автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Средневековое турецкое ашыкское творчество

  • Год: 2013
  • Автор научной работы: Воробьёва, Светлана Николаевна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Средневековое турецкое ашыкское творчество'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Средневековое турецкое ашыкское творчество"

Воробьёва Светлана Николаевна

Средневековое турецкое ашыкское творчество: типология и поэтика

Специальность - 10.01.03 Литература народов стран зарубежья (литературы азиатского региона)

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата филологических наук

5 ДЕК 2013

Москва-2013

005541913

005541913

Работа выполнена на кафедре тюркской филологии Института стран Азии и Африки ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры тюркской филологии Института стран Азии и Африки ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» Оганова Елена Александровна Официальные оппоненты:

Сибгату длина Альфина Тагнровна, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник ФГБУН Института востоковедения РАН, старший научный сотрудник ФГБУН Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН;

Акимушкина Екатерина Олеговна, кандидат филологических наук, доцент кафедры индийской филологии Инстшута стран Азии и Африки ФГБОУ высшего профессионального образования «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

Ведущая организация: ФГБОУ высшего профессионального образования «Дипломатическая Академия Министерства иностранных дел Российской Федерации»

Защита состоится «13» февраля 2014 г. в 17 часов 30 минут на заседании Диссертационного совета Д 501.001.33 по филологическим наукам (литературоведение) Института стран Азии и Африки МГУ имени М.В. Ломоносова по адресу: 125009, г. Москва, ул. Моховая, д.11.

С диссертацией можно ознакомиться Научной библиотеке Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова по адресу: 119192, г. Москва, Ломоносовский пр., д. 27.

Автореферат разослан £» ¿-cosi-JJ^p

Учёный секретарь диссертационного совета доктор филологических наук, профессор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

В диссертационной работе рассматривается типологическая структура и поэтическая система средневековой турецкой ашыкской поэзии. Сложная природа этого культурного феномена обусловлена тем, что в нём оригинальным образом переплетены элементы фольклорной и литературной традиций, взаимодействие которых проявляется на различных уровнях бытования ашыкской песни.

Турецкая ашыкская поэзия представляет собой устное индивидуально-авторское творчество певцов-ашыков, корни которого, как и искусства рассказчиков-меддахов, уходят в тюркский героический эпос, исполняемый огузскими певтмп-озапами. От озанов ашыки наследуют часть традиционного эпического репертуара и манеру исполнения в её речитативной и распевной формах. Подобно кобузу в руках древнего озаиа, неизменным атрибутом ашыка становится саз, поэтому ашыков нередко называют «поэтами саза».

Зародившаяся в XIII - XIV вв. ашыкская поэзия, впитывая и художественно осваивая опыт фольклора, с которым она связана своим происхождением, а также обращаясь в поисках обогащения своей художественной системы к диванной литературе и литературе текке, к XVII в. превратилась в устойчивую самобытную традицию со своим кругом поэтических мотивов и образов, жанровой системой и стилистическими особенностями. Ашыкское искусство на протяжении многих столетий оставалось в центре средневековой турецкой культуры, более того, пережив второе рождение в первой половине XX в., заняло свою нишу в культурном пространстве современной Турции. В настоящий момент ашыкская поэзия бережно сохраняет свои многовековые устои и вносит в турецкую словесность мощную лирическую струю, культ живого непосредственного чувства и тонкий психологизм, что имеет позитивное значение для самобытного развития турецкой культуры в эпоху размывания национальной идентичности на фоне всё усиливающихся глобализационных процессов.

Объектом исследования в данной работе является типология и поэтика средневековой турецкой ашыкской поэзии.

Предметом исследования выступают основные типологические признаки, а также центральные поэтические категории ашыкской поэзии XVI - XIX вв.,

составившие хрестоматию произведений наиболее известных поэтов-ашыков на турецком языке.

В отечественной науке ашыкское искусство специального рассмотрения не получило. Общая характеристика творчества наиболее известных ашыков, преимущественно XVI - XVII вв., содержится в учебнике «Литература Востока в средние века» (автор разделов, посвященных ашыкскому искусству, И.В.Боролина). В ряде тюркологических работ исследователи обращаются к ашыкской поэзии в связи с анализом отдельных вопросов поэтики средневековой литературы. Так, И.В. Стеблева, анализируя жанровую систему классической тюркоязычной литературы XV - XVI вв., даёт краткий обзор основных жанров и жанровых форм ашыкской поэзии. И.В. Бородина в своих статьях о турецкой народной песне и сказителях-л/еддатг затрагивает также некоторые особенности исполнительской практики, жанровой системы и поэтической образности ашыкской поэзии. Т.А. Аникеева, рассматривая турецкую городскую повесть, входящую в жанровый репертуар ашыкской поэзии, останавливается и на других ашыкских жанрах.

В турецкой науке работа по сбору и публикации текстов ашыкских песен началась в 20-х-30-х. гг. XX в. К настоящему времени издан ряд фундаментальных собраний ашыкской поэзии. Здесь особая роль принадлежит учёным Э. Артуну, Б.Караденизу, М.Ф. Кёпрюлю, Дж. Озтелли, М. Северу и Б. Хапиту, составившим объёмные антологии творчества поэтов-ашыков, в том числе современных (XX — XXI вв.).

Из работ теоретического характера особого внимания заслуживают исследования М.Ф. Кёпрюлю, У. Гюная и Д. Кайя. М.Ф. Кёпрюлю в рамках изучения истории турецкой средневековой литературы и фольклора рассматривает основные этапы, переживаемые турецкой ашыкской традицией, делает важные наблюдения относительно метода ашыкского искусства, прослеживает взаимосвязь ашыкской поэзии, диванной литературы, литературы текке и фольклора, выявляет некоторые стилистические особенности ашыкской лирики. У. Гюнай сосредоточивает своё внимание на особенностях сочинения, заучивания и исполнения ашыкских песен, описывает порядок проведения фасылов — ашыкских

поэтических состязаний. Д. Кайа в ряде статей анализирует ашыкское искусство как с литературоведческой (рифма, мотивы и образы и др.), так и с культурологической точек зрения (ашыкские школы, практика создания тетрадей-джонков и др.).

Другой важной областью исследований ашыкской поэзии в турецком литературоведении и фольклористике является система её жанров и жанровых форм. Здесь большая работа проведена П.Н. Боратавом, X. Диздароглу, Х.Ильайдыном, А. Т. Онаем и др. Вопросы бытования и исполнения ашыкских песен освещаются и в музыковедческих работах, среди которых особо отметим исследования Б. Дурбильмеза, X. Ильайдына, М. Огуза и М. Озарслана.

Для турецкого литературоведения и фольклористики также характерен интерес к творчеству отдельных поэтов-ашыков. Так, многочисленные исследования посвящены творчеству крупнейших турецких ашыков — Юнусу Эмре (А. Гёльпынарлы, А. Кабаклы), Пир Султану Абдалу (А. Гёльпынарлы, Дж.Озтелли), Караджаоглану (Дж. Озтелли, С. Сакаоглу), Кёроглу (Дж. Озтелли, П.Н. Боратав), Ашыку Вейселю (А. Хайри, О. Улучай) и др. Однако согласно утвердившейся в турецком литературоведении традиции, учёные в основном сосредотачиваются на биографиях ашыков, их любовных и героических приключениях, легендах об обретении ашыками дара сочинения песен, о получении волшебного напитка из рук святого и пр., в большинстве случаев оставляя в стороне вопросы поэтики их творчества.

Накопленный исследователями богатый фактологический материал в основном остаётся разрозненным: на настоящий момент не выработано общей теоретической базы, позволяющей целостно осмыслить природу ашыкского искусства, что и обуславливает актуальность предпринимаемого нами исследования.

Научная новизна настоящей работы заключается в том, что она является первым в отечественном и турецком литературоведении комплексным исследованием типологии и поэтики ашыкского искусства. Ашыкское творчество впервые рассматривается с точки зрения взаимодействия традиции и индивидуально-авторского начала, в работе выявляются и подвергаются анализу

взаимодействовали в ашыкской и диванной литературе сходным образом, так, как того требовала средневековая культурная матрица. Как и диванная литература, специфику художественной системы которой определяет традиционность и каноничность, ашыкское творчество с присущим ему культом мастеров-предшественников, регулярным обращением к образцам их творчества, постоянством тем, жанров и сюжетов является искусством традиционалистским.

Каждый ашык стремился к индивидуальной обособленности, достичь которой он мог, находя новые комбинации элементов традиции. Диссертантом было установлено, что в ашыкской поэзии существовало три области приложения авторской индивидуальности: мотив, рифма и мелодия. Кроме того, в ашыкском творчестве, как и в диванной литературе, поэты-певцы постоянно осмысливали творчество своих коллег как на имплицитном (творчество ашыков, диванных поэтов, поэтов литературы тскке, мастеров слова персидской поэзии подвергалось восхвалению или порицанию в рамках такого жанра ашыкского творчества, как шаирнаме), так и на эксплицитном уровне (в ашыкской поэзии существовала практика написания ответных стихов назире).

Выделенные в ходе исследования типологические признаки ашыкского искусства позволили локализовать данное явление в системе координат турецкой словесности и дать ему дефиницию. Критическое осмысление аргументов турецких исследователей, большая часть которых относит ашыкское творчество к «народной литературе», то есть фольклору (Э. Артун, X. Диздароглу, М. Север, У. Гюнай), куда, по их мнению, также входят анонимные произведения (мани, тюрюо, сказки, пьесы народного театра, загадки и пр.) и произведения литературы текке, показало невозможность включения ашыкского творчества в орбиту фольклора. Отождествление ашыкской поэзии с народным творчеством ведёт к тому, что акцент делается только на одной, безусловно, важной, но далеко не единственной составляющей ашыкского творчества. Выросшее на фольклорных традициях ашыкское искусство пошло по пути независимого развития, обогащая свою художественную систему путем обращения к разным пластам словесности, в частности, к диванной литературе и литературе текке, чьё влияние со временем привело к уменьшению «удельного веса» фольклорных элементов. В результате в

ашыком для определённой песни мелодия не является её неотторжимой частью: по своей воле и/или по желанию публики ашык может во время исполнения выбрать для своей песни и другое музыкальное сопровождение.

Во -вторых, X. Диздароглу вообще не рассматривает такие жанровые образования, как гюзеллеме, кочаклама, ташлама и агыт. Дж. Дильчин включает их в свою классификацию в качестве жанров, но его тезис о том, что гюзеллеме, кочаклама, ташлама и агыт обозначают только тему песен и реализуются в форме коиша, вряд ли может быть признан. Между тем, гюзеллеме, кочаклама, ташлама и агыт - это не только обозначение темы произведения. Тематический диапазон каждого из данных жанровых образований достаточно широк и не ограничивается одной темой. В то же время каждому из этих жанровых образований присущ свой эмоциональный рисунок, который варьируется в зависимости от типа: восхваление, порицание, жалоба, дидактика, высмеивание, оплакивание. Определённая эмоциональная тональность произведения раскрывается с помощью закреплённых традицией способов сюжетно-композиционной и словесной организации текста, а также благодаря устойчивой музыкально-певческой форме, помогающей усилить эмоциональный регистр песни. Кроме того, дестан и кошма используют одни и те же типы эмоциональности и мелодии, также в них реализуется достаточно широкий общий круг тем.

В-третьих, дивани, семаи и капендери, получающие у X. Диздароглу и Дж.Дильчина только формальные характеристики, в действительности имеют довольно узкий тематический диапазон: в песнях-диеаии ашык разрабатывает тему любви, семаи посвящает возлюбленной и/или природе, в песнях-календери, имеющих шутливый характер, высмеиваются различные явления и события общественной жизни.

Таким образом, исследования турецких учёных относительно жанровых характеристик аутентичных ашыкских произведений зачастую полярно противоположны друг другу и грешат фактологическими неточностями. Турецкие исследователи, анализируя принадлежность того или иного аутентичного ашыкского произведения к определённому жанру, выделяют в качестве основных характеристик либо его содержательные/содержательно-музыкологические, либо

 

Текст диссертации на тему "Средневековое турецкое ашыкское творчество"

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА», ИНСТИТУТ СТРАН АЗИИ И АФРИКИ

На правах рукописи

04201455226

Воробьёва Светлана Николаевна

Средневековое турецкое ашыкское творчество: типология и поэтика

Специальность 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (литературы азиатского региона)

Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры тюркской филологии ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова Е. А. Оганова

Москва-2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3

ГЛАВА 1. ТИПОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТУРЕЦКОГО АШЫКСКОГО ИСКУССТВА......................................................34

ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЖАНРОВ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ АШЫКСКОЙ ПОЭЗИИ: ПРОБЛЕМЫ ЖАНРОВОЙ КЛАССИФИКАЦИИ....................................................................................82

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ЖАНРА КОШМА-ГЮЗЕЛЛЕМЕ..........................................................................106

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................152

БИБЛИОГРАФИЯ.........................................................................................156

ПРИЛОЖЕНИЕ 1...........................................................................................166

ПРИЛОЖЕНИЕ 2......................................................................176

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.....................................................................180

ИНДЕКС ТЕРМИНОВ..............................................................187

я > W ' • ' '

3

ВВЕДЕНИЕ

Турецкая ашыкская поэзия (a§ik edebiyati, a§ikhk gelenegi, a§ik tarzi §iir gelenegi) представляет собой устное индивидуально-авторское творчество певцов-ашыков, генетическим источником которого, как и искусства рассказчиков-ляеддахов (meddah)1, является исполнявшийся певцами-озаналт (ozan) тюркский героический эпос. В свою очередь предшественниками озанов в турецкой науке принято считать последователей шаманских культов. Турецкие исследователи, обращаясь к истокам ашыкского искусства, как правило, выстраивают следующую генетическую цепочку: шаман-даяя-ашык. Шаманы (у алтайских тюрок кат, у якутов оушг, у кыргызов baksi) играли очень важную общественную роль и пользовались огромным авторитетом, ведь их основной обязанностью являлось налаживание связи с духами. Турецкий учёный И. Кафесоглу считает главной особенностью шаманов способность достигать экстатического состояния, входить в транс, «покидать своё тело» и таким образом «возноситься до небес или опускаться в глубины подземелья»2. Известный российский востоковед-тюрколог В. В. Радлов описывает состояние шамана следующим образом: «Шаманская сила сходит на него внезапно, как болезнь. Он впадает в оцепенение. Тело его напрягается и дрожит. Он испускает нечленораздельные крики, трясётся, вращает глазами, вскакивает, кружится и падает снова, покрытый потом и в эпилептических конвульсиях... Страдания его растут, пока он не возьмётся за бубен и не станет шаманить»3. Через шамана передаётся воля духов, сам он сочинителем не является, он лишь посредник между другими мирами и своим племенем. Турецкий фольклорист М. Север полагает, что похожее

1 Меддах — турецкий профессиональный рассказчик-импровизатор, репертуар которого включает самые разные жанры - от героического эпоса до городской повестушки и злободневного анекдота.

2 Kafesoglu I. Türk Milli Kültörü. Ist., 1993, s. 193.

3 Radioff W. Aus Sibirien. Lpz., 1884, Bd. II, s. 17.

,< I ' 1 1 I t!

состояние испытывает и ашык, которого посвящают в тайны ашыкского творчества. Учёный опирается на сведения современных ашыков, которые сходным образом описывают свою инициацию: «тот лее транс, в который они впадают после увиденного ими сна, то же внезапное прозрение и обретение способности слагать песни, та же оценка своего творчества как дара свыше, а себя как передатчика небесного знания»4.

С утратой шаманами их функциональной значимости на смену им приходят племенные певцы озаны, которые также вначале выступают и в роли колдунов, и в роли целителей. Как указывает авторитетный турецкий литературовед М. Ф. Кёпрюлю, самые ранние исторические сведения о тюэтэх-озанах относятся к эпохе вождя гуннов Атилле, то есть к первой половине V века5. Народная традиция возводит в прародители искусства озанов древнего певца-сказителя Коркута, героя огузского эпоса «Книга моего деда Коркута» (Dede Korkut Kitabi). Коркут, с одной стороны, выступает в роли певца-шамана, в синкретичном искусстве которого мелодия и жест неразрывно связаны с обрядом, с другой стороны, Коркут, владеющий поэтическим даром, также является главным носителем огузских племенных традиций и заповедей. Известный российский тюрколог И. В. Боролина замечает: «Под позднейшими напластованиями, отложившимися на этом образе в процессе многовекового бытования эпоса, в нём ясно проступает его древнейшая синкретическая основа -шаман-пророк-поэт»6.

Наследники Коркута - эпические певцы-озаны - также являются хранителями племенных традиций и пользуются большим уважением. Озаны отправляются в походы вместе с военными отрядами, становятся обязательными гостями на свадьбах, похоронах и пиршествах после охоты.

4 Sever М. Türk Halk §iiri. Ank., 2003, s. 15.

5 Köprülü M. F. Edebiyat Ara§tirmalari. Ank., 2004, s. 157.

бБоролина И. В. Искусство меддаха в системе традиционной турецкой культуры // Тюркские литературы и фольклор. М., 2004, с. 263-264.

Они исполняют поэмы-«былиньт», представляющие собой прозу со стихотворными вставками - песенными партиями героев, которые, по словам И. В. Боролиной, «вбирают в себя фрагменты песенного фольклора и, прежде всего плачи, в которых легко обнаруживаются мотивы традиционных обрядовых причитаний»7.

Выделение из среды озанов новых типов сказителей - ашыков и меддахов - начинается примерно в XIII - XIV веках. Согласно мнению турецких ученых (Э. Артун, И. Башгёз, У. Гюнай, А. Кабаклы, М. Север и др.), певец-ашык окончательно вытесняет со сцены певца-озаш .в XVI веке. Среди социально-исторических причин появления нового типа поэта-певца исследователи называют образование османо-турецкого княжества, превратившегося впоследствии в Османскую империю, развитие городов, становление османской литературы под влиянием арабской и персидской культур, распространение суфизма. Таким образом, как пишет турецкий фольклорист И. Башгёз, «ашыкское творчество явилось продуктом нового образа жизни турецкого общества, окончательно ставшего частью исламской цивилизации и занявшегося построением могущественной империи»8.

Поэтическое наследие озанов оказывается важным подспорьем для ашыкской поэзии в период её становления. Именно в творчестве озанов сформировался тот круг тем, которые позже станут служить источником вдохновения для певцов-ашыков: это, прежде всего, любовь к женщине и родным краям, смена сезонов года, мужество и отвага воинов. От озанов ашыки наследуют часть традиционного эпического репертуара -героические сказания о богатырях огузского эпоса. Как указывает И. В. Боролина, манера сказа ашыка таюке во многом близка старой традиции озанов: введение прямой речи (монолога, песенной партии) героя

7Там же, с. 265.

8 Bajgöz i. izahh Türk Halk Edebiyati Antolojisi. ist., 1968, s. 8.

предваряется рассказчиком следующей фразой-клише: «Он взял саз9, посмотрим, что он сказал...», или «Он взял саз, посмотрим, что он ответил»»10.

В ашыкскую традицию от искусства озанов переходит и манера исполнения в её речитативной и распевной формах. Подобно кобузу11 (kopuz) в руках древнего озана, неизменным атрибутом ашыка становится саз (saz), поэтому ашыков нередко называют «поэтами саза» (saz §airleri). Саз наделялся певцами-ашыками сакральным смыслом. Ашыки верили, что саз способен прогонять злых духов, исцелять от недугов, поэтому часто его вешали в доме у изголовья кровати. Поэты-певцы в знак уважения к инструменту перед началом выступления трижды целовали саз и прикладывали его ко лбу. Подобно калему12 в руках диванного поэта, саз в ашыкской традиции считался символом вдохновения, и самое большое унижение и позор ашык испытывал .тогда, когда на поэтическом соревновании в знак признания своего поражения, согласно правилам состязания, должен был отдать сопернику-победителю свой инструмент. Помимо саза ашык иногда аккомпанировал себе на тамбуре13 (tambur),

9 Саз - струнно-щипковый инструмент типа лютни семейства тамбуров, имеет глубокий корпус грушевидной формы, и длинную шейку, прямоугольную или округлую с тыльной стороны. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха. Размеры сазов бывают различными: большой саз состоит обычно из 8-11 струн, средний из 8-9 струн, а маленький из 4-7 струн.

10Боролина И. В. Искусство меддаха в системе традиционной турецкой культуры // Тюркские литературы и фольклор. М., 2004, с. 280.

11 Кобуз - род музыкального струнного инструмента. В настоящее время известны два вида кобуза: двухструнный смычковый инструмент, распространённый в большей степени среди народов Центральной Азии, и трёхструнный инструмент, считающийся предком саза.

12 Колем - инструмент, используемый для письма; тростниковый стержень с заострённым, косым концом, который окунается в чернила.

13 Тамбур - струнно-щипковый музыкальный инструмент типа лютни с корпусом грушевидной формы и длинным грифом. Обычно имеет три струны.

' ,< ! »4»,И* 4 V '

джуре14 (сига), чогюре15 (дд§йг), бозуке16 (Ьогик), шештаре17 (§е§1аг) и др. струнных инструментах.

Представители ашыкской поэзии хотели отделить себя от своих предшественников озанов и подчеркнуть свою значимость как профессиональных поэтов, и потому стали называть себя иначе -ашыками. На заре ашыкской поэзии, когда суфийские мистические течения получили широкую популярность на Ближнем Востоке и в Средней Азии, слово «ашык» (букв, «влюблённый») имело сакральный смысл - влюблённый в Бога, взыскующий Истины. Как отмечают исследователи И. В. Боролина и Е. А. Оганова, суфийский путь поиска Бога в самом себе отождествлялся с путешествием в пространстве - суфий, жаждущий божественного откровения, сливался с образом скитальца, странствующего на чужбине и тоскующего по родине. «Образ странника, ставший центральным в ашыкской поэзии, подкреплялся конкретной жизненной практикой - ашыки вели скитальческий образ жизни, основной мотив их песнопений - жалобы на тяготы скитаний в чужих краях, тоска по далёкой возлюбленной, укоры жестокой судьбе»18. Этот, образ запёчатлён в лирике крупнейшего турецкого поэта-суфия Юнуса Эмре (1250-1320), которого турецкая традиция возвела в родоначальники ашыкской поэзии.

В момент своего зарождения ашыкская литература испытывает сильное влияние литературы текке19 (1екке ес1еЫуаП) - поэтического творчества адептов многочисленных братств, преимущественно суфийского толка (алеви, бектаишйа, календерн, накшибенди, хальвети и

14 Джура - небольшой струнно-щипковый инструмент с шестью струнами.

15 Чогюр - струнный музыкальный инструмент с тремя парными струнами.

16 Бозук - струнно-щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя двойными металлическими струнами.

17 Шештор - разновидность струнно-щипкового музыкального инструмента тара, имеет шесть струн.

18 Боролина И. В., Оганова Е. А. Турецкая ашыкская поэзия. М., 2010, с. б.

19 Текке - обитель дервишей.

14, If', 1 .'¡»МсВДЧ >, ч'Л1 'fi HoVV ' '.t.rtb'i * t!» 'l ' 1

др.). Репертуар первых представителей ашыкского творчества - адептов

"УП

братства бектаишйа - например, таких как Кайгусуз Абдал (1341-1444), Пир Султан Абдал (казнён в 1560 или 1588 г.), в основном состоит из религиозных песен, созданных в жанре нефес21 (nefes), которые исполняются во время ритуальных действий. Российский учёный Ю. А. Аверьянов в своей монографии «Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа», приводя в качестве примера одну из песен Пир Султана Абдала, которая «в течение нескольких столетий рецитировалась в обителях бектаиш, став своего рода символом приверженности Хаджи Бекташу», подчёркивает, что подобные произведения позволяли поэтам-ашыкам распространять учение бектаиш, привлекая новых сторонников22.

К XV - XVI векам степень влияния литературы текке на ашьшскую поэзию уменьшается. По замечанию турецкого исследователя У. Гюная, турецкое общество того времени нуждалось в «нерелигиозной литературе»: «в песнях о победах доблестной османской армии, о весёлых пирушках, о земной любви» . Эту потребность и удовлетворила ашыкская поэзия. Однако, как подчёркивает У. Гюнай, ашыкская поэзия не могла стать «абсолютно светской», ведь она была взращена на философии суфизма: «Ашык - это тип поэта, сформировавшийся в результате трансформации традиции озанов и испытавший на себе огромное влияние

20 Бектаишйа — суфийское братство (тарикат), сложившееся в Малой' Азии в конце XIII — начале XIV в. первоначально среди местного тюркского кочевого и оседлого населения. Название братства возводят к Хаджи Бекташу Вели. С течением времени бектаишйа сложилось в организацию с разветвлённой сетью обителей и общин, со строгой иерархией, унифицированными обрядами и ритуалом приёма и посвящения, со своей символикой и отличительной одеждой. Оно пользовалось исключительным влиянием среди янычар. Это обстоятельство определило рост политического значения братства в османской Турции [Ислам. Энциклопедический словарь / сост. Г. В. Милославский, Ю. А. Петросян, М. Б. Пиотровский, С. М. Прозоров. М., 1991, с. 39-40].

21 Нефес - излюбленный жанр бектаишйской лирики, в котором излагались основные положения учения тариката.

22 Аверьянов 10. А. Хаджи Бекташ Вели и суфийское братство бекташийа. М., 2011, с. 441.

23Сипау и. Тиг1ауе'с1е А§1к Тага §нг векпеё"! уе ИПуа МоИй. Апк., 2008, б. 42.

суфийской традиции в условиях нового образа жизни турецкого народа»24. Многие ашыки, в основном приверженцы братств мевлеви, бекташийа и алеви, на протяжении всего периода Средневековья продолжали создавать песни религиозного содержания в жанрах гигяхи25 (ilähi), нефес, ну тук26 (mituk) и др., которые заняли прочное место в жанровой системе ашыской поэзии; представление об ашыкской поэзии было бы неполным без учёта творчества многочисленных ашыков-суфиев, песни которых и по сей день служат иллюстрацией философско-теологических положений того или иного суфийского братства. Одним из свидетельств того, что религиозный (суфийский) фактор играет немаловажную роль и в современной ашыкской поэзии, является фундаментальная антология ашыков XX века - адептов братства бекташийа, подготовленная турецким исследователем Б. Караденизом27.

Кроме поэта-суфия Кайгусуза Абдала, чьи песни донесли до нас дервиши-бе/сшбшш, другие имена ашыков XV века нам неизвестны. Первые письменные источники, фиксирующие творчество ашыков, а' также фрагментарные сведения о поэтах-певцах относятся к XVI веку. От этого периода до нас дошло небольшое количество произведений таких поэтов-певцов, как Кул Мехмед, Оксюз Деде, Кёроглу, Хайали, Геда Муслу, Чырпанлы, Армутлу, Кул Чулха, Огуз Али, Бахши, Кул Пири, многие из которых служили в янычарском войске и принимали участие в завоевательных походах Османской империи, благодаря чему им удалось распространить ашыкскую поэзию за пределами Анатолии, например, на Балканах и в Северной Африке. В творчестве многих из них военная тематика занимает значительное место, и благодаря упоминанию в песнях-

24 ibid., s. 224.

25 Иляхи - духовные песнопения, обычно восхваляющие силу, единство и могущество Бога и заключающие какую-либо просьбу к Всевышнему.

26 Нутук - песня, использующаяся для разъяснения ученику братства правил и -порядков тариката.

27 Karadeniz В. Deli Gönül. Türküler. ist., 2010.

дестаиах28 (destan) различных исторических событий можно определить приблизительные годы жизни ашыков. Так, Оксюзу Деде принадлежат песни об ирано-турецких войнах 1577-1590 годов; ашык Хайали упоминает в одном из своих произведений об иранском походе этого же периода; Огуз Али сочинил плач на смерть Тургута-реиса29 в 1565 году; Чырпанлы, Армутлу и Кул Чулха создали песни о доблести Мурада-реиса30; Бахши сложил песню об иранском (1514) и египетском (1517) походах султана Селима Явуза (1465-1520). Помимо военных дестанов важное место в творчестве ашыков этого периода занимает тема любви, реализуемая в лирических жанрах коыша-гюзеллеме (koçma giizelleme) и семаи31 (semai). Из данных жанров и складывается остов жанровой системы ашыкского творчества.

К XVI веку вырабатывается устойчивый круг тем и образов ашыкской поэзии: жалобы на тяготы скитаний на чужбине и свою несчастную долю, передача весточки любимой, страдания, вызванные несчастной любовью и злыми сплетнями о помешательстве героя и т.д. Лирическим героем ашыкской поэзии выступает уже не суфий, взыскующий Истины, а вынужденный покинуть родные края певец-ашык, который безмерно тоскует в разлуке с любимой.

Ашыкская поэзия вырабатывает аутентичные жанры и ж�