автореферат диссертации по истории, специальность ВАК РФ 07.00.03
диссертация на тему:
Социальные, культурные и экономические аспекты общинных уставов в Северном Вьетнаме

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Ву Зуи Мен
  • Ученая cтепень: кандидата исторических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 07.00.03
Автореферат по истории на тему 'Социальные, культурные и экономические аспекты общинных уставов в Северном Вьетнаме'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные, культурные и экономические аспекты общинных уставов в Северном Вьетнаме"

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ

РГ6 ОД На правах рукописи

- 8 ОКТ 1996 ■

ВУ ЗУИ ГЛЕН

СОЦИАЛЬНЫЕ, КУЛЬТУРНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЩИННЫХ УСТАВОВ В СЕВЕРНОМ ВЬЕТНАМЕ

/ОТ1 - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XIX ВВ./

Специальность: 07.00.03 - Всеобщая история

(Новое и новейшее время)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук

МОСКВА -1996-

Работа выполнена в Отделе Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН

Научный руководитель - доктор исторических наук

ДЕМЕНТЬЕВ Ю.П.

Официальные оппоненты - доктор исторических наук

НЕГШНШ O.E.

кандидат исторических наук ЯКОВЛЕВА Е.А.

Ведущая организация - Ордона Друябы народов Институт этнологии

и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая

Защита диссертации состоится "/У" ßßs 1996 г.

в час. на заседании диссертационного совета по историческим наукам Д.003.01.с1-в Институте востоковедения РАН по адресу: Москва, ул. Ровдественка, 12.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотека Института востоковедения РАН.

Автореферат разослан " ¿Btifd^fafLI9i

996 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор исторических наук п

Володин А.Г.

Институт востоковедения РАН, 1996

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Предмет исследования. Цели и задачи.

Предметом исследования антора является сельская община вьетов, представляющая собой наиболее устойчивый тип общественной организации, игравшей на протяжении всей истории Вьетнама важнейшую роль в политической и социальной кизни страны.

Автор рассматривает проблему на материале кодексов общин, собранных в дельте реки Хонг (р. Красная), которая является колыбелью вьетской культуры. Подобный подход дает возможность распространить исследования и на другие районы страны - равнины Бак Бо и Чунг Бо, дельту Кыу Лонг (р.Меконг), а также места обитания других народностей Вьетнама.

Рассмотрение этой темы преследует цель сделать первый шаг в изучении кодекса общинных законов, проследить их роль в жизни вьетских общин и определить их место в историческом развитии вьетского общества.

Актуальность теш.

В процессе построения нового общества перед Вьетнамом стоит актуальная задача наследовать и развивать лучшие стороны исторических традиций и духовных ценностей, накопленных народом в тысячелетней борьбе за создание и защиту вьетнамского государства.

Одним из важнейших элементов тысячелетней отечественной традиции является общинная организация вьетнамской деревни -сельские общины. Община (ланг са) - это, возможно, наш древнейший исторический институт аккумулировавший социальные и

культурные традиции народа, которые во многом нашей отражение в общинных обычаях. При некоторых основных общих моментах они несли на себе сложный отпечаток местной специфики. Круг обычаев в кадцой общине был своеобразен. Не случайно сложились поговорки о своеобразии общин: "Каждая община бьет в свой колокол", "каздая община поклоняется своему святому" и т.д. В неизбежном многократном столкновении общинных обычаев и государственных узаконений последние нередко уступали общинным традициям: "Общинные обычаи побеждают королевские законы", -гласит вьетнамская пословица.

Общинные уставы играли большую роль в жизни вьетов, поэтому к их изучению часто обращаются современные исследователи Вьетнама.

Долг каждого вьетнамского обществоведа помочь правильно оценить все элементы национального наследия, способствовать тому, чтобы все прогрессивное из него было перенято и развито в ходе построения новых социальных форм.

Научная новизна работы.

В работе впервые дан научный анализ кодексов общинных законов вьетов. Изучение содержащегося в них материала является лишь первым шагом в исследовании их происхождения и сущности, теснейшим образом связанных с жизнью и развитием вьетской общины, отражавшей эти процессы.

При всем разнообразии конкретных текстов кодексов, можно выделить несколько общих моментов.характерных для большинства подобных документов.

Более того, положения своего общинного кодекса были ближе и понятнее крестьянам, нежели государственные законы. В принципе общинники жили главным образом по своим обычаям, по правилам своего кодекса.

В то же время общинный кодекс не был сводом правдах противостоящих государственным законам. Его роль состояла в первую очередь в том, чтобы увязать требования государства с интересами общинников, чтобы, насколько это возможно, соблюсти интересы последних.

Практическая ценность работы.

Диссертация вносит свой вклад в исследование и оценку традиционного культурного наследия вьетских общин, веками представлявшими собой одну из основных структурных единиц вьетнамского общества. Новые материалы о кодексах общин дополнят наши знания древней и средневековой истории Вьетнама.

Обращение к этой теме внесет также определенный вклад в борьбу за преобразование старого образа жизни путем критики старых отсталых обычаев, привычек и выявления прекрасных обы- " чаев, красивых и полезных традиций.

Материалы настоящей диссертации могут быть включены в соответствующие разделы курсов по истории Вьетнама высших учебных заведений и в разделы курсов по проблемам социально-экономической и аграрной истории Азии (Индокитая) ХУШ - начала XIX вв.

Источники и литература диссертационной работы могут быть разделены на две группы.

а) Кодексы вьетских общин как первоисточник.

Тексты интересующих нас документов - кодексов общинных законов, являются важнейшим первоисточником. До нашего времени дошли тысячи подобных документов, которые принадлежат различным общинам. Они известны как в подлинниках, так и в копиях, а также как тексты, выбитые на мемориальных досках ("ван биа"). Трудно назвать более ценные источники при изучении самых разных сторон жизни вьетской общины.

В работе над диссертацией мы использовали кодексы общинных законов из общин, расположенных в дельте реки Хонг (р.Красная) , а также в некоторых других районах в дельтах рек Ма и Лам и на срединной равнине Чунг Бо (Центральный Вьетнам).

В процессе работы над диссертацией нам удалось провести полевые исследования в некоторых типичных общинах дельты реки Хонг (Красной). Эти общины, как нам представляется, можно условно разделить на два вида. К первому относятся общины, име-кщие стойкую конфуцианскую традицию, представители которых достигли определенных успехов в конкурсных экзаменах. Второй вид составляют чисто сельскохозяйственные общины. Представля-

ется, что эти два вида в сочетании отражают как общие черты, так и специфику общин данного района. К сожалению, мы не имели возможности для обстоятельного обследования многих общин, включая даже некоторых из тех, где сохранились интересующие нас кодексы.

б) Материалы, косвенно связанные с темой представленного исследования.

К ним относятся различные официальные истории Вьетнама, где можно найти многообразный фактический материал о традиционных вьегских общинах и их взаимоотношениях с феодальным государством. В этих работах содержатся сведения о происховдении некоторых общин, их эволюции,'постепенном совершенствовании чиновнического аппарата, системе общественного и частного землевладения в общинах, времени появления и цели составления списков новобранцев и земельных реестров, данные о распространении конфуцианских идей и проникновении разных течений буддизма в общины, о народных верованиях, боге-хранителе некоторых общин, методах хозяйственной деятельности общин, сознании совместной ответственности в защите страны перед угрозой иностранной агрессии и т.д. В целом эти книги рисуют достаточно полную картину происходивших в стране процессов и позволяют вычленить основные проблемы развития традиционных вьетских общин. Все это служит прочной основой для исследования стоящей перед автором задачи.

Другой группой исторических источников, использованных в диссертации являются различные документы феодальной эпохи вьетнамских общин дельты реки Хонг (р. Красной) и некоторых других районов страны. Речь идет о списках новобранцев, земельных реестрах, родословных, указах о вознаграждении и т.д. Использование этих материалов сопряжено с большими сложностями, тщательной экспертизой, анализом и проверкой полученных сведений. В то же время нельзя недооценивать значение подобного источника для изучения исследуемых нами общин.

Важнейшей базой для работы над темой являются также и многочисленные научные труды по истории Вьетнама, опубликованные преимущественно во Вьетнаме. В них разработаны основные методологические принципы исследования и содержится большой фактический материал.

На севере страны с 1954 года до настоящего времени изучение традиционных общин неуклонно расширяется. Кроме фундаментальных работ по общей истории Вьетнама - "История феодализма во Вьетнаме" (в 4 томах), написанной коллективом авторов из Ханойского университета, "История Вьетнама (1428-1858)", созданной коллективом авторов из Ханойского педагогического института, "История Вьетнама" (в 2 томах) - результата работы творческого коллектива авторов Комитета общественных наук Вьетнама и т.д., - был такие опубликован ряд монографий, непосредственно посвященных вьетской общине, а также сотни статей и научных сообщений об общинах в разных аспектах - истории, этнографии, культуры, социологии и т.д. О вьетской общине защищено более 100 дипломных работ студентов исторических факультетов Ханойского университета и Ханойского педагогического института. Не обошла эту тему и вьетнамская пресса - в некоторых ежедневных и еженедельных газетах - "Ван нге" ("Литература и искусство"), "Ван хоа нге тхуат" ("Культура и искусство"), "Нонг тхон мой" ("Новая деревня") и т.д. были опубликованы статьи об образе жизни и обычаях вьетнамской деревни в прошлом и в настоящее время.

В прилагаемом списке литературы указано 185 использованных книг и статей, в том числе 90 на вьетнамском языке, 95 на восточных и других иностранных языках.

Апробация работы.

Диссертация обсувдена на заседании Отдела Юго-Восточной Азии Института востоковедения РАН. Некоторые ее аспекты и положения наши отражение в статьях и других работах автора.

Предварительные выводы диссертационного исследования были оглашены в докладах на заседаниях Ханойского государственного университета в 1986 г., в Ханойском институте фольклора в 1986 г., в Ханойском институте истории в 1992 г., на научных конференциях в ИСАА при МГУ в 1993-1994 гг. По теме дис-

сертации в период 1981-1994 гг. было опубликовано 8 статей на ' вьетнамском языке.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, примечаний, списка использованных источников и литературы, списка сокращений.

П. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении содержится обоснование выбора темы, определяются ареал исследования и хронологические рамки работы, формулируется значение темы диссертации - ее научная новизна и актуальность. В обзоре историографии даются характеристики использованных источников и литературы, а также излагается методология исследования.

В первой главе дается краткий обзор сведений о кодексах общинных законов, исследуются термины Хыонг ыок иКХоан ыок как формы письменной фиксации общинных обычаев, охватывающих почти все стороны жизни общин. Автор подчеркивает их нормативный характер, определявший многие стороны жизни членов общин.

В феодальную эпоху во Вьетнаме существовали десятки тысяч общин. Только в дельте реки Хонг в ХУШ в. их было несколько тысяч. Некоторые из них уже имели многовековую историю, другие возникли относительно недавно. Практически у кавдой общины были свои документы, фиксировавшие местные обычаи или какие-либо частные правила и нормы поведения. В принципе в последний период правления династии Ле и начальный период правления династии Нгуенов, относящихся к периоду исследуемому в диссертации, одновременно имелись разные виды таких кодексов. Большинство документов, доступных современным исследователям, представляют собой не оригиналы, а копии. Потерю огромного корпуса древних материалов, вполне справедливо расценивать как серьезный ущерб в деле изучения и освоения культурного наследия прошлого, создающий большие трудности для научных исследований. Они очень нужны для исследователей разных сторон жизни вьетской общины, в том числе и затрагиваемым в нашей диссертации. Одновременно в них содержится много све-

дений по политической истории страны в новое время, что представляет интерес для историков Вьетнама широкого профиля.

Кодексы общин главный источник нашей диссертации. Естественно возникает вопрос о проблеме терминовКХоан ыок или Ьшонг ыок.

По вопросу о происхождении данных терминов и об их соотношении у ученых до сих пор нет единого мнения. Превалируют две точки зрения. Согласно первой они фактически идентичны, согласно второй - ими обозначаются в определенном плане разные документа. Несомненно одно: !хыонг ыок и Кхоан ыок - письменная фиксация общинных обычаев, охватывавшая почти все стороны жизни общин. Они стали нормой, которой все члены общества должны были следовать.

Термин 1Схоан ыок - китайского происхождения. Он распространился во Вьетнаме, вьетнамизировался и стал вьетским термином, сохранив изначальную содержательную сущность (Кхоан ыок отождествлялся с Кхие ыок - свидетельство) и в то же время претерпел изменения в соответствии с пониманием вьетов. Кхоан ыок был, так сказать, более узким документом, затрагивавшим лишь какую-либо конкретную сторону жизнедеятельности общины и распространялся на какой-то один или несколько видов общинной деятельности.

Термин !хыонг ыок также китайского (ханьского) происхождения. В диссертации автор ставит вопрос о том, когда этот термин появился и получил распространение во Вьетнаме, о его смысловой нагрузке и т.д. Недостаток материала, однако, не дал нам возможность получить на эти вопросы исчерпывавшие ответы.

Тексты Ьсыонг ыок и Кхоан ыок записывались как на бумаге, так и на железе, бронзовых пластинах, каменных стелах и деревянных досках. Составлялись они на языке хань-ном, на французском и вьетнамском языках. В основном эти документы были написаны на хань-ном. В новое время и в последующий период хыонг ыок многих общин писались на французском и вьетнамском языках. Встречаются также тексты, которые были написаны сразу на трех - китайском, французском и вьетнамском.

Структура документов чаще всего строилась по единой схеме: перечислялись участники, готовившие документ, причины его составления, далее излагалось содержание документа. В заключительной части ставилась дата, подписи или отпечатки пальцев участников.

В диссертации с достаточной очевидностью показана динамика появления Кхоан ыок и хыонг ыок. Сравнительно малочисленные до 15 века, когда они выгравировывались на стелах или брошюровались, эти документы с 16-17 веков и особенно с 18 века до первой половины 19 века получают все большее распространение. Эта картина несомненно, отражает объективную тенденцию постепенного увеличения роли и значения этих документов для вьетских общин на равнине реки Хонг (Красной).

Во второй главе рассматривается происхождение и условия появления изучаемых документов. Договорный характер Ьсыонг ыок заставляет предположить с достаточными для этого основаниями, что исторически хыонг ыок восходит к обычаю клятвы или клятвенному празднику.

В ходе клятвенных праздников их участники просили духа помочь людям: послать им здоровья, избавить от болезней, обеспечить высокий урожай и т.д. Участие общинников в этих ритуалах не только укрепляло традиции, но и содействовало повышению самоуважения общинников, чувствовавших себя сопричастными к важнейшим делам своего коллектива. Положения, содержавшиеся в клятвах, начали фиксироваться в Кхоан ыок, а затем -в значительно расширением виде - и в хыонг ыок. Письменная фиксация общинных документов означала переход на более высокий юридический уровень.

Обычай поклонения духам предков (ле хау), восходящий к древнему культу предков, постепенно приобрел форму "приношение" или "посылка хау". Имена и фамилии тех, кто давал средства для закрепления за ним места для поклонения ле хау начали фиксироваться на стеле поклонения с тем, чтобы современники и последующие поколения знали об этой их заслуге. Из текстов нескольких таких стел и складывались первоначально . хыонг ыок.

Появление практики составления .хыонг ыок - результат длительного развития вьетских общин, усложнение их социальной жизни. Одним из моментов такой эволюции было укрепление общины.

Создание .¿сыонг ыок в основном легло на плечи слоя конфуциански обученных интеллигентов в общинах и именно они записывали его.

В третьей главе автор рассматривает основное содержание изучаемых документов. В ниг регламентировалась структура общинной организации, обязанности чиновников, их привилегии.

В 'хыонг ыок также достаточно четко регламентируются в соответствии с принятыми в общине обычаями и все остальные стороны жизни, порядок проведения различных церемоний, правила землепользования, ирригации, охрана общественного порядка и обороны и т.д.

Большое внимание в документах уделяется вопросам, связанным с культурой - регламентация встреч победителей императорских конкурсных экзаменов, праздники в честь пожилых и т.д.

Знакомство с соответствующими положениями хыонг ыок позволяет глубоко изучить религиозную жизнь вьетских общинников, носившую определенные черты синкретизма, анализировать сложное сочетание официальной религии и народных верований.

В то же время речь о кодексах общинных законов шла в первую очередь о правилах пользования общинной землей. В общине всякий, "внесенный в списки" после достижения 17 лет, получал участок общей земли для обработки. Достигнув возраста 18 лет, он начинал платить налоги и выполнять трудовые повинности, как и все другие. Если кто-нибудь не получил свой участок из-за опоздания с составлением списка, то согласно старому обычаю, он получал эту землю через год, когда ему исполнялось 19 лет.

Довольно большое внимание в . .хыонг ыок уделялось ирригации - важнейшему звену в сельскохозяйственном производстве. Впрочем тема ирригации (как и земельных отношений) затрагивалась далеко не во всех хыонг ыок. В тех же случаях, когда

соответствующие положения имели место, они не были одинаковыми. Последнее объясняется, по-видимому, различиями в хозяйственной жизни общины.

За нарушение общинных обычаев чаще всего штрафовали деньгами или натуральными продуктами. Это была самая распространенная форма штрафа. Реже применялись телесные наказания: порка нарушителей розгами или палками. Самой тяжелой мерой наказания являлось изгнание из общины (фамилия и имя нарушителя вычеркивались из списка членов общины), а он сам передавался его официальным судьям.

О многочисленных изменениях и дополнениях хыонг ыок не раз уже говорилось выше. Теперь же подчеркнем, что богатство и разнообразие содержания различных <хыонг ыок - результат длительной эволюции этих документов, которая отражала развитие и усложнение жизни вьетской общины.

Период, рассматриваемый в главе, был достаточно бурным и сложным для сельских общин вьетов в долине реки Хонг (Красная). В их развитии явственно прослеживаются как позитивные, так и негативные тенденции: рост посевныз площадей, расширение самой деревни, увеличение численности ее населения, углубление классовой дифференциации, появление новых социальных структур в общинах, постоянный неурожай, разгул воровства и грабежей, опасность от внешних врагов.

Несомненно, что внесение в .хыонг ыок положений о наказании и норм регламентирующих жизнь общинников увеличивало значение документа, способствовало сохранению и укреплению общинной солидарности, укрепляло правопорядок и моральный климат в общине.

В четвертой главе исследуется роль кодексов общинных законов в жизни сельской общины. Приведенный в третьей главе материал дает основание для вывода, что они играли большую роль в жизни общины.

До начала 18 в. вьетнамская феодальная власть непосредственно вмешивалась в дела общин путем подбора общинных чиновников из числа прошедших обучение в конфуцианских школах и определяло их задачи и обязательства. С 18 в. до начала 19 в.

государство перешло к практике косвенного контроля над общинными аппаратами управления - путем утверждения са куан или са чыонг (главы общины), его заместилея (фо ли) и помощников (са туан или чыонг туан) после кандых выборов в общинах. Главной задачей общинных чиновников являлось обеспечение уплаты налогов, набора новобранцев в армию, выделение рабочей силы для трудовых повинностей и управление деятельностью общин. В это время в каждой общине в районе равнины реки Хонг были определены правила выборов своих общинных чиновников. Эти правила (во многом носившие характер соглашения) записывались в хыонг ыок общин.

Структура общинной администрации, сфера обязанностей каждого входившего в нее - от са чыонг - ли чыонга до хыонг чыонга - тхон чыонга фиксировались в .хыонг ыок. В нем закреплялись и их привилегии, хотя, возможно, в неполном виде. Так, согласно правилам, записанным в .хыонг ыок, члены аппарата управления общиной получили больший надел, чем простой общинник и т.д.

Социальное расслоение во вьетских общинах в рассматриваемый период было уже достаточно глубоким. Признавалось, что община является маленьким двором, тогда как государство большим королевским двором. Общине была свойственна многоступенчатая социальная стратификация, исходной основой которой выступало, как и в некоторых странах Дальнего Востока, скорее не богатство, а степень близости к государственному аппарату. Наглядное проявление подобной стратификации находило в распределении мест в общинном доме на собраниях, праздниках, во время обряда жертвоприношения. Соответствующие правила тщательно фиксировались в ...хыонг ыок. Причем в каздой общине место могло меняться в зависимости от обстоятельств. Но всегда сохранялся основополагающий принцип - выразить уважение к тем людям, которые имели высокие чиновничьи звания и ранги, а также к пожилым членам общины.

Появление практики составления кодексов - результат длительного развития вьетских общин, усложнение их социальной жизни. Община находилась в сложных противоречивых отношениях

с государством. Последнее стремилось взять в свои руки передел общинных земель, а также контролировать сбор налогов, выделение общиной новобранцев в армию и рабочей силы на трудовые повинности. Общины, естественно, старались всячески уклоняться от этого контроля. Подобное столкновение интересов требовало какого-то постоянного урегулирования.

Потребность привести этот сложный клубок отношений и интересов к некой общепонятной норме и породила .хыонг ыок, выросший из традиционных обрядов клятвы кровью и народных верований .

Тексты общинных кодексов, относящиеся к различным структурам общины, дают возможность представить себе достаточно полную картину социальной жизнедеятельности общины. При всем ее разнообразии деятельность всех структур и общественных организаций общины, она прежде всего была направлена на сохранение и укрепление общины в целом. Деятельность каждой структуры общины выражала собой различные стороны усложнившейся со временем социальной, религиозной, культурной жизни общины. Будучи в определенной степени автономными, эти структуры составляли общину и они обеспечивали ее прочность и устойчивость при всех изменениях общей ситуации при всех возможных катаклизмах.

В то же время нельзя не отметить, что сеть общинных организаций представляла собой в определенном плане и систему контроля над общинником, систему так или иначе привязывающую общинника к местам, где он родился (ной тьон pay кат рон).

Обо всем этом свидетельству вот кодексы общинных законов, бывшие одной из важных скреп, обеспечивающих общинное единство. Немалую роль играла и их динамичность - те исправления и дополнения, которые вносились в общинный устав по мере необходимости. Можно сказать, что хыонг ыок будучи своеобразными сводами законов общины одновременно являлись свидетельством развития общины и ее социальной эволюции.

В заключении излагается основное содержание работы и результаты проведенных исследований. Автор формулирует георе-

тические оценки и выводы, вытекающие из изучения им кодексов общинных законов в Северном Вьетнаме (ХУШ - первой половине XIX в.), а также выводы относительно процессов, происходивших в аграрной структуре Северного Вьетнама в изучаемый период.

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Клятва в донгкуане и роль Нгуен Чая. ж. "Исследование истории". Ханой, 1981, й 5.

2. хыонг ыок - Кхоан ыок в ланг са (общине), ж. "Исследование истории", ГЛ£, .'> 4.

3. Несколько черт о процессе регулирования и дополнения устава ¡Суш- лой. "Исследование истории", Г'.'85, 6.

4. Краткий обзор развития Кхоан ыок общины Пгок Тхан. Научная конференция Ханойского университета (Х1У), 1986 г.

5. Некоторые черты общинных уставов у вьетов. Научная конференция института фольклора. 1986 г.

6. Определение терминов "Кхоан ыок" - " лыонг ыок". к. "Исследование истории". 1989, 15 3, 4.

7.Несколько вопросов о ланг са (общинах) династии Мак. ж. "Исследование истории", 1991, "■< 0.

8. дсыонг ыок са 'То Чак. Тезисы Института истории, 1992 г.

Всего около 2 п.л.