автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева

  • Год: 1993
  • Автор научной работы: Алиева, Марьят Ибрагимовна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Майкоп
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Автореферат по филологии на тему 'Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева"

Г] Г п

1 О Д АДЫГЗЯйШЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Специализированный Совет К 113.34.01

На правах рукописи Алиева Марьят Ибрагимовна

СТАНОВШШ ИСТОРИЧЗСлОЙ ПРОЗЫ В ТВОРЧЗСТВЙ ТШОТА КЕРАНИВА

10.07.03 - Литература народов СССР

АВТ0Р1Й^АТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

ИШШ - 1993.

Работа выполнена на кафедре русской филологии Адыгейского государственного университета

Научный руководитель - доктор филологических наук, профессор Т.Н.Яамоков ""

Официальные оппоненты; дохтор филологических наук, профессор У.М.Панеш

кандидат филологических наук Р.Г.ЫамиЯ

Ведущая организация - Кабардино-Балкарский государственный университет Ордена Дружбы народов

ЬЮЛ^И^- 1993 г. в

Защита состоится » ¿4 ■ HúMfS-

чясов на заседании специализированного совета К 113.34.01 по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук (10.01.03) при Адыгейской государственной университете

Адрес: 352700 ЫаЯкоп, ул.Первомайская, 208, в кшфорвнц-зало

С диссертацией кошо ознакомиться в-библиотека^ Адыгейского государственного университета.

Автореферат разослан ^ " 1993г.

Ученый секретарь специализированного совета, кандидат филологических наук, доцзнт ^ГШг^ А.Н.Абрегов

О Б HI А Я

ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Историческая тема является одной из центральных в литературе и искусстве. В современной литературе о прошлом проявляется тяготение к широкоцу социально-философскому осмыслению истории народа. Перед писателем стоит задача найти средства правильного художественного воплощения своеобразия прошлой исторической эпохи и её деятелей. "Только через исторически конкретное, полноценное, выпуклое изображение человека в типических для прошлого образах можно передать реальный колорит, дух и с1шсл . эпохи".

Эту задачу по-своему решил Теыбот Керашев, с которого начиналась адыгейская художественная проза. Эпоха пробуждения самосознания народа, вступления его на путь созоданил новой истории дали писателю богатый материал для изображения жизни народа и его исторической судьбы. Личный опыт в сложной сочетании с другими источниками создал реальную почву для полета его творческой фантазии, для правдивого воссоздания широких картин действительности и выявления общих закономерностей исторического развития. Этим определяется актуальность и необходимость исследования становления исторической прозы в творчестве Т.Кераи:ева. Обцепризнана шсокал художественная ценность его прозы. О творчестве Т.Кераиева написано иного работ, исследователями высказано иного интересных сузвденкй^.

^Советский многонациональный роиан. - М., I9b5. С.29.

о

Шабанова Е.Т.М.Кераиев и устно-поэтическая культура адыгейского народа. Ученые записки. T.I.- Майкоп, 19Ь7; Удовиченко Н. Заметки о произведениях Теибота Керагева .//Др^-иба..- >; 7; Шабанова ¿.

Горьковские традиции в очерках Т.Керашева. Ученые записки. Ьып. m Z S^«011. Ианеш I. Образ положительного героя ь романе

Х.И.Керашева 'Дорога к счастью". Ученые записки. Был.4.- Майкоп, 1963; Тутукова ы. Раннее творчество Тембота Керашева. Ученые записки. Т.XX.- Нальчик, 1964; Ыибинская Е. Путь к больпому эпическому ханру/творческая история романа Т.Керадева "Дорога к счастыо"/В кн.: Адыгейская филология. Еып. 2.- Краснодар, 1967; Кунижев Ы. Мысли об адыгейской литературе. - Иайкоп, 19оа.

Но по проблеме, рассматриваемой в данной диссертационной работе, ■ адыгском литературоведение нет специального исследования. Есть только литературоведческие труди, касающиеся этой проблемы в ввде отдельных частностей. Поэтому изучение ' становления, идейно-художественного своеобразия исторической прозы Т.Керашева представляется нам актуальным и необходимый.

Цель и задачи исследования. Цель работы - проследить становление исторической прозы в творчестве Тембота Керашева, установить существенные черты ч её своеобразие;

^Шабанова Е. Тембот Кершев,- Майкоп, 1959; Шибинская Е., Становление жанра в младописьменной литературе. Ростов-на-Дону, 1967; Шиков К. Гуманистическая основа рассказа Т.Керашева "Месть табунщика". Б сб.: Первая научная кон!«-' рвнция молодых ученых Адыгеи.- Майкоп, 1970; Панеи У. О мастерстве Тембота Керашева.- Майкоп, 1971; Бокизова Л. Становление и развитие младописьменных литератур в условиях содружества наций. В вн.: Единство, рожденное в борьбе и труде.- Москва, 1972; Баков X. Тембот Керашев и современная адыгейская проза. Учеше записки. Т.ХУШ - Майкоп, 1973; Шазэо К. Современная адыгейская новелла. Б кн.: Сборник статей по адыгейской литературе и фольклору. - Майкоп, 1975; Чамоков Т. В созвездии сияющего братства. - 11., 1976; Схаляхо А. О некоторых вопросах современной адыгейской литературы. Б кн.: Проблемы адыгейской литературы и фольклора.-Вып.2.- Майкоп, 1979; Мамий Р. Ноше тевденции в развитии адыгейского романа. Б кн.: Советский многонациональный роман.- 11., 1965; Чямоков Т. Б ритме эпохи.- Нальчик, 1986; Панеш У. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур.- Майкоп, 1990; . Хачемизова Ы. Истоки национального характера и его эволв-ция в произведениях Тембота Керашева. В кн.: Проблемы адыгейской литературы и фольклора. - Майкоп, 1991; Чамоков Г. В защиту человека. - Майкоп, 1992.

Работа ставит цельп по возможности полнее разобраться в национальной специфике, своеобразии исторической прозы Т.Ке-рашева,в том, что есть историческое произведение, как писатель использует исторический документ, традиции устного народного творчества, историческое лицо, язык воссоздаваемой эпохи, как раскрывает национальный характер и т.д.

Для достижения втой цели перед нами поставлены следующие конкретные задачи:

- показ процесса становления исторической прозы в творчестве Т.Кераоева;

- выявление фольклорных и литературных истоков исторических повестей Т.Кершиева ("Дочь шапсугов", "Абрек", "Иесть табунщика");

раскрытие своеобразия исторических новелл ("Старый абадзех-ский охотник", "Последний выстрел", "Слово девуаши", "Молодой бисиы");

- определение принципов историзма в романе "Одинокий всадник".

Научная новизна. Данная диссертационная работа является первой попыткой исследования процесса становления исторической прозы в творчестве Тембота Керавева.

Используя опыт научного изучения проблемы исторической прозы, достижения адыгских ученых-литературоведов в исследовании этого вопроса, автор работы прослеживает., особенности исто-ричгсной прозы в повестях, новеллах Т.Керааева, народно-поэтическую основу исторического романа "Одинокий всадник". Исследуется национальный принцип в изображении психологии человека-, составляющий одну из особенностей художественного метода писателя в исторической прозе. По ходу исследования этих вопросов^ рассматриваются вопросы фольидоризма исторической прозы Т.Ке-рашева и стнлеше особенности- его творчества. .

Теоретические и методологические основы исследования.

Работа опирается на обобцаощке труды по литературе Ю.Андреева, В.Днепрова, Г.Ломидзе, В.Оскоцкого, З.Осиановой, С.Петрова и др.; историко-литературное и теоретическое изучение творчества Т.Керашева адыгскими литературоведами и.БекмзоЕа, У.Па-неи, В.ТхагазИтов, Т.Чамоков, Ё.Шабанова, К.Шаззо, А.Схаляхо н др.), на оригинальные художественные произведения писателя,

фольклорные тексты, художсственно-втнографические очерки, публицистические статьи и др.

Теоретическое и практическое значение работы. Работа способствует объективному рассмотрению и оценке явлений современной адыгейской прозы. Результаты данной диссертации ыо-гут быть использованы в соответствующих разделах курса истории адыгейской литературы, спецкурсах, спецсеминарах Адыгейского государственного университета. Ряд положений диссертации ыоино включить в учебные програшш Адыгейского педагогического училища, профтехучилищ и общеобразовательных школ.

Данная работа ыожет оказать помощь работникам культуры в возрождении национальна обычаев, традиций адыгейского народа.

Апробация диссертации. Содержание и структура работы были утверждены и обсуждеш на совместной заседании кафедр истории отечественной литературы, русской и адыгейской филологии Адыгейского госуниверситета.

Основные положения работы отражены в тезисах доклада на первой Региональной наунно-практической конференции, состояввсйся в г.Нальчике (1991), а также в статье "Конские образы в прозе Теибота Керазева", помеченной в сборнике "Молодые исследователи Адыгеи" (Кайкоп, 1993 г.).

Структура и обьёы работы. Диссертация представлена на страницах машинописного текста. Состоит из введения, четырех глав, заключения. К диссертации прилагается список использованной литературы из библиографических единиц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновываются актуальность работы, цель и задачи, методологические и теоретические истоки исследования, определены научная новизна, теоретическое и практическое значение и структура диссертации.

В первой глава "Особенности исторической прозы в адыгейской литерАтув§" рассматриваются особенности процесса становления и развития исторического жанра прозы 50-80-х годов.

Автор излагаот основные принципы исторического жанра. Главным в историческом канре является раскрытие типических сторон

жизни исторической эпохи, правдивое воспроизведение людей прошлого, воссоздание духа времени, показ роли и значения ь истории политических, культурных, моральных, психологических факторов. Писатель исторического жанра призван "воскресить минувший век во всей его истине"?

Некоторым кажется, что ценность произведения исторического жанра повышается от введения в него большого количества исторических фактов, деталей, описаний, что именно от этого в первую очередь зависит правдивость изображения, создание иллюзии минувшего. Воспроизведение местного колорита, материальной обстановки, нравов и обычаев эпохи имеет бесспорное значение для художественного уровня произведения исторического жанра. "Колорит страны и века, их обычаи и нравы высказываются в каздой черте исторического романа, хотя и не составляют его цели". Писатель должен глубоко постигнуть дух и формы языка той эпохи, которую он избрал предметом своего художественного отображения.

Произведение исторического жанра не дублирует научный труд, не попторлет данных исторической науки, но постигает общий с нею материал по законам художественного пересоздания действительности. "Исторический материал нужно хоропо переварить, чтобы он.из материала стал богатством образа н мысли"?

Важнейшее значение для исторического жанра иыеет проблема соотношения истории и вышсла в произведении. "Соединить эти два требования - внести в историю свой вымысел, но выиысел ото? основать на истории, вывести его из самого естественного хода событий, неразрывно связать его со всей нитью исторического рассказа и все эю представить так, чтобы читатель ввдел перед Собой, как живые, личности, знакомые ему в истории и изображенные здесь в очаровании поэзии, со. стороны их частного быта и внутренних сокровенных дум и стремлений, - вот задача исторического романиста"?

Пушкин А. Собр.соч. в десяти томах, Т.УП.-Ы., 1962. С. 337. 2^елин^кий В. Полй.собр.соч. Т.У.-Ы.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

^Толстой А. Письмо редактору журнала "Новый пир", июнь, 1929. Архив писателя.

4Добролйбов П. Поли.собр.соч. Т.1.-Ц., 1У34. С. 530.

Главным в историческом жанре является раскрытие типических сторон жизни исторической эпохи, правдивое воспроизведение людей прошлого, воссоздание духа времени. Человек является главным предметом искусства в историческом жалре. "Талант проявляется в описании причин, порождающих факты, в тайных движениях человеческого севдца..." , справедливо заметил О.Бальзак. Однако у О.Бальзака речь идет но о раскрытии тайн человеческого сердца вообще, а о создании исторических характеров, воссоздающих ткшгеесвпе герты людей минувших веков. В соответствии с общими принципами реализма писатель - историк может правдиво воссоздать данное историческое явление в той именно форме, в которой оно появилось в реальной жизни. Литература обладает всем тем, что нужно писатели для того, чтобы глубоко понять и осмыслить и образно воспроизвести настоящее и прошедшее в их диалектической взаимосопрякенности.

Диссертант отмечает, что историческая тема приобрела большое звучание в годы Великой Отечественной войн». "Оцущоние Родины - это сознание связи своей с историей своего народа"? Война с немецко-фашистскими захватчиками обострила внимание писателей к геростесюш и трагический фактпи истории своих народов. "В русскоК, украинской, белорусской, литовской, грузинской , казахской и других литературах получазт интенсивное развитие различно сараацип которнческого к акра - от рогата -эпопеи о далеко;! срозлоц до ксториао-бпогрсфачаского рсиаяа... Историческая проса качдк^т играть о это Ерс^л богздуэ роль, о разштка сзатхсЕЯзеЗ е-з^&кдыхз: кг.тсратур, а созраста:-,а ссзссазиого ^удокготссг..;о-осгст1ксс1:ого едиютса"? В о то Я сся-зи автор в декдой г^а^о удахлат ь^ьгшза особскпостяа ссмуичсо-кой прозы в новопкськшом литература. Кая счатаот Л.Бегвзова, "анализ проилого посродстЕси гудожеагсешого воссоздать: еото-лед, ирс^згаютегаЗ иарода - одна из судя-

^Еальзаи 0. Собр.соч. Х.ХУ.-2.» 1355. С. 282. '^Толстой А. Поли.собр.соч. Т.2У.- 13., 1955. С.256.

'Шаха У. Тавояогпчгскиэ ссазп и фор^фокшаз худагсегамто-^сгцпчеспого «дапсгеа сдргсяк гзтсргяур.- 1.апсоп, 1920.

чательшх черт современного романа в северо-кавказских литературах"*

Сама цдея переосмысления прошлого с точки зрения революционных подходов созрела в адыгских литературах уже в тридцатые голы. Об этом свидетельствуют очерк Т.Керавзва "Искусство ад иге" и его выступление на I съезде писателей и аоугов Адыгеи". Определенные шаги по пути освоения историко-революционных фор* адыгейская литература сделала и в произведениях И.Цэя "Одинокий", и.Тлюстена "Путь открыт", йцё в первые годы посла войны в своей статье "Дорогой правды" (1947), обспревая состояние адыгейской литературы, Д.Костанов выдвинул необходимость разработки историко-революционной тематики. Активное освоение исторической и историко-революционной темы наблюдается в ней со второй половины а затем и 60-х годов, когда выходят

а с бот "Абрек" ТлСерапева, "Вот белого кш«я" А.йвтыха, "Дэ-вкчы! зори" Ю.Тлястеня, "Тропы из ночи" И.Ыяшбаша и др.

Акцентируется внимание на раэветвленность и разнообразие художественных форм исторического жанра в литературе. Происходит обогащение и расширение его художественного пространства. Это исторический роман, роман-эпопея, историческая эпопея, историко-биографический, историко-философский, историко-психо-логический романы. Диапазон исторического повествования простирается от документальности до легенды, от хрсникальности до лирического и психологического воплощения прошлого через судьбы н столкновения лядой самого различного типа. 3 адыгейской литературе тоне наблюдается расширение проблемно-тематического и .Таиров о-структурюго диапазона исторической и изторико-рвЕОлюцнси-ной прозы, усиление аналитического начала и концемтрироэммых форм выражения. Рядом с романом-опопеей о далеком прошлом ("Бзгажская битва" /1976-1978./И. Машбаоа) в ней находит своё место рассказ-притча, рассказ-легенда ("Сказание" /1959 /Т. Кзрашэва), обширное историко-революционное повествование с

^Бекйова Д. Но законам взаимодействия и худоуйственной самобытности. В кн.: Советский ромал. Новаторство. Поэтика. Типология.- Ы., 1978.

Искусство адыге //Революция и горец. - 1932,-

з' * '

Кераиев Т. Адыгейская литература. Доклад на I сьечде гтисатчлбй м ашугов // Ащгейская правда,- 1<$б, 21 декабря.

элементом романа - биографии ("Jíoc Шовгенов" /1970, 1975/ Д.Костанова) уживается с социально-психологической прозой характеров и проблем ("Воз белого камня"/ 1971/ А.£втыха, "Тропы из ночи" ,/1971/(И.Машбаша).

Автор диссертации кратко анализирует исторические произведения Д.Костанова, А.&зтыха, И.Маибаша. В рассказе "Счастье" (1947 г.) í.iíoctshob воспроизвел эпизод из революционной деятельности Moca Шовгенова. Почч! через четверть века писатель приступает к созданию монументального романа о стойком революционере. СИ успесно осуществил свой творческий замысел, написал дилопго, названную по имени главного героя. Д.Ксстшов в романе "Ыос Еовгенов" разворачивает сложную и противоречивую картщу действительности конца XIX-го и начала XX века. Писатель но замкнулся в рамках биографии своего героя. В яркой судьбе Moca Шовгенова Д.Костанов отразил основноо содерзашю опохи, движение самой истории. В данном произведении ш видим влияние процзсса аналитического исследования жизни в историческом плане, опроделиввего в какой-то море главное направление адыгейской прозы 70-;: годов, сопровождающийся более углубленный подходом писаталзй к изображению ведущей роли болышвн-ков и русского пролетариата в пробуядэнии национального ссно-созншшя адыгокского крестьянина, обострении! шаманкой к проблз-

стаповхаавя пового щадопагызого хвракуора - борца за народим счастьо - с сложпэйезх условиях социальных битв начала XX века.

Длссортолтоы сдэлан вызод о той, что d повести А.Езтыха "Воз белого кашя" по -существу ксслодуютсл те г,а про б ламы, что ц в pokz^io Д.Костанова. Но здесь нот пслорашого изображения событий. В повеста "Воз болого камня" художественно освоен сравнительно большой отрезок времени, воссозданы наиболэе типи-чеекпо картины из жизни адыгейского аула дооктябрьского периода и noca революционных лэт. Автор в конкретных локализованных карткнах и деталях рисует большие общоственныо пероксны. Главным гароеи повести является народ.

В pouaio И.Иасбаха "Тропы го ночи" объектом художественного ксслэдовения стала действительность предреволюционного

периода, Октябрьских дней и первых лет Советской власти со всеми противоречиями и сдвигами.

В центре романа поставлен образ безродного крестьянского парня Дкаыбулата. У И.Машбаша герой правде всего представлен как сш своего времени, он мотивирован в его непростых на-циснально-исторических и социальных отношениях с окружающим бытием. Вся вд£йно-художественнал структура романа подчинена одной проблема - духовному становлению Джамбулата. Но роман "Тропы кз ночи" нэ о судьбе одного человека, а всего народа. И.Машбаи художественно правдиво и убедительно показал картину роста классово-социального сознания трудящихся масс, рост личности, связанный с глубинными процессами развития общества.

В работа анализируется исторический роман И.Машбаша "Блиик-ск;«я битва", где обнаруживаются "типологические черты современного северокяякаэокого романа, преодолевающего задалиость ссциологичоской кпнвы сюжета, романтизацию старины, схематизм и поверхностную описательность"? Традиционный замысел - покатать народную судьбу в переломный момент и в связи с исторически).' событием, имевши! для адыгов эпохальное значение, -потребовал- от писателя проникновения в, глубины национальной жизни. Дилогия И.Ыаибаша "Бчийкская битва" освещает конкретно-исторические события адыгейской действительности почти всего ХУ!11 века. Пытаясь создать правдоподобный образ прошлого, автор обращается к социальным-относениям, национальным обычаям, этнографический деталям и легенде. Прошлое для И.Цашбаиа является в то же время не просто далекой историей, оно - составная часть единого и неделимого человеческого бытия. Каи отмечает К.Шаззо, "автор избрал тот путь повествования, который не должен был привести его к беллетризованному пересказу давно и многим известных моментов в национальной яизни в прошлом (и такое не раз бывало), а ориентировал бы его на художественное осмысление явлений, фактов, людских судеб определенного истерического периода"?

Чамоков Т. В ритме опохм.- Нальчик, 1966. С.2.

%аээо К. Взгляд сквозь годы // Адыгейская правде.- 1962, 26 октября.

В послевоенной адыгейской литературе исторические произведения Т.Керашева составляют целый отап. Как считает Р.Ыамий, "стремлением увидеть и запечатлеть новые черты, внесенные революцией в сознание и психологический склвд народа, пронизан и новый роман Т.Керашева "Одинокий всадник" (1973), ярко воссоздающий страницы истории вдыгов двухвековой давности".

Автором данной работы анализируется историко-революционный роман А.Евтиха "Баржа" (1983). "Принципы историзма и психологизма так гармонично не соединялись еще у Евтыха, как в втом романе"? Писатель отразил в произведении предреволюционную действительность Кубани и Адыгеи, поступательный ход нарастающего революционного движения, пробуждение и рост классового самосознания трудящихся, и подготовку их к предстоящей революционной борьбе. Главный герой романа - трудящиеся адыгейских аулов, станиц, хуторов и городская беднота.

Диссертант делает вывод о той, что в адыгейской литературе есть ряд значительных произведений на исторические и историко-революционные теш. Интерес к историческому проплоцу народа проявляется в адыгейской литературе, как и во всей многонациональной литературе. Наблюдается канровое разнообразие исторической прозы. Отмечается связь с устным народный творчеством, стремление писателей постичь сущность национального характера, показать углубляющуюся связь личности с обществом, запечатлеть значительные этапы яиэни адыгейского народа.

Заключая исследование особенностей исторической прозы в адыгейской литература, нельзя на отметить, что в последние годы вновь усиливается интерес к национальной истории. Следует подчерхцуть особо, что именно в нааи дни еыивл в свет исторический роман И.Ыаибеда "Чернова" (1993), в которой предпринята попытка осмыслить один из сеяных отапов дореволюционной истории адыгов. Таким образом, современный общественно-исторический процесс по-своему придает ношй иыпульс адыгейской исторической прозе.

НашШ Р. Ноше тенденции в развитии адыгейского романа.В кн.: Советский цногонациональкый роман.- Ы., 19Б5. С. 173.

2Чамоков Т. В ритма епохи.- Нальчик, 1936. С.149-150.

IJ

Тембота Керамева" анализируются повести "Дочь шапсугов","Абрек", "Несть табунщика".

Разрабатывая тему коллективизации, роядения нового иира, нового национального характера, Т.Керашев в пору своей творческой зрелости обратился к тема исторического прошлого. В ЬО-е годы у него созрел художественный зашсел: показать исторический опыт CBçero народа, обнажить те истоки, которые способствовали созревании сознания горцев, повышении национального самосознания. Обращение к истории открывало ему путь к постижению глубоких корней такого сложного понятия как национальный характер.

В эти годы Т.Керашев создает серив исторических повестей и новелл: "Дочь шапсугов" (1951), "Абрек" (1957), "Месть табунщика" (IS59) и др., n основу которых ле1ли мотивы из адыгейского фольклора. В ьтих повестях дальнейшее развитие получили историзм и этнографизм прозы писателя. Они явлнится примером аналитического использования богатств фольклора, а также свидетельствуют об углублении художественного своеобразия адыгейской прозы. Как считает Л.Бекизова, "именно любовь к народному эпосу и исторической национальной традиции помогает Т.Кершиеву крепко утвердиться на родной почве, ьыработать историзм поэтического мышления и своеобразно соединить в психологическом анализе, в раскрытии "диалектики дули" своих героев опыт народной мудрости с опытом психологического русского романа"? Анализ становления исторической прозы в повестях Т.Кераиева начинается с рассмотрения взаимоотношений литературы и фольклора. Связь творчества Т.Керашева с фольклором подчеркивают все литературоведы Северного Кавказа. "Уже поиски Т.Керашева стали большой удачей адыгских литератур в понимании дифференцированного подхода к культурному наследию прошлого". Новое качество фольклоризма Т.Керашева выразилось, в частности в том, что он не отверг традиционные образы,, но переосмыслил их. Обращаясь к народным легендам и преданиям, писатель ищет и выявляет в образах народных героев те черты и te моральные

*Бекиэова Л. Становление и развитие младописьменных литератур а условиях содружества советских наций, в кн.: Единство, Боцденмоа в борьбе и труде.- Ы., 1972. С. 2Ь7.

^Тхагаэитов 0. Адыгский ромал.- Нальчик, 19С.9Э.

качества, которые помогли осуществить герою-современнику мечту о лучшей и счастливой жизни. Он обращается к тем нравственным нормам, которые наиболее устойчивы, к тем эстетическим принципам, которые приемлемы и для современного одыга. Сила реализма Т.Керашева состоит в умении соединить современный идеал человека с тем лучшим, что выработал народ на протяжении веков, в бережном отношении к народному достоянию. Отсюда и плодотворность развития им традиций русской и советской прозы, традиций Л.Толстого, Ы.Шолохова, А.Толстого, А.Фадеева;, от которых Т.Керашев усвоил мастерство психологического анализа.

Творческая практика Т.Керашева является весьма плодотворной для становления повествовательных жанров ряда младописьменных литератур, выражает основные тенденции их развития. Его исторические повести составляют определенное звено в подходе и решении адыгскими писателями одной из центральных тем - изображения судьбы народа, его борьбы за свободу и независимость в их исторической обусловленности.

В исторических повестях "Дочь шапсугов", "Абрек", "Месть табунщика" проявляется поворот Т.Керашева к интенсивной проблеы-ности, новой фазе художественности, оиоциональной разносторонности. В основе свжетно-коипозициошюго строя произведения по-прекнеыу лежит основополагающая иысль о соотнесенности судьбы человеческой и судьбы народной, об органической связи жизни личности с жизнью общества. Но художественное осмысление проблемы в новых условиях потребовало существенных изменений в области жанровых и стилевых форы. Правда эпохи, революционного времени диктует четкую социальную мотивировку характера. Социальная основа конфликта также связана ввдишыи нитями с общественным положением. Хорошо отражается в исторической повести Т.Керашева 60-х годов тенденция - глубже вглядываться в закономерности жизни, стремление воссоздавать через персонажи противоречивую суть действительности. Дух исследовательского начала, характерный для литературы 50-х годов, присущ прозе Т.Керашева. Писатель чувствует требование времени.

Диссертант исследует проблему взаимоотношения в образе исторического факта к шшсла. И делает вывод о той, что реальность и ыиф, действительность и вымысел причудливо переплетаются б,повестях Т.Керашева. Легевда ни в коем случае не является

самоцелью, автор не дает увлечь себя миром приключений. Занимательная стихия ему нужна не сама по себе, а как художественная оболочка, помогающая лучие показать закономерности мира. Исследуется также внимание писателя к бытовой и этнографической детали.

В работе автор стремится определить художественные особенности произведений Т.Королева, определившие иедивидуализацию и типизацию персонажей. Анализируется, как Т.Керапев, пользуясь художественным арсеналом народного творчества, различными способами стремится убедить читателя в том, что изображаемое им -реально, оно было на самом деле. Делается еыеод о том, что изучение человеческих характеров у писателя идет одновременно с овладением мастерством художественного восприятия типических черт в неповторимой их индивидуальности. Т.Керашев уделяет боль шое внимание таким средствам индивидуализации, как язык героя, его портрет, психологическая деталь и т.д.

Как считает У.Панеп,"повести "Дочь папсугов", "Абрек", "Несть табунщика" объединяет в один сборник их обращенность к жизни дореволюционного адага. В отон сиысле могно говорить об этих повестях, яан об исторических произведениях. С точки зрения исторической достоверности, в нях иохно встретить лиаь отдельные указания на то или иное событие. Сгаяеи, в повести "Дочь папсугов" упоминается битва при Бзиако в 1795 году и Отечественная война ISI2 год а в России».. В "Абреке" указывается русско-японская война 1904-1905 годов, а в "Нести табунщика" обозначается время выселения в Турция черкесского плеиени махоп"? В наядой повести Т.Керанева раскрывается насколько событий, играг^их очень важную роль в судьбе одного или нескольких героев; в "Добери шапсугов" судьба Анчока и Гулеэ, в "Абреке" - КаЯмета и Зари, в "Мести табуцщгга* - Лаукана и Суры. Но судьбы героев исследуются писателем в я проком контексте социально-динамической действительности.

Диссертант анализирует образы, дам гае в исторических повестях. Т.Кергззба. Акцентирует внимание на образах, стариков-рзсская-

1Панц У. 0 иастерстве Томбота Квраявва. - tí., 1971.

чиков. При этой подчеркивается, что образ рассказчика, прожившего иного лет, имеющего большой жизненный опыт, играет определенную композиционную роль и несет идейно-смысловую нагрузку. В "Дочери шапсугов" зто старый Кизбеч, в "Абреке" - Василь, близкий друг героя повести Каймета, в "Мести табунщика" роль рассказчика выполняет сам аьгор.

В повести "Дочь шапсугов" Т.Керашева занимала,главным образом, мысль о естественном появлении в данных условиях абрека, защитника интересов народа. В связи с этим писатель дает широкую панораму жизни, социальных отношений адыгов. Незримыми путями Т.Керашев связывает своих персонажей с судьбой народного героя, отмечая тем самым главные их качества: демократизм представлений о жизни, любовь к простому человеку. Исключительное в образе Анчока во многом приближает его к внеиней монументальности, сим-волической обобщенности, которые ставят его в один ряд с известными в истории адыгов легендарными героями, как АЙдамлркан, Хат-хе Мхамат, Ханахоко Кимчерий, Ыафоко Урусбий и др.

В повести "Абрек" Т.Керашевым ставится проблема взаимоотношения личности и истории человека и окруяаюцего его общественного мира. Воспроизводятся типические обстоятельства, учитывается время, эпоха, наконец география. Обстоятельства формируют характеры, мотивируют поступки. Диссертантов анализируется, как Т.Керанев вводит в художественное произведение песню. Этот род народного творчества несет огромное жизненное содержание, позволяющее еще лучше изучить историю народа, его борьбу, миропонимание, его психологию.

В работе уделяется внимание исследованию адыгского национального характера. Можно сказать, что образ Каймета ("Абрек") является шагом вперед в раскрытии национального характера адыга. Воссозданный писателем портрет Каймета _¿относ 'тся с народными традиционными представлениями о »мужественны и красивых сыновьях народа. Он отзывчив, справедлив, трудолюбив, скромен. Веч его поведение основано на правиле: "Родился человеком, голову в грязь не роняй1" С кем бы нн сталкивала судьба Каймета, всем он делает добро. Он воплощает в себе идею осознанной революционной пролетар-схоЯ борьбы, худа вплетается идея о бесценности человеческой ткани, величин и ото любви.

Работа Т.Керашева над повестью "Месть табунщика" совпадает с тем периодом развития литература, который связан с закономерным процессом углубления эстетического содержания в целом прозы. Повышенный интерес к проблемам морали приводит писателя к народному опыту гуманистических исканий. Через утверждение личности, возможности которой беспредельны, если он связан с народной трудовой жизнь», идет утверждение народа. В повести "Месть табунщика" Т.Керашева интересуем морально-этическая основа поведения абрека - наездника. Через жизнь главного героя повести табунщика Лаукана прошла трагическая судьба предшествующих поколений. В его биографии сомкнулись социальная и историческая драма народа.

Роль пейзажа в исторических повестях Т.Кералега рассматривается диссертантом. Дейэажшз зарисовки являются важнейшим средством раскрытия внутреннего мира героев.

Другой важнейшей особенностью исторических повестей Т.Ке-рапова является сирокое использование устного народного творчества. Писатель часто использует различные жанры фольклора (легенды, сказки, прэдания, народные песни, пословиц1! и поговорки) и традиционные для народного творчества художественно-выразительнуе средства (опитотн, сравнения, метафоры, психологические параллелизмы). Анализ произведений показал, что сплав народного сказа и литературного мастерства характеризует исторотесяие повести Т.Керааева.

В третьей главе "Своеобразие исторических новелл Тембота Керасева" проанализированы такие произведения новеллистического жанра, как "Старый абадзехсккЯ охотник" (1969), "Последний выстрел" (1969), "Слово девушки" (19695, "Молодой бисим"(1969).

В диссертации уделяется значительное внимание на одно кэ ведущих особенностей мастерства Т.Керзлева - новеллистичность в изображении действительности. Она проявлялась уже в первых рассказах писателя и его романа "Шамбуль".

Буквально по отрывкам народной легенды писатель сумел воссоздать целостную картину далекого простого в исторической новелле "Старый абадзехский охотник". Диссертантом анализируется образ Гучипса - образца мужества, силы, действия. Он в минуту смертельной опасности, нависшей над аулом, сумел организовать народ на борьбу с иноземными захватчиками. Чтоб!) разбить врага,

нужна была сказочная сила, и Гучипс пробудил её в людях. Вот эта красота души простого человека, .открывающаяся вдруг, в один из драматичнейших моментов, и стала основным мотивом новеллы. И за этим порывом души, за этим поступком чувствуется социальная обусловленность конфликта.

В работе исследуется, как Т.Кераюев дает образы главных героев. Он не сразу рисует портрет героя, а постепенно вводит читателя в окружающую его среду, в его внутренний мир. И преаде, чем приступить самому к характеристике своего героя, показывает его через восприятие других персонажей. Они говорят о нем, спорят, делают догадки. И тогда лишь автор "вступает в игру" и довершает лепку образа, подтверждая свою.характеристику действиями героев.

Писатель дал географическое расположение Темиргой, Абодэе-хии. Чувствуется его знание истории адыгейских племен. В его изложении атмосфера жизненного уклада адыгейских племен абсолютно подлинна.

Обращается внимание на то, как писатель вводит в свое повествование элементы фольклора. Они и во внешнем облике героев, в их психологическом складе, и в самой интонации повествования, в аромате и свежести языка.

Диссертантом исследуется, как Т.Керашев знакомит читателя с адыгейским атикетом, с гостеприимством адыгов, с отношениями иввду старшим и младшим поколениями. Хотя новелла рассказывает о временах далеких, о старине адыгейской, в ней .мысли и чувства, радость и тревога сегодняшнего дня. Мужество и героизм простого охотника Гучипса позволяют нам поставить его рядом с такими известными героями исторических повестей, как Наймет ("Абрек") и Лаукан ("Несть табунщика"). .

В новелле "Последний выстрел" Т.Керашев создает порааден-ный несправедливым обществом характер полуфеодального фанатика-иедивццуализта, который до етого произведения не встречался, в творчестве писателя. Глубоки.корни драмы Алэбия - в первый же день сознательной жизни он противопоставил свои звериные цели : грабителя и накопителя против правды и человечности, затемвто, стало ааконоы его жизни, Т.Керашев слил воедино в его образе такие черты, как жестокость, хищничество, бесчестие, алчность, продажность. Все то, что 141 видели в Болотокове, Камбулете,

Аледжуке ("Дочь шапсугов"), Пшиготе ("Несть табунщика").

Писатель не ограничивается изображением внешнего облика своих героев. Напротив, его больше волнует внутренний мир персонажей, ход их шслей, переживаний. Приём внутреннего монолога помогает ему психологически верно раскрыть тайну душевных побуждений героев.

Акцентируется внимание на использовании исторического факта в новолле. Т.Керакев в повествование ввел историю гибели аула Цутхакумоко. Диссертантом рассматривается и другой исторический факт - появление в Абадзехии наиба Шамиля Ыухамед-Амина в 1В48 году.

Произведенный анализ показал, что данная новелла звучит и сегодня актуально, т.к. в драматической судьбе героя, будто в зеркале, отражается драматическая судьба вдыгекга народов а далёком прошлом.

В ноЕеллу "Слово девушки" Т.Кералев вгел образ рассказчика Кагата. Как рте отмечалось, почти ео всех произведениях прозаика даётся образ лудрого старца, великолепного рассказчика, по характеру и речи очень близкого к народит скэзочниксм. В данном произведении писатель познакомил читателя с традициям'!, мастерст^тм шитья и сшивки адыгеек, национальным костсмся, с той, как н ' прошлые поколения адыгов стремились к человечности, проявляли немало мужества и разума, как строго адыги держали своё слово. Верность слову для героев - это ~:ге?ь, дороже , иле женской чести.

Нэобичайтаз, кэ ряда вон пссодлщпз обстоятельства - способ проверки мужества молодых героев и достс.-нства хозяина, несущего ответственность за своего гостя, его и чзсть дает Т.Керагев в новелле "Цолодой биекм".

В ауле сложная ситуация. Все считапт, что в нем появился пришелец из загробного мира. 1й-за этого по аулу перестали ходить ночью. Постепенно Т.Керапев подводит нас к нетерпеливому ожедашзз того, как выйдут из щекотливого положения гость и его молодой бисим Батыр: смогут ли !!аЯти мужсстпо вступить в схватку с "призраком". Писатель дает внутренний монолог Батыра. Он знает, что людская молва беспощадна и Батыр немедленно должен найти выход из создавшегося положения.

В работе анализируется, кая Т.Керазез показывает душевное

состояние героя в критический момент. Выходя из гостиной девушки, Батыр был исполнен горячей решимости. Но вдруг ему нетерпимо больно стало от мысли, что он идет навстречу своей смерти, и никому нет дела до него. Но тут же вспомнил о тех людях, к которым он должен вернуться. И Батыр не может пренебречь их представлениями о доблести и чести. В этот критический момент он вспомнил все, что когда-то слышал о мужестве, доблести и чести, вспомнил людей, которых прославляли в народе, своего отца, песню, которую однажды пел друг отца. Ему стало стыдно за себя, Батыр понял, что его жизнь не дороже жизней всех тех славных сынов народа, что не щадили себя во имя доброй людской молвы. Испыта-ние»на цужество закончилось в пользу героя. Оборотень же "обернулся" вором из шайки.

Как показал анализ, в исторических новеллах Т.Ксрашева нет сцен непосредственной схватки антагонистических классов, но социальная обусловленность конфликта чувствуется со всем: в столкновении характеров, в обрисовке персонажей, их морального и внешнего облика. Т.Керашев тщательно исследует социаль-но-нравствеиные категории, присущие представителям различных классов. Незапятнанная честь, честность и правдивость, мужество и стойкость в борьбе, доброта и некоторая наивность - черты, присущие людям труда, простым крестьянам-хлебопашцам. И конкретно: алчность, хшгкество, трусость, отличающие представителей ицущих массов. Исследуются эти категории пристрастно, философски углубленно. Все ото подкреплено и обусловлено прекрасным знанием психологии народа, его истории, его мудрости и таланта, которые-являются для Т.Керашева не только предметом изображения, но и источником мастерства, творческого вдохновения.

Нужно отмотить, что Т.Керашев художественно убедительно воссоздал атмосферу, колорит прошедших эпох.

Глава четвертая "Принципы историзма в романе "Одинокий всадних" Тембота Кераяева" посвящена анализу романа "Одинокий всадник". Как отмечает М.Хачецизова: 7.. в романе "Одинокий всадник" писатель показывает более обстоятельно исторические истоки социальной борьбы у адыгов, истоки свободолюбивого национального характера... важным фактором является стремление писателя более глубже и всесторонне раскрыть внутренний мир древнего

л

адыга.

Анализ произведения показал, что фигура "одинокого всадника", поставленного, казалось бы, в центре изложения и связанное с ним эпическое повествование лишь оттеняет, дополняет основную сюжетную линию. Движут действие на самом дела волнения и забоет, сомнения и поиски другого персонажа. И раныяо, в исторических новеллах, Т.Кераиева интересовала не экзотическая, снслгля сторона адага проалых времен, а его "философия", его личность, его душевные богатства. Проникая во внутренняя жизнь героя, вобравшего в себя типичные национальные черты, автор шел преимущественно путем рассказа о событиях и поступках героев. На этот раз писатель повествует не столько о самих жизненных обстоятельствах, сколько о дупевной реакции на них. Именно поэтому в центре повествования ставится "думающий герой" - Ерстем"? Появляется он на первых же страницах романа. Ерстем разшаляет прежде всего о социальной несправедливости, об извечной борьбе имущих и эксплуати-pyc:«ix. Он не принимает такую жизнь.

К.Пазэо считает, что "роман "Одинокий всадник", всссоздаю-~,г.Я даяекуи ¡ятерпэ едцгоэ, с одной стороны, к группз

его поеслл, с другсЗ сторож - ясляет довольно новое в пдыгскоП просе круглое жанровое образование, построенное на раскрытии легендарного, где-то сягзо~!сго, по сс1р;аяьно реального содерза-

• ПНЯ"?

Произведений анализ пок^згл, пго з исторических повестях :i новеллах Т.Керазева интересует "философия времени", но он исследовал её на фоне событийного сгпета. В романе ze писатель увлечен душевной реакцией героя на события, показом его сложного духовного мира. И это нэ случайно. В "Одиноком всаднике" Т.Кера-оев прибегает к приютным для него ергдет^ам* таким, как сопоставление, тщательно вырисованные характеры, реелистическая деталь, лаконичный комментария, ii я йрэЕНИтелыго носы:« для него развернуто^ внутреннему монологу, ретроспективным связям. Представлен-

Хачемизова М.-Истоки национального характера и его эволюция в произведениях Тембота Кесасева. В кн.: Нроблег-i адыгейской литературы и фольклора. Еыл.8.-Майкоп, 1991. С. 2Ü.

Пайса У. Одинокий всадник //Адыгейская правда, 1978, 16 февраля.

%аозо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах.-Тбилиси, 1978. С. 142.

ная картина прошлого освещена светом веры и надежды, потому что прошлое мысленно скрещивается в сознании писателя с настоящим и будущим.

В первой части четвертой главы "Народно-поэтическая основа романа "Одинокий всадник""исследуется поиск Т.Керашевым синтеза двух типов художественного сознания - фольклорного и литературного в адыгейском романе. В основе романа лежат народные предания^ "Опора на повествовательные традиции фольклора для романа естественна - ведь именно в повествовательных жанрах, прежде всего в героическом эпосе были аккумулировании национальные традиции художественного освоения исторической жизни народа". Изучение особенностей фольклоризма Т.Керашева дает возможность выявить не только специфику освоения писателем богатств устного народного творчества, но помогает исследовать один из важнейших законов современного развития национальных литератур, в формировании которых, как известно, огромную роль сыграло устное народное творчество.

В данной части анализируется, иак Т.Кералев< пытается выявить истоки национального характера, те его здоровые и устойчивые черты, благодаря которым сохранился народ; Самое понятие "национальный характер" - чрезвычайно сложное, многогранное, еще "никто не предложил такой формулы", которая раскргтла бы его со всей полнотой и точностью и удовлетворила бы всех исследователей. Вместе с тем достаточно ясно, что понятие это скатывает комплекс наиболее существенных духовных свойств нации. Вот и Т.Керашев видит духовную суцнооть героя, лрезде всего, в его отношении к народу. В образе Залэко Ерстэма писатель сумел передать проявление черт характера самоотверженного героя, борца за народное счасп.с. Диссертант использовал фольклорные произведения о Ерстэме. С« является народным героем. В устном народном творчестве есть множество сказаний, преданий о рождении, жизни, подвигах Ерстэма ("Залэко Ерстэм". О том, что произошло с Залэко Ерстэмом", "Подвиги Ерстэма", "Роадение Залэко Ерстэма", "Сказ о Залэко Ерстэме", "История Залэко Ерстэма" и др.). Как показал анализ, Залэко Ер-

1Алиева А. Фольклорные традиции в младописьменных литературах. В кн.: Современный роман. Новаторство. Поэтика. Типология. - М., 197& С. 97.

гз

с том в фольклоре выступает защитником справедливости, свободы. За ним числятся только добрые дела и поступки. Это все сочетается у него с душевной мягкостью, благородством и человечностью.

Т.Керапев в историческом романе "Одинокий всадник" оставил фамилию и имя героя без изменений. Писатель детально исследует истоки глубоких патриотических, гуманистических чувств Залэко, составляющих основу его натуры. Обращается внимание на тради- _ ционно фольклорный конфликт добра и зла, активно влияющий на структуру и композицию произведения. Рассматривается своеобразие композиции, изобразительных средств, сближающих роман "Одинокий всадник" с эстетикой и поэтикой фольклора. В обрисовке главных героев романа наглядно прослеяивается типическая традиция. Они проявляют себя в поступках, всегда подчиненных идее добра. Подобно героям эпоса, Суанд, Ерстэм, Баташ выступают как лзздн, в кото-рее все достойно подразанкя. А князья и орки, кап и э народном творчестве, наделены отрицательными чертами. Основной прием живописания словом у Т.Керапева - ёмкая деталь. Одним из завоеваний* фольклора является наглядность изображения (умение гццелить наиболее характерную черту героя, обрисовать его оде.тду, внешность, окружающую обстановку). Т.Керасев развил и распирил художественные функции детали. Она з его романе слуги? портретная живописи, помогает представить героя, разглядеть его характерце внешние черты.

Как показал анализ, герои Т. Ке расе в а хорошо знают кародшЯ этикет, традиции и фольклор своего народа. Оттуда они '-терпаат свою силу, выносливость и мужество.

Во второй части "Художественное воссоздание характеров и жизни, быта, обычаев адыгов в ХУШ веке а романе "Одинокий всадник"" рассматривается авторский стиль. Испытание предела человеческих возможностей является сильным характеризующим приёмом у • Т.Кераяева. Вместе с тем, параллельно с гротескно-гиперболическими сшетани, развиваются и реально-СытоЕые, где человэк раскрывается в повседневной жизни, в повседневном общении с окружающими людьми.

Диссертант исследует, как Т.Керааев через внутренней ионолог передает душевное состояние, имеющее веяное значение для понимания «-объяснения тех или иных действий героя; как дает конкрзтную характеристику героев; как раскрывает характер. Писатель расширяет

для героя границы, горизонты малой родины. &акоиит с бытом и жизнь» абадзехов, тем!фгоевцев, бжедугов.

В данной части делается попытка выявить значение реально-бытовой, исторической основы романа для воссоздания художественных характеров человеческих типов. 'Г. лера-шев так строит и ведет линии развития характера, что легко проследить центральный всепоглащаюций жизненный интерес каждого лица, вокруг которого группируется все остальное. У Ёрстэма жизненный интерес и счастье, как считает герой этого романа Темган Таур, состоит в том, чтобы делать добрые дела и помогать людям в беде. Последовательно, с нарастающим усилением изображая одно и то же качество человека, Т.Лзра-иев выпячивает ведущую черту характера.

В третьей части "Принципы историзма п романе "Одинокий всапник""рассматривается "превращение исторического ала иен та в элемент художественный".

Диссертант исследует описание народных обычаев и нравов адыгов. Т.Кара.вив знакоиат читателя с гостеприимством адыгейского народе., кунацкой, где складывалась, развивалась и кила устная история народа. В работе рассматривается, кап герой писателя соблюдает адыгский этикет, кодаке чести - намыс. Романная форма позволила Т.Карасову показать национальное бытиэ в различных его проявлениях.

В диссертации анализируются конкретные исторические факты, детали, лица. При этом диссертант опиразтея на исторические документы.

Акцентируется внимание на то, как писатель через главного героя Ерстэма воспринимает уклад жизни, общественный строй, природу'Абадзехии, Темиргой, Бжедугии.

Тл{ерашев смог донести до читателя языковое богатство адыгейского народа. Несошвнно кцейно-художествениое достоинство романа. Но нуяно отметить, что он не лишён, конечно, отдельных шероховатостей, художественных просчётов. В связи с этим диссертант рассматривает работы А.Схаляхо, ¡З.Шибинской У.Пане о к др.

'йсаляхо А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1966.

Хибинская 2., Панэв У. Тембот .<еращев. в Кн.: Вопросы истории адыгейской советской литературы.- Майкоп, 12Ш.

Вместе с этим нужно отметить, что исторический роман , Т.Керазева "Одинокий всадник" имеет большое значение для адыгейской литературы, адыгейского народа. Писатель, сумел в нем передать сложность жизненных обстоятельств в адыгейской. ; действительности ХУШ века, показать жизнь в динамике, характеры, верно передающие черты того времени, действующие в прису- . щих тому времени жизненных' конфликтах и обладающих языком, отвечающим их этическому, психологическому, культурному, социальному складу.

В заключении обобщаются итоги исследования, делаются основные выводы.

1. В 50-60-х годах историческая тема стала важнейшим источником вдейно-художественных обобщений в адыгейской прозе. Исторические повести п новеллы Т.Кераиева явились ванным отапом -

в послевоенной адыгейской литературе.

2. Писатель открыл в своей исторической прозе гуманистическую концепцию свободной личности, которая руководствуется в ж!Езни высокими нравственными принципами, идеями социальной справедливости.

3. В исторической прозе национальный принцип в изобретении психологии человека составляет одну из особенностей художественного метода Т.Керавева.

4. Одна из особенностей в изображении исторического провлого заключается в подробной детализации, в ¡вобратении быта

и психологии человека. Т.Керавэв историчен в описании быта, обстановки.

5. Т.Керагзв стремится к полноте и многогранности изображения жизни. Сами исторические события освещаются км прежде всего с точки зрения их прямых участников и очевидцев.

6. Писатель часто использует композиционный приём "рассказ а рассказе". Это предаёт повествованию бодьвую достоверность и динамику действия, усиливает национальный колорит и даёт возможность шогим персонажам всесторонне оценить героя.

?. Важнейшей особенностью исторической прозы Тарасова язляэт-ся широкое использование традиций народного творчества, ого жанров (шфов, лагенд, сказок, песен, пословиц, поговорок).. 8. Глубокое вгаваняе в эпоху, тонкое понимание её особенностей,

её языка явилось результатом богатой творческой фантазии пизатолл и глубокого знания истории своего народа.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Образ горянки в исторической прозе Т.Керашева. В сб.: Женщина Кавказа и современность. - Нальчик, 2991.0,

2. Ивнскиа образы в прозе Тембота Керашева. В сб.: Молодые исследователи Адыгеи. - Майкоп, 1593. 0,!Гг/- иЛ