автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.11
диссертация на тему:
Социокультурная доктрина суфизма

  • Год: 2011
  • Автор научной работы: Булатов, Артур Садыкович
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Уфа
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.11
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Социокультурная доктрина суфизма'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социокультурная доктрина суфизма"

005010231

БУЛАТОВ АРТУР САДЫКОВИЧ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОКТРИНА СУФИЗМА Специальность 09.00.11 - социальная философия

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

9 СО 2012

Уфа-2012

005010231

Работа выполнена на кафедре философии с правоведением, курсом истории и основ экономики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет»

Научный руководитель: доктор философских наук, профессор

Азаматов Дамир Мустафеевич

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Янгузин Айбулат Римович кандидат философских наук Гафуров Мадриль Абдрахманович

Ведущая организация: ФГБОУ ВПО «Башкирский

государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Защита состоится «29» Февраля 2012 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.013.03 в Башкирском государственном университете по адресу: 450074, г. Уфа, ул. З.Валиди 32, главный корпус, ауд.345.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Башкирского государственного университета, с содержанием автореферата - на официальном сайте Башкирского государственного университета www.basliedu.ru/autoreferat/, объявление о защите и автореферат диссертации также направлены по адресу: vak2.ed.gov.ru

Автореферат разослан «27 » января 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор философских наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования может быть обоснована тем, что в обществе непрерывно растёт потребность в поиске путей преодоления атмосферы отчуждённого бытия. Ввиду этого, особо притягательными стали различного рода эзотерические системы, к числу которых относится и суфизм.

В последние три года наблюдается небывалый интерес к суфийскому наследию. Факты говорят сами за себя: 2007 год специальным решением Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО объявлен Годом суфийского поэта и проповедника эпохи раннего Средневековья Джалелетдина Руми. Общий тираж книг Мевляны (так почтительно Руми называют на Востоке), раскупаемый в скептическом, прагматическом и настороженном англоязычном мире, стал самым большим, вытеснив с лидирующей позиции произведения Уильяма Шекспира. В мусульманском мире и вообще на Востоке книги Руми по востребованности следуют за Кораном и хадисами пророка Мухаммеда.

В условиях современной России также возрождаются суфийские традиции. В 2007 году в Республике Дагестан, а уже через год в масштабах России и стран СНГ был организован конкурс на лучшее знание книги шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Сокровищница благодатных знаний». В последние годы в Республики Башкортостан проводятся широкомасштабные мероприятия, посвящённые Зайнулле Расулеву, который развернул широкую общественно-образовательную деятельность в Волго-Уральском регионе на рубеже XIX -XX веков.

При изучении суфизма, даже привлекая самые разнохарактерные источники, обнаруживается, что, социальному аспекту данной религиозномистической традиции уделяется незаслуженно мало внимания. Возможно, это объясняется тем, что суфизм прежде всего явление духовное, мистическое, и как таковое привлекал учёных на исследования преимущественно в философско-мировоззренческом ключе. Сами же суфии прекрасно понимают, что духовная зрелость возможна только при условии практической реализации их идей в социальной сфере. Заботу о людях они воспринимают, как средство их духовного совершенствования, так и смыслообразующую внутреннюю потребность. Вся суфийская деятельность, будь то духовная или социальная, всегда требует самопожертвования и должна быть соотнесена с божественной моралью.

Степень разработанности проблемы. Огромное количество литературы по суфизму, можно разделить на две макрогруппы -суфиеведческую и собственно суфийскую. Критерием такого деления служит ответ на вопрос: является ли автор книги практикующим суфием

или исследователь со стороны, что, в конечном счёте, определяет общий характер того или иного исследования.

Учёному свету западной ориенталистики хорошо известны имена К. Эрнста, А. Шиммеля, Дж. Арберри, Дж. С. Тримингэма. Карл Эрнст написал научный труд по суфизму по результатам «полевой» практики в Пакистане и общаясь с суфиями, выходцами из разных стран, проживающими в' США. В своей книге он рассматривает священные источники суфизма, проблемы святости, мистического опыта, затрагивает вопросы суфийской музыки и танца, взаимоотношения современного суфизма с фундаментализмом. Дж. Арберри подробно описал структуру суфийской теории и практики, попытался разобраться в причинах упадка суфизма и деградации учения. Дж. С. Тримингэм подробно остановился на проблемах возникновения, развития и современного состояния суфийских орденов.

Суфизм находился в сфере интересов виднейших отечественных востоковедов - Б.Э. Бертельса, A.B. Смирнова, М.Т. Степанянца, А.Д. Кныша, М. Иорданова, A.A. Хисматуллина, А.Р. Янгузина. Спектр затронутых проблем тот же, что у их западных коллег. А.Д. Кныш, к примеру, в своей главной книге «Мусульманский мистицизм» преследовал цель дополнения и обновления общих работ по суфизму, выполненных Дж. Арберри, А. Шиммелем. Его книга на сегодняшний день является наиболее полным систематическим описанием исторической эволюции суфизма от простого аскетического благочестия до весьма сложных доктрин, которые получили хождение в формальных и иерархичных организационных структурах, известных, как тарикаты. Примечательно, что его исследования охватывают почти всю географию мусульманского мира - от Магриба до Индонезии, от Хиджаза до Кавказа. В книге М.Иорданова представлены не только общие вопросы суфизма, но и биографические сведения о легендарных суфиях Абдулькадире Гейлани и Мухаммеде аль-Балахани, тематическая «компиляция» из произведений Абу Хамида аль-Газали, подборка из «Суфийских записок» Мухаммеда аль-Инариза.

Философские изыскания А.Р. Янгузина - самые «лиричные» по языку и содержанию. Решая самые разнообразные проблемы, связанные с учением, автор дал социально-философский анализ духовному миру суфиев. Неоценимый вклад в дело популяризации суфизма в русскоязычном мире вносят издательства «Сфера», «Диля», «Сад», «Эннеагон», «Новый свет», «Ансар». В частности, «Сфера» опубликовала ряд работ виднейшего суфийского мастера и музыканта XX века Инайат Хана: «Учение суфиев» (объединены лекции, излагающие теоретические основы и многие практические аспекты суфизма), «Метафизика» (красочное и доступное изложение суфийской доктрины посмертного существования, где речь идёт об оккультном строении человека, опыте, приобретаемом душой на различных планах бытия, и о судьбе души), «Путь озарения»

(классифицируется и дается подробное описание пяти разных духовных существ), «Алхимия счастья» (посвящена вопросам смысла человеческой жизни, искусства формирования гармоничной личности, стратегии достижения поставленных целей, различным аспектам внутренней жизни человека).

В издательской группе «Сад» увидели свет труды турецкого профессора, доктора богословских наук Хасан Камиль Йылмаза, в которых автор рассматривает взаимосвязь суфизма и исламских наук (калама, тафсира, фикха), разницу между суфизмом и мистицизмом, базовые понятия суфийской практики и психотехники, приводит биографические сведения шейхов золотой силсилы (духовной генеалогии) тариката Накшбандийа-Халидийа. Это же издательство перевело на русский язык фундаментальную книгу турецкого суфия современности Османа Нури Топбаша под названием «Тасаввуф: от имана к ихсану», в которой нашли отражение основные вопросы воспитания в суфизме.

Настоящим подарком для русскочитающей аудитории стал перевод книги «Мевляна Джалелетдин Руми: жизнь, личность, мысли» Шефик Джана, предводителя суфийского братства Мевлеви в Турции и крупного эксперта творчества великого поэта. Сквозь призму жизненного пути и духовных подвигов Руми и посредством оригинальных комментариев к непревзойдённому детищу поэта «Месневи», автор книги раскрывает суть суфийского учения, его идеалы и ценности.

Издательство «Диля» специализируется на публикации трудов индийских авторов. Труд Мира Валиддина «Коранический суфизм» представляет собой изложение традиционных основ исламской классической религиозной философии в духе суфизма. Изложение исследовательского материала в этой работе изобилует ссылками на Священную книгу мусульман. По мнению автора, в Коране содержатся не только основы мусульманского этического учения, но и мотивы, свойственные суфизму. Джон А.Субхан в книге «Суфизм. Его святые и святыни» в сжатом виде привёл обширный материал, начиная с ранней истории суфизма и заканчивая сообщениями о религиозных орденах и некоторых их главных святых. Его исследование можно охарактеризовать, как попытку представить читателю в систематическом изложении ту разнообразную философскую мысль, материалы и практики суфизма, некоторые из которых взяты из оригинальных источников литературы Индии и Пакистана.

В издательстве «Эннеагон» издана целая серия книг Идриса Шаха, ориентированная на непросвещённого западного читателя. Они больше похожи на тренинговые пособия, предназначенные по большей части для обучающих целей и направленные на разрушение укоренившихся в широких массах стереотипов о суфизме.

В последние годы в России получила мощный импульс книгоиздательская деятельность переводной литературы, благодаря чему стали широкодоступны ценнейшие труды многих суфийских мастеров. Классическое суфийское сочинение «Эликсир счастья» Абу Хамида аль-Газали посвящено вопросам самопознания, познания Всевышнего, а также мистическому познанию посюстороннего и потустороннего миров.

«Энциклопедия суфизма» сирийского учёного Юсуф Хаттар Мухаммеда имеет ярко выраженную апологетическую направленность. В ней поднимаются самые остро дискуссируемые вопросы суфизма, из-за которых суфиев причисляют к еретикам и обвиняют в «извращении» исламской религии. Вот некоторые из них: празднование дня рождения пророка Мухаммеда, дозволенность музыки и танцев, использование чёток, экстаз и единобытие, посещение могил, чудеса святых и т.д. Все эти споры автор решает в пользу суфизма, приводя исчерпывающие доказательства из Корана и Сунны.

«Мирсад аль-Ибад» Наджм ад-Дин Дайа ар-Рази - одно из выдающихся произведений в прозе, написанное на персидском языке. Большое внимание уделено в книге вопросам сотворения человека, его воспитания и совершенствования, рассматриваются отношения ученика и учителя, возможности познания Бога. Особое место автор отводит «профессиональной этике» - правилам поведения представителей различных социальных слоёв и занятий.

Отрадно, что в Республике Башкортостан растёт количество опубликованных работ, которые свидетельствуют о значительной роли суфийского учения в национальной истории башкир. Примечательно, что исследования по региональному суфизму начинают носить всё более самостоятельный характер, опираясь на формирующуюся «самобытную» методологию, что, конечно же, обусловлено наличием целого ряда характерных линий историко-культурного развития нашего края. Проникновение и эволюция суфизма в Вол го-Уральском регионе представлена в историко-культурологическом ключе в книге «Региональные особенности ислама у башкир», которую в соавторстве издали З.Г. Аминев и Л.А. Ямаева. Поистине знаменательным событием для башкирского народа стала публикация книги Р.Х.Насырова «Шейх Зайнулла Расулев». Этот сборник посвящён жизни и деятельности этого просветителя, учёного, философа, религиозного. В нем помещены материалы, в которых личность выдающегося деятеля духовного возрождения башкир, татар и казахов освещается с позиций современной исторической и философской науки. В виде приложения включены стихи башкирского суфийского поэта Шамсетдина Заки, статья «Шейх Зайн Аллах» Хамида Алгара, профессора Калифорнийского университета (США), фрагменты из произведения

«Талфик аль-ахбар» башкирского историка дореволюционной эпохи Мурада Рамзи.

Бесспорно, что социальная сторона в суфизме «вторична» по отношению к духовной. Однако не стоит забывать, что все мудрецы в один голос заявляют, что индивидуальные духовные подвиги не имеют подлинной ценности, если ими не могут воспользоваться остальные люди. Великих святых и по сей день почитают за их бескорыстное, искреннее служение людям, при этом всегда рассказывают об их духовном величии. Поэтому ещё не отпала необходимость более глубокого изучения социокультурной доктрины суфизма.

Объект исследования - суфизм как религиозно-мистическая традиция ислама.

Предмет исследования - социокультурная доктрина суфизма.

Цель исследования - выявление особенностей социокультурной доктрины суфизма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

• дать подробный анализ проблеме методологии в исследовании сущности и генезиса суфизма;

• выявить черты религиозно-философской доктрины суфизма;

• исследовать формы реализации духовно-нравственного потенциала суфизма в развитии общества;

• показать преломление социально-философских идей суфизма в социально-политическом развитии общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Методологической базой диссертации является социокультурный подход к исследованию духовных феноменов культуры, общетеоретические методы философии, принципы историзма, герменевтический подход В. Дильтея, «творческая герменевтика» М. Элиаде, феноменология М.Шелера, методы компаративистики.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

• доказано, что проблема методологии в исследовании сущности и генезиса суфизма напрямую связана с мировоззренческой позицией исследователя. Суфизм никогда не находился в идеологической оппозиции ортодоксальному исламу и не является продуктом внеисламских влияний на духовный мир мусульман;

• обосновано, что религиозно-философская доктрина суфизма базируется на специфическом понимании концептов «любовь», «знание», «сердце». При этом магистральным понятием суфизма является «сердце».

• установлено, что суфии не стремились преобразовать внешние стороны социальной жизни общества, а преследовали лишь духовнопросветительские цели - пропаганду высшей духовности и

безупречного нрава, а цели их участия в политических событиях сводились к попыткам прекратить преступления против священных прав человека на жизнь, свободу и честь;

• обосновано, что что распространение ислама для суфиев не значило расширения их власти; они не использовали идеи ислама в качестве метода идеологического внушения, то есть не ставили перед собой прозелитических целей;

• выявлены два этапа в социально ориентированной деятельности

суфийских братств в Волго-Уральском регионе: первый -

миссионерский, связанный с распространением ислама, второй -просветительский, когда суфийские шейхи и их ученики активно участвовали в культурно-образовательной сфере среди исламизированного населения края.

Теоретическая и практическая ценность работы. Материалы и научные результаты диссертации раскрывают мировоззренческую ценность суфийских представлений об истинных человеческих потребностях, которые позволят современному человеку и обществу в целом найти пути духовного «оздоровления». В работе в правильном направлении решается проблема методологии исследовании сущности и генезиса суфизма, подробно исследуется духовно-нравственный потенциал суфийского учения в развитии общества.

Выводы, содержащиеся в работе, могут быть применены при разработке и преподавании дисциплин, связанных с различными аспектами истории ислама и исламского вероучения, специальных курсов по философии, социологии, психологии в высших и средних учебных заведениях. Результаты диссертации могут оказаться полезными для правильного понимания и прогнозирования социальной активности суфийских организаций, проникших из-за рубежа в социально-политическое пространство современной России.

Апробация работы. Основные идеи и выводы диссертации докладывались автором на научных и научно-практических конференциях различного уровня, в том числе: на международных научно-практических конференциях «Идеалы и ценности ислама в образовании» (Уфа, 2009), «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века» (Уфа, 2011) и «Знание и вера»: Вторые Хайкинские чтения (Тамбов, 2009); республиканской конференции учёных РБ с международным участием «Научный прорыв - 2008» (Уфа, 2008); всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Роль вуза в формировании социокультурного пространства» (Стерлитамак, 2010), а также представлены в научных публикациях автора общим объемом 2 пл..

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырёх параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 218 наименований. Общий объём диссертации - 145 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» обосновывается актуальность темы диссертационного исследования, рассматривается степень её разработанности, формулируются цель, основные задачи, объект и предмет изучения, научная новизна, теоретическая и практическая ценность работы, формы ее апробации.

В первой главе диссертации «Методологические аспекты

исследования суфизма», анализируется проблема методологии в исследованиях сущности и генезиса суфизма, раскрывается религиознофилософская доктрина суфизма.

В первом параграфе «Проблема методологии в исследовании сущности и генезиса суфизма» подробно рассматривается проблема методологии в исследовании религиозных феноменов. Автор полагает, что эта проблема не имеет простых решений в так называемых мировоззренческих областях знаний, как философия и религиоведение. В философии сохраняется борьба между идеалистами и материалистами, гностиками и агностиками, а в религии - между теистами и атеистами.

Обозначенных выше проблем методологического и мировоззренческого плана не смогло избежать и суфиеведение. Западные ориенталисты, работая в границах своих парадигм, верили и продолжают верить в превосходство своей материалистической мировоззренческой системы. Человек Запада привык обращаться к западной научной мысли как к «инстанции», способной объективно объяснить все факты существования проявлений природы, индивида, общества.

По мнению И.Р. Насырова, для современной гуманитарной науки характерно осознание того, что не существует единого для всех пути исторического развития, высшей точкой которого явилась бы западная цивилизация, но существуют различные истории и различные культуры, а это ведёт к признанию невозможности мыслить духовные явления разных культур, как покоящиеся на общем основании.

В работе доказывается, что исследовательская методология зависит от мировоззрения автора. Именно мировоззренческая позиция исследователя играет ключевую роль в раскрытии сущности и проблемы генезиса суфизма.

На основе анализа теорий происхождения суфизма, диссертант обосновывает вывод, что не только в философии, но и других областях знания, проблема генезиса исследуемого явления, тенденции или процесса всегда становилась предметов горячих споров. Суфизм - религиозное

течение, для анализа которого применяются два основных, «полярных» по отношению друг другу, подхода: религиозный и религиоведческий.

Автор обнаружил, что те, кто ориентировался на религиоведческий подход - беспредельную любовь к Богу и добровольный аскетизм в целях духовного совершенствования трактовали как средство выражения социального протеста (социальная детерминанта) или «утешения» (психологическая детерминанта), считая их следствием, а не причиной возникновения учения суфиев. Представлено большое количество версий (М.Т. Степанянц, А. Крымский, Е.Э. Бертельс), позиционирующих суфизм как продукт иноконфессионального влияния на ислам. В рамках религиоведческого подхода исследование генезиса суфизма здесь складывалось в традициях западной материалистической мысли.

Религиозный подход отличается тем, что исследователь пользуется категориальным аппаратом не религиоведения, а теологии. Мусульманские богословы-суфии усматривают причину возникновения суфизма в доктринальных основах самого ислама. При этом теологов интересует духовная жизнь, духовные переживания суфиев как основная причина, объясняющая особенности и характер их участия в развитии общества. -

Ряд известных философов добились успеха в поиске «компромиссных» путей изучения духовных традиций: они выдвинули положение о том, что ученый не обязан искать нерелигиозное объяснение религиозных феноменов. Диссертантом рассмотрены три методологические конструкции, которые могут быть успешно использованы при анализе учения суфиев: герменевтическая концепция В.Дильтея, «творческая герменевтика» М. Элиаде и феноменология М.Шелера. Автор справедливо отмечает, что соединение названных методологических парадигм не позволяет исследователю избежать мировоззренческой эклектики, поэтому основной задачей становится стремление обосновать правильность применяемой ими методологий

Во втором параграфе «Религиозно-философская доктрина суфизма» раскрываются гносеологическая и аксиологическая сущность учения, даётся анализ суфийскому пониманию концептов «любви», «знания», «сердца». Практическая сторона суфизма, полагает автор, включает в себя процесс внутреннего самоконтроля, духовный опыт, благодаря которому человек проходит через определённые переживания и состояния.

На Западе суфизм очень часто вырывали из контекста и поверхностно рассматривали как некую совокупность методов и техник, идей, ритуалов и состояний. Диссертант выступает против понимания суфизма, как некой практики достижения экстатических состояний. К экстазу может привести использование других техник, но они могут обещать только развитие сверхспособностей духа, которые и без имеются как латентные, нереализованные возможности самого человека. Часто они практикуют

трансперсональные опыты, далёкие от идей духовного самосовершенствования и служения высшей истине. В противовес им великие учения первостепенное значение придают этической составляющей, а через неё прокладывают путь к эстетическому взлёту.

Далее автор раскрывает причины, по которым современный человек лишён всякого понимания истинной духовности, и в связи с этим указывает на так называемые «терапевтические» ресурсы суфизма. Автор отмечает, что в традиционных обществах культура произрастала из той или иной духовной традиции, которая разделялась основной массой их членов. Такие традиции были вместилищем опыта и мудрости. Современная же культура создаётся многими субъектами, в том числе современными маркетологами, которые направляют внимание людей на дешевые эрзацы, при этом их создатели не задумываются о том, какую личностную, общественную или духовную пользу это приносит. Более того, все более расширяющаяся развлекательная среда потакает страстям и эгоизму, разлагает не только сознание, но и подсознание людей. Таким образом, оказывается, что образцы высокой духовности, заложенные в традиционном обществе, подменены ложными, вследствие чего современные люди потеряли всякое понимание истинной жизни. Отсюда Я-истинное заменяет Я-ложное, полагает автор, - это роль, личина, совокупность заимствованных идей, мнений, иллюзий, желаний, прихотей, самооправданий и сомнений. Поэтому жизнь людей вместо них самих проживает некая выдуманная личность в выдуманном мире. Такая тирания Я-ложного, заключает автор, есть прямой результат пренебрежительного отношения к принципам духовного преображения, священным для всякой традиционной культуры мудрости, - принципам, включающим в себя жертвенность, любовь, смирение и покорность Богу.

Суфиям известно, что истина жизни объективна, она определена Богом, поэтому нельзя задать ее произвольно. Не найдя её, мы обрекаем себя на страдание. Отсюда суфизм исповедует и отказ от Я, но, с другой стороны, он постоянно обращает человека к его Я. И в этом парадоксальном, двойственном движении - от «себя» и к «себе» - открывается божественная истина.

Цель мистики суфиев - понять и возлюбить Того, кто создал человечество. Любовь человека к Истинной Реальности невозможно описать через склонность, ограничения или всеохватность, поскольку Создателя невозможно охватить или ограничить. В то же время нет ничего более ясного и уверенного, чем любовь в сердце влюблённого суфия. Любовь суфия совершенна, так как она направлена на Того, кто и есть Совершенство во всех отношениях.

Ещё одним магистральным понятием суфизма является «сердце». Для суфиев сердце - это объективно познающая сила, которая помимо

интеллекта, есть орган восприятия, способный постигать мир духовных качеств. Суфий своим «сердцем» созерцает Бога, растворяется в его красоте. Однако человеческое сердце в большинстве случаев претерпевает столько неестественных метаморфоз, что превращается в искажённый и искажающий инструмент. Чтобы опять стать адекватным инструментом познания, сердце должно быть исправлено. У суфиев, как заявляют в один голос суфийские мастера, есть возможность предложить миру истинную науку о душе, истинное воспитание сердца.

Суфийская идея единства бытия, которую часто путают с пантеизмом, доступна только в переживаниях Божественной Любви. Это - некое сверхзнание, которое не рождает наш рациональный ум, а постигается только сердцем - органом сверхпознания. Поэтому непреложное значение для суфийской системы имеет концепт знания - магрифат.

Претензии суфиев на сверхзнание настроило против них некоторых из тщеславных представителей" ортодоксального ислама. Их поспешили обвинить в «ереси» и подвергли преследованиям. Диссертант указывает, что у суфиев всегда имелись свои логически выстроенные ответы на любые нападки на их учение, что не раз подтверждалось историей ислама.

Вторая глава «Роль социально-философских идей суфизма в духовном развитии общества» посвящена анализу социально-философских идей суфизма и их значению для развития общества.

В первом параграфе «Формы реализации духовно-нравственного потенциала суфизма в развитии общества» диссертант приходит к выводу о том, что изучение социальной стороны учения в принципе невозможно в отрыве от его мировоззренческой основы. «Быть в миру, но не от мира», быть свободным от честолюбия, алчности, интеллектуальной спеси, слепого повиновения обычаю или благоговейного страха перед вышестоящими - вот идеал суфия. Единственная цель его жизни — служение Истинной Реальности.

Основная цель суфизма - способствовать обеспечению людей средствами, помогающими придерживаться принятых общественных норм, не нарушая при этом собственного равновесия и равновесия в обществе.

Автор показывает, что историю ислама, начиная с XII и до начала XX века трудно представить без деятельности суфийских орденов. Вокруг совершенных учителей создавались братства, которые функционировали как педагогические и образовательные центры. Суфию трудно представить себе процесс духовного преображения отдельно от братства, объединённого, в первую очередь, задачей поиска Божественной сущности. Всякая человеческая общность рождает энергию, от характера этой энергии зависит, станет ли эта совокупность людей - группой единомышленников. Коллектив собратьев-суфиев помогает человеку выявить все препятствия,

которые мешают его духовному росту. А задача общины - замечать всё негативное, что обнаруживается, и «смывать» это своей любовью.

Как бы ни были близки друг другу члены суфийской общины, они не должны отрываться от внешнего мира. Участие в жизни общины относится к числу высших приоритетов в жизни человека, но не должно подменять собой общение с «другими» - родственниками, соседями и коллегами по работе. Другими словами, суфийский путь не предполагает того, чтобы человек, занятый поисками Истинной Реальности, отказывался от своих человеческих обязанностей. В течение 14 веков суфии достигали высочайших вершин духа, живя при этом вполне человеческой жизнью, добывая пропитание общественно-полезной деятельностью, имея семьи и участвуя в общественных делах. По словам пророка Мухаммеда, «брак-это половина веры». Точно также, полагают суфии, любое достойное занятие в жизни представляет собой род поклонения - идёт ли речь о психологическом консультировании, ремонте водопровода или работе на компьютере. Однако, как того требует традиция, суфий, занятый мирскими заботами, должен сохранять в сердце присутствие Истинной Реальности. Ни слава, ни огромное состояние, ни высокое положение в обществе не должны поколебать его смирение перед лицом Божественного Величия.

Во втором параграфе «Преломление социально-философских идей суфизма в социально-политическом развитии общества» автором рассматривается участие суфиев в политических событиях. Политика -чуждая сфера для суфиев, поэтому даже самые могущественные братства дистанцировались от политической деятельности. Степень вовлечённости в политику зависела от конкретно исторически сложившейся ситуации и не была связана с какой-либо универсальной для суфизма политической доктриной (такая вообще не существует). Как показывает пример Имама Раббани, некоторые из суфиев добились успеха в исламизации целых народов и пользовались непререкаемым авторитетом в обществе. В то же время на исторической карте мира едва ли возможно обнаружить хотя бы одно суфийское государство, где бы высшие эшелоны власти находились в руках дервишей.

Крайне важно, полагает автор, понимание того, что распространение ислама для суфиев не значило расширения их власти. Они не использовали идеи ислам в качестве метода идеологического внушения, то есть не ставили перед собой прозелитических, экспансионистких целей. Ислам они позиционировали как систему, способную привнести подлинную гармонию во внутренний мир людей и их взаимоотношения в обществе. Это свидетельствует о политической индифферентности суфиев. Участвуя в политике, суфии никогда не выступали в качестве субъектов политики. Политики всегда преследует какие-либо минимальные и максимальные цели, ориентированы на приобретение и сохранение политического статуса,

позволяющего ему осуществлять дальнейшую деятельность. У суфийских братств политические цели отсутствуют: после завершения событий, они удалялись от дел политики. ’

» Суфийские братства способствовали возрождению сильно ослабленных мусульманских стран, всегда выступали за территориальную целостность государств, считая, что сепаратизм не отвечает коренным интересам народов и не сулит им светлого будущего, играли большую роль в антиколониальном движении, всячески сторонились «грязной», аморальной политики.

Диссертант отмечает, что исторические свидетельства явно показывают, что утверждение ислама на Кавказе и в Волго-Уральском регионе занимало хронологически ^ очень длительный период и потребовало широкомасштабной миссионерской деятельности. Самое активное участие в процессе исламизации указанных территорий приняли суфийские братства. Нередко происходило так,' что мюридами суфийских наставников становились правители местных земель, государственных образований, тогда инициатива и поддержка по распространению ислама исходила от них самих.

Автор категорически не согласен с широко распространенным мнением о том, что суфизм распространился в Волго-Уральском регионе в конце XVIII - начале XIX века, а после непродолжительного периода существования утратил своё значение вследствие вытеснения его джадидизмом -движением сторонников модернизации ислама, возникшего в среде мусульманской интеллигенции и студенчества Поволжья и Урала во второй половине XIX века. Проследив многовековую историю развития ислама в Волго-Уральском регионе, автор с уверенностью заявляет, что присутствие в ней суфийского компонента всегда было достаточным. Цели, которые преследовали суфии в своей деятельности, зависели от постоянно меняющихся исторических условий.

Диссертант выявил два этапа в деятельности суфийских братств в регионе, первый - миссионерский, связанный с распространением ислама в ещё неисламизированной Золотой Орде, второй - просветительский, когда суфийские шейхи и их ученики активно участвовали в культурнообразовательной сфере уже среди исламизированного населения края, одновременно пополняя свои ряды новыми последователями.

Первый этап отличается тем, что суфии находились в близком контакте с ханами и их приближенными. Ошибочно считать это преклонением перед властями, ведь как было отмечено, идеал суфия - отсутствие благоговейного страха перед вышестоящими лицами. Наоборот, как показывает пример хана Узбека и суфийского шейха Нугман ад-дином ал-Хаваризми, правители сами наносили визиты к духовным отцам, преисполненные кротости и смирения. Далее автором было указано, что распространение религии для

суфиев не воспринималось как средство расширения их влияния. Суфии несли в массы религиозные истины, поскольку искренне верили в их гармонизирующую силу. Причины их дальних миссионерских странствий сокрыты в исламском вероучении. Миссионерство для общины верующих мусульман считается религиозной обязанностью, что, кстати, характерно и для других мировых религий. В деле исламизации суфии прибегали самым эффективным способам: они понимали, что цель достичь легче, если удастся завоевать благосклонность политических верхов. Важно отметить, что при этом суфии никогда не использовали средства, противоречащие принципам гуманности и толерантности.

Второй этап - просветительский, отмечен продолжающимся бескорыстным служением суфиев своей религии. Им принадлежали научнообразовательные центры, благотворительные фонды и т.п.

В «Заключении» подводятся итоги диссертации, формулируются основные выводы, обозначены перспективные направления дальнейшего исследования проблемы.

Основные положения н выводы диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК России для публикации результатов диссертационного исследования:

1. Булатов A.C. Проблема генезиса суфизма: методологический аспект // Социально-гуманитарные знания, 2009, № 10.- с. 435-442.

Другие публикации:

2. Булатов A.C. Место искусства в суфизме // Идеалы и ценности ислама в образовании: Материалы Il-ой международной научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2009. - с. 21-23.

3. Булатов A.C. Социальное преломление идеалов суфизма // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции в г.Уфа 22-23 сентября 2011 года./ составители Г.Б. Фаизов, Г.В. Балягова - Уфа: Изд-во БГПУ, 2011.-с 186-189.

4. Булатов A.C. Ортодоксальный ислам и суфизм // Вопросы теоретической и практической медицины: Материалы 73-й итоговой Республиканской научной конференции студентов и молодых учёных. Том 1. - Уфа: Изд-во ГОУ ВПО «БГМУ Росздрава», 2008. - с. 56-57.

5. Булатов A.C. Мотивы социального поведения суфиев // Человек. Общество. Образование: Сборник статей. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. -с. 52-54.

6. Булатов A.C. Сравнительный анализ природы научного и религиозного знания // Знание и вера: Вторые Хайкинские чтения: Материалы Международной науч. конф. (Тамбов, 20-21 ноября 2009 г.) - Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. - с. 28-31.

7. Булатов A.C. Религиозность и религиозное познание // Сборник научных трудов конференции учёных Республики Башкортостан с международным участием «НАУЧНЫЙ ПРОРЫВ - «2009». - Уфа: Изд-во БГМУ, 2009. - с. 147-149.

8. Булатов A.C. Современное состояние регионального суфиеведения // Проблемы востоковедения, 2010, № 4. - с. 83-87.

9. Булатов A.C. Суфийское видение проблем человека информационной эпохи // Роль вуза в формировании социокультурного пространства: Сб. науч. трудов и материалов Всеросс. науч.-практ. Конференции с международным участием (Стерлитамак, 19 ноября 2010 г.): В 3-х чч. -4.2. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. Им. Зайнаб Биишевой, 2010.-с. 30-34.

БУЛАТОВ Артур Садыкович

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОКТРИНА СУФИЗМА

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Лицензия на издательскую деятельность ЛРЛ& 021319 от 05.01.99 г.

Подписано в печать 26.01.2012 г. Формат 60x84/16. Уел. печ. л. 1,15. Уч.-изд. л. 1,20,

Тираж 100 экз. Заказ 36.

Редакционно-издательский центр Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Вапиди, 32.

Отпечатано на множительном участке Башкирского государственного университета 450074, РБ, г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32

 

Текст диссертации на тему "Социокультурная доктрина суфизма"

61 12-9/217

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

БУЛАТОВ АРТУР САДЫКОВИЧ

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДОКТРИНА СУФИЗМА

Специальность 09.00.11 - социальная философия

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени кандидата философских наук

Научный руководитель -доктор философских наук, профессор Азаматов Д.М.

УФА 2011

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУФИЗМА 13

1.1. Проблема методологии в исследовании сущности и генезиса суфизма 14

1.2. Религиозно-философская доктрина суфизма 42

ГЛАВА II. РОЛЬ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ СУФИЗМА В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА 67

2.1. Формы реализации духовно-нравственного потенциала суфизма в духовном развитии общества 67

2.2. Преломление социально-философских идей суфизма

в социально-политическом развитии общества 90

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 117

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

123

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность настоящего диссертационного исследования может быть обоснована тем, что в обществе непрерывно растёт потребность в поиске путей преодоления невыносимой атмосферы отчуждённого бытия. Ввиду этого особо притягательными стали эзотерические системы, к числу которых относится и суфизм.

В последние три года наблюдается небывалый интерес к суфийскому наследию. Факты говорят сами за себя: 2007 год специальным решением Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО объявлен Годом суфийского поэта и проповедника эпохи раннего Средневековья Джалелетдина Руми. Общий тираж книг Мевляны (так почтительно Руми называют на Востоке), раскупаемых в скептическом, прагматическом и настороженном англоязычном мире стал самым большим, вытеснив с лидирующей позиции произведения В. Шекспира. В мусульманском мире и вообще на Востоке книги Руми по востребованности следуют за Кораном и хадисами пророка Мухаммеда.

В условиях современной России также возрождаются суфийские традиции. В 2007 году в Республике Дагестан, а уже через год в масштабах России и стран СНГ был организован конкурс на лучшее знание книги шейха Саида-афанди аль-Чиркави «Сокровищница благодатных знаний». В последние годы в Республике Башкортостан проводятся широкомасштабные мероприятия, посвящённые Зайнулле Расулеву, который развернул широкую общественно-образовательную деятельность в Волго-Уральском регионе на рубеже XIX -XX веков.

При изучении суфизма, даже привлекая самые разнохарактерные источники, обнаруживается, что, социальному аспекту данной религиозно-мистической традиции уделяется незаслуженно мало влияния. Возможно, это объясняется тем, что суфизм, прежде всего явление духовное, мистическое, и как таковое «подстрекал» учёных на исследования преимущественно в философско-мировоззренческом ключе. Сами же суфии прекрасно понимают,

что духовная зрелость возможна только при условии практической реализации их идей в социальной сфере. Заботу о людях они воспринимают как средство их духовного совершенствования, так и смыслообразующую внутреннюю потребность. Вся суфийская деятельность, будь то духовная или социальная, всегда требует самопожертвования и должна быть соотнесена с божественной моралью.

Степень разработанности проблемы. Огромное количество литературы, имеющей отношение к суфизму, можно разделить на две макрогруппы -суфиеведческую и собственно суфийскую. Критерием такого деления служит ответ на вопрос: является ли автор книги практикующим суфием или исследователь со стороны, что в конечном счёте определяет общий характер того или иного исследования.

Учёному свету западной ориенталистики хорошо известны имена Карла Эрнста, А. Шиммеля, Дж. Арберри, Дж. С. Тримингэма. Карл Эрнст написал научный труд по суфизму по результатам «полевой» практики в Пакистане и общаясь с суфиями, выходцами из разных стран, проживающими в США. В своей книге он рассматривает священные источники суфизма, проблемы святости, мистического опыта, затрагивает вопросы суфийской музыки и танца, взаимоотношения современного суфизма с фундаментализмом1. Дж. Арберри подробно описал структуру суфийской теории и практики, попытался разобраться в причинах упадка суфизма и деградации учения2. Дж. С. Тримингэм подробно остановился на проблемах возникновения, развития и современного состояния суфийских орденов3.

Суфизм находился в сфере интересов виднейших отечественных востоковедов - Б.Э. Бертельса, A.B. Смирнова, М.Т. Степанянца, А.Д. Кныша,

1 См.: Эрнст Карл Суфизм

2 См.: Арберри Дж. Суфизм. Мистики ислама. - Пер. с англ. - М.: Сфера, 2002.

См.: Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. - М., 1989.

М. Иорданова, A.A. Хисматуллина, А.Р. Янгузина1. Спектр затронутых проблем тот же, что у их западных коллег. А.Д. Кныш, к примеру, в своей главной книге «Мусульманский мистицизм» преследовал цель дополнения и обновления общих работ по суфизму, выполненных Луи Массиньоном, Дж. Арберри, А. Шиммелем. Его книга на сегодняшний день является наиболее полным систематическим описанием исторической эволюции суфизма от простого аскетического благочестия до весьма сложных доктрин, которые получили хождение в формальных и иерархичных организационных структурах, известных как тарикаты2. Примечательно, что его исследования охватывают почти всю географию мусульманского мира - от Магриба до Индонезии, от Хиджаза до Кавказа. В книге Марата Иорданова представлены не только общие вопросы суфизма, но и биографические сведения о легендарных суфиях Абдулькадире Гейлани и Мухаммеде аль-Балахани, тематическая «компиляция» из произведений Абу Хамида аль-Газали, подборка из «Суфийских записок» Мухаммеда аль-Инариза3. Философские изыскания А.Р. Янгузина - самые «лиричные» по языку и содержанию. Решая самые разнообразные проблемы, связанные с учением, автор дал социально-философский анализ духовному миру суфиев4.

Неоценимый вклад в дело популяризации суфизма в русскоязычном мире вносят издательства «Сфера», «Диля», «Сад», «Эннеагон», «Новый свет», «Ансар». В частности «Сфера» опубликовала ряд работ виднейшего суфийского мастера и музыканта XX века Инайат Хана: «Учение суфиев» (объединены лекции, излагающие теоретические основы и многие практические аспекты суфизма)5, «Метафизика» (красочное и доступное изложение суфийской доктрины посмертного существования, где речь идёт об

1 См.: Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. - М.: Наука, 1965; Смирнов A.B. Великий шейх суфизма.

- М.: Наука, 1993; Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. - М.: Наука, 1987; Хисматуллин A.A.

Суфизм. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2003.

^ См.: Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм: кратка история. - СПб., 2004.

См.: Йорданов М. Сакральные тайны ислама. -М.: Издатель Быстров, 2006. ^ См.: Янгузин А.Р. Социально-философские аспекты генезиса суфизма. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. См.: Инайат Хан Учение суфиев. - М.: Сфера, 2009.

оккультном строении человека, опыте, приобретаемом душой на различных планах бытия, и о судьбе души)1, «Путь озарения» (классифицируется и дается подробное описание пяти разных духовных существ) , «Алхимия счастья» (посвящена вопросам смысла человеческой жизни, искусства формирования гармоничной личности, стратегии достижения поставленных целей, различным аспектам внутренней жизни человека)3.

В издательской группе «Сад» увидели свет труды турецкого профессора, доктора богословских наук Хасан Камиль Йылмаза, где автор рассматривает взаимосвязь суфизма и других исламских наук, разницу между суфизмом и мистицизмом, базовые понятия суфийской практики и психотехники, приводит биографические сведения шейхов золотой силсилы* тариката Накшбандийа-Халидийа4. Это же издательство перевело на русский язык фундаментальную книгу турецкого суфия современности Османа Нури Топбаша под названием «Тасаввуф**: от имана к ихсану», в которой нашли отражение основные вопросы воспитания в суфизме5.

Настоящим подарком для русскочитающей аудитории стал перевод книги «Мевляна Джалелетдин Руми: жизнь, личность, мысли» Шефик Джана, крупного эксперта творчества великого поэта и предводителя суфийского братства Мевлеви в Турции. Сквозь призму жизненного пути и духовных подвигов Руми и посредством оригинальных комментариев к непревзойдённому детищу поэта «Месневи», автор книги раскрывает суть суфийского учения, его идеалы и ценности6.

1 См.: Инайат Хан Метафизика. - М.: Сфера, 2009.

2 См.: Инайат Хан Путь озарения. -М.: Сфера, 2007.

3 См.: Инайат Хан Алхимия счастья. - М.: Сфера, 2009.

* Силсила (цепь) - последовательность наставников тариката, которая восходит к пророку Мухаммеду. А тем цепям преемственности, в которых заняли место представители семьи пророка (ахли бейт), было дано название «сильсилятуз-захаб» (золотая цепь).

4 См.: Хасан Камиль Йылмаз Тасаввуф и тарикаты. - М.: Издательская группа «Сад», 2007.

** Тасаввуф - собственно родное название учения суфиев в его восточном звучании в отличие от суфизма -термина, используемого в неисламских академических кругах.

5 См.: Осман Нури Топбаш «Тасаввуф: от имана к ихсану» - М.: Издательская группа «Сад», 2008.

См.: Джан Ш. «Мевляна Джалелетдин Руми: жизнь, личность, мысли». - М.: Издательство «Новый свет», 2008.

Издательство «Диля» специализируется на публикации трудов индийских авторов. Труд Мира Валиддина «Коранический суфизм» представляет собой изложение традиционных основ исламской классической религиозной философии в духе суфизма. Изложение исследовательского материала в этой работе изобилует ссылками на Священную Книгу мусульман. По мнению автора, в Коране содержатся не только основы мусульманского этического учения, но и мотивы, свойственные суфизму1. Джон А. Субхан в книге «Суфизм. Его святые и святыни» в сжатом виде привёл обширный материал, начиная с ранней истории суфизма и заканчивая сообщениями о религиозных орденах и некоторых их главных святых. Его исследование можно охарактеризовать как попытку представить читателю в систематическом изложении ту разнообразную философскую мысль и материалы, а зачастую и скрытые материалы и практики суфизма, некоторые из которых взяты из оригинальных источников литературы Индии и Пакистана2.

В издательстве «Эннеагон» издана целая серия книг Идриса Шаха, ориентированная на непросвещённого западного читателя. Они больше похожи на тренинговые пособия, предназначенные по большей части для обучающих целей и направленные на разрушение укоренившихся в широких массах

о

стереотипов о суфизме .

В последние годы в России получила мощный импульс книгоиздательская деятельность переводной литературы, благодаря чему стали широкодоступны ценнейшие труды многих суфийских мастеров. Классическое суфийское сочинение «Эликсир счастья» Абу Хамида аль-Газали посвящено вопросам самопознания, познания Всевышнего, а также мистическому

4

познанию посюстороннего и потустороннего миров .

1 См.: Валиддин М. Коранический суфизм. - СПб.: Издательство «Диля», 2004.

2 См.: Субхан Д.А. Суфизм. Его святые и святыни. - СПб.: Издательство «Диля», 2005.

3 См.: Шах Идрис Благоухающий скорпион. - М., 2006.; Он же. Искатель истины. - М., 2005.; Он же. Суфии -мысль и действие. - М., 2005.

См.: Абу Хамид Мухаммед аль-Газали ат-Туси Классическое Суфийское сочинение «Кимийа-йи са'адат» («Эликсир счастья»), - Казань: Академия познания, 2007. - 175 стр.

«Энциклопедия суфизма» сирийского учёного Юсуф Хаттар Мухаммеда имеет ярко выраженную апологетическую направленность. В ней поднимаются самые остро дискуссируемые вопросы суфизма, из-за которых суфиев причисляют к еретикам и обвиняют в «извращении» исламской религии. Вот некоторые из них: празднование дня рождения пророка Мухаммеда, дозволенность музыки и танцев, использование чёток, проблемы экстаза и единобытия, посещение могил, чудеса святых и т.д. Все эти споры автор решает в пользу суфизма, приводя исчерпывающие доказательства из Корана и Сунны1.

«Мирсад аль-Ибад» Наджм ад-Дин Дайа ар-Рази - одно из выдающихся произведений в прозе, написанное на персидском языке. Большое внимание уделено в книге вопросам сотворения человека, его воспитания и совершенствования, рассматриваются отношения ученика и учителя, возможности познания Бога. Особое место автор отводит «профессиональной этике» - правилам поведения представителей различных социальных слоёв и занятий2.

Отрадно, что в Республике Башкортостан растёт количество опубликованных работ, сообщающие о значительной роли суфийского учения в национальной истории башкир. Примечательно, что исследования по региональному суфизму начинают носить всё более самостоятельный характер, опираясь на формирующуюся «самобытную» методологию, что, конечно же, обусловлено наличием целого ряда характерных линий историко-культурного развития нашего края. Проникновение и эволюция суфизма в Волго-Уральском регионе представлена в историко-культурологическом ключе в книге «Региональные особенности ислама у башкир», которую в соавторстве издали З.Г. Аминев и Л.А. Ямаева3. Поистине знаменательным событием для

' См.: Мухаммед ,Юсуф Хаттар Энциклопедия суфизма. - М.: Издательский дом «Ансар», 2005. См.: Ар-Рази, Наджм ад-Дин Дайа Лестница в Небо: наука для влюблённых (Мирсад мин аль-Ибад мин аль-Мабда): Пер. с персидского. - М.: Издательский дом «Ансар», 2008. - 392 с.

Аминев З.Г., Ямаева Л.А. Региональные особенности ислама у башкир. - Уфа: Дизайн-ПолиграфСервис, 2009. -184 с.

башкирского народа стала публикация книги Р.Х.Насырова «Шейх Зайнулла Расулев». Этот сборник посвящен жизни и деятельности просветителя, учёного философа, религиозного деятеля и философа Зайнуллы-ишана Расулева. В нем помещены материалы, в которых личность выдающегося деятеля духовного возрождения башкир, татар и казахов освещается с позиций современной исторической и философской науки. В виде приложения включены стихи башкирского суфийского поэта Шамсетдина Заки, статья «Шейх Зайн Аллах» Хамида Алгара, профессора Калифорнийского университета (США), фрагменты из произведения «Талфик аль-ахбар» башкирского историка Мурада Рамзи и статья о нём И.Р. Насырова, ведущего суфиеведа России современности, первоклассного специалиста по переводу первоисточников с арабского языка1.

Бесспорно, что социальная сторона в суфизме «вторична» по отношению к духовной. Однако не стоит забывать, что все мудрецы в один голос заявляют, что индивидуальные духовные подвиги не имеют подлинной ценности, если ими не могут воспользоваться остальные люди. Великих святых и по сей день почитают за их бескорыстное, искреннее служение людям, при этом всегда рассказывают об их духовном величии. Поэтому ещё не отпала необходимость более глубокого изучения социокультурной доктрины суфизма.

В качестве объекта исследования выступает суфизм как религиозно-мистическая традиция ислама.

Предмет исследования - социокультурная доктрина суфизма.

Цель и задачи диссертации. Целью настоящего диссертационного исследования выступает выявление особенностей социокультурной доктрины суфизма. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

• дать подробный анализ проблеме методологии в исследовании сущности и генезиса суфизма;

1 Насыров Р.Х. Шейх Зайнулла Расулев. - Уфа: Китап, 2008. - 176 с.

• выявить черты религиозно-философской доктрины суфизма;

• исследовать формы реализации духовно-нравственного потенциала суфизма в развитии общества;

• показать преломление социально-философских идей суфизма в социально-политическом развитии общества.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Методологической базой диссертации является социокультурный подход к исследованию духовных феноменов культуры, общетеоретические методы философии, принципы историзма, герменевтический подход В. Дильтея, «творческая герменевтика» М. Элиаде, феноменология М. Шелера, методы компаративистики.

Научная новизна исследования определяется следующими положениями:

• доказано, что проблема методологии в исследовании сущности и генезиса суфизма напрямую связана с мировоззренческой позицией исследователя. Суфизм никогда не находился в идеологической оппозиции ортодоксальному исламу и не является продуктом внеисламских влияний на духовный мир мусульман;

• обосновано, что религиозно-философская доктрина суфизма базируется на специфическом понимании концептов «любовь», «знание», «сердце». При этом магистральном понятием суфизма является «сердце»;

• установлено, что суфии не стремились преобразовать внешние стороны социальной жизни общества, а преследовали лишь духовно-просветительские цели - пропаганду высшей духовности и безупречного нрава, а цели их участия в политических событиях сводились к попыткам прекратить преступления против свя