автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.09
диссертация на тему:
Социально-психологическая концепция Великой французской революции 1789-1794 гг. Ипполита Тэна

  • Год: 1998
  • Автор научной работы: Тучков, Александр Геннадиевич
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Томск
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.09
Диссертация по истории на тему 'Социально-психологическая концепция Великой французской революции 1789-1794 гг. Ипполита Тэна'

Текст диссертации на тему "Социально-психологическая концепция Великой французской революции 1789-1794 гг. Ипполита Тэна"

\„ е ^ V

Томский государственный университет

На правах рукописи

Тучков Александр Геннадиевич

УДК 930.1.09.

Социально-психологическая концепция Великой французской революции 1789-1794 гг. Ипполита Тэна

Специальность 07.00.09. Историография, источниковедение и методы исторического исследования

Диссертация

на соискание ученой степени кандидата исторических наук

Научный руководитель:

Заслуженный деятель науки РФ, академик Академии социальных наук, доктор исторических наук, профессор Могильницкий Б.Г.

Томск 1998 г.

Содержание

Введение............................................................................................... Х

л

Глава 1. Методология исторического познания Ипполита Тэна......................

^ч *

1 .Становление....................................................................................... — ^

2.Исторические и методологические воззрения И.Тэна....................................2 $

2.1.Взгляд Тэна на историю и задачи исторической науки................................£ %

2.2.Проблема исторического факта и исторического источника в работах И.Тэна

2.3. "Раса, среда, момент" - концептуальная попытка объяснения исторического развитих

человеческого общества ( "метод Тэна")........................................................Л) У

З.Эволюция европейской цивилизации - концепция становления и развития европейского общества................................................................................................ 4

Глава 2. Социально-психологическая концепция Великой французской революции 1789-179^ гг.................................................................................................... С-

1.Старый порядок: осмысление причин и исторической обусловленности

С. Р

революции................................................................................................и-

1.1.Французское общество накануне революции................................................60

1.2. Государство как традиционная форма существования общества....................

1.3. Просветительская мысль в общественном сознании Старого порядка.............У:.4

1.4. Социально-экономическая реальность накануне революции.........................-и л

2. Психология Французской революции............................................................ У -

2.1. "Человек реальный" - психологический портрет участника революции........ )

2.2. Психология народа..............................................................................

2.3. Начало революции: психология мятежа..................................................

2.4.Психология Толпы...............................................................................

2.5.Природа народного насилия..................................................................

2.6.Проблема якобинского террора 1793-1794 гг............................................

Заключение Список литературы

ВВЕДЕНИЕ.

Методологические сдвиги, происходящие в настоящее время в отечественной исторической науке, связанные с переоценкой опыта прошлого, кардинальным образом затрагивают историографию Великой французской революции. Сегодня исчезла монополия идеологического направления как "столбовой дороги" универсального взгляда на революцию.(1) В изучении ее истории значительное место стало отводиться различным направлениям в историографии революции от леворадикального до роялистского, помогающим вскрывать новые пласты исторического знания о ней. Важное значение для понимания природы революционного процесса имеет изучение проявлений ментальных особенностей человеческого бытия, определяющих и регулирующих ход революции. Большое внимание исследователями отводится представлениям участников революции, их устремлениям, их реакции на те или иные революционные события. Одно из главных мест в современном подходе к проблемам французской революции занимает вопрос о роли насилия в революционном процессе. (2)

Существенное место в современных представлениях о революции занимает вопрос о предреволюционном сознании общества, субъективно отражавшем кризисные проявления в структуре Старого порядка. Так, например, считается признанным , что в основе революционного кризиса конца ХУ111 в. во Франции было стремление членов общества к новому бытию, ставшее новым самосознанием исторического субъекта. Люди ожидали перемен, как в индивидуальной, так и в общественной жизни, внутренне готовились к ним.(3)."Преобразования в экономических и политических институтах не приняли бы характер революционного взрыва без этой субъективной движущей силы".(4) Качественные изменения претерпел взгляд на якобинцев и якобинизм. Наметившийся в последнее время спад в разработке якобинской тематики, объясняющийся кризисом в методологии ее исследования, сочетается, вместе с тем, с попытками взглянуть под другим углом зрения на проблему якобинской диктатуры. Становится очевидным, что якобинцы в своей политике унаследовали от времен Старого порядка стремление к жесткой централизации, что политика Робеспьера и его сторонников была мало связана с реальными интересами любого более или менее значительного слоя французского общества. "Якобинцы преследовали цель не только политического подчинения, но и культурного покорения ... периферии, добиваясь искоренения того, что они

называли "фанатизмом" и что фактически означало верность населения традиционной культуре и местным обычаям" .(5)

Важное место в понимании природы якобинской диктатуры занимает проблема идеологической подготовки якобинского террора, особое внимание при этом отводится вопросу о роли страха как одного из основных факторов, определяющих якобинскую политику террора. (6)

Современные условия развития отечественной историографии Великой французской революции позволяют обратиться к опыту зарубежной консервативной историографии, роль которой в изучении истории Французской революции далеко не раскрыта в отечественной исторической науке.

Долгое время "мера ... позитивного отношения к тем или иным зарубежным историкам всецело определялась степенью их приближения к оценкам тех исторических явлений и событий, которые утвердились в советской историографии ..."(7). В первую очередь это касалось историков, которые работали в области исследования истории революций. Однако развитие сложных социально-политических и идеологических процессов в стране, связанных с переосмыслением опыта прошлого, с пониманием природы революционных процессов, требует существенной корректировки традиционно сложившихся в отечественной историографии представлений о классиках консервативной истории. Сегодня в переосмыслении нуждаются не только принципы подхода к освещению западной историографии, но и само отношение к представителям консервативной исторической мысли.(8)

Прежде всего, это относится к Берку и Тэну, которые впервые "поставили в систематизированном виде, приобредшие такую злободневность в процессе переосмысления недавней истории вопросы о роли революционного меньшинства, о манипулировании массовым сознанием, о социальной психологии революционера"(9). В исследовании истории Французской революции конца ХУ111 в. в настоящее время должен преобладать принцип множественности подходов, способный вывести исторические исследования на более качественный методологический уровень. Новые тенденции, обнаружившиеся в подходе к изучению проблем истории Французской революции и якобинской диктатуры, позволяют акцентировать наше внимание на научном творчестве Ипполита Тэна.

Имя французского ученого находилось, до конца 80-х годов, в своеобразной лакуне, представлялось в стереотипном образе "реакционного историка", "врага

революции".(10) В настоящее время в отечественной историографии наметился устойчивый интерес к научному наследию французского ученого.(11) Появилась необходимость и реальная возможность критически исследовать и переосмыслить взгляды Тэна. "Значимость роли, сыгранной И.Тэном (1828-1893) в исторической науке, масштабы его дарования и особенности мировоззрения делают еще более актуальным обращение к его наследию".(12) Здесь отражается, прежде всего, стремление адекватно спроецировать роль и место историка в современной ему духовной атмосфере, определить его значение в исторической науке, понять особенности его мировоззрения. Публикации последних лет свидетельствуют о попытках по- новому взглянуть на наследие И.Тэна, вернуть в научный оборот его книги и идеи. Особого внимания заслуживает его видение истории Французской революции конца ХУ111 в. - концепция которой стала квинтэссенцией его научного мировоззрения и гражданской позиции.(13)

С именем Ипполита Тэна связана целая эпоха в эволюции французской исторической мысли. Как ученый И.Тэн многогранней: литературовед, критик, философ. Но, прежде всего, он социопсихолог и историк. Пафос разносторонних интересов Тэна заключался в осмыслении им сущности человеческого бытия, особенностей сознания людей различных исторических эпох, их нравственного потенциала. Труды Тэна являют собою опыт осмысления философско-исторического наследия просветительско-романтической и позитивистской мысли XIX в., в них -отражение методологической эволюции французского мыслителя. Тэн решал многие историко-теоретические проблемы, сама постановка которых и методология их исследования стимулировали поиск решения этих проблем другими историками.(14) Критическое осмысление научного наследия французского историка может способствовать преодолению сложившихся в историографии Французской революции стереотипов восприятия тех или иных проблем ее истории, развитию новых знаний о ней.

Своеобразным рубежом научной деятельности И.Тэна, подведшим итоги в мировоззренческих и методологических поисках ученого, стала его книга "Происхождение современной Франции". С середины 70-х годов XIX в. и до смерти Тэна тема истории Французской революции конца ХУ111 в. становится основным объектом его творчества.

В изучении своей Великой революции французская историография прошла длинный и плодотворный путь, зависящий от политических перемен XIX в.,

интересов и стремлений французского общества. О. Минье, Л.А.Тьер рассматривали Французскую революцию с точки зрения ее необходимости, в духе буржуазного либерализма. Французская революция в их представлениях - это вполне закономерный процесс, открывший для Европы "новую эру" и изменивший политическую и внутреннюю жизнь Франции.(15)

С демократических позиций рассматривал революцию Ж Мишле. В революционном процессе он видел глубокую народную основу. Его "История Французской революции" - попытка взглянуть на революцию с точки зрения борьбы народных масс.(16)

Новую страницу в истории изучения Великой французской революции открыл А.Токвиль, обративший внимание на проблему предреволюционного состояния Франции.(17) Токвиль поставил вопрос о положении французского крестьянства накануне и в годы революции, вопрос, актуальность которого остро осознается и сегодня.(18) Книга Токвиля была попыткой историко-социологического анализа субъектов государственно-политической системы Старого порядка.(19)

Вместе с тем, в XIX в., историков Французской революции интересовала в основном политическая сторона этого события.(20) Крестьянство и плебс появлялись в их работах эпизодически. Широкие исследования народных масс и их степень участия в революционном процессе оставались в стороне от научных интересов иссл едов ателей .(21)

Актуальность изучения истории Французской революции, как и истории Франции в целом, особо остро ощущалась после Франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Изучение прошлого своей страны приобрело особенное национальное значение. Оно должно было вернуть обществу его единство и моральную силу. Этой задаче должны были служить новые сочинения по истории Франции и истории Великой французской революции.(22)

Сочинение Тэна, первый том которого вышел в 1875 году, было со вниманием встречено французской критикой и общественностью. Разноречивые отзывы критики свидетельствовали о том, что труд Тэна затронул жизненно значимые вопросы. "Происхождение современной Франции" как по замыслу автора, так и по методу исследования, было практически единственным трудом в своем роде. Сконцентрировав в себе основные идеи предшествующего поколения историков революции, на новом методологическом уровне ( психологический метод) , книга должна была дать ответ на вопросы о сущности исторического развития Франции и

ее современном состоянии. По своей популярности в те годы книга не знала себе равных. В течении шести лет с момента выхода книги, первый том выдержал 12 изданий.(23) Труд Тэна давал читателю ответы на актуальные вопросы современной французской истории. На долгие годы имя автора закрепилось в сознании общества как непререкаемого авторитета в области изучения истории Французской революции.

"Происхождение современной Франции" стало своеобразным критерием, определявшим отношение к историку читающей публики и научных кругов Франции. Его появление ознаменовало для одних то, что Тэн превратился в Жозефа де Местра документальной истории, подразумевая под этим поворот Тэна в сторону клерикально-монархических позиций. Другие видели в этом труде присущий Тэну в те годы "пессимизм".(24) В концепции Тэна стремились обнаружить истоки взглядов ученого на исторический процесс и историю Франции. Ранние обращения Тэна к психологическим аспектам деятельности человека позволили ему нарисовать психологическую картину человеческого бытия в самые кризисные периоды его существования - в эпоху революции и террора, показав при этом всю глубину человеческой психики.(25) Накал политической жизни Франции 70-80х гг. XIX в., связанный с борьбой различных политических и социальных группировок за судьбу политического строя страны(26), еще более актуализировал значение труда Тэна. Особенно остро вставал вопрос о значении для судеб Франции Великой Французской революции.(27)

Книга Тэна вызвала живой интерес в России. Первые работы французского историка стали выходить в России во второй половине XIX в. Это были философский этюд о Стюарте Милле "Наведение как метод исследования природы", его эссе о О.Бальзаке, Дж.Байроне. Дж.Свифте, критические статьи о Ф.Гизо, Л.Бетховене и др., объединенные под общим названием "Критические опыты". Большое внимание и интерес в России находили его психологические изыскания. Но особенно большой отклик русской научной и литературной общественности вызвала книга Тэна о Французской революции.(28)

В этой связи в России стали публиковаться переводы отзывов французской критики на книгу Тэна. (29) Это было связано как с известностью автора, так и с повышенным интересом русской общественности к проблематике труда Тэна, отвечающей стремлению общества понять происходящие в России политические перемены. Французскую революцию рассматривали в свете основных задач

современной российской действительности, в срезе назревших в стране коренных социально-политических преобразований.(30)

Литература, охватывающая различные стороны научного творчества И.Тэна, исследующая его мировоззрение, весьма обширна. Обстоятельный анализ ее может стать темой самостоятельной историографической работы. Мы рассмотрим ключевые направления критики И.Тэна, касающегося его видения истории Великой французской революции в отечественной науке.

История Французской революции конца XVIII в., ее идеи, опыт вызывали в России на рубеже 70-80х годов XIX в., в силу особых политических обстоятельств, глубокий интерес в различных общественных кругах.

В историографии Французской революции в пореформенный период в России сложилось два направления - либералоьное и революционно-демократическое, каждое из которых сосредотачивало свое внимание на проблемах предыстории и истории революции, пыталось на опыте Французской революции разрешить вопрос о пути развития России.(31)

Революционно-демократическая историография во главе с Н.Г.Чернышевским видела в истории Французской революции яркий образец ликвидации отживших социально-политических и экономических структур Старого порядка, образец революционной ломки феодальных отношений.(32)

В центре внимания и научного интереса либеральной историографии находились прежде всего социально-экономические и аграрные отношения накануне и в годы революции. С конца 1870-х годов предыстория Французской революции становится одной из центральных тем в русской либеральной историографии.(33) История Французской революции рассматривалась русскими либеральными историками как событие, определившее всю историю XIX века.

Тенденции, обусловленные политическим развитием России в пореформенный период, борьбой различных идейно-политических направлений, выражавших взгляды основных классов русского общества на перспективы развития России и чисто научными интересами, ярко обозначились в подходе к оценке труда Тэна. Его книга давала возможность высказаться по коренным проблемам революции, определить свое отношение к роли народа в общественной жизни.

В 1878 году на книгу Тэна - первый том "Старый порядок",- откликнулась русская демократическая печать. П.Н.Ткаче�