автореферат диссертации по философии, специальность ВАК РФ 09.00.01
диссертация на тему:
Свободное время как социально-философская категория

  • Год: 1991
  • Автор научной работы: Подвойская, Наталия Владимировна
  • Ученая cтепень: кандидата философских наук
  • Место защиты диссертации: Москва
  • Код cпециальности ВАК: 09.00.01
Автореферат по философии на тему 'Свободное время как социально-философская категория'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Свободное время как социально-философская категория"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА, ОРДЕНА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. В. ЛОМОНОСОВА

Специализированный Совет (К 053.05.82) по философским

наукам

На правах рукописи УДК I МИ

ПОДВОЙСКАЯ Наталия Владимировна

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКАЯ КАТЕГОРИЯ

Специальность 09.00.01. — диалектический и исторический материализм

Автореферат

Диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук

Москва — 1991

Работа выполнена па кафедре философии гуманитарных факультетов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

доктор философских наук, профессор В. И. Шишкина.

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, и.о. профессора — И. М. Кичанова; кандидат философских наук, старшин редактор философского издательства МГУ — Н. П. Барбариго

Ведущая организация — кафедра философии университета Дружбы народов имени П. Лумумбы.

Защита состоится « /V » с Д,'1 1991 г. в //' часов на заседании специализированного Совета (шифр К 053.05.82) по философским наукам в Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова.

Адрес: Москва, Ленинские горы, 2-й корпус гуманитарных факультетов МГУ, аудитория О

С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУ (1-й корпус гуманитарных факультетов) .

Научный руководитель —

Автореферат разослан « /

1991 г

Ученый секретарь специализированного Совета

Л. Н. Самойлов -

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность |темы исследованияВ истории общественной мысли существует ряд проблем, интерес к которым с течением времени не только не ослабевает, но, наоборот, возрастает. Это можно объяснить, по крайней мере, двумя причинами. Во-первых, потребностью в наиболее адекватном разрешении этих вопросов соответственно достигнутому уровню развития общества и личности. Во-вторых. специализацией научного знания и в силу этого увеличения количества наук, для которых эти проблемы все больше актуализируются.

К числу таких проблем принадлежит проблема свободного-времени, так кал время - это, с одной стороны, одно из основных понятий науки, а, с другой - стихии человеческой жизни. Поэтому интерес ко времени вообще, социально-историческому и свобо^ому времени есть ре'альное отражение динамики общественного процесса.

Проблема свободного времени приобретает особую актуальность . на современном этапе развития нашего общества. Практика заставила обратиться к исследованию реального человека и его проблем, поскольку конкретные условия требуют большей причастности каждого в решении стоящих перед обществом задач, усилий всех граждан, независимо от мировоззренческих взглядов и убеждений.

Другая причина, обусловившая актуальность данной темы, лежит в области повседневной жизни. Чуть ли не заурядным явлением межличностных отношений стали проявления безнравственности, черствости, бездуховности. Свободное время может стать фактором деградации личности, поскольку уровень духовно-нравственного состояния общества значительно снизился.

Состояние научной разработки проблемы. Исследуемая проблема объединяет в себе широкий круг вопросов, представленных в совет-

- г -

оком обществоведении в разной степени разработанности. Многие вопросы дискуссионны и требуит дальнейшего углубленного анализа.

Учеными-обществоведами ведется конструктивная разработка теории свободного времени. Среди теоретических работ по свободному времени можно назвать труды таких авторов, как С.Г.Струмилин, Г.А.Пруденский, Г.С.Петросян, Л.А.Гордон, Б.А.Грушин, Г.Е.Зборовский, Е.М.Зуйкова, Э.В.Клопов, А.В.Неценко, Г.П.Орлов, В.Д.Патру-пев, В.Н.Пиыенова, В.М.Свининников и другие.*

Следует отметить, что несмотря на обилие литературы по проблеме свободного времени, исследователи не пришли к однозначному пониманию свободного времени, его типологии, хотя все они основы-

I. Струмилин С.Г. Видает времени русского рабочего. - М.-П-д, 1923; он же. Проблема социализма и коммунизма в СССР. - П., 1961; Пруденский Г.А. Время и труд. - П., 1964; он Ее. Проблемы рабочего и внерабочего времени. — Ы., 1972; Петросян Г.С. Внерабочее время трудящихся.' - М., 1965; Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после.работы. - Ы., 1972; Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзии: Проблемы свободного времени в марксистской и бурауазной социологии. - Свердловск, 1970; Зуйкова Е.Ы. Бьгг при социализме. - Ы., 1976; она не. Быт и бытовые отношения при социализме. - Ы., 1986; Неценно А.В. Социально-экономические проблемы свободного времени при социализме. - Л., 1975; Орлов Р.П. Свободное время п гарионл-ческое развитие личности. - И., 1974; он ке. Свободное время и личность. - Свердловск, 1983; он ев. Свободное время как социологическая категория. - Свердловск, 1973; он ке. Свободное время: условие развития человека и мера общественного богатства. - Свердловск, 1989; Патрушев В.Д. Время как экономическая категория. -Ы., 1966; он же. Использование совокупного вреке-нй-сбцесттаГ'Проблемы баланса времени населения. - II., 1976; Пименова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе: Теоретический анализ соотношения свободного времени общества и личности. - М., 1974; Свининников В.М. Социализм и свободное время. Право на отдых. - Ы., 1985 и другие.

визтся на сбг^.п: цэтодологическнх пржцкпгх теории свободного временя Н.Угргса я стремя*; ся выделить два существенных цемента: свободное "от чего" и свободное "для ^эго".

3 советской научной литературе, кроме знснпгкческого и социологического подходов к изучение проблем свободного временя, ряд авторов обращается и к фзлоссфсксцу окпгсленип этого феноые-на. Достоинством философского анализа свободного времени яеилось то, что было введено новое понятие 'свободное Е^емя общества" (до этого речь вха о свободной времена типической личности, относящейся к определенному классу яга обществу), ^громе того, свободное время начинает рассматривать как одну из фора социального времени. Этаги вопросами занимались такие ученые, как В.Н.Пиме-нова, В,Д.Патрупев, Э.А.Елизарьев и другие.* Такта образом, в поле зрения исследователей оказалась также проблема соотношения свободного вреаенп с другими частями социального врекени, и вслед за этим возросший интерес а проблеме социального врекени.

Исходя кэ слокивяеЗся ситуации, автор диссертации обратил особое вникание на работа по проблематике социального вреигчя В.А.Артекова, И.А.Гобозова, Э.А.Елизарьева, Г.Е.Зборовского, М.С.Кагзна, З.А.Каяке, Н.Я.Ковальзона, Н.й.Листвиной, А.Н.Лоя,

И.П.Налнновой, Г.П.Орлова, А Я.Скирнова, Н.Н.Трубникова, В.П.Яков- ...........

I. Пшгенова В.Н. Свободное время в социалистическом обществе: Теоретический анализ соотношения свободного времени общества и личности. - II., 1974; она se. Свободное время и всестороннее развитие личности. - К., 1976; Патрулев В.Д. Время как зконс-ккческая категория. - 1!., 1966; он же. Использование новскуп-кого времена общества: Проблема баланса времега населения. -Ц., I97S; он ге. Удовлетворенность свободна! временем как социальный показатель // Соц. исследования. - 1979. - 3 I; Ег::-згрьез Э.А. Зрегя общества. - li., 1959 и другие.

лева, В.Н.Ярской и других,* а такте на те работы, где мысль об особом характере вреиани на уровне социального бытия материи ставится в достаточно общей форме, авторами которых являются Я.Ф.Аскин, A.M.Жаров, А.М.Мостепаненко, Б.П.Трусов, Ю.А.Урманцез и другие.^

1. Артемов В.А. Социальное время: Проблеаи изучения и использования. - Новосибирск, т987; Гобозов И,А. Смысл и направленность исторического процесса. - Н., 1987; Елизарьев Э.А. Время общества. - II., 1969; Зборовский Г.Е. Пространство я время как формы социального бытия. - Свердловск, 1974; он as. Социализм и фактор времени // Научный кокмун"зы. - I9S9. - Р 3; Каган Ы.С. Время как философская проблема // Вопросы философии. - 1962. - !? 10; Канке В.А. Проблема реальности социального времени // Философские науки. - 1979. - & 2; он se. Системный характер социального времени // Системный метод и современная наука. - Новосибирск, 1983; он не. Форш вре-энк. - Томск, 1964; Ковальзон М.й., ЭпштеЕн Р.И. 0 специфика пространства и времени как категорий, социально-философской, теоргп //.(йглософ-ские науки. - 1983. - Р :8; Листвина H.H. Врь^а к сбцестЕЗнпоз развитие. Автореф. канд. дис. - Саратов, 1975; Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий °вреаяп и "простране?-во". - К., 1976; Малинова И.П. Проблема вре^знп в исторической материализме. Автореф. канд. дне. - Саратов, 1978; Орлов F П. Свободное время: условна развития человека и пера общественного богатства. - Свердловск, 1989; Смирнов А.Е.,ёалтор времени

в еизни общества. - Ii., 1966; Трубников НЛ1. Враля чаловзческо-го бытия.. - К., I9S7; Яковлев В.П. Социальное время. - Р/Д, 1980; Ярская В.Н. Epeia в эвопщая культуры: ф:поссфо:же очерки. - Саратов, 198Э и другие.

2. Аскш Я.Ф. Проблема времени. Ш философское истолкование_ -И., 1966; Жаров A.M. О зависимости свойств времени от уровня организации материи. // Философские науки. - IS69. - Р 5; L'oc-тепаненко АД. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. - Л., 1969; Урманцев D.A., Трусов D.11. О свойствах времени // Вопросы философий. - IS5I. - Р 5 в другие.

АналХЗ ллтеаатущ псзполлзт сдвлать Т.'-''.г~ . п!*3!3'*,ся ааз—

подходы з понимании су^тоатл социального вге?,:знл. Плодотворным, на кал взгляд, являете:: подход З.А.Артемоза, Г.Е.Зйспоесес-го, Г.П. Орлова и других авторов, хотсрыз расхрывазт сущность со-плалъного итзе^еня через человечесхуЕ практическую деятельность.

ПодаВЛЯХ^еЗ бОЛЬППТНСТПО ЛССЛЗДОВатеЛЗП ЛСПОЛЬЗУХТ ПОНЯТЗ'Я

"социальное вре:»я" л "гребет общества" ках с:п-гск:аа, и тс.тько з последние годы нз^етхлась тенденция раззестя зтл понятия и полазать хх ссотнспенла. К рехзклз данного вопроса таххе определялась разккз подходы, налртаер, з работах З.Н.НрсхиЯ л Л.И.С-агрисЕа.

Деяте-тькссттпД педход к социальному грс'-гзггл позволяет наиболее адехаатпо исследовать свободное время гак элемент первого. Необходимо подчеркнуть недостаточность разработки ггдеи К.Нархса о "сквозной" ролл свободного врагенл, проходящего через есз сту-пенл исторического развития чзловечзства, хотя некоторое аапзхтн рассмотрена Г.Е.Эборозсгггм, В.Н.Плшзновоа, Т.А.Догрелаевой.^

Свободное время должно быть предста лено з хонтеясте человеческой практической деятельности. Причел характер деятельно:тл в .свободное нреця долгая, гагзть слзци^ячесхуэ направленность. Спест-&пга деятельности з свободно? вре^пх достаточно обоснованно рас— хрцзазтея Г.П.СрлсзЕМ, интервал подход в статье В.Й.Еолкова.

I. ЗбспсзсхлП Г.Е. Пространство и вре«я как формы социального бытия. - Сваодлсвсх, 1974; Пипенсва З.Н. Свободное вреия в со-цпзлпстлчасхс!! сб~естгз: Теоретически?! анализ соотношения свободного гезкапл обгзства л личности. — П., 1974; Погрепгаеза ** з ^плх^т* л ее влияние на разз.гтиз лич—

нсстл. — Сагатоз, ¿9^3 л доутие. £. Срлоз Г.П. Свободное зр~-я л личность. - Сзерддозех, 1963; Волхов В.П. Деятзльнсстгай подход з исследованиях прсблгиати-хл свсссного е^злзпи // '-хтуал^пцз лгебгз^н социального поа-"I хзахтиха* — Сг^адловсх.

- б -

5s3ZTüm.sasa Евраоргйзтанньзг кчзягтсй. Еопрас о cocïeûzshû3 СЕобо^Еого Ерелзка п па удазлетЕареяпз рггггиззныз:

потребнссте.". Даниил acnss? npcizeaci требует серьезного лсследз-езшш, сссгальеу шзггтзгвлпгся: г^сгзеостсглрхз те:^:-^::: е культуре затрагивав? и сблаагь сЕсбадкага Бреизнл. Несколько в неси ранурсе эта? нзпрсг рассиатртшагтся Е-Е-ИзванзЕзи п А—Чзчуз:-

КЪЫ.^"

Ens ссзрз внкизкиг г гзлг.-ззагелэK2xoprrc.i ec.tçcc г^учгнгл СЕЗбс—-гаге EpSü2K«I Е 1TCZICi; çiiztoccçûui* ü СЗ-ТЗП С

рдс-сер^ан? ана-птзлруг-г рабе.-.: izizzzmzzT: сраллзгс, п.огЕЯ=,зкмкг проблеме нргизнл.

Пд.Тз '.' з ar. sot ясс,тз-озг:--~я. С'бгге нгераыание кссгедэЕсгяз олре-зллахая Езсбгсрагсзтьг разрабогзг npaíjrsir^ езебо—;згс нрзлв— ей б еззреызнннх услзздлг. СскзззгсГ: гзхье рабзты является ç:ltq-ccçcsTLÎl анализ sa.er р;::г езебззрзго Еренакл., ere i::с:г. в чзлозг-чгезей и сбзсназанзз сзцгагьЕз-рлгзгхфз^сго га-

■£2гср;:алънзгс статуса езнззщ "езейо^зз Epais.".

Fearzaa^zs ппстаглэнкай цзлг предпалаггл? psnsszs следугзх -зз^ач:

- рггекзтреть раагнчнзг цэ^ггд^ г назегергл*: "г^га", "сз-Епальнге вреаа*, "егебедкеэ врвиз", raaepees в Егзсрлг. рзлезеф-сззГ: кьгл;

- ЕягЕКгъ сах^шльаа-^лхсасссггД статус калагсрзи "еззаздаез

ХзЕаназ В.Е. Аз*гсграЬ Суру^згс: Pasis=:s:-îZE о прзблалаг за-пт-•г:~;гсзсгс станзнлгаЕЕ кзлодззпг, S5 ;; з.. ci" з ал ь : ; с Л е eusüz^hcS ролл Е згзразленхт rcc/^,£pcî3£Esan: ¿: сб~2сгзгнн1зл1 ^.azax:. -"îîr, iïct»r'tis47S2a A.A. Сб^знпе Езрухцлз kcs çzrrcp сох^гнззхх

рэгэтязззьк игрезэткоа Ссоцгалько-пгикглоттаз— с:-л:Г: глапзщ) // Es^^ssS ütseeí, pasîrsc к со=рг1зпп£сть. - Ej-1337.

время" через ее закономерную взаимосвязь с категориями "время" и "социальное время";

раскрыть сущность свободного времени путем анализа человеческой практической деятельности;

- показать диалектику свободного времени и деятельности по удовлетворении религиозных потребностей, как выражения специфических духовных потребностей личности.

Методологическую и мировоззренческую основу исследования составляют выработанный основоположниками марксизма диалектико-материаяистхгсеский подход к явлениям общественной жизни, пологе-ния о социальной детерминации человеческой деятельности, о "сквоз-ной"роли свободного времени, проходящего через все ступени развития человеческого общества. При разработке темы были также использованы работы советских ученых-обществоведов по проблемам социального и свободного времени.

Структура работы определена логикой решения поставленных задач. Она состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, анализируется степень ее разработанности, формулируются цель и задачи исследования, его методологическая и мировоззренческая основа, определяется структура работы.

В первой главе "Категория времени как предмет философского исследования (домарксовский период)" диссертант стремится выявить логику постановки проблемы в работах философов этого периода.

Прежде чем приступить к рассмотрению взглядов этих мыслителей, автор счел целесообразным дать анализ становления идеи времени, а также исследовать представления о времени, содержащиеся

з мифах.

Особенности социокультурного, духовного развития, зарождение естественно-научного и социального знания, разложение и преобразование мифологического сознания сформировали потребность философского осмысления мира в его основных чертах и временных параметрах.

Философский подход к проблеме времени имеет многовековую традиции, и, начиная с глубокой древности, эта проблема стояла в центре внимания многих мыслителей. Известно, что по вопросам природы, сущности и общих характеристик времени в истории развития философской мысли давались различные ответы. Обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство исследователей категории времени домарксовского периода занимались ей в сугубо общефилософском плане и ишь немногие из них отмечали, а тем более исследовали социально-исторический аспект данной категории.

Именно этот аспект диссертант как раз и попытался, там где это возможно, вычленить из;_ общефилософского контекста исследования категории времени.

Известно, что категория времени значительное развитие получила в античной философии, что связано,.в первуэ очередь, с кленами Платона и Аристотеля. В целом для античности характерно стремление к.выделении многообразных ферм времени. Здесь вагно отметить тот факт, что именно в период античности месте с философски-онтологическим, обобщенным пониманием времени начинает функционировать идея исторического времен::, обусловленная тем, что на историческую арену выступил индивидуум.

^ЕОйабразив-пришедшзго на смену античности средневекового способа философствования, характерного для Европы и Блиензго Востока эпохи феодализма, заключается в сопряженности с религиозной

идеологией. Следует подчеркнуть, что в религиозном сознании наметилась •*енденция дифференциаций исторического времени, хотя возможность человека активно участвовать в развитии общества отвергалась.

Самым крупным и авторитетным мыслителем раннего средневековья был Аврелий Августин. Ему принадлежат принципиально новые идеи относительно понимания времени, получившие развитие в дальнейшем. Имеются в виду такие идеи, как субъективное, психологическое время (эту традиции впоследствии продолжил И.Кант); объективное время, понимаемое как порядок следования вещей друг за другом через момент настоящего (это близко по смыслу будущей концепции Лейбница); и, наконец, линейное восприятие времени, сопряженное с идеей его необратимости.

Субъективисте время человека как один из новых элементов средневекового сознания нашло своеобразное понимание в скандинавских сагах той эпохи.* Обращает на себя внимание следующий аспект понимания субъективного времени скандинавами: время у них не существует помимо людей и их деятельности. Причем человек может сказывать воздействие на течение временя, определяя его качества.

По мнению диссертанта, этот аспект важен потому, что он означает, по сути дела, предпосылку формирования нового мировоззрения, в котором точкой отсчета становится человек, а не бог. Такой подход засвидетельствовал конец 7000-летнего безраздельного господства и духовного засклия церкви, а гуманизм, включающий светские элементы, явился важнейшей чертой нового взгляда на мир и место в нем человека.

Окончательно "духовная диктатура церкви" (Ф.Энгельс) был

I. См.: Гуревич А.Я. История и саги. - И., 1972.

сломлена в эпоху Возрождения, которой мы обязаны рассмотрением категории времени в широком диапазоне культура. Это и обусловило разные подходы к пониманию категории времени.

Так, в концепции времени Николая Кубанского человеку отводится сугубо пассивная роль (он не может повлиять на время, а может только оценить и измерить его). Совсем по-иному расценивает возможности человека в этом плане Л.Б.Альберти, утверждавший, что человеку принадлежат "три вещи" - душа, тело и время. Главное, чтобы человек сумел распорядиться временем разумно, деятельно и умело. Тогда он может стать господином всего, что пожелает. Такой подход был преобладающим для эпохи "титанов мысли, страси и многосторонней учености" (Ф.Энгельс). Идеология гражданского гуманизма, разработавшая в эту эпоху учение о месте человека в обществе, имела большое значение для эв:люции идеи исторического времени. Особенность зыхода на первый план заботы человека о времени не только в искусстве и науке, .но и в практической деятельности хорошо выразил известный советский историк М.А.Барг: "Не упустить" время для дел земных - именно этим ренессанское мироощущение принципиально отличалось от средневекового".* Сама категория времени, рассматриваемая как ценность стала критерием исторической ориентации человека.

Для эпохи Нового .времени были* характерны как субъективно-идеалистическая всеобщность отраженного и ощущаемого времени человека, так и расчленение времени на китейское и научное (в форме абсолютной длительности), а такие превращение его е субстан-

•ч

циальный поток, независимый ни от сознания, ни от материальных

См.: Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. 1987. - С. 243-253.

вещей и процессов. Последнее во многом было следствием влияния механистической концепции времени и пространства Исаака Ньютона, котором^ принадлежит заслуга в обосновш ии их объективного характера.

Нельзя не отметить также заслуг И.Канта в исследовании категории времени, который не только обратил внимание на соотношение объективного и субъективного времени, но еще и предвосхитил идеи теории относительности, и создал предпосылку для диалектического взгляда Гегеля на время.

Следует подчеркнуть, что кроме И.Канта ряд философов этой эпохи также оценивали историческое время в качестве объективного процесса, чем внесли значительный вклад в развитие методологии анализа исторического процесса и времени.

Определенный интерес представляет подход Шеллинга к исследованию категории времени, и, как полагает диссертант, особенно его концепция исторического времени, изложенная в "Историко-кри-тическом введении в философию мифологии". Неиспользование этой работы советскими исследователями при рассмотрении проблемы "сто-рического, в том числе и социального, времени диссертант объясняет, в частности, тем, что на русском языке она была опубликована лишь в 1969 году.

История в концепции Шеллинга, отмечает диссертант, выступает как система времен, состоящая из трех звеньев: абсолютно-доисторическое, относительно-доисторическое и историческое время. Каждое звено - это особое самостоятельное время, ограничиваемое существенно отличным от него временем, и так до самого последнего, не нуждающегося в ограничении, поскольку оно есть относительная вечность.

К исследованию категории времени неоднократно обращались

Гегель и Фейербах- Относительно гегелевского учения о времени, диссертант подчеркивает важность и ценность того, что Гегель сумел увидеть в огромном количестве разрозненных фактов и идей качественные закономерности, триадность развития и многообразие форм понятий, которые раскрывают всеобщую и необходимую категорию времени. Кроме того, при рассмотрении хода всемирьой истории как закономерного процесса, Гегель разл: чаот время истории и доисторическое время.

Рассматривая учение Л.Фейербаха, диссертант особо выделяет его мысль о том, что время представляет собой неразрывное единое с развитием, с природой, с самим человеком и человечеством. Причем, если жизнь отдельного индивидуума связана с ограниченным количеством времени, то жизнь человечества не ограничена.

По мнению диссертанта, в домарксовский период важнейшее значение для исследования категории времени имели гениальная гегелевская идея времени в контексте развития, а также догадки философов-материалистов о времени, представленном в статусе формы, атрибута, условия материи, и подчеркнутая универсальность и объективность времени.

При этом необходимо иметь в виду, что само объективнее время подчиняется своим собственным законам, тогда как представления о времени могут меняться от века к- веку, от одной культуры к другой, могут быть различными у представителей разных философских и исторических школ и направлений.

Диссертант считает", что новация в понимании категории времени социально детерминированы. Имеется в виду широкое включение категории времени не только в эволюцию научной картины мира, но и в социально-исторический процесс.

Во второй|главе " Методологическое значение категории со-

циального времени для анализа свободного времени" исследуются работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина и современная научная литература по проблемам социального и свободного времени, определяется отнопение диссертанта к категориям "социальное время", "свободное время", обосновывается методологическая продуктивность категории социального времена для исследования свободного времени, анализир"втся противостоящие тенденции в культуре использования свободного времени.

В § I - "Категория социального времени в современной марксистской философии" представлен выработанный сиветской философской и социологической наукой концептуальный подход к понимании социального времени, базнрущийся на идеях К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. -

Выявляя сухость категории социального времени в трудах основоположников марксизма,, диссертант, презде всего, анализирует их взгляды на категория времени в его общефилософском смысле. В результате делается вывод, что понимание ими категории времени накно представить следувпвш пологениями: определение временя как количественного бытия движения; характеристика времени к а'- формы существования материи; признание объективной реальности времени; восприятие времени как формы бытия объективной реальности; поникание движения как сущности времени.

Отаечая важность вопроса не только о сущности, но и о формах времени, диссертант подчеркивает, что человек и человечество естественно пришли к пониманию времени не только в физических и биологических его параметрах. Возникла необходимость в понятии социально-исторического времени человеческого бытия и бытия человеческой культуры.

Б полной мере раскрыть содержание социального времени, выяс-

нить его сущностные характеристики и свойства позволило учение о материалистическом понимании истории, заслуга в разработке которого .принадлежит К.Марксу. В диссертации подчеркивается, что ему удалось выявить специфику времени как количественной характеристики общественной форш труда. Имеется в виду специфика общественного рабочего времени, которое отлично от физического времени. Именно такая характеристика общественного рабочего времени открыла путь к познанию сущности социального времени.

Что касается В.И.Ленина, то он, по мненш> диссертанта, не употребляя термин "социальное время", в контексте анализа социальных процессов по существу затрагивал проблематику непосредственно связанную с социальном характеристиками времени. Так, В.И. Ленин отмечал неравномерность времени в силу определенной информационной и деятельностной насыщенности происходящих общественна процессов. Поэтому, не сводя дело к терминологии, мы имеем все основания сосредоточить внимание на этих характёристиках социального времени.

Советские ученые вплотную обратились-к проблеме социального времени в 60-70-е годы. Если в 60-е годы многими учеными отмечалась особая сложность социального аспекта времени, то в 80-е годы, несмотря на все сложности, возникающие при его характеристике, социальное время уае получило определенное категориальное оформление. На сегодняшний день анализ этого явления в советской научной литературе дифференцируется по двум направлениям: философскому и социологическому.

Диссертант подчеркивает, что сейчас практически все исследователи социального времени в качестве его основного "свойства" считают человеческую практическую деятельность, носящуа общественный характер. В числе таних ученых, например, В.А.Артемов,

Г.Е.Зборовсккй, Г.П.Орлов, В.П.Яковлев. Подобной телки зрения придерживается авторы нового учебника "Введение в философию"Ш., 1989 г.) и книги "Культура досуга" (К., 1990 г.).

Диссертант также разделяет точку зрения ученых, кладущее в основу философии социального времени человеческую деятельность, я отмечает, что существующие основания для такого подхода достаточно убедительны.

В диссертации акцентируется внимание на том, что практически все исследователи отождествляют понятия "социальное время" и "время общества", поскольку понятие социального времени используется как "обобщение всех многообразных значений времени применительно к обществу".* Однако, в последнее время наметилась тенденция развести эти понятия, разобраться в их соотношении.

В данном вопросе диссертант придерживается подхода А.И.Смирнова, согласно которому "время общества" является естественно-социальныи понятием, характеризующим единство общества и природы, и охватывающим все стороны, аспекты времени, которые мы можем обнаружить в обществе, в том числе и социального времени. "Социальное время" - это социальное понятие, отражающее качественную специфику временных отношений з обществе. Таким образом, социальное время - это сущностная характеристика социальной формы движения материи, показызащая, чем отличается данный вид времени от других. Поскольку понятие "социальное время", будучи связанным с материалистическим пониманием истории, оказывается поставленным в контекст основного вопроса философии, постольку оно приобретает социально-философский категориальный статус.

В § 2 - "Свободное время - элемент социального времени" по-

I. Орлов Г.П. Свободное впемя и личность. С. 21.

- Свердловск, 19КЗ. -

казана "сквозная" роль свободного времени, проходящего через все ступени исторического развития человечества. Обосновывается социальнс-философский категориальны^ статус понятия "свободное время" и подход к пониманию свободного времени через деятельность, выявляются имеющиеся противоречия в культуре использования свободного времени.

Автор считает принципиально важным подчеркнуть, что так же, как сущность социального времени нужно искать в общефилософской концепции времени, сущность свободного времени цужно искать в концепции социального времени. При анализе научной литературы, посвященной проблеме свободного времени, обращает на себя внимание тот факт, что подавляющее большинство ученых начинают его исследование с марксова понимания сущности свободного времени и в дальнейшем зачастую переходят либо к социологическому, либо, к экономическому аспекту рассмотрения, хотя имеются работы к философского характера.

Однако, к проблеме свободного времени, подчеркивает диссертант, обращались мыслители и до-К.Маркса. При этом нельзя не отметить, что на осмысление данной проблемы накладывали свой отпечаток особенности разных эпох. •

Наиболее определенно античное понимание свободного времени как досуга выражено Аристотелем, по мнению которого, досуг должен быть обеспечен одной части общества за счет другой. Рассматривая досуг в качестве основной формы деятельности человека (уместно вспомнить, что во времена Аристотеля раб за'человека не считался), Аристотель задумывался над разумностью его использования, возможно отчасти и потому, что имел возможность наблюдать разрушающее воздействие праздного образа жизни, связанного с бездумной тратой свободного времени власть имущими.

- Г7 -

Философы античного мира подошли к пониманию того., что человек не должен останавливаться на удовлетворении только своих первичных материальных потребностей, а должен переключать свои устремления на достижение духовных целей. Здесь как раз и важно разумное использование свободного времени для удовлетворения именно духовных потребностей. Мысли по этому поводу высказывал

не только Аристотель, но и Цицерон, и Ф.Петрарка.

t

Определенное внимание в диссертации уделено воззрениям на проблему свободного времени социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кам-панеллы, Ш.Фурье, Р.Оуэна, философа К.Гельвеция, известного русского мыслителя А.И.Герцена. Характерной чертой их взглядов являлось то, что свободное время должно принадлежать каждому члену общества.

Подлинно научное обоснование свободного времени как составной части социального времени было дано К.Марксом на основе диа-лектико-материалистического подхода к общественным явлениям. Раскрыв сущность эксплуатации и показав ее в качестве причины отчуждения во всех его формах, он дал ключ к научному анализу объективного процесса развития человеческой свободы и, тем самым, снял извращенную форму его отражения в общественном сознании.

Следует подчеркнуть, что К.Маркс не сводит свободное время только к досугу, считая, что это также время и для "более возвышенной деятельности".* Понимание свободного времени, а также взаимосвязи рабочего и свободного времени и их социальных функций четко различается у него в зависимости от конкретно-исторического процесса.

Анализ работ В.И.Ленина позволяет сделать вывод, что гол был

I. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 46. - Ч. П. - С. 221.

высказан ряд соображений по поводу содержательной сторонг. свободного времени, хотя специально на данной проблеме он не сосредотачивался. Сокращение рабочего времени, полагал В.И.Ленин, необходимо рабочецу для отдыха, для своего развития, для пользования своими правами, как человека, как семьянина, как гражданина.* Свободное время, как один из существенных результатов социального развития, включается в характеристику многообразных общественных отношений, опосредуется ими, находится во взаимосвязи и взаимовлиянии со всеми сферами жизнедеятельности людей. Как уже отмечалось, основу философии социального времени в целом составляет человеческая практическая деятельность. Следовательно, рассматривая свободное время как элемент социального, можно утверждать. что его основу также составляет человеческая деятельность. Однако, деятельность в свободное время должна существенным образом отличаться от деятельности в рабочее время. Весьма удачно, по мнению диссертанта, "Характер деятельности применительно к свооодноцу .времени раскрывается Г.П.Орловым.

Для деятельности в свободное время характерно, с одной стороны, то, что она во многом зависит от самого индивида, а, с

- '

другой, эта деятельность не определяется "давлением той внешней цели, которая должна быть осуществлена и осуществление которой является естественной необходимостью или социальной обязанностью". При этом нельзя упускать из виду того, что в конечном

»

счете степень субъективности в выборе занятий в свободное время обусловлена степенью развития общества, спецификой и* содержанием его культуры и так далее.

1. Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т. 2. - С. 299.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. - Т. 26. - Ч. Ш. -С. 265-266.

Сегодня необходимо учитывать те реальности общественной гизни, которые возникли в последние годы. Это '- падение до вес/я к социалистической морали, научно-материалистическому мировоззрении, потеря нравственных и штровоззренческях ориентация у части населения, повышение интереса к ценностям рели пит и ее •горали и так далее. В связи с этим особое звучание приобретает проблема духовных потребностей, которые удовлетворяются религией в рамках свободного времени. Решении этой проблемы способствует то, что в ншпеы обществе не только гарантированы права личности для удовлетворения религиозных потребностей, но и создастся возможности для реализация этих прав.

Так, 27 декабря 1990 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР "Об объявлении 7 Января (Роздества Христова) нерабочим днем", гдо отмечается, что, исходя из уважения религиозных чувств граядан, исповедующих другие религии, нежно объявлять нерабочими днями вместо 7 января другой аналогичный этому день. Таким образом, официальное разрешение получили религиозные праздники - Рогдества Христово, йовруз, Рамазан.

Перед исследователями встаэт новые проблемы, среди которых проблема взаимоотношения культуры и религии с дальнейшим выходом на исследование диалектики свободного времени и деятельности по удовлетворению религиозных потребностей, как выражения специфических духоекых потребностей личности.

По (шеняа диссертанта, ■ противопоставление культуры и религии, имевшее место-ках в нашей научной, литературе, так и в практике, неправомерно. Более справедливо считать, что религия вплетена з духовную культуру (з саном пирском ее понимании) .

Результаты конкретно-социологических исследований, проаоди-кнх в налей стране, показывая?, что при рассмотрении содержания

к структуры свободного времени через деятельность, религиозная деятельность не вцделяется, н® упоминается, как если бы ее вовсе не было. 0

Диссертант отмечает, что совершенно неоправданно исключать из объекта исследования ту немалую группу населения, которая определенную (иногда весьма значительную) часть своего свободного времени добровольно, осознанно использует на удовлетворение своих религиозных потребностей.

Б связи с этим интересно обратить внимание на известную мысль К.Маркса, где речь идет о том, что свободное от работы время необходимо человеку "для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил..." (здесь обычно цитата обрывается). Однако, дальше следует "...даже для празднования воскресенья..."* (имеется в виду празднование воскресенья по религиозный мотивам).

Данная мысль К.Маркса, по мнении диссертанта, весьма актуальна сегодня, поскольку наметившиеся тенденции в культуре затрагивают область свободного времени. Возросший интерес к религии влечет за собой увеличение расходов совокупного общественного свободного времени на деятельность, связанную с удовлетворением религиозных потребностей. Разумеется, использование свободного времени на религиозную или религиозно окрашенную деятельность связано со многими причинами, среди которых и чувство неуверенности в сегодняшнем и завтрашнем дне, и рчстужее отчуждение между лцдьми, и проявление безнравственности, черствости, бездуховности. Поэтому обращение людей к релшли - это поиск способа со-

I. Маркс К., Энгельс Ф.-Соч. - 2-е кзд. - Т. 23. - С. 274.

гранения духовно-нравственных це:птастеЯ, это стрекдзяив г. обще-!П!Э не только со сверхъестественным, хпз л с единоверцами, а общение - это объективно необходииоо условие жизнедеятельности человека, вытекапщее из его общественной природа.

Для того, чтобы свободное время на гтресратилось в Фактор деградации личности, поскольку уровень духовно-нравственного состояния общества в целом и отдельной личности, к согалентга, снизился довольно значительно, диссертант считает необходимым утверждение п признание духоЕно-нравственных ценностей, общечеловеческих по своему характеру и содерпанга, которые явлгпзтся об-для всех групп населения, з тем числе для веругетх и неверующих, несмотря на различную трактовку темя и другими содержания этого сложного явления.

Именно подход с позиций общечеловеческих ценностей к свободному времени как элементу социального, заложенный еще К.Уаск-сс:т, позволит решить многие проблема, которые выдгиггет реальная действительность, рэальннэ социально-политические, духовно-краз-стзег-шыэ п пныэ процессы,.происходящие в нате;! ебщэгтгэ.

3_зсклзчении подводятся итоги длссертслиожого исследования. сор:.:ул!шуптся общие выводы по ост'опктгз вопросам, рассмотренным в нем.

К СЕКРЕТКИ РЕЗУЛЬТАТЫ ПССЛЩВАННЯ И Ж НАУЧНАЯ НСВИЗНА. I. В ходе диссертационного исследования впявлена логика по-стснокга проблемы вре?5екн в работах мыслителей домарксовского периода, на протяжении которого вре-_»л исследовалось ггоеимуетственчс в общефилософском плане., При этом в античности и средневековье его анализ проводился б контексте других познавательных задач, и только в Новее ерзмя эта проблема обрела самостоятельный статус.

Сема специфика возникновения идеи времени, его социальная детерминированность, осмысление и наполнение конкретным содержание* этой категории с необходимостью' привели к ввделению ее исторического, социально-исторического и социального аспектов, к рассмотрению которых обращались ряд философов.

Научная новизна данного результата состоит в том, что впервые введен в научный оборот ряд источников, ранее не использовавшихся при рассмотрении проблемы времени как в общефилософском, ты и в социально-истерическом плане. Проведенное исследование взглядов мысли-елей домарксовского периода создало определенную основу для дальнейшего анализа проблемы.

2. Б диссертации показано, что К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин, характеризуя категорию времени в общефилософском плане, в качестве важного аспекта ксследуемой проблемы выделяли формы времени. Материалистическое понимание истории позволило им раскрыть содержание социального времени, выявить его сущностные характеристики. Последовательно проведена мысль, что концептуальный подход к пониманию социального и свободного времени, выработанный советской философской и социологической наукой, базируется на идеях высказанных основоположниками марксизма, при этом подчеркнуты современное звучание некоторых их идей и плодотворность марксистской методологии исследования социальных явлений и процессов.

Научная новизна полученного результата заключается в том, что на основе анализа работ основоположников марксизма, в которых исследовалась категория времени в разных ее аспектах, сделан вывод, что именно в марксизме впервые в истории общественной мысли обоснована тесная взаимосвязь категорий "время", "социальное время", "свободное время", причем каждая из двух последних представляет собой органический составной элемент предвдущей. Из этой взакио-

""'ел еттехзз? я сбссясзетга сстл12Яьио-£п2сее$сгога затзгсрлаль-"зго статуса пиютпя "сгсбсдксэ вре^п™.

3. 3 ^г:ссартгщ:л уетпясззено» что гтрсбгеиа свободного гре^?-ПРЗЗТЯЧВСП? ЕССл Однзго пстптцз—

лгтэ его су^зсстя б!Гго Свободное вре^я, каз сцш из сс-

результате:! обретенного разгзтяя, Ег-лг^азтсл з ■хг.рггсте-илсгссбсззних сбщзствзтшнх стнспэтптЯ, слссрздуется

''С ^сзгс^сс^тзп п зз^^овп-и^ии со все^ст ГСТЗНв—

"г.гтельнгст:! тгдсГ:. С™:2~ег!3, что ггресйлзд-гггм срэзя сог^тсг:::-

— -V—л—— — ~ ^ -- ~ ~ С"*'- С- С Г 3 С^СбС^ЦГСГО

- л-* -

сь^зчаловечэсяих no czoez? хграптзру к

Натчко-тгсакткческая зкачзс-тость пол>~5нк:<х результатов.

С'сноег-шз положения дкссертацпи'^огут бить кспальзсвгки в научней, учебной и остальной практике. Вывода, пслучзннь:з в ходе исследования, ногу? бнть пркхзнэны в дальнейшей теергтпчзеле:.-анализе проблей социального к свободного времени.

Материал дяссертации иезно использовать в прсцзссе преподавания $илсгсфии при кзлозенял проблей общественного развития, при проведении конкретно-социологических исследований созрглскюго состояния использования свободного времени.

Материал данного исследования ысает послужить такаа основой для разработки направлений изучения определенных аспектов деятельное?.-ей сущности чаловека а сфере культуры.

Апгсбапкя работы. Основные полегания к результаты диссертации использовались при проведении учебных ганятиИ на филологическое факультете ИГУ, рассматривались на заседании научно-иссяедо-аатесьсксй группа кафедры. Диссертация бьпга обсугдена к реко-зн— дсвана z защите па заседания Еафздры философии гуманитарных факультетов ИГУ в фепрале 1391 года.

Результата исследования б sen кал оголи на езэдугзлх конфгрен-

1. Еаучнэ-срактичгская конференция "Продовольственная прог-pa^sa СССР к цути ее реализации". Астрахань, 1953 г.

2. Ceinmap молодых социологов ССА АН СССР "Изтодологпчзскпг к мэтедгчзегие прсблггш пзучгикя колодзгп" КуЛЗггзв, 13со г.

Z. "£илоссфскпе и-социальные прсблзцы научно-технического прогресса". jU Всесоюзная скола кслодыь. философов. Lhhck, ¿sea г.

Па тема диссертации cchoehks результата отражает с дсстаточ-

1. Продовольственная прогрэяга СССР п проблема сг.о^одного временя сельской молодеет. (Тезисы докладов п выступлений научно-практической конференция). Астрахань, 1963 г., 0,1 п.л.

2. Свободное время и научно-технический прогресс. (Тезисы выступлений слушателей УП ЕсеесзэноЯ школы молодых ученых;. У.. 19ЕЭ г., 0,2 п.л.

3. Удовлетворение потребностей в сфере свободного времени // Диалог. Астрахань, 1991 г., 0,5 п.л.