автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.04
диссертация на тему: Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв.
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв."
На правах рукописи
УДК 745.03
Ярмош Анастасия Сергеевна
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ФАРФОРА ДАНИИ И ШВЕЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - XIX вв.
Специальность 17.00.04 — Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
г * ноя 2013
Санкт-Петербург — 2013
005539741
Работа выполнена на кафедре художественного образования и декоративного искусства Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена».
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор,
профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Гончарова Ольга Михайловна
Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,
главный хранитель музея декоративно-прикладного и промышленного искусства при Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова Трощинская Александра Викторовна
кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, хранитель коллекции русского фарфора и керамики Государственного Эрмитажа Хмельницкая Екатерина Сергеевна
Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное
учреждение культуры «Государственный Русский музей»
Защита состоится 18 декабря 2013 года в 12 часов на заседании Совета Д 212.199.11 по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена по адресу: 191186, Санкт - Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 6, ауд. 49.
С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена по адресу: 191186, Санкт - Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, корп. 5.
Автореферат разослан ноября 2013 г.
Ученый секретарь диссертационного совета,
кандидат искусствоведения, доцент ' А. Г. Сечин
Искусство Дании и Швеции сегодня представляет серьезный исследовательский интерес, вызванный и интенсивными процессами межкультурной интеграции, и расширением исследовательского поля искусствоведения, все более увлекающегося изучением малоизвестных явлений в искусстве, в том числе - и декоративно-прикладном. Так, керамическое искусство Скандинавии более всего известно сегодня в его самом ярком проявлении - фарфоре эпохи модерна, художественное своеобразие которого описано и исследовано очень подробно. Но теперь все более актуальным становится бывший ранее на периферии или даже за границами научных интересов вопрос о том, как небольшие северные страны пришли к столь феноменальному успеху, на каких путях и когда зарождалось будущее художественное совершенство. Данное диссертационное исследование посвящено решению этого вопроса и целого ряда искусствоведческих проблем, с ним связанных.
Актуальность исследования процессов становления и развития искусства фарфора в Дании и Швеции ХУШ-Х1Х веков определена назревшей необходимостью изучения его истории — истоков, генезиса и эволюции. Сегодня представляется важным ввести в научный оборот искусствознания богатейшие, но почти неизвестные материалы о раннем фарфоре Скандинавии, которые не только восполнят исторические «лакуны», но и позволят значительно расширить границы восприятия, познания и понимания декоративно-прикладного искусства в целом, поскольку этапы и пути развития искусства фарфора в скандинавском регионе типологически сходны с аналогичными явлениями в других национальных культурах. Исследование таких материалов позволяет выявить особенности историко-культурного и художественного развития искусства фарфора в Дании и Швеции в период XVII [-XIX вв. и описать его как целостное, оригинальное и самобытное явление в европейском декоративно-прикладном искусстве.
Степень научной разработанности темы. Вопросы развития искусства фарфора Скандинавии мало затрагиваются в отечественной науке.
Основными русскими работами на эту тему являются несколько небольших заметок в справочниках, марочниках и единичные статьи искусствоведов (Т. Носович, Л. Я. Ляховой, А. А. Воробьев, А. Г. Рыбак), обращенные к более поздним периодам истории датского фарфора, а также материалы каталогов выставок недавнего времени, таких, как «Фарфор и стекло Дании и Швеции. 1880-1930» или «Датский фарфор в России. 1880-е - 1917». Более тщательно исследован в России фарфор ведущих европейских производств: например, в работах Т. В. Кудрявцевой, Н. Ю. Казакевич, Р. С. Соловейчик, Т. Ю. Бирюковой, Т. Д. Карякиной, О. Л. Некрасовой-Каратеевой, Л. В. Ляховой и ряде диссертационных работ 2004—2010 гг.
Зарубежные публикации, обращенные к деятельности скандинавских керамических мануфактур, более многочисленны, чаще всего они включены в общие историко-искусствоведческие описания или представлены как фактографические очерки. В специальных работах европейские ученые не рассматривают проблемы общности развития датского и шведского фарфора, а сосредоточиваются в основном на деятельности отдельных производств. Так, о Королевской фарфоровой мануфактуре писали такие исследователи, как А. Хайден (1918, 1921), Е. Стюарт (1915), М. Данфорт (1919) и Гранжан Бредо (1950). Большое число работ о датском фарфоре было опубликовано в 1975 г., когда Королевская мануфактура праздновала 200-летний юбилей. Шведскому фарфору посвящено не так много научных трудов. Крупнейшим его исследователем является Б. Нистрём, работы которого 2005-2010 гг. связаны с мануфактурой Рёрстранд и художественными особенностями ее изделий. История шведского фарфора также представлена в публикациях Е. Хекшер (1937), Э. Вэттенгрена (1944), А. Бэкштрёма (1981), К. Энкерберга (2007), X. Далбек-Люттеман (2005). Разрозненные факты из истории скандинавского фарфора есть в обзорных трудах американских исследователей А. К. Траймбл (1962), Р. Хэггэра (1968), Л. Богера (1971), Э. Элдриджа (1970), П. Майстера и X. Ребера (1983). Зарубежные специалисты также прежде всего сосредоточены на фарфоре конца XIX в.,
считая его наиболее репрезентативным объектом для искусствоведческого исследования. Изучение истории развития керамики Дании и Швеции, таким образом, не носит систематического характера, не имеет монографических описаний, а скандинавский фарфор, как цельное и самостоятельное явление, еще не был предметом комплексного исследования.
Объектом исследования в диссертационной работе является фарфор Дании и Швеции ХУШ-Х1Х столетий как самобытный феномен в истории европейского декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - эволюция художественных и стилистических особенностей искусства фарфора Дании и Швеции XVIII — XIX веков в процессе становления и развития производств Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (Дания); мануфактур Рёрстранд, Мариеберг и Густавсберг (Швеция).
Целью диссертационной работы является выявление стилевой принадлежности, оригинальных художественных черт, характера формообразования и принципов декорирования скандинавской фарфоровой керамики второй половины XVIII - XIX веков в их историческом развитии, а также — определение ее роли и места в системе декоративно-прикладного искусства Европы.
Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить архивные источники и документы, фактологические, историографические и научно-исследовательские материалы, позволяющие изучить и получить обобщающие данные о процессах становления и развития искусства фарфора в Дании и Швеции XVIII — XIX века;
2. Определить специфику и исторические особенности процессов формирования фаянсового и фарфорового производства в Дании и Швеции на протяжении второй половины XVIII — XIX вв.
3. Исследовать своеобразие стилевых, композиционных и художественно-образных особенностей произведений фарфора Дании и Швеции в их историческом развитии;
4. Проследить направление художественной эволюции декоративных решений фарфора Дании и Швеции, уточнить ее этапы и периодизацию;
5. Выявить национальную специфику художественной образности изделий фарфора Дании и Швеции в ХУШ-Х1Х веках.
Границы исследования были определены ключевыми этапами в истории развития искусства фарфора в Дании и Швеции ХУШ-Х1Х вв. Хронологические рамки ограничены основанием первых фарфоровых мануфактур в регионе (1720-е гг.) и возникновением феномена «кроговского» модерна (1890-е гг.). Географические границы обусловлены историческим контекстом развития скандинавского региона, где в ХУШ-Х1Х вв. лидерами являлись Дания и Швеция (Финляндия в этот период не существует как независимое государство, на ее территории до 1880-х гг. не выявлено ни одного фарфорового производства; Норвегия обрела независимость после расторжения шведско-норвежской унии в 1905 г.).
Материалы и источники были определены характером темы исследования. В процессе разработки поставленных исследовательских задач были изучены коллекции фаянса и фарфора следующих музейных фондов: Государственный Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», Музей искусства и дизайна (г. Копенгаген), Национальный музей Дании (г. Копенгаген), Музей Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (г. Копенгаген), музей дворца Амалиенборг (г. Копенгаген), музей дворца Розенборг (г. Копенгаген), Шведский национальный музей (г. Стокгольм), Государственный исторический музей (г. Стокгольм), Северный музей (г. Стокгольм), Музей фарфора (г. Густавсберг). Предметы, хранящиеся в вышеуказанных музейных собраниях, составили ключевую группу материальных источников, легших в основу исследования.
В связи с междисциплинарным подходом к решению поставленных научных задач в процессе работы привлекался богатый исторический материал, в частности мемуаристка, материалы дипломатической и частной переписки, архивные источники (из фондов СПБИИ РАН, Королевской библиотеки Копенгагена, Королевской библиотеки Стокгольма).
Фактологическая база исследования. В процессе работы над диссертацией были осуществлены: 1. научно-исследовательские стажировки, совершенные автором в Данию (2009, 2011), и Швецию (2011). В ходе стажировок проводилось ознакомление с предметами искусства фарфора музейных фондов г. Копенгагена и г. Стокгольма и работа в архивах и фондах Королевской библиотеки Стокгольма, Королевской библиотеки Дании; 2. исследования коллекций скандинавского фарфора в следующих фондах: Государственный Эрмитаж, ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Павловск», ГМЗ «Гатчина», Музей искусства и дизайна (г. Копенгаген), Национальный музей Дании (г. Копенгаген), Музей Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (г. Копенгаген), музей дворца Амалиенборг (г. Копенгаген), музей дворца Розенборг (г. Копенгаген), Шведский национальный музей (г. Стокгольм), Государственный исторический музей (г. Стокгольм), Северный музей (г. Стокгольм), Музей фарфора (г. Густавсберг); 3. изучение материалов следующих фондов и хранений: РНБ, РГБ, библиотека ВМДПИ, библиотека Государственного Эрмитажа, Королевская библиотека Стокгольма, Королевская библиотека Копенгагена.
Методологическая основа исследования обусловлена характером заявленной темы и поставленной исследовательской целью. Сложность и многомерность изучаемого материала предопределила необходимость комплексного, междисциплинарного подхода к его анализу и интерпретации. В рамках реализации поставленных задач была использована следующая группа методов: культурно-исторический, который позволил уточнить исторический контекст и определить сопутствующие культурные процессы, в рамках которых происходило зарождение и развитие фаянсового и
фарфорового производства в Скандинавии; иконологический, позволивший выявить источники художественной образности фарфора Дании и Швеции, имеющие историко-культурное происхождение; художественно-стилистический анализ использовался с целью определения принципов формообразования, композиционных особенностей росписи и декорирования предметов фарфора Дании и Швеции; иконографический метод, способствующий определению характерных черт и особенностей программ росписи фарфоровых изделий, был использован в сочетании со сравнительно-аналитическим, что дополнительно позволило выявить изобразительные источники росписи фарфора Дании и Швеции. Совокупность основных методов была дополнена семиотическим и текстологическим анализами. Подобный подход представляется наиболее плодотворным и оправданным в исследовании явлений декоративно-прикладного искусства.
Научная новизна исследования определяется тем, что в нем впервые в отечественной и зарубежной искусствоведческой науке осуществлено комплексное исследование исторических процессов зарождения, становления и развития фарфорового производства Дании и Швеции ХУІІІ-ХІХ вв. По-новому в диссертационном исследовании осмыслен ранний скандинавский фарфор: как уникальное, эстетически значимое, самостоятельное явление со сложившейся национальной спецификой. Такое понимание произведений фарфора Скандинавии формулируется впервые и в корне отличается от предшествующих его оценок. В рамках исследования была уточнена периодизация этапов развития декоративных решений в оформлении предметов фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв.; выявлены характерные для каждого из определенных этапов художественно-стилистические черты фарфоровых изделий Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (Дания); мануфактур Рёрстранд, Мариеберг и Густавсберг (Швеция). Впервые была предложена классификация художественных стилизаций скандинавского фарфора 1830-1870 годов. В
рамках диссертационного исследования были введены в научный оборот новые архивные материалы, в том числе поименные списки мастеров шведских мануфактур Рёрстранд и Густавсберга, составленные Г. Страле.
Теоретическая значимость работы заключена в расширении границ научного исследования европейского декоративно-прикладного искусства в области формирования комплексного представления об истории искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв., которое представлено в виде подробного стадиального описания развития фарфорового производства данных стран и определения эволюции художественно-стилевых черт их изделий на протяжении двух столетий. Исследование показало актуальность теоретико-методологических принципов междисциплинарности (использование данных из смежных областей наук: история, культурология, экономика, философия) для искусствоведческих исследований в области прикладного искусства.
Практическая значимость исследования связана с научной, музейной и педагогической практической деятельностью. Результаты, достигнутые в ходе исследования, могут быть использованы в музейной работе в процессе атрибуции предметов при ее восполнении или уточнении; они будут востребованы при создании научных трудов в области истории искусства Европы и стран Скандинавии, при составлении учебных пособий и справочников по истории декоративно-прикладного искусства. Отдельные материалы диссертации могут быть использованы при подготовке и организации тематических выставок и лекционных циклов.
Достоверность результатов исследования и обоснованность научных доводов и положений обеспечена характером материалов, выявленных в архивных и музейных фондах и ставших основой исследования; комплексным междисциплинарным подходом к изучению поставленных проблем; согласованностью сформулированных в ходе исследования теоретических предпосылок с методологической базой и спецификой материала; полнотой охвата памятников искусства; использованием
широкого круга научных работ на разных языках. Теоретические выводы, сформулированные в результате детального рассмотрения материала и источников, обоснованы и подтверждены убедительными примерами.
Также следует указать на научные достижения, свидетельствующие о научной новизне и значимости полученных результатов, среди которых можно выделить проведенную атрибуцию отдельных памятников искусства фарфора Дании и Швеции в отечественных музейных собраниях и выявление значимых архивных материалов, расширяющих современное научное знание об истории и принципах экспонирования и коллекционирования скандинавского фарфора.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту:
1. Развитие искусства фарфора Дании и Швеции в ХУШ-Х1Х столетиях происходит в условиях становления идей национальной самоидентичности, которые непосредственно влияют на формирование художественной образности изделий скандинавских мануфактур. Это явление было единым для скандинавского региона без искусственной дифференциации на национальную принадлежность.
2. Искусство фарфора Скандинавии в ХУШ-Х1Х столетиях представлено мануфактурами Дании и Швеции, ключевыми из которых являются Королевская Копенгагенская фарфоровая мануфактура, Рёрстрандт, Мариеберг, Густавсберг. Процесс их развития носит неравномерный характер и зависит от сопутствующего историко-культурного контекста.
3. Основными источниками формирования декоративных и композиционных моделей оформления произведений шведского и датского фарфора в XVIII в. являлись произведения китайского искусства фарфора династии Мин, предметы производства Делфта и Мейсена, английских и французских мануфактур, «народное» искусство скандинавского региона.
4. Конкурентного уровня развития скандинавские мануфактуры достигают к концу XVIII столетия. К этому времени формируются индивидуальные черты художественного оформления изделий, поддержанные высокими
достижениями технико-технологического характера. Эта тенденция выражается в появлении программных произведений искусства, например, в сервизе «Флора Даника».
5. На протяжении XIX столетия художественно-стилистические особенности изделий шведского и датского фарфора развиваются в рамках идей историзма. Художественные модели этого периода связаны с феноменом стилизации (стилевых направлений): неоклассика, неорококо, этноархаика (обращение к образам древнескандинавского мифа), ретроспективно-живописная стилизация (воспроизведение образцов исторической живописи).
6. Фарфор Дании и Швеции последней четверти XIX в., наследуя и развивая опыт предшествующих этапов развития, становится общепризнанным мировым эстетическим феноменом со своими уникальными художественными и стилистическими особенностями, оказавшими интенсивное влияние на развитие европейского искусства фарфора эпохи модерн.
Апробация и внедрение результатов диссертации.
Материалы диссертации выносились на обсуждения заседаний кафедры художественного образования и музейной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Основные положения диссертационного исследования изложены в 7 научных статьях (объем 3,6 п.л.), в том числе 4 в изданиях из «Перечня ведущих рецензируемых научных журналов и изданий» (объем 2,5 п.л.). Промежуточные результаты диссертационного исследования излагались в докладах на следующих конференциях: V Международная научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (февраль, 2011 г., РГПУ им. А. И. Герцена); XVIII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (апрель, 2011 г., МГУ им. Ломоносова); VI Международная научно-практическая конференция «Искусство и диалог культур» (февраль, 2012 г., РГПУ им. А. И. Герцена, СПбГХПА им. А. Л. Штиглица); IV Международная научно-практическая
конференция с элементами научной школы для молодых ученых «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (март, 2012 г., РГПУ им. А. И. Герцена); III Международная конференция молодых специалистов «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (ноябрь,
2012 г., СПбГУ, МГУ им. Ломоносова); V Международная научно-практическая конференция с элементами научной школы для молодых ученых «Искусствоведение и художественная педагогика в XXI веке» (март,
2013 г., РГПУ им. А. И. Герцена); круглый стол с элементами научно-исследовательского семинара «Искусство и зритель» (апрель, 2013 г., СПбГУ); академический семинар «Teaching and Research in the Contemporary University» (сентябрь, 2013 г., Университет г. Бергена, Норвегия).
Материалы и результаты диссертационного исследования вошли в разработанные автором учебные программы дисциплин для студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавра «История искусства»: «Спецкурс: история европейского фарфора XVIII-XIX вв.», «Декоративно-прикладное искусство Западной Европы», «Концепции оформления жилого интерьера в европейском искусстве XVIII-XX вв.».
Структура и объем диссертации.
Диссертационное исследование состоит из одного тома. Том содержит: введение, три главы, заключение, список литературы (150 библиографических наименований, в том числе — на английском, немецком, шведском и датском языках) и приложения, включающие альбом иллюстраций (163 илл.) и поименный список мастеров по архивным материалам Г. X. Страле. Общий объем основного текста диссертации — 173 страницы.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во «Введении» обосновывается актуальность диссертационной работы, формулируются объект и предмет исследования, определяются цель и задачи, уточняются хронологические рамки, обозначается
методологическая основа работы. В обзоре и анализе публикаций отечественных и зарубежных специалистов, связанных с темой исследования, рассматривается вопрос о степени изученности проблемы. Также во «Введении» определяются научная новизна диссертационного исследования, теоретическая и практическая значимость результатов проведенной исследовательской работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации - «Зарождение искусства фарфора в Дании и Швеции в XVIII столетии» - посвящена исследованию проблем историко-культурных условий становления фаянсовой и фарфоровой промышленности в Дании и Швеции XVIII в. и рассмотрению стилистических особенностей предметов фаянса и фарфора в скандинавском регионе в этот период.
В первом параграфе - «Фаянсовые и фарфоровые производства в Дании и Швеции в XVIII веке» - рассматривается специфика историко-культурных условий поэтапного формирования фарфорового производства на территории Дании и Швеции в XVIII в. Именно в это время происходит становление искусства фарфора в регионе: здесь возникает около десятка фаянсовых производств. Ведущими фарфоровыми мануфактурами стали шведские Рёрстранд и Мариеберг и Королевская Копенгагенская фарфоровая мануфактура (далее - ККФМ). Их деятельность явилась основополагающей для последующего развития искусства фарфора в скандинавском регионе.
Рассмотрение материалов историко-культурного и экономического характера позволило обозначить отдельные этапы развития шведских производств, уточнить хронологические границы периодов их развития, выделить имена ключевых мастеров, формировавших художественную политику мануфактур в определенные периоды. Это, например, период Рена (Рёрстранд, 1760-е гг.) или период Бертевена (Мариеберг, 1760-е гг.). Исторические условия развития керамического производства в Дании определили его поступательное развитие, в отличие от шведского, имевшего
не всегда последовательный характер. Периодизация датского производства при внимательном рассмотрении оказывается более четкой и может быть обозначена следующим образом: 1720-1760 гг. - период Дж. Пфау, 17601766 гг. - период Л. Фурнье, 1773-1801 гг. - период Фр. Мюллера.
Изучение этапов становления шведского и датского производств в XVIII в. показало, что оно проходило в различных историко-политических условиях. Шведский королевский дом предоставил экономическую и художественную свободу «элитарным» производствам (фарфор, ювелирное искусство), что позволило конкурентно развиваться сразу нескольким мануфактурам (Рёрстранд, Мариеберг, Стральзунд, Польфе). В Дании эти виды деятельности были монополизированы и находились под патронажем королевской семьи до середины XIX в. Тем не менее, ранние фаянсовые изделия всех скандинавских мануфактур имеют общие художественные особенности и источники декоративного оформления. Фарфористы эпохи оказались под влиянием китайского импортированного фарфора, приемов оформления подглазурного кобальтового Делфтского фаянса, собственных народных традиций, отдельных декоративных решений немецких и французских мастеров.
Ключевые фарфоровые мануфактуры Дании и Швеции были приемниками самых первых гончарных производств и близко восприняли уже бытовавшую модель художественного решения изделий, в которой была важна народная, «национальная» традиция. Она выразилась и в поиске мотивов, близких к «народным картинкам», и в преемственности знаково-образной системы предшествующих эпох (солярные символы, орнаментальные ряды). Художественное исполнение изделий скандинавского фарфора стало уникальным синтезом «правил» европейского фарфора и местной традиции. Таким образом, фарфор Дании и Швеции как явление в истории декоративно-прикладного искусства уже на ранних этапах своего развития имел свои неповторимые черты, отличавшие его традиционных западноевропейских изделий керамики.
Второй параграф - «Стилевые и декоративные особенности искусства фаянса и фарфора Дании и Швеции в 1730-1790 годы» -
посвящен анализу стилевой принадлежности и художественного качества предметов фаянса и фарфора, который основан на материалах из коллекций музейных собраний Копенгагена и Стокгольма. Изучение этих фондов показало, что на протяжении XVIII в. художественная модель скандинавских мастеров формируется и эволюционирует в постепенно сменяющихся стилевых векторах - барокко (до 1740-х гг.), рококо (1750-1770), классицизм (1780-1810). Позднее интенсивное развитие производства керамики в Дании и Швеции спровоцировало наслоение стилевых тенденций, что подтверждается большим числом предметов, оформление которых носит переходный характер.
Комплексный анализ приемов оформления и декоративных решений фаянса до 1730-х гг. позволил установить, что художественное видение мастеров скандинавских мануфактур было во многом схожим. Изделия мануфактур Рёрстранд (Швеция) и Пфау (Дания), например, по своей стилистике напоминают успешные образцы голландских производств Делфта, синтезированные с декоративными формами китайских изделий. Об этом свидетельствуют колористическое решение фаянса (подглазурный кобальт), форма предметов, использование флористических мотивов и популярных восточных образов. Однако уже в этот период у скандинавских мастеров можно отметить тенденцию к поиску собственных оригинальных форм и декоративных приемов, связанную с национальной традицией.
Основной тенденцией следующего этапа развития (1730-1740) стало появление изделий подражательного характера, выполненных в духе шинуазри и повторяющих приемы оформления китайских предметов. Но этот этап был непродолжительным: такие изделия не имели успеха, т. к. не могли конкурировать с мейсенской «китайщиной», которая удовлетворяла вкусу знати, а у простого потребителя не пользовалась популярностью. Период 1740-1750 гг. характеризуется в истории датского и шведского фаянсового
производства развитием стиля барокко (в Швеции — «голубое барокко»), В это время скандинавские мастера активно и успешно развивают технико-технологические и художественные навыки работы, достижения в этих областях заложат прочные основы для дальнейшего совершенствования художественно-образных решений. В этот период в Дании и Швеции стали работать приглашенные иностранные специалисты, появление которых способствовало интенсивной подготовке собственных мастеров (арканистов, модельеров, художников).
К 1760-м гг. производственный цикл мануфактур имел уже постоянный характер, и большее внимание они стали уделять развитию художественного качества изделий. Опираясь на опыт французских специалистов, датчане и шведы обращаются к возможностям рококо. Свидетельством тому являются, например, Б-образные мотивы в изделиях, ажурные и рельефные орнаменты, ленты, бутоны и соцветия, свободно располагающиеся на белом фоне, форма предметов, подчиненная общим принципам рокайльных решений и связанная с программой декоративного оформления. Художественные черты изделий этого времени свидетельствуют о серьезном и продолжительном влиянии французской традиции: отдельные предметы в духе рококо встречаются в практике датчан и шведов до середины 1780-х гг. В последней четверти XVIII в. Рёрстранд и ККФМ начинают производить твердый фарфор. В 1760— 1790 гг. художники экспериментируют с ограниченной палитрой подглазурных красок и развивают мастерство надглазурной росписи. Одновременно скандинавские мастера, обладая высокими техническими навыками (о чем говорит качество сохранившихся предметов), постигают возможности классицизма. Воспитав собственную «школу» мастеров, фарфористы Рёрстранда и ККФМ в последние десятилетия XVIII века выходят на конкурентный европейский уровень.
Следуя в целом общеевропейским традициям, скандинавские мастера нашли свой ракурс их художественного воплощения в ориентации на истоки национального искусства. В истории развития искусства фарфора
Скандинавии появление «национальных» мотивов в эстетике изделий XVIII в. - одно из самых ярких и интересных явлений. Их использование не носит осознанного характера, это, скорее, интуитивное цитирование известных форм и сюжетов «народного искусства». Предметы такого рода сочетают в своем оформлении основные принципы «больших» европейских стилей с декоративными приемами и мотивами, восходящими к скандинавской архаике.
В данном параграфе также приводятся сведения, позволившие уточнить маркировку фаянсовых изделий периода Пфау, вводятся в научный оборот архивные материалы, свидетельствующие об интересе иностранцев к скандинавским мануфактурам и дополняющие сведения об их мастерах (поименные списки мастеров шведских мануфактур XVIII в. из хранения Королевской библиотеки Стокгольма).
Таким образом, в XVIII столетии в Дании и Швеции определилась группа фаянсовых и фарфоровых мануфактур, изделия которых стремились к европейскому качеству и отвечали художественным требованиям эпохи. Ранние этапы их становления характеризуются зависимостью от авторитетных традиций, но по мере формирования собственной «школы» мастеров к концу XVIII в. скандинавский фарфор обретает собственную художественную образность, сочетая европейские стилевые тенденции с национальными декоративными формами и мотивами. Такое сочетание найдет свое развитие и яркое воплощение в последующее столетие.
Вторая глава - «Сервиз "Флора Даиика" в контексте истории Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры в конце XVIII века» - посвящена исследованию ансамбля сервиза «Флора Даника», уникального и яркого явления в истории декоративно-прикладного искусства. Оригинальный сервиз является и показательным памятником европейского фарфорового производства эпохи Просвещения, и ярким примером высокого уровня развития датского искусства фарфора.
В первом параграфе главы - «"Ботанические" росписи в европейском фарфоре второй половины XVIII века» - уточняется существенный для истории искусства термин, характеризующий специфику декоративных решений, связанных с мотивом флоры, и обосновывается необходимость разграничения «флористического» («флорального») и «ботанического» орнамента. Как показывает анализ ряда изделий такого рода, первый из них исключительно декоративен и имеет ограниченное смысловое и семиотическое наполнение: его элементы условны и конвенциональны. «Ботанические» же росписи являются точным воспроизведение подлинных растений. Образцом для них служили популярные в эпоху Просвещения научные атласы, а потому они отличаются строго научным подходом к изображению растений и точностью передачи их деталей. «Ботанические» росписи были не только декором, но и носили дидактико-просветительский характер. Роспись исследуемого сервиза «Флора Даника» определена в диссертации как «ботаническая».
Во втором параграфе - «История создания сервиза "Флора Даника" и особенности его декоративно-композиционного решения» -рассматриваются этапы создания сервиза, анализируются композиция и иконография его декоративного оформления. Особое внимание отведено программе росписи: изучен ее источник, определены принципы сочетания и перенесения исходных рисунков на характерную форму фарфоровых предметов. Появление этого сервиза во многом было определено пристальным интересом просветительского века к достижениям в области естественных наук. Источником росписи сервиза стал один из крупнейших ботанических атласов этого времени «Флора Даника», удостоенный высокой оценки К. Линнея. Неповторимой особенностью исследуемого ансамбля является точное воспроизведение изображений из атласа на фарфоровых предметах сервиза. Образцы из атласа, представляющего собой обзор видового разнообразия растений датских земель, дополняют строгую гармонию классицистических форм фарфорового белья «Флоры Даники»,
что определяет не только высокое эстетическое качество сервиза, но и его связь с историко-культурными и интеллектуальными устремлениями своей эпохи.
Анализ предметов сервиза позволил разделить их на две группы и выявить характерные черты каждой. Первая и наиболее многочисленная представляет собой изделия, созданные по моделям К. Люплау и расписанные рукой И. Байера, о чем свидетельствует высокое качество и точность росписи. Ко второй относятся поздние предметы, выполненные с заметно меньшим мастерством. Вынужденное отступление от эталона следует связывать со сменой художника. Сервиз «Флора Даника» представляется законченным ансамблем, обладающим исключительными художественными качествами. Его исполнение достоверно свидетельствует о высоком уровне развития искусства фарфора в Скандинавии конца XVIII в. и хорошо характеризует воплощение в нем возможностей классицизма.
В отдельную часть исследования во второй главе выделен вопрос о возможном заказчике сервиза «Флора Даника». В третьем параграфе -«"Флора Даника" и международная политика Екатерины II: к вопросу о заказчике сервиза» - решается проблема установления заказчика сервиза. Насчитывающий свыше 1500 оригинальных предметов, сервиз является одним из крупнейших фарфоровых ансамблей конца XVIII в. Для своей эпохи это был исключительный и крайне дорогостоящий объект, а потому вопрос о том, кто сделал заказ на его изготовление, до сих пор остается дискуссионным. Зарубежные исследователи (П. Мейстер, X. Ребер, Д. Анджелин, Б. Гранджан, А. Хайден) так и не высказали однозначного мнения по этому поводу.
Автор диссертации, опираясь на достижения отечественной исторической школы, выдвигает и обосновывает гипотезу о причастности Екатерины II к заказу сервиза «Флора Даника». Гипотеза выстраивается на основе тщательного анализа принципов отбора предметов и формирования фарфоровой коллекции Екатерины, дополненного сопоставлением с
историческим контекстом и международной политикой России этого периода. Приобретение дорогостоящих фарфоровых ансамблей на европейских мануфактурах в практике русского императорского дома зачастую носило политический подтекст и преследовало определенные внешнеполитические цели. Комплекс данных, свидетельствующих о пристрастии императрицы к фарфору и об особых принципах его отбора, о других ее крупных заказах, о специфике российско-датских отношений в это время, позволяют сделать вывод о том, что спорность вопроса о заказчике сервиза, заявленная зарубежными исследователями, во многом не обоснована. Можно утверждать, что заказчиком «Флоры Даники» была Екатерина II, что подтверждается рядом сведений и компаративной аналитикой, приведенной в данном параграфе.
Третья глава диссертации - «Развитие искусства фарфора Дании и Швеции в XIX столетии» - посвящена анализу деятельности Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры и мануфактур Рёрстранд и Густавсберг в период их расцвета - в XIX столетии.
В первом параграфе главы - «Основные этапы и историко-культурные особенности развития фарфорового производства в Дании и Швеции в XIX веке» - выявляется историко-культурный контекст, в котором развивается искусство мастеров этих мануфактур в XIX в., и характеризуется дальнейшая эволюция художественных форм и стилистических особенностей предметов фарфора 1810-1830 гг. Помимо известных сведений о деятельности этих производств, в параграфе приводятся данные экономической истории: сведения о размерах фарфорового экспорта Скандинавии, годовом денежном обороте мануфактур, о количестве работников, занятых на производстве фарфора, почерпнутые из архивных источников конца XVIII - начала XIX в. Эта информация впервые вводится в научный оборот и позволяет сделать достоверные и значимые выводы о действительном уровне развития мануфактур.
Второй параграф - «Эпоха историзма и художественные особенности фарфора Дании и Швеции (1830-1880 гг.)» - посвящен исследованию эволюции разного рода стилизаций в скандинавском искусстве фарфора в эпоху формирования эстетической концепции историзма. Анализ историко-культурной среды и эстетических воззрений эпохи свидетельствует о том, что к 1830-м гт. время «больших стилей» кончилось, что не только размежевало виды искусства, но и сформировало тенденцию к увлечению историческими истоками и опытом. Декоративно-прикладное искусство наиболее близко восприняло возможности историзма, т. к. эта концепция стимулировала активное развитие образной среды и художественных решений, ориентированных на новое прочтение наследия предшествующих эпох. Именно в этом контексте и формируется такой эстетический феномен, как стилизация.
Анализ материалов и источников позволил описать и систематизировать основные типы стилизаций в искусстве фарфора Дании и Швеции 1830-1880 гг. Они определены как неоклассицизм, неорококо, традиции европейского ориентализма, цитирование «старых мастеров», этнокультурные стилизации, связанные со скандинавской мифологией и этнокультурными традициями. Художественно-стилистический анализ фарфоровых изделий эпохи показал, что наиболее оригинальное и самобытное воплощение в искусстве фарфора Дании и Швеции нашли этнокультурные мотивы. Их интенсивная адаптация в художественной деятельности фарфористов была во многом обусловлена сохранением черт традиционного народного искусства в шведском и датском фаянсе и фарфоре предшествующего столетия. Эта преемственность позволила скандинавским мастерам XIX в. смело экспериментировать с формами средневековой домашней утвари, декоративными приемами прикладного искусства эпохи викингов и сюжетами ставших популярными в культуре XIX в. древних мифов. В произведениях этого времени нет черт эклектики или подражания, они созданы как заимствование из собственной культурной традиции, как
цитирование или новое прочтение «старого», основанное на современных достижениях искусства фарфора. Уникальность скандинавского фарфора как явления в общеевропейском развитии эстетики историзма, состоит в том, что в 1830-1870 гг. мастера Дании и Швеции прошли сложный путь поиска «своего», «собственного», характерных национальных черт, образов и мотивов. Эти искания предвосхитили громадный прорыв в искусстве «северного» фарфора периода 1880-1890 гг. и заложили принципиально новые возможности художественного видения, отвлеченного от традиций классического западноевропейского искусства керамики.
В третьем параграфе - «Эволюция форм и декоративных решений в изделиях фарфора Дании и Швеции в последней четверти XIX века» -прослеживается развитие художественных решений в искусстве скандинавского фарфора эпохи модерна. Скандинавский модерн, ставший одним из самых ярких явлений в европейской культуре, был связан с творчеством ключевых мастеров фарфора - А. Валландера и А. Крога. Их искания базировались на идеях Дж. Рёскина и У. Морриса, высказанных в ходе общеевропейской полемики о понятиях «авторская работа» и «уникат», осмысленных как подлинно творческие в противовес развивающемуся машинному производству эпохи промышленного бума. Ф. Скоу, А. Крог, А. Валландер и целая плеяда талантливых мастеров, работавших вместе с ними, сделали ставку на индивидуальные творческие проекты и развитие авторских концепций, что и определило высокое художественное достоинство скандинавского фарфора конца XIX в.
Анализ изделий мастеров ККФМ и Рёрстранда конца XIX в. выявил наиболее показательные и оригинальные черты художественного оформления фарфора модерна: 1. художественно-образная цельность изделий; 2. максимизация пластических возможностей исходного материала (каолиновых глин); 3. использование приемов изоморфизма в формовании; 4. живописное восприятие поверхности; 5. перспективные линейные построения росписи; 6. использование ограниченной палитры «дымчатых»,
приглушенных красок; 7. построение композиций с элементами диалогового взаимодействия фигур, динамичных и замкнутых композиций; 8. обращение к опыту японской графики, живописи импрессионистов и живописного национального пейзажа.
Творческие достижения скандинавских мастеров нашли широкое признание, о чем свидетельствуют успехи на международных выставках 1880-1900 гг. В четвертом параграфе главы - «Фарфор Дании и Швеции на Всемирных выставках последней четверти XIX столетия» - представлена история экспонирования скандинавского фарфора и свидетельства его мирового успеха, результирующие долгий путь становления и развития искусства фарфора в скандинавском регионе. Материалом для воссоздания такой истории стали выявленные документы - материалы отчетов профессиональных экспертов и критиков всемирных выставок, выдержки из переписки современников и материалы газетных статей. Многие из этих материалов впервые вводятся в научный оборот: например, сведения из отчета, написанного Ф. Скоу и А. Крогом, в котором перечислены лестные отзывы об изделиях датчан (отчет хранится в Королевской библиотеке Копенгагена). Содержание этого параграфа дополнено информативной иллюстративной частью, размещенной в приложении к диссертации. Автору удалось выявить и опубликовать фотографии отделов керамики и фарфора Дании и Швеции на всемирных выставках конца XIX в., которые также являются прямым источником информации о презентации изделий фарфора на мировой арене в конце столетия.
Одним из важных свидетельств успеха и популярности скандинавского фарфора, прошедшего сложный путь становления, развития и достигшего к концу XIX в. уникального художественного совершенства, является и история его коллекционирования, во многом инициированная выставками. Особенно репрезентативным собранием была коллекция русской императорской семьи, сохранившиеся предметы которой находятся сегодня в музейных фондах России.
В «Заключении» представлены итоговые обобщения и выводы, полученные в ходе исследования и свидетельствующие о том, что
- развитие искусства фарфора происходило в Дании и Швеции в особых культурных условиях, обусловленных поисками национальной самоидентичности. В этом контексте формировались эстетические пристрастия мастеров и художественная образность их изделий, в которых отчетливо прослеживаются приемы декора, восходящие к этнокультурной архаике. «Национальные» мотивы в фарфоре Скандинавии - одно из самых ярких и интересных явлений, определивших своеобразие его развития.
в XVIII в. началось интенсивное развитие фаянсовых и фарфоровых производств в Дании и Швеции, их деятельность, технические возможности и художественная политика определялись государственно-экономической и культурной ситуацией. Несмотря на неравномерность развития, уже в XVIII столетии проявили себя как сложившиеся и продуктивные производства ККФМ (Дания) и шведские мануфактуры Рёрстранд, Мариеберг и Густавсберг.
XVIII век для скандинавских мастеров был чрезвычайно плодотворным. Они живо восприняли возможности больших европейских стилей, которые нашли свое оригинальное преломление, соприкоснувшись с местной традицией. В поисках художественных решений датские и шведские мастера обращались к отдельным приемам оформления Делфта, Мейсена, английских и французских мануфактур, к образцам китайского искусства фарфора, но им удалось выработать свой художественный почерк, и уже во 2-й половине XVIII в. появились изделия, созданные под влиянием «народного» искусства скандинавского региона.
- высокого, конкурентного уровня развития скандинавские фарфоровые мануфактуры достигают к концу XVIII в., когда сформировались индивидуальные черты художественного оформления, поддержанные достижениями в технологиях. Наиболее ярко стилевые искания времени, связанные с эстетикой классицизма, проявились у датчан. Показателем
зрелости их мастерства стал программный сервиз «Флора Даника» (ККФМ) с его оригинальными формами и уникальной программой росписи, ставший кульминацией в истории развития скандинавского фарфора в XVIII в.
- в начале XIX в. фарфористы Дании и Швеции смогли найти собственные формы художественного развития в эстетике историзма, идеи которого были близки им и раньше. Художественные модели периода историзма связаны с феноменом стилизации: неоклассика, неорококо, этноархаика (обращение к образам древнескандинавского мифа), ретроспективно-живописная стилизация (воспроизведение образцов исторической живописи). Особенно самобытными были изделия, исполнение которых было связано с уже обозначившимся ранее интересом к архаике, к наследию «эпохи викингов».
- обращение к собственному историческому наследию, поддержанное процессом национального возрождения, стало в конце XIX в. для мастеров фарфора Дании и Швеции прологом к формированию своей позиции в эпоху модерна. В скандинавском модерне ярко раскрылись творческая самобытность и индивидуальность, которые постепенно формировались в предшествующие столетия. Работы известных мастеров этого времени получили высокое мировое признание и стали предметом коллекционирования. Они принесли мировую славу «северному» фарфору, стали яркой и неотъемлемой частью художественной традиции эпохи модерна и оказали принципиальное влияние на развитие декоративно-прикладного искусства всей Европы.
Содержание диссертационной работы изложено в следующих публикациях:
1. Ярмош, А. С. Фарфоровая коллекция Екатерины II и сервиз «Флора Даника»: к вопросу о заказчике сервиза / А. С. Ярмош // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История. — 2012. — № 4. — С. 114-123. (0,75 п.л.)
2. Ярмош, А. С. Сервиз «Флора Даиика» и феномен «ботанических» росписей в европейском фарфоре второй половины XVIII века / А. С. Ярмош // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Серия Общественные и гуманитарные науки. — 2012. — № 151. — С. 203-211.(0,7 п.л.)
3. Ярмош, А. С. Зарождение и основные этапы становления фаянсового производства Швеции в XVIII столетии / А. С. Ярмош // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. — 2012. — № 2 (148). — С. 192-198. (0,6 пл.)
4. Ярмош, А. С. Фаянсовые и фарфоровые мануфактуры Дании и Швеции в XVIII веке: 1720-1780 годы / А. С. Ярмош // Общество. Среда. Развитие. — 2013 (сентябрь). — № 3. — С. 193-197. (0,5 п.л.)
5. Ярмош, А. С. Сервиз «Флора Даника» и внешняя политика Екатерины II / А. С. Ярмош // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2011» [Электронный ресурс]. — М.: МАКС Пресс, 2011. — 1 электрон, опт. диск (CD-ROM). (0,3 п.л.)
6. Ярмош, А. С. Основные векторы развития фаянсового и фарфорового производства в Дании во второй половине XVIII века / А. С. Ярмош // Искусство и диалог культур: V Международная научно-практическая конференция. Выпуск 5 : сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. — С. 223-227. (0,35 п.л.)
7. Ярмош, А. С. Фарфор Королевской копенгагенской мануфактуры на Всемирных выставках: 1876-1900 гг. / А. С. Ярмош // Искусство и диалог культур: VI Международная межвузовская научно-практическая конференция. Выпуск 6 : сборник научных трудов. — СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. — С. 33-37. (0,35 п.л.)
Подписано в печать 01.11.13 Формат 60х84'/|6 Цифровая Печ.л. 1.1 Тираж 150 Заказ 01/11 печать
Отпечатано в типографии «Фалкон Принт» (197101, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, д. 54, офис 2)
Текст диссертации на тему "Становление и развитие искусства фарфора Дании и Швеции во второй половине XVIII - XIX вв."
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА
и^ит^э&и^ На правах рукописи
ЯРМОШ Анастасия Сергеевна
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА ФАРФОРА ДАНИИ И ШВЕЦИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII - XIX вв.
Специальность: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура
Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Научный руководитель:
доктор филологических наук, профессор
Ольга Михайловна Гончарова
Санкт-Петербург 2013
Оглавление
Введение
Глава 1. Зарождение искусства фарфора Дании и Швеции в XVIII столетии 17
1.1 Фаянсовые и фарфоровые производства в Дании и Швеции в XVIII столетии 18
1.2 Стилевые и декоративные особенности искусства фаянса и фарфора Дании и Швеции в 1730-1790 годы 40
Глава 2. Сервиз «Флора Даника» в контексте истории Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры в конце XVIII века 63
2.1 «Ботанические» росписи в европейском фарфоре второй половины XVIII века 64
2.2 История создания сервиза «Флора Даника» и особенности его декоративно-композиционного решения 70
2.3 «Флора Даника» и международная политика Екатерины II: к вопросу о заказчике сервиза 84
Глава 3. Развитие искусства фарфора Дании и Швеции в XIX столетии 99
3.1 Основные этапы и историко-культурные особенности развития фарфорового производства в Дании и Швеции в XIX веке 99
3.2 Эпоха историзма и художественные особенности фарфора Дании и Швеции (1830- 1880 гг.) 108
3.3 Эволюция форм и декоративных решений в изделиях фарфора Дании и Швеции последней четверти XIX века 123
3.4 Фарфор Дании и Швеции на Всемирных выставках последней четверти XIX столетия 142
Заключение 158
Список литературы 162
Приложение 1 174
Приложение 2 278
Введение
Искусство Дании и Швеции сегодня представляет серьезный исследовательский интерес, вызванный и интенсивными процессами межкультурной интеграции России и стран Скандинавского региона, и расширением исследовательского поля современного искусствоведения, все более увлекающегося изучением малоизвестных явлений в искусстве, в том числе - и декоративно-прикладном. Так, керамическое искусство Скандинавии более всего известно сегодня в его самом ярком, общепризнанном проявлении - фарфоре эпохи модерна, художественное своеобразие которого описано и исследовано очень подробно. Но теперь все более актуальным становится бывший ранее на периферии или даже за границами научных интересов вопрос о том, как небольшие северные страны пришли к столь феноменальному успеху, на каких путях и когда зарождалось будущее художественное совершенство. Данное диссертационное исследование посвящено решению этого вопроса и целого ряда искусствоведческих проблем, с ним связанных.
Актуальность исследования процессов становления и развития искусства фарфора в Дании и Швеции ХУШ-Х1Х веков определена назревшей необходимостью изучения его истории - истоков, генезиса и эволюции. Сегодня необходимо ввести в научный оборот искусствознания богатейшие, но почти неизвестные материалы о раннем фарфоре Скандинавии, которые не только восполнят исторические «лакуны», но и позволят значительно расширить границы восприятия, познания и понимания декоративно-прикладного искусства в целом, поскольку этапы и пути развития искусства фарфора в скандинавском регионе типологически сходны с аналогичными явлениями в других национальных культурах. Исследование таких материалов позволяет выявить особенности историко-культурного и художественного развития искусства фарфора в Дании и Швеции в период до
конца XIX века и описать его как целостное, оригинальное и самобытное явление в европейском контексте.
Степень научной разработанности темы. В отечественной науке обращения к датскому и шведскому фарфоровому производству крайне редки. Единственными русскими источниками являются небольшие и немногочисленные заметки в справочной литературе, марочниках и единичные статьи искусствоведов, обращенные к более поздним периодам истории Королевской фарфоровой мануфактуры в Копенгагене, а также -появившиеся в последние годы материалы каталогов тематических выставок.
Интерес к фарфору Дании у наших соотечественников возник еще в начале XX века, но не был продолжительным. Среди публикаций можно указать на статью П. П. Марсеру «Датский фарфор и Королевская копенгагенская фарфоровая фабрика»1, посвященную краткому обзору истории датского фарфорового производства и анализу предметов из коллекции Марии Фёдоровны и Александра III. Почти до 1990-х годов серьезных публикаций по этой теме в России не появляется, что объясняется характером развития исследований фарфора. Интерес к изучению фарфора в отечественной науке складывается достаточно поздно - на рубеже XIX и XX столетий (А. Н. Бенуа, С. Н. Тройницкий, Н. Ротштейн, А. Н. Кубе, Б. Н. Эмме, Э. К. Кверфельдт), а в последующие годы искусствоведы уделяли внимание прежде всего изучению собственных музейных хранений и коллекций. Отсутствие в музейных собраниях России образцов скандинавского фарфора XVIII века предопределило его забвение и исключение из научного оборота. Тем не менее, на протяжении 1960-1990 годов в отечественной науке складывается традиция исследования европейского фарфора. Среди исследователей, обратившихся к его изучению, были Р. С. Соловейчик2, К. С. Бутлер3, Н. Ю. Казакевич4, Т. Ю. Бирюкова5,
1 Марсеру П. П. Датский фарфор и Королевская копенгагенская фарфоровая фабрика // Искусство и художественная промышленность. 1899. №8-9. С. 755-768.
2 Соловейчик Р. С. Западноевропейский фарфор XVIII-XIX вв. М.: Искусство, 1956; Соловейчик Р. С. Фарфор заводов Тюрингии XVIII - начала XIX века. Л.: Аврора, 1975.
3 Бутлер К. С. Мейсенская фарфоровая пластика XVIII века в собрании Эрмитажа. Л.: Аврора, 1977.
6 7
Т. Д. Карякина , Л. В. Ляхова . Благодаря трудам этих ученых, сегодня в отечественной истории искусства достаточно полно исследованы ключевые европейские производства немецких земель, Вены, Франции и Англии. Монографические работы и музейные каталоги, созданные этими учеными, составили историографическую основу для последующих разысканий в области искусства фарфора, что позволило развивать более специфические, дифференцированные темы. Эта тенденция хорошо прослеживается в диссертационных исследования последних лет. Среди них необходимо
указать на работы Е. С. Кащенко8, А. В. Трощинской9, Т. Д. Карякиной10, Н.
11 12 В. Сиповской , В. А. Малолеткова . В последние годы стали появляться
отдельные научные статьи, посвященные истории фарфорового производства
Дании. Среди них обращают на себя внимание работы Т. Носович (1992,
2009) и Л. В. Ляховой (2009).
Одним из первых отечественных каталогов фарфора Дании и Швеции
стало издание «Фарфор и стекло Дании и Швеции. 1880-1930» (1991),
созданное под редакцией Т. Закке и Т. Носович. В нем были представлены
предметы эпохи модерна из коллекций Латвийского музея зарубежного
искусства и ГЗМ «Петергоф». Иллюстративную часть предварял небольшой
историко-культурный очерк, в большей степени посвященный развитию
мануфактур Дании и Швеции на рубеже ХУШ-Х1Х столетий. Последующие
4 Казакевич Н. Ю. Севрский фарфор XVIII века в Эрмитаже. Каталог. СПб.: Нестор, 2003; Казакевич Н. Ю. западноевропейский фарфор в Эрмитаже. История собрания. СПб.: Нестор-История, 2005; Казакевич Н. Ю. Венский фарфор XVIII века в Эрмитаже. Каталог. СПб.: Нестор-История, 2007.
5 Бирюкова Т. Ю. Французская фарфоровая пластика XVIII века. Л.: Гос. Эрмитаж, 1962; Бирюкова Т. Ю. Севрский фарфор XVIII века. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2005.
6 Карякина Т. Д. Мастера западноевропейского фарфора XVIII века. М.: Спутник+, 2006.
7 Ляхова Л. В. Мир Запада и миф Востока. Запад и Восток в тематике раннего мейсенского фарфора. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2007.
8 Кащенко Е. С. Зарубежные собрания русского фарфора второй половины XVIII - XIX вв. И их создатели: Германия, Северная Европа, США: дис. ... канд. иск.: 17.00.09 / Кащенко Елена Сергеевна. - СПб., 2004. -218 с.
9 Трощинская А. В. Взаимодействие и синтез художественных моделей Запада и Востока в искусстве фарфора в России конца XVII - начала XIX веков: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Трощинская Александра Викторовна. - М., 2009. - 336 с.
10 Карякина Т. Д. Западноевропейский фарфор в контексте культуры XVIII века и проблемы стилистической эволюции: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Карякина Татьяна Дмитриевна. - М., 2009. - 546 с.
11 Сиповская Н. В. Фарфор в русской художественной культуре XVIII века: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Сиповская Наталия Владимировна. - М., 2010. - 374 с.
12 Малолетков В. А. Тенденции развития мировой декоративной керамики последней трети XX - начала XXI вв.: дис. ... д-ра иск.: 17.00.04 / Малолетков Валерий Александрович. - М., 2010. - 344 с.
два издания о датском фарфоре также были связаны с научной деятельностью специалистов Петергофа. В 1995 году в указанном музейном комплексе проходила выставка «"Флора Даника": сервиз датских королей», к которой было приурочено издание каталога. Он был посвящен подробному описанию истории сервиза «Флора Даника» и отчасти развитию Королевской мануфактуры в Копенгагене на рубеже XVIII и XIX столетий.
В этой связи важно отметить и каталог выставки «Датский фарфор 1880-е - 1917», изданный коллективом авторов ГМЗ «Петергоф». Авторы этого издания многогранно осветили заявленную тематику, посвятив отдельные статьи истории датского фарфорового производства, биографии императрицы Марии Федоровны, вопросам формирования коллекции фарфора Дании в России. Сегодня это единственное издание, представляющее собой наиболее интересное и достаточно полное историческое исследование датского фарфора эпохи модерна. Отдельные упоминания о фарфоровом производстве Дании и Швеции встречаются и в изданиях справочного характера - марочниках. Фактический материал содержит классический марочник В. Борока и Т. Дулькиной (1998). Помимо традиционного воспроизведения маркировок фарфоровых производств Дании и Швеции XVIII-XX столетий, там представлены многочисленные варианты личных подписей художников и модельеров завода. Вплоть до середины 2000-х годов этот марочник оставался единственным в отечественной науке изданием, где были более подробно освещены скандинавские производства. В 2007 году была опубликована работа московских исследователей А. А. Воробьева и А. Г. Рыбака «Марки фарфора и фаянса Дании и Швеции». Авторы во многом дополнили и уточнили специфику маркировок мануфактур, однако в части истории производства ограничились скромными комментариями, предваряющими списки маркировок.
Зарубежные исследования, обращенные к изучению художественной деятельности скандинавских керамических мануфактур, более
многочисленны, но обладают, тем не менее, определенной спецификой. Обзорные работы, как правило, упоминают о датчанах наравне со шведами, в то время как монографические труды посвящены либо о датскому, либо шведскому фарфору. В зарубежной науке, таким образом, не представлено ни одного исследования, решающего задачу комплексного изучения истории деятельности фаянсовых и фарфоровых мануфактур Дании и Швеции как единого художественного явления в скандинавском регионе. Одной из
первых монографий о Королевской фарфоровой мануфактуре в Копенгагене
1 ^
является работа английского исследователя Артура Хайдена , представляющая собой набор самостоятельных исторических очерков, посвященных отдельным периодам в истории мануфактуры до второго десятилетия XX века. Работы, изданные в последующие десятилетия, посвящены отдельным аспектам деятельности копенгагенского завода. Среди них следует выделить публикации Е. Стюарт14, М. Данфорт15 и Б. Гранджан16. Большое количество изданий о датском фарфоре приурочено к 1975 году. Этот всплеск интереса был вызван тем, что Королевская мануфактура праздновала в это время свой 200-летний юбилей.
Исследования, посвященные вопросам зарождения и развития фаянсовых и фарфоровых производств в Швеции немногочисленны, и в основном представлены в шведской и американской научной литературе. Крупнейшим исследователем фарфора фабрики Рёрстранд является Б. Нистрём. В его работах последовательно и подробно разрабатываются вопросы как исторического развития мануфактуры, так и художественных
17
особенностей её изделий . Истории шведского фаянса и фарфора посвящены отдельные публикации 1937-2005 годов Е. Хекшер, Э. Вэттенгрена,
13 Hayden A. Chats ofRoyal Copenhagen porcelain. London: 1918, 1921. (1918, 1921)
14 Stuart E. M. The Story ofRoyal Copenhagen // Fine Art's Journal. 1915. Vol. 33, № 3. pp. 384-399.
15 Danforth M. The royal Copenhagen Porcelain // Art & Life. 1919. Vol. 11, № 1. pp. 31-35.
16 Grandjean B. L. Flora Danica stellet. Kobenhavn : A.G. Hassing, 1950 ; Grandjean B. The Royal Copenhagen Porcelain Manufactory. Copenhagen : [Amagertov 6], 1975.
17 Nyström В. Rörstrandt porcelain: Art Nouveau masterpieces: the Robert Scheiber Collection. New-York: Abbeville Press Publishers, 2005; Nyström В., Brunius J. Rörstrand 280 âr med fajans, flintgods, porslin and stehgods. ICA bokforlag, 2007; Nyström В. Rörstrandt and porslinfabrik. Filadelfiakyrkan: en historiks aterblick. Stockholm : Filadelfiaforsamlingen, 2010.
1 о
А. Бэкштрёма, К. Энкерберга, X. Далбек-Люттеман . Отдельные упоминания фактов из истории фарфора Дании и Швеции можно найти в больших обзорных трудах европейских и американских исследователей -А. Траймбла (1962), Р. Хэггэра (1968), Л. Богера (1971), Э. Элдриджа (1970), П. Майстера и X. Ребера (1983). Зарубежные специалисты, занимающиеся проблематикой искусства фарфора в целом, особое внимание обращают на период развития Королевской мануфактуры Копенгагена и шведского Рёрстранда рубежа XIX и XX веков. Это обусловлено тем, что западное искусствознание придает большое значение эпохе скандинавского модерна в фарфоре.
Помимо упомянутых трудов, необходимо указать и исследования,
косвенно относящие к разрабатываемой теме, в частности - на ряд
материалов об истории развития фарфоровых производств в Европе на
рубеже XIX-XX веков. В этом плане представляют интерес отдельные
положения монографии Р. Розенталя и X. Ратцки о прикладном искусстве
Нового времени19. Важно упомянуть и статью английского исследователя И. 20
X. Рид , посвященную экономическим аспектам истории европейского производства твердого фарфора в XVIII столетии. Вопрос определения степени независимости и относительной успешности датчан и шведов в рассматриваемый период затрагивает в своей обзорной работе Д. Саваж21, который выделяет Датскую мануфактуру как первую среди других скандинавских производств.
Обзор основных исследований и публикаций, посвященных искусству фарфора Дании и Швеции, позволяет сформулировать положение о том, что
18 См.: Heckscher E.F. De svenska manufakturerna ander 1700-talet // Ekonomisk Tidskrift. 1937. № 6. P. 153-221; Wettergren E. Swedish Pottery: Rörstrand and marieberg. Part I // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1943, December. Vol. 83. № 489. P. 308-311; Wettergren E. Swedish Pottery: Rörstrand and marieberg. Part II // The Burlington Magazine for Connoisseurs. 1944. Vol. 84, № 490. P. 16-21; Baeckström A. Rörstrand och dess tillvekningar, 1726-1926. Stockholm : Nordiska Museet, 1981; Ankarberg C., Nyström В. Rörstrand I Stockholm. Tegelbruk, fajansmanufactur och keramisk storindustri 1270-1926. Stockholm : Stockholmia Förlag, 2007; Dahlbäck-Lutteman H. Sweden ceramics // Oxfordart. [Электронный ресурс]. URL: http://www.oxfordartonline.com:80/subscriber/article/grove/art/T082574pg7.
19 Розенталь Р., Ратцка X. История прикладного искусства Нового времени. М. : Искусство, 1971.
20 Reed I. Н. The European Hard-Paste Porcelain Manufacture of the Eighteenth Century // The Journal of modern history. 1936. Vol. 8, № 3. P. 273-296.
21 Savage G. Porcelain through the ages. New-York: Penguin book, 1962.
изучение этой проблемы носит несистематический характер, что в выражено, в том числе, и в отсутствии традиции комплексного исследования развития искусства фарфора в Скандинавии ХУШ-Х1Х веков.
Объектом исследования в диссертационной работе является фарфор Дании и Швеции ХУШ-Х1Х веков как самобытный феномен в истории европейского декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования - эволюция художественных и стилистических особенностей искусства фарфора Дании и Швеции XVIII - XIX веков в процессе становления и развития производств Королевской Копенгагенской фарфоровой мануфактуры (Дания); мануфактур Рёрстранд, Мариеберг и Густавсберг (Швеция).
Целью диссертационной работы является выявление стилевой принадлежности, оригинальных художественных черт, характера формообразования и принципов декорирования скандинавской фарфоровой керамики второй половины XVIII - XIX веков в их историческом развитии, а также - определение ее роли и места в системе декоративно-прикладного искусства Европы.
Исходя из цели исследования, были выдвинуты следующие задачи:
1. Выявить архивные источники и документы, фактологические, историографические и научно-исследовательские материалы, позволяющие изучить и получить обобщающие данные о процессах становления и развития искусства фарфора в Дании и Швеции XVIII -XIX века;
2. Определить специфику и исторические особенности процессов формирования фаянсового и фарфорового производства в Дании и Швеции на протяжении второй половины XVIII - XIX вв.
3. Исследовать своеобразие стилевых, композиционных и художественно-образных особенностей произведений фарфора Дании и Швеции в их историческом развитии;
4. Проследить направление художественной эволюции декоративных решений фар