автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.09
диссертация на тему:
Свадьба старообрядцев Южного Зауралья

  • Год: 1997
  • Автор научной работы: Федорова, Валентина Павловна
  • Ученая cтепень: доктора филологических наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.09
450 руб.
Диссертация по филологии на тему 'Свадьба старообрядцев Южного Зауралья'

Текст диссертации на тему "Свадьба старообрядцев Южного Зауралья"

Т7// / //

На правах рукописи

ФЕДОРОВА Валентина Павловна

СВАДЬБА СТАРООБРЯДЦЕВ ЮЖНОГО ЗАУРАЛЬЯ

(взаимосвязи поэзии и обряда)

Специальность 10.01.09 — фольклористика

ДИССЕРТАЦИЯ

в виде научного доклада ЛШ^айШШ&ЖТаапй.стгртни

|| Презад1^°ВЖнаРоссии I

" (решение от £1^X9 Ж,^¿^^

присудил ученую степень ДОКТОРА

п^и.^ ^.^^Москватт__наук

начальнищуправления ВАК России

' f 4

Диссертация в виде научного доклада выполнена в Курганском государственном университете.

Официальные оппоненты:

Академик РАО, доктор филологических наук, профессор КРУГЛОВ Ю.Г.,

доктор филологических наук, профессор ДЖАНУМОВ С А,

доктор филологических наук, профессор ТЕЛЕГИН С.М.

Ведущая организация - Московский государственный университет имрни М.В. Ломоносова.

Защита состоится ......" г. в часов

на заседали-•• гг*;-':еог!Шонногсг совета Д 053.01.15 в Московском педагогическое арственно-- университете по адресу:

119435, Москв" I чшая Пиро1 •< дом 1, ауд. №.2./..^

С диссертацией м. г. : . ться в библиотеке МПГУ

по адресу: 119435

ая Пироговская, дом 1.

Диссертация

в виде научного доклада разослана

С?

Ученый секретарь диссертационного совета

КАРАВАШКИН А.В.

" 10/3

ВВВДЕНИЕ

Свадьба - один из жизненно важных обрядов, закономерно сложившийся у разных народов как магическое, юридически-бытовое и эстетическое оформление факта рождения семьи. Комплекс обрядовых действий русской свадьбы зафиксирован в записях XIV в. (свадьба Симеона Гордого). Сопоставление материалов XIV в. и последующего времени свидетельствует об устойчивости основных компонентов обрядовой практики. Однако конкретная, индивидуальная адресность свадьбы - причина безбрежной вариативности в рамках общерусского обычая. Вместе с тем вариативность подчинена определенным региональным и локальным традициям. Региональный подход в изучении русской свадьбы, наметившийся в 40-е годы XX в., оказался плодотворным. Не менее важной представляется проблема локального проявления общерусской традиции.

Предмет диссертационного исследования - взаимосвязи поэзии и обряда в свадьбе старообрядцев Южного Зауралья, особенности и генетические истоки образности. Работа выходит на актуальные проблемы региональной и локальной специфики обрядности как проявления общерусской традиции и комплексного изучения одного из главных жизненно важных ритуалов. Региональный и локальный аспект изучения различных форм народной культуры подсказан собирателями XIX века, считавшими свадьбу важным звеном человеческого бытия (И.П. Сахаров, И.М. Снегирев, И.Е. Забелин, A.B. Терещенко, П.С. Ефименко и др.).

О продуктивности регионального изучения свадебной обрядности свидетельствуют работы А.М. Листопадова, Р.П. Потаниной, Д.М. Балашова, Ю.И. Марченко и Н.И. Калмыковой, Ф.М. Селиванова, В.И. Жекулиной, И.В. Зырно-ва, Н.И. Савушкиной, A.M. Новиковой, H.A. Миненко и др. Доказательством значимости данного аспекта исследования свадьбы, является заслуженное признание книги "Русский свадебный обряд" (М., 1978), вобравшей работы ' -^б.кальной реализации общерусской традиции свадебной обрядности в тэтичных регионах. Вместе с тем карта региональной и локальной жизни .»,-уеской свадьбы далека от заполнения. Рецензируя литературу 80-х годов Vо русской свадьбе, В.И. Жекулина отметила важность регионального '"¿.локального изучения свадебной обрядности, без чего невозможны обоб-■ощие работы о свадьбе русских, ее истоках, исторических судьбах, свое-

Чии, характере связи с действительностью. Тезис о том, что "чем боль-появляться работ с широким, "комплексным" охватом местного сва-

дебного материала, тем скорее мы продвинемся к существенному пониманию истории русской свадьбы" (1), представляется бесспорным. При этом отметим незначительный круг исследований по свадебному обычаю старообрядцев - верных хранителей древней традиции. Монография Р.П. Потаниной (2), посвященная свадьбе семейских, остается единственной обобщающей работой в этом плане. Расширяет представление о свадьбе старообрядцев разных регионов России и европейского зарубежья ряд статей, помещенных в сборнике "Русский народный свадебный обряд" (3). Для изучения старообрядческой свадьбы имеют значение немногочисленные публикации первичных материалов, записанных в старообрядческих селах или в селах разных конфессий в течение последних ста лет (Н.Ф. Осипов, И.П. Ровинский, А. Чесноков, А.Н. Зырянов, М.Ф. Кривошапкин, Д.К. Зеленин, А. Быков, А.М. Попова, Л.Г. Элиасов, Ф.Ф. Болонев), а также ряд замечаний, сделанных попутно в связи с другими предметами исследования.

Свадьба старообрядцев Южного Зауралья не привлекала внимание исследователей. Первые экспедиции под моим руководством были организованы в начале 80-х годов. 14 экспедиций Курганского пединститута дали возможность собрать и обобщить первичные материалы. Мною опубликованы две монографии и ряд статей. Исследование поддержано Грантами РФФИ и РГНФ.

Обследована территория сплошного старообрядческого заселения (Шат-ровский, Белозерский, Юргамышский, Мокроусовский р-ны), села смешанных конфессий Притоболья. Возраст информантов, их ссылки на воспоминания о собственных свадьбах и свадебных обычаях двух предыдущих поколений определяют хронологические рамки исследуемой свадьбы: конец XIX века. Верхняя временная планка - конец 50-х годов XX века. Материалы, в том числе и песни, записаны от коренных жителей в соответствии с современными методиками собирательской работы и хранятся в архиве кафедры литературы Курганского государственного университета. Часть из них варьируется не только в рамках старообрядческого края, но и в масштабах страны. Это позволяет говорить о репрезентативности исследуемых песен.

Обширность территории,, . первичность, объем и характер материалов позволяют видеть в свадьбе старообрядцев Южного Зауралья (конец XIX - середина XX веков) предмет специального исследования в рамках докторской диссертации.

Основные задачи работы

1. Изучить своеобразие свадьбы старообрядцев как разновидности западно-сибирской региональной традиции, а также локальные особенности обрядовых действий и вербальной оснащенности свадьбы.

2. Выявить репертуар, жанровый состав, особенности бытования, характер тематической детализации песен.

3. Раскрыть генетические истоки художественной образности песен и обрядовых действий.

4. Рассмотреть взаимосвязи песен и обрядовой практики.

Актуальность и значимость работы заключаются в самой постановке темы, отвечающей современному интересу к старообрядчеству, а также в исследовании проблемы классификации свадьбы. Мы исходим из понимания того, что представление о трех типах свадьбы как северно-русской, средне-русской и южно-русской не охватывает все традиции. Свадьба зауральских старообрядцев рассматривается как разновидность регионального западно-сибирского свадебного комплекса. Изучение свадьбы, сохранившей (в силу замкнутости социума и его активной борьбы за обычаи предков) черты обряда середины XVII века, имеет актуальное значение для раскрытия проблемы истории свадьбы. На материале поцелуйных песен исследуется специфика фольклорного жанра, что актуально в аспекте теории фольклора. Изучение песен, имеющих обрядовую основу, позволило войти в актуальную теоретическую проблему взаимосвязи песенного фольклора и обряда. Работа актуальна в социальном плане. Она выходит на осмысление русского менталитета и старообрядческого движения.

Научная новизна заключается в постановке темы, введении в оборот первичных архивных материалов. Впервые предпринята попытка осмыслить через поэзию изначальное единство календарно-брачного комплекса, выявлена жанровая специфика и генетические истоки поцелуйных песен, взаимосвязь поэзии и обряда в свадьбе старообрядцев Южного Зауралья.

Методика работы основана на современных исследованиях в области фольклористики, истории, этнографии. Анализ материала ведется в соответствии с конкретно-историческим принципом, который предполагает исследование исторически детерминированных явлений народной культуры. Сравнительно-типологический метод используется наряду с методом срав-

нительно-историческим. По содержанию метод исследования - филологический.

В соответствии с уровнем изученности отдельных жанров лирики в трудах отечественных фольклористов и конкретными задачами данной диссертации приняты следующие аспекты исследования:

- поцелуйные песни анализируются с точки зрения жанровой специфики и генезиса;

- величальные, корильные и игровые - в аспекте их связи с обрядом;

- ритуальные песни - в аспекте пространственно-временной изобразительности.

Песни рассматриваются как неотъемлемая часть свадебного комплекса.-Это, с одной стороны, позволяет выявить ряд особенностей в исторических судьбах и бытовании свадебного песенного фольклора, с другой, - через песни восстановить недостающие звенья обрядовой практики.

Апробация и практическая значимость диссертационного

исследования

Основные положения диссертации и ее отдельные аспекты обсуждались на кафедре литературы Курганского государственного университета, 6-12-х "Бирюковских чтениях", региональных конференциях "Фольклор Урала" (1979,1981,1989 гг.), Международных конференциях "Россия - Восток" (Челябинск, 1995 г.), "Русский язык как государственный" (Челябинск, 1997 г.), Всероссийской конференции по краеведению (Курган, 1997 г.). Результаты исследования вошли в многотомное издание "История Курганской области" (т. 2,4), используются в лекционных курсах по русскому фольклору, спецкурсах по фольклорному краеведению, дипломных и курсовых работах в Курганском государственном университете, а также в трудах зауральских историков и фольклористов (сборники научных трудов "Земля Курганская: прошлое и настоящее". №№ 16-19).

Основные положения диссертации опубликованы в 46 научных трудах (50 п.л.), в том числе в монографиях: "Свадьба не Ирюме", "Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья". Тексты песен вошли в сборник "Ивушка - ракитовый кусток". Досвадебные и свадебные обычаи нашли отражение во вступительной статье к сборнику частушек "Любит - не любит".

ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИИ, выносимые на защиту:

1. Свадьба старообрядцев - разновидность регионального западносибирского свадебного комплекса.

2. Архаика сценария и малая вербальная оснащенность - локальные черты исследуемой свадьбы.

3. Поцелуйные песни - фольклорный жанр, художественная образность которого предполагает изначальное единство календарно-брачного комплекса.

4. Пространственно-временная изобразительность - стилевая черта обрядовых действий и их вербального выражения, источник выявления обрядовой приуроченности свадебных песен.

Работа строится по проблемному принципу.

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ДИССЕРТАЦИИ

1. Мы исходим из разработанного в отечественной фольклористике положения о связи фольклора и других форм народной культуры с действительностью, а также о связи поэзии и быта. Еще А.Н. Веселовский высказал основополагающую мысль о том, что хороший "историк литературы должен быть вместе и историком быта..." (4). Нельзя понять свадьбу старообрядцев Южного Зауралья в отрыве от социальных, исторических, экономических, религиозных, климатических условий края. Уже с конца XVII века Зауралье становится одним из значительных центров старообрядчества. Выходцы из северных русских земель осваивали таежные места, основав множество селений по берегам Исети, Ирюма, Мостовки, Тобола. Значительность старообрядческого населения стала одной из причин мятежности края. Только совместными, объединенными силами можно было дать отпор светским и религиозным властям.

О значимости Южного Зауралья в старообрядческом движении свидетельствуют прямые связи местных деятелей раскола с протопопом Аввакумом. Здесь проповедовал известный сподвижник Аввакума Авраамий. Есть предположение, что сочинение Аввакума "Послание сибирской "братии" было адресовано в мятежную Мостовку (5). С Зауральем связана деятельность крестьянского писателя - защитника старой веры Мирона Ивановича Галанина, имя которого в середине XVIII века было известно высшим церковным и светским властям.

Зауралье отмечено активными и самыми решительными формами борьбы против насильственно насаждаемых новых обычаев. Так, Утяцкая слобода, отказавшаяся присягать царям Ивану и Петру, оказала вооруженное сопротивление войскам. В Пугачевское восстание включались жители населенных пунктов, известых как центры массовых старообрядческих движений: поселения ялуторовских и исетских слобод - Утяцкой, Курганской, Иковс-кой, Каминской, Куртамышской, Белозерской, Тебеняцкой, Окуневской, Усть-Суерской, Емуртлинской, Пещанской; села Шадринского уезда: Талицкое, Крутихинское, Кабанское, Иванищевское, Буткинское, далматовские села. Активность двоедан* в защите своих устоев проявилась в "Сказке", с которой они обратились к царю Федору Алексеевичу.

Знаком протеста были многочисленные гари - самосожжения, прокатившиеся по всему краю в конце XVII - первой половине XVIII веков, связанные с эсхатологическими взглядами.

В XIX веке старообрядчеством Зауралья предприняты новые формы защиты своей веры. В них проявилось стремление не только сохранить обычаи старого времени и обличить никониан, но и обеспечить продолжение жизни, наполненной служением истинному, "древлему" благочестию, созданию книг о мучениках-старообрядцах. В частности, характерно создание коллективных семейных скитов в непроходимых местах, недоступных гонителям, зараженным "бесовской прелестью". Воплощена эта идея в жизнь оренбургским казаком, родом из зауральской станицы Усть-Уйской, в труднодоступных горах Алтая.

В силу замкнутости значительного социума, активно защищавшего традиционные формы быта, духовной культуры и "древлее" благочестие, архаичный фольклорный и обрядовый фон свадьбы активно бытовал до конца 30-х годов XX века: обыденные полотенца, возжигание живого огня в случае болезни, стрижка под "фонбарку" - тонзура, наличие "светлицы" - божедом-ки для заложных покойников, съезжие праздники языческого толка, старинные образцы одежды и т.д. В конце второго тысячелетия сохраняются традиционные похоронный и крестильный обряды, поклонение деревьям и источникам, вера в магическую силу слова, взгляда, действия. Из ритуальной еды и сегодня исключены картофель и помидоры. Бытуют былички, заговоры, предания о расколе, легенды, старинные баллады, духовные стихи.

* Двоеданы - синоним к слову "старообрядцы". Старообрядцы Южного Зауралья называют себя "двоеданами", сохранив до сегодняшнего дня память о том, что их предки "платили царю две дани: одну, как все, а другую - за веру".

Специфика локального воплощения общерусской свадебной традиции может быть понята и раскрыта с учетом исторической жизни, верований, обрядов, бытовавших в одно историческое время сосвадебным-обрядом. В народном "ладе" все взаимосвязано, одно проливает свет на другое, помогая расшифровывать затемненное, неясное. Изучение старинных обрядов должно идти в общем комплексе - "вместе с той системой идеологии, в связи с которой данный отдельный обряд развился" (6).

Консервация различных форм духовной культуры, бытовавших до реформ Никона, как дохристианских, так и христианских, распространялась и на свадебный обряд, характерный для русских до середины XVII в. Свадебная обрядность наряду с родильной и похоронной входит в круг особенно важных в жизни отдельного человека и общества обычаев, поэтому наиболее оберегаемых. Общественная значимость свадьбы - одна из причин устойчивости ранней стадии обряда. Однако главная причина, конечно, в замкнутости истово защищавшего свои истоки социума, а также в эсхатологических взглядах старообрядцев. Это налагало дополнительную обязанность хранить обычаи "древних" христиан и не поддаваться царствующему Антихристу, вносящему разрушение в исконный жизненный лад.

2. Исследование свадьбы старообрядцев Южного Зауралья привело к выводу о ее принадлежности к западно-сибирскому типу свадебного обряда.

Выявление типа свадьбы связано с проблемой ее классификации. Предложенная В.И. Чичеровым классификация свадьбы, имеющая большое значение, не учла разнообразия типов. За пределами северно-русской, средне-русской и южно-русской свадьбы явно остается тип западно-сибирский. На его формирование наложили отпечаток такие социальные условия, как отсутствие крепостного права, обилие земли, нужда в рабочих руках, материальная состоятельность населения. Древняя традиция здесь поддерживалась климатическими условиями. Короткое лето, значительные земельные наделы, напряженный труд способствовали редукции летних обрядов. Незанятость в сельскохозяйственных работах в зимнее время позволяла старообрядцам кра�