автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему: Сознание и бессознательное: онтологические аспекты
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Бузаджи, Виктория Владимировна
Введение 3 стр.
Глава 1. Сознание и бес-сознательное: онтологические истоки и парадигматические концепции 14 стр.
1.2.Онтологические истоки и статус сознания и Бессознательного 14 стр.
1.2. Парадигмы становления концептов сознания и бессознательного в истории мысли. 35 стр.
Глава 2. Бес-сознательное: Ино-сознание или Иное сознания? 65 стр.
2.1. Ино-сознание: гипотеза или/и реальность? 65 стр.
2.2. Имманентное и трансцендентное в оппозиции «Сознание-бессознательное» 81 стр.
Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Бузаджи, Виктория Владимировна
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется выбором предмета исследования, в качестве которого выступают феномены сознания и бессознательного. Проблема сознания и бессознательного в истории мысли является одной из центральных проблем. И хотя на сегодняшний день феномены сознания и бессознательного на первый взгляд кажутся достаточно хорошо изученными, но, тем не менее, в философском аспекте оказывается мало проясненными.
Поэтому проблематика сознания и бессознательного приобретает в философской мысли XX века новое значение.
На сегодняшний день остается по-прежнему актуальным выбор между психологизмом и онтологизмом, между психологической и антропологической логикой и онтологическим и мистическим Логосом. Это связано с тем, что феномен сознания имеет наряду с психологическим статусом и онтологический статус. С феноменом бессознательного же дело обстоит несколько иначе. Бессознательное под влиянием психоанализа практически утратило философский аспект, в современных текстовых практиках бессознательное имеет статус не онтологический, а психологический.
Но тогда сразу возникает вопрос: почему сознание и бессознательное обладают разными статусами, если оба этих понятия появились как самостоятельные на рубеже XIX века, причем изначально термин "бессознательное" был введен в русле философского осмысления бытия ?
И только с появлением онтологии сознания, когда гносеологические проблемы стали преобразовываться в онтологические, Сартром теория бытия свелась к бытию сознания. Таким образом, феномен сознания получил онтологический статус.
С этим и связана необходимость ретроспективного герменевтического прочтения становления концептов сознания и бессознательного.
СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ПРОБЛЕМЫ. Проблема феномена бессознательного выступает как онтологическая и гносеологическая проблема, т.е. как проблема, выведенная за границы психологического дискурса - в виду того, что поставлен вопрос о переосмыслении его статуса и возвращения смысла бессознательного как региона бытия. В работе уточняется и статус коррелятивно связанного с бессознательным феномена сознания.
Выбор фундаментальных философских и психологических разработок, находящихся в непосредственной связи с данной проблемой, обусловливается междисциплинарным характером исследуемой проблемы. В основу исследования положена эвристическая идея П.Флоренского о Символе как нормальном строении бытия и предпринята попытка экспликации этой идеи относительно обозначенной темы.
Экспликация осуществляется в следующих блоках:
- исследование нормального строения бытия относительно феномена сознания и бессознательного;
- исследование кентаврического, симулякрового структурирования бытия, характеризуемого основными составляющими - квазителесностью и квазидуховностью;
- исследование процесса преодоления симуляции кентаврического бытия как преображения его структурных компонентов.
Таким образом, в работе с новых позиций выявляется генезис феномена сознания и бессознательного и их концептуализация в истории мысли.
Исследование феномена сознания и бессознательного охватывает следующие этапы:
- античную философию, представленную как опыт концептуализации философской мысли относительно онтологической нормы бытия и условий ее нарушения. Представлена работами Платона и Аристотеля.
- средневековую философию, как предпосылку концептуализации феномена сознания и бессознательного. Рассматриваются работы Д. Ареопагита,
Августина, Г. Паламы.
На данном этапе для философской мысли онтологической нормой все больше становится кентаврическое строение бытия, т.к. на место дуализма, характерного для античной философии, приходит монистический принцип: есть только одно абсолютное начало - Бог; все остальное - его творение. Эти две реальности различного онтологического ранга: нетварное, божественное бытие, которое открывается только сверхъестественным путем, и тварное бытие, постижимое с помощью разума. Идея творения имеет онтологическую основу, а идея откровения составляет основу экзелетики - философию нового времени. Особое внимание уделяется работам Декарта, Лейбница, И. Канта, Гартмана, Шопенгауэра, Бегсона, Я. Беме.
Этот этап философской мысли показан в работе как процесс становления концептов сознания и бессознательного нормального строения бытия. Генезис сознания и бессознательного отражает поэтапное развитие от фиксирования теоретического основания философской классики с ее акцентированием принципа cogito Декарта к трактовке бессознательного Лейбницем как низшей формы душевной деятельности, находящейся за порогом представлений, осознаваемых человеком. От Лейбница к «Критике чистого разума» И. Канта, сместившего акцент от теоретического разума к разуму практическому. Как следствие этого смещения рассматриваются и работы Гартмана, который ввел термин «бессознательное» в качестве философского понятия с онтологической нагрузкой, и работы Шопенгауэра, придавшие феномену «бессознательного» психологический характер через понятие воли как онтологического основания.
И в заключение рассмотрения этого этапа затронуты работы Бергсона, рассматривающие генезис сознания и бессознательного в рамках категорий инстинкта и интеллекта.
- психоанализ, представители которого рассматриваются в исследовательской работе в лице 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, Э. Фромма, экстраполирующие особенности бессознательного на человеческую психику, человеческий дух в целом, т.е. определившие окончательно статус бессознательного как психологический.
- феноменологический подход, исследующий феномен сознания как регион бытия, обладающий онтологическим приоритетом. Данный этап представлен работами Э. Гуссерля и отечественными исследователями такими как Трубецкой С.Н., Франк С.Л., Шестов Л.И., Шпет Г.Г., Лосский Н.О., Ильин И.А.
- экзистенциальную философию. Это работы М. Хайдеггера, Л. Бинсван-гера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, М. Фуко, П. Тиллиха и др.
- феноменологическую редукцию, а так же онтологические условия кон-ституирования человеческого бытия, выступающие в качестве экзистенциальных черт, показывающих смысл существования человека, можно рассматривать в рамках предлагаемого исследования как попытку вернуться к нормальному строению бытия.
- современные направления философской мысли, изучение которых открывает конструктивные перспективы исследования. В первую очередь особое внимание уделяется работам русских философов: П. Флоренского и H.A. Бердяева; а так же работам, затрагивающим знаковые интерпретации культуры. Здесь следует отметить следующих авторов: Ж. Лакана, Ж. Делеза, Ж. Деррида, анализирующих бытие человека в виде текстового пространства, когда смысл теряется в вариациях буквы; играх означающих, когда феномен сознания и бессознательного рассматривается как проблема отношения означающего к означаемому, когда человеческая реальность идентифицируется с текстом, который требует структурного изучения.
Другая тенденция современного философствования - работы Э. Левина-са, конституирующие идею Абсолютно Другого. Возрождение апофатической идеи в метафизическом дискурсе Левинаса имеет под собой основу возвращения нормального строения бытия, преодоление кентавра - восстановление единой смысловой вертикали.
Помимо философии значительные достижения в осмыслении проблем преодоления кентаврического бытия путем преображения были осуществлены в трансперсональной психологии (С. Гроф), в работах Карла дю Преля, в прагматизме У. Джемса.
Ценные замечания содержатся в работах В.В. Винокурова, В.Н. Гасилина, Т.А. Клименковой, А. Лосева, В. Налимова, А. Рицль, В. Руднева, Вл. Соловьева, В.А. Фриауфа, М. Элиаде, и др.
При анализе философской мысли, связанной с изучением проблем сознания и бессознательного, необходимо отметить, что на сегодняшний день термин «бессознательное» остается прописанным с преобладанием психологического акцента. При этом остается недостаточно разработанным онтологический статус феномена бессознательного.
Необходимость философского прояснения статуса феномена бессознательного и коррелятивно связанного с ним сознания обусловили выбор темы, цель и задачи исследования.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. ЦЕЛЬЮ данного исследования является УТОЧНЕНИЕ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА
БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО И КОРРЕЛЯТИВНО СВЯЗАННОГО С НИМ СОЗНАНИЯ.
Реализация этой цели достигается через решение следующих задач:
- выведение феномена бессознательного из чисто психологического дискурса в онтологию философского дискурса;
- выработка нового подхода к пониманию соотношения сознания и бессознательного на основе идеи русской философии имяславия П. Флоренского, Лосева, Булгакова;
- обоснование виртуальной онтологической нормы внутри нас;
-новое истолкование генезиса сознания и бессознательного;
- пересмотрение Абсолютно Другого в рамках оппозиции «Сознания и бессознательного»;
- рассмотрение возможности достижения утраченной онтологической нормы.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. В методологическом аспекте исследование строится как развитие эвристической идеи П. Флоренского о Символе как нормальном строении бытия.
Чтобы объяснить концепты сознания и бессознательного, диссертант апеллирует к следствию раскола нормального строения бытия - кентаврическо-му, симулякровому строению бытия, - на основе которого возможно возникновение сознания и бессознательного.
Авторские построения осуществляются на основе философских и психологических идей, представленных в работах С. Грофа, Э. Гуссерля, В. Джемса, И. Канта, Э. Левинаса, А. Лосева, Платона, П. Флоренского, 3. Фрейда, К.-Г. Юнга, М. Элиаде.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ состоит прежде всего в САМОЙ ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ УТОЧНЕНИЯ ОНТОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ФЕНОМЕНА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Принципиальной новизной нашего подхода по сравнению с другими концепциями о сознании и бессознательном является ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЛИКАЦИЯ НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, НО ЧИСТО ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО.
Саму возможность такого последовательного онтологического анализа, на наш взгляд, представляют идеи конкретной метафизики П. Флоренского, особенно его анализ языка, сознания, человека на основе традиции имяславия как философской предпосылки его метафизики, т.е. онтологии. Из творческого наследия метафизики П. Флоренского наиболее эвристичной для цели и задач нашего исследования оказались идея онтологического строения бытия как
Символа. «БЫТИЕ, КОТОРОЕ БОЛЬШЕ САМОГО СЕБЯ, - таково основное определение Символа»1.
Таким образом, идея онтологического строения бытия как Символа, Смысла, Творчества как восстановления онтологической нормы бытия как Символа, а также идея «топологического смещения» бытия-Символа, - позволяют теоретически строго и последовательно развернуть собственно онтологическую концепцию. В рамках этой концепции ФЕНОМЕН ЧЕЛОВЕКА, ЯЗЫКА И СОЗНАНИЯ ДАНЫ КАК АСПЕКТЫ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ИДЕИ, КОНЦЕПЦИИ, ОНТОЛОГИИ, чего до сих пор не удалось добиться западноевропейской философии Х1Х-ХХ столетий. Заметим, что в западноевропейской философии философия человека, языка и сознания представляют ТРИ РАЗНЫХ ПРЕДМЕТА.
В метафизике же П. Флоренского, как только что было отмечено, феномены языка, человека и сознания даны как аспекты одной и той же идеи - онтологии. «Язык, - отмечает П. Флоренский, - вечный, незыблемый, объективный Разум, пречеловеческий Логос»2. В основе учения о символизме языка имя не является условностью. По П. Флоренскому, существует одно единое имя, которое само себя именует - Троица. Но когда оно изливается на «тварь», оно может быть произнесено на разных языках, но по сути своей остается тем же, т.к. оно - категория бытия. Личность более целостно, относя ее, «как святоотеческий термин ИПОСТАСЬ, к душе, и к телу, и к астралу в их индивидуальном единстве»3.
В этой связи опыт мысли русской и европейской XX столетия получает более полное, системное, более связное и строгое изложение. Не случайно П. Флоренский подчеркивал, что вопрос имяславия или имеборчества не частный, а все мировоззренческий вопрос, поскольку «понятие символа есть узел по во
1 Флоренский П.А. У водоразделов мысли. // Имена: Сочинения. - М.: ЗОА Изд-во ЭКС-МО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с. (Серия "Антология мысли"), стр. 279.
2 Там же. Стр. 156.
3 Там же. Стр. 262. просу об Имени Божием, а имеборчество - удар и попытка разрушить понятие символа»1.
Наш подход, как представляется, вполне удовлетворяет критериям внутреннего совершенства и внешнего оправдания, предложенным А. Эйштейном для оценки сложных отношений между научной теорией, экспериментом и характеристиками природы, существующей независимо от нашего сознания. Внутреннее совершенство (теоретическая строгость) достигается последовательностью и строгостью собственно онтологического анализа проблемы сознания и бессознательного. Внешнее оправдание - это теоретическое объяснение уже накопленных в современной науке о человеке и сознании фактов на основе собственно онтологического подхода (например, опыты ЛСД-терапии в области трансперсональной психологии С. Грофа).
Наш подход предлагает совершенно новый теоретический прогноз в разрешении концептуальных трудностей при создании целостной теории человека, сознания, языка.
В этой связи на основе предложенного автором направления:
- предпринята попытка уточнения онтологического статуса бессознательного и уточнение статуса сознания.
- предложен новый подход к пониманию соотношения сознания и бессознательного как следствия «топологического смещения» от бытия-Символа к бытию-кентавру.
- вводится термин - Ино-сознание - с целью показать виртуальный след указанного смещения.
- с новых позиций выявляется генезис феномена сознания и бессознательного и их концептуализация в истории мысли.
- выработан новый взгляд на Абсолютно Другого как трансцендентное априори по отношению к сознанию и бессознательному;
1 Флоренский П.А. У водоразделов мысли. // Имена: Сочинения. - М.: ЗОА Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с. (Серия "Антология мысли"), стр. 316.
- предложена возможность преодоления кентавра через обращение к форме трансцендентного опыта - Другого - преображение кентаврического бытия.
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Предпринятая попытка уточнения онтологического статуса бессознательного, а так же уточнение статуса сознания осуществляется через ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ И ЭКСПЛИКАЦИЮ НЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО, А ЧИСТО ОНТОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ СОЗНАНИЯ И БЕССОЗЗНАТЕЛЬНОГО.
2. Согласно заявленному подходу нормальное строение бытия - Символ-бытие - рассматривается как совмещенные изначально Смысл и Явление - Дух и Тело. Такое символическое бытие считается нормальным строением бытия, имеющим ОДНО ОНТОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ, в рамках которого не существует ни сознания, ни бессознательного. «Топологическое смещение» или «топологический сдвиг» - это онтологический процесс, следствием которого является расщепление этого же бытия как Символа. Сознание и бессознательное - есть продукт раскола Символ - бытия. Феномен сознания и бессознательного возможны только в пределах кентаврического бытия - как симуляция и компенсация онтологической нормы бытия-Символа, причем при исчезновении одного из них сразу же исчезает и другое. Таким образом, СОЗНАНИЕ - это момент открытости или явленности Духа в квазидуховном элементе распавшегося Символа, образовавшийся при «топологическом смещении» как его неизбежное следствие. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - это элемент потаенности, скрытости Смысла распавшегося Символа, который при «топологическом смещении» сохраняет виртуальный потенциал Духа (Ино-сознания) в констелляции с тенью сознания - подсознательным.
3. ИНО-СОЗНАНИЕ - ЭТО ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДУХА В СФЕРЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Оно в привычном слове даже не сознание, оно представляет собой духовный элемент, имеющий телесное дополнение, которое одухотворено и не имеет раскола кентавра.
4. Экспликация эвристической идеи П. Флоренского о Символе как нормальном строении бытия относительно обозначенной темы позволяет по-новому подойти к ретроспективному герменевтическому прочтению становления концептов сознания и бессознательного. А именно: в рамках нормального строения бытия не существует ни сознания, ни бессознательного. Только на основе кентаврического бытия возможно возникновение сознания и бессознательного, представляющих собой онтологическую неполноту, перевернутость по отношению к философии имени.
5. Другой - это качественно новое сознание, сознание радикального свойства, содержащее в себе трансцендентальное и трансцендентное априори по отношению к сознанию и бессознательному.
6. Ино-сознание может актуализироваться посредством встречи с Другим - путем преображения кентаврического бытия, т.к. он является условием возможности выхода к истине.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Содержание диссертационного исследования и полученные выводы непосредственно связаны с проблемой существования человека в современном мире.
Выводы и основные положения диссертационной работы могут быть использованы в разработке соответствующих учебных курсов и спецкурсов по онтологии и теории познания, философской антропологии, в учебных курсах и спецкурсах по сознанию и бессознательному; в историко-философских, философски-методологических и психологических исследованиях.
АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ осуществлялась в виде выступлений на аспирантском и теоретическом кафедральных семинарах, а так же в рамках научных конференций: Всероссийская научная конференция «Человек в социокультурном мире» (Саратов, 1997); Межвузовская региональная научная конференция «Философия и миф сегодня» (Саратов, 1998); Всероссийская научная конференция «Современная парадигма человека» (Саратов, 1999); Заседание круглого стола на тему: «Пространство личности на рубеже XXI века» (Саратов, 2000); Международная конференция «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 2000); Международная научная конференция «Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий» (Волгоград, 2000); Юбилейная научная конференция «Эволюция человека и общества» (Саратов, 2000); Юбилейная научная конференция «Эволюция человека и общества». Методология. Теория. Практика. (Саратов, 2000); Симпозиум «Россия и Запад: на грани эпох» (Саратов, 2000).
СТРУКТУРА. Диссертация состоит из введения, двух глав (каждая содержит два параграфа), заключения и библиографии. Текст изложен на 127 страницах; список литературы включает 200 наименования.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Сознание и бессознательное: онтологические аспекты"
Заключение.
На основе заявленного нами подхода проблема сознания и бессознательного решается на основе идеи русской философии имени П. Флоренского, А. Лосева, Булгакова.
В результате исследования было выявлено, что онтологический статус сознания и бессознательного задается идеей нарушения нормы бытия.
Предпринятая попытка экспликации эвристической идеи П. Флоренского о Символе как нормальном строении бытия относительно исследуемой темы наглядно показывают, что феномены сознания и бессознательного являются продуктами распавшегося Символа-бытия и имеют собственное онтологическое основание - кентаврическое, симулякровое строение бытия. Что подтверждает необходимость реабилитации онтологического статуса бессознательного и по новому выявляет генезис феномена сознания и бессознательного и их концептуализации в истории мысли.
Исследования на основе предложенного нами подхода показывают, если что в сфере сознания потенциал Духа концептуализируется как трансцендентальное Эго, то в сфере бессознательного он выражается концептом ино-сознания или трансцендентального Другого, т.е. в сфере бессознательного сохраняется виртуальный потенциал Духа - ино-сознание. Эта память о норме вследствие «топологического смещения» - онтологического процесса, следствием которого является расщепление Бытия-Символа - перешла из модуса актуального в модус виртуальный. Подсознательное же становится тенью сознания, изначально онтологически ущербного и являющегося источником боли, непосредственно связанной с ущербностью бытия. Поэтому, при рассматривании вопроса нормы поведения и душевного здоровья в психологии, необходимо отметить следующее: не бессознательное, а сознание виновато в проявлениях того, что принято считать патологией поведения. Это связано с тем, что сознание симулирует Дух как его теневая сторона, как меон, как ино-бытие Духа.
Материя в рамках нашего подхода рассматривается и как имеющая замысел Абсолютного - один и тот же генетический источник с нормальным строением бытия, - и как возможность забывания «сакрального мира» и утверждения самопричиною бытия, т.е. обладает и положительными, и отрицательными аспектами.
Известные сегодня результаты опытов в области трансперсональной психологии (С.Грофа), а также духовные практики доказывают возможность просветления материи, спасение кентаврического бытия через его причастность к духовной реальности, через обретение нуминозного опыта и возвращение кентаврического бытия к нормальному символическому строению бытия; подтверждают, что субъект является формой незнания мира, «обознания» по его поводу, человек может быть больше, чем он есть, и это состояние «больше» -есть его норма.
Рассмотренная во второй главе диссертационного исследования проблема мифа позволяет сделать следующий вывод: актуализация мифа сегодня может рассматриваться как актуализация виртуальной нормы внутри нас - ино-сознания - как попытка возвращения бытию строения Символа: совмещение в Символе Смысла и Явления, энергии и сущности, и избавление от знака-симулякра.
Но, тем не менее, окончательное возвращение к нормальному бытию только усилиями самого человека невозможно без воздействия божественного, без встречи с Абсолютно Другим - трансцендентным как нормальному строению бытия, так и кентаврическому, симулякровому строению бытия; трансцендентным априори по отношению к сознанию и бессознательному.
Предложенный в диссертационном исследовании новый подход, основанный на конкретной метафизике П. Флоренского, позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему психопатологии - как болезнь речи, заболевание речью в век, когда знак, а не Символ, утвердился при нарастании симуляционных процессов как норма. В ситуации, когда знак становится нормой, вырастает целый комплекс проблем «персонального языка» для выражения своих ощущений, переживаний, а так же единства человеческого опыта (интерсубъективности). Поэтому, с точки зрения Витгенштейна, философские высказывания о явлениях сознания носят логико-грамматический характер.
Таким образом, наш подход по сравнению с другими концепциями является последовательным обоснованием и экспликацией не психологического, а чисто онтологического подхода к проблеме сознания и бессознательного, в рамках концепции которого феномены человека, языка и сознания даны как аспекты одной и той же идеи, онтологии.
Список научной литературыБузаджи, Виктория Владимировна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"
1. Августин. Исповедь. Пер. с лат. М.Е.Сергеенко. Вступит, статья A.A. Столярова. - М.: Издательство "Ренессанс", СП ИВО-СиД, 1991. - 488 с. - (Памятники религиозно-философской мысли).
2. Ареопагит Д. О божественных именах. О мистическом богословии. Тексты, перевод с древнегреческого. СПб., "Глаголь", 1995г. - XXIII, 370 с.
3. Аристотель. Метафизика. // Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М., "Мысль", 1975г.
4. Аристотель. О душе. // Сочинения в четырех томах. Т. 1. Ред. В.Ф. Асмус. М., "Мысль", 1975г.
5. Беме Я. Истинная психология, или сорок вопросов о душе. ОРАНТА-ПРЕСС. Изд-во "Алетейя" (СПб) 1999. - 319 с.
6. Бергсон А. Творческая эволюция / Пер. с франц. М.: "КАНОН-пресс", "Кучково поле", 1998. - 384 с. ("Канон философии").
7. Бердяев H.A. О назначении человека. М.: Республика, 1993. - 383 с. - (Библиотека этической мысли).
8. Бердяев H.A. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: ЗАО "Сворог и К", 1997. -414 с.
9. Бинсвангер Людвиг. Бытие-в-мире. "КСП+", М.; "Ювента", СПб (при участии психологического центра "Ленато", СПб), 1999г. - 300 с.
10. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцание и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с.
11. Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М.: Наука, 1988. 294 с.
12. Вунд В. Миф и религия. Пер. с нем. СПб: Брокгауз; Ефрон, 1913.416 с.
13. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Вступ. ст., сост. И коммент. В.В. Сапова. М.: Республика, 1994. - 368 с. - (Б-ка этической мысли)
14. Гайденко П. История греческой философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. -319 с. (Humanitas)
15. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988. 704 с.
16. Гараджа A.B. Критика метафизики в неоструктуализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов) М.: ИНИОН, 1989. 50 с.
17. Гартман Э. Философия бессознательного. М., 1902. 70.
18. Горбовский А. Иные миры. М.: Общ-во по изуч. тайн и загадок Земли., 1991. 233 с.
19. Горбовский А. Тайная власть, незримые силы: колдуны, экстрасенсы, целители. М.: Общ-во по изуч. тайн и загадок Земли., 1991. 233 с.
20. Горбовский А. Колдуны, целители, пророки. М.: Мысль, 1993. 399 с.
21. Григорьева Т.П. Дао и логос (Встреча культур) М.: Наука, 1992.424 с.
22. Гроф С. За пределами мозга: Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1993. - 497 с.
23. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исследовании внутреннего мира. Пер. с англ. 2-е изд. М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1994. - 338 с.
24. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической филисофии. М., "Лабиринт", 1994.
25. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. // Философия как строгая наука. Изд-во Агенство САГУНА, Новочеркасск, 1994. 357 с.
26. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. // Философия как строгая наука. Изд-во Агенство САГУНА, Новочеркасск, 1994. 357 с.
27. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. Изд-во "Андреев и сыновья", С.-Петербург. 1993.-420 с.
28. Декарт Р. Избр. произв. 395с.
29. Декарт Р. Первоначала философии. Сочинения в 2т.: Пер. с лат. и франц. Т1 (Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соловьева). М.: Мысль, 1989. - 654, 2. е., 1 л. порт.- (филос. наследие; Т. 106.).
30. Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы вероятнее направлять свой разум и отыскать истину в науках. Сочинения в 2т. : Пер. с лат. и франц. Т1 (Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соловьева). М.: Мысль, 1989. - 654, 2. с:, 1 л. порт.-(филос. наследие; Т. 106.).
31. Делез Ж. Логика смысла. М., "Академия", 1995. 302 с.
32. Делез Ж. Ницше. СПб., Аксиома, Кольна, 1997. 186 с.
33. Делез Ж. "Различие и повторение". ТОО ТАК КАК "Петрополис", 1998.-384 с.
34. Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: "Институт экспериментальной социологии", СПб, "Алетейа", 1998. 288 с.
35. Деррида Ж. О грамматологии. / Пер. с франц. и вступ. статья Н. Авто-номовой. Изд-во "Аё Маг§тет". М., 2000, с. 512.
36. Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. -495 с. ("Концепции").
37. Деррида Ж. Позиции. Киев. "Д.Л.", 1996. 192 с.
38. Деррида Ж. Эссе об имени. М.: "Институт экспериментальной социологии", СПб, "Алетейа", 1998. 192 с.
39. Деррида Ж. в Москве: деконструкция путешествия. М., РИК "Культура", 1993. 208 с.
40. Затворник Ф. Умное делание. С. 126.
41. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада. 1998. 256 с.
42. Ильин И.П. Поструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М.: Интрада, 1996. 256 с.
43. Исторические типы рациональности. В двух томах. Т. 1. М„ ИФРАН, 1995.-350 с.
44. Исторические типы рациональности. В двух томах. Т. 2. М., ИФРАН, 1995.-320 с.
45. Камю А. Калигула. // Сочинения. В 5 т. Т. 1. Пер. с фр. / Вступ. ст. М. Поповича; Коммент. А. Волкова; Художники М. Квитка, О. Квитка. -Харьков: Фолио, 1998. 398 с. - (Вершины).
46. Кант И. Критика чистого разума. Пер. С нем. Н.О. Лосского (печатается по изданию: С-Пб, 1907г.). ИКА "ТАЙМ-АУТ", С.-Петербург, 1993. -472 с.
47. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки: Пер. с нем. М.: Издательская группа "Прогресс" -"VIA", 1993.-240 с.
48. Кастанеда К. Дверь в иные миры. Пер. с англ. Л.: Васильевский остров, 1991. 311 с.
49. Косарев А. Философия мифа: Мифология и ее эвристическая значимость: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ; СПб.; Университетская книга, 2000. - 304 с. (Humanitas)
50. Кьера Э. Они писали на глине. М., Наука, 1984. 136 с.
51. Лакан Ж. "Стадия зеркала" и другие тексты. Париж. EOLIA, 1992.61с.
52. Лакан Ж. Семинары, книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа (1953/54). Пер. с фр. / Перевод М. Титовой, А. Черноглазова (Приложения). М.: ИТДГК "Гнозис", Издательство "Логос", 1998. 432 с.
53. Лакан Ж. "Функции и поле речи и языка в психоанализе". Пер. с фр. (перевод А.К.Черноглазова). М.: Издательство "Гнозис", 1995г. 192 с.
54. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Пер. с фр. М.: Атеист, ■ 1930.-337 с.
55. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. Пер. с фр. М: ОГИЗ; ГАИЗ, 1937. 518 с.
56. Левинас Э. Время и Другой. / Пер. с франц. A.B. Парибка. Высшая религиозно-философская школа. С.-Петербург, 1998. 265 с. ;
57. Левинас Э. Гуманизм другого человека. / Пер. с франц. A.B. Парибка. Высшая религиозно-философская школа. С.-Петербург, 1998. с.265.
58. Леви-Стросс К. Структурная антропология. Пер. с фр. М.: Наука, 1983.- 536 с.
59. Лейбниц. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М., 1992. 636 с.
60. Лейбниц. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., Мысль, 1992. 554 с.
61. Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Книга 1: Разум, Духовность, Традиции. ЛГУ, 1991. 254 с.
62. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е изд., исправл. М.: Че Ро, 1998. - 92 с.
63. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., прогресс, 1990. 368 с.
64. Маркс К., Энгельс Ф. Т. 46, 4.1.
65. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от "Истории безумия" до "Заботы о себе". Саратов. Изд-во Поволжского филиала Рос.- учеб. центра, 1999. 140 с.
66. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. М., "REFL-book", 1994. 352 с.
67. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Homo: Сборник / Пер. с нем.; Худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО "Попурри",1997.-544 с.
68. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. М., "Мысль", 1990. Т.1 829 е., Т. 2. - 829 с.
69. Палама Г. Триады в защиту Священно-безмолствующих / Перевод, послесловие и комментарии В. Вениаминова. М.: Канон, 1995. - 384 с. - (История Христианской Мысли в памятниках).
70. Параллели (Россия Восток - Запад). // Альманах философской ком-партивистики. Вып. 2. М., 1991. - 183 с.
71. Платон. Парменид. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с. - (Философское наследие).
72. Платон. Федр. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с. - (Философское наследие).
73. Платон. Софист. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с. - (Философское наследие).
74. Платон. Теэтет. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с. - (Философское наследие).
75. Платон. Федон. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с. - (Философское наследие).
76. Платон. Федр. // Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. / Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; примеч. А.Ф. Лосева и A.A. Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. М.: Мысль, 1993. 528 с. - (Философское наследие).
77. Прель К. Философия мистики или двойственность человеческого существа. М.: "REFL-book", 1995. - 512 с.
78. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн. Новосибирск. Изд-во Новосиб. ун-та. 1997. 815 с.
79. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. 1. Античность. ТОО ТК "Петрополис", 1994. - 336 с.
80. Рикер П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.: Искусство, 1996. 270 с.
81. Рицль М. Парапсихология: Факты и мнения / Пер. с нем. Львов: Инициатива; К.: Ника-центр, Вист-С, 1999. - 368 с.
82. Сартр Ж.-П. За закрытыми дверями. // Философские пьесы / Пер. с фр. Г. Брейтбурда, JI. Зониной, JI. Каменской. Послесловие и комментарии Э.П. Юровской. М.: Канон, 1996. - 384 с. - (История философии в памятниках).
83. Сартр Ж.-П. Мухи. // Философские пьесы / Пер. с фр. Г. Брейтбурда, JI. Зониной, JI. Каменской. Послесловие и комментарии Э.П. Юровской. -М.: Канон, 1996. 384 с. - (История философии в памятниках).
84. Сартр Ж.-П. Слова. С.-Петербург, Изд-во "Азбука"., 1999.-304 с.
85. Синергия. Проблемы аскетики и мистики Православия. // Научный сборник под общей редакцией С.С.Хоружего, М.: Издательство Ди-Дик, 1995. - 368 с. С.С. Хоружий. Аналитический словарь исихатской антропологии.
86. Соколов Б.Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб., СПГУ, 1997.121 с.ч ■
87. Соловьев B.C. Жизненная драма Платона. // Сочинения в 2 т. Т. 2 /
88. Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 822 2. с. - (Филос. наследие. Т. 105).
89. Соловьев B.C. Идея сверхчеловека. // Сочинения в 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 822 2. с. - (Филос. наследие. Т. 105).
90. Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов). // Сочинения в 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 822 2. с. - (Филос. наследие. Т. 105).
91. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал. // Сочинения в 2 т. Т. 1 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева; Примеч. СЛ. Кравца и др. М.: Мысль, 1988. - 892, 2. е., 1 л. порт. - (Филос. наследие. Т. 104).
92. Тиллих П. Мужество быть. / Пер. с англ. О.Седаковой. Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. N 28. Июль 1992. Париж, с. 296.
93. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., 1994, 536-537.
94. Флоренский П.А. Иконостас. // Имена: Сочинения. М.: ЗОА Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с. (Серия "Антология мысли").
95. Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины. Т. 1. Собр. соч. в 2-х т. М.: Правда, 1990. 839 с.
96. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. // Имена: Сочинения. М.: ЗОА Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 912 с. (Серия "Антология мысли").
97. Фрейд 3. Ведение в психоанализ. Психоаналитические этюды / Составление Д.И. Донского, В.Ф. Круглянского; Послесл. В.Т. Кондратенко; Худ. обл. М.В. Драко. Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 606 с.
98. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. "Университетская книга" ACT, Санкт-Петербург Москва, 1997. - 318 с.
99. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. 1997.
100. Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. М.: Республика, 1994. - 384 с.
101. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М.Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1990. - 448 с.
102. Фрейд 3. Толкование сновидений. Киев., СПб., "Алетейа СПб.", 1997.-672 с.
103. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Книга 1. Тбилиси, Мерани, 1991.-400 с.
104. Фрейд 3. "Я" и "Оно". Труды разных лет. Книга 2. Тбилиси, Мера-ни, 1991.-432 с.
105. Фриауф В.А. Как возможна содержательная логика? Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. - 186 с.
106. Фуко М. Археология знания. Киев, "Ника-центр", 1996. 208 с.
107. Фуко М. История сексуальности III : Забота о себе / Пер. с фр. Т.Н. Титовой и О.И. Хомы под общ. ред. А.Б. Мокроусова. - Киев: Дух и литера; Грунт; М.: Релф-бук, 1998. - 288 с. (Astrum Sapientiale).
108. Фуко M. Надзиратель и наказывать. Рождение тюрьмы. / Пер. с фр. В. Наумова, под ред. И. Борисовой. Изд-во "Ad Marginem", M., 1999. с. 480.
109. Фуко M. Рождение клиники. M.: Смысл, 1998. 310 с.
110. Хайдеггер М. Бытие и время. / Пер. В.В. Бибихина. Изд-во "Ad Marginem", M.: 1997. 451 с.
111. Фуко M. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., Прогресс, 1977. 488 с.
112. Хайдеггер М. Бытие и время. M.: Ad Marginem, 1997. 452 с.
113. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., Республика, 1993. 447 с.
114. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: "Гнозис", 1993.-464 с.
115. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества. М., "Высшая школа", 1991. 192 с.
116. Шопенгауэр А. Об интересном. М.: Олимп; ООО "Издательство ACT-ЛТД", 1997. - 432 с. (Классики зарубежной философии).
117. Шопергауэр А. Поли. собр. соч. М., 1900. Т. 1.
118. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995. Стр. 116 с.
119. Элиаде М. Миф о вечном возвращении. Архетипы и повторяемость. Изд-во "Алетейя". С.-Петербург, 1998. 256 с.
120. Элиаде М. Свяшенное и мирское. Пер. с фр. М.: Изд-во МГУ, 1994.142 с.
121. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга вторая. Об аффектах. / Пер. с англ. С.И. Церетели. Вступ. статья. М.А. Абрамова, примечания И.С. Нарского. М.: "Канон", 1995. - 400 с. - (История философии в памятниках).
122. Юм Д. Трактат о человеческой природе. Книга первая. О познании. / Пер. с англ. С.И. Церетели. Вступ. статья. М.А. Абрамова, примечания И.С. Нарского. М.: "Канон", 1995. - 400 с. - (История философии в памятниках).
123. Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий, "Медиум", М. 1994г.
124. Юнг К.Г. О синхронистичности. // Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с.
125. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994.-319 с.
126. Юнг К.Г. Психология образа трикстера. // Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. М. - К.: ЗАО "Совершенство" - "Port- Royal", 1997. -384 с.
127. Юнг К.Г. Трансцендентная функция. // Сознание и бессознательное: Сборник / Пер. с англ. СПб.: Университетская книга, 1997. - 544 с-.
128. Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках. // Душа и миф: шесть архетипов. Пер. с англ. М. - К.: ЗАО "Совершенство" - "Port- Royal", 1997.384 с.
129. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова/. 6-е изд., переаб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.
130. Автономова Н.С. Концепция сознания в структурализме. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. - 256 с.
131. Беседа Владимира Малахова с Манфредом Франком. // Философ-ско-литературный журнал. Логос N 4 (1999) 14.
132. Бузаджи В.В. Рецепция реальности в сознании и ино-сознании. // Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. \ Редактор O.A. Панина. Саратов, 2000. - 198 с.
133. Винокуров В.В. Феномен сакрального, или Восстание богов. // Со-цио-Логос: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ед. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
134. Гасилин В.Н., Бесшапошникова А.П. Миф и синтез. // Человек. Культура. История. Философский альманах N2. Миф в истории и культуре человечества / Под ред. проф. В.Н. Гасилина. Саратов, изд. ПАГС, 1999г.
135. Гасилин В.Н. Умерла ли метафизика? // Философия. Метафизика. Язык. Сб. Науч. Трудов \ Фолос. Об-во им. С.Л. Франка. Саратов: Изд-во "По-волж. Межрегион. Учеб. Центр", 1998. - 92 с.
136. Гуссерль Э. Парижские доклады. // Философско-литературный журнал "Логос", N 2, 1991.
137. Гуссерль Э. Феноменология. // Статья в британской энциклопедии. / Философско-литературный журнал "Логос", N 1, 1991.
138. Деррида Ж. Позиции. "Семиология и грамматология". // Беседа с Юлией Кристевой / Пер. с франц. В.В. Бибихина. Киев, Д.Л., 1996.
139. Ильин И.А. Письмо к Гуревич о феноменологическом методе. // Антология феноменологической философии в России, Т. 1. /Сост., общая редакция, предисл. и комм. Чубарева И.М. М.: "Русское феноменологическое общество", издательство "Логос", 1997. - 512 с.
140. Киркегор С. Предтеча современного экзистенциализма. // Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. - М.: Искусство, 1990. - 399 с.
141. Клименкова Т.А. Бессознательное как горизонт сознания в структурализме М. Фуко. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. - 256 с.
142. Козлова М.С. Размышления о феноменах сознания в работах позднего Л. Витгенштейна. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. - 256 с.
143. Кузнецов М.М. Проблема сознания в философской герменевтике X,-Г. Гадамера. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. - 256 с.
144. Кузьмина Т.А. Концепция сознания в экзистенциализме Сартра. // Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога, А.Б. Зыкова, И.С. Вдовина и др. М.: Наука, 1989. -56 с.
145. Лесков Н. "Кошмары на орбите". // Газета "Труд-7" от 16 апр.1999г.
146. Лосев А. Миф развернутое Магическое имя. // Пер. с англ. О. Се-даковой. Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. N28. Июль 1992. Париж, 296 с.
147. Лосский Н.О. Гуссерль Э. Логические исследования. 4.1. // Антология феноменологической философии в России, Т. 1. / Сост., общая редакция, предисл. и комм. Чубарева И.М. М.: "Русское феноменологическое общество", издательство "Логос", 1997.-512 с.
148. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. // Антология феноменологической философии в России, Т. 1. / Сост., общая редакция, предисл. и комм. Чубарева И.М. М.: "Русское феноменологическое общество", издательство "Логос", 1997.-512 с.
149. Мамардашвилли М. Парадоксы сознания. // Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок, Мн.: Харвест, 1998. -496 с. - (Библиотека практической психологии).
150. Мерло-Понти М. Смысл и Бессмыслица. // Долгов K.M. От Кирке-гора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. -М.: Искусство, 1990. 399 с.
151. Налимов В. Медитация это то, что отличает человека от компьютера.// Журнал "Человек", М., 1991, N3.
152. Налимов В. Спонтанность сознания. М., "Прогресс", 1989. с. 39-42
153. Салагов Л.П. О понятии значимого в современной логики. // Антология феноменологической философии в России, Т. 1. / Сост., общая редакция, предисл. и комм. Чубарева И.М. М.: "Русское феноменологическое общество", издательство "Логос", 1997. - 512 с.
154. Руднев В. Шизофренический дискурс. // Философско-литературный журнал. Логос N 4 (1999) 14.
155. Жан-Поль Сартр. Основания свободы. // Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
156. Флоренский П.А. У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики). Часть вторая. // Символ. Журнал христианской культуры при Славянской библиотеке в Париже. N 28. Июль 1992. Париж, с. 296.
157. Философия M. Хайдеггера. // Философско-литературный журнал "Логос", N2, 1991.
158. Фриауф В.А. Логос и Антропос в опыте современной мысли. // Современная парадигма человека. Межвузовский научный сборник. УРедактор О.А.Панина. Саратов, 2000. - 198 с.
159. Фриауф В.А. На грани эпох: миф абсолютный и миф относительный. // Человек. Культура. История. Философский альманах N2. Миф в истории и культуре человечества / Под ред. проф. В.Н. Гасилина. Саратов, изд. ПАГС, 1999 г.
160. Фриауф В.А. Философия и метафизика: метаморфозы смысла. // Философия. Метафизика. Язык. Сб. науч. трудов / Филос. об-во им. С.Л. Франка. Саратов: Изд-во "Поволж. межрегион, учеб. центр", 1998. - 92с. .
161. Фромм Э. Забытый язык: смысл снов, сказок и мифов. // Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Мн.: Хар-вест, 1998. - 496 с. - (Библиотека практической психологии).
162. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982. Выдержки. // Социо-Логос: Пер. с англ., нем., франц. / Сост., общ. ред. и предисл. В.В. Винокурова, А.Ф. Филиппова. М.: Прогресс, 1991. - 480 с.
163. Хайдеггер М. Гельдерлин и сущность поэзии. Памяти Норберта фон Хеллинграта, погибшего 14 дек. 1916г. Пять ключевых слов. // Философ-ско-литературный журнал "Логос", N 1, 1991.
164. Хайдеггер М. Онтология познания и культуры. // Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
165. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Введение // Метафизические исследования. Вып. 2, СПб., СПГУ, 1997. с. 82-97.
166. Хестанов З.Р. Трансцендентальная феноменология и проблема истории. // Логос. Философско-литературный журнал. М., 1991, N 1. с. 67-75.
167. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М., Канон, 1996.336 с.
168. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Смысл и уразумение. // Антология феноменологической философии в России, Т. 1. / Сост., общая редакция, предисл. и комм. Чубарева И.М. М.: "Русское феноменологическое общество", издательство "Логос", 1997.-512 с.
169. Эко У. Заметки на полях "Имени розы" // Иностранная литература. -М., 1988. N10.-с. 193-230.
170. Ясперс К. Философия экзистенции. //Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли XX века. М.: Искусство, 1990. - 399 с.
171. Binswanger, "The Case of Ellen West", in R. May et al. (eds.), Existence., p. 326.
172. Baudrillard J. Amerique. P., Glasset. 1986. 249 p.
173. Baudrillard J. L'autre par lui meme. Habilitation. P., Galilee, 1987. 90 p.
174. Baudrillard J. Cool Memoires. P., Galilee, 1987. 90 p.
175. Bloom H. The map of misreading. N.Y., 1975. -206 p.
176. Chaffin D. Hegel, Derrida, and the sign // Derrida and deconstruction -N.Y.,L, 1989.-p. 77-91.
177. Deconstruction in context: Literature and philosophy. Chicago; L., 1986. - 446 p.
178. Deleuze G., Guattari F. Rhizome. Introduction. P., 1976. 74 p.
179. Derrida J. Feu la cendre. P., 1987. 64 p.
180. Derrida J. Parages. P., Galilee, 1986. 286 p.
181. Derrida J. L'oreille de l'autre. Montreal, VLB, 1982. 214 p.187. Freud, VI.188. Freud, VIII.
182. Clyde Kluckhohn, op. cit., p.61, u;ht.: W.W.Hill, The Agricultural and Huntign Methods of the Navaho Indians (New Haven, 1938); p. 179.
183. Les fins de l'homme: A partir du travail de Jacques Derrida. P., 1981.698 p.
184. Lacan J. Ecrits. P., 1966. - 924 p.
185. Lacan J. Ecrits: A selection. L., 1977. - 338 p.
186. H.Maspero, "Les Procédé des Nourrir le Principe Vital dans la Religion taoiste ancienne" (Journal Asiatique, avrile-juin 1937, pp. 117-252, 353-430), p. 198.
187. Norris Ch. Derrida. Cambridge (Mass.)., 1987. - 271 p.
188. Norris Ch. Deconstruction and the interest of theory. L., 1988, - 244 p.
189. Roule N. Expositioning // Afterwords. Tampere, 1992. - p. 19-42.
190. Sartre J.-P. La transcendace de 1' Ego. Paris, 1965, p. 79.
191. Sartre J.-P. L' Etre et le Néant, p. 29.
192. Wittgenstein L. Preliminary studies for the "Philosophical investigations", generally known as The blue and brown books. Oxford, 1964.
193. Young R. White mythologies // Afterwords. Tampere, 1992. - p. 160195.