автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.03
диссертация на тему: Структура и динамика развития политической культуры
Полный текст автореферата диссертации по теме "Структура и динамика развития политической культуры"
АКАДЕМИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК ЦК КПСС Специализированный совет Д—151.04.20
На правах рукописи
БРЫЛЬ Станислав Роман
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Специальность 23.00.03 — политическая культура и идеология
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук
Москва — 1991
Работа выполнена на кафедре социологии духовно-идеоло гической сферы Академии общественных наук ЦК КПСС.
Научный консультант — доктор философских наук, профессор КЕЙЗЕРОВ Н. М.
Официальные оппоненты:
доктор философских наук, профессор — ГРАНОВ В. Д.
доктор философских наук, профессор — ЖУРАВЛЕВ Г. Т.
доктор исторических наук, профессор — РЫШКА Ф. (Варшавский Университет)
Ведущая организация — Ленинградский Государственный Университет, кафедра политологии.
Защита состоится 25 июня 1991 г. в 14.00 час. на заседанш специализированного совета Д—151.04.20 в Академии общественных наук ЦК КПСС по адресу: 117606, Москва, пр. Вернадского, 84, ауд. № 1205 (1 уч. корп.).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке АОН ЦК КПСС.
Автореферат разослан 24 мая 1991 года.
Ученый секретарь специализированного совета
КОМИССАРОВ С.
ус ¿¿¿¿^^1
- {
| I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТЖА РАБОТЫ
.' . 13 5
> тг,-Актуальность темы исследования. Политическая культура стайовн^оя действенным инструментом общественных преобразований, в том числе и в политической сфере, при этом возрастает ее роль как составной части системы ценностей общественного отроя. Политическая культура - неотъемлемый элемент цивилизованного государства.
Понятия "политическая культура", "политическая система" являются важнейшими категориями, характеризующими политическую жизнь общества.
Возрастающий интерес общественности и ученых к политической культуре обусловливают включение проблем ее изучения в исследовательские программы различных отраслей общественных шук. Здесь многое приходится наверстывать в связи с очевид-шм отставанием научного поиска от потребностей практика, выз-анным недооценкой ее в прошлом не только в Польше. Осуществление комплексного исследования политической культуры в дан-юй ситуации представляется неотложным и остро нэобхсдамым.
Изучение актуальных проблем формирования и функционировали данного феномена следует, по нашему мнению, осуществлять | единстве структуры и динамики, обращясь к истории и опыту бщественного развитая, в первую очередь СССР и стран Восточ-ой Европы, с учетом итогов кризисного развития Польши. Пола-ическая культура имеет длительную историю и представляет феру проявления ряда общесоциологических закояомерностай раз-ития, общэго и особенного, единство исторического и логичвс-ого, требующих философского осмысления.
Философский, социологический и политологический аспекты одхода позволяют избегать чрезвычайно узкого, обиходного конъюнктурного) понимания формулировки актуальности.
Укажем на важнейшие детерминанты актуальности философско-зтододогических вопросов изучения политической культуры в со&-зменной Полыаз:
Во-первых, она вызвана происходящими коренными изменениями общественном строе Польши. Так, для всех польских политичес-
ких сил, борющихся друг с другом за расширение своего влияния характерно повышенное внимание к политической культуре ввиду ее органической связи с борьбой за власть и качество осуществления этой власти;
Во-вторых, для современного польского обпузства характере] возрастающий интерес к политике, резко обозначившееся идеолог] ческое размежевание в рамках политического плюрализма, суще< твование различны* политических концепций, подходов, платформ культур. Может показаться, что подобная политизация выгодна и дает преимущества. Однако политизация в условиях дефицита политической культуры опасна и деструктивна. Дальнейший рост участия общественности в политике зависит от культурного фактора (закрепление в культурном плане результатов политической деятельности), преодоления недостаточного уровня этой культуры у больпЕй части общества и политических лидеров;
В-третьих, бурно идущий переход к рынку, приватизация и капитализация (что интересно для СССР), возросшее число поездок поляков в другие страны Европы и мира, иностранцев - в Польшу, политический (и пропагандистский) плюрализм, измегенш в учебных программах гуманитарных дисциплин способствуют, несомненно, взаимопроникновению политических культур. Эти явления, их идейно-политическая направленность и распространена! делают формирование политической культуры социальных групп (и их политических представителей) особо актуальным вопросом. Перспективы усиления влияния демократической, социалистическо! ориентации связаны с учетом культурного фактора в политике;
В-четвертых, разделяя тезис о значении культуры для политической системы, лидеры всех противоборствующих сил проявляют интерес к социальному качеству политической культуры классов, социальных групп. Поэтому возникает потребность в фи< лософском осмыслении этой категории, результатов научного поиска, которые делают актуальной проблематику методологии, теории и практики политической культуры, в том числе и в плане исторического генвзиса*.
1The French Revolution and the creation of modern political culture.Vol.3 : The transformation of political culture, 17fg' _ 1848,- Ed. by Francois Furet and Mona Ozouf - Oxford.. Pe'rgamon Press, 1989. '
В интерпретации политической культуры, в частности, в данном исследовании, автор неходит из философского принципа ¡динства теории и практики, сознания и действия, т.е. из так газываемого "активистского" подхода к политике, который сво-штся к еледустему:
- акцент на политических действиях (вслед за Е.Тополь-:ким, А.Боднаром, С.Соколовским, О.Цетвиньским, М.Карватом);
- рассмотрение активных субъектов - стимуляторов полити-еских процессов, определяющих результаты политики;
- стремление к качественной оптимизации политических ействий личности, например, местного партийного деятеля, что ак показывает опыт, подникает уровень партийной работы и олитической деятельности.
Происходящие актуальные перемены в существующих субъек-IX и появление новых лидеров приводят к тому, что исследо-iння политической культуры польского общества нуждаются в ручной методологии, позволяющей охватить в большей степени, 1М до сих пор, типологию политических деятелей, технологию хлитического лидерства.
^следование субъектов политической культуры должно помочь при составлении програш обучения и формирования полити-ских навыков и искусства, носить постоянный характер и продаться через определенные промежутки времени, вооружать кад-умением научного анализа, подкрепленного эмпирически.
Б диссертации обосновывается необходимость постоянного рмировация в политической культуре институциональной струк-ры, связанной с обучением кадров. Существующие во многих ртиях механизмы этой системы обучения можно, по нашему мне-о, включить во внутрипартийную практику левых партий, кото-з остро нуждаются в этом.
В левых партиях (в широком их понимании) проявляется заиление рассматривать политическое движение как институ энальный разрез политической культуры. В этой области нако-тся н продолжает накапливаться значительный опыт. Срочной «обходимой задачей является не только институционализация зевоение опыта деятельности правящих политических партий,
но также и обмен информацией о доминирующих формах и методах работы организаций, находящихся в оппозиции, как об одном из элементов политической культуры общзственного движения. Без философского осмысления и научного обобщения существующей политической практики здесь нв обойтись.
Состояние научной разработки дпоблеры. Понятие "политическая культура" первоначально использовалось в разговорном языке и лишь позднее получило теоретическое обоснование. Поскольку оно имеет различные уровни, срезы, анализ политической культуры требует философского, концептуального подхода.
Наука о политической культуре с точки зрения методологии находится на начальной стадии развития. В гей определились наг равления, рассматривающие политическую культуру с различных позиций, сформировавшихся в рамках далеко не товдественных философских,мировоззренческих установок, доктрин, школ.
Анализ научных публикаций позволяет утвервдать, что спор вокруг понятия "политическая культура" в Польше продолжается , четко обнаруживаются и в других странах расхождения термина "политическая культура", имеющие принципиальное, методологическое значение.
Острые споры вызывает вопрос соотношения между рамками п< литической культуры (в значении категории науки, представляющей предмет теоретических и эмпирических исследований) и рамками политического созшная, а именно это последнее понятие занимает центральное место в понятийной системе марксистской шуки п политике.
Существенны расхождения в понимании факторов,формирующих политическую культуру, и ее составных элементов. Часть автсро; даже отказнвает этому понятию в ранге научной категории. При этом понятия "культура", "политика", хотя и имеющие издав на статус научных категорий, обретают разнообразные дефиниции Это вызывает определенные трудности в формулировании дефиници: понятия "политическая культура". Нет единства в области выбор конкретных методов, не говоря уже об обшей методологии исслед вания политической культуры в философском контексте. ТЕ -11Ъига ро11^усгпа 8ро£есгепз!ка pol8klego / 1983 - 19Р5 / • 1,га?айп1еп1а о^б1пе,1еоге1усгпе 1 те1;о(1о1ое:1с2пе -гееЬЙувгка ilaтвzavla.,Unl\lleтsytet Магзгаизк! 19^7.3.32.
В странах Восточной Европы, в том числа в Польше, а так-ке в СССР, на фоне довольно широкого обращаетя к вопросам по-хитической культуры весьма шло собственно философских работ, з которых комплексно, в методологическом плана осуществляется эазработка теории политической культуры. Несомненно, полезными 5удут в преодолении возникших трудностей философия, политология I социология, методология общественных наук, заметный в последив годы расцвет методов и техники эмпирических исследозаннй, зилософского обобщения результатов этих исследований.
Со всей уверенностьп следует сказать, что политическая :ультура - это комплексное явление, которое возникает и реаль-:о существует как конкретное выражение связи общественных яв-ений в жипни, в единстве истории и современности, а ее пссле-ование - на стыке разных отраслей обществоведения.
В тучной литературе о политической культуре можно выде-' ить два понимания: описательно-социологическое, при котором олитическая культура является аксиологически нейтральным по-ятием*, и нормативное, позволявшее оценивать политическую ультуру в категориях "высокая - низкая", как пишут Э.Петшик-зневич и А.Углиг . Необходимость обращения к номатпвному под-оду возникает в том случае, когда определяются, например, ка-ие-лпбо позиции в качестве требуемых или отвергаемых ценвос-зй и способов с точки зрения намеченных целей .
Обпесоциологический подход важен также в контексте все-ирной истории. Так, в общине существовало социальное управ-зние, устанавливались критерии и нормы участия в распределе-ии благ, а также санкции, но эти действия еще нельзя называть элитикой. Тем не менее, для управления уже тогда нужно было ¿еть знания и практические навыки квази-политической лея-юности. Часть этих критериев, норм, способов объективизи-звалась, став культурными элементами племенной общности, а юследствии - государственных структур.
F-or.Wiatr J.J. Soc.ioloiia stosunkow politycznych. - и/ arszawa 1977.S.335 i n.
'ultura polityczna spoieczeristwa polskiego...op.cit.3.43. 3p.cit.S.44.
Определенный тип политической культуры сопутствует человеку с того момента, когда возникают первичные элементы политики в древних цивилизациях.
Поскольку социальное управление по своему генезису восходит к истокам человеческого общества, то существование политической культуры в различных ранних цивилизациях связано с усложнением общественной жизни, социально-классовой дифференциацией общества, накоплением опыта и др. В таком понимании содержится философско-социологический аспект, учитывавший специфику политической культуры разных типов на различных этапах исторического развития, в разных странах.
Теоретическая концепция "политической культуры" поэтому довольно четко и продуктивно связана со сравнительными социальными исследованиями. Одним из важнейших, с позиций генетического подхода к проблеме, можно назвать осуществленное на основе опросов в пяти различных странах исследование Г.Л.Аль-монда и С.Вербы (1963 г.)^. Предметом их изучения были политические позиции и отношения к демократии. Практически это была одна из первых попыток научно подойти к понятию политической культуры.
Разработку философско-методологических проблем политической культуры нельзя оценить однозначно, хотя следует отметить, особенно в 80-е годы, увеличение числа и повышение качества научных работ, посвященных развитию науки о культуре (в частности, труды Е.В.Боголюбовой, В.П.Фофанова, Е.Конд— зельского, А.Клосковской, Е.А.Вивилина), конструированию моделей в области культуры (в частности, труды Г.А.Антипова, М.С. Когана, М.Соболевского, Е.Воленьского), концепционированию те рии политической культуры (в частности, труды Ф.М.Бурлацкого, В.Д.Гранова, А.Боднара, Е.Ковдзельского, Н.М.Кейзерова, В.П. и В.К.Макаренко, В.Маркевича, К.Опалека, Ф.Рышки - последний руководит исследованиями в области политиеской культуры в Польше, В.А.Щэгррцева, А.А.Федосеева, В.В.Тропшнина, Е.Вятра)
^КиЗЛига роИ^усгпа зро!есгепз11*а polзkiego.. .op.clt.S.410.
В научных трудах вышвупомянутых авторов широко используется категория политическая культура.
Исследователи обрадаются к системному философскому ана-тизу, предпринимаются попытки эмпирически реконструировать толитическув культуру личности, свидетельствуя о возрастании ттереса к политической культуре как таковой с позиции со-эдальной психологии и поведения граждан, информационных провесов (Г.ТДуравлев и др.), морально-этических критериев Соколов В.М.).
В анализе политической культуры в методологическом плане [аметилось по меныпзй мере два подхода с точки зрения объек-!а исследования: с одной стороны, политическая культура трак-уется как составная часть политической системы, культуры ообще, с другой, - рассматривается в узком понимании как относительно самостоятельная система со своей внутренней логи-ой, единством структурных элементов - убеждений, интересов, пособов деятельности, обновления и традиций, динамики раз-ития путем разрешения внутренних противоречий*.
См7Г"Бурлацкий Ф.М., Галкин A.A. Социология. Политика. Международные отношения. - М., 1V74; Бурлацкий Ф.М. Политическая система общества: понятие и элементы /политические системы современности: /Сб.ст./ - М., 1986; Бурлацкий Ф.М. Современный Левиафан. -ГЛ., 1985; Политическая система социализма: функции и тенденции развития. - Киев, 1985; Иовчук ГЛ. Т. Социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., IS79; Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. - ГЛ., 1984; Кей-зеров Н.М. Политическая и правовая культура. - М., 1983; Федосеев A.A. Современная американская буржуазная политология. Изтоки,традиции, новации. - ГЛ., IS89; Дмитриев Н.В. Политическая социология в США. Очерки. - Л., 1971. См.: Социальное познание и управление. -/Л., 1983; Демидов А.И. Гласность и политическая культура //Философские науки. 1989. № 3; Щзгорцев В.А. Политическая культура как элемент духовной жизни развитого социалистического общества //Проблемы тучного коммунизма. /Сб.ст./. Вып.15. ГЛ.,1981; См.:.Чередниченко А.П. Потугическая культура развитого социалистического общества //Научный коммунизм. 1982. № 2; Бутенко А.П. Власть народа посредством самого народа. -ГЛ., 1988; Шлова Д. Политическая культура: сущность, механизм формирования в социалистическом обществе. - м. ,1990.
С философско-методологической позиции эти два подхода не исключают друг друга, а взаилкэдоподняют, ибо политическую куль туру нельзя понять вне более общего контекста - социальной, экономической, политической и духовной систем, понимания политической культуры как разновидности культуры вообще. Фило-софско-культурологическнй подход необходим и в нашей работе. Рассмотрение культуры в качестве объекта социально-философского исследования, как специфического феномена представлен достаточно полно с опорой на крупные исследования советских ученых-культурологов^.
Вместе с тем и структура, и динамика развития политической культуры в современных условиях не получили достаточного полного осмысления и освещения, что и обусловило выбор настоящей темы исследования,'
I им.: ьоголюбова Е.В. Культура и история, - М., 1977; Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов-на-Дону. 1981; Журавлев В.В. Мир художественной культуры. - М., 1985; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. -М., 1983; Межуев В.М. Культура и история. - М., 1982; Уле-дов А.К. Духовная жизнь общества. - м., 1973; Духовное производство /Под ред. В.И.Толстых/; Козлов H.H. Социализм и сознание масс. - ГЛ., 1989; Духовная сфера социалистического общества /под ред. Я.Т.Тощенко/. - ГЛ., 1988 и др. Строительство коммунизма и духовный мир человека. - м., 19Б6; Художественное творчество в системе социалистической культуры. - Киев, 1986; Арнольдов А.И. Социалистическая культура: теория и жизнь. -М., 1982; Иовчук М.Т., Коган JI.H. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. - М., 197У и др. См.: Гончаренко Н.В. Духовная культура: источники и движущие силы прогресса. - Киев, 1980; Басов Е.М. Духовный мир советского человека. - Минск, 1984; Духовная культура социалистического общества. - М., 1979; Искусство в мире духовной культуры. - Киев, 1985 и др. Архангельский л.М. Применение методов конкретной социологии в этико-эмпирических исследованиях //методология этических исследований. - М., 1982; Культурная деятельность: опыт социологического исследования. - ГЛ., 1981; Семашко А.] Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей. - Киев, 1985; Проблемы нравственного воспитания. - М., 1977 и др.
См.: Шендрик А.И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. - М., 1990; его же: Духовная.культура молодежи как объект социологического исследования. Дисс.на соис.уч.ст.докт.социолсгдаук, М.,1991. Кудрина Т., Комиссаров С., Шендрик А. Социалистический иде в массовом сознании молодежи. - М., 1990.
Цель и задача исследования. Актуальность темы, ее недостаточная теоретическая разработанность определили цель нашей работы: осуществить систематизированный анализ наиболее значительных достижений польских и зарубежных ученых в разра-5отке теории и практики политической культуры; сконструировать концептуальную модель политической культуры; разработать систему категорий, раскрывающих в определенной последовательности ее содержание, статус.
Достижению цели содействовало решение следующих задач:
- проведение общепольских сравнительных исследований по-штической культуры - субъектов общественно-политической дея-■ельности, назначение которых идентифицировать и проанализи-ювать реальный уровень политической культуры местных партийное деятелей;
- теоретически обобщить результаты эмпирических исследо-аний для практического ориентирования исследования; сконст-уировать макет программы формирования политической культуры естных деятелей для нужд СдРП - единственной партии польских евых сил в современной Польшэ, которая сохранила свое влия-ие после кризиса и распада П0И1.
Дополнительно определяя политическую детерминанту, стоит эяснить, что СдРП возникла в сложнейшей обстановке. Новая пария ш является простой продолжательницей бывтэй ПОРП - как сфере идеологии, так и в области содержания политической эограммы - но по состоянию на сегодняшний день, подавляюще большинство членов и деятелей новой партии - это бывшие гены ПОРП;
- проанализировать реальные возможности использования ¡зультатов настоящего исследования политической культуры
[я формирования политической культуры в среде местных струк-'Р и деятелей СдРП на перспективу с учетом итогов кризис-то развития. Для нашей новой партии нет более актуального, ,учно и практически значимого объекта исследования, учиты-я развернувшуюся борьбу на польской политической арене.
Предмет исследования. I. Категория "политическая культу" и система понятий, раскрывающая ее содержание. Методы и
методология исследования; содержание понятия, его рамки; концепция и типы дефиниций; типология политической культуры; факторы развития политической культуры, ее составные элементы; функции политической культуры и тевденции ее развития.
2. Политическая культура местных деятелей партии на примере двух групп первых секретарей: переменные, иллюстрирующие сравнимые множества, взгляды опрошенных на ценности и общественно-политические интересы данной среды, мнения первых секретарей о политических действиях в рамках функционирования партийных организаций-инстанций, самооценки участия, в том числе навыков, эффектов политической деятельности, и самооценки местных деятелей.
В работе проводится разграничение политической культуры и политического поведения.
3. Деятельность левых сил как институтов, учреждений, нацеленных функционально на формирование социалистической политической культуры субъектов политической деятельности с учетом вовых требований и обстановки.
Теоретико-методологическая основа исследования. Диссертант опирался на публикации польских и зарубежных исследователей. Философско-методологической основой послужили марксистская философия и социология, диалектический метод, исторический материализм, труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленлна.
Методы и технические способы. использоанпна_ при решении задач данного исследования. Философия марксизма является методологической базой всех трех разделов исследования. В анализе и конструировании системы понятий, связанных с категорией "политическая культура", были использованы публикации по предмету, изучение документов, ознакомление с публикациями в периодической печати, контент-анализ, сравнительные исследования.
Организация и проведение собственных исследований политической культуры были основаны на эмпирических методах общественных наук.
В целом политическая культура участников политического процесса относится к таким явлениям, которые можно исследоват
путем социального изучения человеческого поведения (связей) в политической практике или путем анализа документов, нормативно (в том числе уставных норм, регулирующих это поведение), а также путем изучения взглядов этих деятелей на вопросы, связанные с идеологией, политикой или имеющие влияние на эту идеологию и эту политику. Диссертант в первую очередь обратился ко второй и третьей возможностям. Обращение к эмпирическим достижениям для получения количественных данных - в основном анкетированию, социотехнике и психотехнике - при конструировании исследовательских инструментов позволило совершенствовать методику исследования и более точно верифицировать его результаты с учетом двух пробных исследований.
При подведении результатов исследований использовалась электронная вычислительная техника.
В конструировании макета программы формирования политической культуры местных деятелей СдРП в качестве основы были использованы способы, принятые в методиках дидактического программирования и др.
Новизга исследования. В диссертации следующие научные результаты обладают характером научной новизны:
- Комплексность гаучных подходов, включающая такие аспекты, как гносеологический, социологический, антропологический (история культуры), политологический, гуманистический (аспект интерпретаций), психологический и др. Диссертант стремился к философской системной интерпретации категории политической культуры в контексте составляющих ее структурных элементов (интересы, взгляды, убеждения, практическое поведение и навыки деятельности, национальные особенности, традиции и инновации, а главное - качество и способы участия в политической жизни).
Делая акцент на аксиологической теории политической культуры как базовой концептуальной модели, диссертант вкявляет зе внутреннюю структуру и динамику, понимая под последней тотребности общественной жизни, в том числе политической !рактики, соотношение активной роли субъекта и приспособляе-иости к социальной среде, своевременное выявление противоре-
чий развития и разрешения назревающих конфликтов и др.
- В политических исследованиях использовалась модель политической культуры в динамике двух составляющих (по политике и культуре) с акцентами на последней. Признание культурной первоосновы понятия "политическая культура" влечет за собой качественные последствия, касающиеся концептуального подхода к определению границ и сущности исследуемого понятия.
Методологической предпосылкой является исследование политической культуры, начиная с индивидуальной политической культуры личности (ее культуры вообще). Применение законов диалектики и историзма к общественным отношениям, с очевидность® доказывает изменчивость общественных отношений и в историческом смысле - индивидуальной политической культуры;
- Наличие переменных количественного (например, возраст), порядкового (например, образование, роль в общественном разделении труда), номинального (например, социальное происхождение) характера, концептуализуют основы дефиниции политической культуры.
Диссертант предлагает дефиницию политической культуры, основанную ш отделении нормативной (предполагаемой данной политической системой в качестве основной политической культуры) от субкультур различных популяций.
В системе понятии категории политическая культура активно разрабатывается типология (типы) данной культуры;
- Исходя из обоснованных выше критериев в диссертации выделяются следующие группы (подгруппы) факторов, формирующих (конституирующих) политическую культуру:
- первая группа - идеология (ии), содержащиеся в ней (в них) идейно-политические ценности, а также политические программы, опирающиеся на данную идеалогически основу;
- вторая группа - познавательные факторы:
а) предметные:
- история, политические традиции, историческая обусловленность. политического своеобразия (шрода, в тоги числе больших социальных трупп),
- дезидера*ивная модель политической культуры (например, модель желательных характеристик политического деятеля);
б) инструментальные:
- политическая социализация,
- средства массовой информации (доступные для индивида, группы, слоя, класса, общества).
- третья группа - общественная деятельность, деятельность в сфере политики;
- четвертая группа - институциональные факторы, прежде всего политическая организация общества:
- центральные и местные органы государственной власти,
- политические организации (партии, другие политические организации и клубы),
- общественно-политические организации (народные фронты, юлитические движения, профессиональные союзы, молодежные ор-'анизации),
- некоторые обдаственные организации и общэства;
- пятая группа - политические микросистемы в рамках ло-альных общностей;
- шестая группа - эмоциошльные факторы, находящиеся в вязи с социально ощутимыми последствиями реализации полити-еской программы.
Совокупность рассмотренных факторов и подходов позволяет ыделить составные элементы политичеекой культуры, которые арактеризуются в диссертации общими чертами элементов куль-уры, то есть охватом своим воздействием более широких со-иальных групп, объективизацией способности пространатвен-эго и временного расширения.
В диссертации выделены следующие составные элементы по-атической культуры:
- Идейно-политические ценности и суждения об этих цеи-зстях, интересы и формы их политического осознания и выра-
!1ШЯ.
- йзторпчески детерминированные и объективизированные >адицин политических поведений и групповые особенности в ¡уществлении политики.
- Политическая организация общества и качество ее функцис нирования.
- Участие в политике: способы, методы, навыки политического действия и поведения.
- Продукты ("плоды") политических действий.
- Межличностные отношения в политике.
- Политическая социализация и др.
Обращаем внимание на необходимость разграничения политической культуры с совокупностью (в целом) действий или шире -политических поведений, и множественности проявлений политики (политический плюрализм);
- Обобщены многочисленные разрозненные публикации полыда и зарубежных исследователей в области теории политической кулз туры, благодаря чему синтезированы и систематизированы возможности политической культуры как одного из способов выхода общества из кризисного состояния;
- В методологическом плане обосновано значение изучения человека в качестве центрального момента в политической культуре и на этой основе осуществлено конструирование перспективной теории политической культуры в духе новых требований и условий.
Центральным пунктом индивидуальной политической культуры является политический и онтологический статус человека, и в этом случае личность, наряду с культурой социальной среды, формирует определенный комплекс образцов и ценностей реального субъекта политики;
- Исследование теории политической культуры впервые осуществлено на уровне концептуальной категории и операциона-листских понятий, пригодных для эмпирического исследования уровня политической культуры кадровых работников партии. Это позволило практически ориентировать исследование посредством конструирования макета программы формирования политической культуры левой партии, недавно созданной в современной Польше
Для диссертации характерны следующие научные результаты, обладающие тучной новизной в области о политике:
- Результаты собственных эмпирических исследований по-
литической культуры интерпретированы в контексте с проводимыми в настоящее время интердисциплинарными работами по общепольской программе политических исследований;
- Совокупность выводов данного исследования подчинеш задаче - придать понятию "политическая культура" статус теоретической категории науки о политике в методологическом контексте .
Практическая зшчимость исследования и- его апробация, Эмпирический материал данного исследования будет полезным для философов, социологов, политологов и культурологов, для исследователей политической культуры современного общества вообще, польского е особенности. Программа формирования политической культуры, сконструированная на перспективу на базе разработанного макета этой программы,может стать важным инструме:-пом внутрипартийной работы СдРП.
Выводы работы можно использовать щы построении совре-ленной теории политической культуры. Наш раЗэта - только тишь шаг в этом направлении, она не прете вдует на целостную 1 тем более окончательную трактовку всех аспектов, ввиду их яевидной дискуссионности.
Изпользованный в диссертации подход конкретен и практиком обоснован анализом состояния политической культуры воз-пшающих левых партий. Этот уровень явно недостаточен, поэто-г1у необходимой задачей является формирование искусства политической деятельности. Предложен*для СдЕП - одной из многих гартий современной многопартийной системы РП - практически действенная модель организованного распространения элемен-:ов знани'1 о политике, формирования искусства и навыков поэтической деятельности.
Рассмотренные проблемы политической культуры могут слу-;ить подспорьем деятеля^ и членам СдРП и других левых партий ¡а рубежом в организации и деятельности новой партии в усло-1иях оппозиции, а историкам - в их работе по исследованию грнчин кризиса ПОРП и вставших перед новой польской левой ртией задач по преодолению ошибок, в частности, недооценки начения политической культуры.
Естественно, что политическое образование, в частности, в форме курсов, семинаров, является лишь одним, но не единственным инструментом формирования научного политического сознания и политической культуры, предполагает умение действотть с учетом ее новых требований.
Работы автора по теории и практическому формированию политической культуры имели следующие виды (формы) апробации:
- выступления на теоретических, шучно-практических конференциях в государственных вузах, на собраниях политических работников молодежных организаций и партий, СдРП;
- организация учебы местных политических деятежй - в Катовицком, Вар'лаЕСКом воеводствах; преподавательская работа в Остролецком воеводстве;
- использование материалов при постановке курса на тему "Наука о политике" в университете в Катовицах, АШ в Варшаве;
- тезисы эмпирических опросов (анкетирования) 1-х секретарей организации-инстанции были обсуждены и приняты в постоянном семинаре в ЦШСНП в Варшаве (руководитель Ф.Рышка);
- подготовка информационного материала "О результатах всепольского исследования политической культ:"ры";
- отражены в 14 научных публикациях.
Структура диссертации. В работе, помимо Введения, выделены три основных раздела, в каждом разделе - отдельные главы. Обобдающие вывода и практические предложения формулируются в Заключении диссертации, йлеется развернутый список использованной научной литературы.
П. ОСНОВНЫЕ ПСЙШЕНШ ДИССЕРТАЦИИ
Политическая культура как категория марксистской науки о политике. Диссертант исходит из наиболее универсального измерения понятий "культура" и "политика" в марксистской научной литературе. "Культура - это относительно интегрированное целое, охватывающее поведение людей, реализуемое на основании общих для социального коллектива образцов, вырабатываемых и присвояемых в ходе общения и контактов, а также содержащее
в себе продукты такого поведения"*.
Склоняясь к определения понятия "политика", которое связано с понятием "культура", хотелось бы отметить значение прежде всего социальной практики и ее важного г-ида - политической практики, особенно политических действий в сфере власти. На наш взгляд, заслуживает поддержки сформулированная Ф.Рышкой дефиниция "политика" как запланированного и организованного действия для завоевания и удержания власти, намерений и целей, которым отвечают определенные поступки людей^.
Соответственно с дефинициями культуры и политики положение об общественном характере политических действий можно, на наш взгляд, дополнить положением о культурном характере (способе) политических действий. 1!х неотъемлемой составной частью является ооознание социальной связи, правовых норм и правил. Политические действия как всякие действия личности вербального пли невербального характера характеризуют ее роль как члена определенной политической группы .
Таким образом, политическое поведение охватывает эсе поступки человека в сфере политики, личность или группа всегда зедут себя определенным образом, их поведение социально детерминировано.
Обратимся к одному из основных тезисов марксистского философского материализма, к утверждению о матери:: как едкн-:твенно самопроизвольном п объективном бытии, видоизменяемом в грсцессе общественно-исторической практики, ^уть этого утверж-[ения в следующем: мир "материален", существует во многих форах материи - неорганической, биологической, социальной, каж-[ая форма содержит е себе разнообразие, подверженное изменениям, чаще количественным, а после их накопления - качественным. Одним из основных свойств материи, в том числе социальной, является движение. В обществе движение и изменения ;вляются результатом противоречий, существующих прежде всего I способе производства, между социальными группами, между роизводственныш отношениями и политическими институтами,
Ооэкоиэкч А. КиКига ииэсыа / кгуЬука í оЬгопа /. - ¿агзга-
«а ПВО.3.28.
Нуэгка Г.Наика о по!.иусе-гог«агагиа Iьetodoloвiezne.- Н-чь 1 ,Г..1.Ке£ос1у ЬеЬа»*1ога1пе м пайсе о pol.lt.yce.// Ора};вк К.
Не^ЗоХо.-^сгпе 1 teoгetyczne ргоЫешу паик poiitycznych.-
вгаыа .Р . 111 .
правовыми нормами. Движение социальной материи является способом существования общества в единстве и борьбе противоположностей.
Эти закономерности и черты общества являются одним из основополагающих положений (I) марксистской теории политической культуры. Поэтому культуру и политику следует понимать в движении, в развитии. Движение является способом существования политической культуры.
Культура, политика, политическая культура не существуют вне человеческих общностей. Они находятся во взаимосвязи с поведением, поступками людей. Политическая культура существует как элемент социальной материи и связана с деятельностью человека. Сама же человеческая деятельность, согласно принципам марксизма, объективно обусловлена, применительно к политике - классово сориентирована в сфере борьбы за власть и ее осуществление. Поэтому компоненты политической культуры (а также ее составные части) детерминирована борющимися за власть. В этом состоит еще одно положение (2) марксистской теории политической культуры.
На основании изложенных положений формулируется постулат "совокупного", более широкого рассмотрения причин возникновения, существования и изменяемости политической культуры. Говоря о детерминантах политической культуры, мы, прежде всего, указываем на ее классовую обусловленность. Кроме того, учитывая значительную роль для политической культуры политической практики, следует исходить из наличия надстройки. Из закона исторического материализма о взаимозависимости базиса и надстройки мы выводим положение о необходимости учитывать при возникновении, существовании и измене~ ниях политической культуры ннеполитические сферы общественной жизни. Утверждая, что главным детерминантом кристаллизации политической культуры являются классовые отношения, -подчеркиваем, главным, но не единственным. Поэтому, мы утверждаем, что компоненты, формирующие политическую культуру и ее составные части, детерминируются также внеполитическими частями социальной материи. В этой связи заслуживает внима-
ния тезис З.Цацковского о влиянии внеполитических частей социальной практики на политику, из которого делается вывод о необходимости учитывать при возникновении, существовании и изменениях политической культуры внеполитические сфзры общественной жизни''".
Подводя итог выше сказанному приходил! к следующему:
- Во-первых, в принципе мы признаем определяющую роль в возникновении, существовании и изменениях политической культуры "совокупности" социальной материи. Заметшя осторожность продиктована необходимостью учитывать новый взгляд на законы диалектики, особенно на существование в социальной материи сфер жизни, относительно автономных (внутрипартийные структуры, административные, армейские, монастырские и т.д.). Иными словами, первенство,приоритет положений маркеистсксгодетерминизма
в объяснении политической культуры нельзя отождествлять с фатализмом. Принцип активизма, указывающий нч то, что механизмы развития общественных явлэний, в том числе и политической культуры, рассматриваются также в категориях автодинамизма, свсавляет названным относительно автономным сферам (а в их числе - особенно формальным и неформальным лидерам) определенную свободу;
- Во-вторых, учитывая роль практики и общественного развития мы подчеркиваем динамичный характер политической культуры. Данная процессуальность, по нашему мнению, является двоякой:
а) в своем постоянстве и разнообразии элементы, формирующие политическую культуру, изменяются по характеру, интенсивности и сложности;
б) то же самое можно сказать об элементах, составляющих данную культуру.
Поэтому политическая культура, рассматриваемая в динамике, содержит в себе ряд элементов различной степени постоянства. Наряду с элементами (формирующими и составляющими),
^Cacko^ski Z. Giowne poj^cia materializmu dialektycznego. - V/ar-szawa 1974. ¿.321.
подверженными частым изменениям (например, политическая тактика), существуют элементы с большей степенью постоянства (например, в виде модели);
В-третьих, принципиально определяет марксистский подход к политической культуре материальность мира (в том числе форма социальной материи), а также выдвижение на первый план классового фактора;
В-четвертых, представляя марксистский подход к политической культуре, эксплицито, мы опираемся на марксистскую теорию позшния, составляющую основу онтологической и эпистемологической концепции политической культуры.
Сущностью марксистского подхода к политической укультуре - как особой форме материи - является нз только поиск истины об этой культуре, объяснение ее, ко также использование объективных знаний, например, в эвристических целях - через констру! рование системы обучения локальных лидеров политической культуре.
Диалектический метод позволяет рассматривать процесс развития политической культуры двояко. При логическом подходе этот метод является теоретическим основанием для выработки системы понятий политической культуры.
В историческом аспекте диалектического метода мы имеем в виду хронологический порядок раёвития явлений.
И, наконец, марксистская диалектика является не только онтологической концепцией исследования политической культуры, но прежде всего эпистемологической, позволяющей уловить движение материи политической культуры и связать его с социальным миром в целом.
В диссертации осуществляется широкое рассмотрение причин возникновения, существования и изменения политической культуры.
Говоря о детерминантах политической культуры, автор прежде всего отмечает ее обусловленность социальной структурой, политической практикой и всей системой надстройки.
Философски целостная характеристика политической культуры, используя достижения политической и ссциальной теории, а также ее методы, показывает, что культура эта является результатом
эбщественной деятельности в комплексном виде.
Анализ политической культуры в социологической плоскости эхватывает, прежде всего классово-исторические характеристики згой культуры. Они могут впоследствии стать предпосылкой для разделения политической культуры на слои: личность, группа, злой, класс, общество*. Б этой связи уместен вопрос, направ-тенный на конкретизацию: "кто" является носителем "каких" ценностей, навыков, позиций.
Характеризуя философско-методологические аспекты аюлиза толитической культуры, диссертант утверждает возможность их зинтеза. Это позволяет охватить в процессе анализа в целост-10м виде те стороны политической культуры, которые выпали из юля зрения при вычленении отдельных сторон общественной реальности.
Несмотря на многочисленные теоретические и методологические трудности, можно сказать, согласившись с Я.Кондзельс-сим, что исследователи выделяют различные сферы культуры, в гом числе в качестве самостоятельной политическую культуру^.
К.Маркс и Ф.Энгельс всю человеческую деятельность делят га материальную и духовную, на экономическую основу и поли-гико^правовую надстройку (включающую соответствующие формы х5щественного сознания и идеологии), а также на экономические, эбществешше, политические и идеологические отношения. Таким эбразом, они выделили сферы специфических социальдах явлений i процессов, и тем самым создали теоретическую основу для шре деления политической культуры как одной из сфер коллекти»-юй и индивидуальной жизни людей"^.
Рассмотрение культуры в политологической плоскости вюго-гает в себя:
- Анализ, достаточно широко охватывающий политологические юпекты политической культуры. О том или ином типе политической сультуры можно говорить, что она формировалась под воздействием
■Gierowski J.А. / red. /. Bzieje kultury politycznej w Polsce.
1977 / przedmowa / .
'K^dzlelekl J. Rozumienie kultury politycznej. - tfarszawa " Edu jkaeja Polltyczna " 1985,vol. 6-7.
Ibidem.
процесса возникновения организаций и институтов политической власти. Благодаря эоому можно также отметить наличие в истории и в современности не только различных типов политических культур, но и подкультур. Они отличаются друг от друга, в частности, системами ценностей, организацией и институтами, участием в них правящих и управляемых. Модели таких политических культур и подкультур выделяются по различным прнци-пам, критериям. Политические отношения, утвервдает Е.Вятр, -являются частью культуры и одновременно формируются на основании образцов культуры общества, в которых выступают^.
Диссертант показывает, что анализ политической культуры i политологической плоскости осуществляется, во-первых, через выделение политических подкультур граждан и властей, а также политических культур, отвечающих различным типам государств на протяжении истории; во-вторых, через объяснение политической культуры при помощи таких понятий, как нормы, образцы, принципы, ориентации, позиции, ценности, идеи, поведение; в-третьих, путем рассмотрения политической культуры в политологической плоскости, без депонирования категории политическая культура (Исследователи В.Соболевский, Ф.Рышка, В.Зак-жевский отказываются от употребления самой категории "политическая культура", но исследуют те компоненты, ее формирующие и составляющие, которые, без сомнения, с ней связаны).
Далеко не веб авторы исходят из того, что политическая культура является частью обпей культуры, ее разновидностью, одной из сфер, элементов бытия. Рассмотрение политической культуры в контексте ее самостоятельного статуса, по нашему мнению, нельзя абсолютизировать, учитывая относительную самостоятельность этой культуры, которая всегда должна быть связана с конкретным субъектом и объектом в контексте респондента (респондентов), а также его (их) участия в политшеской практике.
Таким образом, выясняя онтологическую зависимость политической культуры от социальных отнопвний, мы включаем в предмет интересов носителя данной культуры: респондента, группу, слойЕ
^Wiatr J.J. Socjologia...op.cit. 3.309.
сласс или же общество в целом, в зависимости от социологичес-сого контекста и объема анализа. При этом предметом онтоло-•ического анализа является не столько существование полити-(бской культуры, сколько то, как она существует, как проявке тся, от чего зависит ее существование и изменения.
Комплексное философское объяснение этих проблем требует, тобы онтологическая зависимость политической культуры от со-иальных условий рассматривалась в связи с законами обществен-ого развития, включая, тряду с деятельностью "отдзльного" вдивида, иные субъекты - большие и малые социальные группы.
Анализ политической культуры в психологическом плане, режде всего акцентирующий индивидуальные позиции в полити-зских ситуациях, правомочен, если мы отдаем предпочтение разе названным философским установкам. К сожалению, "чисто" зихологический подход к политической культуре часто не учи-¿вает сложности культуры -и политики в социальном изменении, хзредоточивает внимание на личности; это весьма важно при ширических исследованиях.
При анализе политической культуры авторы достаточно часто !ылаются на психологический аспект. Появляется небезразличный и методологии анализа постулат о выделении поддисциплшш »циальной психологии - психологии классов и общественных |упп. Политологи обоснованно предлагают в рамках науки о по-тике выделить психологию политики и это весьма, на наш гляд}перспективное направление.
Выражением своеобразного плюрализма теорий, интерпрети-ющих социальные явления и процессы, детерминирующие, в част-сти, разнообразие плоскостей анализа политической культуры, ляется использование оценочного подхода к данному феномену.
Оценочный или, как пишет Ф.Рышка, нормативный подход целяет в рамках политической культуры только позиции, свя-нные с отношением людей к власти, которые знаменуют дело-з компетенции (на уровне элементарной, по крайней мере, питической социализации), а также чувство ответственности готовности к действиям, отвечающим системе убеждений*.
узгка Т. КиЗДига роИ^усгпа 8ро1есгепз^а.. .ор.сИ;. 3.43-44.
Такой аналитический псдход пригоден тогда, когда предполагается оценивать избранные позиции как желательные или нежелательные с точки зрения предполагаемых целей.
При аргументации тезиса, что понятие "политическая культура* является научной категорией уже отмечалось, что эта проблема не получила однозначного решения. В научном подходе к политической культуре, весьма сложной оказалась проблема соотношения между объективно данной культурой и политическим сознанием.
При рассмотрении взаимоотношений между этими понятиями, как правило, возникает скептицизм относительно необходимости (обоснованности) использования понятия политическая культура в марксистских общественных науках. По нашему мнению, этот скептицизм связан с укорененлем в марксистских общественных науках понятия политическое сознание, в том числе в науке о политике, тогда как понятие политическая культура только начинает подвергаться теоретическому (в том числе методологическому) осмыслению с целью придания ему статуса научной категории. Скептицизм и тем более нигилизм в отношении к политической культуре не оправданы. Некоторое ученые связывают понятие политическая культура с областью публицистики, отказывают ему в ранге научной категории и используют исключительно категорию политическое сознание.
Вторая крайность, которую можно отметить у некоторых авторов, занимающихся политической культурой, состоит в абстрагировании от категории политическое сознание, что тоже неверно. Политическая культура без политического созтния немыслима.
Дальнейшее утверждение понятия политическая культура в науке вообще и придание ему статуса научной категории в теории политики требует содержательной разработки категории политическое сознание в следующих направлениях:
- выявление общих черт между анализируемыми категориями;
- определение собственных обозначений и масштабов категорий политическое сознание и политическая культура;
- установление связи их друг с другом, взаимодействие.
К.Васяк исследовал пропорции между главными составными частями данных дефиниций, используя для этого статистический анализ1.
Проведенное исследование подтвердило гипотезу автора: юнятия политическое сознание, политическая культура, хотя и ¡осуществит (совместно проявляются) как явления в сфере по-титики и частично пересекаются, тем не менее имеют собственно масштабы значений, которые можно выделить и практически ^пользовать.
Следует согласиться с оценкой Я.Воленьского, что понятие юлитическая культура разделило судьбу всех понятий из бблас-?и общественных шук, оно стало предметом споров семиотичес-сого характера, связанных, как он пишет, с трем следующими хЗотоятельствами:
- многозначность термина "культура";
- многозначность термина "политика";
- природа логической связи меаду составляющими понятия :олитическая культура, а также природа категориальной связи вжду десигнатами термина "культура" и десигнатами прилага-ельного "политическая"2.
'В научной литературе в начале 80-х годов отмечалось су-рствование около 300 определений понятия "культура", при том упоминалось около 40 определений термина "политическая ультура", причем это число постоянно возрастало. Сейчас их амного больше.
Вслед за этим диссертант обращается к тем концепциям, оторые создают определенную тучную базу конструирования онятия политическая культура для последующих эмпирических сследований.
Во-первых, исходя из комплекса определений содержатель-ого характера конструируется дефиниция "политическая куль-ура", которое суммирует реальные признаки, черты и состояния,
Уаз1ак К. £*1а<1опюё(5 роИЛусгпа 1 ки11;ига роИ^усгпа - апа11а ге1ас,)1 роЗ^с. - *агзга*га " Э^сНа Иаик Ро1^усгпусЬ " 1982,пгА.
Шо1епзк1 .К РгоЫвшу те1;одо3^1сгпе <1е.Г;1л1о*ап1а ро;^с1а "ки1-1;ига роИ^усгпа". - гевгуЬу Наикоие Unlweгзytвtu Jagiellonз -kiego V Кгаксж1в ; Ргаее 2 Наик Politycznych 19£0,2.14. 3.7.
чтобы в свою очередь эмпирическим путем подтвердить или отверг нуть это.
Во-вторых, разделяя точку зрения о широкой трактовке понятия "культура", целесообразно взять предметом анализа одну из ее сфер или даже областей - политическая разновидность. Тем самым можно утверждать, что политическая культура - одна из самоятоятельных сфер культуры. Автор исходит из понятия политической культуры как общественного явления, касающегося политического строя, общественно-политических формаций.
Диссертант разделяет позицию П.М.Макаренко и В.К.Макаренко, которые исходят из понимания, что традиция соединяет более ранние типы политической культуры с современными, находя в первых свое отражение; авторы подходят к интересующей то проблеме типологии с точки зрения исторического наследия'''.
Выделение конкретно-исторических типов политической культуры предполагает их релятивизацию в отношении ранее избранных критериев. Проводя классификацию составных элементов политической культуры, мы получаем основание для предметной типологии политических культур. Если на исходным принципом типологии становятся люди, мы получаем типы политической культуры, построенные по принципу активного субъекта.
Указывая на возможность защиты и восприятия ценного и полезного из наследуемой политической культуры, что, по мнению Г.Бокшаньской, возможно только тогда, когда такая оценка осуществляется с точки зрения требований, предъявляемых функционирующей политической системой, можно выделить критерии стабильности системы, сохрагения политического равновесия. Используя эти критерии, Г.Еокшаньская выделяет два типа политической культуры:
- политическая культура, обладающая функциошльным характером в отношении данной политической системы, оценвЕается как
высокая, положительная;
- политическая культура, дисфункциональная в отнопении
* Макагепко У.Р. , Макагепко *.К.КиИ;ига ро1иусгпа ; ртгусгу-пек с)о те1;оао1о£П Ъабап1а. - ¿агзга\*а " Б^сИа Наик РоШусг-пусЬ " 19£б,пг 1.
политической системы, оценивается как низкая, отрицательная*. Эти критерии нуждаются в содержательном уточнении.
Разделяя тезис об историческом подходе к политической культуре, являющимся основой марксистской типологии политической культуры вообще, Е.Е.Вятр отмечает, что в одной социально-политической формации может существовать более чем одна политическая культура. Это связано с тем, что разнородность форм государства в рамках одного и того же типа, определяемого характером формации, влечет за собой дифференциацию политических культур .
Изложенные выше составные элементы политической культуры взятые вместе, являются рамками практического предмета исследования. Диссертант поддерживает тезис В.Закшевского, который говорит о возможности включить в рамки политической культуры также институты, обусловливающие формирующие факторы содержания этой культуры^
В сфере теории различия между марксизмом и немарксистскими политологическими концепциями при всех точках соприкосновения и корреляций имеют принципиальный характер.
Диссертант показывает существующие общечеловеческие политические ценности демократической культуры, принципы политической жизни, социального и политического контроля.
В то же время в об;всти техники эмпирических исследований существует возмэжность использования всех провереннцх и полезных методик, разработанных немарксистской политологией, что детерминирует полидисциплинарность исследовательских методов, применяемых в отношении политической культуры.
Польская наука о политике еще весьма молода,она, писал М.Соболевский, еще не успела выработать собственный словарь
■'■Bokszariska G.Znaczenie kultury politycznej día funkejonowania gsystemu polityeznego. - tfarszawa " Edukacja Pol ityezna" 1966, vol.8. ^rfiatr J.J. Socjologia...op.cit. 3.342 - 350. Zob.Zakrzewskl d.Instytucjonalne uwarunkowania kultury politycz-ne,1 spoleczeristwa /ogólna konceptualizacja badañ/.// Z badañ nad kultury polityczn^.- Krakow Inatytut Nauk Politycznych Uni-wersytetu Jagielloñskiego i rfarszawa COM 3NP 1977.3.36.
понятий. По его мнению, "нет никаких особых исследовательских методов, характерных для политологии. Существуют лишь исследовательские методы, применяемые в общественных науках Диссер тант отмечает, что опыт создания первой в стране кафедры политологии в Ленинградском университете, а также в других университетских и научных центрах показал продуктивное значение философских проблем методологии политических исследований как специфической задачи. Методологическое единство отраслей обществоведения очевидно, но есть и существенные различия в подходах. При этом мы разделяем тезис М.Соболевского о правомочности превращения исследовательских методов и технических способов марксистских общественных наук в методы и технические способы исследования политической культурьг.
Под политической культурой понимается феномен, характеризующий качество и способ участия граждан в политике, цели, интересы, традиции, правовые основы и формы такого участия, его статику и динамику и т.д.^. В сущности это философский контекст проблемы.
Сторонники философской методологической позиции рассмотрения политической культуры как совокупности индивидуальных позиций и ориентации участников данной политической системы делают акцент на субъективной сфере, детерминирующэй политические действия и придающей им значение. В этом суть концептуальной конструкции политической культуры как категории немарксистской науки о политике и ее известная ограниченность. Без материального базиса рассмотрение политической культуры не является'системным, поскольку игнорируется суть политического бытия или главное в поведении в области политики. Подобный подход относится только к политическим ориентацияи и вытекающим из них позициям индивидов в политике. Исходным
ЗоЬо1е«зк1 М. О згап!е 1 регзре^уиасЬ ро1эк1еЗ паик1 о ро11-^усе. -^агзга^а '^шЛа Иаик Ро1 :иусг-пусЬ" 1974,пг 2.
2 ЗоЬо1емэк1 М. Мос5е1 socJalistyczne3 киЗЛигу ро1:иусгпеЗ /рг6-Ьа копсер^аИгас;) 1 .// 1 Ьааап пай киЗЛиг^ роИ^усгпз
, /рой гебаксЗз ^i.Sobolewskiego/.->íaгsza^^гa СОМ ЗЫР 1977.
Вгу1а И.Зрггезгпоёс ¿ако kateeoria паик! о роИЛусе. - 'Лагза-«а' "ЗинИа Иаик Ро1 иусгпусЬ"' 1984,пг 3.
;унктом этой конструкции, как мы думаем, была склонность к [сихологической интерпретации политической культуры, которая юпользовалась в социологии культуры А.Бенидиктом и Р.Лин-оном.
Главной категорией в немарксистских концепциях полити-еской культуры является ориентация, трактуемая в трех сфе-ах (познавательной, аффективной, оценочной), В качестве пред-ета политической ориентации превде всего указывалась полити-еская система, затем структура и политические роли (эти рои выполняют индивиды или общественные группы).
Многие авторы преувеличивали возможности количественного нализа в ущерб сущностному, хотя действительно политическая ультура охватывает явления,которые можно определить и даже змерить. Механизмом такого рода измерения политической куль-уры являются эмпирические исследования позиций, публичного нения и элементы социализации.
Особое значение для исследуемой нами категории полити-зской ориентации имеет политическая социализация. Процессам олитической социализации приписывается рецепция и перцепция =лаемых данным строем образцов ориентации. Таким образом в олитической социализации усматривается механизм приспособ-зния индивидов к политическому строю.
Анализ и критика концепции гражданской культуры, а также с методологических импликаций для политической культуры вооб-
ведется в зарубежной политологии с разных мировоззрен-;ских и теоретических поэицай. Диссертант отмечает, что 1евидная фрагментарность исследований гражданской культуры у шадных политологов (эта категория оказалась в сущности не-хзтребованной) вызвана многими причинами, в частности узостью энцептуального подхода, неразработанностью категории "граж-шское обп^ство".
Осью марксистского философского подхода к политической ?льтуре является диалектика целостности, соотношение час-|й и составных элементов этой культуры, гражданского общест-I и политической системы, которая локализуется в конкретном ¡щественном контексте. Поэтому водораздел вырисовывается
между диалектическим образом политической культуры, связанной с политическим строем, гражданской сферой* и общзственно-поли' тическими формациями^ являющимися их основой, и подменой социальных детерминант фантомами "психологизма", особенно в ин-дивидуалистическо-субъективном виде.
Во втором разделе диссертации содержатся результаты общепольских исследований автора периода второй' половины 80-х годов:
А. Исследование первых секретарей партийных организаций, которые выполняли партийные функции на общественных началах в результате выборов в хозяйственные единицы обобществленного сектора экономики;
Б. Исследование первых секретарей партийных инстанций, которые выполняли партийные функции в результате избрания, • будучи освобожденными работниками партийного аппарата.
Данные исследования во многом могут рассматриваться в историческом аспекта, но"их итоги весьма актуальны для понимания причин, вызвавших самороспуск самой крупной партии в политической системе послевоенной Польши. Соответствующий анализ этих процессов требует времени и коллективных усилий представителей всех общественных наук.
В диссертации указываются некоторые предпосылки функциональности и дисфункциональности политической культуры первых секретарей применительно к целям и задачам партии^.
Коротко отметим те дисфункциональные черты политической культуры респондентов, которые могли способствовать, в частности, в 80-е годах поражению ПОРП в локальных масштабах. Наши заключения будут носить характер по большей части гипотезы, подтвервденной наблюдениями, анализом документов, результатами эмпирических исследований.
На основании Устава, то есть нормативно (что, впрочем следует из самого названия), ПОРП была марксистской партией
1 Примечательны исследования гражданской культуры в СССР в рамках политологии, которые на наш взгляд в зшчительной степени продвинули разработку крупных и сложных философских вопросов структуры и динамики гражданственности. Р.Г.Яновский и др. См.: Политология и современный политический процесс. - М..1990. 4.1; 1991, 4.2.
2 Брыль С.Р. Политическая культура местных деятелей ПОРП.
Йоги исследований. - Варшава, АШ прЦК ПОРП, 1908.
эабочих. Здесь возникли серьезные духовно-идеологические кол-1изии. Так, часть первых секретарей считала, что идеология гарксизма-ленизима не является для них единственным инстру-5ентом познания действительности к единственным мировоззрением, [артийные кадры заявляли о своем отказе от идеологии и не [редлагали взамен ничего конструктивного. В локальных общест-1ах, малых агломерациях такая "деидеологизация" не прижсла им 1вт0ритета, а, наоборот, способствовала формированию мнения о 1ировоззренческой несостоятельности, двойственности руководи-■елей, от которых жизнь, общественность требовали четкой юзиции, не говоря об уставных полоне ниях.
Там, где первые секретари организаций (инстанций) представляли амбивалентное отношение в мировоззренческо-идеологи-еской сфере, идеологическая беспомощность негативно сказа-:ась и в области политической культуры.
Отсутствие мировоззренческо-идеологического единства в ервую очередь сказалось на политическом сознании кадров окальных партийных структур, и, постепенно стало факторому ;естабилизирдещим политическое единство партии на местах и в ;елом.
'Диссертант показывает, что все это вместе взятое в соче-ании с другими факторами, при усиливающейся клерикализации бщества, особенно начиная со второй половины 70-х годов, при рактически оформившейся в институт оппозиции против консти-уционного порядка в стране, стимулировало радикализацию ействий против идеологии марксизма-ленинизма, против тех, то представлял в ПОРП марксистскую идеологию и мировоззре-ие, против самой ПОРП как ведущей и руководящей партии.
Сравнение переменных, характеризующих анализируемые груп-ы партийных работников, показывает большой процент служащих среднего технического персонала среди I секретарей органи-аций (инстанций), а также на немалое их участие (правда есколько меньшее, чем в сравниваемых множествах А и Б как елого) в социальном составе всей ПОРП (а также среди прини-аемых в ее ряды в последнее время). Эта тенденция,все более аметно заблюдаемая в течение последних 20 лет, заметно уси-
лилась в конце первой половины 1981 г. №лел место массовый выход из партии рабочих. Таким образом, была подорвана традиционная социальная структура партии, в тем числе позиции ПОРП на цредприятиях.
Негативные изменения социальной структуры ПОРП, а также продолжающаяся неблагоприятная для ПОРП в 80-х годах тенденция среди вступающих в ее ряды (по 50$ рабочих и служащих), массовое нежелание среди рабочих выполнять партийные обязанности - все это влияло на содержание планов работы организаций (инстанций). Содержание деятельности звеньев рабочей партии в значительной степени было подчинено не интересам рабочего класса, а "интересам" неопределенного "большинства", "коллектива", "среды", "местности".
Органическое единство политической культуры рабочего класса и гражданской культуры общества ввиду сектантской замкнутости деятельности партии было нарушено, выход в "общегражданскую сферу" (В.И.Ленин) ке состоялся. И это имело плачевные последствия. Служащий или представитель среднего технического персонала там, где они выполняли функции секретаря организации (инстанции), вносили в деятельность партии способы руководства внутрипартийной жизнью, свойственные работе администрации (соведанмя, формализация отношений между людьми, расширение отчетности и бюрократическое перерождение). Заседания бюро и партийные собрания приобретали характер производственных совещаний, исчезала политическая функция партийного собрания, заметно уменьшалась контрольная функция рабочей партии по отношению к администрации. Политическая культура работы в массах подменялась административной деятельностью как таковой. Авторитет и влияние партии е рабочей среде падали
Прогрессирующее снижение процента рабочих в рабочей партии, особенно среди выборных функционеров, все меньшая ориентация на интересы рабочего класса в деятельности организации (инстанции) ПОРП, становятся причиной политического кризиса самой ПОРП. Те рабочие, которые остались в партии, подчеркивали, что ПОРП становится "не своей", утрачивает политические качества. Рабочих потеряли, крестьян и интеллигенцию не
:апш, вокруг партии создавался социальный вакуум, негативный мидж, нарастала волна критики.
Особое место в диссертации заняло исследование путей и редств преодоления ряда негативных явлений в функционировали политической системы (бюрократизм, некомпетентность, от-утствие эффективных механизмов гравданского консенсуса, не-релость демократических институтов и др,*.
Особое зючение для проработки перспективных проблем по-
:итологии, в т.ч. и для понимания трудностей и шансов укрепле-
:ия становления польской "новой левой" имеет изучение совет-
кими учеными новых явлений политического плюрализма партий
[ гражданских движений^.
Б советской философско-социологической литературе можно указать на очень ограниченное количество работ, главным образок в Еиде статей, посвященных данной теме. См.: Замош-кинЮ.А. Идейно-теоретические дискуссии Еокруг проблемы бюрократии //Вопросы философии. - 1970.-Ji II; Проблемы борьбы против буржуазной идеологии. Вып.З: Бюрократия в структуре государственно-монополистического капитализма. - Л.: Изд-во Ленингр.ун-та,1975; Давыдов Ю.Н. Техника и бюрократия.// Социологич.исследования. - 1988. - №5; Гудков Л., Левада Ю., Левинсон А., Седов Л. Феномен бюрократии б историконзоцио-логической перспективе //Мировая экономика и международные отношения. - 1989. - № 4,5,6,7; Осипова Е.В., Спиридонова В.И. Феномен бюрократической власти в зеркале неоконсервативной идеологии //Власть. - М., 1989; Зверев А.Ф. Социологический подход к анализу бюрократии как социального явления. Авторе®.дисс.докт.социологич.наук. М.,1990. ! Виноградов Ю.А.'Гражданские движения в условиях перестройки: сущность, ориентации, тенденции. -М.,1990; Политика и идеология. - М., 1991; Общественные объединения, политические партии и КПСС: достижимо ли согласие? (аналитический материал). - И., 1991; Деятельность КПСС в условиях политического плюрализма. - М.,1991; Неформальные объединения молодежи и идеологическая борьба. - АН СССР, ИНКОН, сб.обзоров. - М.,1988; Лисовский В.Т. Неформальные группировки среди молодежи; причины возникновения и методы работы с ними (социологический очерк). - Л.,1987; Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон: размышления о неформальном движении. - М.: Мол.гвардия,1989; Громов A.B..Кузин О.С. Неформалы: кто есть кто? - М.:Мысль,1990; Неформалы: социальные инициативы./Сб. (СостЛОшенков С.Н.). - И.:Моск.рабочий,1990; Неформальная Россия: о'Неформальных политизированных движениях и группах в РСФСР (опыт справочника). Сост.,авт.встп; ст. и научн.ред. Березовский В., Кротов Н.М. - М.:Мол. гвардия,1990; Неформальные объединения молодежи: вчера, сегодня..., а завтра? /Сб.ст. - М.,1988; Шегорцев В.А., Кочетков А.П., Дятченко Л.Я. Неформальное общественное (см.прод.сн.)
Среди направлений работы организаций (инстанций) ПОРП ь 80-е годы наиболее зтчительными стали, в общем понимании, вопросы социально-бытового характера. Явление определенной "сивдикализации" локальных структур ПОРП выразилось тогда в том, что партия занималась делами, свойственными скорее профсоюзам (чаще всего это были проблемы зарплаты, жилья, снабжения, магазинов, распределения ассигнований и квот на труднодоступные товары, транспорта, здравоохранения и т.д.). Ни одна из общественно-политических и политических организаций партии в первой половине 80-х годов не сумела решить острые вопросы в гражданском контексте. Прежние, "ЦСПС-овские" профсоюзы были практически отодвинуты на периферию общественной жизни. Но независимый профсоюз "Солидарность" не хотел заполнить вакуум, так как с самого момента своего возникновения главной его целью была борьба с властью (и за власть в Польше) а не решение вопросов, свойственных профсоюзам.
Такое положение дел давало организациям (инстанциям) ПОРЕ известный шанс на восстановление политического влияния в локальных кругах общества, особенно в рабочей среде, именно путем решения социально-бытовых вопросов. И следует признать, что этот политический шанс достаточно повсеместно использовался в 80-е годы. Но тем, кто руководил локальными структурами ПОРП не хватило такого элемента политической культуры деятельности, который определяется умением выявлять реальные противоречия в политике и преодолевать их,скорректировать внимание на улучшение условий труда и жизни, через инструментальную, в свою очередь, трактовку социально "значимого" успеха, с целью возвращения к фактическому ведущему политическому положению в локальных обществах (восстановление общественного ле-
движение: штрихи к портрету. - М.,А0Н при ЦК КПСС,1990; Ефремов В,Н. Идейно-политические ориентации самодеятельных общественных движений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических тук. АОН при ЦК КПСС, Цетч
• социол.исслед. - М.,1990; ВКШ при ЦК ВЛКСМ. Неформальная волна./Сб.науч.трудов (Огв.ред.Левичева В.Ф.). -ГЛ.,1890; ^ Каталог-справочник неформальных самодеятельных организации и независимая пресса СССР /Огв.ред.Левичева В.Ф. - М.,1990 и др.
^итимизма, ведущэй роли политических ценностей, преодоление )тчувдения от общества в различных формах и др.).
Сущностью современного подхода к политической культуре (вляется выявление адекватного гражданского содержания этой сультуры, утверждение соответствующих ценностей, политики гражданского согласия, конструктивной'програшы. Обучение пар-'ийных лидеров политической культуре деятельности согласуется 1 методологическим императивом марксистских общественных наук: ш только исследовать положение дел, но также изучать реаль-ие возможности усиления влияния передовой идеологии.
В диссертации в порядке обобщения рассматриваются проблемы енденций, определяющих развитие современной политической куль-уры, в концентрированном виде выражающих ее состояние, дина-ику и перспективы. Среди них выделяются:
Во-первых, сердцевина в политической культуре связанная общецивилизационной проблематикой (общечеловеческие ценнос-и, новое политическое мышлзние, международное сотрудничество ; области решения глобальных проблем, культуры и науки и др.). та проблематика активно выходит т первый план. Нэдооценка бщих начал цивилизационного процесса, значения интершциона-изации политической жизни в международном и внутриполитичес-ом плане, шовинистическое, националистическое пренебрежение трагам человека и интересам шродов и наций погубно сказывают-я на развитии культуры и цивилизации указывали К,Маркс и Ф.Эн-ельс, которые ставили задачу "не потерять плодов цивилиза-ии"1-
Во-вторых, система материальной детерминированности, в овокупности всех своих звеньев и механизмов приобретающая ре-ающий характер. Кризисное развитие польского общества в 80-е оды вплоть до наших дней с очевидностью показало полную мето-ологическую несостоятельность рассмотрения политической куль-уры как некой самодовлеющей сферы в отрыве от реальной жизни, олитических процессов, интересов, материальных детерминант т.д. Экономический кризис в Польше сводит на нет даже те
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.18. - С.287; Т.27. - С.403.
несомненные достижения, которые имела партия польских коммунистов в постановке политического просветания, :е говоря уже о том, что многократно усугубилось негативное воздействие недостатков, изъянов в политической работе. Отрыв политики партии от жизни делает неэффективной самую большую и квалифицированную идейно-политическую работу, превращает ее е схоластические упражнения, набор'беспочвенных формул. В структурах новой левой партии в РП важно учесть механизмы связи с экономическими процессами, в частности, через социальную защиту населения в условиях кризиса и падения уровня жизни. Внимание партии к материальной основе политической жизни вообще, политической культуры, в частности, является категорическим императивом;
В-третьих, в соотношении культуры и политики возрастающую роль играют культурные предпосылки, факторы и контекст. Полнти зация, не опирающаяся на опережающее развитие культуры, обнару живает свою ущербность, свойства горизонтального и вертикального тоталитаризма. Политически результативным можно считать лишь то, что исходит из культуры, опирается на культуру, "вошло в культуру, в быт, в привычки" (В.И.Ленин). Без фундаментальной культурной базы политика превращается в феномен антикультуры, абскуратизма и охлократии. В структуре политической культуры существенно значение уровней (культура масс и лидеров общая и профессиональная и т.д.);
В-четвертых, в дишмике культуру весьма перспективным представляется возрастание элементов, связанных с проявлением творческого начала инношционной деятельности, предприимчизост инициативы личности, коллектива, социальной группы, политической партии, взаимодействие традиции и новаторства, т.е. вопросов, которж уделяется повышенное внимание б международных политологических центрах*.
В третьем разделе работы исследуется практика формирова-
Ball T.,Farr J.Politlcal innovation and oonceptual Mange.-Cambridge 1989.P.366. Leftwich A./ed./.New developroenta in political sciense.An international rewiew of achievements and prospects. - N.Y.1990.P.? 14.
ия у местных деятелей социал-демократической партии состав-тощих политической культуры, которыми являются: во-первых, нанпя; во-вторых, навыки политической деятельности; конкре-изация этой работы путем использования такой формы организо-
убежной политологии уделяется столь ииаьшоц внимание .
Применительно к новой польской левой партии (СдРП) речь цет о формировании качественно иной политической культуры, а е о "перелицевке" во многом устаревшего идейного и полити-еского багажа, как в этом упрекают ее противники. У новой артии есть програша и устав. В них нет упоминания о дикта-уре пролетариата, руководящей роли одной какой-то партии, демократическом централизме в бюрократическом толковании, ока рано подводить итоги дискуссии, что значит быть социал-емократом в сегодняшней Польше. Приверженцы социал-деыократи-еской ориентации за цивилизованное развитие страны, против асаяедения примитивного капитализма в версии XIX века с со-иальной незащищенностью масс, против господства догматизма, а учет политического опыта истории и современности в его озитивных и негативных аспектах, без чего не может быть овременной политической культуры. Сейчас трудно предугадать, ак сложится судьба левого движения в Польше с учетом его дав-их и недавних промахов, повышенных требований, сложной поли-ической ситуации, социальной напряженности, нерешэнности крестьянского вопроса", ценовой и налоговой политикой, проб-ематичности результатов предстоящих выборов и др. Как бы там и было, обретение своего нового политического статуса поль-кая социал-демократия не может осуществить без завоевания [ восстановления народного доверия на базе гражданского кон-енсуса, эффективной политики и реальной программы, всех сла-•аемых новой политической культуры.
Предлагаемый макет программы совершенствования политического обучения требует в ряде важных момекюв осуществления
•Ьеегапс) Ь. Ьез роИ^циез 1'еаиса1;1оп. - Ваг1з.Р.и.Р. 1989. Р. 126. Сг^е <1.,Рауге P.Geneгationз et роЦ-Ыцие.- Раг1з. Р.и.Р. Р.370.
анного образования, какой является
/
дополнительной подготовки кадров путем приобретения систематических знаний и политической культуры на современном уровне, соответствующих ее требованиям, навыков политической деятельности, необходимых в политических условиях современной Польши для организаторов и руководителей локальных структур, какими являются местные организации СдРП.
Политическая цель освоения политической культуры в общем виде заключается в новом подходе к единству теории и практики в многогранной деятельности партийных организаций, подъеме ее на такой уровень, который делает их работу более последовательной, планомерной и .-аффективной. С точки зрения практической политики дело заключается в углублении, закреплении и упорядочении системы политических знаний и навыков в новом качеотве соотношения структурных элементов культуры и политик! В заключении диссертант подводит итоги исследования
Основное содержание диссертации отражено в публикациях: I. Монографии :
1.Kultura polityczna.-^arszawa ANS 19Í-6.199 s.
2.Рго^гаш doksztaicania politycznego praco»mików aparatu par-tyjnego. - Warszawa 19^6.¿39 3.
3.Kult'ira polityczna lokalnych dziaiaczy PZPR / raport z ba -daii/.- Warszawa ANS 1988.133 3.
II . Статьи в журналах и научные доклады:
1.Jednoéc i wsoóizaleznoác miçdzy jakosciq pracytjakosci^ zy— cia i socjalistycznym wychowaniem,//Jakosc pràcy i warunkcw zycia. -.Varszewa Instytut Podstawowych Problemow Marksizmu - Leninizmu 1976.6s.
2.Z historii azkolenia party.jnego. - rfarszawa "Ideoloeia L Pc lit /ka"1979,nr 10.11s.
3.Ksztaicenie seminarzystów. - ferszawa "IJeolopia i'Polity -ka" 19Г0,nr 5-6. 2s.
4. Kultura polityczna dziaiaczy PZPH / projekt koncentual izac il badañ /. - rfarszawa .aIJS 19f5.7f-s.
.Dziaialnosc ideowo-wychowawcza w soc.ial istycznym przedai?-biorstwie przeir.yslowym. - tfarszawa ANS 1935. 59 s.
.Funkeja wychowawcza zakiadu praey.- rfart,zawa ANS 19C7.24 s.
.Kultura polityczna dzialaczy PZPR / sprawozdanie z pilotazv ankiety /. - tfarszawa ANS 1967. 39 s.
.iwiadomos6 polityczna,kultura polityczna ; podobieristwa i roznice - zarys problemu. - rfarszawa "Oiwiata i rfycho -wanie" 1987,nr 30. 8 3.
.Z teorii i praktyki socjalizacji polityczne;). - rfarszawa "Studia Spoieczno-Polityczne"1987,nr 2. 16 s.
.tfybrane zagadnienia socjalizacji i edukaeji politycznej. - iVarszawa ANS 19P8. 18 3.
.Kultura polityczna I sekretarzy organizaeji / instaneji PZPR - wybrane zagadnienia. - Moskwa AON KG KPZR 1991. 12 s. / w druku /.