автореферат диссертации по политологии, специальность ВАК РФ 23.00.01
диссертация на тему:
Т. Карлейль как политический мыслитель

  • Год: 1996
  • Автор научной работы: Смоленков, Виталий Егорович
  • Ученая cтепень: кандидата политических наук
  • Место защиты диссертации: Санкт-Петербург
  • Код cпециальности ВАК: 23.00.01
450 руб.
Диссертация по политологии на тему 'Т. Карлейль как политический мыслитель'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата политических наук Смоленков, Виталий Егорович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАРЛЕЙЛЯ - ПРЕДМЕТ И МЕТОД

§1. Жизненный путь. Периоды и детерминанты творчества Карлейля.

§2. История как политическая наука.

§3. Гиперморализм Карлейля. Политика и нравственность.

ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УЧЕНИЯ КАРЛЕЙЛЯ.

§1. Революция - катастрофа или "изменение политического организма"?

§2. Героизм - теория и практика.

§3. Утопия и реальность. Основное противоречие концепции Карлейля.

 

Введение диссертации1996 год, автореферат по политологии, Смоленков, Виталий Егорович

Можно выделить два взаимосвязанных аспекта значимости обращения к творчеству Карлейля. Во-первых, историко-политологический, во-вторых, общеполитическую актуальность, затрагивающую современную российскую ситуацию. Проблемы, которые ставил и пытался разрешить шотландский историк: соотношение политики и нравственности, взаимоотношение государства и гражданского общества, процессы разрушения ценностей традиционного общества и становление общества индустриального с его либерально-демократической идеологией, проблема политического лидерства и роль политической элиты - все эти вопросы приобрели особую злободневность в наши дни.

Сфера политического может быть адекватно понята только как исторически сложившийся феномен общественной жизни. Так, если мы рассматриваем такую из "вечных" проблем, как соотношение нравственности и политического действия, то мы никуда не уйдем от того, чтобы не воспроизвести сознательно или нет, различные точки зрения, уже существовавшие в политической науке в качестве единых теоретических принципов. Будем ли мы утверждать, что политическое действие детерминировано своими специфическими законами, прежде всего государственной целесообразностью, или оно должно определяться религиозными или этическими принципами, или, наконец, что все вышеперечисленное лишь крайние точки зрения, абстрагирующиеся от единого, взаимосвязанного диалектического процесса - в любом случае, мы мысленно окажемся в одном из периодов истории политической жизни. Поэтому историко-политологическое исследование тоже вполне злободневно при всей некорректности сопоставления политических и социальных кризисов, сопровождавших становление индустриального общества в Англии конца 18-го и первой половины 19-го века и политических коллизий современной нам России. По крайней мере, все основные идеологии той эпохи сохранились как в "чистом" виде, так и в форме синкретических доктрин и играют важную роль в политической жизни страны.

В своей работе диссертант пытался, впрочем, по возможности абстрагироваться от этой злободневности, стараясь руководствоваться требованием М.Вебера о политической нейтральности и объективности научного и прежде всего политологического исследования. Академическая актуальность и одновременно новизна работы, кроме важности для политологии проблем, поставленных Карлейлем, состоит в том, что в целом в мировой литературе Кар-лейль в большей степени изучался как историк, литератор, философ, а политическая концепция мыслителя до сих пор не получила исчерпывающего освещения. Не претендуя на "исчерпание" проблемы диссертант рассматривает творчество шотландского историка в политологическом аспекте.

Творчество Т.Карлейля достаточно широко освещено в западной литературе1. Основная масса этих работ посвящена биографиче

1 Cm. Dyer I.W. A bibliography of Thomas Carlyle's writing and Ana. Portland (Maine): Southworth press, 1928. - 587p.; Tarr R. Thomas ским изысканиям историческому и литературоведческому анализу работ Карлейля. Среди исследований, рассматривающих политические воззрения шотландского мыслителя, наиболее существенными представляются труды Э.Бентли1, А.Буллмера2, А. Ла Вэлли3,

3.Кассирера4, Ф.Ли5, Ф.Розенберга6, Ф. Роэ7. Анализу связи мировоззрения Карлейля с немецкой культурой посвящена книга

4.Харрольда8. В статье этого автора9 и монографии Э.Бенкен10 исследуется природа кальвинизма Карлейля. Влиянию сен

Carlyle: A bibliography of English-language criticism. 1824-1974. Charlottesville: Univ.press of Virginia, 1976. - 295p.

1 Bentley E. A century of hero-worship. Boston 1957. о

Bullmer A. Carlyle's Stellung zu Theorie und Praxis des modernen Kapitalismus. Basel, 1940. 5

La Valley A.J. Carlyle and the idea of the Modern. New Haven: Yale univ. press, 1968. - 351p.

4 Cassirer E. The myth of the state. New Haven: Yale univ.press, 1946 - 303p.

5 Lea F. Carlyle: prophet of to-day. London: Routledge, 1943. с

Rosenberg P. The seventh hero. Tomas Carlyle and the theory of radical activism. Cambridge (Mass.): Harvard univ.press, 1974 - 235p.

7 Roe F.W. The social philosohpy of Carlyle and Ruskin. London: G.Allen and Union Ltd.,1921. - 335p. о

Harrold C.F. Carlyle and german thought. London: Oxford univ.press, 1931.- 346p. Q

Harrold Ch.F. The nature of Carlyle's Calvinism // Studies in Philologie. V.33. July 1936. - P.475-486. симонизма на творчество шотландского историка посвящены книги Д.Кофера1, Р.Пенкхерста2, Х.Шайн3. На идейные связи мировоззрения Карлейля с фашизмом и нацизмом настаивают X. Гриер

Л с с сон , Г.Личчарделли , Э.Сельер . Более полно изучаемую тему позволяют прояснить исследования исторического творчества Карлейля, выполненные Х.Бен-Израэль7, Р. Веллеком8, Д.Вильсоном, П.Гензелем9, П. Дэйлом10, А.Коббеном11, Х.Лейстером, К.Оттеном12,

10 Behnken Т. Thomas Carlyle. "Calvinist without the theology". Columbia-London: Univ.jf Missouri press, 1978 - 149p.

1 Cofer D.B. Saint-Simonism in the radicalism of Thomas Carlyle. Austin, Texas: von. Boeckman-Jones, - 68p. л

Pankhurst R. The Saint-Simonians, Mill and Carlyle. A preface to modern thought. London: Sidgwick and Jackson, 1957. о

Shine H. Carlyle and the Saint - Simonians. Baltimore: J.Hopkins press, 1941.

4 Grierson H. Carlyle and Hitler. Cambridge: Cambridge univ.press, 1933.

5 Licciardelli G. Benito Mussolini e Tommazo Carlyle: la nuova aristocrazia. Milano, 1931. с

Seiliere E. Un precurseur du national - socialism. Actualite de Carlyle. Paris, 1939.

7 Ben-Israel H. English historians on the French Revolution. Cambridge: Cambridge univ. press, 1968 - 312p. Q

Wellek R. Carlyle and the Philosophy of history // Philological quarterly, v.23 January 1944, P.55-76. g

Гензель П. Т.Карлейль. - M.: Изд. редакции журнала

Образование", 1916. - 250с.

Дж.Розенбергом , Дж.Томпсоном и др. В отечественной литературе исследование творчества знаменитого шотландца представлено гораздо скромнее. До революции вышла биография историка, написанная переводчиком Карлейля В.И.Яковенко3. Взгляды Карлей-ля на роль личности в истории рассматривали Н.И.Кареев4, Н.М.Михайловский5 и Н.А.Бердяев6. Несомненный интерес пред

10 Dale P. The Victorian critic and the idea of history. Carlyle, Arnold, Pater. Cambridge (Mass.) London: Harward univ. press, -295p.

11 Cobban A. Carlyle's French Revolution // History. V.48. N164. October 1963. - P.303-316.

12 Otten K. Burke Carlyle und die Franzosische Revolution: Zur Vorgeschichte von Dickens "A tale of two cities". Heidelberg: Carl Winter, 1992 - 56s.

1 Rosenberg J. Carlyle and the burden of history. Cambridge (Mass.): Harvar univ.press, 1985 - 209p.

Thompson J.W. A history of historical writing. V.2. New York: The Macmillan company. 1942 - 674p.

Яковенко В.И. Т.Карлейль, его жизнь и литературная деятельность. - СПб.: Ф.Павленков, 1891. - 86с.

4 Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Изд. 2-е с доб. - СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1914 - 574с.

5 Михайловский Н. [Т.Карлейль] // Русская мысль. -1891. - Кн.12 отд. 2). - С.225-242. ставляет книга А.Окольского1, исследующая социально-политические аспекты воззрений Карлейля среднего периода его творчества, а также статьи С.Н.Булгакова2 и П.Л.Лаврова3.

В советский период изучение трудов Карлейля не было популярным, вследствие того, что взгляды шотландского историка считались реакционными. Общая тенденция состояла в рассмотрении трудов Карлейля в русле оценки Маркса и Энгельса, и причислении политического учения шотландского мыслителя к доктринам "феодального социализма". Книга Н.И.Кареева4, посвященная Кар-лейлю, хотя и вышла в 1923г., все же являлась рецидивом дореволюционного прошлого. Для исследуемой темы наиболее важной и существенной представляется монография и статьи философа И.В.Костиковой5, в которых исследуются философское

Бердяев H.A. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском. - СПб.: Изд. О.Н.Попова, 1901. - 365с.

1 Окольский А. Фома Карляйль и английское общество в 19 столетии. - Варшава: тип. Варш. учеб. окр., 1893. - 146с. о

Булгаков Ф.И. Томас Карлейль // Исторический вестник. 1881.

- Т.4. - N3. - С.633-645.

3 Лавров П.Л. Томас Карлейль // Этюды о западной литературе.

- Пг.: Колос, 1923. - С.135-152.

4 Кареев Н.И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его проиизведения, его идеи. - СПб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, 1923 -162с.

5 Костикова И.В. Философия истории Томаса Карлейля и"Феодальный социализм" // Вестник Московского университета социологические взгляды шотландского мыслителя. Карлейлю посвящены статьи историков Е.В.Гутновой1, И.Н.Неманова2, В.Г.Сироткина3, разделы и параграфы о нем есть в историографических работах К.Б.Виноградова4, Е.В.Гутновой5, Н.А.Ерофеева6. Характеристики воззрений Карлейля даны в работах по истории

1975. Серия 8. Философия. - N2. - С.51-61.; Костикова И.В. Фило-софско-социологические взгляды Томаса Карлейля. - М.: Изд. МГУ, 1983 - 144с.

1 Гутнова Е.В. Томас Карлейль как историк // Вопросы истории. - 1945 - N.5-6. - С.174-181. о

Неманов И.Н. Субъективистски-идеалистическая сущность воззрений Т.Карлейля на историю общества // Вопросы истории. 1956. N4. - С.144-150. о

Сироткин В.Г. Послесловие. Томас Карлейль и его труд "Французская революция. История." // Карлейль Т. Французская революция. История. - М.: Мысль, 1991. - С.559-566.

4 Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975. - 224с. с

Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков. - М.: Высшая школа, 1985. - 480с. с

Ерофеев H.A. Торийская и вигская историография в Англии. Влияние романтических идей // Историография истории Нового стран Европы и Америки, под редакцией И.П.Деменьтьева. М.: Высшая школа, 1990 - С.148-159. общественной мысли А.И.Володина1, С.Б.Кана, Г.С.Кучеренко2, И.Н.Неманова, М.В.Серебрякова, О.В.Трахтенберга3. Подготовкой, переводом и комментированием произведений Карлейля4 и биографической книги Дж.Саймонса5 занимались А.Н.Барг, С.Бэлза, Ю.В.Дубровин, Р.К.Медведева, Е.А.Мельникова, Л.А.Пименова, Е.Сквайре. В энциклопедиях и словарях статьи "Карлейль" написали Е.Вейцман, И.Н.Неманов, Н,Е.Покровский. Литературное творчество Карлейля изучают В.В.Ивашева, Е.Г.Комарова, В.М.Перемышленникова.

Цель диссертационной работы, заключается в политологическом анализе творчества Карлейля и его политических воззрений и рассмотрении их как целостного явления. Ставится цель - понять закономерности политической эволюции Карлейля в контексте европейской политической мысли и политических событий того време

1 Володин А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. - М.: Политиздат, 1976. - 217с. л

Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной мысли 19 в, -М.: Наука, 1975 - 358с.; Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии (16 - первая половина 19 вв.) - М.: Наука, 1981. - 319с. 5

Трахтенберг О,В. Очерки по истории философии и социологии Англии 19 века. - М.: Изд. Московского ун-та, 1959. - 116с.

4 Карлейль Т. Теперь и прежде. - М.: Республика, 1994.- 415с.; Карлейль Т. Французская революция. История. - М.: Мысль, 1991 -575с.

5 Саймоне Дж. Карлейль. - М.: Молодая гвардия, 1981 - 288с. ни.

В соответствии с данной целью в работе автор ставит и решает следующие задачи:

- изучить основные понятия и реконструировать политологическую концепцию Карлейля, поскольку она не дана историком в его работах в "чистом виде";

- выявить внутреннюю логику развития политических воззрений Карлейля;

- показать взаимосвязь политических взглядов шотландского историка с его философскими, религиозными и социальными воззрениями;

- сопоставить основные идеи его учения с доктринами предшествующей европейской политической мысли и с теориями его современников;

- охарактеризовать последующее влияние политического учения Карлейля на развитие европейской политической мысли.

Методология диссертационного исследования в целом основывается на идеях близких к социологии знания в ее диалектическом варианте. Диссертант исходит из историчности и социальной обусловленности всей духовной сферы общества, а тем более политических доктрин, но в то же время отрицает возможность полной редукции духовного к социальному или экономическому, считая, что и политическая сфера жизни обладает своей внутренней логикой и является в этом смысле целостным явлением.

Источниками исследования стали публикации трудов Т.Карлейля, прежде всего наиболее полное собрание его сочинений: The Works of Thomas Carlyle. Centenary Edition, ed. H.D. Traill, 30 vols. - London, Chapman and Hall, 1896-1901, его переписка и воспоминания современников историка, а также русские переводы его книг. В работе были использованы исследования отечественных и зарубежных политологов, философов, историков и социологов, посвященные изучению "духа 19-го века", конкретным историческим и политическим обстоятельствам того времени и персонально Карлейлю.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в отечественной литературе дается политологический анализ политических воззрений Карлейля, рассмотренных как целостное явление. Поскольку биография Карлейля в ее связи с европейскими политическими событиями изучена в западном кар-лейлеведении с предельной скрупулезностью, а политический и социальный контекст эпохи представлен капитальными трудами в зарубежной и отечественной литературе, в диссертации основное внимание уделено теоретическому анализу и интерпретации политического учения шотландского историка.

Теоретическое и практическое значение диссертации заключается в том, что ее положения могут быть использованы:

- в исследованиях по истории политических учений - дЛй белее глубокого и всестороннего понимания эволюции политических доктрин Великобритании 19-го века и их роли в истории европейской политической мысли;

- для более точного выявления особенностей перехода от традиционного общества к обществу индустриальному;

- в педагогической практике - для подготовки курсов лекций и проведения семинарских занятий по истории политической мысли и политологии.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Т. Карлейль как политический мыслитель"

Выводы параграфа:

1. В концепции Карлейля можно выделить следующие определяющие моменты:

- критика экономической практики (и теорий, обосновывающих ее), основанной на разделении труда, рациональном обмене и производстве как самоцели, сочетается у Карлейля с идеализацией традиционного хозяйственного уклада средневекового монастыря;

- социальные связи, основанные на выгоде и взаимном эгоизме, характерные для атомизированного капиталистического общества, противопоставляются родственным, общинным связям, феодальным отношениям, основанным на личной зависимости;

- безверие, утрата смысла жизни и гедонистическая культура индустриального общества противопоставляются религиозной и духовной осмысленности повседневной жизни людей общества традиционного.

2. Основным противоречием в политическом мировоззрении Карлейля является противоречие между попыткой достижения духовной целостности как человека, так и общества неадекватными этой цели политическими средствами. Карлейль игнорировал факт взаимосвязи субъективной основы религиозности и нравственности, а именно - свободы человека и объективной реализации этой свободы в политических и социальных институтах формирующегося индустриального общества.

3. Это противоречие задает внутреннюю логику развития политических воззрений Карлейля, и поскольку шотландский историк его не разрешает, в своей политической эволюции он движется от фиксации одной абстрактной односторонности - романтического радикализма, к другой - крайнему консерватизму.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты и итоги исследования можно кратко представить в следующих положениях:

1. Политическая эволюция Карлейля, представляющая собой переход от романтического радикализма к консервативному утопизму наряду с детерминацией британскими политическими событиями и французскими революциями имеет внутреннюю динамику развития, определяемую основным противоречием в политическом мировоззрении шотландского историка.

2. Основным противоречием в политическом мировоззрении Карлейля является противоречие между попыткой достижения духовной целостности как человека, так и общества и неадекватными этой цели политическими средствами. Карлейль игнорировал факт взаимосвязи субъективной основы религиозности и нравственности, а именно - свободы человека и объективной реализации этой свободы в политических и социальных институтах формирующегося индустриального общества.

3. "Органическая" аргументация, свойственная как либеральному (Э.Берк), так и романтическому (Ж. де Местр, Л. де Бональд) консерватизму, оборачивается в труде Карлейля "Французская революция. История" апологией радикализма.

4. Гиперморализм Карлейля, идеократический характер его художественного и исторического творчества, романтическая методология приводят шотландского историка к идеологизации его политических и исторических концепций и созданию политической утопии.

5. Апология активизма и культ труда, восходящие к кальвинистским истокам мировоззрения Карлейля, отдельные технократические идеи, соединенные с пафосом героизма, почитание героев и героического, критика институтов представительной демократии и либерализма как идеологии - все это, взятое в единстве, при соответствующей аранжировке легко трансформируется в тоталитарные идеологии 20-века.

Изучение творчества Карлейля дает и некоторые положительные уроки, поучительные для современной кризисной российской политической ситуации. Одним из них является необходимость учета духовных - религиозных, нравственных, наконец, идеологических факторов и последствий любого политического действия. Другим - что доктрина "голого экономизма" не может в принципе стать основой мировоззрения людей и стержнем государственной политики. Произведения Карлейля служат напоминанием о существовании духовных основ человеческой деятельности.

 

Список научной литературыСмоленков, Виталий Егорович, диссертация по теме "Теория политики, история и методология политической науки"

1. Актон Лорд. Очерки становления свободы. London: Overseas Publications Interchange Ltd., 1992. - 207c.

2. Английская литература в русской критике. Библиографический указатель. 4.1-2. М.: Наука, 1994-95 гг.

3. Арнольд М. Назначение критики в наше время // Писатели Англии о литературе. М.: Прогресс, 1981. - С.110-130.

4. Ашин Г.К. Современные теории элиты: Критический очерк. -М.: Наука, 1985. 236с.

5. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. Основные начала уголовного кодекса // Избранные сочинения И. Бентама. Т.1. СПб.: Русская книжная торговля, 1867 -687с.

6. Бердяев Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991. - 398с.

7. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о Н.К.Михайловском. СПб.: Изд. О.Н.Попова, 1901. - 365с.

8. Бердяев Н.А. Философия неравенства: Письма к недругам по социальной философии // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л.: Лениздат, 1991. - 440с.

9. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. -В 2-х тт. Т.1. М.: Искусство, 1994.

10. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря // Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990. - С.224-334.

11. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993. 143с.

12. Блейк У. The French Revolution // Избранные стихи. Сборник. М.: Прогресс, 1982. - С.402-439.

13. Бродский А.И. Логико-теоретические основания либерализма (На материале русской философии) // Научная конференция "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке". 16-17 июня 1994г. Тезисы докладов. 4.2. С.88-89.

14. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. - С.31-72.

15. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность // Булгаков С.Н. Сочинения в 2-х тт. Т.2. М.: Наука, 1993. - С.343-367.

16. Булгаков С.Н. О социальном морализме (Т.Карлейль) // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. Т.1. М.: Путь, 1911. - С.107-150.

17. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. -М.: Республика, 1994. 415с.

18. Булгаков С.Н. Социальное мировоззрение Джона Рескина // Вопросы философии и психологии. 1909. Кн.5(100). - С.395-436.

19. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990. -412с.

20. Булгаков Ф.И. Томас Карлейль // Исторический вестник. 1881. Т.4. - N3. - С.633-645.

21. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные работы. М.: Прогресс, 1990. - С.644-706.

22. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Там же. С.61-272.

23. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных сообществ) // Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - С.78-308.

24. Вейцман Е. Карлейль // Философская энциклопедия. Т.5. -М.: Советская энциклопедия, 1962. С.461.

25. Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1975. 224с.

26. Волгин В.П. Очерки истории социалистических идей (первая половина 19в.). М: Наука, 1976. 419с.

27. Володин А.И. Утопия и история. Некоторые проблемы изучения домарксистского социализма. М.: Политиздат, 1976. - 217с.

28. Габитова P.M. Свобода. Авторитет. Порядок. ( Политическая философия современного консерватизма) // От абсолюта свободы к романтике равенства ( Из истории политической философии). -М.: ИФРАН, 1994. С. 102-125.

29. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. (Ф. Шле-гель. Новалйс.) М.: Наука. 1978 - 288с.

30. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: социология Вебера и веберовский ренессанс. М.: Политиздат, 1991. - 367с.

31. Галкин В.В. Наука или утопия? Опыт исследования социалистических учений последователей Р.Оуэна в Англии 20-40-х годов 19в. М.: Мысль, 1981. - 191с.

32. Гаммедж Р. История чартизма. СПб.: Дело,1907. - 506с.

33. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.

34. Гензель П. Т.Карлейль. М.: Изд.редакции журнала "Образование", 1916. - 250с.

35. Герцен А.И. Письмо к Карлейлю // Литературное наследство.

36. Т.61. М.: Наука, 1954. - 675с.

37. Герцен и Запад // Литературное наследство. Т.96. М.: Наука, 1985 743с.

38. Гете И.В. Западно-восточный Диван М.: Наука, 1988 -896с.

39. Гутнова Е.В. Историография истории Средних веков. М.: Высшая школа, 1985. - 480с.

40. Гутнова Е.В. Томас Карлейль как историк // Вопросы истории. 1945 - N.5-6. - С.174-181.

41. Давыдов Ю.Н. Вебер и Булгаков ( христианская аскеза и трудовая этика) // Вопросы философии 1994. N 2. - С.54-73.

42. Ерофеев H.A. Английская буржуазная историография о социальных последствиях промышленного переворота // Новая и новейшая история 1983.- N.2.- С.59-71.

43. Ерофеев H.A. Народная эмиграция и классовая борьба в Англии в 1825-1850гг. М.: Издательство Академии наук СССР, 1962 - 536с.

44. Ерофеев H.A. Торийская и вигская историография в Англии. Влияние романтических идей // Историография истории Нового стран Европы и Америки, под редакцией И.П.Деменьтьева. М.: Высшая школа, 1990 С.148-159.

45. Ерофеев H.A. Чартистское движение М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 128с.

46. Ивашева В.В. " Век нынешний и век минувший." Английский роман 19 века в его современном звучании. М.: Художественная литература, 1990. 479с.

47. Капустин Б.Г. Мораль и политика в западно-европейской политической философии // От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии) М,: ИФРАН, 1994 - С.6-33.

48. Кареев Н.И. Томас Карлейль. Его жизнь, его личность, его произведения, его идеи. СПб.: Изд. Брокгауз-Ефрон, 1923 -162с.

49. Кареев Н.И. Сущность исторического процесса и роль личности в истории. Изд. 2-е с доб. СПб.: тип. М.М. Стасюлевича, 1914 - 574с.

50. Карлейль Т. Герои и героическое в истории. Публичные беседы Томаса Карлейля СПб.: Ф. Павленков, 1891.

51. Карлейль Т. Загадка сфинкса ( из Past and present) М.: тип. И.А.Баландина 1900 - 78с.

52. Карлейль Т. Исторические и критические опыты. М.: тип. И.И.Родзевича, 1878 461с.

53. Карлейль Т. Лекции Карлэйля об истории европейской культуры от Гомера до Гете. // Читатель. 1897. N40. С.42-89.

54. Карлейль Т. Новалис. Литературный этюд Т.Карлейля // Но-валис. Генрих фон Оффтердинген. Фрагменты. Ученики в Саисе. -СПб.: Евразия, 1995 С.191-239.

55. Карлейль Т. Памфлеты последнего дня. СПб.: Ф.И.Булгаков, 1907 - 131с.

56. Карлейль Т. Речь, произнесенная при вступлении в должность лорда-ректора Эдинбургского университета, 2 апреля 1866г. М.: тип. лит. т-ва И.Н. Кушнерев. - 52с.

57. Карлейль Т. Теперь и прежде. М.: Республика, 1994.- 415с.

58. Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991 - 575с.

59. Карлейль Т. Sartor Resartus. Жизнь и личность герр Тейфельсдрека. М.: тип. лит. т-ва И.Н.Кушнерев, 1902. - 356с.

60. Ковалевский М.М. Происхождение современной демократии. Т.1-4. М.: А.И.Мамонтов, 1895-97 гг.

61. Костикова И.В. Философия истории Томаса Карлейля и "Феодальный социализм" // Вестник Московского университета -1975. Серия 8. Философия. N2. - С.51-61.

62. Костикова И.В. Философско-социологические взгляды Томаса Карлейля. М.: Изд. МГУ, 1983 - 144с.

63. Кропоткин П.А. Великая Французская революция. 1789-1793. М.: Наука, 1979. - 575с.

64. Кучеренко Г.С. Сен-симонизм в общественной мысли 19 в. -М.: Наука, 1975 358с.

65. Кучеренко Г.С. Исследования по истории общественной мысли Франции и Англии (16 первая половина 19 вв.) - М.: Наука, 1981. - 319с.

66. Лавров П.Л. Томас Карлейль // Этюды о западной литературе. Пг.: Колос, 1923. - С.135-152.

67. Малинова О.Ю. Джон Стюарт Милль об утопическом социализме первой половины 19 в. // История социалистических учений 1989. М.: Наука, 1989 - С. 66-82.

68. Манхейм К. Идеология и утопия // Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С.7-276.

69. Манхейм К. Консервативная мысль // Там же. С.572-668.

70. Маркс К. Выборы в Англии. Тори и виги // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: в 50 тт. - М.: Госполитиздат, 1955-81 гг. Т.8. - С.352-358.

71. Маркс К. Чартисты // Там же. Т.8. С.359-368.

72. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года //1. Там же. Т.42. С.41-174.

73. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Там же. Т.4. С.419-459.

74. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Там же. Т.З. -С.7-544.

75. Маркс К., Энгельс Ф. Томас Карлейль. "Современные памфлеты. N1. Современная эпоха. N2. Образцовые тюрьмы // Там же. 1.7. С.268-279.

76. Матц У. Идеология как детерминанта политики в эпоху модерна // Полис. 1992. N1-2. С.130-142.

77. Мелетинский Е.М. Один // Мифологический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1991 - С.410-411.

78. Милль Д.С. Автобиография. (История моей жизни и убеждений). М.: Книжное дело, 1896 - 281с.

79. Милль Д.С. О свободе. СПб.: В.И.Губинский, 1901. - С.237.

80. Милль Д.С. Представительное правление. СПб.: Ф.Павленков, 1897. - 192с.

81. Милль Д.С. Утилитарианизм. СПб.: И.П.Перевозин, 1900. -427с.

82. Михайловский Н. Т.Карлейль. // Русская мысль. -1891. -Кн.12 (отд. 2). С.225-242.

83. Моррис У. Искусство и жизнь. Избранные статьи, лекции, речи, письма. М.: Искусство, 1973. - 512с.

84. Мортон А.Л. Английская утопия. М.: Изд. иностр. лит., 1956. - 278с.

85. Неманов И.Н. Субъективистски-идеалистическая сущность воззрений Т.Карлейля на историю общества // Вопросы истории. 1956. N4. С. 144-150.

86. Ницше Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. -М.: REFL-book, 1994 352с.

87. Ницше Ф. К генеалогии морали: Полемическое сочинение // Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М.: Мысль, 1990. Т.2. - С.407-471.

88. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом // Там же. С.556-630.

89. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса,1991. 639с.

90. Новикова O.A. Вести из Англии. Томас Карлейль. М.: Унив. тип., 1881. - 14с.

91. Новикова O.A. Несколько слов и Карлейле. М.: тип. "Совр. изв.", 1881. - 8с.

92. Одайник В. Психология политики. Политические и социальные идеи Карла Густава Юнга. СПб.: Ювента, 1996. - 382с.

93. Окольский А. Фома Карляйль и английское общество в 19 столетии. Варшава: тип. Варш. учеб. окр., 1893. - 146с.

94. Острогорский М.Я. Конституционная эволюция в Англии в течение последнего полувека. Пг.: тип. П.П.Усова, 1916 - 183с.

95. Покровский Н.Е. Генри Торо. М.: Мысль, 1983. -188с.

96. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс,1992. Т.2. 528с.

97. Ратенау В. Механизация жизни. Петербург: Атеней, 1923. - 51с.

98. Рескин Дж. Избранные мысли. М.: А.А.Левенин, 1910 -136с.

99. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М.: Госуд. соц.-эконом. изд., 1938 - 123с.

100. Саймоне Дж. Карлейль. М.: Молодая гвардия, 1981 -288с.

101. Сен-Симон К.А. Избранные сочинения. Т.1-2. М. - Л.: Изд. Акад. наук СССР, 1948.

102. Сироткин В.Г. Послесловие. Томас Карлейль и его труд "Французская революция. История." // Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991. - С. 559-566.

103. Тарле Е.В. О Т.Карлейле // К свету. М., 1904. - С.438-447.

104. Токвиль А. де. Старый порядок и революция. М.: б.и., 1905. - 353с.

105. Трахтенберг О.В. Очерки по истории философии и социологии Англии 19 века. М.: Изд. Московского ун-та, 1959. - 116с.

106. Тревельян Д.М. Социальная история Англии. М.: Изд. иностр. лит., 1959. - 607с.

107. Тревор-Роупер Х.Р. Последние дни Гитлера. СПб.: Лениз-дат, 1995. - 446с.

108. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.: Юрист, 1994. -719с.

109. Трухановский В.Г. Бенджамин Дизраэли, или история одной невероятной карьеры. М.: Наука, 1993. - 368с.

110. Тэн И. История английской литературы. М.: А.И.Мамонтов, 1904. Т.5 . - 335с.

111. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Фихте И.Г. Сочинения в 2-х тт. Т.2. М.: Мифрил, 1993. - С.359-617.

112. Хобсбаум Э. Эхо "Марсельезы" // Хобсбаум Э. Эхо "Марсельезы". И.Дойчер. Незавершенная революция. М.: Интер-Версо, 1991 - С.6-154.

113. Чартизм. Сборник статей. Ред. коллегия В.М.Лавровский и др. М.: Изд. Академии наук СССР, 1961 - 464с.

114. Эмерсон Р.У. Избранники человечества. М.: "Проблемыэстетики", 1912. 228с.

115. Энгельс Ф. Положение Англии. Томас Карлейль, "Прошлое и настоящее" // Маркс К., Энгельс Ф., Сочинения в 50 тт. М,: Госполитиздат, 1955-1981. Т.1. - С.572-597.

116. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Там же. Т.4. С.231-517.

117. Юнг К.Г. Вотан // Одайник В. Психология политики. СПб.: Ювента, 1996. - С.275-291.

118. Яковенко В.И. Т.Карлейль, его жизнь и литературная Деятельность. СПб.: Ф.Павленков, 1891. - 86с.1. Работы Т.Карлейля:

119. The works of Thomas Carlyle, Centenary Edition, ed, H.D. Trail. 30 vols. London: Chapman and Hall. 1896-1901.1. Переписка Т.Карлейля:

120. Letters of Thomas Carlyle to John Stuart Mill, John Sterling and Robert Browning, ed. A. Carlyle. New York: F.A.Stoks company, 1923. 312h.

121. Letters of Thomas Carlyle to William Graham. Ed.by J.Graham. Princeton: Prinston univer. press.,1950. 86p.

122. The collected letters of Thomas and Jane Welsh Carlyle. ed.Ch.R.Sanders. V.1-2. Durham(N.C.): Duke univ.press, 1970.

123. The correspondence of Emerson and Carlyle. Ed. by J.Slater. New York-London: Columbia univ. press, 1964. 622p.

124. The letters of Thomas Carlyle to his brother Alexander withrelated family letters.Ed. by E.W. Marrs jr. Cambridge (Mass), Belknap press, 1968 830p.

125. Behnken T. Thomas Carlyle. "Calvinist without the theology". Columbia-London: Univ. of Missouri press, 1978. 149p.

126. Ben-Israel H. English historians on the French Revolution. Cambridge: Cambridge univ. press, 1968. 312p.

127. Bentiey E. A century of hero-worship. Boston 1957.

128. Bullmer A. Carlyle's Stellung zu Theorie und Praxis des modernen Kapitalismus. Basel. 1940.

129. Burke E. Reflections on the Revolution in France / Edmund Burke. Introd. by A.J. Grieve.- Repr. London: Det, New York: Dutton, 1964. - 369p.

130. Cabau J. Thomas Carlyle ou le Promethee enchaine, Essai sur la genese de l'oeuvre de 1795 a 1834. Paris: Presses universit.de France,1968. 530p.

131. Campbell I. Thomas Carlyle. Harlow, Essex: Longman. 1978. -33p.

132. Carlyle and his contemporaries. Essays in honour of Charles Richard Sanders. Ed. by J Clubbe. Durham (N.C.): Duke univ.press, 1976. 371p.

133. Cassirer E. The myth of the state. New Haven: Yale univ.press, 1946. 303p.

134. Cobban A. Carlyle's French Revolution // History, v.48. N164. October 1963. P.303-316.

135. Cofer D.B. Saint-Simonism in the radicalism of Thomas Carlyle. Austin, Texas: von. Boeckman-Jones, 68p.

136. Dale P. The Victorian critic and the idea of history. Carlyle, Arnold, Pater. Cambridge (Mass.) London: Harward univ. press,295p.

137. Dyer I.W. A bibliography of Thomas Carlyle's writing and Ana. Portland (Maine): Southworth press, 1928. 587p.

138. Froude J.A. Thomas Carlyle. A history of the first forty years of his life. (1795-1834). V.1-2. London: Longman, Green and Co., 1882.

139. Froude J.A. Thomas Carlyle. A history of his life in London (1834-1881). V.1-2. London: Longman, Green and Co., 1885.

140. Grierson H. Carlyle and Hitler. Cambridge: Cambridge univ.press, 1933.

141. Harrold C.F. Carlyle and german thought. London: Oxford univ.press, 1931. 346p.

142. Harrold Ch.F. The nature of Carlyle's Calvinism // Studies in Philologie. V.33. July 1936. P.475-486.

143. Jenks E. Tomas Carlyle and John Stuart Mill. Sunnyside: Oprington, 1888. 244p.

144. La Valley A.J. Carlyle and the idea of the Modern. New Haven: Yale univ. press, 1968. 351p.

145. Lea F. Carlyle: prophet of to-day. London: Routledge, 1943.

146. Licciardelli G. Benito Mussolini e Tommazo Carlyle: la nuova aristocrazia. Milano, 1931.

147. Otten K. Burke Carlyle und die Franzosische Revolution: Zur Vorgeschichte von Dickens "A tale of two cities". Heidelberg: Carl Winter, 1992. 56s.

148. Pankhurst R. The Saint-Simonians, Mill and Carlyle. A preface to modern thought. London: Sidgwick and Jackson, 1957.

149. Roe F.W. The social philosohpy of Carlyle and Ruskin. London: G.Allen and Union Ltd.,1921. 335p.

150. Rosenberg J. Carlyle and the burden of history. Cambridge (Mass.): Harvard univ.press, 1985. 209p.

151. Rosenberg P. The seventh hero. Tomas Carlyle and the theory of radical activism. Cambridge (Mass.): Harvard univ.press, 1974. -235p.

152. Seiliere E. Un precurseur du national socialism. Actualite de Carlyle. Paris, 1939.

153. Shine H. Carlyle and the Saint-Simonians. Baltimore: J.Hopkins press, 1941.

154. Tarr R. Thomas Carlyle: A bibliography of English-language criticism. 1824-1974. Charlottesville: univ.press of Virginia, 1976. -295p.

155. Trevelyan G. Carlyle: An anthology. London, N,Y., Toronto: Longmans,Green and Co., 1953. 183p.

156. Thompson J.W. A history of historical writing. V.2. New York: The Macmillan company. 1942 674p.

157. Wellek R. Carlyle and the Philosophy of history // Philological quarterly. V. 23. January 1944. P.55-76.