автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.05
диссертация на тему: Своеобразие художественного творчества Джеймса Хогга
Полный текст автореферата диссертации по теме "Своеобразие художественного творчества Джеймса Хогга"
МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ- ОБЛАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ Н.К.КРУПСКОЙ
Специализированный Совет Д 113.11.01
На правах рукописи /
ИВАНОВА АЛЕКСАНДРА ДМИТРИЕВНА
СВОЕОБРАЗИЕ ХУДОЯЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ЛЯЕЙМСА ХОГГА
Специальность 10.01.05 - литература стран Западной Европы, Америки и Австралии
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Москва - 1990
Работа выполнена на кафедре зарубежной литературы Московского ордена Трудового Красного Знамени областного педагогаческого институте имени Н.К.Крупской.
b'Avuuwa руководитель: доктор филологических наук, профессор
Колесников Б.И.
Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профеосор
Соловьева H.A.
кандидат филологических пи>к, дицд,,.. Макиевская Н.М.
Ведущая организация: Тверской государственный университет
Защита состоится " Sfm 1990 года в /5~часов но
заседании специализированного Совета Д II3.II.0I по литературоведения в Московском ордена Трудового Красного Знаыеии областной педагогическом ииституте имени Н.К.Крупской по адресу: Москва, ул.О.Энгельса, 21-е.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского областного педагогического института имени Н'.К.Крупской по адресу: Москва, ул.Радио, Ю-а.
Автореферат разослан " " сеееля^Р 199с года.
Ученый секретарь специализированного Совета,
кандидат филологических наук, доцент Ба^УР0®® Т.К.
- г -
Творчество шотлвндокого поэта и прозаика первой половика ХГЗС века Лдвймса Хогга /1770-1835/, извастного под именем Эттрпксхого Пастуха, пользовалось успехом при его жизни и не затерялось среди книг писателей, составивших в литературе Великобритании великую эпоху романтизма. Однако понадобилось еще долгов время, чтобы увидеть подлинную сущность тсланта писателя.
Джеймс Хогг принадлежит к писателям, которые, продолжая в своем творчестве развитие традиций национальной литературы, стремятся к тому, чтобы национальное их произведений было одновременно формой мира общечеловеческих идей.
Открытие Дж.Хогга как писателя с неожиданным откровением для сегодняшнего дня произошло в 1947 году благодаря переизданию его романа "Праведный грешник" /1824/, затрагивающего ряд проблем, которые приобрела в хгде развития Европы двух последних столетий особую значимость: независимости и ценности отдельной личности, опасности замкнутости и ограниченности взглядов на действительность, сложности и неоднозначности духовного мира человека.
<
Интерес к этому роману был только первой ступенью возрождения всего творчества писателя, стремившегося в своих произведениях представить неповторимый мир обычаев я легенд сельской Шотландии, дать свободу фантазии а чувства«. В семидесятые-восьмиде-сятые годы нашего нэка переизданы романы Хогга "Три опасности мужчины" /1972/, "Ерв"ни вэ Бодсбёка" /1976/, "Приключения Бейси-ла Ли" /1976/, составлен сборник его повестей и рассказов /1982/. Второе рождение книг Зттрикского Пастуха затронуло и его поэзию. Начиная с выхода в 1970 году сборника избранных поэтических работ Хогга в их оригинальных вариантах, не измененных цензурой викторианской эпохи, в литературной среде началось движение за публи-
кацяя текстов поэтических произведения Хогга в их первоначальном вида. Работа по реконструкции поэзии Хогга выла продолжена в очередном издании его стихов /1986/. *
Актуальность данного исследования определяется недостаточной изученностью материала в советском литературоведении, в то время как за рубежом проипьодония Эттрикского Пастуха все чаше становятся обьсктом специального изучения! существует девять монографий, посвященных аизня и творческому пути Дя&Ймса Хогга, ряд статой, рассматриваниях отдельные проблим« его литературного наследства. Иуя Дяеймса Хогга упоминается в последние годы не только в трудах, связанных с вопросами шотландской литературы, где он занкмбвт место как один из евмовытнейших в интереснейших писателей страны, но и в новейяпх асследованнях общих процессов английской и европейской литературы, посвященных проблемам "готического романе", психологически ориентированной литературы начала проало-го века, традиции романтического мировосприятия писателей XIX -XX веков.*
Данное исследование является первой в советском литературоведении работой, рассматривавшей ряд вопросов, связанны* с твор- ■ чеством Джеймсе Хогга. Язучияя новизна исследования заключается в том, что впервые в советском литературоведении предпринимается попытка предотавить творчество ДхеЗкса Хоггз как единое цпое в его взаимосвязях с общим литературным процессом.
Целью работы является раскрытие особенностей творческой манеры Джеймса Хогга, основных достижений его художественного творчества и своеобразия взгляда автора на окру«оглее, определение
. I FovOUrft. ftWl»»} Ц
Сщчг ft.W. -boubi UwAVW \rv t<*W- LrÁ , web. -Г. - \V< -
¡»•gH- Vorror in Wt
отличия творческой индивидуальности писателя от современных ему литераторов.
Поставленная цель обусловила конкретные задачи исследования;
- определить при анализе творческого пути Джзймса Хогга истоки специфического мировосприятия писателя;
- выявить характер связи его произведение с основными тенденциями европейской литературы конца ХУШ - начала XIX века;
- проанализировать конкретное воплощение национальной фольклорной традиции в поэтических и прозаических работах Джеймса Хогга.
Методологической а теоретической основой работы послужили основные положения марксистско-ленинской эстетики, а также общетеоретические работы ооветских я зарубежных ученых по проблемам эстетики и отдельным вопросам литературоведения.
Объектом исследования служат поэтические труда Джеймса Хогга различных этапов творчества и роман "Праведный грешник". В процессе решения задач исследования к анализу привлекаются другие художественные произведения писателя, а также его публицистические статьи а эссе нафилософско-морвльные темы.
Научно-практическая деннооть диссертации заключается в том, что она вводит в научный оборот ряд ранее малоизвестных фактов, е результаты проведенного анализа могут найти применение при подготовка общих и специальных курсов и учебных пособий по историк зарубежной литература'XIX века,!■ а:также в дальнейших исследованиях по этой проблеме.
Структура диссертации. Работа состоит из введения; трех глав, заключения и списка использованной литературы. ,.
Апробация работы. Главы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литератуг« НОЛИ им.Н.К.Крупской. Отдельные
положения исследования была сформулированы в докладах на Всесоюзной конференции по проблемам литературы я курнэлистики, проводимой на факультете курнелистики в МГУ им.М.В.Ломоносова /1989 г./, и в опубликованных статьях.
С 0 л К Р Ж А Н И Е ДИССЕРТАЦИИ Во вьедэнив обосновывается выбор темы, определяются задачи исследования, дается обзор состояния исследоваиности привлеки в советском литературоведении.
I глаза - "Место Дяеймса Хогга в литературной яазни Великобритании XIX века" - посвящена характеристике культурной в литературной атмосферы ¡Готлакдии я Англии в период жизни и творчества Джеймса Хогга, содержит обзор творческого пути писателя, анализ его отношений о современной ему критикой и читателями, опенку его творчества в конце XIX и в XX веке.
Творческий период жизни Джеймса Хогга совпал с последними годами расцвета шотландской столицы, ставшего выражением остго процесса шотландского литературного и культурного возрождения.к давшего стране ингена Роберта Вернее и Вальтера Скотта. Эдинбург был метрополией интеллектуальной жазкя, на сгроницох его и?даний шли литературные дебаты, увеличивались тиражи книг, открывалась имена новых талчнтов, среди которых было г имя Джеймса Хогга.
Писатель родился в одном из районов Пограничного края, разделяющею Англию и Шотландию, в семье бедного фермера. Суровые условия детства и юности способствовали развитию двух основных качеств натуры писателя: выносливости и удивительного жизнелюСля., не раз помогавшего ему преодолевать трудности.
; В девятнадцать лег Хогг бил популярен в округе как дуэт, я можно с полным основанием говорить о том, что к этому времени
уже были заложены основы но только мировоззрения будущего писателя, но и его творческой манеры, истоком которой послужили рассказа и песни его матери, известной в Эттрике исполнительницы баллад и легенд. Несмотря на то, что, научившись в двадцать лет читоть я писать, Дж.Хогг значительно расширил свои знания в литературе , он всю жиснь оставался верен убеждению, что только фольклорная традиция может быть источником его вдохновения.
Правильность выбранного писателем пути подтвердил успех его книги "Торжество королевы" /1813/, созданной по мотивам фольклорных рассказов.
Известность Хогга и желание заняться литературной деятельностью профессионально привели к его столкновению с кругом эдинбургских "литерати": элитарной группы образованных людей, чьи суждения имели большое значение для формирования общественного мнения в столице. Выражая интересы высшего общества, к которому они принадлежали или стремились принадлежать, "литерати" часто не приникали и не понимали того, что не соответствовало их взглядам и убеждениям. В этом обществе Хогг со своим происхождением, влиянием фольклорной традиции поэзии и рассказа, полнотой восприятия жизни, соединявшей в сеое физический труд и поэтическое творчество, казался анахронизмом, диковиной, которую демонстрировали посетителям литературных салонов.
Подобное отношение распространялось я на произведения Хогга. Хотя Эттрикский Пастух и стал заметной фигурой культурной чсиэни этого периода, писателем, регулярно издававшим новые книги, он в то же время находился вне какой-либо серьезной литературной критики, принадлежа больше окололитературной жизни, чем самой литературе. Отношение к нему понималось не как литературная проблема, а
как анекдотическое столкновение •естественного человека* с цивилизованным ияром. Ложная популярность, созданная стереотипом Неграмотного Поэта, стола прачаной непонимания и недооценки многих произведений Джеймса Хогга читателями, для которых он оставался автором одной книги "Торжества королевы", неспособным на серьезное литературное творчество. Многие произведения писателя ; были отклонены издательствомл, а шесть романов, среда которых был и роман "Праведный греиник", приобретший в XX веке мировую известность, прошли практически незамеченными современниками.
йсследоьанвя и переиздания произволений Джеймса Хогга в XX веке позволили увидеть своеобразие творческой маноры писателя, его отличие от совреконников и предшественников и понять, что приверженность Хогга своему особому, отличному от общепринятого в литературе отнооенив к действительности, обусловила непонимание его творчества у современников, но в то же время создала уникальный мир произведений, сохраниваий атмосферу жаэни сельской Шотландии,
П глава диссертации - "Народная поэтическая традиция как основа творчества Дж.Хогга" - рассматривает Ь первом пграгра|е роль шотландской народной баллады для формирования творческой манеры писателя.
Культурная жизнь стрвны была немыслима без устной литературной традиции, даже поэмы Тврбора, Слепого Гарри, Линдсея, послужившие важной школой для многих народных поэтов Потланлиг, существовали я передавались иа.поколения в поколение, главным образом 5 устной форме. Эта устная традиция была определятой я в творчество Дж.Хогга.
рбстоятельства жизни писателя позволили.ему обрести творчес--
куп манеру и индивидуальность, опираясь как на основу на балладную традиции Шотландии. Баллада родного писателю Пограничного края определили мировоззрение, в позднее обусловила я его творческую манеру. Хогг в отличие от многих своих современников знал баллады не из литературных источников, порой искажавших первоначальные варианты. Воспитанный но подлинно народных традициях, писатель смог избежать в лучших произведениях условности и литературности.
В избираемых сюжетах Хогг не отходит от обычных балладных тем: героических деяний, любва, тайн я волшебства, разворачивающихся, как я народные свезанвя, в ранках вневременной хронологии, где ритм задается не историческими событиями, е сменой времен года крестьянского календаря.
Великолепный рассказчик, Хогг, как а создатели баллад, ставят на первое место в произведения события. Мастерство построения сюжетов и динамгзм сглаживают в работах Хогга некоторые неточности языка я больвой обьен. Удача "Торжества королевы", книги, включающей пролог и тринадцать поэм, сдушгт вескаи доказательством высокого умения Хогга-раооявзчяка. продашшагооя аатш а в пооя* писателя.
Еольпая зазпсЕгость яазна сельского кзсегзипл Шотландия от пряродлых условий стал« праздной мрачности с ярко гырахенного фатализма ее народных пеоея. Однако в творчество Хогга ваор играет заметную роль, среда ёго комических произведейай позкы "Файфская ведьма", "Койнел Дв", "Мэй вэ Моркл-Гяск", новеллы "Чудесный доктор", "Лорл ВаЯрхолм", повесть."Удивительные приключения сэра Саймона Броудя",
Развитие юмористической традиции ¡Потландак принадлежит ее литературе. Она существовала еще в произведениях У.Лунбарз /Шв./
- а -
Аллана Рамзея /ХУЕ в./, а ее достижения сконцентрировались в "Томе О'Шентере", стихах и эпиграммах Р.Бернсо. Джеймс Хогг был учеником этих писателей, но вместе с тем его- произведения сохраняют балладную жесткость тона, соединяя иронию с достаточно трагическими ситуациями, в которых оказываются герои.
Смешение трагедии и комедия, величия и юмора всегда требовало от художника развитого воображения. Для Дк. Хогга источником фантазии стали шотландские волшебные баллады. 3 умении увлечь читателя, заставить его поверни, в реальность волшебного Хогг имеет мало равных себе в вотлондской я английской литературе XIX века. Постоянное соприкосновение сверхъестественного с обычным земным составляет, подобно историзму В.Скотта и символизму Вордс-ворта, существо тал шта писателя.
В мироздании Хогга природа рнступает'как одушевленная стихия, наполненная конкретными, хотя и ирреальными, с нвшой точки зрения, существами. Для Хогга "другой" мир природы не был вымыслом, прекрасным образом или символом, как для романтиков, - сверхъестественное являлось неотъемлемой частью его хизни.
Вера Хогга в одуаевленлость природы - это вера человека, вгросшего рядом с природой и связанного с нею в повседневных делах; ока того же происхождения, что и вера его предков, выразившаяся в языческой мифологии и оттуда перекочевавшая в волшебные баллады, с которыми Хогг имеет больше общего, чем с э.-.инбургсхой культурой его дней или британской романтической поэзией.
Пронизанносгь эолзебным падением окружающего наполняет многие произведения Хогга, ьозвыаает и выделяет его творчество. Произведения Дж.Хогга не просто создают отдельные картины волшебного, £ лучших из них, например в поэмах "Килмене" и "Оа?.}ская
ведьма", перед читателями разворачивается целая вселенная, отляч-ная от реальности земной жизни, но от этого из менее убедительная и конкретная.
Ка фоке вечной и великой природы в произведениях писателя не теряются его родные места. Хогговская манера создания пейзажей отлична от приемов, используемых его поэтами-соотечественниками. У Р.Еернса природа наполнена человеком, социальна, у Хоггэ она прежде всего иная, очличноя от человеческой, сущность. Описания природы поэтических произведений 3.Скотта выделяются сиротой и законченностью, они совершенны и гармоничны, а пейзажи Дж.Хогга привлекают тем, что их создавал человех, для которого ояи были частью жизни, который замечал и выделял черта, скрытые от стороннего наблюдателя. .
Совмеаенке космического взгляда на природу с конкретней* пейза*акк Шотландка даьало писателю возможность представать свою маленькую строну составной частью больном мира, передать чувство цельности и вгчямоэазисяиости происходящего в нем.
Баллада Пограничного крал определяли и отношение Хоггв к историческому прохло.чу своей родины. Балладная традиция Шотлчндм представляет историю буднично а так. как ее видит простой народ. То, что выдается в н»х за факт, не язляется исторически кадетами, события,- не ::меющна п реальное?* ничего оСхего, сьободно совд^кя-ьтся, хронологические даты в них ие подчеркиваются, время действия остается аЗстраутн-'М. Как и в догра.ичны* балладах, а пр<*«-всдениях.'Хогга исторические факт* отодвйгзгт;я на. вто^оа tu»«, «а йорвоу месте - человеческие чувства и' 1'.4р<иьА)ал, з я*х ряхохх? отклик'не гсторил фактов, .а история духовного-стекчвдгкжл з<,т-лондского aap о;».
- 10 -
Достижением псэзия, а затем и прозы Хогга, выгодно отлк-чатам его книги, стало сочетание традиционно фольклорных тел: с точным рисунком их человеческих характеров. Персонам его произведений, наделенные сложными психологическими характеристика«/., существуют в атмосфере насыщенной я изменчивой эмоциональной жизни. Даже традиционно-фольклорная на первый взгляд баллада "Русалка" содержит динамичный психологический рисунок чувств героиня, раскрывавший противоречивость и многозначность ее характера, сочетающего в себе вечное природное начало и чувства одиночества и 'памяти, присудив человеку.
Писатель раскрывает образы героев через осознание имя окру-яевдего, через изменение '.к душевного состояния: так, поэма "Коннел из Да" /1815/ - это рассказ о становлении поэта. Ее герой под влиянием выпавших ке его долю испытаний прозревает духовно и, пораженный крвсстой мира, пытается выразить свои чувства в стихах. Опыт Коннела - это опыт самого писателя, чье вдохновение также определялось восхищением п^ред великолепием природы и жизни.
Во втором парзгр&фе главы рассматривается влияние балладной
традиции на лирику Джеймса Хогга, занимающую в поэтическом насле-
„ с '
дии писателя значительное место. Оставаясь на протяжении всего
творчества неразрывно связанным с жизнью сельской Шотландии, он
не мог не уделять вникэняя этому популярному не его родине жэнру.
Но и здесь оригинальность и неповторимость произведений писателя
определяется отношением к аотландской балладной традиции.
В отличие от стихов Р.Бернса, чья лирика это всегда выражение конкретного опыта, переживания, з стихех Хогга преобладает мечта, яридуканность, но умелое использование балладной традиции, "с которой отстраненность автора не мешает .искренности выражаемых
¡
- II -
чувств, помогает созданию гармонии и ясности его лирики.
Раллпдная традиция определяет преобладание в лирике Хогга произведений, посвященных несчастной, трагичной любви /"Разбитое сердпе", "Бедняжка Джесси". "Я потерял свою Дхенни"/. Распространенной но Границе темп гибели одного из влюбленных находит воплощение в "Прсно русалки", "Поднявшейся луне", в песне "У меня нет теперь никого" и рзиается э стиле народных песен-ч8лоб, написанных на определенный мотив.и не лишенных сентиментальности, характерной для фольклорной лирики и баллад.
Однако Дж.Хогг не замкну? в езоем творчестве только на балладной традиции, более того, он осознает, что чрезмерное увлечение ею может содержать в себе опасность ограниченности и потеря связи с современной жизнью. В творчестве писателя есть несколько произведений,-пародирующих балладные сюжеты к стиль, развенчивающих стереотипы обрезов,, часто мешающие увидеть за ними человеческую индивидуальность /" "Р" и "&", аля Приключения Дхоко МакФер-сона", "Правдивая история портного из Глзэго"/.
Фольклорная форма оказывается недостаточной для выражения субъективного "я" поэта, она вступает в конфликт с его расширявшимся мировосприятием и переосмысливается Хоггом. Закономерным результатом этого переосмысления становится появление в последний период творчества писателя автобиографических стихов, адекватно отрахянлих личность творца, соединившего традиции двух миров: фольклорного и литературного.
Последний .параграф главы/рассматривает--важную для понимания места Дж.Хогга в английском литературном процессе проблеуу отио-веккя писателя к романтическому движению. Шотландские писатели сыграли немаловажную роль в становления английского рокангязуэ, а
появление романтических идей, их бурное распространение и влияние на все области жизни европейского общества не могло не сказаться и на творчестве Дж.Хогга.
Стихи Рамэея и Бернса, шотландские баллады, ставаие составной частью источника английского рсмлнтязма, оыли школой литературы и для Джеймса Хогга, повлияв на общность его творчества с произведениями романтиков. Кроме того* круг общения писателя, куда входили представители "Озерной школы", В.Скотт, Дж.Г.Байрон, Т.Де Квинси, также оказывал воздействие иа.формирование взглядов Эттрикского Пастуха.
Однако вряд ли возможно на оснований этого делать вывод д том, что идеи романтической теории стали основой мировосприятии писателя. Его отношение к действительности уже было сформировано к тому моменту, когда он познакомился с ними. Более правильной представляется мысль, что Дж.Хогг разделял общее нэстроенке романтической эпохи с ее стремлением к свободе и естественности.
С романтиками Хогга сближает убежденность в соединенности и взаимообусловленности всего происходящего и существукаего, но для Эттрикского Пастуха идея взаимозависимости в мире определялась не романтической теорией о том, что личнооть и природа, воображение и реальность, а следовательно, творец и обьект, находятся ао взаимозависимых и соотнесенных связях, а его'личным огктом, основанным на многовековом опыте его крестьянских предков.
Проза и'поэзия Эттрикского Пастуха не ооладает масштаОность» и глобальностью произведений некоторых современник ому писчтелей-рэмонтиков, и это различие уровней подхода к изображаекоиу определяет и отсутствие з них сложной символической систему - исключением, п данном случае яьляется только его роман "!!рнвелный грош-
12К* -в других произведениях писатель гораздо конкретнее я проце,
гвче обращается чувствам, воображению читателя, а не его рассудку»
Происхождение п'/сатсля' определяло его восприятие добра и зла как реальных, конкретных сил, его чувство природы животных, людей а "другого" мирз, ссставлятэдх единое целое, его насмешливое от-ноиенпе к светской культуре, противопоставление ей земного реализма. Главной ценность» для Хогга всегда оставались искренность, отзывчивость человеческой натуры, и, хотя он занят исследованием человеческой природы к изображает мир, где ;_дця не лишены слабостей, ему удается изЗечать морализаторства.
1 Соединяв традиции устного народного творчества и влияние современных литературных процессов, поставивших в центр личность творца, ДжеГ.мс Хогг смог создать свой особый поэтический мир, в котором нмлз отражение древняя культура шотландского народа.
Своему происхождению обязан писатель своеобразием восприятия окружясяего, гуманным, созидательным ззглядом на мир: в его стихах, славящих гармонию домааней сельской жизни, воссоздающих: героические' страницы истории своего нэрода или воплощающих волшебную мифологию, .основой выступает балладная традиция шотландского фольклора.
Третья глава работы "Фольклорная и литературная традиция в романе ДжДогга "Праведный грешник" посвящена проблемам связи прозы писателя с литературным процессом Великобритании начала XIX века и реализации в ней генов устного неродного творчества.
Влияние литературной традиции на прозу Хогга имело, по ерэв-некиг ^ его г.омией, Солее заветное и глубокое значение. Это было згжономорнкм явлениям, так как центром внимания читающей публики
(Ь)1Аяпдяи »того периода являлась проза. Этот период истории культур ограни стел временем, формировавшим черти аотлондской прозы, лсоэенно романа, традиций которого в ее литературе практически мв существовало.
Создавая свои романы и рассказы, Джеймс хогг придерживался тех ка принципов, которые были основой к его поэаиа: главным для писателя оказывается вера в то, что он пишет, и желание сохранить для читателя специфику старинных рассказов. Однако его проза при-Нй,иечат не только фольклорной традиции, но и перяой половине XIX веке, а неразрывно связана с процессами, происходившими в современной ей шотлпндской литературе.
Период становления шотландского романа совпал со временем нвяьысшей популярности в Великобритании "готического романа", в
первые значительные достижения Дж.Хогга в прозе приходятся на
*
второе десятилетие XIX века, когда влияние "готического" настроения на литературный процесс в Англии и Шотландии было еще достаточно сильным, чтобы оказать воздействие и на творчество писателя Однако отношение Хогга к эгому направлению определялось специфическими условиями его жизни и образования. Дж.Хоггу близки традиции средневековой культуры, сохранившиеся в неродной культуре Шотландии, в то время как литературное средневековье "готики" был условным. Несмотря на то, что некоторые известные рассказы Хогга, например, "Ресскаа священнике из Квмероник" /1629/, созданы по сюжетной схеме этого жанра /вражда героев, загадочное убийства одного из них, пропавшее наследство, призрак, раскрывавший тайну/ его произведения, отличающиеся реализмом, знанием местных обычаев привязанностью к национальной тематике, далеки от неопределенных средневековых декораций Г.Уолпола, А.Раякли^. М.Г.Льюиса, хотя и
- 15 -
Золее населены призраками, чем книги В.Скотта,
Причиной для употребления определения "готический" по отношению к творчеству Ля.Хогга стало не столько увлечение писателя темой таинственного и сверхъестественного, но, что представляется Золее важным, я развитие им другой черты, характеризующей это «правление: желания передать внутренний мир человека, обладающего аномальной психологией, интереса к демоническим силам, владеющим человеком.
Прозаическое наследие писателя достаточно разнообразно, но з нем есть книга, представляющая собой наиболее удачный обрязец :седанения в творчестве Эттрикского Пастуха фольклорной, традиции, атмосферы "готического романа", психологической точности а передате внутреннего состояния челозека с гуманистическими взглядами эвтора, - роман "Праведный грешник".
Главная оригинальность романа заключается в том, что конф— тикт индивидуальностей в нем происходит одновременно во внешнем фотивопоставлении двух братьев, главных действующих лиц, и в юзнания младшего из братьев - Роберта Колвена. Такое; сочетание »называется возможным благодаря структуре книги, которая задумы-!алась как литературная мистификация, и состоит из трех частей: гервая,'якобы от издателя записок героя, вторая — семи заплски-юповедь, и третья - эпилог.
. Роман невелик по обьему, но он насыщен действием; даже во ¡торой части, в болыей степени посвященной дрсовной жизни Робер-а, его размышлениям, встречам-беседам с таинственным сверхъестест-:енпым наставником Джил-Мартином, сюжет имеет, как и в первой, 'ПреяеляюЕее значение. Внутреннее состояние действующих лиц Праведного грешника" всегда находит выражение в поступке, являет-
- IS -
ся толчком к развитию действия. Поступок, как основное средство характеристики, выступает одним из главных признаков балладного стихосложения, которое определяло творческую камеру Дж.Хогга на протяжении всех лет его литературной деятельности.
Эта особенность романа не единственное заимствование из шотландской балладной традиции. Принцип преподнесения событий "Праведного грешника* совпадает с балладным приемом-оговоркой подлинности фактов, излагаемых рассказчиком с максимальной достоверностью и убедительностью. Анонимность книги, повествование от издателя а особенно третья часть, в которой фигурируют подлинные имена и названия, должны били по замыслу писателя создать у читателя уверенность в правдивости описываемого. Вместе с тек через ■ весь роман проходит балладнвя характеристика вневременности действия: несмотря на то, что в тексте ньсдаохрэтно упоминаются х подчеркиваются даты некоторых событий /встречи Роберте и Джил-Картана, дуэли братьев/, установить его хронологию невозможно.
Говорить о связях Джеймса Хогга с эпохой романтизма, о проникновении ее идей в творчество писателя позволяет обращение Хогга к теме, ставшей характерной чертой романтического движения: двойственности человеческой личности. Но, используя в "Праведном греияике" эту тему, Джеймс ХСгг не только отдал дань рвстуцему увлечению литературой о "двойниках"; для него это было результатом наблюдения достаточно распространенного феномена аотландской психологи», часто приобретавшего форму, опкеанную в конце XIX век соотечественником писателя Р.Л.Стивенсоном в новелле о докторе Джем« а »«стере Хайде.
Образное решение романе, система "дьойкикои", тоже не оыла для Хогга хкжъ лмтерптурким приемом, заимствованным гз произвйде-
?кй его предшественников. "Двойник" человека, вестник его юсчостья или смерти, встречается з миология кельтов, сохраняюще Лея в поверьях ¡Еотлаидяи.
Раздвоенность характерна и для гзорчостгз самого писателя, ставшегося объединить о нем собственные интересы и желание уго-1ить литературным вкусам Эдинбурга. Сохраняя в основе езоих взгля-10в нэ окружающее принципы, определение поэтикой баллад, где :очетание противоположностей основа происходящего, Джеймс Хоп твренес их к на изображение человеческой прлроды. Действительность >го произведения склздаваотся не только из соединения огато >азличньх Л1!"'Сонят.сй, но п из сведения в единое противоположных ючал человеческого характера. 3 этом отношения уже поэт; "Файфс-¡пя ведьма" и "Кллмени", входяшио в "Торжество королевы", пред-:тавляют две чоллрные стороны женской природы: светлую, духовную I образе вогаебной девы, посетившей на короткое время землю, и •рубу», низменную в характере старой ведьмы, принадлежащей земной лэни.
3 "Праведном грешнике".Дкеймс Хогг не ограничивается изобра-ением лишь одной пары: Роберта и Джал-Марткна. Книга целиком остроенп на зеркальном принципе: у действующих лиц первой части сть "двойники" во второй. Семья Далкастлов и Рянгкмов стоноьятсл зеркальным" отражением друг друга, а их дети - Роберт а Джордж -ыступают не только нрагамг-внтагонистами, но и "двойниками".
К'отив "двойников" в романе служит но для создания картин »ясного, кйк в "готическом романе", а для идентификации личности даэногэ героя. Джордж и Джил-Мартин су^ствуют, чтобы раскрыть ээличные стороны нчтурц Рооерта, и, лишь соединенные в целое, чи яавт представление оЗ олнем человеке.
Особый интерес среди действующих лиц романе вызывает Джил-Мартин, "двойник* фанатика-пуританина и одновременно дьявол из народной легенда. Джил-Мартин, соединивший в себе субъективное начало характера Роберта, его больное воображение а образы народных представлений о темных, враждебных силах природы, вводит в роман теку, ставшую характерной для всего творчества Джеймса Хог-га, - тему присутствия сверхъестественного рядом с повседневной обыденной вдгны>. Таинственный я.страшный друг главного героя -потомок персонажей старинных легенд. В отличие от синтетичных демонов "готической" я романтической литературы, начиная с "Монаха* М.Г.Львиса, он реален и принадлежит фольклорной традиции.
Как я создателя баллад, Хогг почтя незаметно для читателя
вереходвт от знакомого в обычного к непонятному и необъяснимому. >
Заимствованное из волшебных бвллад.Погрвничного края Шотландии сверхъестественное преврещается для писателя в путь, который ведет к создеиев уникального мира его произведений. Ирреальное у Хогга удквителъно конкретно, когда передает многоуровневость и тайну человеческого сутаествовБНия, выступает приемом создания вапрякешюезд сктувшш:
Продоляеияем теки двойственности в "Праведно« грешнике" cti ял проблеме откоовтельиостк человеческого восприятия действительности: не только героя, но в события могут иметь "двойников". Писатель не аротюення Biero повествования стремится к тому, что« у читотеля ие пропадало ощущение многообразия взглядов на проксх* дящее, Вадвягая одну точкузрения за другой, Джеймс Хогг заставлю ет читателявозвраяеться к ухе прочитанному, сравнивать, давать своя здравятк объяснений, я тем самым создает у него впечатление овяд&тедьс?зд я учйстдя в событиях. Использование приема отрица-
няя готовых ответов в прозе писателя стало разватяам им принципов балладного стихосложения, в котором дается ситуация, я нгдосказон-ность является одной из.характерных черт жанра.
Традиционная тема "двойников'", ставшая эффектным зяевиам выражением конфликта "Праведного греиника", не смогла заслонять целый комплекс нравственных проблем романа, о ревеяаа которых нашло отражение своеобразие взглядов Эттрикского Пастуха на мир.
В творчестве Хогга, воспитанного а стране с глубояима религиозника традициями, проблемы, связанные с нравственной ийэньг человека, неотделимы от проблем религии: аскреннос-а вера, оправданности религиозного ф-онатлзма, свободы данности. Знание сотлвндсксй истории, а течение нескольких аекоа суаестаоаарвай сак история борьбы пресвитерианской церкая, помогло сасатала а :оздании убедительной картины столкновения рдзяэтяыг подходов а ITMV вопросом.
Книга уникальна тем, что помимо гзобрзжаняя нравственно? а 1сахологическоЯ стороны пуританского фанатязиа, кэа vto било в >о«анвх его современников /В.Скотг "Пурйтанв", "Эданбурготая тэм-яца", Дж.голт "Ринган Джклхейз"/, писатель обрат/лся к таолога-есклм вопросом, попытался проследить сэязь релягяоэяоЗ дохтрхни арес?уплш>.йями главного героя.
Герой "Праведного грешника" проходя? путь .чмоаэка, до хенез Сежденного п высшей предопрепеленноста своей судьба, з сэозЭ рйнч.г-ежностп к "избранным* кальвангстсяоЯ релзпи, пользушахся собкм покровительством неоп, оправданных эо всех -деянаях,
"тся избр«ннеета стпновггся единственным сммалсы «зэка зля эбертп. Он постепенно понимает, что оказался во влпстз дьявола, : стпр'чвтея убедить себя, что это не результат его зер» а сэоэ
исключительность. Для Роберта невозможен отказ от своей "Избранности", так как он будет означать крах его жизни., идей и признание бессмысленности и вины преступлений, совершенных во имл них.
Хогг видит причину трагедии героя з его абсолютной подчиненности идее, заставляющей приносить и жертву жизнь.
Идея, внушенная Роберту наставниками, представляется ему цолной и неизменной истиной. Сознание этого приводит к неспособности героя позволить жизни и его собственной человеческой природ« выйти за пределы, очерченные религиозной системой. Все происходящее должно подгоняться под нее, но жизнь, лишенная движения, в представлении писателя лишена самой себя. Гибель героя предопределена, у читателя нет вопроса - будет ли он спасен. Целью писателя не было заставить сомневаться, избежит он ада или нет, его цель - показать, что такое ад. Мучения героя, до последнего момента вынужденного выдерживать борьбу мыслей, его страх перед тем, что он не понимает кто он и что происходит, отчаянье и безнадежность его бегства способны передать атмосферу адского наказания. Для героя нет выхода, потому что, выби£ля путь "избранного", он сам отказывается от жизни.
Это решение обрекает его на одиночество, изоляцию, мешает приобрести глубокую привязанность. Одиночество, как характерная черта жизни героя, роднит Роберта с романтическими персонажами современных Джеймсу Хоггу писателей. Общим основанием для изоляции во всех этих случаях' служит замкнутость на очень яркчх внутренних переживаниях, составляющих подлинную жизнь героев. Для Роберта его субъективная реальность становится единственной и ведет к конфликту с окружавшим миром.
В то не время Роберт полная противоположность многим "готи—
ческим* и романтическим героям начала ИХ века, потоку чтв-ол-ж^ титан, как они, в человек по своим качествам достаточно заурядны». Этот одержимый религиозная маньяк мог быть изображен как сильней и впечатляющая личность, подобная пуританам В.Скотта, но Дж.Хогг сознательно создает характер, приближенный к обычному, который в сочетания со своей уверенностью в избранности, не имеюиеЛ обьек-тивного осноиания, приводят к иронической окрашенности рзссувде-ний об исключительности героя. Народный здравый взгляд на окружающее помог пясаилю увидеть за высокими словами действующих лиц искаженность нормальных человеческих отиоавимй.
Отказ от изображения главного действующего лица ка* исключительной личности даот Хоггу важное преимуяество: его герой отзывается на одном уровне с читателем. Такое снижение позволяв* создать картину обычного, и оудьба человека, не желающего задуматься над тем, что ого жизненная философия, ставшая причиной гибели его самого и окружающих, представляется не абстракцией, а реальностью возможной для любого.
Несмотря на увлеченность героя одной «деей, его характер лишен простоты. Джеймс Хогг тщательно прослеживает все изменения, ароисходялшр в дупо Роберта. Он раскрывает перед читателей внутренний мир этого человека: записки Колвена придают рассказу другое измерение, утрачивается связь с фактами я датами, в центре -психологические переживания их автора»
Пронякисвонае Роберта вглубь себя - эт«, безусловно, не просто проявление интереса писателя к аномальной психология одного человека, оно становится исследованием духовного аспекта кальвинистского прошлого, определяющего многое а современной Хоггу Готландиа. -Вместе с тем изображение внутреннего мира религиозного
фанатика, ослепленного идеей, выходит за рамки национальной тематики, позволяет задуматься над общими процессами человеческой психики и человеческого общества.
Тдея избранности отдалила Роберта от людей, нарушила нормальные связи с окружающий его миром, в воспитании ненависти, нвчатое в детстве а завершенное самим дьяволом, превратило его а убийцу, марионетку без воли и возможности сопротивления, но он до самого конца остается живым существом^ способным чувствовать одиночество, боль, страх.
В начале книга герой, высокопарно рассуждающий о своих праведных принципах, вызывает лишь раздражение, но постепенно отношение к нему меняется, в конце он, лишенный всего: дома, привязанностей, рассудка и, наконец, жизни, - безуспешно мучающийся вопросом "за что?", внушает почти вострвданйе, То, что судьба Роберта Колвена, анти-героя, оказывается небезразлична писателю, является выражением авторской позиции в проблеме свободы каждого представителя общества как возможности реализации его "я". В денном случае писатель не опирался ни на идеи Просветительства, ни на теория романтиков, потому что важнейшим аспектом для него представляласьвзаимосвязь этих "я* в обществе.
Писателю была чужда борьба политических и религиозных адеб, владеющая умами его главных героев, он признавал мерой оценка человеческих поступков верность живым, естественным чувствам. Мнение о происходящем, отражающее авторскую позицию, высказываете персонажами, не принимающими участия ь главном конфликте романа а способными на нормальную, непредубежденную реакцию. Чаще всего эт герое мв народа, чей образ жизни и мыслей писатель хорошо знал. Существование
втих людей, определяемое каждодневным трудом и мно-
. - 23 -
[•овехобыми традициями, обусловливало ах спокойно Я взгляд на события.
В народной среде неходят Хогг необходимую нормальность а »стественкость чувств, мудрость, разумный иоттплдсхий шор, стрзм-тенив к самостоятельности и незпоясимости. Следует отметать, что асе эти персонажи /слуги Рингимов Бчрнет я Скрейп, тюремдак, фермер, давяяЯ приют Роберту в конце его жизни/ существуют во второй, "исповедальной", части романа, они связаны с судьбой Колэена, и сотя никто ил них че является глпиным свйствушш лицом, ах характеры ие терягтея в событиях я душевных переживаниях авто:>я запи-;ок, потому что сни символизируют ь книге возможность выхода из 'вяв на земле". Хогг не идеализирует их, они предстают «пвыиа тгды/и, у них есть недостатки я предрассудка, но именно поэтому !льтернптиК|, предлагаемая писателем, кажется реальной а убедатель-1оЯ.
Писатель смог уловить не только внявняе признака совремвн-»ой ему литературы, но и отразить в своем творчестве проблемы, юлнушяе Европу начала XIX века. В его романе "Праведный греянак* шея свободы от любых политических,религиозных а социальных догм :аыа выходят за рамки ограниченности каким-либо одна» аспектом >епеняя этой проблемы а, концентрируясь на человеческой личности, фяобретает универсальное звучание.
Соединив в "Прпвеансм грезнике* фольклорное я литературно« ¡ачвла сБсего творчества. Джеймс Хогг создал ароияведанае, кото-юе принадлежит к лучшим образцам вотландско* прозы. В то же. |ремя проникновение писателя в духовный мир героя, высокий уровень удежостьенного мастерства в передаче его внутреннего состояния делала эту книгу одной из прр*ых в направлении псяхологачаска
ориентированного романа Ш века.
В заключении работы делается вывод о том, что на фоне доС1 жений направления литературы XIX и XX веков, поставившего целью осознание субъективного "я" человека, стала очевидной подлинная значимость творчества Дж.Хогга, который, используя фольклорную традицию, ко не ограничиваясь ею, раскрывал сложный и противоречивый мир человека-творца, вышедшего из народа и не утратившего связи со своими корнями.
ро теме диссертации опубликованы следующие работы;
1. Поэтическое творчество Джеймса Хогга. - И., 1989. - 12 с, -ИНЙОШ ШСССР, * 40422 от 12.12.89 г.
2. Традиции американской литературной критики а современных исследованиях творчества Джеймса Хогга.// Тезисы научной кокфер* ци* "Тенденция литературы и журналистики США 80-х годов XX века' .М,« 1989, - С.Г7-Х8.
3. Свобода к личность в рс..щнтичоских романах Н.Готорна и Дж.Хо] га.// Тезисы научной конференции "Тенденции литературы и журнал; тик* США 80-х годов ХХ века".'- М., 1989. - С.Г9-20.
4. Романтизм в национальном контексте. // РЖ "Общественные иаум за рубеком* /серия "Литературоведение"/. - 1990. - * 4. - С. 146148.