу своей исторической практики сотрудничества со светской властью пытались найти свое место в обществе, переломить тенденции,складывающиеся в государственно-церковных отношениях.

Другие, в основном последователи протестантских конфес-

сий считали, что нужно оставаться достойными гражданами своей страны, а жизнь религиозных общин ограничить удовлетворением духовных потребностей. По сути протестанты вернулись на позиции, которые имели в царской России.

Часть верующих, недовольных государственной политикой в отношении церквиг пошла за действительными противниками советской власти в лице отдельных представителей духовенства и светских лиц, организовавших религиозные группы истинно-православной церкви, истинно-православных христиан и др. Однако такие ориентации не могли быть значительными.

В исследовании показано, что несмотря на стремление ограничить сферу деятельности религиозных организаций КПСС и Советскому государству приходилось считаться с сохранением влияния религиозного фактора в стране. Возможности церкви в известных пределах использовались в качестве средства поддержки общественно-политической системы. Сначала это было сделано в экстремальных условиях Великой Отечественной войны, затем и в других ситуациях, например, для поддержания авторитета политики советского государства на международной арене. РПЦ с ее традициями взаимодействия с государством и возможностями влияния на жизнь общества была основным объектом такого использования.

Противоречивое единство идеологически обусловленных антирелигиозных и антицерковных тенденций с тенденциями прагматического использования религиозного фактора обеспечивалось созданием механизма государственного контроля и регулирования сфсрн деятельности религиозных организаций.

Особенности государственно-церковной политики адаинистра-"•игро-ксмандной системы отчетливо проявились при решении судьбу Украинской греко-католической церкви (УПЩ). По своим социально-политическим ориентациям она полностью соответствовала доминирующей тогда идеологической оценке религии, как тесно связанной с "классовым противником". Без учета особенностей массового сознания населения специфического западноукраинского региона, церковь была ликвидирована с помощью, в осношом, админл-ст'^схивных методов. Вз*ная роль прэемницы УПЩ была отведена РПЦ. Эти Болкш-арисггхнэ дз.Чстзия заложили основу непустой

ситуации в современных ыежконфессиональных отношениях на Украине, повлияли на нынешние социально-политические ориентации УГКЦ.

Вмешательство государства во внутренние дела религиозных организаций породило раскол в церкви евангельских христиан-баптистов, способствовало появлению оппозиционных течений в среде пятидесятников, адвентистов седьмого дня, дистанцированию от общественной жизни свидетелей Иеговы.

К 1985 году религиозные организации адаптировались к существованию в условиях командно-административной системы, выработали соответствующие социально-политические ориентации, суть которых состояла в лояльной и патриотической позиции по отношению к советскому государству и народу.

Большинство из них, например РПЦ, евангельские христиане-баптисты, адвентисты седьмого дня и ряд других выполняли функции по поддержке (в известных пределах) внутренней и внешней политики правительства, воздерживались от протестов в связи с ущемлениями ряда прав верующих, предусмотренных законом.

Часть религиозных объединений, к примеру пятидесятники и свидетли Иеговы отгородили себя от событий, происходящих в обществе, старались ограничить круг интересов верующих религиозными проблемами.

Отдельные религиозные организации, такие как сторонники Совета церквей евангельских христиан-баптистов, адвентистов-реформистов, греко-католиков встали на путь конфронтации с законом и органами власти, оказались в рядах оппозиции и даже сделали "мученичество за веру" средством укрепления убеждений своих приверженцев.

На основе анализа государственно-церковных отношений в советском обществе диссертант подчеркивает, что одним из условий создания демократической атмосферы для нормальной религиозной и общественно значимой деятельности религиозных организаций является светский характер государства. Формирование его политики в отношении церкви должно быть надежно ограждено как от вульгарного атеизма, так и от клерикализма.

Вторая глава - "Особенности социально-политических позиций религиозных организаций на Украине" - состоит из двух параграфов: "Условия формирования социально-политических позиций религиозных организаций" (2.1), "Основные направления социально-политической активности религиозных организаций" (2.2).

Автор отмечает, что современная позиция и поведение церкви тесно связаны с общественно-политическими процессами, происходящими в стране после 1985 года. Об этом свидетельствует анализ изменений в социально-политических ориентациях религиозных организаций в прошедшие годы. Здесь условно можно выделить

несколько этапов.

Первый этап связан с нарастанием количественных изменений:

политизацией сознания верующих и переосмысления роли религии в эбществе.Своеобразным катализатором этих процессов стала подготовка.к празднованию 1000-летия введения христианства на Руси.Этапной вехой была встреча М.С.Горбачева с руководством РПЦ, на которой официально был провозглашен отказ от старых оценок роли и места религии в советском обществе и возвращение к демократическим принципам в государственно-церковной политике.В частности, было подчеркнуто,что "призванная выполнять сугубо религиозные |)ункции церковь не может устраниться от тех сложных проблем,которые волнуют человечество,от тех процессов,которые происходят в О бщбствб ** ^

Второй этап - переход количественных изменений в качественные. Церковь начала искать свое место в изменяющемся обществе, конституировать новые формы социально значимой деятельности. К концу этого этапа в основном сложились приоритеты как в социальных, так и политических ориентациях религиозных организаций. В то же время назрели серьезные противоречия между местом религии в обществе и соответствующими правовыми актами.

На третьем этапе - после принятия Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" - церковь в основном определилась в обществе, исходя из новых реалий, и перешла к расширению своего влияния, совершенствованию форм социальной деятельности.

I. Правда - 1988.- 30 апреля.

Диссертант предполагает, что может произойти дальнейшая эволюция социально-политических ориентации религиозных организаций, поскольку общественно-политическая ситуация в стране в целом и на Украине еще не стабилизировалась.

Автор считает, что для понимания причин современных социально-политических ориентации религиозных организаций недостаточно рассматривать их как простое отражение экономической, политической, социальной жизни общества. Эти явления во многом определяются рядом специфических факторов. Среди них можно выделить :

1. Социально-политические ориентации, которые сложились

у религиозных организаций в советском обществе к 1985 году. Исхода из них, одни сразу поддержали новое в политике правительства, другие отнеслись сдержанно, третьи, воспользовавшись демократизацией, стали игнорировать законы страны и добиваться своего в форме ультиматумов;

2. Традиционализм, присущий каждой конфессии, оказывает сдерживающее влияние на тех верующих, которые пытаются следовать за всеми быстрыми изменениями в обществе;

3. Социальный опыт каждой религиозной организации. Это и степень сотрудничества со светской властью, и былая роль в обществе;

4. Развитию социальной активности верующих способствует соответствие их социально значимой деятельности религиозным мировоззренческим установкам;

5. Влияние позиций духовных центров религиозных организаций, действующих на Украине, которые в основном находятся за пределами республики;

6. Социально-политическая обстановка в регионе, где действует та или иная религиозная организация, национальный и социальный состав конфессий;

7. Рост национального самосознания, обострение исторической памяти приводят к отождествлению многими людьми себя с религией предков. Все эти факторы влияют как на позиции политиков, так и на массовое сознание, что влечет за собой шеша-

- 13 -

тельство неверующих в дела церкви, сказывается на ее позициях.

В диссертации отмечается, что в действиях религиозных организаций прослеживается, как правило, влияние сразу нескольких вышеназванных факторов.

Для понимания особенностей формирования социально-политических ориентации религиозных организаций необходимо, как считает диссертант, также уяснить специфику взаимоотношения религии и общества в политической сфере.

Религия не вырабатывает самостоятельной политики. Она в качестве метода регуляции поведения людей может быть дополнительным средством усиления политических движений как прогрессивных, так и регрессивных. Влияние религии в обществе определяется прежде всего количеством ее последователей. Отсюда поиск церковью новых средств влияния и их расширение. При определенных условиях это ведет к нарастанию клерикальных тенденций.

В свою очередь общество по своим каналам влияет на церковь: а) через верующих, которые являются частью общества; б) через руководство церкви, имеющее свои интересы; в) через политических деятелей, стремящихся за счет религиозных организаций придать массовость своим движениям или усилить их за счет религиозной идеологии; г) через государство, устанавливающее религиозным организациям определенное место в общественно-политических структурах. Другими словами, "социально-политическая доктрина церкви, в конечном счете, представляет собой концепции определенных общественных слоев и классов, облеченные в религиозную форму"

Исходя из предложенного механизма функционирования религиозного фактора, диссертант на основе большого фактического материала рассматривает ряд особенностей социально-политических ориентации религиозных организаций на Украине в современных условиях.

I. Ыче^лов М.П. Политика л религия. - М.: Сов.Россия, 1987. -

I. Изменения в массовом сознании повлекли значительное повышение общественно-политической активности верующих

Рост общественной активности вызвал, с одной стороны, стремление верующих играть более заметную роль в решении внутрицерковных проблем. Носителями этих взглядов в основном стали молодые верующие. И хотя в борьбе с традиционализмом тенденции к заметной демократизации жизни религиозных общин не получили существенного развития, определенные сдвиги произошли. Более широкое участие верующих в решении внутренних проблем церкви способствует тому, что религиозные организации в дальнейшем будут в большей степени подвержены влиянию общества.

С другой стороны, рост общественной активности верующих позволил руководству церквей использовать его в достижении определенных целей. Религиозные организации приобрели опыт, выработали формы активного.влияния на общество в интересах церкви.

Первые годы существования религиозных организаций в новых условиях показали, что наибольший авторитет и влияние в обществе они приобретают не поддержкой какого-либо политического курса, а самостоятельными действиями по решению внутренних проблем страны (социальных, нравственных, экологических и др.), которые больше всего волнуют людей. Автор считает, что и впредь основные усилия церкви будут направлены на решение самых актуальных проблем общества. Исходя из этого, авторитет и влияние религиозных организаций будет возрастать.

Рост политической активности верующих заставил религиозные организации определить свое место в политической жизни страны. Одни конфессии склоняются к поддержке определенных политических сил, другие стремятся занять место своеобразного "нравственного арбитра", третьи демонстрируют нейтралитет и в то же время направляют возросшую активность ьерующих в наиболее приемлемое русло.

I. См.: Зуев Ю.П. Религиозные объединения в условиях демократизации советского общества // Философские науки. - 1988. -I 4. - С.16.

Возрастающая открытость религиозных организаций влиянию политических процессов в обществе ведет к тому, что они активнее будут участвовать в политической жизни. Это приводит к обострению межконфессиональных конфликтов в республике. В свою очередь преодоление межцерковных противоречий будет способствовать стабилизации политической ситуации на Украине.

II. Атмосфера политического плюрализма в стране создала принципиально новые условия существования религиозных организаций, оказывает заметное воздействие на их социально-политические позиции.

Практически все политические лидеры, движения и партии не оставляют без внимания такое крупное общественное явление, как религия, видя в верующих серьезную социальную базу.

Возникшие в различных республиках общественно-политические движения одной из задач своей деятельности ставят возрождение национальной культуры. При этом религия рассматривается как часть национальной культуры. С развитием политической борьбы между различными движениями все более заметное место стало отводиться поддержке национальных церквей, которые на Украине имеют наибольшее число последователей. Это православие и греко-католицизм. Выделение интересов одной из церквей подогревает межконфессиональные и межнациональные противоречия.

В стране, где сложились довольно глубокие атеистические традиции, обостряет ситуацию также наступление на свободомыслие. Это вытекает из ориентаций многих партий на капиталистический выбор пути развития общества, а следовательно, на толкование свободы совести исключительно как свободы выбора религии. При этом слабо учитываются интересы неверуицей части населения.

Религиозные организации, используя конкуренцию политических партий в их стремлении заполучить поддержку церкви и верующих, постепенно завоевывают позиции во многих сферах жизни общества, что приводит к нарастанию клерикальных тенденций.

Ш. Среди причин, способствующих пересмотру религиозными организациями своих социально-политических позиций, следует выделить их стремление использовать новые возможности, открыв-

~ 15 -

шиеся в связи с новой государственно-церковной политикой и идеологическим пространством, которое осталось после ухода с политической арены Коммунистической партии. Церковь активно формирует структуры своего влияния, начиная с системы воспитания, заканчивая государственной властью.

В условиях бездеятельности законов, отсутствия действенной системы защиты светского характера государства идет кле-рикализация общества. Прослеживается стремление религиозных организаций добиться от государства еще больших правовых и материальных возможностей для собственной деятельности.

Последствия социально-политической деятельности религиоз-№1х организаций в современных условиях не однозначны. С одной стоооны, она способствует решению некоторых стоящих перед обществом проблем, а с другой, - оказывает тормозящее воздействие на развитие демократических процессов.

В третьей главе - "Религиозный вопрос в программных установках и практической деятельности основных общественно-политических движений и организаций на Украине" - анализируются проблемы, которые возникли в связи с использованием религиозного фактора новыми политическими силами, заявившими о себе в последние годы на Украине.

В диссертации отмечается, что по мере активизации общественно-политической жизни на Украине становится все заметней интерес практически всех политических лидеров, движений и партий к религии, церкви, верующим различных' конфессий, стремление использовать религию в политических целях. Как подчеркивает В.Д.Еондаренко: "Сегодня ни одна сегшзгтая полити ческая единица не может с оптимизмом смотреть в^будущее, не обозначив своего отношения к религии и церкви"

По мнению автора, особое внимание заслуживает анализ политики в религиозном вопросе тех формирований, которые играют реальную роль в общественно-политической жизни республики. К

I. Церковний корабель у вир1 пол1тичных прист-растей // Людина I св1т. 1991. - № 5. - С.З.

ним прежде всего относится Народных рух Украины (НРУ) - фронт национально сориентированных политических сил.

Среди партий, сгруппировавшихся вокруг НРУ, диссертант выделяет Украинскую христианско-демократическую партию -единственную в республике партию религиозной ориентации - и показывает, что сердцевину ее намерений составляют програла; социальной защиты и морального оздоровления общества. Среди позитивных моментов в деятельности христианских демократов следует отметить их сориентированность на возрождение национальной культуры. В то же время отмечается отсутствие оригинальности в экономическом, экологическом и правовом разделах программы партии.

Однако, основное ядро политических сил, входящих в HFJT, отводит религии в своих планах несколько иное место, что нагло отражение в программах и практической деятельности руководящих структур движения. Позиция наиболее влиятельного нннр общественно-политического формирования складывалась в процессе организационного становления и эволюции его политических ориентации.

Для понимания причин, определивших особенности взглядов новых политических сил в республике на религию и церковь нельзя обойтись без анализа эволюции позиции Компартии Украины по этому вопросу после 1985 года.

В 1990 году на пленуме ЦК Компартия Украины публично осудила свою прежнюю политику в отношении религии, церкви, верующих, внесла конструктивные предложения по преодолению межцерковного противостоят^ в.республике.В резолюции пленума "Об отношении ЦК Компартии Украины к религии, церкви, верующим, к использованию межцерковных конфликтов в политических целях" отмечается, что "наличие различного мировоззрения не может быть преградой для сотрудничества верующих и атеистов в разрешении общечеловеческих, национальных, общественных проблем" По инициативе Компартии Украины стали решаться многие застарелые проблемы в государственно-церковных отношениях.

I. Радянська Укpalna - 1990. - 29 листопада.

Однако практическая и общественная значимость новых подходов в религиозном вопросе в значительной степени обесценивалась запаздыванием в оценках происходящих процессов и практической деятельности партии. В частности это прослеживается на примере регистрации общин УГКЦ. Не случайно ноше политические силы, возникшие как альтернативные КПСС, включили в свои программы проблемы утверждения подлинной свободы совести в республике .

Своевременно не бьио преодолено недоверие верующих к политике Компартии по религиозному вопросу. Свою роль здесь сыграл запоздалый пересмотр требования к членам партии бороться с религиозным мировоззрением, о снятии ограничений на прием в партию верующих, которые в ее составе фактически всегда были. Да и принятие документа о пересмотре взглядов по религиозному вопросу было сделано явно с опозданием. Отсюда понятно, почему, не признаваемые ранее религиозные организации (например, греко-католики) сделали ставку на новые политические силы. Понятно также и настороженное отношение христианских демократов, к принятию в свои ряды бывших членов КПСС.

В силу инерции мышления определенная часть партийных работников продолжала воспринимать УПЦ "традиционной" структурой в отличии от протестантских, а тем более недавно воссозданных церквей. Такая позиция представителей правящей партии на местах была в немалой степени причиной поддержки новыми общественно-политическими силами именно тех церквгй, которые больше всего в этом нуждались.

Отсюда понятно почему НРУ, который первоначально видел свою задачу в поддержке прогрессивных реформ в рамках социалистического выбора, не обошел своим вниманием н Еопросы свобода совести. В этот период сторонники движения поддерживают законные требования всех без исключения религиосшх организац;;;':, ищут контакты с ними. В дальнейшем в ходе обострения противостояния политических сил в республике и их поляризации НРУ стре-.мится расширить круг своих сторонников в та.; числе и за счот религиозных организаций. В соответствии с соци^'-ыю-политич^с-т'тлш ориентации.-;!* более о цял зтого • "> к .

Движение НРУ оказывает этим конфессиям всяческую помощь в их деятельности на территории республики. А так как процесс кон-ституирования данных конфессий может идти в основном за счет УПЦ, эта церковь оказывается в оппозиции к НРУ. В западном регионе республики на почве давнего соперничества католицизма и православия, прежних перекосов государственно-церковной политики возникает конфликт между УГКЦ и УАПЦ. Разделяются симпатии и сторонников НРУ. В такой ситуации на щит поднимается идея об объединении действующих на Украине христианских церквей на основе национальных ценностей. Но эта идея заключает в себе угрозу для протестантских церквей.

Объективно оценивая положительный вклад новых политических сил в становление демократических государственно-церковных отношений, нельзя не видеть и негативные последствия их действий.

- Стремление перекроить конфессиональную карту республики ведет к ограничению права на свободу выбора религии и порождает желание дать в отдельных регионах преимущества для одних церквей в ущерб другим.

- Участие политических партий в конституировании церквей в конечном итоге приводит к вмешательству в их внутренние дела.

- Критика атеизма, как "коммунистического явления", переоценка роли религии в духовно-нравственном становлении общества выливается в наступление на свободомыслие.

- Религиозная жизнь политизируется. Партии и движения втягивают в политическую борьбу большие массы верущих, поддер-ивая различные церкви в их противоборстве и используя для этого политическую аргументацию.

- Культивирование идей об исключительной духовности и религиозности украинского народа, особой роли национальных церквей

в противостоянии полонизации, мадьяризации, русификации и др. способствует привнесению религиозного фактора также и в область межнациональных отношений.

- Узконациональный подход не позволяет ряду партий и движений реализовать вроде бы благородное устремление- внести

лепту в преодоление межцерковного конфликта в республике.

На основе анализа особенностей взаимодействия политических и религиозных организаций, автор подчеркивает, что на формирование государственно-церковной политики, присущей демократическому обществу, не должна влиять политическая конъюнктура, идеологические приоритеты каких-либо политических сил.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, обобщаются выводы, даются некоторые рекомендации по выработке политики в религиозном вопросе в современных условиях.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. К чему ведет нечистая игра (Вокруг проблемы Украинской католической церкви) // Правда Украины - 1989. - 17 октября.

2. Религиозный фактор: преодолеть вражду // Под знаменем ленинизма. - 1990. - № 3.

3. Отвечаем на вопросы, поступившие лекторам в трудовых коллективах // Идеологическая работа: проблемы, поиск, опыт. Идеологический отдел ЦК КПСС №1(6) Москва, 1990.

4. Ленин и религия // Под знаменем ленинизма. -

х

X

X

1990. - № 22.

Зак. 561 Тт. 100

ПМБ

г.Москва,117606, пр.Вернадского,84.

кг