автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему: Современные русский роман: содержание и формы публицистичности
Полный текст автореферата диссертации по теме "Современные русский роман: содержание и формы публицистичности"
КИЕВСКИЙ ОРДЕНА. ЛЕНИНА. И (ГДЕНА. ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВСВДЙ , • ГОСУДАРСТВЕНЙЫЙ УШВЕРСШГГ ш.Т.Г.ИЕВЧЕНКО
На правах рукописи УДК 882 - 3/09/
ГОД ОБОР ОРЬКО Ярослав Юрьевич
современный русский рсман: содержание и ФСРМЫ публицисгичнсети
Специальность 10,01.02 - литература народов СССР" .
/советского периода/
■ А в ч о р е- ф е р а т диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наун
Киев - 1990
Работа выполнена на кафедре общей, русской и украинской филология Киевского государственного педагогического института иностранных языков. ■
Научный руководитель доктор филологических наук, . .* профессор'А.В.Кулинич,
Официальные оппоненты - доктор филологических тук,
профессор И.Т.Крук}
> кавдидат филологических наук
Т.Н.Реаничэнко.
. Бедуцач организация - Харьковский ордена Трудового
Красного Знамени и ордена Дружбы народов государственный университет ш.А.М.Горького. .
Защита состоится пй 3 " н »-К^-С/^ Л 199от. ъ 14 часов на заседании специализированного совета Д 068,18.10 по присуждению ученой степени кандидата филологических наук при Киевском ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции государ' ственном университете им.Т.Г.Шзвченко /252017, Киев, бульвар Т,Шевченко,14/;
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Киевского госудаверситета /ул.Владширская,. 58/,
Автореферат разослан Ь " 1990 г.
Ученый секретарь -
специализированного совета •---Л.С.Демьяновская
профессор ^
ОБЩЛЯ ХАРАКТЕРИСТИК РАБОТЫ
Литературная жизнь второй половины 80-х годов - явление небывалое для советского общества. Ее особенности в значительной степени связаны с характером современной общественной динамики.
процесс формирования ыногопартийной системы, предпринимаются попытки демонтирования преяних государственных и .-экономических структур, широкое распространение получили ранее оппозиционные идеологические и мировоззренческие концепции, переосмысливаются события, йазк и периоды истории страны, стремительно активизируются общественное, национальное и личностное самосознания,открывается и определяются новые пути, перспективы социально-духовного развития.
Резко усилилось напряжение интеллектуальных- исканий. Оцу-тимуто роль в этом сыграла публицистика, страстно, ярко и самобытно анализирующая трудные проблемы современности. Публицистические статьи и исследования А.Нуйкина, Н.Шмелева, В.Буртика-, Ю.Черниченко, Ю.Карянина, насыщенные оригинальными, полемичными версиями и идеями, способствовали раскрзпощению общественной мысли, высвобождению ез потенциальных ресурсов.
Сложное социально-политическое время, получившее название "перестройки", сопряжено со становлением нового качества литературного процесса. После "паузы в целой литературе, когда снижение уровня ощутилось не только в общем потоке, но и в 'гвер-честве отдельных лисагелей"*, последовал богатый в художественном отношении период. Б последние годы опубликованы ранее запрещённое наследие советских; писателей, произведения русского зарубежья, динамично разбиваются различные течения авангардизма, поляризозались социально-духовные ориентиры литературных журналов, образовались многочисленные писательские ассоциации и движения.
Современное литературное развитие,, с одной сторош, обусловлено реформирование»,; общественно-идеологических структур, а- с другой,- само способствует углублен:™ преобразований, разрушает десятилетиями культивировавшиеся социальные и художественные стереотипы, развивает умственный потенциал общества,
■М'орловский Ал. Пзред н-оэьм отайоь.?// Октябрь.- 195?.- й"Э.-0.17/.
- г -
Важцую роль в современной литературной жизни играет русский роман. К нему привлечено внимание общественности, критики, литературоведения, социологии. Русский роман по-прежнему остается идеологизированный и глубоко социальным. Он содержит в себе многообразные, многоуровневые публицистические свойства, окаэызаицие влияние как на общественное сознание, так и на художественные качества собственно романной формы. Изменяется романное сознание - изменяется духовный, нравственный облик русского романа, в результате чего он и приобретает новые черты, и возвращается к утраченным традициям русского классического романа. .
Актуальность темп обусловлена значением публицистичности для сегодняшнего романного движения, участием публицистических характеристик в трансформации нравственно-социальной природы русского романа, важностью публицистических функций для реформирования общественного и индивидуального сознаний, богатством форд проявления публицистичности в современной романистике, ролью актуально-публицистического в познании новых граней исторического пути и текутцих социальных процессов общества.
Социальный роман традиционно находится в фокусе различных литературоведчески:: интересов.^ Долгое время трактовки и оценки романной динамики определялись во многом официально-идеологическими концепциями развития совэтской литературы. Вне научного анализа находились целые пласты русской романистики. Это безусловно сказалось на качестве и глубине исследований.
* См.: Пууи развития современного советского романа. - М., 196! К/знэдов м. Советский роман.- 1.1., 1963; Цилавич Л. На главном направлении. Вопросы развития современного советского романа 6 рабочем классе,- М., Л., 1964; История русского советского романа. - М., Л., 1965: Кн.1-2; Ершов Л. Русский советский рома1 Национальные традиции и новаторство.- Л., 1967; Роман и современность,- М., 1971; Пискунов В. Советский роман-эпопея: Жанр и его эволюция.- М., 1976; Современный руссний роман: философские аспекты,- М., 1978; Скороспелова Е.В. Русская советская проза 20-30-х годов; Судьбы романа.- М., 1986; Герасименко А.П. Русский советский роман 60-80-х годов: Некоторые аспекты концепции человека,- М., 19Е9.
Произведения, появившиеся за последние годы в печати, свидетельствуют о том, что русский роман осмыслен нашей "ау-кой односторонне и явно недостаточно. В современных условиях появилась возможность более реального и точного изучения романа.
Считаем обоснованным положение Ч.Гусейнова, что "история всех наших литератур, в том числа и русской, должна "о'ыть рассмотрена занозо",- Данная работа представляет определенный материал /факты, положения, выводы/ ,цля этого. Пересмотр но означает тотальное отрицание. Он предполагает выработку все-объемлющога и объективного взгляда на сложную историю русской литературы 20 века, в частности . романа.
Проблемы публицистичности литератур?! разрабатывали А.Бочаров, Т.Трифонова, Ал.Михайлод, Ю.Андреев, Д..Хватов, И.Золо-тусский и др. Особую ценность представляют работы Л.Ершова, в которж целенаправленно й систематично исследовались публицистические структура и гозтика русской советской романистики 30-х годов.
Б реферируемой диссертации на принципиально ином художественном материале продолжен анализ актуально-публицистических свойств русского романа.
В работе разграничиваются термину "публицистика" и "публицистичность". Мы исходим из распространенного толкования публицистики как особого рода общественно-мыслительной деятельности, связанного с анализом разнородных общественных аспектов и проблем, выражающего свои- наблюдения и выводы в логико-понятийной форме. Публицистика может прибегать к художественно-образным средствам, приемам, однако они не лгляются основными её формами познания действительности:' таковою выступает мысль. .Главное назначение публицистики /сверхцель/ - регулирование общественных1 процессов. Нак способ мышления, как функциональная категория публицистика принципиально отличается от художественной литературы.
Публицистичность, но налему мнению, есть понятче совершенно иной плоскости. Публицистичность мы понимаем не как особчЯ род деятельности, а кач специфическое качзство, присущее раз-
т
А Национальные треноги /Диалог: Л.Лебедева - Ч.Гусейнов/ // Вопросы литературы.- 1239,- Г 2.- С.13.
личньм рсдзм творческой деятельности, ь том числе и художественной. Она не изменяет осноьспслага:о1![их качеств конкретного творческого тчалетп, а сопрягается, взаимодействует с ними. Публицистичность литературы - это состояние художественных содерглшя и фэрми, Еыраяамцезся в концентрированном остроактуальном, полемичном познании реальности.
Научная новизна работы состоит в том, что зиервые в диссертационной <}орМ|Э исследуются проблемно-темати -ческке и художественно-стилистические связи критико-сбличитель-ной романистики конца 70-80-х годов, что предметом подробного рассмотрения под углом зрения публицистичности стали произведения, еще недавно запрещенные, что в романную динамику последних десятилетий вводятся произведения русского зарубежья. Ряд результатов исследования характеризуется нетрадиционностыо наблюдений и положений о развитии и нравственном состоянии русско го романа 20 веке.
Цель исследования заключается в анализе публицистических свойств и особенностей современной русской романистики, з-характеристике ее художественной и общественной значимости, в установлении ее духовно-мировоззренческсй близости тем социальным ситуациям, динамику которых пережило за это время общество. ' '
В з а д а ч.и данной работы входит:
- выявить специфику публицистической направленности современного русского романного процесса;
- определить новые духовно-остетические связи романной динамики последних лет с русской классической романистикой;
- проследить взаимозависимость публицистического и собственно художественного начал, влияние публицистических ка- • честв на гаубицу общехудокественной действительности;- рассмотреть отдельные романы с точки зрения воплощения
в них публицистических характеристик.
Теоретическая значимость диссертации выражена в дальнейшей разработке публицистичности как черты, явления и фактора литературы и связанных с ней таких проблем, как взаимодействие образно-художественного и зл.ободнев-но-публицистического, вменение структуры, модификаций и направлений развития публицистичности.
Практическая ценность, работы заключа-
тся в том, что ее материалы, наблюдения и выводы могут быть :слользовакы при подготовка и проведении лекций по истории |усской и русской советской литератур, спецкурсов по современ-юму русскому роману., по романистике русского зарубежья.
Методологической основой диссерта-[ии являются положения о сложной взаимосвязи общественного бы-ия и литературы, о способности художественного сознания боз-¡ействовать га ход социальной *изни, о литературе как особой орме выражения социально-политических роачий, ценностей^ идей»
На защиту диссертационное исследование выносит следующую ¡истему положений:
1. В оовре?/>енном литературном процессе, как никогда ранее, нразительно представлена нонконформистская романистика, содер-шцая черти социального протеста, пронизанная пафосом боли и традания.
2. Радикалы с 1й русский роман переосмысливает устоявшиеся общественном сознании стереотипы в оценке и понимании кашей
стории и современности. По своему глубинному качеству он явля- ■ тся бунтарским романом, взламывающим прежнее представление об бществе, его устоях, нравах, ценностях.
3. Значительную роль в художественно-концептуальных свя-ях современного романа играет публицистичность. Она влияет на воеобразие различных романных ейер: композицию, стиль, систему бразов, идеолого-мировоззренческую направленность, художествам-ый (¡рактаж.
4. Публицистичность как эстетическое качество обусловлена оциальными причинами, особенностями внутрилитературного раэви-ия, спецификой писательского дара, целями художественного замела,
5. Современный романный процесс подтверждает, Фо публи- , • истичность была и остается одним из характерных свойств рус-кого романного мышления, что такие черты классического романа, ак критицизм, полемичность, разнообразие социально-пол итичас-их концепций, проповедничество, общественная устремленность бретают новые импульсы развития в историко-литературной сигу-ции последних лет.
Основные наблюдения и положения диссертационной работы реяли апробацию в форме докладов и яыстунЛаккй 1а ссеоюяной научной конференции "Проблемы художественного исто-научно-практической конференции иолодих
ученых в Киевском государственном педагогическом институте иностранных языков /1989/, конференции научно-технического творчества молодежи Киевского государственного педагогического института гаи. А.М.Горького /19Р9/. Диссертация обсуждалась на заседатш ка^едрн общей, русской и украинской'филологии Киевского государственного пединститута иностранных языков. Результаты и концепции исследования изложены также в четырех публикациях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения н списка основной использова: ной литературы.
ОСНОЗНОЬ' СОДЕРЖАНИЕ РАБСЯН
Во введении обосновывайся выбор и актуалыюст темы, определяются цель и задачи, предмет и научшя новизна исследования, излагаются его методологические основания, рас врываются теоретическая и практическая значимость днссертаци указывается ш ее структуру.
В первой главе- "Публицистичность - традици онное качество русского романа" - дан краткий очарк развития публицистичности романного процесса со второй половины ХУШ в ка до 60-х годов XX века. Ми не делим историю романа на доре волюционный и советский периоды, а рассматриваем ее как лите рагурно-культурологическую целостность, поскольку в чертах и свойствах русской романистики прошлого и нынешнего столетий, в том числе и в публицистичности, много общего, сходного.
Анализируются публицистические особенности романов Ф.Эм на, Н.Гоголя, В.Одоевского, И.Гончароьа, И.Тургенева, Н.Лбск ва, Н.Чернышевского, С.Степняка-Кравчинского, А.Зргеля, Л.Тс стого, А.Аыьитеатрова, Н.Горького, А.Богданова,
Русский роман находился в сложнейших взаимосвязях с современностью - ее общественными противоречиями, идеологичеси Ми точениями, яркими личностями и сложной психологией. Гц бг либо предопц'щением социальных дшк.оняИ, либо их отряженном. Он воссоздавал" степень и .¡орми политической напряженности, с гатство умственной жизни общества. '
В реферируемой глапе намечаетск новая трактовка романт тики рубежа 20-30-х гг. XX века. "Лрсозанол" Каратаевой, "Пуфоцентр^гь" И.Шагинян, "Йркмя, ш... /{I" Н.Нчтг. та, '"Дет
второй" И.Эрэнбурга, "Человек меняет кожу" Б.Ясенсяого, "Боль-шоЛ конвейер" Я.Ильина, "Рост" В.Кетлинской, написанные страстно, искренне, увлеченно, показывают, как общество пытается полностью и энергично избавиться от того, что оно считает старым, изжившим себя, и путем нечеловеческого напряжения в кратчайшие сроки создать ранее невиданное, гуманное и справедливое соци- • альное устройство. Однако романистика этого периода некритично подходила к процессам, которые отражала и пропагандировала. Ее установка на адекватность времени носила внешнефактический, а не глубинно-сущностный характер. Она односторонне и однонаправ-ленно осмысливала такие сложные и драматичные процессы, как индустриализация, коллективизация и формирование нового человека.
К концу тоталитарного периода в литературной динамике утвердилась публицистичность, считавшая своим нравственным долгом строго и беспрекословно следовать официальным доктринам и положениям. п13уря" и "Девятый вал" И.Эрэнбурга, "Счастье" П.Паэ-легжо, "Навалер Золотой Звезды" и "Свет над землей" С.Бабаевского, "Далеко от Москвы" Б.Акаева, "Сталь и шлак" В.Попова, "За правое дело" В.Гроссмана содержат вторично-иллюстративные публицистические качества, во многом определившие художественное "недолголетие?*этих произведений. Романный процесс второй половины 40-х - начала 50-х годов свидетельствует о том, Что бывают в истерии литературы периоды, когда публицистичность почти полностью "подотчетна" социально-политической конъюнктуре и определяется ею.■
Отмечается, что резкий подъем публицистизацйи художественного мышления пришелся на рубеж 50-60-х гг. Стремление выявить и проанализировать острые проблемы действительности, насыщенность идеологическими и социальными концепциями, пафос полемичности - таковы отличительные свойства романов "Братья Ершовы" " и "Секретарь обкома" Вс.Кочетова, "После свадьбы" Д.Гранина, "Дороги, которые мы выбираем" А.Маковского, "За бегущим днем" и "Короткое замыкание" В.Тевдряхова, "Орлиная степь" М.Бубен-нова, "Золотое кольцо" М.йестева, "Сильнее атома" Г.Березко, "Всйди в ка-кдый дом" Б.Мальцева. Романные конструкции.еп^е на Стии свободны от трактовок официальной идеологии. Однако в некоторых из них /"За бегущим днем", "Короткое замыкание"/ ощутимо стремление выйти на уровень свободного, самоценного мыш-ло!Г.;я. Они, одной стороны, несли в себе художественные и со-цгезльдае стереотипы, а с другой,- отражали, веяния "первой'Дэ--
- в -
иократиэации" с характерной для нее гуманизацией сознания.
Важным в нашей концепции является положение о том, что русский роман вследствие неразвитости социальных и государственных структур оказался вынувденным осмыслять сложнейшие ({акты и явления современности,^ включитьси в общественно-политическую динамику. .Мы приходим к заключению, что между состоянием русского общества и русского романа существовала взаимосвязь. Актуально-публицистические особенности развивались ь романном мышлении потому, что общественное сознание нуждалось в них, часто ожидая Именно злободневности в художественной форме.
В главе выделяются две модификации публицистичности - официозная /вторичная, иллюстративная/ и исследовательская /мыеля-щяр независимая/. Публицистичность романов Ф.Еулгарина, Н.ЗаГоскина, Р.Зотова, Б.Ясенского, Б.Горбатова, Ес.Кочетова, А.Ча-ковского, А.Проханова, П.Проскурина, И.Стаднюка опиралась на официально-идеологические трактовки. Обладающие рядом художественно- стилевых достоинств, произведения писателей ьтого ряда не столько исследовали драматизм исторических и социальных процессов, сколько иэобраяали их в соответствии с заданными историко-едеологическими установками.
В русском романном движении была мощной незашсиыая публицистичность. Она требует от художника гражданского мужества выступить критиком общественной системы. С мотивами полемики и протеста связано становление бунтарской традиции. Эта разновидность публицистичности' воплотилась в таких романных конструкциях, как "Путешествие из Петербурга в Москву" А,Радищева, "Мертвые дули" И.Гоголя, "Что делать?" Н.Чзрньшевского, "Воскресение" Л,Толстого, "Мать" М.Горького, "Мы" Ь'.Замятина, "Чевенгур" А.Плат тонова, "В круге первом", "Архипелаг Г/ЛАГ" А;Солленицина, "Жизнь и судьба" В.Гроссмана, "Мужики и бабы" Б.Можаева.
Многие романные формы характеризуется выдвижением на передний план авторского голоса . Русский романист испытывал потребность в выражении посредстэом прямого слова своих философских, общественных, этических и остетическкх ценностей. Он реализовьшал себя как социального мыслителя, высказывающего свои позиции по актуальным н волнующим его вопросам, Пзпосредственлая ло!'ика, со-
^ См.: Федотова В,Г. Духовность как фактор перестройки // Вопросы философии. - 1937,- II" 3} Залыгин С. Год Солженицына // Новый мир.- 1990,- I
- у -
пряженная с нормами художественного повествования, обогащала концептуальную сторону произведения, видоизменяла его эстетическую природу,
В главе рассматриваются некоторые аспекты проблемы взаимодействия публицистического и собственно образного начал.
На наш взгляд, присутствие публицистических характеристик ведет к трансформации природы и качеств художественности, которая не есть нечто недвижимое, раз и навсегда данное.
* Наличие публицистического компонента - ещё нз свидетельство общехудожественного уровня произведения. Важно, насколько емко, суирюстно публицистические и художестьешше начала романной формы проникают в объективные реалии.
Публицистичность могхет бить недостатком произведения, следствием неразработанности художественных сознания и форм, слабости эстетического таланта, В этом случае писатель, по наблюдению И.Ростовцевой, отдает "публицистике то, что неизменно составляло саму суть жанра... характеры, композиций, язык,- и в итоге ослабленная художественность..
Систематизируя выводы, изложенные в главе, отмечаем, что публицистичность - традиционное качество русского романа. Она обладает сложной структурой, ¡алзвт различные формы выражения. Посредством публицистичности действительность пыталась, и пытается изменить себя самое. ,
Во второй главе - "Публицистичность как нравственно-интеллектуальный фактор постижения трагизма современности" - в качестве звеньев одной проблемно-тематической и художественной цепи анализируются остроактуальнне романы "Дом" ^.Абрамова, "Пожар" В.Распутина^, "Печальный детектив" В.Астафьева, воссоздающие трагические общественные реалии 70 - начала 80-х годов.
Специфика художественного дара ф.Абрамова была обусловлена _;___V
* Наша анкета. О чей мы иолчтЧ И почему? // Вопросы литературы.-1989.- Г I,- С.в5. ,
^ Произведение В.Распугина мн относим к жанру романа. Временные, событийные, нравственные связи и отношзния спрессованы в нем «резвачайно плотно к сконцентрирован! б себе могучие потоки духовной и социальной внергия. Эго, по нашему мнения, роман, нч-шюаншй как понес?'..
особенностями его личности, страстно стремившейся к постижению истины, объективного хода социально-исторического процесса, к избавлению от социальных стереотипов и иллюзий. Основу его мужественной, резкой и честной личности составляла позиция нонконформиста, которую он восплт:шал в себе на протяжении всей жизни.
Писатель стремился понять время через его насущные проблемы и потребности. Осмысление злободневных проблем дня ного - ключ к осмыслению действительнсст::. Он реализовчвал публицистичность на уровне актуальных фактов, явления, характеров.
Дневниковые записи .А'>раысьа свидетельствуют о том, что роман "Дом", заключающий тетралогию "Братья и сестры", родился из тщательных, систематичных ттх\ урни:"; над негативными явлены-' ями в Верколе, родине худочишп.
Роман "Дом" - одно из немногих р ссп.гтской литература предшествующего периода произведенийц где поставлена проблема Беды -социальной, экономичсско"!, нраьственной.
Непосредственно публицистических вставок, отступлений в романе почти нет. Писатель использует художественные зарисовки, реплики персонажей для отраженифегативных явлений современности.
Абрамов фиксирует тревожные изменения в социальной психологии крестьян, жителей Пекашино. Он показывает их не ¿сак частные недостатки, а как общесоциальные явления. Пекашино - не локальное территориальное пространство, это индикатор глубинны:: разрушительных процессов, охвативших общество. Отсюда и символичное, синтезирующее название - "Дом".
Носителем социально-художественной информации о судьбах русской деревни определенного периода является система персонажей.
. М.Пряслин - центральный персонаж и своеобразный нервный центр романа. Он представляет новых "лишних людей", самоотверженных, одиноких и ненужных среде. Михаил пытается остановить действие разрушительных тенденций. Его программа изменения среды /изменять действительность, начав с изменения себя/ близка писателю. Думается, что она "подсказана" герою автором. Создание образа М.Пряслина не ограничивалось художественными задачами. Посредством его Абрамов намечал и предлагал свой путь гармон;:нации общественных нравов и отношений.
Роман шел явное дейстиенчое назначение. Гб .->"ом свидетельствует и опубликование Абраксзпч в 1979 году., вскоре после публикации "Дома", открытого письма землякам "Чем ::;;:вем - кормимся" В нем конспективно выражены мысли и чувств аятолл, втдетгне в
художественные реалии "Дома", (якрнтоа письмо явилось публицистическим продолжешем последнего романа писателя.
В главе подчеркивается, что концептуально-художественные традиции романа "Дом" получили развитие в произведениях В.Распу-тшй "Пожар" и В.Астафьева "Печальный детектив".
Эстетические связи короткого романа Распутина свидетельствуют о коррупции, расхигительстве, взяточничестве, социальной трусости, безразличии, поразивших систему.
Пожар - не только художественный факт, не только элемент композиции, но и писательское открытие, поэволямцее на малой повествовательной площади высветить сущность процессов, характеров, проникнуть а скрытые недуги современности.
По всем характеристикам это - художественно-публицистическое произведение. Пафос, художественный фактаж, систеса образов, композиция, стиль несут на себе отпечаток публицистичности.
Художественная деталь в романе вобрала много аналогичных фактов действительности. Например, отсутствие пожарки и водовозки в поселке, в то время лак пожар охватывает все новые' склады; спрятанные в магазинах красная рыба, колбаса, мука, японские о,дежди. Писатель искал и наяюл характерную, знакомую и очевидную современникам конкретику времени. Заметную роль в композиционно-смысловых линиях "Пожара" играет публицистическая речь авто)» и Ивана Петровича, главного персонажа.
Егоров Иван Петрович - альтер эго писателя и выражает его ввдеиие. социальной дисгармоничности. Однако автору этого недостаточно, поэтому он размышляет и от своего ли1^и Автор и его герой, по точному замечанию И.Золотусского, ведут диалог об истории Сосновки, о ее прошлых и современных нравах, о назначении жизни человеческой. Это не диалог-спор, а диалог единомышленников, натур, одинаково чувствующих, оценивакнцих, одинаково страдакмргх. 1
В произведении взаимодействуют содержательно-злободневный и актуально-публицистический аспекты. Актуальный (Цактаж служит основой для ого логического постижения. Интеллектуальное нлчало, я свою очередь, углубляет понимание образных сцен,
Паба-шый характер интонаций и реалий "Пожара" связан с ниоатзльским стремлением всколыхнуть, взволновать общественное сознание тядастьм и гцичимостыо проблем и противоречий. Акту-ЯЛЬНТ) било .н^гл;:'»МО Распутиц, потому что оно должно било,
по его мысли, живо и прочувствованно воспринягься современниками.
Роману В.Астафьева "Печальный детектив" также была присуща новизна социально-художественного видения. Писатель рассматривает три основные проблемно-тематические зоны - взаимоотношения провинциальной интеллигенции и народа, проявления преступности и жестокости, нравственное деградирование личности.
Особое внимание Астафьев уделяет изображению нравственных качеств народной среды. Невежество, нижайший уровень культуры, дикость нравов, духовно-умственная ограниченность современной народной массы - вот на чем сосредоточивает внимание художник. Критичоская трактовка народной стихии обусловлена общей концепцией произведения, взывающего к жесткому и правдолюбивому анализу действительности.
Роман документирован временем своего создания. В нем использован разнородный жизненный материал. Введенный в эстетическую плоть произведения, он воспринимается не столько как художественная целостность, сколько как мозаика различных художественных тем и образных сцеплений. В роман "вмонтированы" факты, ецэ-ны, фрагменты непосредственной реальности. Порой он воспринимается как беллетризированная документалистика.
В "Печальном детективе" наши воплощение элементы натурализма. При той цели, которую ставил перед собой В.Астафьев /стремление к адсквагизации астатического мира жизненным реалиям/, они были необходимы.
Стиль романа отличается очеркизмом. Со временем очерковые свойства, думается, ослабят художественные качества произведения. Но ко времени публикации они придали роману открыто социологическую направленность, обострили сущность и звучании поставлен; ш в нем проблем.
Обобщая наблюдения,сделанные в главе, мы говорим о том, что набатная публицистичность "Дома", "Пожара" и "Печального детектива" явилась, по образному выражении А.Адамовича, своеобразным микрофоном, посредством которого Ф.Абрамов, В.Распутин и В.Астафьев попытались пробудить общсстпеш1ую совесть, оказать воздействие на ход событий в стране.
В третьей главе - "Публицистичность как средство и пафос переосмысления недавнего прошлого" - исслсду>тся идеологические и эстетические ссосен.!:ости ромоноь Р.Чочаяла, А.Рыбакова, Б.Янлольского, пэюктхт ъ пучатк ксторь-г стало сю-
тз
мочении благодаря социальным порвиздад "второй демократизации".
Ронан-хрошша "Мужики и бабе* В,Н<гяела игобрахлег осуществление з яодмосковнгос деретшу катлоэтдаийещм, которая предстает всеохватно рээрупктельньм яшрнием, ушчтоотвакм трудовые традиции русского крестьянства , обезличившим его духоэпо-гфачетвечцую хгирнь.
Кудозкествв»1Ш образы для писателя - и самоценные эстетические образование, V определению идеологические системы.
Идеологическое и худоязстиэнкоо в произведении.тесно взаимосвязаны. Эти два ьачэла являются на только сферами измерения и изображения определенного общественного периода, но и внутренними #£ыгорШ1 романной диишини. Развертывание социальной концепции ткгбуег распития образных реалий, а сущность и смысловая наполненность последних углубляются и исследуются логи-ко-идзологическим аспектом. Ко}щептуально-публицисткческое к собственно образное - дзэ субстанции, сопряжение которых формирует убедительное и самобытное художественное пространство произведения»
НэиосредстБэшю-интеллектуальшэ качества хроники эстетически обуслозлеш. Замысел многостороннего переосмысления истории послереволюционной деревни бнл настолько сложным, что исполнение его только образными средства:.!» казалось писатели недостаточным. Он 'вынужден бнл использовать разнообразные интеллектуально-публицистические средства /диспуты, монологи к диалоги героев/, которые придали произведению емкость и концептуальную глу- ' бикность.
Б.Можаев осознанно стреляйся к многоаспектному публицистизму своей хроники. Одна сторона публицистичности, изначально не присущая ромацу, "догнала" его после дубликацки, во второй половине 1987-го и в 1988-м годах, когда в ходе переосмысления советской истории бкла подвергнута критическому анализу коллектив»' защя, ее -1фли, формы проведения и последствия.
. Роман А.Рыбакова "Дети Арбата"^публикование которого предшествовало длительному социальному диалогу о сталинизме, буквально взорвал рефлексирующее общество гипотезами, художественными фактами, касающимися Сталина и тоталитарного периода.
"Дети Арбата", на наш'взгляд, -.ото модель социальных связей, вношних и внутренних пруикн общественной динамики, сто срез социальной структуры на определенном этапе ее развития. В рокпп дя<1а пишр»:*' советской действительности начала грздна-
тих. годов, негативных процессов, охвативших различные обществен-, ные сферы.
. В центре произведения - проблемы взаимоотношений тоталитарного режима и человека. Писатель показывает судьбы, умонастроения. жизненные позиции людей в условиях репрессивного государ- . ства. Он исследует разнообразные формы социального поведения: прозреше. и последовавшее за ним нравственное сопротивление деспотической структуре /Панкратов, Софья Алексавдровна/, ревностное слукэние тирании /Столпер, Баулин/, конформизм и приспособленчество /¡Иа.рок, Глинская/, самообман и безоговорочная зера в Сталина /Рязанов/, ощущение собственного бессилия и необратимости смертоносных теццзнций /Сольц/.
С большим мастерством А.Рыбаковым создан ход и стиль внутреннего мышления , самосознания Сталина. Подробно и тцательно исследуются сложная психологическая структура его личности, скрытые фактора ее становления, ее потаенные ценности и устремления.
Сталин "Детей Арбата" острояолемичен по отношению к Сталину "Победа" я "Неоконченного портрета" А.Чаковского, "Войны" К.Стэднюка, в которых он нарисован гуманным, мудрым и дальновид-ге» политиком.
Образ Сталина усилил социально-аналитические характеристики романа А.Рыбакова, придал произведению подчеркнутую актуальность звучания в 1987-1938 гг.
Родшн В.Лмлольокого "Московская улица" анализирует нравы и специфику отечественного тоталитаризма на стадии его заката. Социальное время /конец 4С-х - начало 50-х гг./ воспроизведено в нем через мироощущение глазного героя - ученого К. Исследование ' тончайших переживаний, состояний психики человека, яизущзго в тоталитарно!/, обществе,- главная задача произведения.
Па страницах романа, выведены яркие социально-психологические -ипы, ртрмсакщие историю, порядки и основы функционирования ps-пресс.тного государства: доносчик дворник Овидий; маленький тиран Спилляк, дергаащий в страхе жителей коммунального дома; бывший функционер Голубев -М о нат к ин, презираю^ все человечество, своих сосодой, h др. Они глубоко историчны и реалистичны.
Хоть роман написан в русле ассоциативно-психологической прозы, в нем есть фрагменты открытой публицистичности, поданше как внутренняя речь главного героя. В них К. "прямы.! текстом" унич-тожаюпе-обличительно судит о нравах современности. Публицисти-
адские периоды характеризуются метафоричностью, эмоционально-стилевой экспрессивностью, органичной связанностью с структурой и строем собственно художественного повествования. Они не воспринимаются как декларативно-описательные, а обладают астатической свежестью, углубляя общехудохсественную концепцию эпохи
В глава подчеркивается, что рассматриваемые произведения Б.Можаева, А.Рыбакова, Б.Якпсльского по своему пафосу, проблематике, сюжетным ходам близки романам "Новое назначение" А.Бака, "Белые одежды" В.Дудинцвеа, "Исчезновение" Ю.Трифонова, "3 круге первом" / .Солженицына, "Жизнь и судьба" В.Гроссмана,. "Факультет нецужннх вещей" Ю.Домбровскосо и образуют о ними единый художественный ряд, который можо определить как ^антитоталитарный роман" /термин диссертанта/.
Группа антитоталитарных романов не представляет собой совокупность однородных в социально-идеологическом, а тем более в ■ эстетическом отношении произведений. Напротив, этой романистике присущи несхожесть , разнообразие, противоположность социально-образных концепций. Писатели выразили в ней свои, особые трактовки происходивших з стране драматических процессов. Это не означает, что в их художественных мирах нет близких или совпадающих идей.
Произведения Бека, Гроссмана, Солженицына; Дудинцева, Дом-бровсксго, Рыбакова и других писателей исследуют феномен насилия в государстве - его корни, пртлны, размах, формы, его влияние на судьбы людей.
Антитоталитар:шй роман по своей природе /и это отражает сам термин/ истинно гуманистичен. В противостоянии "государство - личность" он отчетливо отстаивает интересы последней. Он обращен к истории государственного, террора. Он отмечен новям историческим зрением. В этом смысле он - новый исторический роман, открывший неизвестную историю несправедливости и страданий.
Антитоталитарный роман нд' ставит перед собой цель описать всю историю-общества со второй половины 20-х по начало 50-х годов, Си анализирует противочеловеческое в этой истории.
Антитоталитарный роман чрезвычайно важен и сознании литературы, и.созданию общества. В литературу он эводит новый жизненный и исторический материал, новое качество человеческих, вэпшаотношвхг'й, »» очя-тетй, судеб. \
.'Ъздоталк-'-чг^м :хо'чн откровенно пуйлицистизировал. И рто
во мяохом обусловлено самой природой зканра, сфокуоировавше-. го свое вниманче на сстропроблемных аспектах социальной действительности. Он пронинцут духом интеллектуальности и полемики.
В заключении изложены обобщения к выводы о значении публицистичэсккс качеств для смгсловнх емкостей, идзоло-1 гических ориентации, еметно-комнозициснннх особенностей и архитектоники русского романа, для углубления художественного критицизма 1ак способа осмысления драматизма действительности, для интеллектуализации романных форм, уплотнения их принципиально ноеымн мыслями, идеями, гипотезами. Прогнозируются пути развития публицистичности и русского романа. Намечайтея перспективы исследования данной теми.
Основные положения диссертации отражены в следуюятих публикациях:
Г. Публицистичность з литературе// Творчество молодых ученых к специалистов - ускорению научно-технического прогресса, Херсон, октябрь 1Э37: Тез.докл.- Херсон, 1987.- С.66-67.
2. Художественные социально-политические ыирк и феномен реальности: На материале романных публикаций последних лет// Проблемы художественного историзма, Херсон, октябрь 1939:' Тез. докл.- Херсон, 1982.- 0.53-54.
3. Социально-политическая направленность и историкс-публи-цистический аналитизм романа Б.Можаева "Мужики и бабы"// Молодо тл и актуальные проблемы исторической науки, Черновцы, ишь 1989: Тез.докл.- Киев, 1985,- С. 162-164.
4. Реабилитация истины: Обзор журнальных публикаций "за,дер-' канной' литературы// Русский язык к литература в средних учебках ЗЕведв1иях УССР.- 1990,- И" &.- С.35-39.