автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Специфика рационального в мистическом опыте

  • Год: 2000
  • Автор научной работы: Собольникова, Елена Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Омск
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
450 руб.
Диссертация по философии на тему 'Специфика рационального в мистическом опыте'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата философских наук Собольникова, Елена Николаевна

Введение

Глава I. Сущностные характеристики мистического опыта

1.1 Специфика мистического опыта

1.2 Мистический опыт в культурно-религиозной традиции

Глава II Мистический опыт в контексте рациональной парадигмы

2.1 Взаимоотношение опытно-мистического и абсфактнснрационаяьного знания

2.2 Язык и способы философской рационализации мистического опыта

Глава III. Мистический опыт в философской традиции

3.1. Элементы мистического опыта в философском мировоззрении

3.2. Рационализация мистического опыта в русской философии 106 Заключение 128 Литература

 

Введение диссертации2000 год, автореферат по философии, Собольникова, Елена Николаевна

Актуальность темы исследования. В современной философии все чаще происходит обращение к изучению мистического опыта как одной из форм познания. В теории познания мистический опыт как непосредственное постижение открывающейся Божественной реальности противопоставлялся опосредованному, логически непротиворечивому, рациональному знанию. Дихотомическое противопоставление рационального мистическому ведет к субъективизму и скептицизму в познании. Изучение мистического опыта, как факта культуры позволяет по-новому осмыслить проблему соотношения рационального и иррационального. Способность разума "схватывать" мистические переживания в своей уникальности и непосредственности позволяет удерживать данный опыт в топосе мысли, не давая ему раствориться в бесконечности символики. Благодаря выявлению рациональной составляющей мистического опыта возобновляются попытки синтеза научных и мистических представлений, интерпретации мистических переживаний в контексте философской традиции. Мистический опыт, будучи синтезом рационального и иррационального, новой формой знания "своего иного", свободно вписывается в сложнейшие философские построения, как в рамках "классической", так и "неклассической" рациональности.

Необходимость философского исследования специфики рационального в мистическом опыте обусловлена, во-первых, необходимостью уточнения понятий "мистика" и "мистический опыт", что устраняет возникновение терминологической путаницы и размывание границ данных понятий. Употребление понятия "мистика" для обозначения различного рода эзотерических ритуалов (мистерий), разнообразных форм оккультизма, магии, астрологии, мантики, левитации, спиритизма и т.п., мешает различению вульгарного и научно-философского понимания мистики. 4

Во-вторых, изучение рациональной составляющей мистического опыта органично связано с философской традицией осмысления проблемы возможностей и границ разума в познании, глубинных оснований теории познания. Хорошо известно, что "внешний опыт" как таковой не дает достаточных оснований для построения какой-либо общей теории, а потому сенсуализм находит свое естественное дополнение в рационализме. Рационалистические версии познавательного процесса, апеллирующие к строгой логике и дедукции, уходят своими корнями в феномены, которые трудно оценить как однозначно рациональные, что и предполагает наличие некоторой аксиоматики, основания которой, в некотором смысле, мистичны. Исследование рациональных основ мистического опыта открывает новые возможности осмысления начал мировоззрения, что придает философским версиям познавательного процесса онтологический смысл.

В-третьих, тема исследования связана с весьма актуальной и активно обсуждаемой в философской литературе проблемой соотношения непосредственного и опосредованного знания. Признание мистиками экстатического опыта как данного "свыше", представляющего собой постижение Абсолютного непосредственно, не противоречит и исследованию данного опыта как факта культуры в опосредованных формах, что приводит, в свою очередь, к отказу от дихотомии опосредованного и непосредственного в познании в рамках указанной тематики.

В-четвертых, необходимость исследования связана с осмыслением гносеологического статуса мистического опыта в контексте философского знания. Мистики, вопреки распространенному мнению, не проповедуют "туманного мистицизма" и не пренебрегают разнообразными способами передачи своего опыта, в том числе и при помощи философских категорий (Плотин, Ибн Араби, Я.Беме, М.Экхарт, С.Л.Франк и др.). Богатство содержания мистического опыта, выраженного в понятийной форме, позволяет квалифицировать его как один из источников рационального знания. 5

Степень разработанности проблемы

В теории познания проблема специфики рационального в мистическом опыте рассматривалась в контексте проблемы взаимодействия непосредственного и опосредованного знания, так и проблемы взаимоотношения мистического опыта и его интерпретации. В связи с этим, можно выделить следующие подходы к данной проблематике:

Первый подход основан на признании мистического опыта как непосредственного усмотрения сущности оригинала, как антипода опосредованного, логически проверяемого, рационального знания. Мистическое постижение признается высшим видом "гнозиса", направленного исключительно на Бога. При этом рациональное трактуется как "греховное", ограниченное рамками человеческого интеллекта, направленное на осмысление "земных" реалий знание, которое должно либо трансформироваться, либо исчезнуть (Плотин, ап.Павел, Тертуллиан, Бернар Клервосский, Ф.Г.Якоби, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн, Н.А.Бердяев, и др.). Согласно данному подходу, рациональное в мистическом опыте понимается как нечто вторичное, появляющееся только на уровне интерпретации или рационализации мистических переживаний. Сторонники данного подхода полагают, что мистический опыт изначально "чист", т.е. лишен каких-либо рациональных установок, находясь вне рамок той или иной религиозной конфессии или традиции (Б.Ф.Шталь, Е.А.Торчинов, И.В.Егорова и др.).

Второй подход основан на признании гармоничного включения рационального знания в состав мистического опыта. Это способствует, по мнению сторонников данного подхода, не только понятийному выражению мистических переживаний, но и провозглашению данных переживаний особым родом знания трансцендентных сущностей Абсолютного (Августин Блаженный, Ф.Аквинский, Г.Палама, Н.Кузанский, Я.Беме, М.Экхарт, Э.Сведенборг, Г.Гаман, Ф.В.Й.Шеллинг, С.Л.Франк, Н.О.Лосский, 6

Л.П.Карсавин и др.). Отрицание изначально всеобщего и "чистого" мистического опыта, ведет к признанию абстрактно-рациональных установок в сознании мистика, постоянно воспроизводящихся в той или иной культурно-религиозной традиции (Дж.Кларк, П.Мур, Ю.А.Кимелев, и др.). Обосновывается также включение мистического опыта в сферу "тео-онтологической" рациональности, как интерсубъективного свойства культуры (М.Вебер, В.В.Кизима, А.И.Ракитов, А.С.Богомолов, Т.И.Ойзерман, М.А.Мамонова, А.В.Смирнов, М.П.Терехов, С.С.Неретина, Н.В.Бряник, и др.).

Третий подход базируется на отрицании непосредственного характера мистических переживаний и сведения их к опосредованным рациональным формам знания. Согласно этой версии, мистический опыт, воспринимающийся как непосредственный, при ближайшем рассмотрении оказывается опосредованным воспитанием, культурой, образованием. Мистицизм выступает как историко-культурный феномен, как необходимый момент развития теоретического знания, преимущественно значимый в критические для общества периоды, как закономерный и исторически необходимый способ регуляции практически-духовного освоения мира. Таким образом, мистическое, если понимать под ним непосредственное единение с Абсолютной первоосновой бытия, элиминируется, поскольку всякое знание, которое способен получать человек, является только опосредованным. (Г.В.Ф.Гегель, Л.Н.Митрохин, Г.П.Григорьев, В.Л.Рабинович, П.С.Гуревич, В.С.Поликарпов и др.).

Основная проблема исследования представлена изучением ценностно-смысловой составляющей рационального знания в мистическом опыте, как одного из интегративных свойств культуры.

Цель исследования. Целью диссертационной работы является осмысление рационального как знания, инкорпорированного в структуру мистического опыта в контексте "классической" и "неклассической" рациональности. 7

Задачи исследования:

• на основе теоретического описания основных типов мистического опыта обнаружить его сущностные характеристики и выявить их культурно-религиозную обусловленность;

• исследовать мистический опыт в контексте философской модели рациональности в "классических" и "неклассических" вариантах;

• выявить религиозно-философские идеи инвариантного характера, вытекающие из мистического опыта, в форме предельно-абстрактных положений и их реализацию в конкретной философской традиции; продемонстрировать главные варианты их развития.

Объектом исследования является содержащееся в мистическом опыте рациональное знание, предметом - его проявление в философском мировоззрении.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Методология исследования. Методологической основой диссертационного исследования является, во-первых, имманентная реконструкция взглядов различных мистиков на основе историко-философского анализа их текстов. Этот подход требует всестороннего рассмотрения предмета исследования, единства исторического и логического способов осмысления мистических воззрений.

Во-вторых, данное исследование опирается на диалектический метод, прежде всего на принципы взаимоперехода противоположностей, восхождения от абстрактного к конкретному, тождества бытия и мышления.

В—третьих, для конструктивного решения основной проблемы использовался системно-аналитический метод, позволяющий реконструировать различные способы рационализации мистического опыта, как в "классических" так и в "неклассических" вариантах рациональности.

Теоретическими источниками, послужившими для осмысления сущностных характеристик мистического опыта и его проявления в 8 философском мировоззрении явились произведения Плотина, Ямвлиха, Прокла, Н.Кузанского, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, В.С.Соловьева, С.Л.Франка, Л.П.Карсавина, Н.А.Бердяева, И.А.Ильина, С.Н.Булгакова, В.В.Зеньковского, П.Минина, М.Лодыженского, И.М.Концевича, Б.П.Вышеславцева, о.Г.Флоровского, П.Д.Успенского, У.Джемса, М.Бубера, А.Швейцера, С.С.Хоружего, Е.А.Торчинова, Ю.А.Кимелева, Е.В.Афонасина и др. Для осмысления специфики рационального в контексте "классической" и "неклассической" моделей рациональности реализованы идеи, представленные в работах Н.С.Автономовой, Б.С.Грязнова, В.И.Кураева, Н.С.Мудрагей, А.Л.Никифорова, Б.И.Пружинина, А.Ф.Лосева, ч М.М.Бахтина, М.К.Мамардашвили, А.В.Смирнова, М.Т.Степанянц, М.А.Мамоновой, К.В.Рутманиса, П.С.Гуревича, И.Т.Касавина, В.С.Швырева, Я.Э.Голосовкера, Д.В.Пивоварова, С.С.Неретиной, С.Ф.Денисова, К.Хюбнера, К.Леви-Строса, М.Хайдеггера и др.

Научная новизна исследования. Основные результаты исследования, определяющие его новизну и выносимые на защиту, могут быть зафиксированы в следующих положениях:

1. Исходя из предложенного понимания мистики, как предельной формы религиозного отношения к Богу, выделены различные типы мистического опыта (;натуралистическая мистика и мистика личности), на основе теоретического анализа которых зафиксированы такие характеристики мистического опыта, как: экстатичность, мимолетность, пассивность, интегративность, интуитивность, стремление к символическому выражению и исследовано взаимодействие с другими видами опыта (философским, научным и т.д.)

2. Выявлена специфика религиозно-культурной обусловленности осмысления мистического опыта, заключающаяся в том, что мистик не просто переживает трансцендентную Божественную реальность, а уже заранее стремится привнести в опыт те положения, которые согласуются с 9 фундаментальными принципами той или иной религиозной конфессии или философской традиции.

3. Выявлены рациональные основания мистики, как сложной духовной традиции, а именно: существование деятельностной установки субъектов данного опыта, осознания "внутренней" логичности всего происходящего и стремления к устойчивому существованию данного опыта в социальной системе. Данные рациональные основания признаются теми положениями, на которых строится и философское мировоззрение в целом.

4. Исследованы эвристические возможности двух способов рационализации мистического опыта: концептуального, осуществляемого путем перевода мистических образов посредством метафоры, аллегории, метонимии, и т.п., в понятие-концепт; символического, реализуемого на основе трансформации мистических образов в символическую форму, что позволило выделить соответствующие формы вербального выражения мистического опыта в знаково-семантических структурах (метафорах, аллегориях, символах и т.д.,) и в теоретических формах (понятиях, категориях).

5. Продемонстрирована трансформация мистических переживаний в религиозно-философские идеи инвариантного характера в контексте западноевропейской и русской историко-философских традиций. Утверждается, что признание мистиками существования Бога, как непознаваемого совершенного Сущего приводит к инвариантной идее философского осмысления бытия как целого; мистическое переживание Бога как абсолютного "Все" и "Ничто" — к осмыслению антиномичности бытия и познания; а мистическое переживание Абсолютного как единого Сущего — к инвариантной идее тождества противоположностей.

Научно-практическая значимость. Материалы и выводы диссертации дают теоретические представления о структуре и сущности мистического познания и процессах его рационализации, позволяют поставить и понять по-новому философские проблемы символа, традиции, языка в познании.

10

Материалы исследования могут быть использованы для чтения спецкурсов по религиоведению, культурологии, философии.

Апробация работы. Выводы и результаты исследования опубликованы автором в ряде статей и тезисов. Работа обсуждалась на кафедре философии Омского государственного педагогического университета, на методологических семинарах и конференциях.

Структура и объем исследования Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, содержащего 277 наименований. Работа изложена на 147 страницах.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Специфика рационального в мистическом опыте"

Заключение

Итак, исследование специфики рационального знания в мистическом опыте может быть осмыслено только в социокультурной сфере в целом. Стремление к обновлению и рациональной парадигмы позволяет изучать те формы внерационального опыта, которые не так давно объявлялись принципиально иррациональными. В данном отношении, не составляет исключения и мистика, мистический опыт. Современная теория познания исследует специфику рационального не только во взаимосвязи с научным знанием и его гносеологическими структурами, но и с предметно-практической, религиозно-культурной деятельностью, с понятиями смысла и целеполагания. Именно интерсубъективность выступает основной составляющей современной рациональной парадигмы., что, конечно же, отличает ее от неповторимого, индивидуального, уникального мистического переживания Божественного. Однако, эта грань не так велика, как кажется. Приведенное исследование позволяет понять религиозно-культурную обусловленность мистического опыта, что находит свое выражение не просто в переживаниях мистика трансцендентной Божественной реальности, а внесения в опыт тех положений, которые согласуются с фундаментальными идеями той или иной религиозной традиции. Мистика может быть признана сложной духовной традицией, обладающей вполне рациональными основаниями, исходящими из деятельностной установки субъектов данного опыта; осознания внутренней логичности и систематичности всего происходящего; стремления к устойчивому существованию в социальной системе. Кроме того, обоснование понятия философского инварианта мистического опыта, представленного в виде сходных, рациональных положений, общезначимых и устойчивых в своем значении позволяет проанализировать такие мистические идеи понимания Бога,

129 как непознаваемого совершенного сущего, как абсолютного Всего и абсолютного Ничто; как единого Сущего, и их проявления в философском мировоззрении.

Таким образом, приведенные выводы позволяют говорить о специфике рационального знания, инкорпорированного в структуру мистического опыта, как синтеза классических и неклассических моделей рациональности в виде ценностно-смысловых ориентиров философского мышления.

Следует отметить, что философское осмысление мистического опыта, его природы и основных тенденций развития, основных составляющих - дело дальнейшего исследования. Необходимость тщательного изучения всех атрибутов феноменологического дискурса мистического опыта (описуемости или выразимости, его воспроизводимости, верифицируемости или достоверности, аутентичности и т.д.) требует своего дальнейшего разрешения. В контексте возрождения русской национальной культуры, становится насущным и философское обращение к одной из самых уникальных и отрефлектированных традиций мистики - исихазму, к трудам Максима Исповедника, Исаака Сирина, Григория Паламы, Феофана Затворника.

130

 

Список научной литературыСобольникова, Елена Николаевна, диссертация по теме "Онтология и теория познания"

1. Абрамов А.И. Критицизм и мистицизм (обзор кантианства в журнале "Вопросы философии и психологии") // Кант и философия в России. М., Наука, 1994. -С.114-151.

2. Автономова Н.С. Рассудок,разум,рациональность. М., Наука, 1988. 156 с.

3. Автономова Н.С. Рациональность как теоретико-познавательная проблема: Автореф.дис.д-ра философ, наук. М., 1988. 35 с.

4. Автономова Н.С. Рациональность: наука, философия, жизнь // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.60-72.

5. Антропов В.А., Кашперский В.И. Научное и вненаучное знание. Екатеринбург, УТГУ, 1996. 87 с.

6. Арсеньев. Н. Пессимизм и мистика в древней Греции // Путь -1925. № 5. — С.25-45.

7. Арутюнова Н.Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. М., Прогресс, 1990.-С. 24 -26.

8. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике (Очерк истории: XVII начало -XX века). М., Мысль, 1965. - 311 с.

9. Афонасин Е.В. Агностос феос: учение о трансцендентном Божестве в Строматах Климента Александрийского // Историко-философский ежегодник. 1995. М., 1996. С.247-254 .

10. Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. Новосибирск, Изд-во НИИ мат.-информ. основ обучения, 1997. 197 с.

11. П.Бахтин М.М. Человек в мире слов. М., Рос. открытый ун-т, 1995. 140 с.

12. Башляр Г. Новый рационализм. М., Прогресс, 1987. 376 с.

13. Белый А. Символизм как миропонимание. М., Республика, 1994. 528 с.

14. Беме Я. Аврора, или утренняя звезда в восхождении. Репринт 1914 г. М., Политиздат, 1990. 415 с.131

15. Бердяев H.A. Самопознание. М., Книга, 1991. 445 с.

16. Березовская В.Ф. Современная индуистская мистика. Диссертация. кандидата философ, наук. М., 1992. 156 с.

17. Бессонова JI.A. Мистицизм как тип знания. 1998. Деп. в ИНИОН РАН 3.03.98, № 53323.-25 с.

18. Бибихин В.В. Материалы к исихастским спорам // Синергия: Проблемы аскетики и мистики православия. М., Ди-Дик, 1995. С. 180-197.

19. Бондарева Я. В. Мистика Н.Бердяева и его критика рационализма Новосибирск, 1993. Рук. деп. в ИНИОН РАН № 48664 от 22.11.93. 11с.

20. Бонецкая Н.К. Борьба за Логос в России в XX веке // Вопросы философии,-1998,- №7. С.148-169.

21. Бряник В.Н. Самобытность русской науки: Предпосылки и реальность. Екатеринбург, УрГУ, 1994. 145 с.

22. Булгаков С.Н. Православие: Очерки учения православной церкви. М., Терра, 1991.-413 с.

23. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. М., Республика, 1994. 415 с.

24. Бультман Р. Новый Завет и мифология. Проблема демифологизации новозаветного провозвестия // Вопросы филосоии. 1992. -№11,- С.86-114.

25. Буркхарт Т. Суфизм и мистицизм // URL: http//www.rema.ru/komment/komm/ bur.htm.

26. Бычков B.B. Традиция символизма в древнерусской эстетике // Византия и Русь. М., Наука, 1989. С.133-138.

27. Василий (Кривошеин), арх. Преподобный Симеон Новый Богослов. Ниж. Новгород, 1996. 205с.

28. Васильев С.А. Уровни понимания текста // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, 1982. -91-121 с.

29. Ваша судьба: Мистика. Харьков, РоМНО, Ростов н/Дону, Феникс, 1998. 495 с.

30. Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шлет Г.Г. Очерки истории русской философии. Свердловск, УрГУ, 1991. 592 с.132

31. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996. 416 с.

32. Возможности и границы познания. М., МГУ, 1995. 72 с.

33. Вышеславцев Б.В. Значение сердца в религии //Путь. 1925.-№ 1 сенг.-С.64-72.

34. Вышеславцев Б.П. Эпжапреображенного эроса М., Республика, 1994. 412 с.

35. Вэбр Э. Бытие и божественное откровение: реальное о мистике. М., 1997. 61 с.

36. Галушко В.Г. Проблема соотношения веры и разума. Дисс. канд. филос. наук. СПб., 1994. 188 с.

37. Геворкян А.Т. Иносказания Платона. Ереван, Айстан, 1987. 195 с.

38. Гегель. Феноменология духа // Гегель. Сочинения. М., Соцэкономиздат, 1959.-T.IV.-440 с.

39. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. М., Мысль, 1970. -Т.1.-501 с.

40. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в четырех томах. М., Искусство, 1968. Т. 1. - 312 с.

41. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в четырех томах. М., Искусство, 1971. Т.З. - 621 с.

42. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в четырех томах. М., Искусство, 1973. Т.4. - 676 с.

43. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев, Москва, 1998.-37 с.

44. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. М., Киев, Алетейя, 1998. 625с.

45. Геронимус А. Богословие священнобезмолвия // Синергия: Проблемы аскетики и мистики православия. М., Ди-Дик, 1995. С.151-176.

46. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., Наука. 1987. 182 с.

47. Голосовкер Я.Э. Предварения к имагинативной эстетике // Символ. 1993. -№3. С.67-89.

48. Границы науки: о возможности альтернативных моделей познания. М., ИНИОН, 1991.-123 с.

49. Григоренко А.Ю. Философский анализ магии. Автореф. дисс.канд.философ.наук. М., 1992. -20 с.

50. Григорьев Б.В. Проблемы интерпретации. М., Прометей, 1997. 118 с.1335 ¡.Григорьева Н.И. Мифологическая образность в диалогах Платона. Автореф.дисс.канд. философ, наук. М., 1992. -21 с.

51. Гриценко В.П. Эмоциональное и рациональное в научном поиске. Киев, 1983,- 156 с.

52. Гудков Л.Д. Метафора и рациональность. М., Прогресс, 1994. 429 с.

53. Гуревич. П.С. Поиск новой рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.210-224.

54. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию (главы из книги) // Вопросы философии. 1992. - №7 - С. 136-176 .

55. Гутова С.Г. Мистический рационализм в философии всеединства Вл. Соловьева. Дисс.канд. философ, наук. Екатеринбург, 1994. 149 с.

56. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления. Воронеж, ВГУ, 1984. 120 с.

57. Денисов С.Ф. Разум и рассудок в структуре человеческой активности. Томск, ТГУ, 1994. 182 с.

58. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. М., Наука, 1993. 431 с.

59. Дионисий Ареопагит. Мистическое богословие // (Дионисий Ареопагит, В.Н.Лосский, П.Минин). Киев, 1991. 337 с.

60. Егоров А.Г. Научное мировоззрение и миф. Смоленск, Смоленское обл. отделение Пед. Общества РСФСР, 1990. 67 с.

61. Егорова И.В. Мистика как социальный феномен (к постановке проблемы). Дисс.канд. философ, наук/ИФ РАН. М., 1994. 153 с.

62. Елсуков А.Н. Познание и миф. Минск, Университетское, 1984. 182 с.

63. Емельянов Б.В., Новиков А.И. Русская философия серебряного века. Екатеринбург, УрГУ, 1995. 284 с.

64. Емельянова Л.А. Роль интуиции в процессе познания мира СПб., 1997. 21 с.

65. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990. 448 с.134

66. Загадка человеческого понимания. М., Политиздат, 1991. 105 с.

67. Захара И.С. Рационализация богословской мысли в России конца XVII-начала XVIII века // Начала. М., 1993. №3. - С.103-108.

68. Зелинский Ф.Ф. Харита: Идея благодати в античной религии // Лики культуры: Альманах. М., 1995. Т.1. - С.366-407.70.3еньковский В.В. Апологетика. Рига, 1992. 60 с.

69. Зеньковский ВВ. История русской философии. В 2-х т. Л, Это, 1991. 954 с.72.3еньковский В.В. Основы христианской философии. М., Канон, 1996. 560 с.

70. Знание за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальной традиции I-XIV веков. М., Республика, 1996. 445 с.

71. Зуев Ю.И., Николенко О.В. Категориальная оппозиция рефлексия / понимание // Рефлексия, образование и интеллектуальные инновации. Новосибирск, Экор, 1995. С.26-35 .

72. Ильин В.В. Теория познания: Введение. Общие проблемы. М., МГУ, 1993. -346 с.

73. Ильин ИА Аксиомы религиозного опыта В 2-х томах М, Рарог, 1993. -447 с.

74. Иннокентий (Павлов), иеромонах. Старец Паисий Величковский и его духовное и литературное наследие // Тысячелетие крещения Руси. Межд. конф. "Богословие и духовность" М., Московская патриархия, 1989. С.261-295.

75. Исторические типы рациональности. В двух томах. М,ИФРАН, 1995.-604 с.

76. Йонас Г. Гностицизм. СПб, Лань, 1998. 384 с.

77. Калинин Ю.А. Философско-идеалистическое обоснование русского православия: сущность, эволюция форм. Автореф. дис.д-ра философ, наук. Киев, 1990.-36 с.

78. Канаока Сю. Мистическая мысль в Японии. Токио, 1993. 360 с.

79. Каира Ф. Дао физики: исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока. СПб., Орис, 1994. 346 с.

80. Карсавин Л. П. Мистика и ее значение в религиозности средневековья. // Карсавин Л. П. Малые сочинения. СПб., 1994. С.6-20.135

81. Карсавин JI.П. Основа средневековой религиозности в XII-XIII веках. СПб., Алетейя, 1997.-418 с.

82. Касавин И.Т. Познание в мире традиций. М., Наука, 1990. 126 с.

83. Касавин И.Т. Постигая многообразие разума // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990. С.3-28.

84. Касавин.И.Т. О ситуациях проблематизации рациональности // Рациональность как предмет философского исследования. М, 1995. С.40-56.

85. Касавин.И.Т., Сокулер.З.А. Рациональность в познании и практике: Критический очерк. М., Наука, 1989. 191 с.

86. КассирерЭ. Сила метафоры //Теория метафоры. М., Прогресс, 1990.-С.37-39.

87. Кентерберийский А. Сочинения. М., Канон, 1995. 400 с.

88. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу. Становление греческой философии. М., Мысль, 1972.-312 с.

89. Кизима В.В. Научные и вненаучные формы рациональности и их взаимодействие // Социальные функции научных и вненаучных форм знания. М., 1987. С. 128-137.

90. Килис Ю.А. Абсолютное и человеческое. Монография. Омск, 1999. 128 с.

91. Ким В.В., Миляева С.Ю. Наука и вненаучные формы рациональности (к проблеме рациональности) // Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск, УрГУ, 1989. С. 10-30.

92. Кимелев. Ю.А. Философия религии: Систематический очерк. M., Nota Вепе, 1998.-439 с.

93. Кинцан В.П. Методологический аспект проблемы предпонимания. Автореф. дис.канд. философ, наук. Киев, 1986. -22 с.

94. Кларк Дж. Мистицизм и парадокс жизни после смерти // Магический кристалл: магия глазами ученых и чародеев М., Республика, 1992.-С. 270-285.

95. Классическая йога. М., Наука, 1992. 250 с.

96. Клевакина Е.Б. Семантико-гносеологическая интерпретация знания, мнения и рациональности в свете концепции возможных миров // Интерпретация как136историко-научная и методологическая проблема. Новосибирск, Наука, 1986. С.65-72.

97. Клендении Д. Апофатизм в православном богословии или протестантское понимание православной апофатики // Вестник МГУ. Серия "Философия"1995.-№4.-64 с.

98. Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., Восточная литература, 1994. 432 с.

99. Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго на путях Древней Руси. М., Посад, 1993.-228 с.

100. Кортунов В. За пределами рационального. М., Изд. центр научных и учебных программ, 1998. 320 с.

101. Костецкий В.В. Экстаз как феномен культуры: философский анализ "трансцендентального субъекта". Автореф. доктр. философ, наук. Тюмень,1996.-40 с.

102. Кравченко В.В. Вестники русского мистицизма. М., ИТРа, 1997. 300 с.

103. Кравченко В.В. Мистицизм в русской философской мысли XIX- нач. XX. М.,1997. 278 с .

104. Кравченко В.В. Основные истоки русского мистицизма в XIX в. // Философские науки. 1990. - №5. - С.50-58.

105. Красиков В.И. Библия как реальность. Кемерово, Кузбасвузиздаг, 1998. -247 с.

106. Красиков В.И. Человек на пути встречи с самим собой: Проблема метафизической сомоидентификации человека. Кемерово, Кузбасвузиздат, 1994. 174 с.

107. Кривошеин В., арх. Преподобный Симеон Новый Богослов. Нижний Новогород, 1996. 284 с.

108. Критика немарксистких концепций диалектики XX в. М., МГУ, 1988. 478 с.

109. Крымский С.Б. Философско-гносеологический анализ специфики понимания // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, Наукова Думка, 1982. С. 24-43137

110. Культурные универсалии, наука и вненаучное знание: Материалы круглого стола // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990. С.328-380.

111. Кураев А. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. 1994. - №9. - С.104-131.

112. Кураев А Пантеизм и монотеизм // Вопросы философии. -1996. -N6. С.38-45.

113. Кураев A.B., Кураев В.И. Религиозная вера и рациональность: Гносеологический аспект // Исторические типы рациональности. В 2 т. М., ИФРАН, 1995. Т.1. - С.88-113 .

114. Курикалов Ю.Л. От слов к логосу // Логос. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Книга 1. Разум. Духовность. Традиции. Л., ЛГУ, 1991. С. 178-198.

115. Кутти Б. Запретное знание: парадокс сверхъестественного. М., ИНИОН, 1990. 67 с.

116. Кухта М.С. Специфика семантического выражения онтологических оснований мифологического сознания. Автореф. .канд. дис. философ, наук. Томск, 1998.-20 с.

117. Лакофф Д., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М., Прогресс. 1990. С.387-415 .

118. Лебедев С.А., Полозова И.В. Метафора как средство познания: традиционная и нетрадиционная модели // Вестник МГУ. Сер. 7, Философия. 1993. -№4.~ С. 16-25.

119. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., Педагогика-Пресс, 1994. 602 с.

120. Левин Г.Д. Causa finalis как критерий рациональности: Методологический анализ // Исторические типы рациональности: В 2.т. М., ТФРАН, 1995. Т.1. -С.114-133.

121. Леви-Строе К. Первобытное мышление. М., Республика, 1994. 493 с.138

122. Леви-Строс К. Структура мифа // Вопросы философии. 1970. №7. -С.152 - 164 .

123. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль // Первобытное мышление М., Республика, 1994. 130 с.

124. Лезов С. Э. Кассирер и философия мифа // Октябрь. 1993. - № 7. -С.164-167 .

125. Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1982. Т.1. - 636 с.

126. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., Наука, 1980. 230 с.

127. Лекторский В.А. К диалектике субъекта и объекта в познавательном процессе // Проблемы материалистической диалектики как теории познания. М., Наука, 1979. С.34-60.

128. Леонтьев Ю.А. Проблема интерсубъективности как контекст различения философского и теософского подходов к конструированию субъект-объектных отношений. Автореф.канд. философ, наук. Томск, 1996. 20 с.

129. Лодыженский М.В. Мистическая трилогия. СПб., Свет на пути, 1992. -Т.1.-308 с.

130. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., Правда, 1990. 654 с.

131. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., МГУ, 1982. 480 с.

132. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., Мысль. 1994. 919 с.

133. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М., 1991. -288 с.

134. Лосский Н.О. История русской философии. М., Советский писатель, 1991.-480 с.

135. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., Республика, 1995. 400 с.

136. Лукач Д. Своеобразие эстетического. М., Прогресс, 1987. Т.4. - 573 с.

137. Майнбергер Г.К. Единый разум и многообразие рациональностей // Вопросы философии. 1997. - №9. - С.57-65.139

138. Малиновский Б. Магия, наука и религия // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. С.84-127.

139. Мамардашвили М., Пятигорский А. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании. М., Языки русской культуры, 1997. 224 с.

140. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, Мецниереба, 1984. 65 с.

141. Мамонова М.А. Запад и Восток: традиции и новации рациональности мышления. М., МГУ, 1991. 120 с.

142. Марков Б.В. Разум и сердце: История и теория менталитета. СПб., СПбУ, 1993.-234 с.

143. Маркова JI.A. Наука как способ рационального постижения Бога: концепция Стенли Л. Яки // Вопросы истории естествознания и техники. М., 1996. - №3. - С.144-152.

144. Мартишина Н.И. Когнитивные основания паранауки. Омск, ОмГТУ, 1996. 188 с.

145. Махарадзе М.К. Философское содержание Ареопагитики. Дисс.докт. философ, наук. Тбилиси, 1988. 345 с.

146. Медведева Н.Г. Миф как категория художественного мышления // Философские проблемы культуры и искусства. М., ГИТИС, 1986. С.98-109.

147. Мейзерский В.М. Понимание как внутриязыковая интерпретация // Понимание как логико-гносеологическая проблема. Киев, Наукова Думка, 1982. С.148-156.

148. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., Наука, 1976. 408 е.

149. Мережковский Д.С. Испанские мистики: св. Тереза Авильская, Св. Иоанн Креста. Томск, Водолей, 1998. 287 с.

150. Мечковская Н.Б. Язык и религия. М., Фаир, 1998. 352 с.

151. Миллер Джордж. А. Образы и модели, уподобления и метафоры // Теория метафоры. М., Прогресс, 1990. С.236-283.140

152. Миловидов В.Ф. Критика современной мистики // Вопросы научного атеизма. Вып.32. М., Мысль, 1985. С. 126-139.

153. Минин П. Главные направления древне-церковной мистики. Сергиев Посад, 1915.-156 с.

154. Минин. П. Мистицизм и его природа. Сергиев Посад. 1913. С.187 с.

155. Мистика // Философская энциклопедия М., 1964. Т. 3. - С.455.

156. Мистирия Дао. Мир "Дао дэ дзина". М., Сфера, 1995. 512 с.

157. Мистицизм: проблемы анализа и критики // Вопросы научного атеизма. Вып. 38. М., Мысль, 1989. 332 с.

158. Молчанов В.И. Парадигмы сознания и структуры опыта // Логос. Философско- литературный журнал. М., 1992. №3. - С.8-36.

159. Морева Л.М. К вопросу о культурно- исторических формах рациональности // Проблемы социально- гуманитарного познания: История и современность. Л., ЛГУ, 1989. С.5-20.

160. Мудрагей Н.С. Идеал- проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии. 1995. - №9. - С.43-54 .

161. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное в средневековой теории познания // Рациональность как предмет философского исследования. М., ИФРАН, 1995. С.34-54.

162. Мудрагей Н.С. Рациональное и иррациональное. М., 1985. С. 11-118 .

163. Мухаммедходжаев А. Гносеология суфизма. Душанбе, 1990. С.26-110.

164. Мэлони Г. Ньютон. Религиозный опыт: феноменологический анализ уникального поведенческого события // Человек. 1992. - № 4. - С. 16-35.

165. Мясникова Л.А., Нагеничене В.Я. Опыт: обретение открытости и откровения. Екатеринбург, 1997. 96 с.

166. Неганов Ф.М. Рациональное и иррациональное: человек и бытие. Уфа, Уфим. высш. шк., 1996. 168 с.

167. Немировский Л. Н. Мистическая практика как способ познания. М., 1993. -113 с.141

168. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск. Поморского межд. педагогич. ун-та, 1995. 156 с.

169. Неретина С.С. Слово и текст в средневековой культуре: Концептуализм Абеляра. М., Гнозис, 1994.-216 с.

170. Никитин Е.П. Спецрациональность // Исторические типы рациональности. В 2 томах. М., ИФРАН, 1995. Т.1 - С.56-70.

171. Никифоров А.Л. Соотношение рациональности и свободы в человеческой деятельности // Исторические типы рациональности. В 2 томах. М., ИФРАН, 1995,-Т.1.-С.282-298.

172. Нисский Г. св. Об устроении человека. СПб., Аксиома, 1995. 50 с.

173. Новиков A.A. Рациональность в ее истоках и утратах // Исторические типы рациональности. В 2 томах. М., ИФРАН, 1995. Т. 1. - С.30-55.

174. Олдак П Теогносеология: Миропостижение в рамках единения науки и веры. Новосибирск, ВИСТ, 1994. 151 с.

175. Ортега-и-Гассет. Две главные метафоры // Эстетика. Философия культуры. М., Искусство, 1991. С.203-220.

176. Осипов Е.И. Метафора и символ (терминологический аспект) // Человек. Культура. Слово: Мифопоэтика древняя и современная. Омск, ОмГУ, 1994. -Вып.2. С.50-61.

177. Основин Ю.А. Знание и понимание // Методологические проблемы науки и культуры. Куйбышев, 1980. Вып.5. - С.48-61.

178. От берегов Босфора до берегов Ефрата // Антология ближневосточной литературы. М., Мирос, 1994. 352 с.

179. Парахонский Б.А. Протофилософское сознание и реальность мифа // Философия и ее место в культуре /Отв. Ред. O.A. Донских, А.Н. Кочергин. Новосибирск, Наука, 1990. С.65-75.

180. Печурина O.A. Философское обоснование в православной духовно-академической традиции (30-90г. XIX в.): Автореф. дисс. канд.философ.наук. СПб., 1991. 16 с.142

181. Пивоваров Д.В. Вера и знание в религии и науке. Екатеринбург, УрГУ, 1994. 100 с.

182. Пивоваров Д.В., Алексеев A.C. Операциональный аспект научного знания. Иркутск, ИрГУ, 1987. 173 с.

183. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. Петрозаводск, Карелия, 1991.-111 с.

184. Познание и его возможности: Тезисы междунар. науч-мегод. конф., 24-25 мая 1994 г., Москва /От. ред Л. А Микешина М., ИНИОН, 1994. -248 с.

185. Поликарпов B.C. Наука и мистицизм в XX веке. М., Мысль, 1990. 290 с.

186. Поляков И.В., Пазельский В.В. Интерпретация: область определения и формы функционирования // Интерпретация как историко-научная и методологическая проблема. Новосибирск, Наука. 1986. С.3-33.

187. Попов Н. Идея обожения в древне-восточной церкви. М., 1909. .

188. Порус В.Н. Как говорить о бессмертии: (Коммент. к статье Дж. Кларка "Мистицизм и парадокс жизни после смерти") // Знание за пределами науки. М., Республика, 1990. С. 176-181.

189. Порус В.Н. Принципы рациональной критики // Проблемы рациональности. М., 1995. С. 194-195.

190. Православная философия и богословие. Теоретический курс. М., МЭГУ 1994.-245 с.

191. Прокл. Первоосновы теологии. М., Прогресс, 1993. 319 с.

192. Пружинин Б.И. Рациональность и единство знания // Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.56-67.

193. Пугачев К.Н. Онтология и исторические типы рациональности // Типы рациональности в культуре. М., 1992. с.

194. Радхакришнан Р. Индийская философия. В 2-х т. М., 1956. Т. 2. 508 с.

195. Рассел Б. Мистицизм и логика // Рассел Б. Почему я не христианин: Избранные атеистические произведения. М., Политиздат, 1987. С.37-60.143

196. Рациональность науки и практики: закономерности сближения. Свердловск, УрГУ, 1989. 130 с.

197. Рикер П. Герменевтика, этика, политика. М., Акаёегша, 1995. 159 с.

198. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., Медиум, 1995.-412 с.

199. Рикер П. Метафорический процесс как познание, воображение и ощущение // Теория метафоры. М., Прогресс, 1990. С.416-433.

200. Розенбах П.Я. Современный мистицизм. Критический очерк. СПб., 1891. 45 с.

201. Руденко Д.И., Сватко Ю.И. Философия имени: в поисках новых пространств. Харьков, ОКО, 1993. 104 с.

202. Рутманис К.В. Идея рациональности в философии. Рига, Зинатне, 1990. 120 с.

203. Рутманис К.В. Созерцание и представление (опыт реконструкции в концепции Плотина) // Античная философия: специфические черты и современное значение. Рига, Зинатне, 1988. С.53-59.

204. Свасьян К.А. Проблемы символа в современной философии: (Критика и анализ). Ереван, АН АрмССР, 1980. 226 с.

205. Свасьян К.А. Философия символических форм Э. Кассирера. Ереван, АН АрмССР, 1989.-238 с.

206. Сведенборг Э. Мудрость ангельская о Божественном Проведении. Киев, Ника-центр; Львов, Инициатива, 1997. -411 с.

207. Светлов П.Я. Мистицизм конца XIX века в его отношении к христианской религии и философии. СПб., 1897. 165 с.

208. Семенов В.В. Глобальный кризис рациональности и крах марксистского диамата. Пущино, 1996. 80 с.

209. XVII век, или спор логических начал: (К проблеме обоснования классического разума) /Отв. ред. Неретина С.С. М., Ин-т философии АН СССР, 1991.-152 с.144

210. Смирнов A.B. Философия Николая Кузанского и Ибн Араби: два типа рационального мистицизма // Бог человек - общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. - С. 156-175.

211. Созина Е.К. Теория символа и практика художественного анализа. Екатеринбург, УрГУ, 1998. 128 с.

212. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х томах. М., Мысль, 1988. Т. 1. - 893 с.

213. Софроний, архимандрит. Видеть Бога как Он есть. Эссекс, 1985. 253 с.

214. Спиноза Б. Избранные произведения. М., Госполитиздат, 1957. Т. 1. - 631 с.

215. Спираль познания: мистицизм и йога. М., Прогресс, 1992. -447 с.

216. Спирин B.C. Построение древнекитайских текстов. М., 1976. 232 с. .

217. Станчене Д.М.Б. Проблема соотношения разума и религиозной веры в неотомизме: (На материалах буржуазной Литвы 1918-1940гг.) Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1983. 22 с.

218. Степанянц М.Т. К вопросу о специфике "восточных" типов философствования // Рационалистическая традиция и современность. М., Наука, 1988. С.6.

219. Степин B.C. Структура теоретического знания и историко-научные реконструкции // Методологические проблемы историко-научных исследований. М., Наука, 1981. С. 137-172.

220. Сычева С.Г. Онто-гносеологическая роль символов во взаимосвязи человека и духа. Томск, 1994. Автореф. канд. философ, дис. 20 с.

221. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1936. 200 с.

222. Тахо-Годи A.A. Термин символ в древнегреческой литературе // Образ и слово. Вопросы классической филологии. М., МГУ, 1980. Вып.7. - С. 16-55.

223. Телия В.Н. Метафоризация и ее роль в создании языковой картины мира // Серебренников Б.А., Кубякова Е.С., Постовалова В.И., Телия В.Н., Уфимцева A.A. Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М., Наука, 1988. С. 173-204.

224. Терехов М.П. О рациональности и формах рациональности. Рукопись145деп. в ИНИОН АН СССР N 31133 от 9.09.1987. 17 с.

225. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Транеперсональные состояния и психотехника. СПб., Петербургское востоковедение, 1997. 382 с.

226. Трактат "Шо гуа" из "И цзин" // Человек как философская проблема: Восток -Запад / Отв. Ред. Н.С. Кирибаев. М., УДН, 1991. С.239-249.

227. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе. М., Наука, 1989. 328 с.

228. Трубецкой E.H. Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства. М., 1917.-е.

229. Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., Республика, 1994. 215 с.

230. Трубецкой С.Н. Сочинения. М., Мысль, 1994. 816 с.

231. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М., 1994. 231с.

232. Уваров Л.В. Образ, символ, знак. Минск, 1967. 117с.

233. Успенский П.Д. Tertum Organum. Ключ к загадкам мира. СПб., Андреев и сыновья, 1992. 241 с.

234. Федоров М.В. Измененные состояния сознания: ценностно-смысловой подход. Канд. дисс. философ, н. М., 1998. 107 с.

235. Фейнберг Е.Л. Интуитивные суждения и вера // Вопросы философии. -1991. -№8. С.13-24.

236. Феодорит, епископ Кирский. Церковная история. М., Российская политическая энциклопедия, 1993. 239 с.

237. Философия религии и мистики (мистицизм и эзотерика) /Под. ред. Ю.В. Крянева и Т.П. Павловой. М., МАИ, 1995. С.29.

238. Философия религии и мистики: (Феномен религии). /Вельская Е.Ю., Иванов М.А., Крянев Ю.В. и др.; Под ред. Крянева Ю.В., Павловой Т.П.; Моск. гос. авиац. ин-т (Техн. ун-т). М., МАИ, 1995. - 41 с.

239. Флоренский П. Имена. М., Эксмо-Пресс, 1998. С.279.

240. Флоренский ПА Столп и утверждение Истины. М, Правда, 1993. -432 с.

241. Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., Паимс. 240 с.

242. Франк С.Л. Реальность и человек. М., Республика, 1997. 479 с.146

243. Фролова Е.А. Человек мир - бог в средневековой исламской культуре // Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. -С.144-155.

244. Хазрат Инаят Хан. Мистицизм звука. М., Сфера., 1998. 336 с.

245. Хайдеггер М. Наука и осмысление // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.-С.

246. Ханзак Э. Значение, понятие, имя. Иваново, 1995. 94 с.

247. Хоружий С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освящении. М., Центр психологии и психотерапии, 1991.-136с.

248. Хоружий С.С. Философский символизм Флоренского и его жизненные истоки // Историко-философский ежегодник 1987. М., Наука, 1988.—С.180-201.

249. Хюбнер К. Истина мифа. М., Республика, 1996. 448 с.

250. Царева Г.А. Природа мистического познания и формы его проявления в религиозном мировоззрении. Дисе.канд. философ, наук. М., МГУ, 156 с.

251. Черняк B.C. Мифологические истоки научной рациональности // Вопросы философии. 1994. - № 9. - С. 41-53.

252. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М., 1880. 78 с.

253. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., Прогресс, 1992. 572 с.

254. Швейцер А. Мистика апостола Павла // Швейцер А. Жизнь и мысли. М, 1996.-322 с.

255. Швырев B.C. Научная рациональность: проблемы критического осмысления // Природа. 1992. - № 4. - С.3-8.

256. Швырев B.C. Рациональность в спектре ее возможностей // Исторические типы рациональности. В 2 томах. М., ИФ РАН, 1995. Т. 1 - С.7-29.

257. Швырев B.C. Рациональность как ценность культуры // Вопросы философии 1992 - № 6 - С 91.

258. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х томах. М., Мысль, 1987. Т.1. - 637 с.

259. Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2-х томах. М., Мысль, 1989. Т.2. - 636 с.147

260. Шохин B.K. Древнеиндийский рационализм как предмет историко-философской науки // Рационалистическая традиция и современность. С. 12.

261. Шрейдер Ю.А. Сознание и его имитации // Новый мир. 1989. - №11. -С. 244-255.

262. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. М., Политиздат, 1991. -190 с.

263. Элиаде М. Космос и история. М., Прогресс, 1987. 310 с.

264. Элиаде М. Шаманизм Киев, София, 1998.-384 с.

265. Энциклопедия мистицизма. СПб., Литера, Виан, 1997. 478 с.

266. Юнг К.Г. Йога и Запад // Магический кристалл: Магия глазами ученых и чародеев. М., 1992. С.291-293.

267. Юнг К.Г. Ответ Иову. М., Канон, ОИ Реабилитация, 1998. 384 с.

268. Яковлев A.A. Модель мистического познания и рефлексия // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., Политиздат, 1990. С.82-96.

269. Ямвлих. О египетских мистериях. М., ХГС, 1995. 288 с.

270. Янков А.Г. Рациональное и иррациональное в становлении сознания. СПб., 1997. Дисс. канд. филос н. 192 с.

271. Burhard Mojsisch. Meister Eckhartt. Analogie, Univozitat und Einheit. Hamburg, 1983.-P.20-40.

272. Otto. R. West-Ostliche Mystik. München, 1971. S. 53-54.

273. Staal. Explorung mysticism: A methodological essay. Berkely, 1975. 221 p.

274. Stace W. Mysticism and Philosophy. L., 1960. 179 p.