автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Социальные идентификации личности в постсоветской России, 1992-1997 гг.
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Данилова, Елена Николаевна
Введение
Глава 1. Множественность теоретико-методологических подходов к проблеме социальной идентификации
1. Проблема социальной идентичности в отечественной социологии и психологии: теоретико-методологические особенности и современные исследования.
2. Разработка проблемы социальной идентификации в западной социологии
2.1. Макросоциологические подходы: проблема социальной идентификации с точки зрения системного представления об обществе
2.2. Альтернатива "системным подходам": интеракционистские и феноменологические теории
2.3. Современные социальные теории: субъект и общество
2.4. Идентичность в дискурсе модернизма и постмодернизма
3. Проблема социальной идентификации в западной психологии
3.1. Психоаналитическая традиция: возникновение понятий социальной идентификации и социальной идентичности
3.2. Социальная идентификация как предмет социальной психологии
Глава 2. Исследование социально-групповых идентификаций населения современной России
1. Методология исследования
2. Иерархия социально-идентификационных предпочтений
3. Динамика изучаемого процесса в период 1992-1997 гг.
4. Модели идентификационных стратегий личности
4.1. "Синдромы" формирования идентификаций
4.2. Идентификационные стратегии как модели адаптации
5. Социо-групповые различия формирования идентификаций
Глава 3. Кризис идентичности и адаптация в пост-советском социальном пространстве
1. Механизмы социальной идентификации
2. Кризис идентичности "советского человека"
Введение диссертации1997 год, автореферат по социологии, Данилова, Елена Николаевна
Актуальность темы исследования
Проблема социальной идентификации личности - ключевая социологическая проблема взаимодействия человека и общества.
Эта область исследований крайне актуальна для российского общества, переживающего глубокие социетальные изменения. Радикальные перемены в экономике, политической жизни, в повседневной деятельности людей оказывают непривычные воздействия на их социальную идентичность. Можно сказать, что эта проблема становится одной из основных в исследованиях постсоветской трансформации.
Первый аспект - рассмотрение проблемы социальной идентификации со стороны ч общества. В стабильном обществе социальные идентификации оформляются в соответствии с определенной нормативной базой: существующими социальными институтами и структурами, взаимодействие между которыми регулируется установленными нормами. В кризисный период, когда происходит разрушение или глубокое качественное изменение социальных институтов и структур, происходит утрата социальных идентификаций, связанных с прежней нормативной базой. Изменения социальных идентификаций проявляются в масштабах всего общества.
Прежние социо-групповые идентификации либо удерживаются, либо утрачиваются, формируются новые. Утрачиваемые, удерживаемые и формирующиеся социальные идентификации создают новые конфигурации взаимодействия личности и общества, становятся средством мобилизации групп и индивидов в принятии той или иной стороны конфликтов "дня", формирования социальной базы новых солидарностей.
Другой аспект - индивидуально-личностный. Стремление интегрироваться в социум является одной из важнейших потребностей и ценностей человека. Самоопределение в социальном пространстве, соотнесение себя с различными социальными группами и общностями, что мы и называем социальной идентификацией, в кризисном обществе пройсходит особенно болезненно и требует больших индивидуальных усилий, самостоятельного выбора - личностных качеств, не самых распространенных в советском прошлом. То есть процесс социальной трансформации представляет собой не только изменение "внешнего" каркаса социальных отношений, но и внутреннего мира человека, его психологии.
Следовательно, будучи междисциплинарной и многоаспектной, проблема социальной идентичности личности имеет значительный познавательный потенциал и в социологии, и в социопсихологических исследованиях. Теоретико-методологическое освоение этой проблемы применительно к динамично изменяющемуся обществу невозможно без знания эмпирических фактов и попыток их интерпретации, хотя бы в русле уже известных теоретических подходов.
Основная цель диссертации - выявить основные тенденции и механизмы социальной идентификации личности в современном российском обществе.
Предмет исследования - процессы формирования социально-групповых идентификаций личности в условиях ради9кальных социальных перемен. По существу мы имеем дело с "натурным" экспериментом, так как исследования в режиме мониторинга охватывают 5 лет (1992-1997 гг.), то есть весь пост-советский период.
Объектом выступает все население России, представленное во всероссийской представительной выборке (N=2.000 чел., ошибка выборки + 3%), а также некоторые социальные группы, выделенные в отдельные подвыборки при анализе данных. Степень разработанности проблемы
В мировой социологической литературе накоплен солидный потенциал многообразных теоретических подходов к проблеме социальной идентификации личности.
В работах "классиков"- К.Маркса, Г. Зиммеля, М. Вебера и Э. Дюркгейма,- проблема отношения общества и индивида рассматривается прежде всего как онтологическая в контексте объективных и всеобщих закономерностей развития общества. Соответственно, индивид представляет собой продукт изменяющейся природы социальных и культурных отношений между людьми в эпоху становления индустриального капитализма, его социальная идентичность задается либо системой экономических и общественных отношений, либо системой взаимосвязей, определяемых нормами культуры и господствующими ценностями.
Серьезный "багаж" работ, посвященных проблеме социальной идентичности, существует в рамках феноменологических и интеракционистских подходов, в фокусе которых - механизмы обретения, формирования социальной идентичности в процессах социальных коммуникаций, межличностного взаимодействия (П. Бергер, И. Гофман, Э. Гуссерль, Г. Гарфинкель, Т. Лукман, Дж. Мид, А. Шюц). Из современных можно отметить работы К.Гергена, Ч. Гордона, использующие интеракционистские подходы.
Обращение к проблемам формирования социальной идентичности человека как активного субъекта собственной жизнедеятельности явственно обозначилось в современных социальных теориях П. Бурдье, А. Гидденса.
Эта проблематика стала одной из центральных в дискурсе модернизма и постмодернизма. Здесь существует широкий спектр идей, которые представлены в работах 3. Баумана, У. Бека, Н. Абекромби, М. Бермана, А. Гидденса, Д. Келлнера, П. Рабинова, С. Лэша, Дж. Урри, Дж. Фридмана и других. Авторы сконцентрировали свое внимание на вопросах появления проблемы идентичности в разных обществах, на чертах, отличающих социальную идентичность в позднемодерное время.
В западной психологии проблема личностной идентификации составляет особое направление. В русле психоаналитической традиции, с которой, собственно, связано возникновение и развитие понятий идентификации и идентичности, проблемы качеств личности и индивидуальной идентичности рассматривается А. Адлером, Г. Сал-ливеном, Э. Фроммом, К. Хорни, Э. Эриксоном, К.Г. Юнгом и другими. Для неортодоксального психоанализа (Д. Рапоппорт, А. Фрейд) понятие идентификации выступило в качестве центрального механизма формирования способности "Я"-субъекта к саморазвитию.
В области социальной психологии несомненный вклад в разработку проблемы был сделан У. Джеймсом, Ч. Кули, Т. Шибутани.
В рамках когнитивной психологии эта проблема оформилась в определенную концепцию социальной идентификации, которая, во-многом, стимулировала наши исследования. В соответствии с этим подходом значение идентичности определяется посредством логических операций сравнения всей группы с внешними группами по ряду значимых параметров. Этот подход основан на работах М. Биллига, Р. Брауна, X. Джилса, С. Московичи, Дж. Тернера и, наконец, Г.Тэджфела. Интерпретации с помощью когнитивной концепции социальной идентификации продуктивно разработаны М. Хогом, Д. Абрамсом, П. де Призом, X. Маркус.
Концепции этнической идентичности разработаны Э.Геллнером, А.Смитом, Л.Гринфилд, Б. Андерсоном, Д.Вос, Л.Ромманучи-Росс.
В отечественной (русской) социологии основы для развития исследований личности и ее идентичности были заложены в начале века. Прежде всего, это относится к представителям субъективной школы, у истоков которой стояли П.Л. Лавров и Н.К.Михайловский. Надо сказать, что проблема личности была одной из самых актуальных в русской философии и социологии (Н.И. Кареев, М.М. Михайловский, П.А. Сорокин, В.М. Хвостов), в русской естественнонаучной школе (В.М.Бехтерев, И.П.Павлов, А.А.Ухтомский, МЛ.Басов и ДР-).
Основательная теоретико-методологическая база для исследования проблем соотношения индивидуального и социального была создана в рамках культурно-исторического направления прежде всего Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым. Так, Выготский обратился к изучению поведения через систему культурных знаков, а Леонтьев, сделал сердцевиной своей теории деятельностный подход.
Из работ советского периода связанных с проблемой идентичности, следует особо отметить труды И.С. Кона, его исследования в области социологического представления о самосознании личности, социализации, включая юношескую идентификацию, возрастные кризисы, культурно-исторические (или историко-культурные) тенденции формирования социальной идентичности, а также работы по социологии личности, по проблемам самопознания, самореализации (В.Б. Ольшанский, Г.Г. Дилигенский, Г.Н. Андреева, A.B. Петровский и другие).
В настоящее время исследования социальной идентичности весьма распространены.
В основном отечественные исследователи отталкиваются от уже известных в мировой лир тературе подходов. Например, наряду со структурными подходами используется теория символического капитала (в работах Н.А.Шматко и Ю.Л.Качанова); А.Ф.Филлипов рассматривает "имперский" тип идентичности; работы В.В.Семеновой, Е.Ю. Мещеркиной, ч
С.А. Сидоренко, В.Ф. Журавлева, В.Б. Голофаста и др. основе биографического метода касаются различных аспектов так называемой "нарративной социальной идентичности"; Л.Е. Бляхер предлагает исследовать социальную идентичность на основе методологии М.М. Бахтина.
Заметное направление изучения социальной идентификации и идентичности складывается в рамках культурно-антропологической и феноменологической парадигм, где наряду с известными подходами имеет место построение оригинальных теоретических схем. В этом смысле можно отметить работы Л.Г. Ионина, который в рамках концепции становления культурных форм развивает понятие идентификации через понятие культурной инсценировки.
Наиболее представлены в отечественной литературе последних лет исследования этнической идентичности и национального самосознания. Среди них можно отметить работы Л.Д.Гудкова, Л.М. Дробижевой, Г.У.Солдатовой, В.Д.Шапиро и других.
Важными для нашего исследования и определенно связанными с проблемой социальных идентификаций в пост-советском обществе являются работы Ю.А. Левады и его коллег, посвященные феномену "советского человека", а также работы Н.Ф. Наумовой, рассматривающей взаимосвязь социальных перемен и адаптационных стратегий.
К числу определяющих наш подход в данной области относятся работы
B.А. Ядова, под руководством которого осуществлялся проект по исследованию социальных идентификаций, и работы моих коллег по проекту: Т.С. Барановой, О.Н. Дудченко,
C.Г. Климовой, Т.З. Козловой, А.В. Мытиль, в которых рассматриваются социальные идентификации и механизмы их формирования у представителей разных социальных групп.
Тем не менее, число работ в отечественной социологии, непосредственно поднимающих проблему социальной идентичности, механизмов и тенденций ее формирования как некоторых типических моделей для общества переходного типа, весьма ограничено, а сам феномен, во-многом, остается слабо изученным. В частности, отсутствуют исследования динамики и структуры социо-групповых идентификаций, немного работ по изучению механизмов и стратегий их формирования.
Методология. В своей работе мы не придерживаемся определенной монотеории. В нашей работе целесообразно использовать потенциальную возможность множественной интерпретации эмпирических данных с тем, чтобы выявить возможно целостную картину исследуемых процессов.
Эмпирическая базой исследования послужила серия (восемь) массовых опросов, проводимых методом формализованного интервью. Также осуществлялось сопоставление с данными других исследований той же проблемы на аналогичных объектах (социальных группах).
Гипотезы. Основная гипотеза исследования заключается в следующем: общесоциальные условия, социально-экономические сдвиги должны найти отражения в соответствующих изменениях социальных идентификаций. Конечно, если иметь сравнительные исследования, скажем, 60-х годов, эту гипотезу можно было бы достоверно проверить. Но мы имеем дело с данными так называемого постсоветского периода (1992-1997гг.), что также немаловажно для отслеживания динамики изменений. Предполагается, что в периоды обострения общественно-политической ситуации социальные идентификации претерпевают деформации.
Другой гипотезой является предположение об иерархии социальных идентификаций личности. В условиях нестабильности доминирующую позицию занимают такие группы, которые обеспечивают самые важные потребности в защите и самореализации и их восприятие в сознании индивидов опосредованно межличностным общением и повседневными практиками.
Конструируемые идентификации (политико-идеологического характера, все идентификации, предполагающие солидарности с крупными социальными общностями) могут быть существенно слабее, что вполне согласуется с результатами исследований о падении доверия граждан общественно-политическим институтам и ослаблении интереса к политике.
Идентификации по социально-статусным параметрам, относительно которых представления россиян размыты, претерпевают серьезные изменения, что связано прежде всего с нарастающей имущественной дифференциацией.
Третья гипотеза касается индивидуально-личностной компоненты формирования социальной идентичности, то есть в какой мере и как различные индивиды способны адаптироваться к условиям трансформирующегося общества и насколько это связано с их самоопределением в социальном пространстве.
Еще одна гипотеза состоит в том, что социальная природа человека в условиях социального перелома обнаруживает свою достаточную инертность (что прежде всего зависит от поколенческой принадлежности), либо гибкость. Здесь мы сталкиваемся с проблемой культурно-антропологического типа "советского человека" ("Homo Soveticus") - насколько черты такого типа устойчивы, в частности, в рамках разных поколений1. Факт близкого социально-культурного наследия не может не обнаружиться.
Эту весьма трудную задачу, конечно, невозможно решить в рамках нашего исследования, тем не менее, попытка найти некоторые "знаки" происходящих изменений, связанных со становлением идентификаций, нам показалась вполне уместной. Мы предполагаем, что сейчас в России происходят процессы ремодернизации, которые не могут не затронуть основы личностной субъектности (здесь также имеют значение по-коленческие различия). Социальные идентификации формируются путем пробуждения и рационализации прежде редуцированных и депривированных идентификаций. По мере реформирования общества конфигурации социальных идентификаций расширяются.
Для обоснования выдвинутых гипотез в диссертационном исследовании предполагалось решить следующие задачи:
- выявить тенденции формирования социальных идентификаций личности, их динамику, структуру и иерархию;
- проанализировать стратегии и механизмы формирования социальных идентификаций, рассматривая при этом как все российское население, так и отдельные социальные группы.
Научная новизна работы заключается в следующем :
1. На основе применении мониторинговых методов массового обследования получен фактический материал, касающийся тенденций формирования социально-групповых идентификаций и их структуры в целом для всего населения и по отдельным социальным группам. До сих пор массовых исследований социальных идентификаций не проводилось.
1 Исследования под руководством Ю.А.Левады здесь проясняют довольно много. И тем не менее, этот очень важный для социальных наук вопрос требует многократно проверенного на фактических данных знания. Прежде всего возникают такие вопросы: Насколько природа человека может быть изменена социальными революциями? Какова "сопротивляемость" обобщенной личности (то есть социально-типического феномена) социально-экономическим переменам? Переживают ли российские граж
2. Впервые в отечественной социологии проблема трансформации социальных идентификаций исследуется в масштабе всего общества.
3. Новизна заключается и в попытке интерпретировать полученные данные с точки зрения различных теоретических подходов на стыке социологии и психологии и представить достаточно целостную картину изучаемого социального процесса.
Практическая значимость связана с использованием результатов работы в учебных курсах по разделу "Социология личности". Результаты исследования представляют интерес и для разработки социальной политики. Особенно важен выявленный в исследовании факт, что любая угроза дестабилизации социально-политической ситуации ведет не к мобилизации граждан, как полагают некоторые политики, а к усилению аномии, общему снижению желания солидаризироваться. В исследовании также выявлены социальные группы, которые ощущают себя наиболее депривированными в ходе реформ.
Апробация работы. Результаты исследования и отдельные материалы диссертации были представлены в виде докладов: на ХШ Всемирном социологическом конгрессе (Билефельд, Германия, июль 1994 г.) - "Individuals in Social Space: Social Identifications in Changing Russia" (в соавт. с Ядовым В.А.) // Sociological Abstracts. XII World Congress, Germany, 1994, p.338; на Второй европейской конференции по социологии (Будапешт, сентябрь 1995 г.) "Social Identifications in Post-Soviet Russia"// Abstracts of the Second Conference for Sociology "European Societies: Fusion or Fission", 30 August-2 September 1995, Budapest, Hungary, p.26; а также на методологических семинарах Института социологии РАН.
Содержание диссертации отражено в публикациях: дане личностный перелом на коротком историческом отрезке или глубинные структуры социальной идентификации намного (или более) инертны?
1. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе (в соавт. с В.А. Ядовым) // Социальная идентификация личности. М.: ИС Ро-сАН. 1993. С. 124-150.
2. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социальная идентификация лич-ности-2 . М.: ИС Рос АН. 1994. С. 6-29.
3. Иерархия и структура социальных идентификаций по данным общероссийского мониторинга (май 1992-декабрь 1994). II раздел в статье В.А. Ядова "Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности"// Мир России. 1995. № 3-4. С. 167-174.
4. Идентификационные стратегии: российский выбор // Социологические исследования. 1995. №6.С.120-130.
5. Проблема социальной идентификации населения современной России // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. Инф. Бюл. М.: Aspect Press Ltd. 1997. №3. С. 12-19.
6. Social Identifications in Post-Soviet Russia: Empirical Evidence and Theoretical Explanation (в соавт. с В.А. Ядовым) // International Review of Sociology. Volume 7. № 2. July, 1997. C. 319-335.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и библиографии.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Социальные идентификации личности в постсоветской России, 1992-1997 гг."
Выводы по теоретико-методологической части исследования: В теоретико-методологическом плане наибольшую объяснительную способность, обнаруживает системно-структурный подход, что, собственно, было предопределено методом. Прежде всего, это касается интерпретаций иерархии и динамики социо-групповых идентификаций, деформации структуры социальных идентификаций в период острого социального кризиса. Однако, феноменологические, интеракционистские и психологические подходы позволяют интерпретировать тенденции и механизмы идентификаций в связи с социо-адаптационным процессом, что существенно обогащает наши объяснения.
Дальнейшее развитие исследований в этой области, а именно - изучения механизмов формирующихся солидарностей как коллективно-актуализированного выражения социальной идентичности индивидов, направлено на установление взаимосвязей между процессами формирования социальных солидарностей и их соотношением с согласованными солидарными действиями, массовым и групповым поведением в меняющихся социо-экономических и социо-политических условиях. В частности, нами исследуются модели солидарности рабочих в разных социо-культурных контекстах и ситуациях.
Безусловно, межстрановые сравнения дополнили бы выводы данной работы, поэтому другой перспективой работы в данной области является сравнительное исследование социальных идентификаций в совместном российско-польском проекте.
Заключение
В диссертации была предпринята попытка выявить основные тенденции формирования социальных идентификаций личности в современном (пост-советском) российском обществе. В результате можно сделать следующие обобщающие выводы.
Фиксируется достаточно устойчивая иерархия социальных идентификаций россиян. Доминирующую позицию в ней занимают идентификации с ближайшим социальным окружением - первичными группами. Социальные идентификации политико-идеологического характера и идентификации, предполагающие солидарности с крупными социальными общностями находятся на нижних ступенях иерархии.
Динамика идентификаций связана с изменениями социального контекста. В периоды обострения общественно-политической ситуации социально-групповые идентификации переживают спад, но по мере стабилизации имеют тенденцию к восстановлению. Максимальные деформации социально-групповых идентификаций наблюдались в 1993 году. Общесоциальный кризис интенсифицирует социальные идентификации личности с повседневным ближайшим окружением и существенно ослабляет солидарности с крупными социальными общностями и связанных с политикой. 1993 год можно рассматривать как переломный для массового сознания: произошел переход от политического к социальному мировосприятию, за которым следует активизация адаптационных процессов к новой реальности. В принципе, любая дестабилизация подрывает желание солидаризироваться в принципе, вызывает атомизацию и "эффект улитки"- замыкание в кругу ближних.
Были выявлены основные тенденции в конфигурации в социальных идентификаций личности: усиление роли ближайшего окружения, национальной компоненты и уменьшение - политико-идеологических компонент, рационализация своего места в имущественном расслоении.
Наибольшим контектуальным изменениям подвержены идентификации с группами, выделяемыми по критерию поведенческих стратегий, что связано с переопределением или адаптацией поведенческих принципов согласно их артикуляции и распространенности в обществе через властные и информационные каналы.
Различия социальных идентификаций заметно выражены по возрастным и социаль-но-статусным признакам. Возрастные различия весьма значительны: люди старших поколений более политизированы, чаще осознают себя членами больших символических общностей, чаще принимают адаптивные стратегии по линии выживания, нежели достижи-тельства, чем молодые. Была установлена зависимость идентификаций, конструируемых по критерию поведенческих стратегий, от статуса и от вида занятий: новые слои являются носителями новой достижительской психологии.
В формировании социальных идентификаций важную (если не решающую) роль играют индивидуально-личностные стратегии адаптации к новым условиям жизни, кото рые также дифференцированы по возрасту и социальному статусу. Основной параметр поляризации идентификационных стратегий - "самосохранительное - активно-достижительское" освоение социальной идентичности.
Важным фактором в принятии той или иной стратегии освоения идентичности играет наличие у человека определенных ресурсов (естественных, статусных), что и определяет его способность к адаптации и, соответственно, обращение в своей идентификации либо больше в сторону прошлого, либо больше в сторону настоящего. Формирование социальных идентичностей опосредовано соотнесением с "проигравшими" или "выигравшими" в ходе реформ.
Механизмы идентификации, связанные с восприятием социального пространства и составляющих его категорий, упрощены, скорее основаны на различениях типа "мы - они'4, нежели на сходствах.
Кризис идентичности с точки зрения структурной связан с изменением институциональной и социо-структурной базы идентификации. Это прежде всего, выражается в изменениях государственно-гражданских и культурно-национальных идентификаций, идентификаций, связанных с социо-стратификационными критериями и имущественной дифференциацией.
Преодоление кризиса идентичности требует больших субъективных усилий. Последнее диктуется необходимостью адаптации, организации своей жизни в условиях кризиса институтов социальной защиты и поддержки, восстановления позитивной связи с меняющимся обществом самим человеком. В этом смысле социальное самоопределение становится необходимым и даже вынужденным. Происходящее можно рассматривать как процесс ремодернизации, поскольку советская мобилизационная модернизация не активизировала субъектность, а напротив подавляла ее. В частности, это выражалось в нормативном предписании быть, как все (в особой нормативной социальности "советского человека"), редуцировании социально-групповых идентификаций.
Можно говорить не только об активизации потребности, но и о возрождении множественной социальной идентичности. Модернизационные процессы в большей степени имеют силу для продвинутых групп населения (жителей больших городов, молодых и более образованных).
Список научной литературыДанилова, Елена Николаевна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Абуевская Е.П. Принадлежность к группе как фактор самовосприяти личности. Автореф. канд.дисс. М.1988.
2. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой деятельности (Соотношение философского, методологического и конкретно-научного подходов к проблеме индивида) М.: Мысль. 1977.
3. Адорно Т. Типы и синдромы // Социологические исследования. 1993. № 3. С.75-85.
4. Американская социологическая мысль. Р. Мертон, Дж.Мид, Т.Парсонс, А.Шюц. Москва: Издательство Московского Университета. 1994
5. Американская социология. Перспективы , проблемы, методы / Под .ред. Т.Парсонса/ Вст. ст. и общ. ред. Осипова Г.В. М.: Прогресс, 1972.
6. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва -Воронеж: Институт практической психологии. 1996.
7. Баранова Т.С. Психологическое исследование социальной идентичности личности // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.202-234.
8. Баранова Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993. С. 35-46.
9. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о "качественной социологии" // Социологический журнал. 1994. № 2. С.28-42.
10. Ю.Бауман 3. От паломника к туристу // Социологический журнал. 1995. № 4. С. 133-154.
11. Бергер П. Общество в человеке // Социологический журнал.1995. № 2. С.162-180.
12. Бергер П. Приглашение в социологию. М.: Аспект-Пресс. 1996.
13. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995
14. Бляхер Л.Е. Человек в зеркале социального хаоса. Хабаровск: Издательство ХГТУ.1997
15. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978
16. Бурдье П. Социальное пространство и генезис "классов"// Вопросы социологии. 1992. Т.1. №1. С.17-37.
17. Бюллетень Фонда Общественнное мнение. ИНФО .1997. №9. С.153
18. Вебер М. Избранные произведения. М.:Прогресс. 1990
19. Вебер М. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
20. Выготский Л.С. Проблема сознания // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М., 1982. Т. 1. С. 156-167.
21. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти томах. М„ 1982. Т. 3. С. 5-328.
22. Гинзбург А. И. Синдром национального меньшинства у русских// Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -1. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. М.: Интерпракс. 1994.
23. Голов A.A. 1989-1993: перемены в повседневной жизни // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 2. С. 33-36.
24. Голов A.A. Психологическое состояние россиян и его факторы // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.1995. № 1. С. 26-27.
25. Голофаст В.Б. Многообразие биографических повествований // Социологический журнал.1995. № 1. С.71-88.
26. Горшков M.K. Динамика ценностных ориентаций и социальных чувств населения России в условиях общественной трансформации (Исследования РНИСиНП). Рукопись. М., 1997.
27. Гудков Л.Д. Динамика этнических стереотипов (сравнение замеров 1989 и 1994 гг.) // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С.22-26.
28. Гудков Л.Д. Русское национальное сознание и типы консолидации // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -1. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. Москва: Интерпракс. 1994.
29. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.:ИС РосАН. 1996. С. 80-81.
30. Джагинова Е.Э. Статус и успех: массовые представления о социальной иерархии // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.1994. № 2. С. 25-28.
31. ДжеймсУ. Психология. М.:Педагогика. 1991.
32. Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Лапина Н.И., Беляевой Л.А. Москва: Эдиториал УРСС. 1996.
33. Дробижева Л.М, Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. Москва: Мысль. 1996.
34. Дубин Б.В. Дети трех поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 4. С.30-33
35. Дубин Б.В. Культурная динамика и массовая культура сегодня // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -1. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. Москва: Интерпракс. 1994.
36. Дубин Б.В. О поколенческом механизме социальных сдвигов // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -2. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. Москва: Аспект пресс . 1995.
37. Дубин Б.В. Семья или успех? // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 6. С. 24-27.
38. Дубин Б.В. Социальный статус, культурный капитал, ценностный выбор: межпоколенческая репродукция и разрыв поколений // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.1995. № 1. С. 14-18.
39. ЗЭ.Дубин Б.В. Эта нынешняя молодежь // Этика успеха. Выпуск 8. 1996. С.33-41.
40. Дудченко О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социальная идентификация личности -27 Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С. 179-201.
41. Дудченко О.Н., МытильА.В. Семейная самоидентификация в кризисном обществе// Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993. С.84-106.
42. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука. 1991
43. Жамкочьян М.С. "Настойчивость ноги": конец эпохи социализации // Этика успеха. Выпуск 8. 1996. С.139-144.
44. Зоркая H.A. Кто сохранил интерес к политике? // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С.20-22.47.3убова Л.Г., Ковалева Н.В. Обеспеченные (основные характеристики группы) //
45. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994 № 6 С.38-41.
46. Игитханян Е.Д. Самоидентификация в социально-слоевой структуре и основные направления ее изменений // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.29-40.
47. Игитханян Е.Д. Самоопределение в стратификационной системе общества // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.:ИС РосАН. 1993. С.153-158.
48. Ионин Л.Г. Георг Зиммель социолог. М.: Наука. 1981.
49. Ионин Л.Г. Идентификация и инсценировка (к теории социокультурных изменений) // Социологические исследования. 1995. № 4. С.3-13.
50. Ионин Л.Г. Понимающая социология. Историко-критический анализ. М.:Наука 1979
51. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос. 1996. ,
52. Касьянова К. "Русский национальный характер": двадцать лет спустя // Этика успеха. Выпуск 9. 1996. С. 196-208.
53. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994
54. Качанов Ю.Л. Опыты о поле политики. М.: Институт экспериментальной социологии. 1994.
55. Качанов Ю.Л., Шматко H.A. Семантические пространства социальной идентификации // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993.1. С. 47-68
56. Качанов Ю.Л., Шматко H.A. Социальная идентичность как базовая метафора рефлексивного жизнеописания // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С. 235-263.
57. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований для идентификации (80-90-е годы) // Социологические исследования. 1995. №1. С. 59-72
58. Климова С.Г. Возможности методики неоконченных предложений для изучения социальной идентификации // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993. С. 69-83.
59. Климова С.Г. Стратегия успеха в меняющемся мире // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.50-78.
60. Клямкин И.М. Историческая незавершенность советского человека. В кн.: Этика успеха. Тюмень-Москва, 1994. С.27
61. Козлова Т.З. Особенности социальной идентификации на различных стадиях жизненного цикла личности // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993. С.107-123.
62. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту "Кто Я?" II Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.130-153.
63. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. "Средний класс" как символ и реальность // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.79-129.
64. Козырев Ю.Н., Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал. 1995. № 2. С.23-43.
65. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М.:Политиздат. 1984.
66. Кон И.С. Открытие "Я". М.:Политиздат. 1978.
67. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.:Просвещение. 1980.
68. Кон И.С. Социология личности. М.Политиздат. 1967.71 .Косова Jl.Б. "Человек советский" возможность типологии // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 17-21.
69. Кравченко А.И. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.:На Воробьевых. 1997
70. Левада Ю.А. "Человек советский" пять лет спустя:1989-1994 (предварительные итоги сравнительного исследования // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 1. С. 9-14.
71. Левада Ю.А. Возвращаясь к феномену "человека советского": проблемы методологии анализа // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.1995. № 6. С. 14-18.
72. Левада Ю.А. Общественное мнение в год кризисного перелома // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 3. С. 5-10.
73. Левада Ю.А. Судьба "человека советского". Размышления пять лет спустя // Этика успеха. Выпуск 9. 1996. С.218-225.
74. Левада Ю.А. Социальные типы переходного периода: попытка характеристики // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1997. № 2. С. 9-15.
75. Левинсон А.Г. Значимые имена // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1995. № 2. С.26-29.
76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука. 1971.
77. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества // Социологов 1991. Вып. 1: Общество и сферы смысла. С.194-218.
78. Магун B.C. Метод расширенных факторов//Социологические исследования. 1985. № 1. С. 135-144.
79. Магун B.C. Ценностный реванш в современном российском обществе // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -1. Под ред. Заславской Т.И., АрутюнянЛ.А. М.: Интерпракс. 1994.
80. Магун B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожидаемой им помощью // Психологический журнал. 1991. Т. 12. № 6.
81. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд.2 .Т.З.
82. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология II Маркс К., Энгельс Ф. Соч. изд.2. Т.З.
83. Масловский М.В.Веберовская концепция патримониализма и ее современные интерпретации //Социологический журнал.1995. № 2. С.95-109.
84. Мертон Р., Мид Дж., ПарсонсТ., Шюц А. Американская социологическая мысль. М.: Изд. Московского Университета. 1994.
85. Монсон П. Современная западная социология. Санкт-Петербург: Нотавене. 1992.
86. Московичи. Век толп. Москва: Центр психологии и психотерапии. 1996.
87. ЭО.Назарчук У.Я. Тест двадцати ответов: какую идентичность мы измеряем? // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.160-177.
88. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 2. С.5-22
89. Наумова Н.Ф. Переходный период. Мировой опыт и наши проблемы //"Коммунист". 1990. №8.
90. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.:Наука. 1988.94.0льшанский В.Б. Социология личности в России // Социология в России. М.: На Воробьевых. 1996. С. 421-456.
91. Петровский A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат. 1982
92. Эб.Радаев В.В. Явление предпринимательства и группы предпринимателей // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -2. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. М.: Аспект пресс .1995.
93. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука. 1995.
94. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М.: Academia. 1995.
95. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. № 3. С.121-129. №5. С.144-153.
96. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз.1996.101 .Рывкина Р.В. Формирование новых экономических классов // Социологический журнал. 1994. № 4. С.36-47.
97. ЮЗ.Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В.А.Ядова.Ленинград: Наука. 1979
98. Сидоренко С.А. 'Underclass', или социальное дно России // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -2. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. Москва: Аспект пресс. 1995.
99. Советский простой человек:опыт социального портрета на рубеже 90-х / Под ред. Ю.А.Левады. М.:Мировой океан. 1993.
100. Юб.Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас / Под ред. А.В.Леденевой, И.В.Давыдовой. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета. 1995.
101. Социальная идентичность и изменение ценностного сознания в кризисном обществе. Методология и методика измерения социальной идентичности / Под. ред. Шматко Н.А. М.: ИС РосАН. 1992.
102. Социальные структуры и социальные субъекты / Под. ред.В.А.Ядова. М.:ИС РАН. 1992
103. Суверенитет и этническое самосознание: идеология ипрактика. Под ред. Дробижевой Л.М., Гузенковой Т.С. М.: ИЭА РАН. 1995.
104. Судьбы людей России / Под. ред. Семеновой В.В.Фотеевой Е.В. М.:ИС РАН. 1996.111 .Сусоколов А.А. Русский этнос в XX в.: этапы кризиса экстенсивной культуры (гипотезы этноэкологической модели) // Мир России. 1994 № 2. С. 3-53.
105. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.: Прогресс. 1995.
106. Тихонова Н.Е. Зависимость взглядов и поведения от ценностных ориентаций // Куда идет Россия?. Альтернативы общественного развития -1. Под ред. Заславской Т.И., Арутюнян Л.А. М.: Интерпракс. 1994.
107. Урнов М.Ю. Авторитарность: опыт количественной оценки // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1994. № 5. С.20-22.
108. Филиппов А.Ф. О понятии "теоретическая социология" // Социологический журнал.1997. № 2/3. С.5-38
109. Фрейд 3 Массовая психология и анализ человеческого Я// Фрейд 3. Избранное. Кн.1. М.: Наука. 1990.
110. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение. 1990
111. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 1989. №2. С.28-52.
112. Черных А.И. Историческая социология: становление социальных институтов Советской России (20-е годы) Автореф. докт. дисс. М.:Ис РосАН. 1997
113. Черныш М.Ф. Национальная идентичность: особенности эволюции // Социологический журнал. 1995. № 2. С.110-113.
114. Черныш М.Ф. Социальная идентификация претерпевающих восходящую и нисходящую мобильность // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993. С. 159-167.
115. Шибутани Т. Социальная психология. М.: Прогресс. 1969.
116. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс. 1996.
117. Шюц А. Структура повседневного мышления // Социологические исследования. 1988. № 2. С.129-137.
118. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.Renaissance. 1991.
119. Ядов В.А. Два рассуждения о теоретических предпочтениях // Социологический журнал.1995. № 2. С.70-73.
120. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. 1994. № 1. С.35-52.
121. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности (Программа проекта) // Социальная идентификация личности / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1993. С.7-23.
122. Ядов В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности -2 / Под. ред. Ядова В.А. М.: ИС РосАН. 1994. С.264-287.
123. Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995 № 3-4. С. 159-181.
124. Adorno T.W., Frenkel-Brunswik Е., Levinson D., Sanford R. The Autoritarian Personality. NY: Harper. 1950
125. After Identify. / Ed. by Danielsen D„ Engle K. NY.: Routiedge. 1995.
126. Bauman Z. Intimations of Postmodernity. London: Routiedge. 1992.
127. Beck U., Giddens A., Lash S. Reflexive Modernization. Politics, Tradition and Aethetics in the Modern Social Order. Stanford: Stanford University Press. 1994.
128. Billig M., Tajfel H. Socila categorization and similarity in intergroup behaviour // European Journal of Social Psychology. 1973. №3. P.27-52.
129. Bourdieu P. The Logic of Practice. Cambridge: Polity Press. 1990.
130. Brown R. The role of similaritity in intergroup relations // The Social Dimension: European Developments in Social Psychology / Ed. by Tajfel H. Cambridge: Camridge University Press. 1984.
131. Burkitt J. Social Selves: Theories of the Social Formation of Personality. London: Sage. 1991.
132. Campbell D. Stereotypes and The Perception of Group Differences //American Prychologist. Vol. 22 .1967. P.817-829.
133. Cohen A. Self Consciousness. An Alternative Antropology of Identity. London: Routiedge. 1994.
134. Cooley Ch.Y. Human Nature and the Social Order. N.Y: Schocken Books. 1902.
135. Culture, Idetify, and Politics. /Ed. by Gellner E. Cambridge University Press. 1987.
136. Detraditionalization./ Ed. by S.Lash, P.Heelas, P.Morris. Oxford: Blackwell. 1995.
137. Elias N. What is Sociology? London: Hutchinson 1978.
138. Erikson E. H. Identity: Youth and crisis. NY: Norton.1968.
139. Erikson E.H. Childhood and Society. NY: Norton. 1963.
140. Fractured Identities. /Ed. by Bradley H. Cambridge: Polity Press; Blackwell Publishers. 1996.
141. Fromm E. Escape from Freedom. NY.: Farrar & Rinehart. 1941.
142. Gergen K.J. The Concept of Self. N.Y.: Holt, Rinehart & Wilson. 1971.
143. Gergen K.J., Shotter J. Texts on Identity. London and Newbury Park: Sage. 1989.151 .Giddens A. Capitalism and Modern Social Theory: An Analysis of the Writings of Marx, Durkheim and Weber. Cambridge: Cambridge University Press. 1971.
144. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Self and Society in Late Modern Age. Cambridge: Polity Press. 1991.
145. Giddens A. New Rules of Socilogical Method. Oxford: Polity Press. 1993
146. Goffman E. The Presenatation of Self in Everyday Life. NY: Doubleday-Anchor.1959.
147. Goffman T. Asylums. NY: Doubleday. 1961.
148. Gurin P. Markus H. Group Identity: The Psychological Mechanisms of Durable Salience // Revue Internationale de Psychologie Socilae. T. 1.№ 2. 1988. P.257-274.
149. Hogg M. A., Abrams D. Social Identifications. A Social Psychology of Intergroup Relations and Group Processes. London: Routledge. 1988 >
150. Holland R. Self and Social Context. London: The MacMillan Press. 1977
151. Hopf T. Identity and Security. Construction, Imposition and Choice. Paper. Ann Arbor. 1994
152. Jonhson A. The Blackweil Dictionary of Sociology. A User's Guide To Sociological Language. Oxford: Blackweil. 1995.
153. Kelley H. The Psychology of Personal Constructs. NY: Norton. 1955.
154. Kellner D. Popular culture and the constrstruction of post modern identities // Modernity and Identity / Ed. by Lash S., Friedman J. London: Blackweil. 1992. P.141-177.
155. Kohn M.L., Slomczynski K.M. Social Structure and Self-Direction. A comparative Analysis of the US and Poland. Oxford: Blackweil. 1993
156. Lash S.,Urry J. The End of Organised Capitalism. Madison.1987
157. Le Rider J. Modernity and Crises of Identity. Oxford: Polity Press. 1993
158. Lifton R. Protean Man // The psychoanalitic interpretation of history / Ed. by Wolman. N.Y.: Basic Books.1971.
159. Luhman N. Trust and Power. Chichester: John Wiley. 1979.
160. Lyotard J-F. The Postmodern Conditions. Manchester: Manchester University Press. 1990.
161. Malewska-Peyere H. L'lmage de Soi des Jeunes Immigres // Bulletin de Psychologie/ 1986. T.XXXVI. № 359.
162. Marcus H., Nurius P. Possible selves //American Psychologist. Vol. 41. № 3. 1986. P. 954-969.
163. Marcuse H. One Dimensional Man. Boston: Beacon Press. 1964.
164. Maslow A.H. Towards a psychology of being. N.Y.:Van Nostrand, 1962
165. Mead G.H. Mind, Self and Society. Chicago: University of Chicago Press. 1934.
166. Modernity and Identity / Ed. by Lash S., Friedman J. London: Blackweil Publishers. 1992.
167. Moscovici S. The Invention of Society. Psychological Explanation for Social Phenomena. Oxford: Polity Press. 1993.
168. Moscovici S. The Phenomena of Social Representation//Social Representation. Cambridge 1984.
169. Organizing Modernity / Ed. by Ray L.J., Reed M. London: Routledge. 1994.
170. Pahl R. After Success. Oxford: Polity Press. 1993
171. Parsons T. The Position of Identity in the General Theory of Action // The Self and Social Interaction / Ed. by Gergen K„ Gordon C. NY: John Wiley and Sons Inc. 1968. P. 11-23.
172. Preez P. du. A Strategic Theory of Social Identity // Paper presented at the international Conference on Self and Identity. Cardiff, July, 1984.
173. Riesman D., Denney R., Glaser N. The Lonely Crowd. New Haven: Yale University Press. 1950.
174. Rosch E. Principles of categorization // Cognition and Categorization/ Ed. by Rosch E., Lloyd B. NJ Hillslade: Erlbaum. 1978 . P.29-45.
175. Self Consciousness / Ed. by Cohen A.P. London: Routledge. 1994.
176. Sherif M. Group Conflict and Cooperation. London: Routledge& Kegan Paul. 1967.
177. Smith A. National Identity. London: Penguin Books. 1991.
178. Social Identity and Intergroup Relations. / Ed.by Tajfel H. Cambridge: Cambridge University Press. 1982.
179. Social Theory and the Politics of Identity. I Ed. by Craig Calhoun. Oxford: Blackwell. 1994.
180. Sullivan H. Interpersonal Theory of Psychiatry. London: Tavistock. 1955
181. Tajfel H. Human groups and Social categories: Studies in Social Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1981.
182. The Blackwell Dictionary of Twentieth Century Social Thought. /Ed.by W.Outhwaite & T.Bottomore. Oxford: Blackwell. 1994.191 .The Crisis of the Self in the Age of information. / Ed. by Barglow R. London: Routledge. 1994.
183. Turner J.C. Towards a a cognitive redifinition of the social group // Social Identity and Intergroup Relations. / Ed.by Tajfel H.Cambridge: Cambridge University Press. 1982. P. 15-28.
184. Turner R. The self-conception in social interaction II The Self and Social Interaction / Ed. Gergen K., Gordon C. NY: John Wiley and Sons Inc. 1968.
185. Weigert A.J., Teitge J.S., Teitge D.W. Society and Identity. Toward a Sociological Psychology. Cambridge: Cambridge University Press. 1986.до