автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Современная чувашская проза о рабочем классе

  • Год: 1984
  • Автор научной работы: Мефодьев, Александр Иванович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Саранск
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Современная чувашская проза о рабочем классе'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата филологических наук Мефодьев, Александр Иванович

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Формирование идейно-эстетических традиций чувашской прозы о рабочем классе . 15

ГЛАВА ВТОРАЯ. Конфликты и характеры в современной чу-' вашской прозе . 82

ГЛАВА ТРЕТШ. Проблема положительного героя и художественная концепция личности в современной прозе о рабочем классе. 138

 

Введение диссертации1984 год, автореферат по филологии, Мефодьев, Александр Иванович

Рабочий класс - организующая и направляющая сила коммунистическогоительства, опора нашей партии во всей ее революционно-преобразующей деятельности. В.И.Ленин называл его "самым сильным и самым передовым классом цивилизованных обществ"^. Эта мысль вновь ярко подчеркнута в Отчетном докладе ЦК КПСС ХХУ1 съезду партии: "Ведущей силой развития нашего общества, "его, говоря словами Маркса, "социальным разумом и сор циальным сердцем", был и остается рабочий класс" . Генеральный секретарь ЦК КПСС тов. К.У.Черненко в речи на внеочередном февральском /1984 г./. Пленуме Центрального Комитета партии, призывая коммунистов прислушиваться к слову, идущему из рабочей среды, держать совет с людьми труда, говорил: "Долг партии коммунистов - постоянно■сверять свой курс, свои решения, действия прежде всего с мыслями рабочего класса, с его громадным о социально-политическим и классовым чутьем" .

С первых дней своего существования литература социалистического реализма стремилась быть шесте с рабочим классом, вдохновлялась его революционными и трудовыми подвигами, помогала ему в осуществлении его исторической миссии. Утверждение самого творческого метода связано в первую очередь с появлением романа М.Горького "Мать". Пролетарский писатель первым в мировой литературе показал рабочих сознающими в процессе революционной классовой борьбы свои цели и задачи. Социалистическая идейность, единство помыслов и действий - вот тот стержень, который придает характерам его героев целостность

1 Ленин В.И. Великий почин. - Полн.собр.соч., т.39, с.16.

2 Материалы ГОТ съезда КПСС, М.; Политиздат, 1981, с.53.

3 См.: Правда, 1984, 14 февр. ; и определенность. Для великого художника человек труда всегда оставался главным героем времени и литературы. Горьковские традиции художественного воплощения рабочей темы плодотворно питали советскую литературу. В 20-30-е годы, в период напряженной борьбы за социализм, эта тема была органически связана с темой революции. В романах "Цемент" Ф.Гладкова, "Соть" Л.Леонова, "Люди из захолустья" А.Малышкина, "Время, вперед!" В.Катаева, "Гидроцентраль" М.Шагинян, повести "Танкер "Дербент" Ю.Крымова и других бился напряженный, пульс эпохи, чувствовался пафос пред военных пятилеток. В те годы участие в общем труде и в самой действительности становилось главным мерилом общественной ценности человека, и эти новые критерии обусловили пристальное внимание литературы к изображению труда, исследованию разнообразных взаимосвязей и взаимоотношений людей, возникающих в ходе производственной деятельности.

В годы войны проза, обращавшаяся к трудовым будням советского человека, сохраняла преемственность и продолжала развитие коренных черт и свойств нашей многонациональной литературы, которые с наибольшей силой выявились в книгах, посвященных героическим подвигам современников. Романы "Испытание" А.Первен-цева, "Огни" А.Караваевой, "Борьба за мир" Ф.Панферова, повесть "Клятва" Ф.Гладкова, очерки "Урал в обороне" М.Шагинян воспитывали глубокую веру в народ и давали примеры патриотизма и большого мужества.

В послевоенное десятилетие появились произведения широкого социального звучания, которые, изображая события индустриальной сферы жизни, раскрывали ход важнейших процессов в нашей действительности: "Далеко от Москвы" В.Ажаева, "Кружилиха" В.Пановой, "Журбины" В.Кочетова, "Искатели" Д.Гранина, "Битва в пути" Г.Николаевой. Писатели этой поры, воспевая и поэтизируя труд советского человека, стремились внести свой вклад в напряженный трудовой подвиг народа. С этим была связана, в частности, и чрезвычайно резко выраженная "производственная" конкретность проблематики.

В 60-е годы советская проза о рабочем классе продолжала и развивала накопленный опыт, осваивала новые проблемы, вызванные научно-техническим прогрессом. Интерес к вопросам НТР, к ее социальным последствиям отражены в таких разных по проблематике, художественному строго произведениях, как "На диком бреге" Б.Полевого, "Утоление жажды" Ю.Трифонова, "Разорванный круг" и "Обретешь в бою" В.Попова, "Истоки" Г.Коновалова.

В последние десятилетия советская литература немало сделала, чтобы показать различные стороны стремительно происходящих качественных перемен в рабочем классе, в его труде, социальной жизни и быту. В эти годы советский рабочий класс обрел новые черты, обогатившие его как ведущую социальную силу в новой исторической общности - советском народе. Этот передовой класс смело и убежденно пошел на штурм вершин науки и техники. Из своей среды он выдвинул замечательных мастеров, которые овладевали важнейшими профессиями и специальностями, превратив труд рабочего в разновидность инженерного труда. В числе произведений, посвященных исследованию этих черт рабочего класса - романы "В полдень на солнечной стороне".В.Кожевникова, "Вечный зов" А.Иванова, "Судьба" и "Имя твое" П.Проскурина, "И это называется будни" В.Попова, "Сказание о директоре Прончатове", "И это все о нем." В.Липатова, "Территория" О.Куваева, "Техника безопасности" Ю.Скопа, "Берег любви" 0.Гончара, "Нурек" Ю.Ако-бирова, "Право выбора" М.Колесникова, "Грядущему веку" Г.Mapкова, "И дольше века длится день" Ч.Айтматова, получившие хорошие отзывы критиков и читателей""".

Итоги Всесоюзного конкурса на лучшее произведение прозы о современном рабочем классе и колхозном крестьянстве, проведенного в 1982 и 1983 годах Президиумом ВЦСПС и секретариатом правления Союза писателей СССР, еще раз убедительно подтвердили, что образ человека труда, подвиг рабочего класса, находятся в центре внимания всей многонациональной советской литературы.

И вполне закономерно, что исследования таких крупных ученых-литературоведов, как Г.Ломидзе, Л.Новиченко, Л.Якименко, В.Озеров, Ф.Кузнецов, В.Щербина, Г.Бровман, А.Власенко, Ю.Андреев и ряда других, связаны именно с аналитическим осмыслением того мощного слоя многонациональной советской литературы, в котором доминирующее место занимает характер человека труда.

Советская литература складывается из литератур национальных , имеющих свое лицо, свою историю и свои традиции. "Литература, рисуя созидательный труд рабочего человека в обстановке национальных условий и традиций, расширяет представление о советской жизни, о нравственной силе социалистического патриотизр ма, о ведущей роли рабочего класса в нашем обществе" .

Чувашская литература - неотъемлемая часть многонациональт

См.: Марков Г. Упорно изучать действительность. - В кн.: Содружество литературы и труда /Материалы Всесоюзных творческих конференций писателей и критиков 1978-1980 гг./ М.: Сов.писатель, 1981, с.280; Андреев Ю. Наша жизнь, наша литература. Л.: Сов.писатель, 1974, с.103; Кедрина 3. Конфликт производственный? Нет, нравственный. - Лит.газ., 1976, 21 июля. р

Марков Г. Доклад на УП съезде писателей СССР. 30 июня -4 июля 1981 г. -Лит. газ., 1981, 1-8 июля. ной советской литературы. Ее идейно-художественные искания коренным образом определяются "чувством семьи единой". С каждым годом все смелее и успешнее обращаются чувашские писатели к производственной теме. Созданы стихи, поэмы, очерки, рассказы, пьесы, повести и романы, отображающие жизнь национального рабочего класса, стремительные темпы создания в республике новой промышленности.

Рабочая тема привлекала внимание чувашских писателей еще до революции. Немало впечатляющих художественных картин и поэтических строк, полных сочувствия и уважения к человеку труда, можно найти в произведениях таких передовых, демократически мыслящих писателей, как С. Михайлов, В.Магницкий, М.Акимов, Таэр Тимкки.

После Великого Октября эта тема нашла отражение в творчестве поэтов - М.Сеспеля, И.Агаха и Г.Тал-Мрзы, большой заслугой которых явилось создание образа нового человека - участника социалистической революции, воплощающего в себе черты рабочего класса и крестьянства. Пафос первых пятилеток, создания социалистической индустрии отчетливо ощутим в литературе предвоенного десятилетия. Труд в произведениях той поры раскрывается как могучий стимул и действенный фактор перестройки сознания, перевоспитания человека, преодоления индивидуалистских навыков и привычек, воспитания новых, коллективистских взглядов и представлений. Чувашские писатели, осваивай новую тему, учились мастерству у русских советских классиков - М.Горького, В.Маяковского, Ф.Гладкова и других.

В послевоенное время прозаики более глубоко и заинтересованно обращались к изображению трудовой деятельности рабочих, к исследованию характера современника в самых его существенных проявлениях, не боясь затрагивать специфические вопросы производства. Они остро ощущали реальную необходимость самого пристального изучения "дела" избранного героя и видели в этом необходимое условие творческой работы.

В 50-х годах в сфере сугубо производственной выпуклее стали проступать проблемы морально-этические. Причем конфликтная суть и содержание их в прозе той поры значительно изменились. Если в 30-е годы писатели осваивали жизненные пласты, связанные с созданием социалистической индустрии, заводских и фабричных коллективов, собственных инженерно-технических кадров, то отныне возникают не менее сложные, но уже качественно иные проблемы развития производства - его усовершенствование, автоматизация, механизация, новый стиль руководства предприятиями. Это проявилось в столкновении героев повестей А.Талвира, И.Григорьева, П.Щипцова и других, в так называемом конфликте "новатор-консерватор" .

В лучших произведениях, созданных в последние десятилетия, нашо свое отражение дальнейшее углубление социального и психологического анализа, возрос интерес к истории и современности, повысилось стремление понять прошлое и настоящее в их тесной органической взаимосвязи, в духе преемственности революционных, боевых и трудовых традиций народа.

В чувашской литературе, как и в татарской, мордовской, марийской и других литературах поволжско=приуральского региона, сложилась целостная художественная история эволюции рабочего характера. Если в произведениях В.Краснова-Асли, М.Данилова-Чалдуна, С.Толмасова-Шыпчыка, Г.Алендея, Й.Агаха внимание авторов концентрировалось на показе роста классового сознания рабочих, то острие художественного исследования у А.Талвира и

П.Хузангая направлено на изображение отсталых и пережиточных явлений в психологии сознательных строителей новой жизни. Герои Г.Краснова, Л.Таллерова, М.Юхмы, И.Григорьева, В.Чебоксарова уже выступают как непоколебимые, активные представители основной общественной силы - рабочего класса. В образах рабочих-с подчеркнутой нравственностью, выведенных в произведениях эти?с авторов о жизни крупных промышленных предприятий и строек, зримо представлены характеры современных людей труда. Глубокий идейно-художественный анализ доминирующих черт в характере рабочих, изучение процессов, связанных с их изменениями в ходе ста. новления общества развитого социализма является важной задачей литературоведения.

Усиление интереса писателей к рабочей теме за последние годы вызвано новым подъемом индустрии Чувашии. Сегодня промышленность республики производит изделия свыше полутора тысяч наименований и поставляет их во все экономические районы Советского Союза и более чем в восемьдесят стран мира. Здесь развернулось строительство объектов всесоюзного масштаба - завода мощных промышленных тракторов и Чебоксарской ГЭС, прокладывается часть ' газ о провода "Урейгой-Ужгоро д", меняется облик Нечерноземья. Все это дает писателям большой материал для художественного осмысления жизни и труда, характера и психологии современного рабочего. Мобилизация творческих усилий в этом направлении принесла ощутимые результаты. Так, только за последние годы выпущены два коллективных сборника, опубликованы один роман, пять повестей, десятки рассказов и очерков, пьес и поэм, посвященных строителям этих гигантских предприятий.

Многие романы и повести, например, А.Талвира, В.Ухли, М.Юхмы, И.Григорьева и Г.Краснова, изданы на русском языке и стали достоянием всесоюзного читателя. На пленуме правления Союза писателей РСФСР, состоявшемся в марте 1982 года, С.Михалков на!~-з вал среди лучших произведений на рабочую тему и роман А.Талвира "Фундамент"*. Отдельные произведения.чувашских писателей о рабочем классе отмечены всесоюзной критикой в работах А.Власенко,

В.Литвинова, Н.Буханцова, Л.Кудреватых, Р.Мустафина, Б.Леонова р и других . Кроме того, имеется ряд произведений, которые пока не переведены на русский, но уже получили признание у чувашского читателя. Среди них . роман . А.Афанасьева "Гуси-лебеди улетают повести и прилетают", Л.Таллерова "Колыбельная", ВЛебоксарова "Огонь и сталь". Изучение теш рабочего класса в современной чувашской прозе приобретает самостоятельное и важное теоретическое и историко-литературное значение.

Произведения, посвященные этой важнейшей теме, всегда были в центре внимания литературной общественности. Однако серьезный теоретико-литературоведческий анализ тенденций и закономерностей развития темы рабочего класса в чувашской литературе начинается лишь в конце 50-х годов. Первые подобные шаги были сделаны М.Сироткиным в книге "Очерк истории чувашской советской литературы" Д956/. Именно в ней была заложена основа Михалков С. Единство и многообразие литератур народов РСФСР. Доклад на пленуме правления Союза писателей РСФСР. - Лит. Россия, 1982, 19 марта. р

См.: Власенко А. Героика созидания. Тема рабочего класса в литературе. М.; Современник, 1978, 349 е.; Литвинов В. Характер - это судьба. М. ,* Сов.писатель, 1976, 344 е.; Бухан-цов Н. Главный герой - человек труда. Заметки о некоторых произведениях современной многонациональной российской прозы. - Наш современник, 1982, № 12, с.164-166; Кудреватых Л. На чувашской земле. - Знамят 1977, № 4, с.248 и др. историко-литературного изучения данной проблемы с точки зрения ее идейно-тематической содержательности. В монографиях "Чувашский роман" /1966/ и "Современная чувашская литература" Л 971/ Г.Хлебникова, "Чувашская советская литература" Л972/ содержатся отдельные попытки рассмотрения произведений на рабочую тему в историко-литературном и социально-нравственном аспектах. В исследовании "В русле времени"/1979/ Е.Владимирова были проанализированы некоторые романы и повести о рабочих в плане их идейно-тематической общности с произведениями братских литератур. Ряд произведений на эту тему исследован в кандидатских диссертациях "Особенности развития повествовательных жанров в чувашской советской литературе" В.Эзенкина, "Становление социалистического реализма в чувашской литературе" Ю.Артемьева. Но в этих работах не ставилась цель обобщить пути развития темы рабочего класса в современной чувашской прозе. Фрашентарные на-; б людения об ее эстетических и художественных особенностях в 30-5С годах, связанных с влиянием на нее научно-технического прогресса, уровнем творческого мастерства писателей, содержатся в очерке В.Алагера "Тема рабочего класса в чувашской литературе" / Ялав , 1958, $ 8/, а также в книге Ип.Иванова "Борцы, созидатели" /1976/, поднимающей проблему нравственных исканий и вопросы обогащения внутреннего мира человека труда, его духовного потенциала.

Все это говорит о том, что в чувашской критике и литературоведении тема рабочего класса отдельно еще не исследована, она рассматривалась лишь в общем ряду других вопросов. К тому же, отдельные произведения писателей пока не получили объективного отзыва и нет у исследователей единого мнения в их оценке. По утверждениям Е.Мешалкина и В.Эзенкина, например, повесть

A.Талвира "Ветер с Волги" заметна лишь несовершенством формы, непродуманностью содержания"*, а Ип.Иванов усмотрел в ней "'"хорошее знание автором производства и создание на этой основе интересных образов положительных героев Ухтайкина, Кашкаровой р и Тарутиной". По-разному высказывались критики и о его романе "Фундамент". Если одни - С.Михалков, А.Власенко, Н.Буханцов, Л.Кудреватых, Б.Леонов, В.Литвинов - относили роман к числу выдающихся произведений, то другие, например, Г.Беляев, находили в нем лишь "поверхностность мысли, бедность его философской оснастки"4. Различные суждения высказывались и о романе

B.Ухли "Ткут девушки шелка". Народный писатель Чувашии В.Ален- . дей подверг автора критике за недостаточное внимание к динамике характеров положительных героев, неубедительный показ их непосредственно на производстве, отсутствие подлинных конфликтов, с рыхлость сюжета и композиции . В то же время критики 0.Глады-шева, В.Арсюхин, Ип.Иванов, В.Эзенкин оценили этот роман и с положительной стороны.

См.: Мешалкин Е. Ветер с Волги. - Советская Чувашия, 1972 , 23 сент.; Эзенкин В. Вкус хлеба. - В кн.: Молодые о молодых. М.: Мол.гвардия, 1974, с.209-210. р л Иванов Ип. Борцы, созидатели. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, I976, с•51—52• о

См.: Власенко А. Героика созидания, с.349: Литвинов В. Характер - это судьба, с.344; Буханцов Н. Главный герой - человек труда. - Наш современник, 1982, J6 12, с.164-166; Кудреватых JI. На чувашской земле. - Знамя, 1977, J8 4, с.248 и др.

4 Беляев Г. Проблемы современного развития прозы молодых литератур /Литературы Поволжья и Приуралья/. до с. канд. фил о л. наук. —М.: 1978.

5 Алендей В. Второй шаг писателя. - Ялав, 1975, В 9, с.30-31.

6 См.: Гладышева 0. Литературная жизнь Поволжья. - Волга, 1973, № 8, с.172-173; Арсюхин В. Борясь за мечту. - Советская Чувашия, 1973, 17 aim.; Эзенкин В. Вкус хлеба, с.210-212; Иванов Ип. Образ коммуниста в чувашской литературе. -Ялав 1975

Тема рабочего класса в чувашской литературе, таким образом, еще не изучена, закономерности ее развития не обобщены, а типология намечена лишь отрывочно. Этот факт также свидетельствует об актуальности и важности данного исследования.

В настоящей работе анализируются как известные произведения о рабочем классе, вызвавшие в свое время споры среди литературоведов, так и новые романы и повести, рассказы и очерки, которые еще не были подвергнуты детальному критическому разбору. На основе их изучения делается попытка дать объективную оценку произведениям чувашских писателей о рабочих, определить их вклад в развитие не только национальной, но и всей советской прозы.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы последовательно рассмотреть идейно-художественное развитие теш рабочего класса в чувашской литературе, выявить ее основные тенденции и пути формирования жанровых и стилевых особенностей. В соответствии с этим определены и главные задачи: показать истоки и становление традиций в прозе о рабочем классе, определить степень сопряженности художественных конфликтов и характеров с- реальным жизненным материалом, вскрыть типологические черты современного положительного героя - человека труда, извлечь из анализируемых произведений те эстетические уроки, которые могли бы быть использованы в творческой практике писателей, осваивающих рабочую проблематику. Произведения чувашских прозаиков исследуются в контексте многонациональной советской литературы, что позволяет выделить в них как типологически сходные черты и при— знаки,так и национально-специфические особенности художественного мышления, их поэтики и стиля.

Методологической основой исследования проблемы стали труды основоположников марксизма-ленинизма, руководителей Коммунистической партии Советского Союза, решения съездов партии, июньского (1983 г.) и февральского (1984 г,) Пленумов ЦК КПСС, постановления Центрального Комитета "О литературно-художественной критике",- "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы", "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства", "О работе партийной организации Белорусского государственного академического театра имени Янки Купалы". В работе использованы и общетеоретические положения классиков русской литературы - М.Горь кого, В.Маяковского, А.Фадеева и других. Автор опирался также на опыт видных советских ученых - Г.Ломидзе, М.Храпченко, Ю.Лукина, Ф.Кузнецова, В.Озерова.

Исследование особенностей формирования темы рабочего класса в чувашской литературе и путей ее идейно-художественного обогащения велось с учетом конкретных явлений, происходящих в социальной и культурной жизни чувашского народа, а также воздействия на данный процесс опыта и тенденций развития русской и советской прозы о рабочем классе. Путем сравнительно-исторического изучения сходных явлений в национальных литературах, в частности - поволжско-приуральского региона, выявлялось общее и особенное в развитии рабочей теш в чувашской литературе.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые проведен целостный анализ путей зарождения и становления чувашской литературы о рабочем классе, прослежена эволюция различных этапов художественного воплощения образа рабочего, начиная с 50-80 годов прошлого столетия и кончая современностью. Уяснены признаки своеобразия чувашской прозы о рабочем классе и наиболее важные закономерности развития жанровой структуры.

Опираясь на принципы системного подхода, намечены типологические сходные явления в развитии рабочей теш в литературах поволжско-приуральского региона, что дало возможность осмыслить национальную прозу как органическую часть сложной литературно-художественной системы целого региона. Выяснена роль прозы о рабочем классе в формировании метода социалистического реализма, как открытой эстетической системы, а также отмечены некоторые стилевые тенденции внутри этого направления. Проанализированы литературно-критические исследования о развитии рабочей теш в чувашской литературе. Впервые обобщенно рассмотрены произведения чувашских писателей, ранее обойденных критикой и литературоведением.

Отдельные положения данного исследования учтены при составлении учебников для учащихся УШ-Х классов национальной средней школы, при разработке некоторых актуальных вопросов чувашского литературоведения в "Очерках истории чувашской советской литературы" . Они также легли в основу лекции "Человек труда - главный герой литературы", которая читается на всех потоках курсов повышения квалификации партийных и советских работников при Чувашском обкоме КПСС.

Работа может быть использована при разработке вузовского курса истории чувашской литературы, а также она может оказать помощь лекторам общества "Знание" и исследователям историко-со-циальных проблем, связанных с рабочим классом. Обобщения и выводы исследования могут стать полезными рекомендациями литераторам, посвятившим свое творчество разработке образов современников.

Результаты исследований, выполненных по теме, отражены в 12 публикациях, докладывались и обсуждались на кафедрах чувашской литературы Чувашского государственного университета имени И.Н.Ульянова и советской литературы Мордовского ордена Дружбы народов государственного университета имени Н.П.Огарева. Основные выводы исследования доложены на научной сессии по вопросу "Актуальные проблемы истории рабочего класса автономных республик РСФСР" /1976/ в г.Чебоксарах, в беседе за круглым столом редакции журнала "Дружба народов" по теме "История и современность в литературах республик Поволжья, Коми АССР и Калмыцкой АССР" /1980/, на итоговых научных конференциях в Чувашском государственном университете имени И.Н.Ульянова /1972-1977/. Исследовательская работа автора положительно отмечена в докладе С.Баруздина "Ответственность за судьбы мира и прогресса" на всесоюзной конференции в г.Харькове /I960/1. т

См.: Содружество литературы и труда. Материалы всесоюзных творческих конференций писателей и критиков 1978-1980 годов. М.: Сов.писатель, 1981, с.305.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Современная чувашская проза о рабочем классе"

ЗАКЯ10ЧЕБИЕ

Современная чувашская литература, как и вся многонациональная советская литература, развивается под растущим воздействием двух взаимосвязанных и глобальных процессов. Это - вступление советского общества в период развитого социализма и научно-техническая революция. Влияние этих процессов на сегодняшнюю литературу особенно заметно в произведениях на "производственную" тему. Современная чувашская проза о рабочем классе плодотворно использует и развивает собственные художественные ресурсы и с высокой степенью творческой эффективности осваивает богатый опьп братской русской литературы. Она переживает период как количественного, так и качественного роста. Под количественным ростом подразумевается в первую очередь численный рост писателей, разрабатывающих "производственную тему, увеличение количества издаваемых книг. В последние два десятилетия зазвучали голоса целой плеяды молодых прозаиков - Г.Краснова, М.Юхмы, ВЛебокса-рова, И.Лисаева, Г.Ангера, Л.Кузьмина, Н.Петровской и других, большинство из которых вскоре выдвинулось в первые ряды национальной литературы. В то же время 60-70-е годы были ознаменован! ростом творческой активности писателей старшего поколения, таких как А.Талвир, В.Ухли, И.Григорьев, С.Шавлы, Ф.Уяр, представившие на суд читателей свои новые романы, повести, рассказы и очерки, которые вынашивались ими давно. За последние три года чувашскими писателями написано и издано три романа, семь повестей, десятки очерков и рассказов.

Качественный же рост чувашской прозы о рабочем классе определяется возросшим мастерством и зрелостью эстетического мышления художников. Этим связаны постоянно углубляющийся историзм б осмыслении действительности и стремление писателей к отображению жизненных явлений во всем их сложном многообразии.

Усиление аналитического духа отражается прежде всего в изображении образа положительного героя. Проза стала ближе к человеку труда, проявляет повышенный интерес к его социальному и нравственному облику. Важнейшим ее обретением явился заметный рост внимания писателей к проблеме духовности. Этот интерес подсказан, очевидно, еще тем обстоятельством, что наша партия в своей Программе в повестку дня поставила задачу, по образному выражению А.Твардовского, нравственного обогащения коммунизма, воспитания строителей общества будущего идейно и нравственно развитыми личностями. В докладе на июньском Д983 г. / Пленуме ЦК КПСС тов.К.У.Черненко так определил важнейшую задачу всей советской культуры: "Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности.

Правдивое изображение советского труженика немыслимо без проникновения в то, что составляет суть его жизни - творческий труд. Следуя указаниям М.Горького, чувашские писатели в целом, и прежде всего А.Талвир, И.Григорьев, Г.Краснов, В.Чебоксаров, стоят на правильном пути изображения производственной деятельности представителей рабочего класса. Показывая героя в труде, в действии, писатели добиваются достоверного и мотивированного раскрытия его характера в развитии. В конечном счете это обстоятельство способствует углублению реалистического анализа в литературе. Для Кирилла и Сергея Чигитовых, Харьяс Харитоновой т

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г., М.: Политиздат, 1983, с.35.

Фундамент"/, Ковалева /"Волны не сливаются"/, Айдака /"Молодость не повторяется"/, Салугина /"Все от любви"/, Кузнецова /"Огонь и сталь"/ труд - не цель к достижению материальных благ, а сфера активного проявления коммунистической убежденности, нравственных принципов развитого социализма, для них труд - духовная потребность.

В ряде произведений чувашских прозаиков в последнее время четко обозначилась центральная проблема "личность и коллектив". В романах "Ткут девушки шелка" В.Ухли, "Молодость не повторяется", "Все от любви"Т.Краснова, повестях "Огонь и сталь" В.Че-боксарова, "Не ради денег" А.Талвира на первый план выдвинуты вопросы, связанные со становлением рабочего коллектива, показом деятельности общественных организаций по воспитанию молодежи. В этих произведениях немало интересных образов людей разных национальностей, а также старых рабочих, коммунистов, ветеранов и молодых заводских тружеников. В этом находят отражение черты социалистического интернационализма, черты революционной и трудовой преемственности поколений рабочего класса нашей страны.

В литературе 70-х годов, по сравнению с предыдущими этапами ее развития, глубокие изменения претерпел художественный конфликт. Если в прозе 30-40-х годов отражение трудовой жизни советских людей не отличалось эстетической целостностью конфликт и характер в то время не выступали в достаточно органичном сопряжении, то сегодня этот недостаток в основном преодолен. Коллизии, в недавнем прошлом упиравшиеся исключительно в производство, понемногу стали переплетаться с конфликтами морально-этического характера. И здесь мы солидарны с критиком А.Панковым, утверждающим, что "конфликт в наши дни стал . более нравственным"*. Характер конфликта в каждом конкретном произведении зависит от характера жизненных противоречий в данной исторической обстановке, от жанровой формы, творческой индивидуальности писателя и других факторов. В современной чувашской прозе находят отражение в основном три вида конфликтов: это многослойный конфликт, т.е. обусловленность основного конфликта в произведении побочными, второстепенными конфликтами; конфликт между героями, не находящимися в непосредственном нравственном контакте; конфликт, возникающий в результате внутренней борьбы отдельных героев, их сомнений, колебаний и т.д.

Усиление аналитического начала сказалось и на жанровой природе современной чувашской прозы о рабочем классе, в которой получили развитие формы романа, повести и очерка. Частое обращение писателей к крупным повествовательным формам объясняется повышением их творческого мастерства и зрелостью национальной прозы на "производственную" тему. Тяга писателей к публицистике говорит о возросшем доверии к факту, жизненным реалиям. Она подтверждает и то, что в художественную литературу все увереннее входит документалистика, "фактический" материал экономики и социологии, что жизнь эпохи бурных научных открытий и технических достижений обогащает литературу новым содержанием, которое не в состоянии была бы создать самая богатая фантазия.

Активизация творческих исканий писателей наложила свой отпечаток на стилевую структуру прозы о рабочем классе. В ней обнаруживается несколько стилевых течений. Так, ведущие черты одного из них отчетливо выражены в прозаических произведе

См.: Дементьев В., Педенко С. Пути творческого роста. -Лит.

Россия, 1981, 13 ноября. ниях А.Талвира и В.Ухли. Что же для них характерно? Их романы "Фундамент", "До войны, на войне, после войны", "Ткут девушки шелка" нацелены на эпическое раскрытие истории советского общества в его важнейших общенародных событиях и процессах. У этих писателей повышенное внимание к проблемам "истоков". Изображая жизнь современников, они делают экскурс в их родословную, описывают социально-нравственные портреты их родителей, дедов и бабушек /матери Кирилла и Харьяс /"Фундамент"/, деда Сутея, тети Крахъян /"Ткут девушки шелка"/. Своеобразными экскурсами в прошлое своих героев, многочисленными вставными эпизодами и размышлениями писатели раздвигают рамки времени и места своих произведений, наполняют их картинами и голосами жизни республики и страны. Это ведет к хронологически широкому охвату жизни. Прозаики стремятся показать, как под воздействием бурных темпов урбанизации жизни современный человек глубже осознает свою кровную связь с историей и духовным наследием родного народа и хочет слиться с ними, чтобы чувствовать себя духовно сильной и цельной личностью. Для этого стилевого ряда прозы показательны изображение становления характеров людей труда в острых социальных, бытовых и производственных конфликтах, ясность авторской позиции, выпуклый показ борьбы нового со старым. Особенности стиля первого из этих прозаиков верно замечены Е.Владимировым: "В книгах А.Талвира редки статичные герои: его интеI ресует человек с его думами, действиями, роль обстоятельств в процессе формирования его характера, его развитие и становление" Так, в книге "До войны, на войне, после войны" характер Микки Кулдаева получает развитие и становление в производственной среде, трудовом коллективе; в творческом труде на заводе раскрыт

Владимиров Е. В русле времени, с.201. вается талант молодого изобретателя Михаила Убасьникова; тернистыми путями, преодолевая свои личные слабости, ошибки и промахи приходит к намеченной цели Тарас Ухтайкин и т.д.

Наиболее яркими представителями второго течения являются Г.Краснов, Л.Таллеров, И.Григорьев, В.Чебоксаров. Этих писателе£ импонируют сложные и противоречивые явления действительности, и .люди, которым почастую нелегко дать однозначное объяснение и оценку. События в произведениях укладываются в предельно короткое время. А место действия, развитие центральных сюжетных линий ограничено территорией завода, фабрики, стройки, рамкой бригады и цеха. Их главных героев не всегда можно отнести к чисто "идеальным". Они, эти герои /Кивейкин - "Все от любви", Айдак - "Молодость не повторяется", Турунов - "Колыбельная", Ковалев - "Волны не сливаются", Кузнецов - "Огонь и сталь"/, -в первую очередь люди со всеми плюсами и минусами, светлыми и теневыми сторонами.

Представителями третьего стилевого течения являются М.Юхма, А.Афанасьев, Ф.Уяр, С.Шавлы. Их объединяет пристальный подход к повседневному и обыденному в рабочих буднях, в которых они обнаруживают нечто важное и актуальное. Их произведения пронизаны исконной народной мудростью, фольклором, здесь налицо стремление авторов философски осмыслить борьбу добра и зла. Они отличаются присутствием лирического начала, нередко и мягким юмором.

Проза двигается, преодолевая расхожие художественные штампы и схематизм в раскрытии конфликтов, построении образов, подборе изобразительных приемов и красок. Естественно поэтому, что здесь еще не обходится без потерь и издержек. В ряде произведений чувашских прозаиков легко обнаружить контрастное противопоставление персонажей, воплощающих одни отрицательные или одни положительные черты. "Такой схематизм,- как правильно подчеркивает С.Петров, - не всегда говорит о художественной бедности автора произведения, а свидетельствует о воздействии на него традиций фольклора, дяя которых характерны такие контрасты"*. Но, видимо, сегодня многие традиции, идущие от фольклора, требуют переосмысления применительно к современности.

Становление и развитие прозы происходило в процессе более широкого и глубокого отображения действительности и большей концентрации идеи и социального содержания в образе. При этом в ряде произведений обнаруживается неумение авторов показать героя в труде, связать воедино общественную и личную стороны его жизни. Отсюда недостаточность социального анализа и оценки к действий и поступков персонажа, стремление мотивированию перемен в его характере и мировоззрении преимущественно одними лишь морально-этическими факторами. Сегодня литераторы республики располагают гигантским жизненным материалом. Например, история и опыт, весь богатейший материал Всесоюзных ударных строек - завода промышленных тракторов, Чебоксарской ГЭС, чувашского участка газопровода "Уренгой-Ужгород" - еще не полностью использованы для масштабного художественного - обобщения образа современного рабочего и инженера - образа большой социальной важности. В некоторых произведениях события этих гигантских объектов служат лишь фоном. Авторы их еще не сумели уловить те производственные конфликты, которые возникли именно в этих крупных многонациональных производственных коллективах. Не создан еще герой, который вобрал бы в себя типичные и самые яркие черты рабочего именно нынешнего дня с его более обострен

1 Петров С. Социалистич^реализм. :М'*Просвещение,. 1977, с.245. ным, нежели когда бы то ни было, чувством личной ответственности за порученное дело. Нет еще запоминающегося образа современного рядового рабочего, который непосредственно занят в производстве. Подчас бедновато выглядит внутренний мир так называемых положительных героев, которые должны олицетворять прогрессивные тенденции развития нашего общества.

Однако было бы неправомерным видеть во всем этом только личные просчеты и изъяны отдельных авторов. Пожалуй,недостатки следует рассматривать и как трудности, которые неизбежно возникают, когда литература приступает к освоению нового жизненного материала. А чувашская проза о рабочем классе, как и другие литературы волжско-приуральского региона, переживает сейчас именно такой этап развития.

Главное в том, что на страницах книг, тех, о которых у нас пша речь, да и многих других, все увереннее занимает место герой современный, сложный, сочетающий социальную и деловую активность с богатством внутренней жизни. Чувашская проза, судя по произведениям последних лет, приступила к поискам героя, живущего в условиях развитого социализма. Она ищет подходы к воплощению его в типичных образах.Можно утверждать, что осуществлен хороший задел, дающий возможность выйти на качественно новую ступень художественного творчества.

Процессы, идущие в чувашской литературе о рабочем классе,-суть, следствие и своеобразное выражение тенденций и закономерностей, характерных для всего современного советского словесного искусства, осваивающего производственную тему.

Чувашским прозаикам, осваивающим "материк" рабочей темы, предстоит подняться на еще большую высоту. Думается, путь к этому по-прежнему лежит через исследование интеллектуального и духовного мира современника, через "более глубокое проникновение в характер человека труда, правдивое его изображение"1.

Создать яркий образ нашего современника можно только при условии внимательного и заинтересованного изучения жизни передовых производственных коллективов. Ведь крупная стройка, завод - это всегда школа жизни, школа нравственного воспитания, горнило, где выковываются интересные, крупные и сильные характеры.

Чувашским писателям предстоит немало поработать, чтобы довести свои произведения до полного художественного совершенства. Центральной для прозы о рабочем классе сейчас является проблема жанра и его трансформация в соответствии с замыслом, эстетическими возможностями литературы в отображении действительности, художественного новаторства в связи с новаторством содержания. К сожалению, она еще не осознана в качестве главной. и

Поэтому даже лучше романы и повести не свободны от огрехов. Так, в романе Г.Краснова "Все от любви" проблематика выявлена с большой наглядностью. Однако совершенно справедливы упреки в известной несогласованности сюжетной и лирической линий, перегруженности очерковым материалом, в избытке повторяющихся сюжетных ходов. Причина, на наш взгляд, в том, что некоторые писатели еще не осознали до конца необходимость дальнейшего совершенствования и преобразования жанра романа, повести, рассказа. Жанровая форма берется как нечто готовое, застывшее и заполняется тем или иным содержанием. А жанр должен чутко улавливать своеобразие замысла, гибко видоизменяться.

Дальнейшее развитие чувашской прозы о рабочем классе, за* Материалы УП съезда Союза писателей СССР. -Лит. газ., 1981, 8 июля. воевание ею новых художественных высот во многом связано с необходимостью более глубокого постижения современной действительности, более плодотворного освоения традиций национальной литературы и богатого опыта русской классической и советской литературы. При этом по-прежнему главной задачей художника остается яркое отображение образа нашего современника, глубокое раскрытие его сложного духовного мира и нравственного облика в неразрывной связи с его трудовой созидательной деятельностью.