автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.03
диссертация на тему:
"Стихотворения в прозе" Шарля Бодлера. Поэтика жанра

  • Год: 2010
  • Автор научной работы: Максимова, Татьяна Михайловна
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Иваново
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.03
Диссертация по филологии на тему '"Стихотворения в прозе" Шарля Бодлера. Поэтика жанра'

Полный текст автореферата диссертации по теме ""Стихотворения в прозе" Шарля Бодлера. Поэтика жанра"

На правах рукописи

Максимова Татьяна Михайловна

«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ» ШАРЛЯ БОДЛЕРА. ПОЭТИКА ЖАНРА

Специальность 10.01.03 - литература народов стран зарубежья

(французская)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

2 7 ЯНЗ 2011

Иваново-2010

4843071

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Ивановский государственный университет»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация:

доктор филологических наук, профессор Таганов Александр Николаевич

доктор филологических наук, доцент Тимашева Оксана Владимировна, ГОУ ВПО «Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета);.

кандидат филологических наук, доцент Корнилова Любовь Викторовна, Ивановский филиал Российского государственного торгово-экономического университета.

ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет»

Защита состоится 28 января 2011 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.062.04 при Ивановском государственном университете по адресу: 153025, Иваново, ул. Ермака, д. 39, ауд. 459.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ивановского государственного университета.

Автореферат разослан «Л»¿^2010 года.

Ученый секретарь диссертационного совета

Е.М. Тюленева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Творчество Шарля Бодлера (1821 - 1867) является ключевым в литературном процессе середины XIX в. Оно отличается чрезвычайным разнообразием и включает в себя как поэтические, так и прозаические опыты, которые образуют сложное динамическое единство, позволяют говорить об особом уникальном художественном пространстве.

В диссертации предпринимается попытка изучения сборника «Petits poèmes en prose: Le Spleen de Paris», 1869 («Стихотворения в прозе: Парижский сплин») Шарля Бодлера в контексте многочисленных критических подходов, заложенных в бодлероведении, исторической поэтики, эстетических идей, мировоззренческих взглядов поэта. «Стихотворения в прозе» имеют специфические жанрово-композиционные особенности, темы и лейтмотивы. Их объём и манера выражения зависят от смешения литературных родов и жанровых элементов, а композиция базируется на особого рода пространственно-временных соотношениях. Жанровая организация стихотворений в прозе зиждется на интенсивности воспроизведения художественного мира. Для структуры бодлеровских стихотворений в прозе важно наличие лирического героя, использование основных тем из сборника «Цветы зла» («Les Fleurs du mal», 1857), a также употребление художественных образов, нацеленных на мифологизацию и преображение реальности.

Актуальность диссертационного исследования обусловливается тем, что Ш. Бодлер - один из крупнейших поэтов Франции, творчество которого во многом является определяющим для развития французской и мировой литератур. Оно оказывается на стыке различных литературных эпох: с одной стороны завершает эпоху романтизма, с другой, - предвещает времена декаданса, символизма. Рассмотрение жанрово-поэтического своеобразия «Стихотворений в прозе» позволяет проследить художественную концепцию, эстетические взгляды Бодлера в рамках французской и общеевропейской традиции. Вместе с тем, эстетические взгляды Ш. Бодлера представляют бесспорный интерес и для развития литературы XX - XXI вв.

Научная новизна исследования заключается в том, что до нынешнего времени, как в отечественном, так и во французском бодлероведении сборник «Стихотворений в прозе» изучался фрагментарно. К нему обращались преимущественно в связи с рассмотрением поэти-

ческого сборника «Цветы зла», поэтому назрела необходимость в специальном и всестороннем исследовании жанрово-поэтической специфики «Стихотворений в прозе». Рассмотрение произведения важно для понимания внутренней целостности творчества Бодлера, оказавшего существенное воздействие на развитие литературы в последующие периоды.

Целью диссертационного исследования является изучение жан-рово-поэтического своеобразия сборника «Стихотворений в прозе» Ш. Бодлера. В связи с этим предполагается решение следующих задач:

- исследование подходов к стихотворениям в прозе в отечественной науке;

- рассмотрение подходов к стихотворениям в прозе во французском литературоведении;

- обзор основных идей и познание «органики» творчества Эва-риста Парни как создателя жанра стихотворений в прозе-,

- исследование лирических зарисовок Алоизиуса Бертрана как референции «Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера;

- выявление жанрово-композиционных особенностей сборника Бодлера;

- рассмотрение и классификация мыслей Шарля Бодлера о «Стихотворениях в прозе»;

- рассмотрение полюсов жанрового поля стихотворения в прозе в эпоху Бодлера;

- определение пространственно-временных отношений в «Стихотворениях в прозе»;

- уточнение развития основных тем и образов «Цветов зла» в «Стихотворениях в прозе»;

- определение специфики лирического героя и изучение «механизма» художественного преображения реальности в «Стихотворениях в прозе».

Объектом исследования являются «Стихотворения в прозе: «Парижский сплин» Ш. Бодлера, рассматриваемые в контексте творчества поэта (поэтический сборник «Цветы зла», статьи об искусстве, дневники поэта «Journaux intimes. Hygiène. Fusées. Mon coeur mis à nu» («Гигиена», «Фейерверки», «Мое обнаженное сердце»).

Предметом исследования являются мировоззренческие, эстетические взгляды и поэтические принципы Ш. Бодлера, а также жанро-во-поэтическое своеобразие сборника «Стихотворения в прозе».

Поставленные задачи предполагают проведение исследования в синхроническом и в диахроническом аспектах, обращение к элементам текстуального и сопоставительного анализа, к историко-литературному и сравнительно-историческому методам.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды отечественных исследователей М.М. Бахтина, Д. С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, М.Л. Гаспарова, Ю.Б. Ор-лицкого, Н.И. Балашова, С.И. Великовского, Г.К. Косикова, М.Л. Нольмана, Л.Г. Андреева, А.Н. Таганова, О.В. Тимашевой, Н.Ф. Швейбельман и французских исследователей, писателей Ж.-П. Сартра, Ф. Рюда, С. Бернар, Н. Венсан-Мюннья, П. Моро, М. Паран, Т. Готье, Р. Гиетт, А. Леметра, Р. Пикара, К. Руа, А. Ферли и др.

Научно-теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении мировоззренческих, эстетических взглядов и поэтических принципов Ш. Бодлера. Результаты диссертационного исследования создают основу для более глубокого понимания жанрово-поэтического своеобразия сборника «Стихотворения в прозе», позволяют расширить существующие литературные и эстетические представления как о творчестве и личности Ш. Бодлера, так и о литературном процессе середины XIX в.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов при дальнейшем изучении творчества Ш. Бодлера и французской литературы указанного периода, разработке общих и специальных курсов по истории зарубежной литературы, в научных исследованиях, посвященных развитию французской и мировой литературы конца XIX - начала XX вв.

Соответствие диссертации паспорту научных специальностей. Диссертация соответствует специальности 10.01.03 «Литература народов стран зарубежья (французская)». Диссертационное исследование выполнено в соответствии со следующими пунктами паспорта специальностей ВАК: пункт 3 - проблемы историко-культурного контекста, социально-психологической обусловленности возникновения выдающихся художественных произведений; пункт 4 - история и типология литературных направлений, видов художественного сознания, жанров, стилей, устойчивых образов прозы, поэзии, драмы и публицистики, находящих выражение в творчестве отдельных представителей и писательских групп; пункт 5 - уникальность и самоценность художественной индивидуальности ведущих мастеров зарубежной

литературы прошлого и современности; особенности поэтики их произведений, творческой эволюции.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жанр «стихотворений в прозе» во Франции имеет свою историю, в которой за точку отсчета мы берем творчество Э. Парни («Chansons madécasses», 1787) <«Мадагаскарские гтесни»>), за этап развития - лирические зарисовки А. Бертрана («Gaspard de la Nuit ou Fantaisies à la manière de Rembrandt et de Callot», 1842) <«.Гаспар из тьмы. Фантазии в манере Рембрандта и Калло»>), послужившие референцией для создания собственных стихотворений в прозе Шарлем Бодлером, определявшим их, как жанр, пригодный для наиболее полного и адекватного выражения авторского представления о жизни.

2. Жанровое поле стихотворений в прозе имеет два полюса: физиологический очерк и экфрасис. Короткая бытовая нравоописательная история и словесное описание предметов изобразительного искусства являются двумя крайними точками, между которыми в смешении лирического, драматического и эпического элементов формируется новый жанр стихотворения в прозе, созданный Бодлером.

3. Жанрово-композиционное своеобразие сборника заключается в том, что поэт объединил в нем черты лиро-эпических и драматических разновидностей, которые в той или иной мере присутствуют в каждом стихотворении в прозе.

4. Образ города - один из основных лейтмотивов и жанрово-композиционных элементов, соединяющих единой смысловой линией отдельные части сборника «Стихотворения в прозе». Присутствие в сборнике лирического героя от начала до финала произведения позволяет говорить о его рамочной конструкции.

5. Рассмотрение пространственно-временных отношений показало их разделение на сферу реальной действительности (внешнее пространство) и сферу воображения, памяти (внутреннее пространство). При обращении к концептосфере внутреннего пространства хронотоп города преобразуется из реального в вымышленный. Хронотоп структурирован хронотопными образами города, окна, комнаты.

6. В «Стихотворениях в прозе» Бодлер развил и по-новому интерпретировал темы и мотивы, уже ранее представленные в «Цветах зла», что свидетельствует о преемственности тем и образов (города, поэта и толпы, природы, искусства, пороков, красоты, женщины) в его творчестве.

Апробация. Основные положения диссертации отражены в публикациях автора 2002 - 2010 годов и в докладах на ежегодных Научных конференциях молодых ученых ИвГУ (2003 - 2006); Научной конференции «Малые жанры в русской и зарубежной литературе: вопросы теории и истории» ИвГУ (2005); XVII, XVIII Пуришевских чтениях (МПГУ, 2005 - 2006); Международной конференции «Художественное слово в пространстве культуры» (ИвГУ, 2006), XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов» (МГУ, 2009), а также на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры зарубежной литературы ИвГУ (2002 -2007). По теме диссертации опубликовано 13 статей и 7 материалов Научных конференций.

Структура исследования. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографического списка. Содержание диссертационного исследования изложено на 188 страницах. С библиографическим списком общий объём работы составляет 8,7 п.л. Список использованной литературы включает 348 источников, из них 117 на иностранных языках.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна, цель и задачи исследования, а также определяется уровень изученности заявленной темы в зарубежном и отечественном литературоведении, анализируются существующие работы по творческому наследию Бодлера и теме исследования.

Первая глава «Проблемы жанра «Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера» состоит из пяти параграфов. Первый из них «Отечественная наука о жанре стихотворений в прозе» дает определение жанра стихотворения в прозе в том виде, в котором его понимают в России и обозначает различные к нему подходы и разночтения.

Теоретическое обоснование жанра осуществлено в работах Н.И. Балашова, С.И. Великовского и др. Согласно определению M.JL Гаспарова, стихотворение в прозе является лирическим произведением в прозаической форме, у которого есть все признаки лирического стихотворения, кроме метра, ритма и рифмы. Ему вторит С.И. Великовский, отмечающий отсутствие в стихотворении в прозе плавности, версетной ритмизации и окказиональной рифмизации. Ю.Б. Орлицкий замечает, что стихотворение в прозе связано с функ-

цией фабулы: бесфабульное мини-произведение он называет миниатюрой, фабульное - коротким рассказом. Л.А. Пущина полагает, что стихотворение в прозе - самостоятельный жанр, использующий для выражения поэтического замысла возможности, свойственные как прозе, так и поэзии.

Общими признаками, характеризующими жанр стихотворения в прозе, являются шлифовка словесной формы, подбор символов, метафор, структурная завершенность. Главной отличительной чертой жанра становится его синтетический характер, подвижность и изменчивость границ. Жанру присущи гибкость и незавершенность, способность вбирать в себя черты других жанровых разновидностей.

М.В. Толмачев, касаясь стихотворений в прозе, называет их «фрагментами». Замысел автора содержит идею, сцепляющую отдельные ассоциативные «куски» в единое целое. Он напоминает о жанре фрагмента, популярном в Германии в эпоху романтизма (Ф. Шлегель, Новалис и др.).

По небольшим размерам, элементам фрагментарности стихотворение в прозе сближается с миниатюрой и отличается от нее более лирическим характером. Стихотворению в прозе присуще обращение к психологическому состоянию личности. Некоторые стихотворения приближаются к лирической автобиографии, им свойственны черты исповедального жанра. В России жанр стихотворения в прозе связывают в первую очередь с И.С. Тургеневым. «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера и по сей день остаются одним из наиболее ярких воплощений указанной жанровой разновидности.

Стихотворение в прозе - самостоятельный литературный жанр, хотя и обладающий прозаическими признаками, но стоящий ближе к поэтическому тексту, чем к прозе. Жанр стихотворения в прозе сложен в своих параметрах: в нем есть и константные структурные элементы, но есть и меняющиеся составляющие, пришедшие из других жанров. Поэтому можно считать закономерным использование, по усмотрению автора черт, присущих эпическому, лирическому и драматическому жанрам.

Во втором параграфе первой главы «Французское литературоведение о жанре стихотворений в прозе» вьивляется степень изученности творчества поэта у себя на родине. Жанровой спецификой стихотворений в прозе во Франции занимались писатели и критики-литературоведы Т. Готье, С. Бернар, Р. Гиетт, Б. Джонсон, А. Леметр, Ж. Крепе, Р. Пикар, К. Руа, А. Ферли. История возникновения и раз-

вития жанра стихотворения в прозе рассматривается в монографии Н. Венсан-Мюнья «Первые поэмы в прозе: генеалогия жанра в первой половине XIX веке»; в работе С. Бернар «Стихотворения в прозе от Бодлера до наших дней» и др. С. Бернар отмечает, что стихотворение в прозе - особый жанр, в котором органично и в разной комбинации используется потенциал поэзии и прозы. Он должен отвечать следующим критериям: краткость, единство эффекта, концентрация, напряженность, структурная завершенность.

Ряд исследователей (С. Бернар, Ж.-JI. Жубер) выделяют две основные тенденции в исследованиях текстов поэтической прозы: одна из которых - тенденция организующая (текст четко структурирован, замкнут с помощью использования приемов параллелизма и т. д.), другая - тенденция дезорганизующая (текст освобожден не только от рифмы и других проявлений версификации, но и от логических связей), что способствует отделению его от традиционной прозы.

Р. Сабатье заметил, что если «Цветы зла» открыли дорогу современной поэзии, то «Стихотворения в прозе» положили начало новому этапу поэзии: ценность миниатюр Бодлера заключается в том, что поэту удалось выявить «благородство отверженных», отказавшись от рифмы и ритма.

По мнению большинства французских исследователей, существенное влияние на стихотворение в прозе оказали произведения Эва-риста Парни (1753 - 1814) и Алоизиуса Бертрана (1807- 1841).

Третий параграф первой главы «Эварист Парни, как основатель жанра стихотворений в прозе» представляет нам Парни как автора «Мадагаскарских песен». Они весьма ритмичны и очень музыкальны. Рассказывая по сути об обычаях и нравах незнакомого народа, Эварист Парни предлагает новую текстовую форму, относительно краткую, разделенную на абзацы, прочно структурированную. В таких стихах много повторов, рефренов, создающих определенный ритм, а отдельные их строки выписаны так четко, что исполняющий эти стихи может их скандировать, они специально нацелены на громкое и отчетливое звучание. В «Мадагаскарских песнях» Парни наметились перспективы для дальнейшего развития жанра стихотворения в прозе.

В четвертом параграфе первой главы «Лирические зарисовки Алоизиуса Бертрана как референция «Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера» рассматривается, каким образом творческие прорывы Бертрана подвигли Бодлера на написание своего собственного произведения.

Творчество и искусство казались А. Бертрану вечным магическим поиском, мистическим процессом. Главной особенностью книги Бертрана «Гаспар из тьмы, фантазии в манере Рембрандта и Калло», состоящей из множества стихотворений в прозе, критика отмечает ритмические и звуковые особенности (ассонансы, аллитерации, анафоры, синтаксические повторы и др.), «эффект близости присутствия и участия в действии», а также иронию и комедийно-трагедийный оттенок. В добавление к этому отметим соотнесение поэтической манеры с живописной, восприятие лирическим героем окружающего мира с помощью визуально-слуховых ощущений, использование различных родовых элементов (эпоса, лирики, драмы). «Гаспар из тьмы» положил начало новой поэтической структуре, оказавшейся впоследствии весьма плодотворной. Оригинальным продолжением рассматриваемой жанровой традиции являются «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера.

Пятый параграф первой главы («Бодлер о жанре «Стихотворений в прозе») представляет попытки осмысления особенностей жанра самим Бодлером. Обращение поэта к жанру стихотворения в прозе оказалось новым этапом в его творчестве. Роль жанра, по мнению Бодлера, состоит в том, что он представляется новой формой выражения авторской мысли, созданной для передачи авторского настроения. Роль указанного жанра определяется способностью передать мимолетное субъективное впечатление от «ощущения фантастичности реальной жизни», комической и трагической. Бодлер оснащает лирику «музыкальностью без размера и рифм, достаточно гибкой и неровной, чтобы она приноровилась к лирическим движениям души, волнам мечты, содроганиям совести», делает акцент на поиске образа, основывающемся на интимно-личностном восприятии мира. Таким образом, в сборнике реализуются сложные мировоззренческие, эстетические и поэтические принципы поэта.

В главе второй диссертации речь идет о «Жанрово-композиционных особенностях «Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера». Первый её параграф («Два полюса на жанровом поле «Стихотворений в прозе»: физиологический очерк и экфрасис») выявляет жанры, которые можно считать двумя полюсами того жанрового поля, в котором располагаются стихотворения в прозе. Одним из них становится «физиологический очерк», получивший распространение во Франции в 30 - 40е гг. XIX в. Своей целью он ставил изображение современного общества во всех подробностях быта и нравов. Слово «физиология» претендовало на объективный беспристрастный

анализ описываемых явлений. Показательно в этом отношении творчество Бальзака, у которого мы встречаем такие очерки, как «Бакалейщик», «Министр» и др. Примерами текстов изучаемого сборника Бодлера, сближающимися с этой жанровой разновидностью, являются стихотворения в прозе «Негодный стекольщик», «Старый паяц», «Галантный стрелок», «Игрушка бедняка» и др.

Другим полюсом на жанровом поле стихотворений в прозе становится жанр экфрасиса, который толкуется как «словесная репрезентация репрезентации живописной, то есть словесное описание предметов изобразительного искусства». Экфрасис - сложное многогранное и полифункциональное явление, внутри которого слово раскрывает весь потенциал его художественной выразительности. Среди эк-фрасисов есть «чистые», то есть прямые словесные воспроизведения тех или иных произведений живописи или скульптуры, которые вдохновляют автора на их описания. Таких экфрасисов немало было у Т. Готье («Феллашка» и др.). У Бодлера также встречаются стихи, посвященные пластическим произведениям искусства (офортам Гойи, отдельным скульптурам, картинам Давида и Делакруа («На картину «Тассо в темнице» Эжена Делакруа»). Среди стихотворений в прозе Бодлера экфрасисом с полным основанием можно считать стихотворение «Шут и Венера». Кроме того есть и такие стихотворения, которые могут быть приближены к форме экфрасиса. В этом случае речь идет о произведениях, в которых представлено словесное описание «картин» действительности, которые воображение создает в сознании поэта («Каждому своя химера», «Желание изобразить», «Замыслы»).

При рассмотрении жанрового поля стихотворений в прозе, ограниченного двумя полюсами, можно проследить расстановку жанровых разновидностей, входящих в это поле с точки зрения близости к этим полюсам. Жанровое поле структурируется таким образом: ближе к физиологическому очерку будут расположены стихотворения, отражающие реальную действительность (например, новелла «Веревка», очерковые зарисовки городских уличных сцен «Вдовы», анекдот на социально-бытовую тематику «Собака и флакон» и др.). Погружаясь во внутренний мир, Бодлер трансформирует реальность, создает «картины», вторичную действительность, которая представлена в стихотворениях в прозе, приближенных к экфрасису (лирическая проза поэта «Полмира в волосах», «Приглашение к путешествию» и др.).

Во втором параграфе «Смешение в «Стихотворениях в прозе» литературных родов и жанровых элементов» изучается то, как

взаимодействуют между собой эпические, лирические и драматические элементы, в силу чего сборник Бодлера соединяет в себе черты очерка («Вдовы», «Старый паяц»), новеллы («Героическая смерть», «Веревка»), анекдота («Собака и флакон»), диалога («Дикая женщина и щеголиха», «Негодный стекольщик»), лирической прозы («Призвания», «Часы», «Гавань», «Чужестранец»).

В сборнике проявляется многоплановость тематики, тональностей, ракурсов и уровней повествования: общественно-социального («Вдовы», «Собака и флакон»; конкретно-бытового («Суп и облака»); интимно-лирического («Призвания», «Anywhere out of the world: Все равно куда! Лишь бы прочь из этого мира!»).

Важную роль в композиционном построении «Стихотворений в прозе» играет лирический герой. Он является объединяющим композиционным началом, структурно-образующим элементом и действующим лицом, скрепляющим в целое части произведения. Можно отметить смену ракурсов, «блуждающую» точку зрения поэта, при воспроизведении жизненных явлений. Его лирический герой - и фланер («Толпы»), и сочувствующий беднякам прохожий («Глаза бедняков»), и поэт - одинокий и задумчивый скиталец, извлекающий упоение из общения со всем миром. Поэт постигает мир, пропуская его через свои ощущения: слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. В произведении можно говорить о соединении разных модусов восприятия через различные чувства, т.е. о непосредственной реализации «теории соответствий», отраженной в сборнике, с помощью которой происходит преобразование природы через его субъективное видение. В конечном итоге присутствие лирического начала в сборнике задает его рамочную конструкцию.

В третьем параграфе второй главы исследуются лейтмотивы и мотивы сборника «Стихотворения в прозе», образующие сложную образную систему произведения Бодлера. Образ города становится лейтмотивным в сборнике и, соприкасаясь с другими мотивами, он представляет не только фон для развертываемых событий, но и звено скрепления отдельных частей произведения в единую смысловую линию. Упоминание города мы находим уже в авторском Посвящении, где поэт поясняет замысел своего произведения. В Эпилоге, вновь обращаясь к тому же образу, Бодлер подводит итог своему художественному опыту: он хотел «совместить точки зрения Бога и Сатаны», провести человека по лабиринтам и кругам Ада-города в поисках ис-

тины. Так из его миниатюр рождается своего рода новая «Божественная комедия» с оттенками сатанинской иронии.

Город, в представлении Бодлера, это переплетение вечной красоты и безобразного, однодневных помыслов и вневременных ценностей. «Стихотворения в прозе» тяготеют к совмещению трагического и комического, к гротеску и контрастному сочетанию фантастического и реального.

Образ города, имеющий богатую традицию в европейской литературе приходит в творчество Бодлера не без влияния Э. По (новелла «Человек толпы»). Обращаясь к теме города, французский поэт стремился воплотить «дух современности», извлечь из повседневности городского существования скрытую поэзию.

Ярким воплощением жизни города как в «Цветах зла», так и в «Стихотворениях в прозе» для Бодлера становится Париж - символ цивилизации, который ужасал и одновременно очаровывал Бодлера. В творчестве Бодлера Париж - многоликое разнообразие жизни, перекличка веков и нравов, где перемешаны и шумное многолюдье, и одиночество среди толпы, роскошь и бедность, разгул и пророчество, грязь и непорочность.

Присутствие в бодлеровских текстах библейских образов - Сатаны, Иуды, «чарующей блудницы», ассоциирующейся с Вавилоном, («Семь стариков», «Искушения, или Эрос, Плутос и Слава», «Эпилог») - позволяет прочитывать образ города как мифологему. В связи с этим, можно говорить о расширении временных и пространственных отношений в «Стихотворениях в прозе».

В сборнике Бодлер возвращается к проблеме взаимоотношений поэта и толпы, отраженной в «Цветах зла» («Альбатрос», «Благословение»), по-новому интерпретируя эту тему. Здесь появляется поэт-фланер, испытывающий потребность на время слиться с толпой, ощутить одиночество, радость от соприкосновения с ней («Толпы»).

Кроме мотива города, в произведении есть и другие повторяющиеся мотивы: Память, Красота, Путешествие. Архитектоника цикла обусловливается многозначностью и полифункциональностью памяти, позволяющей поэту выразить порывы души, «содрогания совести». Стихотворения в прозе - не случайные фрагменты, они объединены тем, что в них отразилась «вселенная памяти»1 Бодлера, хранящей ароматы, души, тайны.

1 Сартр Ж.-П. Бодлер/Пер. с фр. Г. К. Косикова. М., 2004. С. 126.

13

Поэт уходит в отличные от действительности пространства мечты, грез («В час утра», «Приглашение к путешествию»). Создавая своего рода утопию гармоничной жизни («Двойственная комната», «Негодный стекольщик»), заменяя жизнь искусством, воображение поэта создает иные пространства, чтобы обрести идеальное за пределами действительности. В результате возникает противопоставление природного и искусственного, определяющее специфику хронотопа города в сборнике Бодлера.

Четвертый параграф второй главы «Пространство и время как композиционный принцип «Стихотворений в прозе»» рассматривает сложные пространственно-временные отношения, присутствующие в сборнике Бодлера. Их исследование ведется на основе теоретических разработок, накопленных отечественным литературоведением (М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.).

Учитывая особенности образной системы сборника «Стихотворения в прозе», рассмотренные в предыдущем параграфе, можно говорить об особой роли в нем хронотопа города. Он - точка отчета движения мысли поэта, повествование идет от него (к идеалу), но всегда возвращается к истоку, от «искусственного рая» - к аду реальной жизни.

Своеобразная «геометрия» хронотопа города задается оппозицией: Бог/поэт/Сатана. Поэт проповедует мысль о возвышенном, о преображении действительности, о стремлении к Богу. Эта устремленность ввысь представляется воображаемым вектором, стрелка которого направлена вверх. Однако образ Сатаны наводит автора на мысль о пороках, которые истоками уходят в темную бездну бытия, поворачивая вектор вниз.

Наряду с реальным миром повседневности в хронотопе города в сборнике возникает связанный с ним внутренний хронотоп, который представляет духовный мир поэта, имеет отношение к его воображению и памяти. С его помощью Бодлер осуществляет выход за пределы хронотопа, ограниченного рамками реального города. Внутренний хронотоп, возникающий наряду с реальным городским хронотопом, обеспечивает движение внутрь - от мира внешнего, к внутреннему, к пространству, связанному с саморефлексией поэта («Окна», «Вдовы», «Приглашение к путешествию» и др.).

Временное измерение в поэзии и прозе Бодлера - это измерение души. Природный мир развертывается в пространстве, жизнь души протекает во времени. Однако между тем и другим не твердых границ.

Поэтому пространство у поэта насыщается временем, а время предстает в формах пространства. Время в «Стихотворениях в прозе» постигается «бесконечностью ощущений» («Полмира в волосах»), уловленных поэтом.

Преодоление «угнетающего времени» окружающей действительности заключается в формировании определенного рода пространства, необходимого для создания атмосферы, которая стимулировала бы новые «ощущения-прозрения». Бодлер ищет необыкновенных ощущений - точек соприкосновения «посюстороннего» и «потустороннего».

Время превращается в вечность, сливается с бесконечностью, когда Бодлер обращается к памяти, которая приобретает у него па-лимпсестну;о структуру, и предвещает «интуитивную память» Пруста.

Время с его разрушительной силой у Бодлера сливается с понятием бездны, как праосновы мироздания, хаоса. Постичь и преобразовать его - в этом назначение художника.

Желая постичь вечность, Бодлер пытается обрести её не путём отстранения от земного и материального, но путём максимального погружения в природный мир. Мир как объект любования мало интересует Бодлера. Поэтому природа представлена у него в качестве необходимого посредника между человеческой душой и «беспредельностью».

Глава третья «Поэтические особенности «Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера» открывается параграфом «Эстетические категории Шарля Бодлера». Необходимым условием плодотворного рассмотрения «Стихотворений в прозе» и «Цветов зла» становится изучение эстетических взглядов Бодлера. Главную роль в них играет воображение художника, которое неразрывно связано с памятью. Память - не только условие саморефлексии, но и эстетическая категория, являющаяся основанием художественного метода Бодлера. Воображение поэта дорисовывает образы и впечатления, сохраняющиеся в памяти.

Конфликт личности и общества, нашедший отражение в творчестве Бодлера, сочетается с утопической верой в искусство как средства художественно-эстетического преображения жизни воображением художника.

Приближению к прекрасному, мировой гармонии способствуют ощущения, раскрываемые Бодлером теорией «соответствий». В творчестве Бодлера главное место занимает понятие тайны бытия и её по-

стижение. Он видит множество аналогий между фактами бытия, и пытается выявить соответствие всех вещей первоначалам вселенской жизни, которая открывается ему в виде символов, подтверждающих единство мира. Поэт высоко ценил творчество Э. По. Особый тип романтического двоемирия, приближающийся к символистскому, появляется у Бодлера не без его влияния.

В живом единстве художественных воплощений французского поэта основу его творчества составляет романтическое начало. Однако на философской базе пантеизма романтическое у него подверглось качественному изменению, в результате чего появились совершенно новые формы: это живописный и символический стиль. Еще Сент-Бёв пытался осмыслить категорию «живописание» в её философской глубине, полагая, что разнообразие цвета и их оттенки пришли на смену «однолинейного» классицистского рисунка. Романтики стали воспринимать цвет как феномен, выражающий бесконечное, духовное. Живопись для них стала более интересным искусством, чем скульптура. Живописание предполагает не копирование моделей, не воспроизведение деталей внешней формы, а поиски существенного, характерного.

В «Стихотворениях в прозе» Бодлер раскрывает принцип «героизма современной жизни» («Толпы»). Он стремится запечатлеть реальный мир в его изменчивости и красоте. В сборнике даны импрессионистические зарисовки столичной жизни, в которых совмещены поэтическая и живописная манеры письма. Символы, гротескные образы, присутствующие в сборнике, позволяют говорить о нестандартном видении поэтом действительности. Ощущение безысходности существования и враждебности бытия влечет за собой отказ от соприкосновения с реальным миром, который предваряет декадентское мироощущение Бодлера.

Трагизм восприятия жизни порождает в творчестве французского поэта причудливое «сюрнатуралистическое» совмещение Прекрасного с гротесковыми формами (статья «О сущности смеха и вообще о комическом», 1853). Таким образом, Бодлер расширяет область поэтического, создавая оксюморонный образ действительности.

В параграфе втором третьей главы рассматривается проблема преемственности и развития основных тем и образов в «Стихотворениях в прозе» и в «Цветах зла». Сборник «Стихотворения в прозе» является продолжением тем и образов, ранее представленных

поэтом в «Цветах зла»: тема города, поэта и толпы, природы и искусства, порока и красоты, женщины.

Образ города, толпы по ассоциации рождает в воображении поэта образ моря, который занимает большое место в творчестве Бодлера, и сосредотачивает в себе основные эстетические ценности поэта. Предвосхищая символизм, и следуя своим художественным принципам, Бодлер изображает мир в «двуплановой структуре». Реальная действительность является передним планом изображаемого, символом внутреннего мира. Второй план состоит из элементов воспоминаний героя, вызванных предметами окружающего внешнего мира. Образы действительности обретают характер метафор. Многогранность представления метафорических образов создается совмещением визуальных и слуховых чувственных ощущений.

Разнообразие тематики в сборнике в силу жанровой специфики (относительно малого пространства текста) сопровождается максимальной ее концентрацией и взаимодействием. Появляется сложная система образов, в которой они существуют, порождают друг друга (город - толпа - муравейник - море - корабль - облака). Воображение поэта преобразует реальность в соответствии с его эстетическими принципами, соединяя воедино объективную реальность и её субъективное переживание.

Третий параграф третьей главы («Лирический герой и мечта: образы преображения реальности») представляет нам образ лирического героя, выражающего мироощущение автора «Стихотворений в прозе» и являющегося объединяющим началом произведения. Он предстает пред нами мечтателем, «загадочным человеком», устремленным мыслями к Идеалу, предпочитающим, подобно романтикам, ночное время суток, которое дает выход порывам мятущейся души, и, вместе с тем, остро переживающим трагедию судьбы художника в современном ему мире.

Он поставлен перед необходимостью решать проблемы вечного и временного. Стремясь вырваться из оков скуки повседневной жизни, лирический герой противопоставляет действительности силу творческой фантазии, которая создает Прекрасное, одним из воплощений которого оказывается образ женщины.

В Заключении подводятся основные итоги исследования, подчеркивается, что «Стихотворения в прозе: Парижский сплин» находятся на пересечении всех линий творчества Ш. Бодлера-поэта и Бод-

лера-прозаика, венчают фшгософско-эстетические, жанровые, поэтические искания поэта.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

1. Максимова Т. М. Хронотоп в «Стихотворениях в прозе» Ш.

Бодлера // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2009. Т. 15. - № 1. С. 6468. (0,4 п.л.)

2. Максимова Т. М. Память в контексте эстетических взглядов Ш.

Бодлера (по «Стихотворениям в прозе») // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2002. Выпуск 2. С. 93-97. (0,5 пл.)

3. Максимова Т. М. Функции памяти в «Стихотворениях в прозе» Ш.

Бодлера // Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 21-25 апреля 2003 г.: В 7 ч. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2003. - Ч. 7. Актуальные проблемы филологии XXIвека. С. 4849. (0,1 пл.)

4. Максимова Т. М. Радикальный «пассеизм» Ш. Бодлера: К проблеме

взаимосвязи личности и творчества // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2004. Выпуск 1.С. 104-107. (0,4 пл.)

5. Максимова Т. М. Тема городских низов в «Стихотворениях в прозе»

Ш. Бодлера //Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 20-23 апреля 2004 г.: В 8 ч.- Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. Ч. 7. Актуальные проблемы филологии XXI века. С. 43-44. (0,1 пл.)

6. Максимова Т. М. Роль и назначение пейзажа в «Стихотворениях в

прозе» Ш. Бодлера // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2005. Выпуск 2. С. 118124. (0,5 пл.)

7. Максимова Т. М. «Стихотворения в прозе» - вселенная памяти

Шарля Бодлера // Вопросы развития народного хозяйства Российской Федерации. Межвуз. сб. науч. тр. студентов и аспирантов. -Иваново, 2005. С. 157-164. (0,5 пл.)

8. Максимова Т. М. Мотив путешествия в «Стихотворениях в прозе»

Ш. Бодлера //XVII Пуришевские чтения: «Путешествовать - значит жить» (Х.К. Андерсен). Концепт странствия в мировой литературе: Сборник материалов международной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Х.К. Андерсена (4-8 апреля 2005 г.). - М.: МПГУ, 2005. С. 133-134. (0,1 п.л.)

9. Максимова Т. М. «Стихотворения в прозе» Ш. Бодлера: К проблеме

жанра // Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 12-22 апреля 2005 г.: В 7ч. - Иваново: Иван, гос. ун-т, 2005. - Ч. 7. Актуальные проблемы филологии XXI века. Педагогика единого и целостного мира. С. 81-82. (0,1 п.л.)

10. Максимова Т. М. Специфика жанра «Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. Приложение: Актуальные проблемы экономического и социально-гуманитарного знания. - Иваново, 2006. С. 81-84. (0,5 п.л.)

11. Максимова Т. М. Искусство и природа в творчестве Ш. Бодлера // XVIII Пуришевские чтения: литература конца XX - начала XXI века в межкультурной коммуникации: Сборник материалов международной конференции (4-7 апреля 2006 г.). - М.: МПГУ, 2006. С. 76-77. (0,1 п.л.)

12. Максимова Т. М. Образ корабля у Ш. Бодлера, А. Рембо и С. Малларме // Молодая наука в классическом университете: Материалы научной конференции фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых, Иваново, 17-28 апреля 2006 г.: В 7ч. - Иваново: Иван, гос. ун-т, 2006. - Ч. 7. Актуальные проблемы филологии. С. 67. (0,05 п.л.)

13. Максимова Т. М. Превосходство воображаемого над природным в «Стихотворениях в прозе» Ш. Бодлера // Художественное слово в пространстве культуры: Функции и трансформации: Межвуз. сб. науч. тр. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. С. 40-49. (0,6 п.л.)

14. Максимова Т. М. Тема поэта и толпы в «Стихотворениях в прозе» Шарля Бодлера // Малые жанры: Теория и история: Сб. науч. ст. -Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. С. 216-220. (0,3 п.л.)

15. Максимова Т. М. Образ времени в системе образов-символов «Стихотворений в прозе» Ш. Бодлера II Художественное слово в пространстве культуры: Материалы Междунар. науч. конф., посвященной тридцатилетию кафедры зарубежной литературы.

(Иваново, 20 декабря 2006 г.). - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. С. 292-301. (0,63 п.л.)

16. Максимова Т. М. Образ корабля: варианты литературно-эстетических интерпретаций (Ш. Бодлер, А. Рембо, С. Малларме) // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2007. Выпуск 1. С. 75-78. (0,3 пл.)

17. Максимова Т. М. Тема памяти в «Стихотворениях в прозе» Шарля Бодлера // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. Приложение: Актуальные проблемы экономического и социально-гуманитарного знания. - Иваново, 2007. С. 1722. (0,4 п.л.)

18. Максимова Т. М. Хронотоп города в «Стихотворениях в прозе» Ш. Бодлера // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2008. Выпуск 1. С. 80-84. (0,4 п.л.)

19. Максимова Т. М. Жанрово-композиционные особенности «Стихотворений в прозе» Ш. Бодлера // Материалы XVI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов». Секция «Филология», Москва МГУ им. М.В. Ломоносова, 13-17 апреля 2009 г. - М.: МАКС Пресс, 2009. С. 617-619. (0,1 п.л.)

20. Максимова Т. М. Назначение жанра стихотворения в прозе // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. - Иваново, 2010. Выпуск 1. С. 98-103. (0,5 п.л.)

Максимова Татьяна Михайловна «Стихотворения в прозе» Шарля Бодлера. Поэтика жанра

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Подписано в печать 16.12.2010 г. Формат 60x84' /16. Печать плоская. Усл. печл. 1,2 Уч.изд. печ.л. 1,4 Тираж 100 экз.

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет

имени В.И. Ленина». 153003, г. Иваново, ул. Рабфаковская, 34. Отпечатано в УИУНЛ ИГЭУ

 

Текст диссертации на тему ""Стихотворения в прозе" Шарля Бодлера. Поэтика жанра"

ШШШ136В

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования «Ивановский государственный университет»

«СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ» ШАРЛЯ БОДЛЕРА. ПОЭТИКА ЖАНРА

10.01.03 - литература народов стран зарубежья (французская литература)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук

/

На правах рукописи

Максимова Татьяна Михайловна

Научный руководитель -доктор филологических наук, профессор Таганов Александр Николаевич

Иваново - 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................3

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМЫ ЖАНРА «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ»

ШАРЛЯ БОДЛЕРА

§ 1. Отечественная наука о жанре стихотворений прозе.............................27

§ 2. Французское литературоведение о жанре стихотворений в прозе............34

§ 3. Эварист Парни как основатель жанра стихотворений в прозе.....................39

§ 4. Лирические зарисовки Алоизиуса Бертрана как референция

«Стихотворений в прозе» Шарля Бодлера...............................................43

§ 5. Бодлер о жанре «Стихотворений в прозе»..........................................60

ГЛАВА II. ЖАНРОВО-КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СТИХОВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» ШАРЛЯ БОДЛЕРА

§ 1. Два полюса на жанровом поле «Стихотворений в прозе»:

физиологический очерк и экфрасис...................................................67

§ 2. Смешение в «Стихотворениях в прозе» литературных родов

и жанровых элементов...................................................................79

§ 3. Лейтмотивы имотивыСтихотворений в прозе».......................................91

§ 4. Пространство и время как композиционный принцип

«Стихотворений в прозе»..............................................................108

ГЛАВА III. ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ «СТИХОТВОРЕНИЙ В ПРОЗЕ» ШАРЛЯ БОДЛЕРА

§ 1. Эстетические категории Ш. Бодлера...............................................129

§ 2. «Цветы зла» и «Стихотворения в прозе»: преемственность

и развитие основных тем и образов.................................................154

§ 3. Лирический герой и мечта: образы преображения реальности..............170

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................184

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК...............................................189

ВВЕДЕНИЕ

Творчество Шарля Бодлера (1821 - 1867) является ключевым в литературном процессе середины XIX в. Оно отличается чрезвычайным разнообразием и включает в себя как поэтические, так и прозаические опыты, которые образуют сложное динамическое единство, позволяют говорить об особом уникальном художественном пространстве.

В данной диссертационной работе предпринимается попытка изучения «Petits poèmes en prose»: Le Spleen de Paris», (1869) («Стихотворения в прозе: «Парижский сплин») Ш. Бодлера в контексте многочисленных критических подходов, заложенных в бодлероведении, исторической поэтики, эстетических идей, мировоззренческих взглядов поэта. «Стихотворения в прозе» имеют серьёзные жанрово-композиционные особенности, темы и лейтмотивы. Их объем и манера выражения зависят от смешения литературных родов и жанровых элементов, а композиция базируется на пространствено-временных соотношениях. Жанровая организация стихотворений в прозе зиждется на интенсивности воспроизведения художественного мира. Для структуры стихотворений в прозе важно наличие лирического героя, использование основных тем из сборника «Цветы зла», а также употребление специально продуманных образов, нацеленных на мифологизацию и преображение реальности.

Шарль Бодлер - один из крупнейших поэтов Франции, творчество которого во многом является определяющим для развития французской и мировой литератур (первый поэт - урбанист). Оно оказывается на стыке различных литературных эпох: с одной стороны, завершает эпоху романтизма, с другой, предвещает времена декаданса, символизма.

Анализ исследований, посвященных Бодлеру, позволяет проследить восприятие творчества писателя на протяжении конца XIX - начала XXI вв., определить литературоведческую значимость проблем, затронутых в его творчестве, специфику их трактовки в синхроническом и диахроническом аспектах.

Концепция нашего исследования не предполагает специального обращения к биографии Ш. Бодлера. Излагать ее нет смысла, поскольку основные и даже частные моменты жизни поэта известны достаточно хорошо. Однако выявление связей творчества и личности Ш. Бодлера привлекало в прошлом и продолжает привлекать в наши дни внимание многих зарубежных и отечественных авторов, чьи труды нельзя было оставить без внимания. Среди таких обобщающего характера исследований, можно назвать работы французских писателей и литературоведов: Т. Готье1, П. Валери2, Ж.-П. Сартра3, Р. Канфа4, К. Пишуа5, А. Тру-

6 7

айя , Ж.-Б. Бароньяна , труды российских переводчиков и исследователей XIX в. - Н.И. Сазонова («Карл Штахель»)8, П. Якубовича, Н.С. Курочкина, Д.Д. Минаева, В. Брюсова, Эллиса, а также исследователей XX в. Д.Д. Обломиев-ского9, Н.И. Балашова10, М.Л. Нольмана11, С.И. Великовского12, И.И. Карабу-тенко13, Г.К. Косикова14 и др.

Указанные авторы попытались уяснить те черты характера и мировосприятия Ш. Бодлера, которые либо явились определяющими для его творчества, либо так или иначе сказались на нем. Ими были обозначены факторы, оказавшиеся решающими в становлении личности поэта. Они предполагают неразрывное единство того, что относится к Бодлеру - человеку, и Бодлеру - поэту.

Следует отметить, что еще при жизни Ш. Бодлера существовала и в последующие десятилетия складывалась довольно обширная критическая литература о нем. В ней можно выделить, во-первых, обобщающие исследования, посвя-

1 Gautier T. Charles Baudelaire // Baudelaire Ch. Les Fleurs du Mal, 3-me éd. P. 1868.

2 Valéry P. Oeuvres. T. I-II. Bibl. de la Pléiade, P., 1965. 1966.

3 Sartre J.-P. Baudelaire. P., 1947.

4 KempfR. Dandies: Baudelaire et C-ie. P., 1977.

5 Pichois C. Baudelaire. Études et témoignages. Éditions de la Baconnière - Neuchatel (Suisse), 1967.

6 Troyat H. Baudelaire. P., 1994.

7 Baronian J.-B. Baudelaire. /Folio biographies collection dirigée par Gérard de Cortanze/ P., 2006.

8 Фокин С.Л. Николай Сазонов о Шарле Бодлере // Лики времени. М., 2009.

9 Обломиевский Д.Д. Шарль Бодлер // Обломиевский Д.Д. Французский символизм. М., 1973.

10 Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. М., 1970.

11 Нольман М.Л. Шарль Бодлер: Судьба. Эстетика. Стиль. М., 1979.

12 Великовский С.И. Обнаженное сердце. Бодлер // Великовский С.И. В скрещении лучей: Групповой портрет с Полем Элюаром. М., 1987. С. 56-78; Великовский С.И. Поэзия 50-60-х годов. «Парнас». Леконт де Лиль. Бодлер. Лотреамон // История всемирной литературы. В 9т. Т.7. М., 1991. С.267-277.

13 Карабутенко И.И. Шарль Бодлер. Личность и лирика. Дисс. М., 1979.

14 Косиков Г.К. Шарль Бодлер между «восторгом жизни» и «ужасом жизни» // Сартр Ж.-П. Бодлер /Пер. с фр. Г.К. Косикова. М., 2004. С. 139-174.

щенные творчеству Бодлера в целом, во-вторых, исследования отдельных аспектов творчества поэта.

Важным исследовательским открытием был очерк Теофиля Готье15, помещенный в качестве предисловия к третьему посмертному изданию «Les Fleurs du mal», 1857 («Цветы зла»). Эта работа заслуживает особого внимания. Готье лично знал Бодлера, был в числе его наиболее близких друзей. Именно Т. Готье как учителю и другу посвящены «Цветы зла». Кроме того, он, будучи великолепным стилистом, поэтом, критиком, художником, умел лучше других оценить дарование Ш. Бодлера, разобраться в тонкостях его мастерства. Писателю-психологу, ему были понятны самые затаенные мысли Бодлера, самые неуловимые черты его характера. Со страниц его очерка поэт предстает живым, вызывающим восхищение и сочувствие. Можно сказать, что наблюдения Готье не устарели сегодня и будут актуальны для тех, кто соприкасается с творчеством Ш. Бодлера.

Изучая другие работы, посвященные Ш. Бодлеру и написанные крупными писателями, отметим эссе Поля Валери. В 1924 г. он прочитал в Монако доклад «Положение Бодлера». Как и в других своих произведениях, писатель обращает внимание в первую очередь на психологию творчества, воссоздает важнейшие нюансы мысли поэта от зарождения до воплощения в художественной форме.

П. Валери представил Бодлера в контексте поэзии XIX в., на фоне сменяющих друг друга школ и течений. Он всесторонне оценил его творчество. Одну из главных заслуг Бодлера Валери усмотрел в том, что тот «дал жизнь» ещё нескольким крупным поэтам - Верлену, Рембо, Малларме: « <.. .> ни Вер-лен, ни Малларме, ни Рембо не были бы тем, чем они были, без знакомства с «Цветами зла»»16.

Исследуя психологию творчества Бодлера, П. Валери пришел к выводу, что литературное бытие поэта «неизбежно влекло его к отрицанию, к ниспровержению авторов, которые, как ему кажется, заполняют все пространство извест-

15 Gautier T. Op. cit..

16 Valéry P. Oeuvres. T. I-II. Bibl. de la Pléiade, P., 1965. 1966. T. I. P. 612.

ности и устанавливают разного рода запреты: один - на мир форм, другой - на мир чувств, третий - на живописность, четвертый - на глубину»17.

Справедливость этой мысли подтверждается словами самого Бодлера, которые можно найти в проекте предисловия к «Цветам зла»: «Знаменитые поэты уже давно разделили самые цветущие провинции лирического мира»18. Именно поэтому поэт видит свое призвание в освоении еще никем не исследованных областей души.

Отдавая должное заслугам Готье и Валери в исследовании творчества Ш. Бодлера, подчеркнем то, что ни один из них не исчерпывает проблему исследования внутреннего мира поэта до конца. Однако здесь нет ничего удивительного, так как изучение жизни и творчества Бодлера - задача, требующая усилий не одного поколения литературоведов.

Особое место во французском бодлероведении занимает работа Ж.-П. Сартра «Бодлер»19, представляющая блестящий опыт экзистенциальной трактовки личности и творчества поэта. Впервые опубликованная во Франции в 1946 г., она, без сомнения, явилась значительным событием в бодлероведении, вызвав,

лл

однако, неоднозначное отношение со стороны французских исследователей . В России очерк основоположника французского экзистенциализма вызвал сначала - в советское время - отрицательную оценку. Так, Д.Д. Обломиевский, например, полагал, что Сартр искажает образ Бодлера, поскольку тот «сумел увидеть в его творчестве только великолепный пример половой психопатологии»21. Г.К. Косиков был не столь резок в оценках, основную заслугу Сартра он видел в том, что личность Бодлера была для него удобным материалам, иллюстрирующим некоторые общие положения экзистенциальной философии22. Факт публикации этого очерка на русском языке многозначителен. Он представляет собой еще одну пусть и запоздалую «реабилитацию» поэта. Литературоведче-

17 Ibid. Р. 599-600.

18 Baudelaire Ch. Les Fleurs du mal. Introduction, rélevé de variants et notes par Antoine Adam. P., 1963. P. 248.

19 Sartre J.-P. Op. cit..

20 Fumet S. Face-à face Baudelaire - Sartre // La Table ronde. 1967, mai. P. 6-19; Kushner E. Sartre et Baudelaire // Actes du Colloque de Nice. 1967. P. 113-124.

21 Обломиевский Д.Д. Указ. соч. С. 114.

22 Косиков Г.К. Указ. соч. С. 17.

ский арсенал и философский потенциал исследования Сартра весьма много значительны и убедительны для современного читателя.

В работе о поэте Ж.-П. Сартра глубоко проанализирована «вселенная памяти» Бодлера23, рефлексивный склад ума и характер его личности24, метафизические переживания поэта25, его «способ жить вспять», «двигаться задом на-

26

перед, обратив взор в прошлое» . Рассмотрение Сартром личности Ш. Бодлера позволило выявить ее доминирующую черту, которая может быть охарактеризована как «радикальный пассеизм»27. Она явилась результатом осознанного выбора в условиях, когда обстоятельства личной жизни Бодлера делали этот выбор неизбежным. Наблюдения французского философа не только расширяют поле анализа, но и позволяют глубже уяснить исследуемую нами тему.

В XX в. сложился целый коллектив ученых-бодлероведов, таких как У.Т.

ло

Бэнди, Ж. Помье, К. Пишуа, М. Рюфф, JI. Дж. Остен и др., которые много сделали для того, чтобы приблизить творчество французского поэта к современным читателям.

С 1969 г. в Швейцарии публикуется серия «Etudes baudelairiennes» («Бод-леровские исследования»)29. Это сборники статей, вносящие существенный вклад в изучение творчества Бодлера. Первый их выпуск был посвящен конференциям, организованным в 1967 - 68 гг. по случаю столетия со дня смерти поэта. Он определил состояние современного бодлероведения.

Целостный анализ творчества Ш. Бодлера в наши дни можно найти в работах Клода Пишуа30 - одного из ведущих представителей культурно-исторической школы французского литературоведения. Его труды включают и описание жизненного пути Бодлера, и анализ его творчества, и разборы отдель-

23 Сартр Ж.-П. Бодлер /Пер. с фр. Г.К. Косикова. М., 2004. С. 126.

24 Там же. С. 8, 14-17, 54.

25 Там же. С. 22, 34,31,42.

26 Там же. С. 64-65, 110.

27 Там же. С. 115-117.

28 Baudelaire. Actes du Colloque de Nice 25-27 mai 1967 /Par G.Antoine, L. Austin, W.T. Bandy. P., 1968; Pommier J. La Mystique de Baudelaire. G., 1967;Pichois C. Baudelaire: Etudes et témoignages. Neuchâtel, 1967; Pichois C., Ziegler J. Baudelaire. P., 1987. Pichois C. Les années Baudelaire (avec R. Корр.). Neuchâtel, 1969; Ruff M. Baudelaire. P., 1955; Austin L. L'univers poétique de Baudelaire. Symbolisme et symbolique. P., 1956.

29 Etudes baudelairirnnes T. 1. P., 1969.

30 Pichois C. Op. cit.

ных его произведений («Цветы зла»). Заслуга автора состоит в попытке объективного и полного рассмотрения всех этапов жизни и творчества поэта.

Перу Р. Канфа принадлежит книга «Денди. Бодлер и К0» (1977), в которой на примере личности Бодлера и некоторых его современников дендизм рассмотрен как общественное явление, образ жизни, стиль мышления и поведения, направленный против нравственных и идеологических принципов буржуазного

л 1

общества .

Общепризнанный мастер биографического жанра Анри Труайя (Лев Тарасов), написавший многочисленные биографии о деятелях литературы и искусства, создал также и литературную биографию о Ш. Бодлере. Она вышла во Фран-

32

ции в издательстве «Фламмарион» в 1994 г.". Это первое подробное биографическое исследование жизни великого поэта33, изданное затем в России (2006 г.)

К числу обобщающих работ, затрагивающих различные аспекты творчества Бодлера, можно отнести исследования известного немецкого теоретика культуры, литературного критика Вальтера Беньямина (1892-1940) «Париж времен Второй империи у Бодлера» и «О некоторых мотивах у Бодлера», которые должны были войти в книгу «Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма», оставшуюся незавершенной34. В этих работах Беньямин представляет творчество Бодлера на фоне современной ему эпохи, без культурно-исторических и социальных контекстов которой невозможно понять его истинное значение.

Санкт-петербургский литературовед А. Белобратов сказал о Беньямине: «Беньямин заслужил славу литературно-философского первопроходца: его труд «Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма» считается образцом биографии нового типа; такой подход, гораздо позже, получит название «тотальной

35

истории»» . (Имеется в виду обобщенный социально-культурный и исторический подход).

31 Kempf R. Dandies: Baudelaire et C-ie. P., 1977.

32 Troyat H. Op. cit..

33 Труайя A. Бодлер /Пер. B.A. Никитина. M., 2006.

34 Беньямин В. Шарль Бодлер. Поэт в эпоху зрелого капитализма /Пер. С. Ромашко/ // Беньямин В. Маски времени. Эссе о культуре и литературе. СПб., 2004. С. 47-234.

35 Там же.

Вышеназванные авторы сформировали традицию изучения творчества Ш. Бодлера во Франции и Германии. К ней также принадлежат и те французские исследователи, чьи книги и статьи посвящены отдельным аспектам наследия поэта. Для данной работы особенную ценность представляют исследования эстетики Бодлера, а также исследование отношений поэта и искусства. Этим проблемам посвящены работы П. Флота36, К. Моклера37, JI. Остена38, А. Феррана39, А. Кассаня40, М. Реймона41, П. Мартино42.

Теория соответствий, отраженная в творчестве Бодлера («Les Fleurs du mal» («Цветах зла») и «Petits poèmes en prose: Le Spleen de Paris», (1869) («Стихотворения в прозе: «Парижский сплин»), стала предметом изучения в работах таких исследователей, как А. Ферран43, Э. Адатт44, П. Арноль45, JI. Остен46, Ж. Помье47.

К числу выдающихся исследований, посвященных лирике Ш. Бодлера, нужно отнести книгу Жана Прево48. Написанная в 1943 - 44 гг., она увидела свет только в 1953 г., и с тех пор неоднократно переиздавалась. Тайны бодле-ровского мастерства, источники вдохновения, образная система — вот круг проблем, поставленных и удачно разрешенных ученым.

Как правило, в работах о Бодлере большое внимание уделяется вопросу о месте поэта в литературном процессе. Большинство исследователей ставит его у истоков символизма, хотя порой возникают и противоположные мнения. В качестве примера можно назвать появившуюся в 1973 г. книгу Пьера Траара «Критическое эссе о Бодлере-поэте»49. Являясь представителем академического направления французского литературоведения, Траар в анализе литературных

36 Flottes P. Baudelaire, l'homme et le poète. P., 1922.

37 Mauclair C. Le génie de Baudelaire. Paris, 1933.

38 Austin L. Op. cit.

39 Ferran A. L'esthétique de Baudelaire. P., 1933.

40 Cassagne A. La théorie de l'art pour l'art en France. P., 1906.

41 Raymond M. De Baudelaire au surréalisme. P., 1933.

42 Martino P. Parnasse et symbolisme. Paris, 1925.

43 Ferran A. Op. cit..

44 Adatte Em. Les Fleurs du Mal et le Spleen de Paris: Essai sur le dépassement du réel. P.,1986.

45 Arnold P. Esotérisme de Baudelaire. Essai d'art et philosophie. P., 1972.

46 Austin L. Op. cit..

47 Pommier J. Op. cit.

48 Prévost J. Baudelaire. Essai sur la création et l'inspiration poétique. P., 1964.

49 Trahard P. Essay critique sur Baudelaire poète. P., 1973.

фактов и явлений исходит из биографии и психологии писателей, анализирует их эпистолярное наследие, творческую историю создания произведения и повествовательную манеру. Траар считает, что Бодлер не оказал существенного влияния на сим�