автореферат диссертации по социологии, специальность ВАК РФ 22.00.01
диссертация на тему: Становление и развитие социологии в Китае
Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление и развитие социологии в Китае"
На правах рукописи
ЦЫБИКОВА БАЯРМА ЦЫБИКЖАПОВНА
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ В КИТАЕ
Специальность 22.00.01 - Теория, методология и история социологии
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук
Москва-2005
Работа выполнена в отделе теории и истории социологии Института социально-политических исследований Российской академии наук
Научный руководитель: доктор философских наук, профессор,
Култыгин Владимир Павлович
Официальные оппоненты: член-корреспондент Российской академии
наук, доктор философских наук, профессор, Яновский Рудольф Григорьевич кандидат социологических наук, Нефедьев Алексей Владимирович
Ведущая организация: Социологический факультет Московского
государственного университета им. М.В. Ломоносова
Защита состоится 18 апреля 2005 г. в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.088.03 при Институте социально-политических исследований Российской академии наук по адресу: Москва, Ленинский пр-т, д. 32 А.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ИСПИ РАН.
Автореферат разослан 17 марта 2005 г.
Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат философских наук
Т.В. Ковалева
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре.
В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в XIX-XX вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.
Как российские, так и европейские учебники по социологии не включают в себя материала по этим странам, в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и богатого опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории общества и человека.
Знаменательной чертой настоящего времени является возрастание интереса к истории становления и развития социологической науки на Востоке, в том числе и в Китае. Стала очевидной ошибочность рассматривать зарубежную социологию; историю и современные достижения в контексте развития только западной социокультурной традиции.
Изучение истории развития китайской социологии имеет важное теоретическое и политическое значение. Это означает, что в условиях всеобщей глобализации возникает реальная необходимость при разработке новой парадигмы мироустройства учитывать мнения всех наций и народов мира.
Сегодня российская социологическая наука располагает значительным числом работ по истории социологии. Это переизданные труды и переводы произведений классиков социологической мысли, исследования, посвященные интерпретации и анализу современных социологических концепций и традиционных теоретических направлений.
В то же время, следует отметить, что работ, затрагивающих страноведческий аспект, особенности становления и развития социологии в той
или иной стране, общее и особенное в институционализации социологической дисциплины еще явно недостаточно.
В данной связи известную актуальность приобретает исследование процесса становления и развития социологии в Китае.
Степень разработанности проблемы. Российские ученые имеют определенные достижения в разработке формирования социологических взглядов у китайских просветителей начала XX в. Следует выделить работы Н.М. Калюжной, А.Г. Крымова, Л.Н. Борох, А.А. Крушинского, С.Л. Тихвинского, Л.П. Делюсин, Е.Ю. Стабуровой1.
Распространению марксистской социологии и идейной борьбе в начале XX в. посвятили свои статьи С.Р. Белоусов, В.Г. Буров2.
О проблемах развития социологии Китая в российских периодических изданиях писали и китайские ученые: Ха Юйцань, Цзя Чун-чжен, Чэн Цзуяо, Ли Цзинвэнь3. Переведена работа Фэй Сяотуна.
В зарубежной литературе представлены работы как западных, так и китайских социологов, посвятивших их становлению социологической науки в Китае, ее дальнейшему развитию, современному состоянию. Это работы Hsu, Leonard S., Lutz, J.G., Freedman, Maurice., Hsu Francis L.K.,
1 Калюжная H.M. Проблемы социологии в трудах китайских просветителей (начало XX века) М., 2002; Крымов А.Г. Общественная мысль Китая и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг. М., 1972; Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм. М, 1984; Крушинский A.A. Понятие «свобода» у Янь Фу // Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX-начало XX в.) М., 1988; Тихвинский СЛ. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М., 1980; Делюсин Л.П. Китай. Поиски путей социального развития. (Из истории общественно-политической мысли XX в.) М., 1979; Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900-1021. М., 1983.
2 Белоусов С.Р. Судьба китайского марксиста. М., 1988; Буров В.Г. Современная китайская философия. М., 1980.
3 Ха Юйцань. Новый этап становления научной дисциплины. // Социологические исследования. 1988. № 3; Цзя Чун-чжен. Радуемся успехам, видим трудности. // Социологические исследования. 1990. № 10; Чэн Цзуяо. Относительно изучения основного вопроса социологии. // Информационные материалы. Серия Г: «Идейно-теоретические тенденции в современном Китае: национальные традиции и поиски путей модернизации». РАН ИДВ. М. 2000; Ли Цзинвэнь. Теория Дэн Сяопина и расцвет общественных наук в Китае. // Общество и экономика. № 3/4.1999.
Roman Gilbert, Tsin M., Фэй Сяотуна, Сун Липина, Сунь Бэнь Вэнь, Вун Сюлунь, У Вэньцао, Ван Ю-чжуан1.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования - анализ процесса становления и развития социологической науки в Китае с начала XX в., выявление и интерпретация генезиса и специфических черт развития данной науки. Целевая установка исследования предполагает решение следующих задач:
выделить и охарактеризовать периодизацию развития науки;
- выявить особенности эмпирического исследования социальных проблем;
- проанализировать взгляды ученых на сущность предмета социологии;
- обобщить основные тенденции институционализации социологической дисциплины.
Объектом исследования является социологическая мысль и социология в Китае.
Предметом исследования выступают основные тенденции и специфические особенности формирования и развития китайской социологии.
Теоретико-методологической базой исследования настоящей работы послужили труды российских и западных китаеведов, историков, философов, социологов, а также китайских ученых, исследования которых посвящены истории общественной мысли, развитию общественных наук, эмпирических исследований, жизни и научной деятельности ученых в Китае. В работе использованы материалы 36 мирового конгресса Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года.
1 Hsu, Leonard S. The teaching of Sociology in China // The Chinese Social and Political Science Review. 1927. Vol. 11. № 3; Lutz, J.G. China and the Christian Colleges, 1850-1950. Ithaca, 1971; Tsin M. Nation, governance and modernity in China: Canton, 1900-1927. Stanford univ. press. 1999; Wong Siu-lun. Sociology and socialism in contemporary China. L.
1979 ; Й^Яо // 2000 Щ №1
(Фэй Сяотун. Обзор процесса восстановления и развитие социологии и антропологии в Китае//Общественные науки Китая. 2000. №1); ?№¥« ft^ÂMlft+^ttè^ ÔSÂJSo II 2000 (Сунь Липин. Социология и ее развитие в рам-
ках академического сообщества // Общественные науки Китая. 2000. №1)
Методологическую основу работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как социально-исторический детерминизм, диалектический и синергетический подход; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений.
Научная новизна исследования определяется следующими основными моментами. В настоящей работе:
- показана специфика социально-политических перемен в общественной жизни Китая и особенности развития науки в данной стране. Развитие социологии зависело от изменений в обществе и общественной мысли, политической направленности правительства.
- определен вклад китайских и зарубежных ученых в развитие социологической науки, представлены малоизвестные российским исследователям «социологические» имена - Ли Цзин-хань, Тао Люй-гун, Су Дэ-хэн, Сунь Бэнь-вэнь, Ган Бао-чжун, У Вэнь-цзао, Пань Гуан-дань;
- обозначены основные этапы становления социологической науки в Китае, а также показана специфика эмпирической традиции. Предложена следующая периодизация развития социологии в данной стране: начальный период (н. XX в.- 1949 г.); переходный период (с 1949 г.- 1979 г.); современный период (1979 г.- настоящее время).
Все это в совокупности позволило создать новое целостное знание о становлении и развитии социологии в Китае, которым еще не располагала отечественная социологическая наука.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1. Социология в Китае, возникнув в результате заимствований зарубежных социологических теорий в начале XX в., развивалась в рамках буржуазной и марксистской теорий. Наибольшее влияние в начальный период оказала позитивистская социология.
2. Американская миссионерская деятельность (1910-1930гг.) оказала большое влияние на становление научной дисциплины, социальной инженерии, способствовала развитию институционализации китайской отечественной социологии.
3. Политика КПК подвергла серьезным испытаниям общественные науки и сыграла основную роль в распространении социологического знания. С 1949 г. быстрыми темпами в Китае получает развитие марксистская социальная теория, в 1953 г. социология как наука была «упразднена». С 1979 г. начался этап восстановления социологической науки.
4. В настоящее время социология в Китае вступила в этап «теоретического строительства». Национальная школа направлена на создание отечественной социологии на основе марксистско-ленинской методологии с учетом специфики Китая.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области истории зарубежной социологии.
Научная значимость диссертации заключается в возможности использования основных ее результатов и выводов для дальнейших исследований по истории китайской социологии.
Собранный фактологический материал может быть использован в практике учебно-педагогической работы, при разработке учебных пособий и курсов лекций по истории зарубежной социологии.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела Теории и истории социологии ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях и выступлениях автора на 36 мировом конгрессе Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года, в материалах международного социологического симпозиума по истории и теории социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года, материалах симпозиума «К 15 Мировому социологическому конгрессу в Брисбоне, июль, 2002 года, материалах Европейской конференции по социальной теории, Москва, 2002 года.
Логика и структура работы определяются общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обоснована актуальность темы исследования, освещена степень разработанности проблемы, обозначены объект, предмет, цель и задачи исследования, сформулированы положения, выносимые на защиту, характеризуются методологическая и теоретическая основы работы, определяется ее научная новизна и практическая значимость.
Первая глава «Зарождение ранней социологии в Китае», включающая пять параграфов посвящена периоду возникновения социологии (начало XX в.-1949 г.). Отмечается, что наряду с общераспространенными средствами и методами формирования общественного мнения были разработаны специфические, имевшие место только в Китае методы. Так, самые ранние формы статистического исследования, существовали еще в XII в. до н. э. При дворе чжоуских правителей, специальные чиновники собирали народные песни, по которым определялось настроение народа и состояние общественного мнения.
В первом параграфе «Предпосылки возникновения социологической науки» указано, что на рубеже XIX-XX вв., потерпев поражение в Опиумной войне (1840-1842 гг.), а после в китайско-японской войне (18941895гг.), китайское феодальное общество оказалось в обстановке внутренних и внешних противоречий. Представители китайской общественной мысли в поисках выведения страны из кризисного положения, обратились к новой отрасли научных знаний для того времени - науке об обществе. Считалось, что общественные знания станут теоретической основой реформы в полуфеодальной стране. Так, возрастал интерес к европейским учениям, а социология, наряду с политологией, экономикой и другими знаниями была ввезена в Китай.
Во втором параграфе «Заимствование зарубежных социологических концепций» охарактеризованы социально-философские идеи об обществе, о его взаимодействии между различными социальными слоями и группами первых популяризаторов социологии, которые явились важным истоком в китайской социологии.
На формирование социологических взглядов Чжан Бинлиня (18691936 гг.), (ученый, философ, историк-революцинер) способствовали труды зарубежных социологов (Фихте, Шеллинга, Гегеля, Гердера, Конта, Гид-дингса, Спенсера, Касимото Номута) и традиционно китайских философов. Чжан Бинлинь приписывал древнекитайским ученым теории, сходные с западными социологическими построениями. Китайский мыслитель, ориентируясь на западные и традиционные теории, открыл для себя важную особенность науки об обществе - вскрывать истоки формирования и развития человеческого сообщества и прогнозировать его будущее. Наиболее обширную информацию о западной социологии он получил в Японии, а «Социология» Касимото Номута (1900 г.), в которой автор объединил идеи
Спенсера и Гидингса, оказала на него огромное влияние. Ему импонировал подход японского социолога, который в отличие от Спенсера, механистически объяснявшего функционирование общества по примеру биологических явлений, сосредоточил внимание на соотнесении природы общества с характером индивида. В представлении Чжан Бинлиня рассуждения японского социолога в какой-то мере соотносились с его собственной идеей о необходимости сплочения людей, которое он поставил в зависимость от психологического фактора. По его мнению, люди склонны к объединению в сообщества, совместным действиям, в результате чего происходят разнообразные эволюционные процессы, появляется деление на профессии и ранги. Так, в 1902 г. появился первый перевод с японского языка произведения английского философа Г. Спенсера «Основания социологии». В данной работе он впервые использует японский термин «шэхуйсюе»
для обозначения понятия «социология».
Чжан рассматривал социологию как универсальный предмет, являющийся ключом к пониманию закономерностей жизнедеятельности общества. Китайский мыслитель сформулировал собственное определение социологии, в компетенцию которой включил различные факторы материального и психологического своеобразия жизни человеческого сообщества, а также окружающего его мира, в частности географической среды.
Наиболее значительный вклад в процесс ознакомления китайской интеллигенции с учениями Запада внес выдающийся ученый, идеолог-демократ национальной буржуазии Китая, Янь Фу (1853-1921 гг.). Он ввел
термин «июнь сюе» и использовал его в названии своего полного
перевода работы Герберта Спенсера «Исследование социологии», опубликованной в 1903 г. Термин «цюнь сюе» (Ш^) многими учеными использовался на протяжении некоторого времени, однако термин «шэхуйсюе» получил большее распространение и стал стандартным переводом.
Главным предметом внимания Янь Фу была позитивистская социология, оказавшая большое влияние на китайских мыслителей последующей эпохи. В сочинениях и его переводах с многочисленными комментариями, содержавшие китайский вариант спенсеровской интерпретации дарвинизма, он пытался донести до китайского читателя эволюционистскую концепцию развития мира.
Янь Фу познакомил китайского читателя с важнейшим положением социологии Спенсера - уподоблением (на базе эволюционной биологии)
человеческого общества единому функционирующему организму. Основываясь на идеях Спенсера, он предложил три критерия («источники могущества»), определяющие жизнеспособность общества (физические данные, умственные способности, моральные качества). И выдвинул три идейно- программных требования: «развитие сил народа», «просвещение ума народа», «обновление морали народа».
В предлагавших им реформах прослеживается идея равенства. Он считал, что установить равенство между знатными и незнатными, бедными и богатыми можно лишь тогда, когда все люди станут добродетельными, образованными.
Особую роль в распространении идей эволюционизма в Китае сыграл выполненный в 1898 г. комментированный перевод «Эволюции и этики» Т.
Гексли - «Тянь янь лунь» (^С/Йоёл. теория природного развития). Т.Гексли противопоставлял естественному процессу Г.Спенсера социальный. Он считал, что сила или слабость даны нам не от природы и неизменны, а наоборот, высоко ценил усилия человека, которые слабого могут сделать сильным, природу - подчинить людям. Янь Фу, последовательный приверженец Г. Спенсера, использовал перевод «Эволюции и этики» для изложения его взглядов, а положение Т. Гексли об активной роли человека в развитии цивилизации преподнёс как дополнение к теории синтетического прогресса. Позиция Т. Гексли, направленная против социал-дарвинизма, давала надежду на спасение: усилиями человека можно противостоять «естественному процессу». Опираясь на эту прогрессивную черту учения Гексли, Янь Фу звал патриотическую интеллигенцию и молодёжь Китая к борьбе за реформы.
Тезис о вмешательстве человека в социальные процессы («человек может помочь природе») в китайском варианте приобрел новый оттенок: «человек сражается и побеждает Небо-природу». Янь Фу возводит «борьбу за существование», «естественный отбор», «выживание наиболее приспособленных» в ранг вселенского закона. Данные ключевые понятия распространяются как на живую, так и на неживую природу, на культуру и на человека.
Перевод «Эволюции и этики», содержащий сведения о двух различных концепциях социального прогресса, стал важнейшим идейным источником, на основании которого в Китае разрабатывались собственные теории. Высоко оцениваемый реформаторами, он стал наиболее полноценным
изложением теории естественного отбора. Данная книга оказалась наиболее влиятельной на рубеже веков.
В первые годы XX столетия Янь Фу перевел и издал ряд западных сочинений по общественным наукам. Он собрал все ценное из современного западного опыта для читателей Китая. Его перевод книги Т. Гексли «Эволюция и этика» появился в 1898 г., после чего вышли в свет переводы книг А. Смита «Исследование природы и причин богатства наций», в 1903 г.- перевод труда Г. Спенсера «Социологические исследования», являющегося частью книги «Системы синтетической философии», в том же году - перевод книги Дж. Стюарта Милля «О свободе», в 1904 г. - перевод книги английского буржуазного социолога Дженкса «Политическая история», в том же году появились три первые тома (из семи) «Духа законов» Монтескье. Он также привлек внимание к важности научных методов своим переводом первой половины сочинения Дж. Стюарта Милля «Система логики» в 1905 г. и B.C. Джевонса «Логика лидера» в 1909 г.
Комментируя книгу Спенсера «Социология исследования», Янь Фу подверг критике революционеров. Он призывал изучать сложные общественные явления с помощью научного эволюционного метода, считая, что для ликвидации «социальных пороков» необходимы длительный процесс постепенных реформ и кропотливая работа по просвещению народа.
Убежденный в том, что формальная логика является самым точным методом объяснения общественных явлений и самым верным компасом прогресса, Янь Фу перевел книгу Д. Милля «Система логики». В комментариях к переводу другой книги Д. Милля - «О свободе» - он проповедовал идею ограниченности и условности свободы, равенства и права народа.
Следует отметить просветительский характер и роль ученого-переводчика как первооткрывателя научного творчества Г. Спенсера для китайской образованной элиты. Янь Фу не только информировал китайских интеллектуалов об идеях западных социологов, но и сформулировал собственный взгляд на науку об обществе. Следуя за Спенсером, он рассматривал социологию как синтетическую науку, объединяющую в себе достижения основных естественнонаучных дисциплин. Ключевую роль социологии он видел в процессе изучения характера функционирования государства, выявления позитивного влияния на укрепление его положения и на формирование обстановки спокойствия в стране.
Социально-философской основой идей Кан Ю-вэя послужили также западные эволюционные и социал-дарвинистские теории Т. Гексли, Б. Кидда. В сферу интересов социологии он включил конкурентную борьбу в
мировом сообществе. В книге «Великое единение» - «Датун шу» (Лй^ ) он рассуждает о специфике конкурентной борьбы в мире, преследовавший, по его мнению, определенную цель «обогащения или обеднения» человеческого общества; подобные социальные процессы он относил к компетенции социологии: они способствовали «пропаганде учений об обществе».
Ученик Кан Ю-вэя - Лян Ци-чао (1873-1929 гг.), лидер реформаторов, знакомил китайского читателя с основным содержанием философских, общественных и политических учений Бэкона, Декарта, Дарвина, Руссо, Монтескье, Канта. Ссылаясь на их учения, он ратовал за создание нового государства, за формирование «нового народа» с развитым национальным самосознанием. Он имел собственное видение об истоках и эволюции общества. В труде «Учение об обновлении народа» он выделял социально-этическую категорию «коллективное дэ» - «гун дэ» на которую не-
обходимо опираться, «чтобы человеческая масса стала обществом, государство - государством», и при ней «подлинное существование общества становится фактом». Также он пропагандировал свободу личности и отстаивал идею долга индивида перед обществом.
Таким образом, китайские идеологи сформулировали свое понимание социологии как синтетической дисциплины, основание которой составляют отдельные философские, политологические и экономические концепции. Базируясь на успехах западного и японского обществоведения, они пытались скоррелировать их идеи с традиционными воззрениями китайских мудрецов. Также они приложили немалые усилия для разработки понятийного аппарата, в результате чего состоялось введение в научный оборот таких дефиниций, как «общество» - «цюнь» «шэхуй»
«страта», «социальная группа», «класс» - «цзецзы» «социология» -
«цюньсюе» «шэхуйсюе» и др. Данные социально-
философские концепции китайских просветителей послужили основой для становления социологии в Китае.
В третьем параграфе «Распространение марксистской социологии» отмечается, что в начале XX века наряду с буржуазными теориями, в Китай проникали также и марксистские идеи. Первые марксисты изо всех сил распространяли марксизм, изучали актуальные политические, социальные и экономические проблемы с позиции материалистического понимания истории.
Ли Да-чжао (1888-1927 гг.)- пионер марксизма, революционер. Он учился в Японии на факультете политической экономии токийского университета Васеда - известного центра либеральных идей в японской науке. Большое влияние на формирование его взглядов оказал японский социалист Хадзима Каваками - первый переводчик «Капитала» К. Маркса на японский язык. Ли Да-чжао читал специальные курсы исторического материализма, истории социалистических учений и социальных движений, социального законодательства и истории в Пекинском университете. На курсах он вел работу по пропаганде революционно-коммунистических взглядов, тем самым, разрушая сложившиеся представления о путях и методах борьбы за обновление Китая. Он посвящал свои работы проблемам марксизма, рабочего движения, первым переводам на китайский язык произведениям Маркса и Энгельса. Интернационализм стал основой всей последующей деятельности революционера. В своих работах он освещал все проблемы китайской истории, политической и идеологической борьбы в Китае с материалистических позиций. Его основные труды: «Материальные изменения и перемены в морали» (1919 г.); «Экономическое объяснение идеологических поворотов в современном Китае» (1920 г.); «Значение материалистического взгляда на историю для современной исторической науки» (1920 г.); «Материалистическое отражение жизни первобытного общества в письменности и литературе» (1920 г.) и др.
Ли Да (1890-1960 гг.) - наиболее типичный представитель в группе марксистов, сыграл важную роль в пропаганде и распространении марксистской социологии в Китае. Ли Да был деканом социологического факультета Университета Чинань в Шанхае, а также преподавал на юридическом, экономическом и политическом факультетах. В своей теоретической деятельности он отстаивал принципы марксистского учения об обществе, а работы «Современная социология» (1926 г.), «Основы социологии» (1937г.) и другие содержали правду об идеалах социализма и критику буржуазных социологических учений. В данных работах излагаются многие положения из таких марксистских произведений, как «Святое семейство», «Диалектика природы», «Капитал», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». «Современная социология», создаваемая в ранний период распространения идей научного социализма в Китае, содержит изложение следующих положений: характер социологии, генезис общества, социальная структура, социальное развитие, социальные изменения, соци-
альное сознание, семья и нация, классы и государство, механизм социальной эволюции, империализм, мировая революция, перспективы общества.
В учении Маркса, подчеркивал он, социализм приобретает подлинно научный характер, ибо в основе его теоретических воззрений лежит исследование материального фундамента общественных явлений - общественного производства. Заслуга Маркса состоит в том, что он применил принципы материалистической философии к изучению общественных явлений, прежде всего экономических фактов. В «Современной социологии» он писал, что сущность материалистического понимания истории заключается в признании определяющими факторами общественного развития материальных условий, среди которых главным является экономика; другие факторы, как, например, географическая среда, играют неизмеримо меньшую роль. Под влиянием изменений в способе производства и обмена происходят перемены в форме общественного устройства, политической системе, идеологических воззрениях. Согласно марксизму, заключал Ли Да, причина развития общества заключается не в философии, а в экономике.
Четвертый параграф характеризует «Становление академической социологии» в Китае. Отмечается, что с 1906 г. социология изучается в государственных учреждениях высшего образования. Социология получила широкое распространение только после революции 1911 г., вследствие которой был свергнут феодальный строй, и установлен республиканский режим. В новых общественных условиях сложилось систематическое образование по социологии, и появились профессиональные исследователи.
Утверждению социологии как науки, развитию эмпирических исследований, способствовала американская миссионерская деятельность (19101930 тт.). Благодаря американским профессорам (Дж. А. Дилей, Д.Х. Калп II, X. С. Баклин) социологию стали преподавать в ряде христианских колледжей. Джон Стюарт Берджесс (1883-1949 гг.) выделялся на фоне других социологов-миссионеров. Он преподавал социологию и христианскую этику в университете Яньцзин, затем основал факультет социологии при поддержке Пристонского университета и помог превратить его в ведущий социологический центр страны к концу 1920-х гг. Он является первооткрывателем метода опроса социологических исследований, ставшим впоследствии одним из самых привлекательных методик, используемых западными социологами в Китае. Самое первое исследование было проведено в 1914-1915 гг. Это было небольшое статистическое исследование 302 рикш, проведенное христианской организацией «Обществом социальных улуч-
шений» в Пекине1. В 1917 г. был проведен анализ расходов на ведение домашнего хозяйства среди 195 крестьянских семей в пригороде Пекина под руководством С.Г. Дитмера, преподававшего в Университете Цзинхуа. Большинство ранних исследований касалось городской бедности и других социальных патологий, вызванных индустриализацией больших городов побережья. Исследование расходов на ведение домашнего хозяйства -наиболее популярное средство оценки условий жизни различных социальных групп. В период с 1917 г. по 1930 г. было проведено не менее 8 исследований, использовавших данную методику. Одно из наиболее важных и крупных социологических исследований этого периода было проведено совместными усилиями Сиднея Д. Гэмбла и Джона Стюарта Берджесса в период 1918-1919 гг. в г. Пекине. Оно затронуло все возможные аспекты социальной жизни, включая население, правительство, здоровье, образование, коммерцию, развлечения, бедность, условия содержания в тюрьмах и христианскую активность. Отчет был опубликован в США в 1921 г. под названием «Пекин: социальное обследование».
Одним из первых китайских социологов, который проводил эмпирические социологические исследования был Ли Цзин-хань. С 1924-1925 гг. он обследовал окрестные пекинские деревни, затем 164 деревенские семьи на окраине Пекина. На основе этих исследований в Пекине в 1929 г. вышла в свет его книга «Обследование жизни крестьянства в окрестностях Пекина». В период 1927-1937 гг. было собрано огромное количество материала, написано несколько важных работ. Например; «Статистические отчеты по утилизации сельскохозяйственной земли», написанные Джон Луссинг Баком (1937 г.) и «Обшее социологическое обследование уезда Динсянь провинции Хэбэй», выполненный Ли Цзин-хань (1933 г.).
В этот период китайские студенты стали выезжать за рубеж для прохождения специализированных курсов по социологии. Некоторые из них вернулись вернулись в Китай в качестве преподавателей социологических факультетов. Например, Тао Люй-гун (1887-1960 гг.), известный под псевдонимом Тао Мэнхэ. Он обучался в Японии в Токийском колледже, после чего уехал в Англию. Как студенты Лондонской школы экономики он и К. Лоун изучали социологию под руководством Л.Т. Хобхауса и ЕА Вестер-мака, после чего стали соавторами первого социологического анализа китайского общества, названного «Деревенская и городская жизнь в Китае»
1 Wang Yu-Chuan. The development of Modern Social Science in China // Pacific Affairs. 1938. Vol.11.№3.P. 360.
(1915 г.). Вернувшись в Китай, Тао преподавал социологию вначале в Пекинском колледже, затем работал в Пекинском национальном университете профессором и деканом с 1914 г. по 1927 г. Когда в Пекине открылся Институт социальный исследований, он возглавил его. Тао также является первопроходцем в области исследований китайских семей и уровня жизни1. («Анализ семейного бюджета населения г. Пекин» 1930 г.) Еще одним известным социологом того времени быш Су Дэ-хэн, знаменитый студенческий лидер «Движения 4-го мая». Выпускник философского факультета Пекинского университета, изучал социологию и экономику в университетах Парижа и Лондона. Когда он быш во Франции, его привлекли работы Дюркгейма, после чего он перевел «Правила социологического метода» на китайский язык (1925 г.). Он вернулся в Китай в середине 1920-х гг. и преподавал в университетах Кантона, Шанхая и Пекина. Отказавшись от Дюркгейма в пользу Маркса, он позднее перевел «Нищета философии» и присоединился к радикальной интеллигенции, находящейся в процессе формирования.
«Период китаизации социологической науки» рассмотрен в пятом параграфе. С 1930 г. социология в Китае обретает национальные черты. В 1930 г. было создано «Социологическое общество Китая» выпускается специализированный «Журнал социологии». Правительство признает социологию частью общественных наук, в университетах наблюдается качественное расширение обучения по данному предмету.
Один из основателей «Социологического общества» Сунь Бэнь-вэнь являлся центральной фигурой. Он в 1918 г. окончил Пекинский национальный университет, в 1925 г. получил степень доктора социологии в Нью-Йоркском университете. С 1928 г. в течение двадцати лет преподавал в Национальном университете и быш признан наиболее влиятельным человеком, внедряющим социологию в Китае. В 1948 г. после анализа направлений деятельности «Социологического общества Китая» он определил его цель как «дальнейшее развитие китайской социологии и сохранение позиции в международных научных кругах». Достижения Общества включали в себя: выработку стандартного учебного плана по социологии для университетов; создание полного списка перевода на китайский язык социологических терминов, опубликованного Министерством образования; и переговоры с правительством Китая по поводу расширения обучения социологии.
' Union Research Service, Biographical Service, 1957. №149
Данному периоду китаизации характерен расцвет новых эмпирических исследований. Многие китайские социологи разделяли веру в полезность прикладной социологии, считали, что знания из первых рук дают толчок, как к созданию теорий, так и к конструктивной социальной инженерии, а ученые должны ориентироваться на динамичное развитие, вместо того, чтобы быть просто «академическими». Так, распространение получают следующие типы исследований: 1) общие и переводные работы, 2) историческая социология, 3) исследование сообществ и 4) макросоциология. Благодаря усилиям представителей английской социальной антропологии (А. Радклифф-Браун, Б. Малиновский), а также СМ. Широ-когорову, была создана «Китайская школа социолокальных исследований», которая проводила микро-социологические исследования сообществ.
Во второй главе диссертации «Социология эпохи социализма» отмечается, что с провозглашением Народной Республики Китая (1949 г.) и политической направленностью правительства на распространение марксистской теории, существование социологии как учебной дисциплины оказалось под вопросом.
В первом параграфе «Предпосылки и ликвидация социологии» данной главы раскрыты причины дальнейшего «упразднения» науки. Угроза исчезновения базировалась на двух причинах: во-первых, социология обвинялась в близости к капитализму, во-вторых, марксизм определил социологию как науку излишней. Профессиональные социологи, пытаясь защитить статус социологии, в 1950 г. внесли предложение по учебному плану, указывая на полезность науки в обеспечении основными знаниями других предметов. Несмотря на то, что статус социологии был подтвержден, ее роль была определена изучением путей использования марксизма-ленинизма и трудов Мао Цзэдуна при анализе конкретных практических социальных ситуаций.
Рекомендуемый учебный план выявил две существующие характеристики социологии в университетах того времени. Во-первых, это соответствие марксизму-ленинизму. Во-вторых, акцент на практическую полезность, включая в качестве одной из целей обучение управляющих и государственных служащих в соответствии с социальными требованиями. Хотя в основном преподавались изменения в природе социологии, в течение определенного периода существовала и академическая социология. В данный переходный период появляется небольшое количество социологических работ. Это работы по марксистской социальной теории, исследова-
ние работ классиков марксизма, об обществе, современной политике, критика капиталистического общества. Однако, к 1953 г. было запрещено преподавание социологии и закрыты все социологические факультеты. С этого момента начался этап отрицания и критики социологии как науки.
Интерес представляет второй параграф ««Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов»». 1956-1957 гг. являются периодом либерализации, когда в Китае в процессе бурной коллективизации сельского хозяйства и направлением на экономическое производство, после открытого осуждения политики сталинского управления обществом, Мао Цзэдуном был объявлен девиз «Позволим сотне цветов цвести, позволим сотне школ соперничать». Ученым-социологам было предоставлена свобода слова. «Движение сотни цветов» было начато с высказыванием критики политики КПК, призывом к восстановлению социологической науки. Бывшие социологи использовали стратегию акцентирования ценности методов исследования и важности социологических исследований при сборе информации для формулировки политики. Они подчеркивали инструментальные и технические аспекты социологии, не бросая вызова роли марксизма-ленинизма, как теоретической системы взглядов и понятий социальных исследований. В действительности они утверждали, что они лишь пытаются создать социологию на основе марксизма-ленинизма. Согласно их утверждениям такая социология необходима, так как во время построения социализма возникают новые социальные связи и проблемы, требующие конкретных расследований и эмпирических исследований для постановки правильного диагноза.
План развития социальных наук, предложенный Демократическим союзом Китая, включал вопросы о статусе социологии, об отношении к социальным наукам, о роли социальных наук при формировании социальной политики. Был создан «Комитет социологической работы», Китайские социологи - Фэй Сяотун, У Цзин-чао, Ли Цзин-хань, Чэнь Да и др. вели огромную работу по воссозданию социологии. Был составлен список всех китайских социологов в Китае и за рубежом для того, чтобы восстановить внутренние и международные связи. Было предложено создать «Общество социологов Китая». У Вэнь-цзао, Пань Гуан-дань и некоторые другие были избраны для разработки предварительного плана по воссозданию факультетов социологии в университетах Пекина, Шанхая, Кантона, Чжэнду и других городов. Основными центрами социологических исследований должны были стать Центральный институт национальностей, Народный университет, и Школа трудовых резервов. 1957 г. было опубликовано два
значительных труда. Одна из работ - «Прошлое и настоящее в жизни семьи в деревнях в окрестностях Пекина» Ли Цзин-хань (1957 г.), вторая - «Снова в Цзянцунь» Фэй Сяотун (1957 г.). Также проводились и эмпирические исследования. Например; повторное обследование в деревне Кайсяньгун, проведенное Фэй Сяотуном в 1957 г., с целью выяления социальных изменений, произошедших там за 20 лет. Однако результаты исследований и усилия социологов поставили под сомнение результаты КПК. Так, социология была объявлена формой буржуазной идеологии и обвинялась в усилении реакционного политического правления.
В третьем параграфе рассматривается «Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии». С 1949 г. западные теории теряют свое влияние и своим ориентиром направлены против марксистско-ленинской науки об обществе. Положение дел общественных наук подвергалось критике с двух сторон. С одной стороны, левой - ученые, прочно стоящие на позициях марксизма-ленинизма, считают, что в гуманитарных науках ещё недостаточно утвердилось материалистическое мировоззрение. Цель этой критики - способствовать развитию общественных наук и окончательной победе в них диалектического метода. С другой стороны, по мнению некоторых учёных, ведущих критику справа, порок развития общественных наук в КНР заключается в том, что в этой области всё более укрепляется материалистическое мировоззрение. Цель такой критики - замена материализма идеализмом.
Значительный интерес представляет третья глава работы «Новый этап в развитии социологии в Китае». В первом параграфе «Возрождение социологической науки», автор отмечает, что в новых исторических условиях был взят курс на «оздоровление» общественно-политической жизни страны. Благодаря руководящей роли теории Дэн Сяопина в строительстве социализма с китайской спецификой, после почти 30-летнего перерыва, в 1979 г. социология в Китае была восстановлена. В 1982 г. было вновь создано «Китайское социологическое общество». В Пекине, Тянь-цзине, Шанхае и других крупных городах были открыты факультеты, институты социологических исследований. Появляются специализированные
журналы, такие как «Общество» - «Шэхуй» (й^), «Журнал социологии» -
«Шэхуйсюэ цзачжи» «Социологические исследования» -
«Шэхуй кэсюэ яньцзю» В 1984 г. вышел первый учебник
по социологии для вузов под редакцией Фэй Сяотуна.
«Современные тенденции в китайской социологии» раскрыты во втором параграфе. Сегодня социологическая наука в Китае вступила в новый этап - этап становления собственной теоретической социологии.
16 июля 2002 года Цзян Цзэмин выступил в КАОН, где подчеркнул важное значение теории и теоретических исследований в жизни партии. Перед китайскими социологами сегодня стоит задача строительства социализма с китайской спецификой - это исследование в области теории и практики. Социология призвана способствовать развитию и стабильности общества. Китай идет по пути соединения основных положений марксизма с китайской действительностью для того, чтобы, осуществляя исследования, способствовать развитию социализма в стране и избегать копирования иностранных моделей практической деятельности. Практические и теоретические исследования, будучи взаимообусловленными, способствуют углубленному развитию социализма с китайской спецификой.
Ключевым событием в современный период является проведение ряда научных симпоузимов. Например; симпоузим «Социальные науки в XXI веке» (1999), конференция «Китайское общество в процессе трансформации» (2001), а также проведение Мирового социологического конгресса Международного института социологии «Социальные изменения ввек глобализации» (2004).
В Заключении подведены основные итоги исследования, а также показаны особенности институционализации социологии в Китае.
Анализируя современное состояние социологической науки, необходимо выявить некоторые тенденции в дальнейшем развитии.
1.Поскольку миссия китайской социологии состоит в исследовании китайского общества, обсуждение состояния китайской социологической науки неотделимо от обсуждений конкретных реалий китайской социальной трансформации.
2.Сейчас, когда происходит образование национальной социологии и определяется ее направление, актуальным становится проблема размещения китайской социологии в рамках международного академического сообщества. Ученые пытаются ответить на вопросы, которые возникают в процессе модернизации и практической жизни китайского общества. Признание китайских социальных проблем является способом активного участия в мировом сообществе.
3.В силу недостатка информированности о новейших положениях в мировой социологии, продолжают сохраняться позитивистские взгляды
западной социальной науки, предполагающей построение социологии по принципу естественных наук.
4.В системе китаизации социологической теории приоритетным направлением являются теория субстанции, макротеория, метатеория. Китайские социологические исследования нуждаются в китайском эмпирическом исследовании, а сбор материалов не возможен без существования собственной китайской теории. Данное положение способствует возникновению теории субстанции. Дефицит собственно китайской макротеории является одной из причин в создании субстанциональной теории.
5.Введенная Фэй Сяотуном система «кросс-культурных коммуникаций» предполагает регулирование взаимного сосуществования в XXI веке и связано с базовыми связями типа «человек - человек», «человек - общество», «человек - природа». «Культурная сознательность» призывает укрепить независимость процесса культурного перехода и свободу в выборе культуры для адаптации к новому времени. Мирное совместное развитие среди различных культур предполагает понимание ценностей собственной и других культур, а также их взаимодействие.
6. По-прежнему существует потребность в заимствовании иностранных теорий и системности подходов, в увеличении отраслевых социологий.
Несмотря на многие проблемы, в последние годы китайские социологи пытаются найти ответы на проблемы страны. Данные ответы станут важным фактором в формировании собственной национальной школы социологии. В XXI веке социология в Китае направлена на создание собственного приоритета комплексности, своей целостности.
Основные положения диссертации отражены в публикациях:
1. Tsybikova В. Specifics of Socio-Philosofical Doctrines in Ancient China // Sociological Science in 21st Century: View from Russia. Papers of the Symposium "Towards XV World Sociological Congress in Brisbane, July 2002" (Moscow, May 16, 2002) Ed. by Vladimir P. Kultygin and Boris A. Suslakov. Moscow- Brisbane. 2002. - 0,25 п.л.
2. Цыбикова Б. Теории прогресса в ранней социологии Китая // Социология управления. Вчера, сегодня, завтра. Москва. 2002. - 0,5 п.л.
3. Tsybikova В. Upon Development of Social Thought in China // European social Theory: Sources and Challenges. Materials of European Conference on Social Theory (Moscow, September 2002) Ed. by Vladimir Kultygin and Vassily Zhukov. Moscow/2003. - 0,5 п.л.
4. Цыбикова Б. Развитие социальной мысли в Китае // Безопасность Евразии. 2004. № 2 (соавтор - Култыгин В.П.); авт. - 0.7 пл.
5. Tsybikova В. Chinese Sociology in the XXI century // Actual Issues m history and theory of sociology. Materials of the International Sociological Symposium (Saratov, April 2004) Towards the 36 World Congress of the International Institute of Sociology (Beijing, July 2004) Ed. By Vladimir Kultygin. Saratov-Moscow-Peijing. 2004. P. 100-106. - 0,4 пл.
6. Tsybikova B. The Western Sociology Influence upon the Formation of Sociology in China // Actual Issues in history and theory of sociology. Materials of the International Sociological Symposium (Saratov, April 2004) Towards the 36 World Congress of the International Institute of Sociology (Beijing, July 2004) Ed. By Vladimir Kultygin. Saratov-Moscow-Peijing. 2004. - 0,2 пл.
Принято к исполнению 15/03/2005 Исполнено 15/03/2005
Заказ № 702 Тираж- 100 экз
ООО «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 Москва, Балаклавский пр-т, 20-2-93 (095) 747-64-70 (095)318-40-68 www autorefcrat ru
11 .'ГДР 2205
Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата социологических наук Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Зарождение ранней социологии в Китае (к.19-н.20в.).
1.1. Предпосылки возникновения социологической науки.
1.2. Заимствование зарубежных социологических концепций.
1.3. Распространение марксистской социологии.
1.4. Становление академической социологии.
1.5. Период китаизации социологической науки.
ГЛАВА 2. Социология эпохи социализма.
2.1. Предпосылки и ликвидация социологии.
2.2. Попытка «возрождения» или «движение сотни цветов».
2.3. Идейная борьба в буржуазной и марксистской социологии.
ГЛАВА 3. Новый этап в развитии социологии Китая.
3.1. Возрождение социологической науки.
3.2. Современные тенденции в китайской социологии.
Введение диссертации2005 год, автореферат по социологии, Цыбикова, Баярма Цыбикжаповна
Актуальность диссертационного исследования связана с происходящими преобразованиями в бывших социалистических странах и становлением нового социально ориентированного общества в самой крупной по населению стране мира - Китае. Особенностью современной ситуации являются огромные перемены, произошедшие за последние 20 лет в экономической и социальной структуре.
В современной российской, западной социологии обычно не принято включать в генезис мировой социологической мысли то, что происходит в этой сфере социального знания в азиатских странах. Это результат экспансии в Х1Х-ХХ вв. западной индустриальной цивилизации, а также доминирования её идей и образа жизни.
Как российские, так и европейские учебники по социологии не включают в себя материала по этим странам, в силу многолетнего игнорирования роли восточной социальной мысли и богатого опыта западной социокультурной традиции, ориентированной преимущественно на технократически-универсалистское развитие, прогрессистское видение истории общества и человека.
Знаменательной чертой настоящего времени является возрастание интереса к истории становления и развития социологической науки на Востоке, в том числе и в Китае. Стала очевидной ошибочность рассматривать зарубежную социологию; историю и современные достижения в контексте развития только западной социокультурной традиции.
Изучение истории развития китайской социологии имеет важное теоретическое и политическое значение. Это означает, что в условиях всеобщей глобализации возникает реальная необходимость при разработке новой парадигмы мироустройства учитывать мнения всех наций и народов мира.
Сегодня российская социологическая наука располагает значительным числом работ по истории социологии. Это переизданные труды и переводы произведений классиков социологической мысли, исследования, посвященные интерпретации и анализу современных социологических концепций и традиционных теоретических направлений.
В то же время, следует отметить, что работ, затрагивающих страноведческий аспект, особенности становления и развития социологии в той или иной стране, общее и особенное в институционализации социологической дисциплины еще явно недостаточно.
В данной связи известную актуальность приобретает исследование процесса становления и развития социологии в Китае.
Степень разработанности проблемы. Российские ученые имеют определенные достижения в разработке формирования социологических взглядов у китайских просветителей начала XX в. Следует выделить работы Н.М. Калюжной, А.Г. Крымова, JI.H. Борох, A.A. Крушинского, C.JI. Тихвинского, Л.П. Делюсин, Е.Ю. Стабуровой.
Распространению марксистской социологии посвятили свои статьи С.Р. Белоусов, В.Г. Буров.
О проблемах развития социологии Китая в российских периодических изданиях писали и китайские ученые: Ха Юйцань, Цзя Чун-чжен, Чэн Цзуяо, Ли Цзинвэнь. Переведена работа Фэй Сяотуна.
В зарубежной литературе представлены работы как западных, так и китайских социологов, посвятивших их становлению социологической науки в Китае, ее дальнейшему развитию, современному состоянию. Это работы Hsu,' Leonard S., Lutz, J.G., Freedman, Maurice., Hsu Francis L.K., Roman Gilbert, Tsin M., Фэй Сяотуна, Сун Липина, Сунь Бэнь Вэнь, Вун Сюлунь, У Вэньцао, Ван Ю-чжуан.
Цель и задачи исследования. Цель настоящего диссертационного исследования - анализ процесса становления и развития социологической науки в Китае с начала XX в., выявление и интерпретация генезиса и специфических черт развития данной науки. Целевая установка исследования предполагает решение следующих задач:
- выделить и охарактеризовать периодизацию развития науки;
- выявить особенности эмпирического исследования социальных проблем;
- проанализировать взгляды ученых на сущность предмета социологии;
- обобщить основные тенденции институционализации социологической дисциплины.
Объектом исследования является социологическая мысль и социология в Китае.
Предметом исследования выступают основные тенденции и специфические особенности формирования и развития китайской социологии.
Теоретико-методологической базой исследования настоящей работы послужили труды российских и западных китаеведов, историков, философов, социологов, а также китайских ученых, исследования которых посвящены истории общественной мысли, развитию общественных наук, эмпирических исследований, жизни и научной деятельности ученых в Китае. В работе использованы материалы 36 мирового конгресса Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года.
Методологическую основу работы составили общесоциологические принципы научного исследования, такие как социально-исторический детерминизм, диалектический и синергетический подход; использовался комплексный подход к изучению социальных процессов и явлений.
Научная новизна исследования определяется следующими основными моментами. В настоящей работе:
- показана специфика социально-политических перемен в общественной жизни Китая и особенности развития науки в данной стране. Развитие социологии зависело от изменений в обществе и общественной мысли, политической направленности правительства;
- определен вклад китайских и зарубежных ученых в развитие социологической науки, представлены малоизвестные российским исследователям «социологические» имена — Ли Цзин-хань, Тао Люй-гун, Су Дэ-хэн, Сунь Бэнь-вэнь, Ган Бао-чжун, У Вэнь-цзао, Пань Гуан-дань;
- обозначены основные этапы становления социологической науки в Китае, а также показана специфика эмпирической традиции. Предложена следующая периодизация развития социологии в данной стране: начальный период (н. XX в.- 1949 г.); переходный период (с 1949 г.- 1979 г.); современный период (1979 г.- настоящее время).
Все это в совокупности позволило создать новое целостное знание о становлении и развитии социологии в Китае, которым еще не располагала отечественная социологическая наука.
Основные положения исследования, выносимые на защиту:
1. Социология в Китае, возникнув в результате заимствований зарубежных социологических теорий в начале XX в., развивалась в рамках буржуазной и марксистской теорий. Наибольшее влияние в начальный период оказала позитивистская социология.
2. Американская миссионерская деятельность (1910-1930 гг.) оказала большое влияние на становление научной дисциплины, социальной инженерии, способствовала развитию институционализации китайской отечественной социологии.
3. Политика КПК подвергла серьезным испытаниям общественные науки и сыграла основную роль в распространении социологического знания. С 1949 г. быстрыми темпами в Китае получает развитие марксистская социальная теория, в 1953 г. социология как наука была «упразднена». С 1979 г. начался этап восстановления социологической науки.
4. В настоящее время социология в Китае вступила в этап «теоретического строительства». Национальная школа направлена на создание отечественной социологии на основе марксистско-ленинской методологии с учетом специфики Китая.
Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования определяется направленностью работы на решение актуальных вопросов в области истории зарубежной социологии.
Научная значимость диссертации заключается в возможности использования основных ее результатов и выводов для дальнейших исследований по истории китайской социологии.
Собранный фактологический материал может быть использован в практике учебно-педагогической работы, при разработке учебных пособий и курсов лекций по истории зарубежной социологии.
Апробация результатов диссертационного исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела Теории и истории социологии ИСПИ РАН. Основные теоретические положения и выводы, сформулированные в диссертации, нашли отражение в научных публикациях и выступлениях автора на 36 мировом конгрессе Международного института социологии, Пекин, 7-11 июля 2004 года, в материалах международного социологического симпозиума по истории и теории социологии, Саратов, 20-23 апреля 2004 года, материалах симпозиума «К 15 Мировому социологическому конгрессу в Брисбоне, июль, 2002 года, материалах Европейской конференции по социальной теории, Москва, 2002 года.
Логика и структура работы определяются общей целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Заключение научной работыдиссертация на тему "Становление и развитие социологии в Китае"
Заключение
Проведенный в рамках диссертационного исследования анализ развития социологической науки в Китае позволяет на наш взгляд, сделать ряд выводов. На основе теоретических и эмпирических материалов впервые осуществлен комплексный анализ становления и развития социологии в Китае с начала XX века. В историографических исследованиях выявление исторических фактов или событий проводятся не для того, чтобы дать им какую-нибудь оценку, сколько для того, чтобы из рассмотренного извлечь уроки для будущего. В данном исследовании, проведенном на основе изучения исторических обстоятельств и развития на этом фоне социологической науки, разработана следующая периодизация:
• Возникновение социологии (нач XX в.) Представители китайской общественной мысли конца XIX — начала XX вв. в поисках выведения страны из кризисного положения, обратились к новой отрасли научных знаний для того времени - науке об обществе. Китайские идеологи (Чжан Бинлинь, Янь Фу, Кан Ю-вэй и др.) сформулировали свое понимание социологии как синтетической дисциплины, основание которой составляют отдельные философские, политологические и экономические концепции. Базируясь на успехах западного и японского обществоведения они пытались скоррелировать их идеи с традиционными воззрениями. Впервые были переведены на китайский язык «Основания социологии» Г. Спенсера, «Эволюция и этика» Т. Гексли, «Система логики» и «О свободе» Дж. Стюарта Миля. В это время также проникает в страну марксистская социальная теория. Ли Да, Ли Да-чжао и др. изучали актуальные политические и экономические проблемы с позиции материалистического понимания истории. Были переведены работы Маркса, Ленина.
С 1906 г. социология изучается в государственных учреждения высшего образования. Утверждению социологии как науки, развитию эмпирических исследований способствовала миссионерская американекая деятельность. Появились первые китайские социологи (Ли Цзин-хань, Тао Люй-гун, Су Дэ-хэн) и проведены крупные социологические исследования. С 1930 г. социология приобретает «национальные черты». Правительство признало социологию часть общественных наук, увеличивается количество вузов, предлагающих обучение по данному предмету. В 1930 г. было создано «Социологическое общество Китая». В этот период социология развивается преимущественно как эмпирическая, распространение получают следующие типы исследований: 1) общие и переводные работь1, 2) историческая социология, 3) исследование сообществ, 4) макро-социология.
• Социология в эпоху социализма (с 1949 г.) Провозглашение Народной Республики Китая в 1949 г. и политическая направленность правительства на распространение марксистской теории привела к полной ликвидации социологии как науки. Профессора, пытаясь защитить статус социологии, приняли марксизм-ленинизм в качестве теоретической базы, преподавались изменения в природе социологии. В течение небольшого периода времени существовала академическая социология. В данный переходный период появляется небольшое количество социологических работ. Это работы по марксистской социальной теории, исследование работ классиков марксизма, об обществе, современной политике, критика капиталистического общества. Однако, к 1953 г. было запрещено преподавание социологии и закрыты все социологические факультеты.
• Новая социология (с 70-х гг.) В новых исторических условиях был взят курс на «оздоровление» общественно-политической жизни страны, отрицание социологии было признано ошибочным. В 1979 г. социология в Китае была восстановлена. В 1982 было создано «Китайская социологическая ассоциация». В Пекине, Тяньцзине, Шанхае и других крупных городах были открыты институты социологических исследований, факультеты. Появились специализированные журналы, такие как «Социологические исследования», «Общество», «Социология и социальные исследования». В 1984 г. вышел первый учебник для вузов под редакцией Фэй Сяотуна. Исследования проводятся как теоретические, так и прикладные.
Сегодня социологическая наука в Китае вступила в новый этап — этап становления собственной теоретической социологии.
16 июля 2002 года Цзян Цзэмин выступил в КАОН, где подчеркнул важное значение теории и теоретических исследований в жизни партии. Опыт исторического развития человеческого общества свидетельствует о том, что для процветания нации необходимо наличие новационного теоретического мышления. Было отмечено, что отсутствие собственного теоретического осмысления мира введет к утрате духовного импульса к перспективному развитию. Перед китайскими социологами сегодня стоит задача строительства социализма с китайской спецификой - это исследование в области теории и практики. Социология призвана способствовать развитию и стабильности общества, Китай идет по пути соединения основных положений марксизма с китайской действительностью для того, чтобы осуществляя исследования, способствовать развитию социализма в стране и избегать начетничества в области теории и копирования иностранных моделей практической деятельности. Изыскания в практической области являются движущей силой и источником теоретических исследований, которые, в свою очередь, оказывая влияние на практику, стимулируют углубленный и наукоемкий процесс практической деятельности. Эти два вида исследований, будучи взаимообусловленными, способствуют углубленному развитию социализма с китайской спеЦ1$Ш&ше ученые призваны к созданию и развитию собственно китайских представлений и системы дискурса, поскольку они являются научными и массовыми, а также отражают практическую деятельность китайского народа, духовные особенности и стиль китайской нации.
Анализируя современное состояние социологической науки, необходимо выявить некоторые тенденции в дальнейшем ее развитии:
1. Поскольку миссия китайской социологии состоит в исследовании китайского общества, обсуждение состояния китайской социологической науки неотделимо от обсуждений конкретных реалий китайской социальной трансформации.
2. Сейчас, когда происходит образование национальной социологии и определяется ее направление, актуальным становится проблема размещения китайской социологии в рамках международного академического сообщества. Ученые пытаются ответить на вопросы, которые возникают в процессе модернизации и практической жизни китайского общества. Признание китайских социальных проблем является способом активного участия в мировом сообществе.
3. В силу недостатка информированности о новейших положениях в мировой социологии, продолжают сохраняться позитивистские взгляды западной социальной науки, предполагающей построение социологии по принципу естественных наук.
4. В системе китаизации социологической теории приоритетным направлением являются теория субстанции, макротеория, метатеория. Китайские социологические исследования нуждаются в китайском эмпирическом исследовании, а сбор материалов не возможен без существования собственной китайской теории. Данное положение способствует возникновению теории субстанции. Дефицит собственно китайской макротеории является одной из причин в создании субстанциональной теории.
5. Введенная Фэй Сяотуном система «кросс-культурных коммуникаций» предполагает регулирование взаимного сосуществования в XXI веке и связано с базовыми связями типа «человек - человек», «человек — общество», «человек - природа». «Культурная сознательность» призывает укрепить независимость процесса культурного перехода и свободу в выборе культуры для адаптации к новому времени. Мирное совместное развитие среди различных культур предполагает понимание ценностей собственной и других культур, а также их взаимодействие.
6. По-прежнему существует потребность в заимствовании иностранных теорий и системности подходов, в увеличении отраслевых со-циологий.
Несмотря на многие проблемы, в последние годы китайская нация глубоко осознала необходимость найти ответы на проблемы страны, раскрепощения сознания, достижения истины в социальном развитии и стабильности, научной обоснованности и духовной энергии. Данные ответы станут важным фактором в формировании собственной национальной школы социологии. Социология в Китае в XXI веке обладает огромным потенциалом для развития и направлена на создание собственного приоритета комплексности, своей целостности.
Список научной литературыЦыбикова, Баярма Цыбикжаповна, диссертация по теме "Теория, методология и история социологии"
1. Большая Советская энциклопедия / Глав. ред. Прохоров A.M.; М. 1973. Т.12.
2. Большой китайско-русский словарь. Т. 1-4. М. 1983.
3. Китайско-русский словарь. Пекин. 2000.
4. Мацаев С.А. Орлов В.Г. Пособие по транскрипции и правописанию китайских слов. М. 1966.
5. Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Глав. ред. Иванов В.Н.; М. 2003.
6. Информационные материалы, сборники научных трудов
7. Антиповский A.A. Политика в области науки на современном эта-пе.//Информационный бюллетень. Очерки развития науки в КНР. Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.
8. Антиповский A.A., Боревская Н.Е., Франчук Н.Ф.Политика в области науки и образования в КНР. 1949-1979гг.М. «Наука». 1980. -286с.
9. Белоусов С.Р. Судьба китайского марксиста. (К 100- летию со дня рождения Ли Дачжао) М. «Знание». 1988.
10. Борох Л.Н. Идеи западного либерализма в восприятии Лян Ци-чао// Общественно-политическая мысль в Китае, (конец XIX-началоХХ в.) М. «Наука». 1988.-244с.
11. Ю.Борох Л.Н. Общественная мысль Китая и социализм, (начало XX века) М. 1984.11 .Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль на рубеже XIX-XX веков. Лян Цичао: теория обновления народа./РАН. Ин-т вост-ия. М. Изд. Фирма «Вост. лит.» РАН, 2001.-287с.
12. Буров В.Г. Философское наследие и идейная борьба в Китае в первой половине XX в.// Философское наследие народов Востокаи современность/ Редкол. Буров В.Г. и др.; АН СССР. Ин-т философии. М. «Наука». 1983. С. 213-243.
13. Буров В.Г. Современная китайская философия. М. «Наука». 1980.-311с.
14. Буров В.Г. Китай и китайцы глазами российского ученого. М. 2000.
15. Гребенникова Е.В. Структура и организация деятельности научных учреждений. // Информационный бюллетень ИДВ АН СССР. Очерки развития науки в КНР./Отв. ред. Наумов И.Н. М. 1989.
16. Делюсин Л.П. Китай: государство и общество. Сборник статей. М. 1977.
17. Делюсин Л.П. Китай. Поиски путей социального развития. (Из истории общественно- политической мысли XX в.) М. «Наука». 1979.
18. Делюсин Л.П. Тао Сишэн о характере и эволюции китайского общества. // 12-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М.1981 С.3-13.
19. Калюжная Н.М. Влияние учения Шан Яна на социально-политические взгляды Чжан Бинлиня.// 18-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М. 1987. С.46-54.
20. Калюжная Н.М. Теории революции Чжан Бинлиня// Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука» 1988.-244с.
21. Калюжная Н.М. Традиция и революция. М. 1995.-342с.
22. Котова Р.И. Особенности развития общественных наук в ходе реформ в Китае и положение в китайских вузах: Обзор кит. и зап. лит. // Китай на пути к рынку. Модель развития, демография, образование. М. 1996. С. 93-134.
23. Крушинский A.A. Понятие «свобода» у Янь Фу // Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука» 1988.-244с.
24. Крушинский A.A. Творчество Янь Фу и проблема перевода. М. 1989.
25. Крымов А.Г. Общественная мысль Китая и идеологическая борьба в Китае 1900-1917гг. М. 1972.
26. Култыгин В.П. Классическая социология. М. «Наука» 2000.
27. Култыгин В. П., Кузнецов А. Г. Общая социология. М. «Научная книга» 2004.
28. Кюзаджян JI.C. Идеологические кампании в КНР 1949-1966гг. М. 1970.
29. Ли Да-Чжао. Избранные статьи и речи. / Отв. ред. Делюсин Л.П. Сост. пер. авт. предисл. и коммент. Гарущянц Ю.М. М. «Наука» 1965.
30. Ли Теин. На базе практических исследований энергично продвигать вперед теоретические исследования. // Экспресс информация № 6 Современная общественная мысль в КНР и западная философская синология. М. ИДВ РАН, 2004. С. 16-22.
31. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад- Россия- Восток. Книга первая: Философия древности и средневековья. М. 1995.
32. Мотрошилова Н.В. Руткевич A.M. История философии: Запад-Россия- Восток. Книга третья: Философия XIX-XX вв . М. 1999.
33. Общественные науки в КНР: Сборник/ редкол.: Делюсин Л.П. и др.; АН СССР Ин-т вост-ия, М. «Наука». 1986.
34. Панцов A.B. Из истории идейной борьбы в китайском революционном движении 20-40-х годов. М. «Наука» 1985.
35. Поликанова Е.А. Общество и современный социокультурный процесс (сб. ст. под ред. Овчинниковой 3.JI.) М. МГУ. 1993.-385с.
36. Сергеев Г.И. От дибао до «Жень минь жибао»: путь в 1200 лет. М. 1989.
37. Стабурова Е.Ю. Влияние оппозиции «государство-народ» на представления Лян Цичао о политических партиях.// 18-ая научная конференция «Общество и государство в Китае» Ч.З М. ИДВ РАН, 1987. стр.55-60
38. Стабурова Е.Ю. Анархизм в Китае. 1900-1921. М. 1983.
39. Титаренко M.JI. Китайская Народная Республика: политика, экономика, культура. М. 2001.
40. Титаренко M.JI. Китайская Народная Республика в 1989 году: политика, экономика, культура. Ежегодник. М. «Наука». 1991.-400с.
41. Титаренко M.JI. Китайская Народная Республика в 2001 году: политика, экономика, культура. Ежегодник. М. «Наука». 2002.
42. Тихвинский C.JI. Движение за реформы в Китае в конце XIX в. М. 1980.
43. Фельбер Р. Учение Кан Ювэя о мире Датун — теория утопическогокоммунизма или положительный идеал либеральных реформаторов? / Пер.А.И. Куприна, К.Ю. Бема // Общественно-политическая мысль в Китае, (конец Х1Х-началоХХ в.) М. «Наука». 1988.-244с.
44. Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи XXIII вв. М-Л. 1959.
45. Фэй Сяотун. Китайская деревня глазами этнографа. М. «Наука». 1989.-245с.
46. Ха Юйцань. Социологическая наука в КНР: становление, развитие и перспективы.//Из истории социологической мысли в социалистических странах. МПК-3 «Социальные процессы в социалистическом обществе» Кн.2 М. Ин-т социологии АН СССР. 1988. С.113-123.
47. Цзян Ихуа. Исследование идей Чжан Тайяня. Шанхай. 1985.
48. Чжан Бинлинь. Собственное предисловие к «Социологии».- Избранные политические статьи Чжан Тайяня. Пекин. 1977.
49. Якимащенко О.Ф.Основные аспекты социологического учения Фэн Юланя. М. 2000.
50. Статьи в научных периодических изданиях
51. Белоусов С.Р. Об одной разновидности китайского буржуазного национализма // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 115126.
52. Белоусов С.Р. Проблемы элиты в трактовке китайской буржуазной социологии // Проблемы Дальнего Востока. 1984. №1. С. 8397.
53. Буров В.Г. Ли Да и марксистская социология в Китае // Народы Азии и Африки. 1986. № 1. С.56-63.
54. Буров В.Г. Ли Да и распространение марксистских идей в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 1983. № 2. С. 103-114.
55. Вербин А.И., Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Исторический материализм и социология // Вопросы философии. 1958. № 5. С. 151-155.
56. Ли Цзиньвэнь. Теория Дэн Сяопина и расцвет общественных наук в Китае // Общество и экономика. №3/4. 1999. С. 106-109.
57. Стрельчек Я. Работа китайского ученого о философе XVI века Ван Чуань-шане // Вопросы философии. 1958. № 5 С. 177-179.
58. Ха Юйцань. Новый этап становления научной дисциплины // Социологические исследования. 1988. № 3. С. 121-122.
59. Цзя Чун-Чжен. Радуемся успехам, видим трудности // Социологические исследования. 1990 № 10С.141-144.
60. Энциклопедия Нового Китая. М. Прогресс. 1989.
61. Чжо. Социология в современном Китае (1979-1989). Чэнду. 1992.)
62. ШШ* ЦШъ; о ifrMo 2001 (Чжан Чжо, Ма Фуюнь. Развивать социологию. К вопросу о роли социологии в процессе модернизации Китая и связи этого процесса с развитием мирового сообщества. Пекин. 2001.)
63. С.43-47 (Чэн Цзуяо. Об основном вопросе социологии // Социологические исследования. 1998. № 2 С.43-47.)73МЯ&.2004 4. С.4-13 (Чэн Сианьда. Роль философии и общественных наук, ответственность ученых // Общественные науки Китая. 2004. №4. С.4-13.)
64. Литература на английском языке
65. ChinaNews Analysis. 1957. № 168. February.
66. Chow, Tse-Tsung. The May Fourth Movement: Intellectual Revolution in Modem China. Cambrige, Mass., Harvard University Press. 1960.
67. Encyclopedia of the Social Sciences / ed. Edwin R.A. Seligman. USA. 1934.Vol. 14.
68. Fei, Hsiao-T'ung. How to Reform Departments of Sociology // New Construction. 1950. Vol. 2. № 2. P.20-23.
69. Fei, Hsiao-Tung. Peasantry and Gentry: An Interpretation of Chinese Social Structure and Its Changes // American Journal of Sociology. 1946. Vol.52. № l.P.1-17.
70. Fei Xiaotong. Review of the Re-building of Sociology and anthropology in China// Social Sciences in China. 2001. Vol.22. №.4. P.60-66.
71. Freedman, Maurice. Sociology in and of China // British Journal of Sociology. 1962. Vol.13. P. 106-116.
72. Fried, Morton H. China in J.S. Roucek (ed.). Contemporary Sociology. New York. 1958.
73. Ho, Kang-Ch'ih. Debates on the problems of Chinese Social History. Shanghai. 1937.
74. Hsu, Francis, L.K. Sociological Research in China. Quarterly Bulletin of Chinese Bibliography. 1944. Vol.4.
75. Hsu, Leonard S. The teaching of Sociology in China // The Chinese Social and Political Science Review. 1927. Vol. 11. № 3. p. 373-389.
76. Hsu, Leonard S. Chinese Sources in General Sociology. // The Chinese Social and Political Science Review. 1927. Vol.11. № 1. p. 14-27.
77. Kaneko, Mitsuru. The Present Situation of Chinese Sociology // Japanese Sociological Review. 1958. P. 107-108.
78. Klein, Donald W. and Clark, Anna B. Biographic dictionary of Chinese communism 1921-1965. Cambridge. 1971. Vol. 1.
79. Kwok, D.W.Y. Scientism in Chinese Thought, 1900-1950. New Haven and London, Yale University Press. 1965.
80. Lutz, J.G. China and the Christian Colleges, 1850-1950. Ithaca, Cornell University Press. 1971.
81. Ma, Hsu-lun. On the Direction and Task of Higher Education // Jen-min chiao-yu. 1953. № 36. P.12-14.
82. Macfarquhar, Roderic. The Hundred Flowers. London. Atlantic Books. 1960.
83. MacFarquhar, Roderick. The Origins of Cultural Revolution. Vol.1: Contradictions among the People 1956-1957. New York, Colambia University Press. 1974.
84. Malinowski, B. What is culture? / trans, by Fei Hsiao-t'ung. Chungking. 1944.
85. Materials of 36-th Word Congress of International Institute of Sociology. Beijing. 2004.
86. National Statistics on Higher Education in 1934. Shanghai. 1936.
87. Rorman Gilbert. The Comparative Study of Socialism in China: The Social Science at a Crossroad // Social research. 1987. Vol.54, No.4.
88. Sanchez, A.R. and Wong, S.L. On "An interview with Chinese Anthropologists"// China Quarterly. 1974. № 60. P.775-790.
89. Schwarts, Benjamin. A Marxist Controversy on China // Far Eastern Quarterly. 1954. Vol. 13. P. 143-153.
90. Shih, Kuo-Heng. China Enters the Machine Age / ed. and trans, by Fei Hsio-t'ung and Francis L.K. Hsu. Cambridge. 1944.
91. Shirokogoroff, S.M. Ethnographic Investigation of China // Folklore Studies. 1942. Vol.l.P. 1-8.
92. Sun Liping. Sociology: Seeking Its Development within the Academic Community // Social Sciences in China. 2001. Vol. 22 № 1.
93. Sun, Pen-Wen. The Past, Present, and Future of Chinese Sociology // The Population Problem of China. Shanghai. 1931. P. 1-30.
94. Sun Pen-Wen. Sociology in China // Social Forces. 1949. Vol. 27. № 3. P.247-251.
95. Sun, Pen-Wen. The Chinese Sociological Society in the Past Twenty Years // She-hui-hsueh hsun. 1948. № 8. P. 1-2.
96. Sun, Pen-wen. Sociology in the Past Seven Years. Documents of the Revolution. 1972.
97. Sun, Ting-kuo. Bourgeois Sociology Must be Thoroughly Criticized // New Construction. 1957. № 9. P.l-5.
98. Tsin M. Nation, governance and modernity in China: Canton, 19001927. Stanford univ. press. 1999. 276 p.
99. Union Research Service, Biographical Service. 1957r. № 149.
100. Yen, Hsin-Che. Method of Studying the Standard of Living // She-huihsueh k'an. 1936. Vol.5. № 1. P.57-88.
101. Yung-chen Chiang. Social engineering and the social science in China, 1919-1949. Cambridge etc.: Cambridge univ. Press. 2001 -XIV, 299p.
102. Wang, Y.C. Chinese intellectuals and the West. 1872-1949. Univ. of North Carolina press. 1966.
103. Wang Yu-Chuan. The development of Modern Social Science in China // Pacific Affairs. 1938. Vol.11. № 3. P.345-362.
104. Wong Siu-lun. Sociology and socialism in contemporary China. L.etc., Routledge and Kegan, 1979. XII, 147p. (Intern. Library of sociology)
105. Wu, Wen-Tsao. Review of Systematic Sociology // The Chinese Social and Political Science Review. 1932. Vol. 16. P.336-337.