автореферат диссертации по филологии, специальность ВАК РФ 10.01.02
диссертация на тему:
Татарская "лагерная проза" во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика

  • Год: 2009
  • Автор научной работы: Габидуллин, Равиль Ревкатович
  • Ученая cтепень: кандидата филологических наук
  • Место защиты диссертации: Казань
  • Код cпециальности ВАК: 10.01.02
Диссертация по филологии на тему 'Татарская "лагерная проза" во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика'

Полный текст автореферата диссертации по теме "Татарская "лагерная проза" во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика"

На правах рукописи

Габидуллин Равиль Ревкатович

Татарская «лагерная проза» во второй половине XX века: жанровая типология и

поэтика

Специальность 10 01 02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук

Казань - 2009

003465437

Диссертация выполнена на кафедре методики преподавания и современной татарской литературы ГОУ ВПО «Казанский государственный университет им В И Ульянова-Ленина»

Научный руководитель:

Официальные оппоненты:

Ведущая организация

доктор филологических наук, профессор

Галиуллин Талгат Набневпч

доктор филологических наук, профессор

Галимуллин Фоат Галимуллович

кандидат филологических наук, доцент

Даутов Гумер Филгнзович

Институт языка, литературы и искусств им Г Ибрагимова АН РТ

Защита диссертации состоится «16» апреля 2009 года в_часов

на заседании диссертационного совета Д 212 081 12 при Казанском государственном университете им В И Ульянова-Ленина по адресу. 420008, г Казань, ул Кремлевская, д. 18, корп 2, ауд_

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им НИ Лобачевского Казанского государственного университета им В И Улья нова-Ленина

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте Казанского государственного университета http //www ksu ru

Автореферат разослан « // » марта 2009 г

Ученый секретарь

диссертационного совета,

кандидат филологических наук, /

доцент — Юсупова А Ш

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Вторая половина XX века с ее кардинальными изменениями в жизни и сознании общества привела к поиску новых методов, стилей и направлений в литературе Этот процесс обозначился и в определенной степени был подготовлен «оттепелью» в общественно-политической жизни страны в начале 60-х годов, когда проявилось стремление к раскрытию реальной картины эпохи тоталитаризма, обусловившее усиление внимания к истории и личности Литературные произведения данного периода отличаются пестротой различных направлений и течений, отсутствием былой иерархичности В этих условиях одной из насущных задач, стоящих перед литературоведческой наукой, является поиск оптимальных подходов для изучения различных тематических, стилистических направлений, художественных течений, жанровых образований в литературе

Одним из наиболее значительных и ярких явлений литературы второй половины XX века явилась так называемая «лагерная проза» — явление уникальное не только в российской, но и в мировой литературе Она порождена напряженным духовным стремлением осмыслить итоги катастрофических событий, происходивших в стране на протяжении XX столетия Отсюда и тот нравственно-философский потенциал, который заключен в книгах бывших узников ГУЛАГа, чей личный творческий опыт позволил им не только запечатлеть ужас сталинских застенков, но и затронуть «вечные» проблемы человеческого существования В истории татарской литературы «лагерная проза» представлена именами таких талантливых писателей как И Салахов, А Гилязов, Г Тавлин и др Творчество этих писателей дополняется произведениями других художников слова, так или иначе осветивших запретную до перестроечных времен тему (Г Ахунов «Дочь Волги», М Хасанов «Зарница», Р Карами "Проклятые этапы" и др) Появление произведений такого рода позволило не только проследить героическое и трагическое в жизни отдельного человека, представителя конкретного

V

поколения, но и дало возможность заполнить пробел при отсутствии правдивых обобщающих работ по истории советского общества и отдельных наций

В 70-е годы данное направление приобрело особую гносеологическую и коммуникативную значимость В условиях отсутствия свободы слова лагерная проза стала одной из немногих «отдушин», позволяющих через осмысление и обобщение личных судеб размышлять о прошлом и настоящем своего народа, задуматься о его будущем Однако научное осмысление произведений лагерной прозы явно отстает от практики создания самих текстов Появление таких сочинений в основном провоцировало полемику вокруг вопроса о соответствии-несоответствии их содержания реальным фактам Критики упускали из виду, что буквализм, фотографичность не являются неоспоримыми достоинствами литературного произведения, которое неизбежно тяготеет к показу сущностных проявлений жизненного процесса, следовательно, отталкиваясь от правды единичного, автор вступает на путь правдоподобия -обобщения, типизации реальности Такое представление о возможностях лагерной прозы пробивает себе дорогу в исследованиях конца XX века

Актуальность предлагаемого нами исследования обусловлена назревшей необходимостью более глубокого осмысления особенностей становления, жанрового своеобразия и поэтики татарской «лагерной прозы» 60-90-х годов XX века Нам представляется возможным и научно значимым сопоставить знаковые произведения писателей второй половины XX века, найти общие точки соприкосновения и определить их место в литературном процессе постсоветского периода

Состояние изученности темы. В русском литературоведении проблемы лагерной прозы оказывались в центре внимания ученых раньше, ими были исследованы многие аспекты данного направления литературы В этих работах были отмечены общие положения и состояние "лагерной прозы", исследованы

поэтика и проблематика текстов, а также уделено внимание проблеме становления и эволюции лагерной прозы 1

В татарском литературоведении с некоторым опозданием также были предприняты попытки дать оценку отдельным произведениям «лагерной прозы» Однако нельзя утверждать, что она стала объектом специальных научных исследований, хотя и имеются публикации ученых-литературоведов, в которых затронуты некоторые тенденции развития данного направления2 Эти исследования не исчерпывают всей глубины вопроса, поэтому в татарской литературоведческой науке проблема становления лагерной прозы остается открытой и требует более детального монографического рассмотрения

Целью диссертационного исследования является исследование особенностей поэтики и жанрового своеобразия «лагерной прозы» Исходя из цели работы, определяются следующие задачи

- обобщить и систематизировать теоретический материал по проблемам лагерной прозы,

- проследить модификации жанровой системы татарской «лагерной прозы» второй половины XX века,

1 Васильева О В Эволюция лагерной темы и ее влияние на русскую литературу 50-80-х годов/ОВ Васильева//Вестник Санкт-Петербургского университета Сер 2 Вып 4 -1996 - С 54-63, Малова Ю В Становление и развитие «лагерной прозы» в русской литературе XIX - XX вв / Ю В Малова - Автореф дис канд филол наук - Саранск, 2003 - 23 с , Некрасова И А Варлам Шаламов - прозаик (Поэтика и проблематика) / И А Некрасова -Автореф дис канд филол наук - Самара, 1995 - 15 с, Сохряков Ю Нравственные уроки «лагерной прозы» / Ю Сохряков//Москва - 1993 - № 1 - С 175-183, Тимофеев Л Поэтика лагерной прозы Первое чтение «Колымских рассказов» В Шаламова ! Л Тимофеев // Октябрь -1991 -№3 - С 182-195

2 Ахунов ГЯзмыштан узмыш / Г Ахунов // Социалистик Татарстан - 1991 - 6 сентябрь, Галимуллин Ф Алсу тацнар телибез, аксакал / ФГалимуллин // ШэЬри Казан - 1996 - 9 август, Галимуллин Ф Калыпларга сыймый ул / Ф Галимуллин // Мэгьрифэт - 1998 - 11 июль, Галимуллин Ф Тапталган яшьлек белэн очрашу / Ф Галимуллин//Мэгьрифэт -1998 -11 июль, Госман X Онытылмас остазыбыз / ХГосман // Казан утлары - 1977 - № 7 - Б 168-172, Гыйлэжев А Ж[ан авазы / А Гыйлэжеп // Социалистик Татарстан - 1989 - 26 февраль, МинЬажева ЛИИ Салахов тормышы Ьэм эшчэнлеге /ЛИ МинЬажева - Казан Матбугат йорты, 1999 - 176 б, Мицнуллин Ф Кичермэслэр безне, кичермэслэр / Ф Мицнуллин//Затлытык Эдэби-тэнкыйть мэкалэлэре -Казан Таткит нэшр , 1989, Сэхэпов в Миллэт язмышы / Э Сэхэпов // Мирас -2004 -№6,7 - С 123-155,138-158

- исследовать поэтику «лагерной прозы» с выделением ее идейно-тематических, стилистических особенностей,

изучить средства художественной выразительности и изобразительности (сюжетно-композиционные приемы, систему образов, средства художественной речи),

- раскрыть особенности развития исследуемого направления в 60-90-е годы XX века через всесторонний анализ отдельных произведений

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в татарском литературоведении комплексно исследуется развитие татарской лагерной прозы во второй половине XX века В работе выявлены тенденции и факторы, которые обусловили формирование лагерной прозы, определены ее художественные особенности, охарактеризованы знаковые черты татарской лагерной прозы указанного периода

Предмет работы - поэтика и динамика жанровых форм татарской «лагерной прозы» второй половины XX века

Объектом исследования является татарская лагерная проза второй половины XX века Для текстового анализа были выбраны наиболее зрелые произведения данного периода, а именно «Рассказы Колымы» И Салахова, «Давайте, помолимся'» А Гилязова, «Катастрофа» Г Тавлина

Теоретической основой данного диссертационного исследования послужили труды историков культуры и литературы М.М. Бахтина, А.Н Веселовского, Д С Лихачева, Ю М Лотмана и др 1

В работе учтены подходы к явлениям русской и татарской прозы XX века представителей разных литературоведческих школ и направлений (Б О

1 Бахтин М М Вопросы литературы и эстетики /ММ Бахтин - М, 1975, Бахтин М М Эстетика словесного творчества / М М Бахтин -М Искусство, 1986, Лотман Ю М В школе поэтического слова Пушкин Лермонтов Гоголь Книга для учителя /ЮМ Лотман - М Просвещение, 1988, Лотман ЮМ Беседы о русской литературе / ЮМ Лотман - СПб Искусство, 1994, Веселовский АН Историческая поэтика / АН Веселовский - М, 1989, Лихачев Д С Литература - реальность - литература / Д С Лихачев - Л Сов писатель, 1981

Корман, Н Л Лейдерман, Л Я Гинзбург, Н Д Тамарченко, Л В Чернец, Д Ф Загидуллина, Ф Г Галимуллин, Ф М Хатипов, Ф Мусин и др ')

Методика исследования базируется на принципах системно-целостного анализа художественной структуры произведения, сочетающего элементы исторического и сравнительно-сопоставительного методов исследования

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Во второй половине XX века историко-культурными предпосылками возникновения «лагерной прозы» являются стремление осмыслить итоги катастрофических событий, происходивших в стране на протяжении XX столетия и затронуть «вечные проблемы» человеческого существования

2 По своим сущностным характеристикам произведения татарской «лагерной прозы» (И Салахов, Г Тавлин, А Гилязов) принадлежат к жанровой разновидности мемуарной литературы - роману-хронике, роману-воспоминанию, а также жанру классического романа

3 В романе-хронике И Салахова наблюдается сосуществование автобиографической и исторической линий, подчинение сюжета общему поступательному движению времени, чередование разновременных пластов В романе-воспоминании А Гилязова усиливается динамика сюжетного развития, события сохраняют видимость сиюминутного движения и излагаются в порядке воспоминаний писателя Роман-трилогия Г Тавлина воссоздает историю жизни

' Корман Б О Изучение текста художественного произведения / Б О Корман - М, 1972, Лейдерман НЛ Современная русская литература 1950 - 1990-е годы Учеб пособие для студ высш учеб заведений В 2т / НЛ Лейдерман, МН Липовецкий -Т 2 1968 - 1990 -М Издательский центр "Академия", 2003, Гинзбург Л Я Литература в поисках реальности / ЛЯ Гинзбург - Л Сов писатель, 1987, Гинзбург ЛЯ О литературном герое / ЛЯ Гинзбург - Л Сов писатель, 1979, Тамарченко НД Русский классический роман XIX века Проблемы поэтики и типологии жанра / НД Тамарченко - М, 1997, ЗаЬидуллина ДФ Татар эдэбияты Теория Тарих / Д Ф ЗаЬидуллина, Э М Закиржанов, Т Ш Гыйлэжев -Казан Мэгариф, 2004, ЗаЬидуллина Д Ф Яна дулкында (1980-2000 еллар татар прозасында традициялэр Ьэм яцачалык) / Д Ф ЗаЬидуллина - Казан Мэгариф, 2006, Эдэбият белеме Терминнар Ьэм тошенчэлэр сузлеге - Казан Мэгариф, 2007, Хатипов Ф М Духовный мир героя/ФМ Хатипов -Казань Таткнигоиздат, 1985, Мусин Ф Тарих Ьэм заман/Ф Мусин -Казан Тат кит нэшр, 1974

главного героя, расширяет биографическое пространство, органически связанное с движением времени

4 Одним из основных образов в произведениях И Салахова и А Гилязова является образ автобиографического героя - рассказчика и действующего лица произведения, саморефлексия которого достигается через психологизм, внешние впечатления, описания других лиц, внутренние и метафорические жесты, воспоминания о пережитом В романе-трилогии Г Тавлин прибегает к приему раздвоения главного героя, цельный образ которого формируется из двух ипостасей постепенно взрослеющего Ирека и студента Ирека Кадыйрова - нарратора, который поясняет, комментирует и оценивает события собственного детства и молодости

5 Для татарской «лагерной прозе» второй половины XX века характерно изменение образной системы В романе-хронике образ рассказчика дополняется целой галереей персонажей - современников автора (исторические личности, ставшие знаковыми фигурами своего времени, и рядовые люди, сопричастные к жизни автора) Образный ряд в романе-воспоминании являет собой сложное сочетание конкретных образов (персонажи, действующие лица, возникающие в авторских описаниях, образ автора) и образов-типов (представители различных категорий заключенных, представляющих собой одну из прослоек советского общества) В романе-трилогии действующие лица в зависимости от характера поступков образуют систему положительных и отрицательных персонажей, критерием оценки которых становится человечность, отношение к своим соотечественникам

Научно-практическая ценность диссертации заключается в том, что ее результаты могут послужить для разработки лекционных курсов, семинарских и практических занятий по истории татарской литературы, для чтения спецкурсов, а также дальнейших научных исследований по филологии

Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в выступлениях и докладах на научно-практических конференциях, на

итоговых конференциях Казанского государственного университета (2007, 2008, 2009), отражены в 3 публикациях

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав заключения и библиографии

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введения обосновываются актуальность и научная новизна диссертации, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, его теоретико-методологическая база, методика анализа, характеризуется состояние изученности проблемы, излагается теоретическая и практическая значимость полученных результатов

Первая глава, названная «Художественное своеобразие романа-хроники И. Салахова «Колыма хикэялэре» («Рассказы Колымы»), в целях дифференциации художественного материала, конкретизации наблюдений и выводов разбита на три взаимосвязанных раздела

В первом разделе «История создания и жизненная основа романа-хроники» в контексте с конкретными историческими условиями исследуются художественные особенности произведения И Салахова «Колыма хикэялэре»

Каждая историческая эпоха, продолжая и суммируя накопленные традиции, создает свои философско-эстетические ценности, которые определяют степень художественности и зрелости данной литературы Такие произведения одновременно являются главной книгой того или иного автора, вершиной его таланта, во многих случаях итогом его жизни Роман «Колыма хикэялэре» (1956 - 1988) является именно таким произведением и становится крупным событием в татарской литературе И Салахов приступает к созданию этого произведения, имея за плечами богатый жизненный опыт и многие годы творчества Продуманное и осознанное отношение к прошлому и настоящему, умение предвидеть будущее определяют горизонты таланта, глубину образного мышления писателя

Роман И Салахова «Колыма хикэялэре» можно считать своеобразным итогом его многолетних литературных исканий и переживаний Здесь писатель не только описывает тюремную действительность, бесправие народов, но и выносит суровый приговор антинародному сталинскому режиму Несмотря на то что, роман был написан писателем в 50-е годы XX века, он стал достоянием общественности спустя десятилетия после трагедии Произведение впервые увидело свет в журнале «Казан утлары» (1988) под названием «Тайгак кичу» («Скользкий переход») и вызвало огромный общественный резонанс В 1991 году роман был переведен на русский язык В отличие от оригинала, русское издание обогатилось еще одной главой, в которой даются воспоминания автора, его ответы на многочисленные вопросы читателей

Роман «Колыма хикэялэре» проходит долгий и тернистый путь от безызвестности до принятия его общественностью и учеными В произведении раскрывается трагедия не только одного человека - автора, но и трагедия народов и целой эпохи Писатель посредством слов и образов раскрывает историческую действительность, а также дает оценку обществу того времени, что позволяет по-другому взглянуть на темные вехи нашей истории Повышенный интерес вызывает реальная основа произведения, в то же время художественная интерпретация реальности способствует усилению его эстетического воздействия

Во втором разделе «Жанровые и поэтические особенности произведения» определяется жанровая принадлежность произведения и арсенал изобразительно-выразительных средств

В критике было немало суждений о жанре «Колыма хикэялэре» В данном научном труде была предпринята попытка определить жанр произведения на основе критических высказываний Ф Миннуллина, Г. Ахунова, Л Мингазовой, А Яхина, А Сахапова, которые в работе подробно проанализированы

Жанровая принадлежность произведения нами определена как роман-хроника, так как он охватывает большой исторический период, соотносящийся

с жизнью автора, включает в себя совокупность больших и малых жизненных явлений, создает целостную, объемную картину исторической и бытовой жизни, отражает судьбу нации и отдельного индивидуума (в лице автора и его персонажей) По мнению ТГ Симоновой, именно такой тип повествования характерен для романа-хроники Роман-хроника тяготеет к повествовательной манере письма, которая выдерживается на протяжении всего произведения, подчас прерываемая диалогами, которые в данном контексте не воспринимаются как прием беллетризации, а как введенная в авторский рассказ документальная подробность, отражающая тот или иной факт Следуя мемуарной традиции, роман-хроника носит повествовательный характер, беллетризованные эпизоды в него включаются редко, имеют вспомогательное значение как иллюстрации к авторскому рассказу 1

Роман-хроника И Салахова «Колыма хикэялэре» - произведение широкого тематического и временного диапазона2 Оно вмещает в себя совокупность жизненных впечатлений, оказавшихся в поле зрения автора Бытие автобиографического героя предстает на широком историческом фоне Автобиографическая и историческая линии сосуществуют на равных, действенно дополняя одна другую Основной сюжет подчиняется общему поступательному движению времени, введение дополнительных эпизодов, тематических линий обусловливает временную инверсию - свободное чередование разновременных пластов В таком произведении автор активно заявляет о себе не только как рассказчик и комментатор, он оказывается главным действующим лицом широко развернутого автобиографического сюжета, охватывающего практически всю его жизнь

Наиболее ярким структурным компонентом романа-хроники является язык и словесно-образные средства Язык произведения отличается сочностью, красочностью и служит созданию особого настроения настороженности,

' Симонова Т Г Мемуарная проза русских писателей XX века поэтика и типология жанра Учеб пособие / Т Г Симонова -Гродно ГрГУ,2002 — С 35

2 МинЬажева Л И Салахов Тормышы Ьэм эшчэнлеге / Л МинЬажева - Казан Матбугат йорты, 1999 -Б 176

сожаления Именно речь повествователя становится средством оценки событий и их участников Прямая авторская характеристика и психологический анализ подробно, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа органически сочетаются и дополняют друг друга Основными компонентами композиции и средствами раскрытия характеров являются диалоги, монологи, действия героев, портрет, художественные приемы (метафоры, повторы, антитезы)

В третьем разделе «Система образов романа-хроники» последовательно анализируется система образов данного произведения В ходе развития сюжета романа проявляются образы героев Реальные люди, перенесенные памятью писателя на страницы произведения, не утрачивая присущих им качеств, сохраняя черты своего жизненного поведения, превращаются в персонажей, которые действуют в обстоятельствах, предложенных жизнью Происходит перевоплощение реального человека в художественный образ, подобно тому, как подлинные обстоятельства оказываются источником сюжета Реальность претерпевает художественную трансформацию и отражается по законам литературного творчества

Функция автора в «лагерной прозе» акцентирована, а его образ характеризуется двуплановостью С одной стороны, автор входит в круг персонажей произведения, причем ему отводится главная роль в развивающемся сюжете С другой стороны, он является создателем художественного целого, восстанавливающим ушедший в прошлое мир В этом качестве автор столь же активен, как и в роли действующего лица Образ автора формируется на пересечении двух временных пластов прошлого и периода создания произведения В рассматриваемом нами романе автор раскрывается в образе рассказчика, который являясь персонифицированным субъектом изображения, позволяет войти внутрь изображенного мира и взглянуть на события глазами персонажей 1

1 Теория литературы в 2 т / Под ред НД Тамарченко - М Издательский центр «Академия», 2004 - С 241

Образ рассказчика дополняется в романе-хронике целой галереей персонажей - современников автора, которых целесообразно рассмотреть, сгруппировав по следующему принципу

1 Исторические личности, ставшие знаковыми фигурами своего времени (писатели Г Ибрагимов, Г Толымбай, Л Гыйльми, С Рафиков, литературный критик Г. Нигмати, драматург К Тинчурин, редактор Г Гали)

2 Персонажи рядовых людей, сопричастных к жизни автора (попутчики, сокамерники, случайные знакомые, с которыми соприкасался автор).

В романе-хронике И Салахова «Колыма хикэялэре» автор сам становится главным героем - «носителем концепции всего произведения» 1 Остальные группы персонажей появляются в романе в соответствии с авторским замыслом только в определенное время и разделяются на несколько категорий (второстепенные, эпизодические, называемые) В галерее второстепенных персонажей особый интерес вызывает образ бывшего первого секретаря Бауманского ВКП(б) г Казани Риаза Алкина, который раскрывается в произведении как характер - сильная личность, человек сильной воли, большой выдержки, убежденный в конечной победе справедливости Среди второстепенных персонажей образы исторических личностей изображаются посредством их отношений с другими людьми, что позволяет раскрыть человеческую сущность характера великих людей, доселе скрытую от общественности В противовес им рассказчик создает отрицательные образы прокурора, начальников лагерей, конвоиров Система образов, созданная в романе, решает две задачи стремление к многосторонности исследования лагерной жизни и выражение авторской позиции, посредством слияния голосов автора и рассказчика

Вторая глава «Роман-воспоминание А- Гилязова «Иэгез, бер дога!» («Давайте, помолимся!»): жанровое и художественное своеобразие», состоящая из двух разделов, посвящена анализу этого своеобразного

1 Корман Б О Итоги и перспективы изучения проблемы автора / Б О Корман // Страницы истории русской литературы - М, 1971 - С 204

13

произведения татарской литературы последней четверти XX века - периода, когда жанровый состав произведений «лагерной прозы» претерпевает изменения в соответствии с задумкой писателя

В первом разделе «Жанровые и сюжетно-композиционные особенности романа» рассматривается соотношение художественности и документальности в структуре произведения, жанровые характеристики, особенности композиционного строя

Исследователи художественно-документальной прозы указывают на то, что в конце XX столетия обозначилось сближение мемуаристики с художественной литературой Повествовательный элемент оказывается потесненным активностью беллетризации Жизнь не просто рассказана, описана, но показана посредством воспроизводящих реальность картин, сцен Усиливается динамика сюжетного развития, события сменяют друг друга не в повествовательном изложении, а сохраняя видимость своего сиюминутного -на глазах читателя - движения 1 В этих условиях зарождается такая жанровая форма мемуаристики как роман-воспоминание, сохраняющая достоверность первоосновы, несмотря на свободную манеру рассказа

Выход в свет произведения А Гилязова «Иэгез, бер дога'» вызвал ряд дискуссий, причиной которых, стало несоответствие произведения клаасической форме романа Отражение реальных исторических событий, воспоминания о минувших днях, стремление сохранить прошедшее в личной и читательской памяти, сочетание художественного и документального начал -все это в некоторой степени не вписывалось в жанровые рамки классического романа На сочетание в произведениях А Гилязова художественного и документального начал, а также на невозможность оценки его литературного наследия по существующим канонам обратил внимание литературовед Т Галиуллин2 Оформление воспоминаний как традиционного жанра

' Симонова Т Г Мемуарная проза русских писателей XX века поэтика и типология жанра Учеб пособие / Т Г Симонова -Гродно ГрГУ,2002 — С 39

2 Галиуллин Т Н Килэчэк кешесе / Т Н Галиуллин // Шэхесне гасырлар тудыра Эдэби-тэнкыйть мэкалэлэре - Казан Тат кит нэшр , 2003 - Б 71

14

"вымышленной прозы", многоплановость действия, масштабность выведенных характеров, движение памяти автора, выхватывающего из глубин прошлого те или иные обстоятельства, сохранение достоверности первоосновы, обращение к историческим документам позволяет определить жанр данного произведения как роман-воспоминание

Сюжетно-композиционная основа мемуарной прозы варьируется в каждом конкретном случае в зависимости от ряда привходящих обстоятельств, но при этом сохраняются общие тенденции, в которых проступают ведущие признаки жанра В отличие от классического романа сюжет романа-воспоминания выстроен самой жизнью, и автор не вправе распоряжаться событиями по своему усмотрению, что, однако, вовсе не исключает творческого подхода к изложению фактов прошлого В произведении происходит отбор жизненного материала в соответствии с индивидуальным авторским видением, а также в связи с теми задачами, которые он ставит В исследуемом произведении автор ссылается на впечатления очевидцев, упоминает о событиях, свидетелем или участником которых он не был, тем не менее, содержание романа основывается, прежде всего, на отражении лично пережитого и воспринятого им самим

Роман-воспоминание исследовался нами в двух разрезах построение сюжета и композиционный строй Соотношение частей художественного целого предстает как последовательная цепь отдельных глав без названий Однако каждая глава начинается с афоризма или стихотворных строк, что подготавливает читателя к дальнейшему восприятию материала Для более полного раскрытия персонажей и основной идеи произведения А Гилязов обращается к системе интертекстуальных отсылок, вводя в текст романа народные песни, стихотворные строки, неопубликованный рассказ

Сюжет в романе развивается не прямолинейно, события излагаются в том порядке в каком приходят на память повествователю На первых страницах произведения ведется рассказ о тюремной жизни, сокамерниках, далее всплывают эпизоды ареста автора Для наиболее полного отражения картины

того времени автор часто прибегает к лирическим отступлениям обращается в своих воспоминаниях к детским годам, молодости, размышляет о существующей системе, подкрепляя свои мысли реальными фактами Органичной частью романа являются документальные источники - выдержки из документов Введенные в текст повествования эти фрагменты усиливают эффект достоверности, присутствия во времени, о котором идет речь Документальные вставки соотносятся с авторским повествованием, выступают как аргументация его рассуждений, иллюстрация рассказа Обращение к историческим документам, принадлежащим советской власти позволяет автору проследить трагическую судьбу государства, подверженного сталинской тирании

Во втором разделе, названном «Художественная новизна романа-воспоминания» исследуются особенности художественной интерпретации образного мира и арсенал художественно-выразительных средств

В романе-воспоминании А Гилязова "Иэгез, бер дога'" в связи с сочетанием в сюжете произведения реальных событий и художественной интерпретации изменяется положение описываемых лиц, которые в ряде случаев начинают играть весьма активную роль, превращаясь из объекта описания в субъект, самоценный, действующий в обстоятельствах, предложенных жизнью и воссозданных писателем Происходит превращение реального человека в литературный образ, правда, особого рода - открыто сохраняющий связь с прототипом, стремящийся максимально точно передать его свойства

Образный ряд в романе-воспоминании являет собой сложное сочетание конкретных образов (персонажи, действующие лица, возникающие в авторских описаниях и упоминаниях, образ автора) и обобщенных образов, создающих емкое представление о каком-либо понятии или явлении «Художественное обобщение обладает атомарным строением, т е его сложные фигуры построены

из элементарных форм» 1 А Гилязов в своем произведении преимущественное внимание сосредоточивает на образах-типах - представителях различных категорий заключенных (Кабир Мухамметшин - легионер, служивший в Германии и с трудом вернувшийся на родину, крестьяне, находившиеся в плену во время войны, Исаак Горлицкий - еврей, Кулешев - бывший политический заключенный, Адлер Тимергалин, Фролов, Михаил Хошаба, Гурий Тавлин -студенты), раскрывающих общественно-политическую обстановку 60-х годов XX в, и исполнителях наказаний, которые отличаются примитивностью, необразованностью, низменностью нравов Не все из них стали действующими персонажами воспоминания, многие даны в более или менее обстоятельном описании автора Беглость изображения не помешала создать запоминающиеся образы людей, в поведении, судьбе которых проступили закономерности времени и социальной среды Некоторые лица (Анатолий Рязанов, Авдеев, Сталин, охранники, лагерные начальники) автором лишь упоминаются, однако сами упоминания неслучайны вырисовывается общая картина переходного времени с его противоречиями, борением идей, мнений, человеческих страстей В образный ряд произведения А Гилязова включается образ автора, которому отводится чрезвычайно важная роль Этот образ полифункционален Автор выступает в роли активного создателя художественного целого, восстанавливающего ушедший в прошлое мир, и как участник описываемых событий, являющийся действующим лицом произведения Образ автора создается взаимодействием двух временных пластов время, к которому отнесены воспоминания, и время написания воспоминаний, — что обусловливает его очевидную эволюцию А Гилязов, показывая характер исторической обстановки 60-70-х годов XX века, пропускает все события сквозь призму собственной жизни Его восприятие и оценка происходящего доминируют Установка о том, что писатель - не наблюдатель, а участник драмы жизни, во многом определяют характер произведения Писатель

1 Горанов К Художественный образ и его историческая жизнь / К Горанов - М Искусство, 1970 -С 145

отмечает, что власть, избравшая своим орудием насилие, отрицательно влияет на духовный мир человека Для этого используются выгодные словесно-изобразительные средства детальное описание, психологизм, портрет, метафоры (солдаты - хищные звери), язык персонажей

В третьей главе «Художественный мир романа-трилогии Г. Тавлина «Афэт» («Катастрофа»)», состоящей из двух разделов, роман анализируется как масштабное произведение "лагерной прозы" 90-х гг, где документальность сопряжена с художественной задумкой автора 1

Первый раздел «Сюжетно-композиционные особенности романа-трилогии» изложены результаты анализа произведения Г Тавлина «Афэт» в части структуры композиции, поэтики текста и восприятия изображаемого мира, обусловивших достижение эффекта многопланового повествования

В произведении Г Тавлина, состоящем из трех романов «Кояштан болытка кергэндэ» («От солнца к туче»), «Кара болыт эчендэ» («Внутри черной тучи»), «Кара болыт таралгач» («Разогнав облака»), воссоздается история жизни главного героя Ирека Кадыйрова, охватывающая период времени от детских лет, ареста родителей до его освобождения из застенков сталинского лагеря Расширение биографического пространства (отчий дом - тюрьма, колония - родная деревня) органически связано с движением времени, что позволило автору не только воссоздать процесс духовного становления личности главного героя, но и способствовало созданию широкой общественной панорамы 1930 - 1960-х гг XX века - периода массового избавления от ярких личностей

Повествовательная структура произведения строится в форме воспоминаний главного героя, писем от его знакомых, диалогов, что усиливает художественность изложения Писатель прибегает к приему раздвоения героя, цельный образ которого формируется из двух ипостасей постепенно взрослеющего Ирека и студента Ирека Кадыйрова - нарратора, который

1 Галимуллин Ф Г Проза жанрыньщ усеше / Ф Г Галимуллин, Т Н Галиуллин, Ф Э Ганиева, А Г Эхмэдуллин, А Г Эхмэдуллин редакциясендэ // Эдэбият 11 сыйныф ечен дэреслек -Казан Мэгариф, 2005 -Б 298-333

поясняет, комментирует и оценивает события собственного детства и молодости, позиции последнего в большей степени свойственно «всевидение», обусловленное непосредственным владением информацией

Повествование объединяется вокруг образа тучи - символа беды, сопровождающей героя на протяжении всей его жизни, что находит отражение и в названиях романов Большую роль в композиционном строении произведения играют метафоры Для выражения отрицательного отношения автора к персонажу в текст вводятся прозвища (Хажэр - Бичура (мифологический персонаж), Габбас - дагалы буре (подкованный волк), Бану -Дамал Гыйбатовна - Хамелеон Гыйбатовна), которые помогают оттенить определенные черты характера персонажей

Сюжет романа развивается непоследовательно, прерывая повествование, автор переходит от одной темы к другой Сюжетные линии, связанные с историей заточения Кадыйрова, его жизнью в деревне, выходом на «волю», в трилогии разворачиваются вокруг одного центра - образа главного героя, который находится в поисках себя и вступает в конфликт с обществом (государством), что характерно для классического романа Через описание жизненных перепитий Ирека Кадыйрова происходит переоценка социальных, идеологических представлений и раскрывается проблема свободы личности При нарушении хронологической последовательности, которая прослеживается в структурной организации повествования, в свои права вступает более сложный принцип повествования, связанный с временной инверсией, с перемежением временных пластов от настоящего к отдаленному или более близкому прошлому Возникает эффект присутствия во времени, ставшем объектом отражения Таким образом, совмещение времен происходит не только за счет отдельных упоминаний о современности, но также посредством эмоционального живого рассказа о прошлом

Во втором разделе «Система образов романа-трилогии» исследуются специфические особенности галереи персонажей

Роман «Афэт» представляет широкую панораму жизни советского общества В центре внимания автора - проблема личности, исследование сознания «антигероя времени» (по понятиям тоталитарного режима) В романе формируется узнаваемый социальный тип, рожденный в «переломный» период российской истории Романного героя Г Тавлина можно охарактеризовать как положительного героя воплотившего идеал настоящего человека, сильного духом, способного на решительные шаги для достижения поставленной цели. Автор в ходе повествования раскрывает судьбу конкретного человека, испытавшего на себе трагедию культа личности, и создает оригинальный образ «героя-интеллигента», объединившего в себе художественное и автобиографическое начала Посредством данного образа демонстрируется истинное лицо жертв сталинских репрессий, а именно их сила духа, гордость, способность сохранить собственное «я» при любых обстоятельствах

Действующие лица романа в зависимости от характера поступков образуют систему положительных и отрицательных персонажей, критерием оценки которых становится человечность, отношение к своим соотечественникам В романе с большой любовью созданы образы отца и матери Кадыйрова (Сабир Кадыйров и Малика ana), ученого Семена Николаевича Никольского, майора Газима Салихова, Оли Они предстают перед глазами читателя сильными, верными своим идеалам, прямолинейными и честными

Одной из особенностей романа является обилие в нем эпизодов и действующих лиц, которые появляются на страницах произведения по мере развития событий, что определило неодинаковую степень художественной обрисовки их характеров Запоминающимися оказываются те из них, кто является непосредственным участником важнейших событий в жизни главного героя Таковы образы Задэ ana, Камалый бабай, Зиннэт, Ярулла абзый, которые не отвернулись от заклейменных членов семьи «врага народа» Сабира Кадыйрова, семейной четы Кэбир - Марьям, приютивших сироту Ирека и др

В романе значительное внимание уделяется обрисовке отрицательных персонажей, являющихся представителями различных социальных слоев, но объединенных низменностью своих побуждений, продажностью натуры Это прежде всего учительница Ьажэр, выгнавшая мальчика из школы после ареста его отца, Дамал Гыйбатовна, ставшая причиной ареста студента Ирека Кадыйрова, студент Риан Саттаров, написавший донос на главного героя и др

В романе время становится одним из центральных художественных образов, в частности время историческое Происходящее с героем вписывается в общий исторический контекст Личное и историческое время переплетены на протяжении всего повествования Детские впечатления об исторических событиях отличаются простотой восприятия, незамысловатостью, но в то же время включенностью героя в исторический контекст, временные границы которых зависят от значимости для главного героя описываемых событий Биографическое время главного героя (детство, юность, зрелость) всегда соотносится со временем историческим (эпохой, характеристикой общественной ситуации), а в некоторых эпизодах с автобиографическим временем автора

Г Тавлин уделяет важное внимание образам природы Особый интерес писателя к окружающему миру обусловлен не только осознанием его незаменимой роли в жизни человека и всего общества Явления природы выполняют и художественно-познавательную, изобразительную функцию С их помощью автор образно и впечатляюще отражает мысли и переживания героев, картины реальной жизни, одновременно они становятся своеобразным средством характеристики персонажей

В заключении подведены итоги исследования и сформулированы основные результаты

1 Возникновению «лагерной прозы» в татарской литературе предшествовал длительный период катастрофических событий, происходивших в стране на протяжении XX века Появление литературных произведений,

освещающих период культа личности, стало не только своеобразной «отдушиной» для писателей, прошедших ужасы лагерей, но и раскрыло глаза общественности, заставив задуматься о прошлом и настоящем народов через осмысление судеб отдельных личностей

2 Татарская «лагерная проза» второй половины XX века представляла из себя хронику личной жизни, соединенную с исторической летописью В ней доминировало создание целостной объемной картины исторической и бытовой жизни, отражение судьбы нации и отдельного индивидуума, а также повествовательная и доверительная манера письма, выдерживаемая на протяжении всего произведения Таким образом, можно отметить, что для «лагерной прозы» этого периода была характерна такая жанровая форма мемуарной литературы как роман-хроника (И Салахов «Колыма хикэялэре»), где сюжет подчиняется воле повествователя и общему поступательному движению времени, введение дополнительных эпизодов тематических линий обусловливает временную инверсию - свободное чередование разновременных пластов

3 В 80-е годы XX века в рамках татарской «лагерной прозы» намечается сближение мемуаристики с художественным обобщением В этих произведениях на первый план выходит такая жанровая форма мемуарной литературы как роман-воспоминание, где в повествование вводятся элементы беллетризации, усиливается динамика сюжетного развития, движение памяти автора характеризуется обращением к глубинным пластам прошлого, сохраняющим при этом достоверность первоосновы (А Гилязов «Иэгез, бер дога'»)

4 В 90-е годы XX века в «лагерной прозе» актуализируется жанр классического романа, где воссоздается процесс духовного становления личности главного героя, посредством создания широкой общественной панорамы 1930-60-х гг XX века Сюжетные линии в романе-трилогии разворачиваются вокруг одного центра - художественного образа главного

героя, который находится в поисках себя и вступает в конфликт с обществом (Г Тавлин «Афэт»)

5 Татарской «лагерной прозе» второй половины XX века свойственна эволюция типов главного героя, соотносимая в общем виде с изменением эстетических взглядов писателей В романе-хронике автор активно заявляет о себе не только как рассказчик и комментатор, он оказывается главным дейтствующим лицом широко развернутого автобиографического сюжета, охватывающего практически всю его жизнь Роман-воспоминание характеризуется полифункциональностью образа автора, который выступает как создатель художественного целого и как участник описываемых событий, становясь главным действующим лицом произведения В романе-трилогии формируется положительный герой трагической эпохи, воплотивший идеал настоящего человека, и создается оригинальный образ «героя-интеллигента», объединившего в себе художественое и автобиографическое начала

6 Композиционный строй и выбор художественных средств изобразительности в татарской «лагерной прозе» обусловлены желанием авторов представить трагедию личности в историческом масштабе как судьбу целого поколения Психологический анализ, лирические оступления, ситема интертекстуальных отсылок к произведениям устного народного творчества, классиков литературы, обращение к текстам исторических документов являются основными приемами произведений «лагерной прозы»

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях:

L Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых изданиях, утвержденных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

1 Габидуллин Р Р Реальные личности в произведении И Салахова "Колымские рассказы" / Р Р Габидуллин // Учен зап Казан Ун-та Сер Гуманит науки -2008 -Т 150, кн 8 - С 36-41

И. Статьи, опубликованные в сборниках и научных изданиях:

2 Габидуллин Р Р Ирекле шэхеслэр илгэ кирэкме? / Р Р Габидуллин // Научные записки - 2007 - Казань Изд-во Казан ун-та, 2008 - С 59-66

3 Габидуллин РР Фажига(Г Тавлинньщ "Афэт" романы турында) / Р Р Габидуллин // Научные записки - 2006 - Казань Изд-во Казан ун-та, 2007 - С 97- 102

4 Габидуллин РР. Шэхес культы Ьэм Сталин режимыньщ зыялылар язмышында рэхимсез чагылышы / Р Р Габидуллин // Милли мэдэният - 2008 -№17 - Б 15-22

5 Габидуллин Р Р И Салаховньщ "Колыма хикэялэре" фажига-хроникасында явызлыкньщ "иректэ"ге тормышта да дэвам итуе / Р Р Габидуллин//Фэн Ьэм тел -2009-№1 -Б 29-34

Бумага офсегая Печать офсетная Тираж100экз,28стр Заказ№20

Типография "Первый печатный двор" 420111, гКазань, ул Университетская, 11

 

Текст диссертации на тему "Татарская "лагерная проза" во второй половине XX века: жанровая типология и поэтика"

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И. УЛЬЯНОВА-ЛЕНИНА»

04200955101

На правах рукописи

ГАБИДУЛЛИН РАВИЛЬ РЕВКАТОВИЧ

ТАТАРСКАЯ «ЛАГЕРНАЯ ПРОЗА» ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА: ЖАНРОВАЯ ТИПОЛОГИЯ И ПОЭТИКА

!

10.01.02 - литература народов Российской Федерации (татарская литература)

Диссертация

на соискание степени кандидата филологических наук

Научный руководитель — доктор филологических наук, профессор Т.Н. Галиуллин

Казань - 2009

/А-

ДЭУЛЭТ ЮГАРЫ ьенэри БЕЛЕМ ВИРУ УЧРЕЖДЕНИЕСЕ «В.И. УЛЬЯНОВ-ЛЕНИН ИСЕМЕНДЭГЕ КАЗАН ДЭУЛЭТ

УНИВЕРСИТЕТЫ»

ГАБИДУЛЛИН РАВИЛ РИФКАТ УЛЫ

XX ГАСЫРНЫЦ ИКЕНЧЕ ЯРТЫСЫНДА ТАТАР «ЛАГЕРЬ ПРОЗАСЫ»: ЖАНР ТИПОЛОГИЯСЕ ЬЭМ ПОЭТИКА

I

10.01.02 - Россия Федерациясе халыклары эдэбияты (татар эдэбияты)

Филология фэннэре кандидаты гыйльми дэрэжэсен алу ечен тэкъдим

ителгэн Диссертация

Фэнни житэкче - филология фэннэре докторы, профессор Т.Н. Галиуллин

Казан - 2009

г

Эчтэлек

I. Кереш..................................................................................................................3

И. Беренче булек. И.Салаховньщ "Колыма хикэялэре" роман-хроникасыныц сэнгать узенчэлеге ;

1.1. И.Салаховньщ "Колыма хикэялэре" эсэренец язылу тарихы Ьэм тарихи нигезе........................................................................................................12

1.2. Эсэрнец жанр Ьэм поэтик узенчэлеклэре..........................................;...21

1.3. Роман-хроникада образлар системасы...............................................1...40

Икенче булек. А.Гыйлэжевнец "Йэгез, бер дога!" роман-хатирэсенец

жанрлык хасиятлэре Ьэм сэнгатьчэ узенчэлеклэре

2.1. Романныц жанр узенчэлеге Иэм сюжет - композицион тозелеше......59

2.2. Роман-хатирэнец сэнгати яцалыгы........................................................74

вченче булек. Г.Тавлинныц "Афэт" роман-трилогиясенец сэнгатьчэ эшлэнеше

3.1. Роман-трилогиянен; сюжет-композицион узенчэлеге.........................103

3.2. Роман-трилогиягэ хас образлар бирелеше..........................................137

III. Йомгак.........................................................................................................146

IV. Библиография............................................................................................150

Кереш

Хезмэтнен актуальлеге. Халык Ьэм шэхси ирек ечен керэпгучелэрнен, тоткынлыктагы темасы эдэбиятны да читлэтеп утми. Термэ, тоткынлык темасына карата терле жанрда иж;ат ителгэн куп санлы эдэби эсэрлэр денья курэ. Д.Гыйльманов тоткынлык мотивлары тамырларыныц Инжил белэн Коръэнгэ барып тоташуын ачыклый [99, 6].

Кол Галинец "Кыйссаи Йосыф" дастаны »Болгар чоры эдэбиятынын, улемсез эсэре буларак Ьэркемгэ таныш. Элеге эсэрдэ дэ термэ мотивлары белэн очрашабыз. Анда мэхэббэтен жавапсыз калдырган ечен Зелэйха сейгэне Йосыфны зинданга яптыра. Элеге эпизод аша, автор безгэ термэнец уч алу урыны икэнен ацлатып бирэ [3, 221].

Шулай ук термэ темасы халык иждты эсэрлэрен дэ читлэтеп узмый. Казан ханлыгы чорын сурэтлэгэн эсэрлэрдэн "Сеембикэ бэете"ндэ дэ тоткынлык, термэ мотивлары урын алган [5, 39].

Шул рэвешле, XX гасырга кадэр булган эдэби эсэрлэрдэ термэ мотивы Ьэр чорда да чагылыш таба. Бары аерма шунда гына: аны Ьэр заман узенчэ сурэтли.

XX гасыр эдэбиятына килгэндэ исэ, корбан булу мотивлары Й.Акчураньщ термэ кендэлеклэре формасында язылган "Тоткынлык истзлеклэре" (1907) эсэрендэ югары дэрэжэдэ чагылыш таба. Шулай ук Г.Газинын, "Беек каргыш" (1912), З.ШаЬгэрэевньщ "Термэ турында..." дигэн документаль-нэфис повестенда да элеге тема урын ала. Югарыда санап утелгэн эсэрлэрнец Ьэрберсендз дэ патша хекумэтендэ хекем серэ торган коточкыч тэртиплэргэ Ьэм кыргыйлыкка каршы керэш пафосы яцгырый. Г.Исхакыйныц "Зиндан" повестенда элеге теманы сурэтлэгзндэ бунтарлык рухы чагыла.

Эдэбиятыбыз тарихында Г.Исхакыйныц "Зиндан" повеете аерым урын тота. Ул автобиографик материалга нигезлэнеп, термэ кендэлеге рэвешендэ

язылган Ьэм патша самодержавиясе урнаштырган тэртиплэрне кискен тэнкыйтьлэгэн эсэр. Хронологик яктан бик кыска вакытны эченэ алса да (1906-1907), Г.Исхакый Россияне^ сэяси, иж;тимагый, икътисадый тормышын сурэтлэп зур гомумилэштерулэр ясый.

Тарихи документлар Ьэм эдэби эсэрлэр белэн танышканда, > без, термэлэрдэ физик ж;эза белэн бергэ рухи изелунец, шэхес иреген чиклэунец аянычлы куренешлэре белэн дэ очрашабыз.

Алда эйтелгэн эсэрлэрдэ коммунистик режимга ачу, нэфрэт, термэлэрдэге сэяси тоткыннарны жэзалауньщ тубэнлеге патша хекумэте вакытындагы термэлэрнен, жэзалау ысулы белэн чагыштырганда купкэ катырак булуы ассызыклана. Идеология корбаннарыныц хокусызлыгы, кешене ирегеннэн бернинди сэбэпсез аеру, шэхес иреген чиклэу куцелне телгэли торган эпизодлар аша сурэтлэнэ. Эсэрлэрдэ яшэп килэ торган системаныц миллэтне юкка чыгарырга этэрэ торган гамэллэре кезгедэге кебек чагылыш таба.

i

Термэ темасынын; бер формасы булган "лагерь прозасы" Ю.Сохряков хаклы рэвештэ билгелэгэнчэ, "илдэ XX гасыр дэвамында барган геноцидныц нэтижэсен ацларга омтылыш" белэн бэйле рэвештэ барлыкка килэ [127, 175].

XIX гасыр рус эдэбиятында "каторга прозасы" Ф.М.Достоевский исеме белэн бэйле. Авторныц "Записки из мертвового дома" эсэре бетен Россия халкын тетрэндерэ.

Озак еллар дэвамында каторга Ьэм серген темасы революциягэ кадэрге Россия ечен генэ хас дигэн караш яшэп килде. 1964 нче елда А.И.Солженицынныц "Один день Ивана Денисовича" дигэн эсэре басылып чыккач, совет чынбарлыгыньщ коточкыч яклары халыкка мэгълум булды. Элеге эсэре белэн автор "лагерь прозасы"на нигез салды.

Совет жэмгыятендэге хэллэрнец асылын ачкан тормыш двреслегенэ ирешу юлы аерым язучылар ечен XX - гасырньщ 60-70 елларында ук башланды. Шэхес культы фаш ителгэн, ягъни тоталитар системага беренче

удар ясалган 1956 елдан соц илдэ беркадэр демократик узгэрешлэр хасил булды. Бу чорда татар эдэбиятында да жанлану башланды. 20-30 елларда "халык дошманнары" дип тамгаланып, моцарчы тыелуда яткан бер елеш язучыларныц эсэрлэре укучыларга кайтарылды. Г.ИбраЬимов, К.Тинчурин, Ф.Бурнаш, Ш.Усманов кебек дистэлэрчэ талант иялэре ижат иткэн хэзинэ эдэбиятны Ьэм сэнгатьне баетты. Х.Туфан, И.Салахов, М.Бедэйли, А.Гыйлэжев, Г.Тавлин кебек термэлэрдэ Ьэм сергеннэрдэ исзн калганнар, туган иллэренэ кайтып, иркенэеп яцадан ижат эшенэ керештелэр.

)

Совет чоры, бигрэк тэ аныц кеше иреген кысуга юнэлтелгзн тёрмэ системасын фаш итугэ багышланган эсэрлэр язучыныц уз шэхесенэ бэйле рэвештз икегэ буленэлэр. Бер теркем эсэрлэрнец узэгендэ объектив башлангыч естенлек итэ, автор вакыйга-хэлллэрне кичереш доньясы аша

^ I

уздырса да, сурэтлэнгэн куренешлэрнец катнашучысы, шаЬиты тугел, бэя

бируче. Без Г.Ахуновныц "Идел кызы" (1979), М.Хэсэновныц "Язгы

ажаган" (1985), Р.Кэраминец "Каргышлы этаплар" (1989) кебек эсэрлэрне

куздэ тотабыз. М.Хзсэнов искэ тешерулэр рэвешендэ язылган эсэрендэ ил

(

тормышындагы ин, катлаулы 1922-1957 еллар аралыгында булган вакыйгаларны узэккэ ала. А.Гыйлэжев фикеренчэ, бу романда моцарчы я бозып курсэткэн, яисэ курмэмешкэ салышып утэргэ маташкан гаделсезлеклэр чишелешен таба. Сталин репрессиялэре бик куп кешелэрнец язмышын, деньяга карашын узгэртэ. :

Р.Кэрами шул елларда нахакка рэнжетелгэн якташлары истэлегенэ багышлап язган эсэрлэрендэ сэяси вакыйгалардан бигрэк эхлакый-эстетик, шэхес иреге, гражданлык жэмгыяте тезу проблемаларын калкытып ^ куя, жаннарын саклап калу бэрабэренэ кеше язмышы белэн уйнаган бэндэлэрне кояш яктысына тартып чыгара.

Сталин лагерьларын иц тегэл, дерес Ьэм фактлар аша сурэтлэгэн икенче тер эсэрлэрнец теп геройлары авторлар узлэре Ьэм аларныц якыннары, аралашырга мэжбур булган кешелэр. Утызынчы елларда террор дулкыны И.Салаховны упкынга тартып алса, илленче елларда эзэрлеклэулэр Г.Тавлин

6 ; белэн А.Гыйлэж;евне термэгэ илтеп тыга. Беренчесенен, "Колыма хикэялэре"

г

(1957-1981) авторньщ Иэм аныц кебек бер генаЬсызга газапланган мецнэрчэ намуслы кешелэрнец башыннан узганнарны бэян иткэн эсэр.

Вакыт ягыннан бераз соцрак язылган А.Гыйлэжевнец "Йэгез, бер дога!" (1994) романында автор, уз башыннан узган хэллэрне сурэтлэу белэн генэ

чиклэнмичэ, кешелекнец яшэу рэвеше, гамэле, фэлсэфэсе, эхлак кануннары

1

турында уйлана, "Иэгез, бер дога!" дип улгэннэр Ьэм исэннэр наменэ дога кылырга чакыра.

Г.Тавлинньщ "Афэт" (1967-1970) роман-трилогиясендэ гаделлек

I

булмаган илдэ шэхес язмышынын, турыдан-туры явыз яисэ гадел тирэлектэ, анда яшэучелэргэ бэйле булуын исбатлый.

XX гасырныц 80-90 елларында, хэбэрдарлык чорында шэхес культы корбаннары турында тарихи дереслекне, гаделлекне торгызу, аларньщ исемнэренэ кайчандыр ягылган кара тапны юып тешеру, шуца бэйле рэвештэ аларньщ тормыш юлларына ачыклык керту, аларныц биографиялэрен фактик хаталардан арындыру юнэлешендэ шактый гына

уцышлы эшлэр башкарылды. Лэкин соцгы вакытларда шэхес культы

1

корбаннарына 11эм аннан исэн калган эдэбият эЬеллэренец эсэрлэренэ игътибар беркадэр кимеде. Безнец фикеребезчэ, XX гасырныц тарихи

I

фа^игасе буларак элеге тема Ьэрчак эдэбият гыйлеменец узэгендэ булырга тиеш. Шулай ук, термэ, лагерь темаларына карата куп кенэ авторлар тарихи документларга нигезлэнеп кенэ иждт иттелэр. Ул эсэрлэрдэ тарихи дереслек чагылыш тапса да, хис-кичерешлэр бирелеше Ьэм тема Ьэрьяклап бетен тирэнлеге белэн ачыла алмый. Лагерь шартларын узлэре куреп-кичергэн,

J

тоткынлыкныц бетен авырлыгын узган эдиплэрнец эсэрлэрендэ, элбэттэ, бу

тема Ьэрьяклап, бетен нечкэлеклэре белэн ачыла. Бу яктан тема Ьэрвакыт

1

актуаль булып кала.

1 > Теманын ейрэнелу дэрэжэсе. Кешелек тарихы шэхес культы

I

корбаннары Ьэм Сталинныц террорлык сэясэте турында ачыктан-ачык эйтелгэн фикерлэр белэн XX гасырныц 80 еллары ахырында матбугатта

I

»

I

7 :

денья кургэн купсанлы мэкалэлэр аша ныклап таныша башлады. Д.А.Волкогонов, Р.Медведев, Ю.С.Борисов, В.М.Курицын, Ю.С.Хван, И.Л.Маньковская, Ю.П.Шарапов хезмэтлэрендэ нахакка гаеплэнучелэрнец

язмышлары, Сталин режимы, XX гасырныц 20-50 еллар аралыгындагы

к

ижтимагый тормыш вакыйгалары Ьэм Коммунистлар партиясенец сэяси эшчэнлеге тарих фэненэ бэйле рэвештэ ацлатып бирелэ. Тарих фэннэре докторы Н.Н.Масловныц "Сталинизм идеологиясе" хезмэтендэ 1929-1956 елларны эченэ алган тарихи вакыйгаларга жентекле кузэту ясала.

"Лагерь темасы"н махсус ейрэнугэ килгзндэ, Ю.В.Малова фикеренчэ,

термин буларак, моны иц беренче В.Т.Шаламов куллана. Авторныц Сталин

i

лагерьларындагы тоткыннар турындагы мэкалзсе матбугат битлэрендэ басылып чыкканнан соц, хэзерге эдэбият белемендэ дэ "лагерь прозасы" дигэн термин кулланылышка керз [115, 7]. Элеге термин белэн шулай ук

л

Л.Тимофееваныц "Поэтика лагерной прозы", О.В.Волкованыц "Эволюция лагерной темы и ее влияние на русскую литературу 50-80 годов", Ю.Сохряковньщ "Нравственные уроки "лагерной прозы" дигэн хезмэтлэрендэ дэ очрашабыз. И.В.Некрасованьщ "Варлам Шаламов -прозаик: (Поэтика и проблематика) Иэм Малованыц "Становление и

I

развитие "лагерной прозы в русской литературе XIX-XX вв" дигэн темага язган диссертация хезмэтлэрендэ дэ элеге термин файдаланыла. Без дэ татар эдэбиятында "лагерь прозасы" терминын куллану урынлы булыр ^ дип саныйбыз.

Татар эдэбиятына килгэндэ, лагерь темасына кагылышлы фикерлэр аерым язучыныц ижатын ейрэнгэндэ купмедер дэрэжэдэ чагылыш таба.'

И.Салаховныц "Колыма хикэялэре" денья куру белэн, А.Гыйлэжев элеге эсэргэ карата тэнкыйть фикерен ишетэсе килу телэге белэн, Ьэм эдэбият белгечлэренец битарафлыгын бераз шелтэлэп тэ "Дан авазы" дигэн мэкалэсен бастырды. Лэкин, 1991 елга кадэр бары тик Ф.Мицнуллинныц гына "Кичермэслэр безне, кичермэслэр" дигэн тэнкыйть мэкалэсе белэн 1989 елда танышу мемкинлеге туды.

Шулай ук И.Салахов узе дэ 1989 елда "Йерэктэге яралар" дигэн мэкалэсендэ фажигале язмышыныц лагерь белэн бэйле булуы турында яза.

Э.Сахаповныц 1990 елда басылып чыккан "Тираннарныц холкы бар" дигэн эдэби-тэнкыйть мэкалэсендэ лагерь темасы жэмгыятьтэге каршылыкларга бэйлэнештэ ачыла.

Г.Ахуновныц 1991 елда денья кургэн "Язмыштан узмыш" мэкалэсендэ дэ И.Салаховныц "Колыма хикэялэре"ндэге фажигагэ бэя бирелэ. Мэгълум булганча, 1991 елдан сон; язучылар лагерь-термэ темасына язылган эсэрлэрне ейрэну, бэялэу буенча аеруча активлык курсэттелэр. Шул у к елда Ф.Галимуллинныц "Калыпларга сыймый ул", "Тайгак кичулэр аша", Д992 елда "Сунгэн утлар кабынганда", "Ут яктысы", 1996 елда "Алсу таннар телибез, аксакал", 1998 елда "Тапталган яшьлек белэн очрашу" дигэн мэкалэлэре терле матбугат битлэрендэ денья курде.

Р.Мостафинныц да 1998 елда басылып чыккан "Батыр йерэклелэр" дигэн

)

мэкалэсендэ тоткынлык темасы чагылыш таба. Шэхес культы корбаны Адлер Тимергалин язмышына багышланган элеге мэкалэдэ, автор болыиевистик режимныц асылын ацлап эш итуче яшь студентныц гыйбарэтле, фажигале тормышын сурэтли.

Л.МинЬажеваньщ "И.Салаховныц ижаты Иэм эшчэнлеге" дигэн темага язылган кандидатлык диссертациясендэ дэ "Колыма хикэялэре"нэ менэсэбэттэ, тоткынлык, термэ-лагерь газаплары чагылыш таба.

Р.Вэлиевнец Шэрэфлэр нэселен ейрэнугэ багышланган "Фажига" хезмэте китап буларак, 1996 елда басылып чыга.

I

М.Эхмэтжановныц 2002 елда денья кургэн "Афэт кайсы яктан килэ?"

!

дигэн мэкалэсендэ Г.Тавлинныц "Афэт" роман-трилогиясенэ жентекле анализ ясала. Мэкалэ авторы эсэргэ бэйле рэвештэ, рэсми документлар ярдэмендэ жэмгыятьнец авыру якларын да ачыкларга омтылыш ясый. ^

Э.Сэхаповнын, А.Гыйлэжевнын, ижатын ейрэнугэ багышланган "Миллэт язмышы" дип исемлэнгэн монографиясендэ лагерь темасына аерым булек багышлана.

• »

]

9 5

«

Кулэмле фэнни хезмэтлэргэ килгэндз, "лагерь прозасы" махсус

I

ейрэнелмэсэ дэ, Г.Р.Гайнуллинаныц 2001 елда язылган "XX гасырныц 60-70 елларында татар автобиографик проза усеше" дип исемлэнгэн диссертациясендэ термэ, тоткынлык темасын яктырткан эсэрлэргэ жанр яссылыгында гомуми бэя бирелэ.

Шулай ук, Д.Ш.Гыйлмановныц "Татар эдэбиятында термэ мотивлары" темасына язылган кандидатлык диссертациясендэ дэ лагерь тормышы елешчэ чагылыш таба.

I

Л.Р.Шэрэфиеваныц "Татарстан Республикасы матбугатында XX

«

гасырныц 30-50 елларындагы репрессия темасы" дигэн диссертация

хезмэтендэ Татарстанда чыккан матбугат битлэрендэ сэяси репрессиялэр

> , 1

турындагы мэгълуматларга бэя биргэндэ, тоткыннарныц лагерьдагы язмышларына да туктала.

!

Хезмэтнец максаты - татар эдэбиятында "лагерь прозасы"ныц жанр типологиясен Ьэм поэтикасын ейрэну.

Куелган максатка ирешу ечен тубэндэге бурычлар билгелэнде: ' лагерь прозасы проблемасын яктырткан теоретик материалны гомумилэштеру Ьэм системага салу;

- XX гасырныц икенче яртысында татар "лагерь прозасы"ныц жанрлар системасын тикшеру;

- идея-тематик Ьэм стилистик узенчэлеклэреннэн чыгып, "лагерь прозасы"ныц поэтикасын тикшеру; 1

- сэнгать чараларын ейрэну (сюжет-композицион тезелеше, образлар

бирелеше); !

<

- аерым эсэрлэрне терле яклап бэялэу аша XX гасырныц 60-90 елларында "лагерь прозасы"ныц усеш узенчэлеклэрен ачу.

Фэнни яналыгы.

Тоталитар система тээсирендэ эшлэнгэн ж;инаятьлэр турындагы эдэби эсэрлэр бары тик узган гасырныц 80-90 елларында гына денья 'курэ башлады. Матбугат битлэрендэ югарыда аталган эсэрлэрне фэнни бэялэргэ

омтылган мэкалэлэр, фикерлэр эйтелугэ карамастан, зур кулэмле махсус хезмэтлэр язу килэчэк эше булып кала килде. Шуларны истэ тотып, татар эдиплэренец тврмэ, серген, лагерь, ГУЛАГ тоткыннары турында язган эсэрлэре беренче тапкыр кицкырлы ейрэнелэ. Хезмэттэ узлэре тврмэ шартларын узган, тоткынлыкны кичергэн язучыларньщ шушы фаж;игане сурэтлэудэге жанр типологиясен Ьэм поэтикасын билгелэу куздэ тотыла. Тикшеренунен предметы Ьэм объекты. Тикшеренунец предметы - XX

гасырда татар "лагерь прозасы". Тикшеренунен, объекты - XX гасырныц

!

икенче яртысында татар эдэбиятында "лагерь прозасы"ныц формалашуы Ьэм усеш узенчэлеге. Олеге хезмэттэ тикшеру вчен, И.Салаховныц "Колыма

I

хикэялэре" фажига-хроникасы, А.Гыйлэжевнец "Йэгез, бер дога!" роман-хатирэсе, Г.Тавлинныц "Афэт" роман-трилогиясе алынды. Бер ук терле теманы яктырткан элеге эсэрлэр жанр ягыннан узенчэлекле яцгыраш ала. Осэрлэрнец Ьэрберсенэ махсус якын килеп бэя биргэндэ генэ аларныц жанрын тегэл билгелэргэ мемкин. Олеге эсэрлэрнец авторлары Ьэрберсе дэ узлэре лагерь, тврмэ шартларын узган, тоткынлык газапларын кичергэн шэхеслэр буларак, без хезмэтебездэ шушы эсэрлэрне сайлауны максатка ярашлы дип таптык. Тикшеру объекты буларак югарыда билгелэнгэн

1 I

эсэрлэрнец алынуын да шуньщ белэн ацлатабыз.

Хронологик чиклэр. Югарыда искэртелгэнчэ, хезмэттэ татар лагерь прозасынын, барлыкка килеп, XX гасырныц икенче яртысы чигендэ усешен тикшеру куздэ тотыла.

Диссертациянен теоретик Иэм методологик нигезе. Хезмэттэ эдэби текстларга тарихи-функциональ, типологик Ьэм структур принциплар; кузэту, чагыштыру, анализ, статистик методлар кулланылды.

Хезмэтнец теоретик нигезен М.М.Бахтин, И.Ильин, Н.А.Бердяев, Л.Я.Гинзбург, Г.П.Бердников, Ф.Хатипов, Д.ЗаЬидуллина кебек эдэбиятчылар, фэлсэфэчелэр Ьэм тэнкыйтьчелэрнец хезмэтлэре тэшкил итэ.

Хезмэтнен гамэли эЬэмияте. Тэкъдим ителэ торган фэнни эш - татар эдэбиятында лагерь прозасы туу, формалашу тарихын ейрэнудэ бер