автореферат диссертации по искусствоведению, специальность ВАК РФ 17.00.01
диссертация на тему:
Театральное образование Узбекистана (к вопросу воспитания национального актера)

  • Год: 1985
  • Автор научной работы: Левина, Елена Исаковна
  • Ученая cтепень: кандидата искусствоведения
  • Место защиты диссертации: Ташкент
  • Код cпециальности ВАК: 17.00.01
Диссертация по искусствоведению на тему 'Театральное образование Узбекистана (к вопросу воспитания национального актера)'

Оглавление научной работы автор диссертации — кандидата искусствоведения Левина, Елена Исаковна

Введение

Глава первая. Развитие системы театрального образования:. от студии - к институту. ► ►

Глава вторая- Подготовка актеров национальной, сцены в вузе . . . • . •> «. • •»••••<« •» ». • V

 

Введение диссертации1985 год, автореферат по искусствоведению, Левина, Елена Исаковна

Великая Октябрьская: социалистическая революция, открывшая путь к созданию и развитию советского многонационального театра, сделала; профессиональную подготовку актерских- кадров: доступной для всех- народов Советского Союза, важным звеном в системе художественного образования:.

Ныне в СССР IQ театральных, ш 3 театрально-художественных института,, II театральных, училищ; имеются актерские факультеты или отделения в некоторых консерваториях:,, где готовят актеров для театров драмы и. музыкальной комедии*. Профессиональную подготовку будущие актеры получают в Москве, в старейшем и самом крупном театральном учебном заведении страны - в Государственном институте театрального искусства им. А»В.,Луначарского /ГИТИС/,, в училище им.М.£.Щепкина при Малом, театре, в школе-сту-дш& ШШ им.М.Горького, в училище им.Б.В.Щукина при театре им. Евг. Вахтангова, в Ленинграде. - в Государственном института театра,; музыки и кинематографии им^ЦКЛеркасова; наконец,, в специальных театральных институтах. Украины,. Грузиа и другях республик.

Неатральные учебные заведения готовят кадры, способные развивать достижения и» обогащать опыт советского сценического искусства, ибо задача воспитания личности: будущего актера-гражданина. в процессе его профессионального обучение является главной для] педагогического состава институтов, училищ.и студий. В этих учебных: заведенижс закладываются основы дальнейшего роста и укрепления! театральных коллективов, связанных единством общественными творческих целей. Здесь формируются художники, способствующие идейно-эстетическому и. нравственно-этическому, развитию советского зрителя.

Подлинная идейность, гражданственность творчества, обуславливает рождение мастерства - таков принцип советской- театральной школы. Поэтому профессиональное обучение будущих, деятелей театра.искусству воплощения] роли, создания образами спектакля в целом, неотделимо от воспитания у студентов: передового мировоззрения!, от гармонического развития каждого из них как личности. Единство мировоззренческого, эстетического и этического начал - такова основа всей воспитательной работы в советских, театральных, учебных: заведениях.- Это готовит молодых, актеров, окончивающих эти заведения*, к борьбе за высокие общественные идеалы, воспитывает их. как, представителей великой сценической, культуры.

Советская^ театральная школа опирается на замечательные традиции русского театра, заложенные еще во времена. Федора Волкова и! продолженные в искусстве М.Щепкина и И.Садовского, М-Ер-моловой и А.Ленского, К.Варламова и: В.Давыдова, и еще многих выдающихся мастеров.

Эти традиции сделались исходными в гигантской, работе К.С.-Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, как реформаторов русской сцены, в создании! К.С.Станиславским его системы. Применение этой, системы, ставшей фундаментом учебного процесса, в театральных, учебник, заведениях, обусловило его плодотворность, многократно подтвержденную самой жизнью. Отсюда - общность в развитии: практики обучения, идентичность методов преподавания в разных, учебных заведениях. Однако, наличие этой, общности и идентичности не ведет к стиранию всех особенностей: процесса. Доказавшие свою жизненную силу общие принципы образования применяв ются в учебных заведениях республик с учетом своеобразия национальной, культуры их коренных народов, традиций, национальных, исполнительских школ.

В воспитании, актеров принимают участие ведущие художники советской сцены; театр стремится передать своей смене все то, чем он дорожит и гордиться. Естественно, что самобытность дарований! и творческие индивидуальности педагогов, возглавляющих актерские: группы, определяют устремления; будущих, мастеров — их вкусы и пристрастия уже. с начала обучения. Среди воспитателей: поколений советских-актеров были такие выдающиеся маетера-актеры, как Л.М.Леонидов, М.М.Тарханов, В.Н.Пашенная, выдающиеся: режиссеры А.ДЛопов, Н.,М.Горчаков, FH.Симонов. Много энергии; воспитанию деятелей- сценического искусства отдают сегодня наши-виднейшие режиссеры и театральные педагоги - Г.А.Товстоногов,, МЛ.Кнебель,. А.А.Гончаров, G.Н.Ефремов.

Богатство палитры советского театрального искусства во многом определяется: его многонациональной природой*. Советский театр представлен различными культурами народов СССР, каждая: из которых, вносит свой вклад в искусство всей, страны.

На июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС в докладе К^У.Яернен— ко указывалось на необходимость "всесторонне анализировать тенденции расцвета и сближения наций, находить, такие формы работы, которые открывают еще больший простор взаимообогащению культур, наших, народов и:. *

Глубокое изучение закономерностей, взаимодействий художественных; культур народов Советской страны — процесса, который ста-г

Г. Материалы. Пленума Центрального. Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года. М., Политиздат, 1983, с. 59. новится! все более интенсивным и масштабным, - является- сейчас одной, из самых актуальных задач искусствоведческой науки.

Понятно, что развитие каждой национальной, художественной культуры прямо зависит от системы, профессиональной- подготовки художественно одаренной молодежи. Но какова эта система? Какие, социальные, методологические, эстетические принципы положены в ее основу? Как функционирует она? Какова ее реальная продуктивность в процессе обогащения духовных ценностей, общества? - Без ответов на все эти вопросы выяснение закономерностей взаимодействия национальных искусств, образующих, целостную, единую советскую художественную культуру невозможно.

Немаловажное значение в связи: с этой, проблемой приобретает исследование структуры и опыта систем художественного образова*-ния в стране, в том числе и образования театрального.

Поистине колоссальной была та работа по формированию новой, творческой, интеллигенции, которую партия, коммунистов развернула с первых дней Октября. Советская система: художественного образования складывалась как система^ действительно демократическая, имеющая своей целью дать профессиональную подготовку талантливым людям из народа. В Проекте постановления Совета На— родных. Комиссаров "0. приеме в высшие учебные заведения РСФСР" В.И.Ленин писал: "СНК поручает Комиссариату народного просвещения: подготовить немедленно ряд постановлений и шагов для того, чтобы, в. случае если число желающих поступить в высшие учебные заведения превысит обычное число вакансий*, были приняты самые экстренные меры, обеспечивающие возможность учиться для всех желающих, и никаких не только юридических., но и фактических привилегий-для имущих классов не могло быть. На первое место, безусловно, должны быть приняты лица из среды пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком размере стипендии".

Этот ленинский принцип, положенный в основу всей советской системы специального образования;, определил подлинно, народный характер художественного обучения и воспитания в нашей стране.

Являясь производным ленинской культурной- революции, советская система художественного образования, однако, в силу своей специфичности, уникальности и особых в каждом случае исторических обстоятельств, складывалась в стране не одновременно) и в процессе преодоления противоречий. В первую очередь это относится к восточным окраинам бывшей царской империи.

В книге "Торжество ленинских идей: культурной революции в Узбекистане"^ сформулированы те сложные задачи, какие должна была разрешить культурная революция в Туркестане. Вот их. перечень.

I. Подъем общего культурного уровня масс., Для атого необходимо было почти все начинать сначала: создавать советские школы вместо религиозных: мактабов, готовить кадры учителей, развертывать сеть культурно-просветительных учреждений,/клубы, библиотеки и т.д./, расширять книгопечатание и периодическую печать.

2. Поднять до современного уровня театральное и изобразительное искусство, художественную литературу/и музыку. ""

1. В-И. Ленин о культурной революции. Изд. 2. М., 1971, с. 182.

2. Торжество ленинских, идей- культурной революции в Узбекистане. Ташкент, 1970:, с. 55-56.

3. Постепенно и последовательно перестроить основы быта, нравов и традиций, вытеснив из жизни народных масс феодально-патриархальные порядки, развивая социалистические начала.

4. Умело и гибко проводить борьбу против феодально-клерикальной и буржуазной идеологии, вытеснить ее из сознания трудящихся. и превратить социалистическую идеологию пролетариата в единое содержание национальной культуры узбекского народа.

Вести последовательную политику поддержки представителей! просветительства, оказывая им помощь в переходе с позиции гуманизма и демократизма на позиции большевизма, социализма.

6. На основе достигнутых успехов подготовить условия для формирования, коммунистической, культуры.

Естественно, что в условиях, когда одновременно осуществлялись задачи столь огромного масштабам такой социальной сложности, создание системы художественного образования, в Туркестане не могло произойти путем простого декретирования. Подобная система, могла возникнуть, сформироваться-: только на основе быстрых успехов на всех участках, социалистического переустройства общества, которое вчера еще жило по феодально-религиозным законам.

Отсюда понятно, почему, к примеру, первое театральное учебное заведение в Узбекистане - Государственный театральный техникум Наркомпроса УзССР им.Г.Лахути было организовано лишь на, пятнадцатом году советской власти,, а театральный вуз — только в 1945 году. До середины 70-х гг. Ташкентский театрально-художественный институт им.А-Н.Островского оставался единственным учебным театральным заведением в Средней. Азии и Казахстане и только потом начали организовываться! родственные вузы искусств в других республиках, региона.

Необходимо помнить и следущее.

На протяжении целых столетий, господствовавшая в крае идеол логия ислама вообще отрицала правомерность таких форм художественного творчества, которые воспроизводили бы жизнь в формах, живой, жизни. Воспроизведение живых образов-портретов, имитация человеческих форм бытия исключались из сферы искусства как дело абсолютно запретное. Это не могло не затруднять развитие театральной культуры узбеков * казахов, таджиков,, киргизов, туркмед,, каракалпаков.

В недрах местной традиционной художественной, культуры в течение столетий: формировалось особое литературно-драматическое и театрально-исполнительское искусство, в общем именуемое узбекским традиционным театром. Театр этот играл большую роль в удовлетворении эстетических, потребностей, трудящихся масс и: являлся^ проводником прогрессивных демократических идей;, своеобразной; школой.идейно-нравственного воспитания! народа. В силу того, что традиционный театр был бродячим, площадным и находился практически на полулегальном положении, он выработал свой особый образный стиль и язык. Театр сформировал и школу свою, разработанную систему обучения] и воспитания актера - систему наставничества и ученичества. Театр этот выработал традиции — в том числе традицию уважения в массах- профессии актера, и требований, к мас?-терству. Естественно, они были; использованы в советское времш, способствовали развитию талантов и самой привычке к сценическому искусству.

Культурная революция в Советском Туркестане выдвинула задачу создания;нового профессионального государственного театра, национального по форме и социалистического по содержанию. В ее решении важнейшая роль отводилась профессиональной, учебе, театральному образованию, понимаемому, прежде всего как систематизированный процесс овладения искусством психологического реализма*

Передовые деятела театрального искусства республики хорошо понимали необходимость перехода на рельсы профессионализма, соответствующего требованиям времени и опиравшегося на формы, опыт европейского театра. Характерно в этом смысле высказывание Марии Кузнецовой - узбекской, актрисы, русской, по национальности о режиссерско-педагогической деятельности Хамзы Хаким-заде йш-зи:, " На всю жизнь мне врезалась фраза, которую сказал мне Хам-за на одной из первых репетиций. Пожалуйста, не играйте для зрителей, и, пожалуйста, не играйте для себя - все ваше внимание должно быть сосредоточено на партнере, это его вы должны убедить в том, о чем вы говорите".^ Данное принципиальное требование великого театрального деятеля, относящееся к I9I9-I920 гг., показывает, что изначальные принципы сценического реализма были: узбекским актерам того времени не знакомы- И не случайно: в начале 20-х годов молодая советская художественная интеллигенция: республики еще не обладала тем духовным потенциалом, который позволял подняться на уровень освоения: опыта.европейской театральной, культуры.

Вместе с тем узбекскому театру как воздух;, нужны были профессионально подготовленные актеры и режиссеры. Их начали воспитывать в Москве и Баку.

Постепенное укоренение в советской: узбекской^ театральной, культуре эстетики реалистического актерского исполнительства: и режиссуры было важнейшей предпосылкой- для создания: театраль-1. хамза Хаким-заде Нияви. Избранное. Ташкент, 1959, е. 345. ного института. Такой институт должен был умело решить задачу подготовки не только узбекских, но и местных русских, а, кроме того, казахских., таджикских,, киргизских, туркменских, каракалпакских, уйгурских, корейских театральных кадров. В 1945 г. по решению Совнаркома. Союза ССР и: Совнаркома УзССР в Ташкенте открылся Государственный институт театрального искусства /ГИТИС/-**, которому; вменялась обязанность воспитывать актеров, режиссеров, театроведов.^ Преподавательский состав института состоял из ведущих местных и привлеченных, специалистов /русских, узбеков, украинцев и т.д./; в него входили бывшие студийцы Москвы и Баку.

Таким образом, новое учебное заведение явилось своеобразным "перекрестком" различных национальных культур. Уже сам этот факт означал возникновение сложной эстетико-педагогичес-кой. проблемы. Так в рамках Ташкентского театрального, института, переименованного впоследствии в театрально-художественный, возникла. еще одна - специфическая - грань взаимодействия и взаимовлияния национальных: художественных культур.

Становление и развитие узбекского советского сценического искусства, как неотъемлемой части многонациональной- театральной культуры нашей: страны, исследовано в соответствующих главах шеститомной "Истории советского драматического театра, в труде "Узбекский советский: театр"/книга первая/, в трудах М.Рахманова,. М.Кадырова, 0;.Кайдаловой /Олидор/, Т.Турсунова,

Г. Ныне Ташкентский театрально-художественный институт им. JUH.Островского-2. Распоряжение Совнаркома1 Союза ССР от 14 февраля 1944 г

Jfc 3108-р. Архивный отдел Ташгорисполкома^ ф.360, оп.1, ед.оср. I, с» I.

Я.Фельдмана,, Г.Уваровой, Э-Исмаилова, Л.Авдеевой, В*Дьяченко и других специалистов.^Однако эти труды дают лишь фрагменты общей истории формирования системы театрального образования в Узбекистане, так как цели и задачи их авторов были иными и каждый, из упомянутых авторов проблему затрагивал лишь в контексте своих конкретных задач.

Если деятельность Московской студии и отчасти Бакинской. изучена, то о Ташкентском театральном техникуме им.Г.Лахути и Ташкентском театрально-художественном институте написано очень мало.

Здесь можно отметить только труды старейших педагогов института, и в первую очередь две книги профессора И.В.Радуна, работавшего в этом вузе со дня его основания и заведовавшего долгие годы кафедрами /в основном актерского мастерства/. Это книги: "Рождение актера" /Ташкент, 1963/ и "Путь к сцене" /Ташкент, 1983/. В обеих обобщен индивидуальный опыт педагога, конкретно, на многих примерах раскрыта методика преподавания с учетом национального характера студентов, традиций их культуры. Надо упомянуть и труды других педагогов - полумемуарного характера.до

I. Узбекский советский, театр. Кн.Г. Ташкент,. 1966; Рахманов М. Хамза и узбекский театр- Ташкент, I960;. Кадыров М. Узбек, те-атри анъаналари. Тошкент, 1976; Олидор 0./Кайдалова/ В борьбе за сценический реализм., М.,, 1957; Турсунов Т. Октябрьская революция и. Узбекский театр. Ташкент, 1983; Фельдман Я. Характер народа и сценические образы. Ташкент, Г962; Уварова-Г. Узбекский драматический театр. Очерки истории. М-, 1959; Исмаилов Э. Маннон Уйгур. Ташкент, Г983;: Авдеева Л., Дьяченко В. Театральное искусство Узбекистана в материалах, документах; и фотографиях. /1917-1927 гг-/, рукопись. цента Н.И.Тимофеевой, и теоретического доцента В„Н.,Сувдуковой, но пока еще, к сожалению, не опубликованные.

Между тем отсутствие обобщающих работ отрицательно сказывается на осмыслении пути, пройденного узбекской советской, сценой и, в немалой степени, мешает выявлению закономерностей, общих для генезиса.' национальных театральных культур среднеазиатского региона.

Именно это обстоятельство и определило выбор автором темы данного исследования.

Поэтому надо считать, что тема эта актуальна- Идейно-нравственные качества спектаклей, сила их воспитательного воздействия, в конечном счете, зависят от меры таланта актера и уровня его профессиональной подготовки. А эти параметры неразрывно связаны со специальной школой /театральным училищем или институтом/, которую прошел актер. Она, эта школа, сначала отбирает одаренных молодых людей, а затем, руководствуясь определенными художеств енно-педагогическими принципами, воспитывает в них художников сцены.

Вот уже сорок лет актеров для 21 национального театра готовит ТТХИ им.JUH.Островского. И очевидно: чтобы верно оценить нынешний уровень узбекского театрального искусства, осмыслить истоки и характер современных его исканий, обнаружить их внутреннюю связь с предшествующим художественным опытом, необходимо знать, с каким идейно-эстетическим запасом приходят молодые актеры в театр; какие творческие принципы усвоены ими и привиты им, каков их профессиональный- потенциал, диапазон. Иными слова-мш, возникает насущная потребность исследования той школы, которую они прошли в стенах вуза - школы, имеющей уже давние, развивающиеся традиции.

Необходимость такого исследования тем более ясна, что оно позволит существенно обогатить общую картину становления и развития театральной культуры Узбекистана.

Цель настоящей работы - показать последовательность и исключительную эффективность политики Партии и Советского государства в строительстве социалистической- культуры Узбекистана; проанализировать процесс становления и развития: театрального образования в республике со всеми его сложностями и противоречиями, раскрыть роль видных мастеров театра и театральной педагогики России и Азербайджана в профессиональной- подготовке узбекских актерских кадров; проследить эволюцию театральной, педагогики как процесс формирование методики обучения актеров, на основе системы К.С. Станиславского; выявить специфические особенности процесса обучения искусству психологического реализма в условиях многонациональной творческой среды.

Научная новизна исследования состоит, во-первых, в том, что целостное изложение истории театрального образования и театральной педагогики в Узбекистане предпринимается впервые, а, во-вторых, в цели автора входит рассмотрение театральной школы как источника и фундамента, последующих художественных, исканий:, вбирающих в себя множественность жанрово-стилевых мотивов и кра-г сок современного интернационального театрального процесса.

Практическая ценность данной диссертации видится- в том, что она содержит систематизированный материал, который может быть использован при создании; новых трудов по истории театрального образования и сценического искусства.республик региона, а. также по истории культурной революции в Средней^ Азии;: может послужить также основой для чтения спецкурса в вузе. Включенные в работу конкретные примеры эффективных педагогических, методов, приемов и средств, обучения, воспитания3актеров могут обогатить практику преподавателей, театральных вузов и институтов культуры.

Методологической:, основой диссертации явились принципы марксистско-ленинской, эстетики и историографии; решения партии; по вопросам развития системы высшего образования, проблемам, искусства, воспитания творческой интеллигенции, а также партийные и государственные директивные документы, касающиеся7изучаемой проблемы. Серьезной идейно-методологической, опорой диссертанта в изучении театрального образования в Узбекистане, в рассмотрении его как развивающегося организма, имеющего серьезные идеологические задачи, явились материалы ЮШГ,, ХИ, ХХУ1 съездов КПСС, июньского /1983 г./ и других Пленумов ЦК КПСС, где было уделено большое внимание вопросам художественной: культуры зрелого социализма.

Источниками для исследования явились архивные документы партийных органов, ЦГАЛИ, ЦГТА, ЦГА УзССР, Министерства культуры УзССР:, Уз ТО, Архивного отдела Ташгорисполкома, материалы института искусствознания им.Хамзы Хаким-заде Ниязи, Ташкентского театрально-художественного института им. АЛ-Островского, Государственного академического театра им.Хамзы* Государственного узбекского театра музыкальной драмы и комедии им.Мукими.» Кроме этого использованы материалы собственных бесед с ветеранами узбекской сцены,, со старейшими театральными педагогами. Существенную помощь автору оказали выпускники Государственного театрального техникума Наркомпроса УзССР им.Г.Лахути, Таш

ГСкентского театрально-художественного института им.А.Н.Островско-го.

Естественно, что большой опорой для диссертанта служили труды выдающихся мастеров советского театра, начиная с К. С.Станиславского, труды его ближайших учеников и последователей. Надо отметить, что в последний период появился ряд работ, в которых изучается опыт школы К-С.Станиславского /например, книга Г. Кристи " Воспитание актера школы Станиславского", М., 1968/, а также работ, посвященных широким вопросам театральной педагогики и, в частности, воспитания актера в национальной студии. Стметим здесь книгу "Наука о театре" /Л., 1975/ - межвузовский сборник трудов с его разделом "Театральная педагогика", включающим статьи КАгамирзяна, Н.Волынкина, С.Гйппиус, Б.Зон и Т. Сойниковой и диссертацию П.Романова "Воспитание актера в условиях национальной студии /на материалах чувашских студий ГИГИС и ЛГИТМиК/.1

В первой главе диссертации - "Развитие системы театрального образования: от студии - к институту" — дается последовательное изложение историко-социального материала, рассматриваются вопросы эстетико-педагогического содержания учебы первого поколения работников профессиональной узбекской сцены. Хронологические границы обусловлены тем, что профессиональное образованнее узбекских актеров началось в 1924 г. с создания в Москве специальной студии, а национально-государственное оформление система специальной подготовки кадров узбекской сцены получает в 1945 г. с организацией. Ташкентского государственного института театрального искусства.

Г. Автореферат издан в Ленинграде в 1977 г.

Вторая глава — "Подготовка актеров национальной сцены в вузе" - охватывает материал, начиная с 1945 г. В ней театральное образование Узбекистана исследуется не только как движущаяся сила художественной педагогической системы, в которой обобщается опыт работы ведущих педагогов Института по воспитанию актерских кадров, но рассматривается также взаимодействие разнообразных интернациональных культурных компонентов.

 

Заключение научной работыдиссертация на тему "Театральное образование Узбекистана (к вопросу воспитания национального актера)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс становления театрального искусства у народов Советского Союза, не имевших профессионального государственного театра до 1917 г., был очень сложен. В мировой истории невозможно отыскать аналогии столь стремительного перехода от фольклорных., форм и любительства к современному театру. Это оказалось возможным лишь благодаря взаимодействию братских культур нашей страны, участвующих в процессе, где огромную роль сыграл богатый опыт русской театральной культуры.

Уже в 20-х годах ряд народов, не имевших до Великой Октябрьской революции профессионального театра, не только создает его, но и добивается определенных творческих успехов. А.В.Луначарский отмечал три характерные особенности развития национальных театров - "стремление создать театр на своем собственном языке в том стиле, который определился историей народа; затем, стремление подняться над узким национальным содержанием и зажечься огнем пролетарской идеологии, и, наконец, не отмежеваться от драматургии других народов, рассматривать свой национальный театр, как одну из нитей мировой театральной ткани, прошлое которой не отметается, а критически усваивается, преодолевается движением к будущему

Говоря о становлении и развитии узбекского национального театра, следует иметь в виду сугубую сложность процесса, который был обусловлен многими причинами объективного характера.

I. Луначарский А.В.Предисловие к кн.: Амаглобели С.Грузинский театр. Основные этапы развития. М., 1930, с. I.

На первых порах формирование театров шло главным образом за счет участников самодеятельности, страстно полюбивших искусство, но не имевших необходимой специальной и общеобразовательной подготовки. Традиционное народное искусство и новое самодеятельное были могучим резервом, а точнее - источником пополнения молодых театральных коллективов европейского типа. Однако этого было мало, ибо новый театр требовал от актеров серьезной профессиональной и общей подготовки.

Воспитание кадров для молодого узбекского советского театра стало проблемой номер один. И она активно решалась: в середине двадцатых годов в Москве и Баку создаются узбекские театральные студии.

3 тот период фактически не было ни одного художественного, руководителя студии, занимавшегося исключительно педагогической деятельностью; все руководители были связаны с практической работой в театрах. Поэтому каждый театральный эксперимент так или иначе становился студийным достоянием.

Начальный период шла острая полемика по вопросам методики обучения актеров разных народов в условиях традиций русской театральной школы. Ключом к разрешению большинства этих спорных вопросов стало учение К.С.Станиславского о природе актерской игры, опирающееся на познание объективных законов творчества, законов органической природы человека. Именно на основе системы К.С.Станиславского и была выработана методика настоящей стабильной подготовки актеров национальных театров страны как в самостоятельных студиях, так и в студиях при театральных учебных заведениях.

К утверждению системы Станиславского, как основы практики обучения узбекских актеров в студии не все в свое время отнеслись положительно. Среди преподавательского состава подчас раздавались голоса, утверждавшие, что такая система есть продукт русской /европейской/ театральной культуры и потому якобы непригодна для воспитания узбекских актеров, ибо может в дальнейшем привести к утрате самобытности культуры собственной нации. С апологетами подобного мнения спорил сам К.С.Станиславский в предисловии к книге "Работа актера над собой": ". То, о чем я пишу в своей книге, относится не к отдельной эпохе и ее людям, а к органической природе всех людей артистического склада всех национальностей и всех эпох".^ Главным же доказательством справедливости этих слов стала деятельность сначала узбекской студии в Москве, а затем Ташкентского театрально-художественного института.

Изучение общих и частных вопросов сценической педагогики в историческом аспекте имеет большое значение; к ним относятся сложные вопросы двуязычия, совместимости "школы" русского театрального учебного заведения и специфики узбекского народного искусства, возможности использования традиций национальной театральной культуры в учебном процессе, "вживания" выпускников студии в театральный коллектив, дальнейшая деятельность студийцев в Академическом театре драмы им.Хамзы и других театров и т.д.

Какова же должна быть специфика обучения студийцев сегодня? Можно ли выработать общие принципы подготовки или в каждом отдельном случае следует начинать с длительного практического

I. Станиславский К.С. Предисловие к кн. "Работа актера над собой". Собр.соч., т.2. М., 1954, с. 7. изучения всех особенностей культуры данного народа? - По этому поводу также существовало и существует даже сейчас не одно мнение.

Практика доказала, какой большой школой для узбекских актеров и вообще национального театрального искусства в целом явилось непосредственное общение с мастерами русского и других братских театральных культур. Особенно это проявилось в суровые военные годы. Узбекистан сумел не только пустить в ход эвакуированные предприятия, дать населению разоренных фашистами областей кров и тепло, вернуть детство тысячам сирот, но и оказать содействие в налаживании творческой жизни театральных коллективов России, Украины, других республик.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны внимание партии и государства к проблемам искусства проявилось с новой силой. В Ташкенте открылся театральный институт, и те мастера, что в военные годы работали рука об руку с эвакуированными в Узбекистан выдающимися деятелями русского и других братских театров, встали во главе первого в среднеазиатском регионе, театрального вуза.

Маннон Уйгур, Ятим Бабаджанов. Эти имена прочно соединяют историю узбекского советского театра и историю театрального образования в республике".^ Воспитанию ряда поколений театральных кадров Узбекистана и других республик отдавали свои знания., силы такие педагоги, как А.Гинзбург, Т.Ходжаев, И.Радун,Р.Хамраев, Н.Тимофеева, М.Рубинштейн, Х.Кожевников, Ш.Магзумова,. Н.Алиева, Л.Ходжаева, Н.Никифорова, А.Сайфутдинов, А.Исмаилов, Т.Исраи

I. Злотникова Т.С. Создать личность. Звезда Востока, 1976, № 2,; с. 218. лов, О.Абдураззаков, И.йсеева и другие.

Активное участие в этом процессе принимали театроведы-теоретики и историки, преподаватели общественных наук. Театроведение Узбекистана обогащало творческую практику педагогики, опираясь на свои, все возраставшие, силы, которые в то же время обогащались опытом видных специалистов Москвы.

В IS62 г. в Ташкентском театрально-художественном институте им.А.Н.Островского было организовано заочное отделение с курсами актерским, театроведческим и режиссерским, в 1973 г. - годичное подготовительное отделение актерского профиля для подготовки одаренной молодежи местной национальностей из отдаленных областей. С 1974 г. проводится систематический набор на отделение актеров кукольного театра. Позднее возникло отделение и актеров оперетты.

Наконец, надо еще раз напомнить, что в ТТХИ все время идет обучение узбекских актеров двух театральных жанров - драмы и музыкальной драмы, что требует в каждом случае строгого учета специфики.

К настоящему времени, за сорок почти лет своего существования Ташкентский театрально-художественный институт в целом решил, частью - весьма успешно, ряд сложныйх вопросов. В их числе: вопрос привлечения на актерский факультет девушек, которых когда-то родители с трудом отдавали для обучения этой профессии, считая ее чуть ли не позорной; вопрос равномерного привлечения абитуриентов из областей и одновременно "стирания" областнических различий в узбекском языке благодаря освоенной методике обучения; вопрос взаимодействия кафедр — в большей мере, конечно, профессионального профиля.

В институте давно уже налажен и имеет свои очень ценные традиции процесс совместного обучения /и плодотворного взаимо— обогащения на основе глубокого интереса к творчеству друг друга, тесного общения во внеучебное время/ разных национальных групп.

Их в институте было уже выпущено много, и причем не только среднеазиатско-казахстанскои коренной-принадлежности и русских, а еще корейских, греческих и т.д.

За последний период произошло "отпочкование" от ТТХЙ им.А.Н.Островского отделения режиссеров художественной самодеятельности в созданном в Ташкенте институте культуры. Этих режиссеров, естественно, обучают и актерскому мастерству и педагогами там являются специалисты, в основном сформировавшиеся как раз в ТТХИ. Старейший и самый сильный в регионе театральный вуз способствовал созданию других учебных заведений подобного типа - театрально-художественного в Казахстане, институтов искусств в других республиках Средней Азии, где ныне преподают ташкентские выученики.

Ширится в ТТХЙ работа по взаимообмену с вузами центральных городов страны. В последние годы Ташкент посетили и показали в учебном театре местного вуза студенты-актеры из ленинградского /ДГИТМиК/ и училища им.Б.В.Щукина при театре им. Евг.Вахтангова. В свою очередь студенты Ташкента показывали спектакли в Москве и Ленинграде.

Ценной формой обогащения опытом сделалось приглашение в Ташкент видных педагогов-мастеров, и не только привлекаемых в качестве председателей ГЭК. Специально или же в связи с гастролями своих коллективов в ТТХИ им.А.Н.Островского приезжа— ли, вели показательные занятия, демонстрировали новейшую методику, проводили консультации такие видные педагоги, как З.Корогод-ский, В.Остальский, А.Кацман, А.Поламишев и ряд других.

Вместе с тем перед институтом стоит еще ряд нелегких проблем, настоятельно требующих своего решения. К ним относится прежде всего проблема повышения качества выпусков. Связано решение ее со многими обстоятельствами - и не только с повышением квалификации педагогов по мастерству. Важнейшее значение приобрела работа по набору абитуриентов в областях, куда теперь институт регулярно посылает своих педагогов и где они, прямо на месте, организуют предварительные испытания. Требует еще своего решения вопрос о создании учебников и учебных пособий хотя бы на узбекском языке, учитывающих своеобразие местного материала и специфику местных задач в обучении.

Главными и определяющими в обучении студентов всех специальностей являются принципы партийности, народности и реализма в художественном творчестве, воспитание высокой идейности, убежденности, марксистско-ленинского мировоззрения.

Этой цели подчинены все виды и формы обучения в рамках учебного процесса, вся внеаудиторная работа, большая политико-воспитательная работы.

Спецификой обучения студентов в творческом вузе является то, что не только при изучении общественных дисциплин, но и при изучении специальных дисциплин у них последовательно воспитывают широту кругозора, тонкость и глубину при анализе явлений жизни и искусства, способность обобщать жизненные впечатления и воплощать их в художественных образах.

Программа профессиональной подготовки актера, как известно, предусматривает развитие творческого воображения и творческой памяти, мастерства перевоплощения, постоянную тренировку речевого аппарата, обучение музыке, пению, танцу, развитие и совершенствование пластической культуры - то есть большую индивидуальную работу с каждым студентом. В конце каждого семестра происходит публичный показ этюдов, обязательной программы по речи, вокалу, сценическому движению, курсовых или дипломных спектаклей.

Работа преподавателя, например, мастерства актера становится все более сложной, требующей больших знаний и опыта. Весьма ценно, когда мастерство актера преподает актер, имеющий опыт работы в театре. Но жизнь показывает, что при этом наиболее успешно преподавательскую работу могут вести те практики театра, которые умеют обобщить свой актерский опыт, связать его с общей методологией творчества, слить все это в единой, оригинальной, свойственной индивидуальности преподавателя методике.

Главные ошибки в учебном процессе происходят в основном на первом курсе. Педагоги бывают недостаточно внимательны, требовательны и малоизобретательны в работе над упражнениями и особенно над этюдами. Небрежность, недоработки, допускаемые на первом курсе, часто непоправимы. Ведь профессиональное воспитание начинается со шлифовки исполнения каждого упражнения или этюда до настоящего артистизма, возможного у студента первого курса. Если при этом сугубая требовательность отсутствует - исчезают творческая атмосфера, трудовое напряжение, внутренняя мобилизация физических и духовных сил; у студентов рождается безразличие и, самое страшное - надежда на счастливую судьбу посредственности.

Это - один из трудных вопросов, решение которого пока еще не обеспечено соответствующими методическими разработками.

Вероятно все-таки назрела уже необходимость пересмотра учебного плана актерских факультетов и программы по курсу мастерства актера. Действующий учебный план ограничивает возможности преподавателей в области профессиональной подготовки актеров. Он перегружен дисциплинами, дублирующими друг друга и в то же время в нем не продумана система обучения, обеспечивающая комплексное психо-физическое развитие актера, начиная с первого курса и до конца выпуска из стен вуза.

Учебный план должен точнее предусматривать создание условий для систематической тренировки тела, голоса, внимания, музыкально-ритмического воспитания и обеспечить лучшее освоение теоретических, особенно мировоззренческих дисциплин и, в частности, тесного взаимодействия всего их: цикла с дисциплинами чисто профессиональными.

В новой программе по мастерству актера очевидно необходимо более точно, нежели в ныне действующей, сформулировать материалистическую сущность самой методологии преподавания мастерства актера, подвергнуть доказательной критике антинаучные "теории" воспитания актера, дать принципиальную оценку теории "нутра", поставив во главу угла идею К.С.Станиславского: через сознательную психотехнику - к подсознательному в творчестве актера.

Необходимо внести ясность и в некоторые организационные вопросы в области театрального образования.

Театральные вузы страны еще не объединены тесно, преподаватели их редко встречаются для обсуждения методических вопросов. А если нет условий для обмена опытом, не всегда перенимаются лучшие достижения отдельных преподавателей и ценный опыт не становится достоянием всех.

Ныне безусловно требуется дальнейшее обобщение опыта всех вузов страны, в том числе и Ташкентского театрально-художественного института им.А.Н.Островского по воспитанию актерских кадров, ибо театральное образование приобретает все больший и больший идеологический смысл.

Идет борьба за умы и сердца миллионов людей на планате. И будущее человечества зависит в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы", - так отмечалось на июньском /19ЬЗ г./ Пленуме ЦК КПСС. В этой ситуации особенно насущной становится задача идеологической действенности и социальной эффективности подготовки кадров идеологического фронта, в том числе и театрального искусства.

 

Список научной литературыЛевина, Елена Исаковна, диссертация по теме "Театральное искусство"

1. Классики марксизма-ленинизма

2. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве, тт. I и 2. М.: 1967,- 564 е., 726.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т. 35, 525 с.

4. Ленин В.И. О культуре и искусстве. М.: 1956, 572 с.

5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. М.: 1969, 622 с.

6. Ленин В.И. О культурной революции. Изд. 2. М.: 1971,. 236 с.1.. Документы партии и правительства

7. Материалы XXI съезда КПСС. М.: 1959, 259 с.

8. Материалы XXII съезда КПСС. М.: 1961, 464 с. '

9. Материалы XXIII съезда КПСС. М.: 1966, 304 с.

10. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М.: 1972,, 32Q с. 5., Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: 1976, - 256 с. '

11. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: 19Ы, 223 с.

12. I. Книги, монографии, учебные пособия

13. Абалкин К.А. Система Станиславского и советский театр. М.:1950, 318 с.

14. Абдушукуров Р.Х. Октябрьская революция, расцвет узбекскойсоциалистической нации и сближение ее с нациями СССР. Ташкент: 1962, 727 с.

15. Акимов Н.П. Театральное наследие, тт. I и 2. Л.: 197й,293 е., 2Ь6 с.

16. Анастасьев А. На 45 языках. М.: 1972, 113 с.

17. Асмус В. Эстетические принципы театра К.С.Станиславского.

18. В его кн. Вопросы теории и истории эстетики. М.: 1968, 654 с.

19. Еалюнас В. По системе. В сб. режиссуры. М.: 1954, 464 с.

20. Бассаргин В., Пешонова В. Очерки истории мордовского советского театра. Саранск: 1966, 247 с.

21. Баяндиев Т.Б. Каракалпакский театр им.К.С.Станиславского.1. Ташкент: 1971, 200 с.

22. Беньяш Р.Георгий Товстоногов. Л.-М.: 1961, -191 с.

23. Берковский В. Станиславский и эстетика театра. В его кн.

24. Литература и театр. IL: 1969, 639 с.

25. Вахтангов Е.Е. Записки. Письма. Статьи. Л.-М.: 1939, 40Ь с.

26. Волынкин Н.М. Подготовка кадров для национальных театров.

27. В кн. Наука о театре. Л.: 1975, 534 с.

28. Вопросы актерского мастерства и режиссуры. Сб.научных работ. Чч. 1-2. М.: 1974, 136 е., 137 с.

29. Вопросы теории и истории театрального искусства в Узбекистане. Ташкент: 1965, 132 с.

30. Воспитание актера. Вып.2. М.: 1972, 127 с.

31. Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л.-М.: 1967, 295 с.

32. Гиппиус С. 0 сценической педагогике. В сб. Сценическая педагогика. Л.: 1973, 320 с. 16. Гиппиус С. Актерская национальная студия. В кн. Наука о155театре. Л.: 1975, 534 с.

33. Гончаров А.А. Поиски выразительности в спектакле. М.: 1959,- 151 с.

34. Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М.; 19о0, 374 е.,

35. Горчаков Н.М. Режиссерские уроки Станиславского. М.: 1951,- 564 с.

36. Горчаков Н.М. Станиславский о работе режиссеров с актерами.1. М.: I95b, 2ЬЗ с.

37. Государственный ордена Ленина узбекский театр драмы им.Хамза. Ташкент: 1957, 233 с.

38. Дейч А. Голос памяти. М.: 1966, 375 с.

39. Демидов Н. Искусство жить на сцене. /Из опыта театральногопедагога/. М.: IS65, ЗьЗ с.

40. Дикий А.Д. Избранное. М.: 1976, 435 с.

41. Дьяченко Б.П. Русский драматический театр в Туркестанскомкрае. Ташкент: 1966, IbO с. 2ь. Залесский В. Толчанов. М.: 1952, - ЬЬ с.

42. Записки о театре. М.-Л.: 1956, 255 с.

43. Записки о театре. Л.-М.: I960, 432 с.

44. Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера. М.: 197ь,- 334 с.

45. Захава Б.Е. Воспоминания. Спектакли и роли. Статьи. М.:1.b2, 401 с.

46. Захидова Н. Ташходжа Ходжаев. Ташкент: 19ь0, 16ь с.

47. Кайдалова О.Ы. Традиции и современность. М.: 1977, 296 с.

48. Калинин К.М. О коммунистическом воспитании. М.: I96b,- 103 с.

49. Караханов К. Культура советского Узбекистана. Ташкент:1957, 116 с.

50. Кары-Ниязов Т.Н. Очерки истории культуры Советского Узбекистана. М.: 1955, 560 с. ЗЬ. Кнебель М.О. Вся жизнь. М.: 1967, - 5Ь7 с.

51. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М.: 1976, 527 с.

52. Кристи Г. Воспитание актера школы Станиславского. М.: 1966,- 455 с.

53. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. Л.-М.: 1963,- 2Ь2 с.

54. Луначарский А.В. О театре и драматургии, тт. I и 2, М.:195Ь, ьЗЬ е., 707 с.43. макарьев Л. Наследие Станиславского и его система. В сб.

55. Сценическая педагогика. Ж.: 1973, 320 с.

56. Мастерство актера. Программа для актерских факультетов театральных вузов. М.: 1969, 53 с.

57. Михоэлс С.М. Статьи, беседы, речи. М.: I960, 299 с.

58. Мокульский С.С.Театральное образование. В кн. Советский театр. К 30-летию Советского государства. М.: 1947,- 640 с.

59. Наука о театре. Межвузовский сборник трудов преподавателейи аспирантов. Л.; 1975, 534 с. 4Ь. Немирович-Данченко В.И. о творчестве актера. М.: 19Ь4,- 623 с.

60. Немирович-Данченко В.И. Избранные письма, тт. I и 2. М.:1979, 60Ь е., 742 с.

61. Объединенная научная сессия посвященная 40-летию УзССР икоммунистической партии Узбекистана. Тезисы докладов. Ташкент: 1964, 316 е.

62. Олидор 0. В борьбе за сценическим реализм. №.: 1957, 510.

63. Островский А.Н. О театре. Записки, речи и письма. M.-JI.:1947, 239 с.

64. Охлопков Н.П. Всем молодым. М.: 1961, 96 с.

65. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. Ivl.: 1959,- 295 с.

66. Попов А.Д. Воспоминания и размышления о театре. М.: 1963,- 311 с.

67. Попов А.Д. Спектакль и режиссер. М.: 1972, 106 с.57. проблемы творческого воспитания актера. М.: 1959,- 166 с.5Ь. Прокофьев В. В спорах о Станиславском. М.: 1976, 36b с.

68. Пыжова О.И. Призвание. М.: 1974, 40Ь с.

69. Радун И.В. Рождение актера. Ташкент: 1963, 236 с.

70. Радун И.В. Путь к сцене. Ташкент: 1963, 216 с.

71. Рахимбабаева З.Р. Расцвет культуры в Узбекистане. Ташкент:1964, III с.

72. Рахманов М. Хамза и узбекский театр. Ташкент: I960, 319 с.

73. Саидов А. Халима Насырова. Ташкент: 1974, 112 с.

74. Советский театр. Документы и материалы. 1917-1967 гг. Л.:1968.

75. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. М.: 1953,- 763 с.

76. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч. I и 2. М.:.1951, 668 с.

77. Станиславский К.С. Собр.соч. т.4. М.: 1956, 550 е.,

78. Таиров А.Я. О театре. М.: 1970, 603 с.6S. Товстоногов Г.А. Круг мыслей. Л.: 1972, 287 е.

79. Товстоногов Г.А. 0 профессии режиссера. М.: 1965, 270 с.

80. Товстоногов Г.А. Зеркало сцены, тт. I и 2. Л.: 19о0,303 е., 311 с.

81. Торжество ленинских идей культурной революции в Узбекистане. Ташкент:. 1970, 396 с.

82. Турсунов Т. Октябрьская революция и узбекский театр. Ташкент: 1963, 192 с.

83. Уварова Г. Узбекский драматический театр. Очерк истории.1. М.: 1959, 231 с.

84. Уварова Г. Сара Ишантураева. М.: 1951, 66 с.

85. Узбекистан в годы Великой Отечественной войны. Ташкент:1966, 207 с.

86. Узбекский советский театр. Кн. I. Ташкент: 1966, 355 с.

87. Ученые записки ТТХИ. Выпуск I-II. Ташкент: 1957, 212 с.,108 с.

88. Ученые записки ТТХИ. Вып. 3. Ташкент:. 1959, 251 с.

89. Ученые записки ТТХИ. Вып. 4. Ташкент:, I960, 196 с. 81., Ученые записки ТТХИ. Вып. 5. Ташкент: 1962, - 291 с.

90. Фельдман Я.С. Характер народа и сценические образы. Ташкент: 1962, 279 с.

91. Фельдман Я.С. К вопросу о "вахтанговском" в узбекском актерском искусстве. В сб. Вопросы узбекского театра и сценической речи. Ташкент: 1967, 108 с.

92. Хамза Хаким-заде Ниязи. Избранное. Ташкент:. 1959, 354 е.

93. Эфрос А.З. Репетиция любовь моя. М.: 1975, - 319 с.1У. Журнальные и газетные статьи

94. Волкова 0. Студенческий театр. Правда Востока, 13 мая 1976.

95. Дьяченко В.П. Актеры, просветители, борцы. Звезда Востока,1963, J6 2, с. 153-150.

96. Захава Б.Е. О специфике театрального искусства. Заметки режиссера. Театр, 1953, Is 5, с. 49-60. 4. Злотникова Т.С., Ниязова Н. Создать личность. Звезда Востока,1976, JS 2, с. 218-224.

97. Ирд К. Разнообразные формы воспитания. Советская культура,1961, 18 февраля.

98. Ишантураева С. МХАТ. и узбекское театральное искусство. Правда

99. Востока, 1948, 27 октября.

100. Каган М. К вопросу о национальном своеобразии, искусства. Вопросы философии, 1958, J® I, с. II3-I25.

101. Кадыров М. Узбекская, музыкальная драма. Звезда Востока, 1974,5, с. 172-178.

102. Кадыров М. Хамза и народное искусство. Звезда Востока, 1974,10, с. 176—181.

103. Камалетдинов С. ТТХИ 30 лет. Общественные науки в Узбекистане, 1976, гё 2, с. 69-71.

104. Камалетдинов С. 30 лет спустя. Комсомолец Узбекистана, 1976,7 февраля.

105. Каюмов Ш. Истоки мастерства. Звезда Востока, 1955, № 12,с. II5-II8.

106. Левин М. О воспитании актера. Театр, 1941, № 5, с. 74-81.

107. Марьяновский Г. Критические заметки об "Ученых записках"

108. ТТХИ/. Звезда Востока, 1958, & 12,. с. 130-132.

109. Попов А.Д. О воспитании молодого актера. Театр, 1950, № 7,с. 78-82.

110. Пыжова О.И. Пути национального театра. Театр, 1957, 7,с. 71-82.

111. Радун И.В. О театральном образовании. Театр, 1968, № 8,с. 61-64.

112. Рахманов М. Интернациональные основы узбекской театральнойкультуры. Коммунист Узбекистана, 1962, № 10, с. 62-69.

113. Рахманов М. Станиславский и узбекский театр. Театральный Узбекистан, 1982, № 9-10, с. 15-22.

114. Рахманов М. Театр и время. Театр, 1969, №8, с. 46-54.

115. Рахманова Г. Ричард III. Вечерний Ташкент, 1975, 27 марта.

116. Рехельс М. Отметки и этика. Театр, 1968, Jfe I, с. 37-39.

117. Сахновский В. Воспитание актера. Литература и искусство,,1944, II сентября.

118. Товстоногов Г.А. В начале пути. Советская культура, 1965,17 июля.

119. Фельдман Я. Юность на подмостках. Правда Востока,. 1969,27 марта.

120. Фельдман Я. Традиции Вахтангова и узбекский театр. Ташкентская правда, 1958, 21 мая.

121. Уйгур М. "ревизор" на сцене театра им.Хамзы. Звезда Востока,1952,. №2, с. 120-123.1. У. Авторефераты

122. Кадыров М.Х. Традиционный узбекский театр и его место вформировании узбекского советского театра. Автореферат докторской диссертации на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Ташкент: 1975.

123. Романов П.В. Воспитание актера в условиях национальной студии. /На материалах чувашских студий ГМТИС и ЛГИТМиК/. Л., 1977.

124. Юлдашев Б. Язык и стиль произведения С.Ахмада. Ташкент,1979.